Официальный валютный курс.

Фиксированный курс валюты - это курс, который на определенный срок (от месяца до нескольких лет) устанавливается в качестве общего, независимый от текущих изменений в спросе и предложении валюты. Изменение фиксированного курса осуществляется официально путем повышения курса национальной валюты (ревальвация) или его снижение (девальвация).

Его преимущества такие * 126:

* 126: {Демковский А.В. Деньги и кредит: учеб. пособие. / А.В. Демковский. - М.: Дакор, 2005. - 528 с.}

Обеспечение для фирм и предприятий четкой основы, когда они планируют деятельность и осуществляют политику ценообразования;

Возможность осуществлять достаточно эффективную денежно-кредитную политику в условиях, когда в стране рынок валюты, банковская система и инфраструктура рынка еще недостаточно развиты.

К недостаткам финансового валютного курса следует отнести:

Необходимость иметь значительные валютные резервы для поддержания курса в условиях действия факторов, которые ведут к отклонению реального курса от фиксированного;

Возможность потерь в условиях возникновения спекулятивного движения валюты из одной страны в другую;

Невозможность точного определения на любой момент оптимального для страны соотношения реального и фиксированного валютных курсов.

Плавающий валютный курс - это такой режим валютного курса, при котором он меняется под влиянием спроса и предложения.

Этот курс имеет подвиды. Да, он может быть свободно плавающим, то есть не зависеть от валютного курса любой другой страны и определяться как соотношение спроса и предложения на определенную валюту.

Определенным вариантом плавающего валютного курса является валютный коридор, который заключается в том, что центральный банк устанавливает верхний и нижний пределы возможных колебаний национальной валюты.

Разновидностью плавающего валютного курса является режим коллективного, совместного плавания, который означает, что страны - члены определенной группировки вместе меняют курсы своих валют по отношению к валютам стран, не входящих в эту группу * 127.

* 127: {Деньги и кредит: учебник / М.И. Свалка, AM Мороз, М.Ф. Пуховкина и др.; под общ. ред. М.И. Савлука. - М.: Финансы, 2001. - 604 сДемкивський АЛ. Деньги и кредит: учеб. пособие. / А.В. Демковский. - М.: Дакор, 2005. - 528 с.}

Возможные модели валютных курсов приведены в табл. 6.1.

Установление курса называется котировкой валюты, виды которого представлены на рис. 6.7.

Котировки состоит из двух цифр: первая - бед (Bid) - цена, по которой клиент может продать базовую валюту, вторая - аск (ask или offer) - цена, по которой клиент может купить базовую валюту за котируемую. Разница между этими курсами называется спрэда а сам процесс котировки валют - фиксинг. Его сущность заключается в том, что сначала определяется и регистрируется межбанковский курс на основе рыночного курса, сложившегося накануне, путем последовательного сопоставления спроса и предложения по каждой валюте. Затем на этой основе определяются курсы покупателя и продавца.

Таблица 6.1. Модели валютных курсов

Вид валютных курсов

Определение

1. Фиксированные курсы, в т. Ч.:

Фиксированный курс по -Классические схеме;

Договорные фиксированные курсы;

Фиксированный курс, корректируется;

Сменно-фиксированный курс

Система наличии официальных валютных паритетов. Официальные курсы, основанные на золотом паритете. Курсы, основанные на договорной основе. Фиксация предусматривает регулярный просмотр или установления границ возможных отклонений. Курс, меняется по определенной, заранее определенной схеме с участием государства с учетом инфляции

2. Плавающие курсы, в т. Ч.:

Свободно плавающий курс,

Управляемый плавающий курс,

Режим коллективного плавания

Система, по которой у валют нет официального паритета.

Курсы, самостоятельно формируются на рынке под влиянием спроса и предложения. Курс валют, привязанный к валютной корзине или ведущей валюты

Рис. 6.7. Виды котировки валюты

Кросс-курсы - это соотношение между двумя валютами, которое вытекает из их курса по отношению к курсу третьей валюты.

Форвард-курсы - это реальный показатель того, какую стоимость будет иметь валюта через определенный период времени.

Валютный курс постоянно меняется под влиянием различных факторов, поэтому государство пытается с помощью своего центрального банка осуществлять регулирование валютного курса такими методами (рис. 6.8).

Валютная интервенция - это прямое вмешательство центрального банка или казначейства в валютный рынок, сводится к покупке и продаже центральным банком или казначейством инвалюты. Центральный банк покупает инвалюту, когда ее предложение чрезмерная и курс низкий, и продает, когда курс инвалюты высок. Таким способом ограничиваются колебания курсов национальных валют.

Рис. 6.8. Методы регулирования валютного курса

Осуществление валютной интервенции возможно при условии, что неуравновешенность платежного баланса является незначительной и характеризуется постепенным изменением пассивного сальдо на активное, и наоборот. Ведь резервы инвалюты для интервенции ограничены и продажа должна сочетаться с покупкой. Для осуществления валютной интервенции, как правило, образуется специальный фонд.

Валютную интервенцию как инструмент валютной политики начали использовать еще в XIX в.: например, Госбанк России, Австро-Венгерский банк применяли ее для поддержания курса национальных валют. Широкое применение она получила после отмены золотого монометаллизма. В условиях мирового экономического кризиса 1929-1933 pp. центральные банки использовали валютную интервенцию с целью снижения курса своей валюты для содействия валютном демпинга.

Материальную базу для валютной интервенции составляли специально созданные в 30-х годах прошлого века в США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде и других странах государственные валютные стабилизационные фонды - в золоте, иностранной и национальной валютах, которые использовались в целях регулирования валютного курса. Поскольку валютные интервенции проводил центральный банк, такие фонды создавались при нем и со временем получили название валютных резервов. Сегодня валютные резервы имеют практически все центральные банки мира.

Примером массовой валютной интервенции могут быть действия правительства США, направленные на поддержку курса доллара, когда он стал стремительно падать после значительного роста в 1980-1985 pp. Так, в виде валютной интервенции для поддержки собственной валюты США использовали за период с 1987г. По июль 1989 p., По разным оценкам, более 140 млрд долл.

Часто валютная интервенция используется для поддержания курса национальной валюты на заниженном уровне для осуществления валютного демпинга - обесценивание национальной валюты с целью наращивания экспорта товаров по ценам ниже мировых.

Валютный демпинг используется для экспорта товаров из-за применения специальных заниженных валютных курсов, которые отражают внешнее обесценение валюты в размерах, превышающих обесценения денег на внутреннем рынке страны, экспортирующей товары и услуги. По валютного демпинга экспортер даже при высоком уровне издержек производства, реализующие свои товары на внешних рынках по ценам ниже мировых, может получить достаточно выгодный прибыль в валюте той страны, куда экспортируется товар. Чаще всего валютный демпинг осуществляется в условиях множественности валютных курсов за использование так называемых свободных курсов и других специальных заниженных курсов для определенного вида товаров, услуг и операций.

Валютный демпинг напрямую влияет на торгово-экономические отношения соответствующих стран. Так, заниженный валютный курс повышает конкурентоспособность фирм определенной страны на мировых рынках и расширению экспорта товаров и услуг, однако приводит к тому, что растут внутренние цены, страна вывозит больше товаров и услуг на соответствующую единицу импорта, что нарушает эквивалентность международного обмена в ущерб ей.

Искусственно завышенный валютный курс вызывает обратный экономический эффект, когда на единицу вывезенного за границу товара страна за счет импорта получает большее количество товаров и услуг. Этим также нарушается эквивалентность международного обмена, но уже в пользу этой стране.

Для валютного демпинга характерно такое * 128:

* 128: {Демковский A.В. Деньги и кредит: учеб. пособие. / А.В. Демковский. - М.: Дакор, 2005. - 528 с.}

1) экспортер, приобретая товары на внутреннем рынке за национальную валюту, купленную по текущему курсу, продает их на внешнем рынке за иностранную валюту по ценам ниже среднемировых;

2) источником снижения экспортных цен является курсовая разница, возникающая при обмене вырученной иностранной валюты на национальную по курсу, который за это время возрастет;

3) вывоз товаров в массовом масштабе обеспечивает сверхприбыли экспортеров; демпинговая цена бывает даже ниже цены производства или себестоимости, однако экспортерам невыгодна очень заниженная цена, поскольку может возникнуть конкуренция с национальными товарами в результате их реэкспорта иностранными контрагентами.

В последние десятилетия центральные банки стран с развитой рыночной экономикой предпочитают такому инструменту денежно-кредитной политики, как проведение операций с ценными бумагами на открытом рынке, что соответствует общей тенденции преимущественного использования рыночных инструментов регулирования экономики.

Политика открытого рынка заключается в изменениях объемов покупки и продажи ценных бумаг центральным банком. Эти операции центрального банка обусловливают изменение резервов коммерческих банков, в свою очередь сказывается на объеме и стоимости банковских кредитов. В результате центральный банк имеет возможность влиять на размер денежной массы и уровень рыночной процентной ставки в нужном направлении, то есть достигать заранее поставленной цели.

Объектом операций центральных банков на открытом рынке в основном являются ценные бумаги, имеющие высокую ликвидность и пользуются спросом незначительных колебаний рыночной стоимости. Традиционно они проводят политику открытого рынка преимущественно с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. К операциям открытого рынка не относится покупка центральным банком ценных бумаг на первичном рынке, то есть непосредственно у эмитента. Такие операции по сути является формой кредитования центральным банком правительства. Во многих странах они запрещены или ограничены законом. Кроме того, к операциям открытого рынка не относятся сделки по покупке и продаже ценных бумаг, центральный банк осуществляет не за свой счет, а по поручению казначейства (министерства финансов) с целью поддержания определенного курса государственных ценных бумаг.

Центральный банк продает ценные бумаги из своего портфеля, когда ему нужно стабилизировать или уменьшить массу денег в обращении, сдерживать рост платежеспособного спроса, а следовательно, способствовать повышению уровня процентной ставки, и в конечном итоге снизить инфляцию. Если центральный банк продает ценные бумаги непосредственно коммерческим банкам, то в этом случае уменьшаются избыточные резервы банков, а депозитная база, то есть сумма привлеченных банками средств, остается постоянной. Уменьшение банковских резервов приводит мультипликативное сокращение денежной массы. Если центральный банк продает ценные бумаги небанковским участникам (дилерам) фондового рынка, то уменьшаются резервы коммерческие банки, которые обслуживают небанковских дилеров и одновременно их депозитная база, поскольку для расчетов с центральным банком за купленные ценные бумаги небанковские дилеры используют свои банковские депозиты. Следовательно, и в этом случае денежная масса сокращается, но это частично происходит в момент расчетов за ценные бумаги, а частично - через мультипликативное уменьшение депозитов.

Центральный банк покупает ценные бумаги на открытом рынке, когда ставит цель увеличить денежную массу, снизить стоимость денег, то есть уменьшить уровень рыночной процентной ставки, и таким образом активизировать предпринимательскую деятельность, оживить конъюнктуру рынка. Механизм влияния операций центрального банка на денежный рынок при покупке ценных бумаг такой же, как и при продаже, только происходит в противоположном направлении.

Политика открытого рынка широко применяется в регулятивной деятельности центральных банков. Это наиболее действенный и гибкий метод денежно-кредитной политики, результаты применения которого центральные банки могут достаточно точно спрогнозировать, а его действие обеспечивает эффективное воздействие на денежный рынок, а следовательно, и на экономику в целом. Положительные аспекты этого метода денежно-кредитной политики состоит в том, что центральный банк самостоятельно определяет объем, время и направление осуществления операций на открытом рынке и таким образом полностью контролирует применение этого метода. Последствия проведения операций на открытом рынке легко поддаются корректировке. Если в осуществлении денежно-кредитной политики допущена ошибка, центральный банк может быстро ее исправить, осуществив операцию обратного направления.

Механизм операций на открытом рынке несложный, что делает его привлекательным для применения. В то же время для проведения этих операций центральные банки используют различные соглашения о ценных бумаг, которые отличаются определенными параметрами.

Такой метод денежно-кредитного регулирования впервые применили в 20-х годах в США, а в 30-х годах и в Англии, что было обусловлено высоким уровнем развития рынка ценных бумаг в этих странах. До сих пор в промышленно развитых странах операции на открытом рынке считаются наиболее гибким инструментом стимулирования сокращения или расширения кредитных вложений в экономику, поскольку объемы операций могут варьироваться практически ежедневно (в соответствии с направлением политики центрального банка).

это официально установленное соотношение между национальными валютами,
допускающее временное отклонение от него в одну или другую сторону не более чем на 2,25 % .
Плавающий валютный курс - это курс, свободно из-меняющийся под воздействием спроса и предложения.
Обменный курс хотя и представляет собой рыночный фено-мен, но, как правило, регулируется государством и централь-ным банком. Методы такого регулирования могут быть различными. От того, как устанавливается валютный курс, зависит, будет ли он жестко фиксированным к золоту или иностранной валюте либо окажется плавающим, т.е. обусловленным соотношением спроса и предложения. Между этими двумя крайними вариантами возможны многочисленные комбинации элементов плавающего и фиксированного курсов.
Способы регулирования валютного курса можно рассмотреть на примере эволюции мировой валютной системы.
Международная валютная система представляет собой набор правил и законов, которые регулируют обмен валюты од-. ной страны на валюту другой.
Цель этих правил - облегчить процессы международной торговли, движение капитала, чтобы все участники международных экономических отношений имели возможность получать максимальную пользу, обеспечивающую эффективность и процветание экономической системы.
На протяжении веков мировая экономика решала проблему обмена валют, используя привязанность национальных денежных систем к двум благородным металлам - золоту и серебру. Многие страны чеканили свои монеты из этих металлов, и обмен шел по весу (именно поэтому на картинах старинных мастеров менялы изображены с весами в руках). Когда монеты стали вытесняться бумажными деньгами, задача обмена нацио-нальных валют усложнилась.
Исторически первым способом регулирования обменного курса было установление фиксированного курса валюты. Этого требовала система золотого стандарта, о которой упоминалось в гл. 11. Эра золотого стандарта началась в 1821 г. После окончания наполеоновских войн Британская империя сделала фунт стерлингов конвертируемым в золото. Вскоре так поступили и другие страны, например Россия, США.
Золотой стандарт - механизм обмена национальных валют, основанный на установлении фиксированного веса золота, к которому приравнивалась бумажная денежная единица стра-ны, и обмене валют на основе соотношений размеров такого золотого обеспечения.
Основы теории мировой экономики 475
Юридически система золотого стандарта была оформлена на Парижской конференции в 1867 г. межгосударственным соглашением, признавшим золото единственной формой мировых денег.
Золотой стандарт имел три отличительные черты, или правила:
государство фиксирует цену золота, а следовательно, стоимость своей денежной единицы в золотом выражении;
государство поддерживает конвертируемость отечественной валюты в золото. Другими словами, государство обязано покупать и продавать национальную валюту за золото по первому требованию. Например, заплатив не-большие комиссионные, любой человек, пришедший в центральный банк, может обменять бумажные деньги в виде банкнот и чеков, выписанных для предъявления в банки, на золото, и это золото просто унести с собой;
государство придерживается политики золотого обеспечения или стопроцентного покрытия. Иначе говоря, у него есть запасы золота, по крайней мере равные по стоимости выпущенному в обращение количеству денег. Государство только тогда создает деньги, когда покупает золото у населения, а уничтожает их только тогда, когда продает золото населению.
Если каждая страна устанавливает золотое содержание своей денежной единицы, то различные национальные валюты будут иметь фиксированное соотношение между собой. Например, США приравнивают стоимость доллара к, скажем, 25 гранам золота (1 гран = 0,0648 г), а Великобритания приравнивает стоимость фунта стерлингов к 50 гранам золота. Это означает, что 1 ф. ст. = 2 дол. Таким образом, при системе золотого стандарта стоимость национальных валют была фиксирована не только к золоту, но и относительно друг друга.
Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика: теория и политика. М.: ЮНИТИ, 1997. С. 508, 532-533
Однако действие классической системы золотого стандарта приостановилось с началом первой мировой войны. Правительства воюющих стран были вынуждены резко увеличить свои расходы путем эмиссии необеспеченных золотом денег, что немедленно вызвало бурную инфляцию и сделало невозможным поддержание размена валют на золото.
Мировая валютная система восстановилась в 1922 г. после Генуэзской конференции, на которой было достигнуто соглашение золотодевизного стандарта. Предполагалось использование в международных расчетах заменителей золота (девиз), в качестве которых могли выступать некоторые национальные валюты стран с золотым стандартом. Фунт стерлингов и доллар США оспаривали лидерство в этой сфере.
В 1936 г. практически все развитые страны отказались от золотой обратимости валют. После Великой депрессии проводились активная протекционистская внешнеторговая политика и девальвация национальных валют - официальное уменьше-ние золотого содержания денежной единицы или понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, серебру либо иностранной валюте. Девальвация осуществлялась с целью получения преимуществ в области внешней торговли. Мы уже знаем, что снижение курса, т.е. удешевление национальной ва-
476 Раздел IV
люты, способствует расширению экспорта. Но когда подобным образом стали поступать все страны, эта политика получила образное название «разоряй соседа». Начались торговые войны, и последовал крах международной торговли, ухудшивший положение всех государств.
Во время второй мировой войны международные расчеты носили в основном клиринговый характер. Клиринг - это зачет взаимных требований и обязательств в торговой форме. Например, две страны, осуществляя взаимные поставки товаров, производят взаимное погашение расчетов. Предположим, страна А поставила стране В товаров на сумму 10 000 дол., а та ей - на сумму 12 000 дол. При этом 10 000 дол. взаимопогашаются, а 2000 дол. составляют долг страны А перед партнером.
Вторая мировая война близилась к окончанию, и возникла потребность в новом мировом валютном порядке. В июле 1944 г. представители 44 стран собрались в американском городке Бреттон-Вудсе, чтобы установить правила организации мировой торговли, валютно-финансовых и кредитных отношений. Памятуя об экономических бедствиях межвоенного периода, они рассчитывали создать такую международную валютную систему, которая благоприятствовала бы полной занятости и стабильности цен и одновременно позволяла поддерживать стабильные курсы национальных валют, не ограничивая мировую торговлю. В результате таких встреч были созданы Международный валютный фонд и Мировой банк.
Соглашение о создании МВФ первоначально подписали представители 29 стран, в настоящее время оно распространяется более чем на 150 стран. Основные задачи МВФ следующие: поддержание валютной стабильности, применение упорядоченных правил валютного обмена, противостояние девальвации валют из конкурентных соображений, установление многосторонней системы взаимных расчетов, исключение валютных ограничений и создание страховых резервов.
Высшим органом МВФ является Совет управляющих. Он состоит из представителей всех стран-участниц. Количество голосов, которым располагает каждая страна, зависит от размера ее взноса или квоты. Хотя Совет управляющих и имеет высшую власть в решении ключевых вопросов, он делегирует свои полномочия в повседневной деятельности Совету исполнительных директоров в составе 22 человек. Этот орган стремится разрешать вопросы путем достижения консенсуса, хотя сила каждого голоса также зависит от размера квоты соответствующей страны.
Когда Совет управляющих выбирает страну для вступления в МВФ, ей назначается квота, соотнесенная с размером ее национального дохода, денежными резервами, балансом внешней торговли и другими экономическими показателями.
Дэниэлс Д.Б., Радеба Л.Х. Международный бизнес:
внешняя среда и деловые операции.
М.: Дело Лтд, 1994. С. 256-257
Основы теории мировой экономики 477
Валютная система, созданная на этой конференции, получила название Бреттон-Вудсской системы. По своему характеру она была золотодевизной системой фиксированных валютных курсов. Каждая страна-участница устанавливала паритет своей валюты к золоту и доллару США. Такой паритет становился для страны ориентиром для соотнесения своей валюты с валютами остальных стран мира. Допускалось изменение курса валют в пределах 1 % паритета (в декабре 1971 г. этот показатель был увеличен до 2,25 %) в зависимости от условий спроса и предложения. Любые более значительные отклонения и официальные изменения самого паритета (путем девальвации или ее противоположности - ревальвации) требовали одобрения МВФ.
Благодаря прочности положения доллара США в 1940-1950-е гг. валюты стран-участниц выражались в золоте и долларах. К 1947 г. Соединенные Штаты Америки сосредоточили у себя 70 % официальных мировых золотых запасов. По этой причине правительства охотнее покупали и продавали доллары, а не золото. Подразумевалось, хотя и не было официально констатировано, что США будут при необходимости вы-купать доллары за золото, и поэтому было зафиксировано соотношение золота и доллара. Таким образом, доллар стал ориентиром для мировой валютной торговли.
В 1950-е - начале 1960-х гг. система фиксированных валютных курсов еще работала успешно, однако к середине 1960-х гг. она перестала полностью отвечать потребностям раз-вивающейся международной экономики. Страны не допускали изменения валютного курса до тех пор, пока не наступала кризисная ситуация. Это становилось все более очевидным, доллар, выступавший в роли мировой резервной валюты, оказывался все в более трудном положении. В августе 1971 г. США прекратили конвертировать доллары в золото по официальному курсу. Стремясь спасти систему фиксированных валютных курсов, члены МВФ договорились в декабре того же года расширить пределы колебаний курсов до 2,25 % в каждую сторону от паритета. Эта договоренность продержалась менее года. Бреттон-Вудсская система фиксированных валютных курсов рухнула.
В 1972 г. стало очевидно, что система фиксированных паритетов больше не отвечает интересам подавляющего большинства стран, и был создан Комитет по реформе международной валютной системы в составе 20 стран (так называемый «Коми-тет двадцати»), позже преобразованный во Временный комитет Совета управляющих МВФ. Ему предстояло выработать основ-
478 Раздел IV
ные принципы новой валютно-финансовой системы, которая отвечала бы потребностям стран в последней четверти XX в. В январе 1978 г. на Ямайке эти принципы были сформулированы, они действуют и сегодня, благодаря чему: а) страны могут по своему выбору использовать любую систему валютного курса - фиксированного или плавающего, установленного в одностороннем порядке или на основе многосторонних соглашений; б) МВФ вправе осуществлять жесткий надзор за развитием валютных курсов и их установлением; в) отменена официальная цена золота, оно перестало играть роль официального средства платежа между МВФ и его членами; г) созданы специальные права заимствования (SDR, или СДР), представляющие собой счетную единицу, образованную на основе «корзины», включающей доллары США, немецкие марки, японские йены, французские франки и британские фунты стерлингов. Эти конкретные доли были выбраны в соответствии с относительной важностью каждой из названных валют в мировой торговле и расчетах. СДР стали использоваться в качестве резервной валюты. По характеру современная валютная система представляет собой комбинацию фиксированных и плавающих валютных курсов, регулируемую как на двусторонней основе, путем соглашений между странами, так и на многосторонней - через механизмы МВФ.

Регулирование валютного курса является настолько важной проблемой, что многие исследователи и аналитики, следуя за М. Фридменом, в первую очередь анализируют именно режим валютного курса, т.е. механизм поддержания соотношения между обменным курсом валюты одной страны к валюте другой страны, а не сущности валютного курса как цены денег, в которой выражается покупательная способность одной валюты по сравнению с другой.

Следуя исторической логике развития мирового валютного рынка, эволюция режима валютного курса происходила одновременно с изменением роли золота на мировом валютном рынке. Трансформация золотомонетного стандарта в золотодевизный сразу после Первой мировой войны, который затем, в 1944 г., был закреплен Бреттон-вудской валютной системой, привела к полному прекращению расчетов между частными участниками внешнеэкономических связей с помощью золота. Ведущее положение в расчетах заняли национальные кредитные деньги (доллары США) со статусом международной резервной валюты. Одновременно был сохранен золотой стандарт.

В соответствии с кейнсианскими идеями, послужившими теоретической базой Бреттон-вудской системы, сторонниками усиления роли государства было признано необходимым использование золота для создания стабильной валютной системы. Это закреплено в Уставе МВФ, в соответствии с которым все страны - члены МВФ должны были выражать паритеты своих национальных валют в определенном количестве золота в качестве общего мерила стоимости (статья IV, раздел 1/а). Золото продолжало использоваться как международное платежное средство, и как резервное средство, и как эквивалент доллара.

Фиксированный режим валютного курса

По Бреттон-вудскому соглашению впервые был введен фиксированный режим валютных курсов, что допускало отклонение рыночных обменных курсов валют от официально заявленных паритетов в ту или другую сторону в очень небольших пределах (0,75-1%). Другими словами, впервые был создан механизм фиксированных валютных курсов, просуществовавший почти 30 лет и обеспечивший относительно длительную стабильность обменных курсов валют.

Как правило, страны - участницы Бреттон-вудского соглашения стремились поддерживать выбранный режим валютного курса. Но если наблюдаемое отклонение курса валюты от паритета отражало фундаментальные изменения в условиях обеспечения состояния долгосрочного равновесия экономики, то корректировалась основа обменного курса валюты, т.е. устанавливался новый паритетный обменный курс валюты.

К способам, с помощью которых правительство могло воздействовать на валютный курс в условиях фиксированного обменного курса, относились: во-первых, использование механизма валютных интервенций; во-вторых, осуществление девальвации и ревальвации своей валюты для поддержания ее паритета.

Фиксированность валютных курсов вовсе не означала их стабильность . Практически валюты всех стран были подвержены неожиданным скачкообразным изменениям в результате официальных девальваций и ревальваций.

К достоинствам системы фиксированных валютных курсов относится уменьшение риска и неопределенности, связанных с международной торговлей и финансами, что способствует расширению объемов взаимовыгодной торговли и финансовых операций.

Однако возможность поддержания фиксированного валютного курса зависит от двух взаимосвязанных условий:

  1. наличия достаточных резервов;
  2. случайного возникновения незначительных по своим размерам дефицитов или активов платежного баланса.

Большой и постоянный дефицит может свести на нет золотовалютные резервы страны. Валютная политика должна осуществляться во взаимосвязи с денежно-кредитной политикой. Поскольку инфляция способствует сокращению экспорта и росту импорта, она ведет к расходованию золотовалютных резервов и снижению курса валюты данной страны относительно валют других стран.

Плавающий валютный курс

Переход от Бреттон-вудской валютной системы, просуществовавшей с 1944-го по 1971 г., основанной формально на режиме фиксированных валютных курсов, к системе свободно колеблющихся или плавающих валютных курсов был осуществлен в середине 70-х годов. С переходом в 1976 г. к Ямайской валютной системе начался период усиления тенденций дерегулирования валютных отношений и ограничения государственного вмешательства в функционирование валютного рынка.

Переход к рыночному курсообразованию должен был обеспечить приспособление экономики отдельных стран к постоянно меняющимся условиям мирового рынка и автоматически поддерживать равновесие платежных балансов. Эта система получила название управляемых плавающих валютных курсов, поскольку государства часто вмешивались в функционирование валютных рынков для изменения международной стоимости своих валют и финансовых активов.

Достоинства и недостатки плавающих валютных курсов

Сторонники системы гибких валютных курсов считают, что она обладает несомненным достоинством: гибкие валютные курсы автоматически корректируются таким образом, что в конечном счете исчезают дефициты платежных балансов.

Однако возможно проявление ряда серьезных проблем. Во-первых, неопределенность в изменении валютного курса ведет к сокращению торговли и свертыванию внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, условия торговли страны могут ухудшаться при падении международной котировки ее валюты.

В-третьих, свободное колебание валютных курсов может оказывать депрессивное воздействие на отрасли, производящие товары на экспорт. С точки зрения государственного регулирования принятие гибких валютных курсов может затруднить использование налоговой и денежной политики для достижения полной занятости и стабильности цен.

Факторы, влияющие на выбор режима валютного курса

При выборе режима валютного курса принимается во внимание ряд факторов.

Макроэкономического характера - степень конвертируемости национальной валюты, уровень инфляции в стране, состояние ее платежного баланса, размеры золотовалютных резервов, масштабы миграции капиталов, темпы экономического роста, перспективы политического развития.

Конъюнктурного характера - состояние мирового валютного рынка, динамика цен на товары, являющиеся основными статьями экспорта данной страны.

Выбор режима валютного курса

Измененный в 1978 г. Устав МВФ предоставил странам-членам свободу выбора режима установления валютного курса. Возникли различные модификации систем регулирования обменных курсов.

Из 183 стран - членов МВФ (на конец 2001 г.) больше половины стран - 103 государства, на долю которых приходится 75% совокупного валового продукта, используют плавающие валютные курсы, из них валюта 55 государств находится в самостоятельном свободном плавании (США, Великобритания, Япония, Канада, Швейцария и др.). 48 стран осуществляют регулируемое плавание валют: Венгрия, Китай, Бразилия, некоторые страны СНГ (Армения, Азербайджан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Молдова), Румыния и ряд других стран, к которым после августа 1998 г. присоединилась Россия. До введения евро (с 1 января 1999 г.) валюты государств-участниц Европейской валютной системы совместно "плавали" относительно других денежных единиц, а взаимные курсовые колебания ограничивались установленными пределами. Некоторые страны используют корректируемый валютный курс , т.е. автоматически изменяемый в соответствии со сменой определенного набора экономических параметров, например, при изменении уровня инфляции в данной стране и в стране - торговом партнере (Чили, Эквадор и др.).

Целый ряд стран использует управляемо плавающий валютный курс , т.е. курс, устанавливаемый и изменяемый центральным банком, а не валютным рынком. При изменении валютного курса принимается во внимание состояние макроэкономических показателей, таких, как состояние платежного баланса, объем международных резервов, темпы экономического роста. Управляемое плавание своей валюты используют как развитые страны (Норвегия, Швеция), так и развивающиеся (Алжир, Египет, Пакистан и др.) страны с переходной экономикой (Китай, Хорватия, Словения и др.).

В целом, учитывая степень вмешательства государства (в лице центрального банка) в механизм регулирования плавающего валютного курса, выделяют:

  1. "чистое плавание" - формирование валютного курса в стране без вмешательства центрального банка;
  2. "грязное плавание" - формирование валютного курса при активном участии центрального банка.

В 80 странах был установлен фиксированный режим денежных единиц. Ряд стран фиксировали свои валюты к одной из иностранных валют, например валюты 21 страны привязаны к доллару США (Аргентина, Барбадос, Либерия и др.). Зафиксирован к доллару курс восточнокарибского доллара, используемого восемью государствами Карибского бассейна: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия и Сент-Винсент, Гренадины. У 14 франкоязычных африканских стран курс их валют был зафиксирован к французскому франку: Бенин, Буркино-Фасо, Камерун и др. У отдельных стран для фиксации валютного курса выбран курс валюты стран, являющихся главными торговыми партнерами, например у Бутана - индийская рупия, у Лесото и Намибии - южноафриканский ранд. Некоторые страны фиксировали свои валюты по отношению к валютной корзине, например к СДР (Ливия, Мьянма, Сейшельские Острова). 19 стран - к различным валютным корзинам, составленным по усмотрению самих стран: Бангладеш, Бурунди, Кипр, Исландия, Непал, Таиланд, Чехия и др. Как разновидность фиксированного валютного курса применяется валютное управление ( currency board ), при котором выпуск национальной валюты полностью обеспечен запасами иностранной валюты. Валютное управление в разные периоды времени с различными модификациями использовало более 70 стран мира: Аргентина, Сингапур, Эстония, Литва и др.

Страна, установившая фиксированный паритет своей валюты, может в любое время вернуться к плавающему курсу.

Гибкий режим валютного курса

Вполне допустимым считается, если фиксация устанавливается в определенных границах, т.е. возникает ограниченно гибкий курс к одной валюте. Например, Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты определяют обменный курс своей национальной валюты как ограниченно гибкий по отношению к доллару США в пределах 7,25%. Разновидностью ограниченно гибкого курса является установленная временная целевая зона ( target zones), т.е. параметр , к которому необходимо стремиться. В отдельных случаях правительство может считать целесообразным временное поддержание несколько заниженного курса национальной валюты в интересах стимулирования экспорта и выравнивания диспропорций платежного баланса.

Модификацией стратегии целевой зоны является установление пределов колебания валютного курса, т.е. валютного коридора, который государство обязуется поддерживать. Такой режим валютного курса поддерживался в Чили с 1986-го по 1992 г. по отношению к доллару, в Израиле с 1986 г. - по отношению к корзине валют, состоящей из валют стран - основных торговых партнеров.

При установлении пределов колебаний курса национальной валюты учитывается возможность его поддержания. Чем шире валютный коридор, тем больше свобода маневра в макроэкономической сфере и тем реже возникает необходимость изменения его параметров. В случае, если валютный коридор имеет узкие пределы колебания курса, то необходима жесткая государственная политика для его сохранения. Иначе может достаточно часто возникать потребность пересмотра его границ, а это предполагает значительную автономию монетарных властей в области валютного регулирования. При изменении валютного коридора необязательно пересматриваются оба предела, в отдельных случаях возможна твердая фиксация, как правило, нижней границы, при изменении верхнего предела колебаний. Как это было, например, в Мексике, где нижняя граница была зафиксирована твердо, а верхняя граница ежедневно повышалась на заранее объявленную величину, позволяя мексиканскому песо постепенно удешевляться в интересах экспортеров.

Для регулирования пределов колебаний границ валютного коридора может устанавливаться определенное соотношение между валютным курсом и паритетом покупательной способности, при нарушении которого центральный банк проводит валютные интервенции для выравнивания курса. В случае сокращения валютных резервов до неприемлемых масштабов проводится изменение границ коридора. Как правило, введение валютного коридора оправдано, если в стране достигнута стабилизация основных макроэкономических показателей, но уровень инфляции продолжает оставаться высоким и это не позволяет осуществить переход либо к фиксации валютного курса, либо к свободному плавающему валютному курсу. Целью введения валютного коридора является сокращение темпов инфляции либо стабилизация реального валютного курса и выравнивание платежного баланса.

Иногда валютный коридор устанавливается по отношению к центральному паритету, который может пересматриваться через определенный период времени в связи с истощением валютных резервов или их увеличением. Поскольку центральный паритет как бы ползет, то такой механизм установления валютного курса называется ползучей фиксацией. Например, в Чили изменение центрального паритета в начале 90-х годов XX в. объявлялось ежемесячно, а процент изменения вычислялся как разность темпа инфляции в предыдущем месяце и прогнозируемой инфляции на ближайший год. Система ползучей фиксации валютного курса существовала в 80-е годы в Колумбии. Ползучая фиксация валютного курса придает валютному рынку некоторую определенность, позволяет избежать резких спекулятивных атак на валютный курс и вносит элемент дисциплины в денежное хозяйство. Однако эта политика неприемлема, если макроэкономические показатели требуют изменений валютного курса, например, в случае необходимости оказать поддержку национальным экспортерам. При режиме ограниченно гибкого валютного курса возрастает роль государства в процессе регулирования денежной политики для воздействия на валютный курс в необходимом направлении.

Режим валютного курса в странах с переходной экономикой

Для стран с переходной экономикой проблема выбора режима валютного курса должна учитывать необходимость решения внутренних задач. Это такие, например, как стабилизация финансовой системы и подъем национальной экономики в сочетании с расширением их участия во внешнеэкономических связях. Поэтому возможно изменение режима валютного курса при достижении определенных успехов. Известный американский экономист Джеффри Сакс рекомендует при осуществлении программы стабилизации и либерализации экономики принять режим фиксированного валютного курса, а после того как программа стабилизации начата, перейти к использованию системы плавающего курса.

На фоне валютных кризисов в Мексике в 1995 г., в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., в России в 1998 г., в Турции в 2001 г. и в Аргентине в 2002 г. призыв к возврату регулирующего механизма Бреттонвудской валютной системы находит свое практическое выражение . Это касается введения фиксированных валютных курсов в Малайзии, Индонезии как мере, способной защитить национальную экономику от возможности негативного внешнего воздействия.

В этих условиях для стран с переходной экономикой выбор режима валютного курса играет двоякую роль. С одной стороны, механизм валютного регулирования предполагает поддержание такого режима валютного курса, который будет выполнять роль "номинального якоря" для стабилизации кредитно-денежной политики. С другой стороны, он будет способствовать решению внешнеэкономических задач, таких, как поддержание конкурентоспособности отечественных товаров (чем обычно мотивируется привязка обменного курса к корзине валют основных торговых партнеров), уровня валютных резервов страны.

Ограничения в регулировании валютного курса

Вероятность кризисов в мировой финансовой системе заставляет искать способы и формы коллективного регулирования и повышения "прозрачности" мировых финансовых рынков, обеспечения открытости информации о состоянии валютного регулирования и банковского надзора.

Свобода стран в проведении курсовой политики имеет определенные ограничения, установленные МВФ. Это выражается в том, что страны - члены МВФ должны избегать такого манипулирования валютными курсами, которое противодействует долгосрочному движению капиталов, и наоборот, должны осуществлять валютную интервенцию для противодействия дезорганизующим краткосрочным колебаниям стоимости валютной единицы. Страны, осуществляющие интервенции, не должны получать несправедливые конкурентные преимущества по отношению к другим странам - членам МВФ. (Устав МВФ, приложение "С".)

Фиксированный валютный курс - это курс, устанавливаемый государством или несколькими государствами, а не механизмом конкуренции на валютном рынке. Фиксированный курс предполагает, что, например, Россия и Великобритания в соответствии с договоренностями поддерживают курс своих национальных валют в соотношении 1 фунт =10 руб. Однако спрос и предложение фунтов и рублей на межбанковских валютных рынках обоих государств подвержены воздействию множества динамических факторов. Поддержание же стабильного курса валют в данной ситуации невозможно без определенного вмешательства государства.

Предположим, спрос на фунты возрос от D до (рис. 38.4). Дефицит платежного баланса России составит объем британской валюты AQ в том случае, если российское правительство зафиксирует курс рубля на ранее отмеченном уровне.

Рис. 38.4.

Рассмотрим варианты ликвидации дефицита платежного баланса.

  • 1. Государство может воспользоваться имеющимися в запасе официальными резервами иностранной валюты. Это приведет к росту предложения фунтов (кривая S x на рис. 38.4) и к прежнему равновесию на уровне 1 фунт =10 руб. Использование валютных сбережений государства представляет собой удобное и весьма эффективное средство регулирования валютного курса, но лишь в том случае, если отрицательные и положительные сальдо платежного баланса возникают случайно и в небольших объемах.
  • 2. Фиксированный валютный курс может поддерживаться определенной торговой политикой государства. Например, если спрос на фунты возрос до уровня Dj (см. рис. 38.4), государство может устранить дефицит платежного баланса AQ путем ограничения импорта и стимулирования экспорта. Импорт может быть сокращен введением в действие торговых барьеров. Это приведет к падению спроса российских покупателей на фунты до уровня D 2 вследствие удорожания английских товаров. Одновременно с этим льготные условия для экспортного сектора экономики обеспечат дополнительный приток фунтов и увеличат их предложение на валютном рынке до уровня S 2 . Равновесие на валютном рынке вновь установится в прежнем соотношении: 1 фунт = 10 руб.

Подобные меры торговой политики имеют серьезные недостатки. Они приводят к сокращению объемов мировой торговли, поскольку введение Россией контроля над торговыми и финансовыми потоками может провоцировать адекватные меры со стороны Великобритании и других стран. Победителей в подобных “торговых войнах”, как правило, не оказывается.

3. Государство может ввести жесткий валютный контроль и ограничить импорт пределами стоимости экспорта. Это достигается концентрацией всей иностранной валюты у государства с последующим распределением ее ограниченного запаса между российскими импортерами. Таким образом, российское правительство “формирует” искусственный спрос на английские фунты в форме кривой D, в то время как реальный спрос отображает линия Di (см. рис. 38.4). Государство лишь ограничило английский импорт тем количеством фунтов, которое удалось выручить от российского экспорта.

Недостатки жесткого валютного контроля более чем очевидны: наносится удар по сложившимся механизмам международной торговли, основанным на специализации производства. Возникают проблемы, связанные с дискриминацией отдельных импортеров, ущемляются права национальных потребителей, желающих приобретать не только отечественные, но и импортные товары. Наконец, создаются благоприятные условия для возникновения “теневого” валютного рынка.

4. Наиболее непопулярными методами обеспечения фиксированного валютного курса являются механизмы внутреннего макроэкономического регулирования, среди которых ведущая роль принадлежит налогово-бюджетным и денежно-кредитным регуляторам. Так, например, рост налоговых ставок и политика “дорогих денег” могут обеспечить приток английских фунтов в Россию и покрыть дефицит ее платежного баланса. Это произойдет под действием двух факторов: а) падения темпов экономического роста в России, что приведет к относительному уменьшению потребительских расходов, в том числе на импортные товары; б) роста процентных ставок и обусловленного этим притока английских капиталов в Россию при одновременном сокращении российских инвестиций за рубежом. Для Великобритании низкие цены на российские товары и высокие процентные ставки в России означают выгодность российского импорта и финансовых инвестиций в российскую экономику. В итоге возрастет предложение фунтов на российском межбанковском валютном рынке. Таким образом, падение спроса на фунты в России при одновременном росте их предложения приведет валютный рынок к исходному состоянию равновесия, которое может быть показано точкой пересечения кривых D 2 и S 2 (см. рис. 38.4).

Однако отмеченные меры поддержания фиксированного валютного курса могут стать мощными факторами макроэкономической нестабильности, вызвав спад производства и вынужденную безработицу. В связи с этим едва ли целесообразно стремиться оптимизировать платежный баланс в условиях фиксированного курса, жертвуя при этом общей макроэкономической стабильностью.

Нетрудно обнаружить, что плавающие и фиксированные курсы валют имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Система гибких валютных курсов не спасает экономических субъектов от риска, а хозяйственные национальные системы от нестабильности, однако она обеспечивает наиболее рациональное использование мировых запасов ограниченных ресурсов. Система фиксированных валютных курсов, напротив, спасает экономических субъектов разных стран от неопределенности и риска, но применение протекционистских и других непопулярных мер валютного регулирования может привести к существенному ограничению объемов международной торговли. Мировая практика валютных отношений имеет опыт использования как системы фиксированных, так и системы гибких валютных курсов. Причем ни одна из названных систем не применялась на практике в “чистом” виде. В действительности речь может идти скорее о сочетании отдельных их элементов.

Фиксированный валютный курс. При режиме фиксированного курса центральный банк устанавливает курс национальной валюты на определенном уровне по отношению к валюте какой-либо страны, к которой «привязана» валюта данной страны, к валютной корзине (обычно в нее входят валюты основных торгово-экономических партнеров) или к международной денежной единице.

Особенность фиксированного курса состоит в том, что он остается неизменным в течение более или менее продолжительного времени (нескольких лет или нескольких месяцев), т.е. не зависит от изменения спроса и предложения на валюту. Изменение фиксированного курса происходит в результате его официального пересмотра (девальвации – понижения или ревальвации – повышения). Режим фиксированного курса имеет следующие преимущества: -количественная определенность (способствует торговле и стимулированию потока капитала); -усиливает повышенное доверие к валютной финансовой политике, вызванное необходимостью приближения процентных ставок к ставкам экономики валюты зацепления, а также необходимостью контроля за ростом кредитования и правительственных расходов для предотвращения подрыва обменного курса инфляцией. -сдерживании инфляции.

Высокое доверие к валютно-финансовой политике смягчает инфляционные ожидания на рынке труда и финансовых рынках. Однако данный режим не лишен и недостатков.

Страна не способна противостоять определенным экономическим шокам в результате потери экспортных рынков и недостаточности валютных резервов для поддержки фиксируемого курса. Как правило, эти явления сопровождаются резким снижением внутренних цен, которые предопределяют спад производства и рост армии безработных. При установлении режима фиксированного курса возникает проблема в отношении уточнения количества валют, но в случае "зацепления за одну валюту" данная страна характеризуется следующим: - эта политика удобна для понимания всеми компаниями на всех финансовых рынках страны; - значительно сокращается возможность правительственного манипулирования курсами; - уменьшается риск обменного курса в торговле, поскольку операции, проведенные в одной валюте, благоприятны для крупного торгового партнера; - колебание курса одной валюты предопределяет колебание курса внутренней валюты по отношению ко всем функционирующим.

В отличие от этого политика фиксируемого курса с "зацеплением за корзину валют" характеризуется следующими параметрами: - иностранные инвесторы тяжелее воспринимают данную политику, предполагая, что власти манипулируют валютами, так как состав корзины валют широко не известен.

Как правило, в таких случаях иностранные партнеры предполагают возможность девальвации; - данная политика устраняет риск повышения стоимости единственной валюты, что наиболее благоприятно в отношении регулирования сделок о всеми торговыми партнерами страны.

Однако повышение стоимости валюты ведет к уменьшению экспорта, росту импорта и тем самым ухудшает платежный баланс страны. К другим преимуществам данного режима можно отнести то, что колебание курса валют значительно меньше, если все валюты корзины взвешены одинаково относительно своих зацепляемых обменных курсов. 2.2.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Теоретические основы валютного курса

Каждая страна требует при этом, чтобы на ее территории все расчеты осуществлялись только в денежных знаках этой страны и только ими иностранные.. Из-за этого международная торговля всегда требует решения проблем, связанных.. Валюта - это тоже деньги, но сфера ее действия нацелена на мировой рынок. Но понятие денег и валюты не тождественны..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Случайные статьи

Вверх