Географическое разделение труда определение. Географическое разделение труда и факторы его развития

Географическое разделение труда - пространственная форма общественного разделения труда.

Географическое разделение труда относится к числу форм общественного разделения труда. Особенности:

его необходимым условием является то что страны должны работать друг на друга в том числе специализироваться, что приводит к усилию связи между ними;

технический прогресс развития производства является основной причиной географического разделения труда;

экономическая прибыль является движущей силой географического разделения труда;

большое влияние оказывает транспорт, а его развитие усовершенствование удешевление стимулирует разделение труда вширь;

подразделяется на:

всемирное - охватывает все мировое хозяйство и страны разных типов;

международное - в рамках ЕС и объединений групп государств;

межрегиональное;

внутрирегиональное;

реализуется главным образом в городах где сосредоточены промышленность, наука и др. сферы жизни общества.

Типы разделения труда:

общее - разделение труда по сферам производства, проявляется в том, что страны принято делить на индустриальные, сырьевые, аграрные.; такое разделение труда определяется природно-климатическими условиями, экономико-географическим положением и природными богатствами;

частичное - проявляется в специализации на определенных отраслях производства и вдов производимой продукции;

единичное - выражается в специализации стран на изготовлении отдельных агрегатов машин узлов или специализация на технологических стадиях; такое разделение труда соответствует высокоразвитым производствам и означает развитие внутриотраслевой специализации.

В современных условиях повышается роль всемирного разделения труда оно превратилось в обязательное условие хозяйственного, социального и общественного прогресса. Объективной причиной включения экономики разных государств во всемирное разделение труда является:

в условиях НТР массовое внедрение достижений НТР требует огромных затрат на разработки;

глобальные проблемы (экология);

в условиях НТР наблюдается перенесение акцента с торгово-экономических отношений на научно-техническую производственную кооперацию;

географическое разделение труда сопровождается интеграцией труда. Интеграция труда - это процесс установления и углубления хозяйственных связей между отдельными странами, при формировании внутрихозяйственной централизации.

Географическое и территориальное разделение - это неразрывная взаимодействующая система процессов, в которой решающее значение принадлежит географическому разделению труда. Регулятором такого взаимодействия является территориальная структура народного хозяйства на разных уровнях. Основным мотивом территориальной интеграции труда является прибыль (экономическая выгода).

1. Выделите на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны. Сравните их размещение с расположением Главной полосы расселения.

Главные промышленные (Центральный, Северо-Западный, Урал, Поволжье) и сельскохозяйственные районы (Цент­рально-Черноземный, Северный Кавказ, Поволжье) в целом совпадают с наиболее густонаселенной полосой расселения населения страны.

2. Раскройте содержание понятия «территориальное (географическое) разделение труда», выделите его составные части.

Географическое, или территориальное, разделение труда выражается в хозяйственной специализации отдельных территорий и в их обмене друг с другом товарами и услугами.

3. Какая, на ваш взгляд, специализация для территории более выгодна - узкая или широкая? Почему?

У каждой специализации есть свои «за и против». Широкая специализация дает возможность комплексного развития хозяйства региона и гарантирует определенную степень независимости от импорта из других регионов. Узкая специализация дает возможность сконцентрироваться на одной отрасли, совершенствовать ее и сделать ее продукцию наиболее конкурентоспособной.

4. Объясните значение географического разделения труда: а) для отдельных территорий и б) для страны в целом.

Географическое разделение труда - одна из закономерностей развития общества. Ранее «замкнутые» страны и районы начинают обмениваться продуктами своего труда, и в результате повышается эффективность всей экономики, жизнь людей становится богаче и разнообразней. А) отдельные районы могут развивать те отрасли, которые действительно выгоды, получая остальную продукцию из других районов. Б) для страны специализация – возможность найти свое место на мировом рынке, получить продукцию, которую невозможно производить на своей территории.

5. С какими современными производствами ассоциируются названия отдельных городов или районов? Приведите примеры.

Норильск – Норильский никель, Тольятти – Автоваз, Череповец – Череповецкий металлургический комбинат.

Как возникает территориальное разделение труда?

При изучении отраслей хозяйства вы обратили внимание, что для ряда районов характерно развитие того или иного производства. Вспомним, Север европейской части России ассоциировался у нас с одним из главных районов лесной промышленности, продукция которой (лес, бумага, картон) поступает в другие районы страны.

Потоки газа и нефти по трубопроводам устремляются в районы потребления из Западной Сибири - основной топливной базы России; Центральная Россия, Северо-Запад, Поволжье, Урал выступают как районы производства сложной промышленной продукции, Северный Кавказ - один из главных районов зернового хозяйства и технических культур. Таким образом, на территории страны можно выделить главные районы добывающей и обрабатывающей промышленности, развития сельского и рекреационного хозяйства, торгово-финансовой деятельности и другие. Другими словами, районы специализируются на различных отраслях.

Рис. 52. Разнообразие хозяйства районов России

Николай Николаевич Баранский (1881 -1963). Один из основателей отечественной экономической географии, создатель учения о географическом разделении труда и теории экономико-географического положения. Задачей географии считал комплексное изучение территории - «от геологии до идеологии», причем не просто для ее описания, а и для преобразования. География, по Баранскому, должна быть конструктивной наукой.

Очень важно, что районы не только производят определенную продукцию, но и ведут активный, выгодный обмен товарами и услугами, успешно работая друг на друга для создания межрайонного, межрегионального обмена, географического разделения труда.

Географическое, или территориальное, разделение труда выражается в хозяйственной специализации отдельных территорий и в их обмене друг с другом товарами и услугами.

Какие условия позволяют успешно развиваться территориальному разделению труда?

Территориальное разделение труда появилось в то время, когда хозяйство перестало быть натуральным (то есть производящим абсолютно все необходимое для жизни) и стало товарным (производящим что-то сверх своих потребностей, на продажу).

Вначале такое разделение труда происходило на небольших территориях: в городе работают ремесленники, в окрестных селах - крестьяне. Но с развитием экономики, с появлением дешевого транспорта разделение труда стало охватывать большие территории - уже целые районы и регионы специализировались на производстве той или иной продукции.

Разделение труда может «жестко» диктоваться природой - ее условиями и ресурсами. Например, в России единственная разведанная и освоенная группа крупных месторождений алмазов - в Якутии. А на всем огромном протяжении берегов Северного Ледовитого океана единственный незамерзающий участок - северный берег Кольского полуострова. И как бы мы ни хотели добывать алмазы в Центральном районе или построить крупный порт круглогодичного действия в устье Лены - ничего не удастся.

Но гораздо чаще ограничения, накладываемые природой, менее жесткие. А уж для обрабатывающей промышленности или для сферы услуг их практически нет вообще. В этом случае территориальное разделение труда возникает, если одновременно соблюдаются два условия:

  1. в данном районе дешевле произвести конкретную продукцию;
  2. эту продукцию возможно перевезти в другой район (к потребителю) так, чтобы она при этом осталась конкурентоспособной, то есть не слишком подорожала из-за транспортных расходов.

Как меняется территориальное разделение труда?

Появление новых видов производств, новых технологий на транспорте, освоение новых районов, изменение потребностей общества - все это постоянно меняет сложившуюся картину разделения труда.

Например, в 1930-х гг. началась разработка месторождений Подмосковного угольного бассейна (в основном на территории современной Тульской области). Этот уголь был главным топливом для теплоэлектростанций Центрального райо-на и сырьем для химической промышленности. Но с 1960-х гг., когда резко увеличилась добыча нефти, а особенно в 1980-х гг., когда в Центр пришел дешевый газ Западной Сибири, добыча угля стала невыгодна. Добыть газ за несколько тысяч километров и перекачать его по трубам в итоге дешевле, чем добывать под землей уголь низкого качества. Поэтому электростанции Центра в основном переведены на газ и мазут, на газ перешла и химическая промышленность.

Разделение труда между районами меняется по многим причинам: истощение природных ресурсов, удорожание (или удешевление) транспорта, изменение цен мирового рынка и т. д.

Эти изменения могут способствовать как расцвету отдельных районов, так и их деградации, упадку. В относительно благоприятных условиях находятся районы с широким набором отраслей специализации, что, впрочем, является общим правилом: чем разнообразнее система, тем она устойчивее.

Представьте, что будет с городами - центрами алмазной промышленности Якутии, если цена алмазов на мировом рынке резко снизится. Для них это будет катастрофой. А крупный город со множеством предприятий всегда имеет больший спектр возможностей. Не случайно уровень безработицы в нашей стране минимален именно в крупных городах.

Выводы

Географическое разделение труда - одна из закономерностей развития общества. Ранее «замкнутые» страны и районы начинают обмениваться продуктами своего труда, и в результате повышается эффективность всей экономики, жизнь людей становится богаче и разнообразней.

Разделение труда между районами нашей страны осложняется огромными расстояниями. В последнее десятилетие переход к рыночной экономике во многом изменил привычную картину. Как приспособить производство к новым условиям, что производить и потреблять на месте, что вывозить, что ввозить- все эти вопросы должны решаться применительно к каждому конкретному району. Для этого-то (в том числе) и нужна экономическая география!

Вопросы и задания

  1. Выделите на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны. Сравните их размещение с расположением Главной полосы расселения.
  2. Раскройте содержание понятия «территориальное (географическое) разделение труда», выделите его составные части.
  3. Какая, на ваш взгляд, специализация для территории более выгодна - узкая или широкая? Почему?
  4. Объясните значение географического разделения труда: а) для отдельных территорий и б) для страны в целом.
  5. Какова хозяйственная специализация вашего края? Какие условия ее определили? Перспективна ли она в современных условиях? Есть ли возможности для ее углубления? Предложите свой проект участия вашего края в районном, региональном географическом разделении труда и на федеральном уровне.
  6. С какими современными производствами ассоциируются названия отдельных городов или районов? Приведите примеры.

Вопросы и задания к обобщению знаний по разделу «Хозяйство России»

  1. Объясните своими словами значение следующих понятий: хозяйство; отрасль хозяйства; структура хозяйства; районирование; Единая энергосистема; специализация и кооперирование; информационная инфраструктура; сфера обслуживания; территориальное (географическое) разделение труда.
  2. Вы знаете, что в хозяйстве страны выделяют первичный, вторичный, третичный сектора экономики. Подумайте, какие другие факторы, кроме степени зависимости от природы, лежат в основе такого деления.
  3. Почему в современный период приоритетное развитие в экономике получают сфера обслуживания, наука, финансы, управление?
  4. Хозяйство России в своем развитии прошло несколько этапов. А каковы особенности этапов развития хозяйства вашего региона?
  5. Какие производства или отдельные предприятия вашего города, региона являются единственными в своем роде (уникальными)? Какова история их возникновения, хозяйственные взаимосвязи?

Под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления.

Иногда разнообразие продукции принимают за географическое разделение труда. Скажем, в одной стране производится рожь и лен, а в другой стране – хлопок и рис; факт различия продукции здесь налицо, но отсюда до разделения труда еще далеко. Если одна страна, имеющая в своем распоряжении рожь и лен, потребляет рожь в пищу, а льном одевается, а другая страна, имеющая в своем распоряжении рис и хлопок, питается рисом и одевается хлопком, то получится только различие натуральной продукции, различие тех конкретных потребительных стоимостей, которыми удовлетворяются одни и те же потребности, но не получится никакого географического разделения труда, потому что здесь нет никакого вообще разделения труда, нет работы одной страны для другой.

В географическом разделении труда можно различать два случая: первый, когда страна (или район) ввозит какой-либо продукт из другой страны (или района) потому, что по природным условиям совершенно не может его производить, и второй случай, когда ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся бы дороже. Первый случай можно было бы назвать абсолютным, второй – относительным.

Движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения.

В самом простом, элементарном виде можно уяснить себе эту выгоду из такого совершенно гипотетического примера.

Предположим две страны: одну с более благоприятными условиями (скажем, природными – почвы и климат) для земледелия, другую с более благоприятными условиями (скажем, в силу лучшего оборудования и лучших трудовых навыков) для текстильной промышленности. Пусть при одном и том же количестве затраченного труда первая страна даст хлеба 100 млн. ц, а вторая – 80 млн. ц; зато ситца – опять-таки при тех же самых количествах затрачиваемого труда – первая страна дает 3 млрд. м, а вторая – 4 млрд. м. При установлении между этими странами географического разделения труда первая страна могла бы, сосредоточившись на производстве хлеба, дать не 100, а 200 млн. ц хлеба, а вторая страна, занявшись текстильной промышленностью, дала бы вместо 4 млрд. м ситца 8 млрд. м. В результате получилось бы 200 млн. ц хлеба и 8 млрд. м ситца вместо 180 млн. ц хлеба и 7 млрд. м ситца. Добавочные 20 млн. ц хлеба и 1 млрд. м ситца явились натуральным выражением повышенной производительности труда, получившейся в силу того, что каждое производство сосредоточилось там, где для него были более удобные условия, обеспечивающие повышенную производительность труда.

Необходимо учесть то обстоятельство, что после установления разделения труда между странами приходится затрачивать лишний труд на транспортировку хлеба в одну сторону и ситца в другую. Отсюда ясно, что необходимое условие возникновения географического разделения труда состоит в том, чтобы экономия труда от его осуществления была больше затрат труда на дополнительные перевозки. Переходя от трудовых затрат к денежному их выражению в ценах и отвлекаясь от всех привходящих моментов, значительно осложняющих все рассуждения, экономическую предпосылку осуществления географического разделения труда можно формулировать таким образом, что цена товара на месте его производства и цена на месте сбыта должны находиться между собой в таком отношении, чтобы разницы между ними хватило на покрытие издержек по перемещению или, отвлекаясь для упрощения, от прочих издержек – на покрытие транспортных издержек.

Обозначив через С v цену товара на месте продажи, через С p цену товара на месте его производства, а через t транспортные издержки, получим формулу С v >С p +t.

Это то неравенство, которое является необходимой предпосылкой для осуществления географического разделения труда.

Таким образом, географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больше разница между пунктами в ценах на весовую единицу товара, а с другой стороны, чем меньше транспортные издержки.

Останавливаясь сначала на транспортных издержках, мы видим, что понижение транспортных издержек, получающееся в результате технического усовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессе развития географического разделения труда.

Выгоды, доставляемые географическим разделением труда и предполагающие дальнейшее развитие транспорта, тем самым толкают на все большее перемещение как капитала, так и трудовых затрат с непосредственного производственного процесса на транспорт. Недаром в народном хозяйстве крупных и высокоразвитых экономически стран пути сообщения и транспорт поглощают весьма значительную долю населения и еще несравнимо более значительную долю основного капитала.

Влияние разницы в природных условиях можно проследить во всех отраслях. Себестоимость продукции для одной и той же сельскохозяйственной культуры варьирует в весьма широких пределах – в зависимости от урожайности, а это последняя, в частности, в зависимости от различий и климатических, и почвенных, и степени механизации, и мелиорации, и удобрения, и других факторов.

При этом надо иметь в виду, что дающиеся в физической географии границы произрастания тех или иных растений далеко еще не достаточны для решения тех вопросов, которые интересуют здесь экономико-географа, ибо границы эти весьма условны, во-первых, и, во-вторых, не учитывают себестоимости производства, так что колебания себестоимости внутри границ могут быть очень велики. Для экономико-географа важны границы не абсолютные, т.е. технически возможные, а границы относительные, определяющиеся степенью экономической выгодности; эти последние границы лежат внутри первых и определяются не только природными условиями, но и всей совокупностью факторов общественно исторического порядка.

Точно так же – и в еще более широких пределах – варьирует и себестоимость добычи полезных ископаемых в зависимости от глубины залегания, мощности суммарной и по отдельным пластам – процентного содержания металла в руде, процентного содержания вредных примесей и т.д.

Менее заметна, но все же имеется и не может быть игнорируема зависимость производительности труда, а значит, и себестоимости производства от природных условий и в области обрабатывающей промышленности, поскольку на эту себестоимость влияет близость сырья (включая сюда и топливо) органического и неорганического, а для ряда производств – также и степень обилия и качество воды (особенно производства текстильные и химические) и климатические условия (например, степень влажности воздуха для предприятий текстильной промышленности).

Таким образом, природный фактор при экономико-географическом изучении географического разделения труда не только не может быть игнорируем, но влияние его должно быть особенно тщательно и детально изучено, и притом отнюдь не только качественно, но и количественно, т.е. со стороны общей калькуляции с учетом технических условий. Научный экономико-географический анализ начинается там, где сравнение условий дается в развернутом виде и с подробным учетом всех статей и по материальным, и по трудовым затратам.

Но при всем этом учете одних только природных различий для объяснения пространственных различий в себестоимости производства далеко еще не достаточно, ибо за тысячелетия человеческой истории на поверхности земли накопилось, и притом во многих случаях прочно с нею срослось, «вкоренилось» в нее, столько различий, столько географических разностей уже не природного, а «человеческого» происхождения, что игнорировать их абсолютно невозможно. Ведь себестоимость производства зависит не только от сырья и топлива, но и от орудий производства, от основного капитала и от рабочей силы. Стоит только представить себе колоссальную величину основного капитала в старо промышленных районах, в том числе капитала, сросшегося с землей в виде дорог – железных и мощеных, мостов, различных зданий, силовых установок и т.д., и сопоставить с этим скудость в этом отношении районов новых, молодых. Не менее резкие различия наблюдаются и в размещении рабочей силы, как со стороны ее количества, так и со стороны ее качества. Действие этих различий в размещении труда и капитала опять-таки должно быть учтено в экономико-географическом анализе совершенно конкретно, вплоть до калькуляции.

Влияние географических разностей, накопленных в процессе исторического развития, не ограничивается, конечно, различиями в «густоте» капитала и труда, выражающимися в уровне техники, в высоте процента на капитал, в высоте заработной платы, в качестве труда и в величине рабочих издержек на единицу продукции.

Весьма интересны для экономической географии те географические разности, которые являются результатом образования крупных промышленных и городских центров, служащих рынками исключительной мощности для сельскохозяйственной продукции, определяющими в условиях капитализма географию цен, а через нее в значительной мере и географию сельского хозяйства.

Из многих и весьма разнообразных процессов и явлений в хозяйстве и его пространственном размещении, связанных с процессом развития географического разделения труда, остановимся только на двух: на влиянии, оказываемом географическим разделением труда на повышение производительности труда, и на влиянии, оказываемом географическим разделением труда на процесс формирования и специализации хозяйственных районов.

Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники, и, прежде всего, с механизацией, а между тем географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники. Ну, скажем, когда благодаря географическому разделению труда оказывается возможным сосредоточить возделывание каждой из сельскохозяйственных культур в наиболее подходящем для данной культуры ареале и тем самым поднять производительность труда и снизить издержки производства или сосредоточить добычу того или другого ископаемого сырья на лучших его месторождениях, более мощных, более богатых и более близких к поверхности, разве этим не повышается, и притом в сильнейшей степени, производительность труда?

Географическое разделение труда если не создает, то, во всяком случае, усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрация производства (в том или ином районе или центре) является необходимой предпосылкой и его производственной концентрации, а без этой последней нет места и росту техники. Таким образом, связь между географическим разделением труда и развитием техники является двусторонней. Связь эта не только логическая, но и историческая.

Обращаясь теперь к вопросу о роли географического разделения труда в процессе формирования и специализации экономических районов, надо сказать, что если понимать экономический район как специализированную часть своего целого, то процесс географического разделения труда придется считать процессом, идентичным с процессом формирования и дифференциации районов. Установление в пределах известной территории отношений географического разделения труда неизбежно ведет к тому, что каждая из частей этой территории начинает отбирать для себя те отрасли производства, для которых внутри нее имеется более благоприятное сочетание природных и общественно-исторических условий; получается наименьшая себестоимость, а в связи с этим и наибольшая прибыль.

При этом необходимо иметь в виду, что рост производства одной отрасли в одной части территории не может не сопровождаться ростом производства других отраслей в других частях территории, или, иначе говоря, специализация одного района в одном направлении неминуемо сопровождается специализацией ряда других районов в каких-либо иных направлениях. Внешним образом этот процесс дифференциации районов выражается не только в увеличении общей суммы грузооборота между районами, но и в увеличении «избытков» и «недостатков» по каждому из районов – «избытков» по товарам, входящим в специализацию данного района, «недостатков» по товарам, входящим в специализацию не этого, а каких-либо других районов.

Процесс специализации Англии по линии промышленности был в то же время процессом специализации ряда связанных с нею обменом стран – и, прежде всего ее колоний – на разных отраслях сельского хозяйства. Точно так же и у нас промышленная специализация Центрально-Промышленного района была неразрывно связана с аграризацией Центрально Черноземной области и ряда других сельскохозяйственных и вообще «сырьевых» районов. Хлопковая специализация в Средней Азии была бы немыслима без одновременного усиления зерновой специализации Поволжья, питавшего ее в дореволюционное время своим хлебом Словом, специализация районов является процессом не односторонним, а обязательно двухсторонним, причем, однако, одна сторона, более развитая, бывает обыкновенно в этом процессе активной, а другая – пассивной.

Государственная власть вмешивается в условия географического разделения труда не только путем установления таможенных пошлин, но и путем регламентации железнодорожных тарифов. Если таможенные пошлины влияют на географическое разделение труда между разными странами, то регламентация железнодорожных тарифов может оказывать значительное влияние и на географическое разделение труда между районами одной и той же страны.

Географическое разделение труда является процессом, выделяющим из хозяйственной производственной деятельности сельское хозяйство и промышленность, и затем их отдельные виды и разновидности, процессом, обособляющим их территориально и в то же время связывающим их в более или менее единую хозяйственную систему.

Транспорт как деятельность по перемещению хозяйственных благ в пространстве и торговля как деятельность по перемещению хозяйственных благ из хозяйства в хозяйство, использующий транспорт и теснейшим образом с ним связанная, тоже порождаются географическим разделением труда и развиваются неразрывно с ним.

Влияние природных условий на размещение производства при основательной научной постановке вопроса приходится учитывать, как мы уже это видели, через систему отношений географического разделения труда с привлечением сравнительных данных по калькуляции себестоимости производства.

Экономические районы формируются, дифференцируются и поддерживаются в постоянном между собой взаимодействии тем же процессом географического разделения труда.

Наконец, народное хозяйство в качестве понятия экономической географии выделяется как нечто более или менее внутри себя единое и противостоящее остальному миру не только в силу некоторого, хотя бы относительного, однообразия общественно-политических и культурных условий, но и из-за необходимости учета таможенных пошлин как момента, осложняющего географическое разделение труда.

Такое важное в системе экономической географии понятие, как экономико-географическое положение, тоже оказывается теснейшим образом связанным с географическим разделением труда, поскольку вовлечение страны (или района) в систему географического разделения труда в немалой степени зависит от удобства или неудобства экономико-географического положения этой страны или этого района.

С другой же стороны, сложившаяся система географического разделения труда в сильнейшей степени влияет на экономико-географическое положение каждого из членов этой системы.

Таким образом, эти два понятия – экономико-географическое положение и географическое разделение труда – оказываются органически тесно связанными между собой.

Из изложенного видно, что географическое разделение труда является весьма важным понятием, точнее говоря, целой системой понятий, связывающей и отрасли, и экономические районы, т.е. весь «инвентарь» экономической географии. Экономическая география мирового хозяйства в значительной мере сводится к изучению конкретной картины географического разделения труда в мировом масштабе, экономическая география народного хозяйства – к изучению конкретной картины географического разделения труда на территории отдельного государства и, наконец, экономическая география районов – к изучению конкретной картины географического разделения труда в районном масштабе.

Международное географическое разделение труда - это специализация хозяйства отдельных стран на производстве определенных видов продукции или услуг и в последующем обмене ими.

Как правило, в большинстве исследований, посвященных проблематике МРТ, исторически и логически выделяются три вида МРТ:

  • 1. Общее МРТ - разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства (промышленность, транспорт, связь и т.п.). (Т.е. отраслевая специализация). С общим МРТ связано деление стран на индустриальные, сырьевые, аграрные.
  • 2. Частное МРТ - разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям, например, тяжелая и легкая промышленность, скотоводство и земледелие, и т.п. (т.е. производство на экспорт определенных видов готовой продукции и услуг). Оно связано с предметной специализацией.
  • 3. Единичное МРТ - разделение труда внутри одного предприятия, при этом предприятие трактуется широко, как цикл создания законченного товара. (Специализация на изготовление отдельных узлов, деталей, компонентов).

Единичное и частное МРТ в значительной степени осуществляются в рамках единых корпораций (транснациональных корпораций), которые действуют одновременно в разных странах.

Результатом географического разделения труда является международная специализации отдельных стран. Для ее возникновения необходимы определенные условия:

  • 1) страна должна обладать определенными преимуществами, например, ресурсными, и сохранять их долгое время;
  • 2) должны существовать страны, испытывающие потребность в данной продукции;
  • 3) затраты на производство и доставку продукции потребителю должны быть ниже, чем у других стран;
  • 4) страна должна производить данной продукции больше, чем необходимо ей самой. Примерами международной специализации являются: Япония - автомобили; Саудовская Аравия - нефть; Канада - лес.

Международное географическое разделение труда в настоящее время не столько расширяется, сколько углубляется, приобретая новые формы. Углубление международной специализации и обмена привело к сращиванию отдельных национальных хозяйств. Выделяются: региональная экономическая интеграция и отраслевая.

Основным побудительным мотивом МРТ для всех стран мира, независимо от их социальных и экономических различий, является их стремление к получению экономических выгод от участия в МРТ. Поскольку процесс формирования стоимости какого-либо товара не зависит от социально-экономических условий, и она образуется из затрат средств производства, оплаты необходимого труда и прибавочной стоимости, то все товары, поступающие на рынок, независимо от их происхождения участвуют в формировании интернациональной стоимости, мировых цен. Как известно, товары обмениваются в пропорциях, подчиняющихся законам мирового рынка, в том числе и закону стоимости. Реализация преимуществ МРТ в ходе международного обмена товарами и услугами обеспечивает любой стране при благоприятных условиях получение разности между интернациональной и национальной стоимостью экспортируемых товаров и услуг, а также экономию внутренних затрат путем отказа от национального производства товаров и услуг за счет более дешевого импорта. Однако, это не единственный побудительный мотив к участию в МРТ, поскольку, помимо вышеизложенного, использование МРТ позволяет искать решения глобальных проблем человечества совместными усилиями всех стран мира. Диапазон подобного рода проблем очень велик: от охраны окружающей среды и решения продовольственной проблемы в планетарном масштабе до освоения космоса.

Под влиянием МРТ торговые связи между странами усложняются и обогащаются, перерастая в комплексную систему мирохозяйственных связей, в которой торговля в традиционном ее понимании хотя и продолжает занимать ведущее место, но постепенно теряет свое значение. Внешнеэкономическая сфера мирового хозяйства обладает в наше время сложной структурой, включающей в себя международную торговлю, международную специализацию и кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество (НТС), совместное строительство предприятий и их последующую эксплуатацию на международных условиях, международные хозяйственные организации, различного рода услуги и многое другое. Всемирными производительные силы делают международная специализация и кооперация производства, проявляющиеся в планетарном масштабе. Под воздействием специализации и кооперации рождается «дополнительная» сила, которая является как бы даровой и действует одновременно с материально-вещественными и личностными факторами общественного производства. Результаты деятельности каждого из звеньев образующейся производственной системы активно используются постоянно возрастающим числом участников кооперации, что, в конечном счете, ведет к усилению целостности этой системы.

На сегодняшний день, современный мир в экономическом отношении представляет собой определенная целесообразная система, объединяемая международного обобществленным производством, достижением относительно высокого уровня развития. МРТ - это тот «интегратор», который образовал из отдельных элементов всемирную экономическую систему - мировое хозяйство. Являясь функцией развития производительных сил и производственных отношений, МРТ создало объективные условия для растущей взаимосвязи и взаимозависимости воспроизводственных процессов всех стран, расширило пределы интернационализации до общемировых.

Некоторые из примеров мирового разделения труда представлены ниже.

Природный газ - самое дешевое и экологически чистое топливо. В отличие от нефтедобывающих главными газодобывающими странами являются развитые страны Европы и Северной Америки. Лидером в мировой добыче газа является Россия, где расположен огромнейший бассейн - Западная Сибирь, далее по величине добычи следуют: США, Канада, Иран и Норвегия.

Электроэнергетика является одной из ведущих отраслей эпохи НТР. Ее развитие во многом определяет уровень развития хозяйства в целом.

Электроэнергия производится во всех странах мира, но годовую ее выработку в размере более 200 млрд кВтЧч имеют только 11 стран: США, Китай, Япония, Россия, Индия, Германия, Канада, Франция, Республика Корея, Великобритания и Бразилия.

Металлургия является одной из базовых отраслей промышленности и обеспечивает человечество конструкционными материалами, черными и цветными металлами. Эта отрасль включает в себя все процессы - от добычи руды до выпуска проката. В ее состав входят две отрасли: черная и цветная металлургия.

География черной металлургии складывается под влиянием топливно-ресурсных факторов - каменноугольных и железорудных бассейнов. Наиболее богаты железной рудой КНР, Бразилия, Австралия, Украина, Индия, США, Россия, Канада, страны Северной Африки. В последние десятилетия добыча железной руды в развитых странах Европы и США стабилизировалась или даже уменьшилась из-за оскудения ряда месторождений. В настоящее время главные страны - экспортеры железной руды - Бразилия, Австралия, Индия, Канада, ЮАР.

В эпоху НТР черная металлургия ориентируется на грузопотоки железной руды и коксующегося угля. В результате в развитых странах произошел сдвиг отрасли к морским портам - в США, Японии, странах Западной Европы.

Случайные статьи

Вверх