Основные функции государства в смешанной экономике. Смешанная экономика

Экономические функции государства в смешанной экономике.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

Экономических функций государства в смешанной экономике много, и они разнообразны. Фактически экономическая роль правительства осуществляется в таких широ­ких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функ­ций.

Во-первых, некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облег­чать функционирование рыночной системы. В этой сфере необходимо отметить следующие два важнейших вида де­ятельности государства:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функ­ционированию рыночной системы.

2. Защита конкуренции.

Путем выполнения второй группы задач прави­тельство усиливает и модифицирует функциониро­вание рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства:

3. Перераспределение дохода и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального проду­кта.

5. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых коле­баниями экономической конъюнктуры, а также сти­мулирование экономического роста.

Хотя этот перечень пяти функций государства обычно служит базой для анализа его экономичес­кой роли, мы в дальнейшем увидим, что большинст­во правительственных форм деятельности и полити­ческих мер так или иначе оказывают влияние на все перечисленные здесь экономические процессы. Например, программа перераспределения дохода в пользу бедных воздействует на распределение ре­сурсов, поскольку бедные покупают товары и услу­ги, которые несколько отличаются от товаров и услуг, покупаемых более богатыми слоями обще­ства. В свою очередь, снижение государственных военных расходов с целью ослабления инфляцион­ного напряжения также ведет к перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный.

Кратко рассмотрим сначала первые две из пере­численных функций правительства и затем подверг­нем более подробному анализу роль правительства в перераспределении дохода и богатства, распреде­лении ресурсов и стабилизации экономики.

Правовая база и общественная атмосфера

Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, явля­ющихся предпосылкой эффективного функциониро­вания рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, опреде­ление прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавли­вает также законные "правила игры", регулиру­ющие отношения между предприятиями, поставщи­ками ресурсов и потребителями. На основе законо­дательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономичес­ких связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для на­ложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания об­щественного порядка, введение стандартов измере­ния веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг.

Имеется в виду, что такого рода деятельность правительства улучшает распределение ресурсов. Обеспечение рынка средством обращения, гаранти­рование качества продуктов, определение прав соб­ственности и ответственность за соблюдение усло­вий контрактов - все эти меры обусловливают увеличение объема торговли. Они расширяют рын­ки и позволяют осуществлять все более глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов. А такая специализация, как мы видели в главе 3, означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые счита­ют, что правительство чрезмерно регулирует вза­имоотношения предприятий, потребителей и рабо­чих, тем самым подавляя экономические стимулы и подрывая эффективность производства.

Защита конкуренции

Конкуренция служит основным регулирующим ме­ханизмом в капиталистической экономике. Это та сила, которая подчиняет производителей и постав­щиков ресурсов диктату покупателя или суверените­ту потребителя. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желани­ям покупателей, которые рыночная система регист­рирует и доводит до сведения продавцов. Конкури­рующих производителей, подчиняющихся воле ры­ночной системы, ждут прибыль и упрочение их по­зиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство. При конкуренции покупатели - это хозяин, рынок - их агент, а предприятия - их слуга.

Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. Что такое монополия? В широком смысле - это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоя­нии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта. Каково значение такой ситуации? Оно просто в том, что, когда монополия заменяет собой конкуренцию, про­давцы могут воздействовать на рынок или манипу­лировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объем предложения монополи­сты могут искусственно ограничивать объем проду­кции и тем самым получать за нее более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие кон­курентные, прямо противоречат интересам потреби­телей. Монополистами не управляет воля общества, как она управляет конкурирующими продавцами. Суверенитет производителя до такой степени заме­няет собой суверенитет потребителя, что монополия заменяет конкуренцию. В результате ресурсы рас­пределяются таким образом, что это отвечает ин­тересам монополистических продавцов, добиваю­щихся высоких прибылей, и не целям удовлетворе­ния потребностей общества в целом. Короче говоря, монополия порождает нерациональное распределе­ние экономических ресурсов.

Экономическая роль государства в современном мире возрастает в свя-

зи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики. По-

вышается уровень осуществляемой политики.

Государство может с помощью правовых, административных и эконо-

мических методов, с одной стороны, содействовать развитию рыночного

конкурентного механизма и предпринимательства, а с другой стороны, кор-

ректировать несовершенство рынка в связи с усилением дифференциации

уровней доходов населения, расхождением между существенно необходи-

мыми индивидуальными предпочтениями людей, особенно в долгосрочном и

среднесрочном периодах, неполнотой экономической информации и наличи-

ем высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической

Государство должно создавать нормальные рамочные условия для

функционирования рыночной экономики.

Во-первых, важнейшей задачей государства является установление и

поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное

развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии част-

ной собственности, свобод.

Во-вторых, государство делает все возможное для поддержания и раз-

вития эффективной конкуренции.

В-третьих, государство устраняет недостатки рынка, проводит стабили-

зационную и структурную политику.

В-четвертых, обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать

доходы трудящихся.

Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффек-

В зонах изъянов рынка забота предприятий о максимизации собствен-

ной прибыли не гарантирует эффективного использования ресурсов. Есте-

ственная монополия и значительные позитивные экстерналии могут порож-

дать тенденцию к недопроизводству соответствующих благ (по сравнению с

оптимальным уровнем), а негативные побочные эффекты и слабая информи-

рованность потребителя часто оборачиваются чрезмерным производством и

потреблением того или иного блага за счет избыточного вовлечения ресурсов

в отрасль или ее подразделение. Наряду с аллокационной неэффективностью

(неоптимальным размещением ресурсов) часто возникает и технологическая

неэффективность, то есть неоправданно высокий расход ресурсов на единицу

продукции.

Изъяны рынка возникают главным образом в ходе производства и по-

требления отдельных, специфических видов товаров и услуг. Следовательно,

как раз в данных зонах долговременная фиксация профиля организации,

ограничение возможностей диверсификации и ослабление ее заинтересован-

ности в получении максимально возможной прибыли зачастую допустимы и



целесообразны.

Организация, действующая в рыночной среде, обязательно должна по-

крывать свои расходы доходами, причем жесткое административное регули-

рование этих доходов в большинстве случаев неоправданно. Если необходи-

мо ослабить заинтересованность в прибыли, предпочтительнее, ограничивать

не возможность превышения поступлений над затратами и даже не размер

такого превышения, а лишь право распределять соответствующие суммы

между лицами, определяющими стратегию организации. Прибыль в этом

случае может образовываться, но ее следует полностью затрачивать на нуж-

ды самой организации, например на строительство новых зданий, приобрете-

ние оборудования и т.п.

Фиксированный профиль (миссия) и запрет на распределение прибыли

отличительные черты некоммерческих организаций.

Некоммерческими организациями чаще всего бывают учебные заведе-

ния, больницы, научно-исследовательские центры фундаментального профи-

ля, симфонические оркестры, музеи, а также религиозные организации, бла-

готворительные фонды и др. Такие организации, будучи субъектами рыноч-

ной экономики, заботятся о собственных доходах, но их экономические ин-

тересы подчинены стремлению реализовать свои конкретные миссии. Чтобы

добиться этого, экономические интересы некоммерческих организаций со-

знательно ставятся в сравнительно узкие рамки, а формирование стратегии

их деятельности и общий контроль за ее осуществлением возлагаются на тех,

кто не может получить персональную выгоду от максимизации прибыли, за-

то заинтересован в престиже организации и успешном выполнении ею своей



Некоммерческие организации не всегда непосредственно принадлежат

к общественному сектору (находятся в государственной собственности). Но

для них в целом свойственны более тесные взаимоотношения с ним, чем для

прибыльных предприятий. Это обусловлено тем, что и общественный сектор,

и некоммерческие организации служат инструментами преодоления изъянов

рынка. Общественный сектор функционирует преимущественно при посред-

стве некоммерческих организаций. Многие из них являются государствен-

ными или муниципальными учреждениями, для других государство или его

органы могут выступать в роли соучредителей, для третьих выполнение гос-

ударственных заказов служит основным источником доходов, а потому ре-

шающим образом формирует стратегию деятельности, четвертые получают

государственные субсидии.

Контрольные вопросы 

 Что представляет собой общественный сектор рыночной экономики?

 Почему ресурсы общественного сектора включают не только имуще-

ство государственных предприятий и организаций?

 В чем сходство, и каково отличие государства от других субъектов ры-

ночного хозяйства?

 Чем обусловлена необходимость участия государства в экономической

 Что такое изъяны рынка, каковы их основные типы?

 Каковы причины и условия возникновения естественной монополии?

Как можно преодолеть ее последствия?

 Что представляют собой позитивные и негативные экстерналии? Поче-

му они ведут к неоптимальному использованию ресурсов? Каким обра-

зом их можно преодолевать?

 Что такое неполнота рынков?

 При каких обстоятельствах возникает информационная асимметрия?

Можно ли ее нейтрализовать?

 Каковы особенности некоммерческих организаций? При каких услови-

ях некоммерческие организации принадлежат к общественному секто-

 Совпадают ли между собой доли общественного сектора и совокупном

доходе и капитале нации?

 Как оцениваются масштабы общественного сектора?

 Насколько доля общественного сектора в национальной экономике

различается в разных странах? Каковы тенденции изменения этой до-

 Какие факторы влияют на развитие общественного сектора в период

перехода к рынку?

Тестовые задания 

1. Верно ли утверждение: «Экономика общественного сектора изучает зако-

номерности и практические проблемы, связанные с производством обще-

ственных и коллективных благ, экономические механизмы достижения

социальных целей и внерыночные взаимодействия интересов».

2. Экономика общественного сектора предполагает, что:

а) государство функционирует в рыночной среде;

б) цели государственных органов и способы их достижения, а также

стратегии предприятий и некоммерческих организаций определяются

интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия;

в) государство использует финансовые инструменты реализации своих

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

3. Общественный сектор включает:

а) только организации, находящиеся в собственности государства;

б) только доходы и расходы бюджета;

б) совокупность ресурсов государства, находящихся в распоряжении

государства.

4. Верно ли утверждение: «Главное отличие организаций частного и обще-

ственного сектора в том, что в общественном секторе организации являются

прибыльными».

5. Главное отличие государства от других субъектов экономической деятель-

ности состоит в том, что:

а) обладает правом принуждения;

б) имеет публичную власть;

в) характеризуется верховенством, самостоятельностью и независимо-

6. К числу изъянов рынка относятся (несколько правильных вариантов отве-

а) тенденции к установлению монопольной власти;

в) отсутствие возможностей контроля над государственным аппаратом;

г) внешние эффекты (экстерналии);

д) неполнота информации.

7. Как называются дополнительные выгоды или издержки, возникающие как

побочный эффект от деятельности других лиц или организаций?

а) неэффективность рынка;

б) внешние эффекты;

в) ассиметрия информации.

8. Пациент в большинстве случаев не в состоянии самостоятельно поставить

диагноз, выбрать методы лечения и даже оценить насколько эффективно оно

осуществляется. При стремлении врача к максимизации прибыли с его сто-

роны возможны злоупотребления, в том числе связанные с нанесением

ущерба здоровью клиента. Данная ситуация является примером:

а) монопольной власти;

б) внешнего эффекта;

в) неполноты информации.

9. Если подвести коммуникации (например, водопровод) нескольких конку-

рирующих между собой компаний, то затраты увеличатся, а эффект будет от-

сутствовать. Данная ситуация служит примером такого изъяна рынка, как:

а) монопольной власти;

б) внешнего эффекта;

в) неполноты информации.

10. В качестве непосредственного поставщика товаров и услуг общественный

сектор занимает прочное положение в:

а) образование;

б) здравоохранение;

в) энергетика;

г) транспорт;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

11. К причинам, вызывающим информационную ассиметрию, не относится:

а) высокие затраты на получение информации;

б) ненадежность получаемой информации;

в) неспособность экономических агентов переработать информацию;

г) нет верного ответа.

12. К провалам государства не относятся:

б) несовершенство политического процесса;

в) внешние эффекты;

13. Фактором, способствующим коррупции, является такой изъян государ-

ства, как:

а) ограниченность доступной информации;

б) несовершенство политического процесса;

в) неспособность государства полностью контролировать деятельность

контрагентов;

г) ограниченность контроля над государственным аппаратом.

14. Верно ли утверждение: «Для реальной экономики характерны ситуации,

когда одновременно имеют место как провалы рынка, так и провалы государ-

Рефераты и доклады 

2. Роль и место государственного сектора в экономике современной России.

Для заметок 

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Занятие 2: Общественные блага

1. Свойства общественных благ.

2. Спрос на общественные блага. Проблема «безбилетника».

3. Государство как поставщик общественных благ.

Ключевые понятия : общественное благо, несоперничество, неисключае-

мость, чистое общественное благо, смешанное общественное благо, кол-

лективное благо, локальное общественное благо, переполнение, теория клу-

бов, спрос на общественные блага, цены Линдаля, проблемы «безбилетника»,

коллективное действие, избирательный стимул.

Сущность государства раскрывается и реализуется в ее взаимодействии с обществом. Что и как государство делает для упорядочения и совершенствования общественной, коллективной и частной жизнедеятельности людей характеризуется понятием "функции государства". Слово "функция" происходит от лат. и означает исполнение, обязанность, круг деятельности.

Современные государства мира выполняют политическую, социальную, международную и экономическую функции .

Экономическая функция государства заключается в создании предпосылок, необходимых для эффективной экономической деятельности общества. Все функции государства тесно взаимосвязаны. Но, по мнению экономистов, экономическая функция является важнейшей, поскольку отсутствие надлежащего экономического потенциала или низкая эффективность его использования препятствуют реализации других общественных функций.

Экономические функции государства в современной смешанной экономической системе можно сгруппировать по следующим пяти направлениям.

1. Эмиссионная функция. ее сущность заключается в обеспечении экономики необходимым количеством денег. В этой сфере государство является монополистом и противостоит большому количеству покупателей, которые формируют спрос на деньги. С целью удовлетворения этого спроса государство осуществляет денежно-кредитную политику.

2. Формирование правовых основ функционирования экономики. С этой целью государство определяет правовой статус отдельных форм собственности, узаконивает существование различных видов хозяйственной деятельности, регулирует отношения между производителями и покупателями товаров, регламентирует осуществление отдельными предприятиями внешнеэкономической деятельности, определяет обязанности предприятий перед государством и т.д. Опираясь на экономическое законодательство, государство выполняет роль арбитра в сфере хозяйственных отношений, выявляет случаи незаконной деятельности и принимает соответствующие меры к нарушителям.

3. Устранение недостатков рыночного саморегулирования. Механизм рыночного регулирования обеспечивает эффективное распределение ресурсов только при определенных идеальных условиях. Распределение ресурсов, при котором ни один из субъектов рынка не может улучшить своего состояния, чтобы не ухудшить состояния других субъектов рынка, называется эффективным (оптимальным) по Парето (Вильфредо Парето (1848-1923) - выдающийся итальянский экономист).

Однако в экономике возникают ситуации, когда рыночный механизм не обеспечивает оптимального по Парето использование ресурсов. Такие условия и создают недостатки (провалы, несостоятельность) рынка.

Изъяны рынка возникают вследствие несостоятельности конкуренции; неспособности рынка обеспечивать людей общественными товарами; внешних эффектов; неполноты рынков; несовершенство информации; экономической нестабильности.

Несостоятельность рыночного саморегулирования обеспечить эффективный по Парето распределение ресурсов компенсируется государственным регулированием экономики. С этой целью государство осуществляет защиту конкуренции, обеспечивает людей общественными товарами, реагирует на возможность возникновения негативных эффектов (экстерналий), участвует в решении проблем неполноты рынков, формирует информационную инфраструктуру рынка, осуществляет стабилизационную политику .

4. Перераспределение доходов. Экономика, оптимальная по Парето, констатирует состояние, за которым экономические ресурсы общества распределяются наиболее эффективно. Но эффективное распределение ресурсов еще не означает эффективного распределения доходов между членами общества. Конкурентные рынки способны порождать неравномерность распределения доходов и даже полный недостаток средств для существования в нетрудоспособных членов общества. Для уменьшения неравенства в доходах государство осуществляет их перераспределение через разнообразные социальные программы в форме трансфертных платежей. Кроме того, государство может регулировать индивидуальные доходы через влияние на процесс формирования первичных доходов (установление минимальной заработной платы, введение прогрессивно-пропорциональной формы налогообложения, индексация доходов с учетом инфляции, регулирование цен на товары и услуги первой необходимости и т. д.).

5. Обеспечение обязательными товарами. Товары (правила поведения), которые государство обязывает людей использовать (придерживаться), называются обязательными товарами. Важным аргументом в пользу государственного вмешательства в экономику является известная истина, что человек способен действовать вопреки собственным интересам (например, люди курят, употребляют чрезмерное количество алкоголя, нарушают правила дорожного движения, потребляют вредные для здоровья продукты и тому подобное). Взгляды, согласно которым государственное регулирование необходимо, поскольку государству лучше известно, что именно является полезным для человека, называются патерналистскими. Сторонники патернализма считают, что "оставленные на произвол судьбы" люди способны вредить не только себе, но и другим членам общества.

Реализация экономических функций государства осуществляется через механизм бюджетной, фискальной, денежно-кредитной, структурной, инвестиционной, ценовой, социальной, внешнеэкономической и других направлений социально-экономической политики .

Примечания

1. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / С. М. Чистов, А. Есть. Никифоров, Т. Ф. Куценко и др. - К. : КНЭУ, 2000. - 316 с.

Необходимость политической функции государства вытекает из самой сущности государства как политической формы организации общества. Политическая функция государства состоит в обеспечении целостности и сохранении общества, в создании условий для спокойного и гармоничного его развития. Игнорирование политической функции способно порождать политическую нестабильность, социальные конфликты и хаос в экономической сфере. При таких условиях любое государственное управление и государственное регулирование экономики не может быть и речи.

Социальная функция государства заключается в обеспечении на всей территории страны прав и свобод каждого человека и гражданина. Выполнение социальной функции предусматривает: создание государством условий для воспроизводства и развития человека (демографическая политика, образование, воспитание и тому подобное); формирование социокультурного пространства, благоприятного для самореализации каждого человека; стимулирование творческого роста человека; воплощение в жизнь принципов социальной справедливости и прочее.

Международная (внешняя) функция государства заключается в поддержании свободы, суверенитета и исторического существования народов конкретной страны в рамках мирового сообщества. Внешняя политика должна учитывать геополитические обстоятельства, которые определяют судьбу народов, а также извечные национальные интересы. Государство должно осуществлять международную функцию в стратегических параметрах, налаживать нормальные отношения с другими странами вдоль своих границ, сохранять и укреплять сотрудничество с как можно большим количеством государств, способствовать развитию международных организаций. Благоприятное международное положение создает условия для конструктивного развития любой страны.

2. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / С. М. Чистов, А. Есть. Никифоров, Т. Ф. Куценко и др. - К. : КНЭУ, 2000. - С. 10-12.

Для защиты конкуренции и ограничения монополистических тенденций государство осуществляет антимонопольную политику. Она реализуется на основании антимонопольного законодательства, которое дает правовую оценку следующих явлений: злоупотребления монопольным положением на рынке; неправомерность некоторых соглашений между предпринимателями; дискриминация предпринимателей органами власти и управления; недобросовестная конкуренция. Нормативно-правовыми актами также регламентируются средства государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, ответственность за его нарушение и т. д.

Другим является отношение государства к естественных монополий. Естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма способна обеспечить весь рынок товарами, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы конкурирующие фирмы. При таких условиях конкуренция становится нерентабельной. Если бы рынок был поделен между многими производителями, эффект масштаба не можно было бы реализовать, а следовательно, затраты на единицу продукции стали бы слишком высокими. Соответственно росли бы и цены.

Возможным средством обеспечения общественно приемлемого поведения естественных монополий есть альтернатива: государственная собственность - государственное регулирование.

Одной из важнейших функций государства является производство чистых и смешанных общественных товаров. Четко разграничить общественные, смешанные и частные товары - сложная задача, решение которой зависит от многих факторов: исторических, политических, экономических, демографических, идеологических и т. п. Однако такое разграничение является необходимым по двум причинам. Во-первых, сфера производства чистых общественных товаров приблизительно соответствует минимально возможным границам общественного сектора. Во-вторых, сфера производства смешанных общественных товаров является ареной конкуренции общественного и частного секторов. В отличие от других субъектов экономических отношений государство имеет законное право изымать доходы через налогообложение. Именно налоги и являются источником финансирования производства общественных товаров. Следовательно, возмещение расходов на производство общественных товаров осуществляется за счет налогоплательщиков.

В современном мире государство как субъект экономических отношений обеспечивает предоставление таких общественных услуг (товаров): государственное управление (в том числе государственное регулирование экономики), оборона, безопасность (человека, государства, общества), социальная защита, охрана здоровья, физическая культура, спорт, образование, фундаментальные научные исследования, культура, искусство, охрана окружающей среды и т. др.

Государство реагирует на возможность возникновения негативных эффектов (экстерналий) в разные способы. В некоторых случаях она регламентирует права и обязанности субъектов рынка. На практике это достигается с помощью законотворческой и контролирующей активности государства. Так, государство устанавливает нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах, а также ограничения по загрязнению воздуха, воды и тому подобное. Кроме того, государство может использовать различные формы и методы регулирования цен, которыми предусматриваются взыскания штрафов с предприятий, которые создают негативные экстерналии, и вознаграждение тех предпринимателей, которые создают позитивные экстерналии. Государство не может оставаться равнодушной к негативным внешним эффектам, но выбор оптимальных форм воздействия также не может быть шаблонным - он определяется спецификой конкретной ситуации и целесообразностью.

Государство принимает активное участие в решении проблем неполноты рынков. Для этого она осуществляет координацию действий потенциальных производителей и потребителей. Наиболее распространенными формами такой координации являются макроэкономические планы, государственные целевые комплексные программы, государственные закупки товаров (услуг) и тому подобное.

Обычной практикой для индустриально развитых стран является участие государства в формировании информационной инфраструктуры рынка. Информация в основном является общественным товаром. Предоставление информации любому лицу не уменьшает ее количества для других. Эффективность требует бесплатного распространения информации или, точнее, плата за информацию должна покрывать расходы на ее предоставление. Если через информационную асимметрию потребитель в состоянии защитить свои интересы с помощью рыночных механизмов как покупатель, он может попробовать это сделать через механизм управления общественным сектором как избиратель.

Государство осуществляет стабилизационную политику. В основу стабилизационной функции государства возлагается то обстоятельство, что уровень производства зависит от уровня совокупных расходов. Расходы частного сектора могут быть либо недостаточными для достижения полной занятости, или чрезмерными. В первом случае возникает избыточная безработица, во втором - инфляционный рост. В первом случае государство может применить стимулирующую политику, во втором - сдерживающую. Основными методами выполнения государством стабилизационной функции является фискальная и денежно-кредитная политика.

3. Бандур С.И., Заяц Т.А., Терон И.В. Современная региональная социально-экономическая политика государства: теория, методология, практика. - К.: РВПС Украины HAH Украины. - ООО "ПРИНТ ЭКСПРЕСС", 2002. - 250 с.

Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики. Повышается уровень осуществляемой политики.

☺ устойчивый экономический рост.

☺ стабилизация цен

☺ мах занятости

☺ соблюдение внешнеэкономического равновесия

☺ охрана окружающей среды

☺ обеспечение социальной стабильности (в т.ч. достижение социально справедливой дифференциации доходов).

Государство может с помощью правовых, административных и экономических методов, с одной стороны, содействовать развитию рыночного конкурентною механизма и предпринимательства. А с другой стороны, корректировать несовершенство рынка в связи с усилением дифференциации уровней доходов населения, расхождением между существенно необходимыми индивидуальными предпочтениями людей, особенно в долгосрочном и среднесрочном периодах, неполнотой экономической информации и наличием высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической жизни.

Государство должно создавать нормальные рамочные условия для функционирования рыночной экономики.

Во-первых. Важнейшей задачей государства является установление и поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии частной собственности, свобод (слова и т.д.).

Во-вторых. Государство делает все возможное для поддержания и развития эффективной конкуренции.

В-третьих. Государство устраняет недостатки рынка, проводит стабилизационную и структурную политику.

В-четвертых. Обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать доходы трудящихся.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 5. Функции государства в смешанной экономике:

  1. 36. Формирование смешанной экономики. Национальные модели смешанной экономики.
  2. 2. Изменение роли и функции государства в развитии экономики
  3. 6. Государственное регулирование в современной смешанной экономике.
  4. 44. Экономические функции государства. Формы, методы, цели и инструменты государственного регулирования экономики.
Случайные статьи

Вверх