Общие черты хозяйства.

Главными чертами экономики Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии являются: интегрированность в мировую экономическую систему; умеренные темпы экономического роста, соответствующие классической рыночной экономике.

Великобритания являлась лидером промышленной революции XIX в. Однако в начале XX в. ряд исторических факторов обусловил потерю лидирующих позиций. В настоящее время страна, некогда дававшая половину мирового промышленного производства, сохраняет за собой не более 3%.

С приходом в 1979 г. к власти консерваторов был ликвидирован контроль за иностранной валютой, дерегулированы финансовые рынки, проведена приватизация многих отраслей промышленности, сокращено прямое налогообложение высоких доходов. Правительство стало оказывать серьезную поддержку современным наукоемким отраслям и стимулировать экспансию иностранного капитала в экономику. На предприятиях, принадлежащих иностранным компаниям, производится 25% промышленной продукции.

Британская продукция отличается высокой наукоемкостью. Великобритания – одна из стран, лидирующих в мировом НТП, у нее наибольший научно-технический потенциал в Европе. Подтверждением может служить то, что Великобритания является вторым, после США, государством по числу полученных ее учеными нобелевских премий (свыше 70). Важнейшими открытиями британцев являются:

– структура ДНК;

– суперпроводимость;

– компьютерная томография;

– озоновая дыра;

– радиоастрофизика;

– клонирование (Ян Вильмут из Эдинбурга вырастил овечку Долли, генетически идентичную донору).

Основу британской экономики составляет частный сектор, производящий 80% ВВП и обеспечивающий 75% занятости.

В конце XX в. сложилась следующая структура экономики Великобритании:

– «первичный сектор», включающий сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство – 1,8% ВВП и 1,1% общей численности трудовых ресурсов;

– «вторичный сектор» – обрабатывающая промышленность и строительство – 31,4% ВВП, 18,7 занятых;

– «третичный сектор» – сфера услуг – 66,8% ВВП и 80,2% занятых.

Промышленность. За последние два десятилетия произошли серьезные изменения в отраслевой структуре промышленности: повысился удельный вес машиностроения; возросла роль химической промышленности; быстрыми темпами развивается энергетика; нефтяная и газовая промышленность. В этот же период наблюдалось стабильное развитие пищевой промышленности. Однако снизилась роль и удельный вес угольной и легкой промышленности. Современное развитие промышленности страны определяют высокие технологии, именно поэтому продукция, произведенная в Великобритании, отличается своей высокой наукоемкостью. Расходы Великобритании на НИОКР составляют 2% ВВП.

Каменноугольная промышленность – одна из старейших отраслей хозяйства Великобритании.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. В настоящее время отрасль переживает кризис, так как на смену углю пришли нефть и газ.

Самыми крупными угольными бассейнами страны являются Йоркширский, Даремский и Северо-Западный. Однако доля угля в топливно-энергетическом балансе все время уменьшается, с 1970 по 1977 г. со 140 до 119 млн тонн. В настоящее время добыча угля составляет менее 49 млн тонн. Прежде Великобритания была крупным экспортером угля. В начале XX в. вывозилось до 110 млн тонн в год, теперь лишь 7–9 млн тонн.

Нефтяная и газовая промышленность. Великобритания занимает второе место в Западной Европе после Норвегии по добыче нефти. В 2000 г. добыча составила около 140 млн тонн. Сохраняется импорт нефти (40–50 млн т). Это связано, в том числе, с преобладанием легких фракций в североморской нефти и необходимостью получать всю гамму нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Кроме того, сохраняющийся импорт нефти из Ближневосточного региона – это остаточное явление тех времен, когда британская перерабатывающая промышленность была ориентирована на поставки дешевого сырья из региона Персидского залива с соответствующим образом оборудованными нефтеперерабатывающими предприятиями.

Нефтепереработка представлена шестнадцатью НПЗ общей мощностью 96 млн тонн в год. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов: у Саутгемптона – в Фоли, в Ливерпуле, в устьях рек Темзы, Трента и Тиса. Построен также крупный завод в Шотландии на побережье Ферт-оф-Форта. От месторождений нефти в Северном море к нефтеперерабатывающим заводам в устье р.Тис и в заливе Ферт-оф-Форт проведены нефтепроводы.

Добываемый со дна Северного моря газ по проложенным на дне газопроводам достигает восточного побережья страны, а потом по магистральной нитке Лондон – Ланкашир и ее ответвлениям поступает во все районы страны. В 2000 г. добыча газа составила 90 млрд куб. м, из них

6,3 млрд куб. м идет на экспорт. Добыча ведется на 37 месторождениях. Крупнейшие из них – Леман-Бенк, Брент, Моркэм (1/2 объема добычи). Великобритания сохраняет импорт природного газа из Алжира, Катара и Норвегии. Добычу газа ведет государственная компания «Бритиш ГАЗ».

Энергетика. Потребности страны в электроэнергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников.

Большая часть электроэнергии производится на ТЭС (67,7%), работающих на угле, газе и мазуте. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн кВт) расположены около крупных городов: Лондона, Бирмингема, Ливерпуля и др.

В последние два десятилетия быстрыми темпами в стране развивалась атомная энергетика. АЭС производят 29,3% электроэнергии. Построено 11 АЭС с 28 атомными реакторами общей мощностью 13 820 МВт.

На долю ГЭС приходится 3% производства электроэнергии. Крупнейшие ГЭС расположены на р.Трент, р.Темзе. Наибольшее количество ГЭС построено на реках и озерах Шотландского нагорья.

Общее производство электроэнергии в 2000 г. составило 337 млрд кВт/часов, это 9-е место в мире.

В 1970 г. в Великобритании было закончено строительство единой системы электропередач «Супергрид».

Черная металлургия является старейшей отраслью промышленности. Отрасль развивалась в благоприятных условиях. Страна была богата коксующимися углями, угольные пласты часто содержали железную руду либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый металлургии – это известняки. Они имеются на британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены недалеко друг от друга и от крупных морских портов. Это сейчас облегчает доставку сырья из других стран, поскольку собственная добыча практически прекращена. Железную руду в настоящее время привозят из Канады, Либерии, Мавритании.

Крупнейшие металлургические центры находятся на побережье, так как работают на привозной железной руде. Это Сканторп в Хамберсайде, Порт-Телбот и Ллануэрн в Южном Уэльсе, Редкар в Тиссайде, Равенскрейг в Шотландии. В центральной части страны сохранил свое значение лишь Шеффилд, где производят высококачественные стали.

Крупнейшими производителями стали в Великобритании являются транснациональные корпорации «LNM» – 4-е место в мире и «Бритиш Стил» – 6-е место в мире по производству стали.

В 2000 г. общий объем производства составил около 18 млн тонн.

Цветная металлургия – одна из крупнейших в Европе. Работает отрасль почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превышает экспорт черных металлов.

Великобритания – один из крупных экспортеров таких цветных металлов, как цирконий, бериллий, германий, уран, ниобий и др., используемых в атомной и авиационной промышленности, электронике. Главными покупателями цветных металлов у Великобритании являются США и ФРГ. В то же время отечественная промышленность удовлетворяет лишь часть потребностей страны в важнейших цветных металлах. Например, потребность в меди и цинке обеспечивается на 1/2, в алюминии – на 2/3. Полностью покрываются потребности в олове, свинце.

Главный район цветной металлургии – Западный Мидленд. Крупными центрами отрасли являются Ливерпуль, Лондон, Соунси. Алюминий производят на заводах, расположенных у ГЭС в Шотландии. Три завода по выплавке алюминия расположены на о. Англси. Господствуют в отрасли две компании: «Бритиш алюминиум» и «Алкан индастриз».

Химическая промышленность. В послевоенные годы эта отрасль росла быстрее других. Изменилась ее сырьевая база. Открытие собственных крупных месторождений нефти и природного газа позволило быстрыми темпами развивать синтетическую химию возле нефтеперерабатывающих заводов. По объему продукции химической промышленности Великобритания уступает США, ФРГ и Японии, а по некоторым видам – и Франции, и Италии. Третья часть продукции идет на экспорт, объем его превышает импорт. В этой отрасли сильны позиции иностранного капитала, особенно американского.

Великобритания выделяется крупными масштабами производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, красителей, моющих средств, фармацевтики (четвертый в мире производитель лекарств).

В основной химии выросло производство серной кислоты, соды и хлора.

Расширился выпуск минеральных удобрений (ввозят фосфориты).

Главные районы химической промышленности: Юго-Восток, где в Большом Лондоне сосредоточено множество предприятий тонкой химии, особенно фармацевтических, а в Фоли – крупная нефтехимия. Ланкашир и Чешир сосредоточили предприятия основной химии. На северо-востоке Англии находится комплекс производств органической и неорганической химии (Бирмингем – Уилтон – Тиспорт), а нефтехимические производства – в Хамберсайде у Иммингема. В целом же нефтехимия тяготеет к портовым городам, куда поступает нефть. Минеральные удобрения производят на Юго-Востоке и в Йоркшире.

Машиностроение и металлообработка. Машиностроение – ведущая отрасль британской промышленности, обеспечивает стране 2/5 стоимости выпускаемой продукции, 1/3 объема экспорта. Во внешней торговле машинами и оборудованием Великобритания делит с Францией 4–5 места среди развитых стран.

В последнее десятилетие возрос объем инвестиций в передовые и наукоемкие отрасли – станкостроительную, электротехническую, авиационную, электронную.

Структура британского машиностроения сложней и многообразней, чем в других западноевропейских странах, за исключением ФРГ. Продукция отрасли высококачественна, что обеспечивается высокой квалификацией инженеров и рабочих.

Электротехника и электроника заняли первое место в структуре машиностроения по стоимости продукции. Наиболее динамично развивается электроника, но главные позиции здесь занимает американский капитал, а в производстве бытовой электроники – японский. Британские фирмы традиционно сильны в производстве радиоэлектронного оборудования и средств связи («Бритиш Телеком», «Ракал Электроникс», «Сименс-Плесси»).

В приборостроении более 2/3 стоимости продукции приходится на научные и промышленные приборы, в том числе на ряд новейших видов контрольно-измерительной и диагностической аппаратуры. Получило развитие также производство часов и фотоаппаратуры.

Транспортное машиностроение после тяжелого спада 1970-х г. развивается высокими темпами. Оживление в отрасли вызвано притоком японского, американского и немецкого капитала.

В автомобилестроении 85% объема производства приходится на следующие фирмы: «Ровер групп» (бывшая английская компания, приобретена в 1994 г. немецкой компанией «БМВ»), «Нисан», «Хонда», «Тайота», «Форд», «Дженерал моторс», «Талбот» (филиал французской компании «Пежо-Ситроен»). В 2000 г. произведено 4,8 млн легковых и грузовых автомобилей, это восьмое место в мире.

Производство автомобилей сконцентрировано в Западном Мидленде (Бирмингем, Ковентри) и на Юго-Востоке (Большой Лондон, Оксфорд, Лутон).

Быстро растет выпуск продукции в авиаракетостроении. По доле продукции на мировом рынке Великобритания занимает четвертое место (после США, Германии, Франции). Отрасль производит также продукцию военного назначения. Ведущие позиции в отрасли занимает приватизированная компания «Бритиш аэроспейс», специализирующаяся на выпуске широкого спектра различных самолетов, в том числе и военного назначения (тактический истребитель вертикального взлета и посадки «Харриер», самолет «Торнадо», вертолеты «Си-Кинг», «Линкс» и др.), космических аппаратов, ракет. Английская компания «Роллс-Ройс» является одним из крупнейших мировых производителей авиадвигателей.

В этой отрасли широко развита кооперация. Созданный европейский консорциум «Эйрбас индастри» включает компании «Бритиш аэроспейс», «Аэроспасьяль» (Франция), «Даймлер-Бенц-Аэроспейс» (ФРГ), «КАСА» (Испания). В настоящее время этот консорциум контролирует 1/3 мирового рынка гражданской авиации.

Авиаракетная промышленность концентрируется вокруг Большого Лондона, в Бристоле, в Восточном Мидленде и Западно-Мидлендской конурбации.

Получило развитие и судостроение. Великобритания производит практически все типы судов, в том числе военные корабли, подводные лодки. Однако вследствие большой стоимости британские суда несмотря на высокое качество неконкурентоспособны, поэтому их производство сокращается. Основными центрами судостроения стали: Белфаст, Барроу-ин-Фернесс, а также Клайсайд.

Легкая промышленность. Ей принадлежит особое место. Она сыграла выдающуюся роль в промышленном развитии страны, во введении машинного производства в мире. До первой мировой войны она занимала внеконкурентное положение в мире, отличалась, как и сейчас, высоким качеством и разнообразием. Со времени экономического кризиса 30-х гг. прошлого века эта отрасль находится в состоянии депрессии. Ныне Великобритания превратилась из экспортера в крупного импортера хлопчатобумажных тканей.

Шерстяное производство ориентировалось на внутренний рынок и богатых покупателей США и Западной Европы. Оно меньше зависело от импортного сырья, и поэтому спад в нем менее резкий.

География текстильной промышленности сохранилась с эпохи промышленной революции. Основная часть хлопчатобумажного производства сконцентрирована в Ланкошире, шерстяного – в Йоркшире, трикотажного – в Западном Мидленде, льняного – в Северной Ирландии. Производство тканей из синтетических волокон тяготеет к этим же районам.

Сфера услуг в постиндустриальной Великобритании является важнейшей сферой экономики. Получили развитие: финансовые услуги, туризм, услуги бизнеса и другие. Великобритания является одним из лидеров предоставления услуг на мировом рынке. Объем экспорта услуг составляет 10% от мирового экспорта в этой сфере.

Важнейшей сферой экономики являются финансы, которые создают 25% ВВП страны. Здесь занято около 4 млн человек, 12% трудовых ресурсов страны. Столица страны – Лондон – является еще и мировой финансовой столицей, крупнейшим финансовым центром планеты. Среди финансовых услуг следует выделить банковскую деятельность (помимо английских в Лондоне представлено 50 крупных банков мира), страхование, рынок производных финансовых инструментов, рынок облигаций, финансовый лизинг, трастовые операции с зарубежными активами, операции с драгоценными металлами. Другими крупными финансовыми центрами являются: Ливерпуль, Манчестер, Эдинбург, Кардифф.

Великобритания – один из мировых центров туризма. В отрасли занято 7% экономически активного населения. Доход, получаемый от туризма, превышает 8 млрд долларов в год. Крупным туристическим центром стал Лондон.

Транспорт – важнейшая отрасль сферы услуг. В Великобритании, некогда главной морской державе мира, до настоящего времени около 90% грузооборота (включая внешние перевозки) приходится на морской флот (433 корабля). По объему грузооборота она занимает 14-е место в мире. Ни один порт страны не входит в десятку крупнейших в мире. Самые крупные порты страны – Лондон с грузооборотом 60 млн тонн в год; Ливерпуль – 10 млн. тонн; Саутгемптон – 30 млн тонн.

Доля автомобильного транспорта во внутреннем грузообороте и пассажирообороте составляет 90%.

На железнодорожный транспорт приходится ныне менее 1/10 внутреннего грузооборота и пассажирооборота. Протяженность железных дорог – 16,7 тыс. км. С 1993 г. действует железнодорожный тоннель под Ла-Маншем.

Значение трубопроводного транспорта (5% грузооборота) растет с началом добычи нефти и газа в Северном море. 75% нефти поступает на сушу по нефтепроводам.

Велики успехи Великобритании в развитии гражданской авиации. Английская авиакомпания «Бритиш Эйрвейс» является крупнейшей авиакомпанией мира, а Лондонский аэропорт «Хитроу» – крупнейшим международным аэропортом.

Сельское хозяйство Великобритании – одно из самых продуктивных и механизированных в мире. В нем занято около 1,1% экономически активного населения. Общий уровень самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией составил в середине 1990-х гг. 82%. Полная обеспеченность достигнута по следующим продуктам: мясу птицы, свинине, говядине, молоку, пшенице, ячменю, овсу, всем овощам. Общая площадь обрабатываемых земель составляет 18,5 млн га.

Более 2/3 сельскохозяйственных угодий находится в руках фермеров. Однако для Великобритании все еще характерно наличие крупных землевладельцев (лендлордов), сдающих землю в аренду. Величина угодий, принадлежащих одному фермеру, в среднем составляет 70 га. В конце

XX в. насчитывалось 244 тыс. фермеров.

Ведущей отраслью сельского хозяйства является животноводство (62% стоимости сельскохозяйственной продукции). Выращивается крупный рогатый скот (около 12 млн голов), свиньи (8 млн голов), овцы (43,6 млн голов). Развитию этой отрасли в 1990-е гг. огромный ущерб нанесли эпидемии губчатого энцефалита и болезнь Крейцвальда-Якобса («коровье бешенство»).

В растениеводстве около 1/3 пашни занято зерновыми культурами. Выращивают пшеницу, ячмень. Часть зерна экспортируется. Под овощными и кормовыми культурами, садами, ягодниками занято 4% сельскохозяйственных угодий, больше 50% – под посевами многолетних трав.

Основные земледельческие районы расположены в Восточной и Юго-Восточной Англии, вокруг залива Уош.

Процесс концентрации промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупных монополий. Самые крупные промышленные монополии страны – «Империал кемикал индастриз» (ИКИ), «Юнилевер», «Бритиш Лейланд», «Дженерал электрик компании» в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий страны сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса – южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная .

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими, или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная , почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности – добыча . Она ведется уже свыше 300 лет. Вплоть до 1919 года британский господствовал на мировом рынке. В это время его добывали до 300 млн./т/год. С тех пор его добыча неуклонно снижалась и теперь составляет не более 90 млн./т/год. Тем не менее уголь все еще остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает около 30% потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти. Самый крупный угольный бассейн – Йоркширский (25-28 млн./т/год). За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-западный.

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов: у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Заводы южного Уэльса соединены с портом Энгл-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии, на побережье залива Ферт-оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам проведены нефтепроводы.

Когда в 1959 году в Северном море были открыты месторождения Великобритания получила право добывать его в западной части. В 1965 году первая скважина дала газ. Сейчас его добывается более 45 млрд. м/кб. Газ по газопроводу поступает к восточному побережью в район Йоркшира.

В Великобритании почти не ведется, она доставляется из , и . Зато в последние десятилетия Великобритания возобновила добычу оловянной руды.

Потребности страны в электроэнергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников. Причем Великобритания имеет около 40 атомных энергоблоков на которых производится почти 22% электроэнергии. Много в стране ТЭС (крупные в районе Лондона). ГЭС, как правило небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности – черная металлургия. Почти вся сталь в стране производится корпорацией «Бритиш стил». Ведущим металлургическим районом Великобритании была «Черная страна», расположенная на Мидлендском угольном плато. В настоящее время первенство перешло к южному Уэльсу и к заводам Йоркширского угольного бассейна.

Британская цветная металлургия – одна из крупнейших в . Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка тяготеет к портовым городам. Помимо основных металлов (алюминия, меди, цинка, свинца, олова) Великобритания является также одним из основных поставщиков таких металлов как , цирконий, бериллий, ниобий, которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главный район – Западный Мидленд. Другие центры – южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд.

В самой крупной отрасли британской промышленности – работает 25% всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает . Сейчас по выпуску автомобилей Великобритания занимает 8 место в мире (1296 тыс. легковых и 273 тыс. грузовых). В среднем на экспорт идет 40% продукции автомобилестроения. Великобритания – самый крупный в мире экспортер грузовых автомобилей. Некоторые марки английских машин («Лендровер», «Роллс-ройс») стали эталоном автомобилестроения.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами «Бритиш Лейланд», заводами международной американской компании «Крайслер Ю.К.» и дочерними американскими фирмами «Воксхолл» и «Форд».

Первым крупным районом автомобилестроения на стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеле). В связи с проведением правительственных мер по децентрализации промышленности три новых автомобильных завода были построены в Мерсисайде и два – в Шотландии (окрестности Глазго и Эдинбурга).

Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения – самолетостроение. Доминирующая здесь фирма «Бритиш эйрспейс». Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэсленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточенно в руках компании «Роллс-ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри и городах Шотландии.

По выпуску самолетов Великобритания уступает в мире лишь . Она выпускает около 20 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и небольшие самолеты для специальных целей. Совместно с французами был создан сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд».

Известна Великобритания и своим . Судостроение отличается разнообразием и высоким качеством продукции, но англичане строят суда медленно и обходятся они очень дорого. Со стапелей британских судоверфей сходят танкеры, пассажирские лайнеры, баржи, землечерпалки, траулеры, подводные лодки, ледоколы, установки для бурения морского дна, яхты. Самый крупный центр судостроения на Британских островах – Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн. В Северной Ирландии Куинз построена самая большая верфь в Европе. Однако в настоящее время эта отрасль британской экономики находится в кризисе.

К растущим и развивающимся производствам относится электроэнергетика. Продукция «тяжелой» электротехники – электромоторы, генераторы, трансформаторы и турбины – производится практически одной из крупнейших монополий «Дженерал электрик». По выпуску электроники монопольное место занимает «Интернэшнл компьютерз».

К числу быстро развивающихся отраслей относятся производства . 90% всей продукции основной химии контролируется транснациональным концерном ИКИ. Ему же принадлежат 15 крупных научно-исследовательских центра. За пределами Великобритании в 55 странах функционируют более 350 дочерних предприятий ИКИ.

Предприятия неорганической химии расположены в основном в таких старых промышленных районах, как Ланкашир, в котором химическое производство было связано с текстильной промышленностью и местными ресурсами соли, а также на северо-востоке, в устье реки Тайн. Химические заводы используют местную каменную соль, ангидрит и морскую воду, а также продукты коксования поступающие с местных металлургических заводов. В районе реки Тис создан один из крупнейших в мире центров по выпуску аммиака, азотной и серной кислот.

Старейшая традиционная отрасль Великобритании – текстильная промышленность. Шерстяные ткани производятся в основном в западном Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Сисдене, а хлопчатобумажных тканей – в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера.

Производство искусственных и синтетических волокон, пряжи и тканей монополизировано тремя концернами. ИКИ изготавливает химикаты необходимые для производства волокон и поставляет их фирме «Кэртолд», которая вырабатывает волокна, пряжу и ткани. Нейлон производится фирмой «Бритиш найлон спиннерз». Предприятия этих концернов разбросаны по всей стране, но особенно их много в Северной Ирландии.

Производство шестяных тканей, изделий, пряжи – самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках. Хлопчатобумажные же изделия все чаще уступают место хотя и менее качественным, но более дешевым изделиям других . Британская промышленность выпускает около 300 млн. м хлопчатобумажных тканей, но в целом эта промышленность также находится в упадке.

Несмотря на то, что население Великобритании составляет всего лишь 1% населения земного шара, Соединённое Королевство занимает 4-ое место в мире по торговле. Машиностроение и транспорт, промышленные товары и химикаты являются основными статьями экспорта Великобритании. Начиная с 1970-х годов, добыча нефти не только позволила сократить импорт нефтепродуктов, но и принесла существенную прибыль в торговле. British Petrolium является крупнейшей промышленной корпорацией Великобритании и занимает второе место в Европе.

Британия осуществляет 10% мирового экспорта услуг - банковских, страховых, брокерских, консультативных, а также в области компьютерного программирования.

Великобритания импортирует в 6 раз больше промышленных товаров, чем сырья. Самым значительным экспортёром Великобритании являются США. Семь из десяти ведущих поставщиков товаров в Великобританию - это страны ЕС. Ведущим сектором британской экономики является сфера услуг (74% ВВП), темпы роста которой в 2006г. (3,6%) превышали темпы роста ВВП в целом (2,8%). Лидирующее положение в ней занимает её финансовая составляющая (27,7% ВВП), определяющая специализацию страны в системе международных экономических отношений. На транспорте (7,8% ВВП) рост составил 2,9%. Вторая по значимости отрасль британского хозяйства - промышленность (18,6% от ВВП, сокращение объёма выпуска продукции в 2006г. на 0,1%) представлена двумя подотраслями: горнодобывающим производством (2,2% ВВП, сокращение на 9,2%) и обрабатывающей промышленностью (14,7% ВВП, прирост на 1,4%). На сельское хозяйство, которое удовлетворяет порядка двух третей внутренних потребностей в продуктах питания, приходится всего лишь 1% ВВП (объём производства сократился на 1,8%), строительство (6,1%, рост на 1,1%).

Промышленность Великобритании

Промышленность играет ведущую роль в экономике страны (почти треть ВВП). Она создает 26,5% ВВП и 84% экспорта страны. В ней занято около 18% экономически активного населения. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение (доля в общем объеме промышленного производства - 25%), химическая и фармацевтическая (10%), горнодобывающая (10%), пищевая и табачная (10%), металлургическая (9%).

Объемы годового производства важнейших видов продукции: нефти - 138,2 млн.т, природного газа – 108,5 млн.т (в нефтяном эквиваленте), угля – 21,9 млн.т (в нефтяном эквиваленте), электроэнергии - 345,3 млрд.квт/час, автомобилей – 1,79 млн.шт.(1,14 млн.шт. экспортировано), аэрокосмической продукции – 37,4 млрд.долл. (16,5 млрд.долл. экспортировано), продукции электронной промышленности – 133,8 млрд.долл. (67,1 млрд.долл. экспортировано).

В течение последнего десятилетия в промышленности произошла существенная структурная перестройка. Основными секторами промышленности стали химическая, аэрокосмическая, электронная, электротехническая, автомобильная, швейная, обувная и пищевая А в таких отраслях, как химия и нефтехимия, приборостроение, транспорт (железнодорожный, авиа-, трубопроводный), нефте- и газодобыча, лёгкая промышленность, Великобритания занимает передовые позиции в мире. Относительно высокими темпами росли объемы производства в обрабатывающей промышленности за счет опережающего развития химической и нефтеперерабатывающей промышленности и машиностроения. Так, темпы роста объемов производства в химической промышленности составили 104,6%, в машиностроении – 104,1%.

Статистические показатели Великобритании
(по состоянию на 2012 год)

В условиях замедления общемировой экономической активности физический объем промышленного производства в первом полугодии 2001 г. (по сравнению с аналогичным периодом 2000 г.) снизился на 0,5% (в 2000 г. на фоне благоприятной мировой общехозяйственной конъюнктуры темпы прироста составили 1,6%). Объемы производства сократились в текстильной, швейной и кожевенной промышленности (на 10,5%), а также в добывающей промышленности (на 6,5%), что произошло, в первую очередь, за счет резкого сокращения объемов нефте- и газодобычи (на 7,1%).

Снижение объемов производства в обрабатывающей промышленности составило 0,1%. При этом возросли объемы производства в химической промышленности и общем машиностроении, а снизились в транспортном и электротехническом машиностроении, металлургии.

С 2000 г. наметилась тенденция снижения рентабельности в обрабатывающей промышленности. В условиях жесткой ценовой конкуренции и при росте затрат на сырье и энергоресурсы британские товаропроизводители вынуждены сдерживать рост цен на готовую продукцию. Так, в первом полугодии 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года затраты на топливо и сырье увеличились на 4,7%, а прирост цен на готовую продукцию составил 1%.

Энергетический сектор экономики страны даёт 5% ВВП. Для электроэнергетики Великобритании в последнее десятилетие характерен переход от использования традиционных энергоносителей (уголь, нефть) к природному газу, применяемому в газотурбинных установках комбинированного цикла. В настоящее время в стране эксплуатируется около 20 таких электростанций, на них вырабатывается 28% всей электроэнергии. Эффективность станций такого типа равняется 70% и превышает аналогичный показатель для традиционных электростанций почти в 2 раза. Значительной остаётся и доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС – 27,3%. В планах правительства Великобритании предусматривается постепенное снижение доли АЭС в производстве электроэнергии к 2005 г. до 18,5% и к 2010 г. - до 13,1%.

Великобритания обладает развитым нефтегазовым комплексом, который создан, главным образом, благодаря освоению крупных месторождений нефти и газа на британской части шельфа Северного моря. Согласно последним данным, Великобритания располагает разведанными запасами нефти в объёме 1,39 млрд.т и газа - от 0,76 до 1,4 трлн.куб.м. С начала 90-х гг. она входит в первую десятку крупнейших нефте- и газодобывающих стран мира и полностью удовлетворяет свои потребности в энергоносителях за счёт собственной добычи.

В британской зоне Северного моря обнаружено более 80 газовых месторождений с разведанными запасами 2 трлн. м? и извлекаемыми – 0,8 трлн. м?. Добыча газа на них началась в середине 60-х годов, сейчас эксплуатируется 37 месторождений, 1/2 добычи дают 7, среди них – Леман-Бенк, Брент, Моркэм. Объем добычи за 1990–2003 гг. возрос до 103 млрд м?. Внешняя торговля газом незначительна; в 2003 г. его экспорт составил 15, а импорт – 8 млрд м?. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшире.

Электроэнергетика Великобритании

Серьёзным достижением британской экономики является то, что весь производственный и потребительский сектор полностью обеспечены электроэнергией. 86 % электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12 % - атомными и 2 % - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн кВт) находятся на реке Трент и около Лондона. Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье.

Транспорт Великобритании

Территория Великобритании покрыта густой сетью железных и автомобильных дорог. Несмотря на сокращение за последнее десятилетие тоннажа британского торгового флота (почти на 33%), на морской транспорт ныне приходится около 95% (по весу) и 75% (по стоимости) перевозок внешнеторговых грузов Великобритании. Железнодорожный транспорт - один из старейших видов транспорта имеет среднегодовой объём транспортных перевозок свыше 650 тыс.тонно-километров.

Страна является крупным авиаперевозчиком (140 аэропортов). Авиационные перевозки, в первую очередь пассажирские, являются важным направлением в транспортной политике правительства страны. В июне 1998 г. принято решение об открытии практически всех британских гражданских аэропортов для иностранных авиакомпаний, страны которых заключили соответствующие двусторонние соглашения. Крупнейшим авиаперевозчиком страны является компания “Бритиш Эрвейз”, в которой занято около 60 тыс. служащих.

Автомобильный транспорт в Великобритании играет основную роль во внутренних перевозках. Ежегодный объём грузооборота превышает 650 тыс.тонно-километров.

Сельское хозяйство Великобритании

Великобритания занимает шестое место среди стран-членов ЕС по объему производства сельхозпродукции. В среднем на одного работника с полной занятостью здесь производится продукции на 25,7 тыс. евро (в валовом исчислении). Сельскохозяйственные земли в Великобритании насчитывают 18,5 млн. га, что составляет около 77% территории страны. Общая динамика развития сельского хозяйства Великобритании в 2006 году по стоимости производства основных видов сельхозпродукции в рыночных ценах имела следующие показатели: производство пшеницы увеличилось на 16% и составило 1,2 млрд.ф.ст.; ячменя - на 9,8% до 412 млн.ф.ст.; рапса для производства растительного масла - на 17% до 307 млн.ф.ст.; сахарной свеклы снизилось на 37% до 168 млн.ф.ст.; свежих овощей увеличилось на 9,1% и достигло 986 млн.ф.ст.; растений и цветов снизилось на 4,4% до 744 млн.ф.ст.; картофеля увеличилось на 24% до 625 млн.ф.ст.; свежих фруктов снизилось на 1,2% до 377 млн.ф.ст.; свинины увеличилось на 1,3% до 687 млн.ф.ст.; говядины - на 13% до 1,6 млрд.ф.ст.; баранины - на 2,7% до 702 млн.ф.ст.; мяса птицы - на 1% до 1,3 млн.ф.ст.; молока снизилось на 3,6% до 2,5 млн.ф.ст.; яиц увеличилось на 2,0% до 357 млн.ф.ст.

Сельское хозяйство Великобритании в настоящее время - одно из самых продуктивных и механизированных в мире. Доля занятости в отрасли составляет 2% от общей занятости в стране. Общая площадь сельскохозяйственных угодий - 58,3 млн. га (76% всех земель страны). В структуре сельскохозяйственного производства преобладает - животноводство. Молочное и мясомолочное скотоводство, развито также свиноводство (беконный откорм), мясное овцеводство и птицеводство. Англия является одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти. Традиционно животноводство концентрируется в бассейнах рек. В растениеводстве почти 60% пашни занято многолетними травами, свыше 28% – под зерновыми культурами (в том числе 15%– пшеницей, 11% – ячменем); 12% – под техническими (рапсом, сахарной свеклой, льном) и кормовыми культурами (включая картофель), а также огородами и ягодниками. Основные земледельческие районы – Восточная Англия и Юго-Восток. В стране много фруктовых садов. Сельское хозяйство пользуется большой поддержкой государства и получает дотации из бюджета ЕС. По таким продуктам, как пшеница, ячмень, овёс и свинина, объёмы производства превышают объём потребления; по таким, как картофель, говядина, баранина, шерсть, сахар и яйцо, объём производства ниже объёма потребления.

Таким образом, многие необходимые продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины.

Великобритания в системе международных экономических отношений

Великобритания (население – менее 1% от мира в целом) сохраняет важную роль в мировой экономике. Страна входит в пятёрку наиболее развитых стран мира и производит порядка 3% (2000г. – 3,2%) общемирового ВВП (по паритету покупательной способности национальной валюты). В экспорте товаров и услуг её доля равна 4,6% (2000г. – 5,2%), в их импорте - 5,1% (5,6%). При этом имеет место сокращение удельного веса страны в мировой торговле. Макроэкономическая ситуация в Великобритании в последнее десятилетие оставалась стабильной. Рост реального ВВП на душу населения в среднем был выше, чем в других странах «семёрки», безработица и инфляция - ниже.

В 2006 году прирост ВВП Великобритании повысился до 2,8%, что соответствует уровню экономического роста в странах «семёрки». При этом уровень инфляции в Великобритании был ниже (2,3% против 2,5%). С 2001/2002 финансового года в Великобритании ухудшалась ситуация с размером дефицита государственного бюджета, и в 2004/2005 финансовом году его величина достигла 3,3% ВВП. Однако в 2006/2007 финансовом году этот показатель снизился до 2,8% ВВП. Страна продолжает сохранять доминирующее положение на мировом рынке финансовых услуг. В Великобритании сосредоточено три пятых мировой торговли международными облигациями (1-ое место в мире, первичный рынок), две пятых - иностранными активами (1-ое место) и деривативами (1-ое место, т.н. «торговля через прилавок»), немногим менее трети валютных операций (2-ое место после США), осуществляется пятая часть международных заимствований (1-ое место).На Великобританию приходится две пятых мирового рынка авиастрахования (1-ое место) и одна пятая - морского страхования (2-ое место). Лондон также лидирует в области управления активами состоятельных людей мира.

В Великобритании расположены важнейшие товарные и фондовые биржи мира: Лондонская фондовая биржа, Лондонская биржа металлов, Международная нефтяная биржа, Балтийская биржа (торговля морскими судами).

Великобритания - член ООН, постоянный член её Совета безопасности (общие выплаты страны по линии ООН равны 0,4 млрд. долл.), НАТО, «восьмёрки», Британского Содружества (добровольная ассоциация Великобритании и 53 других государств, которые в прошлом находились под управлением Великобритании), Организации за безопасность и сотрудничество в Европе. Великобритания - один из ведущих членов Европейского союза (вступила в 1973г.). Великобритания является членом Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка, а также ряда региональных банков реконструкции и развития (африканского, европейского, стран Карибского бассейна, латиноамериканского, азиатского), Европейского инвестиционного банка, Парижского и Лондонского клубов-кредиторов. Она играет ключевую роль в принятии различных коллективных решений в рамках этих международных экономических и финансовых организаций и соглашений. Великобритания активно участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering - “FATF”), “G20” или “Egmont Group of Financial Intelligence Units”, насчитывающей 58 государств-участниц.

Придавая важное значение борьбе с изменениями климата, британское правительство выработало меры по охране окружающей среды, которые предполагают: - поддержку разработки альтернативных источников энергии, а также реализацию мер по утилизации вредных выбросов; - развитие энергосберегающих технологий, в т.ч. путём внедрения схемы «Green Landlord Scheme» и создание фонда «Carbon Trust» с целью предоставления беспроцентных кредитов национальным компаниям для внедрения указанных технологий; - предоставление льгот предприятиям, внедряющим технологии, основанные на «чистом» топливе.

Как указывалось выше, угледобывающая промышленность снизилась и энергетический сектор экономики был преобразован внутренними залежами природного газа и нефти. Ядерное топливо незначительно повысило уровень вырабатываемой в стране энергии, в то время как гидроэлектростанции сохранили свои позиции, а кое-где, например, в Шотландии, остались главным источником энергии. Подавляющее большинство энергии производится на обычных электростанциях.

В целом сфера производства продолжает сокращаться как в плане работников, занятых в этой области, так и в плане доли (теперь менее одной четверти) в валовом национальном продукте (ВНП). Этот сектор экономики был главной причиной стремительного увеличения уровня безработицы в начале 80-х годов. Когда же производство снова стало расти, произошло значительное увеличение в производительности труда и прибылях.

Наиболее важными секторами промышленности являются машиностроение, пищевая промышленность (включая производство безалкогольных и спиртных напитков), табачная и химическая промышленности, бумажная и печатная промышленности, легкая промышленности. Наиболее быстро развивающимися секторами промышленности стали химическая, лесная, мебельная, резиновая промышленности и производство пластиков. Внутри химической промышленности особенно активно стала развиваться фармацевтическая индустрия. Пищевая и легкая промышленности, а также машиностроение в целом работают ниже среднего.

В восьмидесятых годах значительно увеличился импорт промышленной продукции, но, несмотря на это, Великобритания продолжает экспортировать значительную часть своих товаров, баланс все равно остается в пользу импорта. Тем не менее, поддержка конкурирующей промышленности считается первостепенно важной для международной торговли, где она имеет больший вес, чем сфера услуг.

Центры промышленности.

  • 1. Нефтепереработка: Шелл-Хейвен, Фоли, Грейнджмут, Милфорд-Хейвен, Пембрук, Барри, Коритон, Лландарси, Стэнлоу-Каррингтон, Биллингем-Уилтон, Тиспорт.
  • 2. Чёрная металлургия: Шеффилд-Ротерем, Порт-Толбот, Лланверн, Сканторп, Скин-нингров, Редкар, Лланелли, Каррон, Клайд-Айрон, Мидлсбро, Равенскрег, Кардифф.
  • 3. Цветная металлургия: Суонси, Лондон и его пригороды, Холихед, Линмут, Эйвон-мут, Прескот.
  • 4. Алюминиевая промышленность: Бернтайленд, Долгаррог, Ньюпорт, Кинлохливен, Фойерс, Форт-Уильям, Холихед, Инвергордон.
  • 5. Свинцово-цинковая промышленность: Эйвонмут, Манчестер, Нортфлит, Глазго.
  • 6. Медная промышленность: Бутл, Ливерпуль.
  • 7. Электротехника и приборостроение: Большой Лондон, Глазго, Эдинбург, Ист-Килбрайт, Ливингстон, Бирмингем, Ковентри, Данди, Ньюкасл-апон-Тайн, Ливерпуль, Манчестер.
  • 8. Станкостроение: Бирмингем, Большой Лондон, Ковентри, Лестер.
  • 9. Автомобильная промышленность: Большой Лондон, Бирмингем, Ковентри, Лутон, Оксфорд, Дерби, Сандерленд, Ливерпуль.
  • 10. Авиационная и ракетно-космическая промышленность: Большой Лондон, Бри-столь с пригородом Филтон, Дерби, Глостер, Уайт, Йовил, Лутон, Манчестер, Престон.
  • 11. Судостроение: Клайдсайд, Барроу-ин-Фернесс, Белфаст, Сандерленд, Беркенхед, Ньюкасл, Глазго, Гринок, Портсмут, Плимут, Саутгемптон.
  • 12. Химическая промышленность: Большой Лондон, Фоли-Саутгемптон, Стэнлоу-Каррингтон, Биллингем-Уилтон, Норт-Тис, Грейнджмут, Моссморан, Бристоль с пригородами, Иммингем, Лондондерри, Глазго, Бирмингем, Ньюкасл, Мидлсбро с пригородами, Абердин, Хайт, Ливерпуль, Манчестер, Гулль, Шелл-Хейвен.
  • 13. Атомная промышленность: Амершем, Харуэлл, Олдермастон, Спрингфилд, Капенхерст, Райсли, Уонтидж.
  • 14. Текстильная промышленность: Лондон, Ноттингем, Лестер, Данди, Лидс, Хад-дерсфилд, Брадфорд, Арброт, Монтроз, Маклсфилд, Гринфилд, Гримсби, Вулвер-гемптон, Престон, Уилтон, Ковентри, Килруд, Манчестер, Белфаст.

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - "Империал Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и "Дженерал Электрик компания", в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

В течение последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой - на содействие подъему старых промышленных районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т.д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности. Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы прудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т., добыча неуклонно снижается.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива. Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т. угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть.

Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважаны в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря - новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт-Оф-Форт проведены нефтепроводы.

По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоргшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.

Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добыч вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже, что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86% электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач ("Супергрид") с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно "привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия.

Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В самой крупной отрасли британской промышленности - машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер" (мышины этой марки считаются внегласным символом международных гонок CAMEL TROPHY). Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной американской компании "Крайслер Ю.К." и дочерними американскими фирмами "Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмигеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения - самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма - "Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстленд эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Англичане говорят, что они стали судостроителями, чуть ли не с момента образования Британский островов. Самый крупный центр судостроения - устье реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикал индастриз". К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты - серная кислота окислы металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы размещения химической промышленности следующие: Юго-Восток Англии, Ланкшир и Чешир.

Традиционная старейшая отрасль Великобритании - текстильная промышленност. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

Случайные статьи

Вверх