Пенсионные права

Условия для назначения пенсии по новым правилам и новая пенсионная формула

С 1 января 2015 года вступит в силу Федеральный закон № 400 ФЗ «О страховых пенсиях», который внесет значительные изменения в порядок формирования и расчета страховой пенсии. Согласно новому закону, для возникновения права на страховую пенсию по старости необходимо: достижение возраста 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин, наличие страхового стажа не менее 15 лет (сейчас он равен 5 годам), наличие не менее 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов).

Необходимый для назначения пенсии стаж будет постепенно увеличиваться по 1 году в год: с 6 лет в 2015 году до 15 лет в 2024 году. Возраст выхода на пенсию не повысится, однако законом предусмотрено поощрение отложенного выхода на пенсию, то есть продолжение гражданином работы после наступления пенсионного возраста без назначения пенсии. Данное решение повышает размер пенсии.

Обязательное условие для возникновения права на страховую пенсию - наличие индивидуального пенсионного коэффициента (в размере 6.6 в 2015 году до 30 к 2024 году).

Те граждане, у которых эти условия не будут выполнены при достижении пенсионного возраста, должны продолжать работу или, при достижении возраста 65 лет мужчины и 60 лет женщины, обратиться в органы ПФР за установлением социальной пенсии.

В страховой стаж будут засчитываться периоды ухода за ребенком, служба в армии, уход за инвалидом или лицом старше 80 лет, Кроме этого, они будут оцениваться в определенных баллах: так, один год военной службы по призыву будет оценен в 1,8 балла, столько же – один год отпуска по уходу за первым ребенком или год ухода за инвалидом первой группы или ребенком-инвалидом или лицом старше 80 лет. Один год отпуска по уходу за вторым ребенком будет оценен в 3,6 , за третьим и четвертым – 5,4 балла. В целом в страховой стаж будут включаться периоды ухода за четырьмя детьми (до полутора лет на каждого ребенка).

Для расчета пенсии по новым правилам будет применяться новая пенсионная формула, которая выглядит так:

пенсия = А х В + С + d , где:

А - пенсионные баллы, количество которых зависит от стажа, уровня официальной зарплаты и возраста выхода на пенсию;

B - стоимость одного пенсионного балла, ежегодно утверждаемая законом о бюджете ПФР. По состоянию на 1.01.2015 года один балл будет равен 64 руб. 10 коп;

C - фиксированная выплата. Это аналог сегодняшнего фиксированного базового размера пенсии, который с 1 апреля 2014 года составляет в Карелии 4496 руб. 90 коп. Предусмотрена ежегодная индексация фиксированной выплаты не ниже уровня инфляции. Для определенных категорий граждан, а именно: для граждан, имеющих стаж за работу в районах Крайнего Севера, для инвалидов 1 группы, для граждан, достигших 80-летнего возраста, для граждан, получающих надбавку на иждивенцев, размер фиксированной выплаты устанавливается в повышенном размере.

D - накопительная пенсия. Порядок ее исчисления аналогичен расчету сегодняшней накопительной части трудовой пенсии.

Новая пенсионная формула будет применяться в полном объеме только для тех граждан нашей страны, которые начнут свою трудовую деятельность в 2015 году или позднее. У всех остальных граждан России пенсионные права, сформированные до 2015 года, преобразуются в баллы и сохранятся в полном объеме. Нынешних пенсионеров изменения не коснутся.

Выбор варианта пенсионного обеспечения в России

С 1 января 2015 года в России вводится два вида пенсий в системе обязательного пенсионного страхования – страховая пенсия (включающая фиксированную выплату) и накопительная пенсия.

Суммы страховых взносов, поступающие на формирование страховой пенсии, фиксируются на индивидуальном лицевом счете гражданина в ПФ и идут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам.

Страховые взносы, идущие на формирование накопительной пенсии, передаются из Пенсионного фонда России в тот негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию, которые были выбраны гражданином – для инвестирования этих средств на финансовом рынке.

В течение 2014 – 2015 г.г. каждый гражданин 1967 г. рождения и моложе должен выбрать свой вариант пенсионного обеспечения: направить всю сумму страховых взносов (16%) на формирование страховой пенсии или разделить их, направив 10% на страховую, а 6% - на накопительную пенсию.

При этом надо иметь в виду, что страховая пенсия формируется в пенсионных баллах и гарантированно растет за счет ежегодного увеличения стоимости балла.

Накопительная пенсия не индексируется государством, не защищена от инфляции, а доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования.

Если гражданин решил формировать в дальнейшем только страховую пенсию, но однажды уже писал заявление о выборе НПФ или управляющей компании (УК), то нужно подать соответствующее заявление в территориальные органы ПФР.

В случае, если он никогда не переходил в НПФ или УК, подавать заявление не нужно.

Если же гражданин решил продолжать формирование накопительной пенсии и до этого ни разу не переходил в НПФ или УК, то нужно обратиться с заявлением в территориальное управление по месту жительства. Если же средства пенсионных накоплений уже были однажды переведены в УК или НПФ, то писать заявление больше не нужно.

Сохранение льготных пенсий.

Льготы в виде досрочного выхода на пенсию для представителей «северных территорий» и профессий на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда, сохранятся – при наличии индивидуального пенсионного коэффициента 30 баллов в 2024 году. Для того, чтобы выйти на пенсию в 50 лет женщине и в 55 лет мужчине, нужно отработать 15 лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом общий страховой стаж у женщин должен быть не менее 20 лет, а у мужчин – не менее 25 лет.

Льготы для представителей определенных профессий также сохранятся. Однако в этой сфере в прошлом году произошли изменения в части работы во вредных и тяжелых условиях. Для страхователей прошедших специальную оценку условий труда, а также имеющих результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, с 2015 года устанавливаются дополнительные тарифы.

С 2015 г. работодатель должен платить дополнительный тариф страховых взносов за своих работников-представителей льготных профессий: 9% по Списку № 1 и 6% - по Списку № 2.

Взносы, уплаченные по дополнительным тарифам, обеспечивают права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Более подробную информацию о новой формуле ищите на сайте Пенсионного фонда (

На данный момент страховая часть трудовой пенсии складывается из следующих величин (п. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ):

В соответствии с принятыми законами пенсионный возраст не повышается, но вводятся дополнительные требования для назначения пенсии. Они одинаковы для установления как страховой, так и накопительной пенсии.

Так, пенсия полагается гражданам, у которых (ст. 8 Закона № 400-ФЗ, ст. 6 Федерального закона 28.12.2013 № 424-ФЗ, далее – Закон № 424-ФЗ):

  • страховой стаж составляет не менее 15 лет;
  • величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) равна 30.

Индивидуальный пенсионный коэффициент – новое понятие, о нем пойдет речь далее.

Отметим, что стаж, необходимый для установления пенсии , будет повышаться постепенно. В 2015 году составит 6 лет, а далее будет ежегодно повышаться на один год. Таким образом, предусмотренная Законом № 400-ФЗ необходимая величина страхового стажа должна достигнуть установленного размера (15 лет) в 2024 году. В последующие периоды увеличение продолжительности страхового стажа не планируется.

Ежегодное повышение размера страхового стажа представлено в таблице (см. Приложение 3 к Закону № 400-ФЗ):

Таблица 1. Продолжительность страхового стажа для назначения страховой пенсии

Если лицо, достигшее пенсионного возраста, не имеет на этот момент страхового стажа, достаточного для назначения ему пенсии, то можно, как и сейчас, обратиться за установлением социальной пенсии по старости. При этом за указанной пенсией вправе обратиться мужчины, достигшие 65 лет, и женщины, достигшие 60 лет (пп. 2 п. 10 ст. 22 Закона № 400-ФЗ, пп. 5 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

В страховой стаж, дающий право на получение пенсии по старости, включаются не только периоды работы, в течение которых за гражданина уплачивались взносы в ПФР, но и иные "нетрудовые" периоды. В частности, это время прохождения военной службы, получения пособия по безработице, получения пособия по временной нетрудоспособности (ст. 12 Закона № 400-ФЗ).

Величина ИПК за периоды до 1 января 2015 года определяется следующим образом (ч. 10 ст. 15 , ч. 1 ст. 34 Закона № 400-ФЗ):

В данной формуле 64 руб. 10 коп. – это стоимость пенсионного коэффициента (СПК). Стоимость пенсионного коэффициента – еще одно новое понятие. СПК представляет собой фиксированное значение, которое устанавливается на каждый год федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ (ч. 22 ст. 15 Закона № 400-ФЗ). По состоянию на 1 января 2015 года размер СПК составляет 64 руб. 10 коп.

При этом ИПК за "нетрудовые" периоды учитываются при расчете при условии, что гражданин выбрал вариант расчета пересчета пенсии, назначенной до 2015 года, по новым правилам.

Отметим, что для "нетрудовых" периодов предусмотрены отдельные фиксированные ежегодные значения ИПК. Их значения в расчете за полный за полный календарный год следующие (ч. 12 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):

Иное периоды, засчитываемые в страховой стаж Размер индивидуального пенсионного коэффициента в расчете за полный календарный год
период прохождения военной службы по призыву 1,8
период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет 1,8
период проживания вместе с супругами, проходящими военную службу по контракту в местностях, где отсутствует возможность трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности 1,8
период проживания (но не более пяти лет в общей сложности) за границей вместе с супругами, направленными:
  • в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ;
  • в постоянные представительства РФ при международных организациях;
  • в торговые представительства РФ в иностранных государствах;
  • в представительства федеральных органов исполнительной власти;
  • в качестве представителей перечисленных органов зарубеж
1,8
период ухода одним из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет 1,8
период ухода одним из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет 3,6
период ухода одним из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения им возраста полутора лет 5,4

Например, начиная с 1 марта 2015 года, лицо находится в отпуске по уходу за первым ребенком. Отпуск заканчивается 30 сентября 2016 года. Соответственно, ИПК за время нахождения в отпуске по уходу за ребенком составит:

  • за 2015 год - 1,5 (1/12 x 1,8 x 10 месяцев);
  • за 2016 год – 1,35 (1/12 x 1,8 x 9 месяцев).

Величина ИПК за периоды с 1 января 2015 года рассчитывается по следующей формуле (ч. 11 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):

Как видно из формулы, при определении ИПК начиная с 1 января 2015 года суммируются ИПК за то время, когда уплачивались взносы на обязательное пенсионное страхования (самим гражданином (например, предпринимателем) либо его работодателем), а также за иные периоды, которые включаются в расчет страхового стажа наравне с периодами работы и (или) иной деятельности.

ИПК, учитывающий величину уплаченных в ПФР взносов, определяется таким образом (ч. 18 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):

В свою очередь, нормативный размер взносов в ПФР рассчитывается по формуле (ч. 18 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):

Заметим, что ежегодный размер ИПК за периоды трудовой и (или) иной деятельности, при которой уплачивались взносы на обязательное пенсионное страхование, ограничен максимальными значениями. Они зависят от того, формируется у гражданина накопительная пенсия за счет обязательных пенсионных отчислений, направленных на ее финансирование, либо нет.

Обратите внимание!

Напомним, что с 1 января 2014 года действует правило, согласно которому граждане 1967 г.р. и моложе до 31 декабря 2015 года включительно могут следующим образом распорядиться своими пенсионными накоплениями: направить на накопительную часть пенсии 6 процентов тарифа страхового взноса либо вообще отказаться от ее формирования. Подробнее об этом см. комментарий .

Начиная с 2015 года и вплоть до 2021 года предельные размеры ИПК постепенно увеличиваются (ч. 4 ст. 35 Закона № 400-ФЗ). Приведем их значения в таблице (см. Приложение 4 к Закону № 400-ФЗ):

Таблица 2. Максимальные значения индивидуального пенсионного коэффициента

Получается, что если определенный расчетным путем ИПК превышает его максимальный размер, установленный на соответствующий год, то при расчете пенсии будет учитываться предельное значение ИПК.

При итоговом расчете страховой пенсии ИПК за периоды до и после 1 января 2015 года суммируются и умножаются на стоимость пенсионного коэффициента (СПК) на день, с которого назначается страховая пенсия по старости (ч. 1 ст. 15 Закона № 400-ФЗ).

Значения ИПК округляются до трех знаков после запятой. Если четвертый знак равен или больше пяти, то третий знак увеличивается на единицу (ч. 26 ст. 15 Закона № 400-ФЗ).

Применение повышающего коэффициента при расчете страховой пенсии

Итоговая величина ИПК может быть увеличена на специальный коэффициент в случаях, если гражданин (ч. 15 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):

  • обращается за назначением пенсии (в том числе в случаях, когда она положена ему досрочно) позже достижения пенсионного возраста.
  • вначале отказавшись от получения установленной (в т.ч. досрочно) пенсии, впоследствии обращается за ее восстановлением или назначением вновь.

В то же время предусмотрены случаи, когда коэффициент повышения ИПК не используется. Так, страховая пенсия не корректируется на коэффициент, если гражданин получает иную пенсию, кроме накопительной пенсии (например, является получателем пенсии за выслугу лет) либо если ему назначено ежемесячное пожизненное содержание (ч. 16 ст. 15 Закона № 400-ФЗ).

Размеры коэффициентов установлены исходя из числа полных месяцев, истекших с момента достижения пенсионного возраста или со дня прекращения выплаты страховой пенсии в связи с отказом от ее получения (в том числе в отношении пенсии, назначенной досрочно) (ч. 17 ст. 15 Закона № 400-ФЗ). Величины коэффициентов следующие (см. Приложение 1 к Закону № 400-ФЗ):

Таблица 3. Коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента

менее 12 1 1
12 1,07 1,046
24 1,15 1,1
36 1,24 1,16
48 1,34 1,22
60 1,45 1,29
72 1,59 1,37
84 1,74 1,45
96 1,9 1,52
108 2,09 1,6
120 2,32 1,68

Фиксированная выплата к страховой пенсии

Одновременно с назначением страховой пенсии по старости будет производиться выплата в фиксированном размере. Она является аналогом нынешнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии (п. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ). В настоящий момент в общем случае базовый размер пенсии равен 2 562 руб. в месяц (п. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ). При этом такая выплата предусмотрена и в большем размере, например, лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы (у которых нет на иждивении нетрудоспособных членов семьи) (п. 3 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).

Размер фиксированной выплаты, которая будет назначаться с 2015 года, составляет 3 935 руб. в месяц (ч.ч. 1 , 3 ст. 16 Закона № 400-ФЗ). Указанная величина будет ежегодно индексироваться (ч.ч. 6 , 7 ст. 16 Закона № 400-ФЗ).

Обратите внимание, что перечисленные нововведения вступят в силу с 1 января 2016 года (ч. 2 ст. 36 Закона № 400-ФЗ).

Заметим, что фиксированная выплата к пенсии так же, как и сама страховая пенсия, может быть увеличена на коэффициент повышения в аналогичных случаях, а именно (ч. 4 ст. 16 Закона № 400-ФЗ):

  • при обращении за назначением пенсии (в том числе при досрочном возникновении права на нее) в более поздний срок;
  • при обращении за восстановлением либо назначением пенсии вновь при первоначальном отказе от нее.

Коэффициент повышения применяется к фиксированной выплате, назначенной не ранее чем с 1 января 2015 года. Размеры указанного коэффициента определены исходя из числа полных месяцев, прошедших со дня возникновения права на страховую пенсию. Перечислим их (см. Приложение 2 к Закону № 400-ФЗ):

Таблица 4. Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты

Число полных месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в т.ч. назначаемой досрочно Повышающий коэффициент для лиц, не имеющих права на досрочное назначение страховой пенсии по старости Повышающий коэффициент для лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости
12 1,056 1,036
24 1,12 1,07
36 1,19 1,12
48 1,27 1,16
60 1,36 1,21
72 1,46 1,26
84 1,58 1,32
96 1,73 1,38
108 1,9 1,45
120 2,11 1,53

Из таблиц 3 и 4 видно, коэффициенты повышения установлены для случаев обращения за пенсией позже на определенное количество полных лет. Однако не ясно, как такие коэффициенты будут использоваться при расчете пенсии, если года не полные.

Например, если после достижения пенсионного возраста гражданин обращается за назначением пенсии через 1 год и 8 месяцев.

Возможно, будет применяться тот же порядок, что и при исчислении ИПК за "нетрудовые" периоды (ч. 14 ст. 15 Закона № 400-ФЗ). То есть за один месяц неполного года коэффициент повышения составит 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а за один день - 1/360 часть коэффициента за год.

Отметим также, что максимальное число полных месяцев, прошедших с момента получения права на пенсию, для применения повышающих коэффициентов законодательно ограничено числом 120. Соответственно, даже если обратиться за пенсией через 10 лет с момента возникновения права на нее, коэффициент повышения в большем размере применяться не будет.

Порядок расчета накопительной пенсии по старости

Вначале напомним, что получать накопительную часть пенсии (с 1 января 2015 года – накопительную пенсию) могут граждане 1967 года и моложе, как только достигнут пенсионного возраста.

По действующим в настоящее время нормам накопительная часть трудовой пенсии определяется по формуле (п. 23 ст. 14 Закона № 173-ФЗ):

Количество месяцев ожидаемого периода на каждый год устанавливается Федеральным законом. С 1 января 2013 года данная величина равняется 228 месяцам (ст. 32 Закона № 173-ФЗ).

Согласно новым правилам, формула, по которой будет определяться накопительная пенсия, не изменится (ч. 2 ст. 7 Закона № 424-ФЗ). При этом продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии до 1 января 2016 года установлена в размере 228 месяцев, а с 1 января 2016 года продолжительность указанного периода будет ежегодно определяться федеральным законом (ч. 3 ст. 7 Закона № 424-ФЗ).

При обращении за установлением пенсии в более позднем возрасте она должна выплачиваться в повышенном размере. Такое правило действует и сейчас. Это связано с тем, что в подобной ситуации ожидаемый период выплаты накопительной пенсии сокращается за каждый полный год, прошедший с момента возникновения права на нее, на 12 месяцев.

Пересчет страховой пенсии лицам, которым до 2015 года она уже назначена

В отношении лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года пенсия уже будет назначена, предусмотрен пересчет положенных им пенсионных выплат за периоды до 1 января 2015 года в индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК). Это необходимо для унификации порядка расчета пенсии.

Однако если в результате такого пересчета величина пенсии, определенная по новым правилам, окажется меньше той величины, которая рассчитана по нормам, действующим до 1 января 2015 года, пенсия будет назначена в более высоком размере (ст. 34 Закона № 400-ФЗ). Таким образом, при переходе на новый порядок расчета пенсий уже назначенные пенсионерам выплаты не должны понижаться.

Правила обращения за пенсией

Сейчас граждане могут обратиться за назначением им трудовой пенсии в территориальное отделение ПФР по месту жительства (п. 6 Правил , утв. постановлением Минтруда России № 17, Пенсионного фонда РФ № 19пб от 27.02.2002).

С 1 января 2015 года порядок обращения за выплатой страховой и накопительной пенсии будет отличаться.

Так, документы, необходимые для назначения пенсии, можно будет представить не только непосредственно в территориальное отделение ПФР, но и через (ч.ч. 2 , 3 ст. 21 Закона № 400-ФЗ, ч.ч. 3 , 5 ст. 9 Закона № 424-ФЗ):

  • многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства.
  • своего работодателя.

Обращаем внимание, что накопительную пенсию должен выплачивать тот страховщик, которому гражданин передал свои пенсионные накопления. Им может быть как ПФР, так и негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо управляющая компания (УК).

Если накопительная пенсия формировалась в ПФР, то для ее получения гражданин должен будет (ч. 3 ст. 9 Закона № 424-ФЗ):

  • обратиться в отделение ПФР по месту жительства
  • либо подать документы в ПФР через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства

Если накопительная пенсия формировалась в НПФ либо в УК, то обращаться за ее назначением потребуется в соответствующий НПФ или УК (ч. 4 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

При этом вне зависимости от того, кто выступает в качестве страховщика, гражданин может подать документы для выплаты ему накопительной пенсии через своего работодателя (ч. 5 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Минтруд России в информации от 19.11.2013 http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/pension/13 представил пояснения пенсионной реформы. Перечислим основные положения:

  1. на размер страховой пенсии по старости будут влиять:
    • величина заработной платы. Причем при подсчете пенсионных коэффициентов должна учитываться официальная заработная плата до уменьшения на НДФЛ;
    • отчисления работодателей в ПФР;
    • длительность страхового стажа.

Соответственно, чем выше такие показатели, тем больше размер пенсии;

  1. обращение за пенсией (как страховой, так и накопительной) позже достижения пенсионного возраста должно привести к ее увеличению. Ведь за каждый год более позднего обращения за страховой пенсией ее размер будет увеличиваться на соответствующие коэффициенты. А величина накопительной пенсии в таком случае будет увеличиваться за счет сокращения периода ожидаемой выплаты пенсии;
  2. правила расчета пенсий для самозанятых лиц (предпринимателей, адвокатов, нотариусов и др.) и наемных работников одинаковы;
  3. в течение 2014 года ПФР будет проводить перевод пенсионных прав граждан, сформированных до 1 января 2015 года, в пенсионные коэффициенты (ИПК). Однако гражданам не придется обращаться в территориальные отделения ПФР с заявлениями на такой пересчет. Органы ПФР на местах сделают это самостоятельно на основании сведений персонифицированного учета.

Чем вызвана необходимость перехода к новой пенсионной формуле? Зачем потребовалось сегодня менять правила, которые только стали понятны большинству граждан?

Обращаем внимание читателей, что это не реформа пенсионной системы, т.к. в основе остался тот же страховой принцип, что и в действующем законодательстве на сегодняшний день. Новый закон совершенствует пенсионное законодательство, в котором существенное значение будет уделяться страховому стажу. В основе лежит тот же страховой принцип - возмездное страхование, т.е. страховая пенсия - компенсация застрахованным лицам утраченного заработка и иных выплат в связи с наступлением нетрудоспособности по причине старости или инвалидности и т.д. Изменение в пенсионном законодательстве на прямую связано с изменениями экономической ситуации в стране. Новый федеральный закон объединил в себе много действующих норм из подзаконных актов, моменты из действующих административных регламентов, которые исполняет Пенсионной фонд РФ

Новое законодательство в полном своем объеме ориентировано на людей, трудовой стаж которых начнется с 1 января 2015 года.

Сегодня размер трудовой пенсии по старости в первую очередь зависит от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. По действующей сегодня пенсионной формуле трудовой стаж практически не имеет влияния на размер пенсии.

Каковы главные параметры, которые будут влиять на расчет пенсии в соответствии с новым порядком?

На размер пенсии в первую очередь будет влиять:

размер заработной платы : чем выше зарплата, тем выше пенсия. Если работодатель не делал взносы за своего работника в систему обязательного пенсионного страхования в полном объеме (например, в случае выплаты «серой» заработной платы), этот заработок в формировании пенсионного капитала не участвует;

длительность страхового стажа : чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;

возраст обращения за назначением трудовой пенсии : пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.

В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти так называемые «нестраховые периоды» присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

Будет ли повышен пенсионный возраст?

Пенсионный возраст повышаться не будет. Этот вопрос даже не обсуждается. Общеустановленный пенсионный возраст остается прежним: 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин.

При этом создаются значительные стимулы для более позднего выхода на пенсию. По новым правилам обращаться за назначением пенсии позже общеустановленного пенсионного возраста выгодно для граждан. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии ее страховая часть и фиксированная выплата будут увеличиваться на соответствующие коэффициенты.

Например, если гражданин обратится за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата в составе страховой пенсии будет увеличена на 36%, а страховая часть пенсии – на 45%. если через 10 лет - фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая часть - в 2,32 раза.

Накопительная пенсия также увеличится, поскольку снизится ожидаемый период выплаты, на который для расчета накопительной части пенсии делится сумма пенсионных накоплений.

Для кого вводится новая пенсионная формула – для всех или для тех, кто только начинает работать?

Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые в 2015 году вступят в трудовую жизнь. При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до 2015 года, фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться!

Трудовые пенсии граждан, которые уже назначены (будут назначены до 1 января 2015 года), будут пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчете по новым правилам размер пенсии не достигнет размера пенсии, получаемой пенсионером на 1 января 2015 года, то пенсионеру будет выплачиваться пенсия в прежнем размере.

При этом в целях адаптации к условиям нового порядка формирования пенсионных прав и расчета размера пенсий будущих пенсионеров и работодателей, которые платят за них страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, предусматриваются переходные положения:

Повышение минимально требуемого стажа для получения права на пенсию до 15 лет и минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффициентов до 30 - к 2025 году;

Повышение облагаемой страховыми взносами зарплаты до уровня 2,3 от среднероссийской зарплаты и соответствующее увеличение максимального значения индивидуального годового пенсионного коэффициента до 10 - к 2021 году.

Чего ожидать от новой пенсионной формулы тем, кто уже на пенсии? Будет ли пересчитываться пенсия нынешних пенсионеров, может ли она быть повышена или понижена?

У нынешних пенсионеров при переходе на новый порядок расчета размер пенсии не снизится. Может вырасти у пенсионеров, имеющих в стаже нестраховые периоды.

Из каких частей будет состоять трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий?

Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформируется в страховую пенсию и накопительную пенсию.

К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2014 году – 3 844,98 руб.).

Исчисление размера накопительной пенсии будет производиться путем деления суммы пенсионных накоплений на статистическую величину – ожидаемый период выплаты, определяемый федеральным законом.

На какие виды пенсий распространяется новый порядок?

Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии будет распространяться на все виды трудовых пенсий – по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Основания (условия) для назначения страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца меняться не будут. Для назначения этих видов страховой пенсии достаточно иметь трудовой страховой стаж хотя бы 1 день.

Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии не распространяется на формирование и назначение пенсий по государственному пенсионному обеспечению (социальных пенсий, за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). Для граждан, имеющих трудовой стаж: инвалидов I группы, граждан достигших 80-летнего возраста, граждан работавших или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия будет назначаться в повышенном размере за счёт увеличенного размера фиксированной выплаты, либо применения «северных» коэффициентов.

На сайтах Министерства труда и социальной защиты РФ и ПФР размещен пенсионный калькулятор, рассчитывающий размер пенсии по новой формуле. Для кого подходит данный пенсионный калькулятор? И для кого он не предназначен?

Пенсионный калькулятор, прежде всего, это навигатор по новой пенсионной формуле, инструмент, позволяющий гражданам понять суть нового порядка расчета пенсий и определить факторы, влияющие на размер собственной будущей пенсии. Калькулятор позволяет оценить динамику потенциального размера пенсии при изменении тех или иных условий – стажа, размера зарплаты, возможности продолжать трудовую деятельность без обращения за назначением пенсии по достижении пенсионного возраста, а также влияние нестраховых периодов.

Калькулятор наиболее эффективен для граждан, которые только начинают работать или начнут работать в 2015 году и далее – т. е. для тех, чья будущая пенсия будет полностью формироваться и рассчитываться в соответствии с новыми правилами.

Граждане, уже имеющие на сегодняшний день трудовой стаж, пользуясь калькулятором, должны принимать во внимание, что часть их пенсионного капитала формировалась по прежним правилам. И при реальном расчете их трудовой пенсии предстоит конвертация их пенсионных прав в пенсионные коэффициенты.

Чем дольше гражданин работал до 2015 года, тем больший объем пенсионных прав у него уже сформирован и тем в большей степени, при прочих равных условиях, размер его страховой пенсии будет зависеть от уже сформированных до 2015 года пенсионных прав. И, соответственно, тем меньше будет влияние новой пенсионной формулы на размер его будущей страховой пенсии.

Поэтому применение данного пенсионного калькулятора не рекомендуется гражданам, которым:

·уже назначена пенсия, так как при переходе на новую формулу им полностью будет сохранен размер ранее назначенной пенсии;

·до наступления пенсионного возраста осталось менее 3-5 лет, так как размер их будущей пенсии в значительной мере будет определяться сформированными до 2015 года пенсионными правами.

Также пенсионный калькулятор не применим для военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, для индивидуальных предпринимателей.

Для граждан: инвалидов I группы, граждан, достигших 80-летнего возраста, граждан работавших или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, страховая пенсия будет назначаться в повышенном размере за счёт увеличенного размера фиксированной выплаты, либо применения "северных" коэффициентов.

Что означает «условный» расчет пенсии с помощью пенсионного калькулятора?

Расчет пенсии при помощи пенсионного калькулятора является условным, поскольку он показывает, какую пенсию гражданину «назначили» бы в 2014 году на основе социально-экономических показателей 2014 года при условии, что гражданин «заработал» указанный стаж в условиях данного порядка формирования его пенсионных прав и расчета пенсии, а также, что все годы работы получал одинаковую указанную им зарплату.

При этом условный размер пенсии «рассчитывается» по новой пенсионной формуле в целевом ее значении, когда минимальный трудовой стаж, дающий право на пенсию, равен 15 годам, взносооблагаемая зарплата ограничена 2,3 от общероссийской, а гражданин уже совершил выбор тарифа формирования пенсионных накоплений.

Что будет с накопительной пенсией и с уже имеющимися пенсионными накоплениями?

Все уже сформированные пенсионные накопления остаются за гражданином. Они будут выплачиваться в полном объеме с учетом дохода от их инвестирования, когда у гражданина появляется право на страховую пенсию, и он обратится за ее назначением.

Порядок назначения и выплаты средств пенсионных накоплений не меняется. Для расчета накопительной пенсии сумма пенсионных накоплений делится на ожидаемой период выплаты накопительной части трудовой пенсии. Период ожидаемой выплаты пенсии устанавливается Федеральным законом. Сохранится и порядок выплаты средств пенсионных накоплений (единовременная выплата, срочная пенсионная выплата, выплата накопительной части трудовой пенсии).

Накопительная пенсия не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсии.

Куда лучше направить отчисления страховых взносов, которые делает мой работодатель – в страховую или накопительную пенсию? Какой тариф выбрать - 0 или 6%?

В 2014-2015 годах у граждан 1967 года рождения и моложе есть право выбора варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования: продолжить формирование пенсионных накоплений (тариф 6%) или отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой пенсии.

Сделав выбор, необходимо подать соответствующее заявление в Пенсионный фонд России.

Если вы никогда не подавали заявление о выборе НПФ или управляющей компании и не сделаете выбор в 2014–15 годах, то все страховые взносы будут поступать на формирование страховой пенсии.

В случае отказа от формирования пенсионных накоплений все ранее сформированные пенсионные накопления будут инвестироваться и выплачены в полном объеме, когда вы получите право на пенсию и обратитесь за ее назначением.

При выборе варианта пенсионного обеспечения важно знать, что приняв решение о формировании накопительной пенсии, вы уменьшаете пенсионные права на формирование страховой части, и наоборот.

При отказе от формирования пенсионных накоплений максимальный годовой пенсионный коэффициент-10, если продолжаете формировать – 6,25 (с 2021 года).

Страховая пенсия ежегодно увеличивается государством на уровень не ниже инфляции. Накопительная пенсия не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки.

В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию.

Сохранятся ли пенсионные права, заработанные до вступления в силу новой пенсионной формулы? Каким образом будут конвертироваться пенсионные права, заработанные до 2002 года, и права, заработанные с 2002 года до момента вступления в силу новой формулы?

Все сформированные на сегодня пенсионные права сохранятся, и ни в коем случае их размер не будет уменьшен. Это базовый подход, которым руководствовались при разработке нового порядка формирования пенсионных прав и исчисления пенсий.

Чтобы с 1 января 2015 года ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения пенсии, в течение 2014 года будет проводиться конвертация пенсионных прав граждан, сформированных до 1 января 2015 года.

Конвертацию будет проводить Пенсионный фонд России. Конвертация будет проводиться в беззаявительном порядке. Обращаться в ПФР для этого гражданам не нужно!

База персонифицированного учета ПФР содержит все необходимые сведения о расчетном пенсионном капитале, стаже и заработной плате каждого участника системы обязательного пенсионного страхования, чтобы пересчитать его уже сформированные пенсионные права в пенсионные коэффициенты.

Как после принятия новой формулы будут повышаться страховые пенсии? По каким правилам?

Как и раньше, страховая пенсия будет гарантированно увеличиваться государством минимум по росту потребительских цен за прошедший год (не ниже инфляции). Также ежегодно по инфляции будет увеличиваться и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Рост размера накопительной пенсии будет зависеть от уровня дохода при инвестировании средств пенсионных накоплений гражданина управляющей компанией (НПФ).

Сколько лет стажа и сколько пенсионных коэффициентов надо будет иметь для получения права на страховую пенсию? На что будут жить в старости те, кто не заработает минимальный необходимый трудовой стаж?

C 2024 года минимальный страховой стаж для получения страховой пенсии по старости достигнет 15 лет. При этом в 2015 году он будет составлять 6 лет и ежегодно будет увеличиваться на один год. Те, у кого к 2024 году страховой стаж будет менее 15 лет, будут иметь право обратиться в ПФР за социальной пенсией, но в возрасте 60 лет (женщины) и 65 лет (мужчины), в то время как право на страховую пенсию возникает в 55 и 60 лет соответственно.

Второе условие для назначения страховой пенсии по достижении пенсионного возраста – это необходимость сформировать пенсионные права в объеме 30 пенсионных коэффициентов.

Если гражданин признан в установленном порядке инвалидом, то ему сразу же назначается пенсия –страховая (если у него есть хоть один день трудового (страхового) стажа) или социальная (если стажа нет вообще).

Условия для страховой пенсии по старости

Требования к страховому стажу

Минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов для возникновения права на страховую пенсию

Максимальное значение годового балла

При выборе тарифа на накопительную пенсию 0 %

При выборе тарифа на накопительную пенсию 6 %


Новая формула должна мотивировать людей на более поздний выход на пенсию. Насколько будет выгодно выходить на пенсию позже? Какие надбавки к пенсии будут за большой страховой стаж?

По новым правилам выходить позже общеустановленного пенсионного возраста будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты, но не более 10 лет.

Например, если гражданин обратиться за назначением страховой пенсии через три года после достижения общеустановленного пенсионного возраста, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия – на 24%. А если стаж сверх пенсионного возраста без обращения за назначением пенсии будет 10 лет, то фиксированный платеж будет увеличен в 2,11 раза, а страховая часть – в 2,32 раза.

Коэффициенты для расчета трудовой пенсии, если гражданин не обращается за назначением трудовой пенсии после достижения пенсионного возраста:

Количество полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию

Коэффициенты увеличения фиксированной выплаты

Коэффициенты увеличения ИПК (баллов)

120 и более

Какие нетрудовые периоды будут засчитываться в стаж по новой формуле?

В новых правилах расчета трудовой пенсии засчитываются в стаж следующие социально значимые периоды жизни человека:

Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

Период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (всего 4 ребенка), но не более 6 лет в общей сложности;

Период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

Период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

Период проживания за границей супругов дипломатов и консулов, но не более пяти лет в общей сложности.

Досрочные пенсии будут сохранены в полном объеме.

У работника, имеющего необходимый стаж на вредном или опасном производстве, право на трудовую пенсию будет возникать до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

В настоящее время на общественное и экспертное обсуждение вынесен законопроект о постепенном преобразовании института досрочных пенсий в корпоративные пенсионные системы. Законопроект предусматривает механизмы стимулирования работодателей, которые предлагают своим работникам на вредных и опасных производствах участвовать в корпоративных пенсионных системах, что обеспечивает гражданам дополнительное пенсионное обеспечение сверх пенсии по обязательному пенсионному страхованию.

Какой тариф страховых взносов будут платить работодатели?

В уплате страховых взносов ничего не изменится. Тариф страховых взносов работодателя в ПФР на страховую и накопительную пенсии по-прежнему составит 22% от базы для начисления страховых взносов до предельной величины облагаемой базы, размер которой ежегодно индексируется государством (+10% с сумм, превышающих порог, с которого уплачиваются страховые взносы).

В 2013 году предельный годовой заработок составлял 568 тыс. рублей, в 2014 году – 624 тыс. рублей. При этом предусмотрено поэтапное повышение предельного размера заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы по тарифу 22% с 1,6 до 2,3 размера средней заработной платы по РФ – в течение 7 лет с шагом 0,1 в год. Это делается для того, чтобы трудовая пенсия по старости у более высокооплачиваемых работников формировалась в размере, адекватном их заработку.

Новая формула будет введена сразу или планируется постепенный переход к новым правилам расчета пенсионных прав?

Планируется, что новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии по старости будет введен с 1 января 2015 года. При этом новые правила начисления пенсии в полном объеме будут введены:

– в 2021 году в части доведения предельно облагаемой зарплаты, с которой уплачиваются страховые взносы по тарифу 22%, до уровня 2,3 от среднероссийской зарплаты и доведения максимального значения индивидуального годового пенсионного коэффициента с 7,39 в 2015 году до 10 – в 2021 году;

– в 2025 году в части доведения минимально требуемого стажа для получения права на пенсию до 15 лет и минимального количества сформированных пенсионных коэффициентов с 6,6 в 2015 году до 30 в 2025 году.

Новые правила исчисления пенсии в полном объёме будут действовать для граждан, которые начнут трудовую деятельность в 2015 году.

Будет ли в России платиться по-прежнему социальная пенсия? И социальные доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума?

Новая пенсионная формула не будет применяться к назначению пенсий по государственному пенсионному обеспечению – она предназначения исключительно для назначения пенсий гражданам, имеющим трудовой стаж.

При этом если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, ему по-прежнему будет устанавливаться социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума пенсионера в регионе. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются все виды пенсий, ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг), дополнительное материальное обеспечение и другие меры социальной поддержки.

Изменится ли ожидаемый период выплаты пенсии в новой пенсионной формуле?

Показатель «ожидаемый период выплаты» при расчете страховой пенсии за периоды страхового стажа после 1 января 2015 года применяться не будет.

При этом порядок расчета накопительной пенсии останется прежним, и ожидаемый период выплаты будет использоваться. Для расчета накопительной пенсии граждан, выходящих на пенсию по достижении установленного возраста, он сегодня составляет 228 месяцев. Если, например, обратиться за назначением накопительной части трудовой пенсии на три года позднее достижения пенсионного возраста, то сумма пенсионных накоплений делится на ожидаемый период выплаты пенсии, уменьшенный на 36 месяцев. Этот показатель ежегодно утверждается федеральным законом.

Как будут начисляться годовые пенсионные коэффициенты, если человек с 1 января 2015 года работает на двух работах?

По сумме двух заработных плат и, соответственно, уплаченных с них страховых взносов. При этом годовой пенсионный коэффициент в любом случае не может превышать значение 10 за год (10 – в 2021 году, 7,39 – 2015 году).

Как будут рассчитываться пенсии индивидуальных предпринимателей и других категорий самозанятого населения?

Так же, как и пенсии работников по найму. Трудовая пенсия по старости будет трансформирована в страховую пенсию и накопительную пенсию. К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата. Исчисление размера накопительной пенсии будет производиться так же, как и сегодня производится расчет накопительной части трудовой пенсии.

При расчете страховой пенсии будут учитываться длительность трудового стажа и возраст обращения за назначением пенсии, которые дают дополнительные коэффициенты, увеличивающие размер страховой пенсии и фиксированной выплаты, а также суммы страховых взносов, которые уплачивает самозанятое население. При этом для получения права на назначение пенсии индивидуальный предприниматель должен за трудовую жизнь заработать не менее 30 пенсионных коэффициентов и иметь минимум 15 лет страхового стажа.

Будет ли размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности зависеть от группы инвалидности?

Да. Фиксированная выплата будет устанавливаться в зависимости от группы инвалидности, а также наличия нетрудоспособных иждивенцев.

Будет ли сохранено право для многодетных матерей и матерей, воспитывающих детей-инвалидов, обращаться за назначением пенсии досрочно?

Да. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости будет предоставлено женщинам, родившим пятерых и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет, опекунам ребенка-инвалида или гражданину, являвшемуся опекуном ребенка-инвалида, воспитавшим его до достижения им возраста 8 лет.

Продолжает ли свою работу Программа государственного софинансирования пенсий?

Вступление в Программу государственного софинансирования пенсий закончилось 30 сентября 2013 года. Всем тем, кто стал ее участниками в установленном порядке, а это 15,8 млн. россиян, государство обеспечит софинансирование взносов на будущую пенсию в течение 10 лет с года первого взноса при условии, что их добровольные взносы составят не менее 2 000 рублей в год.

ПФР продолжает прием и обработку платежей, разнесение их по индивидуальным лицевым счетам участников программы.

Государство в полном объеме прософинансировало добровольные взносы участников Программы за 2009-2012 годы. Общий объем взносов государства составил 15 млрд. 684 млн. рублей.

В бюджете ПФР на 2014 год на софинасирование взносов участников программы за 2013 год учтено 9,4 млрд. рублей; в 2015 году – 10,7 млрд. рублей; в 2016 году – 12,4 млрд. рублей. Таким образом, Программа государственного софинансирования продолжается без изменения правил участия в ней, единственное – прием новых участников в Программу в соответствии с нормой федерального закона завершен.

Госдума сегодня приняла в третьем чтении законы о новом порядке формирования пенсионных прав граждан и назначения пенсии. Документы определяют новый порядок начисления пенсий с 2015 года. За принятие законов проголосовали 244 депутата, против - 146.

Пенсионная реформа включает в себя целый пакет законов: в частности, "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии", "О внесении изменений в статью 11 федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 1 федерального закона "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан".

В пояснительной записке к документу говорится, что реализация законопроекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета в 2014 году в размере 471 миллиарда рублей.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин, наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов), наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов) не менее 30. При этом в документе содержатся переходные положения, по которым величина стажа в 2015 году должна быть не менее 6 лет, далее с каждым годом это требование увеличивается на один год, и с 2024 года величина должна составлять 15 лет.

Пенсия будет делиться на два вида - страховую и накопительную. Для родившихся до 1967 года будет действовать только страховая часть пенсии. Для более молодых есть выбор: они могут участвовать только в страховой системе либо могут выбрать для себя негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию и сформировать дополнительно накопительную пенсию.

Формула размера страховой пенсии представляет собой произведение индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости одного пенсионного коэффициента в году назначения страховой пенсии по старости.

С 1 января 2015 года величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30. Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по отдельной формуле. Она складывается из суммы индивидуальных коэффициентов за периоды до 1 января 2015 года и после 1 января 2015 года (для них предусматриваются отдельные формулы), умноженной на повышающий коэффициент, рассчитываемый для работающих пенсионеров (зависит от числа месяцев работы на пенсии).

Порядок расчета страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца будет аналогичным действующему порядку с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента взамен расчетного пенсионного капитала.

Кроме того, с 1 января 2015 года будет осуществлен перевод пенсионеров, получающих трудовые пенсии по старости, на новый порядок исчисления их размеров путем определения расчетного размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года. Расчетный размер будет определяться в соответствии с федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Причем если при таком перерасчете размер страховой пенсии по старости не достигает размера, который пенсионер получает, то ему выплачивается пенсия в этом же, то есть более высоком, размере.

Депутаты также приняли закон о зачете в пенсионный стаж граждан периода ухода за ребенком в течение 4,5 лет. В соответствии с законом с 1 января 2014 года в страховом стаже будет учитываться период ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет, но не более 4,5 лет в общей сложности. Кроме того, т еперь к нестраховым периодам для матерей добавлен период ухода за четвертым ребенком. Это положение коснется тех женщин, которые выйдут на пенсию после 1 января 2015 года. В случае совпадения страховых и нестраховых периодов человек сможет выбирать наиболее выгодный для него период расчета.

Также предполагается, что аграрии, проработавшие в сельском хозяйстве не менее 30 лет и проживающие в сельской местности, с 2016 года будут получать прибавку к фиксированной выплате части пенсии.

Поправками предусматривается, что целевым ориентиром пенсионного законодательства на длительную перспективу являются международные стандарты в области пенсионного обеспечения.

Случайные статьи

Вверх