Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Каждое предприятие обязано платить взносы по НС и ПЗ (несчастные случаи и профзаболевания). Размер тарифа устанавливается ежегодно и зависит от уровня рисков бизнеса. Чем выше риски, тем больше взносов по травматизму придется заплатить.
В соответствии с нормами стат. 21 Закона № 125-ФЗ от 24.07.98 г. дифференцированные тарифы по травматизму устанавливаются федеральным законодательством. Правительство РФ ежегодно вносит такой проект в Госдуму. Исходя из присвоенного страхователю тарифа по НС и ПЗ, уплачиваются суммы взносов. Дополнительно могут учитываться положенные скидки или надбавки.
На практике, величина тарифов не менялась с 2006 г. Всего установлено 32 класса профриска. Каждому соответствует свой тариф. Чем выше вероятность получения персоналом травмы или профзаболевания, тем «дороже» обойдется уплата взносов для работодателя. Где страхователь может узнать свой тариф? Об этом – далее.
В 2018 г. сохраняет актуальность Закон № 179-ФЗ от 22.12.05 г. Здесь приведены действующие тарифы в процентных ставках. Начисление травматизма выполняется по отношению ко всем доходам физлица в рамках трудовых договоров, а также гражданско-правовых. Класс профриска определяется по виду ОКВЭД. Минимальный размер тарифа составляет 0,2 %, а максимальный – 8,5 %.
Актуальные величины ставок по НС и ПЗ на 2018 г. по классам риска начинаются со значения 0,2 % для 1 класса. Увеличение по каждому классу выполняется на 0,1-0,4 %. К примеру, для 10 класса будет уже тариф в 1,1 %, для 15-го – в 1,7 %, а для 32-го – в 8,5 %.
Чтобы получить свой тариф на год, работодатель обязан подтвердить основной вид экономической деятельности. Для этого в Соцстрах подаются – справка, заявление и пояснительная записка. Последняя не обязательна для СМП. Срок представления сведений – 15-ое апреля. После рассмотрения документов ФСС присваивает по классу риска тариф. При этом не важно, какой основной ОКВЭД «на бумаге». Первостепенным значением обладает фактическое ведение деятельности.
Обратите внимание! Для подтверждения тарифа страхователь приводит сведения учета о полученных по видам ОКВЭД доходах. Эти данные берутся из баланса предприятия. Если требования законодательства проигнорировать и не подтвердить основной вид бизнеса, ставка травматизма будет присвоена фондом по наиболее высокому классу риска, то есть на уровне 8,5 %.
Перечислить суммы необходимо до 15-го числа каждого месяца. При совпадении срока с выходными или праздниками крайняя дата уплаты переносится на ближайший рабочий день (п. 4 стат. 22 Закона № 125-ФЗ). В 2018 году выпадает 4 переноса:
В связи с тем, что такие взносы остались под контролем Соцстраха, уплачивать суммы также необходимо в ФСС по месту учета страхователя. Реквизиты для перечисления можно уточнить у инспектора своего подразделения Фонда. Отчетность по травматизму подается тоже в Соцстрах. Периодичность сдачи – ежеквартальная. Срок подачи утвержден как:
Обратите внимание! Предоставлять расчет 4-ФСС только электронным способом обязаны работодатели с численностью (среднесписочной) от 25 чел. (по нормам стат. 24 Закона № 125-ФЗ). Работодатели с меньшим количеством персонала вправе отчитываться любым способом – «на бумаге» или же электронно.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Взносы на травматизм – это денежные средства, направленные через Фонд социального страхования сотруднику в качестве компенсации за вред здоровью, причиненный при выполнении их своих трудовых функций.
Работодатель обязан ежемесячно начислять их определенную сумму в отношении поступающих подчиненному трудовых доходов. На нее влияет множество факторов, в числе которых:
Несмотря на передачу основной части взносов налоговикам, в 2018 году курированием рассматриваемых отчислений продолжает заниматься ФСС. Поэтому некоторые изменения есть.
Напомним, что особенности и правила по отчислениям на травматизм регулирует Закон 1998-го года № 125-ФЗ.
Рассматриваемые отчисления делают при условии, что с сотрудником заключен:
Работодатель отчисляет с траховые взносы на травматизм в 2018 году независимо от наличия или отсутствия у подчиненных гражданства нашей страны.
В рамках рассматриваемых отношений страховщиком выступает Фонд соцстраха, а страхователем:
Отчисления в ФСС по травмам идут с разных видов поступлений: зарплат, надбавок, премий, компенсаций за невостребованный отпуск, а также при выдаче зарплаты продукцией. Исключение из объект обложения по травмам составляют:
Ставка на страхование сотрудников от несчастных случаев и профессиональных недугов, связанных с производственной деятельностью, установлена в диапазоне 0,2 – 8,5%. Она возрастает пропорционально повышению степени риска, к которому отнесена основная деятельность предприятия. Все эти параметры установлены законодательством.
Всего есть 32 тарифа, сформированных с учетом разных сфер деятельности (ст. 1 Закона № 179-ФЗ 2005-го года). Они характеризуют разные степени риска и соответствующий процент взносов. Тарифы по страховым взносам на травматизм, действующие в 2018 году, представлены ниже в таблице (в %).
Определить класс, к которому относится деятельность предприятия, можно по 2-м нормативным документам:
Эти сведения отражают в регистрационных документах, получаемых при обращении в ФСС.
ПРИМЕР
Рассмотрим использование таблицы на примере трех компаний:
В итоге для каждой из этих организаций тарифы по страховым взносам на травматизм будут такими:
В 2018 году тарифы страховых взносов «на травматизм» останутся такими же, какими были в 2016 и 2017 годах. Это предусмотрено Федеральным законом от 19.12.16 № 419-ФЗ. В частности, сохранятся 32 базовых тарифа, исчисляемых в пределах от 0,2 до 8,5 процентов к сумме выплат в пользу застрахованных лиц. Также в 2018 году сохранятся неизменными льготы для предпринимателей, которые уплачивают взносы за инвалидов I, II и III групп. Такие ИП платят взносы в размере 60% от общеустановленных страховых тарифов
Для определения своей ставки страховых взносов на травматизм в 2018 году необходимо подтвердить вид экономической деятельности за прошлый период. То есть 2017-й год. Страхователь должен не позднее 16 апреля 2018 года (15.04 выпадает на воскресенье) отправить в ФСС:
В случае непредставления перечисленных документов штрафов фонд не начисляет, однако специалисты ФСС установят тариф самостоятельно. Такое право предоставляет им приказ Минздравсоцразвития России № 55 2006-го года. Причем они выберут наиболее высокий класс риска из указанных в ЕГРЮЛ кодов по вашему предприятию. Подобное решение не всегда выгодно для страхователя, поэтому рекомендуем регулярно и вовремя подтверждать основной вид деятельности.
Обратите особое внимание: оспорить максимальный тариф, назначенный ФСС, невозможно (см. постановление Правительства РФ № 551). В этой части в 2018 году по страховым взносам на травматизм ничего не изменилось.
Работодатели должны ежемесячно рассчитывать , учитывая начисления за прошедшие 30 (31) дней. Делать это можно по формуле:
ВЗНОСЫ = Б х ТАРИФ Где:
Б – база по взносам на травмы. Это размер полученных сотрудником денежных средств, на основании которых идет расчет искомой величины. Законодательство не предусматривает для нее ограничений по сумме. Расчет производят так:
Б = Выплаты тд/гпд – Выплаты н/о Где:
Выплаты тд/гпд – денежные средства, выплаченные физлицу согласно трудовому (гражданско-правовому) договору.
Выплаты н/о – необлагаемые взносами выплаты.
На заметку: когда расчет с человеком ведут в натуральной форме, взносы начисляют на денежную сумму, указанную в договоре. НДС и акцизы тоже учитывают.
ПРИМЕР
Турагентство «Престиж» предлагает отдыхающим экскурсионные билеты, а также места для проживания и транспортные средства. ОКВЭД – 63.30.2. В феврале 2018 года сотрудникам была начислена зарплата в общей сумме – 3 млн 500 тыс. руб., в том числе материальная помощь 32 тыс. руб. Определить размер страховых взносов в ФСС.
Б = 3 500 000-32 000 = 3 468 000 руб.
ВЗНОСЫ = 3 468 000 х 0,2 = 6936 руб.
ФСС делает надбавки или скидки для некоторых предприятий. Поэтому размер итоговых взносов может быть дополнительно увеличен либо снижен.
Работодатели вносят взносы «на травматизм» в соответствии со страховыми тарифами. Однако к тарифу может быть применена скидка или надбавка (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).
Размер скидки (надбавки) определяется по формуле, в которой участвуют три показателя:
Средние значения данных показателей по видам экономической деятельности на 2018 год утверждены постановлением ФСС РФ от 31.05.17 № 67. Например, для торговли розничной пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах указанные значения равны 0,07, 0,46 и 48.67 соответственно.
Организации, которые своевременно отчисляют взносы в ФСС и не допускают несчастных случаев или возникновение профессиональных недугов, могут претендовать на получение скидки по взносам на травмы.
Заметим, что получить льготу на 2018-й год уже невозможно, так как заявление нужно было подавать до 1 ноября 2017 года. Но она будет действовать и в дальнейшем.
Размер скидки зависит от разных факторов: количества травм на 1000 сотрудников, дней нетрудоспособности при одном случае получения травмы и др. Ее максимальная величина – 40%.
При начислении взносов по работникам-инвалидам I, II, III групп скидка вырастает до 60%. Документального подтверждения прав на ее получение закон не требует.
ПРИМЕР
ООО «Империал-Строй» предлагает услуги в области инженерно-технического проектирования (ОКВЭД 74.20). Предприятию была предоставлена скидка по взносам в ФСС – 25%. В марте 2018 года компания начислила сотрудникам зарплату в размере 320 000 руб., а также инвалидам I и II групп – 73 000 руб. Определить величину взносов.
Деятельность компании ООО «Империал-Строй» относится к I классу профессионального риска, для которого установлен тариф 0,2%. Учитывая скидку 25%, ставка понизится до 0,15% (0,2 – 0,2 × 25%).
Взносы на страхование по несчастным случаям составят:
320 000 × 0,15% = 480 руб.
73 000 × 0,08% = 58,4 руб.
480 + 58,4 = 538,4 руб.
Бухгалтер компании «Империал-Строй» должен начислить за март взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в размере 538,4 руб.
Работодатели обязаны застраховать на случай травматизма или профессионального недуга не только российских граждан, но и иностранных сотрудников, а также постоянно или временно проживающих на территории РФ. В данной ситуации не имеет значения:
Руководители должны придерживаться такого правила: при заключении с иностранным сотрудником трудового договора порядок начисления взносов в ФСС такой же, как для россиян. Облагается взносами заработная плата, премиальные выплаты и надбавки, компенсации за неиспользованный отпуск и т. д.
Когда с трудовым мигрантом заключен договор гражданско-правового характера, взносы по травмам начисляют при наличии условия в подписываемом соглашении.
ПРИМЕР
Фирма «Оливетта», занимающаяся производством кухонной мебели (ОКВЭД 36.1), подписала трудовой контракт с иностранным сотрудником К.В. Григорян. Какую сумму необходимо начислить в ФСС по травмам, если работодатель сделал ему следующие выплаты за март 2018 года:
Б = 28 900 + 5000-4000 = 29 900 руб.
29 900 х 0,9% = 269,1 руб.
Что нового по страховым взносам на травматизм в 2018 году? Изменений практически нет. Законодатели просто сохранили тарифы страховым взносов и ввели новые данные для расчета скидок и надбавок. Более масштабные изменения имели место в 2017 году. Напомним, что тогда менялось:
Изменение | Содержание |
Расширение прав Фонда социального страхования | С 2017 года ФСС наделен следующими правами: Требовать от страхователей объяснений по взносам; |
Установлен порядок взыскания | Основной закон – 1998-го года № 125-ФЗ – дополнен новыми статьями, которые регулируют способы взыскания недоимки, отсрочки, начисление пеней и др. |
Конкретизирован порядок расчета | Определены на законодательном уровне сроки, а также расчетный и отчетный периоды |
Ужесточен контроль над уплатой взносов | Закон № 125-ФЗ дополнен нормами о проведении камеральных проверок, оформлении результатов ревизий и т. д. |
В 2017 году произошли изменения в порядке перечисления обязательных платежей в Фонд социального страхования (ФСС). Взносы на травматизм являются единственным видом сборов, которые не затронули новшества. Большую часть платежей ныне контролирует Федеральная налоговая службы (ФНС). Однако администрирование данный обязательных отчислений по-прежнему проводится сотрудниками ФСС.
Разберем , как в 2018 году оформляются страховые взносы от несчастных случаев. Куда их отправлять и в какие сроки. Каков порядок предоставления отчетности и осуществления контроля.
Перераспределение функций по приему взносов привело к тому, что теперь их приходится отчислять в две инстанции:
Законодательно порядок расчетов закреплен в особой главе Налогового кодекса. Это привело к тому, что данные взносы теперь приравнены к движению бюджетных средств, то есть подчиняются соответствующим требованиям:
Все взносы, описанные в НК, плательщики обязаны вносить на счета соответствующего отделения ФНС:
Платежки следует оформлять по каждому виду взноса отдельно (как ранее). Однако в 2018 году нужно использовать реквизиты, предусмотренные для бюджетных взносов. Сбор по травматизму перечисляется по старым правилам:
Справка: не произошло изменение в кодировке данного вида взноса. КБК остается прежним:
Согласно нормативным требованиям «несчастный» сбор должен попасть на счет ФСС до 15 числа месяца, следующего за отчетным .
Справка: если контрольная дата выпадает на выходной или праздник, то перевод следует отправить в следующие рабочие сутки.
Начислением сумм взносов занимаются работники ФСС. Конкретные показатели зависят от:
При этому у Фонда такие полномочия:
Законом № 179-ФЗ (2005 года) установлено 32 тарифных плана, зависящих от степени риска тружеников. Ставочные параметры в них распределены в диапазоне от 0,2% до 8,5%.
Справка: так как средства Фондом выплачиваются в связи с несчастными случаями на производстве, справедливо распределить отчисления по степени рисков для рабочих.
Таблица соответствия тарифов факторам риска
Класс ПР | Тариф (%) | Класс ПР | Тариф (%) | Класс ПР | Тариф (%) | Класс ПР | Тариф (%) |
I | 0,2 | IX | 1 | XVII | 2,1 | XXV | 4,5 |
II | 0,3 | X | 1,1 | XVIII | 2,3 | XXVI | 5 |
III | 0,4 | XI | 1,2 | XIX | 2,5 | XXVII | 5,5 |
IV | 0,5 | XII | 1,3 | XX | 2,8 | XXVIII | 6,1 |
V | 0,6 | XIII | 1,4 | XXI | 3,1 | XXIX | 6,7 |
VI | 0,7 | XIV | 1,5 | XXII | 3,4 | XXX | 7,4 |
VII | 0,8 | XV | 1,7 | XXIII | 3,7 | XXXI | 8,1 |
VIII | 0,9 | XVI | 1,9 | XXIV | 4,1 | XXXII | 8,5 |
Три предприятия решили узнать свои тарифные ставки:
Определяем класс профриска по таблице:
Фонд рассчитывает суммы сборов за 2018 год на основании данных, поданных плательщиком. Предоставить информацию следовало до 15 апреля. В пакет включаются:
Кроме того, Правительство постановлением за номером 551 запретило оспаривать тарифы, устанавливаемые ФСС по сборам за травматизм с 01.01.2017.
Скачать для просмотра и печати:
Обязанности распределены по состоянию на 2018 год следующим образом:
При подсчетах применяется простая формула:
Свз = Бн х Т , где:
Отчисления делаются с фонда оплаты труда. В него входят начисления в пользу лиц, с которыми составлены договора:
Во взносооблагаемую базу включаются:
Исключаются из базы такие платежи в пользу тружеников:
Пример
ООО «Горный» занимается разведением лошадей. ОКВЭД - 01.43.1:
Прилежным налогоплательщикам Фонд может установить льготную ставку по сборам за травматизм. Размер ее ограничивается 40% скидки. Кроме того, если на предприятии работают инвалиды, то по их взносам может действовать льгота в 60%.
Справка: для установления льготного тарифа на следующий год необходимо подать заявку до окончания ноября текущего периода. То есть в 2018 году ее получить уже не удастся.
Размер скидки зависит от таких показателей:
Пример
ООО «Гарант-Строй» занимается проектированием (ОКВЭД - 74.20). Предприятие на 2018 год получило скидку от ФСС в размере 20%. За апрель сделаны такие начисления:
Определение величины взноса:
Законодательством установлено, что ИП в ФСС выплачивает следующие суммы:
Тарифные планы устанавливаются в таком размере:
В 2018 году изменились формы отчетности по данным видам перечислений. Теперь они сдаются в две организации:
Причиной перераспределения контрольных функций между госорганами стала плохая собираемость обязательных платежей. ФНС зарекомендовала себя самым лучшим организатором работы с плательщиками. Поэтому Президент РФ подписал 15 января 2016 года указ № 13. Документом контрольная функция передается в ФНС.
Справка: кроме травматических сборов налоговики с 2018 года контролируют взносы на такие виды страхования:
Скачать для просмотра и печати:
Посмотрите видео о страховых взносах
На ту же темуСтраховые взносы – обязательные платежи, которые предприятие перечисляет на специальный счет ежемесячно. Это денежная компенсация в защиту интересов работника, травмировавшегося на производстве. Независимо от того, что платежи регулярные и вносятся на каждого работника индивидуально, денежные средства выплачиваются после наступления страхового случая.
В ФСС тарифы в 2017 году от несчастных случаев остаются такие же, как и в предыдущем, но само администрирование претерпело некоторые изменения. Далее разберемся с особенностями начисления страховых взносов!
Плательщиками взносов на случай травматизма выступают юридические лица (предприятия всех форм собственности) и индивидуальные предприниматели за своих работников. Начисляется на сумму .
За сотрудников, с которыми заключается договор ГПХ, где не прописаны условия страхования, работодатель вносить средства не обязан.
К перечню выплат не относится:
Детально о суммах выплат, на которые не начисляются взносы по травматизму, можно узнать, прочитав ФЗ №125.
Отчисления на травматизм делают на такие виды поступлений:
На целевые государственные выплаты, расходы на повышение квалификации персонала, выплаты при ликвидации предприятия отчисления не производятся.
Чтобы предпринимателю узнать, какую ставку по травматизму ему необходимо вносить, нужно знать основной вид деятельности организации. Всего существует 32 класса, которые включают в себя перечень видов, сгруппированных согласно классам профессионального риска. Для каждого присвоен индивидуальный код ОКВЭД.
С 01.01.2017 действует приказ №851Н. Он определяет новые правила классификации. Вид деятельности подтверждается ежегодно. Для того чтобы органы ФСС назначили тариф, по которому будет рассчитана ставка травматизма, нужно до 15 апреля текущего года направить подтверждающие документы:
Формы заявления и справки можно посмотреть в приложениях к приказу №55 Минздравсоцразвития.
В ФСС тарифы 2017 года от несчастных случаев колеблются от 0,2 до 8,5.
Если налогоплательщик не предоставит документы, тогда ФСС самостоятельно присвоит класс профессионального риска, при этом выбирается наибольшая ставка – 8,5. Поэтому документы нужно подавать вовремя, ведь оспорить тариф, согласно новым правилам, действующим с этого года, будет невозможно.
Страховые взносы от несчастного случая в 2017 рассчитываются бухгалтером ежемесячно путем умножения базы по взносам на тарифную ставку.
База взноса – это количество денег, которое получил работник за отчетный месяц. Сюда может входить не только заработная плата, но и другие денежные вознаграждения, рассмотренные выше. Рассчитывается как разница между выплатами по трудовому договору и не облагаемыми взносами.
Пример. Предприятие «Красный луч» занимается добычей кобальтовой руды – 07.29.22. Это 32 класс риска. Для этой группы присвоен тариф 8,5, так как это опасный вид деятельности, травмы, полученные на работе, могут иметь серьезные последствии, тянущие за собой большие финансовые траты. Фонд зарплаты работников в марте 2017 года – 2,4 млн. руб. Отдельным работникам была выплачена материальная помощь в размере 17 тыс. рублей. Исходя из этого:
Полученная сумма отчисляется компанией на специальный счет в ФСС.
В 2017 году продолжают действовать пониженные ставки для некоторых видов деятельности:
Большая часть полномочий с 01.01.2017 перешла от ФСС к НС. Она контролирует регулярность отчислений лицами, ведущими бизнес-деятельность, взыскания долгов, анализов отчетности.
Основные изменения:
Вообще не изменились тарифы, категории льготников, плательщиков.
Страхование от несчастных случаев на производстве в 2017 году в РФ обязательное. Оно обеспечивает защиту работнику и может выплачиваться в виде пособия в связи с временной потерей трудоспособности, одноразовой или ежемесячной страховой выплаты, дополнительной оплаты лечения, реабилитации. Пособие не может быть больше, чем сумма четырех ежемесячных страховых выплат.
Такой тип выплат назначается сотруднику после медицинской экспертизы, если он частично или полностью временно утратил способность работать. В случае смертельного исхода право на такие средства имеет ближайший родственник (муж/жена, дети). Сумма фиксированная, одноразовая, составляет 1 млн. руб.
Ежемесячные выплаты могут индексироваться. Порядок определяет правительство РФ. Максимальные размеры таких сумм в 2017 году – 72290,4 руб., единовременных – 94 018 руб.
Тарифы страховых взносов и методика расчета в 2017 году не изменилась. Главное – вовремя подавать отчетность и подтверждать вид деятельности.
Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - целевой централизованный страховой фонд, некоммерческая самоуправляемая организация. Средства Фонда не включаются в состав Государственного бюджета Украины.
Управление Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей, предусматривает формирование правления Фонда в пропорциональном соотношении от КАЖДОЙ из трех представительских сторон - по 15 человек с решающим голосом и по б их дублеров.
Непосредственное управление Фондом социального страхования от несчастных случаев осуществляют его правление и исполнительная дирекция. В Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе функционируют Управление исполнительной дирекции Фонда, а в районах и городах областного значения - соответствующие отделения.
Основной задачей Фонда общеобязательного государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности, является организация и осуществление соответствующего вида страхования.
Общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы связано с материальным обеспечением на случай безработицы по независящим от застрахованных лиц обстоятельствам и предоставлением соответствующих социальных услуг за счет средств Фонда.
Задача страхования от несчастных случаев на производстве:
Проведение профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы здоровью застрахованных, вызванных условиями труда;
Восстановление здоровья и трудоспособности потерпевших на производстве от несчастных случаев или профессиональных заболеваний;
Возмещение материального и морального вреда застрахованным и членам их семей.
Доходы бюджета Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве формируются за счет следующих источников:
Взносов работодателей: для предприятий - а отнесением на валовые расходы производства, для бюджетных учреждений и организаций - из ассигнований, выделенных на их содержание и обеспечение;
Капитализированных платежей, поступивших в случаях ликвидации страхователей;
Дохода, полученного от временно свободных средств Фонда на депозитных счетах;
Средств, полученных от взыскания в соответствии с законодательством штрафов и пени с предприятия, а также штрафов с работников, виновных в нарушении требований нормативных актов по охране труда;
Добровольных взносов и других поступлений, получение которых не противоречит законодательству.
Работники не несут никаких расходов на страхование от несчастного случая.
Размеры страховых взносов страхователей вычисляют:
Для работодателей - в процентах к суммам фактических расходов на оплату труда наемных работников, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины "Об оплате труда ", подлежащих обложению налогом с доходов физических лиц;
Для добровольно застрахованных лиц - в процентах к минимальной заработной платы.
Страховые взносы начисляются в пределах предельной суммы заработной платы (дохода), устанавливается Кабинетом Министров Украины и является расчетной величиной при исчислении страховых выплат.
Страховые тарифы для работодателей дифференцированные по отраслям экономики и видам работ по профессиональному риску производства и составляют от 0,66 до 13,6%.
Субъекты хозяйственной деятельности уплачивают страховые взносы по определенным тарифам, если объем работ (услуг) по указанным отраслям экономики превышает 50% общих объемов их работ (услуг).
Для предприятий и организаций, созданных общественными организациями инвалидов, где численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а доля создаваемого инвалидами фонда оплаты труда превышает 25%, страховые тарифы устанавливаются в размере 50% страховых тарифов, предусмотренных законодательством.
Добровольно застрахованное физическое лицо уплачивает взнос в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере одной минимальной заработной платы, установленной на день уплаты страхового взноса.
При определении страховых тарифов предприятия сельского хозяйства, по обслуживанию сельского хозяйства, добычи угля открытым способом, обогащение угля, обогащение угольных брикетов, подземной добычи руд черных металлов, производства строительных металлоизделий, строительства шахт, добычи угля подземным способом, добычи драгоценных металлов дотируются Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве за счет страховых взносов.
За счет средств бюджета Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве в случае наступления страхового случая осуществляются следующие виды выплат застрахованным лицам:
Пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
Пенсии в связи с потерей кормильца вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
Пособие по временной нетрудоспособности, наступившей в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
Единовременное пособие в случае стойкой утраты профессиональной трудоспособности потерпевшего;
Ежемесячная денежная выплата в случае частичной или полной потери трудоспособности, которая компенсирует соответствующую часть утраченного заработка потерпевшего;
Денежная выплата за моральный ущерб при наличии факта причинения такого вреда потерпевшему;
Выплата пострадавшему в размере его среднемесячного заработка за временного перевода его на более легкую работу;
Выплата пострадавшему во время его профессиональной реабилитации;
Единовременное пособие в случае смерти потерпевшего;
Ежемесячная страховая выплата лицам, имеющим на нее право, в случае смерти потерпевшего;
Оказание помощи на погребение лиц, погибших в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
В процессе функционирования социальных внебюджетных фондов оказываются как преимущества, так и недостатки. В целом система внебюджетных фондов социального направления охватывает основные направления социальной защиты населения в соответствии с практикой стран с развитой рыночной экономикой. Однако использование зарубежного опыта при решении проблем социальной защиты населения не всегда оправдано. В Украине есть "теневая экономика", что приводит к непоступлению значительной части валового внутреннего продукта через официальные каналы перераспределения во внебюджетные фонды. Демографическая ситуация, состояние экономики, финансовые, бюджетные, политические проблемы, менталитет граждан вносят коррективы в формирование доходов и использования средств социальных фондов. Поэтому внебюджетные фонды имеют базировать свою деятельность на национальном опыте и особенностях соответствующего этапа развития нашей страны с применением отдельных преимуществ из системы социальной защиты населения иностранных государств.
Важны полноценное законодательное и нормативное регулирование деятельности органов социальных внебюджетных фондов. На сегодня уже приняты базовые законы, регламентирующие отношения всех участников страховой защиты, однако часто принимаются изменения и дополнения к ним, создает нестабильность. Действия законодательной и исполнительной власти бывают некоординированными и непоследовательными, их решения могут касаться обеспечения социальных гарантий без определения достаточных источников финансирования запланированных программ. Имеют место опережающие темпы роста расходов перед доходами, увеличивает дефицит бюджета фонда. Следовательно, возникает потребность в обеспечении стабильности законодательства и его научном обосновании.
Еще одна проблема функционирования социальных внебюджетных фондов связана с тем, что органы управления их доходами и расходами относятся к специальным органов государственной исполнительной власти. Согласно действующему законодательству такие органы финансируются из государственного бюджета. В противоположность нормативным положениям, административно-управленческие расходы покрываются из бюджета каждого социального фонда, который нарушает требование о целевом использовании средств на социальные программы. Итак, в перспективе содержание органов социальных внебюджетных фондов необходимо осуществлять за счет средств государственного бюджета.
Возможности осуществлять деятельность любого внебюджетного фонда зависят от объема финансовых ресурсов, которыми они распоряжаются. С целью увеличения средств целесообразно усилить государственное влияние на выплату заработной платы в "конвертах", постепенно увеличивать размер оплаты труда граждан, менять соотношение обязательных взносов работодателей и застрахованных лиц до 50: 50, установить научно обоснованные тарифы страховых взносов во все фонды, исключить с доходной части такой источник, как дотации бюджета. Формирование достаточной финансовой базы позволит внебюджетным фондам своевременно и качественно выполнять свои полномочия.
В каждом социальном внебюджетном фонде проводится централизация средств на общегосударственном уровне с их последующим административным перераспределением в соответствии с потребностями, что связано с неравномерностью экономического развития отдельных регионов и различными возможностями формирования бюджетов за счет собственных доходов. Очевидно, что перераспределение денежных средств между регионами будет продолжаться еще некоторое время, однако требует совершенствования механизм его осуществления, который должен соответствовать рыночным условиям хозяйствования. На эффективность использования средств социальных внебюджетных фондов влияет состав и структура их расходов, порядок предоставления отдельных социальных выплат, значительные административные расходы. Так, выплата пенсий регулируется более 20 законодательными актами, что означает перераспределение средств между отдельными группами граждан. Унификация законодательства о пенсионном обеспечении создаст равные условия для получателей и поставит размер пенсии в зависимости от заработной платы и страхового стажа.
Размеры социальных выплат не должны быть меньше прожиточного минимума, однако не могут превышать суммы, свыше которой будут теряться стимулы к активной трудовой деятельности.
В системе социальных внебюджетных фондов нужно ввести более совершенные, научно обоснованные методы планирования доходов и расходов, создать единую информационную базу о материальном состоянии и доходах граждан, упорядочить учет и отчетность, усилить результативность контроля за движением финансовых ресурсов.
ПРАКТИКУМ
Базовые термины и понятия
Государственный целевой фонд, внебюджетный социальный фонд, общеобязательное государственное социальное страхование, страховой взнос, обязательный сбор, солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, негосударственное пенсионное обеспечение, пенсия, социальная выплата.
Контрольные вопросы и задания
1. Чем обусловлена необходимость государственных социальных внебюджетных фондов?
2. В чем проявляется комплексный подход к определению социальных внебюджетных фондов?
3. Как оказывается назначения социальных внебюджетных фондов?
4. Каким образом происходило становление и развитие социальных внебюджетных фондов?
5. Назовите источники формирования доходов бюджетов социальных внебюджетных фондов.
6. Чем характеризуется расходная часть бюджета социального внебюджетного фонда?
7. Охарактеризуйте управления социальными внебюджетными фондами.
8. Что такое пенсия?
9. Из каких видов хозяйственных операций уплачиваются сборы в Пенсионный фонд Украины?
10. Какие виды пенсий выплачиваются из Пенсионного фонда Украины?
11. В каких размерах застрахованным лицам выплачивается пособие по временной нетрудоспособности?
12. Какие виды социальных услуг в сфере занятости финансируются за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы?
18. В каких размерах застрахованным лицам выплачивается пособие в случае
безработицы?
14. Какие виды выплат осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве застрахованным лицам в случае наступления страхового случая?
16. Какие есть проблемы функционирования социальных внебюджетных фондов и пути их решения?
1. Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 9 июля 2003 № 1058-IV (с изменениями и дополнениями) // Налоги и бухгалтерский учет. - 2003. - № 70.
2. Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности" от 23 сентября 1999 № 1105-ХII (с изменениями и дополнениями) // Все о бухгалтерском учете. - 2003. - № 36.
3. Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" от 2 марта 2000 № 2212-III (с изменениями и дополнениями) // Все о бухгалтерском учете. - 2001. - № 21.
4. Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением" от 18 января 2001 № 2240-НЕТ (с изменениями и дополнениями) // Все о бухгалтерском учете. - 2003. - № 35.
5. Кливиденко Л. Проблемы формирования системы социального страхования населения в Украине // Вестник ТАНГ. - 2004. - № 6.
6. Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от 14 января 1998 № 16/98-ВР (с изменениями и дополнениями) // Все о бухгалтерском учете. - 2001. - №21.
7. Плиса ВЛ. Общеобязательное государственное социальное страхование в Украине: Учеб. пособие. - Л.: Издат, центр ЛНУ им. Ивана Франко, 2003. - 160 с.
8. Pinna М. Сравнительная характеристика мировых систем пенсионного обеспечения и страхования // В мире финансов. - 2007. - № 1.
9. Шаварына М. Социальное страхование в условиях рыночных преобразований: практика и пути совершенствования // Вестник ТАНГ. - 2004. - № 6. 296
10. Шаманская Н £. Финансовое обеспечение системы социального страхования на случай безработицы: реалии и приоритеты // В мире финансов. - 2006. Х "2.
11. Юрий СИ., Шаварына М.П., Шаманская Н £. Социальное страхование: Учебник. - М.: Кондор, 2004. - 464 с.