Порядок перечисления денежных средств со счета.

Положение «О правилах осуществления перевода денежных средств», выпущенное Банком России в конце июня, касается всех форм и видов безналичных расчетов, включая даже далекие от НПС чеки и аккредитивы.

Речь идет о Положении ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П (далее — Положение № 383-П), опубликованном в «Вестнике Банка России» 28 июня 2012 г. № 34.

Документ вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования, то есть 9 июля 2012 г.; отдельные положения его вступают в силу в иные сроки.

С этой же даты — 9 июля 2012 г. — признаются утратившими силу основные нормативные акты Банка России, регулировавшие ранее безналичные расчеты:
— Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (далее — Положение № 2-П);
— Положение ЦБ РФ от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (далее — Положение № 222-П).

Поскольку указанные документы играли весьма важную — если не сказать основополагающую — роль в деятельности любой российской кредитной организации, можно смело утверждать, что изменения в законодательстве о безналичных расчетах потребуют от банков тщательной и скрупулезной переработки многих внутренних положений. При этом придется учитывать требования не только нового Положения № 383-П, но и всех законодательных и нормативных актов, регулирующих национальную платежную систему.

Общие положения

Как следует из названия нового документа, основным его предметом являются не безналичные расчеты, а переводы денежных средств. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что и различные формы безналичных расчетов находят отражение в Положении № 383-П. Что, в общем, логично, поскольку ранее действовавшие Положения № 2-П и № 222-П утрачивают силу, а других документов по безналичным расчетам Банк России не выпускал.

Переводы денежных средств осуществляются в рамках следующих форм безналичных расчетов (п. 1.1 Положения № 383-П):
— расчеты платежными поручениями;
— расчеты по аккредитиву;
— расчеты инкассовыми поручениями;
— расчеты чеками;
— прямое дебетование (расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств);
— расчеты в форме перевода электронных денежных средств.
Первым же пунктом Главы 1 «Общие положения» регулятор вводит новое для сферы безналичных расчетов понятие — распоряжение о переводе денежных средств. Такое распоряжение может составляться:
— плательщиками средств;
— получателями средств;
— взыскателями средств (лицами или органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков).

При этом взыскатели средств могут являться получателями средств (а могут соответственно и не являться).

Довольно неожиданно выглядит перечень способов, посредством которых может осуществляться перевод денежных средств по банковским счетам или минуя их. Регулятор посчитал, что переводы — казалось бы, исключительно безналичный способ расчетов — могут включать в себя элементы расчетов наличными, в том числе:
— списание денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачу наличных денежных средств получателям средств — физическим лицам;
— прием наличных денежных средств, распоряжение плательщика — физического лица и зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств;
— и даже прием наличных денежных средств, распоряжение плательщика — физического лица и выдачу наличных денежных средств получателю средств — физическому лицу.

В последнем случае, очевидно, безналичные расчеты вообще оказываются не при делах.

Перевод денежных средств может быть осуществлен в «обратной последовательности»: сначала банк получателя средств исполняет распоряжение, а затем следует возмещение выплаченных получателю денежных средств банком плательщика в соответствии с договором. Такая схема расчетов традиционно применялась и раньше при расчетах непокрытыми (гарантированными) аккредитивами.

Перевод денежных средств может осуществляться с участием банка-посредника, не являющегося банком плательщика или банком получателя (тоже широко распространенная при расчетах аккредитивами практика).

Внутренние документы

Согласно п. 1.8 Положения № 383-П кредитным организациям необходимо утвердить внутренние документы, содержащие:
— порядок составления распоряжений;
— порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений;
— порядок исполнения распоряжений;
— иные положения об организации деятельности кредитных организаций по осуществлению перевода денежных средств.

Указанные документы должны быть приняты в течение года со дня вступления в силу Положения № 383-П (п. 10.3).

Напомним, что ранее Банк России требовал от своих подопечных наличия разработанных и утвержденных Правил построения расчетной системы кредитной организации (Положение № 2-П), включающих различные аспекты осуществления расчетов с другими кредитными организациями и собственными подразделениями (филиалами).

Регламентировать взаимоотношения с клиентами в части безналичных расчетов до сих пор необходимости не было. За исключением разве что порядка и условий осуществления операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, упомянутых в п. 1.2.2 Положения № 222-П.

Кроме того, осуществление расчетов (наличных, безналичных) присутствует в «Перечне основных вопросов, связанных с осуществлением внутреннего контроля, по которым кредитная организация должна принять внутренние документы», утвержденном Положением ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

В любом случае банковским методологам и профильным специалистам придется если не разработать совершенно новый, то кардинальным образом переработать пакет внутренних документов, во всех подробностях описывающих процедуры расчетного обслуживания клиентов.

Кроме того, потребуется внесение изменений в типовые договоры на расчетное обслуживание, договоры банковского счета, договоры банковского вклада, а также в тарифы банка, так как поменяются наименования многих расчетных операций.

Внутренние документы не могут содержать положений, противоречащих законодательству, в том числе Положению № 383-П; по неизвестной причине регулятор решил изложить эту очевидную мысль в виде отдельной оговорки.

Переводы электронных денежных средств

Это как раз тот аспект безналичных расчетов, по которому кредитным организациям придется нормативную базу разрабатывать практически с нуля.

Начинать эту работу следует даже не с тщательного изучения соответствующих разделов Положения № 383-П, а с Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Именно этим документом вводится определение важнейших терминов, касающихся электронных денег, а также основные правила работы с ними. Положение № 383-П практически ничего нового к требованиям закона не добавляет.

Банки могут осуществлять переводы, включающие различные преобразования ЭДС в традиционные (наличные, безналичные) денежные средства и обратно, в том числе:
— переводы денежных средств по банковским счетам;
— переводы денежных средств без открытия банковских счетов.

В первом случае переводы осуществляются посредством списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка ЭДС получателей средств.

Во втором случае — при осуществлении переводов без открытия банковских счетов (у отправителя платежа) — возможны следующие варианты:
— прием наличных денежных средств, распоряжения плательщика — физического лица и увеличение остатка ЭДС получателя средств;
— уменьшение остатка ЭДС плательщика и зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств;
— уменьшение остатка ЭДС плательщика и выдача наличных денежных средств получателю средств — физическому лицу;
— уменьшение остатка ЭДС плательщика и увеличение остатка ЭДС получателя платежа.

Распоряжения о переводе денежных средств

Общим термином «распоряжения» Банк России обозначил все документы, на основании которых кредитные организации осуществляют переводы денежных средств.

Наиболее распространенными формами распоряжений являются:
платежное поручение;
— инкассовое поручение;
платежное требование;
— платежный ордер.

Перечисленные формы распоряжений применяются в рамках всех форм безналичных расчетов, указанных в п. 1.1 Положения № 383-П.

В приложениях к Положению № 383-П приведены подробные описания и характеристики указанных распоряжений: перечень и описание их реквизитов, формы распоряжений, номера реквизитов, а также максимальное количество символов в реквизитах распоряжений, составляемых в электронном виде.

Помимо четырех основных форм распоряжений, в практике банковской деятельности могут быть использованы и другие виды распоряжений (назовем их «нестандартными»), для которых Положением № 383-П не установлены перечень реквизитов и формы. Такие распоряжения:
— составляются отправителями распоряжений (клиентами, взыскателями средств, банками) с указанием установленных банком реквизитов, позволяющих банку осуществлять переводы денежных средств;
— составляются по формам, установленным банком или получателем средств по согласованию с банком;
— применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных п. 1.1 Положения № 383-П;
— должны содержать наименования распоряжений, не совпадающие с перечисленными выше.
Эти правила, по идее методологов Банка России, распространяются:
— на заявления, уведомления, извещения, составляемые в случаях, предусмотренных Положением № 383-П;
— заявления, составляемые в соответствии с федеральным законом в целях взыскания денежных средств;
— составляемые юридическим лицом в электронном виде или на бумажном носителе распоряжения о получении наличных денежных средств с банковского счета юридического лица при недостаточности средств на его банковском счете.

В последнем случае, возможно, речь идет о выдаче заработной платы сотрудникам организации при наличии у нее картотеки неоплаченных документов. Такое «распоряжение», в отличие от денежного чека (не путать с расчетным!), банк может поместить в указанную картотеку до поступления необходимых денежных средств.

Таким образом, в рамках небольшого ассортимента существующих форм безналичных расчетов (их всего шесть) может быть использовано ничем — кроме фантазии участвующих в процессе сторон — не ограниченное число форм распоряжений.

Если кредитная организация использует в своей деятельности «нестандартные» распоряжения, то их формы, реквизиты и порядок работы с ними должны быть утверждены внутренними документами.

Распоряжения могут быть составлены как в электронном виде (в т.ч. с использованием электронных средств платежа), так и на бумажных носителях.

«Стандартные» распоряжения (четыре основные формы: платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера), а также банковские ордера являются расчетными (платежными) документами.

Вопрос, является ли распоряжением банковский ордер (документ, порядок составления и применения которого установлен Указанием ЦБ РФ от 11.12.2009 № 2360-У «О порядке составления и применения банковского ордера» (далее — Указание № 2360-У), представляется пока открытым. Вероятно, это зависит от вида операции: в некоторых случаях банковский ордер может быть всего лишь расчетным документом, составленным на основании распоряжения, а в других — сам являться распоряжением. Так или иначе, разбираться в этом банковским методологам придется — при разработке пакета внутренних документов, посвященных переводам денежных средств.

Формы «нестандартных» распоряжений на бумажных носителях не должны превышать лист формата А4. Если форма такого распоряжения состоит из нескольких листов, то каждый лист оформляется в порядке, установленном банком, с учетом требований Положения № 383-П.

Количество экземпляров «нестандартных» распоряжений на бумажных носителях также устанавливается банком.

Кредитная организация и сама может являться «отправителем распоряжения». Банк России предусмотрел такую возможность для следующих ситуаций:
— списание (зачисление) денежных средств по банковскому счету, если банк является получателем средств (плательщиком);
— перевод денежных средств без открытия банковского счета, включая перевод электронных денежных средств, если банк является получателем денежных средств.
Можно предположить, что распоряжением (и одновременно расчетным документом) в этих случаях служит банковский ордер.
Главы 2-4 Положения № 383-П посвящены распоряжениям о переводе. В них рассматриваются:
— процедуры приема распоряжений к исполнению;
— процедуры отзыва распоряжений;
— процедуры возврата (аннулирования) распоряжений;
— порядок выполнения распоряжений;
— особенности выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы;
— процедуры исполнения распоряжений и порядок их выполнения.

Нельзя не отметить, что материал указанных разделов Положения № 383-П является отличной заготовкой для разработки на&bsp;его основе соответствующих внутренних документов кредитной организации, упомянутых в п. 1.8.

Напоминаем, что Глава 3 «Особенности выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы» вступает в силу с 1 января 2013 г.

…После подробного описания требований к работе с распоряжениями регулятор переходит к отдельным формам безналичных расчетов. И здесь его слог становится куда более лаконичным — особенно по сравнению с формулировками соответствующих глав канувшего в Лету Положения № 2-П.

Впрочем, общая концепция безналичных расчетов практически не меняется.

Расчеты платежными поручениями

Как и раньше, при расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по его, плательщика, банковскому счету или без открытия банковского счета (для плательщиков — физических лиц) получателю средств, указанному в распоряжении плательщика.

Платежное поручение также может использоваться для перевода денежных средств со счета по вкладу (депозиту) с учетом требований, установленных федеральным законом.

Как и прочие виды распоряжений, платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде либо на бумажном носителе.

Не изменился и срок действия этого документа: платежное поручение по-прежнему действительно для представления в банк в течение 10 календарных дней со дня его составления.

Если плательщиком является банк, перевод денежных средств на банковский счет клиента — получателя средств может осуществляться банком на основании составляемого им банковского ордера. При этом согласно Положению № 2360-У счет клиента должен быть открыт в том же банке (внутренняя транзакция).

Если речь идет о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика — физического лица, то в соответствующем распоряжении на бумажном носителе должны быть указаны:
— реквизиты плательщика;
— реквизиты получателя средств;
— реквизиты банков;
— сумма перевода;
— назначение платежа.

Также может быть указана иная информация, установленная кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.

Распоряжение о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика — физического лица может быть составлено в виде заявления.

Форма распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика — физического лица на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.

На основании распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика — физического лица кредитная организация составляет платежное поручение.

Все нюансы заполнения отдельных полей, ранее присутствовавшие в основном тексте положений о безналичных расчетах (особенно этим грешило Положение № 222-П), теперь изложены в приложениях к Положению № 383-П. Особое внимание рекомендуем обратить на правила заполнения реквизитов «Плательщик» и «Получатель» платежного поручения (как, впрочем, и инкассового поручения, и платежного требования) — строки 8 и 16 Приложения 1 к Положению № 383-П.

Согласно п. 5.8 Положения № 383-П распоряжение о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика — физического лица, передаваемое с использованием электронного средства платежа, должно содержать информацию, позволяющую установить плательщика, получателя средств, сумму перевода и назначение платежа. Такое требование, по-видимому, может сделать незаконной практику некоторых банков по приему денежных средств для зачисления их на карточные счета клиентов банка через банкоматы с функцией cash-in без идентификации плательщика.

Впрочем, возможно, и у банков найдутся аргументы в свою защиту: например, тот факт, что вноситель денежных средств не использует карту — электронное средство платежа. На что противная (от слова «напротив») сторона сможет возразить, что банкомат сам по себе является электронным средством платежа, ибо он есть «средство или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств»… Но это уже совсем другая история.

На основании распоряжений плательщиков — физических лиц кредитная организация может составить платежное поручение на общую сумму с направлением банку получателя средств, получателю средств согласованным с банком получателя средств, получателем средств способом реестра или распоряжений плательщиков — физических лиц.

При расчетах платежными поручениями могут применяться «нестандартные» распоряжения, предусмотренные п. 1.11 Положения № 383-П. В этом случае, очевидно, используется только платежный (расчетный) документ, составляемый на основании «нестандартного» распоряжения.

Расчеты по аккредитиву

Глава 6 «Расчеты по аккредитиву» — самая большая по объему и подробная по содержанию среди разделов, описывающих различные формы безналичных расчетов. В рамках данной статьи мы ее подробно рассматривать не будем.

Из новшеств (по сравнению с утратившим силу Положением № 2-П) можно отметить следующие позиции.

Передача аккредитива, изменений условий аккредитива, заявлений, уведомлений, извещений и иной обмен информацией по аккредитиву могут осуществляться в электронном виде с использованием любых средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя. Разумеется, допускается также обмен информацией на бумажных носителях.

При поступлении аккредитива, изменений условий аккредитива, заявлений, уведомлений, извещений и иной информации по аккредитиву банк должен выполнить все предусмотренные Банком России и внутренними документами процедуры приема к исполнению распоряжений (Глава 2 Положения № 383-П).

Реквизиты и форма (на бумажном носителе) аккредитива устанавливаются банком самостоятельно. Регулятор устанавливает лишь перечень обязательной информации, которая должна быть указана в аккредитиве.

При исполнении непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющий банк вправе не осуществлять исполнение аккредитива до поступления денежных средств от банка-эмитента, за исключением случая подтверждения аккредитива подтверждающим банком.

Исполнение аккредитива осуществляется посредством перевода денежных средств платежным поручением исполняющего банка на банковский счет получателя средств или посредством зачисления соответствующей суммы на банковский счет получателя средств в исполняющем банке.

Расчеты инкассовыми поручениями

Инкассовые поручения применяются:
— при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором;
— при расчетах по распоряжениям взыскателей средств.

Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика.

Инкассовое поручение составляется, предъявляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде или на бумажном носителе.

Применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо возможно при определенных условиях. Так, в договоре банковского счета между плательщиком и банком плательщика должны присутствовать условия:
— о списании денежных средств с банковского счета плательщика и представлении плательщиком в банк плательщика сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения к банковскому счету плательщика;
— об обязательстве плательщика и основном договоре, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, при появлении у клиента банка новых контрагентов и контрактов, предусматривающих расчеты инкассовыми поручениями, каждый раз будет возникать необходимость заключения дополнительных соглашений к договору банковского счета (указания в нем сведений об обязательстве плательщика и основном договоре).

Право предъявления инкассовых поручений к банковскому счету плательщика может быть подтверждено получателем средств посредством представления в банк плательщика соответствующих документов. Каких именно — должно оговариваться между плательщиком средств и его банком.

Если получателем средств является банк плательщика, условие о списании денежных средств с банковского счета плательщика может быть предусмотрено договором банковского счета и (или) иным договором между банком плательщика и плательщиком.

Списание денежных средств с банковского счета клиента-плательщика в этом случае может осуществляться банком в соответствии с договором банковского счета на основании банковского ордера (внутренняя транзакция).

В целях исполнения «нестандартного» распоряжения взыскателя средств, не являющегося инкассовым поручением и предъявленного непосредственно в банк плательщика, указанный банк составляет инкассовое поручение.

Инкассовое поручение взыскателя средств может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств.

Инкассовое поручение, предъявляемое через банк получателя средств, действительно для представления в этот банк в течение 10 календарных дней со дня его составления.

Банк получателя средств, принявший инкассовое поручение в целях взыскания денежных средств, обязан предъявить инкассовое поручение в банк плательщика. Сроки такого предъявления Банк России почему-то не уточняет.

При расчетах инкассовыми поручениями могут применяться «нестандартные» распоряжения, предусмотренные п. 1.11 Положения № 383-П.

Расчеты чеками

В отношении этой, весьма экзотической на сегодняшний день, формы расчетов регулятор был предельно лаконичен. Вероятно, можно было бы вообще обойтись без этого раздела в Положении № 383-П, но из Гражданского кодекса слов не выкинешь, поэтому пришлось соответствовать.

В результате чекам достались несколько абзацев, на основании которых банк, желающий с ними работать, может разработать внутренние правила, практически не ограничивая свои фантазии: расчеты чеками осуществляются в соответствии с федеральным законом и договором; чек должен содержать реквизиты, установленные федеральным законом, а также может содержать реквизиты, определяемые кредитной организацией; форма чека устанавливается кредитной организацией; кредитная организация обязана удостовериться в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом; чеки кредитных организаций применяются при осуществлении перевода денежных средств, за исключением перевода денежных средств Банком России.

Нет даже упоминания о том, может ли чек быть оформлен в электронном виде или только в бумажном.

Добавим, что чек в данном случае служит распоряжением, но не расчетным (платежным) документом. На основании предъявленного к оплате чека кредитная организация должна сформировать свой расчетный (платежное поручение) или кассовый (расходный кассовый ордер) документ, обосновав тем самым движение денежных средств.

Прямое дебетование

И в этом разделе требования Банка России изложены достаточно кратко.

Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) осуществляются в порядке, установленном федеральным законом, в соответствии с требованиями глав 1, 2 и 4 Положения № 383-П.

Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика (например, в случае когда прямым дебетованием осуществляется погашение задолженности заемщика по кредиту в его банке).

При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств применяется:
— платежное требование;
— иное («нестандартное») распоряжение получателя средств.

Следует отметить, что инкассовые поручения при данном способе расчетов не применяются, несмотря на их внешнее сходство с платежными требованиями.

Интересно, что Банк России не указал на необходимость составления банком плательщика расчетного документа (платежного требования) при поступлении «нестандартного» распоряжения при расчетах путем прямого дебетования, как это предусмотрено при расчетах инкассовыми поручениями.

Если получателем средств является банк, списание денежных средств с банковского счета клиента-плательщика при наличии заранее данного акцепта плательщика может осуществляться банком в соответствии с договором банковского счета на основании составляемого банком банковского ордера.

Платежное требование составляется, предъявляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде либо на бумажном носителе.

Платежное требование может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств либо непосредственно в банк плательщика.

Платежное требование, предъявляемое через банк получателя средств, действительно для представления в банк получателя средств в течение 10 календарных дней со дня его составления.

Заключение

Новый нормативный акт Банка России, регламентирующий осуществление переводов, только что вступил в силу, и поэтому пока рано говорить о его практической применимости. Однако можно с уверенностью утверждать, что разъяснения, изменения и дополнения к Положению № 383-П не заставят себя ждать: достаточно много нюансов осуществления безналичных расчетов остались нераскрытыми. В то же время тема документа касается не только всех кредитных организаций России, но и их клиентов — организаций и физических лиц.

Кроме того, изменения ждет в ближайшее время и само законодательство о национальной платежной системе; а значит, подзаконные акты, в том числе выпускаемые Банком России, тоже этой участи не избегут.

Поэтому, вероятно, к этой теме мы еще вернемся.

А пока кредитным организациям следует сосредоточиться на внутренней документации: мониторинге договоров с клиентами на предмет их соответствия новым требованиям Банка России и разработке внутренних документов по безналичным расчетам.

ЦБ РФ в содружестве со Сбербанком, ВТБ, Газпромбанком, «Открытие», Альфа-банком, НСПК и Qiwi создают некую ассоциацию «Финтех». Основной целью этой ассоциации заявлено создание платформы моментальных платежей (p2p). По словам представителей ЦБ РФ - для удобства населения в части моментального перевода средств между физическими лицами и в оплату за работы, услуги.

Сумма перевода, видимо, будет ограничена - не более, чем 100 000 руб. Платежи можно будет делать через мобильное приложение. Рассматривается вариант интернет-сервисов, которые совместят с платформой ЦБ РФ и его платежной системой.

Читая все это, невольно возникает вопрос: а зачем нам еще одна платежная система? Их уже полно. Существуют и интернет-системы для моментального перевода денег. Зачем тратить бюджетные деньги (причем, полагаю, немалые) и время на разработку того, что уже есть и отлично работает?

Можно, конечно, ответить, что чиновникам заняться больше нечем. Но у всякой медали есть оборотная сторона, о которой простым смертным знать необязательно.

«Клерк» попробовал разобраться.

Контроль над финансовыми операциями граждан начался?

В последние несколько лет ЦБ РФ активно разрабатывает и внедряет указания для коммерческих банков в сфере реализации положений Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Достаточно перечислить основные из них:
  • Положение Банка России от 29.08.2008 № 321-П (Приложение 8);
  • Письмо ЦБ РФ от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»;
  • Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 28.07.2016 № 4087-У).
Содержание всех этих документов преследует одну цель - жесточайшим образом контролировать финансовые операции (движение денежных средств по счетам) юридических лиц и ИП.

В отношении транзакций физических лиц пока такого жестко регламентированного контроля не наблюдалось. Хотя многие физические лица уже столкнулись с блокировкой своих карточных счетов и прошли процедуру объяснений с представителями обслуживающего банка по поводу денежных средств, поступивших на карточный счет.

Полагаю, что выполнив работу по регламентации операций юридических лиц и ИП, ЦБ РФ взялся теперь и за доходы физических лиц.

Возможность перевода денежных средств с карты на карту физического лица, указав лишь ее номер, появилась в России несколько лет назад. Согласно внутренней статистике ЦБ РФ, в настоящее время квартальные обороты подобных операций граждан в отдельных банках достигают десятков миллиардов рублей (например, за I квартал 2017 года физические лица - клиенты «Тинькофф Банка» осуществили переводов с карты на карту на сумму около 70 млрд руб., а в ВТБ и ВТБ-24 объем таких переводов составил примерно 37 млрд руб., по Сбербанку показатель составляет 2,6 трлн руб.).

Представители Сбербанка отмечают, что все большее количество физических лиц открывают карточные счета и активно используют их для оплаты различного рода услуг, предоставляемых в том числе и другими физическими лицами, не являющимися ИП. Однако, для таких граждан подобные перечисления являются налогооблагаемым доходом (согласно ст. 209 НК РФ) и именно эти граждане не торопятся уплачивать налоги с полученных доходов. По общему правилу, если гражданин, получивший доход, является резидентом РФ, то он должен уплатить НДФЛ с полученной суммы в размере 13%, если нерезидентом - 30%.

Например, бухгалтер - фрилансер обслуживает юрлица и ИП, с которыми работа строится на основании официально заключенного договора. Соответственно, денежные средства поступают на его карточный счет уже за вычетом удержанного заказчиком НДФЛ. Однако, могут быть и клиенты, в том числе и физлица, которые просто перечисляют ему деньги на карточный счет за оказанные услуги. И с этих денег никаких налогов он не платит. И вот здесь есть опасения, смогут ли налоговые органы отследить такие платежи и предъявить к нему претензии.

Что говорит ФНС

По сведениям, полученным от юристов, специализирующихся на налоговых правоотношениях, такое внимание может быть скорее случайным, инициированным в ходе налоговой проверки заказчика услуг - юридического лица или ИП. В свою очередь, представители ФНС отмечают, что массовая проверка всех физических лиц на предмет получения ими незадекларированного дохода пока не проводится. Но, как известно, в случае получения информации, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в отношении физических лиц (ст. 89 НК РФ).

Также представители ФНС обращают внимание на то, что сведения о движении денежных средств по счету налогоплательщика не являются однозначным доказательством получения дохода налогоплательщиком. А выписка банка о движении денежных средств по расчетному счету не может служить достаточным доказательством для установления факта осуществления операций по реализации товаров или услуг.

Кто в зоне риска? Это, как правило, риэлторы, лица, получающие доходы от зарубежных активов, самозанятые граждане (фрилансеры, лица, оказывающие разного рода услуги, или выполняющие различного рода работы для физических лиц).

Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ налоговая может запрашивать информацию от банков о счетах физических лиц, не являющихся ИП, только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его зама - в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих граждан. Однако, как указывают специалисты ФНС, такое ограничение не действует в случае, если физическое лицо фактически занимается предпринимательством без регистрации.

А судьи?

Судебная практика по привлечению физлиц к ответственности за неуплату налога в подобных ситуациях и доначисления НДФЛ не развита, поскольку у налоговых органов просто нет механизмов обнаружения фактов получения гражданами таких доходов.

Безналичные переводы между физическими лицами разрешены, и банки не должны уведомлять налоговую о каждом платеже каждого своего клиента. Видимо, для устранения именно этого пробела, ЦБ РФ и озаботился созданием единой платежной платформы с целью осуществления возможности отслеживать платежи физических лиц-клиентов банков в одном ресурсе.

Какие риски есть уже сейчас

И даже при действующей ныне системе, юристы отмечают, что определенный риск есть. По закону №115-ФЗ банк, установив факт регулярного поступления средств клиенту, имеет право запросить у него информацию об их происхождении, а не получив ответа, вправе заблокировать счет.

В свою очередь, налоговики, могут запросить банк о состоянии счета и обнаружить незадекларированный доход. В таком случае помимо доначисления НДФЛ применяются дополнительные штрафы в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Таким образом, вполне возможно, что в ближайшем будущем ситуация с налогообложением незадекларированных доходов физических лиц начнет меняться.

Какие денежные доходы физлиц не облагаются НДФЛ? Прежде всего, это деньги без ограничения суммы, подаренные физическим лицом, не являющимся предпринимателем (п. 18.1 ст. 217 НК РФ). Поэтому при переводе денег на карту лучше уведомить отправителя об указании в графе «Назначение платежа» в поле для комментариев «Дарение». Тогда вероятность претензий со стороны налоговиков снизится. Освобождены от НДФЛ доходы за услуги нянь и сиделок, репетиторов, уборщиков жилья, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но уведомивших налоговый орган о статусе самозанятого гражданина (п. 70 ст. 217 НК РФ). Доходы за иные работы и услуги, а также доходы от сдачи в аренду жилья по общему правилу облагаются НДФЛ, для чего налоговой службе потребуется дополнительный источник информации, например, жильцы или соседи сданной в аренду квартиры. Юристы также уверяют, что, если человек не декларирует доход, перечисленный на карту, или забудет отразить какую-то часть дохода, а налоговая служба эти средства так и не выявит, инспекция не сможет провести доначисление налога и выставить штрафные санкции.

P.S. В редакции готовится материал о том, какие схемы ищут налоговые органы, проверяя использование банковских карт.

1.1. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России (далее при совместном упоминании - законодательство) в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 настоящего Положения распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании федерального закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

расчетов платежными поручениями;

расчетов по аккредитиву;

расчетов инкассовыми поручениями;

расчетов чеками;

расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и договорами с учетом требований настоящего Положения.

Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами (далее - основной договор).

1.2. Плательщиками, получателями средств являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, физические лица (далее - клиенты), банки. Взыскатели средств могут являться получателями средств. По распоряжениям взыскателей средств, в том числе органов принудительного исполнения, налоговых органов, получателем средств может быть также орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

Взыскатель средств в распоряжении, направляемом с исполнительным документом о взыскании, указывает получателем средств себя или орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

1.3. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам посредством:

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям средств - физическим лицам;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств.

1.4. Кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством:

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу;

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств.

1.5. Перевод денежных средств может быть осуществлен банком с последующим возмещением в соответствии с договором банком плательщика денежных средств в размере сумм распоряжений, исполненных банком получателя средств.

1.6. Перевод денежных средств может осуществляться с участием банка, не являющегося банком плательщика и банком получателя средств (далее - банк-посредник).

1.7. Безотзывность, безусловность, окончательность перевода денежных средств наступает в соответствии с федеральным законом.

1.8. Кредитные организации утверждают внутренние документы, содержащие:

порядок составления распоряжений;

Порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений;

порядок исполнения распоряжений;

иные положения об организации деятельности кредитных организаций по осуществлению перевода денежных средств.

Внутренние документы не могут содержать положения, противоречащие законодательству, в том числе настоящему Положению.

1.9. Перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (далее - отправители распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.

1.10. Перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и к настоящему Положению. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения.

Максимальное количество символов в реквизитах платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера, составляемых в электронном виде, установлено приложением 11 к настоящему Положению.

1.11. Распоряжения, для которых настоящим Положением не установлены перечень реквизитов и формы, составляются отправителями распоряжений с указанием установленных банком реквизитов, позволяющих банку осуществить перевод денежных средств, и по формам, установленным банком или получателем средств по согласованию с банком. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения, и должны содержать наименования распоряжений, отличные от указанных в пункте 1.10 настоящего Положения.

Положения настоящего пункта распространяются на заявления, уведомления, извещения, запросы, ответы, составляемые в случаях, предусмотренных настоящим Положением, на заявления, составляемые в соответствии с федеральным законом в целях взыскания денежных средств.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящего пункта распространяются на составляемые юридическим лицом в электронном виде или на бумажном носителе распоряжения о получении наличных денежных средств с банковского счета юридического лица при недостаточности денежных средств на его банковском счете.

Положения настоящего пункта распространяются на распоряжение физического лица, форма которого на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2012, N 53, ст. 7592; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2315, ст. 2317; N 43, ст. 5803; 2015, N 1, ст. 8, ст. 14) (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) устанавливается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России.

1.12. Платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами.

1.13. Форма распоряжения на бумажном носителе, указанного в пунктах 1.10 и 1.11 настоящего Положения, не должна превышать лист формата A4. Если форма распоряжения, указанного в пункте 1.11 настоящего Положения, состоит из нескольких листов, каждый из листов оформляется в порядке, установленном банком, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

Количество экземпляров распоряжений на бумажных носителях устанавливается банком.

1.14. Банки применяют распоряжения в соответствии с настоящим Положением в случаях:

списания (зачисления) денежных средств по банковскому счету, если банк является получателем средств (плательщиком);

перевода денежных средств без открытия банковского счета, включая перевод электронных денежных средств, если банк является получателем средств.

1.15. На основании распоряжения плательщика, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк плательщика может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовый и (или) периодический перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщику, в том числе использующему электронное средство платежа, в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой плательщиком, получателю средств в этом или ином банке.

1.16. На основании распоряжения получателя средств, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк получателя средств может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовое и (или) периодическое предъявление распоряжений получателя средств к банковскому счету плательщика, открытому в этом или ином банке, или в целях осуществления перевода электронных денежных средств плательщика в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой получателем средств.

1.17. Плательщик может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым одним банком.

В случаях, предусмотренных договором, плательщик может составлять распоряжение на общую сумму с реестром в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым разными банками.

1.18. Получатель средств может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в котором указываются плательщики, обслуживаемые одним банком.

В случаях, предусмотренных договором, получатель средств может составлять распоряжение, в котором указывается информация о плательщиках, обслуживаемых разными банками.

1.19. В реестре указываются информация о банках получателей средств (банках плательщиков), получателях средств (плательщиках), суммы по получателям средств (плательщикам), даты, номера распоряжений и назначение платежа (назначения платежей), а также общее количество распоряжений. Если реестр направляется отдельно от распоряжения на общую сумму, то в нем указываются общая сумма распоряжений, включенных в реестр, а также номер и дата распоряжения на общую сумму. Сумма, указанная в реестре, должна соответствовать сумме, указанной в распоряжении на общую сумму. В реестре плательщик (получатель средств) может по согласованию с банком указать дополнительную информацию.

1.20. Банк на основании принятых к исполнению распоряжений, распоряжений на общую сумму с реестрами, представленными в банк, может составлять распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности. В реестре указываются общая сумма и общее количество распоряжений, информация о плательщиках или плательщике (в предусмотренных федеральным законом или договором случаях), получателях средств или получателе средств, обслуживаемых данным или другим банком, содержащая предусмотренные договором реквизиты, достаточные для зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств, выдачи наличных денежных средств получателям средств, сумма каждого распоряжения. Даты, номера распоряжений и информация о назначении платежа (назначениях платежей) указываются в реестре при их наличии в распоряжениях.

1.21.1. В распоряжениях указывается уникальный идентификатор платежа в случаях его присвоения получателем средств. Уникальный идентификатор платежа доводится получателем средств до плательщика в соответствии с договором. Банк получателя средств осуществляет контроль уникального идентификатора платежа в случаях и порядке, установленных договором с получателем средств. В случае осуществления перевода денежных средств на банковский счет получателя средств, открытый в целях идентификации платежа, формирование и контроль уникального идентификатора платежа осуществляются в порядке, установленном в приложении 12 к настоящему Положению.

(см. текст в предыдущей редакции)

В распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями (далее - распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации) уникальный идентификатор платежа указывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых на основании части 1 статьи 8 Федерального закона N 161-ФЗ Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России.

пунктом 4.1 настоящего Положения, и случаев, предусмотренных Указанием Банка России от 24 декабря 2012 года N 2946-У "О работе с распоряжениями о переводе денежных средств при изменении реквизитов банков, их клиентов", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2013 года N 27153 ("Вестник Банка России" от 6 марта 2013 года N 15).

(см. текст в предыдущей редакции)

1.23. Банк обеспечивает возможность воспроизведения, в том числе по запросу, в электронном виде и на бумажных носителях (в формах, установленных для соответствующих распоряжений) принятых к исполнению и исполненных распоряжений в электронном виде.

1.24. Распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).

Распоряжение получателя средств, взыскателя средств в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями, иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) получателем средств, взыскателем средств или уполномоченным на это лицом (лицами).

При воспроизведении распоряжений в электронном виде в соответствии с пунктом 1.23 настоящего Положения должна обеспечиваться возможность установления лица (лиц), указанного (указанных) в настоящем пункте.

Положения настоящего пункта применяются к распоряжениям в электронном виде, реестрам, составляемым банками.

1.25. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков.

1.26. Перевод денежных средств с использованием платежных карт осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Положением Банка России от 24 декабря 2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2005 года N 6431, 30 октября 2006 года N 8416, 8 октября 2008 года N 12430, 9 декабря 2011 года N 22528 ("Вестник Банка России" от 30 марта 2005 года N 17, от 9 ноября 2006 года N 60, от 17 октября 2008 года N 58, от 19 декабря 2011 года N 71).

1.27. Перевод денежных средств с применением банковского ордера осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Указанием Банка России от 24 декабря 2012 года N 2945-У "О порядке составления и применения банковского ордера", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2013 года N 27163 ("Вестник Банка России" от 6 марта 2013 года N 15).

(см. текст в предыдущей редакции)

1.28. Настоящее Положение распространяется на осуществление перевода денежных средств с участием государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк).

Ст. 5 Закон о национальной платёжной системе в последней действующей редакции от 29 сентября 2011 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента).

Перевод денежных средств осуществляется за счёт денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счёте или предоставленных им без открытия банковского счёта.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счёт получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учёта денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счёта при переводе электронных денежных средств.

Внесение наличных денежных средств на свой банковский счёт или получение наличных денежных средств со своего банковского счёта у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом денежных средств.

Перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трёх рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счёта плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счёта.

В осуществлении перевода денежных средств наряду с оператором по переводу денежных средств, обслуживающим плательщика, и оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, могут участвовать другие операторы по переводу денежных средств (далее - посредники в переводе).

Если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счёта плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счёта.

Безусловность перевода денежных средств наступает в момент выполнения определённых плательщиком и (или) получателем средств либо иными лицами условий осуществления перевода денежных средств, в том числе осуществления встречного перевода денежных средств в иной валюте, встречной передачи ценных бумаг, представления документов, либо при отсутствии указанных условий.

В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживает один оператор по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счёт получателя средств или обеспечения получателю средств возможности получения наличных денежных средств.

В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживают разные операторы по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счёт оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств, с учётом требований статьи 25 настоящего Федерального закона.

При переводе денежных средств обязательство оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, перед плательщиком прекращается в момент наступления его окончательности.

Оператор по переводу денежных средств до осуществления перевода денежных средств обязан предоставлять клиентам возможность ознакомления в доступной для них форме с условиями осуществления перевода денежных средств в рамках применяемой формы безналичных расчетов, в том числе:

  • 1) с размером вознаграждения и порядком его взимания в случае, если оно предусмотрено договором;
  • 2) со способом определения обменного курса, применяемого при осуществлении перевода денежных средств в иностранной валюте (при различии валюты денежных средств, предоставленных плательщиком, и валюты переводимых денежных средств);
  • 3) с порядком предъявления претензий, включая информацию для связи с оператором по переводу денежных средств;
  • 4) с иной информацией, обусловленной применяемой формой безналичных расчетов.

Клиент обязан предоставить оператору по переводу денежных средств достоверную информацию для связи с клиентом, а в случае её изменения своевременно предоставить обновленную информацию. Обязанность оператора по переводу денежных средств по направлению клиенту уведомлений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, считается исполненной при направлении уведомления в соответствии с имеющейся у оператора по переводу денежных средств информацией для связи с клиентом.


"Практическая бухгалтерия", 2011, N 9

Новые правила оказания услуг по переводу денежных средств, в том числе связанные с применением электронных денег и использованием электронных средств платежа, в большинстве своем начнут действовать осенью этого года. Рассмотрим процедуры денежных переводов и их особенности.

С 29 сентября 2011 г. такие платежные услуги, как денежные, почтовые переводы и прием платежей, будут осуществляться по новым правилам. Дело в том, что в этот день, за исключением отдельных положений, вступает в силу Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ). Он регламентирует порядок оказания платежных услуг, в том числе в виде перевода денег, и использования электронных средств платежа, устанавливает субъектов национальной платежной системы (далее - НПС) и требования к их деятельности, а также условия организации и функционирования платежных систем, правила надзора и наблюдения в НПС.

Через платежные системы происходит перевод денежных средств. Тем самым расчеты наличностью при внутренних и международных платежах заменяются безналичными расчетами. Формами платежных систем являются проведение финансовых трансакций (последовательных взаимосвязанных операций) с помощью банкоматов, платежных киосков, POS-терминалов, карт с хранимой денежной стоимостью. Электронные платежные системы выступают подвидом платежных систем, которые обеспечивают трансакции электронных платежей через сети, в том числе Интернет или платежные чипы.

Рассмотрим основные моменты оказания услуг по переводу денежных средств.

Общий порядок перевода

Перевод денег в рамках применяемых форм безналичных расчетов производят операторы по переводу денежных средств, то есть организации, имеющие на то право: Банк России, Внешэкономбанк, кредитные организации. Свои услуги они предоставляют на основании договоров с клиентами (плательщиками или получателями денег). В переводе могут быть задействованы также юридические лица, за исключением кредитных организаций, или индивидуальные предприниматели, которые играют роль банковских платежных агентов и субагентов.

Денежный перевод оператор производит по распоряжению клиента (плательщика или получателя денег) за счет денежных средств плательщика, которые находятся на его банковском счете или предоставлены им без открытия такового. Перевод выражается:

  • в зачислении денег на банковский счет их получателя;
  • в выдаче ему наличных;
  • в учете денежных средств без открытия банковского счета (только при переводе электронных денежных средств).

Наряду с операторами, обслуживающими плательщика и получателя средств соответственно, в переводе могут участвовать другие операторы (посредники в переводе). Причем если плательщика и получателя средств обслуживает один оператор, то окончательность перевода, за исключением перевода электронных денег, наступает, когда денежные средства зачислены на банковский счет их получателя или ему обеспечена возможность получения наличных. При обслуживании разными операторами - при зачислении денег на банковский счет оператора, обслуживающего получателя средств, в момент окончательности перевода обязательство оператора, обслуживающего плательщика, перед последним прекращается.

Следует иметь в виду, что внесение наличных денег на свой банковский счет или их получение со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом.

Предоставление сведений

Ознакомление клиентов в доступной для них форме с условиями денежного перевода в рамках применяемой формы безналичных расчетов является обязанностью операторов по переводу денежных средств. В Законе N 161-ФЗ закреплен порядок такого ознакомления: оно должно быть произведено еще до осуществления перевода. При этом до клиентов следует довести информацию:

  • о размере вознаграждения и порядке его взимания в случае, если оно предусмотрено договором;
  • о способе определения обменного курса, применяемого при переводе денег в иностранной валюте (при различии валюты денежных средств, предоставленных плательщиком, и валюты переводимых денежных средств);
  • о порядке предъявления претензий, включая информацию для связи с оператором;
  • иную информацию, обусловленную применяемой формой безналичных расчетов.

Законом N 161-ФЗ также установлена обязанность клиента представить оператору достоверные контактные данные, а в случае их изменения - своевременную обновленную информацию.

Обязанность оператора, который осуществляет перевод денежных средств, по направлению клиенту уведомлений, предусмотренных Законом N 161-ФЗ, считается исполненной при направлении уведомления в соответствии с имеющейся у него контактной информацией. Об этом говорится в п. 13 ст. 5 названного Закона.

Перевод электронных денег

Начнем с определений электронных денег и оператора электронных денежных средств. Первые представляют собой предварительно предоставленные обязанному лицу (оператору по переводу электронных денежных средств) денежные средства, информация о которых учитывается без открытия счета в банке.

Отличием безналичных денежных средств от электронных денег является то, что первые находятся на банковском счете. Электронные деньги же размещаются в кредитной организации, которая банковской может и не быть. Главное, чтобы она имела право переводить средства без открытия банковских счетов (осуществлять перевод электронных денежных средств). Такая кредитная организация является оператором электронных денежных средств.

Внимание! Электронными деньгами не являются денежные средства, полученные организациями, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, ПИФ и НПФ и учитывают информацию о размере предоставленных средств без открытия счета в банке (п. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).

Условия перевода

Для перевода электронных денег клиенты должны предоставить оператору денежные средства на основании заключенного с ним договора. Если клиент - гражданин, перевод может быть осуществлен как с использованием, так и без использования счета в банке. Если клиентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то электронные деньги переводятся только с применением банковского счета.

Важный момент. На перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денег, отведено не более трех рабочих дней. Отсчет начинается со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления им наличных в целях перевода без открытия банковского счета. Перевод же электронных денег осуществляется незамедлительно после принятия оператором распоряжения клиента (п. 5 ст. 5 и п. 11 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Следует обратить внимание, что при переводе электронных денег юридические лица или индивидуальные предприниматели могут являться только их получателями. В качестве плательщиков они вправе выступать, лишь когда переводимые средства предназначены к получению физическим лицом. При этом последнее должно использовать персонифицированное электронное средство платежа.

Виды электронных средств платежа

Электронные средства платежа, используемые физическими лицами, могут быть двух видов: персонифицированными и неперсонифицированными.

Электронное средство платежа является персонифицированным, когда оно используется клиентом-гражданином, в отношении которого оператор провел идентификацию в соответствии с Законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ). То есть совокупность мероприятий по установлению определенных сведений о клиенте, его представителях, выгодоприобретателях, по подтверждению достоверности этих сведений с применением оригиналов документов и (или) заверенных копий. Условием использования персонифицированного электронного средства платежа является наличие у такого клиента остатка электронных денег в размере, равном в любой момент времени 100 000 руб. и менее, либо суммы в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 руб. по официальному курсу Банка России.

Электронное средство платежа признается неперсонифицированным, если оно используется клиентом-гражданином, в отношении которого оператор идентификацию не провел. При этом у клиента имеется остаток электронных денег в размере, равном в любой момент времени 15 000 руб. и менее. Отметим, что общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 000 руб. в течение календарного месяца.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут использовать корпоративное электронное средство платежа, которое позволяет их идентифицировать.

Начало и процесс перевода

Итак, клиент предоставляет оператору деньги. Последний принимает их к учету. Для этого он формирует запись, которая отражает размер его обязательств перед клиентом в сумме предоставленных им денежных средств, то есть остаток электронных денег.

Распоряжение плательщика в пользу получателей средств является основанием для перевода электронных денежных средств. Перевод можно осуществлять также по требованию их получателя. При этом соответствующее условие должно быть предусмотрено договором с оператором. Деньги можно переводить как через одного оператора (если и плательщик, и получатель денег являются его клиентами), так и через нескольких.

В процессе перевода оператор одновременно осуществляет следующие действия:

  • принимает распоряжение клиента и уменьшает остаток его электронных денег;
  • увеличивает остаток получателя на сумму перевода электронных денежных средств. Таким образом, перевод после принятия оператором распоряжения клиента происходит незамедлительно.

В Законе N 161-ФЗ предусмотрена также возможность осуществлять названные выше действия в разное время (автономно), но только в случаях, специально предусмотренных договором, а также когда плательщиком является физическое лицо, а получателем - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. При этом получатель электронных денег обязан ежедневно передавать оператору информацию о совершенных операциях для учета. Делать это ему необходимо не позднее окончания рабочего дня оператора.

Подтверждение об исполнении распоряжения клиента о переводе электронных денег оператор направляет незамедлительно после исполнения распоряжения. В случае, когда электронное средство платежа используется в автономном режиме, подтверждение должно быть отправлено незамедлительно после учета информации о совершенных операциях, которую оператор ежедневно принимает от получателя средств.

Окончание перевода

После того как оператор осуществил все действия по переводу электронных денег, такой перевод становится безотзывным и окончательным. Если клиент использует электронное средство платежа автономно, то перевод становится безотзывным в момент такого использования и окончательным после учета оператором информации о совершенных операциях, которую тот ежедневно принимает от получателя средств.

Внимание! Характеристиками перевода денежных средств являются его безотзывность и окончательность. Первая обозначает отсутствие или прекращение возможности отзыва распоряжения об осуществлении перевода денежных средств в определенный момент времени. Вторая - предоставление денежных средств получателю средств в определенный момент времени.

При наступлении окончательности перевода электронных денег денежное обязательство плательщика перед получателем прекращается. В случае автономного режима использования электронного средства платежа денежное обязательство плательщика перед получателем прекращается в момент наступления безотзывности перевода электронных денег.

Судьба остатка электронных денег

Информацию об остатках электронных денежных средств, как и сведения об осуществленных переводах, оператор должен учитывать постоянно. При этом он не вправе:

  • предоставлять клиенту деньги для увеличения его остатка;
  • начислять проценты на оставшиеся денежные средства.

Остаток электронных денег (его часть) клиента - физического лица, который использует неперсонифицированное электронное средство платежа, по его распоряжению подлежит переводу исключительно на банковский счет и не может быть выдан наличными денежными средствами.

Остаток (его часть) клиента - физического лица, который использует персонифицированное электронное средство платежа, по его распоряжению может быть переведен на банковский счет, переведен без открытия банковского счета или выдан наличными денежными средствами.

Остаток (его часть) электронных денег клиента - юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть по его распоряжению зачислен или переведен только на его банковский счет. В этой связи такой клиент обязан иметь банковский счет, открытый у оператора электронных денежных средств, или предоставить ему информацию о банковском счете, открытом в иной кредитной организации, на который может осуществляться перевод остатка (его части) электронных денежных средств.

Сведения, которые должен предоставить оператор

До заключения договора с клиентом - физическим лицом оператор электронных денежных средств обязан предоставить ему следующую информацию:

  • о своем наименовании и месте нахождения, а также о номере его лицензии на осуществление банковских операций;
  • об условиях использования электронного средства платежа, в том числе в автономном режиме;
  • о способах и местах осуществления перевода электронных денежных средств;
  • о способах и местах предоставления денежных средств клиентом - физическим лицом оператору электронных денежных средств;
  • о размере и порядке взимания оператором электронных денежных средств вознаграждения с физического лица в случае взимания вознаграждения;
  • о способах подачи претензий и порядке их рассмотрения, включая информацию для связи с оператором электронных денежных средств.

Оператор электронных денежных средств обязан обеспечить невозможность использования электронного средства платежа до ознакомления клиента - физического лица с указанной информацией.

А.В.Лазарева

Профессиональный бухгалтер

Случайные статьи

Вверх