Движение по федеральным трассам. Как оплачивать платные дороги в Беларуси? Различия между платными и обычными дорогами

В каких регионах придется платить за дороги?

Врио министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Титов заявил о том, что Новосибирская область стала первым субъектом, который подписал соглашение с Росавтодором по поводу взимания дополнительной платы с грузового транспорта, чья масса превышает 12 тонн, за передвижение по региональным дорогам. Какие другие регионы на очереди?

С ноября следующего года дочерняя компания Ростеха ««РТ-Инвест транспортные системы» (РТИС) запустит проект сбора налогов с перевозчиков, чьи грузовики весят более 12 тонн, за каждый пройденный по федеральной трассе километр. Согласно плану, РТИС оснастит каждый тяжелый грузовик бортовым устройством за свой счет, а контролировать перемещение машин поможет система ГЛОНАСС. За отсутствие датчика перевозчикам грозят штрафы. Прогноз сборов с федеральных трасс – около 50 млрд руб. в год, т. е. каждый километр будет приносить около 1 млн руб. Деньги должны поступать с конца 2015 г., поскольку норма закона о плате для тяжелых фур вступает в силу с 15 ноября 2015 г.

Но если ранее речь шла только о платных федеральных трассах, то теперь регионы получат возможность по своему усмотрению подключиться к системе РТИС и ввести налог и на региональных дорогах.

Новосибирская область - первая

По словам Сергея Титова, Новосибирская область первой заключила соглашение с Росавтодором о том, что это правило будет действовать для перевозчиков и на региональных дорогах: «Мы первые вошли в этот пилотный проект для того, чтобы сохранить автомобильные дороги и регионального значения, и местного. Мы понимаем, что водители начнут возить грузы с момента введения платы не только по федеральным трассам, но и по областным, будут искать другие пути, поэтому мы вовремя должны провести работу, чтобы обеспечить сохранность наших автомобильных дорог».

Сергей Титов также пояснил, что сроки введения дополнительной платы зависят от того, насколько быстро будут приведены в соответствие нормативные документы на федеральном уровне.

Башкирия

Дорожные чиновники Башкирии уже просят депутатов сделать проезд для грузовиков платным по региональным дорогам Башкирии. Власти Башкирии опасаются, что перевозчики, стремясь сэкономить, начнут передвигаться по региональным трассам. Госкомитет по транспорту РБ предлагает законодателям также ввести плату за проезд тяжелой техники по магистралям местного значения.

По словам начальника отдела координации деятельности предприятий дорожного хозяйства Венера Насретдинова, если сегодня оперативно не отреагировать на изменения в российском законодательстве, республиканские дороги будет трудно сохранить.

Тенденция идет к тому, что коммерческий грузовой транспорт будет передвигаться по дорогам общего пользования за плату, - заявил г-н Насретдинов на заседании экспертного совета в Госсобрании РБ. – К этому перевозчикам еще предстоит привыкнуть. Но на наших дорогах нет платного проезда, поэтому региональные дороги-дублеры будут использоваться для объезда. Поэтому наше предложение – ввести аналогичное ограничение на наших дорогах.

По словам чиновника, вопрос с введением платного проезда в России «висит» в воздухе последние два года – власти пока не нашли способ, как взимать деньги за проезд. Однако Росавтодор уже отобрал организацию, которая разработает технологию получения средств за проезд. Как вариант, деньги будут списываться со счета по сигналу с трекера ГЛОНАССа грузовика. Но здесь возникла другая проблема – обязательными спутниковым трекерами закон обязал обзавестись только перевозчиков опасных грузов, вроде топливозаправщиков. К большегрузам пока такой обязанности закон не предъявляет.

Директор компании «Транспортный навигационный центр», являющегося региональным оператором ГЛОНАССа в Башкирии, Андрей Быковский предположил, что когда система взимания денег обретет законченный вид, огромное количество грузовиков поедет по дорогам, подконтрольным республике.

И когда перевозчики будут планировать маршруты, они будут максимально уходить с федеральных трасс, потому что на региональных дорогах эта система не создана, и так они будут экономить, - уверен он. – Это будет колоссальный вред региональным дорогам.

В башкирском парламенте решили обсудить предстоящие изменения в законодательстве с коллегами из Госдумы, и найти варианты совместных действий в осеннюю законодательную кампанию.

Свердловская область на распутье

В Свердловской области есть четыре федеральные трассы: Пермь - Екатеринбург, Екатеринбург - Тюмень - Челябинск и частично трасса в сторону Каменска-Уральского. Всего около 1 000 км, рассказал президент Уральской логистической ассоциации Сергей Шавзис.

Что будет происходить с региональными дорогами? Думаю, те, кто экономит и может растягивать время доставки, начнет пользоваться обходными трассами. Скажем, из Тюмени в Екатеринбург можно проехать по основной трассе, она достаточно хорошая. Но из Тюмени можно подняться по региональной дороге до Тавды, потом - до Алапаевска и приехать в Екатеринбург, не заезжая на федеральную дорогу. Маршрут будет длиннее на 70-80 км, по времени - больше на 1,5-2 часа. Поэтому, думаю, на региональные трассы может уйти часть потока, связанного именно с экономией средств. Безусловно, дорогам будет причиняться больший ущерб, - говорит г-н Шавзис.

Для сохранения региональных трасс следует пользоваться инструментами весового контроля и развивать областное законодательство - это можно сделать после принятия федерального закона, - рассуждает президент Уральской логистической ассоциации. - Одновременно это не произойдет, но продвинутые регионы будут двигаться в этом направлении.

Готовы или не готовы автоперевозчики к нововведению - говорить бесполезно. Есть данность в виде закона, перевозчик должен его исполнять. Как только «Ростех» начнет докладывать о готовности системы на участке и выдавать аппаратуру, с этого момента перевозчик будет готов. Вопрос в том, как скоро он переложит бремя платежей на грузовладельцев. Думаю, сразу. Во-первых, им некуда деваться, но они могут поискать альтернативу на другом виде транспорта. Тенденция восстановления конкурентоспособности ж/д транспорта на грузоперевозках налицо, - резюмирует эксперт.

Напомним, состояние дорог является большой проблемой Свердловской области. На прошлой неделе , что уральские трассы можно ремонтировать сколько угодно, если предприятия не перестанут перегружать свои грузовики. В октябре власти планируют провести с промышленниками совещание на эту тему.

Росавтодор - за

Руководитель Росавтодора Роман Старовойт, как пишут «Ведомости», поддерживает политику региональных властей, направленную на сбор платы с тяжелых грузовиков по региональным трассам.

Водители, чтобы сэкономить, будут выбирать вместо федеральных региональные трассы, а значит, от тяжелых фур может пострадать и инфраструктура регионов, - объяснил он. - Чтобы этого не допустить, регионы также могут ввести плату для тяжелых грузовиков. Росавтодор их всесторонне поддерживает.

По словам чиновника, такого рода проекты уже прорабатываются в Хабаровском крае, Татарстане, Новосибирской и Рязанской областях. Ранее чиновники ведомства рассказывали, что интерес к системе также проявляли Московская и Калужская области.

Договорившись с концессионером о подключении к федеральной системе, регионы смогут сэкономить на создании собственных систем, отмечает замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов: например, можно будет использовать одни и те же бортовые устройства. В течение года возможность создания региональных систем будет прорабатываться, могут потребоваться изменения в законодательстве, добавил он.

Прежде чем запускать такую систему в регионах, нужно изучить опыт работы, осторожен федеральный чиновник, а цели регионов понятны, им нужно наполнять дорожные фонды, чтобы выполнить поручение президента Владимира Путина удвоить темпы строительства дорог.

По материалам ksonline.ru, ekb.dk.ru, провэд.рф, vedomosti.ru, mkset.ru

На функционирующих в стране порядка 1 млн. большегрузных машин было выпущено около 200 тыс. счётчиков. Так что, поторопитесь счетчиков на всех не хватит.

Второй вариант: оформление маршрутной карты на каждую поездку. Но... в процессе движения транспортное средство должно строго следовать выбранному маршруту.

Шаг 2 Оплата через систему платон

Оплачивать сбор необходимо авансом(оплачивать надо именно предоплатой, после поездки платить нельзя) через систему Платон ("Плата за тонны"). Этот аванс будет списываться автоматически за каждый километр пройденного пути.

Оплачивать можно следующими способами:

  • банковским переводом ();
  • банковской картой (Visa, Mastercard);
  • через Личный кабинет и Мобильное приложение;
  • через Терминал самообслуживания;
  • в Центре информационной поддержки пользователей.

Оплата идет на счет ООО "РТ-ИНВЕСТ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ"(разработчик Платон). Учредитель - Ротенберг

Необходима регистрация в системе "Платон" на их сайте системы через Личный кабинет. , также этом можно сделать в Центрах информационной поддержки пользователей, созданных на всей территории Российской Федерации или в Терминалах самообслуживания при оформлении Маршрутной карты.

В системе Платон, после регистрации можно:

  • регистрировать и исключать из Реестра свои транспортные средства;
  • изменять в Реестре контактные данные Владельца транспортного средства или уполномоченных лиц;
  • вносить плату в счет возмещения вреда посредством пополнения баланса Лицевого счета с использованием банковской карты;
  • оформлять, оплачивать и отменять Маршрутную карту, а также получать информацию о Маршрутных картах;
  • получать информацию о движении денежных средств по Лицевому счету, а также информацию о внесении платы;
  • создавать группы транспортных средств и назначать менеджеров групп;
  • направлять обращение Оператору, а также получать информацию о результатах рассмотрения своих обращений.

Обещают сделать также мобильное приложение Платон для AppStore, Google Play и Windows Store.

Штраф

С 15 декабря 2015 года штрафы снизили. Организации, которые не будут вносить эту плату, могут быть оштрафованы на 5 000 рублей (было 450 000 рублей) за первое нарушение и на 10 000 рублей (было 1 000 000 рублей) за последующие.

Если большегруз принадлежит российской организации или ИП, то накажут владельца автомобиля, если иностранной – водителя.

Нарушителей будут ловить не сотрудники ДПС(или полиция), возможности откупиться(дать взяточку) у дальнобойщиков большегрузов, решивших обмануть систему, не будет. Контроль станет осуществляться полностью в автоматическом режиме – на федеральных трассах установят почти 500 рамок и 100 мобильных комплексов, которые будут определять в потоке машин большегруз, фиксировать его номер и проверять по базе.

Кто должен платить

Все транспортные средства, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн(большегрузы). Отметим что речь идет не о реальной массе большегруза а о разрешённой по документам. Взвешивать машину никто, никогда не будет.

Исключения

Эти большегрузы освобождены от платы за проезд по федеральным дорогам

  • транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов;
  • специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
  • специальные транспортные средства, осуществляющие перевозку вооружения и военной техники.

Уменьшение налогов

ИП и компании на ОСНО могут включить в состав расходов этот сбор(письмо Минфина России от 6 октября 2015 г. № 03-11-11/57133).

На УСН Доходы расходы транспортный сбор можно включить в состав расходов(3 июля 2016 г. № 249-ФЗ). При чем это правило введено задним числом с 1 января 2016 года.

В Госдуму поступил законопроект разрешающим учесть этот сбор в составе расходов упрощенцам на УСН Доходы-Расходы(законопроект № 1053039-6).

Последствия

Большинство потребительских товаров доставляются большегрузами. За первые пять дней работы Платон собрала 191 млн руб. Этот сбор отразится на конечной стоимости почти всех продаваемых товаров. Это усилит инфляцию.

Этот сбор приведет к уменьшению гибкости рынка грузоперевозок и разорению малых перевозчиков и конечно к удорожанию всех видов перевозок в нашей немаленькой стране.

Те кто думают что выход в том чтобы перейти на автомобили менее 12 тонн... Не спешите с покупкой менее тяжелых грузовиков ведь сбор могут в любой день распространить и на менее тяжёлые транспортные средства, а также на региональные дороги.

Из-за введения платы и системы «Платон» в России подорожают социально значимые товары. Об этом сообщает «РБК». Ритейлеры направили Дмитрию Медведеву обращение о том, что система «Платон» даст толчок к повышению цен на все товары.

Из положительного: извозчики будут лучше контролировать свою логистику и меньше ездить пустыми(порожняком).

Закон

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

в редакции Постановления Правительства РФ от 18.05.2015 N 474

О ВЗИМАНИИ ПЛАТЫ В СЧЕТ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ИМЕЮЩИМИ РАЗРЕШЕННУЮ МАКСИМАЛЬНУЮ МАССУ СВЫШЕ 12 ТОНН

В целях реализации статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

До 29 февраля 2016 г. включительно к размеру платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, применяется коэффициент 0,41, а с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. включительно - 0,82 (Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191).

1. Установить размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, равным 3,73 рубля на один километр пути, пройденного по указанным автомобильным дорогам.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2015 N 474)

2. Размер платы в счет возмещения вреда, установленный пунктом 1 настоящего постановления, подлежит ежегодной индексации в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен.

3. Утвердить прилагаемые Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

в редакции Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191

ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ В СЧЕТ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА,

ПРИЧИНЯЕМОГО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ИМЕЮЩИМИ

РАЗРЕШЕННУЮ МАКСИМАЛЬНУЮ МАССУ СВЫШЕ 12 ТОНН

1. Настоящие Правила устанавливают порядок взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее соответственно - транспортные средства, плата).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"бортовое устройство" - объект системы взимания платы, представляющий собой техническое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

"оператор" - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, на которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке возложены полномочия по обеспечению функционирования системы взимания платы;

"система взимания платы" - совокупность технически и технологически связанных объектов, обеспечивающих для целей взимания платы сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

"стороннее бортовое устройство" - техническое устройство, не являющееся объектом системы взимания платы, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, требования к которому устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.

3. Взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы.

4. Для обеспечения функционирования системы взимания платы оператор публикует в средствах массовой информации:

а) порядок внесения владельцем транспортного средства платы оператору и порядок перечисления оператором денежных средств владельца транспортного средства в качестве платы в доход федерального бюджета;

б) порядок возврата владельцу транспортного средства денежных средств, не перечисленных либо излишне перечисленных оператором в доход федерального бюджета;

в) порядок пользования владельцем транспортного средства, в том числе зарегистрированного в иностранном государстве, предоставленным ему бортовым устройством, порядок и условия его возврата и замены, а также ответственность владельца транспортного средства за нарушение порядка пользования бортовым устройством;

г) порядок внесения платы владельцем транспортного средства в случае неисправности или утраты бортового устройства или стороннего бортового устройства;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191)

д) порядок получения владельцем транспортного средства информации о его персонифицированных данных в системе взимания платы;

е) порядок информирования владельцем транспортного средства оператора о планируемом маршруте, времени (дате) движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при отсутствии бортового устройства или стороннего бортового устройства, неисправности или утрате бортового устройства или стороннего бортового устройства, а также при внесении владельцем транспортного средства платы в случае оформления маршрутной карты в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191)

ж) иные вопросы взаимодействия владельца транспортного средства и оператора, касающиеся расчета и взимания платы.

5. Оператор осуществляет регистрацию транспортных средств в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее - реестр).

Указанная регистрация транспортных средств осуществляется на безвозмездной основе в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня представления оператору заявления владельца транспортного средства, содержащего сведения о транспортном средстве (марка, модель, государственный регистрационный знак, идентификационный номер, разрешенная максимальная масса в соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства или информацией изготовителя в соответствии с одобрением типа транспортного средства), и прилагаемой к нему копии свидетельства о регистрации транспортного средства. При необходимости в заявлении владелец транспортного средства указывает о намерении использовать бортовое устройство или стороннее бортовое устройство для внесения платы.

(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191)

6. Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре:

а) перечисляет в доход федерального бюджета денежные средства, внесенные владельцем транспортного средства в качестве платы на основании произведенных с использованием системы взимания платы расчетов;

б) предоставляет владельцу транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство и информацию о порядке и об условиях его использования и на основании заявления, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, закрепляет за транспортным средством указанное бортовое устройство или стороннее бортовое устройство (при его наличии у владельца транспортного средства) либо в случаях, установленных настоящими Правилами, осуществляет оформление маршрутной карты;

в) ведет персонифицированную запись владельца транспортного средства, содержащую следующую информацию по каждому транспортному средству владельца:

маршрут, пройденный транспортным средством, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства по маршруту;

планируемый маршрут, время и дата движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с маршрутной картой, оформленной и выданной в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил;

операции по внесению владельцем транспортного средства платы оператору с указанием ее размера, а также даты и времени поступления;

операции по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства в качестве платы в зависимости от маршрута, пройденного транспортным средством по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, или в соответствии с маршрутом, указанным в маршрутной карте;

г) информирует владельца транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, о том, что у оператора остатка денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства в качестве платы, достаточно менее чем на 100 км движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

д) осуществляет возврат владельцу транспортного средства не перечисленных в доход федерального бюджета денежных средств, внесенных им в качестве платы, в порядке, предусмотренном подпунктом "б" пункта 4 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня получения оператором соответствующего заявления от владельца транспортного средства. Возврат излишне уплаченных таких денежных средств, перечисленных в доход федерального бюджета, осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191)

7. До начала движения транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения владелец такого транспортного средства обеспечивает установку и включение этих устройств на транспортном средстве, а также внесение платы оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и размера платы, установленного Правительством Российской Федерации.

При движении транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения плата рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме.

(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191)

8. В случае неисправности или утраты закрепленного за транспортным средством бортового устройства или стороннего бортового устройства владелец транспортного средства до начала движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения информирует оператора в порядке, предусмотренном подпунктом "е" пункта 4 настоящих Правил, о планируемом маршруте, времени и дате движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также обеспечивает внесение платы оператору и получение маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191)

9. До начала движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, владелец такого транспортного средства информирует оператора в порядке, предусмотренном подпунктом "е" пункта 4 настоящих Правил, о планируемом маршруте, времени и дате движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а в случае, если такое транспортное средство не зарегистрировано в реестре, также представляет заявление, предусмотренное пунктом 5 настоящих Правил, обеспечивает внесение платы оператору и получение маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил.

(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191)

10. В целях получения владельцем транспортного средства маршрутной карты в случаях, установленных настоящими Правилами, оператор на основании представленной владельцем транспортного средства информации о планируемом маршруте движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и размера платы, установленного Правительством Российской Федерации, доводит до сведения владельца транспортного средства расчет размера денежных средств (с указанием протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства), которые ему необходимо внести в качестве платы.

Маршрутная карта оформляется на бумажном носителе или в электронной форме в момент внесения владельцем транспортного средства платы оператору.

Движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, осуществляется по маршруту, в дату и время, указанные в этой маршрутной карте.

(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191)

11. Денежные средства оператор ежедневно единым платежом перечисляет в доход федерального бюджета в размере суммы, рассчитанной путем сложения всех платежей, произведенных владельцами транспортных средств за пройденные транспортными средствами маршруты по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения за прошедшие сутки в целях внесения платы (по состоянию на 1 час 00 минут по московскому времени дня, следующего за отчетным).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191)

В системе взимания платы применяется единое учетно-отчетное время - московское.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191)

12. Движением без внесения платы считается:

а) движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве либо при отсутствии таких устройств и без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил;

б) движение транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил;

в) движение транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной карте;

г) продолжение движения транспортного средства при израсходовании денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства оператору в качестве платы в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191)

15 ноября 2015 года в России началось взимание платы за проезд дальнобойных грузовиков по федеральным трассам. Перевозчики обещают рост цен, банкротство мелких игроков и большую неразбериху с внедрением новой системы

Теперь дешевле не работать

Предприниматель Вячеслав Трубников из Тамбовской области категорически возмущен планами ввести плату за проезд по федеральным трассам: «Чиновники воруют: дорог-то по стране нет! За что платить?! Нас хотят обязать платить за проезд по дорогам, потому что тяжелые грузовики их портят, а кто компенсирует нам порванные шины и сломанные рессоры из-за того, что на большей части страны дороги как после бомбежки?» Ежемесячно он совершает четыре поездки по маршруту Тамбов — Уфа (1100 км в одну сторону) на своем тягаче Freightliner Columbia. За каждую поездку Трубников получает около 74 тыс. руб. — 50 тыс. руб. от заказчика по договору за доставку груза (36 руб. за 1 км плюс оплата простоя за погрузку-разгрузку), остальные деньги — за доставку попутного груза на обратном пути. «Но он бывает не каждый раз, хотя я демпингую и выставляю ставку всего 18 руб. за 1 км обратного пути», — рассказывает предприниматель.

В течение года Трубников наезжает на своем тягаче о​коло 100 тыс. км, ежемесячно зарабатывая около 300 тыс. руб. «Но чистыми остается всего 40-50 тыс. руб., — утверждает он. — Ведь за последний год подорожало все: бензин, масло, шины, а ставки на перевозки не выросли». Его Freightliner Columbia за поездку до Уфы и обратно потребляет около 1 т дизеля (40 л на 100 км, обходится примерно в 35 тыс. руб.). Раз в два месяца приходится менять масло (от 13 тыс. руб.), почти каждый год — шины (10 колес на тягаче и 12 на прицепе на 250 тыс. руб.). На вопрос про ремонты предприниматель просто ругается. «Еще ЕНВД каждый год поднимают и транспортный налог», — подводит итоги разговора он.

Денис Широких, владелец компании «Автолайн» из Ленинградской области (12 грузовиков в парке), в целом подтверждает расчеты Трубникова. «Наш основной маршрут — Санкт-Петербург — Москва», — рассказывает он РБК. За поездку в направлении столицы (700 км) он получает 30 тыс. руб. (с НДС), еще 12-13 тыс. руб. удается заработать на обратной доставке, но, как и у тамбовского предпринимателя, не каждый раз. «Мы не можем держать водителя в ожидании обратного заказа больше двух дней, — рассказывает Широких. — За месяц водитель должен совершать шесть поездок, чтобы не нарушать нормативы, но большинство менее семи ходок не делают». Из 42-43 тыс. руб. за поездку водитель получает 9 тыс. руб. (с НДФЛ), 18 тыс. руб. уходит на бензин. А еще есть НДС, ОСАГО и страховые взносы за водителя. На ремонт автомобиля и текущие расходы остается менее 7 тыс. руб. Все машины у Широких в собственности, и новых покупать он не собирается: по его словам, их будет невозможно отбить. «Мы, наоборот, продаем старые машины: за последний год избавились от восьми автомобилей, — говорит он. — На нашем направлении высокая конкуренция, а трафик упал на 30% за последний год, вот и избавляемся от лишних и неэффективных машин».

Дорожные цифры

50 774 км — длина автомобильных дорог, за проезд по которым будет взиматься плата.

1,5 млн машин с максимальной разрешенной массой свыше 12 т зарегистрировано России

1,53 руб. — плата за 1 км пути с 15 ноября 2015 года по 29 февраля 2016 года.

3,05 руб. — плата за 1 км с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года.

94,9 млрд руб. — общие платежи по налогам и сборам в консолидированный бюджет России в 2014 году от компаний, осуществляющих грузоперевозки.

40-60 млрд руб. планирует собрать Росавтодор в виде платы за проезд грузовиков в 2016 году

Источники: ФНС России, Росавтодор, РТИТС

Бизнесмен Александр Бондаренко из Костромы (автопарк в 60 машин) уже сориентировался в новой ситуации: он готовится к повышению тарифов на свои услуги как минимум на 30%, тогда как Широких и Трубников пока это даже не обсчитывали. «Сейчас у меня минимальная ставка 27-29 руб. за 1 км, но за последний год подорожало все, кроме собственно перевозки, поэтому я собираюсь поднять тарифы», — рассказывает он РБК. Он не надеется, что решение о вводе платы за проезд будет отменено. «Как народ заголодает, тогда власти, наверное, поймут, что делают что-то не так», — предполагает он. Последнюю машину в автопарк — новый тягач Volvo за €109 тыс. — он купил в кредит (3,4 млн руб., это 80% от стоимости, под 18% годовых на два года), который скоро заканчивается.

«Сейчас это делать бессмысленно: машина подорожала вдвое, а прибыль от перевозок упала на столько же», — рассказывает Широких из «Автолайна». По расчетам советника по правовым вопросам компании «ИТЭКО-Евразия» Марины Галявиной, при текущей стоимости нового транспорта (5,7 млн руб. — российского производства) и текущих тарифах (27-30 руб. за 1 км) грузоперевозчики получают 27-28 тыс. руб. убытка с каждой машины. «Ситуацию спасает работа на подержанных автомобилях, стоимость и амортизация которых меньше», — говорит она.

Теперь в этой экономике надо еще учесть новый сбор.



70% автомобилей не успели подключить

Взимать плату с владельцев грузовиков будет компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), с которой Росавтодор заключил концессионное соглашение на 13 лет. По данным СПАРК, РТИТС на 50% принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха». Сбор РТИТС будет осуществлять через информационную систему «Платон». Транспортные компании должны зарегистрироваться на сайте системы и пополнить счет в личном кабинете перед рейсом. После перевозчик либо оформляет маршрутную карту, либо устанавливает бортовое устройство, предназначенное для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам. Километр пути будет стоить 1,53 руб., а с 1 марта 2016 года — 3,06 руб. Штраф за неоплаченный проезд составит 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное (правда, после выступлений дальнобойщиков власти решили штрафы по всей России пока не вводить — они действуют только в Московской области).

Никто из опрошенных РБК малых предпринимателей к системе «Платон» еще не подключился и следящих устройств не получил. «Нам сказали, что их нет в наличии», — говорит Бондаренко из Костромы. Представитель «ИТЭКО-Евразия» тоже говорит, что их компания устройства получить не смогла, но машины в системе зарегистрировала. Перевозчики жаловались бизнес-омбудсмену Борису Титову. Представитель Титова сообщил РБК, что, по данным омбудсмена, выдача устройств началась только 9 ноября в центральных офисах «Платона» и пока их получили только крупные участники рынка, владеющие свыше 300 автомобилей. А на стороне такие устройства заказать нельзя «в связи с отсутствием утвержденных требований к ним».

Все пользователи, прошедшие регистрацию заранее, уже получили бортовые устройства, возражает коммерческий директор «РТ-Инвест Транспортные системы» Антон Замков: «Задержки возникают у тех, кто пришел на регистрацию в системе за два-три дня до ее запуска или приходит в офис сейчас. Для тех, кто не воспользовался заблаговременно открытыми каналами регистрации, мы перевели часть офисов по всей стране в круглосуточный режим работы, в частности, в Москве два центра обслуживания пользователей работают 24 часа: п. Сосенское на ул. Адмирала Корнилова, вл. 60, стр. 1, и в г. Химки на ул. Ленинградская, д. 25. А с понедельника все московские и часть офисов в Московской области будут работать круглосуточно», — обещает он.

Представитель Росавтодора успокаивает: в системе «Платон» предусмотрено два варианта оплаты, потому все, кто пока не получил бортовые устройства, могут оформить маршрутную квитанцию в личном кабинете. По словам представителя ведомства, устройствами обеспечены большие транспортные компании, обслуживающие крупнейших ретейлеров, следовательно, сбоев в поставках продовольствия не будет.

Крупные ретейлеры подключились к системе заранее. По словам финансового директора компании «Магнит» Хачатура Помбухчана, автопарк сети получил необходимое оборудование полностью. Собственный парк X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») полностью обеспечен бортовыми устройствами системы «Платон», сообщил РБК ее представитель. Однако треть поставок из распредцентров до магазинов X5 осуществляют партнеры-логисты: их автопарки укомплектованы необходимыми устройствами только на 10-15%.

Установка бортового устройства — только один из двух способов подключиться к «Платону». Альтернатива — маршрутная карта, которую владелец транспортного средства может оформить в личном кабинете на сайте, через терминал самообслуживания и в офисах оператора системы, рассказывает Замков из РТИТС. Если надо свернуть с намеченного пути, а потом на него вернуться, можно докупить дополнительную маршрутную карту на необходимый отрезок пути. Перевозчик может купить карту через интернет и тут же отправляться в путь, никаких задержек система взимания платы не оказывает. Маршрутная карта действует месяц, в течение которого пользователь системы может отменить ее без каких-либо штрафных санкций, объясняет Замков.

Но и тут, оказывается, не все гладко. «Оформить маршрутную карту нельзя — все поля в специальном разделе на портале неактивны и перевозчики не могут воспользоваться системой даже в режиме тестирования», — утверждает представитель омбудсмена Титова. «Нам уже неделю обещают, что возможность оформить маршрутную квитанцию появится со дня на день, но эта функция все еще недоступна», — возмущалась в пятницу, 13 ноября, Галявина из «ИТЭКО-Евразия».

Итог этого заочного спора «Платона» с перевозчиками подвела сама РТИТС в релизе 15 ноября: «На сегодняшний день успешно прошли обязательную регистрацию около 60 тыс. владельцев более 450 тыс. транспортных средств». Учитывая, что всего в России зарегистрировано 1,5 млн машин с максимальной разрешенной массой свыше 12 т , получается, что 70% автопарка в России с 15 ноября станут нарушителями. Плюс еще около 400 тыс. автомобилей массой свыше 12 т, зарегистрированных в других странах и осуществляющих транзитные перевозки.

Удвоение налогообложения

По оценке Росавтодора, дорожные фонды от введения оплаты за проезд грузовиков в 2016 году должны пополниться на 40-60 млрд руб. Эта сумма сопоставима с общими отчислениями транспортных компаний и предпринимателей в бюджетную систему России (94,9 млрд руб. в 2014 году). «Введение нового дорожного сбора отразится на росте стоимости затрат на перевозки, которые фактически сравняются с текущим заработком на рынке, обрушив и без того шаткую рентабельность этого бизнеса», — отмечает представитель Титова. Его расчеты основываются на том, что средний грузовик в месяц проезжает около 12 тыс. км и 70% пробега приходится на федеральные дороги, а значит, его владелец должен будет платить по 13 тыс. в месяц до 1 марта, а потом — вдвое больше. «При текущей прибыльности в 35-45 тыс. руб. (для юрлиц) и 60-70 тыс. руб. (для частников) новый платеж сделает транспортный бизнес бессмысленным», — заключает представитель Титова.

Широких из ленинградского « Автолайна» говорит, что, если ситуация с взиманием платы не изменится, много компаний обанкротится: «Трафик уже падает, а работать себе в убыток никто не будет. С рынка уйдут небольшие компании, а выжившие со временем поднимут цены». «Если плату введут, то я поставлю машину на прикол, — планирует Трубников из Тамбовской области. — Буду есть картошку с луком с огорода и смотреть по телевизору, как развивается экономика страны».

Малому бизнесу повезло меньше

Крупные транспортные компании, работающие на основной системе налогообложения, смогут отнести платежи за проезд по федеральным трассам на себестоимость, тем самым уменьшив отчисления по налогу на прибыль, говорится в письме Минфина (№ 03-11-11/57133 от 6 октября 2015 года). Такой возможности лишены те предприниматели, которые работают на спецрежимах, в том числе на УСН «доходы минус расходы», поскольку плата за проезд по дорогам не входит в закрытый перечень расходов, которые они могут отнести на себестоимость, установленный в статье 346.16 Налогового кодекса РФ.

Случайные статьи

Вверх