Денежные реформы в истории россии. Денежные реформы

Ревальвация (реставрация ) — восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы или повышение платежеспособности национальной валюты.

Ревальвация ограничивает приток в страну иностранных спекулятивных капиталов и позволяет сдерживать увеличение денежной массы в обращении, замедлить рост внутренних цен.

Например, после Первой мировой войны во время денежной реформы 1925-1928 гг. в Англии было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов. После Второй мировой войны ревальвация проводилась путем повышения официального валютного курса к доллару, а затем регистрирован повышение золотого содержания денежной единицы.

Девальвация

Девальвация - официальное снижение золотого содержания денежной единицы или ее валютного курса (снижение покупательной способности национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте).

Девальвация официально закрепляет уже происшедшее в условиях инфляции фактическое обесценивание бумажных денег. В 1998 г. ликвидировали внешнеэкономический дисбаланс, снизили уровень внутренних цен в стране по сравнению с мировыми и сделали экономику более конкурентоспособной, снизили уровень .

Девальвация — обесценивание национальной валюты по отношению к иностранной. Применяемая терминология для характеристики изменений денежной единицы не всегда достаточно правильно оценивает содержание таких мер. Например, проведение деноминации, как правило, означает уменьшение номинального выражения эмитируемых денежных знаков. Подобная оценка практически приемлема для характеристики деноминаций, проведенных в нашей стране. Это относится к деноминации 1922 г., когда рубль выпуска 1922 г. заменял 1000 ранее выпущенных денежных знаков, а также в 1923 г., когда вновь выпущенные знаки соотносились к знакам образца 1922 г. как 1: 100.

Впоследствии, в 1961 г. была проведена замена выпущенных ранее денежных единиц в соотношении 10: 1 к единице 1961 г. Такая мера представляла собой деноминацию, которая сводилась к изменению номинального выражения денежной единицы, что имело значение главным образом для денежного оборота внутри страны. Однако одновременно с деноминацией было уменьшено золотое содержание денежной единицы в 4,5 раза. Оно не могло характеризоваться как деноминация, а представляло собой самостоятельную меру, которая имела отношение в основном к операциям с иностранными государствами.

Не вполне точно дается наименование деноминации в Указе Президента РФ от 4 августа 1997 г. «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». Деноминация — метод «зачеркивания нулей», т.е. укрупнение масштаба цен. В России в 1998 г. проведена была деноминация рубля в соотношении 1: 1000 старых рублей. В соответствии с Указом предусматривалась деноминация нарицательной стоимости денежных знаков, а не денежной единицы, в то время как деноминация распространяется не только на наличные денежные знаки, но и на деньги безналичного оборота.

Деноминация

Деноминация - укрепление государством своей денежной единицы, снижение номинальной стоимости денежных знаков (зачеркивание нулей — укрупнение масштаба цен путем зачеркивания нулей).

Деноминация используется для упорядочения денежного обращения и упрощения расчетов. При этом старые выпуски денежных знаков обмениваются на новые выпуски бумажных денег, выраженных в более крупных счетных единицах.

В России 17 августа 1998 г. была проведена девальвация рубля почти в четыре раза, а именно — вместо курса 6,1 руб. за 1 долл. США был установлен новый курс в 24 руб. за доллар США. В условиях финансового кризиса 2009 г. плавное снижение курса рубля привело к тому, что 1 долл. США стоит 36,7 руб. Необходимо учитывать, что изменения и прежде всего снижение курса рубля сопровождаются рядом последствий, в том числе:

  • повышением заинтересованности в увеличении экспорта, так как за единицу валютной выручки можно получить большую сумму в рублях;
  • ростом цен на внутреннем рынке, особенно по импортируемым товарам, что может отразиться на ухудшении материального положения населения;
  • снижением ценности рублевых сбережений (наличных денег и денег, хранящихся в банках);
  • ухудшением условий импорта оборудования.

Все это должно послужить побудительным мотивом для осуществления государством определенных мер по устранению негативных последствий снижения как для предприятий, так и для населения.

Денежные реформы в России

  • рост производства , способствующий увеличению объема предложения товаров и ограничивающий возможность роста цен, что имеет первостепенное значение для поддержания устойчивости денежной единицы;
  • бездефицитность бюджета , позволяющая обойтись без использования денежной эмиссии и привлечения кредита для покрытия расходов бюджета, благодаря чему происходит ограничение платежеспособного спроса и возможного его влияния на рост цен;
  • наличие достаточных золотовалютных резервов , позволяющих поддерживать стабильность курса национальной валюты, а при необходимости использовать такие резервы для ввоза товаров, увеличивать их предложение на рынке.

Значение каждого из перечисленных факторов при проведении различных денежных реформ неодинаково, лишь при наличии всех этих предпосылок проведение реформ может быть успешным. Так, при проведении реформы Витте в России в 1895-1897 гг. существовали необходимые предпосылки в виде роста производства и практически бездефицитного бюджета. Однако так как эта реформа предусматривала переход к свободному размену денежных знаков на золото, особое значение приобрело накопление достаточного золотого запаса. Для решения этой проблемы был провозглашен лозунг «Не доедим, а вывезем», что позволило благодаря увеличению экспорта накопить необходимый золотой запас и успешно завершить денежную реформу.

Денежная реформа 1922-1924 гг.

Следующая денежная реформа в нашей стране проводилась в 1922-1924 гг. и имела целью устранение сложившихся в денежной сфере отрицательных последствий Первой мировой и Гражданской войн и, в частности, изъятия из оборота быстро обесценивающейся денежной единицы.

Несмотря на отсутствие необходимых предпосылок осуществления денежной реформы, возникли условия, требовавшие скорейшего ее осуществления. Они состояли в том, что в обороте во все большей мере стала функционировать иностранная валюта, вытеснявшая применявшиеся быстро обесценивающиеся денежные знаки. Поэтому проведение реформы было начато к концу 1922 г. в виде выпуска червонца. Однако вследствие отсутствия нужных условий реформа была завершена не сразу, а лишь в начале 1924 г.

Важное значение имело то, что к этому времени произошел рост производства, особенно сельскохозяйственного, а в распоряжении государства был относительно достаточный золотовалютный запас. Вместе с тем существовал значительный бюджетный дефицит, для покрытия которого использовалась эмиссия денежных знаков. Преодоление бюджетного дефицита затянулось до начала 1924 г., что и обусловило продолжительность реформы.

Денежная реформа 1947 года

Следующая денежная реформа в нашей стране была проведена в 1947 г. Она имела своей целью устранить последствия войны 1941 — 1945 гг. в сфере денежного обращения, в которой находилась чрезмерная масса денег; нормализовать величину денежной массы; создать устойчивую денежную единицу, тем более, что в стране сохранялась карточная система распределения продуктов, при которой продукты реализовывались по пониженным ценам, и существовала коммерческая торговля без применения нормированного распределения, где товары продавались по завышенным ценам. Поэтому реформа предусматривала не только применение новой денежной единицы, но также отмену карточной системы, нормированного распределения продукции и переход к торговле по единым ценам.

К этому времени в стране сложились соответствующие предпосылки для проведения реформы, в том числе происходил рост объема производства, доходы и расходы бюджета были практически сбалансированы, существовал достаточный золотовалютный резерв. Тем не менее первоначатьно намечавшееся проведение реформы в 1946 г. было перенесено на 1947 г. в связи с неурожаем 1946 г.; хороший урожай 1947 г. способствовал проведению реформы.

Денежная реформа 1961 года

В 1960 г. было принято решение о новом изменении масштаба цен и увеличении золотого содержания рубля с 0,222168 г чистого золота в 1950 г. до 0,987412 г чистого золота в 1961 г., т.е. более чем в четыре раза.

Изменение масштаба цен с 1 января 1961 г. заключалось в том, что все денежные средства, внутренняя задолженность, денежные доходы населения, цены и тарифы пересчитывались в соотношении 10 старых рублей к 1 новому рублю. Были выпушены билеты Госбанка СССР достоинством 100, 50, 25 и 10 руб. и казначейские билеты 5, 3 и 1 руб. Поступили в обращение новые монеты: 1 руб., 50, 20, 15 и 10 коп. из мсдноникслевого сплава и 5, 3, 2 и 1 коп. из латуни. Обмен денег проводился в течение трех месяцев: с 1 января по 1 апреля 1961 г.

В 1991 — 1993 гг. в связи с политическими и инфляционными процессами и распадом СССР были сначала заменены 50- и 100-рублевые купюры банковских билетов СССР. Официально необходимость этой реформы объяснялась несколькими причинами:

  • в бывших республиках СССР осталось много накоплений в советских деньгах, и эти накопления могли увеличивать инфляцию в России;
  • в стране обращалось много фальшивых купюр крупного достоинства;
  • необходимо было изъять незаконные капиталы, которые хранились в крупных купюрах.

После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1 января 1992 г. были отменены талоны, и цены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстро расти.

На первом этапе Центральным банком РФ было проведено несколько последовательных выпусков купюр все более и более высокого достоинства. В 1992 г. в обращении появились первые банкноты Центрального банка РФ в 5000 и 10 000 руб., в 1993 г. — новая серия банкнот номиналами в 100, 200, 500, 1000, 5000, 10 000 и 50 000 руб. С 24 июля 1993 г. все банковские и казначейские билеты СССР выпуска 1961 — 1992 и билеты Центрального банка РФ в 5000 и 10 000 руб. образца 1992 г. изъяты из обращения на территории Российской Федерации. В 1994 г. в основном в целях защиты их от подделки, выпущены модифицированные банкноты ЦБ РФ в 5000, 10 000 и 50 000 руб. образца 1993 г., но на бумаге разного цвета для каждого номинала и с измененным водяным знаком и улучшенной печатью.

В 1997 г. было принято решение об укрупнении денежной единицы, т.е. деноминации рубля. Это было обусловлено тем, что наметился небольшой рост валового национального продукта страны, и инфляция практически приблизилась к нормальной.

Реформа 1998 г. заключалась в укрупнении рубля в 1000 раз, причем в отличие от предыдущих реформ не ставилось жесткого ограничения по срокам и суммам обмена денег. Деноминированные и неденоминированные («новые» и «старые») деньги находились в обращении одновременно на протяжении всего 1998 г.

Опыт денежных реформ в России подтверждает то, что требуемыми предпосылками их проведения являются рост производства, бездефицитность бюджета, наличие золотовалютных резервов, хотя каждая из проводившихся реформ отличалась своими особенностями. Общие же требования к проведению реформ сохраняют свое значение.

Денежная реформа Витте

Денежная реформа 1897 года, которую называют реформой Витте, явилась локомотивом, который потащил промышленность России, ускорив тем самым модернизацию государства.

Необходимость денежной реформы в России диктовалась развитием промышленности. Необходимо было обеспечить устойчивость российского рубля. Это помогло бы привлечь иностранные инвестиции, которые были необходимы промышленности в связи с нехваткой внутренних капиталов. Денежная реформа, инициатором которой был Витте, признана довольно успешной, хотя и имела некоторые недостатки.

Предпосылки реформы

Русский капитализм в последней четверти XIX-начале XX вв. вступил в империалистическую стадию, что соответствовало мировым тенденциям. В 90-е годы XIX в. в экономике России становятся актуальными монополистические объединения — картели и синдикаты, возникают акционерные коммерческие банки. Но для устойчивого развития экономики была необходима стабильная валюта, которая препятствовала бы обесцениванию денежных капиталов. Попытка укрепления кредитного рубля путем изъятия «лишних» бумажных денег из обращения потерпела поражение. И к концу XIX в. все более ясной становилась необходимость перехода к золотой валюте.

Первой на этом пути была Великобритания, которая ввела золотомонетный стандарт в 1816 году. Затем к золотому денежному обращению перешли Швеция, Германия, Норвегия, Дания, Франция, Голландия, Италия, Греция и Бельгия.

Россия входила в мировой рынок, поэтому возникла потребность создания такой же денежной системы, что и в других странах Европы. Рубль был полностью конвертируемой валютой, но продажа иностранной валюты за рубли и неограниченный вывоз кредитных рублей за границу препятствовали развитию внешней торговли и уменьшали доходы бюджета. Это мешало притоку в страну иностранного капитала, так как будущие прибыли в золотой валюте становились неопределенными, а инвестиции — рискованными. Таким образом, основной причиной денежной реформы 1895-97 гг. стала заинтересованность правительства в развитии внешнеэкономических связей России.

Николаевский рубль после денежной реформы Витте

Что обозначает выражение «золотой стандарт»?

Это такая денежная система, когда золото признается и используется в качестве единственного денежного товара и всеобщего эквивалента ценностей. Этот стандарт не подвержен инфляции. В случае падения экономической активности золотые монеты уходили из обращения и оседали у населения, а при расширении потребности в деньгах золото снова пускалось в обращение. Золотые деньги сохраняли свою нарицательную стоимость. Это упрощало оплату внешнеэкономических сделок и способствовало развитию мировой торговли.

Пять рублей золотом. Аверс

Пять рубей золотом. Реверс

Как отнеслось общество к новой денежной системе?

По-разному. Особенно оппозиционно были настроены дворянство и помещики. Если это было хорошо для новой торгово-промышленной буржуазии России и зарубежных компаньонов, то отечественной буржуазии неустойчивость денег давала возможность увеличивать доходы, в частности, от экспорта хлеба

Подготовка к реформе

Была проведена огромная работа по подготовке реформы с 80-х годов XIX в. министром финансов Н.Х. Бунге и его преемником И.А. Вышнеградским. Цель подготовки — замена инфляционного обращения неразменных бумажных денежных знаков системой золотого стандарта. Предстояло не просто вернуться к металлическому обращению вместо бумажных денег, но и изменить основу денежно-валютного устройства: перейти от серебряного стандарта к золотому.

Следовало достичь положительного итога платежного баланса и накопления золотого запаса (за счет увеличения экспорта, ограничения импорта, ведя протекционистскую политику, и заключения внешних займов). Ликвидировать бюджетный дефицит. Стабилизировать валютный курс.

Целенаправленная экономическая и финансовая политика привела к тому, что на 1 января 1897 г. золотой запас России достиг 814 млн. руб.

Вступивший в должность министра финансов С.Ю. Витте прекратил практиковавшуюся при И.А. Вышнеградском спекулятивную биржевую игру на кредитном рубле. Государственный банк за счет своих и казначейских золотовалютных резервов полностью удовлетворял спрос на иностранную валюту. Его предшественники на этом посту — ученые-финансисты Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский предпринимали попытки упорядочения денежной системы, основным пороком которой был избыток кредитно-бумажной массы, девальвация рубля и его крайняя неустойчивость.

В результате удалось сократить масштабы спекуляции. Стабилизация рыночного курса кредитного рубля в 1893-1895 гг. создала предпосылки для проведения денежной реформы: фиксации курса на основе размена кредитного рубля на золото по фактически сложившемуся соотношению между ними.

Предпосылками для проведения денежной реформы были: золотой запас, стабилизированный валютный курс, активный торговый баланс, сбалансированный бюджет, невмешательство царя и Государственного Совета в работу министерства финансов и Государственного банка.

Николай II

8 мая 1895 г. Николай II утвердил закон, по которому всякие законные сделки могли заключаться на российскую золотую валюту и уплата по таким сделкам может производиться золотой монетой либо кредитными билетами по курсу золота на день платежа.

Но золотая монета очень медленно становилась приоритетным платежным средством. Государственный банк даже пошел на следующий шаг: 27 сентября 1895 г. объявил, что он будет покупать и принимать золотую монету по цене не ниже 7 руб. 40 коп. за полуимпериал, а в 1896 г. покупной курс был определен в 7 руб. 50 коп. Эти решения привели к стабилизации соотношения между рублем золотым и кредитным в пропорции 1:1,5. В январе 1897 г. было решено ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте. 3 января 1897 г. Николаем II был подписан закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет».

Новая денежная система

С 3 (15) января 1897 г. Россия перешла на золотой стандарт. Чеканились и входили в обращение золотые монеты по 5 и 10 рублей, а также империалы (15 рублей) и полуимпериалы (7,5 рублей). Кредитные билеты нового образца свободно обменивались на золото.

Однако многие предпочитали бумажные деньги: их было легче хранить.

Конвертируемость рубля укрепила кредит и способствовала притоку иностранных капиталовложений, экономическому развитию страны. Инициатором и проводником денежной реформы 1897 года был С.Ю Витте, министр финансов России в 1892-1903 годах.

Изучение их опыта, трезвый расчет, непреклонная воля, профессиональная компетентность, знание механизмов власти дали С.Ю. Витте возможность разработать проект реформы и добиться поддержки императора Николая II. Реформа готовилась в обстановке секретности, так как предполагалось, что ее не поддержат широкие слои общества, особенно придворные круги и поместное дворянство: стабилизация руля отвечала задачам развития промышленности, но приводила к падению цен на сельхозпродукцию.

Министерство финансов и его глава подверглись резкому возмущению, нападкам, обвинениям в желании обнищания страны. В прессе появлялись критические статьи, злые фельетоны, памфлеты и карикатуры.

Карикатура на Витте

Большинство членов Государственного совета выступало против реформы, что вынудило Витте передать ее на усмотрение Финансового комитета, там он имел много соратников. Под председательством императора Николая II решение о принятии денежной реформы было принято расширенным заседанием Финансового комитета.

Значение денежной реформы 1897 года

Она стабилизировала курс рубля и упорядочила денежное обращение, создала прочную базу под отечественное предпринимательство, укрепила позиции России на международном рынке.

Сергей Юльевич Витте (1849-1915)

С.Ю. Витте. Литография А. Мюнстера

Государственный деятель. Занимал должности Министра путей сообщения (1892), Министра финансов (1892-1903), председателя Комитета министров (1903-1906), председателя Совета министров (1905-1906). Член Государственного совета. Граф (с 1905 года). Действительный тайный советник.

Происхождение – от балтийских немцев. Мать — из русского княжеского рода Долгоруковых.

Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса) в 1870 г., получил степень кандидата физико-математических наук.

Отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора, затем занимался коммерческой деятельностью эксплуатации железных дорог и далее постоянно остается в этой сфере, став в 1892 г. Министром путей сообщения, а в конце этого года – Министром финансов. Этот пост он занимал 11 лет. Ускорил растянувшееся строительство Транссибирской магистрали, считая ее важным этапом экономического прогресса страны.

Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы. В результате Россия на период до 1914 г. получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

Выступал против упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности.

При его участии разрабатывалось рабочее законодательство.

При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи.

Содействовал сооружению КВЖД.

Разработал программу реформ, воплощенную в жизнь П. А. Столыпиным.

Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Провёл реформу налогообложения промышленности.

Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь.

Заключил мирный договор с Японией, по которому половина острова Сахалин переходила к Японии.

Проявил незаурядные дипломатические способности (Союзный договор с Китаем, заключение Портсмутского мира с Японией, торговый договор с Германией).

Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Конфискационную реформу января 1991 года, которую в Советском Союзе принято называть по фамилии первого и последнего премьер-министра СССР "павловской", многие считали одной из причин провала "августовского путча" ГКЧП и крушения сверхдержавы. Сегодня, когда в мире раскручивается маховик второй волны экономического кризиса, эти события приобретают особый подтекст.

У последней черты

Начало 1991 года ничего хорошего трещащему по швам Советскому Союзу не обещало.

Самая большая в мире супердержава быстро и уверенно катилась к своему развалу. На национальных окраинах Империи разгорались межэтнические столкновения, в гигантских очередях за всем на свете давилось население одной шестой части суши, ограничение продажи качественного алкоголя заставило традиционно пьющих советских людей упрямо глушить все, что хотя бы отдаленно напоминало спиртной напиток и безудержно спиваться от суррогата. Экономические реформы забуксовали окончательно, перестройка проваливалась, гласность добивала разоблаченные сталинистские останки КПСС.

Дефицит был глобальный. Народ уже не желал зрелищ - только бы хлеба. Квартирные воры перестали уносить из домов заношенные вещи и перешли на содержимое холодильников. Преступность шла к кооперации с цеховиками и властью, превращаясь в советскую мафию. Из первых кооператоров вырастали первые миллионеры. Из последних налетчиков - первые бизнесмены.

Армия и милиция разлагались вместе с обществом, не понимая, кого защищать и за кого воевать. В народе ходили упорные слухи о выводе "золота партии" за границу и вложении его в прибыльные зарубежные компании. Общество с надеждой смотрело на Запад, Запад благосклонно поощрял торжественное шествие к пропасти конкурирующей с ним Империи.

Полуголодная, полуодетая, злая от нахлынувшей правды безнадежно больная страна вкатывалась в 90-е годы XX века.

Переход от плановой экономики к рыночной на рубеже 1980-1990 годов в огромной полуголодной стране, с детства приученной к дефициту и очередям, проходил крайне болезненно и с большими материальными жертвами для населения. Почти 300 миллионов жителей, за исключением тонкой прослойки партийной и региональной элит, не могли обеспечить себя в достаточной мере продовольственными и промышленными товарами. Пустые полки магазинов стали привычным зрелищем для советских людей позднего СССР, а скромные зарплаты не позволяли им покупать продукты на дорогих колхозных рынках и в первых коммерческих магазинах-"комках".

При этом сложно назвать граждан СССР заката социализма "обществом потребления", требовавшим большого количества материальных благ. Люди жили от зарплаты до зарплаты, стремясь обеспечить семью в первую очередь достойным питанием, во вторую - крышей над головой.

В широких массах росло недовольство и озлобление, грозившее вылиться в голодные бунты против любой власти, которая не в состоянии будет их в первую очередь накормить и обеспечить товарами первой необходимости. Зарплату, однако, тогда платили аккуратно - ее задержка точно могла стать детонатором для социального взрыва. Но наличие постоянно обесценивавшихся "деревянных" рублей на руках при отсутствии товаров в магазинах делало их бессмысленной макулатурой.

По мнению доктора экономических наук, профессора Южного федерального университета Вячеслава Вольчика, "существовала избыточная денежная масса, природа которой была в нарастающих дисфункциях институтов плановой экономики. Хаотические и непоследовательные рыночные реформы разрушали систему централизованного планирования, но почти не способствовали созданию рыночных механизмов регулирования и институтов".

"Никакой подготовки к реформе не ведется"

Официальной причиной финансовой реформы называлась борьба с фальшивыми банкнотами, "забрасываемыми недругами из-за рубежа", а также с нетрудовыми доходами граждан. Так было легче объяснить задумку с точки зрения привычной советской идеологии тех лет. Неофициально все прекрасно понимали, что необходимо было избавиться от избыточной денежной массы напечатанных в конце 1980 годов купюр для исполнения социальных гарантий, скопившихся на руках населения и разгонявших дефицит товаров народного потребления.

Главным мотором реформы стал 53-летний министр финансов Валентин Павлов, называвший себя сторонником "государственного капитализма". С августа 1986 года он возглавлял Госкомитет СССР по ценам и был в курсе не идеологического, а реального положения дел и давно выискивал различные способы изъятия у населения необеспеченных товарами денежных средств.

В качестве вариантов фигурировали порядка десятка различных концепций, от уже обкатанных на других странах, так и самых парадоксальных. Одна из них, например, предусматривала введение так называемых "параллельных денег" по образцу золотого червонца 1920-х годов, но в безналичном обороте. Другая - простое конфискационное аннулирование всех старых денег без их обмена и механизма кредитного эмиссионного регулирования (на опыте ФРГ и жесткой реформы 1948 года канцлера Конрада Аденауэра, фактически ликвидировавшего таким образом "черный рынок"). Третья - компромиссный вариант в виде компенсационного обмена с изменением масштаба национальной валюты и изъятия накоплений сверх строго установленной денежной суммы.

Реформа была необходима, - утверждает Вячеслав Вольчик, - Но реформа не должна быть только денежной. В СССР в то время давно назрели глубокие структурные реформы в экономике. Это, прежде всего, реформы в сфере экономической координации и ценообразования. Необходимо было начать "выращивание" рыночных институтов, которые впоследствии позволили бы сформироваться рынкам не только потребительских товаров, но и факторов производства.

Сам Валентин Павлов, придя на пост министра финансов в июле 1989 года, постоянно носился с идеей реформы, которая, по его задумке, должна была не только ограничиваться изъятием избыточной денежной массы, но и привести к повышению цен с учетом себестоимости товаров и услуг. Более того, особо министр настаивал на том, чтобы провести обмен в максимально сжатые сроки, дабы хранящиеся гражданами не в банке, а "в кубышке" денежные накопления либо не успели, либо не сумели сдать в полном объеме. В Минфине не сомневались, что подавляющей массе населения из мизерных зарплат копить нечего - держать под подушкой заначки в крупных купюрах способны лишь "бесчестные люди".

Реально проблемы с инфляцией и обнищанием населения начались в 1988-м с появлением кооперативов, - считает известный экономист, руководитель компании экспертного консультирования Михаил Хазин. - Не с каждого конкретного кооператора, а с самой модели, при которой можно было деньги из государственных предприятий выкачивать через кооперативы. Чтобы в условиях кризиса финансировать социальные проекты, государство довольно много напечатало денег в конце 1980-х. Они тоже концентрировались у части населения, мягко говоря, не совсем законными способами. И павловская реформа, в том числе, должна была эти деньги отсечь.

При этом министр прибег к старой "страшилке", подав летом 1990 года секретную записку президенту Михаилу Горбачеву и председателю Совета министров СССР Hиколаю Рыжкову. В ней он объяснял необходимость обмена именно 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года тем, что якобы именно эти банкноты в большом количестве вывезены за границу, а в СССР сосредоточены в руках теневого капитала. Председатель Совмина запросил таможню о пересечении наличности через границу. Оттуда ему сообщили, что из страны как правило утекают алые десятирублевые купюры, а не желтоватые "сотенные".

Препирательства по поводу радикализации реформ сначала отправили Рыжкова в больницу с обширным инфарктом, а оттуда - в отставку стремительно теряющим популярность Горбачевым, которому необходим был человек, взваливший бы на себя ответственность за будущие непопулярные шаги.

Амбициозный Валентин Павлов с его реформой как раз прекрасно подходил на эту роль. Его и утвердили премьером 14 января 1991 года. Аккурат на следующий день после штурма группой "Альфа" вильнюсского телецентра, повлекшем за собой многочисленные жертвы среди населения литовской столицы. Это потом уже расследование установит, что в спину мирного населения с крыш домов стреляли провокаторы из националистического движения "Саюдис". Но на тот момент приход к руководству правительства "госкапиталиста" уже прочно связали с 15 убитыми и 600 ранеными в Вильнюсе. Впрочем, сам будущий реформатор Валентин Павлов сразу же начал руководство кабинетом с откровенной дезинформации.

Никакой подготовки к реформе не ведется, - уверял он с высокой трибуны. - Во-первых, денежная реформа - это только часть комплекса мероприятий, направленных на оздоровление экономической ситуации, и изолированное ее проведение без решения других задач ни к чему не приведет. Во-вторых, проведение реформы обойдется государству примерно в 5 миллиардов рублей. В-третьих, существующие мощности по выпуску дензнаков позволяют накопить необходимое количество новых денег в течение трех лет.

Журналисты деловых изданий указали премьеру на запечатанные кипы банкнот, которые им удалось запечатлеть на фото в различных банках, ссылались на неназванные источники в финансовой сфере. Но "единожды солгавшему" Павлову вторил тогдашний председатель правления Госбанка СССР Виктор Геращенко, на всех углах опровергавший слухи о предстоящей реформе.

Потом все это вранье объясняли "повышенной секретностью операции".

Ни веры, ни надежды, ни любви

Привыкшая к традиционному идеологическому лицемерию, мало что сведущая в рыночной экономике страна смутно подозревала некий подвох со стороны руководящей и направляющей партии. Доверия первые лица государства у рядовых советских граждан уже не вызывали. Информация о подготовке денежной реформы просачивалась из финансовых структур через знакомых, и кое-кто успевал обменять "полтинники" и "сотки" загодя. Один из ростовских криминальных авторитетов, попросивший называть его Гариком, рассказал корреспонденту "РГ", что за два дня до объявления реформы один из "подшефных" кооператоров показывал ему домашний секретер, доверху набитый мелкими банкнотами, разменянными "теневиками" через банковские каналы. Накануне "акции" часть населения успела сбросить часть "реформированной" наличности в кассах метро, железнодорожных вокзалов, у таксистов, в магазинах. Но таковых были единицы.

О будущей реформе все подозревали, но никто не знал точно, когда каким образом ее будут проводить. Это обсуждалось в транспорте, на производстве, в колхозах, вузах, экспедициях, в армии, но большая часть обсуждающих сходилась на том, что с одной стороны "копить вроде нечего", с другой, "все равно обманут". Истина конечно же была где-то рядом.

22 января президент Горбачев подписал указ об изъятии из обращения 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года и обмене их на более мелкие банкноты или купюры нового образца. При этом обмен наличности в сумме до 1 тысячи рублей осуществлялся только в течение трех дней - со среды по пятницу 23-25 января, а снятие наличности в Сбербанке ограничивалось 500 рублями. До конца марта можно было поменять деньги уже в специальных комиссиях, которые рассматривали каждый неуложенный в отведенные сроки случай в отдельности (командировка, экспедиция, состояние здоровья и прочее). Одновременно необходимо было доказать, откуда у человека взялась сумма свыше 1 тысячи рублей.

Указ президента зачитали в 21.00 в вечернем выпуске программы "Время", когда почти все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

Самые сообразительные в панике бросились спасать свои кровные. Кто отправлял перевод на имя жены на все "паленые" купюры, кто покупал несколько билетов на поезд или самолет на разные рейсы, чтобы затем их сдать. Но это успели сделать лишь единицы, ибо времени было лишь до полуночи.

С утра среды в сберкассы выстроились гигантские очереди, в которых стояли "делегаты" от трудовых коллективов, отправленные менять деньги целых бригад. Ставка организаторов реформы на "рабочий день" себя частично оправдала - многие физически не смогли добраться от станка до банка, до своих тайников и кладов.

Впрочем, где-то местные власти пошли навстречу трудящимся, и деньги меняли на почте, на производстве. В очередях возникали потасовки, кому-то становилось плохо, и правительство тогда материли, на чем свет стоит.

По утверждению того же Гарика, имеющего за плечами 17-летний "стаж" пребывания в местах отдаленных, в ростовской колонии строгого режима ее начальнику предлагали взятку в размере 500 тысяч рублей за то, чтобы он на сутки под "честное воровское" отпустил одного из здешних "сидельцев" для того, чтобы поменять тюремный "общак". Тот отказался. Почему начальник не взял столь внушительный куш, стоит только догадываться. Может действительно взыграла тогда еще не ставшая анахронизмом профессиональная гордость? А может и просто испугался, посчитал это за тонкую провокацию. Взятка на такую сумму тянула на "расстрельную" статью при любых погонах.

Способ проведения реформы был абсолютно неправильным с сегодняшней точки зрения, - считает Вячеслав Вольчик. - Но если рассуждать, как тогдашнее советское руководство, то другого способа проведения денежной реформы просто не существовало. Практически все советские реформы носили конфискационный характер. И реформа 1991 года не была исключением.

В итоге изъять из обращения удалось порядка 14 миллиардов рублей, хотя по замыслу организаторов реформы обмену подлежало 51,5 из 133 миллиардов наличных банкнот (39 процентов).

Одновременно и вклады в Сберегательном банке были заморожены. На них начислялись 40 процентов годовых, но деньги можно было получить наличными... только в следующем году. А что с ними произошло после 1 января 1992 года все помнят.

Помимо этого, национальный доход по сравнению с 1990 годом уменьшился на 20 процентов, а дефицит государственного бюджета в 1991 году составлял, по разным оценкам, от 20 до 30 процентов валового внутреннего продукта.

Интересно, что после завершения обмена премьер Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР. Более того, в рамках второго этапа реформы так же без предварительного объявления уже со 2 апреля в СССР втрое выросли цены на товары народного потребления, которые десятилетиями оставались стабильными. Это привело к совершенной утрате всякого доверия к правительству у населения, посчитавшего себя дважды ограбленным. По опросам общественного мнения, именно "павловская реформа" послужила одной из основных причин провала попытки государственного переворота, предпринятого консервативной частью Политбюро ЦК КПСС и правительства в августе 1991 года. Примечательно, что в составе ГКЧП тогда фигурировал и неудавшийся реформатор Валентин Павлов...

Может быть, неоднозначно это покажется, - вспоминал он потом, - но дело заключается в том, что очень мало кто в то время понимал и верил в то, что вопрос идет не об идеологии. Вопрос не идет о формах собственности, о хозяйствовании, о реформах, а вопрос идет о государстве.

Но это все было потом. А тогда, в конце января 1991 года жители страны прощались не только с пропавшими "заначками", но и с частью своего общего прошлого. Жители Владикавказа (только что переименованного из советского Орджоникидзе) до сих пор вспоминают, как утром 26 января 1991 года, через день после прекращения обмена купюр, к зданию Госбанка подошел хорошо одетый мужчина с чемоданом. Открыл его, вывалил в снег гору пятидесятирублевок и поджег ее на потеху прохожим. Вместе с ними горела в пламени самого дорогого в Северной Осетии костерка и вера в "ум, честь и совесть нашей эпохи".

Накануне распада СССР уже остро ощущалась неуправляемость экономики в целом, и в этих условиях на первый план автоматически выходит проблема государственных денег и управления ими. 14

января 1991 г.

Председателем Правительства СССР был назначен B.C. Павлов (1937-2003 гг.), бывший в течение двух лет министром финансов СССР, один из самых компетентных и решительных финансистов и государственных деятелей позднего советского периода. Денежной реформой 1991 г., проведенной под его руководством, предусматривался обмен наличных денег, причем только крупных купюр (50 и 100 руб. образца 1961 г. на новые 1991 г. выпуска), для борьбы со спекуляцией, коррупцией, контрабандой, изготовлением фальшивых денег, нетрудовыми доходами. Обмену подлежали денежные средства в размере месячного оклада. Вклады в сберегательных кассах на сумму более 10 тыс. руб. временно сроком на пол года замораживались. При этом в течение двух месяцев выдача наличных денег гражданам с их вкладов в банках ограничивалась 500 руб. в месяц. В условиях спада производства и острого товарного дефицита, проведенная реформа в принципе не повлияла на общее экономическое положение. Она имела конфискационный характер, но была мягче, чем в 1947 г., было конфисковано менее 15% банкнот по сравнению с 50% в 1947 г.97 В преддверии распада СССР при всех благих намерениях правительства обмен денег был хаотичным и вызвал недовольство населения.

В ходе дальнейшей либерализации наблюдался колоссальный рост цен, что лишь подтвердило незначительность эффекта этой реформы, не затронувшей безналичную сферу расчетов, которая и была той огромной подводной частью айсберга, которая определила кризис системы расчетов в целом. Начавшийся осенью 1991 г. распад СССР и отказ республик перечислять средства в союзный бюджет привели к существенному увеличению денежной эмиссии Госбанком СССР. Причинами проведения в это время денежных реформ в бывших союзных республиках и выпуска национальных валют стали распад СССР и образование 15

новых независимых государств, поставивших задачу создания национальных денежных систем. В 1993 г. в условиях больших перемен и противоречий во властных структурах была проведена своеобразная денежная реформа в России, в ходе которой от российской денежной системы решительно отделилась наличная денежная масса стран ближнего зарубежья, которые уже не поставляли товары, а лишь накапливали задолженность по безналичным расчетам. Все банковские и казначейские билеты Госбанка СССР, банкноты образца 1961 - 1992 гг. были изъяты из обращения. Монеты образца 1961 г. из обращения изъяты не были. Были выпущены и оставлены в обращении только банкноты Банка России образца 1993 г. номиналом 100, 200, 500, 1000, 5000, 10000 и 50000 руб. Гражданам Российской Федерации предоставлялось право обменять один раз лично до 100 тыс. руб. с зачислением остальных сумм на срочный депозит в Сбербанке России. Лимит обмена для неграждан, временно находившихся в России, был установлен в 15 тыс. руб. Таким образом, официально почти незаметными действиями, которые в то время не объявлялись как денежная реформа, советский рубль был заменен в обращении новыми банкнотами Центрального банка Российской Федерации.

Первоначально статус рубля в качестве национальной валюты России был определен Законом РФ «О денежной системе Российской Федерации» от 25 сентября 1992 г. № 3537-1. Позднее в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в ст. 75 указывалось: «Денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль». И далее, 26 апреля 1995 г. был принят Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», упразднивший предыдущий закон о денежной системе, но повторивший формулировку из него: «Официальной денежной единицей (валютой) России является рубль. Один рубль состоит из 100 коп.» (ст. 3).

Однако на протяжении последующих 1990-х годов денежное хозяйство в стране продолжало выходить из-под контроля и количественно становилось неуправляемым. Приближался новый кризис в условиях отсутствия позитивных сдвигов от попыток достичь активности в производстве путем приватизации и обеспечить поступление в казну налогов от приватизированных предприятий.

В 1998 г. в России была проведена денежная реформа в форме деноминации. 4 августа 1997 г. президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин (1931-2007) издал Указ об изменении номинальной стоимости рублевых банкнот, а также об изменении масштаба цен в соотношении 1:1000. В соответствии с решениями Комитета директоров Центральный банк Российской Федерации предпринял комплекс мер с целью изменения номинальной стоимости российского рубля, которая отражалась в банкнотах и монетах.

Согласованные принципы реформы предусматривали постепенный обмен банкнот и монет в процессе их обычного, регулярного обращения с тем, чтобы исключить какие-либо потери для граждан. Деноминация рубля предусматривала начиная с 1998 г. параллельное обращение новых и старых банкнот и монет, в то время как изъятие старых банкнот должно было проходить без ограничений в соотношении 1000:1 через обычные каналы денежного обращения - торговлю товарами, торговлю услугами, операции банковских учреждений. Выпуск в оборот банкнот и монет образца 1997 г. осуществлялся через учреждения Банка России и кредитных организаций для обеспечения выплат заработной платы, пенсий, пособий и других наличных платежей. В соответствии с намеченными мероприятиями банкноты Банка России предыдущего выпуска (1993-1995 гг.), заменившие советские рубли, а также монеты СССР и монеты Банка России, выпущенные в 1961 - 1996 гг. (включая и монеты СССР в 1, 2 и 3 коп., выпущенные до 1991 г.) должны были постепенно изъяты из обращения. После этого платежный оборот России должен был бы состоять из банкнот Банка России выпуска 1997 г. в купюрах 5, 10, 50, 100, 500 руб. и новых монет образца 1997 г. в 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2, 5 руб. Для удобства применения и ровного перехода к новым рублям их внешний вид оставался прежним с уменьшенной номинальной стоимостью в 1000 раз и с введением новых защитных знаков на банкноты. Предполагалось, что к 1 января 1999 г. банкноты ранних выпусков в основном уйдут из оборота, при том что официальный обмен банкнот, которые бы не были обменены или использованы, был бы продлен без ограничений до 2002 г. включительно. Эти первоначальные планы заранее были объявлены и уже начали реализовываться, пока в августе 1998 г. не произошел дефолт.

План о замене денег был открыто объявлен заранее. Однако в процессе его реализации в преддверии августовского кризиса 1998 г., имевшего как внутренние, так и международные корни, и после него обнаружились те же признаки конфискационных денежных реформ, которые проводились несколько раз в советское время. Впоследствии стало очевидно, что денежно-финансовые органы, предлагая такую реформу, как бы предвосхитили наступивший вскоре «дефолт» и поэтому пытались заранее сгладить ожидаемые крайне негативные явления.

Центральный банк РФ, в котором еще сохранялись традиции работы в советских условиях, предпринимал меры предосторожности, чтобы подстраховаться перед наступлением более драматических событий в будущем из-за расточительных краткосрочных заимствований на внутреннем рынке и за границей. Эти меры состояли в выпуске краткосрочных, реально не обеспеченных государственных кредитных облигаций (ГКО) с выпуском их и на внешний неустойчивый спекулятивный рынок. Таким образом, денежный кризис фактически начался уже в 1997 г. в связи с подготовкой открыто объявленной 4 августа президентом Б.Н. Ельциным и оказав- шей-ся на деле скрытой конфискационной денежной реформы. Эта реформа началась в условиях относительной стабильности де-нежного рынка и наличия внутренней конвертируемости рубля, в связи с чем у массы простых людей не могло не складываться впечатление, что рынок по инерции сохраняет устойчивость. В этих условиях авторы справедливо посчитали, что паники не должно быть. Возможно, только немногие могли предчувствовать, что вскоре произойдет полный крах финансовой системы, который включал бы в себя государственный внутренний и внешний «дефолт» и резкое падение курса рубля, что фактически конфисковало рублевые денежные сбережения населения (в который раз!). Так и остался открытым, невыясненным вопрос, какая общая сумма старых рублей реально была обменена на деноминированные рубли, что, собственно, и показало бы масштаб скрытой денежной конфискации.

В современных экономических публикациях, посвященных «дефолту» в России есть две разные точки зрения на произошедшие драматические события: объясняющая и в высшей степени критическая...

Первая точка зрения объясняет, какие меры предпринимались и почему, несмотря ни на что, кризис все же произошел и был неизбежен. Согласно этой позиции ничего, к сожалению, нельзя было поделать в тех неблагоприятных условиях, которые сопутствовали начальному периоду преобразований. Как свидетельствовал мировой опыт, наиболее распространенным современным методом мобилизации дополнительных финансовых ресурсов является выпуск гарантированных государством краткосрочных займов в виде облигаций, что соответствовало требованиям МВФ. Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии начал проявляться в конце 1997 - начале 1998 г., что косвенно увеличило риски в России по иностранным инвестициям. Предпринятые правительством попытки продлить сроки выплат по обязательствам успеха не принесли, в то время как рынком было утрачено доверие к действиям правительства. К июню 1998 г. международные кредитные рейтинга России существенно снизились. Произошел массивный отлив иностранного капитала из России. Одновременно и без того очень небольшие официальные золотовалютные резервы резко сократились до ничтожного уровня - до 2 млрд долл. Причем у населения уже осели десятки миллиардов долларов, которые никак «не работали» в экономике и не были связаны с банковской системой. 20 июля 1998 г. было объявлено о прекращении выпуска краткосрочных государственных ценных бумаг.

Вторая точка зрения по поводу произошедшего «дефолта» - критическая. Основа ее заключается в ошибочности, неэффективности, обреченности на неудачу взятой на вооружение с самого начала бюджетной и налоговой политики, что привело к огромному росту государственного долга.

Августовский кризис 1998 г. продемонстрировал необоснованность усилий по стабилизации валютного курса в условиях неконтролируемого рынка, деградации и падения экономического производства и финансового хозяйства. Ухудшение состояния платежного баланса и начало финансового кризиса в Азии не были учтены с достаточной предусмотрительностью. Спорадические попытки стабилизации валютного курса путем валютных интервенций Центрального банка РФ при недостаточности ресурсов были обречены на неудачу. Ажиотажный внутренний спрос на доллары США со стороны резидентов и нерезидентов не мог быть удовлетворен ни путем заимствований за рубежом, ни путем интенсивных расходов остававшихся официальных золотовалютных резервов. Итог стал неизбежным - внутренний и внешний «дефолт».

Относительно крупные потери понесли также западные спекулятивные инвестиционные фонды, в том числе из США.

Искусственно введенный «валютный коридор» прекратил существование, в то время как стихийное плавание валютного курса стало обычной нормой. Это стало возможным в связи с принятием правительством твердого курса на пополнение валютных резервов Банка России за счет отчислений экспортерами значительной, постоянно возраставшей выручки от экспорта энергетической продукции по мировым ценам с устойчивой тенденцией к их повышению. Присутствие Банка России на валютном рынке стало определяться задачей выравнивания возникающих колебаний путем купли-продажи валюты. Этому предшествовало беспрецедентное падение обменного курса рубля: с 15 августа 1998 г. официальный обменный курс 6,3 руб. за 1 долл. уменьшился к концу 1999 г. до 27 руб. за 1 долл. Менее чем за полтора года рубль обесценился в 4,3 раза.

Валютный курс российского рубля, регулярно объявляемый Центральным банком РФ, приобрел значение солидной экономической категории. Официальный валютный курс Центрального банка РФ стал применяться для всех расчетов государства с предприятиями, ассоциациями и гражданами, а также для налогообложения и бухгалтерского учета. На базе официального валютного курса заключались многочисленные сделки купли-продажи иностранной валюты на внутреннем рынке, а с лета 2006 г. российский рубль стал в наличной форме доступным и частично конвертируемым за границей, тем самым превратившись в значимый международный денежный инструмент.

Уже в августе 1998 г. Правительство РФ обнародовало план преодоления кризиса, включавший:

введение плавающего обменного курса рубля по отношению к доллару;

Во времена Гражданской войны и «военного коммунизма» в стране имели хождение деньги царского и Временного правительств, советские денежные знаки, и целая масса различных денежных суррогатов. Количество денег было настолько огромным, что деньги стремительно обесценивались, процветал натуральный обмен, почти как первобытном обществе.
Введение карточной системы окончательно разрушило экономику…

В 1921 году Всероссийский центральный исполнительный комитет, высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти Российской Советской Республики, принял решение вернуть разрушенную страну к деньгам.
Реформа 1922-1924 годов
Был воссоздан Государственный банк, все имевшиеся пятничники, керенки, николаевки и красные денежные знаки совзнаки, больше напоминающие не деньги, а почтовые марки, были обменяны на новые деньги в соотношении 10 000 к 1. Это было первой деноминацией в СССР.

Совзнаки, фактически являясь деньгами, официально деньгами не назывались, так как заявленной целью советского правительства было построение коммунистического общества, в котором деньги будут отсутствовать. Словосочетание «денежный знак» появилось только на купюре образца 1922 года.


Но советские деньги продолжали обесцениваться. В 1921 году реальная стоимость 100 тысяч совзнаков равнялась стоимости одной дореволюционной копейки. Поэтому Российская коммунистическая партия взяла курс на обеспечение денег золотом.
Начиная с 1922 года, Госбанк стал печатать червонцы. Это уже был не российский, а советский червонец. В 1922 году произошло объединение республик России, Украины, Беларуси и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, включавшей Азербайджан, Армению и Грузию в «Союз нерушимых республик свободных». Новой стране нужна была своя валюта.


Червонцы были оформлены однотипно и печатались на белой бумаге с общим водяным знаком. В народе они получили название «белые червонцы».
Советский червонец должен был убрать из оборота другие валюты и привести экономику к единой валюте. Червонец приравняли к 10-рублевой золотой монете царской чеканки, как самой стабильной денежной единице того времени. Но обеспечение червонца было лишь на 25% золотом, остальные 75% червонца обеспечивались товарами и краткосрочными обязательствами. Неудивительно, что червонец не стал стабильной валютой в 1922 году.


Лишь в 1924 году СССР достиг успеха, когда стали выпускать казначейские билеты Государственного банка СССР, чеканить серебряную и медную монеты, а главное червонцы из золота.
Коммунистический золотой червонец использовался во внешней торговле, котировался на биржах Австрии, Турции, Италии, Китая, Эстонии, Латвии, Литвы), а операции с ним проводились в Великобритании, Германии, Голландии, Польше, США и многих других странах.

С золотым червонцем связан исторический казус. Капиталистические страны отказывались принимать золотую монету с советский символикой, поэтому СССР стал чеканить царские николаевские червонцы образца 1911 и 1898 годов. На монете был изображен расстрелянный коммунистами царь Николай Первый. Идеология идеологией, а торговля торговлей.


С 1926 по 1932 год постепенно были обновлены все бумажные деньги 1922-1924 годов. Новые купюры были двусторонними, за исключением пяти червонцев. Водяной знак остался только на банкноте номиналом 5 червонцев. Стала использоваться более плотная бумага для печати.


В 1937 году была выпущена новая серия банкнот номиналами в 1, 3, 5 и 10 червонцев. На них впервые появился портрет Ленина. С этими купюрами наша страна в 1941 году вступила в Великую отечественную войну.


Во времена ВОВ денежные знаки продолжали хождение, даже довольствие фронтовики получали деньгами. Значение деньги, конечно, практически утратили, на фронте негде было что-то купить, к тому же офицеры и солдаты отправляли денежное довольствие своим семьям в тылу.


В тылу эти деньги тоже не играли существенной роли. На нелегальном рынке на присылаемые ежемесячно офицерские деньги можно было купить 3-4 литра молока или 1-2 буханки черного хлеба, но это было офицерское довольствие, солдаты получали значительно меньше.
Червонцы находились в обращении в СССР до денежной реформы 1947 года.
Послевоенная денежная реформа 1947 года
Вторая денежная реформа в СССР была проведена в период с 16 по 29 декабря, хотя слухи о ней появились вскоре после окончания Великой Отечественной войны.
Реформа была проведена в форме деноминации с конфискацией. По вкладам в Сбербанке суммы до 3 тысяч рублей обменивались один к одному, по вкладам от 3 до 10 тысяч рублей было произведено сокращение накоплений на одну треть суммы, по вкладам в размере свыше 10 тысяч рублей изымалось две трети суммы.
Те же, кто хранил деньги дома, при обмене получил один новый рубль за десять старых. При перерасчёте зарплаты деньги обменивались таким образом, что зарплата оставалась без изменения.


Поскольку сохранить планы власти в тайне от населения не удалось, за несколько дней до начала реформы в сберкассах стали выстраиваться очереди желающих положить деньги на сберкнижку. 2 декабря МВД констатировало «случаи, когда вкладчики изымают крупные вклады (30-50 тысяч рублей и выше), а затем эти же деньги вкладывают более мелкими вкладами в другие сберкассы на разных лиц».
Пытаясь спасти свою наличность, люди бросились скупать мебель, музыкальные инструменты, охотничьи ружья, мотоциклы, велосипеды, золото, драгоценности, часы, промтовары, продовольственные товары длительного срока хранения (шоколад, консервы, копчёные колбасы и т.п.), водку и другие спиртные напитки. Увеличились обороты в ресторанах крупных городов.


Результатом денежной реформы 1947 года стало падение цен. Розничные упали на 17 процентов, рыночные снизились более чем в три раза. При проведении реформы большое значение придавалось ликвидации дефицита, чтобы избежать ажиотажного спроса на товары и инфляции. В течение года товары придерживались, чтобы после обмена денег их выбросить на рынок.
После отмены карточек в конце 1947 года при зарплате в 500-1000 рублей килограмм ржаного хлеба стоил 3 рубля, гречки - 12 рублей, сахара - 15 рублей, сливочного масла - 64 рубля, подсолнечного масла - 30 рублей, мороженого судака - 12 рублей, кофе - 75 рублей. Литр молока стоил 3-4 рубля, десяток яиц - 12-16, бутылка пива «Жигулёвское» - 7 рублей; пол-литровая бутылка «Московской» водки - 60 рублей.


Кстати, в ходе следствия по делу Берия в 1953 году было выявлено, что перед проведением в 1947 году денежной реформы зампредсовмина СССР Берия поручил своему помощнику тайно разместить в различных сберкассах значительную денежную сумму - более 40 тысяч рублей.
Эффект денежной реформы был огромным. Были конфискованы накопленные в годы войны состояния, в банковскую систему поступило большое количество денежных средства, затем направленных на восстановление народного хозяйства, в три раза снизились цены на рынке. Так закончился этап военной экономики, страна полностью вернулась к мирной жизни.
«Хрущёвская» денежная реформа 1961 года
Сталинские деньги просуществовали до 1961 года, когда правительство Хрущева провело новую реформу, в ходе которой старые деньги обменивались на новые 10:1 и в том же соотношении были изменены цены всех товаров, тарифные ставки заработной платы, пенсии, стипендии и пособия, платёжные обязательства и договоры.


Однако курс доллара был изменён не в 10 раз, как внутренние цены и зарплаты, а лишь в 4,44 раза. Точно так же - ровно в 4,44 раза - было повышено и золотое содержание рубля. По официальной версии, эта реформа проводилась «…в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам».


После проведения реформы 1961 года значительно облегчились взаиморасчёты. Округление цен в большую сторону позволило бюджету сэкономить, по разным оценкам, от 3 до 4,5 миллиарда рублей.


Снизилась себестоимость производства банкнот, так как новые деньги были гораздо меньшего формата. В то время появилась шутка. Если сталинские деньги за их большой размер называли «сталинскими портянками», то маленькие новые купюры прозвали «хрущевскими фантиками». Тем не менее, деньги 1961 года оказались долгожителями.
«Павловская» денежная реформа 1991 года
В 1991 году была проведена вторая денежная реформа с конфискацией. Реформа была названа в честь тогдашнего премьер-министра СССР Валентина Павлова. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми из-за рубежа.
Руководство страны беспокоило наличие большой денежной массы, которая не была обеспечена товарами и услугами. Тогда у всех было на слуху слово «дефицит». Дефицит был всего, деньги у населения были на руках и руководство страны ничего лучше не придумало, как изъять часть денег у населения, чтобы выровнять денежную и товарную массу.


В условиях дефицита процветали подпольные предприниматели, спекулянты, которые в основном оперировали наличными деньгами. Правительство считало, что в результате денежной реформы сможет уничтожить теневой бизнес.
Реформа была проведена жесточайшим образом. О реформе было объявлено по телевидению в 21 час по Московскому времени того же дня, когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты. Обмену подлежали все 10 и 100-рублевые купюры 1961 года выпуска на более мелкие того же года и не более 1000 рублей на одного человека.


Наиболее находчивые люди в ближайшие часы после этого смогли разменять имевшиеся у них 50-ти и 100-рублёвые купюры в кассах метро, железнодорожных вокзалов и у таксистов. Некоторым удалось отправить крупные денежные переводы в отделениях почты при вокзалах, работавших до 24 часов. Очень изворотливые покупали за крупные купюры в кассах железнодорожных вокзалов и аэропортов билеты на дальние расстояния на несколько дней вперёд, а потом сдавали эти билеты и получали деньги.
На обмен наличных денег было отведено 3 дня. Сразу в банках появились огромные очереди, наличных средств не хватало, люди вместо работы или отдыха пытались сбыть деньги. Скупалось все в магазинах, даже то, что в условиях дефицита не пользовалось спросом. Лишь бы сохранить деньги.


Планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей. Эффект неожиданности реформы должен был помочь в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами, фальшивомонетничеством, контрабандой и коррупцией, но на практике главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства…

Случайные статьи

Вверх