Проблемные вопросы розыска должника, его имущества в исполнительном производстве. Заявление на розыск должника

Согласно ст. 65 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ « Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

1.1. Под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка (далее - розыск) понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску (далее - судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск), предусмотренные настоящей статьей исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка.

1.2. В целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, на основании запроса центрального органа о розыске ребенка.

2. Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. Объявление розыска является основанием для осуществления такого розыска на территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств.

3. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей, а также требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

4. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании либо о передаче ребенка, порядке общения с ребенком или требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.

5. По исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:

1) должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника;

2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей;

3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.

6. Постановление о розыске должника или его имущества либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска. Постановление о розыске ребенка либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в течение суток с момента поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.

7. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника, его имущества или розыске ребенка выносится в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, с указанием исполнительных действий, которые могут быть совершены, и (или) мер принудительного исполнения, которые могут быть применены судебным приставом-исполнителем, осуществляющим розыск, в отношении должника, имущества должника или ребенка, обнаруженных в ходе производства розыска. В случае, если ранее в отношении должника не были установлены временное ограничение на выезд его из Российской Федерации, временное ограничение на пользование им специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о розыске должника или розыске ребенка устанавливает указанные ограничения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом , или обращается в суд с заявлением об установлении для должника указанных ограничений в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 67, частью 2 статьи 67.1 настоящего Федерального закона.

8. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Постановление о розыске подлежит немедленному исполнению. Этим постановлением производство розыска поручается судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск, или судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство и который в этом случае пользуется всеми полномочиями судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск.

9. Копии постановления судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника копия постановления судебного пристава-исполнителя направляется по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника. Копия постановления о розыске ребенка направляется также в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Копия постановления о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, направляется органу опеки и попечительства по последнему известному месту пребывания ребенка и центральному органу , назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

10. При производстве розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также проводить следующие исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам. Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Тактика проведения исполнительно-разыскных действий определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

10.1. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе применять меры принудительного исполнения в соответствии с частью 7 настоящей статьи, а также в случаях, не терпящих отлагательства, предусмотренных частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона.

11. Для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности, а для производства розыска должника-гражданина или ребенка также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации.

11.1. При проведении исполнительно-разыскных действий судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, обязан обеспечить соблюдение прав человека и гражданина, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Не допускаются проведение исполнительно-разыскных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, разглашение сведений, составляющих личную и семейную тайну.

12. Если разыскиваемые должник, его имущество или ребенок обнаружены на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, объявившего розыск, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации по месту обнаружения должника, его имущества или ребенка организует незамедлительное направление сообщения об этом, в том числе с использованием сети "Интернет", в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту объявления розыска, обеспечение сохранности обнаруженного имущества, а также взаимодействие с органами опеки и попечительства по передаче обнаруженного в результате розыска ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа.

13. При обнаружении разыскиваемого должника-гражданина исполнительные действия совершаются, а меры принудительного исполнения применяются по месту его обнаружения. В случае необходимости для совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения должник-гражданин может быть препровожден в ближайшее к месту обнаружения подразделение судебных приставов.

13.1. При обнаружении ребенка, розыск которого осуществляется на основании запроса центрального органа о розыске ребенка, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органу опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации. После обнаружения ребенка исполнительное производство подлежит окончанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.

14. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и принимает меры для передачи ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа. В случае невозможности немедленной передачи ребенка указанному законному представителю, опекуну или попечителю судебный пристав-исполнитель передает ребенка органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка, о чем незамедлительно извещает указанного законного представителя, опекуна или попечителя. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск по исполнительному документу, содержащему требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации.

15. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, не позднее дня, следующего за днем совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, направляет вынесенные (составленные) в результате их совершения или применения постановления (акты) судебному приставу-исполнителю, объявившему розыск, а в случае передачи исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство.

Часто люди начинают жалеть о взятых на себя денежных обязательствах. Они не могут или не хотят отдавать долги, и решают что в данной ситуации лучше всего исчезнуть из поля зрения кредиторов, то есть сбежать. Желательно со всем своим . Как же можно разыскать таких людей и заставить платить по счетам?

В законе Российской Федерации № 229 в статье 65 прописано, что кредиторы имеют право разыскивать должника, если у приставов, исполняющих требования, отсутствует информация, где может находится данное лицо.

Объявление о розыске можно подать как заемщика, так и по тому месту жительства, где заемщик числился последнее время. Это первый шаг для того, чтобы искать должника по всей территории страны.

Розыск должника в исполнительном производстве проводится

Чтобы начать процедуру розыска должника официальным путем, используя законодательную базу РФ, нужно учесть определенные обстоятельства. Все эти обстоятельства четко прописаны в законодательных актах нашей страны.

К примеру, к таким обстоятельством относится то, что у службы судебных приставов отсутствует информация, где же может скрываться должник.

В данной службе исполняются следующие требования:

  • Забрать ребенка от безответственных родителей.
  • Найти средства, чтобы погасить просроченные выплаты по кредитам.
  • Найти средства, чтобы компенсировать вред здоровью, которые должник нанес другому лицу.
  • Найти средства, чтобы компенсировать потерю кормильца, если в этой ситуации виновен должник.

Что надо предпринять, чтобы должника разыскивали

Прежде чем начать розыски, должны сами попробовать собрать сведения о должнике. Для этого должны быть приняты ими следующие меры. Приставы должны отправить запрос официальным путем в адресное бюро ГУВД на территории, где они находятся. Это бюро должно прислать адрес, по которому должник прописан.

Если должник снят с учета, то адресное бюро должно предоставить информацию о том, куда выбыло данное лицо. Далее следует подать запрос в бюро по адресу, куда должен был выбыть должник.

Следует также запросить российский Пенсионный фонд, так как если должник официально работает, туда должны будут идти отчисления . Также должен быть выполнен опрос близких к должнику людей: родных, соседей, друзей, сослуживцев.

В случае, когда материальных средств для компенсации не найдено, стоит запросить организации, в которых имущество может быть зарегистрировано. Это , БТИ и тому подобные. Также направляется запрос в Сбербанк, по адресу, где последнее время был зарегистрирован разыскиваемый заемщик.

Если вышеперечисленные меры не привели к результатам, и ни должник, ни его имущество обнаружены не были, то подается объявление о розыске.

Кто имеет право подать объявление о розыске?

Служба судебных приставов

Такое объявление имеет право подать судебный пристав. Данный процесс может начаться как по инициативе данной службы, так и по требованию кредитора. Для этого ему нужно в службу, которая ведает исполнением требований.

Однако, сам процесс подачи такого объявления очень сложен. Для этого надо собрать всю документацию по предпринятым действиям и предоставить документы, где предъявлены требования в заемщику.

Подача возможна, если:

Ответчиком по требованиям может быть как конкретный человек, так и организация, независимо от ее формы.

Судебные приставы

Пристав, исполняющий требования, имеет право вынести постановление о мерах по розыску заемщика. Это происходит с момента, когда становится понятно, что без этого требования по исполнительному листу выполнить задание невозможно. Также он должен вынести постановление о розыске, если кредитор подал в службу соответствующее заявление. Срок для этого действия не должен быть больше, чем трое суток.

В постановлении должны быть указаны следующие данные разыскиваемого лица:

  • Число, месяц, год и место его рождения.
  • Данные о его регистрации.
  • Адрес последнего места жительства.
  • Последнее место работы.
  • Все данные о сумме выплат ( , ).
  • Число, месяц, год и место рождения кредитора.
  • Место проживания кредитора.

В законе Российской Федерации в статье 3(6) прописано, что при соблюдении вышеизложенного, задолжавшее лицо может быть разыскано, путем подачи объявления. В постановлении должны перечисляться меры, которые должны использоваться при розыске, в том числе и принудительные.

Данный документ должен утвердить руководитель службы судебных приставов. С момента утверждения постановление вступает в законную силу. Должника начинают искать. Все стороны получают копии решения суда о принятии к исполнению объявления о розыске,либо о прекращении оного.

Если данные о заемщике так и не поступили, то по последнему месту проживания ему отправляется копия данного постановления.

Особенности проведения мер по розыскам должника

В некоторых случаях подобные мероприятия осуществляются полицией России. Это прописано в законе Российской Федерации в статье 65(1). Все расходы, которые потребует проведение розыска, задолжавшее лицо должно будет компенсировать из своего кармана.

Чтобы определить, сколько денег должно выплатить задолжавшее лицо, соответствующие службы подают заявление, где записаны расходы. Если должник не частное лицо, а организация, то заявление об этом подает ФССП . Если взыскатель подаст соответствующее заявление в службу судебных приставов, то меры по розыску должника прекращаются.

Права, которые имеет судебный пристав, чтобы розыскать должника

Представитель службы судебных приставов имеет право провести ряд мероприятий, чтобы разыскать задолжника. Он может:

  • Запрашивать банки на предмет предоставления сведений о разыскиваемом лице.
  • Обрабатывать всю полученную информацию.
  • Использовать данные частных сыскных агентств, если данные предоставит ему кредитор.

Что должен сделать пристав, если должник обнаружится

Если должник, либо его имущество, будут найдены на территории, где полномочия нашедшего его сотрудника не действительны, то пристав должен обратиться за содействием к главе подобной службы данного места. Главный судебный пристав должен сообщить (осуществить это можно любыми доступными средствами) в службу, объявившую розыск, о том, что обеспечивается сохранность отысканного имущества.

Даже если найдено место, где находится задолжавшее лицо, исполнительные меры в отношении его не прекращаются. Требования к должнику осуществляются в принудительном порядке. Только проводят их в принудительном порядке. Мероприятия по взыскиванию задолженности можно начать исполнять через сутки после завершения мероприятий по розыску.

Должник получает от судебного пристава , где прописаны все требования к задолжавшему. При желании найти должника, который захотел убежать от проблем, отыскать вполне возможно. Поэтому лучше не бегать (и не брать на себя расходы еще и по розыску), а сразу решить возникшие вопросы.

Мнение юриста-эксперта:

Загруженность государственных чиновников различным документооборотом, часто не позволяет им заниматься своими непосредственными делами с надлежащей эффективностью. Это касается и судебных приставов, и полицейских. Закон, конечно, обязывает тех и других, принимать меры к розыску должников, но далеко не всегда получается.

Кроме мер, которые принимаются государством, кредиторам необходимо и самим предпринимать меры. Особенно, если ситуация с задолженностью произошла благодаря вашей неосмотрительности. Что можно сделать дополнительно, зависит от конкретных обстоятельств. Но любым делом, должны заниматься профессионалы. И здесь могут помочь детективные агентства. У них для этого возможностей больше, чем у обычных граждан.

Кроме детективов, за такие дела берутся некоторые адвокаты, которые специализируются в этой сфере. В целом, не следует сидеть и ждать, когда пристав пригласит вас получить деньги. Затраты на привлечение специалистов можно будет прибавить к сумме долга и требовать компенсации в суде.

Подробнее о розыске должников исполнительными производствами — в видеосюжете:

Закон «Об исполнительном производстве» не содержит ограничений по розыску имущества должника в зависимости от категории спора. Судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о розыске имущества должника независимо от характера требований, содержащихся в исполнительном документе, если об этом ходатайствует взыскатель (постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 11498/11).

Суть дела

Решением арбитражного суда с предпринимателя в пользу общества взыскана компенсация за нарушение авторских прав. Суд выдал обществу исполнительный лист на принудительное исполнение этого решения. Взыскатель обратился к приставам с заявлением о возбуждении исполнительного производства. В заявлении общество ходатайствовало применить меры принудительного исполнения и информировать о совершении исполнительных действий. Судебный пристав возбудил исполнительное производство. Были сделаны запросы в ИФНС, ГУВД, БТИ, УФРС, УПФ. От всех инстанций пришли уведомления, что имущества, зарегистрированного на каком-либо праве, у должника нет. По информации, предоставленной коммерческими банками, счетов у предпринимателя тоже не оказалось.

Пристав выехал по месту регистрации должника и наложил арест на обнаруженное имущество, после чего оно было передано на реализацию. Однако вырученных денег не хватало, чтобы покрыть даже половину суммы взыскания по исполнительному листу. Ситуацию осложняло и то обстоятельство, что предприниматель задолжал налоговой инспекции и Пенсионному фонду. Пристав объединил все исполнительные производства в сводное производство и перевел денежные средства, полученные от реализации имущества должника, в пользу ИФНС. Затем пристав вынес постановление об окончании исполнительного производства. На основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229‑ФЗ) исполнительный документ был возвращен обществу. Указанный пункт предусматривает такой исход дела, если невозможно установить местонахождение должника и принадлежащего ему имущества, в том числе банковских счетов с деньгами.

Общество не удовлетворили результаты работы приставов. Ведь суд назначил компенсацию, а взыскать не удалось ни копейки. Пристав не информировал заявителя о ходе исполнительного производства. Не удовлетворил он и ходатайство об объявлении розыска имущества должника. Общество посчитало, что его права нарушены бездействием пристава, и обратилось в суд с требованием признать постановление об окончании исполнительного производства незаконным.

Судебное разбирательство

Требования заявителя были удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие пристава, выразившееся в том, что он не известил общество о времени и месте исполнительных действий. В удовлетворении остальных требований взыскателя было отказано.

Доводы заявителя, что пристав проигнорировал ходатайство, не объявил имущество должника в розыск и тем самым нарушил права общества, суд признал несостоятельными по следующим основаниям. Закон строго ограничивал категории исполнительных документов, по которым может быть вынесено постановление о розыске имущества должника (ч. 1 ст. 65 Закона № 229-ФЗ в редакции от 27.07.2010). Исполнительный лист с требованием о взыскании компенсации за нарушение авторских прав и судебных расходов к этой категории не относился. И в данном случае исполнительное действие «розыск имущества должника» не могло быть произведено. Поэтому пристав, который не вынес постановление о розыске имущества должника и не произвел это исполнительное действие, не нарушил прав и законных интересов общества.

Суд также не усомнился в законности постановления о прекращении исполнительного производства. Ведь пристав совершил необходимые действия по выявлению имущества должника: сделал все необходимые запросы, произвел выездные мероприятия, арестовал и передал на реализацию обнаруженное имущество должника. Несколько исполнительных производств были объединены в одно смежное на законных основаниях (ч. 1 ст. 34 Закона № 229-ФЗ). Погашение требований ИФНС в первоочередном порядке также не проти­воречит закону. В соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, предусмотрена очередность распределения денежных средств. И требования по обязательным платежам в бюджет (в данном случае ИФНС, третья очередь) имеют приоритет перед требованиями общества (четвертая очередь). Таким образом, пристав изыскал и реализовал имущество должника, удовлетворил требования взыскателей в порядке очередности, предусмотренной законом, и вынес постановление об окончании исполнительного производства, возвратив обществу исполнительный документ (ч. 3 ст. 46 Закона № 229-ФЗ). Исполнительное производство было окончено (п. 3 ч. 1. ст. 47 Закона № 229-ФЗ).

Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции без изменения. Но общество это не удовлетворило. Заявитель по-прежнему считал, что пристав должен был объявить розыск имущества должника. Тем более что в судебной практике существуют разные подходы к данной проблеме.

В одних случаях суды буквально трактовали ст. 65 Закона

№ 229­ФЗ, содержащую исчерпывающий перечень исполнительных документов, по которым могло быть вынесено постановление о розыске имущества должника (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.2009 по делу № А03-7262/2008). В других случаях суды указывали, что положения ст. 65 Закона № 229-ФЗ позволяли запустить исполнительную процедуру «розыск имущества должника» по любому исполнительному документу на основании заявления взыскателя (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2010 по делу № А45-9557/2010 и Московского округа от 16.12.2010 по делу № А40-88395/10-111-511).

Позиция ВАС РФ

Президиум ВАС РФ признал требования общества правомерными. Решения нижестоящих судов были частично отменены. Высший суд признал незаконным бездействие пристава, который не вынес постановление об объявлении розыска имущества должника. Незаконным было признано и постановление об окончании исполнительного производства. Судебная коллегия не усмотрела в положениях Закона № 229-ФЗ (в редакции, действовавшей во время осуществления исполнительного производства по данному делу и судебных разбирательств судов нижестоящих инстанций) ограничений розыска в зависимости от категорий спора. Позиция коллегии изложена в Определении о передаче дела в Президиум суда следующим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Обращаясь с таким документом, взыскатель вправе заявить об объявлении розыска должника и его имущества. Обязанность принять меры по свое­временному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на пристава ст. 12 Федерального закона от 21.07.97 № 118-ФЗ «О судебных приставах». Согласно этой статье пристав объявляет в розыск должника или его имущество. Разыскные действия относятся к числу исполнительных действий (п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ). По своему назначению указанные действия предшествуют принудительному исполнению исполнительных документов. При этом судебный пристав принимает все допустимые законом меры по отысканию имущества должника. Поводом для объявления в розыск служит отсутствие сведений о местонахождении должника и его имущества. По основаниям, зафиксированным в действовавшей на момент возбуждения исполнительного производства ч. 1 ст. 65 Закона № 229-ФЗ, пристав выносил постановление о розыске сам или по заявлению взыскателя. В соответствии с ч. 4 упомянутой статьи розыск имущества должника-гражданина судебный пристав осуществлял по заявлению взыскателя. Поэтому пристав не мог не вынести постановление о розыске имущества должника, если взыскатель подал об этом заявление.

Закон изменился — проблема осталась

На данный момент оглашена только резолютивная часть постановления Президиума ВАС РФ. Каким образом суд мотивирует свое решение, будет понятно после изготовления полного текста постановления. Но уже сейчас ясно, что арбитры не усмотрели в редакции ст. 65 Закона № 229-ФЗ, действовавшей в период спора, оснований для отказа в совершении мероприятий по розыску имущества должника, на которые ссылались приставы.

В ходе рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ был затронут интересный вопрос. Исполнительные действия перечислены в ст. 64 Закона № 229-ФЗ. А какие действия относятся к разыскным, в законе не указано. На это и обратил внимание представитель службы судебных приставов. Ведь пристав по настоящему делу предпринял весь комплекс мер по отысканию имущества должника, совершив предусмотренные ст. 64 Закона

№ 229-ФЗ исполнительные действия (запросил необходимые сведения в различных органах и коммерческих структурах, произвел их оценку, осуществил выездные мероприятия). И вынесение постановления о розыске имущества должника, по мнению представителя службы, было нецелесообразным. Ведь разыскные мероприятия по сути сводились бы к совершению тех же исполнительных действий, то есть дублировали бы их. Ситуацию не проясняет и приказ Мин­юста России от 21.09.2007 № 192 «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации)» (далее — Регламент). Пункт 2.1 Регламента предусматривает административные процедуры розыска, среди которых организация розыска имущества должника и выполнение мероприятий по розыску, ведение разыскного дела. Причем названные мероприятия по сути сводятся к выполнению неких технических процедур (заведение и регистрация разыскного дела) и подготовке запросов и получении информации от государственных органов, осуществляющих контрольные, надзорные и регистрирующие функции об имуществе гражданина (п. 2.14.1 Регламента). То есть выполнение исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 Закона № 229-ФЗ, но теперь уже в процессе ведения разыскного дела.

Вместе с тем Закон № 229-ФЗ предусматривает такую процедуру, как розыск должника или его имущества. И Президиум ВАС РФ признал неправомерным бездействие пристава, который не вынес постановление о розыске имущества должника по ходатайству взыскателя. Пусть даже пристав предпринял все меры по отысканию имущества должника в рамках проведения исполнительных действий.

Отметим, что новая редакция ст. 65 Закона № 229-ФЗ, действующая с 1 января 2012 г., также предусматривает лишь право пристава объявить розыск имущества должника по заявлению взыскателя, если речь идет об исполнении требований, не содержащихся в ч. 3 ст. 65 Закона № 229-ФЗ. Поэтому вполне возможно, что, если пристав откажет взыскателю, основываясь на том, что розыск — это право, а не обязанность, дело снова может дойти до Президиума ВАС РФ.

к сведению

Во время возбуждения исполнительного производства и рассмотрения дела в судах нижестоящих инстанций перечень исполнительных документов, по которым пристав может объявить розыск имущества должника, содержался в ч. 1 ст. 65 Закона № 229-ФЗ. Это исполнительные документы, включавшие в себя требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, требования об отобрании ребенка.

С 1 января 2012 г. действует новая редакция ст. 65 Закона № 229-ФЗ (изменения внесены Федеральным законом от 03.12.2011 № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Указанный перечень перекочевал в ч. 3 ст. 65 Закона № 229-ФЗ.

Открытие розыскного дела как эффективный правовой инструмент

Гражданско-правовой смысл понятия должник является более широким, чем бытовое представление о нем. Должники являются не только лицами, одолжившими имущество и не возвратившими его, но и определенной стороной гражданско-правовых отношений. Эта сторона является несущей обязательства перед кредитором либо другой стороной, что связано с их имущественным характером. Данные обязательства вытекают не только из заключенного договора между сторонами, но и возникают в результате вреда, причиненного тем правонарушением, которое было совершено.

Приказом, устанавливающим административный регламент, регулирующий порядок исполнения государственной функции, связанной с процессом объявления о розыске приставом, утвержденным Минюстом РФ, разработаны соответствующие административные процедуры. Данный Приказ принят 21 сентября 2007, утвержден под номером 192. Согласно общим положениям в редакции от 08.07.2008 под номером 139, реализация государственной функции, связанная с исполнением, регулируется Федеральным законом, принятым 2 октября 2007, под номером 229 «Об исполнительном производстве».

Установленный российским законодательством порядок по исполнению судебных решений может не всегда оканчиваться успешным выполнением поставленных задач. Очень часто оказывается невозможным взыскать через суд присужденное имущество. Любая стадия, связанная с исполнительным производством, может сопровождаться ситуацией, в которой смена адреса должника представляет собой умышленное или неумышленное действие. Должник может скрывать местонахождение имущества, поэтому все предпринимаемые меры со стороны судебных приставов-исполнителей могут являться неэффективными. Данные ситуации очень часто встречаются в судебной практике.

Наиболее эффективным правовым инструментом, связанным с исполнительным производством, оказывается объявление в розыск.

После поправок, внесенных в статью 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» законом от 03.12.11 года, полностью изменилось содержание правовых норм, но по 2-м видам розыска, то есть имущества должника и должника-организации, определяющие критерии остались теми же. Эти 2 вида розыска вправе объявлять должностные лица, относящиеся к компетентному органу ФССП — Федеральная служба судебных приставов.

Содержание административной процедуры по розыску

Содержание процедуры розыска является на сегодняшний день одним из спорных вопросов. Законодательством не предусмотрено четкое определение данной процедуры. Конкретное же содержание данного понятия раскрывается непоследовательно. Под этим понятием в судебной практике подразумевается 2 подхода, определяющих основное содержание данной процедуры. Розыском является комплекс исполняемых должностным лицом действий:

  • по обнаружению местонахождения имущества должника;
  • по его выявлению.

Эти действия нередко отождествляются с запросом судебными приставами всей необходимой информации. В целом реализация полномочий по вопросу о розыске в ходе исполнения розыскных процедур связана с выполнением следующих действий:

  • предусмотренное как отдельное исполнительное действие статьей 64 ФЗ от 02.10.07, связанное с рассмотрением вопросов о розыске и запросов у физических лиц, органов и организаций необходимых сведений;
  • указанное в Административном регламенте, дающем право должностным лицам по розыску в процессе осуществления возложенных на него полномочий получать соответствующую информацию. Для этого им производится запрос в государственные органы, осуществляющие регистрирующие, контрольные и надзорные функции.

Осуществление всех этих действий на практике в процессе исполнительного производства, является отдельным видом действий. Судами не проводится четкого различия между действиями по розыску и иными мероприятиями, связанными с поиском. При этом суды указывают на то, что процесс, связанный с розыском отличается от осуществления поиска.

Согласно закону, принятому 03.12. 11 года, частные детективы имеют право оказывать услугу поиска должника и его имущества, что связано с процессом осуществления исполнительного производства. Все полученные сведения в ходе частного расследования, то есть поиска, могут быть использованы приставами при производстве розыскного дела. Возможность использования сведений предоставляется исключительно на основании заявления, предоставленного взыскателем.

Таким образом, возможность коррупционных действий, связанных с отношениями пристава и частного детектива, исключается. Взыскатель в данном случае нанимает частного детектива за собственный счет. Ряд органов ФССП России разрабатывает документы, которые будут регламентировать порядок взаимодействия приставов и частных детективов.

После объявления о розыске, пристав вправе делать запросы банкам данных о розыскной и оперативно-справочной информации. Он вправе производить обработку всех необходимых персональных данных, в которых могут содержаться все сведения о лицах и их имуществе. При производстве розыскных мероприятий им используются те сведения, которые получены при осуществлении деятельности, связанной с частным сыском.

Порядок реализации административных процедур согласно установленного Регламента

Порядок исполнения государственной функции по розыску

Реализация утвержденных административных процедур связана с порядком осуществления действий должностных лиц (судебных приставов-исполнителей), осуществляемых в отношении должника и его имущества, которым является гражданин или организация:

  1. Организацией розыскных мероприятий.
  2. Обеспечением расходов на осуществление розыскного дела.
  3. Ведением дел о розыске.
  4. Выполнением соответствующих мероприятий, связанных с розыском.
  5. Осуществлением функций контроля реализации полномочий в процессе розыска.
  6. Обжалованием всех действий либо бездействий, принимаемых должностными лицами решений в ходе реализации государственной функции розыска.

Организация исполнения государственной функции, связанной с процессом , являющихся гражданами или организациями, определяет выполнение:

  1. Организационно-методического обеспечения процесса организации всей деятельности центральным аппаратом ФССП РФ, а именно отделом, осуществляющим организацию процедуры розыска и розыскных мероприятий.
  2. Функций, непосредственно осуществляемых соответствующим структурным подразделением от лица судебного пристава, уполномоченного на основании распоряжения руководителя данного территориального органа ФССП России.

Законодательство РФ предполагает несение ответственности принимающих участие должностных лиц в исполнении государственной функции по розыску.

Документы, необходимые для открытия розыскного дела

На розыскном деле, связанном с имуществом должника должна стоять пометка «Для служебного пользования», что определено наличием тех документов, в которых содержится информация ограниченного распространения. Она представляет собой сведения об имуществе должника или должнике-организации.

Документы, необходимые для производства по розыску имущества следующие:

  • копия постановления о возбуждении исполнительного производства;
  • постановление о заведении розыскного дела и его копия;
  • опись документов, находящихся в розыскном деле;
  • копия исполнительного документа;
  • копия заявления, составленного взыскателем, связанного с объявлением о розыске имущества;
  • справка, подготовленная судебным приставом-исполнителем, ответственным за выполнение исполнительного производства, которая отражает информацию:
  • об исполнении процессуальных действий по установлению места, где находится имущество должника или должник-организация;
  • о проведении обоснования невозможности установления местонахождения без проведения розыскных мер;
  • план мероприятий, связанных с розыском имущества должника или должника-организации;
  • справка (акт) по итогам проведений отдельных мероприятий, связанных с розыском;
  • информация, предоставляемая государственными органами об имущественном положении должника или о должнике-организации.

Постановление, подписанное судебным приставом, служит основанием для заведения дела о розыске, открываемого не позднее наступления следующего дня после того, как было вынесено постановление.

Осуществление действий, связанных с исполнительным производством по розыскному делу

Основания для объявления о розыске

Статьями 64 и 65 ФЗ «Об исполнительном производстве», принятого 02.10. 2007 №229, регулируется порядок осуществления действий судебным приставом-исполнителем, имеющими цель создать условия, необходимые для реализации мер, связанных с принудительным исполнением. Это понуждение должника к правильному, полному и своевременному исполнению поставленных исполняющим должностным лицом требований. Совершение действий, связанных с розыском имущества, может осуществляться должностным лицом или судебным приставом-исполнителем самостоятельно, возможно с привлечением к участию в розыскном деле органов внутренних дел.

Если судебным приставом-исполнителем обнаружено отсутствие сведений о месте нахождения имущества или должника, то должностное лицо имеет право сделать объявление на розыск.

Основание для объявления должно определяться каким-либо местом из тех, которые перечислены ниже:

  • пребывания должника, являющимся одним из последних известных мест;
  • жительства или осуществление исполнения по исполнительному документу;
  • нахождения имущества;
  • жительства взыскателя.

Основанием для осуществления розыска является не только процедура его объявления, производство которой может осуществляться на территории РФ или на территории иностранного государства согласно международным договора. Судебный пристав-исполнитель имеет право объявить о розыске имущественного характера в том случае, если требования исполнительного документа:

  • содержат сумму взыскания в отношении должника, превышающую 10000 рублей;
  • исполнение невозможно по причине отсутствия должника.

Процесс розыска может быть объявлен по собственной инициативе судебного пристава либо на основании заявления со стороны взыскателя в соответствии с требованиями защиты интересов субъектов РФ и самого государства.

Порядок процедуры, связанной с вынесением постановления

Вынесение постановления о розыске имущества осуществляется в процессе исполнения обязанностей судебным приставом в течение трехдневного срока, начиная с того дня, когда к нему поступило заявление взыскателя, либо со дня обнаружения оснований для объявления розыска имущества.

Порядок, установленный статьей 33 Федерального закона в части 6, предполагает, что постановление, выносимое приставом-исполнителем, содержит указание по исполнительным действиям.

Применение мер, связанных с принудительным исполнением или действий, осуществляемых должностным лицом, исполняющим государственные функции по розыску, происходит на основании вынесенного постановления.

Старшим судебным приставом или его заместителем утверждается постановление о розыске, которое выносится приставом, получившим перенаправленное постановление для дальнейшего производства розыскного дела. Данное постановление является подлежащим немедленному исполнению.

Стороны, связанные с исполнительным производством, должны получить копии постановления о розыске имущества или об отказе в объявлении розыска.

Копию постановления в случае отсутствия необходимых сведений, связанных с местонахождением имущества или должника, направляют по последнему из известных мест жительства или мест пребывания должника.

Исполнение действий при обнаружении имущества должника

Разыскиваемое имущество может быть обнаружено на той территории, где распространение полномочий судебного пристава, которым было вынесено объявление о розыске, не предусмотрено. Эта информация незамедлительно передается территориальному органу ФССП по месту объявления о розыске посредством использования интернета.

В случае обнаружения имущества производятся исполнительные действия и применение мер, связанных с принудительным исполнением по месту обнаружения.

С практической точки зрения большое значение имеет не только факт обнаружения того имущества, которое формально оказалось в собственности у должника, а также имущества, которое находилось под контролем данного лица. Имущество может быть переоформлено на имя родственников должника, его партнеров или друзей и пр.

При необходимости должник-гражданин препровождается в место, которое является ближайшим к подразделениям судебных приставов с целью применения мер, связанных с принудительным исполнением или совершением исполнительных действий. После исполнения действий приставом, осуществившим розыскные мероприятия, составленные или вынесенные постановления (акты) передаются судебному приставу, которым было вынесено объявление розыске.

Комментарий к статье 65

1. Во многих случаях исполнение судебного решения или иного юрисдикционного акта не может производиться, если неизвестно место жительство должника или он скрывается в целях уклонения от исполнения указанных актов.

Кроме того, возможен также розыск имущества должника и розыск ребенка.

По смыслу комментируемой статьи розыск может осуществляться:

1) органами внутренних дел;

2) Федеральной службой судебных приставов.

Органы внутренних дел осуществляют розыск в случае отсутствия сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования:

1) защиты интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

2) взыскания алиментов;

3) возмещения вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца;

4) об отобрании ребенка.

В указанных случаях судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом. В таком же порядке выносится постановление о розыске имущества должника или розыске ребенка.

Федеральная служба судебных приставов осуществляет розыск:

1) должника-организации;

2) имущества должника-организации;

3) имущества должника-гражданина.

При этом розыск объявляется по заявлению взыскателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Общим для указанных процедур розыска является место его объявления.

Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа:

1) по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника;

2) по местонахождению имущества должника;

3) по месту жительства взыскателя.

В данном случае действуют правила ст. 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в соответствии с которыми, например, если отсутствуют сведения о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка, исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества (ч. 4 ст. 33 комментируемого Закона).

3. По общему правилу расходы по розыску должника, его имущества и розыску ребенка относятся к расходам по совершению исполнительных действий (ч.2ст. 116 комментируемого Закона). Причем размер указанных расходов определяется по-разному:

1) расходы по розыску должника-гражданина и розыску ребенка определяются на основании заявления органа внутренних дел, осуществлявшего такой розыск;

2) расходы по розыску должника-организации, имущества должника-организации и имущества должника-гражданина - на основании расчета, производимого территориальным органом Федеральной службы судебных приставов.

В любом случае Закон не предусматривает необходимости авансирования расходов по розыску должника со стороны взыскателя. В то время как ранее действующий Закон об исполнительном производстве 1997 г. закреплял, что по другим видам исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника или его имущества при наличии согласия взыскателя нести бремя расходов по розыску и авансировать указанные расходы (ч. 2 ст. 28 Федерального закона "Об исполнительном производстве" 1997 г.). Далее взыскатель мог в судебном порядке требовать от должника возмещения расходов по розыску.

Ранее в литературе было высказано мнение, что развитию исполнительного производства и укреплению его принципов, в том числе принципа диспозитивности, могло бы способствовать наличие нормы, предусматривавшей возможность розыска должника по просьбе взыскателя по любым делам с отнесением расходов по розыску на счет взыскателя. Предоставление взыскателю права подать заявление на розыск за свой счет по всем другим делам способствовало бы расширению возможностей для взыскателя. Взыскатель выбирал бы сам, что ему больше подходит: оплатить производство розыска или оставить исполнительный документ без исполнения.

См.: Примерная концепция основных направлений по изменению законодательства об исполнении судебных решений, представленная Министерством юстиции СССР // Советская юстиция. 1991. N 6. С. 13.

Как видно сейчас, законодательство предусматривает такую возможность, т.е. у взыскателя имеется субъективное право требовать совершения указанных выше действий от судебного пристава-исполнителя (соответственно, для него это будет обязанность), что вытекает из принципа законности и государственной гарантированности прав и свобод человека.

Однако расходы по розыску все же возлагаются на должника, а не на взыскателя.

4. Отметим также, что в постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка. При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов по основаниям, установленным Законом об исполнительном производстве, отмена розыска должника, его имущества, розыска ребенка может не производиться. Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство (ч. 4 ст. 47 комментируемого Закона).

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 65

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ О ВЗЫСКАНИИ НАЛОГА (СБОРА), А ТАКЖЕ ПЕНИ ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА-ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА-ОРГАНИЗАЦИИ (Извлечение)

3.7. ...В случае отсутствия должника и его имущества по месту нахождения, указанному в исполнительном документе налогового органа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о розыске должника или его имущества. При установлении должника (его имущества) соответствующие расходы по совершению розыскных действий взыскиваются с должника.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗЫСКА ДОЛЖНИКА-ОРГАНИЗАЦИИ И ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА (ГРАЖДАНИНА ИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ)

(Извлечение)

Не приводится.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПИСЬМО

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ДОЛЖНИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ НЕПЛАТЕЛЬЩИКАМИ АЛИМЕНТОВ

Одним из методов, способствующих выявлению должников по исполнительным документам о взыскании алиментов, объявленных в розыск на основании постановления судебного пристава-исполнителя, является размещение на официальных сайтах территориальных органов ФССП России информации, позволяющей идентифицировать указанных лиц.

Размещение в открытом доступе подобной информации не может расцениваться как нарушение конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Это следует, прежде всего, из принципа открытости судебного разбирательства и публичного провозглашения вынесенного судом решения, что предполагает общедоступность сведений о предмете и сторонах спора, а также результатах рассмотрения дела в суде.

По той же причине не могут считаться конфиденциальными сведения о должнике, уклоняющемся или скрывающемся от исполнения вступившего в законную силу судебного решения, нарушающем законные интересы взыскателя и права несовершеннолетних детей. Закрепленный на законодательном уровне обязательный розыск граждан, уклоняющихся от уплаты алиментов, является публичной мерой и направлен на защиту наиболее социально незащищенной группы населения.

В этой связи заслуживает внимания опыт Управления ФССП России по Чувашской Республике, на официальном сайте которого создан раздел "Алиментщики в розыске". В разделе размещена информация о неплательщиках алиментов, содержащая фамилию, имя, отчество, дату и место рождения должника, а также наименование органа внутренних дел, осуществляющего розыск должника, объявленный судебным приставом-исполнителем, и телефоны судебных приставов-исполнителей. Данная информация может быть дополнена сведениями о суде, выдавшем исполнительный документ.

В целях повышения эффективности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов считаю необходимым использовать в практической деятельности опыт Управления ФССП России по Чувашской Республике по размещению на официальном сайте территориального органа информации о неплательщиках алиментов, находящихся в розыске на основании постановления судебного пристава-исполнителя. При этом после установления местонахождения должника информация должна быть немедленно удалена с сайта.

Случайные статьи

Вверх