"о предупреждении социального иждивенчества". Белоруссия: Вместо «налога на тунеядство» — принудительный труд и внесудебное лишение свободы

Цели Декрета: активизация деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам (к гражданам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь) в трудоустройстве, стимулирование занятости, проведение мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

В соответствии с п.1. Декрета одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов отныне считаются проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержку предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности.

Согласно п.3 для реализации Декрета:
— местными исполнительными и распорядительными органами используется база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее — база данных), порядок формирования и ведения которой определяется Советом Министров Республики Беларусь;
— предоставление, сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В соответствии с п.4 районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются постоянно действующие комиссии. В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, других подразделений районного (городского) исполнительного комитета (местной администрации). В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений.

Такая Комиссия действует на основании положения, утвержденного соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Примерное положение о комиссии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Особый интерес обоснованно вызывают следующие пункты Декрета №3 в новой редакции.

Так, согласно п.5 Декрета начиная с 1 января 2019 г. , оплачивают услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (далее — услуги с возмещением затрат), после включения этих граждан в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат.

Список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, формируется комиссией и утверждается решением соответствующего исполнительного комитета (местной администрации). Данный список является основанием для предъявления указанным гражданам платы за услуги с возмещением затрат.

Между тем, понятие «трудоспособных граждан, не занятых в экономике» в самом Декрете не определяется .

Можно предположить, что данный вопрос должен быть решен на уровне Совета Министров Беларуси.

Пунктом 6 Декрета вышеуказанным комиссиям предоставлено право принимать решения по следующим ключевым вопросам:
1) полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации (под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей) от обязанности, предусмотренной в части первой пункта 5 Декрета, по заявлениям таких граждан или членов их семей;
2) необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

При этом, до 1 апреля 2018 г. Совет Министров Республики Беларусь должен утвердить примерное положение о комиссии, а также определить: услуги с возмещением затрат и условия их предоставления; порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат и внести на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по: ограничению предоставления трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, безналичных жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений; совершенствованию законодательства в сфере профилактики правонарушений, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них.

В соответствии с п.2. Декрета №1 плательщики сбора на финансирование государственных расходов, основания для уплаты которого возникли до вступления в силу Декрета №1, освобождены от уплаты этого сбора. Тем, кто успел оплатить указанный сбор деньги должны быть возвращены в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, нельзя говорить о том, что Декрет № 3 от 2 апреля 2015 г. полностью отменен. Он всего лишь модифицирован Декретом от 25 января 2018 г. № 1.

Что радует: Радует то, что власть слышит свой народ, видит свои ошибки и пытается их исправить. Доказательством чего является отмена сбора.

Что заставляет задуматься:

1) Как быть, когда совокупный доход отдельно взятой семьи, в которой один или несколько членов не работают по трудовому договору, превышает доход среднестатистической белорусской семьи, в которой все ее члены работают. К примеру, в первой семье работает муж и получает 4000р, по понятным причинам жена занимается домашним хозяйством. Во второй семье трудятся оба супруга, и получают «по 500» (в долларах «конечно»). Получается, что первая семья платит в два раза больше налогов, чем вторая (грубо говоря). По какой причине тогда первая семья должна, оплачивать услуги в большем размере, чем вторая? Где обещанная справедливость?

2) Искусственное вмешательство в какие-либо закономерные процессы зачастую приводит не только к положительным, но и ко многим отрицательным результатам. В данной ситуации в след за жесткими мерами от государства может последовать не только недовольство части населения, но искусственное увеличение количества рабочих мест. Представляется, что многие из них могут быть просто «фиктивными». А на что влияет появление на предприятии (организации) нового «ненужного» рабочего места. Безусловно, увеличивается размер налоговых отчислений в бюджет. А с другой стороны? Урезается заработная плата других работников и (или) все ложится на себестоимость продукции (товаров, услуг). В конечном итоге увеличивается цена конечного продукта. Кто при этом страдает? Где справедливость?

3) Никак не получается забыть про НДС. Ведь все граждане являются потребителями тех или иных товаров и (или) услуг, приобретая которые, оплачивают, в том числе НДС. Как можно говорить, что кто-то из них может быть не занят в экономике?

Вопросов много, ответов мало. Но, будем надеяться, что в скором времени вопросы будут сняты.

Скачать, почитать полный текст Декрета Президента Республики Беларусь 25 января 2018 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, где он 26.01.2018 был официально опубликован (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2018, 1/17499). Ссылка http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=Pd1800001&p1=1

2 апреля 2015 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал . Документом устанавливается обязанность граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году, по уплате сбора в размере 20 базовых величин - 3,6 миллиона рублей.

Неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест с обязательным привлечением к выполнению общественно полезных работ.

6 апреля во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА представители Минтруда, налоговой и МВД разъяснили нюансы нового документа. На вопросы отвечали заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Валерьевич Ковальков , начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Михайлович Рассолько , начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Алексей Юрьевич Бегун , а также специалисты Минтруда и соцзащиты, МНС, МВД.

Михаил Рассолько:
Декретом предусмотрено установление порядка взаимодействия государственных органов и организаций в целях создания базы данных плательщиков. Только после создания базы можно будет определить их количество.

Декретом предусматривается, что человек, уведомивший в период с 1 августа 2015 года по 31 мая 2016 года налоговый орган по месту регистрации о своем неучастии в финансировании государственных расходов и уплативший сбор не позднее 1 июля 2016 года, выигрывает 10% от суммы сбора. Как вы полагаете, много ли граждан воспользуется такой возможностью?

Михаил Рассолько:
Полагаем, что такой возможностью граждане воспользуются, но вместе с тем об их количестве мы узнаем только 31 мая 2016 года.

Как быть в этой ситуации фрилансерам? Они однозначно попадают в тунеядцы?

Михаил Рассолько:
Для целей декрета №3 гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве или выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин. В том случае если гражданин работает без официального оформления выполняемой работы и без уплаты налогов, то он будет являться плательщиком сбора.

Вместе с тем, от уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые за этот период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин.

При уплате этих налогов в размере менее 20 базовых величин подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму уплаченных налогов.

Таким образом, для физических лиц, уплативших за 2015 год подоходный налог с доходов от фрилансерства, предусмотрено уменьшение подлежащей к уплате суммы сбора на сумму уплаченного налога (пункт 8 декрета), а в случае уплаты подоходного налога за 2015 году в размере более 20 базовых величин уплата сбора не потребуется (подпункт 3.2 пункта 3 декрета).

В отношении плательщиков сбора налоговым органам предоставлено право осуществлять контроль в сфере декларирования доходов и имущества и контроль за соответствием расходов гражданина его доходам. Хотелось бы уточнить, всех ли плательщиков сбора будут проверять налоговики?

Михаил Рассолько:
В первую очередь будут проверены граждане, не участвовавшие в финансировании государственных расходов, но при этом совершавшие дорогостоящие покупки.

Какой механизм создан для того, чтобы гражданин мог доказать в случае необходимости, что он не обязан платить сбор?

Михаил Рассолько:
Такой механизм предусмотрен пунктом 11 декрета. Так, гражданин вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы, пояснения, который свидетельствуют об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении суммы сбора. Эти документы, пояснения рассматриваются налоговым органом в течение месяца. Меры по взысканию сбора в это время приниматься не будут.

В указанный срок налоговый орган примет решение о подтверждении ранее врученного извещения, внесении в него изменений, либо аннулировании. В случае пропуска по уважительной причине срока представления документов, пояснений этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен.

Какие изменения будут внесены в Кодекс об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс?

Алексей Бегун:
В Кодекс об административных правонарушениях будет внесен новый состав административного правонарушения, о котором идет речь в декрете №3 (неуплата или неполная уплата сбора). В Процессуально-исполнительном кодексе в основном будут дополнительно урегулированы вопросы отбывания административного ареста с обязательным привлечением к общественно полезным работам, дополнены обязанности административно арестованных.

Нужно ли будет уплачивать сбор на финансирование госрасходов гражданину, который официально трудоустроен, однако получает невысокую заработную плату и сумма подоходного налога не превышает Br3,6 млн? Не попадут ли под действия декрета работники предприятий, которые работают неполную рабочую неделю?

Михаил Рассолько:
Согласно пункту 5 декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту). Таким образом, при осуществлении трудовой деятельности более 183 календарных дней в году, он не будет являться плательщиком сбора, независимо от суммы налога, уплаченного им в течение года.

Будут ли включаться в списки невыездных неплательщики сбора для тунеядцев?

Алексей Бегун:
Да, будут. Такой механизм предусмотрен ст. 7 закона "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь", которой определено, что право гражданина Беларуси на выезд из страны может быть временно ограничено, если он не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь. Ограничения в праве на выезд за границу этой категории лиц будут осуществляться на основании решений суда.

Сколько, по оценке, постоянно проживающих в Беларуси иностранных граждан и лиц без гражданства, могут стать плательщиками сбора в размере 20 базовых величин? С подачи какого госоргана они попадут в списки и каков механизм взыскания с них этих сумм?

Алексей Бегун:
В настоящее время в Республике Беларусь проживает более 165 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство. По предварительной оценке МВД, около 10 тыс. иностранцев могут стать плательщиками сбора на финансирование государственных расходов.

МВД совместно с Фондом социальной защиты населения являются первичными источниками персональных данных граждан, которые будут обязаны возмещать государственные расходы. Механизм взыскания финансовых средств аналогичен установленному для граждан Беларуси.

Должен ли получатель пособия по уходу за инвалидом I группы платить сбор на финансирование госрасходов?

Валерий Ковальков:
Согласно п.п.5.17 пункта 5 декрета №3 период получения пособия по уходу за инвалидом I группы является периодом участия в финансировании государственных расходов. Таким образом, в период получения пособия вы не будете являться плательщиком сбора.

Как быть человеку, у которого нет денег на уплату сбора?

Валерий Ковальков:
Думаю, этому человеку все-таки необходимо предпринять усилия по трудоустройству либо занятию любым видом деятельности, не запрещенным законодательством и приносящим доход (заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу). Если самостоятельно не получается, рекомендую обратиться в службу занятости по месту жительства.

Будут ли платить налог бомжи?

Алексей Бегун:
Наличие или отсутствие регистрации по месту жительства у гражданина Республики Беларусь не освобождает его от выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе положениями декрета №3.

Попадут ли под действие декрета граждане, которые не работают потому, что осуществляют уход за тяжело больными родственниками? Какие документы им нужно предоставить? Как быть, если родственник, за которым осуществляется уход, не имеет статуса инвалида?

Валерий Ковальков:
В декрете заложена норма по освобождению от уплаты сбора лиц, которые ухаживают за инвалидами I группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста. Если родственник тяжело болен, возможно, есть смысл подумать над установлением группы инвалидности. Тем более что лицо, ухаживающее за инвалидом I группы, имеет право, при определенных обстоятельствах, на пособие по уходу.

Почему жители сельской местности фактически освобождены от уплаты налога при условии, что ведут домашнее хозяйство, а горожане - нет? Горожане также часто выращивают овощи и фрукты на своих дачах, некоторые продают их на рынках.

Валерий Ковальков:
Норма об освобождении от уплаты сбора лиц, проживающих в сельской местности или поселке городского типа и ведущих личное подсобное хозяйство, предусмотрена пунктом 5.11 декрета №3. В определенной мере такая категория граждан была освобождена от уплаты сбора, в том числе и с определенными сложностями при трудоустройстве. Сегодня из 27 тыс. заявленных вакансий 82% приходится на городскую местность.

Распространяется ли необходимость уплаты взносов на членов творческих союзов (журналистов, композиторов, писателей и т.д.), если они на протяжении длительного времени работают над созданием своих произведений? Речь идет о тех, чья трудовая книжка находится у них на руках.

Валерий Ковальков:
Подпунктом 5.9. пункта 5 декрета №3 к периоду участия в финансировании государственных расходов относится период осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством.

Порядок уплаты членских взносов определяется уставом общественного объединения (союза). Как правило, устав принимается на съезде общественного объединения (союза) и обязателен для исполнения всеми его членами.

Автору вопроса необходимо обратиться к руководителю общественного объединения (союза) за разъяснениями и для ознакомления с уставом объединения. Данный аспект также отражен в ст. 21 Закона Республики Беларусь "Об общественных объединениях".

Хотелось бы уточнить, какие дисциплинарные взыскания могут применяться к тем, кто отказывается от выполнения общественно полезных работ во время административного ареста?

Алексей Бегун:
Общественно полезная работа - это работа без оплаты, для выполнения которой не требуется наличия определенных профессиональных знаний и навыков, квалификации, имеющая социально полезную значимость для административно-территориальной единицы.

Например, уборка улиц, кладбищ, иных объектов социального назначения, сбор камней на полях и т.п. Перечень объектов, на которых будут выполняться общественно полезные работы, конкретные виды таких работ будут определяться решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

Вопросы, касающиеся порядка привлечения административно арестованных к выполнению общественно полезных работ в части, не урегулированной декретом и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (к примеру, максимальная ежедневная продолжительность, обеспечение инструментами), в ближайшее время будут установлены постановлением Совета Министров.

В настоящее время ст.18.10 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий за невыполнение административно арестованными установленных для них обязанностей: выговор, внеочередное дежурство по уборке помещений, карцер или содержание в одиночной камере.

Когда налоговики начнут рассылать извещения о необходимости уплатить сбор? Кому эти извещения будут приходить в первую очередь?

Валерий Ковальков:
В соответствии с декретом гражданин в случае неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде будет обязан заплатить в бюджет за соответствующий год сбор в сумме 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода.

Извещение на уплату сбора налоговый орган вручит плательщику до 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. В первый раз - до 1 октября 2016 года, соответственно сбор нужно будет заплатить в срок до 15 ноября.

Декрет предусматривает уменьшение размера сбора в целях стимулирования к его самостоятельной уплате. Сумма будет уменьшена на 10% , если плательщики сбора с 1 августа и не позднее 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, уведомят налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней. На 10% меньше нужно будет уплатить и тем, кто на основании извещения рассчитался до 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Гражданин РФ проживает в Беларуси (имеет вид на жительство в Беларуси). Но при этом работает в Москве на удаленной основе, его трудовая книжка - у работодателя в Москве. Платятся все обязательные отчисления, подоходный налог и т.д. согласно законам РФ. Как будет происходить учет его налогов и трудовой деятельности? Подпадает ли он под нормы декрета? Если нет, какие документы он должен предоставить в налоговые органы?

Михаил Рассолько:
Плательщиками сбора на финансирование государственных расходов признаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде. Таким образом, гражданин Российской Федерации, получивший разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае его неучастия в Республике Беларусь в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде будет являться плательщиком сбора.

В соответствии с декретом гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) независимо от того, работает он на условиях полного или неполного рабочего времени (то есть на полставки или на полную ставку). А 0,1 ставки тоже освобождают от налога?

Обновленный декрет № 3 заработает в полном объеме с 1 января 2019 года, сообщил журналистам вице-премьер Василий Жарко после совещания у президента 21 декабря.

По словам вице-премьера, обновленный декрет будет изложен в новой редакции, изменится и его название. «Реализация норм данного декрета о стимулировании занятости населения предусматривает два механизма их реализации - экономический и административно-управленческий» , - сказал Жарко.

Предусмотрено освободить граждан, подпадающих под действие декрета, от уплаты сбора на финансирование госрасходов, что предусмотрено действующей редакцией документа. Вместо этого они должны быдыт возмещать в полном объеме перечень услуг, который правительству еще предстоит определить.

«Правительству отведен первый квартал следующего года для разработки перечня таких услуг, чтобы неработающие граждане, которые обязаны возмещать, понимали, за что они будут платить. Также правительство определит критерии отнесения к плательщикам» , - цитирует вице-премьера БЕЛТА .

«С 1 января 2019 года будет возмещение по полной стоимости. А за этот год создастся информационная база, ее будет вести Министерство труда и социальной защиты» , - добавил он.

«Самый важный подход - это стимулирование занятости. Чтобы максимально создать условия для стопроцентной занятости граждан, которые должны работать по своим возможностям» , - подчеркнул Жарко.

Он напомнил, что в Беларуси сейчас создаются дополнительные условия для реализации предпринимательской инициативы, стимулирования самозанятости.

В этом направлении уже принят ряд документов, которые позволяют легализоваться и либерализировать условия ведения бизнеса.

Кроме того, на местные органы власти возложена обязанность по созданию новых рабочих мест, доведены соответствующие поручения.

Таким образом, отметил Жарко, государство создает условия для вовлечения граждан в трудовую деятельность, а в отношении тех, кто «может и должен работать, но не хочет» , будут включаться экономические рычаги.

Чиновник также отметил, что работа в рамках новой редакции декрета предусматривает максимально индивидуальный подход. Основными ответственными исполнителями при реализации документа станут местные органы власти и комиссии, которые будут создаваться в администрациях районов и городов.

Комиссии возглавят председатели районных советов депутатов, в их состав войдут представители местных органов исполнительной власти и общественных организаций.

Прежде чем принимать решение о стопроцентном возмещении затрат гражданином, комиссия должна будет изучить все обстоятельства индивидуально, предложить трудоустройство либо исключить плательщиков из перечня при наличии веских оснований.

Комиссии будут работать на постоянной основе, периодически пересматривая перечень плательщиков. При установлении факта трудоустройства человек будет исключаться из списка.

Если в той или иной местности не будет рабочих мест, то задача по их созданию или обеспечению переподготовки незанятых граждан будет лежать на органах власти, подчеркнул Жарко.

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан Александром Лукашенко 2 апреля 2015 года. Он обязывал граждан Беларуси, постоянно проживающих на территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не участвовали в финансировании государственных расходов или участвовали в таком финансировании менее 183 календарных дней в году, уплачивать сбор в 20 базовых величин. Иначе им грозил штраф либо административный арест.

Срок уплаты сбора истек 20 февраля 2017 года. По данным Министерства по налогам и сборам, сбор уплатили более 54 тыс. человек из 470 тыс., которым были разосланы уведомления.

Декрет вызвал возмущение в обществе и привел к массовым уличным протестам, пик которых пришелся на весну этого года. Уличные акции жестко разгоняла милиция, их участников штрафовали и наказывали административным арестом.

В начале июля Лукашенко распорядился начать возврат сбора, уплаченного по декрету, но деньги возвращают только тем, кто смог трудоустроиться. На совещании 3 августа он подчеркнул, что «никакой отмены декрета № 3 быть не может» - речь идет о новой редакции этого документа.

Ни в одной стране мира нет практики принуждения гражданина к труду через обязательство уплаты особого налога (платежа). Ни в одной стране мира нет понятия «социальное иждивенчество» только на одном основании – уплата или неуплата определённой суммы подоходного налога и/или налога в пенсионный фонд.

Действительно, феномен «социальное иждивенчество», имеет место как в развитых, так и в развивающихся странах. С одной стороны он описывает людей, которые по разным причинам, не зависящим от действий и поведения самих людей, оказались получателями государственной помощи в денежной или материальной форме. С другой стороны иждивенчество имеет место при плохой системе организации социальной поддержки, когда дотациями, субсидиями, преференциями, льготами и привилегиями пользуются люди вне зоны бедности и материального неблагополучия.

При принятии актов законодательства о социальном иждивенчестве необходимо определиться в сути и содержании этого социально-экономического феномена. Ни в тексте Декрета № 3, ни в других актах законодательства не даётся чёткое, правовое определение понятия «социальное иждивенчество», не описаны меры по его предупреждению. Поэтому способы, методы и механизмы достижения этой цели вызывают разночтения и противоречивые толкования. Это, в свою очередь, снижает качество государственного управления, подрывает доверие к государству, создаёт завышенные ожидания и искажает систему мотивации как населения, как и государственных служащих.

Для сравнения в 2010г. таких домашних хозяйств было 40,1%. В региональном разрезе в 2016г. о наличии льгот и выплат сообщили 31,8% жителей Минска, 29,4% жителей Брестской области, 28,9% Минской и 49,3% Гомельской. Если факт получения денежной, материальной помощи или льгот считать признаком социального иждивенчества, зависимости от государственной поддержки, то данное явление носит широко распространённый характер. Так льготы по питанию получают 6,3% домашних хозяйств (~600 тысяч человек), на услуги общественного транспорта – 14,8% (~1,4 млн. человек), жилищно-коммунальные услуги 3,4% (~320 тысяч человек), санаторно-курортного лечения 6,1% (~580 тысяч человек), по лекарствам 12,5% (~ 1,2 млн. человек), по услугам содержания детей в дошкольных учреждениях 2,3% (~218 тысяч человек), другие льготы – 1,6% (~ 150 тысяч).

Таким образом, если для определения субъекта «социальный иждивенец» использовать только критерий «получение государственной поддержки в денежной и натуральной форме», то получается, что более трёх миллионов граждан страны являются таковыми. Очевидно, необходимо применять другие критерии, в том числе связанные с объёмом налогов и других платежей, которые каждый гражданин выплачивает в процессе жизнедеятельности. Чистым социальным иждивенцем может считаться тот, у кого в балансе «выплаты государству во всех видах и формах» оказываются ниже объёма всех видов государственной помощи (в натуральном, денежном выражении, льготы, преференции, субсидии). Причём здесь важен не групповой, а персонифицированный учёт. Чтобы определить число чистых социальных иждивенцев (net social beneficiaries), необходимо, во-первых, оценить размер вклада (платежей) гражданина в бюджет страны во всех формах, во-вторых, оценить объём государственной помощи во всех видах, которую он получает, в-третьих, оценить вклад гражданина в формирование нематериальных активов страны с одной стороны, а также объём пользы (выгоды, ценности), которую получает гражданин от нематериальных активов Республики Беларуси в виде странового бренда, репутации, отношения со стороны инвесторов и кредиторов.

В 2016г. средняя стоимость всех льгот и выплат в расчет на одно домашнее хозяйство, сообщившее о наличии льгот и выплат, составило BYN124,8 в месяц. (~$68,8), что в годовом выражении даёт нам чуть больше одного миллиарда долларов ($1032 млн.).

Согласно бюджетной классификации объём социальных выплат в Беларуси в 2016г. составил 13,6% ВВП (BYN12840 млн.) Это 21,9% денежных доходов населения. В данный показатель кроме пособий и стипендий входят также пенсии. Такая классификация скрывает различную природу собственно государственной поддержки (по её наличию можно классифицировать социальное иждивенчество) и пенсий, как страховых выплат, на которые граждане делали взносы всю жизнь.

Получение пенсии не является признаком иждивенчества. Пенсия – это страховая выплата не за счёт трансферта ресурсов от налогоплательщиков, а за счет платежей самого человека в течение всей жизни. Пенсии по инвалидности, потере кормильца и по другим основаниям, не связанным с трудовой деятельностью, являются составной частью гуманитарной политики государства и не предполагают их получение с финансовым вкладом реципиентов в бюджет.

Адресная социальная помощь в Беларуси в 2016г. составила BYN72,41 млн., в том числе BYN54,3 в денежной форме и BYN18,14 – в натуральной форме. Её получателями стали 290441 человек. Чтобы определить, являются ли они иждивенцы, надо провести точную оценку вклада этих людей в материальные и нематериальные активы государства, а также оценить, являются ли они реципиентами государственной помощи в рамках гуманитарной политики предотвращения бедности.

  1. Уплата гражданами налогов и других обязательных платежей

Статья 56 Конституции Республики Беларусь гласит: «Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей ». Ни в этой статье Конституции, ни в другом акте законодательства не сказано, что участие в финансировании государственных расходов осуществляется исключительно посредством уплаты подоходного налога на физические лица или налогов (взносов) в Фонд социальной защиты населения.

Азбучная истина экономики заключается в том, что все налоги платят потребители, когда приобретают товары и услуги. Налоги делятся на прямые и косвенные, но все они входят в структуру цены. Потребители товаров и услуг, в том числе розничных, финансируют государственные расходы, покупая товары и услуги вне зависимости от страны их происхождения. Коммерческие организации лишь формально выступают плательщиками налогов, которые де-факто платят конечные потребители.

В 2016г. 83,6% доходов консолидированного бюджета была сформирована за счет налоговых поступлений. Они составили BYN23852,3 млн. Поступления по подоходному налогу с физических лиц составили BYN3937,9 млн., налоги на прибыль – BYN2325 млн., налоги на собственность – BYN1592,3 млн. (земельный налог – BYN616,4 млн., налог на недвижимость – BYN946 млн.), НДС – BYN8235 млн., акцизы – BYN2185,6.

Сбор на проезд иностранного автомобильного транспорта в 2016г. составили BYN12,6 млн., экологический налог – BYN137,6 млн., налог на добычу (изъятие) природных ресурсов – BYN478,6 млн. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности составили BYN3431,8 млн., в том числе ввозные таможенные пошлины BYN958,9млн., вывозные таможенные пошлины BYN2408,4млн., вывозные пошлины при экспорте нефтепродуктов BYN1102,3 млн., при экспорте калийных удобрений – BYN1065,2 млн.

Поскольку недра Беларуси, инфраструктура принадлежат обществу, т. е. всем гражданам Беларуси, то данные поступления в бюджет также необходимо рассматривать, как участие граждан в финансирование государственных расходов, поскольку от их имени действуют народные представители – депутаты разных уровней, а также правительство. Они утверждают бюджет и набор инструментов по его финансированию.

Согласно опросу домашних хозяйств, проводимого Национальным статистическим комитетом, в 2016г. денежные расходы в расчёте на одно домашнее хозяйство (~3,8 млн. домашних хозяйств в Беларуси) составили BYN906,3. Из них потребительские расходы составили BYN677,7 или по среднегодовому курсу $340,8. Получается, что домашние хозяйства Беларуси в 2016г. приобрели потребительских товаров и услуг на ~$15,54 млрд.

В структуре цены потребительских товаров налоги составляют от 30 до 60%. Принимая во внимание структуру потребительских расходов (продукты питания – 39%, алкогольные напитки, табачные изделия – 3,3%, одежда, обувь – 7,9%, предметы домашнего обихода – 6%, транспорт – 9,2%, связь – 5,4%), в 2016г. оценочно население заплатило косвенных налогов посредством покупки товаров и услуг на сумму ~$6,5 млрд. или по ~$1710 на домашнее хозяйство в год или ~$142 в месяц. Чем больше гражданин страны покупает товаров и услуг, тем больший вклад в финансирование государственных расходов он оказывает.

Опрос домашних хозяйств Беларуси в 2016г. показывает, что сами семьи декларируют уплату налогов и взносов в объёме BYN33,8 в месяц (~$17). Таким образом, объём налогов, уплачиваемых гражданами посредством покупок товаров и услуг в 8,3 раза больше, чем объём прямых налогов, уплачиваемых населением. Если совершить ошибочное допущение, что граждане участвуют в финансировании государственных расходов только посредством уплаты подоходного налога, то можно принять ложные меры по принуждению гражданина к участию в финансировании государственных расходов. Декрет № 3 основан на этом ошибочном допущении.

  1. Расходы государства

Основная претензия авторов Декрета № 3 касается неучастия отдельных граждан в финансировании расходов государства, прежде всего, в сфере здравоохранения. Данные по потребительским расходам домашних хозяйств наглядно демонстрируют ошибочность такой претензии.

С точки зрения авторов Декрета логично было бы привести доказательства того, что система здравоохранения испытывает дополнительное отягощение в связи с услугами, оказываемыми населению на безвозмездной основе. Причём не всему населению, а тем, кого авторы декрета считают социальными иждивенцами.

В 2015г. расходы консолидированного бюджета на здравоохранение составили BYN3498 млн. (4% ВВП) или ~$2272 млн. В 2016г. они составили BYN3954 млн. (4,2% ВВП) или ~$2 млрд.. На 2017г. они запланированы на уровне BYN4,44 млрд. (4,06% ВВП) Вот как выглядит динамика расходов на здравоохранение и физическую культуру на душу населения в период 2011-2015гг. в $-долларовом эквиваленте : в 2011г. они составили $185, в 2012г. - $244, в 2013г. - $290, в 2014г. - $301, в 2015г. - $226. В эту сумму входят все затраты, в том числе на содержание медицинской инфраструктуры, оплату врачей и медицинского персонала, закупку лекарств и оборудования, транспортные расходы, содержание зданий и сооружений. В эту сумму входят также медицинские услуги, которые обязано оказывать гражданам бесплатно: экстренная медицинская помощь, помощь инвалида, определённым категориям больных. Это гораздо более узкая группа граждан, чем всё население страны, которому, согласно статье 45 Конституции «гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения» . Ни в этой статье, ни в одном другом акте законодательства не указывается на некие условия, которые должен выполнить гражданин Беларуси для получения права получать бесплатное лечение в государственных учреждениях.

Оценочно очищенная сумма, выделяемая ежегодно из бюджета на одного гражданина страны, составляет $100 – 130. Ни официально опубликованная бюджетная статистика Министерства финансов, ни статистические сборники, публикуемые Министерством здравоохранения, Государственным учреждением «Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения» не содержат информации, которая бы указала на увеличение расходов государственной системы здравоохранения, связанной с обслуживанием так называемых социальных иждивенцев. Без анализа потребления человека, персонификации учёта оказываемых медицинскими учреждениями и организациями услуг предположения о том, что какие-то граждане являются чистыми потребителями данных услуг без их участия в финансировании государственных расходов, научной основы не имеют.

Начальное и среднее образование в Беларуси предоставляется гражданам бесплатно. Статья 49 Конституции Республики Беларусь гласит: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования...». Поэтому нет оснований рассматривать государственные расходы в этой сфере в контексте выполнения гражданами неких предварительных условий, в том числе уплаты подоходного налога.

Нет основания считать затраты государства на обеспечение безопасности жизни, здоровья, общественного порядка основанием для дополнительных налогов или обязательных платежей граждан. Такие услуги государства должны быть доступны каждому гражданину по определению, ибо для этого и создаётся государства, как орган, обладающий монопольным правом на инициацию насилия. Установление неких дополнительных условий для получения услуг государства по защите жизни, здоровья, собственности граждан является грубейшим нарушением теории и практики построения правового государства.

  1. Три новых режима оказания социальных, образовательных и медицинских услуг

Оптимизация государственных расходов, обеспечение адресности и справедливости при распределении денег налогоплательщиков требует изменения порядка финансирования расходов на здравоохранение, образование и адресную социальную поддержку. Персонификация оказания этих услуг предполагает следующее:

1) переход в режим адресной денежной социальной поддержки;

2) переход в режим финансирования начального и среднего образования посредством образовательных ваучеров, т. е. реализация принципа «бюджетные деньги следуют за учеником». Ваучер – это выраженное в денежном выражении обязательство государства полностью или частично оплатить определенный объем образовательных услуг. Это форма контракта гражданина с государством, которое гарантирует ему право покупки начального и среднего образования в условиях конкуренции образовательных учреждений при перечислении бюджетных средств на счёт выбранной гражданином школы.

3) переход в режим страховой медицины посредством открытия каждым гражданином страхового медицинского накопительного счёта.

Принятие актов законодательства, которые обеспечивают функционирование трёх новых режимов, позволило бы в полной мере выполнить цели, указанные в Декрете № 3 с несравненно меньшими транзакционными издержками, большей эффективностью и при общественной поддержке. Речь идёт о предупреждении социального иждивенчества и обеспечении участия граждан в финансировании государственных расходов. Таким образом, альтернативой Декрету президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества» от 2.04.2015г. является принятие пакета документов, которые бы обеспечивали на практике функционирование трёх новых режимов.

Режим № 1. Адресная денежная социальная поддержка . Подготовлен проект закона «О государственных социальных гарантиях» . Данный режим исключает распыление государственной помощи, обеспечивает максимально полную и точную концентрацию ресурсов на тех, кто, действительно, в них нуждается. Он предполагает переход исключительно на денежную форму социальной поддержки граждан на основании установленных критериев.

Режим № 2. Ваучерная система финансирования начального и среднего образования. Создание такой системы предполагает реализацию следующих основных положений:

  • введение адресных, целевых образовательных ваучеров на каждого ученика;
  • разработка задания на оказание услуг по образовательному ваучеру (государственный заказ);
  • определение круга поставщиков образовательных услуг, которые получают право принимать ваучеры от родителей на обучение детей;
  • определение стоимости ваучера, т. е. суммы денег, которая стоит за каждым ваучером;
  • определение равных условий хозяйствования, доступа на рынок образовательных услуг для субъектов государственной и частной формы собственности;
  • определение единого порядка оценки знаний для выпускников всех средних образовательных учреждений;
  • описание механизмов реализации принципа автономии школ, их деполитизации и деидеологизации, порядка оказания ими платных услуг;
  • определение полномочий органа государственного управления, отвечающего за образование, механизмов его взаимодействия и производителями образовательных услуг.
  • определение форм и механизмов участия родителей, органов местного самоуправления и других граждан в деятельности начальных и средних школ.

Режим № 3. Персональные страховые медицинские счета. Переход в такой режим страховой медицины предполагает следующее:

  • открытие каждому гражданину Беларуси за счёт государства страхового накопительного медицинского счёта;
  • определение размера взноса, которое ежегодно делает государство на счёт каждого гражданина, а также размера взноса каждого гражданина на свой медицинский страховой счёт;
  • определение порядка использования денежных средств на страховом медицинском накопительном счёте, включая право передачи денег, накопленных на этом счёте по наследству;
  • определение требований к финансовым учреждениям, которые управляют страховыми медицинскими счетами граждан, в том числе режима инвестирования ресурсов на медицинских накопительных счетах граждан;
  • разработка и внедрение единой компьютерной базы, позволяющей учитывать доходы и расходы каждого гражданина на приобретение медицинских услуг;
  • определение режима открытой конкуренции производителей медицинских услуг, страховых организаций, производителей лекарств и фармацевтических препаратов;
  • определение режима оказания экстренной медицинской помощи, а также порядка финансирования медицинских услуг в случае превышения годового бюджета и дефицита денежных средств на счёте гражданина;
  • создание государственного гарантийного фонда финансирования медицинских услуг;
  • определение равных условий хозяйствования, доступа на рынок медицинских услуг для субъектов государственной и частной формы собственности;
  • определение порядка финансирования научных, специализированных медицинских учреждений, режима доступа к их услугам граждан.

Для оптимизации государственных расходов, снижения регуляторных и транзакционных издержек физических и юридических лиц, что направлено на достижение целей Декрета № 3, необходимо внести белорусское законодательство следующие изменения и дополнения:

  • определение «социальный иждивенец», как правовой и экономический статус, описать отношение государства к нему, формат и механизмы взаимодействия;
  • определение «корпоративный иждивенец», т. е. статус коммерческой организации, которая получает государственную поддержку (субсидии, дотации, льготы, особый режим доступа к системе государственных закупок) в объёме, превышающем размер уплачиваемых такой организацией налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • определение понятия «равенство условий хозяйствования», которое конкретизирует конституционную норму;
  • введение списка обязательных целевых количественных показателей для участников государственных инвестиционных программ, реципиентов разных видов государственной поддержки. Такими показателями являются: кэш флоу (выручка), динамика экспорта, доходность инвестиций, период окупаемости, производительность труда, оценка устойчивости коммерческого проекта после прекращения государственной поддержки;
  • установление индикаторов оценки эффективности государственных расходов по всем бюджетным статьям;
  • введение обязательной нормы публикации фамилий, имён и должностей авторов проектов актов законодательства; предоставление в открытом доступе аудита конфликта интересов в отношении актов законодательства.
  1. Стимулирование занятости, создание гибкого рынка труда

Одной из целей Декрета № 3 является стимулирование трудоспособных граждан к трудовой деятельности. Это стратегически важная задача, для решения которой требуется принятие комплекса мер. Программа «Миллион новых рабочих мест для Беларуси» является научно обоснованным документом, который интегрирует в себе лучший мировой опыт, учитывает особенности развития экономики и рынка труда Беларуси, а также предлагает инклюзивный способ ответить на вызов безработицы и занятости населения. Под инклюзивностью мы понимаем совместную работу правительства, бизнеса и общества по выработке консенсуса по проведению системных, структурных реформ, направленных на достижение быстрого, долгосрочного инклюзивного роста Беларуси, а также балансирующую интересы работодателей, создателей рабочих мест (коммерческие организации), работников и государства.

Стимулирование занятости, реинтеграция безработных в рынок труда, адаптация структуры занятости к меняющемуся спросу, предотвращение трудовой миграции и эмиграции молодёжи, предпринимательского и человеческого капитала, а также противодействие чрезвычайно сложным демографическим трендам будет осуществляться при принятии следующих мер в шести сферах.

Поддержка занятости, быстрая интеграция безработных в рынок труда, ликвидация «серой» занятости

  1. повышение пособия по безработице для временно безработных с ~$16 сегодня до $100 – 120 на период 2018 – 2022гг.
  2. оплата посредством ваучеров программ и тренингов, в результате которых безработный получает другую специальность или повышает свою квалификацию;
  3. выплата «подъемных» средств (единовременный платеж в сумме до $500) в случае переезда на работу в другой город;
  4. создание механизма предоставления бюджетной компенсации малому и среднему бизнесу за создание новых рабочих мест, а также за повышение квалификации работников, получение ими смежных специальностей;
  5. создание условий для мобильности рабочей силы, в том числе за счет строительства общежитий для рабочих и молодежи; создание рынка комнат в общежитиях и в арендном жилье;
  6. либерализация процедуры найма на работу: предоставление права нанимателю и наемному работнику самостоятельно определять режим, время и условия работы, а также порядок и формы оплаты труда;
  7. развитие системы добровольного страхования по временной нетрудоспособности;
  8. либерализация процедуры увольнения работников: предоставление права всем коммерческим организациям без согласований с органами власти оптимизировать занятость на своих предприятиях;
  9. создание благоприятных условий для самозанятости, т. е. для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Необходимо предусмотреть норму в налоговом законодательстве, предусматривающую для студентов ИП или юридических лиц, зарегистрированных молодыми людьми до 25 лет оплату ежегодного патента в размере $50 при полном освобождении от всех других налогов;
  10. включение в законодательство понятие «дополнительная индивидуальная работа». К этой категории относится предоставление услуг по содержанию дома (уборка, ремонт, приготовление пищи), бейби ситтинг, образовательные услуги, мелкий ремонт и другие услуги. Предполагается регистрация на сайте органа госуправления физического лица, который планирует оказывать дополнительные индивидуальные услуги, оплату им патента в сумме эквивалентной $40 в год. Эти деньги учитываются, как вклад в пенсионный фонд и на медицинское страхование. Физическое лицо может получить патент на выполнение дополнительной работы в случае, если его ежемесячный доход не превышает в эквиваленте $200. В случае получения пенсионерами такого статуса они получают пенсию в полном объёме.
  11. отмена Единой тарифной сетки (ЕТС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) для всех организационно-правовых форм частного бизнеса;
  12. законодательно оформление статуса ученика, подмастерья, стажера для облегченной процедуры найма на работу и увольнения учеников старших классов и молодежи до 25 лет;
  13. ликвидация практики «трудовой книжки», как инструмента контроля и давления на наемного работника. Вопрос учета трудовой деятельности, выплаты социальных налогов и отчислений в пенсионный фонд решается через систему пенсионного страхования;
  14. введение нормы, когда наниматель и наемный рабочий в индивидуальном контракте вправе самостоятельно определять размер выходного пособия;
  15. ликвидация текущего режима регистрации, которая де-факто является переименованной пропиской;
  16. отмена принудительного распределения выпускников вузов.

Создание благоприятного делового и инвестиционного климата

Интеграция в законодательство предложений и рекомендаций бизнес и экспертного сообщества, изложенных в Национальной платформе бизнеса Беларуси является эффективным способом выполнения цели Декрета № 3 о стимулирование трудоспособных граждан к трудовой деятельности. Выделим основные предложения по созданию благоприятных условий для привлечения инвесторов, создания новых и реструктуризацию имеющихся производств товаров и услуг:

  1. в рамках корректировки существующей налоговой системы введение единой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 15%;
  2. в рамках корректировки существующей налоговой системы снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы, с 34% фонда оплаты труда до 15%;
  3. С 2019 года поведение глубокой налоговой реформы. Её основные положения, налоги, ставки и администрирование описаны в работе Аналитического центра «Стратегия» «Налоговая система как фактор конкурентоспособности» .
  4. Унификация таможенных пошлин, введение единой ставки таможенной пошлины на все товары и услуги в размере 3%;
  5. введение патента на розничную торговлю бытовые услуги в сельской местности и малых городах;
  6. отмена ценового регулирования на все товары, услуги и работы, за исключением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию, газ, общественный транспорт, а также услуги, предоставляемые государственными организациями в сфере здравоохранения и образования;
  7. исключение из всех нормативных правовых актов норм, предусматривающих конфискацию имущества у субъектов хозяйствования, не являющихся его собственником, если это имущество не находится у предприятия на правах хозяйственного ведения, пока в судебном порядке не будет установлено, что это имущество приобретено незаконным путем;
  8. ликвидация практики внесудебного применения ареста денежных средств на счетах и бесспорного списания их на основании предписаний государственных органов;
  9. отмена планов для государственных органов по сбору штрафов, количеству протоколов и объему конфискованных товаров;
  10. приведение штрафов за нарушения при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствие с параметрами, характеризующими их тяжесть, а также учитывающими реальный уровень доходов субъектов хозяйствования и должностных лиц;
  11. создание системы для обеспечения безусловного и быстрого исполнительного судопроизводства по взысканию долгов у субъектов хозяйствования, введение института частных судебных исполнителей;
  12. обеспечение в течение 2018-2019гг. продажи арендаторам арендованных у республиканских и местных органов власти помещений, зданий, сооружений и других объектов по остаточной стоимости, если они арендуют их более 3 лет. В случае отказа арендаторов от приобретения арендуемых ими объектов, они продаются через открытый аукцион по цене, которая сложится на день его проведения;
  13. активизация процессов реструктуризации и приватизации государственных предприятий с приоритетным участием в ней отечественных субъектов хозяйствования;
  14. ускорение процесса приватизации низкорентабельных и убыточных предприятий, как имущественных комплексов, предусматривающего, в том числе, банкротство, передачу в доверительное управление, продажу с отсрочкой платежа, безвозмездную передачу, фиксацию права собственности на землю;
  15. внесение изменений в Закон о приватизации с целью четкого описания процедуры определения начальной цены приватизируемого объекта, порядок оповещения о проведении приватизации, состав участников, порядок проведения аукциона, выбора победителя, оплаты, передачи прав собственности, а также процедура опротестования результатов сделки. Народный характер приватизации будет обеспечен за счет поступлений 60% от каждой сделки в Пенсионный фонд. Эти ресурсы должны быть потрачены не на текущие выплаты, а на формирование источника финансирования пенсионных выплат в будущем. В дополнение до 10% акций приватизируемых предприятий будет безвозмездно передаваться работникам этих предприятий. При приватизации стратегически важных государственных предприятий до 15% акций будет передано в Пенсионный фонд для повышения его финансовой устойчивости и получения дополнительных источников ресурсов;
  16. устранение правовых и административных барьеров на пути создания полноценного рынка земли;
  17. ликвидация инновационных фондов и внебюджетных фондов, созданных местными органами власти;
  18. внесение в должностные обязанности каждого государственного служащего обязанности содействия развитию конкуренции, предоставления гражданам возможности получения полной информации об актах законодательства, планах органов государственного управления, программах, финансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов;
  19. отмена требования наличия обязательного ассортиментного перечня товаров для объектов розничной торговли и общественного питания;
  20. уменьшение ставки арендной платы за помещения, производственные площади, принадлежащие органам республиканской или местных властей, до уровня, не выше $5 за 1 м2, передача всех объектов недвижимости с балансов исполкомов в Агентство по управлению государственным имуществом;
  21. введение моратория на проведение всех видов проверок субъектов малого бизнеса до 01.01.2020г.;
  22. разработка для малых предприятий упрощенного порядка сертификации производимой продукции. Единственным сертифицируемым параметром должна быть безопасность продукции для потребителей;
  23. сохранение лицензирования, обязательной сертификации только в тех сферах, где существует непосредственная угроза жизни и здоровью человека.

Модернизация инфраструктуры

  1. присвоение статуса несеквестируемых статей бюджета расходам на развитие дорожной инфраструктуры. Реализация совместных проектов с Европейским союзом по модернизации автострад Каунас – Вильнюс – Минск – Киев - Одесса, Брест – Минск – Москва;
  2. проведение международного аудита затрат на производство электрической, тепловой энергии, газа, услуг общественного транспорта, водоснабжения, телефонных услуг, принятие плана перехода на бездотационный характер продажи данных товаров и услуг с учетом увеличения инвестиционной привлекательности к 2019 году;
  3. подписание и реализация Энергетической хартии Европейского союза, создание международных коммерческих организаций в сфере нефтепереработки, газового рынка и электроэнергетики;
  4. активное развитие малой энергетики, демонополизация внутреннего рынка электроэнергии, создание рынка генерации электроэнергии и равного доступа частным коммерческим организациям к энергетическим сетям;
  5. предоставление интернет провайдерам права без посредничества РУП «Белтелеком» покупать международный трафик на внешних рынках;
  6. ликвидация правовых барьеров для создания полноценной конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Развитие финансовой системы

  1. Обеспечение институциональной независимости Национального банка, переход в режим таргетирования инфляции, выход на среднегодовую инфляцию до 3% годовых;
  2. выход Нацбанка из состава учредителей всех коммерческих банков страны, передача пакетов акций НБРБ в управление Государственного комитета по имуществу с их последующей приватизацией;
  3. принятие мер по обеспечению устойчивой работы платежной системы в условиях отсутствия ограничений по текущему и капитальному счетам;
  4. свободное обращение криптовалют, создание правовой базы для перехода в режим мультивалютности;
  5. принятие законодательной базы для развития финансовых операций напрямую между кредиторами и заёмщиками через онлайн площадки, минуя банковские учреждения;
  6. принятие актов законодательства для создания полноценного рынка золота и иных драгоценных металлов;
  7. приватизация белорусских банков, внедрение в них международных стандартов безопасности;
  8. демонополизация рынка страховых услуг, ликвидация особого статуса «Белгосстраха», расширение услуг добровольного страхования;
  9. создание макроэкономических, правовых и административных условий для развития финансовых институтов, обеспечивающих стабильное функционирование страховой медицины, частной накопительной пенсионной системы;
  10. проведение амнистии капитала: предоставление гражданам Беларуси до 2021 года права ввести и легализовать в банках, зарегистрированных в Республике Беларусь, денежные средства с уплатой подоходного налога в размере 5% и без взимания штрафов. Ликвидация практики предоставление декларации о доходах при покупке недвижимости, акций приватизируемых предприятий, земли и других активов за исключением случаев, когда операции по покупке активов будут осуществлять государственные служащие, депутаты всех уровней и иные граждане, занимающие руководящие должности в коммерческих структурах, в которых государство владеет более 50% акций.
  11. Проведение амнистии граждан, которые были осуждены по статьям за экономические преступления в течение 15 лет, предшествующему началу амнистии.

Расширение рынков сбыта, экономическая интеграция со всеми соседями

  1. Адаптация законодательства, практик правоприменения для получения Беларусью от Европейского союза статуса страны с рыночной экономикой;
  2. внесение необходимых изменений в акты законодательства для приведения их в соответствие с нормами и стандартами ВТО. Принятие программы действий правительства по вступлению в ВТО к 2020 году;
  3. принятие необходимых изменений в законодательство для ликвидации барьеров на пути перемещения товаров, услуг, денег и рабочей силы в рамках интеграционных проектов с Россией, Казахстаном и другими странами ЕАЭС;
  4. легализация конкуренции стандартов качества товаров, введение нормы о признании действительными на территории Республики Беларусь сертификатов, выданных признанными в международной торговле органами сертификации других стран, без необходимости получения сертификата, выдаваемого органами сертификации Республики Беларусь;
  5. создание условий для временной (сезонной) легальной занятости граждан Беларуси за рубежом, в первую очередь, в странах ЕС, США и России;
  6. введение в одностороннем порядке безвизового режима перемещения граждан стран ЕС, формирование рабочей группы высокого уровня для проведения переговоров по обеспечению безвизового режима въезда граждан Беларуси в страны Шенгенской зоны;

Ориентация системы образования на экономику и рынок труда

  1. введение в Беларуси норм и стандартов образования в соответствии с Болонским процессом;
  2. введение в Беларуси проверки уровня и качества знаний школьников посредством тестирования по методологии PISA (Programme for International Student Assessment) - Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
  3. разработка концепции непрерывного профессионально-технического образования в стране на основе мирового опыта дуального образования. Определение структуры работодателей основными заказчиками в системах образования;
  4. предоставление коммерческим организациям права создавать профессиональные образовательные учреждения (организации) без лицензии, по уведомительному принципу, с правом самостоятельно определять условия обучения, программу, а также режим экспорта образовательных услуг;
  5. предоставление университетам широкой автономии с безвозмездной передачей им всех активов и земли, на которой расположены данные учебные заведения;
  6. снижение учебной нагрузки для учителей школ до 650 часов в год, предоставление учителям школ и преподавателям университетов каждого седьмого года работы академического, полностью оплачиваемого отпуска;
  7. обеспечение всех школ и вузов доступом к бесплатному широкополосному Интернету;
  8. обеспечение полной компьютеризации школ, переход на электронные учебники, широкое применение современных средств обучения, включая возможность обучения посредством интернета;
  9. ликвидация ВАКа, переход на стандарты Европейского Союза и США в области научной работы, присвоения учёных степеней;
  10. предоставление университетам права свободного выбора количества и формы вступительных экзаменов;
  11. полное покрытие государством затрат талантливой молодежи Беларуси в случае их самостоятельного поступления в лучшие университеты мира при условии трудоустройства в Беларуси в течение, как минимум, пяти лет после получения диплома.
  1. Результат реализации Пакета законодательных предложений

Полная реализация представленных предложений и рекомендаций предполагает принятие целого пакета новых законов, декретов и указов, а также внесение изменений во многие акты законодательства. Результаты их принятия будут следующие:

  • сокращение расходов государства на социальные и корпоративные программы, концентрация государственной поддержки на тех, кто в ней реально нуждается;
  • минимизация бюджетных и социальных издержек для преодоления кризисных явлений на рынке труда;
  • создание динамичного рынка труда;
  • выход из «серого» рынка труда значительной части занятого там населения;
  • увеличение прозрачности, подотчётности и индивидуальной ответственности граждан и коммерческих организаций в сфере трудовых отношений и политики доходов;
  • радикальное улучшение делового, инвестиционного климата;
  • создание оптимальных условий для итерации самых современных технологий в производство товаров и услуг в Беларуси;
  • создание современных институтов, условий работы производителям товаров и услуг, инвесторам, когда создавать новые рабочие места в Беларуси будет выгоднее, чем в соседних странах и конкурентах Беларуси на региональных и мировом рынках;
  • нейтрализация иждивенческих настроений среди населения, создание мощной системы стимулов к производительному труду;
  • увеличение качества государственных расходов, в том числе на образование и здравоохранение;
  • создание институтов, обеспечивающих быстрый (5 – 8% в год), долгосрочный (как минимум, 20 лет), инклюзивный (выгоду от экономического развития получают не только богатый номенклатурный, сырьевой бизнес, но и все стейкхолдеры системных трансформаций, включая работников предприятий, бюджетников и работодателей;
  • повышение уровня доверия к государству со стороны бизнеса и общества.

Белоруссия обновила декрет о «социальном иждивенчестве», приняв новый декрет о «содействии гражданам в трудоустройстве», «стимулировании занятости» и проведении профилактической работы с «асоциальными элементами». Новый декрет дает право местным комиссиям без суда и по своему усмотрению отправлять «асоциальных» граждан в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) сроком до года.

Декрет №1 «О содействии занятости населения», который президент Александр Лукашенко подписал 25 января 2018 года, оказался не новым, а уже известным, но «изложенным в новой редакции» декретом №3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества».

А поскольку местным органам власти в декрете №1 отведена роль людей, близких к населению и ответственных за реализацию декрета, провластные кандидаты на местных выборах 18 февраля получили для общения с электоратом тему о том, как они будут трудоустраивать добропорядочных граждан и принуждать к выполнению общественного долга менее добропорядочных.

Официальный телеканал АТН уже назвал декрет «матрицей нового социального договора между государством и гражданами».

Беларусь, возможно, не осознавая этого, признала, что государство эксплуатирует население. Ведь понятие социального договора подразумевает соглашение, достигаемое гражданами по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением. В данном случае новый декрет показывает, что государство фактически бог и царь.

Есть и приятная новость: сборы на финансирование госрасходов, которые уже были уплачены гражданами по декрету № 3, Министерство по налогам и сборам обещало вернуть. Правда, сроки возврата не обозначены, а механизм неясен. Известно только, что желающим нужно будет написать заявление о возврате.

Но в декрете пока нет главного: определения того, кто, собственно, является «незанятым в экономике», а также «порядка отнесения трудоспособных граждан» к этой категории лиц. И то и другое должен определить Совет министров, причем, к 1 апреля 2018 года, что привносит дополнительный смысловой оттенок. Кроме того, в декрете №1 появилась «ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни» — новое понятие, которого не было в старой редакции декрета №3. Ресоциализацию предполагается проводить в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП).

Решение о том, кто ведет образ жизни, достаточно асоциальный, чтобы быть подвергнутым ресоциализации, будут принимать чиновники, входящие в «комиссии по трудоустройству». Декрет №1 легализует деятельность этих комиссий, уже существующих по факту, и расширяет их полномочия, позволяя принимать решения о помещении в ЛТП «асоциальных» лиц. Более того, по причине отсутствия правовой базы, подобные решения будут приниматься по собственному усмотрению чиновников. В настоящее время помимо поиска работы для тех, кто желает ее найти, комиссии составляют списки лиц, по каким-либо причинам не желающих трудоустраиваться официально — потенциальных кандидатов на «ресоциализацию».

При таком подходе очень легко будет признать неудобного властям гражданского активиста лицом, ведущим асоциальный образ жизни, и отправить его без суда в ЛТП. Таким образом, белорусские власти создали механизм внесудебного лишения свободы, причем с подстраховкой на случай скандала, поскольку ответственность легко свалить на местных чиновников.

«Раньше в ЛТП отправлял только суд, и только лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. И еще тех, кто не возмещал расходы на содержание государством детей, если они несколько раз в году привлекались к административной ответственности. Что теперь? Если буквально понимать декрет, то любого тунеядца исполком сможет отправить в ЛТП сроком до 12 месяцев… Без предупреждения и привлечения к административной ответственности», — пояснил ситуацию юрист Александр Жук на своей странице в «Фейсбуке».

Что касается общей логики обоих вариантов декрета, то она основана на утверждении, что «тунеядцы» не платят налоги. Но 52% доходной части бюджета Беларуси на 2018 год составляет 20-процентный налог на добавленную стоимость, которым облагаются покупки граждан и юридических лиц. Работает гражданин или нет, он становится налогоплательщиком, придя за покупками в магазин.

Вместо ежегодного «сбора на финансирование государственных расходов», прозванного в народе «налогом на тунеядство», декрет ввел «оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости». Это коснется с 1 января 2019 года всех трудоспособных граждан, не работающих официально, то есть, не платящих подоходных налогов. Ни услуги, подлежащие оплате, ни их полная стоимость, декретом тоже не определены. Разобраться в этом вопросе также должен Совет министров Беларуси, и тоже к 1 апреля 2018 года. Определенно, никто в Белоруссии еще не получал шанса на столь яркую первоапрельскую шутку.

Контекст

Полицейское государство без прикрас

Белорусские новости 27.03.2017

Тунеядцы выступили против Лукашенко

Latvijas Avize 13.04.2017

Закон против тунеядцев в Белоруссии

Open Democracy 01.07.2015

Белоруссия - не государство для народа

Товарищ online 25.11.2014 И хотя председатель постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Тамара Красовская уточнила, что к оплате по полной стоимости будут выставлены услуги ЖКХ, это не внесло полной ясности. Дело в том, что с 1 января нынешнего года все плательщики будут обязаны оплачивать 100% стоимости услуг ЖКХ, кроме тепловой энергии. Ограничится ли Совмин взиманием с «тунеядцев» полной стоимости отопления и горячей воды, или введет оплату за другие госуслуги, бесплатность которых сегодня гарантируется конституцией? К примеру, в статье 45 конституции гражданам Белоруссии гарантируется право на бесплатное лечение в госучреждениях, без оговорок о трудоустройстве. «Интересно, а звонок в милицию, пожарным, в скорую помощь тоже станет платным?» — задался вопросом видеоблогер Марат Минский.

В целом, весь декрет № 1, по мнению экспертов, носит крайне неконкретный характер. «Здесь нет ни одной нормы прямого действия. И как он будет реально действовать, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», — заявил председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин. А Валерий Карбалевич, политолог и эксперт аналитического центра «Стратегия», полагает, что «в новом декрете заложены мины», которые приведут к серьезным последствиям при внедрении закона. Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать неудачным предыдущий декрет №3, и новый № 1 был разработан исключительно с целью сохранить лицо.

Напомним, что декрет № 3 появился на фоне экономического кризиса, когда власти думали, как пополнить бюджет, а граждане — как выжить в условиях массовых сокращений и повышения пенсионного возраста. В результате, когда в декабре 2016 года «тунеядцы» стали получать уведомления от налоговой, многие не смогли заплатить требуемой суммы. Хотя неплательщикам грозили штрафы и арест до 15 суток с привлечением к общественным работам, из 470 тысяч человек, получивших извещения, «тунеядский» налог заплатили лишь 44,5 тысячи — меньше 10% от общего числа попавших под действие закона. Вместо планируемых 100 миллионов долларов это принесло в бюджет порядка 7,14 миллиона долларов — сумму в масштабах государства более чем скромную.

Также выяснилось, что система учета, выявляющая «тунеядцев», работает плохо, как, впрочем, и государственная система трудоустройства. Что в небольших городах работы просто нет. Наконец, декрет №3 не предусматривал множества ситуаций, отчего в «тунеядцы» записывали больных, ухаживавших за ними родственников, демобилизованных солдат и выпускников вузов. Механизм применения декрета пришлось корректировать на ходу, изменив и приняв за 34 месяца его действия 109 нормативных актов, и все равно он работал неэффективно. В то же время в обществе нарастало недовольство. Формулировка «социальное иждивенчество» многими была воспринята как оскорбление. Людей возмущало и то, что государство отбирает у безработных последние деньги, вместо того, чтобы оказать им помощь. Охота на «тунеядцев» в ряде случаев привела к самоубийствам безработных, а уличные протесты достигли масштабов, каких Белоруссия не знала с середины 90-х годов.

В конце концов, власти пошли на попятный. Правда, приостановив действие декрета №3, Лукашенко заявил, что он будет не отменен, а «значительно доработан». Доработанный вариант в виде №1 и был представлен в конце января.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Случайные статьи

Вверх