Фзп расчет. V. Поэлементный расчет фонда заработной платы

Планирование заработной платы включает определение фонда и средней заработной платы по категориям персонала.

Плановый фонд заработной платы - это сумма денежных средств, предусмотренных в плановом периоде для выплаты ра- ботникам по тарифным ставкам, окладам и сдельным расценкам, а также премий из фонда заработной платы и всех видов доплат к ос- новной заработной плате.

Планирование фонда заработной платы должно обеспечить по- вышение заинтересованности персонала в улучшении индивиду- альных результатов труда и конечных результатов деятельности предприятия.

Исходными данными для планирования фонда заработной пла- ты являются:

Производственная программа;

Данные о трудоемкости продукции, расценках на детали, изделия;

Расценка на изделия, детали;

Тарифная система;

Штатное расписание руководящих работников, специалис- тов и служащих;

Применяемые формы и системы заработной платы;

Нормативы обслуживания;

Законодательные акты по труду и заработной плате.

Для расчета планового фонда заработной платы применяются следующие методы:

Укрупненный;

Прямого счета (по средней заработной плате);

Нормативный (уровневый или приростной);

По элементам.

Укрупненный расчет производится по формуле:

где ФЗПпл - фонд заработной платы на планируемый год, р.;

ФЗПб - фонд заработной платы за базисный год, р.; Ко - коэффи- циент роста объема производства, равный отношению планового

объема производства на данный год к объему производства базис- ного года; Э - изменение численности в связи с влиянием технико- экономических факторов в плановом году, чел.; ЗПср - среднего- довая заработная плата одного работника в базисном году (без выплат из фонда материального поощрения), р.

Укрупненный метод предполагает использование в плановом периоде сложившегося уровня средней заработной платы, поэто- му он не решает задачи повышения заинтересованности персонала в улучшении результатов труда.

Метод прямого счета основан на определении плановой чис- ленности по категориям персонала и их среднегодовой заработной платы.

Плановый фонд заработной платы определяют по формуле:


(6.2)

где ЧРiпл - плановая численность i-й категории персонала, чел.;

ЗП i пл - среднегодовая заработная плата одного работника i-й кате- гории персонала в плановом периоде, р.; i = 1,2, 3,..., n - катего- рии персонала.

Планирование среднегодовой заработной платы должно учи- тывать базовый ее уровень, достигнутый в отчетном периоде.

Нормативный метод основан на использовании нормативов формирования фонда заработной платы.

При уровневом нормативном методе плановый фонд заработ- ной платы определяется исходя из планового норматива затрат за- работной платы (без выплат из фонда поощрения) на единицу объема продукции в плановом году.

Расчет ведется по формуле:

где ВПпл - плановый объем продукции, р. или н/ч.; Нзп - плано- вый норматив затрат заработной платы на рубль или нормо-час объема продукции.

Расчет норматива затрат заработной платы на рубль про- дукции (или нормо-час) производится по формуле:


(6.4)

где ФЗПб - базисный фонд заработной платы промышленно- производственного персонала за вычетом величины относитель- ного перерасхода планового фонда заработной платы, р.; ВПб - фактический объем производства базисного года, р., или нормо-ч.;

.ЗПср - плановый суммарный прирост средней заработной платы по отношению к базисному году, %;  ПТ- плановый суммарный прирост производительности труда по отношению к базисному году, %. Определяется по методике пофакторного планирования (гл. 5).

Плановый прирост средней заработной платы ( ЗПср) опреде- ляется исходя из влияния факторов роста производительности тру- да на изменение заработной платы по формуле:


(6.5)

где  ПТi - плановый прирост производительности труда за счет i-го фактора, %; Нi - норматив прироста средней заработной пла- ты на один процент повышения производительности труда под влиянием г-го фактора, %; i = 1, 2, 3, ..., n - количество техни- ко-экономических факторов.

При приростном нормативном методе плановый фонд зара- ботной платы определяется исходя из планового норматива при- роста затрат заработной платы на каждый процент прироста объе- ма продукции ( Hзп).

Расчет ведется по формуле:


(6.6)

где  ВПпл - плановый процент прироста (уменьшения) объема продукции по отношению к базисному году.

Данный метод сориентирован в основном на базовый фонд за- работной платы, поэтому не стимулирует персонал к улучшению конечных результатов деятельности предприятия.

Поэлементный метод планирования фонда заработной платы предполагает подробный ее расчет для различных категорий ра- ботников, с учетом характера их работы и форм оплаты труда.

Фонд заработной платы рабочих подразделяют на часовой, дневной и месячный (квартальный, годовой).

Часовой фонд заработной платы связан с оплатой за отрабо- танное время. Он включает следующее:

Оплату по сдельным расценкам за плановый объем работ;

Оплату за подлежащее отработке время рабочих-повремен- щиков;

Премии по сдельно-прогрессивной и сдельно-премиальной системам за планируемые показатели;

Премии рабочим-повременщикам за планируемые показатели;

Оплату за работу в ночные, вечерние часы по плану;

Оплату не освобожденным бригадирам за руководство бри- гадами;

Оплату за обучение учеников по плану. В отчетный часовой фонд включается оплата брака не по вине рабочих.

Дневной фонд заработной платы включает следующее:

Весь часовой фонд заработной платы;

Доплату за сокращенный рабочий день подростков;

Оплату перерывов в работе кормящих матерей. В отчетный дневной фонд включается оплата внутрисменных простоев, доплата за сверхурочные работы.

Месячный (годовой, квартальный) фонд заработной платы включает:

Весь дневной фонд заработной платы;

Оплату очередных и дополнительных отпусков;

Оплату времени на выполнение государственных и общест- венных обязанностей;

Вознаграждение за выслугу лет;

Выплату выходного пособия;

Заработную плату работников, откомандированных на дру- гие предприятия или учебу.

В отчетный месячный фонд включается оплата целодневных простоев не по вине рабочего.

Указанный порядок в планировании заработной платы рабочих позволяет вести учет и контроль за расходованием ее фонда. Для этого фонд заработной платы определяется не только по пред- приятию в целом, но и по цехам, участкам в отдельности.

Расчет планового фонда часовой заработной платы рабочих.

Основу часового фонда составляет фонд прямой заработной платы, который состоит из сдельной оплаты по расценкам и повре- менной по тарифу.

Фонд прямой заработной платы рабочих по сдельным рас- ценкам (ФЗПсд) определяется по формуле:


(6.7)

где В i пл - планируемое количество i-х изделий; Р i - сдельная рас- ценка за i - e изделие; i = 1, 2, 3,..., и - количество изделий.

Сдельная расценка за единицу изделия представляет собой сумму сдельных расценок по всем операциям, предусмотренным технологическим процессом изготовления одного изделия.

Сдельная расценка (оплата за единицу работы) определяется:

В массовом и крупносерийном производстве как отношение тарифной ставки по разряду работы (р.) на норму выработки (шт.);

В единичном и мелкосерийном производстве как произведе- ние тарифной ставки по разряду работы (р.) на норму времени на операцию или единицу продукции (час).

В мелкосерийном производстве используется и следующий способ расчета фонда прямой сдельной заработной платы рабочих:


(6.8)

где Т- трудоемкость планируемой к выпуску продукции, нормо-ч.;

ТСср - среднечасовая тарифная ставка, определяемая как средневзве- шенная величина:


(6.9)

где TCi - часовая тарифная ставка i-го разряда, р.; Ур i - удельный вес рабочих i-го разряда, %; i = 1,2,3, ..., n - количество разрядов.

Тарифный фонд заработной платы рабочих (основных и вспомогательных) с повременной оплатой труда (ФЗПт) рас- считывается исходя из среднечасовой тарифной ставки (ТСср), пла- нового фонда рабочего времени одного рабочего(Фдл) и числа ра- бочих (W) по формуле:

На работах, выполняемых бригадой по управлению агрегатами, печами, аппаратами, контролю за ходом технологического про- цесса, и на других нормируемых работах, в которых предусмотре- но перевыполнение рабочими норм выработки, при определении заработной платы основных рабочих-сдельщиков рассчитывают не только заработную плату по тарифу, но и сдельный приработок.

Под приработком понимается вся заработная плата сверх ус- тановленной тарифной ставки. Он определяется по формуле:

(6.11)

где Псд - сумма сдельного приработка, р.; К- планируемый про- цент выполнения норм выработки.

Рабочим, труд которых оплачивается на основе установленных месячных окладов, фонд заработной платы по тарифу определяет- ся умножением их оклада на количество рабочих, имеющих оди- наковый оклад, и на число месяцев работы в плановом периоде.

Определив фонд сдельной и тарифной заработной платы, ис- числяют доплаты часового фонда. В часовой фонд заработной пла- ты включаются премии по действующим премиальным положени- ям за выполнение плановых показателей. Их размер устанавлива- ется по группам рабочих, исходя из их сдельной (или тарифной) заработной платы и процента премии по формулам:

где 3пр - сумма доплаты по премиальной системе, р.; ФЗПсд - зар- плата по сдельным расценкам, р.; ФЗП т- зарплата по тарифным ставкам или окладам, р.; Ппр - процент премии к тарифной ставке (или сдельной) заработной плате.

Планирование оплаты труда 249

На "узких участках" производства, которые сдерживают вы- пуск готовой продукции, планируют фонд заработной платы по сдельно-прогрессивной системе.

Важную роль при сдельно-прогрессивной системе оплаты тру- да играет так называемая исходная норма (база), т.е. тот объем вы- полнения норм выработки, сверх которого оплата за выполненную работу производится по повышенным расценкам. Исходная база для начисления прогрессивных доплат устанавливается, как пра- вило, на уровне фактического выполнения норм за последние три месяца, но не ниже действующих норм выработки.

Степень увеличения сдельных расценок в зависимости от уровня перевыполнения установленной исходной базы определя- ется специальной шкалой. Наиболее эффективными считаются шкалы с одной-двумя ступенями и достаточно высоким уровнем повышения сдельных расценок, создающим значительную лич- ную материальную заинтересованность рабочих в увеличении норм выработки.

Руководствуясь исходной базой и принятой шкалой, определя- ют сумму доплаты рабочим по сдельно-прогрессивной системе оп- латы труда по формуле:


(6.13)

где 3сп - сумма доплаты по сдельно-прогрессивной системе, р.;

ЗПо - заработок по основным расценкам за работы, оплачиваемые по сдельно-прогрессивной системе, р.; Б- процент выполнения ис- ходной базы; Пб - процент перевыполнения исходной базы; Кр - коэффициент увеличения основной расценки, взятой по шкале, в соответствии с процентом перевыполнения исходной базы.

Доплаты за работу в ночное (вечернее) время рассчитыва- ются по формуле:

(6.14)

где 3н - сумма доплаты за работу в ночное (вечернее) время, р.;

ТСср - среднечасовая тарифная ставка, р.; Фн - количество часов ночной (вечерней) работы; Кд - коэффициент доплат к тарифной ставке за каждый час ночной (вечерней) работы.

По трудовому законодательству работа в праздничные дни оп- лачивается в двойном размере.

Сумма доплаты за работу в праздничные дни для группы рабо- чих исчисляется умножением часовой тарифной ставки (для рабо- чих-повременщиков) или сдельного заработка (для рабо- чих-сдельщиков) на количество человеко-часов", которые должны быть отработаны в эти дни. Количество человеко-часов работы в праздничные дни определяется на основании числа исполнителей, которые будут работать в праздники, и графика работы участка (агрегата).

Доплата бригадирам, не освобожденным от основной рабо- ты, за руководство бригадой, рассчитывается по формуле:

где Зб - сумма доплаты не освобожденным бригадирам за ру- ководство бригадой, р.; ЗПт- заработная плата бригадира по та- рифу в плановом периоде, р.; ЧРб- численность бригадиров, чел., М - размер доплаты бригадиру за руководство бригадой в про- центах к тарифной ставке.

Сумма доплаты за обучение учеников определяется в соответ- ствии с нормой доплаты за обучение в зависимости от срока и сложности подготовки, характера производства и количества уче- ников по формуле:

где Зу - сумма доплаты за обучение учеников, р.; Оуч - оплата за обучение одного ученика, р.; ЧРуч - численность учеников в пла- новом периоде, чел.

Расчет планового фонда дневной заработной платы рабочих.

Для определения фонда дневной заработной платы (ФЗПд) кро- ме фонда часовой заработной платы рассчитывают доплаты под- росткам за сокращенный рабочий день и матерям на перерывы для кормления грудных детей (если они не воспользовались правом на отпуск по уходу за детьми).

Сумма доплат матерям рассчитывается умножением их коли- чества на среднечасовую заработную плату и на число льготных часов в плановом периоде.

Планирование оплаты труда 251

Сумма доплат подросткам за один недоработанный час опре- деляется умножением среднечасовой тарифной ставки подростков на число подростков и на количество рабочих дней в планируемом периоде.

Расчет планового фонда месячной (годовой) заработной платы рабочих.

Для определения месячной (годовой) заработной платы, кроме фонда дневной заработной платы, рассчитывается ряд доплат. Суммируя все элементы, составляющие месячный фонд заработ- ной платы рабочих, получают его величину.

Сумму оплаты очередных и дополнительных отпусков в плановом периоде исчисляют по средней их продолжительности, количеству рабочих дней одного рабочего и фонду дневной зара- ботной платы по формуле:


(6.17)

где Зотп - сумма оплаты отпусков, р.; ФЗПд - фонд дневной зара- ботной платы, р.; О - средняя продолжительность отпуска, дн.;

Дпл - количество рабочих дней одного рабочего в планируемом периоде.

Сумма доплат за выполнение государственных и обществен- ных обязанностей осуществляется в соответствии с трудовым за- конодательством с учетом рабочего времени, запланированного на их выполнение, а также фонда дневной заработной платы. Расчет ведется по формуле:

(6.18)

где Згос - оплата времени выполнения государственных и общес- твенных обязанностей, р.; Г- затраты рабочего времени в днях на выполнение государственных и общественных обязанностей (по балансу рабочего времени одного рабочего).

Сумма выплаты за выслугу лет в плановом периоде рассчиты- вается по отдельным профессиям (группам) работников на основа-

252 Глава 6

нии планового фонда заработной платы по тарифу и планируемого размера единовременного вознаграждения в процентах к этой за- работной плате.

Плановый процент вознаграждения за выслугу лет уста- навливается на основании отчетных данных с корректировкой на увеличение стажа работы. Расчет ведется по формуле:

( 6.19)

где Зв - сумма выплаты за выслугу лет, р.; ЗПт- заработная пла- та по тарифу данной группы рабочих, р.; M в - плановый размер вознаграждения за выслугу лет в процентах к заработной плате по тарифу.

Размер планируемых выплат выходного пособия в плано- вом фонде заработной платы предусматривается в связи с призы- вом в армию и при поступлении в военные училища. Определяется он на основе отчетных данных о среднем количестве призываемых в Вооруженные Силы в прошлые периоды, скорректированных с учетом ожидаемого изменения возрастного состава работающих и среднемесячного их заработка в плановом периоде.

Фонд заработной платы обучающихся с отрывом от произ- водства рассчитывается умножением среднего месячного заработ- ка обучающихся на их численность и на число месяцев обучения.

Выплаты, обусловленные трудовым законодательством, но не связанные с выполненной работой (оплата очередных и дополни- тельных отпусков, доплата за сокращенный день подросткам, доп- лата за выполнение государственных обязанностей и т.п.) образу- ют дополнительную заработную плату.

Основная заработная плата - это заработная плата за вы- полненную работу и отработанное время: оплата по сдельным рас- ценкам и тарифным ставкам, надбавки к тарифным ставкам за про- фессиональное мастерство, премии за высокие показатели в рабо- те и др. Отношение суммы дополнительной заработной платы к основной определяет процент дополнительной заработной платы, используемый при калькулировании себестоимости отдельных видов продукции.

Фонд основной заработной платы вместе с дополнительной за- работной платой основных производственных и вспомогательных рабочих составляет общий фонд заработной платы рабочих в пла- нируемом периоде.

Планирование фонда заработной платы специалистов и служащих.

Плановые фонды заработной платы этих категорий персонала рассчитываются на основе утвержденного штатного расписания и размеров должностных окладов путем перемножения количества работников каждой должности на соответствующий оклад и число месяцев в году.

Оплата отпусков, времени выполнения государственных и об- щественных обязанностей отдельно для них не рассчитывается, так как в большинстве случаев при уходе в отпуск того или иного работника его обязанности выполняют оставшиеся работники.

Доплаты на возмещение работы во время отпуска предусмат- ривают только для тех работников, без которых не может проте- кать нормальная работа (мастеров смен, участков, начальников смен и т.д.). Планируется также выплата разницы в окладах за вре- мя замещения начальников, не имеющих официальных заместите- лей. В необходимых случаях в фонде заработной платы пред- усматривают выплаты за выслугу лет, доплаты за разницу в ноч- ное (вечернее) время и праздничные дни. Премии этих категорий персонала в фонд заработной платы не включаются. Они премиру- ются из фонда потребления.

Фонд заработной платы учеников рассчитывается исходя из численности, срока обучения и средней заработной платы по формуле:

где ФЗПуч - фонд заработной платы учеников на планируемый период, р.; Зср - средняя заработная плата одного ученика, р.;

ЧРуч - число учеников; Доб - срок обучения учеников, в мес.

Фонд заработной платы работников непромышленной группы планируется исходя из утвержденных штатных расписа- ний, должностных окладов и тарифных ставок аналогично расче- там по промышленно-производственному персоналу.

Этот метод предполагает расчет ФЗП по структурным подразделениям (и по предприятию в целом) и по категориям промышленного производственного персонала. По существу, он формирует основные направления сметы расходования ФЗП и именно на его основе рассчитываются затраты на оплату труда, включаемые в себестоимость.

Наиболее трудоемок расчет ФЗП по категории рабочих, поскольку в его структуре содержится большее количество стимулирующих и компенсирующих доплат и надбавок.

Рассмотрим структуру ФЗП рабочих с позиции планируемых и непланируе-мых элементов (табл. 5.3).

Планируемые элементы ФЗП структурируются по следующим разделам.

1. ФЗП часовой представляет собой оплату за фактически отработанное время работы в часах, фактический выпуск продукции, а также за выполнение специальных функций в рабочее время.

Он включает в себя фонд прямой заработной платы, в том числе сдельный фонд, определяемый на основе сдельных расценок (операционных и комплексных), и тарифный фонд (повременный), определяемый на основе тарифных ставок.

Таблица 5.13

Расчет фонда заработной платы рабочих.

Фонд заработной платы рабочих
Планируемые элементы ФЗП
Фонд основной заработной платы Фонд дополнительной заработной платы
1. Фонд оплаты труда рабочих-сдельщиков по сдельным расценкам 1. Оплаты очередных и дополнительных отпусков
2. Фонд оплаты труда рабочих-повременщиков по тарифным ставкам 2. Оплата времени выполнения государственных и общественных обязанностей
3. Премии рабочим-сдельщикам 3. Оплата отпусков по учебе
4. Доплаты за работу в тяжелых, вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда 4. Оплата выходных пособий
5. Доплаты за интенсивность труда
6. Доплаты за работу в вечернее и ночное время
7. Доплаты неосвобожденным бригадирам за руководство бригадой
8. Доплаты за совмещение профессий
9. Доплаты за обучение учеников
10. Доплаты за работу в выходные дни (при непрерывном производственном цикле)
11. Доплаты подросткам за сокращенный рабочий день
Не планируемые элементы ФЗП
1. Доплаты за отклонение от нормальных условий работы I. Оплата целодневных простоев не по вине рабочего
2. Оплаты за изготовленную бракованную продукцию не по вине рабочего 2. Оплата компенсаций при увольнении за неиспользованный отпуск
3. Доплаты за работу в совокупное время
4. Оплата внутрисменных простоев не по вине рабочих

При определении сдельного фонда заработной платы (ФЗЛ сд ) учитываются данные о производственной программе в натуральном выражении и сдельных расценках на операции или на комплекс работ. Расчеты выполняются по формуле:

(5.65)

где Р к - комплексная расценка на i-е изделия, руб.; .-- количество изготавливаемых изделий.

При определении тарифного фонда заработной платы (ФЗП м )используется формула:

(5.66)

где ФРВ - фонд рабочего времени одного рабочего в среднем по предприятию, подразделению (месячный, квартальный, годовой), ч; Т ri - часовые тарифные ставки рабочих-повременщиков, руб.; Ч pni - численность рабочих-повременщиков но соответствующим разрядам, чел.

Фонд дополнительной заработной платы рассчитывается, как правило, по показателям затрат рабочего времени и величины соответствующих доплат и надбавок, в том числе:

Общая сумма доплат за условия и интенсивность () труда определяется:

(5.67)

где ЧР i - численность рабочих, получающих r"-й размер доплат, чел.; - средняя тарифная часовая ставка этих рабочих, руб.; - размер i -йдоплаты в процентах к тарифной ставке (4, 8, 12, 16, 20, 24);

· общая сумма надбавок за профессиональное мастерство ()определяется:

(5.68)

где - численность рабочих по разрядам, на которых распространяются эти надбавки; Т ч i .- часовые тарифные ставки рабочих соответствующего разряда, руб.; Н i - размер надбавки в процентах к тарифной ставке (III разряд - до 12%; IV разряд - до 16; V разряд - до 20; VI и более разряды - 24%);

Сумма премий в составе ФЗП определяется исходя из действующих премиальных положений и принимая за основу сдельный и повременный фонды заработной платы вместе с доплатами за условия и интенсивность труда и надбавками за профессиональное мастерство;

Общая сумма доплат за работу в ночное (вечернее) время (Д н ) определяется исходя из размеров доплат к средней тарифной ставке рабочих и фонда ночного (вечернего) времени.

Кроме этих доплат в часовой фонд заработной платы рабочих включаются доплаты неосвобожденным бригадирам, доплаты за обучение учеников, при этом предприятие самостоятельно устанавливает размеры этих доплат, как правило, исходя из численности бригад и количества учеников.

2. Фонд дневной заработной платы (ФЗП д11) включает в себя фонд часовой зарплаты и доплаты за нерабочие часы внутри рабочего дня (например, подросткам за сокращенный рабочий день). В отчетный фонд включаются также оплата внутрисменных простоев не по вине работника, доплаты за сверхурочные работы.

3. Максимальный (квартальный, годовой) фонд заработной платы рабочих состоит из дневного фонда, фонда оплаты очередных и дополнительных отпусков и других планируемых выплат.

Во всех случаях, когда уровни доплат и социальных выплат законодательно не установлены, планируемая сумма на эти цели устанавливается в коллективных договорах по соглашению администрации и совета трудового коллектива, на основании требований внутриведомственных документов и по предложению сторон.

Расчет фонда заработной платы служащих (в том числе руководителей и специалистов) осуществляется на основании данных об их численности и должностных окладов согласно штатному расписанию. Фонд заработной платы этих категорий работников состоит из выплат по должностным окладам, доплат за условия груда и работу в ночное (вечернее время), стимулирующих надбавок (за выполнение особо важных работ, совмещение должностей) и премии.

Размеры доплат и надбавок, условия их выплат устанавливаются системнымиположениями, принимаемыми на предприятии администрацией с участием представителей рабочего коллектива или профсоюза. При этом их размеры не могут быть ниже установленных законодательством. Доплаты не могут быть отменены решением администрации предприятия, так как выплата и минимальный размергарантированы законодательством и включаются в систему оплаты труда как составная часть. Установленные законодательством надбавки также могут быть отменены. Надбавки же как системные поощрения внутри предприятия могут быть отменены в связи с нехваткой средств на выплату заработной платы. При этом должно быть изменено положение, согласно которому была установлена и? выплата, а извещение об изменении существенных условий труда в связи с дан ной отменой должно быть доведено до работников не позднее чем за 2 месяца до момента окончания выплат надбавок.

На крупных предприятиях, имеющих сложную организационно-технологическую структуру возникает необходимость распределить совокупный ФЗП между службами и подразделениями, согласовав их величины с затратными и результирующими характеристиками каждого структурного подразделения, такими, как уровень квалификации персонала, отработанное время, уровень производительности труда и т.д.

На практике возможны следующие схемы распределения:

1. Пропорционально численности работников и уровню средней заработной платы;

2. В зависимости от средних тарифных ставок, отработанного времени, численности работников и КТВ, учитывающего значимость результаты работы каждого структурного подразделения

3. В зависимости от величины норматива зар. платы, валового дохода (выпуска продукции) и КТВ.

Каждая из данных схем имеет свои преимущества и недостатки. В частности, первая схема, по существу, закрепляет принятые на предприятии пропорции в размерах средней зарплаты и практически не учитывает результаты деятельности коллективов в текущем периоде.

Вторая схема представляет собой попытку сбалансированного распределения заработанных средств, поскольку принимает в расчет как затратные, так и результирующие (через КТВ) факторы.

Третья схема ориентирована на учет результатов деятельности каждого структурного подразделения, несет достаточно сильный мотивационный заряд работать более эффективно, однако она неприменима в компаниях с технологической специализацией структурных подразделений.

Особое место в политике заработной платы на предприятии занимает этап контроля и анализа расходуемых средств на оплату труда.

Контроль предполагает отслеживание правильности использования средств ФЗП, выявление случаев незаконного использования этих средств и случаев не рерасхода запланированных сумм. Он имеет 2 ступени. Предварительный текущий контроль осуществляется на самом предприятии по данным первичного учет; выработки и оплаты труда. Как правило, это функция бухгалтерии, а на предприятиях малого бизнеса контроль за расчетом размера оплаты труда и составлением расчетных и расчетно-платежных ведомостей осуществляют сами владельцы учредители (собственники или менеджеры). Последующий контроль за использованием средств ФЗП в пределах заработанных сумм и за правильностью выдачи денежных средств со счетов осуществляют учреждения банков.

Анализ расходования средств на оплату труда персонала проводится для оценки качества осуществляемой зарплатной политики. В ходе анализа исследуются возможности снижения издержек на персонал при одновременном повышена эффективности его труда, оценивается адекватность применяемых форм и систем оплаты труда персонала характеру производственного процесса и рыночным условиям, рассчитывается эффективность зарплатной политики в целом.

Анализ включает в себя 3 этапа и проводится по традиционной схеме анализ; хозяйственной деятельности.

1. Предварительная укрупненная оценка использования средств на оплату тру да в сравнении с планируемыми значениями.

2. Анализ структуры ФЗП и соответствия фактических выплат фактическим результатам труда.

3. Оценка влияния расходования ФЗП на прибыльность предприятия.

На первом этапе рассчитывается абсолютное отклонение фактически израсходованных сумм на оплату труда от планируемых, выявляются факторы, способствующие этим отклонениям.

Разность между этими суммами свидетельствует либо о перерасходе средств (знак «+»), либо об экономии (знак «-»).

Основные факторы изменения фонда заработной платы можно представить в следующем виде (схема 3).


Схема 3. Основные факторы изменения фонда заработной платы

Анализ может проводиться по следующему алгоритму:

Общие абсолютные отклонения в фонде заработной платы:

(5.69)

где - изменение фонда заработной платы фактического в сравнении с планируемым, тыс. руб.; ФЗП ф. - величина фактического ФЗП, тыс. руб.; ФЗП пя - величина планируемого ФЗП, тыс. руб.;

Влияние на абсолютные изменения в фонде заработной платы основных
факторов:

где ∆ФЗП чп - изменение ФЗП за счет изменения численности персонала, тыс. руб.; ∆ФЗП зп - изменение ФЗП за счет изменения средней заработной

платы, тыс. руб.; ЧП ф, ЧП - численность персонала фактическая и планируемая соответственно, чел.; ЗП ф ЗП - средняя заработная плата фактическая и планируемая соответственно, руб.

Основными причинами отклонения фактической численности от планируемой могут быть следующие явления.

Изменение объема производства в связи с изменением конъюнктуры рынка. Например, выпуск продукции увеличивается на 10% в сравнении с планируемой величиной. Предприятие, имея в штате 50 чел., принимает еще 8 и одно временно увеличивает производительность труда на 5% (увеличивает нормы выработки). Насколько оправданно данное решение? Используем известный алгоритм 50х-^- = 52 чел. Допустимым является увеличение численности персонала (рабочих) на 2 чел.

Изменение номенклатуры выпускаемых изделий, вследствие чего меняются трудоемкость продукции и соответственно численность персонала (рабочих). В данном случае уместен прямой расчет численности персонала:

(5.72)

где ЧП ф - численность персонала фактическая, чел.; Т - трудоемкость производственной программы фактическая, чел./ч; ФРВ п - полезный фонд рабочего времени одного среднесписочного рабочего, ч; К ш - коэффициент выполнения норм.

Нарушение штатной дисциплины, необоснованное привлечение работников. В ходе анализа сравниваются позиции штатного расписания и фактическая численность персонала по должностям и категориям.

В качестве причин изменения средней заработной платы обычно рассматриваются:

♦ по сдельному ФЗП - изменение индивидуальной выработки; изменение сдельных систем оплаты труда, в том числе введение прогрессивной оплаты; использование сверхурочной работы; изменение премиальных положений и др.;

♦ по повременному ФЗП- изменение отработанного времени; перетарификация персонала; изменение структуры дополнительных выплат, и наконец, нарушение штатного расписания.

Целью второго этапа является анализ структуры ФЗП, обоснованности используемых форм и систем оплаты труда персонала. При этом общей закономерностью является опережение прироста результата (по показанию производительности труда) по сравнению с приростом затрат на персонал (по показателю средней заработной платы).

В рамках этого этапа рассчитывается зарплатоемкость продукции - показатель расходов на оплату труда в расчете на единицу продукции или на рубль валовой выручки:

где ЗЕ ф - фактическая зарплатоемкость продукции, руб.; ФЗП ф - фактическая величина ФП, тыс. руб.; ВВ рф - валовая выручка от реализации, продукции, тыс.

Может использоваться и обратный показатель - отдачу заработной платы:

где П зп - отдача заработной платы, или производительность заработной платы, руб.

При нормальном развитии производства показатель зарплатоемкости снижается в пропорции, близкой снижению трудоемкости, и может дополнительно контролироваться соотношением прироста средней заработной платы и производительности труда. Опережение темпов роста производительности по сравнению с темпами роста средней заработной платы является обязательным условием долгосрочной сбалансированной экономической политики предприятия.

В силу особой значимости данного аспекта внутрифирменной зарплатной политики рассмотрим анализ соотношения между темпами роста производительности труда и средней заработной платы на примере.

Интерпретируем расчеты в табл.

1. По плану предполагалось при росте производительности труда на 7% повысить заработную плату на 1,8%. Плановое соотношение равно 1,051 (1,070/ 1,018).

2. Фактически производительность труда возросла на 4,2%, а средняя заработная плата - на 3,5%. Коэффициент опережения производительности равен 1,006 (1,042/1,035).

3. Следовательно, соотношение резко занижено.

4. По плану намечалось снизить затраты заработной платы на единицу продукции по сравнению с прошлым годом с 2,67 до 2,54, т. е. плановый коэффициент затрат заработной платы равен 0,95 (1,018/1,07). Это значит, что затраты заработной платы должны были снизиться на 5%. Фактически они снизились на 0,8%. Коэффициент затрат на заработную плату составил 0,992 (2,65/2,67). В связи с нарушением соотношения в росте производительности труда и заработной платы произошел перерасход по фонду заработной платы.


Таблица 5.14

Анализ соотношения режимов роста ПТ и среднегодовой заработной платы и их влияние на себестоимость продукции


5. Ели бы соотношение было в пределах планового, то предприятие израсходовало бы по фонду заработной платы не 8700 тыс. руб., а 8336 тыс. руб. (32820 х х 0,254), т. е. необоснованный перерасход составил бы 364 тыс. руб.

6. Нарушение соотношения между темпами роста производительности труда и заработной платы привело к увеличению затрат на выпуск продукции, т. е. к удорожанию себестоимости продукции.

7. Только за счет необоснованных затрат предприятие превысило себестоимость по сравнению с планом 2001 г. на 1,26%:

Далее оценивается адекватность используемых форм оплаты труда специфике производственного процесса и общей экономической стратегии предприятия. Анализ премиальных систем, используемых на предприятии, проводится с целью оценки их действенности и экономической целесообразности. Основой определения эффективности любой премиальной системы является ограничение: сумма всех премиальных выплат при любом значении достигнутых показателей не может превышать сумму дополнительной прибыли, полученной в результате применения данной системы.

Премиальные выплаты, начисленные персоналу за текущий период, учитываются по первичным документам и платежной и расчетно-платежной ведомостям. Суммарная прибыль от использования премиальных систем любого вида рассчитывается по системообразующим показателям, в том числе: через рост производительности труда, через экономию ресурсов и т. д. Общий алгоритм расчета строится на определении максимально допустимого размера премирования работников. Например, по системе поощрения роста индивидуальной выработки расчет осуществляется по формуле:

(5.75)

где ПР м ax - максимально допустимый размер премии за каждый процент увеличения выработки продукции относительно планового задания (%); Н и - постоянные издержки в плановой себестоимости единицы продукции (руб. или %); К э - коэффициент использования экономии на постоянных расходах на цели премирования; ЗП сд - основная зарплата рабочих-сдельщиков, получающих премию, в плановой себестоимости единицы продукции (руб. или %); ЗП п - основная зарплата рабочих-повременщиков, получающих премию в плановой себестоимости единицы продукции (руб. или %); К оп - коэффициент увеличения выпуска продукции, обеспеченного данной группой работников.

По премиальной системе, ориентированной на поощрение выпуска качественной продукции, расчет предельного размера премии выполняется по модифицированной формуле:

(5.76)

где ХОС/С - сумма относительного снижения себестоимости за счет сокращения брака и потерь по отношению к базовому приросту, руб.; П п6 - средний процент потерь продукции или случаев сдачи с повторного предъявления за базисный период, %; ФЗП - фонд прямой заработной платы премируемых работников, руб.

На третьем этапе анализа исследуется суммарное влияние расходования ФЗП на прибыльность предприятия, на основании чего делается вывод об эффективности зарплатной политики в целом.

Алгоритм расчета основан на соотношении темпов роста производительности труда и средней заработной платы:

(5.77)

где АС/С - процент снижения себестоимости в результате проводимой зарплатной политики; АЗП - процент прироста средней зарплаты за текущий период; АПТ -процент прироста производительности труда за текущий период; Д т - доля заработной платы в себестоимости продукции в базовом периоде.

Источниками информации для анализа средств, расходуемых на персонал, являются: отчет по труду (форма № 1-Т, годовая); отчет по труду и прогноз высвобождения работников (форма № 1-ТВ, месячная); отчет о затратах на производство продукции (форма № 5-3, годовая); отчет о прибылях и убытках (форма № 2, годовая); плановые данные, аналитические данные по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», а также данные корреспондирующихся с ним счетов.


Вопросы для повторения и обсуждения.

1. Как система управления трудом «вписывается» в общую систему управления предприятием.

2. Какое место занимает формирование трудового потенциала в системе управления трудом? В каких экономических условиях оно является особенно важным?

3. Назовите особенности управления трудом в условиях кризиса.

4. Дайте сравнительную характеристику традиционного и антикризисного управления.

5. Расскажите о социально-экономических последствиях кризиса в трудовой сфере.

6. Каким образом планируется потребность в человеческих ресурсах? При ответе на вопрос надо учесть особенности различных этапов???деятельности предприятия.

7. Попытайтесь классифицировать работников предприятия с точки зрения характеристик их трудового процесса.

8. Каковы основные причины появления концепции инновационного управления в России и зарубежных странах?

9. В чем заключается специфика инновационного управления трудом на предприятиях различных типов?

10. Как рассчитывается среднестатистичная численность работников? Какие работники не включаются в среднестатическую численность?

12. Каким образом показатель полезного фонда рабочего времени участвует в расчете численности работников?

13. Назовите основные проблемы и в определение потребностей предприятия в специалистах?

14. В чем состоит назначение штатного расписания предприятия и является ли оно обязательным документом оперативного управления.

15. В чем состоит различие категорий производительность и эффективность труда.

16. Возможна ли противоположная динамика изменения производительности и эффективности труда? Рассмотрите все возможные варианты соотношения между ними. Определите более конкретно последствия таких изменений для некоторых наиболее характерных категорий работников предприятия?

17. Попытайтесь разграничить внешние и внутренние факторы, влияющие на прибыльность предприятия. определите место категории «производительность трудом в системе факторов, формирующих конкурентность компании.

18. Опишите изменение подхода к проблеме роста производительности труда в экономике современной России.

19. Примените понятие «производительности труда» к отдельным группам предприятия. Для каких групп проблема ее повышения представляет собой наиболее сложную задачу?

20. Какова роль различных факторов роста производительности применительно к конкретным группам работников предприятия. Приведите примеры по рабочим, специалистам, служащим.

21. В каких условиях функционирования предприятия целесообразно реализовывать программу роста производительности труда по стратегии сдерживания, а в каких – по стратегии развития.

22. Какие факторы влияют на динамику трудоемкости производительной программы. Всегда ли ее положительная динамика является следствием инвестиций предпринимания.

23. Как связаны между собой показатели производительности труда, фондоотдела и фондовооруженности.

24. Перечислите основные условия роста производительности труда и проиллюстрируйте свой ответ практическими примерами.

25. Какие виды трудоемкости входят в полную трудоемкость? Какие из них прямо, а какие косвенно учитываются в удельной трудоемкости.

26. Почему рост производительности труда снижение трудоемкости, хотя эти показатели и являются обратными по отношению друг к другу.

27. Сравните укрупненный и дифереренцированный подходы к расчету фонда оплаты труда. В каких условиях предпочтительней первых подход, а в каких второй.

28. Сформулируйте критерий эффективности зарплатой политики. Какой из методов расчета фонда оплаты труда позволяет контролировать соблюдение этого критерия?

29. В чем состоит опасность применения остаточного метода формирования фонда оплаты труда? Назовите его недостатки и преимущества.

30. Опишите основные направления политики предприятия в области заработной платы исходя из различных методов формирования фонда оплаты труда.

31. Систематизируйте различные причины изменения численности работников и средней заработной платы. Дополните их своими примерами.

32. Уточните порядок анализа расходования фонда оплаты труда применительно и избранному вами предприятию.

33. Как соотносятся между собой затраты на оплату труда и фонд оплаты труда.

34. Объясните назначение следующих фондов: оплаты труда, потребление, накопление, резервного.

35. Зависит ли структура фонда оплаты труда работников от достигнутой производительности, эффективности труда?

36. Как связаны динамика изменения фонда оплаты труда с динамикой основных экономических показаний деятельности предприятия.

37. Опишите производительный процесс и его структуру.

38. Назначение аттестации рабочих мест и ее содержание.

39. Взаимосвязь производительности и нормирования труда.

40. Значение организации и нормирования труда для повышения эффективности производства.

Фонд оплаты труда - суммарные издержки предприятия на оплату труда всех работников за определенный период и выплаты социального характера. В условиях рыночных отношений величина фонда оплаты труда определяется самим предприятием с учетом конъюнктуры рынка, ситуации со стоимостью рабочей силы, уровня инфляции и других факторов,

При расчете фонда оплаты труда предприятия, как правило, используют прямой метод исходя из общей численности работающих, объема выполняемых работ, тарифной системы и применяемых систем оплаты, труда. Согласно статье, 77 КЗоТ РФ величина оплаты труда каждого работника непосредственно зависит от его личного вклада в результаты труда, причем максимальный ее размер не ограничивается. Месячный заработок работника при полном выполнении им своих должностных обязанностей не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда в месяц.

В состав фонда оплаты труда входит сумма оплаты труда в денежной и натуральной форме за отработанное и неотработанное время. Кроме того, в фонд оплаты труда включаются стимулирующие доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты (за стаж работы, по итогам работы за год и др.), регулярные выплаты на питание, топливо. В социальные выплаты включаются компенсационные и социальные льготы, предоставляемые работникам (полная или частичная стоимость лечения, отдыха; надбавки к пенсии работающим на предприятиях; единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда) за счет средств предприятий. Натуральная оплата труда предусматривает включение в фонд оплаты труда стоимости вещественных предметов по рыночным ценам, сложившимся в том или ином регионе на момент начисления заработной платы. Оплата за неотработанное время, включаемая в фонд оплаты труда, состоит из оплаты ежегодных и дополнительных отпусков, учебных отпусков работникам, обучающимся в образовательных учреждениях, времени простоев не по вине работника, оплаты работающим донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемого после каждого дня сдачи крови, и за другие периоды неработы, предусмотренные законодательством и нормативными актами.



Структура фонда заработной платы на предприятии довольно сложна. Помимо прямой оплаты труда за проработанное время либо произведенную продукцию или работу (при сдельной или договорной оплате) в фонд включаются стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также все денежные суммы, выплачиваемые за непроработанное время, если согласно действующему трудовому законодательству за работниками сохраняется заработная плата.

В общем виде в фонд оплаты труда на предприятии входят следующие укрупненные элементы:

1. Оплата за отработанное время.

2. Оплата за неотработанное время.

3. Единовременные поощрительные выплаты.

4. Выплаты на питание, жилье, топливо.

Заработная плата определяется исходя из планируемого рабочего времени и объема производства по тарифным ставкам, окладам или сдельным расценкам. В качестве методики можно рекомендовать следующий порядок определения величины фонда заработной платы рабочих, руководителей, специалистов и служащих.

Фонд заработной платы рабочих включает прямую (тарифную) заработную плату и все доплаты к ней. Прямая заработная плата состоит из суммы сдельных расценок, выплачиваемых рабочим-сдельщикам, и заработной платы рабочих-повременщиков, исчисляемой по тарифным ставкам.

При планировании определяют фонд часовой заработной платы, фонд дневной заработной платы, фонд годовой (квартальной, месячной) заработной платы.

Размер фонда часовой заработной платы определяется в такой последовательности. Рассчитывается фонд заработной платы рабочих-сдельщиков (ФЗПсд) по формуле:

Этот фонд можно исчислить по трудоемкости продукции

где Нti – норматив трудозатрат на единицу i-й продукции;

Vqi – объем производства i-го вида продукции;

Tci – тарифная ставка i-го вида работ.

Плановый фонд заработной платы рабочих-повременщиков находится из соотношения:

где Тсповi - часовая тарифная ставка рабочего-повременщика i-го разряда;

Чпi - численность рабочих-повременщиков 1-го разряда;

Фплi - плановый фонд рабочего времени i-го разряда.

Фонд заработной платы руководителей, специалистов и служащих (ФЗПррс) определяется по должностным окладам путем умножения месячного оклада каждой группы работников на число месяцев в году и на число работников в группе. Например, фонд заработной платы руководителей (ФЗПр):

где Ппр - процент премии к сдельной заработной плате или тарифной ставке.

Процент премии за выполнение и перевыполнение научно обоснованных норм устанавливается из следующей зависимости:

где К - соответствующий коэффициент выплат;

б) надбавки к заработной плате за непрерываемый стаж работы (ФЗПнс), исчисляемые по формуле:

где Чi - численность работников, работающих в тяжелых и вредных, а также в особо тяжелых и особо вредных условиях труда, чел.;

Тзпi – прямая (тарифная) заработная плата соответствующего работника, руб.;

Кi – величина надбавки за отклонение от нормальных условий труда, %;

г) доплаты за работу в ночное (вечернее) время:

где Чi - соответствующая численность работников, которые будут работать в праздничные дни. чел.;

Тстi - тарифная ставка (сдельная расценка) i-ой группы работников, руб.;

Тсм - продолжительность смены, ч;

Дi – количество праздничных дней в году для соответствующей группы работников, дн.;

Квн - коэффициент доплат.

В состав фонда оплаты труда включаются также денежные суммы за непроработанное время в соответствии с законодательством.

а) оплата ежегодных и дополнительных отпусков (Фоо):

где СЗПпл - средняя заработная плата работников, руб.;

Отпл - средняя плановая продолжительность отпуска, дн.;

б) доплаты подросткам за сокращенный рабочий день.

в) доплаты неосвобожденным бригадирам и руководство бригадой.

г) другие виды доплат.

На основе детальных расчетов составляется сводная таблица планируемого фонда оплаты труда. Средняя заработная плата устанавливается на основе рассчитанной численности определенных категорий работающих и фондов их оплаты.

Для руководителей, специалистов и служащих определяется среднегодовая заработная плата, а для рабочих - среднегодовая, среднедневная и среднечасовая.

На стабильно работающих предприятиях, где существенно не меняются производственные и экономические показатели, плановый фонд заработной платы может исчисляться исходя из прямой заработной платы, рассчитанной по расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам. Последняя в условиях инфляции корректируется на ожидаемый инфляционный индекс. Все прочие элементы планового фонда, входящие и состав часового, дневного и годового фондов, объединяются в так называемый «коэффициент дополнительной заработной платы», показывающий, во сколько раз полной годовой фонд заработной платы больше фонда прямой заработной платы. Этот коэффициент может быть рассчитан по отчету.

В случаях, когда на предприятии существенно изменяются объемы производства и производительность труда, а, следовательно, и численность работников, плановый фонд заработной платы может быть приблизительно рассчитан исходя из отчетного фонда, скорректированного на показатели изменения численности и средней заработной платы или изменения объемов производства производительности труда и средней заработной платы.

Одним из широко распространенных укрупненных методов планирования фонда заработной платы является нормативный метод, который позволяет по базовым показателям, а на новых предприятиях или при существенных изменениях ассортимента продукции расчетным путем определить норматив заработной платы на единицу или на 1 тыс. руб. продукции. При расчете по базовым исходным данным фактический расход заработной платы корректируется на плановое отношение индекса роста средней заработной платы к индексу производительности труда.

Аналогично определяется и расчетный норматив: сначала подсчитывается весь потребный фонд заработной платы на новую или изменившуюся производственную программу, а затем этот фонд делится на показатель объема производства. Единожды рассчитанный такой норматив с указанной выше корректировкой может служить несколько лет.

Заключительным этапом планирования фонда оплаты труда является распределение этого фонда между подразделениями предприятия.

Фонд заработной платы и его состав. Фондом заработной платы называется общая сумма денежных средств, начисленная предприятием рабочим и служащим за определенный период.

Фонд оплаты труда включает сумму средств, начисленную как за выполненную работу, так и за неотработанное время, если это предусмотрено законодательством.

Виды фондов заработной платы. Существуют следующие фонды заработной платы производственных рабочих:

1.Фонд часовой заработной платы;

2. Фонд дневной заработной платы;

3. Фонд месячной заработной платы.

Фонд часовой заработной платы - он включает оплату труда за человеко-часы фактической работы, в нем нет выплат за неотработанной время.

В него включаются:

1. Заработная плата, начисленная по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам за отработанное время.

2. Компенсационные выплаты, связанные с режимами работы и условиями труда.

3. Доплаты за работу в ночное время.

4. Стимулирующие доплаты к тарифным ставкам и окладам.

Фонд дневной заработной платы - он начисляется за отработанные человеко-дни и за неотработанные в течение дня, но оплаченные часы.

В него включается:

1. Часовой фонд заработной платы.

2. Оплата внутрисменных простоев не по вине работника.

3. Оплата льготных часов подростков.

4. Оплата часов выполнения государственных и общественных обязанностей.

5. Оплата сверхурочных.

Месячный фонд заработной платы - включает дневной фонд заработной платы и выплаты за неотработанное время в течение месяца.

В него включается:

1. Дневной фонд заработной платы.

2. Оплата дней, не отработанных в связи с выполнением государственных и общественных обязанностей.

3. Оплата целодневных простоев.

4. Оплата очередных и учебных отпусков.

5. Вознаграждения за выслугу лет.

6. Денежная компенсация за неиспользованный отпуск.

7. Прочие виды единовременные поощрительных выплат (разовые премии).

8. Выплаты на питание, жилье и топливо.

Между показателями, характеризующими средний уровень оплаты труда, имеется следующая взаимосвязь:

где Тдн - средняя фактическая продолжительность рабочего дня; Кдн - коэффициент увеличения ДФЗП за счет доплат за неотработанное, но оплаченное время в течение рабочего дня; - средняя часовая заработная плата.

где Тмес - средняя фактическая продолжительность рабочего месяца; Кмес - коэффициент увеличения МФЗП за счет доплат за неотработанное, но оплаченное время в течение месяца; fдн - средняя дневная заработная плата.

Дифференциация заработной платы. Важной задачей статистики оплаты труда является анализ дифференциации заработной платы.

Он осуществляется с помощью децильного коэффициента дифференциации заработной платы.

где D9 - показывает 10% работников, имеющих заработную плату выше полученного значения; D1 - показывает 10% работников, имеющих заработную плату ниже полученного значения.

Анализ динамики заработной платы проводится с помощью индексного метода. Для работников отдельных категорий рассчитываются индивидуальные индексы заработной платы, а для совокупности работников различных профессий, отраслей – общие индексы.
Наиболее часто используются индексы заработной платы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.

Расчет коэффициента опережения роста производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы.

Этот коэффициент показывает, насколько процентов темп роста производительности труда превышает темп роста заработной платы.

Планирование заработной платы включает определение фонда и средней заработной платы по категориям персонала.

Плановый фонд заработной платы - это сумма денежных средств, предусмотренных в плановом периоде для выплаты работникам по тарифным ставкам, окладам и сдельным расценкам, а также премий из фонда заработной платы и всех видов доплат к основной заработной плате.

Планирование фонда заработной платы должно обеспечить повышение заинтересованности персонала в улучшении индивидуальных результатов труда и конечных результатов деятельности предприятия.

Исходными данными для планирования фонда заработной платы являются:

Производственная программа;

Данные о трудоемкости продукции, расценках на детали, изделия;

Расценка на изделия, детали;

Тарифная система;

Штатное расписание руководящих работников, специалистов и служащих;

Применяемые формы и системы заработной платы;

Нормативы обслуживания;

Законодательные акты по труду и заработной плате.

Для расчета планового фонда заработной платы применяются следующие методы:

Укрупненный;

Прямого счета (по средней заработной плате);

Нормативный (уровневый или приростной);

По элементам.

Укрупненный расчет производится по формуле:

где ФЗПпл - фонд заработной платы на планируемый год, .;

ФЗПб - фонд заработной платы за базисный год, грн.;

Ко - коэффициент роста объема производства, равный отношению планового объема производства на данный год к объему производства базисного года;

Э - изменение численности в связи с влиянием технико-экономических факторов в плановом году, чел.;

ЗПср - среднегодовая заработная плата одного работника в базисном году (без выплат из фонда материального поощрения), грн.

Укрупненный метод предполагает использование в плановом периоде сложившегося уровня средней заработной платы, поэтому он не решает задачи повышения заинтересованности персонала в улучшении результатов труда.

Метод прямого счета основан на определении плановой численности по категориям персонала и их среднегодовой заработнойплаты.

Плановый фонд заработной платы определяют по формуле:


(1.2)

где ЧРiпл - плановая численность i-й категории персонала, чел.;

ЗП i пл - среднегодовая заработная плата одного работника i-й категории персонала в плановом периоде, грн.;

Планирование среднегодовой заработной платы должно учитывать базовый ее уровень, достигнутый в отчетном периоде.

Нормативный метод основан на использовании нормативов формирования фонда заработной платы.

При уровневом нормативном методе плановый фонд заработной платы определяется исходя из планового норматива затрат заработной платы (без выплат из фонда поощрения) на единицу объема продукции в плановом году.

Расчет ведется по формуле:

где ВПпл - плановый объем продукции, грн. или н/ч.;

Нзп - плановый норматив затрат заработной платы на рубль или нормо-час объема продукции.

Расчет норматива затрат заработной платы на рубль продукции (или нормо-час) производится по формуле:


(1.4)

где ФЗПб - базисный фонд заработной платы промышленнопроизводственного персонала за вычетом величины относительного перерасхода планового фонда заработной платы, грн.;

ВПб - фактический объем производства базисного года, грн., или нормо-ч.;

.ЗПср - плановый суммарный прирост средней заработной платы по отношению к базисному году, %;

 ПТ- плановый суммарный прирост производительности труда по отношению к базисному году, %. Определяется по методике по факторного планирования.

Плановый прирост средней заработной платы ( ЗПср) определяется исходя из влияния факторов роста производительности труда на изменение заработной платы по формуле:


(1.5)

где  ПТi - плановый прирост производительности труда за счет i-го фактора, %;

Нi - норматив прироста средней заработной платы на один процент повышения производительности труда под влиянием г-го фактора, %;

i = 1, 2, 3, ...,

n - количество технико-экономических факторов.

При приростном нормативном методе плановый фонд заработной платы определяется исходя из планового норматива прироста затрат заработной платы на каждый процент прироста объема продукции ( Hзп).

Расчет ведется по формуле:


(1.6)

где  ВПпл - плановый процент прироста (уменьшения) объема продукции по отношению к базисному году.

Данный метод сориентирован в основном на базовый фонд заработной платы, поэтому не стимулирует персонал к улучшению конечных результатов деятельности предприятия.

Поэлементный метод планирования фонда заработной платы предполагает подробный ее расчет для различных категорий работников, с учетом характера их работы и форм оплаты труда.

Фонд заработной платы рабочих подразделяют на часовой, дневной и месячный (квартальный, годовой).

Часовой фонд заработной платы связан с оплатой за отработанное время. Он включает следующее:

Оплату по сдельным расценкам за плановый объем работ;

Оплату за подлежащее отработке время рабочих-повременщиков;

Премии по сдельно-прогрессивной и сдельно-премиальной системам за планируемые показатели;

Премии рабочим-повременщикам за планируемые показатели;

Оплату за работу в ночные, вечерние часы по плану;

Оплату не освобожденным бригадирам за руководство бригадами;

Оплату за обучение учеников по плану. В отчетный часовой фонд включается оплата брака не по винерабочих.

Дневной фонд заработной платы включает следующее:

Весь часовой фонд заработной платы;

Доплату за сокращенный рабочий день подростков;

Оплату перерывов в работе кормящих матерей. В отчетный дневной фонд включается оплата внутрисменных простоев, доплата за сверхурочные работы.

Месячный (годовой, квартальный) фонд заработной платы включает:

Весь дневной фонд заработной платы;

Оплату очередных и дополнительных отпусков;

Оплату времени на выполнение государственных и общественных обязанностей;

Вознаграждение за выслугу лет;

Выплату выходного пособия;

Заработную плату работников, откомандированных на другие предприятия или учебу.

В отчетный месячный фонд включается оплата целодневных простоев не по вине рабочего.

Указанный порядок в планировании заработной платы рабочих позволяет вести учет и контроль за расходованием ее фонда. Для этого фонд заработной платы определяется не только по предприятию в целом, но и по цехам, участкам в отдельности.

Расчет планового фонда часовой заработной платы рабочих.

Основу часового фонда составляет фонд прямой заработной платы, который состоит из сдельной оплаты по расценкам и повременной по тарифу.

Фонд прямой заработной платы рабочих по сдельным расценкам (ФЗПсд) определяется по формуле:


(1.7)

где В i пл - планируемое количество i-х изделий;

Р i - сдельная расценка за i - e изделие;

i = 1, 2, 3,...,

n - количество изделий.

Сдельная расценка за единицу изделия представляет собой сумму сдельных расценок по всем операциям, предусмотренным технологическим процессом изготовления одного изделия.

Сдельная расценка (оплата за единицу работы) определяется:

В массовом и крупносерийном производстве как отношение тарифной ставки по разряду работы (грн.) на норму выработки (шт.);

В единичном и мелкосерийном производстве как произведение тарифной ставки по разряду работы (грн.) на норму времени на операцию или единицу продукции (час).

В мелкосерийном производстве используется и следующий способ расчета фонда прямой сдельной заработной платы рабочих:


(1.8)

где Т- трудоемкость планируемой к выпуску продукции, нормо-ч.;

ТСср - среднечасовая тарифная ставка, определяемая как средневзвешенная величина:


(1.9)

где TCi - часовая тарифная ставка i-го разряда, грн.;

Ур i - удельный вес рабочих i-го разряда, %;

i = 1,2,3, ...,

n - количество разрядов.

Тарифный фонд заработной платы рабочих (основных и вспомогательных) с повременной оплатой труда (ФЗПт) рассчитывается исходя из среднечасовой тарифной ставки (ТСср), планового фонда рабочего времени одного рабочего(Фдл) и числа рабочих (W) по формуле:

На работах, выполняемых бригадой по управлению агрегатами, печами, аппаратами, контролю за ходом технологического процесса, и на других нормируемых работах, в которых предусмотрено перевыполнение рабочими норм выработки, при определении заработной платы основных рабочих-сдельщиков рассчитывают не только заработную плату по тарифу, но и сдельный приработок.

Под приработком понимается вся заработная плата сверх установленной тарифной ставки. Он определяется по формуле:

(1.11)

где Псд - сумма сдельного приработка, грн.;

К- планируемый процент выполнения норм выработки.

Рабочим, труд которых оплачивается на основе установленных месячных окладов, фонд заработной платы по тарифу определяется умножением их оклада на количество рабочих, имеющих одинаковый оклад, и на число месяцев работы в плановом периоде.

Определив фонд сдельной и тарифной заработной платы, исчисляют доплаты часового фонда. В часовой фонд заработной платы включаются премии по действующим премиальным положениям за выполнение плановых показателей. Их размер устанавливается по группам рабочих, исходя из их сдельной (или тарифной) заработной платы и процента премии по формулам:

На "узких участках" производства, которые сдерживают выпуск готовой продукции, планируют фонд заработной платы по сдельно-прогрессивной системе.

Важную роль при сдельно-прогрессивной системе оплаты труда играет так называемая исходная норма (база), т.е. тот объем выполнения норм выработки, сверх которого оплата за выполненную работу производится по повышенным расценкам. Исходная база для начисления прогрессивных доплат устанавливается, как правило, на уровне фактического выполнения норм за последние три месяца, но не ниже действующих норм выработки.

Степень увеличения сдельных расценок в зависимости от уровня перевыполнения установленной исходной базы определяется специальной шкалой. Наиболее эффективными считаются шкалы с одной-двумя ступенями и достаточно высоким уровнем повышения сдельных расценок, создающим значительную личную материальную заинтересованность рабочих в увеличении норм выработки.

Руководствуясь исходной базой и принятой шкалой, определяют сумму доплаты рабочим по сдельно-прогрессивной системе оплаты труда по формуле:


(1.12)

где 3сп - сумма доплаты по сдельно-прогрессивной системе, грн.;

ЗПо - заработок по основным расценкам за работы, оплачиваемые по сдельно-прогрессивной системе, грн.;

Б- процент выполнения исходной базы;

Пб - процент перевыполнения исходной базы;

Кр - коэффициент увеличения основной расценки, взятой по шкале, в соответствии с процентом перевыполнения исходной базы.

Доплаты за работу в ночное (вечернее) время рассчитываются по формуле:

(1.13)

где 3н - сумма доплаты за работу в ночное (вечернее) время, грн.;

ТСср - среднечасовая тарифная ставка, грн.;

Фн - количество часов ночной (вечерней) работы;

Кд - коэффициент доплат к тарифной ставке за каждый час ночной (вечерней) работы.

По трудовому законодательству работа в праздничные дни оплачивается в двойном размере.

Сумма доплаты за работу в праздничные дни для группы рабочих исчисляется умножением часовой тарифной ставки (для рабочих-повременщиков) или сдельного заработка (для рабочих-сдельщиков) на количество человеко-часов", которые должны быть отработаны в эти дни. Количество человеко-часов работы в праздничные дни определяется на основании числа исполнителей, которые будут работать в праздники, и графика работы участка (агрегата).

Доплата бригадирам, не освобожденным от основной работы, за руководство бригадой, рассчитывается по формуле:

где Зб - сумма доплаты не освобожденным бригадирам за руководство бригадой, грн.;

ЗПт- заработная плата бригадира по тарифу в плановом периоде, грн.;

ЧРб- численность бригадиров, чел.,

М - размер доплаты бригадиру за руководство бригадой в процентах к тарифной ставке.

Сумма доплаты за обучение учеников определяется в соответствии с нормой доплаты за обучение в зависимости от срока и сложности подготовки, характера производства и количества учеников по формуле:

(1.15)

где Зу - сумма доплаты за обучение учеников, грн.;

Оуч - оплата за обучение одного ученика, грн.;

ЧРуч - численность учеников в плановом периоде, чел.

Расчет планового фонда дневной заработной платы рабочих.

Для определения фонда дневной заработной платы (ФЗПд) кроме фонда часовой заработной платы рассчитывают доплаты подросткам за сокращенный рабочий день и матерям на перерывы для кормления грудных детей (если они не воспользовались правом на отпуск по уходу за детьми).

Сумма доплат матерям рассчитывается умножением их количества на среднечасовую заработную плату и на число льготных часов в плановом периоде.

Сумма доплат подросткам за один недоработанный час определяется умножением среднечасовой тарифной ставки подростков на число подростков и на количество рабочих дней в планируемом периоде.

Расчет планового фонда месячной (годовой) заработной платы рабочих.

Для определения месячной (годовой) заработной платы, кроме фонда дневной заработной платы, рассчитывается ряд доплат. Суммируя все элементы, составляющие месячный фонд заработной платы рабочих, получают его величину.

Сумму оплаты очередных и дополнительных отпусков в плановом периоде исчисляют по средней их продолжительности, количеству рабочих дней одного рабочего и фонду дневной заработной платы по формуле:


(1.16)

где Зотп - сумма оплаты отпусков, грн.;

ФЗПд - фонд дневной заработной платы, грн.;

О - средняя продолжительность отпуска, дн.;

Дпл - количество рабочих дней одного рабочего в планируемом периоде.

Сумма доплат за выполнение государственных и общественных обязанностей осуществляется в соответствии с трудовым законодательством с учетом рабочего времени, запланированного на их выполнение, а также фонда дневной заработной платы. Расчет ведется по формуле:

(1.17)

где Згос - оплата времени выполнения государственных и общественных обязанностей, грн.;

Г- затраты рабочего времени в днях на выполнение государственных и общественных обязанностей (по балансу рабочего времени одного рабочего).

Сумма выплаты за выслугу лет в плановом периоде рассчитывается по отдельным профессиям (группам) работников на основании планового фонда заработной платы по тарифу и планируемого размера единовременного вознаграждения в процентах к этой заработной плате.

Плановый процент вознаграждения за выслугу лет устанавливается на основании отчетных данных с корректировкой на увеличение стажа работы. Расчет ведется по формуле:

(1.18)

где Зв - сумма выплаты за выслугу лет, грн.;

ЗПт- заработная плата по тарифу данной группы рабочих, грн.;

M в - плановый размер вознаграждения за выслугу лет в процентах к заработной плате по тарифу.

Размер планируемых выплат выходного пособия в плановом фонде заработной платы предусматривается в связи с призывом в армию и при поступлении в военные училища. Определяется он на основе отчетных данных о среднем количестве призываемых в Вооруженные Силы в прошлые периоды, скорректированных с учетом ожидаемого изменения возрастного состава работающих и среднемесячного их заработка в плановом периоде.

Фонд заработной платы обучающихся с отрывом от производства рассчитывается умножением среднего месячного заработка обучающихся на их численность и на число месяцев обучения.

Выплаты, обусловленные трудовым законодательством, но не связанные с выполненной работой (оплата очередных и дополнительных отпусков, доплата за сокращенный день подросткам, доплата за выполнение государственных обязанностей и т.п.) образуют дополнительную заработную плату.

Основная заработная плата - это заработная плата за выполненную работу и отработанное время: оплата по сдельным расценкам и тарифным ставкам, надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство, премии за высокие показатели в работе и др. Отношение суммы дополнительной заработной платы к основной определяет процент дополнительной заработной платы, используемый при калькулировании себестоимости отдельных видов продукции.

Фонд основной заработной платы вместе с дополнительной заработной платой основных производственных и вспомогательных рабочих составляет общий фонд заработной платы рабочих в планируемом периоде.

Планирование фонда заработной платы специалистов ислужащих.

Плановые фонды заработной платы этих категорий персонала рассчитываются на основе утвержденного штатного расписания и размеров должностных окладов путем перемножения количества работников каждой должности на соответствующий оклад и число месяцев в году.

Оплата отпусков, времени выполнения государственных и общественных обязанностей отдельно для них не рассчитывается, так как в большинстве случаев при уходе в отпуск того или иного работника его обязанности выполняют оставшиеся работники.

Доплаты на возмещение работы во время отпуска предусматривают только для тех работников, без которых не может протекать нормальная работа (мастеров смен, участков, начальников смен и т.д.). Планируется также выплата разницы в окладах за время замещения начальников, не имеющих официальных заместителей. В необходимых случаях в фонде заработной платы предусматривают выплаты за выслугу лет, доплаты за разницу в ночное (вечернее) время и праздничные дни. Премии этих категорий персонала в фонд заработной платы не включаются. Они премируются из фонда потребления.

Фонд заработной платы учеников рассчитывается исходя из численности, срока обучения и средней заработной платы по формуле:

где ФЗПуч - фонд заработной платы учеников на планируемый период, грн.;

Зср - средняя заработная плата одного ученика, грн.;

ЧРуч - число учеников;

Доб - срок обучения учеников, в мес.

Фонд заработной платы работников непромышленной группы планируется исходя из утвержденных штатных расписаний, должностных окладов и тарифных ставок аналогично расчетам по промышленно производственному персоналу.

Фонд заработной платы нештатного (не списочного) персонала планируется предприятием только на те виды работ, которые не могут быть выполнены штатным составом, по статьям плановых затрат, с указанием их целевого назначения.

Общий фонд заработной платы по предприятию - сумма фондов заработной платы промышленно-производственного и непромышленного персонала.

Рассчитанный годовой фонд заработной платы распределяется по кварталам в соответствии с квартальными планами производства и балансом рабочего времени, по формуле:

где ФЗП j - плановый фонд заработной платы j-го квартала, грн.;

ФЗПпл - годовой плановый фонд заработной платы, грн.;

Уcд - удельный вес оплаты по сдельным расценкам в базисном году;

Bj - удельный вес j-го квартала в плановой годовой производственной программе;

Уповр - удельный вес повременной оплаты по тарифным ставкам в базисном году;

ФВ j - удельный вес фонда рабочего времени i-го квартала в плановом годовом фонде рабочего времени;

У o - удельный вес оплаты по окладам в базисном году;

ЗП oj - удельный вес оплаты по окладам в j-м квартале.

2 Социальный диалог - процесс определения и сближения позиций, достижения совместных договоренностей и принятия согласованных решений сторонами социального диалога, которые представляют интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, по вопросам формирования и реализации государственной социальной и экономической политики, регулирования трудовых, социальных, экономических отношений.

Законодательство Украины о социальном диалоге базируется на Конституции Украины (254к/96-ВР) и состоит из законов Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (1045-14), "Об организациях работодателей" (2436-14), " О коллективных договорах и соглашениях "(3356-12)," О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) "(137/98-ВР), настоящего Закона, трудового законодательства, других нормативно-правовых актов.

В процессе коллективных переговоров следует придерживаться следующих принципов: -обязательность участия в переговорном процессе представителей государства, профсоюзов и работодателей; -равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав трудящихся и предпринимателей; -доверие в отношениях; -признание и уважение прав и обязанностей друг друга, недопущение конфронтации; -открытость и доступность равноправных переговоров; -умение слушать и слышать партнеров; -строгое соблюдение культуры полемики, дискуссии, критики (критиковать аргументировано позицию, а не личность оппонента); -обязательность и надежность, соблюдение правила: переговоры завершать договоренности. При заключении коллективных договоров и соглашений целесообразно -придерживаться следующих принципов: -соблюдение норм законодательства; -полномочия представителей сторон; -равноправие сторон; -свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений; -добровольность принятия обязательств; -ответственность за принятие взаимных обязательств; -каждый следующий уровень коллективных соглашений (договоров) не может ухудшать условий соглашений высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для трудящихся. Взаимные консультации и контроль должны осуществляться на основе следующих принципов: -регулярность проведения консультаций в процессе сотрудничества; -систематичность контроля и неотвратимость ответственности; -ответственность за непредоставление информации; -гласность в процессе осуществления контроля за соблюдением договоров, соглашений.

Важным вопросом в системе социального партнерства является распределение ролей между социальными партнерами. Государство, как правило, участвует в социальном партнерстве на национальном, региональном и отраслевом уровнях, выполняя функции гаранта, контроллера, умовлювача, арбитра и др.. Во-первых, государство является гарантом основных гражданских прав, что очень важно для свободной реализации прав работников и предпринимателей, для эффективного функционирования любой системы социально-трудовых отношений. Как гарант государство организует, координирует и регулирует социально-трудовые отношения. В рамках этой функции государство разрабатывает правовые основы и организационные формы социального партнерства, правила и механизмы взаимодействия сторон, устанавливает обоснованные размеры и порядок определения минимальных социально-трудовых стандартов (минимальной заработной платы, социальных льгот и гарантий и т.д.). В рамках этой функции государство может выступать как независимый регулятор социально-трудовых отношений, устанавливая юридические рамки, защищающие права профсоюзов и трудящихся и закладывают организационные и процедурные основы коллективных переговоров и разрешения трудовых конфликтов. Во-вторых, государство как сторона в переговорах и в консультациях принимает участие в социальном партнерстве с целью разработки и проведения в жизнь социальной, экономической и промышленной политики в стране. В-третьих, в периоды экономических трудностей с целью недопущения, например, инфляции государство может выполнять функции умовлювача. В таких случаях государство уговаривает работодателей и профсоюзы не принимать такие решения по заработной плате, которые она считает инфляционными и такими, что подрывают конкурентоспособность тех или иных отраслей экономики. Если уговоры со стороны ведущих должностных государственных лиц оказывается недостаточно, правительство может позвать на помощь общественное мнение, чтобы усилить давление на субъектов социального партнерства. В последнее время в странах Западной Европы участились случаи применения со стороны государства таких методов, как угроза принятия законодательных мер в случае неспособности социальных партнеров прийти к согласию. Кроме уговоры, государство может применить также и контроль. Жесткие формы контроля заключаются в законодательном замораживании заработной платы, установлении предельных размеров надбавок и т.п.. В-четвертых, государство берет на себя роль арбитра в случае возникновения трудовых конфликтов вследствие проведения переговоров и толкования положений соглашений и договоров. Во многих странах предпочитают разрешению трудовых конфликтов через примирительные и арбитражные процедуры под эгидой третьей стороны - государства. В некоторых странах функции арбитра выполняют правительственные службы примирения, в других - независимые от правительства органы примирения и посредничества (служба консультаций, примирения и арбитража в Великобритании, федеральные службы посредничества и примирения в США, Комиссия по трудовым спорам в Японии и др.). Последние пользуются большим доверием со стороны социальных партнеров благодаря нейтральному характеру примирительного механизма. Учитывая, что в результате таких трудовых конфликтов, как локауты и забастовки, замирает производство и все три стороны несут определенные экономические потери, законодательством некоторых зарубежных стран предоставлено право правительственным структурам вмешиваться, используя принудительный арбитраж. В таких случаях публично избранная комиссия, в которую входят представители обеих сторон рынка труда, разрабатывает обязательные соглашения между работодателями и работниками, которые будут действовать в период между коллективными переговорами. В-пятых, в условиях социальной рыночной экономики государство остается крупным работодателем и его политика в социально-трудовых отношениях в государственном секторе существенно влияет на трудовые отношения в целом. Такая ситуация возникает тогда, когда две функции государства - как работодателя и арбитра - не разграничены. Только разъединив эти две функции, можно повысить социальную ответственность администрации предприятий, отраслевых органов управления производством и повысить роль государства как гаранта прав всех участников производственного процесса. Достичь такого разъединения функций, например, в Украине можно, отделив государственные органы управления экономикой от государственных органов, которые олицетворяют власть как общественно-политическую структуру, ответственную за все стороны жизнедеятельности общества. Есть предложение, например, предоставить право Министерству экономики (или другому министерству) на высшем уровне представлять интересы работодателей государственного сектора экономики, а Министерству труда и социальной политики - представлять в трехстороннем переговорном процессе государство как арбитра. Обязательства областной государственной администрации и органов местного самоуправления: 1.52. Обеспечить выполнение областной, городских, районных программ занятости населения и мер по социальной защите различных слоев населения от безработицы. Обеспечить выполнение мероприятий по содействию занятости лицам, в семье которых два и более членов не работают. 1.53. Повышать конкурентоспособность незанятого населения на рынке труда, в первую очередь молодежи, пути совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям, которые пользуются спросом на рынке труда, в следующих направлениях: - Развитие материально-технического и методического обеспечения системы профессионального обучения; - Создание условий для предоставления производственной базы для прохождения учащимися ПТУ и студентами высших учебных заведений производственной практики; - Внедрение прогрессивных технологий обучения, в частности модульных, индивидуальных программ, обучение по заявкам работодателей. 1.54. Изучать состояние рынка труда в регионе и обеспечить выполнение решений областного координационного комитета содействия занятости населения по улучшению ситуации в сфере занятости. Контролировать и принимать меры по недопущению применения нестандартных форм занятости, которые противоречат трудовому законодательству Украины. 1.55. С целью повышения престижа рабочих профессий и ориентации молодежи на получение профессий, которые пользуются спросом на рынке труда: - Продолжить положительную практику проведения ярмарок вакансий, ярмарок профессий, Дней центров занятости, презентаций рабочих профессий в каждом городе и районе области, а также на предприятиях, где планируется массовое сокращение; - Способствовать совершенствованию и развитию системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ и жителей области, ищущих работу; - Разработать и внести на постоянной основе в планы работ общеобразовательных школ Донецкой области уроки профессиональной ориентации учащихся. - Предусмотреть оснащение общеобразовательных школ области специализированным оборудованием для профориентации по рабочим профессиям. 1.56. Определять одним из обязательных условий заключения договоров купли-продажи объектов приватизации сохранение и создание рабочих мест, а также обеспечение социальных гарантий работникам. При продаже пакетов акций по конкурсу в обязанности покупателя также вносить требования: - Обеспечению погашения просроченной задолженности по заработной плате и социальным выплатам и недопущения в дальнейшем возникновения задолженности; - Заключение и выполнение коллективного договора;

Случайные статьи

Вверх