Методические рекомендации к самостоятельным работам по дисциплине "основы экономики". Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ студентами по дисциплине: «Основы экономической теории

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Талицкий лесотехнический колледж им.Н.И.Кузнецова»

по выполнению самостоятельных работ студентами по дисциплине: «Основы экономической теории »

для специальностей

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

повышенный уровень.

Введение

1. Организация и формы самостоятельной работы студентов 1.1 Понятие о самостоятельной работе студентов

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее СРС) – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, при этом носящая сугубо индивидуальный характер. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов находится в тесной взаимосвязи и логически дополняет аудиторную групповую и индивидуальную работу студента с преподавателем.

1.2. Цели, задачи, содержание и методическое обеспечение СРС

Миссия самостоятельной работы студентов: ориентирование студентов на развитие собственных познавательных навыков; формирование умения самостоятельно конструировать свои знания и свободно ориентироваться в информационном пространстве, воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля. Формализация миссии СРС осуществляется путем реализации следующих целей:

    систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

    углубление и расширение теоретических знаний;

    формирование умения работать со справочной и специализированной литературой;

    развитие познавательных способностей студентов;

    развитие исследовательских умений;

    формирование самостоятельного мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

    формирование профессиональных компетенций.

Содержание СРС – организация процесса усвоения образовательного контента учебных дисциплин и профессиональных модулей с целью формирования профессиональных компетенций во внеаудиторное время по темам/разделам тем, определенным рабочей программой для самостоятельного изучения. Результатом этого процесса должно стать успешное формирование действенной системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков студентов, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

Общий объём времени, отведённого на самостоятельную работу студентов по дисциплинам: «Основы экономической теории »

для специальности: СПО «Земельно-имущественные отношения», составляет 20часов;

для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) повышенный уровень составляет 18 часов .

Методическое обеспечение СРС осуществляется путем формирования «Методических рекомендаций к самостоятельной работе студентов». Основная цель представленных методических рекомендаций по организации самостоятельной работы – оказание помощи студентам в оптимизации процесса изучения учебного материала, закрепления и систематизации знаний. Рекомендации, содержащиеся в данном методическом пособии, позволят студентам научиться рационально планировать, организовывать и методологически правильно строить самостоятельную работу по получению основных профессиональных знаний, умений и навыков, отвечающих современным требованиям, и последующему повышению уровня приобретённых в процессе обучения профессиональных компетенций.

Формы организации СРС и перечень самостоятельных работ

Различают три уровня СРС:

Таблица. Формализованные уровни самостоятельной работы студентов

Формат уровня СРС

выполнения

Форма проявления

познавательной

деятельности

репродуктивный (тренировочный)

работы выполняются по образцу

узнавание,

осмысление

запоминание

закрепление знаний, формирование умений, навыков

реконструктивный

перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование, реферирование

анализ, синтез,
структурирование

формирование основ

самостоятельного планирования и организации учебного труда

поисковый

(проектно-творческий)

анализ проблемной ситуации на основе логики организации научного исследования

самостоятельный выбор средств и методов решения; проектная рефлексия

формирование основ проектного управления деятельностью, выработка гипотетического аналогового мышления

Основные виды занятий в процессе самостоятельной работы студентов: в зависимости от намеченной цели они могут быть следующими:

    для овладения знаниями: чтение текста основной и дополнительной литературы; составление плана текста; конспектирование текса; работа со словарями и справочниками; использование аудио- и видеозаписей; использование компьютерной техники и ресурсов сети Интернет;

    для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектами лекций; повторная работа над учебным материалом; составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и т. п.); подготовка сообщений к выступлению на семинарском занятии и конференции; подготовка рефератов, докладов; самотестирование.

    для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио - и видеотехники.

Конкретные формы внеаудиторной СРС могут быть самыми различными, в зависимости от цели, характера изучаемой дисциплины, объема часов, определенных учебным планом и программой:

Предлагается следующий алгоритм выполнения самостоятельной работы:

Подготовка Рефератов, сообщений, докладов по изученным темам.

1.Реферат - доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

Тематика рефератов разрабатывается преподавателем дисциплины и предоставляется студентам заранее.

Реферат выполняется на листах формата А4 в компьютерном варианте. Поля: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 3 см, левое – 1,5 см, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал – 1,5, абзац – 1,25, выравнивание по ширине. Объем реферата 13-15 листов. Графики, рисунки, таблицы обязательно подписываются (графики и рисунки снизу, таблицы сверху) и располагаются в приложениях в конце работы, в основном тексте на них делается ссылка. Например: (см. приложение (порядковый номер).

Нумерация страниц обязательна. Номер страницы ставится в левом нижнем углу страницы. Титульный лист не нумеруется и оформляется в соответствии с Приложением (см. приложение 1).

Готовая работа должна быть скреплена папкой скоросшивателем или с помощью дырокола. Работы в файлах, скрепленные канцелярскими скрепками приниматься не будут.

Рефераты сдаются преподавателю в указанный срок.

Реферат не будет зачтен в следующих случаях:

а) при существенных нарушениях правил оформления (отсутствует содержание или список литературы, нет сносок, номеров страниц и т.д.)

б) из-за серьезных недостатков в содержании работы (несоответствие структуры работы ее теме, неполное раскрытие темы, использование устаревшего фактического материала).

Возвращенный студенту реферат должен быть исправлен в соответствии с рекомендациями преподавателя.

Студент, не получивший зачет по реферату, к экзамену или зачету не допускается.

При написании реферата необходимо следовать следующим правилам:

    Раскрытие темы реферата предполагает наличие нескольких источников (как минимум 4-5 публикаций, монографий, справочных изданий, учебных пособий) в качестве источника информации.

    Подготовка к написанию реферата предполагает внимательное изучение каждого из источников информации и отбор информации непосредственно касающейся избранной темы. На этом этапе работы важно выделить существенную информацию, найти смысловые абзацы и ключевые слова, определить связи между ними.

    Сведение отобранной информации непосредственно в текст реферата, должно быть выстроено в соответствии с определенной логикой. Реферат состоит из трех частей: введения, основной части, заключения;

    а) во введении логичным будет обосновать выбор темы реферата.
    актуальность (почему выбрана данная тема, каким образом она связана с современностью?);

    цель (должна соответствовать теме реферата);

    задачи (способы достижения заданной цели), отображаются в названии параграфов работы;

    историография (обозначить использованные источники с краткой аннотаций – какой именно источник (монография, публикация и т.п.), основное содержание в целом (1 абз.), что конкретно содержит источник по данной теме (2-3 предложения).

б) в основной части дается характеристика и анализ темы реферата в целом, и далее – сжатое изложение выбранной информации в соответствии с поставленными задачами. В конце каждой главы должен делаться вывод (подвывод), который начинается словами: «Таким образом…», «Итак…», «Значит…», «В заключение главы отметим…», «Все сказанное позволяет сделать вывод…», «Подводя итог…» и т.д. Вывод содержит краткое заключение по параграфам главы (объем 0,5 – 1 лист). В содержании не обозначается.

в) заключение содержит те подвыводы по главам, которые даны в работе (1-1,5 листа). Однако прямая их переписка нежелательна; выгодно смотрится заключение, основанное на сравнении. Уместно высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему.

    Список использованной литературы . В списке указываются только те источники, на которые есть ссылка в основной части реферата. Ссылка в основном тексте оформляется в квадратных скобках в самом тексте после фразы. , где первая цифра № книги по списку использованной литературы, вторая цифра - № страницы с которой взята цитата.

    Библиографическое описание книги в списке использованной литературы оформляется в соответствии с ГОСТ, (фамилия, инициалы автора, название работы, город издания, издательство, год издания, общее количество страниц).

    При использовании материалов из сети ИНТЕРНЕТ необходимо оформить ссылку на использованный сайт.

Рузавин Г. И. Научная теория: Логико-методологический анализ.- М.: Мысль, 2008. - 237 с.

Планирование, организация и управление транспортным строительством/А. М. Коротаев, Т. А.Беляев и др.; под ред. А. М. Коротаева. – М.: Транспорт, 2009. - 276 с.

Методологические проблемы современной науки / Сост. А. Т. Москаленко.-М.: Политиздат, 2006. - 295 с.

Непрерывное образование как педагогическая система: сб. науч.тр./ Научно-исслед. НИИ высшего образования/ Отв.ред. Н. Н. Нечаев.- М.: НИИВО, 2005. - 156 с.

Статья из газеты или журнала

Егорова Е. Портрет делового человека/ Е.Егорова //Деловой мир. – 2013.- №6. - с. 12-13.

2.Учебное сообщение, доклад - это письменное сообщение с целью познакомить слушателей с определенной темой.

Требования к структуре сообщения

    Титульный лист;

    Основная часть;

    Список источников информации.

Требования к оформлению сообщений и докладам

    Сообщения и доклады оформляют на листах формата А4 (210х297), текст печатается на одной стороне листа через полтора интервала;

    параметры шрифта: гарнитура шрифта - Times New Roman, начертание - обычный, кегль шрифта - 14 пунктов, цвет текста – авто (черный);

    параметры абзаца: выравнивание текста – по ширине страницы, отступ первой строки - 12,5 мм, межстрочный интервал - полуторный;

    поля страницы для титульного листа: верхнее и нижнее поля – 20 мм; правое и левое поля – 15 мм;

    поля всех остальных страниц: верхнее и нижнее поля – 20 мм, размер левого поля 30 мм, правого – 15 мм;

    страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту;

    нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе и на странице «Содержание» номер страницы не указывается, нумерация указывается с цифры 3 (с третьей страницы);

    текст основной части разбивают на разделы, подразделы, пункты и подпункты;

    каждый новый раздел начинается с новой страницы;

    разделы, подразделы, пункты, подпункты нумеруют арабскими цифрами;

    размер основной части сообщения составляет 10 страниц;

    разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах излагаемого материала и обозначаться арабскими цифрами, в конце номера раздела точку не ставят (например, 1);

    заголовки каждой структурной части сообщения задания (например, содержание и т.д.) и заголовки разделов основной части следует располагать в середине строки и печатать прописными буквами без подчеркивания и без точки в конце;

    заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, кроме первой. Точка в конце заголовка не ставится

    все заголовки выделяются жирным шрифтом. Заголовок первого уровня - 16 шрифт. Заголовок второго уровня - 14 шрифт. И заголовок третьего уровня - 14 шрифт, курсив;

    иллюстрации (рисунки, схемы, графики) и таблицы, которые размещаются на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц;

    иллюстрации необходимо помещать непосредственно после первого упоминания о них в тексте или на следующей странице;

    таблица располагается непосредственно после текста, в котором она упоминается в первый раз или на следующей странице;

    таблицы нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах раздела;

    примечания помещают в тексте при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации;

    пояснения к отдельным данным, приведенным в тексте или таблицах, допускается оформлять сносками;

    формулы и уравнения располагают непосредственно после их упоминания в тексте, посередине страницы;

Титульный лист сообщения и доклада

    оформление титульного листа сообщения идентично оформлению титульного листа реферата.

Оформление списка используемой литературы

    список литературы должен быть свежим, источники 5-7 летней давности, редко можно использовать ранние труды, при условии их уникальности;

    список используемой в работе литературы располагается в алфавитном порядке:

Источники указываются в следующем порядке:

Законодательная литература, если есть;

Основная и периодическая;

Интернет- источники, если есть.

Выполнение конспе кта основных терминов и определений .

Выполнение конспекта основных терминов и определений по теме осуществляется студентов путем занесения их в тетрадь.

Настоящее пособие предназначено для выполнения студентами самостоятельной работы и предназначено для дневного и заочного обучения дисциплины: «Основы экономической теории » по специальности:

21.02.05 « Земельно-имущественные отношения»;

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) повышенный уровень;

При изучении данной дисциплины

Студент должен:

Иметь представление:

О роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной образовательной программы по специальности, содержании дисциплины, ее задачи.

Для выполнения самостоятельной работы студента по данной дисциплине, необходимо:

Завести тетрадь, куда после изучения темы, студент будет заносить основные термины и определения, относящиеся к изученной теме;

Готовить сообщение по теме;

Решать предложенные задачи;

Строить графики кривых;

Выполнять предлагаемы тесты;

Готовить видеоматериалы;

Готовить рефераты и обеспечивать их защиту.

Введение.

Студент должен

иметь представление:

О роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения профессиональной образовательной программы со специальности.

Предмет, метод, структуру, функции общей экономической теории.

Студент должен знать:

Фазы производства;

Фазы воспроизводства;

Сущность потребностей;

Производство – это процесс создания полезного продукта.

Воспроизводство, его фазы: простое и расширенное, Экономическое производство, понятие экономической эффективности. Материальное и нематериальное производство. Элементы процесса труда. Производство – основа жизни человеческого общества.

Ресурсы и факторы производства, их классификация. Противоречия системы «Ресурсы-потребности» и механизм их разрешения.

Экономическая система, ее типы, ИХ отличительные черты, достоинства и недостатки.

Студент должен знать:

Основные вопросы экономики; понятие экономической эффективности.

Строить кривую производственных возможностей и анализировать точки на кривой, внутри и вне ее.

Три основных вопроса экономической теории ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? Проблема оптимального выбора. Вмененные издержки.

«Кривая производственных возможностей» и методологическое значение.

Эффективность экономики как экономическая категория. Критерий Парето-эффективности.

Производственные возможности в российской экономике.

Практическое занятие.

Студент должен знать:

Характеристику производительных сил и производственных отношений, формы и виды собственности в России.

Анализировать исторические типы и виды собственности.

Производительные силы общества как материально-вещественная сторона производства. Показатели развития производительных сил. Производительность общественного труда как интегральный показатель прогресса производительных сил общества.

Производственные отношения как общественная форма производства. Показатели развития производственных сил. Производительность общественного труда как интегральный показатель прогресса производительных сил общества.

Раздел 2. Микроэкономика.

Тема 2.1. Сущность рынка. Основные Элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Студент должен:

Иметь представление:

Об обмене общественного разделения труда- о рынке как развитой системе отношений товарно-денежного обращения;

О видах рынка, о его признаках, принципах и функциях;

Об основных элементах рынка – товаре, цене, спросе, предложении;

О товаре, как экономической категории;

О стоимости и цене товара;

О полезности товара и теории « предельной полезности»;

О цене как рыночной форме стоимости и ее денежном выражении;

О сущности и функциях денег;

О законе денежного обращения и уравнении И.Фишера;

О спросе и предложении;

О рыночном равновесии;

О равновесной цене и ее значении.

Строить кривые спроса и предложения;

Анализировать воздействие неценовых факторов на спрос и предложение товаров.

Практические занятия.

Студент должен

Закон стоимости и его функции;

Суть конкуренции и ее черты;

Положительные и отрицательные аспекты монополии.

Закон стоимости в механизме рынка. Трансформация стоимости в рыночную цену. Сущность принципа «Невидимой руки» рынка. Конкуренция и монополия модели современного рынка. Антимонопольная политика.

Студент должен

иметь представление:

О потребительском равновесии;

Об «Эффекте замещения»;

Об «Эффекте дохода»;

Строить бюджетную линию и кривую безразличия;

Определять точку максимальной полезности.

Рациональность потребителя и свобода выбора. Понятие « потребительского равновесия», «эффекта замещения», «эффекта дохода». Бюджетная линия и кривая безразличия.

Практическое занятие.

Студент должен

иметь представление:

Об особенностях рынков труда и земли;

Виды факторов производства и виды доходов, получаемых за использование факторов производства;

Зависимость между ценой земли и ставкой процента.

Различать дифференциальную и абсолютную ренту, основной и оборотный капитал.

Особенности рынка труда. Цена труда. Номинальная и реальная заработная плата.

Механизм равновесия на рынке труда.

Рынок капитала. Капитал – одна из ключевых экономических категорий.

Основной и оборотный каптал. Понятие процентного дохода. Субъекты спроса на капитал и предложение капитала. Равновесие на рынке капитала.

Рынок земли. Особенности земли как фактора производства. Землевладение и землепользование. Рента. Дифференциальная и абсолютная рента.

Равновесие на рынке земли. Цена земли.

Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя как «остаточный доход».

Практическое занятие.

Студент должен

иметь представление:

О рынке и государстве;

Об экономических функциях государства и инструментах государственного регулирования;

О фискальной и денежной политике;

О социальной политике и политике регулирования доходов;

О внешней экономической политике;

О проблемах регулирования экономике в ходе реформ в России.

Студент должен

иметь представление:

О влиянии изменения спроса и предложения на денежном рынке на величину валового национального продукта;

О сущности денежной системы и законе денежного обращения.

Денежная система. Денежное обращение и его проблемы. Закон денежного обращения. Денежная масса и ее показатели.

Механизм функционирования денежного рынка. Влияние изменения спроса и предложения на денежном рынке на величину ВВП. Кейсианская и монетаристическая оценки роли государства в регулировании денежного рынка.

Студент должен

Понятие кредитной системы и принципы кредита.

Функции Центрального банка России в кредитной системе.

Понятие финансов и государственного бюджета;

Функции налогов и принципы налогообложения;

Кривую Лаффера.

Макроэкономическое регулирование экономики посредством бюджетно-налоговой политики государства.

Студент должен

Сущность инфляции, ее причины и типы.

Определять типы и уровень инфляции;

Инфляция: причины и формы проявления. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Главная причина инфляции. Уровень и темпы инфляции. Особенности антиинфляционной политики в России.

Практическое занятие.

Студент должен

иметь представление:

Об основных направлениях социальной политики государства в современных условиях;

О доходах и денежном содержании;

О заработной плате и ее связи с ценами;

О прибыли и основных направлениях ее распределении и перераспределении;

О « кривой Лоренца» и «коэффициенте Джини»;

О государственном регулировании доходов и понятии «потребительская корзина».

О главных источниках денежных доходов – заработная плата, доходы от собственности, социальные выплаты.

Практическое занятие.

Студент должен

иметь представление:

О мерах государства по регулированию занятости и оказанию помощи безработным.

Сущность, виды, измерение и издержки безработицы.

Безработица: сущность. Формы, последствия. Измерение безработицы. Закон Оукена.

Государственная политика занятости граждан в условиях рынка. Компенсационные выплаты. Индексация доходов.

Студент должен

Основные направления экономической реформы в России.

Анализировать основные направления экономической реформы в России4

Сущность переходного периода в России;

Развитие предпринимательства, приватизация, демонополизация, формирование рыночной инфраструктуры. Развитие отношений собственности;

Распределение доходов и социальная политика;

Возможности преодоления системного и структурного кризиса в России.

Студент должен

иметь представление:

О необходимости международной интеграции;

Об основных формах мировых экономических отношений и международной торговле;

О государственном регулировании валютного курса;

О месте и роли России в мировом хозяйстве.

    Виды учебной самостоятельной работы.

Введение.

Аудиторная работа: Активное слушание лекций.

1. Подбор учебной литературы –

    Учебник «Основы экономической теории» Куликов Л,М,2012г.

    Учебник «Экономическая теория» Слагода В.Г.2013 год.

Раздел 1. Общие проблемы экономической теории.

Тема 1.1. Производство и экономика.

Аудиторная работа:

    Активное слушание лекций и комментирование основных положений.

    Заполнить в тетрадь сведения в форме таблицы об основных экономических системах и их сравнительных характеристиках.

Вне

      Конспектирование в тетрадь из учебников основных терминов и определений по теме.

Тема 1.2. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    Проработка материалов темы по учебникам.

    Подготовка к практической работе «Построение кривой производственных возможностей и анализ на кривой, внутри и вне ее.

Тема 1.3. Собственность как основа производственных отношений.

Аудиторная работа:

    Активное слушание лекции, развитие теоретического и профессионального мышления, умения обобщать материал на научном и профессиональном языке.

    Сформулировать выводы о формах собственности.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    Выполнить конспект в тетрадь основных терминов и определений по теме.

    Подготовить сообщение «Многообразие форм собственности – основа переходной экономики к рынку».

Раздел 2. Микроэкономика.

Тема 2.1. Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Аудиторная работа:

    Активное слушание лекции.

    Формулировка выводов и обобщений.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    Выполнить конспект основных терминов и определений по теме.

    Подготовиться к выполнению практических занятий:

Аудиторная самостоятельная работа:

Закрепление теоретического материала путем выполнение практических работ:

    Собственность как основа производственных отношений;

    Построение кривых спроса и предложения;

    Построение кривых спроса и предложения и определение равновесной цены и равновесного количества товаров;

    Построение кривых спроса и предложения и анализ смещения кривых спроса и предложения под воздействием неценовых факторов; определение зон избытка и дефицита товара.

    Определение коэффициента эластичности спроса и предложения.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    Подготовка отчетов по выполнению практических работ.

Тема 2.2. Рынок как регулятор производства товаров.

Аудиторная работа:

1.Активное слушание лекции.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    Изучение пройденной темы по учебникам;

    Подготовка устного сообщения по теме.

Тема 2.3. Теория поведения потребителя.

Аудиторная работа: Активное слушание лекции.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    Решение задач по теме.

    Подготовка к практическому занятию «Построение бюджетной линии потребления и кривой безразличия. Определение максимальной точки полезности»

Аудиторная работа:

Закрепление теоретического материала путем выполнения практического занятия «Построение бюджетной линии потребления и кривой безразличия. Определение максимальной точки полезности».

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    Подготовка отчета по выполнению практического занятия.

Тема 2.4. Рынок производственных ресурсов.

Аудиторная работа: Активное слушание лекции

Внеаудиторная работа:

    Конспектирование основных терминов и определений.

    Подготовиться к практическому занятию «Определение стоимости основного и оборотного капитала; величины земельной ренты и цены земли».

Аудиторная работа:

    Закрепление теоретических знаний путем выполнения практической работы «Определение стоимости основного и оборотного капитала; величины земельной ренты и цены земли».

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    Подготовка отчета по выполнению практической работы.

Раздел 3. Механизм макроэкономического регулирования.

Тема 3.1. Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне.

Аудиторная самостоятельная работа:

    Работа с учебником;

    Составление кроссворда по теме.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    Конспектирование основных терминов и определений.

Тема 3.2. Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономики.

Аудиторная работа:

    Активное слушание лекции.

    Составление кроссворда по теме при помощи учебников и интернет ресурса.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    Конспектирование основных терминов и определений.

    Подготовка реферата по теме «Денежный рынок как регулятор экономики».

Тема 3.3. Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства.

Аудиторная работа: Активное слушание лекции.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    Подготовка реферата по теме «Бюджетно-налоговая политика государства».

    Подготовить сообщение по реферату на 5-7 минут.

Тема 3.4. Инфляция и антиинфляционная политика.

Аудиторная работа: Активное слушание лекции.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    Подготовка реферата на тему «Инфляция- причины и формы ее проявления».

    Подготовка сообщения по реферату на 5-7 минут.

Тема 3.5. Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике.

Аудиторная работа: Активное слушание лекции.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    Подготовить реферат по одной из следующих тем:

Основные направления социальной политики государства в современных условиях;

Экономическая природа прибыли;

Государственное регулирование доходов;

Главные источники денежных доходов.

2. Подготовить сообщение по реферату на 5-7 минут.

3. Подготовиться к практическому занятию « Расчет индексов реальных доходов в связи с инфляцией».

Аудиторная работа: Закрепление теоретических знаний путем выполнения практической работы « Расчет индексов реальных доходов в связи с инфляцией».

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    Подготовка отчета о выполнении практической работы.

Тема 3.6. Безработица. Государственная политика занятости и регулирования безработицы.

Аудиторная работа: Активное слушание лекции.

Внеаудиторная самостоятельная работа:
1. Выполнение конспекта основных терминов и определений по теме.

    Подготовка реферата по одной из следующих тем:

Сущность, формы и последствия безработицы;

Государственная политика занятости граждан в условиях рынка.

Компенсационные выплаты и индексация доходов при безработице.

3. Подготовить сообщение по реферату на 5-7 минут.

Тема 3.7. Основные направления экономической реформы в России.

Аудиторная работа: Активное слушание лекции.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    Подготовить доклад по теме и сообщение по докладу на 10 минут.

Тема 3.8. Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую.

Аудиторная работа: Проработка материала темы по учебнику.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    Подготовка доклада на тему «Международная торговля».

    Подготовка устного сообщения по докладу на 10 минут.

    Перечень практических занятий.

Построение кривой производственных возможностей и анализ на кривой, внутри и вне ее.

2. Тема 2.1.

    Собственность как основа производственных отношений;

    Построение кривых спроса и предложения;

    Построение кривых спроса и предложения и определение равновесной цены и равновесного количества товаров;

    Построение кривых спроса и предложения и анализ смещения кривых спроса и предложения под воздействием неценовых факторов; определение зон избытка и дефицита товара.

    Определение коэффициента эластичности спроса и предложения.

3. Тема 2.3.

Построение бюджетной линии и кривой безразличия. Определение точки максимальной полезности.

4. Тема 2.4.

Определение стоимости основного и оборотного капитала; величины земельной ренты и цены земли.

5. Тема 3.4.

Определение уровня и темпов инфляции.

6. Тема 3.5.

Расчет индексов реальных доходов в связи с инфляцией. Построение кривой Филлипса. Определение прибыли и нормы прибыли.

Список литературы:

    Лившиц А.Я. Ведение в рыночную экономику. Курс лекций. М.: Высшая школа, 2012 г.

    Борисов Е.Ф., Волков Ф.Н. Основы экономической теории.-М.: Высшая школа,2012 год.

    Учебник «Основы экономической теории» Куликов Л.М., 2012г.

    Учебник «Экономическая теория» Слагода В.Г. 2013 год.

    Электронный учебник- краткий курс лекций по основам экономической теории.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Самостоятельная работа № 2

по дисциплине «Экономика организации»

Выполнил: студент группы__ЭУз –11 – 12 -

Проверил преподаватель:

Братск 2012

Предмет «Экономика организации»

Самостоятельная работа 2. Кадры предприятия, производительность труда , заработная плата

Цель работы - усвоение и применение знаний в расчетах показателей производительности труда, начисления заработной платы

Методические указания

Кадры, занятые в производстве, представляют собой важнейший элемент производительных сил. Кадры создают и совершенствуют средства производства , они определяют технический прогресс. Как бы ни был высок технический уровень производства, эффективность общественного производства в конечном итоге определяют люди.

Решающая роль в развитии производства принадлежит кадрам.

Кадры - это основной устойчивый состав специально подготовленных работников, способных решать специфические отраслевые задачи.

Всех работников предприятия делят на 2 группы:

1. Промышленно-производственный персонал.

2. Непроизводственный персонал.

К промышленно-производственному персоналу относятся работники, занятые в производстве, где создается промышленная продукция и в других звеньях, непосредственно обслуживающих производственные нужды предприятия.

Это работники занятые:

n в основных производственных цехах;

n вспомогательных и обслуживающих цехах;

n в заводских лабораториях;

n в конструкторских бюро;

n в аппарате заводоуправления;

n работники всех видов охраны.

К непроизводственному персоналу относятся работники жилищно-коммунального хозяйства ; подсобных объектов предприятия; общественного питания; детских, медицинских и других учреждений, находящиеся на балансе предприятия.

Структура кадров предприятия, цеха, участка характеризуется соотношением различных категорий работников в их общей численности. В целях анализа структуры кадров определяется и сравнивается удельный вес каждой категории работников в общей среднесписочной численности персонала предприятия. Структура кадров определяется и анализируется по каждому подразделению, а также может рассматриваться по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы , квалификация, степень выполнения норм и т. д. Трудовой коллектив по численному составу. Уровню квалификации не является постоянной величиной, он все время изменятся: увольняются одни работники, принимаются другие. Изменения такого рода характеризуются текучестью кадров .

Планирование численности работающих.

Планирование численности имеет цель установить минимальную потребность в работниках различных профессий, необходимых для обеспечения нормального хода производственного процесса.

Планирование численности работников и пополнение состава кадров осуществляется раздельно по каждой категории работающих. При планировании и учете кадров различают списочный и явочный состав кадров.

Списочный состав - это все работники, числящиеся за предприятием по документам отдела кадров.

Явочный состав - это все работники, приступившие к работе в данный день.

Списочная численность работников в связи с приемом и увольнением постоянно меняется и может быть дана только на определенную дату. Поэтому для характеристики численности работников за месяц, квартал, год при учете и планировании определяют среднесписочную численность.

Среднесписочная численность работников за месяц рассчитывается суммированием списочного состава работников за все дни месяца (включая выходные и праздники) и делением этой сумму на число календарных дней в месяце. (Списочный состав здесь определяется как сумма количества явившихся и не явившихся работников).

Среднесписочная численность работников за год (квартал) равна сумме среднесписочной численности за все месяцы деленной на соответствующее количество месяцев (12 или 3).

Явочный состав непосредственно занимается выпуском продукции. Расчет же осуществляется по среднесписочному составу.

Состояние кадров на предприятии может быть определено с помощью следующих коэффициентов:

Коэффициент выбытия кадров определяется отношением количества работников, уволенных по различным причинам за данный период (Рув.), к среднесписочной численности работников за тот же период (Рсп.):

Кв. к. = Рув. : Рсп. * 100%;

Коэффициент приема кадров определяется отношением количества работников, принятых на работу за данный период (Рпр.), к среднесписочной численности работников за этот же период (Рсп.):

Кп. к. = Рп. : Рсп. * 100% ;

n коэффициент стабильности кадров рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных подразделениях:

Кс. к. = 1 - Р"ув. : Р"сп. + Рпр. , где

Р"ув. - численность работников, уволившихся с предприятия по собственному желанию и из-за нарушения трудовой дисциплины за отчетный период, чел.;

Р"сп. - среднесписочная численность работников на данном предприятии в период, предшествующий отчетному, чел.

n коэффициент текучести кадров определяется делением численности уволенных или выбывших за данный период времени работников предприятия по собственному желанию и за нарушения трудовой дисциплины (Рув.) на среднесписочную численность работников за период, предшествующий отчетному (P"сп.):

Кт. к. = Рув: Р"сп. * 100% ;

Среднесписочная численность персонала в плановом периоде можно определить по зависимости между изменением объема производства и производительности труда.

Например, известно, что объем производства увеличился на 5%, а производительность труда - на 4%, то необходимый рост численности работников в % составит: 1,05: 1,04 = 1,0096, т. е. увеличение на 0,96%.

Производительность труда - это способность конкретного труда производить в единицу времени большее или меньшее количество продукции.

То есть производительность труда характеризует эффективность, плодотворность, результативность труда.

Показатели производительности труда определяются соотношением между количеством произведенной продукции и рабочим временем затраченным на его производство. В зависимости как используют это соотношение различают прямой (Выработка) и обратный (Трудоемкость)методы измерения.

Прямой метод: , где Q - объем произведенной продукции,

Выработка представляет собой количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящегося на одного среднесписочного работника.

При расчете выработки используют различные измерители, в зависимости от способов измерения вырабатываемой продукции. То есть выработка может определяться в натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Наиболее простой способ - натуральные измерители (шт., т, м). Их используют только при производстве однородной продукции. Натуральные измерители используются для расчета производительности на рабочих местах, бригадах, на участках.

При использовании трудовых измерителей выработку определяют как неизменное количество нормо-часов на единицу фактически отработанного времени.

Показатели выработки зависят не только от измерения объема производства, но и от единицы измерения рабочего времени.

В зависимости от этого различают:

n часовую;

n дневную;

n месячную;

n квартальную;

n годовую выработку.

На одного рабочего считают все виды выработки.

На одного списочного работника ППП определяют только месячную, квартальную и годовую выработку.

Часовая определяется количеством продукции, созданной в среднем за час работы. Часовая выработка представляет собой отношение годового объема продукции на число часов, отработанных всеми рабочими.

Годовая выработка (месячная, квартальная) - это отношение продукции, созданной в течение года (месяца, квартала) к списочному количеству работников за этот период.

Так, при условии, что объем продукции предприятия за отчетный год составил 900 млн. руб., среднесписочное количество рабочих - 3000 человек, в году 262 рабочих дня, средняя продолжительность рабочего дня 8 часов; часовая выработка:

qчас.=руб./чел.-час;

Дневная выработка:

руб/чел.-дн.

Годовая выработка:

руб./чел.

Наряду с показателями выработки в планировании производительности труда используют и показатели трудоемкости.

Трудоемкость - это затраты рабочего времени на производство единицы продукции.

В практике работы предприятий наиболее распространен­ными формами оплаты труда являются сдельная и повременная, которые находят отражение в разновидностях систем оплаты труда

Все разновидности форм и систем оплаты труда базируются на тарифной системе и нормировании труда.

Сдельная форма оплаты труда. При сдельной форме оплаты труда заработок работника находится в прямой зависимости от количества и качества изготовленной продукции или объема вы­полненных работ.

Различают следующие разновидности сдельной формы оплаты:

Прямая сдельная;

Сдельно-премиальная;

Сдельно-прогрессивная;

Косвенно-сдельная;

Аккордная;

Аккордно-премиальная;

Коллективная сдельная и др.

Основой сдельной оплаты труда является сдельная расценка (РСД) за единицу продукции (работ, услуг), которая определяется по формулам

Тарифная ставка" href="/text/category/tarifnaya_stavka/" rel="bookmark">тарифная ставка выполняемой работы , руб.; Тсм - продолжительность смены, часов; Нвчыр и Нсмвыр - норма выработки соответственно за 1 ч работы или смену, единиц продукции.

Сдельная расценка, а соответственно и сдельная форма оплаты труда, может быть индивидуальной и коллективной. Если установ­лена норма времени, сдельная расценка определяется по формуле

где Нвр - норма времени на изготовление единицы продукции (работ, услуг), ч.

При прямой сдельной системе труд оплачивается по сдельным расценкам непосредственно за количество произведенной продук­ции (операций) по следующей формуле

где 3СД - сдельный заработок, руб.; В - количество (объем) про­изведенной продукции (работ), единиц продукции.

При сдельно-премиальной системе работнику сверх заработка по прямым сдельным расценкам выплачивается премия за выпол­нение и перевыполнение заранее установленных количественных и качественных показателей работы:

https://pandia.ru/text/78/055/images/image013_53.jpg" width="169" height="23 src=">

Должностной оклад" href="/text/category/dolzhnostnoj_oklad/" rel="bookmark">должностным окладам . Система должностных окладов используется для руково­дителей, специалистов и служащих . Должностной месячный оклад - абсолютный размер заработной платы, устанавливаемый в соот­ветствии с занимаемой должностью. Окладная система оплаты труда может предусматривать элементы премирования за количествен­ные и качественные показатели.

На предприятиях любой формы собственности должны быть утвержденные руководством предприятия штатные расписания , где указываются должности работающих и соответствующие этим должностям месячные оклады. Месячный оклад каждой катего­рии работающих может быть дифференцирован в зависимости от уровня квалификации, ученого звания, степени и т. д. в соответст­вии с положением о профессии (должности). Руководящие, инже­нерно-технические работники и служащие за результаты финансово-хозяйственной деятельности могут премироваться из прибыли предприятия по утвержденным предприятием положениям. Оп­лата труда руководителей государственных предприятий должна оговариваться в трудовом договоре (контракте), поэтому она полу­чила название контрактной.

В условиях рынка принципиально меняются подходы к оплате труда, оплачиваются не затраты, а результаты труда, прибыль ста­новится высшим критерием оценки количества и качества труда и основным источником личных доходов работников предприятий любой организационно-правовой формы. В рыночной экономике нет строгой регламентации в оплате труда, каждый предпринима­тель может применять различные варианты оплаты труда, которые соответствуют целям предприятия.

Примеры решения задач

Задача 1

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

1. Выпуск продукции, тыс. руб

2. Численность работающих, чел.

3. Численность рабочих, чел.

4. Среднегодовая выработка одного работника, тыс. руб

38350 / 430 =89,19

38830 / 440 = 88,25

5. Среднегодовая выработка одного рабочего, тыс. руб

38350 / 320 =119,84

38830 / 345 =112,55

Определите среднегодовую выработку одного работника, среднегодовую выработку одного рабочего

Задача 2

Общая трудоемкость работ в цехе 180 тыс. чел. часов, из которых 30 тыс. чел. часов приходится на работы 2 разряда; 70 тыс. чел. часов на работы 3 разряда, 80 тыс. чел. часов на работы 4 разряда. Эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год составляет 192 дня, продолжительность смены – 8 часов, коэффициент выполнения норм-1,1.

Определите численность персонала цеха, необходимого для выполнения данного объема работ.

Чобщ= 180000/ 192х8х1,1=106 чел

Ч2р= 30000/192х8х1,1= 18чел

Ч3р=70000/192х8х1,1=41 чел.

Ч4р=80000/192х8х1,1=47чел

Задача 3

Часовая тарифная ставка оператора ЭВМ 33,57 руб., отработано в месяце 22 рабочих дня, продолжительность смены 8 часов, согласно действующего «Положения о премировании» на предприятии, начисляется премия в размере 35 %, районный коэффициент 40%, северная надбавка 50%. Начислите заработную плату оператору ЭВМ

Тариф: 33,57х22х8=5908,32

Премия: 5908,32 х 0,35=2067,91

Итого: 5908,32+2067,91=7976,23

Р. к. 7976,23х0,40=3190,49

Сев: 7976,23х0,50=3988,11

Всего 7976,23+3190,49+3988,11=15154,83 руб

Задача 4

Валовая продукция предприятия по плану на год равна 17630 тыс. руб., среднесписочная численность работников 3245 человек, эффективный фонд рабочего времени 199 дней, продолжительность смены 8 часов. Определите среднегодовую, среднедневную, среднечасовую выработку на одного работающего.

Вср= 17630/3245=5432,9 руб

Всрд= 5432,9/199=27,3 руб

Всрч=27,3/8=3, руб

Задания для самостоятельной работы № 1

Необходимо:

1. Написать формулы, условия задачи. Выполнить расчеты. Сделать выводы по решению задач

2. Все расчеты записать в самостоятельную работу.

3. Теоретическая часть: краткое содержание изучаемой темы

Показатели

Варианты

Задача 1

1. Выпуск продукции, тыс. руб

ность работающих, чел.

ность рабочих, чел.

4.Среднего

довая выработка одного работника, тыс. руб

5. Среднегодовая выработка одного рабочего,

Задача 2

1.Общая трудоемкость работ в цехе тыс. чел. часов

В том числе: трудоем

кость работ по 2 разряду, тыс. чел. часов

кость работ по 3 разряду, тыс. чел. часов

кость работ по 4 разряду, тыс. чел. часов

2. Эффектив

ный фонд рабочего времени одного рабочего в год, дн

3. Продолжительность смены час,

циент выполне

5.Общая числен

ность, чел

Задача 3

1.Часовая тарифная ставка, руб

2.Отработа

но в месяце, дни

3.Продолжительность смены, часов

5.Премия, %,

6.Районный коэффициент,%,

7.Северная надбавка, %.

8 Заработная плата, руб

Задача 4

Валовая продукция, тыс. руб.,

Среднесписочная числен

ность работни

Эффектив

ный фонд рабочего времени,

Продолжи

тельность смены, час.

Среднего

довая выработка одного работающего, руб

невная выработка одного работающего, руб

часовая выработка одного работающего, руб

Успешного Вам выполнения работы!

Самостоятельные и контрольные работы по экономике. Пособие для 10-11 классов. Савицкая Е.В., Жданова А.О.

2-е изд. - М.: 2015 - 128 с.

Пособие содержит большое количество оригинальных тестов и задач по микро- и макроэкономике для учащихся 10-11 классов, изучающих предмет на базовом или профильном уровне. Может быть использовано в комплекте с любым школьным учебником по экономике. Работа с пособием позволяет осуществлять текущий и итоговый контроль знаний учащихся, делая его важным элементом процесса обучения. Пособие будет полезным и для студентов средних специальных и высших учебных заведений, изучающих курс экономической теории вводного уровня.

Формат: pdf

Размер: 1,8 Мб

Смотреть, скачать: 05 .07.2017г, ссылки удалены по требованию изд-ва "ВИТА-ПРЕСС" (см. примечание)

Содержание
От авторов (информация для учителя) 5
Самостоятельная работа № 1. «Экономические блага и факторы производства. Альтернативная стоимость» 10
Самостоятельная работа № 2. «Экономические системы» 13
Самостоятельная работа № 3. «Спрос и предложение. Рыночное равновесие» 13
Самостоятельная работа № 4. «Эластичность спроса и предложения» 16
Самостоятельная работа № 5. «Распределение налогового бремени» 19
Самостоятельная работа № 6. «Кривые безразличия и бюджетное ограничение» 20
Самостоятельная работа № 7. «Семья в рыночной экономике» 22
Контрольная работа № 1 24
Самостоятельная работа № 8. «Производство» 31
Самостоятельная работа № 9. «Издержки и прибыль фирмы» 33
Самостоятельная работа № 10. «Организационно-правовые формы предпринимательства» 35
Самостоятельная работа № 11. «Рынок ценных бумаг» 37
Самостоятельная работа № 12. «Маркетинг» 39
Самостоятельная работа № 13. «Типы рынков (рыночная структура)» 42
Самостоятельная работа № 14. «Монополия. Ценовая дискриминация» 44
Самостоятельная работа № 15. «Рынок труда» 46
Контрольная работа № 2 47
Самостоятельная работа № 16. «Внешние эффекты. Общественные блага» 54
Самостоятельная работа № 17. «Валовой внутренний продукт» 55
Самостоятельная работа № 18. «Экономические циклы» 57
Самостоятельная работа № 19. «Занятость и безработица» 58
Самостоятельная работа № 20. «Деньги и банковская система» 62
Самостоятельная работа №21. «Инфляция» 64
Самостоятельная работа № 22. «Государственные финансы» 67
Самостоятельная работа № 23. «Макроэкономическая политика государства» 68
Контрольная работа №3 70
Самостоятельная работа № 24. «Международная торговля» 76
Самостоятельная работа № 25. «Валютный курс» 79
Самостоятельная работа № 26. «Экономическая глобализация» 81
Самостоятельная работа № 27. «Экономика России на рубеже XX-XXI вв.» 83
Самостоятельная работа № 28. «Баланс фирмы» 84
Самостоятельная работа № 29. «Экономическое право» 85
Контрольная работа № 4 88
Итоговая зачетная работа 94
Приложение: кейсы 113

От авторов (информация для учителя)
Когда мы взялись за подготовку этого учебного пособия, то поставили перед собой цель - составить такой сборник самостоятельных и контрольных работ, который будет полезен и интересен абсолютно всем российским учителям, преподающим экономику в школе.
Дело в том, что сегодня существует несколько школьных учебников по экономике, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в учебном процессе. Все они соответствуют образовательному стандарту по экономике. Однако между ними есть различия как в содержательном наполнении курса, так и в структурировании учебного материала. Приведем несколько примеров.
Темы «Экономические блага и факторы производства», «Экономические системы», «Спрос и предложение» представлены во всех учебниках, и во всех учебниках им посвящены первые главы. А вот понятия эластичности спроса и предложения, модель потребительского выбора рассматриваются не во всех учебниках (впрочем, последняя тема выходит за рамки образовательного стандарта и изучается как дополнительная к базовому курсу). Наконец, проблемы доходов, расходов и сбережений отдельного домохозяйства («Семья в рыночной экономике») представлены практически во всех учебниках, но рассматриваются в разных частях курса: у одних авторов - до экономики фирмы и рынков, у других - после.

Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Челябинский юридический техникум»

Для специальностей:
030503.51 «Правоведение»
230105.51 «Программное обеспечение вычислительной техники и
автоматизированных систем».

Задачи самостоятельной работы студентов

1. Привитие практических навыков работы с нормативно-правовыми
актами.
2. Углубленное самостоятельное изучение некоторых тем данной
дисциплины.
3. Получение знаний о дисциплине.

Формы самостоятельной работы студентов.

1. Подготовка сообщений, докладов по наиболее актуальным темам.
2. Ознакомление с действующим законодательством, регулирующим
различные сферы деятельности.
3. Использование дополнительной литературы по данной дисциплине.
Требования к оформлению докладов.
1. Поля страницы устанавливаются:
слева 20 мм
остальные 10 мм
2. Шрифт 14, интервал 1,5
3. Заголовки выделяются 16 шрифтом (жирным)
4. Объем работы 1,5 – 2,5 листа

Материал для написания докладов подбирается на основании
дополнительной литературы и сайтов Интернета.







Перечень самостоятельных внеаудиторных работ.

Тема
Название работы
Рекомендации по выполнению
самостоятельной работы
Тема 1.1. Назначение и
1. Подготовка доклада на
структура экономики
тему: «История развития
Тема. Предмет, методы,
экономической теории».
экономических понятий, освоение
функции, структура
экономической терминологии, знание
экономики.
развития экономической теории. С этой
История развития
целью рекомендуется с помощью
экономической мысли.
экономического словаря дать определение
таким понятиям, как: экономика,
экономическая теория, экономическая
политика, меркантелизм, физиократия,
марксизм, неоклассическое направление,
кейнсианство, монетаризм.
Тема 1.3. Организация
2. Конспектирование
Студентам необходимо рассмотреть
хозяйственной
материала из учебника
вопрос: «Место и роль государства в
деятельности.
Ефимова Е.Г. «
рыночной экономике». Законспектировать

Экономика для юристов» цель государства, функции, методы
стр. 76-77
воздействия государства на рыночную
экономику. Данная работа предполагает
развитие у студентов самостоятельности,
мышления.
Тема 2.2. Рынок.
3. Подготовка доклада на
Данная самостоятельная работа
Тема. Классический
тему: « История развития предполагает изучение студентами таких
рынок: сущность черты,
денег».
вопросов как:
функции.

Как исторически развивались деньги?

Что такое деньги? В чём их отличительная
особенность по сравнению с другими
активами? Функции денег?
Дать краткую характеристику современных
денег.
Тема. Рыночное
4. Анализ спроса и
Студентам предлагается выбрать
равновесие и условия его
предложения на рынке.
несколько ассортиментных товарных
нарушения.
групп и проанализировать ситуацию на
рынке, т.е. охарактеризовать спрос и
предложение на рынке. На основе данных
построить кривые спроса и предложения.
Тема 2.3. Конкуренция и
5. Ознакомление с ФЗ «О
По данной теме рекомендуется изучить
монополия.
конкуренции» от 9 октября
Закон РФ «О конкуренции» от 9 октября 2002
2002 г. №122
г. №122, в котором установлено: сфера

Применения закона, антимонопольные органы.
Студентам предлагается обратить внимание
на основные понятия, а также записать в
тетрадях задачи и функции федерального
антимонопольного органа.
Тема 2.4. Экономические
6.
Конспектирование Данная самостоятельная работа
основы бизнеса
материала из учебника предполагает изучение студентами ряда
Тема. Бизнес
Борисова
Е.Ф. экономических понятий:

«Экономическая теория» предпринимательство в информационном
стр. 148-150, стр. 174- деле, менеджмент, бизнес-план, роль
182.
научно-технического прогресса в

Повышении эффективности накопления.

Тема 3.1. Распределение
7. Решение задач
Студентам в рабочих тетрадях решить
доходов в
задачи из учебника З.К. Океанова
микроэкономике
стр. 143 № 13,14; Е.Г. Ефимова стр. 210 №
Тема. Прибыль и доходы
12, 14.
от собственности.
Тема 3.3. Налоговая
8. Конспектирование
Данная самостоятельная работа
система
материала из учебника
предполагает изучение студентами ряда

Борисова Е.Ф.
экономических понятий: доходная и
«Экономическая теория» расходная часть бюджета, её
стр.360-362
составляющие; виды налогов:

Индивидуальный налог, косвенный налог.
Студентам необходимо уметь приводить
примеры к видам налогов.
Тема 4.3. Неустойчивость
9. Составление таблицы:
Студентам необходимо из учебника З.К.
и равновесие
«Политика занятости».
Океанова стр.181-185 составить таблицу
макроэкономики

«Политика занятости» в России и на
Тема. Безработица.

Западе. В таблице охарактеризовать

Важнейшие составляющие политики

Занятости. Ответить на вопрос: какие меры
принимают страны для смягчения
негативов безработицы.
Тема 4.5. Финансы и
10. Подготовка доклада
Данная самостоятельная работа
денежно- кредитная
на тему: «Роль финансов предполагает: студентам
система.
в экономике».
раскрыть содержание таких понятий как:
Тема. Финансы и денежно-
финансы, финансовая система,
кредитная система.

Финансовые отношения и их роль в
экономике.
Тема 5.1. Мировое
11. Конспектирование
Самостоятельная работа направлена на
хозяйство на рубеже 20-21 материала из учебника
ознакомление студентов с понятием
столетий.
Борисова Е.Ф.
«экономическая интеграция» и её

«Экономическая теория» функциями.
стр.380-382.

Тема 5.2. Мировой рынок
12. Сообщения по теме
В рамках этой темы рекомендуется
товаров, услуг и валют
«Россия на
подготовить сообщения.

Международном рынке
При
подготовке
следует
отметить
труда»; «Россия на
следующие вопросы:
мировом рынке
1. Каковы последствия миграции рабочей
капиталов»;
силы для экономики страны?
«Современная валютная
Охарактеризовать современное состояние
система России».
миграции рабочей силы в России. Каковы
её основные причины?
Как
российское
законодательство
регулирует миграцию рабочей силы?
2. Что такое вывоз и ввоз капитала?
Особенности вывоза капитала из России?
Каким путём осуществляется вывоз
российского капитала за границу?
Что может привлекать иностранных
инвесторов в Россию?
Что надо делать, чтобы стимулировать
приток иностранных инвестиций в
Россию?
3. Основные черты современной мировой
валютной системы.
Как в настоящее время определяются
валютные курсы?
Тема 5.3. Глобализация
13. Подготовка доклада
В рамках этой темы рекомендуется в
мировой экономики
на тему: «Глобализация
докладе отразить сущность и проблемы

Мировой экономики»
глобальной экономики, а также их
решения.


Литература:

Нормативная:

Федеральный закон от 9 октября 2002 г. №122-ФЗ «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках»
Федеральный закон от 13 октября 1995 г «О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности» с изменениями и дополнениями, внесённым законом от 8
июля 1997 г.(№ 28, ст.3305)
Закон РФ « О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. (№ 45,
ст.2542)
Основная:
1. Океанова З. К. Основы экономической теории: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ:ИНФРА
- М, 2003, -272 с.
2. Слагода В. Г. Основы экономики: Учебник.- М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2005.-224 с.
Дополнительная:
1. Базылёва М.Н. Экономическая теория: Пособие для преподавателей, аспирантов и
стажёров/М.Н. Базылёва, С.П. Гурко, Н.И. Базылёв и др.; -3-е изд., стереатип. М:
Книжный Дом; Экоперспектива, 2004. -637 с.
2. Борисов Е. Ф.Экономическая теория: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт-
Издат, 2005.-399 с.
3. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Флинта:
Московский психолого- социальный институт, 2001.-472 с.

Книга: Активизация обучения в экономическом образовании / Ковальчук Г.А.

2.3. Организация самостоятельной работы по экономическим дисциплинам 2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ 2.3.1. Самостоятельная работа студентов (срс)

В описанной технологии обучения значительно увеличивается доля и важность самостоятельной работы студентов. Как известно, самостоятельная работа - это форма организации индивидуального изучения студентами учебного материала в аудиторный и внеаудиторное время. Цель СРС - способствовать формированию самостоятельности как личностной черты и важного профессионального качества молодого человека, суть которой заключается в умениях систематизировать, планировать, контролировать и регулировать свою деятельность без помощи и контроля преподавателя. Задачами СРС могут быть усвоение определенных знаний, умений, навыков, закрепление и систематизация полученных знаний, их применение для решения практических задач и выполнения творческих работ, выявление пробелов в системе знаний по предмету. Самостоятельная работа дает возможность студенту работать без спешки, не боясь негативной оценки товарищей или преподавателя, а также выбирать оптимальный темп работы и условия ее выполнения.

Организация самостоятельной работы студентов по учебному предмету должно осуществляться с соблюдением ряда требований, в частности таких:

Обоснование необходимости задач в целом и конкретной задачи в частности, что требует выявления и стимулирования положительных мотивов деятельности студентов.

Открытость и общая обзорность задач. Все студенты должны знать содержание задачи, иметь возможность сравнить выполненные задания в одной и в разных группах, проанализировать правильность и полезность выполненной работы, соответствие поставленных оценок (адекватность оценивания).

Предоставление возможности студентам выполнять творческие работы, которые соответствуют условно-профессиональному уровню усвоения знаний, не ограничивая их выполнением стандартных задач.

Осуществление индивидуального подхода по выполнению самостоятельной работы. Индивидуальные задания могут выполнять по желанию все студенты или отдельные из них (которые творчески одаренные, требовательны, имеют большой опыт практической деятельности, обучения и работы за рубежом и т.д.). Индивидуализация самостоятельной работы способствует самореализации студента, раскрывая в нем такие грани личности, которые помогают профессиональному развитию.

Нормирование заданий для самостоятельной работы, которое базируется на определении затрат времени и трудоемкости различных их типов. Это обеспечивает оптимальный порядок учебно-познавательной деятельности студентов - от простых до сложных форм работы.

Возможность ведения учета и оценивания выполненных заданий и их качества, что требует стандартизации требований к умениям будущих специалистов и разработка комплекса професійноорієнтованих задач. Для этого мы предлагаем такие типы заданий, которые предусматривают получение овеществленного результата (продукта). Во время их выполнения формируются также личностные особенности студента.

Поддержание постоянной обратной связи со студентами в процессе самостоятельной работы, что является фактором эффективности учебного среды.

Следовательно, самостоятельная работа студентов требует четкой организации, планирования, системы и определенного управления (объем заданий, типы заданий, методические рекомендации по их выполнению, анализ предполагаемых трудностей, учет, проверка и оценивание выполненных работ), что способствует повышению качества учебного процесса. Успех этой работы во многом зависит от желания, стремления, интереса к работе, потребности в деятельности, то есть от наличия положительных мотивов. Большое значение во время самостоятельной работы студента имеют его направленность, психологическая готовность, а также определенный уровень базы знаний, на который будут наслаиваться новые знания.

Для реализации самостоятельной работы в процессе изучения учебного предмета студенты выполняют комплекс различных задач соответствующих уровней сложности. В целом, задания для самостоятельной работы студентов должны отвечать следующим требованиям (по В. А. Казаковым):

Профессиональная результативность - формулировка задачи, которое должно гарантировать формирование хотя бы одного профессионального умения в терминах и понятиях будущей специальности студента.

Производительность - предусматривает получение квазіпрофесійного продукта учебной самостоятельной работы студента после завершения всех действий по решению этой задачи.

Конструктивность - наличие определенной структуры задачи-задачи (цель, исходные данные, условия, что их связывают).

Когнитивность - преимущество умственных действий над психомоторикою в процессе решения задачи.

Самостоятельность - подавляющее количество действий студента должна быть самостоятельной, что обеспечивается перечнем исходных данных, условий задачи и необходимостью получения разнообразных квазіпрофесійних продуктов. Каждый из элементов задачи-задачи должно побуждать студента к тому, чтобы он сам принимал решения, сравнивал условия, осуществлял необходимый информационный поиск и т.д.

Разработка заданий для СРС разных уровней является основным условием надлежащего планирования и организации самостоятельного обучения. Примеры основных видов заданий для самостоятельной работы студентов представлены в табл. 2.5. Затраты времени, приведенные в таблице, мы определили на основе анализа выполнения работ, анкетирования и собеседований со студентами. Выявлена также зависимость между уровнем успеваемости студентов и затратами времени на законання различных типов задач.

Результаты исследования эффективности самостоятельной работы студентов в учебном процессе позволяют высказать следующие предположения:

1. Основным источником теоретической информации для студента является конспект лекций. Это означает, что полнота и адекватность восприятия информации студентами зависят от уровня организации лекционных занятий и их информационно-методического обеспечения. Решающую роль при этом также играет умение студента работать на лекции и вести конспект.

2. Уменьшается продолжительность работы студента в библиотеке с учебной литературой, что часто объясняется увеличением нагрузки в аудиторный время, ростом количества задач и необходимостью одновременно учиться и работать. Это требует от преподавателя разработки методических рекомендаций по работе с литературой и четкого обоснования целесообразности такой работы.

3. Уменьшаются затраты времени на выполнение традиционных видов задач по теоретической проработки информации (анализа, сравнений, ответов на вопросы, объяснений и т.п.). В то же время увеличивается удельный вес затрат времени и, соответственно, производительности задач, которые обеспечивают алгоритмично-действенный и творческий уровни усвоения знаний (в частности задач на умение решать задачи, ситуации, случаи, выявлять положительные и отрицательные стороны, испытать, предлагать, создавать новое). Это также свидетельствует о стремлении студентов к самореализации и профессиональной рефлексии в процессе обучения, что, с другой стороны, требует от преподавателя соблюдение системы требований по организации самостоятельной работы студентов. Эти предположения были подтверждены во время анкетирования и собеседований со студентами.

4. Наибольшее внимание по сравнению с другими видами задач в процессе выполнения самостоятельной работы студенты уделяют учебному проектированию. Над выполнением этого задания студенты работали около половины времени, отведенного на самостоятельную работу в целом по предмету. На этапе проектирования используется не только теоретическая информация, полученная студентами по литературе и на лекциях, но и проводятся консультации, собеседования с преподавателями и студентами, друзьями и знакомыми для оптимизации творческого и научного поиска. Разработаны проекты студенты не только представляют и защищают в своих учебных группах, но и стремятся апробировать их в реальных условиях практической деятельности. Студенты выполняют задания, моделируя экономические задачи, приводят примеры экономических ситуаций и случаев и разрабатывают алгоритм решения проблемы и т.д. Это также способствует активизации учебно-познавательной деятельности студентов и повышению эффективности обучения.

Приведенные факты свидетельствуют о значительном росте мотивации студентов, эффективность их учебно-познавательной деятельности по применению квазіпрофесійних и профессиональных задач в учебном процессе. Это также подтверждается возможностью диверсификации применения метода проектов в современных условиях профессиональной подготовки будущих специалистов.

Учитывая цели учебного предмета (темы), конкретизируйте требования к знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать у студентов в процессе реализации самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

В соответствии с требованиями организации СРС разработайте систему заданий различных уровней сложности в соответствии с заранее определенными уровнями усвоения знаний.

Составляя систему заданий для СРС, учитывайте необходимость актуализации мотивов учебной деятельности студентов и трансформации характера этих мотивов от познавательного и научного до профессионального.

Проанализируйте возможности выполнения задач в аудиторный и внеаудиторное время, прогнозируя и обосновывая сроки их проработки студентами.

Предоставьте студентам конкретные ситуации, в которых требовалось решения задач, предложенных для самостоятельного изучения. Контекстный характер такого подхода дает возможность использовать морфологический анализ проблемы и найти нетипичные решения.

Предложите студентам технологическую цепочку выполнения необходимых задач, что даст возможность рационально распределить время, действия и приемы обучения студентов.

Обеспечьте выполнение СРС соответствующим сборником информационно-методических материалов (литература, методические рекомендации, практикумы, конспекты, сетевой план и т.д.). Образцы выполненных работ, предоставленные студентам, порождают в них конкуренцию и побуждают выполнить свою работу лучше других.

1. Активизация обучения в экономическом образовании / Ковальчук Г.А.
2. РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В УКРАИНЕ
3. 1.1. Основные направления оптимизации учебного процесса в экономическом образовании
4. 1.1.1. Требования к специалисту и развитие человеческих ресурсов в современных условиях рынка труда
5. 1.1.2. Формирование профессиональных умений будущих специалистов: обучение через действие
6. 1.1.3. Уровне компетентности будущих специалистов и моделирование уровней усвоения знаний учебного предмета
7. 1.1.4. Технология обучения в модели профессиональной подготовки будущих специалистов
8. 1.2. Факторы активизации обучения в экономическом образовании
9. 1.2.1. Особенности взаимодействия как фактор активизации обучения
10. 1.2.2. Организация содержания обучения
11. 1.2.3. Совершенствование организационных форм обучения
12. 1.2.4. Факторы активизации дидактических процессов
13. 1.2.5. Особенности обучения взрослых в экономическом образовании
14. 1.2.6. Обучения экономике младших школьников
15. РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
16. 2.1. Лекционные и комбинированные занятия
17. 2.1.1. Мини-лекция
18. 2.1.2. Сводный изложение
19. 2.1.3. Комбинированный урок по экономике
20. 2.2. Практически-семинарские занятия
21. 2.2.1. Малые группы
22. 2.2.2. Дискуссия
23.
Случайные статьи

Вверх