Инвестиционный климат и инвестиционные риски. Инвестиционный климат

Инвестиционный климат связан с установлением уровня требований к сфере хозяйственной жизни общества. Он должен создавать стимулы для производителя, обладающего ресурсами и коммерческим опытом, расширять свое дело и вкладывать в него чистые инвестиции. 1 Инвестиции должны стать привлекательными.

Инвестиционный климат не может существовать вне предпринимательского. Последний зависит от содержания кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, таможенной политики; масштабов, форм и методов государственного вмешательства в экономику. При этом имеется ввиду, что экономическая политика государства может формировать ту хозяйственную среду, при которой предпринимательство было бы выгодным и безопасным. Содействие предпринимательству означает и стимулирование его разрастанию, а последнее возможно при благоприятном инвестиционном климате, сформированном в значительной мере именно государством.

Для России понятие «инвестиционный климат» относительно новое. В советском союзе инвестиционную деятельность осуществляло преимущественно само государство, реализуя свои интересы. Поэтому ему не требовалось применения стимулов инвестиционной деятельности предприятий. Это объясняет тот факт, что термин "инвестиционный климат" не был востребован.

Само понятие напрямую связанно с понятием «инвестиции». Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно со статусом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство.

Также инвестиционный климат тесно связан с инвестиционной политикой. Можно сказать, что инвестиционный климат является результатом инвестиционной политики. Задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

  1. Механизмы формирования благоприятного инвестиционного климата

Механизм формирования инвестиционного климата складывается из инвестиционной политики государства и действий самих предприятий - предполагаемых объектов инвестирования. За последнее десятилетие роль последних резко возросла, как и инвестиционная привлекательность оных. В настоящее время предприятия приобрели полную коммерческую самостоятельность. Они сами определяют, что и сколько им производить, ориентируясь на рыночные индикаторы. Государство же пытается воздействовать на процессы, которые рынок регулирует не достаточно эффективно. К ним относится и инвестиционная деятельность, риски которой рынок не может сгладить.

Поскольку инвестиционный процесс формирует будущее страны, ее конкурентоспособность и процветание, государство пытается расширить его рамки, усилив стимулы для инвесторов. При этом государство воздействует лишь на экономический интерес инвестора.

Так, привлекательность может возрасти, если хозяйственная конъюнктура способствует увеличению доходов от инвестиций. Государство поэтому пытается создать условия для осуществления этого процесса. Для выполнения этой задачи государство в рыночной экономике использует ряд экономических рычагов.

Конкретнее, государство использует налоговую систему, увязывает ее с инвестиционным процессом, стимулирует инвестора налоговыми льготами. Механизм инвестиционных налоговых льгот исключает из налогообложения полученную прибыль, пропорциональную вложенного капитала. Эти части или нормы дифференцируются по отраслям, причем в передовых отраслях они достигают максимальных размеров. В результате, чем больше инвестиций и прогрессивнее их структура, тем меньше становится налог, отдаваемый в бюджет.

Государство с помощью этого экономического рычага уменьшает издержки процесса инвестирования и тем самым увеличивает доходность вложенного капитала. Одновременно расширяются и источники финансирования капиталовложений за счет уменьшения изъятий в государственный бюджет. Безусловно, такая система активно стимулирует инвестора, создавая преимущества против того, кто игнорирует инвестиционную деятельность. Ведь у предприятия, не включившегося в инвестиционный процесс, доля налогов в общей сумме полученной прибыли оказывается выше, что ухудшает его конкурентоспособность.

Примерно также действует и инвестиционный налоговый кредит. Он строится на использовании показателя, отражающего долю средств на разработку, приобретение и освоение новых технологий в издержках производства. Фирмы, у которых такой показатель превышает среднеотраслевой уровень, получают возможность воспользоваться специальным кредитом, предназначенным для уплаты налога. Кредит предоставляется под низкий процент и на продолжительный срок, то есть является достаточно выгодным. Чтобы не ущемить интересы коммерческих банков, выдающих такой кредит, он обеспечивается государственным страхованием, льготным налогообложением банковской прибыли и иными способами поощрения.

Механизм льготного налогообложения предприятий, осуществляющих инвестиции в передовые технологии, дополняется и политикой ускоренной амортизации. Она позволит увеличить нормы списания основного капитала. В результате размеры бухгалтерских издержек расширяются, а величина налогооблагаемой базы уменьшается. Предприятиям становится выгодным режим ускоренной амортизации, и они активизируют свои усилия в обновлении основного капитала. Все это ведет к увеличению инвестиционного спроса, раздвигает емкость товарных рынков, содействует росту национальной экономики.

Фискальные действия государства могут быть усилены Центральным Банком, который имеет свои рычаги стимулирования инвестиций, связанные со снижением ставки процента, что ведет к удешевлению кредита, делая его более доступным для всех предпринимателей.

Государство может содействовать процессу накопления и превращения сбережений в инвестиции и через применение государственных закупок. Увеличение государственных закупок на внутреннем рынке расширяет емкость рынка, что создает у бизнеса стимулы расширения производства. Распределение выгодных государственных заказов на конкурсной основе содействует расширению производства наиболее эффективных производителей. Это не только стимулирует инвестиции, но и обеспечивает их эффективное направление. Ради расширения емкости рынка государство может стимулировать и потребительский спрос, что возможно осуществить при отсутствии угрозы инфляции.

Формирование стимулов инвестирования не ограничивается рамками возможностей получить дополнительные доходы от более масштабной инвестиционной деятельности. Государство делает попытки создать условия, содействующие сокращению возможностей потерь, сопровождающих бизнес. Тем самым государство уменьшает риски инвестиционной деятельности.

Антимонопольная политика во многом устраняет риски вхождения в отрасль. Противодействие государства инфляции смягчает риски обесценения капитала. Совершенствуя хозяйственное право, государство более действенно защищает предпринимателя от недобросовестных партнеров, заставляет их компенсировать нанесенный ими ущерб и передать его ущемленной стороне. Это тоже одна из форм, обеспечивающая снижение коммерческих рисков.

По отношению к крупным иностранным инвесторам современные государства используют в качестве стимулятора предоставление своих гарантий под вложенные средства. В этом случае государство уже напрямую берет риски на себя.

После второй мировой войны повысилась роль наукоемкого производства, требующего больших капиталовложений. Эта сфера хозяйственной деятельности сопровождается длительным сроком окупаемости и неопределенностью конечных результатов. Для бизнеса это оборачивается высокими коммерческими рисками, что сдерживает его участие в развитии этого перспективного направления экономики. Государство, стремясь к инвестиционным вливаниям частного сектора в эту область, пытается снизить уровень коммерческих рисков, становясь долевым участником проектов развития наукоемкого производства.

Таким образом, экономическая политика государства по формированию благоприятного инвестиционного климата использует два направления. Одно способствует капиталообразованию, другое уменьшает риски этого процесса. Использование государством этих дополняющих друг друга направлений экономической политики ведет к повышению привлекательности коммерческой деятельности и ее вида - инвестиционного бизнеса.

Внутренние источники инвестирования.

Традиционно в России финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала.

В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан - не единственный источник сбережений на будущее. Компания, располагающая свободными финансами, может направить их по различным путям инвестирования. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли. Правительство тоже может делать сбережения - в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление. При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, например, в инфраструктуре.

Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.

Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики и инвесторы связаны через финансового посредника. Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям.

Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском, так и в зарубежном банке. Одним из источников инвестиций может быть прибыль. Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия.

Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года. Это должно послужить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности.

К внутренним инвестициям также относятся амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления - это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. В случае высокой инфляции амортизационные отчисления теряются. Тогда для самоинвестирования предприятия используют средства, необходимые для выплаты долгов по зарплате, налогов и прочего, что отражается на социальной сфере. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств. Чтобы восстановить инвестиционный характер амортизационного фонда необходимо провести реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда. Также нужно распространить на амортизационный фонд законодательство о собственности и гарантировать права собственников капитала на определение судьбы амортизационного фонда. Усилить ответственность производства (менеджеров) предприятий за его сохранность и целевое использование; ввести налоговые и административные санкции против нецелевого применения и вывоза амортизационного фонда за пределы российской национальной территории. Эти меры помогут сохранению амортизационного фонда предприятия и, как следствие, помогут держаться производству на прежнем уровне.

В случае дефицита государственного бюджета нецелесообразно рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Уже сейчас ужесточился контроль над целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

Выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем;

Поддержание научно-производственного потенциала;

Выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами.

Критерии оценки инвестиционного климата страны .

Инвестиционный климат страны формируется политикой правительства под влиянием множества факторов, им созданных.

Все факторы делятся на две группы: направленные и ненаправленные. Под направленными факторами понимаются целенаправленные изменения инвестиционной политики правительства с целью изменить инвестиционный климат. Под нецеленаправленными следует понимать все остальные шаги правительства, учитываемые инвесторами. 2 Нецеленаправленное влияние политических факторов на инвестиционный климат происходит через определенные политические события, которые могут иметь как негативный, так и позитивный эффект.

В первом случае, говорят о дефектном политическом процессе (ДПП). Он характеризуется во-первых, слабостью государственной власти; во-вторых, высоким уровнем конфликтности, то есть отсутствием договоренности между ветвями государственной власти, Центром и периферией, между властью и населением, а также данным государством и зарубежьем (ближним или дальним); в-третьих, кризисностью; в-четвертых, наличием несовершенной законодательной базы, тормозящей социально-политическое и экономическое развитие; в-пятых, коррумпированностью государственных служащих; в-шестых, разрастанием бюрократического аппарата.

Все эти признаки устранимы, однако некоторые из них, такие, как слабость государственной власти, конфликтность, могут принять латентный характер вновь актуализироваться.

Состояние вышеперечисленных процессов формируют факторы инвестиционного климата. На оценку инвестиционного климата влияют следующие параметры:

– политическая стабильность и предсказуемость;

– компетентность и политика центральных и местных властей, уровень конфликта интересов в их структурах;

–макроэкономические показатели (бюджет, платежный баланс, государственный долг);

– качество налоговой системы и уровень налогового бремени;

– качество банковской системы и других финансовых институтов;

–защищенность и определенность прав собственности, уровень корпоративного управления;

– обязательность контрагентов по исполнению договоренностей;

– открытость экономики;

– уровень развития инфраструктуры;

– качество рабочей силы;

– уровень монополизации рынков, барьеры входы на рынок;

– уровень законности и правопорядка, масштабы преступности и коррупции.

Из вышеперечисленных параметров видно, что основное значение для привлечения инвестиций играет степень демократизации общества, а также стабильность и предсказуемость политической системы.

Этим можно объяснить инвестиционную непривлекательность России в первые семь лет после падения советского союза. Нестабильная ситуация в стране наряду с криминогенной обстановкой и наличием конфликтов между ветвями власти создавали нестабильность. Иначе говоря, существовал политический риск для инвесторов.

Политический риск, в совокупности с экологическим, отраслевым, социально-экономическим и другими, образуют страновой риск.

Одной из методик для определения общего странового риска является цифровая система BERI, разработанная Гарвардской школой бизнеса. Система состоит из пятнадцати оценочных критериев, каждый из которых имеет свой удельный вес.

Установочными критериями являются:

1) политическая стабильность (удельный вес – 12);

2) отношение к иностранным инвестициям (6);

3)возможность национализации (6);

4) влияние девальвации (6);

5) состояние платежного баланса (6);

6) состояние экономического роста (10);

7) конвертируемость валюты (10);

8) уровень зарплаты и производительности труда (8);

9) возможности получения прибыли (8);

10) условия формирования уставного капитала (8);

11) уровень государственного регулирования инвестиций (4);

12) возможность реализации проекта (6);

13) возможность получения консультационных услуг (2);

14) состояние инфраструктуры (4);

15) возможность кооперирования в сфере производства (4)

Трижды в год независимая группа экспертов дает оценку 45 странам мира по системе BERI. Недостаток системы BERI состоит в том, что она не учитывает регионов страны и их особенностей.

Наряду с этой системой существуют различные рейтинговые оценки инвестиционного климата и странового риска, по которым легко можно провести сравнительный анализ. Такие оценки проводит ряд экономических журналов. В их числе “Multinational Business” (приложение к журналу “Economist”), “Fortune” (журнал американкой консультационной фирмы “Plan econ.”), “The Wall Street Journal Europe’s” и некоторые другие.

Для начала стоит дать определение инвестициям. Они представляют собой совокупность затрат трудовых, денежных, материальных ресурсов, вложенных в расширенное воспроизводство, основные фонды отраслей народного хозяйства.

Для российской экономики данный термин - относительно новый. Если говорить о централизованной плановой системе, тогда было адаптировано такое понятие, как валовые капвложения, которые складывались из затрат на воспроизводство ОФ, в том числе издержек на их ремонт.

Из чего складывается рассматриваемое понятие?

Термин «инвестиции» подразумевает более масштабное понятие: в него входят реальные инвестиции (по содержанию близкие к капвложениям) и портфельные (вложения в облигации, акции, прочие ценные бумаги, которые привязаны напрямую к титулу собственника и дают право на получение по ним дохода от собственности).

Вторые также называют финансовыми. Их можно расценивать либо как дополнительный источник капвложений, либо как предмет биржевой игры. Однако определенная часть финансовых инвестиций представляет собой вложения именно в акции преуспевающих предприятий разных отраслей материального производства. Они по природе - те же самые прямые инвестиции в производство.

Задачи грамотной инвестиционной политики

Сюда входит:

  1. Формирование инвестиционного климата, благоприятного для повышения инвестиционной активности преимущественно негосударственного сектора.
  2. Господдержка наиболее важных жизнеобеспечивающих производств и соцсферы на фоне повышения эффективности капвложений.
  3. Привлечение частных иностранных и собственных инвестиций в целях реконструкции предприятий.

Инвестиционный климат: факторы

В России этому фактору уделялось совсем недавно недостаточно внимания, сейчас же государство начало осознавать всю необходимость грамотно выстроенной инвестиционной политики и, главное, стало предпринимать правильные действия. Так, за последние несколько лет можно наблюдать ряд сдвигов в ее изменении: например, постепенно происходит ликвидация структурных перекосов в нашей экономике. Однако государство осознает отсутствие быстрого автоматического эффекта в качестве увеличения инвестиций и роста производства при снижении уровня инфляции, процентных ставок.

Прежде всего это связано с 2 факторами:

1. Отсутствием готовности получения инвестиций: предприятия не готовы к грамотному освоению средств из-за плохого качества управления.

2. Отсюда вытекает и неготовность инвесторов осуществлять капвложения в нереформированные предприятия ввиду высоких рисков (наличие незащищенности прав собственности, существенный риск невозврата вложенных средств по причине неграмотного управления) и невозможности установления адекватного уровня риска (непрозрачность текущего финансового состояния компаний, их ликвидность и инвестиционная деятельность).

Инвестиционный климат: определение, роль

Его значимость определяется селективностью направляемых инвестиций, которая связана с тем, что рынок капитала постоянно складывается в пользу именно продуцента, так как потребности в так называемых свободных финресурсах, как правило, превышают возможности накопления таковых.

Итак, инвестиционный климат представляет собой совокупность политических, финансово-экономических, социально-культурных, правовых условий, сложившихся в определенной стране, устанавливающих эффективность инвестирования, качество инфраструктуры (предпринимательской), степень рисков при капвложениях.

Чаще всего капитал направляется в такие зоны, которые обеспечивают высокую прибыльность, устойчивую ликвидность и безопасность. Инвесторы в первую очередь учитывают вероятность инвестиционных рисков в качестве возможности недостижения (неполного достижения) поставленных целей.

Для установления инвестиционных рисков применяются специальные методы расчета критических точек, вероятностной постадийной оценки, корректировки параметров, анализа чувствительности и пр.

Факторы, способствующие притоку инвестиций

Иначе говоря, такие, которые формируют благоприятный инвестиционный климат, а именно:


Факторы, мешающие развитию инвестиционной активности

Неблагоприятный инвестиционный климат подразумевает:

  1. Политическую нестабильность.
  2. Неблагоприятные макроэкономические показатели (высокий уровень ставки рефинансирования, инфляции, внешнего, внутреннего долга, негативная динамика развития экономики, дефицит бюджета и платежного баланса).
  3. Высокий уровень транзакционных издержек.
  4. Социальную напряженность (религиозные, этнические беспорядки, коррупция, бюрократия, забастовки, снижение уровня жизни среднего класса).
  5. Неразвитость законодательства, которое регулирует как инвестиционную сферу, так и инвестиционную инфраструктуру в целом.
  6. Неблагоприятную с производственной точки зрения амортизационную политику.

Это основные факторы, которыми может быть охарактеризована инвестиционная привлекательность, особая роль среди них отведена правовой стабильности, она в законодательстве большинства стран фиксируется в качестве оговорки о неприменении на протяжении установленного промежутка времени новых законодательных актов, которые ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, ухудшают условия для ее осуществления относительно ранее существующих.

С чем связаны возможности привлечения инвестиционного климата?

Объективно они связаны с тем, какой инвестиционный климат существует в конкретной стране. Субъективно данные возможности зависят от существующего инвестиционного имиджа, сформированного под влиянием реальных процессов эволюции предпринимательства, и осуществляемых как внутри страны, так и на мировой арене специальных целевых поощрительных либо ограничивающих приток зарубежных инвестиций акций.

Инвестиционный климат в России регулируется государством посредством:

  1. Расширения ресурсного потенциала, развития нормативно-правовой базы, рыночной инфраструктуры.
  2. Разработки специальных мероприятий господдержки, защиты инвесторов (налоговые льготы, гарантии, субсидии и пр.).

Наше государство всячески способствует образованию и дальнейшей стабилизации обозначенного инвестиционного имиджа посредством работы Консультационного совета, который курирует иностранные инвестиции в России, а также эмиссии акций в соответствии с Мюнхенским переговорным процессом, исключению так называемого двойного налогообложения, укреплению деятельности законодательных органов касательно обеспечения образования наиболее важных инвестиционных направлений (создание благоприятного режима, условий функционирования зарубежных инвестиций, составление концессионных договоров, разного рода соглашений относительно раздела продукции, образование зоны специального экономического статуса).

Оценка инвестиционного климата осуществляется с использованием специальных методов. Так, для стран, имеющих переходный тип экономики, а также для развивающихся государств применяется метод «Бери-индекса». Это синтетический показатель, представляющий собой сумму баллов экспертных оценок специальных индикаторных факторов, устанавливающих отдельные стороны инвестиционного климата. Затем по итогам расчетов проводится ранжирование стран, в дальнейшем учитываемое в процессе принятия инвестиционного решения.

Прямые и портфельные зарубежные инвестиции в нашей стране

Основные способы привлечения зарубежных инвестиций:

  1. Регистрация на российской территории компаний, которые полностью принадлежат иностранному капиталу.
  2. Благоприятный инвестиционный климат региона путем образования СЭЗ.
  3. Привлечение зарубежного капитала в предпринимательской форме за счет формирования совместных предприятий (включая продажу иностранным инвесторам крупных пакетов акций наших акционерных обществ).
  4. Привлечение зарубежного капитала на базе концессий, соглашений касательно раздела продукции.

Для того чтобы прямые иностранные инвестиции в России увеличивались, необходимо разработать комплексную госпрограмму. Исходя из опыта большинства зарубежных стран, помимо мер, нацеленных на общее улучшение макроэкономической, политической ситуации, необходимо внедрить и другие:

  1. Формирование реально действующей комплексной льготной системы для зарубежных инвесторов в отдельно взятых отраслях, регионах, за счет чего увеличится и инвестиционная привлекательность.
  2. Внедрение стабильного экономического, внешнеторгового законодательства, а также нормативную базу в отношении раздела продукции и концессии.
  3. Введение частной земельной собственности.
  4. Четкое разделение собственности как между хозсубъектами, так между местными и федеральными властными структурами.
  5. Снижение тяжелого налогового бремени, упрощение налоговой структуры.
  6. Разработка механизмов страхования зарубежных инвестиций.

Что касается портфельных, то их целью выступают вложения инвестируемых средств в ценные бумаги преуспевающих предприятий, эмитируемых госорганами либо местными властями для получения максимальной выгоды на вложенные денежные средства. Важно отметить, что портфельный инвестор занимает позицию так называемого стороннего наблюдателя относительно предприятия - объекта инвестирования, он чаще всего не вмешивается в его управленческие процессы.

Привлечение зарубежных финансовых инвестиций также выступает для нашей экономики важной задачей. Посредством иностранных портфельных инвесторов становится возможным решение ряда экономических задач:

  • аккумулирования заемных средств отечественными предприятиями в целях реализации соответствующих проектов за счет размещения долговых ценных бумаг наших эмитентов среди иностранных финансовых инвесторов;
  • эффективной реструктуризации российского внешнего долга посредством его конвертации в гособлигации с дальнейшим их размещением среди иностранных инвесторов;
  • пополнения собственного капитала наших предприятий для долгосрочного развития за счет размещения акций отечественных акционерных обществ среди иностранных портфельных инвесторов;
  • пополнения местного, федерального бюджета субъектов РФ посредством размещения долговых ценных бумаг, выпущенных определенными органами власти, среди зарубежных инвесторов.

Два главных потока привлекаемых в нашу страну зарубежных финансовых инвестиций:

  1. Вложения финансовых инвесторов в облигации, акции отечественных акционерных обществ, которые свободно обращаются как на нашем, так и на зарубежном рынке.
  2. Вложения иностранных финансовых инвесторов во внутренние, внешние долговые обязательства РФ, ценные бумаги, которые выпущены субъектами РФ.

Основные пути улучшения инвестиционного климата в нашей стране

Все большую роль играет на сегодняшний день либерализация инвестиционной деятельности. Улучшение инвестиционного климата может быть достигнуто за счет применения специальных мер по либерализации всего инвестиционного процесса, в частности внедрения льготного режима проведения инвестиций, либерализации регулирования прав собственности, упрощения разрешительных процедур, ослабления госконтроля.

Суть Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов РФ

Это элемент целостной системы улучшения ИК в регионах нашей страны посредством развития мотивационных инструментов региональных органов власти, действенного механизма обмена результативными практиками. Национальный рейтинг инвестиционного климата основан на диалоге власти с бизнесом.

Его цель - оценка ключевых факторов формирования благоприятного ИК. Анализ того, насколько улучшился инвестиционный климат региона благодаря усилиям региональных властей.

Сущность инвестиционного прогноза

Очевидно, что для расширенного воспроизводства необходим поиск допматериалов и финресурсов. Таким образом, поиск таких источников, а также установление необходимого объема - это наиболее острые проблемы, решить которые возможно используя инвестиционный прогноз.

Средне- и краткосрочные прогнозы базируются на долгосрочных вычислениях. Среди долгосрочных прогнозов главенствующее место занимают инвестиции, инновации. Их важная роль обосновывается необходимостью осуществления долговременных действий, а также присутствием значительного капитала. В связи с этим задачей рациональной работы фирмы выступает определение оптимального объема производства продукции (объема реализации) и требуемых для этого затрат с учетом уже существующих (перспективных) технологий.

Итак, главное при установлении оптимального объема продукции и затрат - расчет требуемой величины основного капитала для дальнейшего развития.

Из всей совокупности принимаемых фирмой решений наибольшей сложностью, риском и неопределенностью обладает обоснование долговременных издержек, а именно капвложений, затрат на НИИ и инвестиций. Именно они в перспективе будут определять положение компании на рынке. Так, инвестиционная политика - часть ее стратегии, которая направлена на прирост активов для получения существенной прибыли в будущем. Точно так же, как и любой другой стратегический план, инвестиционная политика должна включать прогноз степени эффективности проекта.

Чтобы провести инвестиционные прогнозы, необходимо обосновать выбор соответствующих проектов, а затем лучшего из них. Это можно сделать посредством следующих методов:

  • нормы рентабельности вложенного капитала;
  • потока денежной наличности;
  • дисконтирования средств.

Заключение

В статье речь шла о таких понятиях, как инвестиции, инвестиционная политика и ее факторы. Подробно рассмотрен инвестиционный климат в России, пути его улучшения.

Если резюмировать все вышесказанное, то можно подчеркнуть, что привлечение зарубежных инвестиций в нашу экономику выступает одним из наиболее необходимых условий выхода России из сложившейся экономической ситуации. Для этого требуются значительные нормотворческие, организационные усилия и от российских властей (федеральных, региональных), и от отдельно взятых предприятий, финансовых институтов. Обобщенно последние должны быть ориентированы на следующее:

  • улучшение российского инвестиционного климата, стабилизацию законодательной, экономической ситуации, а также создание эффективно действующего экономического законодательства;
  • организацию грамотного внутрироссийского рынка капиталов, который должен обеспечивать полноценную взаимосвязь рынка ценных бумаг и реального сектора.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом Инвестиционный климат в России.Волкодав Ю.П., Олейников Е.А., Филин С. А., Пирогов М.В. Коллективная монография под ред. акад. Е.А. Олейникова. М.: Рос. экон. акад. 2001, стр. 12-17.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны, своеобразным «барометром» для иностранных инвесторов.

Согласно другому определению, инвестиционный климат региона представляет собой систему отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов и совокупности условий инвестиционной деятельности политического, социально-психологического, финансово-экономического, законодательного, нормативно-правового, экологического, криминального, ресурсно-сырьевого, производственного, инновационного, трудового, инфраструктурного, потребительского и институционального характера и подразделяющихся на свои макро-, микро- и собственно региональные уровни управления, отражающие как объективные возможности региона к развитию и расширению инвестиционной деятельности, характеризующие его инвестиционный потенциал, так и условия деятельности инвесторов (инвестиционный риск), создающие предпосылки для появления устойчивого побуждения к инвестированию, оказывающего существенное влияние на доходность инвестиций и уровень инвестиционных рисков и определяющего целесообразность и эффективность инвестиций Дерябина Я. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности регионов. Инвестиции в России, №8, 2003, с.13...

Инвестиционный климат включает объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).

Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического "здоровья". Потенциал страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и др.

Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. В отличие от инвестиционного потенциала многие из этих правил могут измениться в одночасье -- так, как меняются настроение и мнение человека. Поэтому по сути риск -- характеристика качественная. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций.

По мнению В.В. Кирюхина В.В. Кирюхин «Инвестиционный риск в анализе инвестиционной привлекательности» // Проблемы современной экономики - 2006. - № 3(19)., существуют инвестиционный потенциал и известная степень инвестиционного риска; они формируют инвестиционную привлекательность региона. Инвестиционная привлекательность региона определяет инвестиционную активность. Инвестиционный климат определяется инвестиционной активностью и инвестиционной привлекательностью (Рисунок 1.)

Рисунок 1. Связь понятий инвестиционная привлекательность, инвестиционная активность и инвестиционный климат

Относительно данного подхода можно сделать следующие замечания. Согласно приведенным определениям, инвестиционный климат - это совокупность условий (факторов), влияющих на желание инвестора осуществить вложения, т.е. инвестиционная активность - результативный признак не только для инвестиционной привлекательности, но и для инвестиционного климата. Таким образом, являясь результатом (следствием), инвестиционная активность никак не может быть составной частью инвестиционного климата.

Согласно еще одного подхода, инвестиционный климат включает объективные возможности региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск) и позволяет сопоставить эти показатели. В том случае, если инвестиционный потенциал превышает инвестиционный риск региона, можно говорить о его инвестиционной привлекательности Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. -- СПб.: Питер, 2009. с. 192-193.

Проанализировав существующие подходы к соотношению понятий инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата, можно сделать вывод о том, что не совсем корректно отождествлять их:

инвестиционный климат региона - интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционной привлекательности региона в течение длительного промежутка времени (более 5 лет) и влияющая на желание потенциального инвестора осуществить вложения.

При этом инвестиционная привлекательность региона - это интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционного потенциала и инвестиционного риска региона, отражающая субъективное восприятие региона потенциальным инвестором.

Можно условно сказать, что инвестиционная привлекательность - это скорее субъективное понятие, т.к. она сильно зависит от типа инвестора и его целей, а инвестиционный климат - скорее объективное, поскольку отражает тенденции, влияющие на всех участников инвестиционного процесса.

Так же, важнейшей составляющей инвестиционной привлекательности является инвестиционный риск.

Ивестиционный риск - неотъемлемый элемент практически любого инвестиционного процесса и его оценка лежит в основе методик определения качества инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006 ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Кирюхин В. В..

Инвестиционный риск определяется как возможность обесценивания капитальных вложений в результате действий органов государственной власти и управления или как предполагаемая вероятность того, что действительные доходы от проводимого инвестиционного мероприятия будут ниже ожидаемых.

Инвестиционный риск - характеристика более качественная, чем количественная, и потенциально быстро меняющаяся, так как в отличие от инвестиционного потенциала зависит от качественных составляющих (политической, социальной, экономической, экологической, криминогенной и других характеристик региональных условий инвестирования), которые, как правило, весьма динамичны.

Существует множество классификаций, как факторов инвестиционного риска, так и его составляющих.

Приведем лишь некоторые из критериев классификации инвестиционного риска:

Сфера проявления,

Характер проявления,

Источники возникновения,

Вид риска, возможность страхования,

Степень сложности,

Характер воздействия,

Возможные последствия,

Степень управляемости,

Возможность прогнозирования и т.д.

Многообразие классификаций инвестиционного риска также связано с множеством различных проявлений риска.

Попытаемся определить некоторые виды инвестиционного риска, на которые должен обратить внимание инвестор, рассматривающий возможность вложения в определенный регион Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006 ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Кирюхин В. В.:

Экономический (тенденции в экономическом развитии региона);

Финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);

Политический (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти);

Социальный (уровень социальной напряженности);

Экологический (уровень загрязнения окружающей среды включая радиационное);

Криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);

Законодательный (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства).

Различают следующие виды инвестиционного климата Литвинова В. В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона [Текст] / В. В. Литвинова // Молодой ученый. -- 2011. -- №4. Т.1. -- С. 161-169.:


Рисунок 2. Виды инвестиционного климата

Необходимо также отметить, что применение термина «инвестиционный климат» возможно лишь для сферы предполагаемых вложений, но не для конкретного объекта инвестирования. Такое понятие, как «инвестиционный климат компании (предприятия)», не употребляется. Это еще один аргумент в пользу того, что инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность не являются тождественными понятиями.

Между тем инвестиционная привлекательность является характеристикой, которая может применяться и к региону (отрасли), и к конкретному инвестиционному объекту (предприятие, финансовый инструмент). Дело в том, что привлекательность отражает то, насколько данный инвестиционный объект соответствует конкретным целям определенного инвестора Мельников В.С. Инвестиционный риск в анализе инвестиционного климата и привлекательности // Сибирская финансовая школа. - 2003. - № 3..

Таким образом, базовой характеристикой инвестиционной привлекательности территории является инвестиционный потенциал.

А инвестиционный климат в свою очередь - условие реализации инвестиционного потенциала с известной степенью инвестиционного риска - ограничителя принятия инвестиционных решений.

Понятие инвестиционного климата по-разному трактуется в научной и учебной литературе. Например, в учебнике «Международное движение капитала» инвестиционный климат рассматривается как «совокупность правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства для зарубежных инвестиций». При таком подходе понятие «инвестиционный климат» сводится к инвестиционной привлекательности, что вряд ли справедливо, так как в этом случае игнорируются инвестиционные риски, которые во многом и предопределяют инвестиционный климат.
Более корректно понятие инвестиционный климат определяют авторы финансово-кредитного энциклопедического словаря. Здесь инвестиционный климат рассматривается как «совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала». При таком под-ходе характеристика инвестиционного климата должна состоять из двух составляющих:
1) оценки тех факторов, которые притягивают инвестиции в регион;
2) оценки рисков инвестирования.
Другими словами, баланс инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска и определяет инвестиционный климат в том или ином регионе (стране, ее отдельных субъектах).
Основой инвестиционной привлекательности является эффективность вложений. Инвестиции в первую очередь направляются в те регионы, где они обеспечивают наибольшую отдачу для инвесторов. Поэтому оценку положительной составляющей инвестиционного климата целесообразно осуществлять на основе оценки потенциальной эффективности инвестиций. Оценку отрицательной составляющей инвестиционного кли-мата следует проводить по оценке инвестиционных рисков.
К факторам, благоприятствующим притоку инвестиций в ту или иную страну, относятся:
высокий потенциал внутреннего рынка;
высокая норма прибыли;
низкий уровень конкуренции;
стабильная налоговая система;
низкая стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);
эффективная поддержка государства.
Препятствуют развитию инвестиционных процессов, ухудшают инвестиционный климат в стране следующие факторы:
политическая нестабильность в стране;
социальная напряженность (забастовки, войны мафиозных структур, этнические и религиозные распри и т. д.);
высокий уровень инфляции;
высокие ставки рефинансирования;
высокий уровень внешнего и внутреннего долга;
дефицит бюджета;
пассивное сальдо платежного баланса;
неразвитость законодательства, в том числе неисполнение законов, регулирующих инвестиционную сферу;
высокие трансакционные издержки.
Законодательная и исполнительная власти России в последнее десятилетие занимают активную позицию по укреплению и повышению инвестиционного климата в стране посредством заключения межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капитальных вложений, исключения двойного налогообложения, составления концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, образования зон особого экономического статуса и т. п.
Инвестиционный климат по-разному оценивается отечественными и зарубежными инвесторами. Для оценки инвестиционной привлекательности страны с позиции зарубежных инвесторов широкое распространение получила концепция ОМЛ (ownershipspecific advantages-location-specific variables-internalization advantages - OLI), разработанная Дж. Даннингом, известная также под названием «эклектической парадигмы».
Данная концепция включает анализ и оценку трех составляющих инвестиционной привлекательности:
1) сравнительные преимущества компаний страны;
2) наличие преимуществ национальной экономики в целом (высокий потенциал внутреннего рынка, низкие издержки производства, высокий уровень квалификации персонала, высокая норма прибыли);
3) преимущества интернализации - наличие аффилированных структур, конкуренция между независимыми инвесторами и компаниями, принимающими инвестиции.
Первая и третья составляющие инвестиционной привлекательности характеризуют особенности компаний, вторая - особенности страны в целом. Если страну, принимающую инвестиции, отличает от других стран преимущественно первая составляющая, то инвесторам рекомендуется избирать стратегию лицензирования или продажи патентов, чтобы попасть на ее внутренний рынок. Если же в результате анализа выявляется наличие преимуществ по первой и третьей составляющим ин-вестиционного климата, то зарубежным инвесторам рекомендуется осуществлять прямые инвестиции в экономику принимающей стороны.
Учитывая значительные экономические и политические различия между отдельными странами, выявить явные преимущества по тем или иным аспектам функционирования национальных экономик зачастую сложно. Для стран с переходной экономикой, развивающихся стран часто используется метод «Бери-индекса» - синтетического показателя, представляющего собой сумму баллов экспертных оценок отдельных составляющих инвестиционной привлекательности либо инвестиционного климата. В дальнейшем осуществляется ранжирование стран в соответствии с набранными баллами. Безусловно, данный метод в значительной мере подвержен субъективным мнениям экспертов, в особенности это касается оценки политических рисков.
Вопросами оценки политических рисков страны занимаются многие институты. Среди них следует выделить специализированную частную организацию Political Risk Services Group, Inc, которая находится в Нью-Йорке и ежегодно публикует справочник «International Country Risk Guide». Политический риск определяется такими организациями исходя из оценки политической стабильности страны и демократического характера ее политической системы.
Оценку инвестиционного климата страны постоянно осуществляют многие известные консалтинговые компании. Среди них и компания «А. Т. Керни», которая ежегодно публикует индекс инвестиционного доверия (FDI Confidence Index). При определении этого показателя используются данные опроса 10 000 крупнейших транснациональных компаний мира, входящих в список «Global 10 000»; участники размещены в 41 стране мира, представляют 24 отрасли мировой экономики, имеют совокупный годовой доход более $ 18 трлн.
Индекс рассчитывается как средневзвешенное значение четырех вариантов ответов на вопрос о стратегии вложения прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в ближайшие один-три года. Варианты ответа: высокий уровень интереса вложения ПЗИ в страну, средний уровень интереса, низкий уровень интереса и отсутствие интереса к вложению ПЗИ в страну. Кроме указанной информации учитываются аналитические исследования экспертов международных организаций. Прежде всего, речь идет об экспертах Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Организации экономического сотрудничества и развития, ЮНКТАД.
Для финансовых инвестиций при оценке инвестиционной привлекательности страны наиболее значимыми являются следующие факторы:
устойчивость валютного курса;
темпы роста экономики;
уровень валютных резервов;
состояние национальной банковской системы;
ликвидность рынка ценных бумаг;
уровень процентных ставок;
порядок перевода дивидендов и капиталов из страны;
уровень налогов на доходы от инвестиций;
защита прав инвесторов;
другое.
Указанные выше факторы инвестиционной привлекательности страны рассматриваются в совокупности. Наряду с оценкой инвестиционного климата страны в целом имеет значение и оценка инвестиционной привлекательности ее отдельных регионов; для стран с федеративным устройством речь идет об инвестиционном климате отдельных субъектов федерации.
В России наибольшую известность в оценке инвестиционного климата регионов получили рейтинги инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, публикуемые журналом «Эксперт». По этой методике инвестиционный потенциал региона складывается из частных потенциалов, в их числе выделяют:
1) ресурсно-сырьевой потенциал (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
2) трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
3) производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);
4) институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
5) инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
6) финансовый (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
7) потребительский (совокупная покупательная способность населения региона).
При суммировании частных потенциалов журнал «Эксперт» использует понятие «вес», отражающее (по мнению экспертов) степень важности каждого показателя в совокупном инвестиционном потенциале.
Инвестиционный риск определяется «Экспертом» путем взве-шенного суммирования следующих составляющих риска:
¦ экономического (тенденции в экономическом развитии региона);
¦ финансового (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);
¦ политического (распределение политических симпатий населения по результатам парламентских выборов, авторитетность местной власти);
¦ социального (уровень социальной напряженности);
¦ экологического (уровень загрязнения окружающей среды);
¦ криминального (уровень преступности с учетом степени тяжести преступлений);
¦ законодательного (юридические условия инвестирования).
Весомым достоинством методики журнала «Эксперт» является то, что в ней показатели инвестиционной привлекательности рассматриваются не сами по себе, а как результат воздействия нескольких параметров, которые можно измерить.
Поскольку каждый инвестор по-своему учитывает возможные выгоды и риски, то оценка инвестиционного климата всегда субъективна. Об этом свидетельствует тот факт, что инвестиционный климат в России поразному опр еделяют иностранные и российские инвесторы. Существенно расходятся и оценки российских инвесторов.

Понятие «инвестиционный климат» характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль). В финансовом словаре дается более полное определение: инвестиционный климат - это совокупность сложившихся в какой-либо стране (регионе, отрасли) политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала.

В настоящее время вопросы об инвестиционной привлекательности России и её регионов приобретают всё большее значение, становятся общественно необходимыми и важными. Экономисты, политики и другие специалисты в различных областях связывают стабилизацию экономики и устойчивый экономический рост в регионах с обеспечением необходимых объемов инвестиций в реальный сектор экономики. Одни специалисты придают большее значение инвестициям, напрямую связывая их с решением всех общероссийских и региональных проблем, другие - меньшее, признавая существование неэффективных инвестиций, но и их, рассматривая как большое благо, так как они «создают инвестиционную инфраструктуру и пролагают дорогу эффективным инвестициям» .

К инвестициям в российском законодательстве относят денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта .

В международной практике под инвестиционной привлекательностью или инвестиционным климатом территории обычно понимается совокупность некоммерческих рисков прихода инвестора в данную страну или регион и осуществления им инвестиционного проекта .

Климат - понятие рыночной экономики, абстрактный образ эффективного вложения капитала для предпринимателей, стремящихся в своем экономическом поведении к максимальной выгоде. Другими словами, инвестиционный климат является характерным примером специфического товара, появившегося на рынке в связи с потребностями инвесторов, выбирающих наиболее выгодный с их точки зрения объект для вложения свободных инвестиционных ресурсов. Объективно инвестиционный климат представляет общие для всех инвесторов условия для осуществления инвестиционной деятельности.

Не нужно забывать о том, что инвестиционный климат в России зависит от инвестиционного климата, создаваемого на местах субъектами РФ и местными администрациями. Тем не менее поступательное движение России по пути оздоровления инвестиционного климата способно сформировать у инвесторов ожидания, что сегодня ситуация лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня.

С научной точки зрения, инвестиционный климат характеризуется комплексом факторов. Изменения большинства факторов требуют продолжительного времени, так как они затрагивают институциональное устройство экономики и общества.

Иначе говоря, в настоящее время более активному притоку и эффективному использованию иностранного капитала, а также сдерживанию «бегства» отечественного капитала препятствует ряд факторов, которые в совокупности формируют инвестиционный климат страны.

Ключевую роль в формировании инвестиционного климата играют политика и действия органов государственного управления. Хотя ряд факторов (например, географические) едва ли подвластны правительству страны, от него во многом зависят гарантии прав собственности, подходы к государственному регулированию и налогообложению (реализуемые как внутри страны, так и на ее границах), создание инфраструктуры, функционирование финансовых рынков и рынков труда, а также факторы более общего плана, определяющие качество государственного управления.

Важным аспектом инвестиционного климата является законодательство и его стабильность. Серьёзную опасность представляет не несовершенство и нестабильность законодательства, а плохое исполнение законов.

Определённую тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряжённости в связи с ухудшением материального положения значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований.

На динамику оттока и притока инвестиций отрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство, т.е. отсутствие условий, привычных для большинства цивилизованных бизнесменов.

Весьма негативными факторами, влияющими на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие звенья внешнеэкономических связей России. Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций в России позволяет сделать вывод, что приток зарубежных капиталовложений ограничивается не только наличием высоких политических и экономических рисков, но и противодействием сил, стремящихся избежать конкуренции на внутреннем рынке.

Помимо всего этого, инвестиционный климат формируется под влиянием таких факторов, как:

  • - макроэкономическая политика;
  • - состояние государственного долга;
  • - интеллектуальная собственность;
  • - законодательство и судебная защита;
  • - соблюдение обязательств по контрактам;
  • - банковская система;
  • - валютная и торговая политика;
  • - политика местных властей;
  • - открытость экономики и правил торговли с другими странами;
  • - уровень монополизма в экономике;
  • - уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
  • - различия в инвестиционном климате для местных и иностранных инвесторов;
  • - природные ресурсы и др.

На инвестиционный климат влияет множество факторов. К ним относятся экономические, политические, социальные, правовые и др. (приложение А).

Инвестиционный климат включает объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).

Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического "здоровья". Потенциал страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и др.

Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций. Рассчитываются следующие виды риска:

  • * экономический (тенденции в экономическом развитии региона);
  • * финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);
  • * политический (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, легитимность местной власти);
  • * социальный (уровень социальной напряженности);
  • * экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
  • * криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);
  • * законодательный (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства).

Таким образом, под инвестиционным климатом, понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Формируется инвестиционный климат под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций. Инвестиционный климат обычно характеризуется сочетанием инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности. Инвестиционная привлекательность определяется как система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обуславливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данную страну, регион и пр. Она формируется из двух компонентов: уровня инвестиционного потенциала, который определяется рядом экономических, социальных и природно-географических факторов, и уровня некоммерческих инвестиционных рисков, который обуславливается внешней по отношению к инвестору макроэкономической и региональной ситуацией. Взаимосвязь инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности носит характер корреляционной зависимости, то есть инвестиционная привлекательность - это обобщенный фактор признаков, а инвестиционная активность - зависимый от него результат. Высокий уровень корреляции текущей инвестиционной привлекательности регионов и текущей инвестиционной экономической активностью дает возможность определить перспективную инвестиционную активность.

Случайные статьи

Вверх