Налоговые реформы в истории россии.

Александр I вступил на престол в 1801 г. в результате дворцового переворота. В период его царствования Россия участвовала в ряде серьезных войн: 1805 г. – война в составе третьей антифранцузской коалиции, 1806–1812 гг. – война с Турцией, 1808– 1809 гг. – война со Швецией, 1812 г. – Отечественная война. Понятно, что все это требовало расходов, которые существенно превышали доходы бюджета. Основным источником покрытия дефицита стало печатание бумажных денег.

В связи с этим уже в самом начале царствования Александра I стали разрабатываться планы реформ в сфере государственных финансов. Проекты реформ составлялись в 1801 – 1804 гг. негласным комитетом, в который входили друзья императора – граф Кочубей, граф Строганов, князь Адам Чарторыйский, племянник известного елизаветинского вельможи Безбородко, князь Новосильцев.

В 1802 г. манифестом Александра I было создано Министерство финансов и определена его роль. В манифесте говорилось: "Должность Министра финансов имеет два главных предмета: управление казенными и государственными частями кои доставляют Правительству нужные доходы и генеральное всех доходов разсигнование по разным частям государственных расходов" . В дальнейшем члены Негласного комитета один за другим удалялись от императора. Их место занял Μ. М. Сперанский (1772–1839), который с 1809 по 1812 г. был ближайшим советником императора. Им была разработана программа финансовых преобразований, сформулированная в его труде "План финансов".

В этот период финансы Российской империи находились в крайне расстроенном состоянии, вследствие войн с Наполеоном и Турцией. По смете 1810 г. внешний долг составлял 100 млн руб. Выпущенных в обращение ассигнаций насчитывалось на сумму 577 млн руб. Смета доходов на 1810 г. предполагала сумму 127 млн руб., смета расходов требовала 193 млн руб. Дефицит составлял 66 млн руб., т.е. более половины всей суммы государственных доходов. Это положение и хотел изменить Μ. М. Сперанский, составив план широких финансовых реформ, который был основан на следующих принципах :

  • – совершенное прекращение выпуска новых ассигнаций и постепенное изъятие из обращения старых;
  • – увеличение всех налогов, как прямых, так и косвенных;
  • – снижение государственных расходов.

План Сперанского в сфере денежного обращения, кредита и бюджета содержал следующие предложения:

  • 1) придать государственному бюджету законодательный характер;
  • 2) устранить бюджетный дефицит;
  • 3) отменить подушные подати и заменить их подоходным налогом;
  • 4) обложить налогами лиц, пользующихся домашней прислугой;
  • 5) взимать пошлины с владельцев тягловой силы;
  • 6) от винных откупов перейти к акцизам;
  • 7) создать центральный банк;
  • 8) выпустить кредитные деньги и организовать кредитные операции в целях развития промышленности, торговли и сельского хозяйства.

В сфере государственных расходов он сформулировал принцип, актуальный и в настоящее время: "Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода" .

По мнению Сперанского, расходы должны разделяться :

  • – "по ведомствам;
  • – по степени нужды в них – необходимые, без коих внутренняя и внешняя безопасность существовать не могут; полезные – кои принадлежат к гражданскому усовершенствованию; избыточные – кои принадлежат к некоторой роскоши и великолепию государства; излишние и бесполезные – кои употребляются на предметы для правительства посторонние;
  • – по пространству – общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;
  • – по предметному назначению – обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;
  • – по степени постоянства – стабильные и меняющиеся издержки".

Реализация плана Сперанского была начата законами от 2 февраля 1810 г. и от 11 февраля 1812 г., в соответствии с которыми налоги были увеличены более чем в два раза, а также введен ряд новых налогов. Подушная подать была повышена с 1 руб. до 3 руб. Оброчная подать в 1812 г. в сравнении с 1798 г. была увеличена более чем в два раза и составила 10 руб. с души в губерниях 1-го класса, 9 руб. – 2-го класса, 8 руб. – 3-го класса, 7,5 руб. – 4-го класса. Цена пуда соли с 40 кои. была доведена за счет роста акциза до 1 руб. Был введен новый, небывалый прежде налог – "подоходный прогрессивный". Им был обложен доход помещиков с их земель. Низшая ставка налога устанавливалась с доходов свыше 500 руб. в год и составляла 1%. По высшей ставке (10%) налог взимался с помещичьих имений, дававших более 18 тыс. руб. дохода в год.

В 1810 г. Манифестом императора был образован Государственный совет из 35 членов, назначаемых государем. Государственным секретарем совета был назначен Μ. М. Сперанский. Вслед за Государственным советом по плану Сперанского были преобразованы и министерства, учрежденные манифестом 8 сентября 1802 г. По новому порядку упразднялось министерство коммерции, дела которого распределялись между министерством финансов и министерством внутренних дел, было создано новое министерство полиции, которому были переданы дела по внутренней безопасности из министерства внутренних дел.

Указом от 25 июня 1811 г. "Общее учреждение министерств" управление финансами было разделено между тремя ведомствами: министерство финансов занималось всеми источниками доходов, вновь созданное особое ведомство "Главное управление ревизий государственных счетов" занималось ревизией всех доходов и расходов, а государственное казначейство ведало всеми расходами. Через 10 лет государственное казначейство было включено в состав министерства финансов на правах департамента.

По разным причинам Сперанский был уволен от должности, едва только начали вводиться преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812 г., был сослан в Нижний Новгород, напутствуемый самой искренней бранью со стороны высшего общества и ожесточенной озлобленностью со стороны народа. Главной причиной этого недовольства было увеличение налогов.

В первые годы правления Александра I были внесены изменения в систему гильдейских сборов. В 1807 г. размеры объявляемых капиталов, установленных для отнесения купцов к той или иной гильдии, были существенно увеличены. Так, для купцов первой гильдии размер объявляемого капитала был установлен в размере 50 тыс. руб. (вместо 10 тыс. руб. ранее), для купцов второй гильдии – от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ранее 5–10 тыс. руб.), для купцов третьей гильдии – 8 тыс. руб. (ранее 1–5 тыс. руб.). При этом пропорциональная ставка (1%) была заменена прогрессивной шкалой: купцы первой гильдии уплачивали 4% от объявленного капитала, купцы второй гильдии – 3%, купцы третьей гильдии – 2,5%.

Вследствие злоупотреблений откупщиков и увеличения пьянства в 1805 г. был учрежден Комитет для изыскания мер к "ограничению размножения кабаков" при сохранении питейного дохода в прежней величине, составлявшей в то время 12 млн руб. (почти четверть всех государственных доходов). Комитет разработал новые откупные условия на 1807–1811 гг. С 1811 г. цена на вино была увеличена с 4 до 6 руб. Мерой было ведро. Война 1812 г. и связанное с ней разорение страны, увеличение податей и повинностей привели к уменьшению потребления питой и увеличению недоимок у откупщиков.

В 1817 г. был издан новый устав о питейном сборе, установивший казенную продажу вина через казенные палаты и уездные управления. Был установлен акцизный сбор с водки, пива и меда. Система государственной монополии просуществовала до 1827 г. В 1820 г. питейный доход составил 77,5 млн руб. .

В 1824 г. была введена кибиточная подать с кочевых народов в виде государственной подати или местного сбора, поступающего в губернские бюджеты. Единицей обложения служила кибитка, повозка и т.п.

В начале царствования Александра I были отменены пошлины с наследств, как акт благоволения к дворянству, и восстановлены отмененные императором Павлом I жалованные сословные грамоты. В 1808 г. пошлины с наследств были восстановлены в размере 6%, но исключительно при переходе имущества к дальним родственникам, помимо ближайших. Попытки ввести налог со всех наследств пересекались вплоть до 1882 г., как мера, несовместная с интересами дворянства.

В целом в период царствования Александра I налоговая политика была направлена на интересы дворянства. В частности, по требованию помещиков после завершения Отечественной войны 1812 г. был отменен подоходный прогрессивный налог с доходов помещиков, введенный по инициативе Μ. М. Сперанского.

С 1990 г. в РФ началась масштабная налоговая реформа. На рассмотрение в апреле был вынесен законопроект о сборах с граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства. В июне обсуждался нормативный акт по вопросам обязательных отчислений в бюджет предприятий, организаций и объединений.

Налоги и налоговые реформы в России: нормативная база

Ключевые положения действующей сегодня программы по сбору обязательных платежей в бюджет были утверждены в конце 1991-го. Тогда был принят главный закон, регламентирующий эту сферу. В нормативном акте были установлены налоги, пошлины, сборы и прочие отчисления, определены субъекты, их обязанности и права. Кроме этого, были приняты и другие законы по конкретным налогам, вступившие в действие с января 1992-го. Основные налоговые реформы, таким образом, прошли в начале последнего десятилетия прошлого века.

Структура

Реформа налоговой системы прошла при принятии более чем 20 нормативных актов. 21-го ноября 1992 года по указу президента был сформирован контролирующий самостоятельный орган - ФНС. На эту службу возлагались ключевые функции по разработке и последующей реализации налоговой политики страны. Законодательством было определено 4 группы сборов:

  1. Общегосударственные. Они устанавливались на федеральном уровне.
  2. Местные. Они определялись территориальными структурами власти, согласно законодательным актам субъектов.
  3. Республиканские сборы, налоги административных и национально-государственных образований. Они устанавливались по решению госорганов и законами соответствующих регионов.
  4. Общеобязательные республиканские и местные сборы и налоги.

Состав отчислений периодически изменялся в соответствии с решениями госорганов.

Первые проблемы

Проведенная в достаточно экстремальных условиях, налоговая реформа в России не смогла обеспечить создание идеального финансового института. По ходу последующих рыночных преобразований его изъяны становились все более заметными. В итоге стала существенно замедлять рост экономики страны. Ключевой проблемой в то время выступал дефицит бюджета. Он был обусловлен незначительными объемами поступлений в казну на фоне значительных расходных обязательств.

Изменения

К 1997 году в стране было установлено более 40 видов сборов и налогов, которые уплачивали организации и граждане. К этому моменту была сформирована трехуровневая структура. Она включала:


Второй этап

Новая налоговая реформа началась в 1999 году. Она ознаменовалась вступлением в силу первой части НК. Следует сказать, что Кодекс обсуждался достаточно долго. В общей части устанавливались обязанности и права субъектов, регламентировался процесс выполнения обязательств перед бюджетом, определялись правила контроля, ответственность за нарушения Кроме этого, были введены важнейшие инструменты института. Таким образом, в Кодексе были отражены основные аспекты налоговых реформ. Для обеспечения введения законодательства в действие было разработано и согласовано больше 40 нормативных документов. Важнейшим результатом того периода стало утверждение форм деклараций и инструкций по их составлению. Стоит, однако, отметить, что пока документ проходил через Думу, он утратил множество новаторских предложений. При этом механизмы и правила оказались в действительности далеко не безупречными. В этой связи в течение последних нескольких лет в НК было введено множество поправок.

Преобразования с 2000 года

С началом 21 века Правительством было предпринято несколько решительных шагов по изменению сложившейся ситуации в финансовом секторе страны. Были выработаны приоритетные направления налоговых реформ на среднесрочную перспективу (до 2004 года). В первую очередь предполагалось:

  1. Снижение избыточной нагрузки на субъектов, вследствие которой формировались предпосылки для уклонения от уплаты обязательных сумм.
  2. Ослабление фискального контроля государства в пользу стимулирующих функций системы налогов.
  3. Обеспечение равномерного распределения нагрузки на плательщиков.
  4. Сокращение числа и изменение направленности установленных налоговых льгот.

В рамках правительство ориентировалось на перераспределение поступлений в пользу федерального бюджета относительно региональных.

Цели налоговой реформы

Они заключаются не в том, чтобы собрать как можно больше платежей для решения бюджетного кризиса. Ключевой задачей сегодня выступает снижение уровня изъятий по мере уменьшения государственных обязательств. Налоговые реформы ориентированы на установление справедливого порядка взимания платежей с субъектов, действующих в различных экономических условиях. Утвержденные программы предполагают повышение уровня нейтральности. Налоги не должны существенно влиять на относительные цены, процессы создания накоплений и так далее. В результате должны снизиться издержки по исполнению законодательства не только для государства, но и для самих плательщиков.

Последующие преобразования

Для реализации указанных выше задач налоговые реформы в стране были продолжены. В частности, с января 2001 года было введено 4 главы второй части НК:

Последующие налоговые реформы на 2005 год предполагали:

  1. Снижение нагрузки на ФОТ. Это планировалось достичь за счет снижения ставки ЕСН. Предполагалось, что для доходов до 300 тыс. руб. она будет уменьшена до 26 %, от 300 до 600 - до 10 %, свыше 600 - до 2 %.
  2. Изменение режима начисления НДС. Предусматривалось, что ставка будет снижена до 16 %. Кроме этого, налоговые реформы предполагали пересмотр возврата сбора экспортерам. Кроме этого, активно обсуждалась возможность предоставления плательщикам электронных счетов-фактур.
  3. Изменение налогов на имущество. Предполагалось заменить существовавшие сборы на отчисления с недвижимости. Такая практика была, в частности, введена в Тверской области.
  4. Установление льготного режима для предприятий, работающих в пределах особых экономических территорий. Этим должна была обеспечиваться инновационная и инвестиционная деятельность.

Процессы взимания и контроля

Налоговые реформы ориентированы на гибкость и прозрачность, упрощение и уменьшение объема документооборота. Реализация поставленных задач предусматривает снижение нагрузки не только в фискальной, но и административной части. В частности, речь об уменьшении расходов плательщика по исполнению законодательства. Как показала практика, снижение фискальной нагрузки по некоторым налогам прошло вместе с одновременным увеличением административного давления. В частности, вырос объем финансовой отчетности, усложнился учет деятельности плательщика, усилился контроль госорганов. В этой связи были предприняты шаги по:

Заключение

Результаты реформирования системы налогов и сборов в целом оцениваются как положительные. В период по 2003 гг. доля нагрузки от ВВП постепенно снижалась с 34 % до 31 %. В результате проведенных мероприятий отмечается значительное изменение структуры поступлений. В первую очередь существенно увеличилась доля отчислений, связанных с использованием недр. Вместе с этим сократились поступления с прибыли предприятий, а НДФЛ повысился практически в полтора раза. Отмечается высокая доля сборов, предназначенных на социальное, медицинское и пенсионное обеспечение. Их уровень находится в пределах 25 %.

Княгиня Ольга была первой в истории Руси правительницей, принявшей христианство. Этой мудрой и мужественной женщине пришлось взять бразды правления после того как ее мужа, князя Игоря, убили, а сын Святослав был слишком мал, чтобы управлять. Годы правления, при которых произошло множество событий, в том числе и налоговая пришлись на период с 945 по 962 гг.

Месть Ольги

Княгиня славилась не только красотой и решительностью, но и умом, и мудростью. Жестоко расправившись с убийцами мужа, она стала заниматься политическими вопросами, управлять дружинниками, жалобщиками, а также принимать послов и выполнять иные обязанности правителя.

Супруг княгини Ольги, князь Игорь, был убит древлянами после того как потребовал повторный налог с одного дома. управляющий древлянами, желал захватить Киевскую Русь, женившись на княгине Ольги. Однако хитроумный план мудрой правительницы одним махом перечеркнул все его намерения.

Княгиня удалось трижды убить древлянских послов, а затем, воодушевившись победой, она собрала войско и пошла на врага. Однако город Коростень ей не удалось сразу осадить. Тогда княгиня Ольга велела от каждого дома принести ей налог в виде трех голубей и трех воробьев. Прицепив к каждой птице по труту и подпалив его, она отпустила пернатых, которые, почувствовав свободу, полетели к родному гнезду. Горящие птицы помогли сжечь деревянные дома, и крепость была взята.

Следующее действие Ольги — налоговая реформа. Она захотела упорядочить систему дани, из-за которой погиб муж княгини, и вместо «полюдья» ввела «уроки», то есть фиксированную подать, которую должны были платить с поделенной области земли.

Реформа княгини включала в себя определенный размер дани и четкий срок оплаты. В отличие от «полюдья» данный вид подати был более цивилизованным видом налогообложения.

Ольги проводилась раз в году, причем сама дань представляла из себя продукты, меха и рукотворные изделия.

Погосты

Однако это было только начало. Княгиня ввела такое понятие как погосты. Данные нововведения представляли из себя небольшие центры, подчиняющиеся княжеской власти. Теперь каждый центр правления был обязан принимать дань. В дальнейшем на погостах проводили торговлю.

Получается, что проводившая уже больше года налоговую реформу княгиня Ольга предусмотрительно создала территориальные подразделения, которые находились под властью местного князя. Таким образом управление оказалось у нее под контролем, так как князь всегда мог дать отпор любому недовольному политикой правительницы.

Спустя два века погосты превратились в административный округ.

Полюдья

Что же представляли собой полюдья? До правления мудрой Ольги великие князья осуществляли сбор дани с помощью ежегодного объезда, который проходил зимой. По сути, это был грабеж, так как власть имущие могли с одного двора дважды собрать налог, что вызывало недовольство и возмущение плательщиков.

Налоговая реформа Ольги давала возможность людям, принесшим дань, получить специальную княжескую печать. Это означало, что с них уже не могли повторно взимать налог. Данная реформа помогла мудрой княгини выявить неугодных ей подчиненных. Большинство местных князей потеряли свою власть, так как не выполняли условия правительницы, а их земли утратили былую независимость. И хотя налоговая реформа Ольги не получила широкой огласки, для Древней Руси она имела огромное значение.

Сборщики налогов или тиуны

Начальниками на погостах княгиня Ольга назначила сборщиков налогов или тиунов, которых еще долго называли «скотниками», так как брали дань натурой. Постепенно налоговая реформа Ольги год от года совершенствовалась. В итоге развились товарно-денежные отношения.

Вместо скота дань уже стали брать особой формой, напоминающей металлические деньги.

Итог правления княгини Ольги

Помимо того, что княгиня Ольга как правитель первой приняла христианство и была возведена в сан святых, она своими реформами облегчила жизнь народа, сконцентрировала власть в Киеве, государство поделила на отдельные административные центры, ввела порядок в налогообложении. Теперь налог имел фиксированный размер, все знали о сроках платежа, причем строго запрещалось взимать дань с тех лиц, которые выполнили свой долг.

Всем известно, что внук княгини Ольги стал первым князем, крестившим весь народ. Спустя годы народ в эпосах и сказаниях воспоет не только образ жизни княгини Ольги, но и ее реформы, способствующие укреплению Киевской Руси.

Возникновение, развитие и трансформация идеологии фашизма

1.1 Причины возникновения идеологии фашизма

Возникновение фашистской идеологии в Италии и Германии первой половины ХХ в. имеет ряд общих оснований, которые обусловили становление тоталитарных режимов в этих странах на базе разработанной их идеологами фашистской доктрины…

География городов Древнерусского государства

2. Причины возникновения городов Киевской Руси

О причинах появления городов было создано немало теорий. Наиболее известная теория о происхождении русских городов принадлежит В.О. Ключевскому…

Движение афроамериканцев в США за гражданские права во второй половине XX века

1.1 Причины возникновения движения афроамериканцев в США

Нынешние национальные проблемы США своими корнями уходят в прошлое страны. Они обусловлены особенностями исторического развития США, формирования американской нации…

История Великого Новгорода

1.1 История и причины возникновения Великого Новгорода

Северно-Западная Русь, где были расположены Новгородская и Псковская земли, развивалась своеобразно. Псков первоначально входил в состав Новгородской земли (1136-1478гг.) и только в 1348г. добился независимости…

Национальный вопрос в современной России. Вторая чеченская война

1. Причины возникновения межнациональных конфликтов

Как уже было сказано выше, кроме нелегальных мигрантов, со скинхедами сталкиваются и представители других социальных кругов — различных диаспор, проживающие в Москве и других крупных городах России. Проблема национальных диаспор является…

Образ городов средневековой Руси

1.1 Причины возникновения городов

Следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VII в., было возникновение древнейших торговых городов на Руси. «Повесть временных лет» о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Любеч, Чернигов, Новгород…

Особенности развития фашизма в Италии и его влияние на социально-экономическую и политическую сферы страны (1920-1940 гг.)

1.1 Предпосылки и причины возникновения фашизма в Италии

В Италии фашистский режим установился раньше всего. Как политическое движение итальянский фашизм оформился в марте 1919 г., но его исторические корни надо искать в первой мировой войне. В ноябре 1918 г…

Особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе

1.1 Причины возникновения цехов

Средневековые цехи — «объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей». Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества…

Политика военного коммунизма в аграрной области

1. Причины возникновения «военного коммунизма».

«Военный коммунизм» — это система временных, чрезвычайных, вынужденных гражданской войной и военной интервенцией мер, в сумме определивших своеобразие экономической политики Советского государства в 1918-1921 г.г…

Реформы Петра I

1. Причины реформ. Сторонники и противники реформ.

Основной отраслью экономики России начала 18 века оставалось сельское хозяйство, где продолжала господствовать 3-х польная система земледелия. Главными земледельческими культурами были: рожь, овес, а основными орудиями производства — соха…

Следы язычества в современных выражениях и поговорках

1. Причины возникновения язычества

На Руси до прихода и утверждения христианства не было какой-то одной единой религии, и верования разных племен и народностей, населявших северо-восточную Русь, были различны во многом…

Смута в истории России

2. Причины возникновения самозванчества. Лжедмитрий I

Самозванство сыграло заметную роль в русской истории XVII — XVIII вв. Начало его связано с появлением на исторической арене Лжедмитрия I. В Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием…

Смутное время и его последствия для Руси

1. Причины возникновения смуты на Руси

На рубеже 16 и 17 вв. Московское государство переживало тяжелый политический и социально-экономический кризис, который особенно отразился на положении центральных областей государства. «Смутное время — есть экономический, социальный кризис…

Стиляги – советская молодежная субкультура второй половины 1940-х годов

1.1 Причины возникновения субкультуры

Появляться субкультура стиляг начала сразу после Великой Отечественной войны. Тогда в СССР появились, привезенные с побеждённой территории, трофейные товары и одежда, а на экранах появились западные фильмы…

Эпоха Петра Великого и значение его реформ. Реформы Александра Второго. Гражданская война в России

3. Гражданская война в России: причины, характер, последствия. Причины возникновения, характер гражданской войны в России

Гражданские войны известны в истории с древнейших времен. На бытовом уровне гражданская война — это война между гражданами одного государства. Гражданская война — это, обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими и др…

Предпосылки финансовой реформы Петра 1

Как известно, государство нуждается в деньгах для развития, а также для защиты от внутренних и внешних угроз. Не стал исключением и Петр 1. Основными причинами финансовых реформ для Петра 1 стали:

  • создание в кратчайшие сроки регулярной армии и флота,
  • модернизация государства.

Правившие до него цари использовали подворное налогообложение, а это не удовлетворяло финансовым запросам Петра 1, поэтому в казне стали появляться недоимки или, по-просту говоря, — дыры.

Все это сподвигло его на проведение финансовых реформ, хотя в первые годы они были не совсем удачные.

Денежная реформа Петра 1

Уже в 1703-1706 годах стали часто появляться недоимки из-за Ратушей — эти недоимки могли дорого стоить, так как подрывали безопасность страны. Нет денег — нет армии и флота.

Для того чтобы исправить положение дел, Петр Первый велел начать перечеканку денег.

В то время неплохой доход страна получала от продажи товаров за границу.

Реформы Петра I (Таблица по истории России)

Но просто перечеканивать монеты было не выгодно. Чтобы как то решить это Петр 1 ввел новые монеты.

Раньше копейка не было основной денежной единицей и равнялась 2 деньгам. После чеканки новых монет копейка являлась основной денежной единицей.

Правда, при чеканке новых монет Петр 1 не раз снижал вес и пробу этих монет, а это в свою очередь вызвало рост подделок.

Эта мера по перечеканке монет действительно помогла на первых этапах, но имела ужасные последствия в будущем — русская монета обесценилась, цены поднялись практически на 100 процентов.

Расходы страны продолжали увеличиваться, а доходы не стремились подниматься.

Чтобы содрать с населения побольше денег Петр 1 обложил налогом почти всю хозяйственную деятельность.

Он ввел до 30 разных налогов для населения, основные из них:

  • налог на рыболовство,
  • налог на ношение бороды для старообрядцев,
  • даже дубовые колоды, которые использовались в изготовление гробов, так как знал, что народу мрет много и постоянно, соответственно доход приличный,
  • еще много других налогов, которые усложняли и так не легкую жизнь населения.

В 1705 году проходило переустройство армии и флота, а это значит, что расходы на переформирование армии и флота выросли.

Только введением новых налогов и перечеканкой монет эти расходы не покрыть, поэтому Петр 1 решил монополизировать торговлю частью товарами.

Обретая единственные права на торговлю определенным товаром Петр 1 обеспечил неплохой финансовый приток в казну, а это было крайне необходимо в виду проведения военных реформ.

Также были созданы должности специальных агентов, которые продавали определенный казенный товар в крупных европейских городах.

Так как все принятые меры все равно не давали должного результата, то Петр 1 опять не пренебрег использовать перечеканку монет.

Так с 1711 года он приказал запретить чеканить мелкую серебряную монету, а заменить ее медной.

Через несколько лет эта мера привела практически к полному выходу мелких серебряных монет.

Если раньше при попытке замены серебра медью это заканчивалось бунтом (Медные бунты), то теперь, имея сильную власть, население было более сдержанно при проведение денежной реформы Петром 1.

Подушная подать

Петра 1 не на шутку волновали вопросы уменьшения населения страны.

Но как оказалось на самом деле, причина не была столь серьезной. Чтобы избежать налогообложения население старалось всячески укрыться от уплат налогов. Так обычный крестьянин мог убежать и скрыться от переписи, а помещики существенно занижали количество трудоспособных налогоплательщиков.

Чтобы найти более эффективный способ пополнения казны Петр 1 пришел к коренным изменениям в налоговой системе.

Раньше налог брался с двора, а это ущемляло те дворы, где работоспособных людей было меньше. Например, налог был одинаков для двора с 30 и 10 людьми соответственно. Для этого некоторые хитрые помещики специально огораживали одной плетью несколько дворов и делали одни общие ворота, и при подсчете это считалось за 1 двор.

При введении подушной подати налог взимался с мужского населения любого возраста, кроме духовенства, солдат и дворян.

Сумма налога зависела от количества платежного населения и от суммы нужд армии и флота. Обычно эта сумма делилась на количество налогоплательщиков после последней переписи.

Введение подушной подати значительно увеличила доход государства от налогов по сравнению с подворной податью.

Большую часть времени правления Петра I Россия воевала. Военные расходы становились все больше, а государева казна все пустее. Такая ситуация требовала от Петра I и его соратников решительных действий, которые были бы способны восполнить образовавшиеся в бюджете страны бреши.

Система налогообложения населения при Петре I несколько раз менялась. Петр I проводил налоговую реформу исходя из положения дел в стране.

Налоговая реформа Петра I подразумевала под собой увеличение как прямых, так и косвенных налогов.

Прямыми налогами являлись: рекрутский, корабельный, налог на бороду, на дубовые гробы, на государственные бумаги, и другие. Расширилось число и косвенных налогов: рыбные, медные, медовые, конские, банные. К 1724 году, в России насчитывалось около 40 различных налогов. В 1718 году государство заинтересовалось в увеличение налоговых сборов.

Реформы Петра I. Цели реформ Петра I

Для этого была проведена перепись населения.

Перепись населения предоставляла право изымать налог, не с крестьянского двора, а с каждой мужской души от младенцев до стариков. Такая условно счетная единица заносилась в «Ревизские сказки», которые обновлялись только через несколько лет.

Закончились налоговые реформы Петра I с введения подушной подати. После «ревизской переписи» множество различных налогов было заменено подушной податью. Подушная подать с помещичьего крестьянина составляла 74 копейки в год, а с посадского 1рубль 14 копеек. Прошедшая перепись поставила вне закона вольных крестьян и не состоящих на службе. Сильно ужесточилось наказание за сокрытие беглых крестьян.

С введением подушной подати налоговое бремя для населения выросло в три раза, это приводило к разорению и массовому бегству крестьян.

Налоговая реформа Петра I была требованием военного времени, России очень были нужны выходы к незамерзающим морям для развития внешнеполитических связей. Однако такая налоговая реформа, отражалась на благосостоянии населения России.

Статьи по теме:

Введение

1. Причины возникновения реформ

2. Налоговая реформа Петра I

2.1 Реформа косвенных налогов

2.2 Реформа прямых налогов

2.3 Реформа финансового аппарата

3. Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался.

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.

Страна не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю.

Не имела Россия также и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения.

Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Он не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.

К этой теме я обратилась, потому что период петровского правления оказал огромное значение на последующую историю России.

Петровская эпоха важна и актуальна для истории нашего государства, потому что то, что сделано в прошлом прямо влияет на будущее. История нашей страны и до Петра Великого и после него, знала немало реформ, однако, главным отличием петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер и охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, которые касались лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

Естественно коренное переустройство влечет за собой как положительные стороны, так и противоречия.

Цель моей работы - изучение налоговой реформы в период царствования Петра I в XVIIIв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1. Выявить причины возникновения реформ Петра I; 2. Раскрыть основное содержание налоговой реформы; 3.

Определить значение налоговой реформы Петра I для России. Также следует показать, как изменилась страна в своем политическом и экономическом облике.

1. Причины возникновения реформ

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Основной причиной служило то, что после хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил почти 3 млн.

рублей (см. табл.1), экономический рост страны существенно замедлился.

Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.

Из таблицы мы видим, что за 20 лет государственный доход удвоился. По отдельным статьям, абсолютное увеличение особенно значительно по рубрикам монетной операции (752 тыс.). Сравнивая же относительные цифры, мы заметим, что главный тон всему изменению дает эксплуатация легальных прав, развитие этой рубрики понижает относительное значение всех остальных, несмотря на то, что абсолютные цифры по всем рубрикам значительно увеличиваются.

Однако, многолетняя Северная война, строительство кораблей, подорвали финансовое положение российского государства.

Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы 500 тыс.

рублей. Поэтому постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна.

Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности — ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам.

Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды.

Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала.

Таким образом, реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежной системы, а также в сфере налогообложения.

2.

Налоговая реформа Петра I

2.1 Реформа косвенных налогов

Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки.

Таблица “Реформы Петра 1”

Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну.

Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.

Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д.

Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму – почти 80 тыс. руб.

Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г.

вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно.

Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян — налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.

Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых.

Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кемеровский государственный университет

Экономический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория и история налогообложения

на тему: Налоговые реформы

Кемерово 2005

Введение

1. Налоговые реформы. Цель налоговой реформы

2. Налоговые поправки

3. Виды налоговых реформ

4. Особенности налоговых преобразований в развивающихся странах

5. Налоговые реформы в странах с переходной экономикой

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие «налоговые реформы» занимает очень важное место в курсе налогообложения. В него входят такие вопросы как сущность, виды, особенности и цель налоговой реформы. В общем, все то, из чего и состоит налоговая реформа. Сущность раскрывает сам смысл налоговой реформы, дает понятие основных, самых распространенных и общепринятых видов налоговых реформ. Показывает особенности налоговых преобразований в развивающихся странах. Цель налоговой реформы необходима для того, чтобы показать, а зачем вообще нужно такое понятие как налоговая реформа, где она используется и для чего нужна в налогообложении, в обществе, жизни людей. В принципе эта тема достаточно изучена в налогообложении. Как об очень важной, о ней уже очень много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, нет ни одной науки, которая ответила бы полностью на все вопросы и налогообложение не исключение.

Налоги и все с ними связанное входят в нашу жизнь с давних времен.

Аналогия всех когда-либо существовавших форм бытия категории «налог»: видов налогов и налоговых групп, способов их исчисления и сбора, налоговых льгот и мер наказания за неисполнение налоговых обязательств – позволяет составить мировую и отечественную «родословную» налогообложения. Методологическая основа становления и развития налоговедения заложена наукой о финансах. Исторически налоги, как практические формы привлечения ресурсов в государственное пользование, связывают с появлением государства и выполнением им экономических и других функций. С тех пор изменяется, причем существенно, лишь соотношение сумм отдельных видов государственных расходов в бюджетах разных государств, а также продуктивное или не продуктивное их использование.

Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании. Об этом свидетельствуют и первые реформы, обращенные на решение задач максимизации государственных доходов.

Цель написания данной контрольной работы – это дать представление о налоговых реформах, их видах, особенностях в развивающихся и странах с переходной экономикой, целях налоговой реформы.

1. Раскрыть суть понятия «налоговая реформа».

2. Охарактеризовать налоговые поправки.

3. Показать наиболее распространенные виды налоговых реформ.

4. Рассказать об особенностях налоговых преобразований в развивающихся странах.

5. Дать понятие о налоговых реформах в странах с переходной экономикой.

1. Налоговые реформы. Цель налоговой реформы

Первые реформы появились в Древнем мире. Были обязательные платежи, которые, в принципе, напоминают ныне существующие налоги в их современном понимании. Первые реформы были обращены на решение задач максимизации государственных доходов.

Первой налоговой реформой была реформа императора Рима Октавиана Августа (63 г. до н. э. – ХIV в. н. э.).

Ошибочно предполагать, что, взяв либеральную модель рынка, можно без преобразований отношений собственности, без формирования рыночного правосознания граждан, без навыков рыночного менеджмента, без создания демократической системы управления государством превратить страну в процветающую державу. Необходимы длительные и последовательные реформации, осторожное проведение экспериментов, оценка их результатов и своевременная коррекции появляющихся негативных последствий. Эти результаты в свою очередь определяет политический выбор страны. Следовательно, не модели преобразований определяют их успехи, а то, на каком политическом, экономическом фундаменте и каким конкретно правительством они реализуются.

Налоговая реформа – это реформа в системе налогообложения, отмена старых, принятие новых, видоизменение уже существующих налогов. Причем в первую очередь, конечно, государство преследует цель пополнения бюджета, чтобы не было его дефицита. В разных странах, с разным историческим развитием, разным укладом экономической системы соответственно цели налоговой реформы отличаются. Каждое государство преследует свою цель, но при этом, налогообложение реформируется не в интересах какого-либо отдельного государства, а с учетом экономических интересов всех стран – участников того или иного международного объединения.

Последние года реформы налогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международных объединений, осуществляются с целью привести национальное налоговое законодательство в соответствии с некими общими требованиями.

Ее основная цель – устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

Если взять для примера, бывший СССР, то в 1930 г. основным законодательным актом – постановлением ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» (Сборник законов СССР, 1930, № 46, ст. 476) – были проведены кардинальные преобразования состава и структуры платежей, поступающих в государственное пользование. В 1931 г. принимается еще несколько постановлений, корректирующих ход налоговой реформы 1 . В 1931 г. налог с оборота и отчисления от прибыли стали основными платежами в бюджет.

Основной вывод, который следует из смысла налоговых преобразований 30-х гг., - это трансформационный крен налогов к их неналоговым формам. Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.

14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» - первый унифицированный нормативный акт, регулирующий многие налоговые правоотношения в стране.

В декабре 1991 г. проводится широкомасштабная налоговая реформа, принимаются Законы «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц». Эти системообразующие законодательные акты составили фундамент налоговой системы России.

Основными задачами налоговой реформы в недавнем прошлом в перспективе (2000-2001 гг.) в РФ являлись: существенное снижение налогового администрирования.

Снижение налогового бремени должно было быть достигнуто, прежде всего, за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота с изменений в правилах расчета базы налогообложения прибыли.

Упрощение налоговой системы предусматривалось посредством установления закрытого списка налогов и сборов, единой ставки подоходного налога, введения единого социального налога и отмены значительного числа второстепенных налогов.

Улучшение налогового администрирования должно было быть основано на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном повышении ответственности «недобросовестных» налогоплательщиков, создании и развитии единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий.

В других странах, например, цели налоговой реформы помимо всего прочего, преследуют стимулирование частных предприятий. За счет этого развивается рыночная экономика. Посредством налоговых льгот и аналогичных фискальных поощрений происходит стимулирование малого бизнеса. Помимо этого, таким образом, увеличивается приток ресурсов частных иностранных инвесторов, а реформы проводятся с целью заинтересовать их в размещении своих предприятий в другой стране.

Еще целью налоговой реформы является мобилизация ресурсов для финансирования государственных расходов. Эта цель более важная, какая бы политическая или экономическая идеология не преобладала в слаборазвитой стране, ее экономические и социальные программы зависят главным образом от способности правительства генерировать достаточное количество доходов для финансирования программ расширения необходимых, но не приносящих доходов общественных услуг (здравоохранение, образование, транспорт, средства связи и другие элементы экономической и социальной инфраструктуры).

Но, как уже было сказано выше, государства в преследовании целей налоговой реформы не должны забывать о соглашении – устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

2. Налоговые поправки

Сегодня среди экономистов нет единой точки зрения по поводу того, какое число налогов является оптимальным и каким должен быть рациональный размер совокупной налоговой нагрузки. Однако все экономисты согласны с тем, что налоги, с одной стороны, должны наполнять бюджет, а с другой – не препятствовать развитию бизнеса 1 .

В настоящее время проделана большая работа по разработке методики определения значений базовой доходности для отдельных видов бизнеса, размеров и числа коэффициентов для ее корректировки. Также устанавливаются особые льготы (Например, республика Коми).

Налоговые поправки вносятся на уже существующие налоги, они видоизменяются, ставка налога становятся либо больше, либо меньше. Индексируются ставки акцизов на некоторые виды продукции, может расширяться перечень подакцизной продукции.

Могут вноситься налоговые поправки на прямые и косвенные налоги, это зависит от политики государства. Решение о налоговых поправках принимает правительство страны. Соответственно изменения вносятся в федеральные законы. Какие-то налоги могут включить в себя другие, изменив количество налогов, но не их сумму обложения.

Например, в 1931 г. в СССР налог с оборота вобрал в себя: акцизы, промысловый налог, лесной доход, страховые и др. платежи, ранее уплачиваемые предприятиями. Отчисления от прибыли предприятия также стали включать – подоходный налог, платежи в векселей и др.

Налоговая реформа не затронула колхозов, продолжавших платить сельскохозяйственный налог. Но с этого года к ним стал применяться пропорциональный метод обложения, который действовал при взимании налогов с кооперации.

Дальнейшая трансформация налогов была связана с Великой Отечественной войной. В 1941 г. был введен военный налог (отменен в 1946 г.).

В том же году был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, для поддержки одиноких матерей (просуществовал до 90-х гг.) Налог с оборота был в то время основным платежом в бюджет (41% от суммы всех доходов бюджета в 1954 г.) 1 .

К 1985 г. сформировался единый фонд развития науки и техники (ЕФРНТ) и появились соответствующие изменения в системе формирования доходов бюджета.

Налоговая система, сформированная к началу 70-х гг., явилась прототипом налоговой системы образца 1991 г.

Конец 80-х гг. можно назвать периодом возрождения налоговой системы. Повышается ставка налога на кооперативы.

Случайные статьи

Вверх