Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Законодательством России в части регулирования налоговых правоотношений предусмотрено проведение камеральных проверок налогоплательщиков компетентными органами. В чем заключается специфика данных проверок? Какие действия налогоплательщика могут потребоваться при их проведении?
Камеральная налоговая проверка — процедура, которую специалисты Налоговой службы (ФНС) проводят во всех случаях, когда налогоплательщиком в ведомство подается та или иная декларация (или же расчет). Данная проверка — стандартная процедура, не требующая чьей-либо санкции (например — руководителя подразделения ФНС, как в случае с выездной проверкой).
При этом, о факте проведения «камералки» проверяемый хозяйствующий субъект — ИП или организация, могут не уведомляться (но это не всегда так — далее в статье мы рассмотрим примеры, когда происходит активное взаимодействие ФНС и налогоплательщика). Главные задачи соответствующей проверки следующие:
Камеральная проверка должна быть проведена ФНС в отношении той или иной декларации в течение 3 месяцев со дня ее предоставления налогоплательщиком. В пределах отведенного срока налоговики должны осуществить все необходимые коммуникации с проверяемым лицом. Например:
Стоит отметить, что при подаче в ФНС уточненной декларации срок ее проверки отсчитывается заново. При этом, проверку в отношении предшествующей декларации налоговики прекращают.
Что может потребоваться при «камералке», собственно, от налогоплательщика? Если с предоставленными в ФНС документами — все в порядке, то никаких действий с его стороны не предполагается.
Однако, ФНС может прийти к иным выводам по итогам проверки документов. В этом случае инициируется одна или несколько из указанных процедур (запрос разъяснений, истребование документов или визит инспекторов). Изучим их специфику подробнее.
ФНС может потребовать от налогоплательщика письменных разъяснений, если:
В указанных случаях Налоговая служба вправе запросить у налогоплательщика дополнительные разъяснения и документы.
Требование предоставить разъяснения по факту проведения камеральной проверки налогоплательщика ФНС, как правило, отражает в специальном документе, которое передается проверяемому лицу:
Как только налогоплательщик получит требования от ФНС — у него будет 5 дней на подготовку содержательного ответа по ними или же осуществления необходимых действий (например, предоставления в ведомство недостающих отчетных документов). Ответ ФНС может быть составлен в свободной форме и дополнен теми или иными документами, подтверждающими правомерность позиции налогоплательщика.
Стоит отметить, что никаких практических санкций за непредоставление в ФНС ответа по требованиям касательно разъяснений законодательством России не предусмотрено. Однако, выполнить просьбу налоговиков крайне желательно с точки зрения:
Следующий вариант коммуникаций ФНС и налогоплательщика — истребование документов налоговой службой. Рассмотрим особенности данного сценария.
Истребовать от налогоплательщика дополнительные документы ФНС вправе, если в ходе камеральной проверки выяснится, что:
Важный нюанс: не может рассматриваться в качестве льготы факт отсутствия необходимости уплачивать НДС в рамках тех или иных правоотношений в принципе (например, при реализации земельных участков).
В этом случае налоговики могут истребовать документы, на основании которых фирма исчисляет и уплачивает соответствующие налоги, различные отчетные формы — например, документ № 2-ТП (об использовании хозяйствующим субъектом воды).
Так или иначе, ФНС вправе истребовать документы, имеющие отношение к конкретной декларации за определенный отчетный период.
Возможны случаи, когда налогоплательщику предстоит личное общение с проверяющими — на своей территории. Фактически, речь идет о «выездной» камеральной проверке. Изучим то, что она представляет собой.
Действительно, камеральная проверка в ряде правоотношений предполагает нанесение визита налоговиков в офис или на производственные мощности налогоплательщика — как если бы проводилась выездная проверка. В связи с чем у ФНС возникает такое право?
Дело в том, что в положениях ст. 91 Налогового Кодекса РФ есть норма, по которой представители ФНС при наличии служебных удостоверений, а также мотивированного постановления компетентного лица ведомства вправе получать доступ в помещение налогоплательщика — если осуществляется камеральная проверка по декларации по НДС:
При этом, налоговики вправе реализовать право получения доступа к документам, если речь идет о возможном необоснованном занижении налогоплательщиком суммы НДС или к завышению той суммы, что отражает возмещение данного налога, и запросить у фирмы счета-фактуры, первичные и прочие документы, которые имеют отношение к расчету суммы НДС.
Таким образом, одним лишь истребованием документов в данном сценарии ФНС может не ограничиться.
Российский бухгалтер,
N 3, 2016 год
Рубрика: Особая тема
Ольга Семенова,
эксперт журнала
Статьей
88 Налогового кодекса РФ установлен порядок проведения
камеральной налоговой проверки. Рассмотрим все этапы и сроки ее
проведения.
Основание и сроки проведения камеральной проверки
Основанием для начала
камеральной проверки является сдача декларации.
В
соответствии с камеральная проверка проводится по
месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций
(расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также
других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у
налогового органа.
Иными словами,
камеральную налоговую проверку проводит та налоговая инспекция, в
которую была предоставлена декларация (расчет). В соответствии с
п.3
ст.80 Налогового кодекса , налоговая декларация (расчет)
представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика
(плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на
бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме
вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой
декларации (расчету). При этом, налогоплательщики вправе
представить документы, которые должны прилагаться к налоговой
декларации (расчету), в электронной форме. В соответствии со
ст.83
Налогового кодекса РФ , организации, в состав которых входят
обособленные подразделения, расположенные на территории Российской
Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту
нахождения каждого своего обособленного подразделения. Кроме того,
если в состав организации входит недвижимое имущество и
транспортные средства, подлежащие налогообложению, налоговые
декларации (расчеты) должны сдаваться по их месту учета. Таким
образом, камеральная проверка может проводиться одновременно
несколькими налоговыми инспекциями.
Камеральная налоговая
проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления
налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2
ст.88 Налогового кодекса РФ). При этом, для проведения
камеральной проверки не требуется специального решения налогового
органа. Проводит ее уполномоченное должностное лицо в соответствии
со служебными обязанностями. Соответственно, налоговые органы не
обязаны уведомлять налогоплательщика о начале камеральной
проверки.
В
том случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена
налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок,
камеральную налоговую проверку налоговые органы вправе провести на
основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике,
а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение
трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой
декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и
сборах. Но если налогоплательщик предоставил документы до окончании
камеральной проверки, проверка прекращается и начинается новая на
основании новых представленных документов.При этом документы
(информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной
камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при
проведении мероприятий налогового контроля в отношении
налогоплательщика.
Не может являться
основанием для проведения камеральной налоговой проверки
представленная в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N
140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и
счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации" специальная
декларация и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а
также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и
(или) документах (п.1
ст.88 Налогового кодекса РФ).
Итак, камеральная
налоговая проверка может осуществляться в отношении деклараций и
расчетов по следующим налогам:
Налог на прибыль;
Налог на имущество;
Транспортный налог и прочие.
Итак, камеральной
налоговой проверке подвергаются декларации (расчеты),
предоставленные налогоплательщиком. Соответственно, камеральная
проверка проводится только в отношении того налога, по которому
предоставлен отчет. Проверяемый период также ограничивается тем
периодом, за который был предоставлена декларация (расчет). Так,
если организация сдала в налоговую инспекцию декларацию по налогу
на имущество за I квартал 2016 года, то проверяться должны только
этот налог, и этот период. Таким образом, доначислить налог в
результате камеральной проверки можно только на основании
проверяемой отчетности, в нашем случае - по налогу на имущество за
I квартал 2016 года.
Кроме того, камеральной
налоговой проверке подвергаются предоставленные уточненные
налоговые декларации (расчеты). При этом, если в отношении
первичных деклараций (расчетов) камеральная налоговая проверка еще
не прекращена, она завершается, и начинается новая, по
корректировочным данным.
Положения Налогового кодекса РФ могут
предусматривать уплаты не налога, а сбора. Согласно ст.80
Налогового кодекса РФ , расчет сбора представляет собой
письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное
в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам
связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи
или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения,
облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и
(или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты
сбора. Таким образом, проведения проведение камеральной проверки,
предусмотренные ст.88
Налогового кодекса РФ , распространяются также на плательщиков
сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена
обязанность по представлению налоговой декларации
(расчета).
Налогоплательщики, как
известно, могут выступать налоговыми агентами. В связи с этим
возникает вопрос, подвергаются ли налоговые агенты камеральной
проверки. Речь в частности идет о НДФЛ, который организация
исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет за физическое лицо.
Согласно ст.80
Налогового кодекса РФ , расчет сумм налога на доходы физических
лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой
документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в
целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового
агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах
начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых
вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других
данных, служащих основанием для исчисления налога. Таким образом,
камеральная налоговая проверка деклараций (расчетов),
представленных налоговыми агентами, проводится в общем
порядке.
Кроме НДФЛ, организация
может выступать налоговыми агентами по НДС и налогу на прибыль,
декларации по которым также подвергаются камеральной
проверке.
В
любом случае, камеральная проверка декларации (расчета) начинается
с проверки контрольных соотношений. Представленные данные
загружаются в автоматизированную информационную систему, где и
происходит первая их обработка. На этом этапе происходит сверка,
например представленных данных с данными предыдущего периода. Может
происходить сверка данных по одному налогу с представленными
данными по другим декларациям (расчетам).
Камеральной налоговой
проверке подвергается также единая (упрощенная) декларация, которая
подается в случае отсутствия движения денежных средств, а также
отсутствие объекта налогообложения.
Со стороны налоговых
органов в первую очередь производится анализ, представлены ли
декларации (расчеты) и сделано ли это в установленный срок.
Напомним, что в соответствии с требованиями пп.1 п.3
ст.76 Налогового кодекса РФ , в случае, если налогоплательщик не
предоставит декларацию (расчет) в течение 10 дней после
установленного срока, налоговые органы вправе принять решение о
приостановлении операций налогоплательщика-организации по его
счетам в банке и переводов его электронных денежных
средств.
Во вторую очередь налоговыми органами осуществляется проверка соответствия всех показателей, выявление ошибок и противоречий. Именно на этом этапе определяется, будет ли проводиться камеральная проверка более углубленно, или же она будет прекращена. Рассмотрим, какие действия должны произвести как налоговые органы, так и налогоплательщики по результатам камеральной проверки.
Основным условием, без выполнения которого камеральная проверка просто не может начаться, является представление налогоплательщиком декларации или налогового расчета (п. 1 ст. 88 НК РФ). При этом не важно, за какой период подана декларация (налоговый или отчетный), а также какой статус у этой декларации (первичная или уточненная). Отметим, что какого-либо специального решения о проведении проверки не издается — «камералка» осуществляется налоговыми инспекторами в рамках своих обычных должностных обязанностей (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Отсюда следует первое правило: камеральная проверка возможна только на основании декларации. Если налогоплательщик не представил декларацию в установленный срок, то проводить камеральную проверку на основании других документов инспекция не вправе. Точно так же налоговики не вправе проводить камеральную проверку иных документов, которые налогоплательщик представляет в налоговые органы, но которые не являются декларацией или налоговым расчетом (например, формы 2-НДФЛ).
Что же конкретно проверят инспекторы? Исходя из норм Налогового кодекса, «камералка» заключается в простой арифметической проверке представленных данных, сличении их с предыдущей отчетностью и иной информацией, уже имеющейся у налоговой инспекции.
Это означает, что требовать какие-либо дополнительные документы налоговики могут в строго ограниченных случаях. К ним относятся декларации по НДС, в которых заявлен налог к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ), а также декларации с заявленными льготами (п. 6 ст. 88 НК РФ). Кроме этого, дополнительные документы инспекция может затребовать при камеральной проверке деклараций по налогам, связанным с природными ресурсами (например, по налогу на добычу полезных ископаемых или акцизам на нефть, газ и т.п). В остальных случаях требовать от налогоплательщика дополнительные документы запрещено (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, выводим второе правило: в большинстве случаев камеральная проверка — это проверка правильности определения налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога на основании данных, указанных самим налогоплательщиком в этой же декларации.
Итак, декларация сдана, и инспекция приступила к ее камеральной проверке. Сколько может длиться проверка? Срок «камералки» четко зафиксирован в Налоговом кодексе — три месяца с момента сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Обратите внимание, что срок отсчитывается именно от даты представления декларации, а не от крайнего срока, установленного в Налоговом кодексе для ее подачи.
Кроме того, надо учитывать, что речь в данном случае идет не о календарных месяцах, а об отрезке времени (ст. 6.1 НК РФ). То есть по декларации, сданной, к примеру, 19 июня, срок камеральной проверки начнет исчисляться с 20 июня (согласно статье 6.1 НК РФ, сроки начинают течь со следующего дня). Истечет срок проверки 21 сентября. Ведь 20 сентября в этом году приходится на воскресенье, а в таких случаях (согласно уже упоминавшейся ст. 6.1 НК РФ) окончание срока переносится на ближайший рабочий день.
Важный момент: продлить «камералку» нельзя. Прав на продление нет ни у налоговой, ни у Минфина, ни у суда. Соответственно, акт, составленный за пределами трехмесячного срока, можно считать доказательством, добытым с нарушением Налогового кодекса, а значит, недействительным (п.4 ст. 101 НК РФ).
Еще один важный момент, традиционно волнующий налогоплательщиков при проверках — «глубина» ревизии. То есть период, который вправе проверить налоговики. В случае с камеральной проверкой ответ на этот вопрос очень прост. Проверяется всегда только тот период, за который подана декларация.
При этом инспекция в рамках камеральной проверки не имеет права «трогать» ни предшествующие периоды, ни последующие. Более того, если налогоплательщик вдруг решит подать уточненную декларацию за период, превышающий три года, то инспекция обязана будет провести камеральную проверку и этой декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). А значит, в отношении камеральной проверки не действует запрет на изучение периодов, отстоящих от текущей даты более чем на три года. (Правда, подача налоговой декларации за периоды, отстоящие более чем на три года от текущей даты, не имеет смысла, т.к. вернуть или зачесть налог за данные периоды не получится (ст.78 НК РФ)).
Не действует в случае с «камералкой» и запрет на повторную проверку одного и того же периода. Ведь как мы уже упоминали, налоговая инспекция обязана провести такую проверку по любой поданной налогоплательщиком декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). Так что если налогоплательщик представит уточненную декларацию за уже проверенный период, инспекция должна будет провести по ней «камералку» (п. 1 ст. 88 НК РФ). Другими словами, количество камеральных проверок, к примеру, по налогу на прибыль за первое полугодие 2009 года зависит от самой организации. Сколько деклараций именно за этот период представит бухгалтер, столько камеральных проверок и состоится.
Обо всех ошибках, неточностях, противоречиях и т.п., обнаруженных при камеральной проверке, инспекция обязана сообщить налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом инспекция должна потребовать от бухгалтера представить пояснения или внести изменения в декларацию. Налоговый кодекс не уточняет, в какой именно форме инспекция должна передать налогоплательщику данное требование. Сами налоговики считают, что оно направляется налогоплательщику в том же порядке, что и другие документы — в письменной форме. Вручается требование лично, а если это невозможно, то доставляется по почте (письмо ФНС России от 01.08.08 № ШТ-8-2/320@). Однако на практике такая информация часто сообщается устно. Надо заметить, что устный способ информирования лишает инспекцию возможности оштрафовать налогоплательщика за невыполнение требования о пояснениях либо внесении изменений. (Соответствующий штраф в размере 50 рублей предусмотрен пунктом 1 статьи 126 НК РФ).
В то же время мы бы не советовали оставлять устное требование инспекции без ответа. Даже если бухгалтер уверен в своей правоте, этот механизм дает возможность донести до инспекции свою точку зрения и обосновать ее. А это может погасить спор на ранней стадии, еще до вынесения решения по проверке.
Одновременно с пояснениями бухгалтер может представить в инспекцию и дополнительные обосновывающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ). Здесь надо помнить, что предоставление дополнительных документов — право, а не обязанность налогоплательщика. Как мы уже писали выше, инспекция не имеет права требовать предоставления таких документов.
Оформление результатов «камералки» зависит от того, выявлены ли нарушения. Если проверка прошла успешно для организации, то никакого документа по ее результатам не составляется. Если же проверка выявила нарушения, то в течение 10 рабочих дней после окончания проверки составляется акт (п. 1 ст. 100 НК РФ). Этот акт в течение пяти рабочих дней вручается налогоплательщику, который может представить свои возражения.
Дальнейшая процедура рассмотрения акта ничем не отличается от выездной проверки, о которой мы подробно поговорим в одной из ближайших статей. Вкратце же процедура такова. Налоговый орган назначает дату рассмотрения акта, о которой обязательно сообщает налогоплательщику. Соответственно, налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении акта проверки. По результатам этого рассмотрения выносится решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в таковом. При этом и в том, и в другом случае налогоплательщику могут предложить доплатить налог и пени. Любое из этих решений налогоплательщик может обжаловать сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки регламентируется 88 статьей НК РФ. Местом ее проведения служит налоговая межрайонная инспекция. Основание для проведения – декларация и иные финансовые (бухгалтерские) бумаги. Существует ряд требований, выдвинутых экспертами ФНС к налогоплательщикам, и определенный алгоритм проведения проверки. Об этом и поговорим подробно.
Предприниматель обязан предоставлять всю документацию в налоговую инспекцию по месту своего учета. Где встать на налоговый учет, он решает сам. Так, организация может платить налоги в казну муниципального образования, на территории которого находится производство, или там, где расположен головной офис, обособленные подразделения (для ИП – по месту жительства).
Например, организации следует подавать декларацию по уплате налога на имущество по месту нахождения этих объектов, даже если головной офис компании расположен в другом районе. Камеральная проверка в этом случае будет проводиться сотрудниками ИФНС по месту нахождения объектов имущества.
Данный вид проверки осуществляется в стенах ИФНС, которая получила документы от предпринимателя. Однако сотрудники ведомства имеют полное право побывать на территории налогоплательщика и осмотреть помещения, если эта информация им пригодится для того, чтобы сделать выводы о наличии/отсутствии фактов нарушения законодательных норм.
Закон от всех участников налоговых отношений требует соблюдать порядок и сроки проведения камеральной проверки. Так, налогоплательщики должны вовремя предоставлять необходимую отчетность, а инспекторы должны начинать свою проверку с приема финансовых документов и регистрации их в единой информационной автоматизированной системе (ИАС «Налог»).
После этого система начинает автоматическую проверку введенной информации. Идет сверка контрольных соотношений, которые позволяют понять, всё ли правильно, или налогоплательщик допустил ошибку. Заметим, подобные арифметические действия бухгалтеры могут выполнить и самостоятельно, что впоследствии поможет избежать неприятных объяснений с сотрудниками ведомства.
Контрольные соотношения налоговой отчетности можно найти на официальном сайте ФНС www.nalog.ru (раздел – «Налоговая отчетность»). Эти формулы при желании можно внедрить в те компьютерные программы, с помощью которых бухгалтеры производят расчеты. Это поможет выявить ошибки еще на этапе подготовки отчетной документации и исправить прежде, чем их обнаружит налоговый инспектор.
Второй этап проверки представляет собой собственно проведение расчетов. Этот процесс полностью автоматизирован. Если будут выявлены ошибки или недочеты, инспектор приступает к проведению так называемой углубленной проверки, то есть к третьему этапу. Он представляет собой проведение различных мероприятий, помогающих установить истинное финансовое положение налогоплательщика.
На третьем этапе объектом пристального изучения становятся:
Кроме того, сотрудник налоговой инспекции сравнивает показатели налогоплательщика с показателями аналогичных предприятий и среднестатистическим данными.
Камеральная налоговая проверка проводится до тех пор, пока не станет понятно, что налогоплательщик составил отчетность правильно, без ошибок, но длится не более трех месяцев. Если будут выявлены неточности, инспектор потребует предоставить уточненную декларацию. И новый документ предпринимателю следует предоставить в течение 5 рабочих дней. В этот момент завершается проверка по первой версии документа, а как только «уточненка» будет на руках у инспектора, начнется другая проверка. Тоже камеральная, но основанием для ее проведения будет уже уточненная декларация.
Если налогоплательщик не согласен с заявлением инспектора, что в декларации есть ошибки, закон позволяет ему предоставить пояснения и подтвердить слова соответствующими документами. Инспектор обязан их принять и рассмотреть.
Не согласен, считает объяснения неудовлетворительными – может вызвать в налоговую для личной беседы. Если объяснения разумны, его следующий шаг – сопоставление новых сведений с той информацией, которой «налоговики» уже располагают. Заметим, уточненную декларацию инспектор проверяет полностью, а не только исправленные данные. Затем составляет акт о проделанной работе.
Итак, порядок проведения камеральной проверки регламентируется 88 статьей Налогового кодекса. В зависимости от результатов, полученных после завершения автоматизированного подсчета, «камералка» завершается либо продолжается, но объектом «исследования» становится уже уточненная декларация или пояснения налогоплательщика.