Штрафы за нарушение сроков сдачи налоговой отчетности. Не успели сдать отчетность – что делать? Штраф за несдачу бухгалтерской отчетности

Одна из главных обязанностей любой организации перед государством – своевременное предоставление в ПФР, ФСС, ФНС и Росстат точной и достоверной информации в рамках бухгалтерской отчётности.

Это основа законного функционирования любого юр. лица. Поэтому многие бухгалтеры действительно не спят ночами, стараясь сдать отчёты в срок. В этой статье мы рассмотрим некоторые особенности данного процесса.

Как сдаётся бухгалтерская отчётность?

В последнее время государственная политика набирает всё больший уклон в сторону электронных форм ведения бухгалтерии и сдачи отчётности.

Поэтому некоторые документы и отчёты (например, по НДС) теперь можно сдавать только в электронном виде.

Но всё же лидерство, на данный момент, за отчётами, которые можно сдавать «по старинке» – на бумажных носителях.

Такое соотношение, как предрекают политики, продержится не долго. Тем более что сдача отчётов в электронном виде имеет ряд привилегий. В том числе и по срокам сдачи.

Сроки сдачи отчётности

Различают два вида бухгалтерской отчётности: ежеквартальная (трёхмесячная, полугодовая, девятимесячная) и ежегодная.


Первая сдаётся в сроки:

  • ФСС – до 15 числа месяца, следующего за отчётным периодом;
  • ИФНС – до 20, 28 и 30 числа месяца, следующего за отчётным, в зависимости от отчёта;
  • ПФР – до 15 числа второго месяца.

Все отчёты в электронном виде можно отправить вплоть до 23:59 последнего дня сдачи.

Что же касается годовой отчетности, срок сдачи – три месяца, следующие за отчётным календарным годом, но есть и исключения:

  • годовые отчёты в ФСС – до 15 января и 15 апреля;
  • Пенсионный Фонд России – до 15 февраля;
  • Федеральная Налоговая Служба – 20 января; 28 марта; 30 марта; 1 апреля;
  • органы статистики – 29 января и 31 марта;

Такие сроки связаны с трудоёмкостью составления годовых балансов, сверки первичных документов и подведения итоговых результатов.

Документы, входящие в «пакет» годовой бухгалтерской отчётности крупных организаций:

  1. Баланс предприятия.
  2. Отчёт о финансовых результатах.
  3. Приложения.

В качестве приложений могут быть прикреплены различные документы, в том числе аудиторские проверки, которые являются обязательными для некоторых организаций. А также пояснения к годовому балансу и финансовому отчёту.

Также, различают пакет документов, входящих в бухгалтерскую отчётность субъектов малого предпринимательства (небольших предприятий) и некоммерческих организаций. Он состоит из:

  1. Бухгалтерский баланс.
  2. Отчёт о прибыли и убытках.
  3. Отчёт об изменении капитала.
  4. Отчёт о движении денежных средств.
  5. Отчёт о целевом использовании ДС, полученных организацией.

Формы всех вышеперечисленных документов устанавливаются Министерством Финансов РФ и публикуются на официальном сайте. Многие из них обязательны. Но некоторые устанавливаются и самим руководителем организации.

Ответственность организаций за несдачу отчётности

Что же произойдёт, если не сдать годовой или квартальный баланс в установленный срок?

Для предприятий, не сдающих вовремя бухгалтерскую отчётность, Государство обозначило 2 типа ответственности:

  1. Налоговая.
  2. Административная.

К налоговой ответственности привлекаются сами организации. Размер штрафа – 200 рублей за каждый не сданный документ (до 800 рублей в сумме). Также рекомендуем ознакомиться со следующим видео:

Что же касаются административной ответственности – к ней привлекаются должностные лица юридических лиц, ответственные за сдачу отчётов. Штрафы по отношению к ним составляют от 300 до 500 рублей.

К подобным штрафным санкциям привлекаются все предприятия, вне зависимости от организационно-правовой формы, а также субъектов хозяйствования (частные/государственные). За несвоевременную сдачу документации назначается штраф, который необходимо выплатить в течение месяца со дня назначения.

Также подвергается проверке и патент ФМС. – это обязательная процедура при приеме на работу иностранных граждан.

В случае неуплаты Государством устанавливаются пени. А в особо тяжёлых случаях предприятие подвергается принудительному объявлению банкротства и ликвидации.

Также, стоит упомянуть о штрафах за неправильное составление и искажение информации в отчётах для Федеральной Налоговой Службы. Данные «проступки» караются достаточно жёстко и могут составить от 5% до 30% суммы налогов за предшествующие 3 месяца работы .

Минимальный размер штрафа – 1000 рублей . Причём, за частые просчёты и исправления государство вправе ужесточить меры наказания как по отношению к юридическому лицу, так и к физ. лицу, составлявшему отчёт.

Именно потому, что за несдачу и неправильное составление бухгалтерской отчётности предусмотрены такие жёсткие меры наказания, мы рекомендуем заблаговременно озаботиться данным вопросом и подойти к нему со всей серьёзностью. Это обеспечит спокойный сон и вам, и вашему бухгалтеру.

Сегодня существует достаточно много инструментов, которые может использовать бухгалтер. Однако на практике имеют место неполадки в функционировании ПО, человеческий фактор, разные которые приводят к нарушению требований НК. Соответственно, несоблюдение предписаний законодательства предполагает применение к виновным лицам санкций. Одной из них является штраф за несвоевременную сдачу декларации.

Нормативная база

В пункте первом ст. 119 НК установлен штраф за несвоевременную сдачу декларации. Это нарушение считается наиболее распространенным. В качестве санкции субъекту вменяется денежное взыскание в размере 5 % от невыплаченной суммы, определенной в отчетности. Штраф за несвоевременную сдачу декларации взимается за каждый полный или неполный месяц с даты, установленной для ее представления. Взыскание не может быть больше 30 % от указанной суммы, но не меньше 1 тыс. р. Кроме этого ответственность предусматривается по КоАП. В частности, по ст. 15.5 штраф за несвоевременную сдачу декларации накладывается на должностных лиц. Его размер составляет 300-500 р.

Исключения

Следует сказать, что не в каждом случае к субъекту могут быть применены санкции за нарушение установленного срока. Так, с учетом пояснений, присутствующих в пленарном Постановлении ВАС № 57, контролирующий орган (ФНС) выпустил свои разъяснения. В них, в частности, сказано о том, что если нарушены сроки представления документов за то использовать ст. 119 НК будет некорректно. Так, например, нельзя вменить штраф за несвоевременную сдачу декларации по налогу на прибыль за первый, второй, третий кварталы. Не взимается он также за отдельные месяцы - с 1-го по 11-й. Кроме этого нельзя применить штраф за несвоевременную сдачу декларации по налогу на имущество по авансовым платежам.

Разъяснения

В качестве основания для неприменения санкций выступает Письмо ФНС № СА-4-7/16692. В нем, в частности, сказано, что в ст. 58 (п. 3) НК предусматривается, что по кодексу может устанавливаться уплата предварительных платежей. Обязанность по их отчислению считается исполненной в том же порядке, что и для погашения суммы налога. Несоблюдение сроков по отчислению авансов не может рассматриваться как основание для привлечения к ответственности за нарушение НК. Ст. 119 применяется, если имела место несвоевременная сдача налоговой декларации. Штраф, таким образом, устанавливается за непредставление отчетности по всему периоду, а не по отдельным его частям. ФНС разъясняет, что ст. 119 не охватывает деяния, которые выразились в пропуске срока представления расчетов по авансовым платежам, независимо от того, как поименованы эти документы в главах НК.

Ст. 126 НК

В ней установлен штраф за несвоевременное предъявление документов либо прочих сведений, установленных в кодексе и других законодательных актах, если в деянии отсутствуют признаки нарушений, предусмотренных в ст. 129.4 и 119 НК. Размер взыскания - 200 р. с каждого непредставленного документа. При пропуске срока сдачи справок формы 2-НДФЛ также применяется ст. 126. То есть за каждую бумагу также придется заплатить 200 р.

Важный момент

При несвоевременном представлении декларации по ф. 3-НДФЛ, когда плательщиком выступает физлицо, ему может вменяться штраф по ст. 119 НК. При этом причиной взыскания может стать даже незначительная сумма, с которой агент забыл удержать в бюджет. В данном случае будет абсолютно неважно, знал ли об этом сам плательщик. Налоговому агенту надлежит уведомить о невозможности удержания само физлицо и инспекцию. Но далеко не все это делают. По подпункту 4 пункта 1 ст. 228 НК граждане, которые получают другие доходы, с которых не был удержан НДФЛ, должны произвести исчисление и уплату в соответствии с суммами таких поступлений. Тот факт, что плательщик даже понятия не имеет о том, что у него есть такая обязанность, не освобождает его от ответственности.

Письмо Минфина

О том, что плательщику, даже не знавшему о том, что он должен осуществлять какие-то отчисления со своих доходов, может быть вменен штраф, свидетельствует разъяснение Министерства финансов. В частности, Минфин пишет, что по ст. 226 (п. 4) НК налоговый агент обязан удержать рассчитанную налоговую сумму непосредственно с доходов плательщиков при фактической их выплате. В п. 5 этой же статьи предусмотрено, что в случае невозможности это сделать субъект обязан не позднее месяца со дня завершения периода, в котором данные обстоятельства имели место, сообщить об этом письменно самому физлицу (с чьего дохода производится удержание) и в контрольный орган (ФНС). При этом обязанность по расчету и уплате НДФЛ, а также по представлению декларации возлагается на плательщика.

Освобождение от наказания

Для привлечения самого лица, получившего доход, к ответственности, ФНС следует доказать факт, что нарушение имело место. Контрольный орган должен выяснить, в результате каких действий/бездействий не были соблюдены требования. В ст. 109 НК предусмотрено, что в случае отсутствия вины субъекта в совершении нарушения он не может быть привлечен к ответственности. В ст. 111 НК установлены те обстоятельства, при которых действует ст. 109. Это означает, что если плательщик не был уведомлен агентом о невозможности осуществить удержание, то вопрос о назначении наказания решается с учетом его вины.

Исключающие обстоятельства

Плательщик может нарушить предписания законодательства вследствие:

  1. Непреодолимых обстоятельств, стихийного бедствия и прочих чрезвычайных ситуаций.
  2. Пребывания в состоянии, в котором субъект не мог отдавать себе отчет в своем поведении или руководить своими действиями, в связи с болезнью.
  3. Исполнения письменных разъяснений по вопросам расчета, уплаты обязательных отчислений или по иным ситуациям, связанным с применением положений НК, которые были даны субъекту лично (либо относились к неопределенному кругу лиц) ФНС или иным уполномоченным органом в рамках их компетенции.
  4. Прочих обстоятельств, которые могут быть признаны налоговым органом либо судом, как исключающие вину.

Этот перечень, несмотря на присутствие в нем пункта 4, считается многими должностными лицами исчерпывающим. В этой связи плательщиков, которые не представили декларацию по ф. 3-НДФЛ, штрафуют на основании того, что незнание законодательства от ответственности не освобождает. В таких случаях специалисты рекомендуют запрашивать справку 2-НДФЛ от предприятия, выплатившего зарплату или иной доход. В сведениях, которые будут присутствовать в документе, будет видно, удерживался ли налог с этих поступлений.

ЕУНД

Единая декларация сдается теми субъектами, у которых в течение налогового периода не было движения средств на счетах. В данном случае идет речь не только о доходах, но и о расходах. Если же после представления отчетности было обнаружено, что предприятие осуществило хозяйственную операцию, к примеру отгрузку продукции, ему необходимо представить уточненную документацию.

Но контрольный орган иногда не принимает эту отчетность, требуя предъявить первичную. В таких ситуациях ФНС может вменить штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС. Как разъясняют уполномоченные инстанции, ЕУНД подается в соответствии с абзацем 2 пункта 2 ст. 80 НК. Если предприятие не совершает операции, вследствие которых имеет место движение средств на банковских счетах или кассе, оно вправе вместо деклараций по каждому налогу подать упрощенную (единую). При обнаружении объекта обложения за период, в котором была представлена отчетность, у плательщика появляется обязанность внести изменения в документацию и подать ее в порядке, предусмотренном в ст. 81. Если субъект это сделал, то ему не может вменяться штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС. Такая отчетность будет считаться уточненной.

Сроки

Выше был рассмотрен отдельный случай, когда не может вменяться штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС. В 2015 году размеры взысканий не претерпели каких-либо изменений. В законодательстве, однако, установлены сроки, по истечении которых сумма может увеличиться. Так, например, штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС в 2015 году составлял 5 % от вмененной суммы сбора, но не меньше 1000 р. Такая величина устанавливалась для субъектов, пропустивших до 180 дней с даты представления отчетности. Этот срок устанавливается и для других сборов. Например, штраф за несвоевременную сдачу декларации по УСН за 2014 год тоже составлял 5 % от вмененной суммы, но не менее 1000 р. Если плательщик не представляет документы больше 180 дней, то процент увеличивается в разы. Этот порядок также относится к каждому вмененному сбору. Например, штраф за несвоевременную сдачу декларации по транспортному налогу будет 30 % от суммы отчисления. Здесь также размер санкции не должен быть меньше 1 тыс. р.

Можно ли уменьшить санкции?

В законодательстве предусмотрены случаи, когда плательщик может снизить сумму штрафа. Они установлены в ст. 114 НК. Например, вменен штраф за несвоевременную сдачу декларации по ФНС, как правило, вызывает плательщика уведомлением. В инспекции субъект знакомится с актом проверки под роспись. После того как плательщик подписал этот документ, у него есть две недели для того, чтобы подать ходатайство о снижении вмененной суммы.

Смягчающие обстоятельства

Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС 2013 г., как и 2016-го, можно уменьшить как минимум вдвое. В ч. 1 ст. 112 предусмотрены следующие условия:

Что отнести к последним факторам? Например, наиболее распространенными обстоятельствами, позволяющими уменьшить штраф за несвоевременную сдачу декларации по ЕНВД 2014 г., были:

  1. Совершение первого нарушения НК.
  2. Наличие у субъекта иждивенцев. К ним кроме несовершеннолетних относят детей до 23 лет, если они учатся очно.

Чем больше указывается обстоятельств, тем выше вероятность, что сумма взыскания снизится более чем вдвое. Например, в практике есть много случаев, когда штраф был уменьшен в 4 раза.

Другие меры

Кроме денежного взыскания может заморозить банковские счета субъекта. Такая возможность предоставляется ФНС в соответствии со ст. 76 НК. В п. 3 указанной статьи установлено право инспекции приостановить операции по счетам в банке плательщика, если декларация не была представлена по истечении 10 дней после даты, предусмотренной законодательством. Здесь следует сказать, что на счету блокируются все расходные операции. То есть зачислять средства можно.

Вместе с этим законодательство устанавливает очередность взыскания средств с должника. Штраф, вмененный налоговым органом, находится в третьей очереди. Решение об отмене блокировки должно быть принято не позже 1 дня после представления декларации.

Спорные моменты

В новой редакции ст. 119 НК установлено, что штраф за несвоевременное представление декларации рассчитывается, исходя из суммы налога, не уплаченной в определенный законом срок. Это положение в прежней статье отсутствовало, что порождало споры. Не совсем было ясно, на какой момент нужно определять санкции - на день завершения срока или фактической подачи отчетности. Если налог был полностью выплачен, но декларация не сдана, то штраф составит 1000 р. Если часть суммы была отчислена, размер санкции определяется по разнице между фактически выплаченной и вмененной суммой обязательного платежа.

Заключение

В налоговом законодательстве достаточно четко установлены сроки подачи декларации. Такая жесткая регламентация связана с тем, что обязательные отчисления физических и юрлиц составляют значительную долю доходов бюджета. Соответственно, государство стремится обеспечить надлежащий контроль за своевременностью поступлений. Нарушения, как видно из статьи, могут быть вызваны разными обстоятельствами. Закон, разумеется, предусматривает для плательщиков те или иные возможности уменьшения санкций. Кроме этого НК устанавливает ряд обязанностей для контрольных органов. Но как показывает практика, зачастую обстоятельства во внимание не принимаются. В этой связи лучше делать все вовремя: как платить налоги, так и подавать отчетность по ним. В этом случае не будет никаких разбирательств и проблем.

Налоги составляют существенную часть государственного бюджета. Недоимка грозит кризисными ситуациями в социальной сфере. Законом предусмотрено наказание для тех, кто отказывается своевременно подавать отчеты по финансовым показателям. Виды наказания зависят от категории нарушения.

Почему декларации не сдаются вовремя? Тому способствуют два фактора: человеческий и технический.

  • Примеры первого – это незнание об обязанности сдавать налоговую документацию, безответственное отношение или забывчивость.
  • Технический фактор. Сдача декларации откладывается до последнего дня и из-за банальных очередей не удается уложиться в последнюю дату.

Однако ни тот, ни другой факт не является смягчающим при назначении штрафа за несвоевременную подачу налоговой декларации.

Ответственность за несвоевременную сдачу декларации

Меры наказания регламентированы ст. 119 НК РФ. По ее правилам, неявка с декларацией в течение установленного периода влечет за собой выплату 5% от указанной в не сданном отчете суммы. Она выплачивается за каждый месяц просрочки. Если есть промежуточный срок, который по дням не дотягивает до календарного месяца, то он также считается как месяц.

Совокупная сумма штрафов не может превышать 30% от суммы налога. Если штрафная сумма по расчетам выходит больше 30%, то уплата ограничивается максимально допустимыми 30%. Но, штраф за несвоевременную сдачу декларации не может быть меньше 100 рублей.

В зависимости от срока просрочки, размеры штрафов увеличиваются. Если срок опоздания составляет более 180 дней, то применяются более жесткие меры. В частности, придется заплатить 30% от суммы налога, указанной в декларации и за каждый месяц просрочки по 10% от суммы упущенного государством налога. Отсчет начинается со 181-го дня задержки.

Как избежать штрафа?

Отчеты в налоговых органах принимаются двумя способами: на бумажном носителе и в электронном виде. В каком виде подавать – на выбор налогоплательщика. Однако этот момент поможет спасти от штрафных санкций законным путем.

Допустим, у компании «ТриА» отсутствует бухгалтер и на момент завершения срока сдачи деклараций не удалось сформировать отчеты. В таком случае руководитель компании может явиться в налоговую с базовым заполнением декларации, отметиться у инспектора, а затем уже «досдать» полную версию электронным путем. Даже, если правильный вариант поступит позже срока, наказания и штрафов за собой не влечет. Согласно законодательству, штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации затрагивает только сроки подачи, а не форму и методы.

Как быть с нулевой декларацией?

Декларация с нулевыми показателями подразумевает и «нулевые налоги», то есть, нет базы для их начисления. Соответственно, нет базы и для штрафа за несдачу декларации. На практике бытует два противоположных мнения.

  1. Налогоплательщик обязан уплатить минимальный штраф в объеме 100 рублей, так как факт нарушения сроков имеется.
  2. Ст. 119 НК РФ ссылается на налоговую сумму, которую выявляет декларация. Если ее нет, значит невозможно сформировать штраф.

Аргументы взяты из судебной практики и подтверждены официальными Постановлениями соответствующих органов. Следуя такой логике, можно сделать вывод, что ответственность за не предоставление налоговой декларации с нулевыми показателями не подразумевает штрафных санкций.

Другие нюансы

Есть налогоплательщики, которые не имеют задолженности, а наоборот, налоговые органы им «должны» определенную сумму. Такая ситуация возникает при переплате. Сможет ли такой фактор послужить смягчающим условием?

Отдельного внимания заслуживает способ расчета штрафа. Закон не предусматривает четких предписаний, поэтому на практике сложилось два противоположных мнения.

  1. Если субъект не имеет налоговых долгов, то применяется часть 1 ст. 119 НК РФ. Согласно ей, компании полагается выплатить штраф в 100 рублей.
  2. Полное исполнение ст. 119, согласно которой претензии направлены на срок сдачи, а не на показатели декларации. С этой точки зрения компании можно начислить штраф в зависимости от срока задержки.

Однако у субъектов бизнеса есть возможность доказать свою правоту и избежать выплаты штрафа. В качестве законного основания следует взять Письмо Минфина 03-02-07/1-33 от 2008 г.

Ответственность по административной части

Наложение штрафа за несвоевременное предоставление декларации не на компанию не освобождает ее руководителей от административной ответственности. Этот аспект устанавливается исходя из положений КоАП РФ. В данном случае в исполнение приводится ст. 15.5. На ее основании руководитель или иное должностное лицо обязуется выплатить штраф в размере от 300 до 500 рублей. Случай квалифицируется как исполнение служебных обязанностей в ненадлежащем виде. Также законным основанием привлечения руководителей к ответственности служит Письмо УГНС Москвы от августа 2008 г. 14/081895.

Штрафы в проводках

Под какую статью следует списать уплаченный штраф за просрочку декларации? Сумма штрафа должна быть отнесена по дебетовой части счета 99 «Прибыли и убытки». Соответствующей ей корреспонденцией будет счет 68 по кредиту. Его название соответствует содержанию – «Расчет предприятия по налогам и сборам».

На практике сначала формируется декларация, а сумма штрафа определяется позже. Внесение в декларацию соответствующих корректировок не приводит к полной измене показателей бухгалтерских данных. Если рассмотреть штраф по части налогового учета, то штрафная сумма не учитывается в составе налоговой базы на прибыль.

Налоговым кодексом предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей своевременно отчитываться о своих объектах налогообложения, суммах доходов и расходов, исчисленных налоговых платежах. Отчетным документом является налоговая декларация. Несвоевременная подача налоговой декларации – штраф на предприятие, риск заморозки операций по счетам в банке и привлечение к административной ответственности.

Штраф за непредоставление налоговой декларации

Для уклонистов от сдачи декларации в органы ИФНС предусмотрено несколько форм наказаний:

  1. Штраф за непредоставление декларации, размер которого регламентируется ст.119 НК РФ.
  2. Блокировка операций по банковским счетам – условия и механизм применения такой нормы прописаны в ст. 76 НК.
  3. Штраф за несвоевременную подачу декларации или предупреждение, адресованные ответственным должностным лицам, в рамках требований ст. 15.5 КоАП.

Штраф за непредоставление налоговой декларации в соответствии с НК рассчитывается в процентном отношении к сумме недоимки по конкретному налогу. В расчете штрафа учитывается и срок, на который была произведена задержка с подачей отчетной документации. Штраф за несданную декларацию равен 5% от суммы просроченного платежа по соответствующему налогу, начисляется он за каждый месяц задержки, в том числе и неполный.

Максимальный штраф за несдачу декларации может находиться на уровне 30% от суммы задержанного платежа по неподанной декларации. Минимальная планка размера штрафа установлена на отметке 1000 рублей. Штраф ИП за непредоставление декларации рассчитывается аналогично штрафным санкциям для юридических лиц по нормам ст. 119 НК.

Штраф за неподачу налоговой декларации ИП или юридическим лицом в рамках административной ответственности предусматривает наложение санкции на виновное в правонарушении физическое лицо. Размер штрафа находится в диапазоне от 300 до 500 рублей. При нарушении формата отчета (вместо электронной декларации документ подан в бумажном варианте) предусмотрен дополнительный штраф – 200 рублей.

Штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации без задолженности по уплате налога

Нарушение сроков при подаче налоговых деклараций с нулевыми показателями также влечет за собой наказание в форме штрафов. В этом случае штраф на несдачу декларации ИП и предприятию будет назначен в размере 1000 рублей.

Если налоги были рассчитаны, вовремя перечислены в бюджет, а декларацию забыли подать или просрочили, наказания избежать не получится. Мнение, что 5% ставка штрафа при умножении на нулевую задолженность по налогу будет означать, что плательщику налога грозит нулевой штраф, неверно. Штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации при условии вовремя перечисленной суммы налога будет равен минимальному значению – 1000 рублей.

Иная ситуация с документацией за отчетные периоды, которая призвана отобразить авансовые платежи по налогам. Итоговое значение налога еще неизвестно, у предприятия есть обязанность уплатить не сам налог, а аванс по нему. Поэтому штраф по нормам ст. 119 НК применять нельзя, но штраф в сумме 200 рублей в соответствии со ст. 126 НК РФ может быть выписан (Письмо ФНС № СА-4-7/16692, датированное 22.08.2014).

Какой штраф за неподачу налоговой декларации – пример расчета

ООО «Крикус» осуществляет хозяйственную деятельность на общей системе налогообложения. Предприятием была задержана подача декларации по НДС на 4 полных месяца и 16 дней. Сумма налога по декларации также была перечислена с задержкой. Размер задержанного налогового платежа составляет 115 000 руб.

Расчет штрафа за несвоевременную подачу декларации будет вестись за 5 месяцев, так как по нормам НК учитываются не только полные, но и неполные месяцы просрочки. Сумма штрафа по ст. 119 НК будет равна 28 750 руб. (115 000 х 5% х 5).

Другое предприятие не сдавало декларацию по прибыли 7 полных месяцев и 2 дня. Сумма накопленной недоимки по налогу составила 565 000 руб. Алгоритм расчета следующий:

  • вычисляется период просрочки – 8 месяцев (2 дня являются неполным месяцем, который тоже должен участвовать в расчете);
  • определяется процент штрафа – 30% (8 месяцев х 5 = 40%, этот показатель выше максимально допустимого, поэтому за основу в расчетах берется 30%);
  • исчисление суммы штрафа к уплате – 169 500 руб. (565 000 х 30%).

Возлагает на субъектов обязанность сдавать в контролирующий орган отчетность, если она предусмотрена в соответствующем законодательстве. Плательщик направляет документы в инспекцию по месту учета. В НК предусмотрена ответственность за непредоставление декларации.

Общие сведения об отчетности

Декларация является письменным заявлением плательщика об объектах обложения, полученных доходах и осуществленных расходах. В этом документе субъект также указывает сведения об источниках поступления средств, льготах, базе, исчисленной сумме обязательного платежа в бюджет или иную информацию, выступающую как основание для начисления и уплаты сбора. Данное разъяснение присутствует в ст. 80 НК. предписывает сдавать отчетность по каждому платежу, подлежащему отчислению в бюджет, если другое не установлено в законодательстве.

Ст. 119 НК

В соответствии с п. 6 статьи 80 декларация представляется в налоговый орган в установленные законодательством сроки. Неисполнение этого предписания является нарушением. За непредоставление декларации в срок к плательщику может быть применена ст. 119 НК. При этом следует иметь в виду, что уплата начисленной суммы платежа в бюджет не освобождает субъекта от наказания за несоблюдение установленного порядка. Это означает, что в случае погашения вмененного сбора санкция не будет определяться в минимальном размере. Ее величина будет рассчитываться по сумме обязательного платежа, указанной в отчетности.

Какие штрафы в налоговой инспекции предусмотрены для субъектов?

Санкции к плательщикам, нарушающим порядок сдачи отчетности в контрольный орган, предусматриваются в пунктах 1 и 2 ст. 119. Штраф за непредоставление налоговой декларации по месту учета субъекта составляет 5% от суммы платежа, подлежащего отчислению (доплате) в бюджет и указанного в документе. Начисление осуществляется за каждый полный либо неполный месяц с даты, установленной для сдачи отчетности. При этом штраф за непредоставление налоговой декларации не может быть более 30% от рассчитанного сбора, но не меньше 100 р. Данный порядок считается общим для всех плательщиков. Ст. 119 НК также предусматривает повышенные санкции за нарушение порядка сдачи отчетности. В частности, штраф за налоговую декларацию может составлять 30% от суммы платежа, если субъект не сдал документацию в течение более 180 дн. с установленной в законе даты. При этом, начиная со 181 дня, с него будет взыскиваться 10% от сбора, указанного в отчетности, за каждый месяц (неполный или полный).

Нюансы

Денежное взыскание за непредоставление в срок при неверно исчисленной сумме обязательного платежа, определяется в соответствии с подлежащим к уплате, а не ошибочно указанным в отчетности. Субъекту необходимо также иметь в виду, что в случае, если размер сбора по расчетам будет равен нулю, у субъекта сохраняется обязанность сдать документацию. В Президиума ВАС № 71 от 2003 г. указано, что отсутствие у плательщика по окончании конкретного периода суммы к уплате само по себе не освобождает его от необходимости составлять и предъявлять отчетность. Таким образом, штраф за непредоставление налоговой декларации будет начислен вне зависимости от результатов расчета.

Отягчающие обстоятельства

На практике достаточно часто возникает вопрос - вправе ли контрольный орган увеличить сумму взыскания при повторном нарушении порядка сдачи отчетности? Ответ на него содержится в п. 2 ст. 112. В нем сказано, что при наличии обстоятельства, предусмотренного в пункте четвертом ст. 114, штраф за непредоставление налоговой декларации повышается на 100%. В п. 2 ст. 112 установлено отягчающее обстоятельство - совершение нарушения лицом, к которому ранее уже применялись санкции за аналогичный проступок. В п. 3 данной нормы содержится указание на давность привлечения к ответственности. Так, сумма в двойном размере может быть взыскана, если с даты первого наказания не прошло 12 мес. Обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность, устанавливаются налоговым органом либо судом и принимаются во внимание при применении санкции. Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, контрольный орган вправе взыскать сумму в двойном размере.

Дифференциация нарушений

Достаточно часто возникает вопрос о правомерности установления денежного взыскания за несдачу расчетов, а не за непредоставление декларации по НДС или иному обязательному отчислению. Следует отметить, что порядок применения санкций в таких случаях различается. Порядок сдачи и контрольная дата направления расчетов, правила и форма заполнения регламентируются ст. 80 НК. Эта же статья действует в отношении декларации. Тем не менее сами эти понятия нетождественны. Если в документе отсутствуют признаки декларации, то применение наказания по ст. 119 неправомерно. В этом случае следует использовать ст. 126. В ней сказано, что к субъекту, не сдавшему документы либо другие сведения, предусмотренные в НК и законодательных актах, применяется денежное взыскание в размере 50 р. за каждый документ.

Разъяснения Президиума ВАС

В п. 15 Письма №71 указано, что с организации не может взиматься штраф за непредоставление декларации по НДС или иному сбору, если законодательство по конкретному платежу разграничивает понятия отчетности и расчета. Аналогичное разъяснение приводится в Постановлении Президиума № 15356/04. В нем сказано, что при оценке платежа по существу, вне зависимости от его наименования, следует учитывать установленные в законе понятия о сборах и налогах. Рассмотрим пример. В суде разбиралось дело о том, что организация не предоставила декларацию (расчет) по операциям с ценными бумагами. По своей сути, платежи, связанные с оборотом акций, выступают в качестве сбора. То есть, это взносы, уплата которых выступает в качестве одного из условий совершения государственными структурами юридических действий в отношении этой организации. В частности, речь идет о предоставлении определенных прав или выдаче лицензий (разрешений). Таким образом, платеж по своей природе - эмиссионный сбор по операциям с ценными бумагами. Непредоставление декларации (расчета) по его выплате не может выступать в качестве основания для применения ст. 119 НК.

Электронная форма

В действующее законодательство были внесены определенные изменения. В соответствии с ними, предусматривается обязанность субъекта сдавать отчетность в контрольный орган в электронной форме. С 2007-го она вменяется плательщикам, штат сотрудников которых более 250, а с 2008-го - больше 100 человек. Данная обязанность исполняется субъектами путем отправки соответствующих сведений с использованием каналов телекоммуникационной связи. Необходимо отметить, что за непредоставление декларации (3-НДФЛ или по иному обязательному платежу) в надлежащей форме также могут применяться санкции статьи 119 НК. Разъяснения по этому вопросу присутствуют в Письме Минфина № 15356/04. В документе, в частности, сказано, что сдача отчетности (расчета) в ненадлежащей форме либо неустановленным способом рассматривается как невыполнение обязанности, вмененной плательщику.

Задачи санкций

Необходимо сказать, что денежное взыскание за непредоставление выступает в качестве важнейшего института государственности. Его ключевая цель состоит в обеспечении реализации полномочий власти по контролю над неукоснительным соблюдением предписаний законодательства, прав и интересов (стратегических, экономических, социальных) всех участников правоотношений. Денежное взыскание является разновидностью гражданско-правовой ответственности в целом и индивидуальной в частности. Применяя к нарушителям санкции, государство обеспечивает поддержание правопорядка в конкретной сфере общественных и экономических взаимодействий.

Специфика правового регулирования

Необходимо сказать, что реализация полномочий властью по установлению ответственности по налоговым правонарушениям - ее Осуществление ее невозможна без государственного контроля над соблюдением норм, устанавливающих и регламентирующих порядок общественных взаимодействий в сфере обязательных бюджетных платежей. Для этого существует институт обеспечения исполнения обязательств, вмененных субъектам, участвующим в соответствующих правоотношениях.

Соблюдение и реализация законодательства о сборах и налогах не могло бы гарантироваться государством в полной мере, если бы при надлежащем исполнении одних норм, выполнение других предписаний было чисто формальным. Это, в свою очередь, привело бы к частичной или полной потере ими их юридической ценности. В этой связи соблюдение всех установленных законодательством норм в комплексе, а не только в рамках структуры какого-либо одного, конкретного кодифицированного правового акта, но и в общей системе всех действующих нормативных документов, международных в том числе, позволит государству сформировать наиболее благоприятные, выгодные условия для интенсивного и эффективного экономического роста и совершенствования всех лиц, задействованных в сфере налоговых отношений.

Заключение

Налоговая ответственность субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, имеет огромное значение для поддержания правопорядка в хозяйственной сфере страны. Она выступает как ключевой инструмент правового регулирования. Взаимное выполнение вмененных обязанностей и реализация имеющихся прав всеми субъектами налоговых правоотношений способствуют формированию законного общества, в котором устанавливается высокий уровень основ правопорядка. При этом обязательства как в общем, так и частном смысле, не должны становиться для плательщика рутинной деятельностью, за неосуществление которой предусматриваются только те либо другие санкции. Они должны стать для него необходимой реализацией своих прав, интересов и свобод в конституционном смысле, посредством которой формируется полноценное гражданско-правовое общество.

Случайные статьи

Вверх