Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ГРАЖДАНКА
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
31.08.2015 № __ 136-р____
Санкт-Петербург
О создании комиссии по внутреннему
муниципальному финансовому контролю
В соответствии с частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 99 Федерального закона -ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Порядком осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка, утвержденным постановлением Местной администрации Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка -п «Об утверждении Порядка осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка»:
1. Утвердить Положение о комиссии по внутреннему муниципальному финансовому контролю согласно приложению 1.
2. Создать комиссию по внутреннему муниципальному финансовому контролю согласно приложению 2.
3. Утвердить План контрольных мероприятий согласно приложению 3.
4. Контроль над исполнением распоряжения оставляю за собой.
Глава Местной администрации
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ ПО ВНУТРЕННЕМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ
ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ
1. Общие положения
1.1. Комиссия по внутреннему муниципальному финансовому контролю (далее - комиссия) создана и действует в соответствии с Порядком осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка (далее – Муниципальное образование), утвержденным постановлением Местной администрации Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка -п «Об утверждении Порядка осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка».
1.2. Комиссия осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) дефицита бюджета Муниципального образования, муниципальных унитарных предприятий , муниципальных учреждений учредителями которых является Муниципальное образование, в соответствии с основными задачами и функциями комиссии.
1.3. Комиссия руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации , распорядительными документами Правительства Российской Федерации, Санкт-Петербурга, правовыми актами Местной администрации Муниципального образования (далее – Местная администрация) и настоящим Положением.
2. Основные задачи и функции комиссии
2.1. Основными задачами комиссии являются:
осуществление контроля над эффективностью и целевым использованием муниципального имущества;
рассмотрение отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, оценка итогов финансовой деятельности, подготовка рекомендаций руководству по устранению выявленных недостатков и нарушений и осуществление контроля над их выполнением;
контроль полноты и своевременности денежных поступлений, фактическое расходование получателями бюджетных средств бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями бюджета, выявление отклонений и нарушений, их анализ, подготовка рекомендаций по их устранению;
осуществление контроля получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению муниципальных услуг;
контроль в сфере осуществления закупок для муниципальных нужд.
2.2. Комиссия для решения стоящих перед ней задач:
проверяет финансово-экономическую и хозяйственную деятельность, производит их оценку и вырабатывает предложения по совершенствованию управления хозяйственно-экономическими процессами;
готовит для утверждения в установленном порядке предложения о целесообразности дальнейшей деятельности предприятий и учреждений или об их реорганизации или ликвидации.
3. Права комиссии
Комиссия имеет право:
запрашивать и получать у структурных подразделений и должностных лиц Местной администрации, предприятий и учреждений учредительные документы , данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности, аудиторских проверок и другую информацию;
получать информацию по результатам проверки, отчеты ответственных должностных лиц об устранении выявленных нарушений и по реализации принятых комиссией решений;
производить оценку результатов деятельности за отчетный период, указывать на допущенные нарушения финансово-хозяйственной деятельности, давать рекомендации по устранению выявленных нарушений и контролировать ход реализации выполненных рекомендаций комиссии;
привлекать на договорной основе к работе комиссии экспертов, аудиторов и специалистов иных специализированных органов.
4. Организация работы комиссии
4.1. Состав комиссии и последующие изменения в ее составе утверждаются правовым актом Местной администрации.
4.2. Председатель комиссии руководит деятельностью комиссии и организует ее работу. План работы комиссии утверждается главой Местной администрации.
4.3. В состав комиссии входят должностные лица Местной администрации и, при необходимости, привлеченные на договорной или иной основе эксперты.
4.4. К работе комиссии могут быть привлечены по согласованию представители налоговых, финансовых и правоохранительных органов при рассмотрении вопросов, относящихся к сфере их компетенции.
4.5. Помимо плановых, комиссия может проводить внеплановые проверки по мере необходимости, в соответствии с правовым актом Местной администрации.
5. Документальное оформление проведенной проверки
Результаты проведенной проверки комиссия оформляет актом по форме согласно приложению, который составляется в двух экземплярах и подписывается комиссией, руководителем и главным бухгалтером проверяемого субъекта.
6. Контроль над деятельностью комиссии
Контроль над деятельностью комиссии осуществляет глава Местной администрации.
Приложение
к Положению о комиссии по внутреннему муниципальному
финансовому контролю
УТВЕРЖДАЮ
Глава Местной администрации
Муниципального образования
Муниципальный округ Гражданка
______________________________
«_____» ________________ 20___г
Акт проверки
1. Объект проверки___________________________
2. Сроки проведения проверки_________________
3. Состав комиссии __________________________
4. Проверяемый период __________________________
5. Характеристика и состояние предмета проверки_________________________
6. Перечень контрольных процедур и мероприятий (формы, виды, методы внутреннего финансового контроля), которые были применены при проведении проверки_______________________________________________________
7. Описание выявленных нарушений (ошибок, недостатков, искажений), причины их возникновения__________________________________________________
8. Перечень требований по устранению выявленных нарушений (ошибок, недостатков, искажений) с указанием сроков, ответственных лиц и ожидаемых результатов этих мероприятий____________________________________________
10. Меры, примененные к нарушителям___________________________________
Председатель комиссии
(Руководитель подразделения)
Приложение 2
к распоряжению Местной администрации
Муниципального образования Муниципальный округ Гражданка
СОСТАВ КОМИССИИ ПО ВНУТРЕННЕМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОМУ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Председатель комиссии:
Заместитель главы Местной администрации
Члены комиссии:
главный бухгалтер Местной администрации
заместитель главного бухгалтера Местной администрации
начальник отдела благоустройства Местной администрации
Независимые эксперты (по согласованию)
______________________________________________________________
Приложение 3
к распоряжению Местной администрации
Муниципального образования Муниципальный округ Гражданка
План контрольных мероприятий
по финансово-хозяйственной деятельности ОМСУ МО Гражданка
на 2015 год
Объект проверки | Планируемые процедуры и мероприятия | ||
Соблюдение Учетной политики | полнота и правильность отражения в приказе элементов учетной политики; практическое применение приказа об учетной политике; проверка соблюдения графика документооборота. | ||
Постановка и организация бухгалтерского и бюджетного учета | оценка численности и уровня образования учетных работников; оценка степени компьютеризации учета; проверка применения плана счетов, утвержденного Приказом по учетной политике; контроль соответствия ведения учета инструкции по бюджетному учету; проверка правильности расстановки кодов ОКОФ; проверка материалов инвентаризаций и ревизий и отражение результатов в бухгалтерском учете; проверка обоснованности расходов с точки зрения Налогового кодекса Российской Федерации; проверка соответствия записей по счетам аналитического учета с записями в Главной книге и в формах журнала, бухгалтерских отчетах. | ||
Целевое использование средств | проверка применения КОСГУ и целевого использования средств; анализ сметы доходов и расходов в разрезе предметных статей; выполнение плана по бюджету (лимитов бюджетных обязательств); выполнение задания на оказание муниципальных услуг; | ||
Налоги и сборы | проверка расчетов по налогам и сборам согласно перечню уплачиваемых налогов; проверка правильности определения налоговой базы; проверка правильности определения налоговых ставок; проверка правильности применения налоговых вычетов ; проверка правильности применения льгот; проверка правильности начисления, перечисления налоговых платежей; проверка правильности составления налоговой отчетности | ||
Состояние активов и обязательств | наличие, законность использования и состояние нефинансовых активов, финансовых активов, дебиторской и кредиторской задолженности ; проведение и результаты инвентаризаций; проверка своевременности претензий вследствие нарушения договорных обязательств, за пропажу, порчу, недопоставку материальных ценностей и т. д.; проверка обоснованности списания претензионных сумм на финансовый результат; проверка расчетов по недостачам, хищениям, соблюдения сроков и порядка рассмотрения случаев недостач, потерь; проверка полноты и правильности оформления материалов о претензиях по недостачам, потерям и хищениям; проверка правильности и обоснованности числящихся в бухгалтерском учете сумм задолженности по недостачам и хищениям. | ||
проверка правильности, полноты определения и отражения в учете доходов по основной и приносящей доход деятельности в разрезе предметных статей сметы доходов и расходов; проверка правильности определения расчета чистой прибыли | |||
Бухгалтерская и статистическая отчетность | проверка состава, содержания форм бухгалтерской отчетности данным, содержащимся в регистрах бухгалтерского учета; проверка правильности оценки статей отчетности; проверка на согласованность показателей форм отчетности; выражение мнения о достоверности показателей отчетности во всех существенных отношениях; проверка статистической отчетности. |
Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.
Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:
Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.
Рассмотрим основные задачи финансового контроля:
Контроль базируется на этих принципах:
Соблюдение всех этих принципов обязательно.
В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:
Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.
Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.
Контрольные мероприятия исполняются различными путями:
Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.
Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:
Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.
ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.
В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:
Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.
Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:
ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.
ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.
Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:
Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.
Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:
Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.
Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:
Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.
В статье на примере рассмотрены структура и основные разделы положения о внутреннем контроле в организации.
В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета. Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден при формировании учреждением своей учетной политики. О том, что должно содержать такое положение, поговорим в статье.
Еще раз отметим, что порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. При этом учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания отдельных нормативных актов.
Порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом.
Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:
Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т. д.
При этом внутренний финансовый контроль должен включать в себя следующие его виды.
Вид контроля |
Описание |
Предварительный контроль |
Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т. д. |
Текущий контроль |
Данный вид контроля заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами) |
Последующий контроль |
Этот контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур |
Таким образом, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей, а последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.
В идеале необходимо сделать так, чтобы в учреждении осуществлялись все типы контроля:
Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:
Выбранный способ осуществления контроля необходимо закрепить в положении о порядке осуществления внутреннего финансового контроля, при этом деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) будет регламентироваться также положением об отделе внутреннего контроля.
К сведению
Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора).
Разграничение полномочий и органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.
При разработке названных документов необходимо права и обязанности проверяющих и сотрудников отделов, которых будут затрагивать проверки.
Утверждаю
Руководитель учреждения
________________ / И. И. Иванов /
Положение о внутреннем финансовом контроле
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению») и уставом учреждения. Положение о внутреннем финансовом контроле устанавливает единые цели, правила и принципы организации и проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении.
1.2. Целями внутреннего финансового контроля являются подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:
1.3. Задачами внутреннего контроля являются:
1.4. Внутренний контроль в учреждении должен основываться на следующих принципах:
1.5. При осуществлении мероприятий внутреннего контроля лица, его проводящие, могут использовать:
1.6. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять:
2. Организация внутреннего финансового контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в формах предварительного, текущего и последующего контроля.
2.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся следующие действия:
2.1.2. Текущий контроль заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, осуществлении мониторингов целевого расходования средств областного (федерального или муниципального) бюджета подведомственными учреждениями, оценке эффективности и результативности расходования средств бюджета для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями управления, подведомственными учреждениями.
В ходе текущего контроля осуществляются следующие мероприятия:
Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отделов бухгалтерского учета и отчетности учреждения, экономического отдела, заместителем руководителя учреждения, ответственным за финансово-экономический блок, комиссией по внутреннему контролю.
2.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Для проведения последующего контроля в учреждении создается комиссия по внутреннему контролю, состав которой определяется в приложении к данному Положению. Состав комиссии может меняться.
Методами последующего контроля являются:
Система контроля состояния бюджетного (бухгалтерского) учета включает в себя проверку:
2.2. Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной планом проверок, утвержденным руководителем учреждения.
Основными объектами плановой проверки являются:
В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.
2.3. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.
Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, которые могут содержать перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.
2.4. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, который подписывается всеми членами комиссии и направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:
Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.
2.5. По результатам проведения проверки главный бухгалтер учреждения (или лицо, уполномоченное руководителем учреждения) разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.
По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин неисполнения.
3. Субъекты внутреннего контроля
3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:
3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.
4. Права и обязанности субъектов контроля
4.1. В ходе осуществления внутреннего финансового контроля субъекты контроля имеют право:
4.2. Субъекты контроля обязаны:
5. Ответственность
5.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках своей компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.
5.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя учреждения, ответственного за финансово-экономический блок.
5.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.
6. Оценка состояния системы финансового контроля
6.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.
6.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляются комиссией по внутреннему контролю.
В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и (в случае необходимости) разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.
7. Заключительные положения
7.1. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются руководителем учреждения.
7.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельные статьи настоящего Положения вступят с ним в противоречие, эти статьи утрачивают силу и преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ.
Приложение 1
Комиссия по внутреннему контролю
Приложение 2
к Положению о внутреннем финансовом контроле
План проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности
Наименование проверяемого вопроса (объекта проверки) |
Проверяемый период |
Срок проведения |
Ответственное лицо |
|
Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности |
||||
Проверка правильности с бюджетом, налоговыми органами, внебюджетными фондами и контрагентами |
Ежемесячно в последний рабочий день месяца |
Председатель комиссии по внутреннему контролю |
||
Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет |
Ежеквартально в последний рабочий день месяца |
Председатель комиссии по внутреннему контролю |
||
Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками |
Полугодие |
Председатель комиссии по внутреннему контролю |
||
Инвентаризация активов |
Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм |
Председатель комиссии по внутреннему контролю |
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
главный бухгалтер СВК инвентаризация
Внутренний контроль необходим многим компаниям. Определите, кто будет проводить проверки. Положение о внутреннем финансовом контроле утвердите приказом руководителя учреждения. Вам поможет наша статья.
Правильно организованный внутренний финансовый контроль помогает избежать ошибок. Поэтому проверки мы проводим в трех направлениях: финансовом, административном и технологическом.
В ходе финансового контроля оцениваем, правильно ли отражены хозяйственные операции в бюджетном учете и отчетности. При административном контроле анализируем, соответствуют ли операции регламентам и полномочиям сотрудников, которые их осуществляли. А технологический контроль проводим для того, чтобы оценить образовательные процессы и технологии в подведомственных учреждениях.
Ограничений на порядок, способы и процедуры внутреннего контроля нет. Поэтому мы определили сами, кто будет проводить такие проверки. В нашей централизованной бухгалтерии контрольные функции распределены между сотрудниками.
Возможны и такие варианты:
Решение о способе контроля мы оформили приказом руководителя (см. образец 1). В состав субъектов контроля включили проверяющих. Разграничили полномочия каждого контролера в локальных актах учреждения.
Образец 1. Внутренний контроль: приказ о создании комиссии
Советую исключить из состава комиссии тех лиц (подразделения), кто одновременно и утверждал, и исполнял хозяйственные операции. Отмечу также, что финансовые контролеры должны отчитываться только перед руководителем.
В данном документе отразили следующее:
Положение о внутреннем финансовом контроле утвердили приказом руководителя учреждения (см. образец 2). Затем согласовали положение с ГРБС - комитетом по образованию муниципального района.
Образец 2.
Для выбора тем и объектов контроля провели анализ информации и документов. Определили, что обязательной проверке подлежат: плановые документы (смета, план ФХД); договоры и контракты; первичка; достоверность бюджетного учета; бюджетная, статистическая, налоговая отчетность; активы и обязательства; трудовые отношения с работниками.
План проверок мы включили в положение о внутреннем контроле (см. таблицу). Так, в августе проверяем формирование учреждениями плана ФХД или сметы на 2017 год. Ежегодно этот план будем обновлять. Новые объекты и предметы внутреннего контроля предлагаем с учетом их актуальности.
Таблица. План проведения мероприятий по внутреннему контролю на 2016 год
Внутренний контроль: м ероприятие |
Дата проведения |
---|---|
Контроль за отражением хозяйственных операций в программе 1С 8 |
Постоянно |
Инвентаризация кассы для определения фактического наличия денежных средств |
Ежемесячно |
Контроль за наличием остатков продуктов питания |
Ежеквартально |
Своевременное и правильное составление первичных документов и представление их в бухгалтерию |
Постоянно |
Своевременное оприходование полученных материальных запасов, а также их списание на основании представленных ответственными лицами документов |
Постоянно |
Своевременное оприходование полученных основных средств, а также их списание на основании представленных ответственными лицами документов |
Постоянно |
Инвентаризация основных средств, материальных запасов, средств и расчетов |
|
Проверка архива |
1 раз в год |
Контроль за достоверностью и правильностью ведения учета и отчетности |
Постоянно |
Последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием средств |
Постоянно |
Сопоставимость штатного расписания, тарификации, приказов по личному составу на календарный год по обслуживаемым учреждениям по договорам бухгалтерского учета |
Сентябрь 2016 года |
Проверка Положения об оплате труда по обслуживаемым учреждениям по договорам бухгалтерского учета |
Сентябрь 2016 года |
Проверка правильности отражения в учете поступления и списания ГСМ в 2016 году по МКОУ ДОД «Танаис» по МКОУ ДОД ДЭБЦ «Эко-Дон» по МКОУ ДОД ДЮСШ по МКУ «Централизованная бухгалтерия» |
Август - сентябрь 2016 года Сентябрь - октябрь 2016 года Сентябрь - октябрь 2016 года Октябрь - ноябрь 2016 года |
Проверка ведения операций по лицевым счетам обслуживаемых учреждений |
Ежемесячно |
Проверка правильности начисления заработной платы, единовременных выплат, пособий по временной нетрудоспособности |
Ежемесячно, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным |
Выборочная проверка начисления и выплат пособий по опеке |
Октябрь 2016 года |
Проверка ведения учета расчетов с поставщиками и подрядчиками |
Еженедельно, путем формирования оборотно-сальдовой ведомости по расчетам. На 1 ноября 2016 года и 1 января 2017 года с составлением акта сверки расчетов |
Проверка ведения учета расчетов с подотчетными лицами, расчетов с покупателями (плата за присмотр и уход) |
Еженедельно, путем формирования оборотно-сальдовой ведомости по расчетам |
Проверка правильности отражения в учете поступления и выбытия ОС по обслуживаемым по договорам о ведении бухгалтерского учета учреждениям за 2016 год |
Декабрь 2016 года |
Проверка оборотов в 1С 8 по счетам учета перед составлением годовой отчетности по обслуживаемым по договорам о ведении бухгалтерского учета учреждениям |
Декабрь 2016 года |
Отметим, что начисленные и перечисленные суммы должны соответствовать друг другу (с учетом НДФЛ, алиментов, профсоюзных взносов и других удержаний).
По итогам предварительного и текущего контроля пишем служебную записку на имя руководителя учреждения. Результаты проверки оформляем заключением. Его составляем в произвольной форме с указанием предмета, способа проведения, выводов и оценки.
Итоги последующего контроля оформляем актом. Например, актом проверки бюджетной отчетности. В нем отражаем: программу проверки, анализ соблюдения законодательства, выводы о результатах проверки, размеры ущерба, виновных лиц и другие нарушения.
Требования к оформлению каждой проверочной процедуры мы указали в положении о внутреннем контроле. В нем определили и то, в какой срок акт и рекомендации по устранению нарушений передаем руководителю учреждения.
В положении прописана обязанность работников представлять письменные объяснения. Они являются основанием для применения к нарушителям дисциплинарного взыскания