Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Экономические системыИспользование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности .
Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех .
Экономической целью фирмы выступает максимизация или минимизация .
Главными экономическими целями современного общества являются: , повышение эффективности производства, полная и социально-экономическая стабильность.
В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.
Производитель стремится производить (ЧТО? ) ту продукцию, которая удовлетворяет и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.
Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК? " производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими , чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.
Вопрос "ДЛЯ КОГО? " решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.
В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.
Командная или централизованная экономика является противоположностью . Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).
Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.
Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.
Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.
Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет , социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.
Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.
Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:
Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.
Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:
Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.
Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.
Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.
Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:
Недостатками же являются:
Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.
Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.
На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.
Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.
Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.
Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:
Из минусов стоит отметить:
Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.
Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.
Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:
Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:
Минусы в данном случае таковы:
Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.
Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:
Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.
На этом данная лекция по экономике завершена.
Человечеству известны разные экономические системы, которые сформировались в процессе продолжительного исторического развития. Их можно классифицировать по соответствующим критериям. Наиболее распространенной в современной экономической науке является классификация экономических систем по двум признакам:
экономических систем: традиционную, рыночную, командно-административную, смешанную (рис. 3.6).
Традиционная экономическая система господствовала в прошлом, но и сейчас некоторые ее черты присущи слаборазвитым странам. Она характеризуется многоукладностью экономики, сохранением натурально-общинных форм хозяйствования, отсталой техникой, широким применением ручного труда, неразвитой инфраструктурой, простейшими формами организации труда и производства, бедностью населения. На социально-экономические процессы значительное влияние оказывают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культовые ценности, кастовый и социальный состав населения. В современных условиях страны с традиционной экономикой страдают от засилья иностранного капитала и чрезмерно активного перераспределения национального дохода государством.
Рыночная экономическая система (экономика капитализма свободной конкуренции) характеризуется господством частной собственности на инвестиционные ресурсы, предусматривает функционирование большого количества действующих производителей и покупателей товаров, свободу выбора предпринимательской деятельности, личную свободу всех экономических субъектов, равный доступ их к ресурсам, научно-техническим достижениям, информации. В такой системе поведение каждого экономического субъекта мотивируется его личными интересами. Каждый из них стремится получить максимальный доход на основе индивидуального принятия решений. Но каждый экономический субъект способен реализовать свой частный интерес лишь в том случае, если он одновременно является носителем и общественного интереса. На рынке осуществляется такое соединение частного интереса с общественным, которое Адам Смит провозгласил принципом "невидимой руки" рынка. Это означает, что каждый индивид, который реализует свой частный интерес через производство и продажу товаров на рынке, не осознает того, что одновременно работает и на удовлетворение общественного интереса. Все макро- и микро-экономическиепроцессы (распределение ресурсов, ценообразование, создание доходов и т. п.) регулируются рыночным механизмом на основе свободной конкуренции. Конкуренция здесь является основной движущей силой развития экономики.
Вмешательство государства в экономические процессы минимально взвешенно. Роль государства ограничивается лишь защитой частной собственности и установлением благоприятного правового поля для свободного функционирования рынка. Все экономические решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно на свой страх и риск.
Рыночная экономика свободной конкуренции просуществовала приблизительно до первой трети XX в.
Командная экономическая система - это нерыночная экономика, которая базируется на господстве государственной собственности, огосударствлении и монополизации народного хозяйства, жестком централизованном директивном планировании производства и распределения ресурсов, отсутствии реальных товарно-денежных отношений, конкуренции и свободного ценообразования. Ей присущи высокая затратность производства, невосприимчивость к достижениям НТП, уравнительное распределение результатов производства, отсутствие материальных стимулов к эффективному труду, хронический дефицит (особенно товаров народного потребления) и т. п. Все эти признаки недостаточной жизнеспособности командной системы закономерно привели ее сначала к кризису, а потом и к распаду.
Командная экономика существовала в бывшем Советском Союзе и социалистических странах Восточной Европы и Азии.
Смешанная экономическая система является адекватной формой функционирования современных развитых стран и характеризуется такими чертами:
Типы экономических систем - классификация организации экономики по ряду признаков: формам собственности, способам распределения материальных благ, способам управления экономической деятельности и другим. Типология зависит от экономической школы, которой придерживается теоретик.
Ведущие современные экономисты выделяют два основных признака, на основании которых классифицируют экономические системы. Первый признак - форма собственности производственных средств, к которым относятся хозяйственные предприятия. В той или иной экономической системе средства производства могут находиться в государственной или частной собственности. Также в экономической системе могут одновременно работать частные и государственные предприятия.
Второй признак - подходы к управлению экономической деятельностью. Выделяют плановый подход, при котором производство и распределение материальных благ полностью контролирует государство. Также есть рыночный подход. Он предполагает свободное распределение результатов труда по итогам конкуренции. Наконец, существует смешанный подход. Он предполагает одновременное существование государственного планирования и свободной конкуренции между участниками экономической системы.
Также экономические системы классифицируются по технологическому состоянию экономики. По этому признаку выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные системы.
Основные типы экономических систем
К основным типам экономических систем относятся традиционная, плановая, рыночная и смешанная. Рассмотрим характеристики систем подробнее.
Традиционная экономическая система
В исторической перспективе это первый экономический уклад, котрый имеет формальные признаки экономической системы. Он относится к доиндустриальному периоду развития хозяйственной деятельности.
Традиционные экономические системы возникли раньше государств. В большинстве случаев средства производства принадлежали общинам и племенам. Это связано с неспособностью одного или нескольких человек самостоятельно сохранять средства получения материальных благ, к которым относились территории: сельскохозяйственные земли, охотничьи угодья, водоемы.
Представитель племени ваорани. Народ, живущий в Эквадоре, сохранил уклады традиционной экономической системы
Управление экономической деятельностью в традиционных системах можно назвать плановым и ситуативным одновременно. Решения о тех или иных хозяйственных мероприятиях принимались сильнейшими членами общины, старейшинами, вождями.
В настоящее время традиционные экономические системы встречаются среди жителей стран третьего мира: в Африке, Южной Америке, Юго-Восточной Азии.
Плановая экономическая система
Для этой экономической системы характерно государственное управление средствами производства. Это касается как природных ресурсов, так и построенных людьми предприятий. При этом отдельные люди могут владеть личными средствами производства и орудиями труда.
Плановая система предполагает формальное администрирование экономической деятельности. На практике оно осуществляется с помощью расчетов плановых показателей работы экономики в целом, а также отраслей и предприятий в частности.
К преимуществам плановой системы экономики относятся:
Возможность оперативно регулировать деятельность отраслей и предприятий. Это особенно важно в форс-мажорных условиях, например, во время войн и экономических кризисов. Также оперативное управление экономикой дает положительные результаты в периоды восстановительного роста.
Справедливое распределение материальных благ. Это преимущество относится к идеальным плановым системам, но на практике полностью его реализовать не удалось.
Плановая экономическая система работала в Советском Союзе. Оно обеспечила двузначные числа экономического роста в довоенный период, а также восстановление инфраструктуры и промышленности после войны.
Строительство Беломоро-Балтийского канала в СССР
Плановая экономика имеет ряд недостатков. К ним относятся отсутствие конкуренции, отсутствие баланса между созданием средств производств и товаров народного потребления, возможные ошибки планирования экономической деятельности.
Современные экономисты считают плановую экономику полезной на определенных этапах развития государств и регионов. К ним относится период становления страны или содружества стран, время глубоких экономических кризисов, периоды войн и послевоенных периодов. Ученые считают, что в течение нескольких десятилетий после создания государства или завершения войн и кризисов экономическая модель должна постепенно меняться с плановой на смешанную или рыночную.
Рыночная экономическая система
Рыночную экономическую систему можно назвать антиподом плановой. В таких системах средства производства находятся в частной собственности. Регулирование экономики осуществляется с помощью конкуренции. Производители качественных товаров и услуг получают прибыль и наращивают производство, вытесняя с рынка неэффективные предприятия.
Государство фактически оставляет за собой роль ночного сторожа. Оно гарантирует неприкосновенность частной собственности и следит за соблюдением законов всеми участниками экономических отношений.
В число преимуществ рыночной экономической системы входят:
Стимулирование предпринимательства как на уровне предприятий, так и на уровне частных лиц.
Саморегулирование отраслей и экономики в целом.
Вытеснение с рынка экономически невыгодных подходов к работе, продуктов, предприятий.
К недостаткам рыночной системы относят социальную несправедливость. Свободный рынок создает условия для реализации социал-дарвинистских процессов. Они способствуют успеху и обогащению наиболее приспособленных индивидуумов и предприятий. А неприспособленные люди и компании обречены на бедность и отсутствие средств к существованию.
Художественное изображение социального неравенства, существующего при рыночной экономической системе
В чистом виде рыночная экономическая система существует только в теории. Ближе всего к ней стоят экономики некоторых стран Запада, например, США. Но даже в этой стране, считающейся апологетом рынка, государство владеет большим количеством предприятий, активно вмешивается в экономические процессы и участвует в распределении материальных благ.
Теоретически рыночная модель считается идеальной для благополучных стран в периоды устойчивого экономического роста. В таких условиях она должна стимулировать инновации и способствовать дальнейшему росту экономики.
Смешанная экономическая система
Это наиболее распространенная в настоящее время рыночная модель. Она действует в большинстве стран мира, включая США, Китай, Россию, европейские государства.
Смешанная система ведения экономической деятельности предполагает, что средства производства находятся как в частной, так и в государственной форме собственности. При этом государственные предприятия на законодательном уровне не получают никаких преференций, а конкурируют на общих основаниях с частными.
Регулирование экономических процессов осуществляется с помощью конкуренции. Государство выполняет роль ночного сторожа, как в рыночной модели. В то же время государственные органы активно участвуют в деятельности критически важных для страны отраслях. Это может быть добывающая промышленность, военно-промышленный комплекс или инновационные сектора экономики. Для смешанной модели характерно стремление государства активно перераспределять материальные ценности для достижения социальной справедливости.
Целенаправленный переход к смешанной модели лоббируют сторонники левоцентристской идеологии: социалисты и социал-демократы. Например, к ним относятся Лейбористская партия в Великобритании.
Пример попытки осознанно построить смешанную систему - скандинавская модель экономики. В некоторых странах Северной Европы, включая Швецию и Данию, руководители внедряли социальное государство при сохранении капитализма и рыночной конкуренции. В настоящее время эти страны считаются одними из самых социально-ориентированных в мире. Однако бизнес в них вынужден платить высокие налоги.
Переход от плановой к смешанной экономике на постсоветском пространстве был болезненным. На фото митинг в 90-е годы
Справедливости ради стоит отметить, что социальная модель развития в странах Скандинавии возможна благодаря добыче и экспорту сырья.
В большинстве других странах мира власти пришли к смешанной экономической модели случайно или ситуативно. Например, в Соединенных Штатах руководство страны было вынуждено вмешиваться в экономику и национализировать крупные банковские учреждения из-за мирового финансового кризиса.
Какая экономическая модель лучшая
Идеальную экономическую модель человечество пока не придумало. Все остальные системы ведения хозяйственной деятельно имеют объективные достоинства и недостатки. Они возникают на определенных этапах развития общества и государства и сменяют друг друга.
Господствующая в настоящее время смешанная модель может считаться оптимальной на текущем этапе развития общества и государства. Но в случае глубокого экономического кризиса, вероятность которого оценивается очень высоко, она может смениться плановой экономикой. С ее помощью государства будут сохранять приемлемый уровень жизни и социального обеспечения граждан.
Виды экономических систем - это, можно сказать, способы решения главных экономических проблем. Такими проблемами являются право собственности на землю и капитал, распределение ограниченных ресурсов, производство и потребление товаров и услуг.
Принято выделять четыре вида экономических систем:
Каковы же особенности каждой системы?
Это наиболее древняя система, которая сложилась вместе с появлением современного человека. Для неё характерна общественная (точнее - общинная) собственность на землю и капитал, а ресурсы распределяются согласно устоявшимся традициям. Большую роль при этом играют религия, народные обычаи.
Такая система появилась и обрела определённую популярность в ХХ веке. Плановую экономику принято связывать с социализмом, однако в действительности в социалистических странах было сильно искажено понятие государственного планирования. Поэтому такую систему правильнее называть командной.
При таком построении экономики земля и капитал находятся в государственной собственности, а распределение ресурсов осуществляется «сверху» по указам органов власти. Предполагается, что такое распределение осуществляется на научной основе, однако чаще всего «планирование» было далёким от науки.
Рыночная экономика, именуемая также капитализмом, имеет довольно долгую историю становления, но восторжествовала лишь в XIX - XX веках. Она основывается на частной собственности и свободном рынке. Свобода предпринимательства позволяет наиболее эффективно решать главные экономические проблемы, однако рыночный тип имеет свои слабые места. Главное из них - это имущественное неравенство, вследствие чего рынок не может быть по-настоящему свободным: количество участников экономического процесса становится ограниченным.
В настоящее время в мире существует всего несколько стран, представляющих три указанные системы в чистом виде. Экономика большинства государств носит смешанный характер. Так, развитые страны имеют рыночную экономику, рядом с которой в той или иной степени имеется государственный сектор.
Некоторые из этих стран даже официально именуются социалистическими - в первую очередь это Швеция, страна-основатель так называемого «скандинавского социализма». Но даже такой большой госсектор, как в Швеции, работает по рыночным механизмам и вынужден конкурировать с частными организациями.
Планирование в развитых странах имеется, но носит более общий характер. А назначение государственного сектора - сгладить противоречия рынка, в том числе обеспечить социальную защиту населения, и организовать работу организаций и институтов, которые по определению не могут находиться в частной собственности (это, например, армия). В развивающихся странах и некоторых развитых (таких как Япония) в той или иной мере наличествуют также элементы традиционной экономики.
В современной науке выделяют некоторое количество экономических моделей, принятых в «эталонных» странах. Таких моделей несколько:
Иногда выделяют также модель ФРГ, Индии, России и других стран. Каждая из них характеризуется степенью развития рыночных, командных и традиционных механизмов, а также эффективностью производства товаров и услуг и распределения ресурсов. Нередко экономики конкретных стран изображают в треугольнике, углами которого являются три указанных «механизма» в чистом виде. Например, Япония и США тяготеют к рыночной экономике, но Япония располагается ближе к «традиционному» углу.
Как мы уже говорили, в настоящее время имеется несколько стран, представляющих три экономических типа в наиболее «чистом» виде. Первые два типа широко известны: «командные» страны - это Куба и КНДР; «традиционные» - это наиболее отсталые страны Африки, наподобие Свазиленда.
А каковы «чисто рыночные» страны? К ним относятся опять-таки некоторые африканские, а также латиноамериканские страны. В них зачастую государство отсутствует вовсе - имеются лишь имитационные структуры, не исполняющие даже элементарных обязательств. Примером такой «страны без государства» может служить Кения - к слову, далеко не самая отсталая страна Африки. Здесь полностью отсутствуют государственные медицина, образование, нет каких-либо социальных служб, социальной защиты, а армия и полиция фактически принадлежат племенной верхушке и не задействованы в защите граждан и их интересов.
В последнее время имитационные органы, правда, демонстрируют некоторую активность - например, привели в порядок общественный транспорт в Найроби, состоящий из большого количества традиционных маршруток-«матату». Однако это лишь единичные акты, в целом не меняющие ситуацию в стране. Нигерия также заслужила славу страны, где «абсолютно всё продаётся и покупается». Как видим, все три типа «экономик в чистом виде» являются провальными.
Правда, «чисто рыночные» страны демонстрируют некоторый успех - так, Нигерия и Кения являются наиболее развитыми странами чёрной Африки. Однако их быстро догнали (а в последнее время даже перегнали) такие страны, как Гана, Ботсвана и Намибия, развивающиеся по западноевропейской модели, а в скором времени догонит и Руанда, до мелочей копирующая опыт Сингапура.