Промышленность России: обзор, основные районы, структура. Оценка промышленного производства россии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

Заключение

Введение

Промышленность (индустрия), важнейшая отрасль материального производства, к которой относится промышленно-производственная деятельность предприятий. Различают: промышленность добывающую и обрабатывающую; промышленность тяжелую, легкую, пищевую и другую, в свою очередь расчленяющиеся на отрасли и отдельные виды производства (например, легкая промышленность подразделяется на текстильную, швейную, кожевенную, меховую, обувную и др.).

Промышленность - главная, ведущая отрасль материального производства, в которой создается преобладающая часть валового внутреннего продукта и национального дохода. Например, в современных условиях доля промышленности в совокупном ВВП развитых стран составляет около 40 %. Ведущая роль промышленности обусловлена и тем, что от успехов в ее развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества в высококачественной продукции, обеспечение технического перевооружения и интенсификации производства.

1. Анализ современного состояния промышленного производства в РФ

Последние два десятилетия Россия идет по опасному пути - пути «сырьевого придатка мирового производства». Взлетевшие до заоблачных высот цены на сырье и энергоресурсы не только обеспечили колоссальный доход бюджету государства, но и оттенили важнейший фактор процветания государства - создание мощного, качественного и конкурентно-способного производства. Такое мимолетное затмение может крайне негативно отразиться в ближайшем будущем на Российском производстве, ибо в настоящее время не уделяется должного внимания на обновление существующих основных фондов, не говоря уже о создании принципиально нового производства с внедрением современных технологий. Мнение автора: в случае, если в первых двух десятилетиях третьего тысячелетия не изменится политика государства в отношении к производству внутри страны, - Россия будет полностью зависеть от импорта зарубежных товаров. Будучи сто процентным патриотом автор искренне надеется на недопущение такового развития ситуации в России.

Второй путь развития - создание и внедрение на территории России новых производственных мощностей, оснащение действующих предприятий современным оборудованием, массовое внедрение наукоемких производств, выпуск конкурентно-способных товаров и захват мировых рынков сбыта, а главное - отказ от массового экспорта сырья и энергоресурсов. Однако второй путь не рассматривается «рулевыми» фигурами Российского государства с должным вниманием и его воплощением, т.к. требует непомерных усилий многих из них. Все возрастающий поток нефтедолларов затмил пеленой беззаботности глаза финансовых воротил и политических деятелей.

Федеральная служба государственной статистики ежегодно публикует показатели деятельности Российских предприятий, уровень населения, уровень доходов населения, объемы внешней торговли, значение ВВП и многую другую статистическую информацию. В целях определения динамики развития и текущего состояния российской промышленности, автор использует информацию и данные, опубликованные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики. При этом уровень развития промышленности характеризуется следующими основными показателями.

Объем промышленной продукции в целом по промышленности и ее отдельным отраслям определяется в стоимостном выражении как сумма данных об объеме промышленной продукции, работ и услуг промышленного характера, произведенных юридическими лицами и их обособленными подразделениями независимо от формы собственности. В сводные данные по объему промышленной продукции в стоимостном выражении включаются данные о выпуске промышленной продукции (работ, услуг) крупными и средними организациями, малыми предприятиями, а также промышленными подразделениями при непромышленных организациях. Объем продукции промышленной организации определяется по заводскому методу без стоимости внутризаводского оборота. Внутризаводским оборотом организации считается стоимость той части выработанных ею готовых изделий и полуфабрикатов, которая используется внутри данной организации на собственные промышленно-производственные нужды.

Индекс промышленного производства - относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах. Различаются индивидуальные и сводные индексы промышленного производства. Индивидуальные индексы отражают изменение выпуска одного продукта и исчисляются как отношение объемов производства данного вида продукта в натурально-вещественном выражении в сравниваемых периодах. Сводный индекс промышленного производства характеризует совокупные изменения производства всех видов продукции и отражает изменение создаваемой в процессе промышленного производства стоимости в результате изменения только физического объема производимой продукции. Для исчисления сводного индекса промышленного производства индивидуальные индексы по конкретным видам промышленной продукции поэтапно агрегируются в индексы по отраслям промышленности и промышленности в целом.

Производство промышленной продукции в натуральном выражении приводится, как правило, по валовому выпуску, т.е. включая продукцию, израсходованную на промышленно-производственные нужды данной организации и выработанную из давальческого сырья.

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) - конечный финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций, который представляет сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций и чистых доходов от внереализационных операций.

Поверхностный анализ приведенных материалов показывает отсутствие резких отрицательных тенденций в российской промышленности за последние пять лет, более того - напрашивается вывод о росте в среднем по совокупности изменения динамики в десятке основных отраслей. Доблестная служба федеральной статистики, обобщая собранную в своих территориальных подразделениях информацию, не принимает во внимание отсутствие (в тех размерах, в которых это существует в развитых странах) малого предпринимательства в сфере производства. Большая часть совокупного объема производства сосредоточена в «руках» минимального количества предприятий (холдинговая структура рассматривается как одно предприятие по причинам сосредоточение контроля у одних собственников). В следствии вышесказанного напрашивается вывод о монопольном рынке, сложившемся в России. Однако следует понимать, что продажа таких активов (имеется ввиду продажа одного за другим крупных пакетов акций, общий объем которых уже сейчас в руках иностранных инвесторов зачастую является блокирующим) зарубежным инвесторам в скором времени не оставит возможности воздействия и стратегического управления в интересах Российского народа.

Вот только за кадром остаются предприятия малого производства, не связанные с добычей, перепродажей или переработкой нефти, газа, руды, леса и др. сырья; предприятия, не успевшие стать монополистами на рынке как финансовый рынок или как рынок связи и IT технологий, которых непосильное бремя установленного налогового законодательства заставляет использовать серые и черные схемы ведения бизнеса (следует понимать, что таковыми схемами только в гораздо более крупных размерах пользуются и все общеизвестные компании). Выход таких предприятий на внешний рынок практически исключен. В результате безысходности предпринимателям не остается другого выхода кроме как заниматься торговлей, которая по определению не является производящей отраслью, а, следовательно, только добавляет импортированный товар в страну или (что еще примитивней, но проще) перемещает товар внутри страны.

В итоге, с каждым годом в России становится все меньше предприятий, ориентированных на производство, и на порядок меньше предприятий, способных конкурировать с импортными товарами.

Россия находится на финишной прямой определения своего статуса на мировом рынке. Финишируя, Россия становится лидером мирового производства с соответствующим качеством (как сейчас в ВПК) товаров во всех направлениях и потребностях или жалким сырьевым придатком мирового производства.

2. Перспективы развития промышленного производства в России

Существуют, по меньшей мере, два подхода к оценке перспектив развития промышленного производства в нашей стране. Один - официальный, связанный с радужной оценкой этой темы, основанный на перспективных планах, стремительных диаграммах, символизирующих эволюционный характер развития промышленной отрасли, ссылок на мировые тенденции и т.д. Другой - прагматический, основанный на анализе того, что мы имеем за годы реформ и не официального, а реального отношения руководства страны к этой отрасли хозяйственной деятельности.

Страна за двадцать лет откатилась по уровню экономического развития ниже уровня многих государств «третьего» мира, и это при том, что в наследство нашим реформаторам досталось (что бы там не говорили) одна из сильнейших экономик мира. Уровень жизни россиян затерялся где-то в восьмом десятке стран мира. Разрыв между уровнем жизни богатого слоя и теми, кто ориентируется на потребительскую корзину - катастрофический. Не буду полемизировать с теми, кто будет возражать, что реформы не закончены, что мы «в пути» и т.д. и т.п., это мы уже проходили. Надо периодически подводить итоги пройденного и, если это необходимо, корректировать курс движения, а не тупо упираться в стратегические догмы, которые себя дискредитировали текущими результатами.

Тема развития промышленного производства многогранна и многовариантна. Конечно, единого рецепта быть не может, поскольку здесь завязаны интересы государства, частных лиц и общественных организаций, мировые тенденции и краткосрочные политические мотивы, тактические и стратегические планы, геополитические, экономические, финансовые, сырьевые и пр. ресурсы. При любом раскладе в решении этой проблемы цель должна быть одна - это поступательное развитие производственного сектора экономики, что особенно важно для такой страны как Россия с точки зрения обеспечения экономической и военной безопасности и целостности государства.

Мировая тенденция построения структуры промышленного производства основана на приоритетном развитии малых и средних предприятий, как на наиболее подготовленных: к освоению новых видов изделий и технологий, гибких в плане перестройки производства и внедрения научно-технических разработок, в создании конкурентных производственных отношений. В развитых странах 70-85% промышленного производства сосредоточено на малых и средних предприятиях. При этом роль государства заключается в создании благоприятных условий работы таких предприятий. Под благоприятными условиями развития производства я, прежде всего, понимаю такие понятия, как: стабильность политической системы и ее адекватность к меняющейся внутренней и международной ситуации, понятный и принятый большинством промышленного электората экономический курс развития (установленные «правила игры»), спокойная внутренняя обстановка, доступность финансовых ресурсов и юридическая защищенность от неправомерных действий и посягательств любого уровня.

Перед анализом вышеперечисленных условий развития необходимо определиться с базовыми определениями и понятиями, чтобы не было разночтений и двусмысленных толкований основополагающих принципов существования промышленного производства как такового.

Я считаю, что одной из главных причин неудовлетворительного состояний дел в области малого и среднего предпринимательства в нашей стране является упрощенная трактовка главного понятия - «малый и средний бизнес», принятая за основу при рассмотрении всех вопросов, относящихся к сфере деятельности этой части производственного сектора экономики. Для «большого» бизнеса существуют отраслевые министерства, ведомства, союзы и прочие организации, созданные для решения специфических задач отрасли и учитывающие особенность построения и развития конкретной отрасли, а также приоритетность задач и способов их решения, стоящих перед данной отраслью, в том числе и в интересах государства.

Государство, управляя экономикой, создает преференции и стимулирует развитие тех или иных отраслей экономики в интересах как тактических, так и стратегических планов развития. И только малый бизнес у нас, как стадо пытаются вести общей дорогой, подстегивать единообразными постановлениями, бросая мелкие подачки в «толпу», где они достаются самым бойким и наглым и далеко не тем, кто в них нуждается. Необходимо разделить нынешнее понятие «малый бизнес», как минимум на три категории: производственный бизнес, услуги и торговля. В производственный бизнес, несомненно, должна входить наука, как неотъемлемая часть инновационного развития. Я не связываю понятие «бизнес» с задачами обеспечения правопорядка и обороноспособности страны, которые должны остаться в исключительной компетенции государства. промышленность перевооружение экономика

Сейчас доля производственного малого и среднего бизнеса реального сектора экономики в общем объеме «малого бизнеса» составляет по разным оценкам от 3 до 15%. При этом малый бизнес в общем балансе производственного сектора экономики страны составляет не более 10%, получается, что доля рассматриваемого вида производства в промышленном объеме страны - несущественна. В общественном сознании слово «бизнес» ассоциируется с торговлей и посредническими услугами, с вопросами «делания денег» любыми путями.

Анализ принятых решений разного уровня по малому бизнесу, фактическое построение отношений между административными органами и бизнесом, меры стимулирования и поддержки принятые у нас, и наконец, результаты всей этой деятельности, говорят о том, что все решения по развитию рассматриваемого сектора экономики в первую очередь, «де факто», относятся к области непроизводственных отношений. Ниже я обосную свои выводы.

Если с политической стабильностью и построением международных отношений у нас более или менее все ясно, то вот относительно стратегии и тактики экономического развития страны - много вопросов. Уже всем, кроме самих инициаторов экономических реформ и тех, кто на этом заработал очевидные дивиденды, ясен их провальный курс и плачевность достигнутых результатов. Тем не менее, мы продолжаем цепляться за устаревшие догмы и на гнилом фундаменте обанкротившихся идей - пытаемся строить новые производственные отношения. Цель у всех стран одна - развитие, вот только способы ее достижения разные, что и показал недавний экономический кризис. И дело здесь отнюдь не в идеологических построениях общественного строя, а в отношении руководства страны к средствам и способам управления экономикой. Богатейшая в мире страна с огромным экономическим потенциалом и талантливым народом, на сырьевой игле и навязанных «реформаторами» посредническо-товарных производственных отношениях оказалась в очередной раз (после дефолтов прежних лет) не конкурентоспособной на мировом рынке, при этом фактически разрушив внутренний рынок и производственные отношения на постсоветском пространстве. И что интересно, при этом миллиардеров, заработавших на кризисе, в стране стало больше. Экономическая политика в интересах отдельных лиц и групп не может считаться экономикой такого государства как Россия.

К сожалению, нельзя говорить и об установленных «правилах игры» - отношениях между малым и средним производственным бизнесом и властью. Слишком много в трактовке этих правил администрирования, коррупции и желания «порулить» со стороны официальных структур различного уровня и ведомственной принадлежности. При этом полная ответственность за состояние производства лежит на его руководителях, а правила ведения бизнеса устанавливают чиновники, которые не несут никакой ответственности за свои поступки и решения, в том числе направленные во вред производственно-хозяйственной деятельности. В нашей стране уровень общественной и псевдо государственной «заботы» о малом бизнесе, а также число «помощников» разного уровня превышает разумные пределы и количество самих предприятий производственного сектора. Наверное, пришла пора дать оценку этой работе с учетом достигнутых их деятельностью результатов. Навязываемая «поддержка», на практике оказывается ширмой корыстных интересов «помощников».

Один из самых болезненных вопросов развития производства малого и среднего бизнеса является вопрос доступности финансовых ресурсов, необходимых на всех стадиях производственной деятельности. Каждый, кто имеет отношение к производству, понимает, что для его становления, развития и поддержания на конкурентоспособном уровне, постоянно необходимы средства. При этом на этапе становления производства - нужны заемные средства в серьезных объемах и на реальных условиях возврата. К сожалению, производственный сектор малого бизнеса нашими банками под разными предлогами, в том числе и нереальными условиями предоставления кредитов - фактически не финансируется. Эти вопросы на государственном уровне отданы на откуп посредническим фондам. Во-первых, получение денег от фонда оговаривается разными сумасбродными условиями и предельными ставками финансирования, которые не приемлемы для производственника. Во-вторых, процедура оформления кредитов через фонд неимоверно затянута и никак не способствует оперативному решению финансовых проблем предприятия. Система грантов, конкурсов, тендеров и т.п. сродни игре в рулетку, а вероятность выигрыша - минимальна, при этом система выбора победителя не прозрачна и субъективна. Для стабильного, поступательного и прогнозируемого развития производственного предприятия система финансирования через конкурсы не может считаться эффективной. И наконец, немаловажный фактор работы фонда (или другого подобного учреждения) - это заинтересованность самого фонда во вложении выделенных ему государством денег в то или иное производственное предприятие. Фонд не кредитное учреждение, следовательно, его средства находятся в банке под стабильный процент, которого хватает для безбедного текущего cуществования сотрудников фонда. Если средства фонда выделять соискателям, то это риск, угрожающий собственному благополучию. Отсюда и многоуровневая система отбора кандидатов на деньги, создаваемые и активно культивируемые мифы об отсталости и незнании большинством предпринимателей современных (западных) принципов управления производством, и «закритичный» уровень оценки перспектив конкретного производства и т.д. В общем, причин отказать гораздо больше, чем дать добро. Я не знаю примеров официальной оценки деятельности фондов, но я знаю состояние проблемы и уровень развития научно-производственного сектора экономики, и здесь наблюдается большое противоречие между результатами деятельности «помощников» и состоянием отрасли. Хотелось бы, чтобы руководство страны рассматривало меня и других руководителей производственных предприятий (во всяком случае, большую их часть), как адекватных и ответственных членов нашего общества, заинтересованных в развитии нашей страны не меньше чем они сами, и способных самостоятельно отвечать за результаты своей деятельности без переложения груза ответственности на различные посреднические структуры. В этом контексте считаю первоочередным решением государственного уровня - создание системы финансирования производственного бизнеса через банковскую систему, на условиях получения кредитов на развитие производства под ответственность заемщика и гарантии государства по приоритетным направлениям развития. То, что эта система должна отличаться от условий получения потребительских кредитов, это надеюсь ясно. Фонды должны стать вспомогательным атрибутом стимулирования научно-технической деятельности.

На государственном уровне полагают, что одним из путей решения проблемы развития промышленного производства должна стать инвестиционная деятельность, причем почему-то иностранных инвесторов. На данный момент времени серьезных и ответственных инвесторов из-за рубежа на территории России нет, и когда они появятся неизвестно. Вызывает большое сомнение мотивация инвестора для развития производства конкурентоспособной отечественной продукции в ущерб национальным интересам той страны, которую он представляет. Косвенным подтверждением этого тезиса, может служить история вступления России в ВТО. Тех же инвесторов, которые хотели бы строить свой бизнес в России, отпугивает непрозрачность отношений и коррумпированность системы.

И наконец, последний вопрос в рамках настоящей статьи - юридическое сопровождение бизнеса. То, что установившаяся у нас юридическая система громоздка, неповоротлива и малопонятна рядовому члену общества, это факт, озвученный неоднократно и на разных уровнях. С ее несовершенством связан весь негатив нашего общества - бюрократизм, коррупция, бандитизм, нарушения в экономической сфере и производственных отношениях, «телефонное право» и т.п. Все делопроизводство в судах устроено таким образом, чтобы отбить навсегда охоту решать спорные вопросы в официальных инстанциях. Особый вид надругательства над здравым смыслом и публичное унижение, когда ответчиком по суду выступает государственная структура. Проблема состоит в том, что у подавляющего большинства малых предприятий в штатном расписании не предусмотрена должность юриста. Можно, конечно, нанять юриста из многочисленных адвокатских бюро. Но нет никаких гарантий, что вы взяли именно того юриста, знания и квалификация которого позволят решить в суде ваши проблемы. В большинстве случаев наемный юрист не отвечает за результаты своей работы, а лишь готовит документы для суда, а дальше - «как решит суд». Объективность суда тоже под большим вопросом, поскольку рычагов влияния на ход судебного заседания у малого предприятия, несомненно, меньше, чем у его оппонентов. Можно еще много привести доводов в оправдание того, почему у многих предпринимателей существует желание «полюбовно» решать конфликтные ситуации, либо вообще не связываться с судами, прибегая к услугам неформальных организаций.

Неповоротливость и костность юридической системы приводит к тому, что не исполняется большинство постановлений и указов, принимаемых правительством и президентом в отношении развития малого и среднего предпринимательства, поскольку чиновники придумывают причины их неисполнения гораздо быстрее, чем успевают вноситься коррективы в поправки в эти указы. Создается впечатление, что чиновники играют с государством в догонялки - кто быстрее придумает причину неисполнения очередного закона, при этом государственные интересы, как правило, всегда проигрывают. Да и сами законы о малом и среднем предпринимательстве разрабатываются и принимаются теоретиками товарно-денежных отношений без надлежащих консультаций с теми, кто должен на практике воспользоваться их положениями. Ярким примером сказанному служит закон об авторском праве, который если и защищает чьи-то интересы, то только не интересы инновационной части малого бизнеса. Получается, что главное преимущество малого и среднего предпринимательства, в его способности ставить и решать инновационные задачи - не защищено, а поэтому, бесперспективно. Отмена звания «Заслуженный изобретатель России» лишь очередной камень чиновников в сторону прогрессивного развития производственного сектора.

Таким образом, подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что реальных предпосылок развития промышленного производства в стране, через становление и развитие малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики в настоящее время - нет. Основными причинами этого, на наш взгляд, являются:

Отсутствие финансового обеспечения и доступа к реалистичным банковским кредитам, замененными на практике разными посредническими структурами, решающими не государственные, а свои корыстные интересы;

Несовершенство юридической системы и судопроизводства делают предпринимателей незащищенными перед административным и силовым давлением на них. Кроме того, это является причиной негативных факторов производственных и деловых взаимоотношений, связанных с коррупцией, бюрократизмом, рэкетом и т.п.;

Для большинства малых и средних предприятий основным рынком сбыта продукции является внутренний рынок, правила игры на котором, диктуются крупными монополистами и олегархически бюрократическими структурами, не заинтересованными в «чужих» исполнителях. Система тендеров и конкурсов - забюрокрачена сверх всякой меры;

В стране не созданы условия и нет реальной потребности во внедрении новых научно-технических достижений, являющихся одним из приоритетных и эффективных направлений деятельности малых и средних предприятий. Излишняя коммерциализация этой темы привела к свертыванию фундаментальных исследований и перспективных НИОКР, ввиду своей не скорой коммерческой отдачи;

Декларируемые руководством страны планы развития в сырьевом, перерабатывающем, аэро-космическом, оборонном и других секторах экономики не предусматривают широкого участия в них предприятий малой индустрии, а своей глобальностью рассчитаны на участие в них естественных монополий и крупных корпораций. Необходим отдельный план развития малого и среднего бизнеса с привязкой к конкретным государственным программам;

В стране чрезмерно высоко влияние административно-бюрократического аппарата на деятельность малых предприятий.

Заключение

Промышленность - совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве, производством потребительских товаров. Промышленность - важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества.

Промышленность состоит из двух больших групп отраслей - добывающей и обрабатывающей промышленности. К добывающей промышленности относятся предприятия по добыче горно-химического сырья, рудчёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка, а также гидроэлектростанции, водопроводы, предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов.

Достижение стратегических целей развития России в среднесрочной перспективе возможно только при условии воссоздания экономики роста. При этом чрезвычайно важны не только количественные, но и качественные характеристики экономической динамики.

Позитивное будущее России может быть основано только на опережающем развитии перерабатывающих отраслей промышленности. Именно их динамика определяет, с одной стороны, уровень инвестиционной активности и технологического обновления производства, а с другой - динамику и структуру потребления населения. Потребительские стандарты населения, в свою очередь, определяют формирование и воспроизводство трудовых мотиваций, а, следовательно, и возможный вклад социальных факторов в повышение эффективности производства.

Развитие отечественной обрабатывающей промышленности и строительства способно обеспечить кардинальное повышение качества жизни россиян, создать возможности позитивного изменения условий проживания за счет масштабного предложения доступного жилья, эффективной дальнейшей автомобилизации и опережающего развития инфраструктуры.

Первичный сектор экономики России, добывающая промышленность и особенно экспортно-ориентированные отрасли представляют собой важнейший материальный ресурс экономического роста и поддержания уровня и динамики экспортных доходов. Последнее особенно важно в период восстановления технологического потенциала обрабатывающего сектора промышленности, строительства и транспорта. Выполнение первичным сектором экономики задач материального обеспечения экономического роста в России и поддержания в среднесрочной перспективе положительных значений чистого экспорта также требует развития в рамках добывающей промышленности комплексной переработки сырья, увеличения доли конечной продукции в экспорте.

Список использованной литературы

1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Дело и Сервис, 2007. - 496 с.

2. Богданов И.А. Экономическая безопасность России: теория и практика. - М.: ИСПИРАН, 2005.

3. Халимова Н.А. , Писаренков О. С. Общие рекомендации по предупреждению кризисных процессов на предприятии / М., ИЭАУ, 2003 г.

4. Экономическая теория: макроэкономика / Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ Журавлёвой Г.П. - М., 2008.

5. http://www.ieay.ru/nauch/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ и сравнение технико-экономических показателей планов технического перевооружения передовых акционерных компаний Украины с показателями передовых предприятий России и ЕС. Гарантии сохранности денежных средств накопительной пенсионной системы.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2012

    Экономическая сущность, показатели и формы концентрации производства. Особенности специализации производства в промышленности. Источники финансирования, основные направления и значение научно-технического прогресса в функционировании промышленности.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2010

    Основные показатели, характеризующие уровень интенсивности и эффективности интенсификации. Показатели и методика определения интенсификации сельскохозяйственного производства. Показатели интенсификации и эффективности промышленного производства.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2014

    Анализ угроз экономической безопасности России в области продовольствия. Международный опыт обеспечения продовольственной безопасности государства. Принципы и механизмы обеспечения продовольственной безопасности в России, оценка ее современного состояния.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2017

    Анализ технического уровня и состояния предприятия и работы по сертификации рассматриваемого производства. Разработка мероприятий по повышению технического уровня и экономической эффективности производства. План маркетинга и оценка рынков сбыта.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2013

    Сущность малых предприятий в экономике государства. Перспективы развития малого предпринимательства. Анализ проблем развития малых предприятий в России. Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2010

    Источники обновления основных фондов современных организаций и технического перевооружения производства (на примере анализа лизинговых операций и инвестиционных проектов). Значение управленческого анализа организации в новых условиях хозяйствования.

    контрольная работа , добавлен 30.06.2010

    Анализ современного состояния и перспектив социально-экономического развития малых российских городов. Обоснование их роли и места в пространственном и социально-экономическом развитии РФ. Направления государственной поддержки развития малых городов.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Сущность экономики и методика обеспечения безопасности текстильной промышленности в данной сфере, существующие угрозы. SWOT- и STEP-анализ для исследуемого предприятия. Пути и перспективы развития экономической безопасности текстильной промышленности.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2016

    Анализ экономических и социальных показателей целлюлозно-бумажной отрасли России. Исследование состояния экспорта и импорта продукции в отрасли. Определение факторов, влияющих на развитие целлюлозно-бумажной промышленности в мире и перспектив развития.

Одной из составных частей хозяйственного комплекса страны является промышленность. Она представляет собой совокупность предприятий производственной сферы, создающих материальный продукт. Количественные показатели предприятий исследует статистика промышленности.

История фабричного производства

Первые мануфактуры, предшествовавшие крупному машинному производству, появились в 16 столетии в Западной Европе. Они были переходной формой от ремесленной кооперации к фабричному производству, т. е. первыми капиталистическими предприятиями, основанными на разделении и специализации труда. Во второй половине 18 века из-за промышленного переворота произошел переход к машинному производству.

На территории России этот процесс начался лишь в конце 19 начале 20 века. Он описан в произведении «Материалы для статистики мануфактурной промышленности в Кузнецком уезде» краеведа и историка Пензенской губернии Ф. Чекалина.


Индустриальная держава


Во второй половине 20 века СССР представляла собой мощную индустриальную державу, которая занимала 2 место в мире по объемам . В мировом промышленном производстве доля Советского Союза составляла почти 20%. Страна могла производить любые виды продукции. Несмотря на то, что с конца 60 годов начали снижаться темпы прироста национального дохода, устойчивое развитие сохранялось до начала 90.

Статистика промышленности России показывает, что за 20 лет (1970–1990 г.г.) национальный доход вырос в 2 раза.

Переход к рыночной экономике

С 1990 года в России происходило уменьшение объемов промышленного и сокращение числа предприятий. К концу века ИПП (индекс промышленного производства) снизился до 48% по отношению к показателям начала 90 годов. С переходом экономики на рыночные рельсы изменилась и методология их исчисления. В нулевые годы были предприняты меры по восстановлению производства, благодаря которым объем вырос до 85%.

Однако мировой кризис 2008 года оказал негативное воздействие на развитие отечественной экономики и снизил показатели статистики промышленности. Многие предприятия начали закрываться:

  • 2008 год – количество действующих предприятий составляло 456 тыс.;
  • 2015 год – осталось лишь 316 тыс.

Современная структура

Сегодня структура промышленности представлена тремя группами отраслей:

  • добывающие предприятия. На их долю приходится более 20% объемов производства;
  • обрабатывающая промышленность. Ее доля составляет около 70%;
  • производство и распределение энергетических ресурсов (газа, электроэнергии, воды). На долю отрасли приходится около 10%.

Нефтедобыча

Ключевую роль в экономике страны все еще играют добывающие отрасли. Ведущей среди них является нефтяная промышленность РФ. Статистика показывает, что по запасам нефти Россия занимает 6 место в мире. В 2016 году она стала лидером по нефтедобыче, опередив Саудовскую Аравию и США.

Объем сырья составил около 550 млн. тонн, что превысило показатель 2015 года на 2,5%. К 2020 году в нефтяной отрасли планируют расширить вторичную переработку сырья для получения разных видов топлива. Это позволит снизить экспорт сырой , увеличив долю продуктов ее переработки.

Реструктуризация угольной промышленности

В ближайшие несколько десятилетий уголь останется одним из базовых источников энергии, а Россия обладает огромными запасами черного топлива. При нынешних темпах разработки их хватит еще на несколько столетий. Реструктуризация угольной отрасли началась в середине 90 годов. Но уже сегодня статистика промышленности показывает, что за 20 лет добыча выросла больше чем в 4 раза. Достижения реструктуризации:

  • увеличилась доля более безопасной угледобычи с 56 % (1994) до 70% (2015 год);
  • за счет строительства новых обогатительных фабрик сегодня производится переработка около половины добываемого сырья;
  • снижение зольности угля с 18% до 13% позволило уменьшить балластную составляющую и сократить транспортные расходы;
  • за 20 лет коэффициент тяжелого с летальным исходом снизился в 13 раз;
  • средняя в промышленности выросла почти в 21 раз. Официальная статистика показывает, что угольные компании с начала 2000 года стали прибыльными и смогли пережить кризисные периоды без государственных дотаций.

Проблемы отрасли

Основные проблемы угольной промышленности:

  • высокие на уголь. Поэтому топливное хозяйство больше ориентировано на газ;
  • значительная удаленность крупных угольных регионов от рынков сбыта, что ограничивает рост экспортных поставок;
  • вопросы занятости в шахтерских поселках, возникающие в связи с модернизацией шахт и внедрением новых технологий;
  • профессиональная рабочих угольной промышленности. Статистика показывает, что самые частые из них – дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата, невриты слуховых нервов.

Ископаемые ресурсы

По количеству видов минеральных ресурсов Россия является мировым лидером. Их освоение требует планомерного развития горнодобывающей промышленности. Сегодня страна располагает более чем 20 тыс. открытых месторождений полезных ископаемых. Общая стоимость запасов оценивается в 30 трлн. долларов. Несмотря на сложности последних лет, горная добыча и металлургия демонстрируют положительную динамику.

Статистика металлургической промышленности за первое полугодие 2017 года зафиксировала рост объемов производства на 11%.

Черная и цветная металлургия

Российские металлургические предприятия сегодня имеют возможность производить весь ассортимент продукции. Черная металлургия имеет загрузку мощностей до 80% и дает 1,4% ВВП. Также она обеспечивает 5,5% экспорта. Производство цветных металлов составляет 2,3% ВВП и 3,6% валютных доходов. Добиться весомых достижений в 2017 году помогла реализация крупных внутренних проектов – сооружение моста через Керченский пролив и газопровода в Сибири.

В дальнейшем правительство планирует стимулировать внутренний спрос за счет крупного бюджетного строительства.

Химическое производство

Индикатором роста производства является обрабатывающая промышленность. Она производит конечный продукт. Статистика промышленности показывает, что в 1 квартале 2017 года было незначительное увеличение ИПП – на 0,1%. Наиболее устойчивая тенденция роста наблюдается в химическом производстве – в среднем, на 7,5%. Из них:

  • получение резины и пластмассы увеличилось на 4,8%;
  • синтетического каучука – на 17,9%;
  • минеральных удобрений – на 8,8%.

Около двух десятков подотраслей химической индустрии производят почти 16 тыс. наименований продукции, перерабатывая 5% ископаемой нефти и газа. Более половины всей продукции отправляется на экспорт. Статистика химической промышленности показывает, что важнейшими факторами ее роста стали:

  • продолжающийся спад , обеспечивший увеличение внутреннего спроса;
  • господдержка , благодаря которой продажа удобрений выросла на 20%.

Фармацевтическая отрасль

Что касается фармпромышленности, то с начала 2000 года в стране было запущено 38 заводов для производства лекарств. Доля отечественных жизненно важных препаратов составила более 76%. В 2016 году зарегистрировано более десятка импортозамещающих препаратов. Однако анализ показывает снижение уровня третий год подряд. В 2016 он сократился до показателя 2006 года – 5,2 млрд. препаратов.

Машиностроение

В 1 квартале 2017 года статистика промышленности отметила позитивные сдвиги в машиностроительном секторе за последние пять лет. Продажи АвтоВАЗа выросли на 0,5%. Во втором полугодии прогнозируется рост рынка легковых на 4%. Благодаря господдержке на 60% увеличилось производство сельскохозяйственных машин.

Учитывая важность станкостроения, государство увеличило дотации в эту отрасль на 80% по сравнению с 2015 годом, что позволит снизить импортную продукцию до 58%. В машиностроительной отрасли задействовано более 40 тыс. предприятий, которые обеспечивают вакансиями треть работающего .

Увеличение объемов текстиля

Неплохие показатели в 2017 году демонстрирует легкая промышленность. Статистика отмечает увеличение темпов роста за январь-август на 8,3%. Росстат приводит данные по текстильной отрасли:

  • рост выпуска натуральных тканей – 11,8%;
  • из синтетических нитей – 27,7%;
  • на основе нетканого материала – 14,6%;
  • стеганых одеял – 5,1%;
  • производство синтетических волокон – 7,6%.

Легкая промышленность ставит такие задачи:

  • модернизации производства;
  • расширения ассортимента выпускаемой продукции;
  • разработки высокотехнологичных тканей из синтетических волокон.

Состояние на мебельном рынке

На мировом рынке мебельной промышленности на долю РФ приходится меньше 1/80 мирового объема. Однако статистика промышленности отражает увеличение спроса на внутреннем рынке. С 2013 года объемы импортной мебели сократились с 3,6 млрд. долларов до 1,35 млрд. (2016).

Росту производства отечественной продукции способствует и ограничение на государственные закупки импортной мебели, которое вводится на два года с 1 декабря 2017 года. За этот период планируется увеличить объемы российской продукции на 20%.

Россия обладает достаточным количеством сырья, а качество мебели по основным показателям не уступает зарубежной, благодаря чему растет и .

Пищевой сектор

Статистика пищевой промышленности представляет информацию по 17 группам продукции. Наиболее важными из них:

  • мясные продукты;
  • рыба и морепродукты;
  • молочная и кисломолочная продукция;
  • овощи, фрукты;
  • напитки.

Тридцать отраслей пищевой промышленности объединяют более 60 видов производств, организованных на 22 тыс. предприятий. Являясь частью , производство продовольственных товаров зависит:

  • от сезонности сельского хозяйства;
  • времени уборки урожая;
  • сроков хранения продукции;
  • стандартов качества сырья.

Импорт молока

Статистика пищевой промышленности в России отмечает, что на долю пищевого сектора приходится 14% всего объема производства. Важное место занимают молочные продукты. Однако отечественной продукции сдерживается высокой себестоимостью и низкой покупательной способностью населения. Поэтому до 40% объема молока приходится на долю импорта. Основная часть молочной продукции ввозится из Беларуси:

  • сливочное масло – 82%;
  • сыр – 87%;
  • сухое молоко и сыворотка – 85%;
  • цельномолочная продукция – 99%.

Увеличение мясной продукции

Статистика мясной промышленности показывает снижение импортных поставок в 2016 году. Этот сектор растет благодаря развитию свиноводства и птицеводства:

  • производство свинины в прошлом году увеличилось на 9 % по сравнению с 2015 годом;
  • птицы – на 3%;
  • изделий колбасного производства – на 7,2%.

Импорт мяса из-за рубежа уменьшился на 10%, основную долю в нем составляет говядина. Основные экспортеры:

  1. Бразилия – 50% поставок.
  2. РБ – 28%.
  3. Парагвай – 9%.
  4. Аргентина – 6%.

Экспорт продовольствия из России

Растут объемы и российского экспорта продуктов продовольственного сектора. Как показывает статистика промышленности, крупнейшими потребителями российского экспорта являются Южная Корея и Китай, а из стран СНГ – Казахстан, Украина, Беларусь. В таблице представлена сегментация экспорта продукции пищевой промышленности в весовом и стоимостном выражении за 2016 год:

Наименование продукции Стоимость

(тыс. долларов)

Вес
Рыба 2 272 824 1 404 400
Растительные масла 2 016 461 2 547 223
Кормовые продукты и отходы 945 204 4 344 638
Морепродукты 800 169 170 791
Табачные изделия 655 582 70 483
Какао и шоколад 483 775 159 252
Свежие овощи 478 791 1 332 143
Прочие пищевые продукты 414 224 229 584

Успешными оказались и итоги первого полугодия 2017 года. В структуре экспорта продовольствия в страны СНГ выросли объемы по следующим видам товаров:

  • пшеница – на 53%;
  • растительное масло – на 19%;
  • свежая и мороженая рыба – на 16,4%.

Самые успешные регионы

Статистика развития промышленности по регионам России:

  1. Ростовская область – 13%.
  2. Приморский край – 9%.
  3. Москва – 7,4%.
  4. Московская область – 5,5%.
  5. Санкт-Петербург – 7,3%.
  6. Калининградская область – 6,7%.
  7. Сахалинская область – 5,9%.
  8. Камчатский край – 4,9%.
  9. Мурманская область – около 3,7%.
  10. Краснодарский край – 3,5%.

Инвестиции в сельское хозяйство вывели на внешний рынок некоторые (не характерные для него) группы товаров:

  • сахар – 237,4 тыс. тонн;
  • живая рыба – 510 тонн;
  • томаты – 3,84 тыс. тонн;
  • крольчатина – 79 тонн (рост в 4,6 раз).

Промышленное производство в Беларуси

Особенно оценили крольчатину белорусы, которые и также обеспечили стабильный рост производства народного потребления. За первое полугодие его объем вырос на 6,1%. Статистика промышленности в Республике Беларусь показывает превышение объема выпускаемой продукции за январь-июнь 2017 по сравнению с таким же периодом 2016 года по 11 отраслям:

  • машины и оборудование – на 21,2%;
  • химическая продукция – на 16,8%;
  • металлургическое производство – на 10,3%;
  • текстильная промышленность – на 10%;
  • электрооборудование – на 9,6%.

Индустрия считается основой воспроизводства в экономике. Из-за экономического кризиса начала 90х годов ухудшилось. Изделия отечественного производства у населения вызывали ассоциации с некачественной продукцией, все больше интересовались импортными товарами. 1999-2005 года характеризуются экстенсивным развитием, которое обеспечивалось серьезными капиталовложениями. В результате рынок товаров получил разнообразный состав производителей, а население стало меньше доверять .

Наиболее развитыми на сегодняшний момент в России являются отрасли химического и целлюлозно-бумажного производства, а также производство и распределение воды, газа и . Высокие темпы роста наблюдаются и в строительстве. Благодаря значительным запасам природных ресурсов, страна занимает первые места по объему добываемой и ее экспорту. В сфере капиталовложений в 2012 году доминировал сырьевой сектор и предприятия, занимающиеся добычей торфа и руды.

Текущее состояние имеет ряд особенностей, которые не совестимы с рыночной экономикой. В первую очередь это то, что предприятия в большинстве случаев ориентируются не на массовый выпуск продукции, а на удовлетворение отдельных потребностей. Также подбор кадров происходит в основном по принципам родственности и дружбы, а не профессионализма. В результате решать сложные и творческие задачи просто некому.

Нехватка квалифицированного персонала

Важную роль в развитии состояния промышленности в России занимает подготовка квалифицированных кадров, а большинство молодых специалистов не соответствуют требованиям производства и после окончания ВУЗов не могут приступить к качественному выполнению работы, к которой готовились во время учебы. Эксперты Института имени Гайдара сообщают, что из-за недостатка кадров порядка 30% компаний в прошлом году не выполнило свой план по выпуску продукции.

Со сложностями при наборе персонала предприятия сталкиваются регулярно. Проблемной отраслью является , и несмотря на затраты, выпускаемая продукция не способна конкурировать с западными образцами. В первую очередь это происходит по причине недостатка инженерно-технических работников, а существующий персонал постоянно нуждается в дополнительном обучении, поскольку используемые технологии регулярно обновляются. Низкий уровень оплаты труда также мешает привлекать новых сотрудников.

Основным следствием нехватки кадров считается снижение качества выпускаемых товаров. Такая ситуация наблюдается в 42% организаций. Вследствие возникшей проблемы состояние промышленности России ухудшилось, поскольку много заводов, имея заказы, не могут увеличить выпуск продукции. Больше всего это отразилось на легкой промышленности и машиностроении. За три года такое влияние было отмечено в 20% предприятий.

Перспективы улучшения состояния промышленности в России

Для улучшения состояния промышленности в России правительство планирует внедрить разработанную систему необходимых мер поддержки: реформирование налоговой системы, стимулирование частных, государственных и иностранных инвестиций, формирование законодательных условий. Основной задачей промышленной политики страны является повышение уровня конкурентоспособности производств. Добиваться этого планируют с помощью технического переоснащения, автоматизации средств контроля качества, делая производство более безопасным, привлекая высококвалифицированных кадров.

Эта политика предполагает для разные стратегии развития. Например, в черной металлургии планируют расширять ассортимент и повышать качество металлопродукции. Экспортоспособные добывающие отрасли, такие как газовая, нефтяная, лесная, могут развиваться на собственной финансовой базе, а для имеющих большой научно-технический потенциал планируются государственные инвестиции, субсидии и экспортные кредиты.

Улучшение состояния промышленности в России невозможно без разработки и применения новейших методов, способных повысить эффективность производства, уверены эксперты. Необходима также поддержка всех высокотехнологических разработок, над которыми работают сотрудники соответствующих организаций. К положительным результатам приведет также создание здоровой конкуренции на рынке и стимуляция предпринимательства.

Данные с очищенной сезонностью выглядят несколько лучше, но также находятся в небольшом минусе: минус 0,1% в феврале к январю и минус 1,6% в январе к декабрю.

Сильнее всего – на 10% – сократилось производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Обрабатывающее производство сократилось на 0,1%, а добыча полезных ископаемых – на 2,2%. Просело машиностроение и даже некоторые сектора традиционно растущего пищепрома, проблемы в котором производители связывают со вступлением России в ВТО. Так, например, производство колбасных изделий снизилось на 1,7%, хлебобулочных изделий – на 3,7%, подсолнечного нерафинированного масла – на 14%.

Стагнация имеет место, но о падении промпроизводства говорить не стоит, считают экономисты. Отчасти они объясняют снижение промышленного выпуска высокой базой февраля 2012 года – тогда промышленность выросла на 6,5% после роста на 3,8% в январе. В то же время объяснить замедление в феврале 2013 года календарным фактором нельзя, так как праздник 23 февраля был перенесен на майские праздники, что уравняло количество рабочих дней в феврале 2012 и 2013 года.

«Основным тормозом роста промпроизводства в феврале стал дефицит ликвидности у предприятий. В феврале 2013 года возобновивилась тенденция превышения доли предприятий, у которых сократились собственные финансовые ресурсы и прибыль, над долей тех, где увеличились соответствующие показатели (по финансовым ресурсам – 15% и 13%, а по прибыли – 18% и 17%)», – отмечается в мониторинге конъюнктурных исследований (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ .

Также на промышленности отрицательно сказалось и снижение покупательской активности населения. Из-за этого, в частности, просел автопром. Производство легковых автомобилей в России в феврале 2013 года сократилось на 0,1% по сравнению с февралем 2012 года из-за замедления темпов роста продаж новых автомобилей.
«Сейчас мы наблюдаем замедление роста рынка легковых автомобилей – в январе рынок вырос на 5%, в феврале рост составил 2%, и это, естественно, отражается на результатах АвтоВАЗа. Не исключено, что при замедлении роста доходов населения, а также при отсутствии роста на рынке автокредитования динамика продаж может стать отрицательной во второй половине года, что отразится и на продажах АвтоВАЗа», – говорит аналитик « Инвесткафе» Андрей Шенк .

Перспективы развития промышленности в ближайшие месяцы во многом зависят от ценовой конъюнктуры на мировых рынках, считают эксперты. Цены на энергоресурсы пока довольно стабильны, причем спотовые рынки газа уже близки к ценам «Газпрома», что может по­способствовать увеличению экспортных поставок. В то же время цены на цветные и черные металлы снижаются в условиях перепроизводства.

«Если говорить об экстренных мерах по повышению деловой активности промышленных предприятий, не анализируя концептуально позитивные, но неоднозначные по своим параметрам различные долгосрочные программы развития промышленности до 2020 года, сегодня представляется необходимым понизить ставку рефинансирования коммерческих банков со стороны ЦБ РФ, – считает директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович . – Даже небольшое снижение ставки со стороны ЦБ могло бы дать психологический сигнал коммерческим банкам к смене тренда ставок по кредитам с повышательного на понижательный, а сам реальный сектор воспринял бы данную акцию как мотивацию к увеличению своих финансовых средств за счет более доступных кредитных ресурсов и, соответственно, расширению производства. В результате почти наверняка этот механизм сработает на улучшение делового климата у предприятий-реципиентов и отрасли в целом».

Минэкономразвития прогнозирует, что в 2013 году промышленное производство в России вырастет на 3,6%. Ранее замглавы ведомства Андрей Клепач заявлял, что оценку могут понизить до 3% или ниже.

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко

За годы суверенной власти Россия упрочила свои позиции на энергетическом рынке в ущерб развитию отечественной обрабатывающей промышленности, увеличив импортозависимость по продовольственным товарам и продукции обрабатывающих отраслей. Подъем национально-патриотической волны, вызванный геополитическими событиями, а также давлением со стороны Запада заставили власть пересмотреть приоритеты экономической политики в рамках обеспечения национальной безопасности посредством импортозамещения. Сферой, призванной решить данную задачу, стала обрабатывающая промышленность. Первые инициативы в этом направлении касались поощрения госзакупок продукции отечественного производства, ограничения покупок импортной продукции для государственных структур, логическим продолжением стала разработка закона «О промышленной политике» и создание Фонда развития промышленности.

Закон о промышленной политике предполагалось принять еще в 2008 году, тогда в Государственную Думу были внесены проекты - «О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года» и «О национальной промышленной политике в Российской Федерации». Но оба они получили отрицательные заключения на стадии согласования в правительстве. К настоящему моменту закон о промышленной политике принят в 42 субъектах РФ.


Рис.1. Субъекты РФ, имеющие законы в сфере промышленности. Вклад добывающей и обрабатывающей отраслей в валовый региональный продукт (по данным Росстата)

В 2013 году появился фонд развития промышленности регионов. Данный фонд был создан вскоре после выступления президента на Госсовете по вопросам о повышении инвестиционной привлекательности регионов, имеет ли он прямое отношение к государственным структурам, определить не удалось, однако задачи фонда согласуются с законодательством РФ и направлены на решение экономических задач регионов. Он оказывает поддержку инвесторам в таких отраслях, как разработка месторождений и добыча полезных ископаемых и драгоценных металлов, топливно-энергетический и металлургический комплекс, транспорт и связь, агропромышленный сектор, строительство, недвижимость, финансовый сектор и высокие технологии. Примечательно, что высокие технологии стоят далеко не на первом месте в перечне, в то время как добывающая промышленность – в авангарде. Такой важный для национальных интересов страны фонд возглавил двоюродный брат Президента Игорь Путин.

За так называемые потерянные 20 лет состояние промышленности менялось в пользу укрепления добывающей и ослабления обрабатывающей промышленности. Так, вклад обрабатывающей промышленности сократился с 17,1% до 14,8%, добывающей вырос с 6,6% до 10,8%.

За последние 6 лет общее число субъектов экономической деятельности в России выросло на 1,2%, при этом количество предприятий в обрабатывающих отраслях промышленности уменьшилось на 15,8%, число заводов, производящих машины и оборудование, – на 39%.



Рис.2. Вклад отраслей промышленности в ВВП страны (1. Добыча каменного угля, бурого угля и торфа, 2. Добыча сырой нефти и природного газа; 3. Добыча металлических руд; 4.Добыча прочих полезных ископаемых; 5.Производство пищевых продуктов, включая напитки; 6.Производство одежды; выделка и крашение меха; 7.Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели; 8.Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них; 9.Издательская полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации; 10.Производство кокса; производство нефтепродуктов; 11.Химическое производство (без производства пороха и взрывчатых веществ); 12.Производство резиновых и пластмассовых изделий; 13.Производство прочих неметаллических минеральных продуктов; 14.Металлургическое производство; 15.Производство готовых металлических изделий; 16.Производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов); 17.Производство электрических машин и электрооборудования; 18.Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи; 19.Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов; 20.Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов; 21.Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств; 22.Производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки; 23.Прочая продукция обрабатывающих производств; 24.Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды; 25.Сбор, очистка и распределение воды)

Основной фонд сектора добыча полезных ископаемых вырос с 7,1% до 10,1 % от общего фонда по всем видам экономической деятельности, а обрабатывающего производства сократился с 8,9% до 8,1%.



Рис.3. Доля основных фондов промышленности в общем объеме основных фондов (по данным Росстата)

По структуре инвестиций в основной капитал лидирует сектор добыча топливно-энергетических ресурсов, именно на этот сектор приходится 32,8% от всех иностранных инвестиций. На долю производства машин и оборудования и электрооборудования приходится только 1,5% и 1,3% от общего объема инвестиций.


Рис.4. Инвестиции в основной капитал по видам промышленной деятельности (в % к общему объему инвестиций в промышленность, 2012 г.)

По объему затрат на технологические инновации выделяются такие отрасли промышленности, как производство кокса и нефтепродуктов (17,7%), металлургическое производство (15,4%) и добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (13,6%), то есть нетехнологичные сектора, в то время как наиболее технологические отрасли по объему затрат на технологические новации отстают в 3 и более раз.


Рис.5. Затраты на технологически инновации организаций, в % к общему объему затрат на технологические инновации (по данным Росстата)

За эти годы Россия поставила себя в импортную зависимость по всем секторам обрабатывающей промышленности, значительно снизив конкурентоспособность собственной продукции на мировом рынке, что проявилось в снижении их доли в структуре экспорта страны. Доля импорта в розничной торговле достигла 44%. На рис.6 представлена доля на российском рынке импортной продукции некоторых товарных групп.



Рис.6. Доля импортной продукции на российском рынке, в % (данные за 2010-2012 г., ЕМИСС)

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что отсутствие в стране государственной промышленной политики привело к дисбалансам развития, когда все финансовые потоки были направлены в наиболее рентабельный сектор добычи топливно-энергетических ресурсов.

В рамках политики поощрения развития промышленности предполагается проведение комплекса мер:

Принятие закона о промышленной политике, разработанного МИНПРОМТОРГом (должен поступить в Государственную Думу до 30 июня). Примечательно, что в самом тексте проекта нет разграничения на добывающую и обрабатывающую промышленности и прямого упоминания поддержки обрабатывающей промышленности;

Создание фонда развития промышленности объемом в 50 млрд рублей в целях повышения доступности займов на финансирование проектов в соответствии с приоритетами. Предполагается, что он будет выделять средства на кредит под сниженную ставку в 5%. Сейчас эта ставка составляет минимум 12% (а иногда доходит до 20%), в то время как, к примеру, в Канаде- 2%, в Китае – ниже 6%. По прогнозам экономистов этот фонд может оказать положительное влияние на зависящие от импорта оборудования отрасли, в первую очередь - это легкая промышленность, машиностроение, строительство и индустриальное производство. Однако до сих пор еще не определен механизм финансирования фонда (из бюджета или фонда национального благосостояния), критерии отбора инвестиционных программ, подведомственность данной структуры. Вероятно, что фонд будет предоставлять займы по ставкам не выше стран-конкурентов как государственным, так и частным предприятиям для целей исключительно на модернизацию и обновление технологических фондов, а также исполнение проектов в рамках госпрограмм;

Регуляция промышленности через фискальную политику. Так, предполагается повысить уровень налогообложения организаций, имеющих оборудование с истекшим сроком полезного использования, а также ввести налоговые льготы на вновь создаваемых предприятиях промышленности;

Создание в 2015-2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий, а также разработка к 1 декабря механизма поддержки предприятий промышленности при их переходе на такие технологии;

Установление к осени перечня товаров, которые будут закупаться для государственных и муниципальных нужд исключительно или преимущественно у российских производителей, а также у компаний государств-членов Таможенного союза;

Ввод в практику специального инвестиционного контракта - соглашения, заключенного между инвестором, федеральной и региональной властями, по которому инвестор обязуется выполнить социально-экономические обязательства: создать новое предприятие, высокотехнологичные рабочие места и наладить выпуск инновационной продукции;

Создание индустриальных парков;

- организация Национального промышленного совета при президенте РФ с полномочиями координирования деятельности по реализации государственной промышленной политики. Ежегодный доклад совета о развитии промышленности станет составной частью отчёта правительства в Государственной Думе.

В целом стимулирование промышленности предполагается осуществлять через комплекс мероприятий: финансовая, информационная и консультационная поддержка, поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности; в области развития кадрового потенциала; поддержка внешнеэкономической деятельности (поощрение несырьевого экспорта); предоставление государственных и муниципальных преференций и другое.

Интересен опыт в сфере развития промышленности члена Таможенного союза – Казахстана, который также как и Россия отличается сырьевой направленностью экономики. В РК была принята Дорожная карта бизнеса с отмеченными рекомендованными местами для каждого региона расположения объектов промышленного назначения. Карта простимулирует развитие регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики. Реализация Программы осуществляется по трем направлениям: поддержка новых бизнес-инициатив (в том числе субсидирование части процентной ставки по кредитам Банков для реализации проектов, развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры, подготовка кадров и др.), оздоровление предпринимательского сектора и поддержка экспортоориентированных производств.

Россия могла бы также разработать аналогичную карту, указав места объектов, где ранее располагались заводы и предприятия обрабатывающей сферы, поскольку в таких когда-то промышленных центрах еще сохранился персонал с необходимой профессиональной квалификацией, но занятый в непрофильной сфере. Привлечение старых специалистов, которые одновременно с производством будут обучать молодые кадры, решило бы острую для России проблему отсутствия подготовленных и высокопрофессиональных кадров.

Принятие закона о промышленности - это ключевая веха стратегического планирования развития России. В стране давно существует необходимость возрождения обрабатывающей промышленности, что позволит преодолеть чрезмерную зависимость от импортной продукции и ускорить темпы роста ВВП. В противном случае страну ждет углубление отставания от технологически-развитых стран, полное превращение в сырьевой придаток (Европы или Китая) и подчинение внутри и внешнеполитической линии интересам олигархической верхушки.

Случайные статьи

Вверх