Порядок проведения и формы оформления результатов ревизии или проверки. Документальное оформление проведения проверки

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки. Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки.

Результаты проверки оформляются проверяющими каждого контролирующего (надзорного) органа в отдельном акте (справке) проверки. Если совместная проверка проводится по инициативе контролирующего (надзорного) органа, один экземпляр акта (справки) проверки после вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю передается контролирующему (надзорному) органу, инициировавшему проведение проверки.В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.

В акте проверки с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок должны быть указаны:

Основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

Дата начала и окончания проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место составления акта проверки:

Период проверки;

Должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта, обязанных подписать акт, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;

Наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения), место нахождения (место жительства) и подчиненность (при наличии), учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов (при их наличии);

Наличие книги учета проверок, а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;

Кем и когда были проведены предыдущие проверки за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка;

Какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

Описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;

Размер причиненного вреда (при его наличии) и другие сведения выявленных нарушений;

Должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства;

Иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения по акту проверки и вынесения требования (предписания) об устранении нарушений.

В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений.

Проверяющий несет ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда, указанных в акте проверки.

За достоверность документов, сведений и фактов, указанных в представленных по требованию проверяющего справках, объяснениях и расчетах, ответственность несут должностные лица и представители проверяемого субъекта, представившие указанные справки, объяснения и расчеты.

Неотъемлемыми частями акта (справки) проверки, составленного по результатам контрольного обмера, являются пояснительная записка, сводные ведомости о стоимости проверенных строительно-монтажных и (или) ремонтно-строительных работ, произведенных затратах и суммах завышений, установленных контрольными обмерами (при их наличии).

В необходимых случаях к акту проверки могут быть приложены справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов, а также копии или выписки из документов, заверенные проверяемым субъектом в установленном порядке, объяснения представителя проверяемого субъекта.

В акте (справке) проверки не допускаются неоговоренные исправления. В случаях, когда в акте (справке) проверки обнаруживаются ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных и (или) встречных проверок необходимо внести изменения и (или) дополнения в акт (справку) проверки, в такой акт (справку) вносятся изменения и (или) дополнения.

Акт (справка) проверки подписывается проверяющим (руководителем проверки), а также:

Руководителем проверяемого субъекта либо индивидуальным предпринимателем, при их отсутствии - иным представителем проверяемого субъекта, лицом, осуществляющим частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма;

Лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций).

Акт контрольного обмера и обязательные приложения к нему подписываются участниками контрольного обмера.

В случаях, предусмотренных Положением № 510, акт (справка) проверки подписывается иными участниками проверки.

Акт (справка) проверки в течение 2 рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим (руководителем проверки) вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю, за исключением необходимости представления проекта акта (справки) для ознакомления должностному лицу органа уголовного преследования, возбудившего уголовное дело, руководителю органа уголовного преследования, суда, в производстве которого находятся дела (материалы), давшему поручение на проведение проверки.

В случае, если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства, проверяющим (руководителем проверки) до окончания проверки составляется отдельный промежуточный акт проверки.

Промежуточный акт проверки должен содержать:

Основание назначения проверки, дату и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

Дату начала проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место и дату промежуточного составления акта проверки;

Наименование, местонахождение и подчиненность (фамилия, имя, отчество, место жительства) проверяемого субъекта, учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов;

Описание факта нарушения законодательства, место и время (если они установлены) его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренную законодательными актами ответственность за такое нарушение;

Указание на то, что акт проверки является промежуточным;

Иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.

На основании промежуточного акта проверки контролирующим (надзорным) органом может быть вынесено решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, включаются в акт проверки.

При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки), и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись. При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. Такая проверка проводится тем контролирующим(надзорным) органом, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

Проверяющий может потребовать письменные объяснения о причинах выявленных нарушений от проверяемого субъекта, его представителя, а также от иных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства проверяемым субъектом. Данные объяснения прилагаются к акту проверки.

На основании акта, составленного по результатам проведения проверки, в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений - со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По решению руководителя государственного органа указанный срок может быть продлен не более чем на 5 рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах.

В случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу жизни и здоровью населения, а также причинения экологического вреда, возникновения опасности причинения экологического вреда в будущем, нарушения требований в области охраны окружающей среды руководителем контролирующего (надзорного) органа выносится требование (предписание) об устранении нарушений, которое вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю не позднее 3 рабочих дней со дня выявления нарушений.

Первый экземпляр решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) под роспись проверяемому субъекту или его представителю для принятия мер по устранению выявленных нарушений, второй экземпляр остается для осуществления контроля у контролирующего (надзорного) органа.

Требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования может выноситься в день выявления нарушения. Данное требование (предписание) подписывается проверяющим (руководителем проверки) с последующим его утверждением руководителем контролирующего (надзорного) органа (его заместителем) не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем вынесения требования (предписания), и вручается(направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю в день выявления нарушения.

Решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений являются обязательными для исполнения проверяемым субъектом.

О выполнении каждого пункта требования (предписания) об устранении нарушений проверяемый субъект в сроки, установленные в этом требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, проводившему проверку.

Руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель (уполномоченный руководитель структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа), подписавший (утвердивший) такое требование (предписание), не позднее

2 рабочих дней со дня получения сообщения вправе назначить про-ведение контрольной проверки устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений.

После устранения нарушений, повлекших приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, проверяемый субъект в сроки, установленные в требовании (предписании), направляет руководителю контролирующего (надзорного) органа, подписавшему это требование (предписание), соответствующее уведомление.

Руководитель контролирующего (надзорного) органа, подписавший такое требование (предписание), не позднее 2 рабочих дней со дня получения уведомления принимает решение о выдаче разрешения на дальнейшую деятельность проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования либо о проведении контрольной проверки устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений, по итогам проведения которой не позднее 2 рабочих дней со дня ее окончания выносит решение о выдаче (невыдаче) разрешения на дальнейшую деятельность проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования.

В случае обнаружения контролирующим (надзорным) органом при осуществлении контроля (надзора) признаков административного правонарушения, ведение административного процесса по которому отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других органов (организаций), контролирующий (надзорный) орган обязан письменно сообщить об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 9.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Контролирующий (надзорный) орган при установлении в ходе про-верки фактов причинения вреда, необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей в размере более 1000 базовых величин, установленных на момент причинения вреда, совершения финансово-хозяйственной операции, а при длящемся правонарушении - на момент его окончания (составления акта проверки), а также при установлении иных фактов, указывающих на признаки преступления, передает материалы проверки в органы уголовного преследования в 10-дневный срок со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений.

Материалы проверки направляются в органы уголовного преследования с сопроводительным письмом, в котором указываются наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения), его место нахождения (место жительства), вы-явленные нарушения, требования законодательства, которые нарушены, должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства.

К сопроводительному письму прилагаются копии следующих документов:

Акта проверки;

Документов, регламентирующих должностные обязанности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства (при их наличии);

Возражений по акту проверки (при их наличии) и заключений по результатам их рассмотрения, акта дополнительной проверки (при его наличии);

Решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, постановления о наложении административного взыскания в отношении проверяемого субъекта;

Объяснений лиц по фактам выявленных нарушений (при их наличии).

К материалам проверок, передаваемым в органы уголовного пре-следования, могут быть приложены подлинники или копии документов бухгалтерского учета, иных документов, в том числе хранившихся на машинных носителях в электронном виде, свидетельствующие

о совершении нарушений законодательства.

По окончании проверки контролирующий (надзорный) орган, про-водивший проверку, имеет право проинформировать вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, собственника имущества проверяемого субъекта или его представителя о выявленных фактах на-рушений законодательства и внести предложения о предотвращении их в будущем.

По результатам ревизии (проверки), в ходе которой выявлены нарушения составляется акт . Результаты ревизии (проверки), в ходе которой не выявлено нарушений оформляются справкой .

Акты и справки подписываются проводившим ревизию должностным лицом, членами ревизионной комиссии, руководителем проверяемого субъекта, главным бухгалтером.

В случае отказа проверяемого субъекта от подписания акта ревизии в нем делается соответствующая запись. Проверяемый субъект вправе письменно изложить мотивы отказа.

При наличии возражений по акту ревизии делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее 5 раб. дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший ревизию.

Проверяющий вправе потребовать представить также письменные объяснения должностных лиц проверяемого субъекта и лиц, непосредственно виновных в установленных ревизией нарушениях. Данные объяснения и замечания прилагаются к акту ревизии и являются неотъемлемой его частью.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, проверяется работником, проводившим ревизию, и по ним составляется письменное заключение, с к-м должны быть ознакомлены соответствующие должностные лица проверяемого юр.лица.

В случае, если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц, проверяющим до окончания ревизии составляется отдельный промежуточный акт.

Промежуточный акт подписывается проверяющим, должностными лицами проверяемого субъекта, а также лицами, причастными к выявленным нарушениям, от которых в обязательном порядке истребуются письменные объяснения.

1эк.-руководителю проверяемого субъекта. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт ревизии (проверки).

В акте ревизии (проверки) должны быть указаны:

Основание назначения ревизии, дата и № приказа о ее проведении, должность, ф.и.о лица, составившего акт ревизии;

Даты начала и заверш. проверки или ревизии, а также место составления акта;

Должности и фамилии работников проверяемого субъекта, обязанных подписывать акт ревизии, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к ревизии (проверке);

Наименование и местонахождение проверяемого субъекта;

Налич. книги учета проверок, а также ин-ция о записях в ней о данной проверке;

Кем и когда были проведены предыд. ревизии, к-е приним. меры по нарушениям;

Какие фин.-хоз. операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

Место, время и характер совершенного экономического правонарушения, акты законодательства, требования к-х нарушены, ответственность за данный вид нарушения;

Факты несоблюдения устан-го порядка составления и исполнения смет и фин. планов;

Факты сокрытия или несвоевр-го перечис-я причитающихся бюджету платежей и др. сумм, прочих нарушений фин. дисциплины, неправильного ведения бух. учета и состав. отчет-ти, невыпол-я требований по осуществлению внутрихоз-ного учета и контроля;

Установленные в ходе ревизии недостачи денежных средств и мат. ценностей, потери от переплаты работникам, поставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим дебиторам;

Размер причиненного ущерба и другие последствия выявленных нарушений;

Должности и фамилии лиц, по вине к-х допущены соответствующие нарушения, а также сведения о том, какие именно действия (бездействие).

В акте ревизии должны быть соблюдены объект-ть, ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается - не подтвержденные документально предположения.

При проведении ревизии (проверки) уполномоченные должностные лица контролирующих органов обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства.

Однородные нарушения могут отражаться в ведомостях (таблицах), прилагаемых к каждому экз. акта ревизии. Могут быть приложены копии или выписки из различных док-тов, а также справки и расчеты, состав-е на основ. проверенных док-тов, заверенные.

По окончании ревизии ревизор обязан проинформировать выш. орган гос. управления, собственника проверенного субъекта о выявленных фактах нарушений законод-ва с указанием обстоят-в и причин их возник-я и с внесением предложений.

При выявлении фактов, влекущих уголовную ответ-ть, немедленно ставится в известность лицо, назначившее ревизию. Материалы таких ревизий передаются в 10-дневный срок правоохранительным органам в оригиналах.

Персональную ответств-ть за своеврем-ть, полноту и надлежащее кач-во направляемых в правоохранительные органы материалов ревизий и проверок несет руководитель органа, назначивший ревизию (проверку).

Правоохранительные органы при получении материалов ревизии регистрируют и рассматривают их с принятием решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. При отказе в возбуждении уголовного дела в контролирующий орган направляется копия соответствующего постановления, а также разъясняются право и порядок ознакомления с материалами дела и обжалования принятого решения. При нехватке документов органы дознания могут назначить дополнительную или повторную ревизию, информируется контролирующий орган, который вправе провести дополнительную (повторную) ревизию (проверку).

Материалы ревизий проводимых по приказу руковод-й объединений, концернов, пред-ий, передаются в конт.-ревизионную службу соответствующих юридических лиц.

Контролирующий орган, независимо от того, есть у него предписание или нет, вносит в книгу учета проверок необходимые сведения и скрепляет их своей подписью.

Контр.-ревизионное управление минис-ва обязаны не позднее 30-дн. срока со дня подпис-я акта рассмотреть материалы ревизии и вынести в пределах своей компетенции решения по устранению выяв-х наруш-й и привлечению вин. лиц к ответственности.

Руководитель проверяемого субъекта предприн. деятельности или назначивший ревизию (проверку) по своему приказу обязан:

Не позднее 2-х нед. срока рассмотреть ее результаты и принять решение по устранению отмеченных наруш-й, возмещ-ю ущерба, привлечению к ответ-ти виновных;

    разработать меропр-я по устранению выяв-х ревизией нарушений и совершен-ю работы служб предп-я по соблюдению действ. закон-ва фин.-хоз. деятельности

    при необходимости направлять информацию о результатах ревизии в другие органы для принятия решения по пресечению правонарушения.

Перечень вопросов, подлежащих отражению в акте комплексной ревизии

При контроле производственной деятельности необходимо проверить:

При ревизии деятельности научно-исследовательских и конструкторских организаций

Контроль финансовой деятельности включает:

Контроль учета затрат на производство и себестоимость продукции:

Контроль использования и сохранности основных средств:

Контроль использования и сохранности товарно-материальных ценностей:

Контроль использования труд. ресурсов, средств на оплату труда и премирование:

Контроль ценообразования:

Контроль расчетов с подотчетными лицами:

Контроль внешнеэкономической деятельности и валютных операций:

Контроль инновационного фонда:

Контроль соблюдения порядка ведения кассовых операций:

Контроль использования автотранспортных средств.

Результаты комплексной документальной ревизии оформляют актом (справками). Акт составляет руководитель ревизионной бригады. Этот документ основывается на данных бухгалтерского учета, его содержание определяется программой и заданиями, которые были предусмотрены при назначении ревизии. В нем отражается производственная и финансово-хозяйственная деятельность строительной организации, а также указываются недостатки в работе, нарушения законов, положений и случаи злоупотреблений, хищений, потерь и недостач. В акте ревизии в обязательном порядке следует отражать положительные стороны в работе, применение передовых приемов и методов в производственной и финансово-хозяйственной деятельности.
Материалы ревизии подразделяют на основные акты, накопительные ведомости к ним, частные (промежуточные) и разовые акты. В основном акте излагаются результаты ревизии. Его составляют по окончании ревизии на основании частных (промежуточных) и разовых актов.
В накопительных ведомостях указываются факты нарушений в расходовании материальных, денежных и трудовых ресурсов, недостатки в ведении бухгалтерского учета, отчетности и другие нарушения, если они были оформлены промежуточными или разовыми актами.
Частные (промежуточные) акты ревизии оформляют в тех случаях, когда факты, установленные в момент проверки, не могут быть подтверждены документами. Их составляют по результатам инвентаризации наличных денежных средств в кассе, товарно-материальных ценностей, разными дебиторами и кредиторами и по другим операциям. В основном акте кратко излагается сущность нарушений, отмеченных в промежуточных актах, и делается ссылка на них. Разовые акты составляют по результатам обследования и технического контроля, а также в случаях, если результаты ревизии не оформлялись частными (промежуточными) актами.
Акты ревизий и проверок должны быть составлены грамотно, написаны кратко, ясно и отражать действительность. Конкретные факты нарушений, выявленные при проведении ревизии, должны быть изложены четко. Если в процессе проведения ревизии использовались приемы экономического анализа и составлялись таблицы, их надо прилагать к акту ревизии в виде приложений.
В акте ревизии излагаются только результаты изучения и проверки вопросов, которые предусматривались программой ревизии. Вопросы,
изученные не полностью, в акт ревизии не включаются. Нецелесообразно отражать в акте ревизии факты, не содержащие элементов нарушений и не свидетельствующие о наличии недостатков в работе ревизуемой организации, а также мелкие нарушения. В акте не должно быть предположений. Каждый факт надо проверять полностью и всесторонне. В акте ревизии не следует излагать личные выводы и замечания в адрес руководителей ревизуемой организации, а также применять термины, имеющие характер юридической квалификации действий должностных лиц, например, злоупотребление служебным положением, хищение, бесхозяйственность и т.д.
Выявленные ревизией факты нарушений и недостатков надо излагать в акте ревизии так, как они в действительности имели место. По всем нарушениям следует указывать, какие приказы, инструкции, положения, законы были нарушены, кем и когда, способ нарушения; причинен ли организации ущерб и в каком размере; сколько возмещено ущерба в ходе ревизии (если он возмещался). Эти данные необходимы для привлечения к ответственности виновных лиц.
Схема построения акта ревизии и порядок его составления определяются ведомственными инструкциями. Как правило, акт документальной ревизии состоит из трех основных частей: вступительной, основной и части с информацией о выполнении решений по предыдущей ревизии.
Во вступительной части указываются дата и место составления акта, фамилии и инициалы ревизоров (аудиторов), основания для ревизии, период, за который она проведена, должности и фамилии руководителей ревизуемой организации за время ревизии. Необходимо также отразить форму собственности, когда образована и где зарегистрирована, организационную структуру организации.
Вступительная часть основного акта ревизии имеет следующий вид.
АКТ
комплексной документальной ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности
(наименование организации)
« » 200_г. г.
На основании
(приказа или распоряжения организации)
от « » 200_г. № ревизионной группой в составе
(указываются должности, фамилии и инициалы, а также
руководитель ревизионной группы)
произведена комплексная документальная ревизия производственной и финансово-хозяйственной деятельности
(указыиапся полное нам.мснинапме оирічш;«івашіои организации)
за период с « » 200_г. по « » 200_г.
Ответственными лицами за обревизуемый период являлись: начальник (директор) строительной организации т.
за весь период (или с 200_г. до 200_г.;
главный бухгалтер т. за весь период (или
с 200_г. до 200_г.
Ревизия начата « » 200_г. и закончена « » 200_г.
Предыдущая ревизия была проведена с « » 200_г.
по« » 200 г.
Следует также указать, какие проверки и кто их проводил за ревизуемый период, какие приняты меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства.
После этого надо изложить форму собственности, организационную структуру и вид деятельности ревизуемой организации. Затем в акте надо указать, какие документы проверены сплошным порядком (кассовые, банковские, расчеты с подотчетными лицами и т.д.) и выборочным методом, период, за который они были изучены и т.д. Следует также указать способы проведения инвентаризаций материальных ценностей, денежных средств и других статей баланса, а также встречных выборочных проверок по расчетам с дебиторами и кредиторами и т.д. Как правило, вступительная часть акта должна заканчиваться словами «Ревизией установлено» или «Ревизией установлено следующее».
Затем по тематическим разделам, применительно к программе ревизии, излагается основная часть акта ревизии. Каждый тематический раздел выделяется римской цифрой и названием. Материал основной части акта ревизии рекомендуется излагать в следующей последовательности: предпринимательская деятельность; внешнеэкономическая деятельность; инвестиционная деятельность (капитальные вложения); организация труда, использование трудовых ресурсов; состояние сохранности и использование имущества организации; состояние и соблюдение кассовой дисциплины; состояние и соблюдение расчетно-пла- тежной дисциплины; затраты на производство и себестоимость строительно-монтажных работ; расчеты с заказчиками и субподрядными организациями; финансовые результаты и использование прибыли; фонды, резервы и средства целевого финансирования; состояние организации бухгалтерского учета и отчетности и другие вопросы, предусмотренные программой проверки.
В третьей части акта ревизии излагается выполнение решений по результатам предыдущей ревизии и проверок, а также других законодательных актов по вопросам производственной и финансовой деятельности.
При выявлении фактов совершения подлога документов ревизор имеет право изымать подлинные документы, взамен которых в делах проверяемого субъекта предпринимательской деятельности оставляются копии или описи изъятых документов, заверенные подписями ревизора и главного бухгалтера проверяемого субъекта. Изъятые документы прикладываются к акту ревизии.
К акту ревизии должны быть также приложены письменные объяснения виновных лиц по вскрытым фактам нарушений и злоупотреблений.
Акт или справка подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем организации, при его отсутствии - заместителем руководителя организации, а при необходимости - другими участниками проверки (ревизии).
При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие его должностные лица проверяемого субъекта хозяйствования делают об этом запись перед своей подписью и не позднее пяти рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку (ревизию). По истечении установленного 5-дневного срока возражения к рассмотрению не принимаются.
При получении от должностных лиц возражений по акту проверки (ревизии) руководитель ревизионной группы обязан проверить обоснованность доводов, изложенных в них и составить письменное заключение, с которым должны быть ознакомлены соответствующие должностные лица проверяемой организации.

Документальное оформление окончательных итогов ревизии

Инвентаризация является одним из методов проведения ревизии. Как оформляются итоги документальной и фактической ревизии.

Результаты ревизии оформляются актом, который состоит из вводной и описательной частей.

Вводная часть акта ревизии содержит следующую информацию: наименование темы ревизии; дату и место, составления акта ревизии; кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, указание на плановый характер ревизии или ссылка на задание); проверяемый период и сроки проведения ревизии; полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации; сведения об учредителях; основные цели и виды деятельности организации; ■ имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства; кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером); кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений.

Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии включает разделы в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.

В акте ревизии должны быть соблюдены объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.

Результаты ревизии излагаются в акте на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в организации документами, результатами проведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.

Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

В акте ревизии не допускаются различные выводы, предположения и факты, не подтвержденные документами или результатами проверок, сведениями из материалов правоохранительных органов и ссылками на показания, данные следственным органам.

В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц Ревизуемой организации, квалифицироваться их поступки, намерения и цели.

Объем акта ревизии не ограничивается, но должна соблюдаться разумная краткость изложения при обязательном отражении ясных и полных ответов на все вопросы ревизии.

В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или необходимо принять срочные меры по их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, составляется отдельный (промежуточный) акт и у этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.

Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежащим образом оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).

Обобщение результатов комплексной ревизии

Для обобщения результатов комплексной ревизии всей деятельности предприятия составляется акт, в котором отражаются выявленные ревизией недостатки в работе и нарушения.

Акт ревизии подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным (старшим) бухгалтером ревизуемого предприятия, а в необходимых случаях руководителем и главным (старшим) бухгалтером, ранее работавшими в ревизуемом предприятии, к периоду работы которых относятся выявленные нарушения.

При наличии возражений или замечаний по акту ревизии руководитель и главный (старший) бухгалтер делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее трех дней со дня подписания акта представляют письменные объяснения. По акту представляются также объяснения других должностных лиц ревизуемого предприятия, непосредственно виновных в установленных ревизией нарушениях. Правильность фактов, изложенных в объяснениях, должна быть проверена ревизующим и подтверждена письменным заключением. Один экземпляр акта ревизии вручается руководителю ревизуемого предприятия.

В тех случаях, когда выявленные ревизией нарушения или злоупотребления могут быть скрыты или по выявленным фактам необходимо принять срочные меры к устранению нарушений или привлечению к ответственности лиц, виновных в злоупотреблениях, в ходе ревизии, не ожидая ее окончания, составляется отдельный промежуточный акт и истребуются от должностных или материально ответственных лиц необходимые объяснения.

Промежуточные акты составляются также для оформления результатов ревизии отдельных участков деятельности ревизуемого предприятия по результатам ревизии кассы, инвентаризации материальных ценностей и основных фондов, контрольного обмера и проверки качества выполненных строительно-монтажных работ и др.

Промежуточные акты прилагаются к основному акту ревизии и подписываются членами ревизионной группы, которые участвовали в ревизии данного участка деятель­ности ревизуемого предприятия и должностными лицами, отвечающими за этот участок работы, или материально ответственными лицами, отвечающими за сохранность денежных средств и материальных ценностей. Один экземпляр промежуточного акта вручается должностному (материально ответственному) лицу ревизуемого предприятия, подписавшему акт.

Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в основной (общий) акт ревизии. Результаты ревизии излагаются в акте на основе: проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся в ревизуемом предприятии документов и материалов; результатов произведенных встречных проверок; проверок фактического совершения операций.

В изложении акта ревизии должна быть соблюдена объективность, ясность, точность описания выявленных фактов и данных, лаконичность.

По каждому факту, отраженному в акте, должно быть четко изложено его содержание, со ссылкой на соответствующие документы и материалы и с указанием нару­шений отдельных законов или других нормативных актов.

Выявленные факты однородных массовых нарушений (например, по результатам проверки авансовых отчетов подотчетных лиц и т.п.) группируются в ведомостях, при­лагаемых к акту ревизии, а в акте приводятся только итоговые данные и содержание этих нарушений со ссылкой на соответствующее приложение. В этих случаях в прилагаемом к акту ревизии перечне (ведомости) нарушений указываются: проверяемый период, дата и номер документа, наименование нарушенного законоположения (статья, пункт), содержание нарушения, фамилия, инициалы и должность виновного лица, сумма ущерба. Ведомость подписывается ревизующим и главным (старшим) бухгалтером ревизуемого предприятия.

Не допускается включение в акт ревизии различного рода выводов, предположений и не подтвержденных документами данных, не допускается также включение в акт сведений из следственных материалов и ссылок на показания должностных и материально ответственных лиц, данные ими следственным органам.

Акт ревизии не должен содержать квалификацию, оценку действий отдельных должностных и материально ответственных лиц, в частности, «расхитил денежные средства», «присвоил государственное имущество», «допускал антигосударственную практику» и т.п.

Материалы каждой ревизии принимаются от руководителя ревизионной группы руководителем контрольно-ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию. О принятии ревизионных материалов делается отметка на последней странице акта ревизии: «Акт ревизии принят»; указывается дата и ставится подпись лица, принявшего акт ревизии.

Результаты ревизии предаются гласности, о них информируются общественные организации ревизуемого предприятия.

Руководитель ревизионной группы в ходе ревизии принимает меры к устранению выявленных недостатков и возмещению причиненного ущерба.

На основании материалов ревизии руководитель ревизионной группы не позднее недельного срока после подписания акта ревизии разрабатывает и представляет руководителю, назначившему ревизию, проект приказа или письма с конкретными предложениями, направленными на устранение выявленных нарушений государственной дисциплины, принятие мер к возмещению причиненного ущерба, предотвращение злоупотреблений, устранение причин неудовлетворительной работы ревизуемого предприятия и улучшение его финансово-хозяйственной деятельное и.

Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан не позднее чем в 15-дневный срок по окончании ревизии рассмотреть результаты ревизии и принять по ним необходимые меры.

Руководитель контрольно-ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию, должен обеспечить надлежащий контроль за исполнением принятых решений.

В случаях, когда имеется основание для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, материалы ревизий передаются следственным органам и одновременно руководством ревизуемого предприятия или вышестоящей организации решается вопрос об отстранении от работы виновных должностных и материально ответственных лиц.

Случайные статьи

Вверх