Суть денежной реформы витте кратко. Денежная реформа С

15 января 1897 года 119 лет назад император Николай II издал указ о чеканке золотой монеты. Тем самым было положено начало денежной реформы министра финансов Сергея Витте.

Промышленный подъем, начавшийся в 1893 году, требовал средств, а свободная наличность в кассе Госбанка не превышала 20 миллионов рублей.

В конце 1895 года Витте изложил Госсовету основные положения денежной реформы, державшиеся до того в строгом секрете: ввести золотое обращение и стабилизировать рубль с помощью девальвации. Однако большинство Госсовета выступило против, считая девальвацию «унижением достоинства государства». Противодействовали введению золотого обращения и иностранные финансовые круги, которые боялись потерять средства от биржевых спекуляций с рублем.

Поняв, что свою реформу ему через Госсовет не провести, Витте обратился непосредственно к Его Величеству, и в начале января 1897 года Николай II собрал финансовый комитет под своим председательством. «На этом заседании и решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте, которое во всех отношениях укрепило Россию», - вспоминал потом Витте. Он хотел также ввести и золотую разменную монету - русь, были даже отчеканены ее образцы, но чтобы избежать путаницы с мелкой монетой, от этого проекта отказались.

За основу денежной системы был принят золотой рубль, содержавший 0,77 г чистого золота. В обращение вводились золотые монеты 5- и 10-рублевого достоинства, имевшие свободное хождение наравне с бумажными деньгами. Финансовая стабильность обеспечивалась устойчивым соотношением между общей массой бумажных денег и золотым запасом страны.

Финансовая система России была подорвана недавней русско-турецкой войной. Объем импорта рос более быстрыми темпами, чем размер экспорта. Государственный банк для погашения бюджетного дефицита печатал необеспеченные казначейские билеты. Темпы инфляции были вполне сопоставимы с темпами инфляции времен экспериментов наших младореформаторов.

Витте не просто "привязал" рубль к золоту. Даже доход с внешних кредитов был гарантирован в граммах этого драгоценного металла. И для заемщиков главным вопросом стало уже не то, сколько занять, а как преумножить состояние после возврата долга, стимулировать спрос населения, расширить внутренний рынок, развить национальные производительные силы.

Важно и то, что Витте точно просчитал момент для начала денежной реформы, провел большую подготовительную работу. Вот что он писал царю:

"Настоящее время, сравнительно с теми, когда бывшими министрами финансов были возбуждаемы вопросы о разрешении сделок на металлическую валюту, представляется наиболее удобным для принятия некоторых мер в области денежного обращения ввиду:

а) спокойного политического положения дел,

б) достигнутого в течение ряда лет равновесия между государственными доходами и расходами,

в) благоприятного настроения публики и большинства биржевых кругов к финансам России,

г) значительной устойчивости курса кредитного рубля,

д) значительного размера золотой наличности Государственного казначейства и Государственного банка".

Увы, российские младореформаторы не могут похвастаться тем, что они подгадали свои преобразования под аналогичные условия. А ведь надо учесть еще и то, что во времена Витте не было столь масштабной глобализации мировых рынков и высокой технологичности производства.

Царский указ "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" вышел 3 января 1897 года. Рубль был фактически на треть девальвирован. Новые деньги менялись на "старые" с разницей 1 к 1.5. Был введен свободный размен золота на кредитные билеты.

"Я совершил денежную реформу так, что население России совсем и не заметило ее, будто ничего не было... И не единой жалобы! Ни единого недоразумения со стороны людей", - писал в своих воспоминаниях Витте.

Согласитесь, исторические параллели напрашиваются тут сами собой. В связи с этим небезынтересны для всех нас некоторые мысли Витте, не потерявшие за 100 лет своей актуальности:

"Наш государственный долг, вследствие расстройства и неустойчивости денежной системы, потерял всякую определенность. Действительный размер его - не есть величина постоянная" . Это выдержка из речи министра финансов в Общем собрании Государственного совета, произнесенной Витте 28 декабря 1895 года.

"Неустойчивость денежной системы порождает прежде всего крайнюю неустойчивость товарных цен, притом неустойчивость весьма беспорядочного, неравномерного и случайного характера". И эта фраза была произнесена в том же 1895 году.

Витте вошел в историю не только как отец денежной реформы конца XIX века. Ему принадлежит почин в устройстве Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде и русского отдела Всемирной выставки в Париже, наглядно знакомивших современников с экономическим состоянием России.

Прочность российских финансов позволила ослабить негативные последствия промышленного кризиса начала ХХ века и относительно спокойно пережить русско-японскую войну 1904-1905 годов. Даже поражение в этой войне и начавшаяся революция не поколебали уверенность иностранных банкиров и промышленников в твердости российского рубля: в сентябре 1905-го Витте заключил заем на колоссальную по тем временам сумму - 2,5 млрд франков (один млрд. золотых рублей).

Характерно, что даже в эти годы продолжался обмен бумажных денег на золото, он прекратился лишь с началом первой мировой войны. Удачно проведенная реформа и сбалансированный бюджет позволили России накопить к началу войны более 500 млн. свободной наличности.

Может быть, уже назрела необходимость снова воспользоваться этим опытом?

Среди реформ С.Ю. Витте, естественно, наибольший интерес вызывает опыт стабилизации российского рубля. Конечно, современный мир и экономика качественно отличаются от образцов конца прошлого века. Но много поучительного в проведении денежной реформы 1895-1897 гг. можно найти и сегодня. Это и анализ ведущих мировых тенденций, и выбор благоприятной ситуации для ее проведения, и привлечение к ее разработке и обоснованию ведущих ученых и практиков России.

В XIX в., особенно в последней его четверти, большинство стран перешло к золотовалютной системе в связи с громадным ростом товарного обращения и развитием кредита. Англия фактически перешла к золотой валюте в конце XVIII в., а официально золотой монометаллизм был провозглашен в 1816 г. В 70-х годах он был введен в Германии, в скандинавских странах, в странах латинского монетного союза (Франции, Италии, Бельгии и Швейцарии), а также в Греции и США, а в 90-х годах - в Австро-Венгрии, Японии и Аргентине. Таким образом, на данном принципе основывалась вся мировая экономика. Поэтому надо подчеркнуть, что и крушение российской денежной системы в период первой мировой войны было не провалом модели Витте, а составной частью развала мировой системы золотого монометаллизма.

1.1. Причины и предпосылки денежной реформы с.Ю. Витте.

Денежная реформа в России готовилась достаточно долго и заняла в целом примерно 15-17 лет. Значительный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов - М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело. Причем "действовать новому министру финансов пришлось в более благоприятной обстановке: на крутом подъеме была промышленность; продолжался бурный процесс железнодорожного строительства; ряд позитивных сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве; торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо. Немаловажное значение приобрел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. руб." (при И. Вышнеградском - на 309 млн. руб.). Витте умело реализовал эти преимущества, его главная цель состояла в том, чтобы укрепить денежную систему России - несущую конструкцию быстро формирующегося единого национального рынка.

Началу денежной реформы предшествовал ряд актов, призванных сократить объем спекулятивных сделок и ослабить валютную интервенцию. 13 июня 1893 г. банкам было запрещено даже косвенно содействовать игре на курсе. Лица, виновные в заключение подобных сделок, подлежали штрафу в размере 5-10% от суммы сделки. Была введена "статистическая" (1 коп на 100 руб.) пошлина на ввоз и вывоз кредитных билетов. За тайный ввоз или вывоз, то есть без уплаты пошлины, предусматривался штраф в размере 25% с контрабандной суммы. На Берлинской бирже, игравшей важную роль в спекуляции с российскими рублями, в 1894 г. была произведена массовая (на 30 млн. руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу. При расчетах же их пришлось погашать по более высокому курсу, что было весьма выгодно России.

К числу подготовительных мер можно отнести и заключение таможенного договора с Германией. В ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспорт Витте провел через Государственный совет закон, в соответствии с которым тарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которые придерживались режима наибольшего благоприятствования в отношениях с Россией. Германия такого режима не придерживалась, и ее экспорт в Россию облагался пошлиной по повышенной ставке. Германия была вынуждена пойти на уступки. В 1894 г. был заключен новый торговый договор. Самолюбию Витте льстило то, что с этого момента его персоной заинтересовался весьма уважаемый им рейхсканцлер германской империи князь Отто Бисмарк.

В феврале 1895 г. Витте вышел со своими предложениями по реформе денежной системы. Они были в принципе одобрены Комитетом финансов и Государственным советом. Постановление Госсовета было в мае того же года утверждено царем и приняло силу закона. Однако по ряду причин (неведение населения о планах правительства в области валютной политики, ограничения в пользовании золотой валютой, неудобство пользования новым курсом - 1 золотой рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными рублями) операции с золотой валютой шли крайне слабо.

В марте 1896 г. Витте вошел с окончательным проектом денежной реформы в финансовый комитет, а в апреле - в Государственный совет. Новая денежная система, построенная на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы.

1. Десятирублевая золотая монета новой чеканки представляла собой основную монету России и законное средство платежа. Золотые монеты чеканки по закону 1885 г. были обязательны к приему по всем платежам до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки.

2. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.

3. Государственные кредитные билеты имели силу законного средства платежа и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп кредитных за 1 руб. золотом, или 66 2/3 копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчетного баланса, сложившегося в годы перед реформой.

4. Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государственным банком только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. - полностью.

5. Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере.

Основные положения проекта уже в марте были опубликованы и дали мощный толчок дискуссиям, за которыми четко прослеживались позиции разных классов и социальных групп российского общества. Если в Комитете финансов основные положения проекта были одобрены, то в Государственном совете они встретили почти единодушное неприятие. В такой ситуации Витте решил обойти Госсовет и обратился непосредственно к царю. "Его Величество исполнил мое ходатайство, - писал он в воспоминаниях, - и собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет в усиленном составе под своим председательством. На этом заседании и была, в сущности, решена участь финансовой реформы, то есть, решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте".

Первый закон "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" был подписан Николаем II на следующий день после совещания -3 января 1897 г. Были выпущены 10-рублевые золотые монеты - империалы, равнявшиеся 15 рублям кредитными билетами, и 5-рублевые - полуимпериалы, равнявшиеся 7,5 рубля кредитными билетами. Следующим актом стал указ от 29 августа 1897 г. об основах эмиссии кредитных билетов. По сравнению с ранее планировавшейся суммой выпуска кредитных билетов, обеспеченных золотом на 50%, в размере 1 млрд. руб. она была уменьшена до 600 млн. руб. Наконец, 27 августа 1898 г. был подписан указ об основах обращения серебряной монеты. Ей была отведена роль вспомогательных денег, что явилось и определенной уступкой сторонникам биметаллизма.

Денежная реформа С.Ю. Витте по праву считается важнейшей темой как целом комплексе его же реформ, так и в развитии индустриального общества конце XIX — начале XX века. Однако за многие годы переписывания школьных учебников многие так и не знают, в чем же собственно заключалась денежная реформа Витте? У всех на устах, что он ввел золотое обеспечение рубля..., и всё что ли?

Поэтому мы считаем своим долгом разобрать эту реформу детальнее. Кстати, этим постом мы продолжаем начатую ранее тему: так вы можете ознакомиться также о известном советском денежном реформаторе .

Предпосылки денежной реформы С.Ю.Витте

В догматической исторической литературе доминирует мнение, что предшественникам Сергея Юльевича Витте не удалось сделать то, что сделал этот великий реформатор. На самом деле все обстоит так, что денежная реформа Витте как раз завершила финансовые мероприятия Н.Х Бунге (минфин с 1882 по 1886 годы) и И.А. Вышнеградского (минфин с 1887 по 1892 годы). Также необходимо помнить, что финансовое развитие было неотделимо от и других важных исторических процессов.

И.А. Вышнеградский (минфин с 1887 по 1892 год)

Вот каких целей пытались добиться все эти государственные мужи в области государственных финансов:

Переход к сбалансированному бюджету. В Российской империи второй половины XIX века бюджет был дефицитный. Причина такого бюджета, при котором государственные доходы ниже государственных расходов, был в том, что налоги собирались только с крестьян да с рабочего люда. Зажиточные слои особо налогов не платили. Следовательно первейшая задача для перехода к сбалансированному бюджету была в необходимости перехода к справедливому налогообложению.

Н.Х Бунге (минфин с 1882 по 1886 год)

Так, в целях реализации такой политики Бунге отменил подушную подать в 1883 году с крестьян, одновременно с этим были понижены выкупные платежи.

Второе финансовое бедствие России — кредитные займы. Государство покрывало дефицит бюджета новыми внешними кредитами. Выход из этого положения был в том, чтобы предоставить населению возможность брать дешевый кредит для своих нужд, тем самым собирая свой процент в казну. Частично это было достигнуто в 1882 году созданием Крестьянского поземельного банка.

Третья задача , которую решали опять же все министры финансов — стабилизация рубля на мировых финансовых рынках, крупнейшим и богатейшим из которых был французский. Стабилизировать рубль можно было только одним способом — ввести металлическое денежное обращение наряду с бумажным. Проблема была в том, что не было в России столько золота, чтобы ввести золотое обеспечение рубля — самое надежное.

Рассмотрим, как все это решал С.Ю. Витте.

Суть денежной реформы С.Ю. Витте

Благодаря финансовой политике предшественников, Россия мало-помалу пришла к сбалансированному бюджету. Этого удалось добиться благодаря жесточайшей экономии, усиленному экспорту хлеба, а также игрой в деньги на международной валютной бирже.

Денежная реформа С.Ю. Витте заключалась в повышении доходов казны, введению, наконец, золотого обеспечения рубля и переходу к более справедливой системе налогообложения, расширение государственного железнодорожного хозяйства. Рассмотрим все это детальнее.

В целях повышения доходов казны, что как мы уже успели выяснить, это надо было для сбалансированного бюджета, государство в лице С.Ю. Витте повысило налоги на спиртное: на продажу пива налог вырос на 50 %, питейный акциз вырос с 9, 25 копеек до 10 копеек, с продаж фруктовых водок — с 6 до 7 копеек, нефтяной акциз вырос на 50 %, табачный акциз — на 50 %. В 1893 году был введен квартирный налог, что обложило податью владельцев какой-никакой недвижимости. Одновременно был отменен налог на получение наследства ближайшими родственниками, который был введен ещё при предшественниках С.Ю. Витте.

В дальнейшем питейная торговля при Витте была ограничена, а в конце концов была введена государственная монополия на продажу спиртного.

Причинами такого повышения налогов был ещё и жесткий неурожай хлеба в 1891 году, в результате которого хлеб не то, что не удалось вывезти на продажу, - вымерло от голода население — около 800 — 900 тысяч крестьян. Так что у голода 1932 года были предшественники, о чем забывают многие либерально настроенные граждане. Вообще, чтобы лучше запомнить историю России 20 века, рекомендую ознакомиться с .

Так долго ожидаемое металлическое обращение денег было утверждено в ходе денежной реформы С.Ю. Витте высочайшим указом от 8 ноября 1895 года. Теперь можно было совершать сделки с использованием золотых денег по курсу: за 1 рубль золотом к 1 рублю 50 копейкам кредитным рублем (кредитные рубли были введены Е. Ф. Канкриным ещё при Николае Палкине). 3 января 1897 году утверждена государственная чеканка золотых монет для денежного обращения: империалов и полуимпериалов с номинальной стоимостью 15 рублей и 7 рублей 50 копеек соответственно.

«Добить» девальвацию удалось в том же 1897 году указном о выпуске кредитных билетов (рублей) под обеспечение золотым запасом. Обеспечение золотым запасом означает, что ты можешь прийти в банк и обменять рубль бумагой на рубль золотом по установленному государством курсу.

Следует также помнить, что в денежную реформу С.Ю. Витте входило и вспомогательное хождение серебряной монеты, что было окончательно установлено в 1898 году. Денежная реформа Витте окончательно завершилась 7 июня 1899 года , когда был издан новый монетный устав Российской империи.

Результаты денежной реформы С.Ю. Витте

В конечном итоге, в результате денежной реформы С.Ю. Витте, денежное обращение Российской империи конца XIX — начала XX века стало полностью золотым. Если у тебя есть слиток золота не меньше чем 900-й пробы, ты мог прийти в банк и начеканить себе золотых монет, достоинством в 15 рублей (империал), 10 рублей, 7 рублей 50 копеек (полуимпериал) и 5 рублей.

Все бумажные деньги выпускались только под обеспечение золотого запаса Российской империи. Такие меры повысили ликвидность российского рубля на мировой арене, и создали условия для ещё большего притока в российскую экономику западных инвесторов.

Вы должны понимать, что тема эта очень обширна и невозможно в одном посте учесть все нюансы. Эти нюансы, равно как и другие важнейшие в истории России события, исторические явления и процессы раскрыты в моем авторском видеокурсе «История России. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов» :


С уважением, Андрей Пучков

Экономическая политика Витте. Аграрная реформа Столыпина

Учишь английский? Сервис для изучения — LangLC.ru — проходи тесты по английскому языку, практикуй грамматику! (есть версия для мобильных устройств)

Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. обеспечил высокие темпы развития тяжелой промышленности, которая к началу XX в. давала почти половину всей промышленной продукции. Бурно развивалось железнодорожное строительство, стимулируемое огромными государственными вложениями. За 1890-1900 гг. протяженность дорог в России увеличилась почти в 2 раза

Итогом промышленного подъема последнего десятилетия XIX в. явилось не только общее увеличение продукции промышленности (она возросла к концу века в 2 раза), но и значительная концентрация производства, повышение производительности, техническое перевооружение предприятий.

Промышленный подъем в России тесно связан с экономической политикой правительства и его главы С. Ю. Витте (1849-1915 гг.). Занимая последовательно посты начальника железнодорожного ведомства, министра финансов, премьер-министра (1905-1906 гг.), он содействовал индустриальному развитию страны, но рассматривал этот фактор не как чисто технический, а как путь ее буржуазного прогресса, как важный преобразующий экономический фактор, как социальный инструмент стабилизации политической обстановки в стране.

Экономическая политика Витте не осталась без влияния "хозяина земли Русской" Николая II (1894-1918 гг.). Не оправдались надежды либералов на то, что период реакционного царствования Александра III завершится с его смертью. Новый император не проявлял склонности и желания разрешить накопившиеся за предыдущие десятилетия проблемы. За годы его царствования России предстояло пережить две войны и две революции.

Одной из составных частей экономической политики на рубеже веков стало установление высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Введение "золотого стандарта", т. е. свободного размена рубля на золото, способствовало притоку денежных средств из-за рубежа. За десятилетний период сумма иностранного капитала увеличилась с 200 млн. рублей до 900 млн. рублей. Главными вкладчиками были банки и акционерные компании Великобритании, Франции, Германии и Бельгии. Если в 1888 г. в России было 16 иностранных фирм, то в 1909 г. — 269. Правительство брало крупные заграничные займы. За время пребывания С.

Ю. Витте на посту министра финансов задолженность России возросла более чем на 1 млрд. рублей.

Россия вывозила капитал в более отсталые страны, как Иран и Китай, и главным образом — в Среднюю Азию и Закавказье.

По инициативе Витте была введена винная монополия, т. е. исключительное право государства на продажу спиртных напитков. Она обеспечила основные поступления в госбюджет: при Витте 365 млн. рублей в год, при его преемниках — до 543 млн. рублей.

В то же время экономическая политика царского правительства конца XIX — начала XX в. оставалась противоречивой. И программе Витте, и самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Эта несбалансированность явилась одной из причин экономического кризиса 1900-1903 гг. завершившего промышленный подъем 1895-1899 гг. Однако кризис выразился только в снижении темпов прироста российской промышленности, а не в остановке ее поступательного развития.

В 1909-1913 гг. Россия пережила второй промышленный подъем, когда доля тяжелой промышленности в общем объеме промышленного производства достигла 40 %, а страна стала удовлетворять свою потребность в станках и оборудовании на 56 % за счет собственного производства. Но российская промышленность не могла успешно конкурировать с промышленностью западных стран, а определенные успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства. Для обеспечения повышенной доходности правительство использовало выгодные казенные заказы, монополизацию промышленности, высокий уровень эксплуатации, колониальную политику. Но если сравнить развитие предпринимательства в России и на Западе, то предлагаемые самодержавием условия торговопромышленной деятельности не обеспечивали его свободное развитие.

Естественным продолжением правительственного курса в начале XX столетия явилась аграрная реформа П. А. Столыпина (1862-1911 гг.), занимавшего пост председателя Совета Министров в 1906-1911 гг. В основе его реформы лежали такие мероприятия, как ослабление общины, передача земли в собственность крестьян, создание хуторско-отрубной системы, активизация крестьянских переселений. Проведение их было обусловлено необходимостью ускоренного развития капитализма в сельском хозяйстве.

Основным актом аграрной политики Столыпина стал указ от 9 ноября 1906 г. в соответствии с которым крестьяне получили право выхода из общины и закрепления своего индивидуального надела в личную собственность. Государство и уездные землеустроительные комиссии использовали все методы — от пропаганды реформы до прямого давления на сельские сходы. Излишки надельной земли отдавались "укрепленцам" либо бесплатно, либо по номинальной (условной) цене.

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальное напряжение в Европейской России, с другой стороны, способствовало освоению малонаселенных пространств.

Столыпинский план реконструкции России не исчерпывался только аграрными преобразованиями. Он включал в себя и целый комплекс реформ местного самоуправления, образования и вероисповедания. В частности, предполагалось восстановление бессословного принципа и снижение имущественного ценза при выборах в земства, ликвидация волостного суда для крестьян, то есть уравнение крестьянства в гражданских правах со всем остальным населением, введение всеобщего начального образования, гарантирование свободы совести. Однако эти проекты были провалены в Государственном совете, так как влиятельные силы выступали противниками курса Столыпина.

Результаты реформы: выход из общины в 1915 г. около 27 % всех общинных дворов, создание 1265 тыс. хуторов и отрубов (10,3 % от всего числа крестьянских хозяйств), уход из деревни в город 4 млн. общинников, продавших свои земли. За 10 лет за Урал было переселено более 3 млн. человек. Посевные площади за Уральским хребтом увеличились в 2 раза.

Годы аграрной реформы отмечены устойчивым ростом сельскохозяйственного производства. Выросли общий сбор хлебов, производство товарной продукции, урожайность зерновых. Среднегодовая продукция пшеницы за период, прошедший между пятилетиями 1898-1902 гг. и 1908-1912 гг. возросла на 37,5 %, кукурузы — на 44,8 %, ячменя — на 63,2 %.

Однако, давая оценку результатам реформы, следует учитывать, что на положение дел в сельском хозяйстве Европейской России оказывало влияние много объективных и субъективных факторов.

Так, с 1907 г. были отменены выкупные платежи для крестьян, что создавало условия для стабилизации их хозяйства. С 1907 г. резко выросли мировые цены на хлеб. Аграрная реформа совпала с рядом урожайных лет — 1909, 1910, 1912 и 1913 гг. Сельскохозяйственное производство стимулировалось и потребителями его продукции — промышленностью и городами, которые быстро развивались.

С экономической точки зрения аграрная реформа имела несомненные прогрессивные черты, заменяя отживающие хозяйственные структуры более рациональными, открывавшими возможности для роста производительных сил в земледелии. С политической точки зрения она была скорее консервативной, так как хотела подвести под самодержавие более прочный фундамент.

И отношение общества к реформам Столыпина было неодно-значным.

Крестьяне, с одной стороны, принимали идею частной собственности на землю, но, с другой стороны, они понимали, что реформа не спасет деревню от малоземелья и безземелья, не под-нимет уровня крестьянской агрокультуры, не даст успокоения де-ревне. Решительными противниками реформаторства выступили и правые, и левые политические силы, а тонкий слой общества, раз-деляющий политику Столыпина, не мог обеспечить успех его ре-формам.

Столыпинская аграрная политика была последней возможностью путем реформ "сверху" перейти на новые рельсы экономического и политического развития. Реализовать эту возможность можно было только объединенными усилиями всего общества. Однако быстрая поляризация общества, политическая агитация уравнительно-социалистического направления различных политических партий, увеличивающаяся конфронтация в обществе — все это мешало реализации такой возможности.

Введи промокод: 5867325 при регистрации в магазине электроники Ulmart и покупай товары по спец.цене для постоянных клиентов прямо сейчас!

Финансовая реформа С.Ю. Витте

Министр финансов С. Ю. Витте продолжил традиции своих предшественников: М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И. А. Вышнеградского. Однако его подход к делу имел существенное отличие. С. Ю. Витте удалось убедить Николая II в необходимости последовательной экономической программы развития промышленности, индустриализации экономики. Поэтому все действия С. Ю. Витте при осуществлении реформ в стране носили продуманный, логичный характер, его экономическая политика превратилась в систему, в которой каждое действие подкреплялось последующими шагами. В этом смысле "реформа Витте" может служить дидактическим пособием для всех государственных деятелей, ее следует изучать и пропагандировать как один из ярких опытов в истории мировой экономики.

Реформа С. Ю. Витте включала в себя четыре основных направления, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.

Первый шаг состоял в проведении финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа С. Ю. Витте, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела и расширению иностранных капиталовложений.

Вторым шагом преобразований была последовательная промышленная политика государства. С. Ю. Витте отмечал, что стабильность денежной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому самопроизвольному развитию промышленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная политика по поддержке и развитию национальной экономики предопределила успех реформы С. Ю. Витте.

Третий шаг заключался в том, что С. Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы — кредиты, заемные средства - не могли покрыть потребность промышленности в капитале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил существенно расширить источники финансирования. Приток иностранного капитала стал массовым явлением и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.

Политика С. Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекционизм. Высокие таможенные пошлины на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом порядке иностранные капиталы.

Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия государства, национальных промышленников, иностранного капитала в одно русло. С. Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Развитие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной стороны, добывающих отраслей и металлургии, с другой - требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, приводила к региональной специализации в сельском хозяйстве и большему разделению труда в экономике.

В начале ноября 1892 г. С. Ю. Витте представил Александру III доклад "О способах сооружения Сибирского железнодорожного пути". Обоснование этого строительства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли. Речь шла о рынке с почти полумиллиардным населением (Китай, Япония, Корея) и полумиллиардным (в рублях) оборотом международной торговли. Подписание соглашения с Китаем о строительстве железнодорожной линии было крупным успехом С. Ю. Витте.

Строительство КВЖД не только расширяло экономические возможности России на Дальнем Востоке, но и обеспечивало такие экономические выгоды и преимущества, как снижение на треть китайских таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары, свободу установления железнодорожных тарифов и др.

Министр финансов С. Ю. Витте был поставлен перед фактом наличия больших запасов золота, которые не могли быть пущены в обращение. В то же время Государственный банк должен был поддерживать коммерческие обороты в стране (для чего пришлось разрешить новый выпуск кредитных билетов), а казначейству было необходимо осуществить ряд платежей из бюджета, поэтому был проведен новый внутренний заем в кредитной валюте. Тем самым С. Ю. Витте снискал себе несправедливую славу сторонника безграничных выпусков бумажных денег. Но ничего другого в этот момент он предпринять не мог. К тому времени еще не был упрочен курс рубля, что служило основой для спекуляции. Не был решен вопрос о том, золото, серебро или оба металла сделать разменными на кредитный рубль.

В конце 1894 г. вопрос о ликвидации долга государства (казны) банку по кредитным билетам временных выпусков 1877-1878 гг. был решен полностью, хотя и в последующие годы для внутренних целей приходилось использовать эмиссию. С января 1881 г. по 1 января 1897 г. долг казны банку уменьшился с 962 до 621,3 млн руб.

При С. Ю. Витте происходило дальнейшее совершенствование работы Государственного банка, который, с одной стороны, играл роль местного операционного учреждения для Петербурга и его района, а с другой - должен был осуществлять банковское дело всей страны.

В 1893 г. министр финансов С. Ю. Витте поставил вопрос об освобождении Государственного банка от выполнения текущих дел и операций города Петербурга.

Совершенствовать деятельность Министерства финансов начали еще при императоре Александре III, а С. Ю. Витте продолжил.

Было утверждено "расписание должностей по классам и разрядам мундиров и пенсий" и повышены все оклады. Для чиновников стало обязательным высшее образование, продвижение по государственной службе предполагало выслугу для должностей 6-го класса не менее 3 лет, 5-го класса - не менее 6 лет.

При С. Ю. Витте государство не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы. Резко изменилась структура бюджета в сторону возрастания в нем доли доходов от промышленности. Доходы от железных дорог вытеснили таможенные пошлины и питейный акциз.

В отличие от налоговой политики Н.X. Бунге, С. Ю. Витте использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов при проведении индустриализации. Государственный бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. Экономические аспекты превалировали в финансовой политике государства.

Развитие отечественной промышленности и необходимое для этого развернутое строительство железных дорог С. Ю. Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической деятельности: торговли с другими государствами, возможности получения займов, привлечения иностранных капиталов.

Витте родился в семье обрусевших немцев 17 июня 1849 года. Он получил хорошее образование, окончив в 1870 г.

Денежная реформа в России 1895-1897 годов

Новороссийский университет. Имея ученую степень кандидата физико-математических наук, Витте Сергей Юльевич по причине острой нехватки денежных средств вынужден был отказаться от карьеры в науке и начать работу на одесской железной дороге. Начав с самых низких должностей, он достаточно быстро дослужился до управляющего юго-западными железными дорогами. Дальнейшая его карьера складывалась столь же успешно. Министр финансов Витте занял свой пост в 1892 году по праву, благодаря выдающимся способностям.

С. Ю. Витте краткая биография невозможна без упоминания о его экономической политике и реформировании финансовой системы страны, стремился к столь масштабной цели, как индустриализация России. Для этого необходимы были серьезные финансовые затраты. Витте нашел весьма удобный способ пополнения бюджета страны, введя винную монополию в 1894 году. Пошел он и на столь непопулярную у большей части населения меру как повышение налогов.

Финансовая реформа Витте, проведенная в 1897 году, разрешила свободно обменивать рубли на золото – был введен золотой стандарт. Денежная реформа С. Ю. Витте привела к усилению притока в страну зарубежных капиталов. Ведь благодаря реформе финансовой сферы стал возможен вывоз из страны золота. Но, несмотря на то, что привлекательность России в глазах зарубежных компаний выроста, отечественный производитель был достаточно надежно защищен от конкуренции благодаря таможенному тарифу. Последовательная политика Витте привела к превращению рубля в одну из наиболее устойчивых валют того периода.

Влияние этого, безусловно, выдающегося человека распространялось и на внутреннюю политику. Внутренняя политика Витте оказавшись довольно консервативной, позволила серьезно укрепить позиции самодержавия. Во внешней политике важнейшей целью Витте было сведение к минимуму влияния Японии на территориях Дальнего Востока. Заключение с Японией в 1905 году Портсмутского мира принесло Витте титул графа.

Следует отметить, что Николай 2 был весьма расположен к своему министру финансов. Однако расположением света Витте никогда не пользовался. А после того, как он женился с громким скандалом на Матильде Лисаневич, неприятие общества только усилилось. Но, тем не менее, Витте обрел с ней личное счастье.

С.Ю. Витте стал министром финансов в 1893 г. Вступив на новую должность (до этого С.Ю. Витте возглавлял Министерство Путей сообщения), он уже не сомневался в том, что “денежное обращение, основанное на металле, есть благо; но так как я ранее этим вопросом глубоко не занимался, то поэтому у меня являлись не то что бы некоторые колебания, а непоследовательные шаги, и в этом нет ничего удивительного”. Если этот важнейший принцип новым министром финансов был принят сразу, то конкретные пути его претворения в жизнь первые год-полтора его министерства служили предметом оживленных дискуссий и раздумий.

Первоначально Сергей Юрьевич был сторонником укрепления кредитного рубля посредством административного контроля. Ему казалось, что ужесточение надзора за обращением денег и усиление ответственности отечественных финансовых кругов за исполнение распоряжений центральной власти позволят укрепить рубль.

В начале 1893 г. был предпринят ряд шагов, показавших, что финансовое ведомство настроено весьма решительно. Были установлены таможенные пошлины (1 копейка за 100 рублей), введена государственная монополия на продажу спирта, вина и водочных изделий. Были запрещены сделки, основанные на курсовой разнице рубля, как и прочих ценностей, усилен контроль за биржевыми операциями в России и введен запрет на производство биржевых сделок маклерами-иностранцами. Благодаря этим решениям колебания курса стали уменьшаться. Так, если в 1891 г. в Лондоне они составляли 28,4%, то в 1892 г. - 8,8%, а в 1893 г. - 5,3%. Но довольно быстро министр финансов понял, что эти меры малоэффективны и что необходима качественная перестройка всей финансовой системы.

Но прежде, чем приступать к реформированию, надо было окончательно решить для себя и доказать другим, в первую очередь, монарху, в каком направлении осуществлять реформу: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (серебро и золото). В пользу второго варианта выступала как традиция российского денежного обращения, так и огромные запасы серебра, накопленные в стране. Но привязка кредитного рубля к биметаллическому эквиваленту таила в себе и большую опасность: при высокой конъюнктуре одного из паритетов неуклонное снижение стоимости другого могло не только не привести к стабильности денежной единицы, но даже усилить ее неустойчивость. Введение золотого обращения в этом отношении представлялось предпочтительней, но здесь были скрыты неведомые до того “финансовые рифы”. Не произойдет ли массовый отток благородного металла из обращения в “кубышки” внутри страны и не уйдет ли он за границу? Хватит ли резервов золота для его свободного обмена? Не приведет ли удорожание денежной единицы к падению жизненного уровня? Убедительные ответы на эти вопросы могла дать лишь жизнь. Трезвый расчет и видение исторических возможностей России сделали С.Ю. Витте убежденным сторонником монометаллизма.

Введению монометаллического паритета рубля, устойчивой конвертируемости способствовали общие политические условия в стране и мире и относительно благоприятное экономическое положение. Международная обстановка оставалась спокойной, успехи торговой деятельности очевидными, и уже многие годы Россия имела положительное торговое сальдо(см. приложение 1). Формировались и внушительные золотые авуары.

Накопление золотого запаса государства и формирование обменного фонда происходило различными путями, но главными были два: добыча и покупка. По размерам добычи Россия в конце XIX века занимала одно из лидирующих мест в мире, уступая в этом показателе лишь США (см. приложение2). В конце 1897 года золотой запас России (авуары государственного банка) оценивался в 1315 млн. рублей, а в обращении находилось 155 млн. золотых рублей, а через год, в конце1898 года, уже соответственно 1146 и 445 млн. рублей.

Решительным шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем-II 8 мая 1895 г. В нем два основных положения: всякие дозволенные законом письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету; по таким сделкам уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа. В последующие месяцы правительство предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого эквивалента. В их числе: разрешение конторам и отделениям Государственного банка покупать золотую монету по определенному курсу, а столичным - продавать и производить платежи по тому же курсу; затем были введены правила приема Государственным банком золотой монеты на текущий счет. Вскоре эта же операция вводится и в частных коммерческих банках, объявивших, что они будут принимать золото по текущим счетам и по всем обязательствам.

Несмотря на указанные меры, золотая монета очень медленно утверждалась в качестве приоритетного платежного средства. Это объяснялось и отсутствием привычки к ней у населения, и очевидным неудобством золотой монеты при крупных платежах и пересылке, так как не было соответствия между нарицательной и рыночной ценами. Полуимпериалы и империалы с обозначением 5 рублей и 10 рублей циркулировали по 7 руб. 50 коп. и 15 руб., что постоянно вызывало недоумение и многочисленные злоупотребления при расчетах. Спрос на золотую монету сдерживали и опасения того, что Государственный банк понизит курс административным путем, что может привести к финансовым потерям (весной и летом 1895 г. об этом было много слухов). Стремясь развеять подобные страхи, Государственный банк 27 сентября 1895 г. объявил, что он будет покупать и принимать золотую монету по цене не ниже 7 руб. 40 коп. за полуимпериал, а на 1896 год покупной курс был определен в 7 руб. 50 коп. Эти решения привели к стабилизации соотношения между рублем золотым и кредитным в пропорции 1:1,5. Для стабилизации рубля Министерство финансов признало необходимым девальвировать кредитную денежную единицу на основе монометаллизма. Паритет между бумажным кредитным рублем и золотым устанавливался исходя не из нарицательного обозначения, а в соответствии с реальным курсом обращения.

Введение размена рубля на драгоценный металл устанавливалось исходя из реально сложившегося и достаточно стабильного курсового соотношения: рубль кредитный - 66 2/3 копейки золотом. К первому января 1896 г. в наличии имелось 1121,3 млн. кредитных рублей, а золотой запас оценивался в 659,5 млн. руб., из которых в разменном фонде числилось 75 млн. руб. В течение 1896 г. разменный фонд был доведен до 500 млн. руб. Это был рубеж, представлявшийся достаточным для развертывания обменной операции и введения золотой монеты в широкое обращение, хотя бумажные дензнаки некоторое время и сохраняли свое преобладающее влияние на денежном рынке.

В 1896 году возникла необходимость приступить к изготовлению золотой монеты нового образца. К тому времени она уже несколько лет не производилась ввиду намечаемой финансовой реорганизации. Министерство финансов считало, что выпускать монеты пяти- и десятирублевого номинала, при том, что они стоили на 50% дороже, неэффективно. Подобное несоответствие обозначенного достоинства и реальной стоимости было одним из важнейших препятствий в распространении обращения. Было решено чеканить новую монету с надписью на империале “15 рублей” и на полуимпериале “7 рублей 50 копеек” (первые золотые империальные монеты достоинством десять рублей и полуимпериальные - пять рублей появились в России еще в 1755 году). Стоимость кредитного рубля была определена 1/15 империала, и закон обязывал обменивать бумажные деньги на золотые без ограничения.

Решающий этап реформы денежного обращения наступил в 1898 году, когда серией именных высочайших указов законодательно были закреплены важнейшие элементы новой финансовой системы. 3 января последовал указ о выпуске в обращение золотой империальной монеты в 15 рублей и полуимпериальной в 7 рублей 50 копеек; 29 августа - об установлении твердого основания для эмиссии кредитных билетов. Государственный банк обязывался выпускать дензнаки в соответствии с потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом: не менее чем в половине суммы, пока общий размер эмиссии не достигнет 600 млн. рублей. Сверх этой нормы кредитные билеты должны обеспечиваться в пропорции рубль за рубль (один империал равен 15 рублям кредитным). Затем последовало распоряжение о чеканке и выпуске в обращение пятирублевой золотой монеты, равной одной трети империала. В этот же день появился и еще один указ касавшийся надписи на кредитных билетах: на них теперь обозначалось обязательство государства и государственного банка непременно разменивать кредитные билеты на золото и было установлено определение новой монеты (один рубль - 1/15 империала, содержащего 17,424 доли чистого золота). Преобразование денежной системы на основе золотого монометаллизма потребовало изменить монетный устав, новая редакция которого была утверждена Николаем II 7 июня 1899 года. Основные положения его сводились к следующему. Государственной денежной единицей России являлся рубль, содержавший 17,424 доли чистого золота. Золотая монета могла чеканиться как из золота, принадлежащего казне, так и из металла, предоставляемого частными лицами. Полноценная золотая монета обязательна к приему во всех платежах на неограниченную сумму. Серебряная и медная монеты изготовлялись только из металла казны и являлись вспомогательными в обращении, обязательными к приему в платежах до 25 рублей. Серебряная монета в один рубль 50 копеек содержала в себе 900 частей чистого серебра и 100 частей меди, а серебряная монета в 20, 15, 10, и 5 копеек - 500 частей меди. Кроме золотой монеты в 15 рублей (империал), десять рублей, 7 рублей 50 копеек и 5 рублей обращались монеты прежнего чекана. Из них империалы (десять рублей) и полуимпериалы (5 рублей), произведенные по закону 17 декабря 1885 года, принимались в правительственные кассы: империалы по 15 рублей и полуимпериалы по 7 рублей 50 копеек, если вес первых был не менее трех золотников и одной доли, а вторых - не менее одного золотника и 48 долей. Монеты меньшего веса, а также чекана более ранних лет принимались по стоимости чистого металла. Золото довольно быстро утвердилось в качестве главного платежного средства, что способствовало прекращению колебания курса.

Очень быстро стали заметны результаты денежной реформы. В отчете Государственного контролера за 1897 год говорилось: “Судя по отзывам, какими она встречена повсюду за границей, не может быть никакого сомнения в плодотворном ее значении, как доказательстве финансовой силы России, которую начали признавать даже явные наши недоброжелатели. О влиянии же, оказанном денежной реформой внутри страны, можно судить по тому, что количество выпущенных в народное обращение кредитных билетов сократилось за время с января 1897 года по 1 мая 1898 года на 221 млн. рублей (с 1121 до 900 млн. рублей), а взамен этого торговый и промышленный рынок внутри страны насыщается золотой и серебряной монетой, которой уже выпущено в обращение свыше 250 млн. рублей (в том числе свыше 170 млн. рублей золотом). Факт этот свидетельствует о том, что золотое обращение не только расширяет круг своего распространения, но уже проникло в отдаленные местности нашего обширного Отечества, входя в повседневную практику народа”.

Вся реформа денежного обращения была рассчитана на будущее индустриальное развитие России, и ему она служила. Но неизбежно вставал вопрос о том, как девальвация и свободный размен рубля на золото отразятся на внутрихозяйственной деятельности и, в первую очередь, на положении основной части подданных российской короны в ближайшем времени. С. Ю. Витте считал (и его предположения оправдались полностью), что ни к каким заметным общественно-экономическим пертурбациям реорганизация финансового обращения не приведет. Система конвертации валюты затрагивала главным образом внешнеэкономическую деятельность, а вводимое соотношение металлических и бумажных денежных знаков лишь закрепляло реально сложившееся положение. Уклад жизни основной массы населения, его повседневное материальное и производственное обеспечение фактически не зависели ни от самого золотого паритета, ни от характера мировых денежных расчетов. Русские крестьяне в массе своей оставались вне системы мирового денежного рынка, а “ценовая погода” внутри империи поддавалась контролю со стороны государства.

В конце XIX - начале XX века золотая единица преобладала в составе российского денежного обращения и к 1904 году на нее приходилось почти 2/3 денежной массы. На первое января 1900 года металлическое обеспечение составляло 189% суммы кредитных билетов, а на золотую монету уже приходилось 46,2% всего денежного обращения.

Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903 гг.) их размер достиг колоссального размера - 3 млрд. рублей золотом.

C 1860 по 1880 г. иностранные вложения в русские акционерные предприятия увеличились в 10 раз (с 9,7 млн. до 97,7 млн. руб.) и составили примерно 1/3 всего акционерного капитала. Преобладали английские, французские, немецкие капиталовложения(см. приложение 3).

С 90-х годов XIX в. началась эпоха интенсивного прилива иностранного капитала в производственной его форме в угольную, металлургическую, нефтяную промышленность, транспорт и в другие отрасли. Если раньше иностранные капиталисты отдавали предпочтение займам, то в конце XIX -- начале XX столетия получили большое значение и инвестиции. Иностранные капиталисты теперь охотнее вкладывали деньги в промышленность, чем в государственные займы, так как получали при этом несравненно большую прибыль, свыше 10% за затраченный капитал. Займы же давали примерно половину этой нормы (приложение 2). Однако, ввоз капитала в Россию в форме займов правительству, железным дорогам и отдельным городам все-таки был преобладающим.

В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышла на 1 место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя, охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственных займов и железнодорожных обществ.

В 1890-ые годы резко возросло влияние Министерства финансов, а сам Витте на какое-то время выдвинулся на первое место в бюрократическом аппарате империи. Витте не скупился в расходах, рекламируя в европейских газетах и журналах финансовое положение России, свой экономический курс и собственную персону.

В русской печати министра резко критиковали за отступничество его бывшие единомышленники. За неограниченное использование государственного вмешательства Витте подвергался критике и со стороны приверженцев реформ 1860-х годов, считавших, что индустриализация возможна только через перемены в государственной системе - создание настоящего ("объединенного") правительства и введение правительственного учреждения. В либеральных кругах "система" Витте была воспринята как "грандиозная экономическая диверсия самодержавия", отвлекавшая внимание населения от социально-экономических и культурно-политических реформ. В конце 1890-х годов казалось, что Витте доказал своей политикой невероятное: жизнеспособность феодальной по своей природе власти в условиях индустриализации, возможность успешно развивать экономику, ничего не меняя в системе государственного управления.

Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено было осуществиться. Первый удар по ним нанес мировой экономический кризис, резко затормозивший развитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Дальнем и Среднем Востоке, сама по себе связанная с большими расходами, еще и обострила русско-английские противоречия и приблизила войну с Японией. С началом же военных действий ни о какой последовательной экономической программе не могло уже быть речи.

Ускоренная индустриализация России не могла быть успешной при сохранении традиционной системы власти и существовавших экономических отношений в деревне и Витте скоро начал отдавать себе в отчет. "... сделавшись механиком сложной машины, именуемой финансами Российской империи нужно было быть дураком, чтобы не понимать, что машина без топлива не пойдет. Топливо это - экономическое состояние России, а так как главная часть населения - это крестьянство, то нужно было вникнуть в эту область". В 1896 году Витте отказался от поддержки общинного землевладения. В 1898 он сделал первую попытку добиться в комитете министров пересмотра аграрного курса, сорванную, однако, В.К.Плеве, К.П.Победоносцевым и П.Н.Дурново. К 1899 году при участии Витте были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки. Но общинное землевладение оказалось твердым орешком. В январе 1902 года Витте возглавил Особое Совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, тем самым, взяв, казалось бы, к себе в министерство финансов общую разработку крестьянского вопроса. Противники Витте из помещичьего лагеря обвиняли его в том, что своей политикой поощрения промышленности он разорил сельское хозяйство. Это, в общем, несправедливо. Главная причина отставания сельского хозяйства заключалась в сохранении крепостнических пережитков в деревне. Выкуп за землю вынул из кармана крестьян больше денег, чем создание промышленности. Сделал свое дело аграрный кризис. А вот ко всему этому добавилась уже и политика Витте.

Развитие промышленности во всех странах шло за счет средств, накопленных первоначально в сельском хозяйстве. Там, где этот процесс шел естественным и неспешным темпом, он не был болезненным. Необходимость быстрого скачка оказалась чувствительной. Россия была догоняющей страной и расплачивалась за это.

Незавершенность реформы 1861 года, мировой аграрный кризис и виттевская индустриализация, вместе взятые, действительно привели сельское хозяйство на рубеже XIX - XX веков к глубокому кризису. К концу XIX века и Витте, и его противники заговорили о "перенапряжении платежных сил сельского населения". Эти слова отражали искреннюю и глубокую тревогу представителей власти. На платежеспособности крестьян держались и развитие промышленности, и государственный бюджет. Противники Витте усилили нападки на политику индустриализации.

Каковы бы ни были в совокупности причины увольнения Витте с должности министра, отставка в августе 1903 года нанесла ему удар: пост председателя комитета министров, который он получил, был неизмеримо менее влиятелен.

Случайные статьи

Вверх