Положение о внутреннем финансовом контроле. Внутренний финансовый контроль

МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ

ГРАЖДАНКА

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

31.08.2015 __ 136-р____

Санкт-Петербург

О создании комиссии по внутреннему

муниципальному финансовому контролю

В соответствии с частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 99 Федерального закона -ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Порядком осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка, утвержденным постановлением Местной администрации Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка -п «Об утверждении Порядка осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка»:

1. Утвердить Положение о комиссии по внутреннему муниципальному финансовому контролю согласно приложению 1.

2. Создать комиссию по внутреннему муниципальному финансовому контролю согласно приложению 2.

3. Утвердить План контрольных мероприятий согласно приложению 3.

4. Контроль над исполнением распоряжения оставляю за собой.

Глава Местной администрации

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ ПО ВНУТРЕННЕМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ

ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ

1. Общие положения

1.1. Комиссия по внутреннему муниципальному финансовому контролю (далее - комиссия) создана и действует в соответствии с Порядком осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка (далее – Муниципальное образование), утвержденным постановлением Местной администрации Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка -п «Об утверждении Порядка осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка».

1.2. Комиссия осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) дефицита бюджета Муниципального образования, муниципальных унитарных предприятий , муниципальных учреждений учредителями которых является Муниципальное образование, в соответствии с основными задачами и функциями комиссии.

1.3. Комиссия руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации , распорядительными документами Правительства Российской Федерации, Санкт-Петербурга, правовыми актами Местной администрации Муниципального образования (далее – Местная администрация) и настоящим Положением.

2. Основные задачи и функции комиссии

2.1. Основными задачами комиссии являются:

осуществление контроля над эффективностью и целевым использованием муниципального имущества;

рассмотрение отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, оценка итогов финансовой деятельности, подготовка рекомендаций руководству по устранению выявленных недостатков и нарушений и осуществление контроля над их выполнением;

контроль полноты и своевременности денежных поступлений, фактическое расходование получателями бюджетных средств бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями бюджета, выявление отклонений и нарушений, их анализ, подготовка рекомендаций по их устранению;

осуществление контроля получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению муниципальных услуг;

контроль в сфере осуществления закупок для муниципальных нужд.

2.2. Комиссия для решения стоящих перед ней задач:

проверяет финансово-экономическую и хозяйственную деятельность, производит их оценку и вырабатывает предложения по совершенствованию управления хозяйственно-экономическими процессами;

готовит для утверждения в установленном порядке предложения о целесообразности дальнейшей деятельности предприятий и учреждений или об их реорганизации или ликвидации.

3. Права комиссии

Комиссия имеет право:

запрашивать и получать у структурных подразделений и должностных лиц Местной администрации, предприятий и учреждений учредительные документы , данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности, аудиторских проверок и другую информацию;

получать информацию по результатам проверки, отчеты ответственных должностных лиц об устранении выявленных нарушений и по реализации принятых комиссией решений;

производить оценку результатов деятельности за отчетный период, указывать на допущенные нарушения финансово-хозяйственной деятельности, давать рекомендации по устранению выявленных нарушений и контролировать ход реализации выполненных рекомендаций комиссии;

привлекать на договорной основе к работе комиссии экспертов, аудиторов и специалистов иных специализированных органов.

4. Организация работы комиссии

4.1. Состав комиссии и последующие изменения в ее составе утверждаются правовым актом Местной администрации.

4.2. Председатель комиссии руководит деятельностью комиссии и организует ее работу. План работы комиссии утверждается главой Местной администрации.

4.3. В состав комиссии входят должностные лица Местной администрации и, при необходимости, привлеченные на договорной или иной основе эксперты.

4.4. К работе комиссии могут быть привлечены по согласованию представители налоговых, финансовых и правоохранительных органов при рассмотрении вопросов, относящихся к сфере их компетенции.

4.5. Помимо плановых, комиссия может проводить внеплановые проверки по мере необходимости, в соответствии с правовым актом Местной администрации.

5. Документальное оформление проведенной проверки

Результаты проведенной проверки комиссия оформляет актом по форме согласно приложению, который составляется в двух экземплярах и подписывается комиссией, руководителем и главным бухгалтером проверяемого субъекта.

6. Контроль над деятельностью комиссии

Контроль над деятельностью комиссии осуществляет глава Местной администрации.

Приложение

к Положению о комиссии по внутреннему муниципальному

финансовому контролю

УТВЕРЖДАЮ

Глава Местной администрации

Муниципального образования

Муниципальный округ Гражданка

______________________________

«_____» ________________ 20___г

Акт проверки

1. Объект проверки___________________________

2. Сроки проведения проверки_________________

3. Состав комиссии __________________________

4. Проверяемый период __________________________

5. Характеристика и состояние предмета проверки_________________________

6. Перечень контрольных процедур и мероприятий (формы, виды, методы внутреннего финансового контроля), которые были применены при проведении проверки_______________________________________________________

7. Описание выявленных нарушений (ошибок, недостатков, искажений), причины их возникновения__________________________________________________

8. Перечень требований по устранению выявленных нарушений (ошибок, недостатков, искажений) с указанием сроков, ответственных лиц и ожидаемых результатов этих мероприятий____________________________________________

10. Меры, примененные к нарушителям___________________________________

Председатель комиссии

(Руководитель подразделения)

Приложение 2

к распоряжению Местной администрации

Муниципального образования Муниципальный округ Гражданка

СОСТАВ КОМИССИИ ПО ВНУТРЕННЕМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОМУ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Председатель комиссии:

Заместитель главы Местной администрации

Члены комиссии:

главный бухгалтер Местной администрации

заместитель главного бухгалтера Местной администрации

начальник отдела благоустройства Местной администрации

Независимые эксперты (по согласованию)

______________________________________________________________

Приложение 3

к распоряжению Местной администрации

Муниципального образования Муниципальный округ Гражданка

План контрольных мероприятий

по финансово-хозяйственной деятельности ОМСУ МО Гражданка

на 2015 год

Объект проверки

Планируемые процедуры и мероприятия

Соблюдение Учетной политики

полнота и правильность отражения в приказе элементов учетной политики;

практическое применение приказа об учетной политике;

проверка соблюдения графика документооборота.

Постановка и организация бухгалтерского и бюджетного учета

оценка численности и уровня образования учетных работников;

оценка степени компьютеризации учета;

проверка применения плана счетов, утвержденного Приказом по учетной политике;

контроль соответствия ведения учета инструкции по бюджетному учету;

проверка правильности расстановки кодов ОКОФ;

проверка материалов инвентаризаций и ревизий и отражение результатов в бухгалтерском учете;

проверка обоснованности расходов с точки зрения Налогового кодекса Российской Федерации;

проверка соответствия записей по счетам аналитического учета с записями в Главной книге и в формах журнала, бухгалтерских отчетах.

Целевое использование средств

проверка применения КОСГУ и целевого использования средств;

анализ сметы доходов и расходов в разрезе предметных статей;

выполнение плана по бюджету (лимитов бюджетных обязательств);

выполнение задания на оказание муниципальных услуг;

Налоги и сборы

проверка расчетов по налогам и сборам согласно перечню уплачиваемых налогов;

проверка правильности определения налоговой базы;

проверка правильности определения налоговых ставок;

проверка правильности применения налоговых вычетов ;

проверка правильности применения льгот;

проверка правильности начисления, перечисления налоговых платежей;

проверка правильности составления налоговой отчетности

Состояние активов и обязательств

наличие, законность использования и состояние нефинансовых активов, финансовых активов, дебиторской и кредиторской задолженности ;

проведение и результаты инвентаризаций;

проверка своевременности претензий вследствие нарушения договорных обязательств, за пропажу, порчу, недопоставку материальных ценностей и т. д.;

проверка обоснованности списания претензионных сумм на финансовый результат;

проверка расчетов по недостачам, хищениям, соблюдения сроков и порядка рассмотрения случаев недостач, потерь;

проверка полноты и правильности оформления материалов о претензиях по недостачам, потерям и хищениям;

проверка правильности и обоснованности числящихся в бухгалтерском учете сумм задолженности по недостачам и хищениям.

Финансовый результат

проверка правильности, полноты определения и отражения в учете доходов по основной и приносящей доход деятельности в разрезе предметных статей сметы доходов и расходов;

проверка правильности определения расчета чистой прибыли

Бухгалтерская и статистическая отчетность

проверка состава, содержания форм бухгалтерской отчетности данным, содержащимся в регистрах бухгалтерского учета;

проверка правильности оценки статей отчетности;

проверка на согласованность показателей форм отчетности;

выражение мнения о достоверности показателей отчетности во всех существенных отношениях;

проверка статистической отчетности.

Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.

Цели проведения контроля

Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:

  • Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
  • Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
  • Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
  • Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
  • Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
  • Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
  • Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
  • Обеспечение сохранности собственности компании.

Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.

Задачи и принципы

Рассмотрим основные задачи финансового контроля:

  • Анализ соответствия операций документам и отчетности.
  • Анализ соответствия деятельности регламентам и должностной инструкции.
  • Анализ соответствия деятельности технологическим процессам.
  • Изучение системы локального контроля для обнаружения элементов, обеспечивающих ее результативность.

Контроль базируется на этих принципах:

  • Легитимность. Соответствие контрольных мероприятий законам страны.
  • Независимость. Исполнители контрольных мероприятий должны быть независимы от объектов, которые проверяются. Только в этом случае возможна объективность результатов.
  • Объективность. В процессе контроля должны быть получены достоверные данные. Поэтому мероприятия должны базироваться на фактических сведениях.
  • Ответственность. Все специалисты, занятые на контрольных мероприятиях, должны нести ответственность за свою деятельность. Только так может быть обеспечено ее качество.
  • Системность. Контроль должен быть комплексным. В его процессе анализируются все аспекты финансовой деятельности компании, имеющиеся взаимосвязи.

Соблюдение всех этих принципов обязательно.

Предмет проверки

В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:

  1. Соблюдение законов.
  2. Правильность заполнения документов.
  3. Верность заполнения регистров бухучета.
  4. Сохранение активов организации.

Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.

Особенности организации внутреннего контроля

Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.

Контрольные мероприятия исполняются различными путями:

  • Формированием структурного отдела или принятием сотрудника на должность ревизора. Сотрудники, осуществляющие контрольные мероприятия, подчиняются руководителю организации.
  • Организацией комиссии, которая будет работать на регулярной основе.
  • Возложением обязанностей по проведению контроля на представителей уже сформированных структурных подразделений.

Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.

Уровни проведения внутреннего контроля

Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:

  • Уровень работника. Работник осуществляет контроль в рамках своих должностных полномочий.
  • Уровень структурного отдела. Ответственность за контроль возложена на сотрудников подразделения, руководителей отдела.

Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.

ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.

Особенности проведения внутреннего контроля

В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:

  • Общенаучные методы: анализ, дедукция и прочее.
  • Эмпирические методы: инвентаризация, опросы, замеры.
  • Специфические инструменты: теория вероятности и прочее.

Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.

Разновидности внутреннего контроля

Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:

  1. Предварительный контроль. Выполняется до момента проведения хозяйственной операции. Этот инструмент обеспечивает формирование прогноза относительно итогов операции. Он позволяет решить, стоит ли идти на тот или иной шаг.
  2. Текущий контроль. Включает в себя анализ мероприятий по реализации бюджета, формирование бухгалтерской отчетности, анализ эффективности использования средств. Проверяется соответствие расходов компании ее целям.
  3. Последующий контроль. Осуществляется по результатам реализованных хозяйственных операций. При этом проверяется бухгалтерская документация. Контролируются результаты проведения инвентаризации.

ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.

ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.

Предварительный контроль

Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:

  • Проверка заполнения финансово-плановых бумаг.
  • Визирование и согласование документации.
  • Проверка договоров.
  • Экспертиза бумаг о расходовании ресурсов компании.

Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.

Текущий контроль

Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:

  • Анализ расходной документации.
  • Проверка суммы средств, которая находится в кассе.
  • Контроль над полнотой оприходования средств, которые были выданы банковским учреждением.
  • Контроль над долгами дебиторов и задолженностями самой компании.
  • Проверка соответствия аналитического учета с синтетическим учетом.
  • Установление фактического наличия собственности компании.

Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.

Последующий контроль

Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:

  • Инвентаризация.
  • Ревизия кассы без предварительной подготовки.
  • Проверка путей использования средств.
  • Анализ имеющихся документов.

Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.

В статье на примере рассмотрены структура и основные разделы положения о внутреннем контроле в организации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета. Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден при формировании учреждением своей учетной политики. О том, что должно содержать такое положение, поговорим в статье.

Еще раз отметим, что порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. При этом учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания отдельных нормативных актов.

Порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:

  • в учреждении создается структурное подразделение (отдел внутреннего финансового контроля с подчинением учреждения) либо вводится должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);
  • в учреждении создается постоянно действующая комиссия на которую будет возложено осуществление данного контроля;
  • осуществление внутреннего финансового контроля возлагается на работников структурных подразделений учреждения (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.

Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т. д.

При этом внутренний финансовый контроль должен включать в себя следующие его виды.

Вид контроля

Описание

Предварительный контроль

Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т. д.

Текущий контроль

Данный вид контроля заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами)

Последующий контроль

Этот контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур

Таким образом, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей, а последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.

В идеале необходимо сделать так, чтобы в учреждении осуществлялись все типы контроля:

  • установить процедуры согласования определенной документации как с юридическими службами и другими заинтересованными подразделениями, так и с соответствующими заместителями руководителя учреждения;
  • возложить на работников финансовых и других служб обязанность осуществления текущего контроля за составляемой ими финансовой документацией;
  • создать в учреждении отдел финансового контроля (ввести должность ревизора) или комиссию по осуществлению финансового контроля.

Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:

  • уровень сотрудника – контрольные функции исполняются в рамках должностных обязанностей в соответствии с принципами системности, непрерывности, оперативности и массовости;
  • уровень структурного подразделения – регулярные операции и процедуры внутреннего финансового контроля проводятся сотрудниками отдела, сотрудниками, старшими по должности, и начальниками отделов.

Выбранный способ осуществления контроля необходимо закрепить в положении о порядке осуществления внутреннего финансового контроля, при этом деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) будет регламентироваться также положением об отделе внутреннего контроля.

К сведению

Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора).

Разграничение полномочий и органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

При разработке названных документов необходимо права и обязанности проверяющих и сотрудников отделов, которых будут затрагивать проверки.

Утверждаю

Руководитель учреждения

________________ / И. И. Иванов /

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению») и уставом учреждения. Положение о внутреннем финансовом контроле устанавливает единые цели, правила и принципы организации и проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении.

1.2. Целями внутреннего финансового контроля являются подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:

  • точность и полноту документации бухгалтерского учета;
  • своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращение ошибок и искажений;
  • исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  • выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) учреждения;
  • сохранность имущества учреждения.

1.3. Задачами внутреннего контроля являются:

  • установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;
  • установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
  • соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности;
  • анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

1.4. Внутренний контроль в учреждении должен основываться на следующих принципах:

  • принцип законности – неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;
  • принцип независимости – субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
  • принцип объективности – внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
  • принцип ответственности – каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством РФ;
  • принцип системности – проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления.

1.5. При осуществлении мероприятий внутреннего контроля лица, его проводящие, могут использовать:

  • общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, редукцию, аналогию, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.);
  • эмпирические методические приемы контроля (инвентаризацию, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальную и арифметическую проверки, встречную проверку, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическую проверку, письменный и устный опросы и др.);
  • специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

1.6. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять:

  • сторонние организации или внешние привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в формах предварительного, текущего и последующего контроля.

2.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся следующие действия:

  • контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.). Данные действия осуществляются руководителем, главным бухгалтером;
  • их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
  • проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  • предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая консультантом по финансам и экономике, главным бухгалтером, руководителями подразделений, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.2. Текущий контроль заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, осуществлении мониторингов целевого расходования средств областного (федерального или муниципального) бюджета подведомственными учреждениями, оценке эффективности и результативности расходования средств бюджета для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями управления, подведомственными учреждениями.

В ходе текущего контроля осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
  • проверка наличия денежных средств в кассе;
  • проверка полноты оприходования полученных в наличных денежных средств;
  • проверка наличия у подотчетных лиц полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением задолженности;
  • сверка аналитического учета с синтетическим учетом (оборотная ведомость);
  • проверка фактического наличия материальных средств.

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отделов бухгалтерского учета и отчетности учреждения, экономического отдела, заместителем руководителя учреждения, ответственным за финансово-экономический блок, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Для проведения последующего контроля в учреждении создается комиссия по внутреннему контролю, состав которой определяется в приложении к данному Положению. Состав комиссии может меняться.

Методами последующего контроля являются:

  • инвентаризация;
  • внезапная ревизия кассы;
  • проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
  • документальные проверки (ревизии) завершенных операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Система контроля состояния бюджетного (бухгалтерского) учета включает в себя проверку:

  • соблюдения требований законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
  • предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
  • исполнения приказов и распоряжений руководства;
  • сохранности финансовых и нефинансовых активов учреждения.

2.2. Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной планом проверок, утвержденным руководителем учреждения.

Основными объектами плановой проверки являются:

  • соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета, и норм учетной политики;
  • правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
  • полнота и правильность документального оформления операций;
  • своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
  • достоверность отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

2.3. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, которые могут содержать перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

2.4. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, который подписывается всеми членами комиссии и направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

  • программу проверки (утверждается руководителем учреждения);
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
  • виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
  • анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • выводы о результатах проведения контроля;
  • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

2.5. По результатам проведения проверки главный бухгалтер учреждения (или лицо, уполномоченное руководителем учреждения) разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин неисполнения.

3. Субъекты внутреннего контроля

3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

  • руководитель учреждения и его заместители;
  • комиссия по внутреннему контролю;
  • руководители и работники учреждения на всех уровнях;
  • сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

4. Права и обязанности субъектов контроля

4.1. В ходе осуществления внутреннего финансового контроля субъекты контроля имеют право:

  • на доступ к документам, базам данных и регистрам, непосредственно связанным с вопросами проведения контрольного мероприятия;
  • на получение информации по вопросам, включенным в программу контрольного мероприятия;
  • на получение от должностных лиц учреждения письменных объяснений по вопросам, входящим в программу контрольного мероприятия;
  • на беспрепятственный допуск (с соблюдением установленного порядка) во все служебные помещения субъекта внутреннего контроля;
  • на расширение круга направлений (вопросов) проверки в случае необходимости такого расширения при выполнении основного задания.

4.2. Субъекты контроля обязаны:

  • обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками;
  • исполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями и положением о структурном подразделении;
  • соблюдать при осуществлении своей деятельности требования законодательства РФ;
  • обеспечивать сохранность и возврат полученных в объекте внутреннего контроля оригиналов документов;
  • соблюдать конфиденциальность полученной информации в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • оформлять материалы проверки в соответствии с установленными требованиями.

5. Ответственность

5.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках своей компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

5.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя учреждения, ответственного за финансово-экономический блок.

5.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

6. Оценка состояния системы финансового контроля

6.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

6.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляются комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и (в случае необходимости) разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

7. Заключительные положения

7.1. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются руководителем учреждения.

7.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельные статьи настоящего Положения вступят с ним в противоречие, эти статьи утрачивают силу и преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ.

Приложение 1

Комиссия по внутреннему контролю

Приложение 2

к Положению о внутреннем финансовом контроле

План проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности

Наименование проверяемого вопроса (объекта проверки)

Проверяемый период

Срок проведения

Ответственное лицо

Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности

Проверка правильности с бюджетом, налоговыми органами, внебюджетными фондами и контрагентами

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет

Ежеквартально в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

Полугодие

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инвентаризация активов

Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

главный бухгалтер СВК инвентаризация

Внутренний контроль необходим многим компаниям. Определите, кто будет проводить проверки. Положение о внутреннем финансовом контроле утвердите приказом руководителя учреждения. Вам поможет наша статья.

Внутренний контроль: направления

Правильно организованный внутренний финансовый контроль помогает избежать ошибок. Поэтому проверки мы проводим в трех направлениях: финансовом, административном и технологическом.

В ходе финансового контроля оцениваем, правильно ли отражены хозяйственные операции в бюджетном учете и отчетности. При административном контроле анализируем, соответствуют ли операции регламентам и полномочиям сотрудников, которые их осуществляли. А технологический контроль проводим для того, чтобы оценить образовательные процессы и технологии в подведомственных учреждениях.

Структура и правила контроля

Ограничений на порядок, способы и процедуры внутреннего контроля нет. Поэтому мы определили сами, кто будет проводить такие проверки. В нашей централизованной бухгалтерии контрольные функции распределены между сотрудниками.

Возможны и такие варианты:

  • создать службу внутреннего контроля;
  • перераспределить контрольные функции между сотрудниками (подразделениями);
  • сформировать комиссию по внутренним проверкам;
  • ввести в штат ревизора (аудитора);
  • привлечь внешнего аудитора на договорной основе.

Решение о способе контроля мы оформили приказом руководителя (см. образец 1). В состав субъектов контроля включили проверяющих. Разграничили полномочия каждого контролера в локальных актах учреждения.

Образец 1. Внутренний контроль: приказ о создании комиссии

Советую исключить из состава комиссии тех лиц (подразделения), кто одновременно и утверждал, и исполнял хозяйственные операции. Отмечу также, что финансовые контролеры должны отчитываться только перед руководителем.

В данном документе отразили следующее:

  • общую часть (принципы, цели, задачи внутреннего контроля);
  • организацию контроля (объекты проверок, их виды, количество и сроки проведения);
  • права и обязанности субъектов проверок;
  • оценку эффективности системы внутреннего контроля;
  • заключительную часть (порядок оформления итогов проверок, устранения нарушений).

Положение о внутреннем финансовом контроле утвердили приказом руководителя учреждения (см. образец 2). Затем согласовали положение с ГРБС - комитетом по образованию муниципального района.

Образец 2.

Внутренний контроль: план, объекты и предмет

Для выбора тем и объектов контроля провели анализ информации и документов. Определили, что обязательной проверке подлежат: плановые документы (смета, план ФХД); договоры и контракты; первичка; достоверность бюджетного учета; бюджетная, статистическая, налоговая отчетность; активы и обязательства; трудовые отношения с работниками.

План проверок мы включили в положение о внутреннем контроле (см. таблицу). Так, в августе проверяем формирование учреждениями плана ФХД или сметы на 2017 год. Ежегодно этот план будем обновлять. Новые объекты и предметы внутреннего контроля предлагаем с учетом их актуальности.

Таблица. План проведения мероприятий по внутреннему контролю на 2016 год

Внутренний контроль: м ероприятие

Дата проведения

Контроль за отражением хозяйственных операций в программе 1С 8

Постоянно

Инвентаризация кассы для определения фактического наличия денежных средств

Ежемесячно

Контроль за наличием остатков продуктов питания

Ежеквартально

Своевременное и правильное составление первичных документов и представление их в бухгалтерию

Постоянно

Своевременное оприходование полученных материальных запасов, а также их списание на основании представленных ответственными лицами документов

Постоянно

Своевременное оприходование полученных основных средств, а также их списание на основании представленных ответственными лицами документов

Постоянно

Инвентаризация основных средств, материальных запасов, средств и расчетов

Проверка архива

1 раз в год

Контроль за достоверностью и правильностью ведения учета и отчетности

Постоянно

Последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием средств

Постоянно

Сопоставимость штатного расписания, тарификации, приказов по личному составу на календарный год по обслуживаемым учреждениям по договорам бухгалтерского учета

Сентябрь 2016 года

Проверка Положения об оплате труда по обслуживаемым учреждениям по договорам бухгалтерского учета

Сентябрь 2016 года

Проверка правильности отражения в учете поступления и списания ГСМ в 2016 году по МКОУ ДОД «Танаис» по МКОУ ДОД ДЭБЦ «Эко-Дон» по МКОУ ДОД ДЮСШ по МКУ «Централизованная бухгалтерия»

Август - сентябрь 2016 года Сентябрь - октябрь 2016 года Сентябрь - октябрь 2016 года Октябрь - ноябрь 2016 года

Проверка ведения операций по лицевым счетам обслуживаемых учреждений

Ежемесячно

Проверка правильности начисления заработной платы, единовременных выплат, пособий по временной нетрудоспособности

Ежемесячно, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным

Выборочная проверка начисления и выплат пособий по опеке

Октябрь 2016 года

Проверка ведения учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Еженедельно, путем формирования оборотно-сальдовой ведомости по расчетам. На 1 ноября 2016 года и 1 января 2017 года с составлением акта сверки расчетов

Проверка ведения учета расчетов с подотчетными лицами, расчетов с покупателями (плата за присмотр и уход)

Еженедельно, путем формирования оборотно-сальдовой ведомости по расчетам

Проверка правильности отражения в учете поступления и выбытия ОС по обслуживаемым по договорам о ведении бухгалтерского учета учреждениям за 2016 год

Декабрь 2016 года

Проверка оборотов в 1С 8 по счетам учета перед составлением годовой отчетности по обслуживаемым по договорам о ведении бухгалтерского учета учреждениям

Декабрь 2016 года

Отметим, что начисленные и перечисленные суммы должны соответствовать друг другу (с учетом НДФЛ, алиментов, профсоюзных взносов и других удержаний).

Оформление результатов внутреннего контроля

По итогам предварительного и текущего контроля пишем служебную записку на имя руководителя учреждения. Результаты проверки оформляем заключением. Его составляем в произвольной форме с указанием предмета, способа проведения, выводов и оценки.

Итоги последующего контроля оформляем актом. Например, актом проверки бюджетной отчетности. В нем отражаем: программу проверки, анализ соблюдения законодательства, выводы о результатах проверки, размеры ущерба, виновных лиц и другие нарушения.

Требования к оформлению каждой проверочной процедуры мы указали в положении о внутреннем контроле. В нем определили и то, в какой срок акт и рекомендации по устранению нарушений передаем руководителю учреждения.

В положении прописана обязанность работников представлять письменные объяснения. Они являются основанием для применения к нарушителям дисциплинарного взыскания

Случайные статьи

Вверх