Нормативное регулирование учета финансовых результатов. Нормативное регулирование бухгалтерского учета прочих доходов и расходов

студентка

Челябинский Государственный Университет

Учет и финансы организаций

Аннотация:

В статье исследуются нормативные акты бухгалтерского учета в формировании информации о финансовых результатах и распределении прибыли. Основное внимание уделено Положениям бухгалтерского учета. Динамика появления новых Положений по бухгалтерскому учету, а также изменения в действующих Положениях предельно высока, что порождает отсутствие понимания взаимосвязей между различными показателями финансовых результатов и необходимостью их формирования. Также не решены многие концептуальные вопросы, касающиеся, прежде всего, принципов взаимодействия нормативного регулирования бухгалтерского и налогового законодательства, что на сегодняшний день является актуальной проблемой.

The article examines the regulations of accounting in the reporting of financial results and distribution of profits. Focuses on the Provisions of accounting. Dynamics of the emergence of new accounting Regulations and changes in existing Regulations is extremely high, which creates a lack of understanding of the relationships between different indicators of financial results and the necessity of their formation. Also not resolved many of the conceptual issues concerning, primarily, the principles of interaction between regulatory accounting and the tax laws that today is an actual problem.

Ключевые слова:

финансовый результат,прибыль,бухгалтерский учет, нормативные акты, положения бухгалтерского учета,доход,расход

the financial result,earnings,accounting, regulations, accounting principles,income,consumption

Учет финансовых результатов является центральным и одним из наиболее важных вопросов во всей системе бухгалтерского учета. Важность учета финансовых результатов предопределяется тем обстоятельством, что по его данным формируется информация о прибыли предприятия. В свою очередь, прибыль выступает в качестве одного из важнейших показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия.

В течение последних лет происходит реформирование российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами учета и отчетности, медленным темпом развивается система налогообложения. В специальной экономической литературе всегда занимали важное место вопросы о формировании и отражении в бухгалтерском учете доходов и расходов. От полноты и достоверности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности данных о доходах, расходах и финансовых результатах деятельности хозяйствующего субъекта зависит качество представляемых в бухгалтерской отчетности сведений.

В настоящее время действует обширный перечень нормативных актов, оказывающих влияние на учет и состав финансовых результа-тов. Степень их значимости по влиянию на организацию учета фи-нансовых результатов определяется уровнем соответствующего до-кумента. Законодательство Российской Федерации бухгалтерского учета в целом состоит из федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, ПБУ, утверждаемых Министерст-вом Финансов. Важнейшим элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета являются Положения по Бухгалтерскому Учету (ПБУ). ПБУ — это стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным при составлении бухгалтерской отчётности и ведении регистров бухгалтерского учёта в Российской Федерации.

Понятия «доход» и «расход», основанные на содержании международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), для целей бухгалтерского учета, впервые были сформулированы в положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н) и «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 N 55н) в 1999 году. Однако введенные в действие Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» и «Расходы организации» не разрешили многих проблем методики формирования финансовых результатов предприятий, а по некоторым позициям создали и новые сложности.

Через эти Положения определяется фи-нансовый результат, а также способы и аспекты учета финансовых результатов, являющиеся предметом других Положений. Также развитие принципов, правил и способов веде-ния учета финансовых результатов, закрепленных вышеуказанными документами, нашло свое отражение в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инст-рукции по его применению, утвержденных Приказом МФ РФ № 94н от 31.10 2000 (в ред. от 08.11.2010 г).

Кроме этих указанных нормативных документов прямое отно-шение к бухгалтерскому учету финансовых результатов имеет По-ложение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 (в ред. Приказа МФ РФ от 24.12.10 № 186н). С помощью правил, установленных этим актом, формируется локальная, но весьма важная информация о расчетах по налогу на прибыль, интегрированная в подсистему учета финан-совых результатов.

Таким образом, в нормативных документах устанавливаются принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета. При этом практически во всех Положениях, регламентирующих принципы, правила, способы ведения бухгалтерского учета активов и обязательств имеется пункт или их ряд, определяющий взаимо-связь рассматриваемого объекта с организацией учета финансовых результатов. Для этого все Положения бухгалтерского учета по их на-правленности можно подразделить на три условные группы:

1. Положения, где порядок учета финансовых результатов может осуществляться через рассмотрение принципов учета активов и обязательств определенной хозяйственной ситуации в деятельно-сти организации, информация о которой формируется в подсистеме учета финансовых результатов

2. Положения, регулирую-щие общие принципы бухгалтерского учета финансовых резуль-татов

3. Положения, определяющие представление в бухгалтерской (финансовой) отчетности показателей финансовых результатов

Представим их в виде таблицы:

Наименование и № группы

Нормативный документ

I - активы и обязательства организации

1. Учет договоров строительного подряда ПБУ 2/08 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н)

2. Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте ПБУ 3/2006 (в ред. Приказа МФ РФ от 24.12.10 №186н)

3. Учет материально - производственных запасов ПБУ 5/01 (в ред. Приказа МФ РФ от 25.10.10 № 132н)

4. Учет основных средств ПБУ 6/01 (в ред. Приказа МФ РФ от 24.12.10 № 186н)

5. Учет государственной помощи ПБУ 13/2000 (в ред. Приказа МФ РФ от 18.09.06 № 115н)

6. Учет нематериальных активов ПБУ 14/07 (в ред. Приказа МФ РФ от 24.12.10 №153н)

7. Учет расходов по займам и кредитам ПБУ 15/08 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н)

8. Информация по прекращаемой деятельности ПБУ 16/02 (в ред. Приказа МФ РФ от 08.11.10 №144н)

9. Учет расходов на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы ПБУ 17/02 (в ред. Приказа МФ РФ от 18.09.06 № 116н)

10. Учет финансовых вложений ПБУ 19/02 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н)

II - общие принципы раскрытия информации

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в ред. Приказа МФ РФ от 24.12.2010 N 186н)

2. События после отчетной даты ПБУ 7/98 (в ред. Приказа МФ РФ №143н от 20.12.07)

3. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы ПБУ 8/2010 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н)

III - финансовые результаты деятельности организации

1. Учетная политика организации ПБУ 1/08 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н)

2. Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99 (в ред. Приказа МФ РФ от 08.11.10 №). Документ применяется в части, не противоречащей ФЗ N 402-ФЗ (т.е. продолжают действовать п.6 и п.37, раздел VIII Положения)

3. Информация по сегментам ПБУ 12/10 (утверждено Приказом МФ РФ от 08.11.10 № 143н)

Кроме того, базовые правила и принципы представления в бух-галтерской отчетности показателей финансовых результатов, регла-ментируемых вышеуказанными Положениями, нашли свое развитие в таких документах, как «Формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках» (в ред. от 05.10.2011 г №124 Н), где следует отметить в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012г, отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах (информация Минфина № ПЗ-10/2012 о вступлении в силу с 01.01.2013г ФЗ от 06.12.2011г № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») и «Ме-тодические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию» (Приказ № 29 Н от 21.03.2000 г).

В связи с этим формирование состава финансовых результатов может осуществляться по самым различным направлениям. Поэтому требуется выработка базовых правил формирования финансовых результатов и построения на их основе соответствующих учетных моделей.

Также необходимо отметить, что над рассматриваемыми Поло-жениями постоянно ведется работа по их совершенствованию. В на-стоящее время ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 применяются в их седьмой ре-дакции, где уточнена и расширена номенклатура расходов и доходов.

Таким образом, формирование информации о финансовых ре-зультатах и распределении прибыли регламентируется целым пе-речнем нормативных актов бухгалтерского учета. Динамика появле-ния новых Положений по бухгалтерскому учету, а также изменения в действующих Положениях предельно высока, что порождает от-сутствие понимания взаимосвязей между различными показателями финансовых результатов и необходимостью их формирования. Также не решены многие концептуальные вопросы, касающиеся, прежде всего, принципов взаимодействия нормативного регулирования бухгалтерского и налогового законодательства, что на сегодняшний день является актуальной проблемой. Имеющиеся и углубляющиеся противоречия в системах бухгалтерского и налогового учета финансовых результатов требуют тщательного анализа и исследования, но для этого нужно четко понимать различия бухгалтерского и налогового учета.

Библиографический список:


1.Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (ред. от 26.10.2012 № 139н)
2.Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012)
3.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н (в редакции приказа МФ РФ от 7.05.2003г. №38н)
4.Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99
5.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99
6.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (в редакции приказа МФ РФ от 24.12.2010 № 186н)
7.Гарант Информационно-правовой портал - http://www.garant.ru
8.Консультант Плюс Интернет версия - http://www.consultant.ru
9.Министерство финансов Российской Федерации – http://www1.minfin.ru
10.Бухгалтерский учет в схемах и таблицах: учебное пособие / Т.М. Ефремова, Т.А. Кольцова, О.А. Кузьменко, - М.: КНОРУС, 2010. – 184 с.
11.Бухгалтерский финансовый учет: учебник/ И. И. Бочкарева, Г. Г. Левина; под ред. проф. Я. В. Соколова. - М.: Магистр, 2010. - 413 с.
12.Материалы. Бухгалтерский и налоговый учет. Семенихин В.В. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010. 616 с.
13.Расходы организации (Налоговый практикум). Колесникова Т.В. - "Гросс-Медиа": РОСБУХ, 2010 г. 384 с.
14.Управление финансами. Финансы предприятий Володин А.А (ред.) Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 510 с.
15.Финансы Подъяблонская Л.М.Учебник ЮНИТИ 407 с. 2011
16.Финансы: Учеб. Пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина, В 2 т. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 320 с. – Высшее образование).
17.Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, JI. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика,2012. - 496 с.: ил.
18.Экономический анализ: практикум / О.В. Авдейчик, Н.Л. Фурман. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 199 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»

на тему «Нормативное регулирование и порядок учета доходов и расходов от обычных видов деятельности»

Иркутск, 2014

Введение

1. Основные нормативные документы

2. Понятие доходов и расходов организации

3. Учет доходов от обычных видов деятельности

4. Учет расходов по обычным видам деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Финансово-хозяйственная деятельность организации складывается из различных хозяйственных операций, каждая из которых - часть процессов ее деятельности: создание и приобретение основных фондов, заготовление производственных запасов, производство и продажа. Эти процессы являются составными частями кругооборота имущества. В бухгалтерском финансовом учете отражается кругооборот имущества организации и формируется информация о его состоянии и размещении на различных стадиях кругооборота.

Перемещение имущества и его трансформация в процессе кругооборота сопровождаются приращением либо уменьшением имущества. Информация о таком изменении величины имущества организации формируется посредством учета происходящих в процессе кругооборота расходов и получаемых доходов.

В процессе своей деятельности предприятия несут расходы с целью получения доходов.

Доходы, полученные от деятельности хозяйствующих субъектов, подлежат налогообложению. Неправильное отражение доходов и расходов от совершаемых хозяйственных операций приводит к нарушению налогового законодательства. В результате неправильных налоговых исчислений, хозяйствующие субъекты несут незапланированные потери в виде штрафов, пени налагаемых налоговыми органами. Поэтому бухгалтеру необходимо правильно отражать по методу начисления доходы и расходы, возникающие в результате финансово - хозяйственной деятельности субъекта.

Актуальностью темы курсовой работы «Нормативное регулирование и порядок учета доходов и расходов от обычных видов деятельности», является роль учета доходов и расходов в формировании финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

Предметом этого исследования является изучение понятий о доходах и расходах по обычным видам деятельности, и порядка их учета.

учет доход расход бухгалтерский

1. Основные нормативные документы

2. Понятие доходов и расходов организации

С конца 90-х г. XXв. в нормативном регулировании бухгалтерского учета появился новый термин «экономическая выгода», под которым понимается рост активов организации с одновременным уменьшением ее кредиторской задолженности. Этот термин положен в основу бухгалтерского определения доходов и расходов.

Правила учета доходов и расходов представлены в бухгалтерских стандартах ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, разработанных и принятых Минфином России. Требования этих нормативных документов распространяются на все коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, за исключением кредитных и страховых. В соответствии с положениями этих стандартов доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников или собственников имущества.

В то же время поступления некоторых активов от юридических и физических лиц не признаются доходом. К таковым, в частности, относятся:

Суммы налога на добавленную стоимость, акцизы, экспортные пошлины и иные аналогичные обязательные платежи;

Суммы, поступившие по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам, в пользу комитента, принципала и т.п.;

Средства, полученные в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

Суммы полученных задатков;

Суммы залогов, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

Суммы кредита или займа, погашенные заемщиком.

Все доходы организации, полученные в результате ее деятельности, подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления.

Организациям предоставлено право самостоятельного подразделения своих доходов на указанные виды. При этом основным критерием разделения является систематичность получения доходов. Если распространить рекомендации положений ст. 265 НК РФ на бухгалтерский учет хозяйственной деятельности организации, то при осуществлении деятельности на систематической основе доходы и расходы по этой деятельности следует отнести к доходам и расходам от обычной деятельности. Если проводимые организацией операции осуществляются не постоянно, носят временный характер, то доходы и расходы по ним следует отнести к прочим. Учитывая специфику своей деятельности, организациям следует разработать классификацию получаемых доходов и зафиксировать ее в учетной политике.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Однако не всякое выбытие активов приводит к уменьшению экономических выгод. Не признается расходами организации выбытие активов:

В связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

Во вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, на приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

По договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

В порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

В виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

В погашение кредита или займа, полученного организацией.

Так же как и доходы, расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

3. Учет доходов от обычных видов деятельности

Если организация имеет предмет деятельности, отличный от перечисленных, и занимается предоставлением за плату во временное пользование своих активов (например, по договору аренды, проката или пользования, в том числе нематериальных активов) или участвует в уставных капиталах других организаций, то выручкой считаются поступления от этих видов деятельности. Доходы же, получаемые организацией от указанных видов деятельности, когда это не является предметом основной деятельности, относятся к прочим доходам.

Информация о доходах организации от обычного вида деятельности отражается по кредиту счета 90 "Продажи" нарастающим итогом с начала календарного периода.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Сумма выручки определяется исходя из цены, указанной в договоре, с учетом всех предоставленных скидок и накидок. Если цепа в договоре не определена, выручка определяется по цене, по которой в сравнимых обстоятельствах организация определяет выручку отгруженной продукции, выполненной работы или оказанной услуги.

При продаже продукции, выполнении работ или оказании услуг на условиях коммерческого кредита выручка принимается к бухгалтерскому учету вместе с суммой начисленных процентов, т.е. в полной сумме дебиторской задолженности.

Следует учесть, что в бухгалтерском учете доход (выручка) может быть признан только при соблюдении определенных условий. Не менее важно и обратное: если у организации имеют место определенные условия, то она должна зафиксировать в учете получение дохода. Эти условия таковы:

1) организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

2) сумма выручки может быть определена;

3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Подобная уверенность имеется в случае, когда организация получила или получит в оплату актив;

4) право собственности на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа (услуга) принята заказчиком;

5) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств или иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из перечисленных условий, то в бухгалтерском учете организации признается не выручка, а кредиторская задолженность.

Для признания в бухгалтерском учете выручки от предоставления за плату во временное пользование своих активов в виде прав на предметы интеллектуальной собственности и от участия в уставных капиталах других организаций достаточно одновременного соблюдения условий, перечисленных в п. 1, 2 и 3.

Для правильного исчисления дохода (выручки) важное значение имеет дата ее признания. В бухгалтерском учете действует принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (метод начисления), по которому доход должен отражаться в момент перехода права собственности на отгруженную продукцию, выполненную работу или оказанную услугу независимо от факта оплаты. Однако это общее правило. В то же время при выполнении работ с длительным циклом изготовления выручка может отражаться в учете по мере готовности отдельных видов работ или в целом, по завершению всей работы.

В случае невозможности определения суммы выручки от продажи продукции, выполнения работы или оказания услуги она принимается к учету в размере признанных в бухгалтерском учете расходов по изготовлению этой продукции, выполнению работы, оказанию услуги, которые будут впоследствии возмещены организации.

4. Учет расходов по обычны м вид ам деятельности

К расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование но договору аренды своих активов, в том числе нематериальных; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, в том случае, если эти виды деятельности являются основными для организаций.

Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.

Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и сумма неоплаченной кредиторской задолженности.

Величина оплаты определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком с учетом всех скидок и накидок. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет расходы в отношении аналогичных МПЗ, ценностей, работ, услуг либо предоставления во временное пользование аналогичных активов.

При оплате приобретаемых ценностей, работ, услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде рассрочки платежа, расходы принимаются к бухгалтерскому учету вместе с суммой начисленных процентов.

Расходы по обычным видам деятельности формируют затраты:

Связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

Возникающие непосредственно в процессе переработки МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи товаров, расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

Материальные затраты;

Затраты на оплату труда;

Отчисления на социальные нужды;

Амортизация;

Прочие затраты.

Для целей управления и контроля в бухгалтерском учете необходимо организовать учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно с учетом отраслевой специфики.

По сути, расходы по обычным видам деятельности - это затраты по формированию себестоимости. Поэтому первоначально они отражаются на соответствующих бухгалтерских счетах (зарплата - на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", амортизация - на счете 02 "Амортизация основных средств" и т.д.). По окончании отчетного периода эти расходы переносятся в дебет счета 90 "Продажи", так как в конечном итоге приводят к получению дохода в форме выручки, отражаемой по кредиту того же счета 90 "Продажи".

Для того чтобы в бухгалтерском учете величина расхода была признана, необходимо выполнение следующих условий:

Расход производится в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

Сумма расхода может быть определена;

Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.

В соответствии с принципом временной определенности фактов хозяйственной деятельности (методом начисления) расходы отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы осуществления. Если организацией принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров, выполненной работы или оказанной услуги после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.

Заключение

Принятие к учету доходов и расходов организации осуществляется в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету:

ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 9/99).

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 10/99).

В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 доходы и расходы организации подразделяются в зависимости от характера, условий получения и вида деятельности на доходы и расходы от обычных видов деятельности и прочие доходы и расходы.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления от выполнения работ или оказания услуг.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ или оказанием услуг.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.

5. ПБУ 9/99 «Доходы организации».

6. ПБУ 10/99 «Расходы организации».

7. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник / Бабаев Ю.А., Петров А.М., Макарова Л.Г. - М.: Вузовский учебник, 2011. - 575 с.

8. Бычкова С.М. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: учеб. пособие для студ / С. М. Бычкова, Д. Г. Бадмаева; под. ред. С. М. Бычковой; П. В. Смекалов и др.. - М. : Эксмо, 2008. - 400 с.

9. Гетьман В.Г. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для бакалавров / В.Г. Гетьман, В.А. Терехова. - М.: Дашков и К, 2013. - 504 c.

10. Дмитриева И. М. Бухгалтерский финансовый учет. - М.: Юрайт, 2014. - 538 с.

11. Нечитайло А.И. Бухгалтерский финансовый учет для бакалавров / Нечитайло А.И., Фомина Л.Ф. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 509 с.

12. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии: учебно-практическое пособие / Н.В. Пошерстник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: проспект. 2011. - 560 с.

13. Рогуленко Т.М., Пономарёва С.В., Слиняков Ю.В., Бодяко А.В. Бухгалтерский финансовый учет. - М.: КноРус, 2011. - 288 с.

14. Старовойтова Е. В. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие / Е. В. Старовойтова, О. В. Соловьева, Е. Ю. Макушина. - М.:Рид Групп, 2011. - 411 с.

15. Черненко Н.Ю. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие / Н.Ю. Черненко, А.Ф. Черненко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 476 c.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические аспекты учета расходов от обычных видов деятельности. Нормативно-правовая база. Методика учета расходов от обычных видов деятельности. Порядок отражения в первичных документах, регистрах учета и формах годовой бухгалтерской отчетности.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2008

    Учет затрат и продукции – основа исчисления фактической прибыли фирмы, облагаемой налогом. Понятие доходов от продаж, принципы признания. Расходы от обычных видов деятельности. Аналитический учет по счету "Основное производство". Распределение расходов.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2013

    Понятие, классификация и экономическая сущность доходов и расходов предприятия по обычным видам деятельности. Ведение бухгалтерской отчетности СХПК "Дуслык". Формирование и учет финансовых результатов. Поступления от обслуживающих видов деятельности.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2015

    Понятие доходов и расходов, их классификация. Нормативно-правовое регулирование учета расчетов по продажам. Документальное оформление учета продаж. Инвентаризация доходов и расходов. Отчет о прибылях и убытках предприятия. Понятие бухгалтерского баланса.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2011

    Понятие, классификация, признание доходов и расходов в организации, нормативное регулирование и особенности их учета. Организационно-экономическая характеристика предприятия, бухгалтерский учет доходов и расходов и направления его совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 23.05.2015

    Понятие и классификация, проведение учета доходов организации. Характеристика доходов от обычных видов деятельности. Понятие и способы классификации расходов организации. Учет и формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности организации.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2014

    Понятие, условия признания и задачи учета расходов предприятия согласно ПБУ 10/99, основания их классификации. Бухгалтерский учет расходов от обычных видов деятельности, прочих расходов. Порядок формирования и учет финансового результата организации.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2011

    Задачи бухгалтерского учета доходов и расходов, их классификация. Учет доходов и расходов от текущей деятельности и будущего периода. Учет прочих доходов и расходов. Аннотированный перечень нормативных документов, регламентирующих учет доходов и расходов.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2015

    Сущность и классификация доходов и расходов организации. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов организации в РФ. Расходы по обычным видам деятельности. Формирование конечного финансового результата деятельности.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2016

    Классификация доходов и расходов в бухгалтерском учете сельскохозяйственного предприятия. Учет доходов и расходов от основного вида деятельности. Особенности учета прочих доходов и расходов. Понятие финансовых результатов и порядок их отражения в учете.

Для полного и достоверного отражения в бухгалтерском учете прочих доходов и расходов, бухгалтер должен знать и выполнять требования нормативных актов, регулирующих данный раздел учета. В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней. В таблице 1 приведены нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться в части бухгалтерского учета прочих доходов и расходов.

Таким образом, первый (законодательный) уровень составляют законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета прочих доходов и расходов в организациях.

Таблица 1 Перечень нормативных актов, на основании которых организуется бухгалтерский учет прочих доходов и расходов

Наименование нормативного акта

Дата и номер

Примечание

Первый уровень нормативного регулирования

Гражданский кодекс РФ, ч.1 и 2

21.10.94 г. (в ред. от 25.12.2008 г.)

Регулирует порядок перехода права собственности на продукцию, порядок заключения договоров купли - продажи.

Налоговый кодекс РФ, часть 2, утв. Федеральным законом

  • 05.08.2000 № 118-ФЗ (с изм. от 30.12.
  • 2008 г.)

Устанавливает принципы налогообложения прибыли

Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»

№ 129 от 21.11.96 г. (с изм. от 03.11.2006 г.)

Устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета финансовых результатов

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»

№ 14 - ФЗ от 08.02.1998 г. (в ред. от 22.12.2008 г.)

Определяются вопросы правового положения общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

Второй уровень нормативного регулирования

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утв. приказом МФ РФ

29.07.98 г. № 34н (в ред. от 26.03.2007 г.)

Устанавливает требования и принципы ведения учета финансовых результатов

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утв. приказом Минфина России

06.05.99 г. № 32н. (с изм. от 27.11.2006 г.)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 9/99), утв. приказом Минфина России

06.05.99 г. № 33н. (с изм. от 27.11.2006 г.)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина РФ

  • 19.11.2003 г. № 114н
  • (с изм. от 27.11.2006 г.)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расчетах по налогу на прибыль

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ

06.10.2008 г. № 60н

Устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций в части учета финансовых результатов

Третий уровень нормативного регулирования

План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утв. Приказом МФ России

31.10.2000 г. № 94н. (с изм. от 18.09.2006 г.)

Предусматривает синтетические счета для учета прочих доходов и расходов

Четвертый уровень нормативного регулирования

Учетная политика

Утверждается организациями

Устанавливает порядок учета прочих доходов и расходов на предприятии

Рабочий план счетов

Утверждается организациями

Закрепляет счета синтетического учета прочих доходов и расходов

График документооборота

Утверждается организациями

Определяет порядок документооборота при учете прочих доходов и расходов

Документами этого уровня являются: Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, федеральные законы, в т.ч.: закон Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 3 ноября 2006 г.), который устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета на территории Российской Федерации для всех юридических лиц, а также определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской информации пользователям. Важным документом на данному уровне регулирования учетного процесса на предприятии является федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14 - ФЗ от 08.02.1998 г. (в ред. от 22.12.2008 г.), которым определяются вопросы правового положения общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

Второй уровень системы нормативного регулирования отечественного бухгалтерского учета - это система национальных стандартов. Учетный стандарт (2-й уровень) можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете -- положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 21 положение по бухгалтерскому учету и отчетности. При организации учета прочих доходов и расходов следует руководствоваться следующими актами данного уровня:

  • 1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н (ред. от 26 марта 2007 г.). Данный нормативный акт устанавливает требования и принципы ведения учета финансовых результатов;
  • 2. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» от 6 октября 2008 г. № 106н. Указанное положение устанавливает правила формирования учетной политики на предприятии в части учета прочих доходов и расходов;
  • 3. ПБУ 9/99 «Доходы организации» от 6 мая 1999 г. № 32н (ред. от 27 ноября 2006 г.). Положение дает определение прочих доходов и порядок их признания в бухгалтерском учете;
  • 4. ПБУ 10/99 «Расходы организации» от 6 мая 1999 г. № 33н (ред. от 30 ноября 2006 г.). Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о прочих расходах и условия их признания и учета;
  • 5. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» от 19 ноября 2002 г. № 114н (в ред. от 11 февр. 2008 г.). Устанавливает порядок учета прочих доходов и расходов при формировании налогооблагаемой прибыли;
  • 6. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» от 06 июля 1999 г. № 43н (в ред. от 18.09.2006 г.). Определяет порядок отражения прочих доходов и расходов в бухгалтерской отчетности организации.

Задача документов этого уровня сводится к установлению обязательных правовых норм бухгалтерского учета прочих доходов и расходов, возникаемых в хозяйственной деятельности организации, которые могли бы быть однозначно интерпретированы всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности. Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы, учитывающие отраслевую специфику. Третий (методический) уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета определяется документами, в которых возможные бухгалтерские приемы приведены с примерами раскрытия конкретного механизма их применения к определенному виду деятельности. К ним относятся методические указания по ведению учета, инструкции, рекомендации, принимаемые Министерством финансов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти. Одними из важнейших документов этого уровня при формировании учетной политики в организациях всех форм собственности являются:

  • 1. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н (в ред. от 30.11.2006 г.). Данные нормативный акт дает методические рекомендации по отражению в бухгалтерской отчетности прочих доходов и расходов;
  • 2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. от 18 сентября 2006 г.). Определяет счета учета прочих доходов и расходов.

Четвертый уровень в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета представлен рабочими документами (документы внутренней регламентации) организации, формирующими ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Они разрабатываются самой организацией или консультационными фирмами по ее заказу. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций. Эти документы носят вспомогательный характер, и их основная цель сводится к технической реализации учетного процесса. В частности к ним относится принятая организацией учетная политика, рабочий план счетов и график документооборота. Эти законодательные и нормативные документы обязательны для исполнения всеми организациями. Таким образом, для того, чтобы обоснованно выбрать способы учета конкретных хозяйственных операций и объектов учета, документами, составляющими нормативную базу бухгалтерского учета, следует руководствоваться исходя из следующих приоритетов:

  • - документы более высокого уровня, имеют большую юридическую силу;
  • - более поздние документы имеют приоритет над ранними;
  • - специальная норма, содержащаяся в документах более значима, чем общая норма. Перечисленные нормативные документы действуют в отношении всех организаций, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности или вида деятельности, объемов финансово-хозяйственной деятельности, кроме банков и, в некоторых случаях бюджетных организаций. Таким образом, можно сделать вывод, что бухгалтерский и налоговый учет прочих доходов и расходов достаточно подробно регламентирован действующими нормативными актами.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Нормативное регулирование бухгалтерского учета прочих доходов и расходов [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Учет прочих доходов и расходов должен осуществляться в соответствии с действующим законодательством и нормами бухгалтерского учета.

Значение нормативного регулирования учета прочих доходов и расходов

Нормативно-правовое регулирование учета прочих доходов и расходов осуществляется в рамках действующей системы регулирования бухгалтерского учета.

Очевидна значимость эффективного использования денежных средств в экономической деятельности предприятия, поскольку для правильного, корректного и своевременного учета прочих доходов и расходов в организации должен быть соответствующим образом налажен учетный процесс.

Вместе с тем, с точки зрения экономического содержания хозяйственные операции, связанные с прочими доходами и расходами коммерческой организации, нуждаются в особом внимании со стороны бухгалтерии предприятия, являясь одним из показателей деятельности предприятия.

В то же время прочие доходы и расходы предприятия также важны и с точки зрения внутреннего учета связанных показателей, расходов, формирующих себестоимость, а также в контексте влияния на процесс формирования финансового результата и итоговой оценки рентабельности хозяйственной деятельности коммерческой организации.

Первый уровень

Первый уровень регулирования образует, прежде всего, Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 №402-ФЗ . Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Второй уровень

Второй уровень регулирования бухгалтерского учета составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). ПБУ разработаны и утверждены Министерством финансов РФ. Следует отметить, что "ПБУ относятся, прежде всего, к системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Они не являются законодательными документами и не регулируют указанные вопросы в рамках юридического поля" .

Регулирования учета прочих доходов и расходов касаются два ПБУ:

  • ПБУ 9/99 "Доходы организации" , в котором закреплен принцип признания доходов организации,
  • ПБУ 10/99 "Расходы организации" , в котором указаны основополагающие аспекты признания расходов, произведенных организацией, в соответствии с правилами формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах коммерческих организаций, в рамках данного участка бухгалтерского учета.

При этом под доходами и расходами признаются соответственно увеличение и уменьшение экономических выгод организации, а прочими доходами и расходами признаются те, которые не являются предметом обычных видов деятельности.

В пункте 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации" закреплен порядок признания доходов от обычных видов деятельности и перечень видов экономической деятельности организаций, для которых основным видом деятельности может выступать предоставление за плату во временное пользование активов, прав на объекты интеллектуальной собственности, участие в других организациях. Таким образом, для данных организаций действует иной порядок отнесения поступлений, получаемых в результате осуществления экономической и хозяйственной деятельности к прочим доходам. Аналогичным образом в пункте 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации" определен порядок признания расходов по обычным видам деятельности и идентичный перечень прочих расходов, которые для ряда коммерческих организаций могут выступать в качестве расходов по основным видам деятельности.

Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим доходам .
Расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим расходам .

Третий уровень

Нормативное обеспечение бухгалтерского учета на третьем уровне регулирования включает в себя совокупность различных документов и регламентов, представляющих собой ведомственные инструкции, которые направлены на то, чтобы уточнить действующие указания первого и второго уровня.

Третий уровень регулирования бухгалтерского учета отвечает за конкретизацию методологии бухгалтерского учета и методических указаний, которые изложены в документах первого и второго уровня, в частности в законах и положениях по бухгалтерскому учету .

Следует отметить, что конкретизация методических указаний документами третьего уровня предполагает учет и отраслевой специфики хозяйствующих субъектов. Следует отметить, тот факт, все документы третьего уровня обязательны к применению всеми хозяйствующими субъектами, которые ведут бухгалтерский учет, независимо от их организационно-правовой формы. При этом документы, инструкции, регламенты, приказы, разъяснения, относимые к третьему уровню регулирования бухгалтерского учета, имеют общий характер.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации с Инструкцией по его применению, который утвержден Министерством финансов РФ, считается наиболее важным документом третьего уровня регулирования бухгалтерского учета. По своей сути, он представляет собой фундаментальную основу бухгалтерского процесса российского учета. План счетов в структуре документов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета, является вместе с инструкцией по его применению базовыми документами в системе обеспечения бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации. Вместе с тем, он относится к документам третьего уровня, следовательно, его содержание не приравнивается к обязательным законам первого уровня и положениям по бухгалтерскому учету второго уровня.

"План счетов с точки зрения его организационно-учетного содержания представляет собой документ, определяющий общий порядок ведения бухгалтерского учета. Характерно, что документ третьего уровня является единым и обязательным к применению всеми хозяйствующими субъектами, за исключением бюджетных и кредитных организаций" .

План счетов за всю его историю существования неоднократно претерпевал изменения, корректировался из-за смены экономических условий хозяйствования, и несколько раз принципиально изменялась структура счетов учета.

В настоящее время действует план счетов, утвержденный Приказом Минфина РФ, от 31.10.2000 №94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" (в редакции от 08.11.2010 №142н) .

Хотя в действующей на сегодняшний день системе нормативно-правового и методического обеспечения бухгалтерского учета План счетов относится к документам, не имеющим нормативно-правового характера, его значение для учетной деятельности наиболее велико. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение, исходя из его исключительного содержания. Поэтому План счетов и Инструкция по его применению являются основополагающими методическими документами системы бухгалтерского учета, позволяющими абсолютно достоверно отражать все операции в рамках учетного процесса.

Статья 3 Федерального закона о бухгалтерском учете определяет План счетов как "систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета" . Согласно данному определению План счетов является особой схемой, позволяющей регистрировать и группировать операции в рамках ведения хозяйственной деятельности, а также относить их на счет бухгалтерского учета, используя принцип двойной записи. С точки зрения внутреннего построения План счетов представляет собой совокупность синтетических счетов, т.е. счетов первого порядка, и субсчетов, т.е. счетов второго порядка. Для каждого счета в Плане счетов приведены его наименование и номер в общей системе счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета обеспечивает перманентное согласование всех существующих учетных показателей хозяйственной деятельности с показателями существующей бухгалтерской отчетности.

Инструкция по применению Плана счетов предполагает закрепление единообразного подхода к методологическому применению Плана счетов на практике хозяйствующими субъектами. В Инструкции, помимо собственно характеристик счетов бухгалтерского учета даны и типовые проводки.

"Типовая схема корреспонденции каждого счета с другими счетами и/или субсчетами позволяет упростить ведение учета хозяйственной деятельности, стандартизируя учет большинства возникающих фактов в результате наиболее распространенных операций в рамках хозяйственной деятельности экономических субъектов" .

Если в деятельности хозяйствующего субъекта произошла какая-либо операция, которая привела к возникновению такого факта хозяйственной деятельности, который не предусмотрен типовой схемой корреспонденции по определенному счету или счетам бухгалтерского учета, то организация может самостоятельно осуществить корреспонденцию счетов, соблюдая, однако, единые подходы, инструкции и рекомендации, которые закреплены в Инструкции по использованию Плана счетов.

Четвертый уровень

Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией.

"Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета – это внутренние документы организации, разрабатываемые соответствующими структурными подразделениями (отделами или отделениями) организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах и утверждаемые распорядительным документом, как правило, приказом руководителя организации" .

Таким образом, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации являются документами четвертого уровня. Рабочий план счетов содержит полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета. Следует отметить, что порядок отражения на счетах учета хозяйственных операций зависит от учетной политики предприятия.

"Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности" .

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Согласно Инструкции по применению плана счетов учет прочих доходов и расходов осуществляется на счете 91 "Прочие доходы и расходы". "На счете учета прочих доходов и расходов обобщается информация о прочих доходах и расходах отчетного периода" .

Таким образом, можно сделать вывод, что нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета прочих доходов и расходов в настоящее время определяется в соответствии с четырьмя уровнями регулирования бухгалтерского учета.

Литература

  1. Нечитайло А.И., Панкова Л.В., Нечитайло И.А. Методология и концепции бухгалтерского учета. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
  2. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99). Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 №32н (в редакции Приказа Минфина РФ от 06.04.2015 N 57н). // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М, 2016.
  3. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99). Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н (в редакции Приказа Минфина РФ от 06.04.2015 N 57н). // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М, 2016.
  4. Поленова С.Н. Теория бухгалтерского учета. – М.: Дашков и К, 2012.
  5. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
  6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94-н (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 №142н). // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М, 2016.
  7. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М, 2016.
  8. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
  9. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет. – М: Финансы и статистика, 2014.
  10. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет. – М.: КноРус, 2016.
  11. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Основы бухгалтерского учета. Теория дисциплины. Практические занятия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

Действующие в настоящее время в Российской Федерации нормативные акты содержат несколько различных классификаций доходов и расходов организации. Однако каким-то образом формировать и систематизировать эти классификации не всегда просто, поскольку при нормотворчестве обычно ставятся несколько иные задачи. В то же время такие классификации, представленные в виде своеобразных комментариев к нормативным актам, могут существенно облегчить работу финансиста, бухгалтера и аудитора.

После дополнения части второй Налогового кодекса Российской Федерации главой 25 «Налог на прибыль организаций» существенно поменялись фискальные принципы формирования финансового результата деятельности организаций, определения доходов и расходов, что потребовало переосмысления системы доходов и расходов и нового анализа структуры этой системы. Ниже представлена налоговая классификация доходов и расходов, составленная на основании норм главы 25 НК РФ (с учетом изменений, внесенных в нее Законами от 29 мая 2006 г. №57-ФЗ и от 24 июля 2006 г. № 110--ФЗ), а также некоторых других нормативных актов.

Большинство комментариев к главе 25 НК РФ представляют собой простую расшифровку норм этой главы, причем в том же порядке, который предусмотрен Кодексом. При этом доходы и расходы систематизируются по отдельности, независимо друг от друга. В то же время обращает на себя внимание достаточно большое количество зеркальных норм, которые зачастую абсолютно идентичны как для доходов, так и для расходов.

Данная классификация является универсальной и для доходов, и для расходов, где зеркальные нормы объединены в единую систему. Наиболее общим признаком подразделения доходов и расходов на категории является характер налогообложения соответствующей им прибыли. По данному признаку все доходы и расходы организаций можно разделить на шесть категорий.

Доходы и расходы от операций с имуществом. Кроме указаний в ст.315 НК РФ, данному виду операций посвящена ст.268 НК РФ. Эти операции подразделяются на три подвида в зависимости от объекта: с амортизируемым имуществом; с покупными товарами; с прочим имуществом и имущественными правами. В бухгалтерском учете для обобщения информации о доходах и расходах от реализации основных средств и прочих активов, принадлежащих организации, используется счет 91 «Прочие доходы и расходы». При реализации объектов основных средств у организации возникают операционные доходы и расходы. Цена, по которой организация продала основное средство, отражается по кредиту субсчета 91.1 «Прочие доходы», а по дебету субсчета 91.2 «Прочие расходы» показываются расходы, связанные с его реализацией. Остаточная стоимость основного средства определяется на счете 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств». По дебету этого субсчета списывается первоначальная стоимость объекта с учетом проведенных переоценок. А по кредиту отражается сумма начисленной амортизации на момент реализации также с учетом переоценок.

Доходы и расходы от операций с ценными бумагами. Особенности определения налоговой базы по этим операциям установлены ст.280 и 329 НК РФ. В целях учета налогообложения ценные бумаги подразделяются:

  • - на ценные бумаги в обращении;
  • - или ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке.

Для таких операций правила налогового учета самые жесткие. В случае превышения расходов над доходами полученный убыток нельзя учесть в текущем налоговом периоде, и признан, он может быть, только за счет прибыли, полученной в следующие периоды от операций данного вида в соответствии со ст.283 НК РФ. Причем погашение убытка по операциям с ценными бумагами одного вида, за счет прибыли по операциям с ценными бумагами другого вида, не допускается.

Доходы и расходы от операций с финансовыми инструментами срочных сделок (далее -- ФИСС). Этому виду операций специально посвящен целый ряд статей НК РФ: ст.301 --305, 326, 327. Объекты этих операций -- фьючерсы, форварды, опционы -- во многом похожи на ценные бумаги, но, тем не менее, по российскому законодательству таковыми не являются. Они также подразделяются на ценные бумаги в обращении и не обращающиеся на организованном рынке. Причем если операции с ценными бумагами квалифицируются в целях налогообложения как связанные с производством и реализацией, то операции с ФИСС -- как внереализационные.

Доходы и расходы обслуживающих производств и хозяйств (ОПХ) подразделяются на четыре подвида: доходы и расходы ОПХ вахтовых и временных поселков, ОПХ градообразующих организаций, ОПХ, являющихся обособленными подразделениями прочих организаций, и ОПХ, не являющихся обособленными подразделениями.

К пятой категории относятся доходы и расходы организаций, для которых НК РФ установлен особый порядок налогообложения прибыли. В тех случаях, когда специальный порядок не предусмотрен, применяются общие нормы главы 25 НК РФ.

К последней категории относятся доходы и расходы, которые можно назвать обычными или нормальными. Для них не предусмотрено каких-либо исключительных особенностей с точки зрения налогообложения прибыли. Порядок признания этих доходов и расходов в целях налогообложения и их налогового учета регулируется общими нормами главы 25 НК РФ. Эти доходы и расходы подразделяются на два вида (п.1 ст.248 и п.2 ст.252 НК РФ): реализационные и внереализационные («реализационные» -- обобщенное название, буквальная формулировка НК РФ: для доходов -- «от реализации», для расходов -- «связанные с производством и реализацией»).

Вместе с финансовыми результатами от продажи продукции (работ, услуг), основных средств и прочих активов на предприятии возникают различные внереализационные доходы и расходы. При этом в бухгалтерском учете организации они собираются на активно-пассивном счете 99 «Прибыли и убытки». К внереализационным доходам относят:

Результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производимой в соответствии с действующим порядком;

Суммы дооценки имущества организации в соответствии с установленным порядком (за исключением внеоборотных активов);

Суммы кредиторской или депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности;

Присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также по возмещению убытков, причиненных организацией

Прибыль по операциям прошлых лет, выявленная в отчетном году; активы, полученные безвозмездно (в том числе по договору дарения)

Для достоверности отнесения различных внереализационных доходов и расходов в бухгалтерском учете необходимо сопоставлять кредитовые обороты по счету 99 «Прибыли и убытки». Информация на основе главной книги, журнала-ордера. А также дебетовые обороты по счету 99 «Прибыли и убытки», отражаемые в главной книге в разрезе корреспондирующих счетов (с указанием журналов-ордеров по этим счетам) либо в машинограммах по дебетовому обороту по счету 99 «Прибыли и убытки». Также следует обращаться к первичным документам, являющимся основанием для указанных записей.

В связи с принятием ПБУ 9/99 к внереализационным доходам теперь относятся курсовые разницы, возникающие при осуществлении организацией в установленном порядке операций с иностранной валютой. Они возникают в связи с изменением курса рубля по счетам в иностранной валюте и по текущим валютным операциям, которые раньше отражались по статье «Прочие операционные доходы» отчета о прибылях и убытках форма № 2.

В составе внереализационных операций учитываются в бухгалтерском учете организации, присужденные или признанные организацией-должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также по возмещению причиненных убытков. При этом в бухгалтерском учете организации производятся записи по счету 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств:

Значение налоговой классификации доходов и расходов не только методологическое. Доходы от реализации в ряде случаев являются базой при расчете нормативов для признания некоторых нормируемых расходов. Например, часть расходов на рекламу признается в пределах 1%выручки от реализации, отчисления в фонды НИОКР признаются в пределах 0,5% выручки. Таким образом, размер признаваемого в целях налогообложения расхода будет зависеть от того, каким образом квалифицированы доходы.

Интересно сравнить налоговую классификацию доходов и расходов с бухгалтерской классификацией, представленной в ПБУ 9/99 «Доходы организации »и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Начиная с 2000 года, организации формируют в бухгалтерском учете информацию о доходах и расходах согласно порядку, установленному Минфином России в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации » (ПБУ 9/99) и «Расходы организации (ПБУ 10/99). Данные Положения устанавливают методологические основы формирования и отражения в бухгалтерском учете достоверной информации о полученном доходе от предпринимательской деятельности организации. Это позволяет решать такие задачи, как оперативное управление и контроль деятельности организации со стороны лиц, имеющих прямой или косвенный интерес в ее делах. Концепция, изучающая доходы и расходы, лежащая в основе ПБУ, заключается в том, что:

  • - не все затраты относятся на расходы,
  • - не все поступления являются доходами.

Итак, «под доходами организации понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, нематериальных активов и иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)». Иное имущество образует доход организации, увеличивая при этом ее активы. Но поступления следует разделять, и это отмечено в п.3 ПБУ 9/99, поскольку существуют такие хозяйственные операции, которые увеличивают активы на определенный период времени, но доходами не являются. Это, например, получение залога, задатка, авансов и предоплаты, поступления по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала, сумм НДС, акцизов, экспортных пошлин и других аналогичных обязательных платежей. Не признаются доходами и суммы, полученные в счет погашения кредитами займа.

Все эти поступления хотя и пополняют расчетный счет (или кассу) организации, но не являются ее доходами, т.к. принадлежат другим юридическим лицам (или бюджету разных уровней) и не способствуют увеличению ее капитала. Вместе с тем не каждое увеличение капитала бывает следствием роста доходов. Например, если собственник вкладывает дополнительные средства, капитал организации увеличивается, но к ее доходам эти поступления не относятся (по своему определению).

Поскольку доходы признаются при определенных условиях, в п.12 ПБУ 9/99 приведены пять таких условий:

  • 1) организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  • 2) сумма выручки может быть определена;
  • 3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации либо отсутствует неопределенность в их получении;
  • 4) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком, услуга оказана;
  • 5) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Без обязательного исполнения этих условий доход является не признанным в конкретном отчетном периоде, а отражается в бухгалтерском учете либо как дебиторская задолженность (когда денежные средства или иное имущество не получено), либо как кредиторская задолженность (когда денежные средства или иное имущество получено).

Под фразой «организация имеет право на получение выручки» понимается наличие юридически значимых документов при соблюдении требований действующего законодательства. Это могут быть заключенные договоры, извещения комиссионера или поверенного об отгрузке товара покупателю, действующие лицензии, ограничения на ведение каких-либо видов деятельности и т.п.

Для признания в бухгалтерском учете выручки от продажи продукции и товаров, выполнения работ и оказания услуг, т.е. когда ясно, что условие для перехода права собственности должно быть обязательным для исполнения, необходимо выполнить все пять перечисленных условий.

Для признания доходов, получение которых не связано с переходом права собственности и (или) при отсутствии расходов, связанных с их получением, должны быть исполнены соответственно три либо четыре условия признания.

Такими доходами могут быть как доходы от обычных видов деятельности (выручка), так и прочие поступления (операционные, внереализационные, чрезвычайные), полученные:

  • - от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов (имущества) организации;
  • - предоставления прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;
  • - участия в уставных капиталах других организаций;
  • - предоставления денежных средств, другим организациям по договору займа.
Случайные статьи

Вверх