Штраф за нулевую декларацию. Штраф за непредоставление или несвоевременную сдачу декларации по ндс

Компания не ведет предпринимательскую деятельность, движения денежных средств по счетам нет. Если я в установленный срок не сдала единую (упрощенную) декларацию, какие последствия это может повлечь?

Когда сдается единая (упрощенная) декларация

Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, девятью месяцами, календарным годом.

Сдать ее можно только при выполнении следующих условий:

У организации (предпринимателя) отсутствуют объекты налогообложения по налогам, в отношении которых она (он) признается налогоплательщиком;

В отчетном периоде не было никаких операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации).

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, представлять единую (упрощенную) декларацию нельзя, и отчитываться надо путем подачи деклараций по конкретным налогам.

Налоговые органы не отслеживают наличие у налогоплательщика объектов налогообложения в текущем отчетном периоде, а также движение денежных средств на его счетах (в кассе). Поэтому они не знают, должна ли компания, которая не ведет деятельность, отчитаться за текущий отчетный период единой (упрощенной) декларацией или обязана представить декларации по конкретным налогам. В связи с этим возможны следующие ситуации:

1) компания по истечении установленных сроков не представила ни «нулевые» декларации, ни единую (упрощенную) декларацию;

2) компания сдала единую (упрощенную) декларацию, но с нарушением срока.

Декларации не сданы

В письме от 26.11.2007 № 03-02-07/2-190 Минфин России указал, что в случае, когда налогоплательщик свою обязанность по подаче налоговой декларации в отношении конкретного налога не исполнил и не представил единую (упрощенную) налоговую декларацию, налоговый орган вправе потребовать от него сдачи в установленном порядке налоговой декларации по конкретному налогу. И в этом случае непредставление такой декларации является основанием для привлечения его к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Напомним, что ст. 119 НК РФ предусматривается штраф в размере 5% не уплаченной в установленный срок на основании декларации суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Пленум ВАС РФ в п. 18 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от ответственности. В этом случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере - 1000 руб.

Таким образом, если компания после истечения сроков для подачи деклараций по конкретным налогам за соответствующий период не сдала ни единую (упрощенную) декларацию, ни «нулевые» декларации, налоговики могут оштрафовать ее за непредставление «нулевых» деклараций в размере 1000 руб. за каждую.

Обратите внимание, если декларации не представлены в налоговый орган в течение десяти дней после истечения сроков для подачи деклараций по конкретным налогам, налоговики вправе приостановить операции по счетам организации. Это предусмотрено подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ. При этом такая мера может применяться и в случаях отсутствия у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2012 по делу № А45-16695/2011).

Упрощенная декларация сдана с опозданием

Теперь разберемся с последствиями, которые наступают, когда единая (упрощенная) декларация все-таки была сдана, но с нарушением установленного срока.

По мнению Минфина России (письмо от 03.07.2008 № 03-02-07/2-118), за несдачу в срок единой (упрощенной) декларации оштрафовать можно только по п. 1 ст. 126 НК РФ. Этой нормой предусмотрена ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа 200 руб. за каждый несданный документ. Свой вывод финансисты обосновали следующим образом. Единая (упрощенная) налоговая декларация по своей сути отличается от налоговой декларации, представляющей собой письменное заявление налогоплательщика по конкретному налогу о соответствующем объекте налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты этого налога. Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации по конкретному налогу в виде штрафа, кратного сумме этого налога, подлежащего уплате (доплате) на основе этой декларации. Поэтому ее положения не применимы к ситуации, когда в срок не сдана единая (упрощенная) декларация.

Суды позицию финансистов не поддерживают. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 28.04.2012 по делу № А69-1871/2011 рассмотрел ситуацию, когда налоговики оштрафовали организацию по п. 1 ст. 126 НК РФ за несвоевременную сдачу единой (упрощенной) декларации. Суд посчитал применение данной нормы необоснованным. По его мнению, единая (упрощенная) налоговая декларация представляет собой налоговую декларацию упрощенной формы для налогоплательщиков, указанных в п. 2 ст. 80 НК РФ. Налоговым кодексом предусмотрена специальная норма об ответственности за непредставление налоговой декларации - ст. 119 НК РФ. Поэтому за несдачу в срок единой (упрощенной) декларации должна применяться именно она, а не ст. 126 НК РФ.

АС Волго-Вятского округа в рекомендациях Научно-консультативного совета «Вопросы применения налогового законодательства» (утверждены решением Президиума АС Волго-Вятского округа, протокол от 17.06.2015 № 3) отвечая на вопрос о том, по какой статье НК РФ подлежит квалификации правонарушение, выразившееся в непредставлении в установленный срок единой (упрощенной) налоговой декларации, дал четкий ответ - данное правонарушение наказуемо по п. 1 ст. 119 НК РФ штрафом в размере 1000 руб. Аналогичный вывод содержится в постановлениях АС Московского округа от 26.01.2015 № Ф05-16047/2014 по делу № А40-26633/2014, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2012 по делу № А69-1872/2011.

Обратите внимание: если единая (упрощенная) декларация представлена уже после окончания сроков сдачи деклараций по конкретным налогам, но до вынесения налоговым органом решения о привлечении к ответственности за несдачу «нулевых» деклараций, штраф также составит 1000 руб. Анализ арбитражной практики показывает, что в такой ситуации налоговики будут штрафовать именно за непредставление в срок единой (упрощенной) декларации, а не за несдачу «нулевых» деклараций (постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2014 № Ф07-2761/2014 по делу № А56-63059/2013, от 06.09.2010 по делу № А05-19520/2009).

Наступают сроки сдачи большинства налоговых деклараций. За просрочку их представления штрафы грозят не только компаниям, но и их должностным лицам. Мы комментируем основания и порядок привлечения к ответственности за несвоевременную подачу деклараций. В каких случаях считается неправомерным наложение штрафа на компании; как снизить размер санкций; обязана ли фирма представлять декларацию, если сумма к уплате равна нулю; могут ли привлечь к ответственности за сдачу декларации по старой форме?

так, налоговую декларацию обязан представлять каждый налогоплательщик и по каждому подлежащему уплате налогу (подп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 80 НК РФ). Также применительно к конкретному налогу представляется расчет авансового платежа. Размер санкции за несвоевременную сдачу декларации различен в зависимости от количества дней просрочки (ст. 119 НК РФ).

Основания применения ответственности

Ответственность по ст. 119 НК РФ неприменима к отчетным периодам

Применение санкций по ст. 119 НК РФ возможно только по итогам налогового, а не отчетного периода. Законодатель четко разграничивает два документа — налоговую декларацию и расчет по авансовым платежам. Иными словами, за непредставление в установленные сроки расчетов авансовых платежей ответственность по ст. 119 НК РФ применена быть не может (п. 15 ). Налоговые органы за непредставление в срок авансовых расчетов могут привлечь к ответственности лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Кроме того, привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ налоговые органы вправе только налогоплательщика, но не налогового агента (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 ). Не подлежат представлению в налоговые органы декларации (расчеты) по тем налогам, по которым компания освобождена от обязанности по их уплате в связи с применением того или иного спецрежима (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Ответственность по ст. 119 НК РФ не распространяется на случаи несвоевременной сдачи деклараций по сборам и взносам. Однако за непредставление расчетной ведомости в органы ФСС организация может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере от 1000 до 5000 руб. по ст. 20 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации". Налоговая ответственность неприменима и к взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку они не соответствуют понятию налога (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106; постановления ФАС ДВО от 11.05.2006 N Ф03-А37/06-2/1072; ФАС ЗСО от 24.05.2006 N Ф04-2365/2006(22215-А70-25) ).

Не применяются ст. 119 и 126 НК РФ к нарушениям, связанным с исчислением сборов и взносов

За подобное правонарушение не могут привлечь и по п. 1 ст. 126 НК РФ. Дело в том, что она предусматривает ответственность за непредставление сведений, прямо предусмотренных НК РФ. Обязанность же по представлению расчетов по обязательному пенсионному страхованию следует из норм Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Более того, органы Пенсионного фонда не вправе привлекать к ответственности за непредставление в срок деклараций (расчетов) по ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ.

Отсутствие у налогоплательщика по итогам налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности подачи декларации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71; см. также решение ВАС РФ от 03.02.2004 N 16125/03 ).

Отсутствие суммы к уплате налога не освобождает от обязанности подачи декларации

Такая позиция ВАС РФ нашла отражение в решениях федеральных окружных судов. Привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в 100 руб. обоснованно, даже если у налогоплательщика не было обязанности по уплате налогов по этим декларациям (постановления ФАС УО от 02.07.2001 N Ф09-1395/01АК; ФАС ЗСО от 05.11.2001 N Ф04/3414-990/А46-2001; ФАС ДВО от 30.06.2005 N Ф03-А73/05-2/1800 ).

Если компания не признается плательщиком какого-либо налога (например, у нее нет в собственности транспортных средств, земельных участков), то на нее не возложена обязанность по сдаче деклараций, а значит, не может быть применена ответственность по ст. 119 НК РФ. Отметим, что налоговые органы соглашаются с такой позицией (письмо Управления ФНС по г. Москве от 14.03.2008 N 03-05-05-02/13).

Еще один важный момент, о котором необходимо помнить при подаче деклараций: сама по себе уплата суммы исчисленного налога в установленный срок автоматически не освободит вас от ответственности за несвоевременное представление декларации (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 ).

Что грозит за нарушение формы и порядка подачи декларации?

Поскольку действия представителя налогоплательщика, подавшего декларацию в инспекцию, расцениваются как действия самого налогоплательщика, то факт нарушения срока подачи декларации представителем не снимает ответственности с организации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 ).

По общему правилу налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации (расчета). Однако есть одна оговорка: если она представлена по установленной форме или формату (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Для организаций, среднесписочная численность которых превышает 100 человек, существует обязанность сдавать декларации (расчеты) в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). Возникает вопрос: может ли привлекаться к ответственности такая организация, если она представила декларацию на бумажном носителе?

Организация представила декларацию на бумажном носителе вместо электронного. Каковы последствия?

Минфин РФ в письме от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269 очень осторожно подошел к разъяснению этого вопроса. С одной стороны, он указал, что представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности. Но с другой — привлечение к ответственности налогоплательщика, представляющего декларацию (расчет) с нарушением ст. 80 НК РФ, должно производиться с учетом правоприменительной практики и поэтапного характера введения обязательности представления электронных деклараций.

Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Санкция по ст. 119 НК РФ может применяться только за несдачу декларации в срок, а за нарушение порядка (формы) ее представления ответственность неприменима (постановление ФАС ЗСО от 28.09.2006 N Ф04-6577/2006(27077-А45-29) ). Так, налогоплательщик подал декларации по транспортному налогу в электронном виде на магнитных носителях с подтверждением на бумаге. Инспекция отказала ему в приеме декларации, сославшись на нарушение порядка представления и необходимость подачи ее в электронном виде по телекоммуникационным каналам. Однако суд признал неправомерным привлечение компании к ответственности по ст. 119 НК РФ, поскольку данной статьей не предусмотрена ответственность за сдачу декларации по неустановленной форме (постановление ФАС ВСО от 16.10.2007 N А58-2710/07-Ф02-7689/07 ). ВАС РФ эту позицию поддержал (определение ВАС РФ от 14.02.2008 N 1475/08 ).

Если у Вас устаревшая форма бланка налоговой декларации

Не секрет, что бухгалтеру иногда бывает сложно отследить все изменения форм деклараций. Но подача декларации по старой форме не образует состава налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ. Представление декларации на бланке старого образца не влияет на правильность исчисления подлежащего уплате налога. Именно такой вывод сделан в определениях ВАС РФ от 24.04.2008 N 5284/08, от 18.01.2008 N 227/08, от 09.10.2007 N 11937/07, от 18.10.2007 N 12554/07, от 31.10.2007 N 13878/07 .

Но арбитражный суд Поволжского округа вынес недавно постановление, в котором указал, что налоговый орган вправе отказать в принятии декларации, составленной налогоплательщиком на старом бланке. Так как в абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ указано, что инспектор не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), только если она представлена налогоплательщиком по установленной форме. В дальнейшем если налогоплательщик не подаст ее в исправленном виде, фискальные органы могут привлечь его к ответственности за просрочку (постановление ФАС ПО от 06.05.2008 N А12-15036/07 ).

Между тем, несмотря на положительную судебную практику в этом вопросе, учитывая новые формулировки ст. 80 НК РФ, советуем отслеживать изменения в налоговом законодательстве и представлять декларации по действующим формам .

Не применяйте факсимиле при оформлении деклараций

В недавнем определении ВАС РФ от 02.06.2008 N 6600/08 был сделан вывод, что воспроизведение подписи руководителя на декларации при помощи факсимиле не подтверждает сведения, указанные в ней. Значит, такая декларация не соответствует налоговому законодательству. Организациям необходимо обращать внимание на оформление подписи в декларации, чтобы избежать ситуации ее отклонения в инспекции.

Правила исчисления штрафа за несвоевременную подачу декларации

Нередко организации задают вопрос: что является базой для исчисления штрафа? Вправе ли инспекция привлечь к ответственности за просрочку сдачи декларации, если сумма налога к уплате по ней равна нулю?

В ст. 119 НК РФ четко определены правила исчисления размера штрафа — от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе несвоевременно поданной декларации.

Из какой суммы исходят налоговые органы при определении суммы штрафа?

Но анализ судебной практики показывает, что все же налогоплательщику надо готовиться к тому, что инспекторы могут рассчитать размер штрафа иначе, а именно — со всей суммы налога за год (письмо Минфина РФ от 16.08.2006 N 03-02-07/1-224).

К счастью, сложилась единообразная практика, в том числе ВАС РФ, которая такой подход не поддерживает. Размер штрафа должен определяться исходя из суммы налога, подлежа-щей уплате либо доплате, на основе поданной с нарушением срока налоговой декларации (постановления ФАС ВВО от 04.06.2007 N А29-7619/2006а; ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07; ФАС МО от 24.05.2007 N КА-А40/4236-07 ).

Когда сумма штрафа будет равна нулю?

Каков же будет штраф за представление декларации, по которой сумма налога равна нулю? За непредставление декларации в течение более чем 180 дней штраф составит ноль руб-лей, поскольку п. 2 ст. 119 НК РФ не содержит условия о минимальном размере штрафа. Такого подхода придерживается ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06 ). Это не оспаривается и налоговыми органами (письмо МНС России от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890). Если просрочка подачи декларации составит менее полугода, то налоговый орган, скорее всего, наложит штраф в размере 100 руб., поскольку из п. 1 ст. 119 НК РФ следует, что штраф в любом случае не может быть менее этой суммы.

Но эту позицию можно попытаться оспорить! В частности, сошлитесь на постановление ФАС ВСО от 24.04.2008 N А19-2170/08-51-Ф02-1843/08 , в котором суд указал, что поскольку сумма налога составляет ноль рублей, то сумма штрафа за непредставление декларации в установленный срок также составляет ноль рублей. Иными словами, суд не признал 100 руб. в качестве обязательного минимального размера штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ.

На наш взгляд, такой подход может быть обоснован тем, что если для более тяжкого правонарушения (п. 2 ст. 119 НК РФ) минимальный размер штрафа не установлен, то невозможно и установление минимального штрафа в 100 руб. для менее тяжкого правонарушения (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Не забудьте указать на обстоятельства, смягчающие ответственность!

В случае выявления хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства по п. 1 ст. 112 НК РФ размер санкции подлежит уменьшению. Причем не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ). Однако в зависимости от количества таких обстоятельств суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9 ).

Что относится к смягчающим обстоятельствам?

Перечень смягчающих обстоятельств открыт. Как налоговый орган, так и суд могут признать таковыми и иные обстоятельства (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ). Рекомендуем еще на стадии производства о налоговом правонарушении указать на те или иные оправдывающие налогоплательщика факты. В обязанности руководителя (его заместителя) налогового органа входит выявление всех обстоятельств, в том числе смягчающих или отягчающих ответственность (подп. 4 п. 5 ст. 100 и подп. 4 п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

Суд учтет Ваши смягчающие ответственность обстоятельства, если налоговый орган этого не сделал

Суды обращают внимание на данный факт. И если руководитель инспекции имел возможность при вынесении решения учесть смягчающие обстоятельства, но не сделал этого, они признают решение инспекции в этой части недействительным. Так, в постановлении ФАС ДВО от 18.01.2008 N Ф03-А59/07-2/6075 налоговый орган не согласился с принятым судебным актом. Инспекторы сослались на то, что снижение санкций по причине установления судом смягчающих вину обстоятельств не является основанием для признания обжалуемого решения недействительным. Однако суд не принял во внимание этот довод инспекции и признал недействительным спорное решение в части начисленного штрафа. К аналогичным выводам пришел суд в постановлении ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31) : "Налоговый орган при рассмотрении дела о налоговом правонарушении должен устанавливать и учитывать смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства".

И даже если инспекторы учтут определенные обстоятельства, это не мешает суду принять во внимание иные обстоятельства и еще более снизить штраф (постановление ФАС СЗО от 05.09.2007 N А42-8861/2006 ). Встречаются и такие экзотические варианты, как, например, в постановлении ФАС ЗСО от 14.09.2006 N Ф04-5987/2006(26424-А70-7) . В этом деле суд не счел смягчающим обстоятельством наличие у предпринимателя несовершеннолетних детей в отсутствие доказательств расходов на их содержание. Но при этом он снизил штраф в два раза, так как налогоплательщик признал факт неуплаты налогов и совершение налоговых правонарушений, добровольно уплатил большую часть задолженности по налогам, пене и санкциям и к тому же является физическим лицом.

Обобщив арбитражную практику, мы можем выделить следующие обстоятельства, чаще всего признаваемые судами в качестве смягчающих ответственность :

  1. самостоятельное обнаружение налогоплательщиком и устранение нарушений налогового законодательства (постановление ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31) ). Дело в том, что непринятие во внимание этих обстоятельств при решении вопроса о штрафе может породить в налогоплательщике надежду, что ошибки налоговым органом не будут обнаружены (п. 17 информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 );
  2. совершение правонарушения впервые и отсутствие вредных последствий для бюджета (определения ВАС РФ от 10.04.2008 N 2752/08 и от 19.03.2008 N 3088/08; постановления ФАС СКО от 13.08.2007 N Ф08-4669/2007-1824А; ФАС ВВО от 30.06.2005 N А43-1504/2005-34-71; ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26) . Приведем два ярких примера: сославшись на это основание в постановлении ФАС ВВО от 22.01.2008 N А82-5165/2007-99 , суд снизил размер штрафа с 162 298 руб. до 3000 руб, а в постановлении ФАС ДВО от 07.11.2007 N Ф03-А73/07-2/4872 — с 335 196,25 руб. до 1000 руб.

    Является ли совершение правонарушения впервые смягчающим обстоятельством - решит суд

    Между тем не всегда совершение правонарушения впервые признается судами как смягчающее обстоятельство. Так, в постановлении ФАС СЗО от 30.06.2007 N А21-4829/2006 суд указал на неправомерность ссылки на такое обстоятельство, как совершение правонарушения впервые. Он пояснил, что "совершение правонарушения впервые не может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку оно является обстоятельством, не отягчающим ее" (определением ВАС РФ от 21.11.2007 N 15375/07 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ по заявлению налогоплательщика отказано);

  3. незначительный характер правонарушения, а именно небольшой период просрочки представления налоговой декларации (постановления ФАС ВСО от 08.04.2008 А10-3436/07-Ф02-1188/08, от 21.02.2008 N А33-13458/07-Ф02-356/08, от 19.02.2008 N А33-12418/07-Ф02-383/08; ФАС МО от 14.04.2008 N КА-А41/802-08 ). Так, в постановлении ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07 суд снизил размер штрафа с 91 464,45 руб. до 11 433 руб., руководствуясь незна-чительным (4 дня) нарушением срока подачи декларации по земельному налогу, вызванным неполадками в компьютерной системе организации;
  4. тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения. Но может ли это обстоятельство распространяться на юридическое лицо? Полагаем, что да! Ведь перечень смягчающих обстоятельств в НК РФ не является исчерпывающим. Арбитражная практика также признает тяжелое финансовое положение организации смягчающим вину обстоятельством (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9; постановления ФАС ВСО от 21.02.2008 А33-13458/07-Ф02-356/08, ФАС СКО от 09.10.2007 N Ф08-6608/2007-2456А; ФАС СЗО от 13.11.2006 N А05-4018/2005-29, от 14.01.2008 N А56-1698/2007; ФАС ВВО от 22.01.2007 N А43-38466/2005-34-1275 ). Однако такое положение необходимо доказывать со ссылками на бухгалтерские документы;
  5. Может ли штраф быть больше суммы налоговых платежей?

  6. несоразмерность величины штрафа совершенному налоговому правонарушению. Так, при вынесении постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26) суд сослался на п. 19 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 , которым предусмотрено, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
    В письме, направленном заявителем (ответчиком) в налоговый орган, он просил при принятии налоговым органом решения учесть в качестве смягчающего обстоятельства, помимо прочих, несоразмерность штрафа допущенному нарушению (сумма налога, подлежащая уплате по декларации, составляет 1 601 090 рублей, а размер штрафа — 2 721 853 руб.). Арбитражный суд исходя из принципов соразмерности и справедливости уменьшил подлежащую взысканию с общества сумму штрафа.
    Аналогичное решение содержится и в другом постановлении ФАС СЗО от 22.04.2008 N Ф04-2542/2008(3973-А81-31) . Налогоплательщик может ссылаться на правовую позицию Конституционного Суда РФ. В постановлении КС РФ от 15.07.1999 N 11-П указано, что в случаях, когда подлежащие принудительному взысканию суммы в совокупности многократно превышают размеры налоговых обязательств, это не только приводит к лишению предпринимателей дохода (прибыли), но и ставит под угрозу их дальнейшую деятельность, вплоть до ее прекращения;
  7. Сошлитесь на неопределенность налогового законодательства

  8. заблуждение относительно режима налогообложения осуществляемой предпринимателем деятельности. Это, как правило, вызвано неопределенностью действующего в спорный период законодательства о налогах и сборах и отсутствием официальных разъяснений компетентных органов (постановления ФАС ЗСО от 13.03.2008 N Ф04-1691/2008(1961-А75-29) и от 18.01.2007 N А52-2613/2006/2 );
  9. социальная значимость налогоплательщика (постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26); ФАС МО от 14.04.2008 N КА-А41/802-08; ФАС ВВО от 28.01.2002 N А29-7560/01А; ФАС ВСО от 08.05.2007 N А19-10870/06-Ф02-2519/07; ФАС СКО от 19.11.2007 N Ф08-7587/07-2838А );
  10. добросовестность налогоплательщика, что выражается в своевременной и полной уплате налогов в бюджет (определение ВАС РФ от 10.04.2008 N 2752/08; постановление ФАС ВВО от 22.01.2007 N А43-38466/2005-34-1275 );
  11. возраст предпринимателя и наличие у него на иждивении несовершеннолетних детей (постановления ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31); ФАС ПО от 27.11.2007 N А65-3005/2007-СА2-8 ); состояние здоровья предпринимателя и его близких, например болезнь ребенка, инвалидность матери (постановления ФАС ЗСО от 25.08.2005 N Ф04-4498/2005(13053-А27-19); ФАС ВСО от 13.02.2007 N А19-16402/06-44-Ф02-220/07, от 19.03.2007 N А33-12072/06-Ф02-1271/07; ФАС ВВО от 15.03.2006 N А79-1673/2005 );
  12. Больничный главбуха послужит оправданием вашей просрочки

  13. болезнь главного бухгалтера организации (постановления ФАС ВСО от 10.07.2003 N А33-17991/02-С3с-Ф02-2039/03-С1; ФАС ЗСО от 02.12.2002 N Ф04/4353-1705/А45-2002; ФАС СЗО от 17.07.2001 N А26-5260/00-02-03/407 ) или его неквалифицированность (постановления ФАС ВСО от 24.07.2007 N А19-913/07-41-Ф02-4575/07; ФАС ЗСО от 13.03.2007 N Ф04-1166/2007(32271-А45-3) ;
  14. изъятие документов уполномоченным государствен-ным органом (постановление ФАС СЗО от 30.05.2000 N А56-31511/99 );
  15. ошибочное направление декларации в другую инспекцию, в том числе через оператора электронной связи (постановления ФАС ВСО от 16.10.2007 N А19-4293/07-44-Ф02-7638/07; ФАС ЗСО от 01.02.2007 N Ф04-45/2007(30821-А81-32) ).

Когда налогоплательщик одновременно имеет отягчающие и смягчающие вину обстоятельства

Заметим также, что наличие отягчающих вину обстоятельств не препятствует суду учесть одновременно и смяг-чающие обстоятельства. Ведь предельный размер уменьшения налоговой санкции не установлен (постановления ФАС ВСО от 08.05.2007 N А19-10870/06-Ф02-2519/07; ФАС ВВО от 16.04.2007 N А38-3216-17/288-2006; ФАС СКО от 16.04.2008 N Ф08-1888/2008-680А ). НК РФ не ставит возможность уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства в зависимость от наличия отягчающих вину обстоятельств.

Наконец, не следует забывать и об административной ответственности должностного лица организации за несвоевременную подачу декларации (ст. 15.5 КоАП РФ). За это же правонарушение при просрочке в течение 10 дней налоговый орган может прибегнуть к еще одному действенному способу — приостановлению операций организации по счетам в банках (п. 3 ст. 76 НК РФ). Но проследите за тем, чтобы такое решение было отменено не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления вами налоговой декларации .

*1) Обращаем внимание, что приказом Минфина от 05.05.2008 N 54н утверждена новая декларация по налогу на прибыль, поэтому декларацию за первое полугодие 2008 г. необходимо подавать уже по новой форме.

*2) Подробнее на эту тему см.: Мясников О.А. Блокировка счета: законные способы выхода из кризиса // Арбитражное правосудие в России. 2008. N 7. С. 45.


Журнал "Арбитражное правосудие в России" N 7/2008, И.Б. ШТУКМАСТЕР, юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

Если Вы получили какой-то доход, который подлежит декларированию (например, продали квартиры или машину), то до 30 апреля следующего года Вы обязаны подать декларацию в налоговый орган, а до 15 июля – заплатить рассчитанный в декларации налог на доходы (подробнее Срок подачи декларации 3-НДФЛ и уплаты налога). Закономерным является вопрос, а что будет, если Вы не подали вовремя декларацию или не заплатили налог. В этой статье мы подробно рассмотрим правовые последствия неподачи декларации и неуплаты налога на доходы.

Мы разделим ситуации на три основные группы и рассмотрим их отдельно:

  1. если Вы не подали вовремя декларацию, по которой Вам не нужно платить налог («нулевая декларация»);
  2. если Вы не подали вовремя декларацию, по итогам которой Вам нужно было заплатить налог;
  3. если Вы вовремя подали декларацию, но не заплатили вовремя налог.

Если по итогам декларации у Вас нет налога к уплате

Если Вы не подали в срок «нулевую декларацию» (декларацию, в которой вычеты полностью покрыли Ваш доход, и Вам не нужно платить налога), то:

  1. налоговые органы будут требовать от Вас, чтобы Вы предоставили налоговую декларацию (в частности, чтобы подтвердить, что у Вас действительно нет налога к уплате)
  2. Вам грозит штраф в 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Пример: в 2015 году Лапин А.К. купил автомобиль стоимостью 400 тыс.рублей, в 2016 году он его продал за 300 тыс.рублей. Так как он не получил дохода (продажа меньше покупки) и у него сохранились документы на покупку, то налог он платить не должен. Однако, в связи с тем, что машина принадлежала ему менее трех лет, он должен подать декларацию 3-НДФЛ в налоговый орган. Если Лапин не подаст декларацию в срок до 30 апреля 2017 года, то налоговая инспекция пришлет ему уведомление с требованием подать декларацию, а также Лапин А.К. должен будет заплатить штраф в размере 1000 руб.

Также стоит отметить, что в случае неподачи декларации Вы также можете столкнуться с проблемами при взаимодействии с налоговыми органами. Из налоговой инспекции могут приходить о просроченной обязанности, а в случае обращения в налоговую инспекцию за получением каких-нибудь справок или оформлением вычета налоговики обязательно напомнят Вам о невыполненной обязанности, и, прежде чем предоставить необходимые документы/вычет, попросят подать декларацию и заплатить штраф.

Если по итогам декларации у Вас есть налог к уплате

Если по итогам декларации у Вас есть налог к уплате, но Вы не подали декларацию, то:

  1. По статье 119 Налогового кодекса РФ («Непредставление налоговой декларации») Вам грозит штраф в размере 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки (начиная с 1 Мая), но не более 30% от общей суммы
  2. Если Вы не подали декларацию, а также не заплатили налог до 15 Июля, то Вам грозит штраф в размере 20% от суммы налога по статье 122 Налогового Кодекса РФ («Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)»).
    Здесь важно отметить, что этот штраф может быть применен только, если налоговая инспекция обнаружила неуплату налога. Если до уведомления налогового органа Вы обнаружили ее сами, оплатили налог и пени, то налоговый орган не вправе применить к Вам этот штраф.
    Заметка: эта же статья налогового кодекса может повлечь за собой штраф в в размере 40% от суммы налога (вместо 20%), если неуплата была совершенна умышленно. Однако, на практике доказать умышленность неуплаты налоговому органу будет довольно сложно.
    Обратите внимание, что данный штраф может быть выписан только, если налоговый орган сам обнаружил, что Вы не подали декларацию. Если Вы подали декларацию и оплатили налог и пени, раньше чем он прислал Вам уведомление - штраф за сокрытие доходов он выписать не имеет права.
  3. Если Вы не подали декларацию, а также не заплатили налог до 15 Июля, то Вы также должны будете заплатить пени по налогу на доходы в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый просроченный день (после 15 Июля)
  4. В случае, если Вы должны были заплатить налог в размере более 600 тыс.руб. (например, продали квартиру, полученную в наследство, за 5 млн.руб.), но не подали декларацию и не уплатили налог до 15 Июля, то Вы можете также попасть под действие статьи 198 Уголовного Кодекса РФ (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица)

Пример: в 2015 году Муромцев А.И. получил в наследство квартиру и сразу продал ее за 3 млн.руб. Размер налога, который должен был заплатить Муромцев при продаже: 3 млн.руб. х 13% = 390 тыс.руб. Муромцев не знал, что он должен подать декларацию в налоговый орган и платить налог на доходы, и, соответственно, ничего не сделал.

В конце июля 2016 года Муромцеву пришло уведомление из налоговой инспекции о том, что он должен задекларировать продажу квартиры.

Если Муромцев сразу после получения уведомления подаст декларацию и заплатит налог (с пени), то ему грозит только штраф в размере 5% от налога за каждый просроченный месяц после подачи декларации: 3 месяца (май, июнь, июль) х 5% х 390 тыс.руб. = 58 500 руб.

Если Муромцев не подаст декларацию, то налоговый орган будет также вправе его привлечь к ответственности по статье 122 НК РФ и взыскать дополнительно штраф в размере 20% от суммы налога (78 тыс.руб.)

Если Вы подали декларацию, но не заплатили вовремя налог

Если Вы вовремя подали декларацию 3-НДФЛ, но не заплатили вовремя (до 15 Июля) налог, рассчитанный по этой декларации, то к Вам нельзя применить ни статья 119, ни статья 122 НК РФ. Единственное, что Вам грозит это пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый просроченный день уплаты налога.

Основной целью сдачи отчетности по НДС в налоговые органы является передача сведений о проданных и купленных товарах (работах, услугах) за определенный промежуток времени.

В действующих законодательных документах закреплен налоговый период, за который предоставляется отчетность по НДС, — квартал. Срок подачи декларации по налогу на добавленную стоимость установлен на 25-е число месяца, следующего за отчетным кварталом. Если эта дата приходится на выходной или праздничный день, срок переносится на следующий рабочий день.

Штраф за декларацию по НДС за непредоставление или несвоевременную сдачу налагается при нарушении этих сроков.

Обязанность по сдаче отчетности по НДС имеют все предприятия, организации и ИП, которые являются налоговыми агентами и работают с налогом на добавленную стоимость.

С 2015 года налогоплательщики РФ обязаны сдавать декларации в налоговую службу в электронном формате. Для выполнения этой обязанности все декларанты должны приобрести электронную цифровую подпись с данными о плательщике. Также должно быть установлено специализированное программное обеспечение. Если налогоплательщик допустил ошибки в поданной декларации или нарушил условия ее предоставления, единый портал уведомляет декларанта об обнаруженных проблемах.

Если организация не работает с налогом на добавленную стоимость, но оказывает какие-либо услуги, она должна выставлять счета-фактуры.

Штраф при несвоевременной подаче декларации по НДС

Если организация не подала документ в указанные сроки, она привлекается к административной ответственности в размере 5% от суммы налога, который был не выплачен в срок. Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС налагается за каждый просроченный месяц. Выплата не может составлять более 30% от суммы просроченного налога или менее 1000 руб., но она может быть снижена при наличии смягчающих обстоятельств. Эти положения закреплены в п. 1 ст. 119 НК РФ.

Штраф за несданную нулевую декларацию НДС будет минимальным и составит 1 000 руб. за каждый полный и/или неполный месяц просрочки.

Лицо, ответственное за сдачу декларации по НДС, получает предупреждение или должно уплатить штраф 300-500 руб., а если просрочка составит более 10 рабочих дней, санкции могут быть применены в отношении расчетного счета налогоплательщика и осуществления безналичных денежных переводов. Даже если просрочка равна одному дню, налоговая служба засчитывает этот период как один полный месяц.

Подача уточненной декларации как вариант снижения суммы штрафа

Избежать штрафа за декларацию по НДС за непредоставление или несвоевременную сдачу можно, применив следующую схему (в соответствии с пп. 2-4 ст. 81 НК РФ):

  1. Подать уточненную декларацию до истечения срока сдачи основного варианта. В этом случае исходная декларация будет засчитана поданной в день сдачи уточненного документа.
  2. Сдать уточненную декларацию после того, как истечет срок подачи основного варианта, но до истечения периода перечисления НДС в бюджет. При этом налоговая служба еще не уведомила налогоплательщика о недочетах в изначальном документе и о выездной проверке предприятия.
  3. Погасить начисленные недоимки и пени до сдачи уточненной декларации, которая была предоставлена после срока, но до уплаты налога. Выездная проверка при этом ошибок не обнаружила.

Штраф за уточненную декларацию по НДС может быть наложен, если сумма налога в изначальном отчете не совпадает с уточненным (20% от разницы), а также при ее сдаче после уплаты налогов в бюджет.

Есть ли возможность снизить сумму штрафа

Законодательством РФ предусмотрена возможность уменьшения размера штрафа за декларацию по НДС за ее непредоставление или несвоевременную сдачу. Налогоплательщик должен подать в ИФНС пояснительную записку с детальным разъяснением оснований для задержки документа. Бумага заполняется в свободной форме.

Изучив текст записки, специалисты налоговой службы делают вывод о важности причин, указанных в ней. Если причины признаны достаточно вескими, то штраф может быть снижен или отменен. То есть несвоевременная сдача не всегда грозит наложением на налогоплательщика штрафных санкций. Но для подтверждения информации, указанной в пояснительной записке, к ней нужно приложить сопутствующие документы, которые докажут важность оснований для просрочки.

Если декларация не подана при нулевом НДС

Иногда на предприятиях складывается ситуация, когда в налоговой отчетности по НДС сумма налога равна нулю. Должна ли компания уплачивать штраф за нулевую декларацию по НДС, если ее не сдать? Однозначно ответить на этот вопрос не получится. Минфин считает, что за просроченную или несданную декларацию следует уплатить минимальную сумму в размере 1000 руб. Некоторые чиновники настаивают на этом же подходе. Другие же считают, что если никакая сумма в бюджет не уплачивается, то, соответственно, и штрафные санкции применять не нужно.

Но все-таки лучше сдавать всю требуемую отчетность в налоговые органы в срок. Нужно помнить, что кроме наложения санкций налоговая служба вправе заблокировать доступ должника к его расчетным счетам.

Смягчающие обстоятельства

Если плательщик налога имеет какие-либо смягчающие обстоятельства для объяснения причин задержки документа, это может помочь снизить сумму взыскания. В п. 1 ст. 112 НК РФ прописаны основания для более лояльного отношения ФНС к налогоплательщику:

  • правонарушение совершено в связи с тяжелыми семейными или личными обстоятельствами;
  • нарушение произошло под угрожающим воздействием или по принуждению, а также по материальной или служебной подневольности;
  • физлицо, привлекаемое к штрафу за нарушение закона, находится в тяжелом материальном положении;
  • прочие обстоятельства, признанные судом или ФНС смягчающими.

В ходе судебного заседания рассматриваются все обстоятельства, которые налоговая служба уже проанализировала для досудебного обжалования. Неплательщику в суде нужно заявить обо всех смягчающих обстоятельствах, независимо от того, учла их ФНС при наложении штрафных санкций или нет. В судебном порядке сумма взыскания может быть снижена повторно.

***

Непредоставление или несвоевременная сдача декларации по НДС налоговым законодательством признается правонарушением и влечет за собой наложение на виновника штрафных санкций. Размер штрафа составляет 5% от суммы просроченного долга по налогам за каждый просроченный месяц, но не может быть менее 1000 руб. Законом предусмотрена возможность снижения суммы штрафа или его отмены в связи с наличием смягчающих обстоятельств. Если нарушитель в течение 10 дней после срока не подал декларацию, налоговые органы имеют право заблокировать его расчетный счет до исправления ситуации.

Штраф за несвоевременную сдачу налоговой декларации - это сумма, которую придется уплатить в бюджет налогоплательщику в наказание за нарушение действующего фискального законодательства. Кому и сколько придется платить в пользу государства, а также как отразить в учете начисленный штраф за несвоевременную подачу декларации и его уплату, расскажем в нашей статье.

Общие положения

Сдача налоговой отчетности — это основная обязанность каждого налогоплательщика. Помимо того, что чиновники разработали и утвердили индивидуальные формы бланков по каждому фискальному обязательству, для каждого вида отчетности предусмотрен свой срок сдачи.

Если компания или предприниматель задержит отчет, например, забудет его отправить в ФНС, то ему выпишут штраф за несдачу декларации. Отметим, что сроки для большей части фискальных обязательств утверждены в НК РФ . Однако для региональных и местных налогов действуют исключительные правила. Так, власти субъекта или муниципального образования вправе регламентировать индивидуальные сроки предоставления фискальной отчетности, которые будут действовать только на территории данного региона или муниципального образования. Например, налог на имущество организаций, транспортный или земельный сбор.

Напомним, что для каждого налога, сбора или иного платежа предусмотрены свои бланки и формы отчетности, а также предельные даты, в которые необходимо предоставить информацию в ФНС. Если этого не сделать, то налогоплательщика накажут — выпишут штраф за несданную декларацию или расчет. Причина несдачи роли не играет, наказания можно избежать только в исключительных случаях.

Размер штрафа за непредоставление декларации

Для всех организаций и предпринимателей действуют единые положения по определению размера наказания. Иными словами, размер штрафа за несвоевременное предоставление налоговой декларации по любому налогу определяется по единому алгоритму.

Итак, ответственность за несвоевременную сдачу налоговой декларации определяется как 5 % от суммы неуплаченного фискального обязательства в бюджет. Причем эти 5 % начислят за каждый месяц просрочки, полный или не полный. Однако общая сумма штрафа за непредоставление налоговой декларации не может быть больше 30 % от суммы налога, неуплаченного в установленный срок, но и не меньше 1000 рублей. Такие указания закреплены в п. 1 ст. 119 НК РФ , Письме Минфина от 14.08.2015 № 03-02-08/47033.

Пример: расчет штрафа за несвоевременную подачу декларации

ООО «ВЕСНА» предоставило в ФНС декларационный отчет по НДС за 1 квартал 2019 года с опозданием — 29.04.2019. Напомним, что последний срок предоставления НД по НДС за 1 кв. 2019 — до 25.04.2019.

Сумма налога на добавленную стоимость по отчету за 1 квартал составила 1 200 000 рублей. С просрочкой была перечислена в бюджет только третья часть от общей суммы — 400 000 рублей (1 200 000 / 3). Дата уплаты в ФНС — 29.04.2019.

Сдача НД по НДС и уплата была просрочены на 4 дня, следовательно, наказание за несвоевременное предоставление налоговой декларации будет рассчитано так:

400 000 × 5 % × 1 мес. (один неполный месяц просрочки) = 20 000 рублей.

Если бы ООО «ВЕСНА» уплатило НДС вовремя, то налоговики выписали бы штраф за несвоевременное предоставление декларации в размере 1000 рублей.

Если компания не сдала авансовый расчет по налогу на имущество либо НД по налогу на прибыль за отчетный период (квартал, месяц), то наказание за несвоевременную подачу налоговой декларации — штраф — составит всего 200 рублей. Основания закреплены в п. 1 ст. 126 НК РФ , Письме ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 .

Например, ООО «ВЕСНА» отчиталось по налогу на прибыль за 1 квартал 2019 г. в срок 15.06.2019. Дата, регламентированная на законодательном уровне, — 29.04.2019.

Налоговики выставят штрафные санкции в сумме 200 руб. Причем размер наказания не зависит от времени просрочки и суммы авансового платежа.

Размер наказания можно существенно снизить. Для этого подготовьте обращение в ФНС. О том, как это сделать, мы рассказали в специальном материале «Как составить ходатайство об уменьшении штрафа в налоговую инспекцию» .

Наказания за другую отчетность

Если фирма отчиталась не вовремя по другим видам фискальной отчетности, то ей грозят следующие штрафные санкции:

  1. За нарушение срока подачи справок по форме 2-НДФЛ оштрафуют по 200 рублей за каждую несданную вовремя справку.
  2. За несданный расчет 6-НДФЛ положены санкции в размере 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц просрочки.
  3. Если опоздать с предоставлением годовой бухгалтерской отчетности в ФНС, придется заплатить по 200 рублей за каждую непредоставленную форму.

А вот за срыв сдачи расчета по страховым взносам наказание аналогично общим штрафам за несвоевременное предоставление декларации: 5 % за полный и неполный месяц просрочки. Итоговая сумма наказания не может быть меньше 1000 рублей и больше 30 % от суммы налога к уплате. Также рассчитают и наказание за просрочку сдачи отчета 4-ФСС в Соцстрах.

За несданную пенсионную отчетность по форме СЗВ-М накажут по 500 рублей за каждое застрахованное лицо из просроченного отчета.

Составляем проводки

Итак, выше мы определили, какой штраф за неподачу налоговой декларации грозит компании. Теперь определим, какими проводками отразить в бухгалтерском учете данную операцию.

Начисление штрафа за несвоевременную сдачу декларации, проводки:

Дебет 99 Кредит 68.

Уплату суммы в бюджет государства отразите записью:

Дебет 68 Кредит 51.

Если наказание выписано за срыв отчетности по страховым взносам, то операции отразите аналогичным образом, но с применением 69 счета «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» вместо 68. Отметим, что штрафы за несданные отчеты во формам 4-ФСС и СЗВ-М также следует относить на 69 бухсчет.

Отражение в бухгалтерском учете сумм штрафных санкций не уменьшает размер налогооблагаемой базы по фискальным обязательствам, сборам и взносам.

Начисленные пени отражайте на счете 91, так как данные виды расходов нельзя относить на бухсчет 99. Пени не включаются в состав налоговых санкций.

Случайные статьи

Вверх