Эмиссия и ее виды. Эмиссия добавить свою цену в базу комментарий

Эмиссия в широком смысле слова связана с выпуском в обращение денег, ценных бумаг, платежно-расчетных документов, пластиковых карточек и т. д. Фактически денежная эмиссия представляет собой выпуск в обращение денег во всех их формах, она может быть бюджетной (казначейской) и кредитной (банковской).

Бюджетная эмиссия связана с выпуском в обращение (обычно казначейством) казначейских билетов и государственных ценных бумаг для финансирования дефицита государственного бюджета. Казначейские билеты и обязательства государства обычно ничем не обеспечены и поэтому называются бумажными деньгами. При этом разность между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и затратами на их изготовление составляет доход государства, используемый на покрытие бюджетных расходов. Бюджетная эмиссия обусловлена не потребностями реального хозяйственного оборота, а величиной бюджетного дефицита. Поэтому появляющиеся в обороте дополнительные денежные знаки приводят к обесценению всей денежной массы.

Кредитная эмиссия (эмиссия денег, осуществляемая банками) связана с поступлением в оборот кредитных денег, возникающих на основе кредитных отношений. Кредитные деньги развились на базе функции денег как средства платежа, при которой один из контрагентов обмена считает возможным передать другому контрагенту товар на условиях последующей оплаты. Ранее составлялась долговая расписка, в последствии трансформировавшаяся в документ, называемый векселем. Вексель фактически является первым кредитным орудием обращения. В дальнейшем банки взамен коммерческих векселей стали выпускать свои долговые обязательства - банкноты, потом появились расчетно-платежные документы и электронные деньги.

Основной целью кредитной эмиссии является обеспечение нужд денежного оборота необходимым количеством платежных средств в виде остатков на счетах в банках. Кредитную эмиссию рассматривают как пополнение денежного оборота суммой платежных средств в безналичной форме (безналичная эмиссия) и дополнительный выпуск в денежный оборот банкнот (наличных денег).

Кредитные деньги являются "полноценными" (не стимулируют инфляцию), если их количество растет (при прочих равных условиях) вместе с ростом хозяйственного оборот (продукции, реализации, доходов). Выпуск кредитных денег сверх потребностей хозяйственного оборота ведет к инфляции (эти деньги фактически становятся действительно бумажными). Особенно это связано с государственными краткосрочными обязательствами, появлением ненадежных долгов, пролонгацией кредитов. В конечном счете, все это ведет к необоснованному росту денежной массы.

Считается, что центральный банк не располагает ни формальной, ни фактической монополией на безналичную эмиссию, она не равнозначна средствам на счетах коммерческих банков в центральном банке. Коммерческие банки держат в центральном банке в основном обязательные резервы, которые от них требует последний в порядке денежно-кредитного регулирования, и в меньшей степени - средства для клиринговых расчетов. Сумма таких депозитов обычно не превышает 30 - 50 % баланса центрального банка, а чаще всего имеет еще более незначительный вес. При этом безналичная эмиссия совершается центральным банком не только для покупки ценных бумаг и иностранной валюты, а также для кредитования коммерческих банков, поскольку:

  • 1) покупка ценных бумаг осуществляется, прежде всего, с целью регулирования ликвидности банковской системы и управления государственным долгом (также как и кредитование банков), а не только для безналичной эмиссии;
  • 2) источником средств для проведения вышеназванных операций являются в значительной мере счета в центральном банке, образовавшиеся “нормальным” путем (резервные требования, средства государственного бюджета);
  • 3) рост банкнотного обращения не может быть следствием активных операций центрального банка, поскольку трудно представить беспроцентную покупку банкнот сверх потребности.

Фактически на практике коммерческие и другие банки могут “создавать депозиты” и, следовательно, денежную массу теми же методами, что и центральные банки. При этом разница состоит лишь в том, что коммерческие банки делают это для развития своих операций, а центральный банк - при нехватке средств для регулирования ликвидности банковской системы. Однако это не противоречит положению о работе банков в пределах собственных и привлеченных средств. Так, если баланс банка составляет 100 млн. долларов и 10 млн. долларов выделяется на покупку ценных бумаг у клиента, то актив формально не изменится (10 млн. долларов просто перебросили из одного вида активов в другой), но счет клиента в пассиве вырастет на 10 млн. долларов и, следовательно, можно увеличить активные операции на ту же сумму, а баланс составит 110 млн. долларов.

Эмиссия наличных денег связана, прежде всего, с ростом товарооборота в текущих ценах, поскольку эти деньги обслуживают в основном операции на потребительском рынке. Поэтому объем выпуска в обращение наличных денежных знаков пропорционален, с одной стороны, росту номинального товарооборота, а с другой - потребностям населения в наличных деньгах. Величина наличных денег растет с увеличением масштаба цен, однако определенным противодействующим фактором в данном случае может быть возрастание скорости оборота денежных знаков. В то же время в условиях инфляции растут заработная плата и другие доходы населения. При этом полученные населением деньги задерживаются у них, как правило, на гораздо более длительный срок, чем период, разделяющий получение выручки торговой организацией и сдачу ее в банк. Поэтому более существенной причиной увеличения налично-денежной массы является повышение требований населения к сохранению у него необходимого количества наличных денег, нежели рост потребительских цен, хотя первое представляет собой закономерное следствие второго.

Исследование налично-денежной эмиссии (особенно в условиях инфляции) показывает, что отсутствует возможность установить действенный контроль над этим процессом. Непосредственными причинами эмиссии могут быть повышение заработной платы и других денежных выплат, как в государственном, так и негосударственном секторах экономики, увеличение выпуска наличных денег в обращении вследствие повышения цен, оперативное регулирование со стороны центрального банка на возрастающие требования различных категорий населения на рост денежных доходов. Такая эмиссия наличных денег приводит к тому, что их обесценение, происходящее по спирали “зарплата - цены”, становится постоянным и весьма ощутимым. Между тем в классическом виде налично-денежная эмиссия обычно используется для покрытия незначительной части бюджетного дефицита.

Законодательно эмиссионная монополия за центральным банком как представителем государства закреплена в развитых странах только в отношении банкнот и в некоторых случаях монет (чеканкой монет часто занимается министерство финансов). Однако монополия на банкнотную эмиссию не означает ее жесткого контроля или увязки с какими-либо макроэкономическими показателями (считается, например, что она растет параллельно росту ВВП). Это ведет к отсутствию планирования наличного обращения, поскольку деньги автоматически “продаются” банкам через отделения центрального банка по мере предъявления спроса на них и, что очень важно, не могут использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета. Так, политика Банка Англии в данном вопросе состоит в выпуске в обращение по возможности подержанных денег для экономии на их изготовлении.

Эмиссия банкнот отличается от выпуска долговых обязательств государства тем, что банкноты (простые векселя до востребования) могут использоваться как законное платежное средство, и по ним не надо платить процент. Продажа банкнот банкам идет по номиналу, хотя в отдельных случаях центральные банки могут взимать комиссионные в связи с предоставлением дополнительных услуг. Так, Банк Норвегии берет дополнительную плату за поставки банкнот, пригодных для использования в автоматических аппаратах, а также за специально упакованные монеты. Поскольку для центрального банка банкноты выступают товаром, то он фактически получает прибыль в виде разницы между издержками изготовления и номиналом, составляющую ресурс (пассив) банка. Такой подход ввиду незначительного объема наличного обращения и растущих затрат на борьбу с подделками в связи с развитием множительной техники в большинстве стран незначителен.

В современных индустриально развитых государствах на банкнотах не пишут, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и другими активами центрального банка, но это отражено в публикуемых ими балансах. Обеспечением банковских билетов выступает актив центрального банка, основными статьями которого обычно являются золотовалютные резервы, портфель государственных и других ценных бумаг, кредиты банкам под залог ценных бумаг. Характерно, что в развитых странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии решается по-разному, но он всегда юридически оформлен, и характер обеспечения, и, соответственно, косвенные пределы банкнотной эмиссии законодательно определены. В некоторых странах еще оговаривается предел фидуциарной эмиссии, хотя это не имеет большого практического значения.

Понятие денежной массы является базовым для макроэкономического анализа рыночной экономики, поскольку, например, ее чрезмерно быстрое увеличение ведет к росту цен, инфляции, дефициту и, наоборот, при ее быстром сокращении возникают безработица и спад производства. Денежная масса включает в себя наличные деньги в обращении (все бумажные деньги и металлические монеты, находящиеся на руках у населения, а также в кассах предприятий, учреждений и организаций. В денежную массу не включают наличные деньги в кассах банков, поскольку они не поступили в денежный оборот. Денежную массу, наряду с наличными деньгами, образуют банковские депозиты или вклады населения, предприятий, учреждений и организаций. Они включаются в денежную массу из-за их ликвидности. В то же время с целью устранения повторного счета в денежную массу не входят депозиты правительства и депозиты банков, но включаются так называемые другие обязательства банков (депозитные сертификаты), ценные бумаги и т.п.

Понятие денежной массы конкретизируется с помощью так называемых денежных агрегатов, представляющих собой различные группировки ликвидных активов. Поэтому количественная характеристика совокупного денежного оборота и его отдельных компонентов отражается в построении различных показателей денежной массы, включающих как реальные, так и потенциальные денежные средства, которые могут быть использованы для обслуживания хозяйственного оборота. Основным критерием выделения различных агрегатов совокупной денежной массы служит ликвидность, то есть степень затрат и быстрота конверсии отдельных форм вкладов и сбережений в деньги как средство обращения и платежа.

При этом подтверждается тот факт, что банки способны не только хранить, но и создавать новые деньги (мультиплицировать их количество в краткосрочном периоде, а в долгосрочном - давать жизнь их новым видам и формам). Так, золотые и серебряные монеты постепенно уступили место банкнотам, а они, в свою очередь, вызвали к жизни их хранение путем записи на счетах (размещение в депозиты). Характерно, что объем современных депозитов превышает количество банкнот в хранилищах банков, то есть новые формы денег не просто замещают, но и мультиплицируют "старые" деньги. Это привело к формированию денежного агрегата M1 = наличные деньги в обращении плюс депозиты до востребования (не приносящие процент) плюс прочие чековые депозиты (приносящие процент).

Дальнейшее развитие производства привело к росту потребности в гибкой системе кредитования. Появление кредитных денег потребовало формирования ограниченно ликвидных пассивов (денег, выполняющих не роль средства платежа, а функцию накопления капитала), что способствовало возникновению денежного агрегата М2 = Ml плюс срочные вклады (приносящие процент) плюс сберегательные вклады до востребования (приносящие процент) без права пользования чеками плюс взаимные фонды и депозитные счета денежного рынка плюс однодневные соглашения об обратном выкупе плюс однодневные займы в евродолларах.

Расширение спроса на кредиты вызвало необходимость появления новых объектов залога, роль которых стали играть депозитные сертификаты, подтверждающие право собственности их держателей на крупные срочные вклады. Рост спроса на кредитные ресурсы потребовал создания менее ликвидных денежных форм, являющихся результатом мультипликации элементов, входящих в М2. Все это привело к возникновению денежного агрегата МЗ = М2 плюс депозитные сертификаты плюс срочные соглашения об обратном выкупе плюс срочные займы в евродолларах плюс акции взаимных фондов денежного рынка.

Развитие форм денег и денежных агрегатов подтверждает наличие следующей причинно-следственной связи: рост текущих издержек > рост цен > рост предложения кредитов > рост депозитов > рост денежных агрегатов. При этом показатели денежной массы характеризуют структуру совокупного денежного оборота, динамику его отдельных компонентов, объем кредитования.

Оценка объема денежной массы в нескольких показателях (Ml, М2 ...) позволяет полнее охарактеризовать различные параметры денежно-кредитного оборота, дать оценку тенденциям развития денежного обращения и их соответствия развитию экономики. При определении необходимой для обращения денежной массы надо исходить не только из объема и структуры товарооборота, но и учитывать величину и структуру денежных доходов населения, а также отношение спроса и предложения на деньги.

Среди факторов, определяющих количество находящихся в обращении денег, решающим являются действия центрального банка. По определению монетаристов, находящаяся в обращении денежная масса зависит от количества денег, эмитированных центральным банком (банкноты центрального банка или деньги "высокой мощности"), нормы банковских резервов, отношения наличных денег к банковским депозитам.

С целью определения влияния так называемых денег центрального банка (денежной базы) на денежную массу используется мультипликатор кредита. Наиболее простой формулой мультипликатора кредита является следующая:

где К - мультипликатор кредита;

а - коэффициент отношения банковских резервов к банковским депозитам;

b - коэффициент отношения наличных денег к денежной массе.

При сопоставлении динамики темпов роста показателей денежной массы, валового внутреннего продукта и цен, должен быть сделан анализ зависимости степени роста денежной массы от потребностей процесса производства и потребительских цен. В случае опережения уровня роста денежной массы в обороте над ростом валового внутреннего продукта и индекса розничных цен необходимо проанализировать причины неоправданного роста денежной массы в разрезе каждого показателя и, в частности, проследить влияние на переполнение хозяйственного оборота деньгами таких факторов, как наличие бюджетного дефицита, величина внутреннего государственного долга, неоправданный рост кредитов экономике.

Для анализа происходящих процессов в денежном обращении можно использовать показатель скорости возврата наличных денег в кассы банка и показатель "склонности к сбережению", которые определяются по следующим формулам:

где С в - скорость возврата наличных денег в кассы банков, дн.;

М н и М к - соответственно наличные деньги на начало и конец периода;

К д - количество дней в отчетном периоде;

П к - развернутый приход по кассовым оборотам за отчетный период.

где С с - склонность населения к сбережению;

В н - вклады населения в банках;

П н.д. - прирост национального дохода.

Замедление скорости возврата денег в кассы банков потребует дополнительного выпуска наличных денег в обращение, ускорение возврата наоборот сократит их выпуск. В свою очередь, при увеличении количества наличных денег в обороте необходимо сделать анализ причин на основе отчетности банков о кассовых оборотах и данных оперативного, фактического баланса денежных доходов и расходов населения. При этом показатель "склонность к сбережению" будет не только характеризовать положение на потребительском рынке, но и нести информацию в целом о положении в экономике. На скорость обращения денег влияют также процессы, происходящие на денежно-финансовых рынках, изменения в движении платежей и др.

В современной статистике денежного обращения разных государств используются различные варианты показателя денежной массы, в частности, в США публикуются следующие показатели (агрегаты):

Ml - наличные деньги (монеты и банкноты) плюс средства на банковских счетах до востребования и других трансакционных счетах;

М2 - агрегат Ml плюс сумма срочных (до 100 тыс. долларов) и сберегательных вкладов;

МЗ - агрегат М2 плюс крупные срочные вклады на банковских счетах;

L - агрегат МЗ плюс портфель государственных ценных бумаг у небанковских держателей.

Во Франции классификация элементов денежной массы включает в себя четыре агрегата:

Ml - состоит из наличных денег в обращении и депозитов до востребования;

М2 - включает полностью Ml плюс все виды сбережений на сберкнижках, независимо от учреждения, в котором они находятся;

МЗ - включает М2 плюс депозиты на срок, депозитные сертификаты и проданные на срок ценные бумаги инвестиционных обществ (СИКАВ);

L - включает МЗ плюс счета сбережений с целью покупки жилья, казначейские боны, коммерческие векселя.

В данной классификации отсутствуют различия между депозитами на сберкнижках и на банковских счетах. Однако из четырех агрегатов только Ml и М2 поддаются регулирующему воздействию более стабильно и увязываются с прогнозируемой динамикой ВВП.

Классификация денежных агрегатов, учитывающая специфику денежного оборота в Беларуси, имеет следующий вид:

МО - наличные деньги в обороте, в том числе на руках у населения и в кассах субъектов хозяйствования;

Ml (денежная масса в "узком смысле слова") - наличные деньги в обороте (МО) плюс депозиты до востребования населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;

М2 (расширенные деньги) - Ml плюс срочные депозиты населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;

МЗ (общая сумма денежной массы в национальной валюте) - М2 плюс другие (целевые, накопительные) банковские депозиты и средства в ценных бумагах населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;

М4 (общая сумма денежной массы, включая иностранную валюту) - МЗ плюс депозиты (до востребования, срочные и другие) населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления в иностранной валюте.

В данном случае агрегаты МО, Ml, M2 характеризуют наиболее высоколиквидную часть денежной массы, то есть все те средства денежного оборота, которые без предварительной продажи, конверсии или какой-либо другой финансовой операции используются в расчетах. В настоящее время наибольший удельный вес в структуре денежной массы составляют наличные деньги в обращении, на расчетных и текущих счетах юридических лиц, вкладах населения в коммерческих банках (срочных и до востребования). Остальные агрегаты денежной массы (МЗ, М4) находятся в основном в стадии развития. Их значимость будет увеличиваться по мере становления и укрепления механизма хозяйствования.

Основными исходными ориентирами для определения агрегатов денежной массы в обороте являются данные сводного отчетного баланса Национального банка Республики Беларусь на республиканском и областном (городском) уровнях, отчетные балансы коммерческих банков республики. В качестве дополнительных данных можно использовать прогноз кассовых оборотов и отчетный баланс денежных доходов и расходов населения.

Регулирование объема и структуры денежной массы осуществляется на основании ежеквартальных прогнозных расчетов денежной массы в обращении, включающей наличные деньги в обращении, денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, другие безусловные денежные обязательства банков. Разработка расчетов производится с учетом складывающейся экономической конъюнктуры в увязке с показателями социального и экономического развития республики, области, города. При этом должны составляться прогнозные расчеты денежных доходов и расходов населения, кассовых оборотов, определяться изменения остатков денег у населения в наличных деньгах и в организованных формах сбережений (вклады, займы, сертификаты коммерческих банков).

На основании этого исчисляется квота прироста средств у населения - наличные деньги плюс организованные сбережения в процентах к денежным доходам населения. Предусматривается ежемесячный контроль объема денежной массы в обращении, а также квоты прироста денежных средств у населения. Анализ совокупного денежного оборота основывается на сопоставлении динамики показателей денежной массы и макроэкономических показателей экономического развития - валового внутреннего продукта, национального дохода, розничного товарооборота и других и осуществляется в зависимости от конкретно поставленных целей по разным уровням управления, сферам экономики, регионам и отраслям производства.

Денежная эмиссия – создание и поступление в денежный оборот различных платежных средств, которые приводят к росту денежной массы.

Причины денежной эмиссии :

1. Увеличение товарной массы, рост производства под влиянием увеличения числа субъектов рыночных отношений.

2. Рост цен.

3. Снижение скорости обращения денег.

В рамках двухуровневой банковской системы денежную эмиссию осуществляют:

1) эмиссию безналичных денег – банковская система, т.е. полностью коммерческие банки и частично ЦБ;

2) эмиссию наличных денег – ЦБ.

Виды эмиссии:

I. Эмиссия наличных денег. Она получила название “эмиссия денег в обращении”. Право монопольной эмиссии наличных денег принадлежит ЦБ. ЦБ прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, используя:

Прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков

Собственные аналитические материалы

При этом важно не только установить оптимальную прогнозируемую величину эмиссии, но и распределить ее по отдельным регионам страны.

Основными организационными звеньями эмиссии в России являются:

1. главное управление ЦБ по регионам (ГУ ЦБ);

2. система РКЦ. В РКЦ для эмиссии наличных денег имеются:

а) оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег. Из них наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций;

б) резервные фонды денежных знаков и монет – запасы невыпущенных в обращение денег. Они находятся в хранилищах ЦБ и создаются по распоряжению ЦБ. Если в оборотной кассе наличных денег не хватает, то РКЦ обращается в ЦБ за разрешением перевести часть наличных денег из резервного фонда в оборотную кассу. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется и при его превышении излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Эмиссия наличных денег связана с ростом товарооборота, т.к. эти деньги обслуживают в основном операции на потребительском рынке. В современных развитых странах на банкнотах не пишут, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и другими активами ЦБ. Но это отражается в публикуемых балансах ЦБ.

II. Кредитная эмиссия (безналич. денег). Осуществляется системой коммерческих банков. Главная цель – удовлетворение дополнительных потребностей предприятий в оборотных средствах (из-за роста производства или роста цен), т.к. за счет имеющихся у кредитных организаций денежных средств они могут удовлетворять лишь обычную, а не дополнительную потребность в оборотных средствах.

Механизм безналичной денежной эмиссии действует на основе банковской (кредитной, депозитной) мультипликации. ЦБ управляет механизмом мультипликации. Он расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков через ДБ.



Эмиссия безналичных денег первична по отношению к наличной эмиссии. Прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах кредитных институтов (банков). Наличные деньги завозятся в территориальные подразделения центрального банка или в кредитные институты, а затем предоставляются им в замен списания аналогичной суммы безналичных денег с их корреспондентских счетов.

Безналичная денежная эмиссия может быть:

I Внешняя . Ее источниками являются:

1. приобретение ЦБ иностранной валюты

2. выручка от использования заграничной собственности

3. получение кредитов от международных финансовых институтов

4. иностранные инвестиции (особенно портфельные)

II Внутренняя. Ее источниками являются представляемые БС кредиты:

1. экономике

2. государству

3. иностранному государству.

Эмиссия денег представляет собой выпуск в оборот допол­нительного количества денежных знаков и платежных средств, вызывающий увеличение денежной массы.

Различают эмиссию безналичных денег и налично­денежную эмиссию.

В современных условиях эмиссия безналичных денег пер­вична, поскольку прежде чем наличные деньги появятся в обо­роте, они должны отражаться в виде записей на счетах ком­мерческих банков. Таким образом, новые деньги поступают в оборот из банков в результате осуществления кредитных опе­раций. В результате основополагающим принципом организа­ции денежной системы государства является кредитный ха­рактер денежной эмиссии.

Цель эмиссии безналичных денег - удовлетворение пот­ребности предприятий в оборотных средствах и инвестициях. Она осуществляется посредством зачисления дополнительно выпускаемых денег на корреспондентские счета в коммерчес­ких банках в виде кредитов центрального банка.

В условиях роста производства или увеличения цен на то­вары постоянно возникает дополнительная потребность эко­номики и населения в деньгах. Это вызывает необходимость существования механизма эмиссии безналичных денег, удов­летворяющего эту дополнительную потребность.

В условиях двухуровневой банковской системы меха­низм эмиссии денег действует на основе банковского муль­типликатора.

Банковский мультипликатор - это процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих бан­ков в период их движения от одного коммерческого банка к другому.

Существуют банковский, кредитный и депозитный муль­типликаторы. Они характеризуют механизм мультипликации денег с разных позиций.

Банковский мультипликатор - это процесс увеличе­ния денег с позиции субъектов мультипликации, т. е. тех, кто мультиплицирует деньги. Данный процесс осуществляется коммерческими банками. Один коммерческий банк не может мультиплицировать деньги, их мультиплицирует система ком­мерческих банков.

Кредитный мультипликатор раскрывает механизм про­цесса мультипликации, то, что мультипликация может осу­ществляться только в результате кредитных операций ком­мерческих банков.

Депозитный мультипликатор отражает объект мульти­пликации - деньги на депозитных счетах коммерческих бан­ков (именно они увеличиваются в процессе мультипликации).

Порядок действия механизма банковского мультипли­катора следующий. Он существует только в условиях много­уровневых банковских систем. При этом первый уровень - центральный банк - управляет этим механизмом, второй уровень - коммерческий банк - заставляет его действовать, причем действовать автоматически, независимо от желания отдельных банков. Механизм банковского мультипликатора непосредственно связан со свободным резервом.

Свободный резерв представляет собой совокупность всех ресурсов коммерческих банков, которые в данный момент вре­мени могут быть использованы для активных банковских опе­раций.

Такое понятие появилось в России из западной экономи­ческой литературы. Следует отметить, что оно не совсем точно. На самом деле свободные (оперативные) резервы коммерчес­ких банков - это их ликвидные активы, из определения же видно, что данное понятие относится к ресурсам, т. е. пассивам коммерческих банков.

Данное понятие основывается на том, что коммерческие банки могут осуществлять свои активные операции (выдавать
ссуды, покупать ценные бумаги, валюту и т. д.) только в пре­делах имеющихся у них ресурсов. Свободный резерв системы коммерческих банков складывается из свободных резервов отдельных коммерческих банков, поэтому от увеличения или уменьшения свободного резерва отдельных банков общая его величина не изменяется.

Величина свободного резерва отдельного коммерческого банка рассчитывается по формуле

Ср = Кб + ПР + ЦК + МБК - ОЦР - АО,

где Ср - свободный резерв банка;

Кб - капитал коммерческого банка;

ПР - привлеченные ресурсы коммерческого банка (средст­ва на депозитных счетах);

ЦК - централизованный кредит, предоставленный ком­мерческому банку центральным банком;

МБК - межбанковский кредит;

ОЦР - отчисления в централизованный резерв, находя­щийся в распоряжении центрального банка;

АО - ресурсы, которые на данный момент уже вложены в активные операции коммерческого банка.

Банковский мультипликатор действует независимо от того, кому предоставлены кредиты - коммерческим банкам или фе­деральному правительству. Деньги в этом случае поступят на бюджетные счета в банках, а они тоже относятся к привлечен­ным ресурсам (ПР), поэтому свободный резерв коммерческих банков, где находятся эти счета, увеличится, и включится ме­ханизм банковского мультипликатора.

Механизм банковского мультипликатора учитывает не только предоставление централизованных кредитов, но и по­купку центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг или валюты. В результате этого уменьшаются ресурсы банков, вложенные в активные операции, и увеличиваются свободные резервы этих банков, используемые для кредитных операций, т.

Е. действует механизм банковской мультиплика­ции. Включить этот механизм центральный банк может и тог­
да, когда он уменьшит норму отчислений в централизованный резерв. В этом случае также увеличится свободный резерв системы коммерческих банков, что при прочих равных усло­виях приведет к росту кредитования и включению банковского мультипликатора.

Управление механизмом банковского мультипликатора, а следовательно, эмиссией безналичных денег, осуществляется исключительно центральным банком. Центральный банк, уп­равляя механизмом банковского мультипликатора, расширяет или сужает эмиссионные возможности, выполняя тем самым одну из основных своих функций - функцию денежно­кредитного регулирования.

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск, при котором увеличивается масса наличных денег, находя­щихся в обращении.

Монополия на эмиссию наличных денег в Российской Фе­дерации принадлежит Центральному банку РФ.

В условиях рыночной экономики центральные банки про­гнозируют размер предполагаемой эмиссии, используя про­гнозы кассовых оборотов кредитных организаций и собствен­ные аналитические материалы. При этом важно установить не только оптимальную прогнозируемую величину эмиссии, но и распределение ее по отдельным регионам страны.

Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализован­но. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков в на­личных деньгах (именно она определяет размер эмиссии) зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслужи­ваемых этими банками, а она постоянно меняется. Поэтому каж­дый раз завозить деньги из Центра, чтобы удовлетворить эту по­требность было бы не только нецелесообразно (из-за многократно возрастающих издержек обращения), но и просто невозможно.

Эмиссию наличных денег производят ЦБ РФ и его подраз­деления - территориальные управления и расчетно-кассовые центры (РКЦ). Они функционируют в различных регионах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание распо­ложенных в этих регионах кредитных организаций.

Для эмиссии наличных денег в расчетно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае уве­личения потребности экономики данного региона в наличных деньгах. Денежные знаки резервных фондов не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совер­шают движения, а являются резервом.

Наличные деньги от кредитных организаций постоянно поступают в оборотную кассу расчетно-кассового центра и из нее постоянно выдаются. Таким образом, деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении. Они считаются де­ньгами, находящимися в обращении. Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу расчетно-кассового центра превышает сумму выдач денег из нее, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в его резервный фонд.

Резервными фондами РКЦ распоряжаются территориаль­ные управления Центрального банка РФ. Если в результате дей­ствия банковского мультипликатора у данного коммерческого банка возрастает сумма на депозитных счетах, то в результате:

а) увеличивается потребность клиентов в наличных деньгах; б) возрастает свободный резерв коммерческого банка.

РКЦ обязаны выдавать коммерческим банкам наличные деньги в пределах их свободных резервов. Поэтому, если у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, воз­растает потребность в наличных деньгах, а поступления денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастают, то РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обраще­ние. Для этого он на основе специального эмиссионного разре­шения Управления Центрального банка РФ переведет налич­ные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом по стране эмиссии наличных денег может и не произойти.

При осуществлении эмиссии одним РКЦ, другой РКЦ мо­жет в то же время дополнительно изъять аналогичную сумму
наличных денег, поэтому общая масса денег в обращении мо­жет и не измениться. В этих целях составляется ежедневный эмиссионный баланс.

Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в опе­рационные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, т. е. поступят или в кассы предприятий, или непосредственно населению.

Таким образом, наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, создан­ную коммерческими банками в результате действия банков­ского мультипликатора.

Любые эмиссии акций или облигаций непосредственно подлежат обязательной государственной регистрации, процедура которой включает следующие утверждения: - решение о выпуске ценной бумаги; - проспект ценных бумаг в том случае, если выпуск ценных бумаг требует его составления; - бланки ценных бумаг (если выпуск осуществляется в документарной форме). Законом установлен срок, в течение которого эмитент должен представить ценные бумаги для регистрации. Данный срок составляет один месяц в следующих случаях: - в случае государственной регистрации эмитента как юридического лица, когда происходит распределение акций среди учредителей; в течение месяца после собственной регистрации эмитент должен зарегистрировать и эмиссию своих акций; - в случае выпуска конвертируемых акций или облигаций открытым акционерным обществом. В остальных случаях документы на государственную регистрацию должны быть представлены в течение трех месяцев с даты утверждения решения об их выпуске. Подводя итоги можно добавить следующее: процесс эмиссии ценных бумаг предполагает выпуск как именных, так и предъявительских ценных бумаг, как в документарной, так и в бездокументарной форме. Таким образом, эмиссия ценных бумаг с их размещением у первых держателей формируют , а уже далее осуществляются перепродажи ценных бумаг,образовывая тем самым для них вторичный .

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Эмиссия денег может быть кредитной и бюджетной, обеспеченной и необеспеченной, наличной и безналичной, управляемой и неуправляемой.

Деятельность центрального банка, связанная с эмиссией дензнаков - денежной наличности (наличная эмиссия), существенно отличается от его деятельности, связанной с эмиссией депозитных денег (кредитная эмиссия, или безналичная эмиссия).

Эмиссию дензнаков - денежной наличности - центральный банк осуществляет на монопольных началах. Он эмитирует денежную наличность в обращение через коммерческие банки. Центральный банк обеспечивает эти банки денежной наличностью в обмен на их резервы, которые сохраняются на счетах банков в центральном банке. В свою очередь, коммерческие банки выпускают денежную наличность в обращение, обеспечивая денежной наличностью своих клиентов в обмен на их депозиты, которые сохраняются на счетах в банках. Этот процесс происходит и в обратном направлении, т.е. таким самым путем центральный банк изымает денежную наличность из обращения через коммерческие банки. Превышение выпуска денежной наличности в обращение над ее изъятием из обращения означает эмиссию денежной наличности, на сумму которой возрастает масса денежной наличности в обороте. При этом изменение массы денежной наличности в обороте, которая не сопровождается безналичной эмиссией центрального банка, не влияет на величину денежной базы, изменяется только ее структура, т.е. соотношение массы денежной наличности в обороте и суммы банковских резервов. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт, 2010.

Государство по обыкновению предоставляет центральному банку полномочия не только относительно эмиссии денежной наличности в обращение, а и относительно организации и регулирование наличного обращения на территории страны. Денежная наличность, которая эмитируется центральным банком, как правило, є единым законным платежным средством на территории страны. В странах с развитой рыночной экономикой ее доля в общей денежной массе составляет 5-10 %. Несмотря на такую небольшую долю, денежная наличность сыграет особую роль в денежной системе. Банки предлагают своим клиентам заменители денежной наличности в форме депозитов (депозитных денег), которыми можно распоряжаться с помощью платежных поручений, чеков, платежных карточек, переводов и т.п., но в конечном итоге коммерческие банки зависят от центрального банка. Вкладчики банков в любой момент могут потребовать преобразование своих депозитов на денежную наличность, и в этом случае коммерческие банки вынужденные будут обратиться в центральный банк с тем, чтобы обменять свои резервы, которые сохраняются на счетах в центральном банке, на денежную наличность и в такой способ подкрепить денежной наличностью свои операционные кассы и удовлетворить требования своих клиентов.

Наличная эмиссия центрального банка есть вторичной относительно его безналичной эмиссии. Коммерческие банки, как уже отмечалось, получают денежную наличность в обмен на свои резервы, которые сохраняются на счетах в центральном банке, поэтому первичной есть безналичная эмиссия, в процессе которой центральные банки создают банковские резервы.

Виды денежной эмиссии:

Различают четыре вида эмиссии денег: депозитная, бюджетная, банковская, регулирующая Банковское дело: розничный бизнес: Учебное пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - М.: Высшее образование, 2010. .

Депозитная эмиссия представляет собой увеличение центральным банком своих кредитных вложений путем выдачи ссуд, повышающих остатки средств на счетах - депозитах коммерческих банков. Безналичные деньги выпускаются в хозяйственный оборот при предоставлении коммерческими банками ссуд своим клиентам.

Бюджетная эмиссия денег имеет место при выпуске денег на покрытие расходов или дефицита государственного бюджета посредством покупки центральным банком государственных ценных бумаг.

Банковская эмиссия денег (эмиссия банкнот и монет) осуществляется непосредственно центральными банками, казначейская эмиссия денег (эмиссия казначейских билетов и монет) - казначействами, обладающими правом эмиссии.

Регулирующая эмиссия денег осуществляется в процессе использования инструментов денежно-кредитной политики центрального банка.

Из двух форм эмиссии денег - наличной и безналичной - первичной является безналичная. Она осуществляется посредством зачисления дополнительно выпускаемых денег на корреспондентские счета в банках в виде кредитов центрального банка или бюджетных ассигнований.

Наличные деньги, прежде чем появиться в обороте, должны быть отражены на депозитных счетах банков. Они завозятся в территориальные подразделения центрального банка или непосредственно в кредитные институты и затем предоставляются им при одновременном списании этих сумм безналичных денег с корреспондентских счетов. Поэтому можно сказать, что первоначально эмиссия денег является безналичной и только в дальнейшем часть ее конвертируется в наличную.

Побудительными причинами безналичной денежной эмиссии могут быть как внутренние, так и внешние. К числу внутренних причин относятся предоставляемые банковской системой кредиты экономике, государству, иностранным государствам. К числу внешних - покупка центральным банком иностранной валюты, выручка от использования заграничной собственности, иностранные инвестиции, покупка-продажа иностранной валюты населением.

Эмиссия наличных денег проводится только центральным банком, эмиссия безналичных - центральным и коммерческими банками

Выпуск наличных денег может преследовать разные цели. Во-первых, надо периодически обновлять старые, изношенные деньги. Банк изымает такие деньги из обращения и выпускает взамен них новые. Такое печатанье бумажных денег или чеканку не следует считать эмиссией, так как суммарная масса денег в обращении остается при этом неизменной. Во-вторых, выпуск денег может быть обусловлен их недостаточным количеством в обращении и необходимостью перехода к более крупным денежным знакам. Это имеет место в случае, если оказывается, что находящаяся в обращении денежная масса не в состоянии обслужить товарооборот в связи, например, с ростом цен, увеличением количества товаров, снижением скорости обращения денег, выпадением части денег из денежного оборота. В-третьих, денежная эмиссия может осуществляться как способ получения недостающих денег с целью возврата внутреннего государственного долга, покрытия бюджетного дефицита, осуществления социальных выплат, финансирования государственных программ сверх имеющихся средств.

эмиссия выпуск денежный оборот

Случайные статьи

Вверх