Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Началась перерегистрация опасных производств по четырем классам опасности. 15 марта вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Все опасные производства определены поправками в ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Для этого на портале госуслуг необходимо заполнить электронную форму для внесения данных об опасных производственных объектах.
Законом вводится классификация опасных производственных объектов, учитывающая степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий, гармонизированная с законодательством Европейского союза. Всего определено четыре класса опасных производственных объектов.
В отношении опасных производственных объектов первого класса опасности плановые проверки будут проходить под постоянным надзором. Плановые проверки организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов второго класса опасности, будут производиться не чаще одного раза в год. Всего один раз в три года будут проверяться объекты третьего класса опасности. А в отношении опасных производственных объектов четвертого класса проверки органом надзора специально на планируются, они будут проходить по необходимости с представлением прокуратуры или иных органов власти
Неясным пока остается, каким надзором будут охвачены лифты. Дело в том, что согласно новым поправкам к ФЗ из списка опасных объектов вертикальный транспорт, платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения, эскалаторы и пассажирские конвейеры из категории опасных производственных объектов оказались исключены.
Однако, как рассказал "РГ" руководитель Комитета правового обеспечения Национального лифтового союза Максим Звягинцев, согласно изменениям, которые вносятся в Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", вводится четвертая группа опасных объектов. Сюда как раз относятся лифты, платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения, эскалаторы и пассажирские конвейеры, которые подлежат обязательному страхованию ответственности. "Помимо страхования других обязательств на владельцев лифтов этот статус не накладывает, - отметил Максим Звягинцев.- Что касается тарифов по страхованию, то такая обязанность установлена, но сами тарифы на сегодняшний день отсутствуют, так как они утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2011 г № 808 относятся к лифтам как опасным производственным объектам. Тогда как Законом лифты исключаются из перечня опасных производственных объектов.
«К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: …3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов , подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры…».
Спустя 3 дня - 18.03.2013г. - на территории РФ вступил в силу технический регламент Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». Именно он на текущий момент является основным нормативным документом, который регламентирует деятельность на объектах лифтового хозяйства.
Технический регламент устанавливает базовые требования к безопасности лифтов, порядку их эксплуатации (использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации) и подтверждению соответствия.
Так, согласно п. 3 статьи 6 ТР ТС 011/2011 «Оценка соответствия смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию… осуществляется в форме декларирования соответствия лифта » с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Протоколы исследований и испытаний (их копии), а также Декларация о соответствии лифта требованиям ТР ТС 011/2011 прилагаются к паспорту лифта и подлежат хранению в течение назначенного срока службы ГПМ. В свою очередь оценка соответствия лифта на стадии эксплуатации осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в год силами аккредитованного экспертного центра. Результаты обследования оформляются актом и вносятся в паспорт ГПМ (п. 4 статьи 6 ТР ТС 011/2011).
Согласно п. 3.7 статьи 6 ТР ТС 011/2011 порядок ввода лифтов в эксплуатацию устанавливается законодательством государства-члена Таможенного союза. Для этих целей в 2013 году Ростехнадзор подготовил проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка ввода лифтов в эксплуатацию», который до сих пор не принят. Вместо этого был введен в действие российский ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования» (утв. Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 98-ст). Стандарт вступил в силу 1 сентября 2014 г. Вместе ним начали действовать еще пять ГОСТов, регламентирующих безопасную эксплуатацию объектов лифтового хозяйства:
1. Паспорт (-а) лифта (-ов), полученный от завода-изготовителя, в котором содержатся:
3. Акт периодического (1 раз в год) технического освидетельствования лифта по ГОСТ 53783-2010.
4. Положительное заключение экспертизы по результатам обследования лифта (для лифта, отработавшего нормативный срок службы).
5. Декларация соответствия требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» для объектов лифтового хозяйства, введенных в эксплуатацию не ранее 15.02.2013 г. (см. п. 3.3. Приложения 3 ТР ТС 011/2011).
6. Договор на техническое обслуживание и ремонт лифта со специализированной организацией (либо подтверждение, что в штате эксплуатирующей организации есть обученные и аттестованные специалисты, способные проводить обслуживание и ремонт лифтов самостоятельно).
7. Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца лифта (полис и договор ОСОПО ).
8. Документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости, в котором установлены лифты, - свидетельство о праве собственности, договор аренды, договор оперативного управления, хоз. ведения и т.д.
Обратите внимание ! Для ТСЖ/ЖСК документ о собственности заменят:
Страховая сумма (страховое покрытие) для этих ГПМ составляет 10 000 000 рублей. Тарифы на страхование определяются количеством используемых лифтов и даны в Указании Центрального банка РФ от 19 декабря 2016 г. № 4234-У.
Стоимость полиса каждый собственник объектов лифтового хозяйства может рассчитать самостоятельно, использую формулу:
СП = (СС*СТ)/100 , где СП - страховая премия (стоимость полиса), СС - страховая сумма (ст. 6 ФЗ №225), СТ - страховой тариф.
Обращаем ваше внимание на то, что наличие полиса обязательного страхования - одно из основных условий законной эксплуатации лифтов в 2017 году.
Для страхования лифтов нужно представить следующие сведения и документы
:
Именно Ростехнадзор организует и проводит проверки лифтов на предмет соответствия требованиям ТР ТС 011/2011. Состав, сроки и последовательность надзорных мероприятий определены «Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (утв. Приказом Ростехнадзора от 19 декабря 2013 г. № 631).
Проверки проводятся в отношении юридических лиц и ИП, которые осуществляют монтаж (на стадии строительства) и эксплуатацию лифтов. Согласно п. 5 Раздела I Регламента, предметом государственного контроля (надзора) является:
В ходе государственного контроля Ростехнадзор проводит следующие мероприятия (Раздел III, п. 66 Административного регламента):
«Лифты в России остались без надзора…». Об этом говорят эксперты, собственники объектов, специалисты госорганов. Действительно, с 18.03.2013г., когда вступил в силу техрегламент Таможенного союза «О безопасности лифтов», Ростехнадзор утратил возможность контролировать данный сегмент «грузоподъемной» отрасли. Процесс определения нового надзорного ведомства пока задерживается, что явно вредит вопросу безопасности при эксплуатации этих ГПМ. Одни участники рынка считают, что в надзор за лифтами должен включиться Росстандарт. Другие полагают, что контролировать эти объекты должна специальная комиссия, в которую войдут сотрудники обслуживающей организации, уполномоченные представители собственника ГПМ, госчиновники и т.д. И все же любые решения в данной сфере функционируют на уровне проектов и обсуждений.
Однако есть один подтвержденный факт - с 15.03.2013г. лифты официально исключены из числа опасных производственных объектов (поправки ФЗ 22 в закон о промбезопасности). Следовательно, отменена их обязательная регистрация в госреестре ОПО . Но пока реестр Ростехнадзора содержит сведения об объектах лифтового хозяйства, они по-прежнему относятся к категории опасных. Как следствие, инспекторы ФСЭТАН в любой момент (как минимум, 1 раз в год) могут прийти с детальной проверкой - осмотреть оборудование, проанализировать имеющуюся техническую документацию.
Выход из этой ситуации прост - выведение лифтов из реестра ОПО , т.е. снятие их с регистрации в органах Ростехнадзора.
Почему нужно выводить лифты из реестра Ростехнадзора
Цель процедуры предельно ясна - избежать проверок со стороны сотрудников Ростехнадзора. Ведь тот факт, что госреестр ОПО включает сведения о ваших объектах (лифтах, эскалаторах, которые также исключены их перечня ОПО), влечет за собой ежегодную проверку. Инспектор проанализирует эксплуатационную документация (паспорта ТУ и т.д.) на предмет правильности заполнения и ведения, осмотрит грузоподъемные механизмы. Кроме того, специалист ФСЭТАН может затребовать нормативно-технические документы, которые нужны для работы на объекте - ППК, ПЛАС, заключение экспертизы промбезопасности и т.д. Ведь, по его мнению, ваш лифт - все еще опасный производственный объект.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (п. 4 ч. 1 ст. 5, ч. 8 ст. 29) прямо упоминает лифты в качестве опасных объектов, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование.
Д.П. Гордеев,
ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города»
В этой статье вы прочитаете:
Обязательное страхование лифтов как опасных объектов является актуальным вопросом для жильцов МКД.
Согласно приложению 1 «Опасные производственные объекты» к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производствен-ных объектов» лифты первоначально входили в состав опасных производственных объектов (ОПО) как объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. Из этого исходил и приказ Госгортехнадзора России от 27.08.2001 № 115 «О Переч-не технических устройств, применяемых на опасных про-изводственных объектах и подлежащих обязательной сертификации», лифты были отнесены к техническим устройствам, применяемым на ОПО. Но с 15 марта 2013 г. формулировка п. 3 упомянутого приложения была допол-нена скобкой «(за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов)», и лифты выпали из указан-ного перечня.
Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:
В настоящее время лифты в многоквартирных домах Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ (далее -Закон № 225-ФЗ) недвусмысленно причислены к опасным производственным объектам, которые подлежат обяза-тельному страхованию их владельцами гражданской от-ветственности за причинение вреда в результате аварии. Кто является владельцем лифта и обязан осуществлять обязательное страхование лифтов в жилых домах?
Закон № 225-ФЗ устанавливает, что владелец опас-ного объекта - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта (п. 4 ст. 2). Таким образом, владельцем опасного объекта в понимании Закона № 225-ФЗ является лицо, которое одновременно:
1) является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Поэтому, в частности, к числу вла-дельцев лифта в понимании Закона № 225-ФЗ не могут быть отнесены граждане, являющиеся соб-ственниками помещений в многоквартирном доме, но не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) владеет опасным объектом на праве:
Собственности. Теоретически это может быть:
Организация или индивидуальный предприниматель, которые имеют в собственности все помещения в до-ходном многоквартирном доме;
Собственник индивидуального жило-го дома, в котором есть лифт;
Хозяйственного ведения. Например, го-сударственное или муниципальное пред-приятие (за исключением казенного предприятия), которому многоквартир-ный или жилой дом передан публично-правовым образованием в хозяйствен-ное ведение;
Оперативного управления - например, государственное или муниципальное учреждение, а также казенное предпри-ятие, которому многоквартирный или жилой дом передан публично-правовым образованием в оперативное управле-ние. Передача в оперативное управле-ние только лифта представляется невоз-можной;
На ином законном основании. Например, это может быть арендатор, который арендовал многоквартирный дом (все помещения в таком доме и все его эле-менты, включая лифт). Аренда только лифта автором исключается;
3) осуществляет эксплуатацию опасного объекта. Термин «эксплуатация» понимает-ся как «ввод опасного объекта в эксплуата-цию, использование, техническое обслужи-вание, консервация, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт техниче-ских устройств, применяемых на опасном объекте» (п. 5 ст. 2 Закона № 225-ФЗ). Ины-ми словами, это и использование лифта в качестве средства передвижения, и его техническое обслуживание, ремонт и иные связанные с этим действия. Если отдельно рассматривать третье обязательное условие статуса «владелец опасного объекта», то под этот пункт, в частности, подпадают и управляющие организации, и товарище-ства собственников жилья, и жилищные кооперативы, а также собственники и поль-зователи помещений в многоквартирном доме.
В абсолютном большинстве случаев ни управляющая организация, ни товарищество собственников жилья или жилищный коопе-ратив не являются владельцами лифтов, принадлежащих собственникам помещений в многоквартирном доме. Поэтому можно определенно утверждать, что если весь многоквартирный дом (все помещения в нем) не находится в единоличной собственности частной управляющей организации, то она не может считаться владельцем опасного объекта в понимании Закона № 225-ФЗ.
Управляющая организация государствен-ной или муниципальной формы собствен-ности может считаться владельцем опасного объекта в понимании Закона № 225-ФЗ только в том случае, если ей в хозяйственное ведение или оперативное управления пере-дан весь многоквартирный дом.
Товарищество собственников жилья ни-когда не может являться единоличным соб-ственником лифта в многоквартирном доме и поэтому не может быть отнесено к числу владельцев лифта по установленной п. 4 ст. 2 Закона № 225-ФЗ совокупности условий. Случаи, когда ТСЖ является собственником отдельных индивидуально определенных по-мещений в многоквартирном доме, единичны и с правовой точки зрения сомнительны. Но даже тогда лифты являются общей доле-вой собственностью собственников помеще-ний в многоквартирном доме.
Жилищно-строительный или жилищный кооперативы могут быть собственниками многоквартирного дома и, соответственно, лифта - до момента полной выплаты пая хотя бы одним членом такого кооператива. Как только такая выплата полностью произведе-на, единоличная собственность кооператива на весь дом (на все помещения в доме) пре-кращается и возникают индивидуальная собственность кооператива и такого первого члена кооператива на соответствующие квартиры и индивидуально определенные нежилые помещения и общая долевая соб-ственность на общее имущество в много-квартирном доме (в т. ч. и на лифт). В таких случаях жилищно-строительные или жилищ-ные кооперативы не могут быть отнесены к числу владельцев лифта по установленной п. 4 ст. 2 Закона № 225-ФЗ совокупности условий.
По этой же причине, в частности, к числу владельцев лифта не могут быть отнесены граждане, являющиеся собственниками по-мещений в многоквартирном доме, но не являющиеся индивидуальными предприни-мателями.
Представленные выводы основаны на анализе и толковании текста Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обяза-тельном страховании гражданской ответ-ственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». На такое понимание не влияет тот факт, что в Техническом регла-менте о безопасности лифтов, утв. постанов-лением Правительства РФ от 02.10.2009 № 782, под владельцем лифта понимался «собственник (собственники) здания (соору-жения) или его части, в котором находится лифт, собственники помещений в много-квартирном доме на праве общей долевой собственности, организации, в хозяйствен-ном ведении или оперативном управлении которых находится здание (сооружение)». Если бы такое же понимание было и в За-коне № 225-ФЗ, то лицами, обязанными осуществлять обязательное страхование лифтов как опасного объекта в самом распространен-ном случае являлись бы собственники по-мещений в многоквартирном доме.
Но Закон № 225-ФЗ, принятый позднее Технического регламента о безопасности лифтов, исполь-зует другую формулировку. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 16.11.2012 № 1175 постановление Прави-тельства РФ от 02.10.2009 № 782 признано утратившим силу с 15 февраля 2013 г. Соот-ветственно, апеллирование к содержащейся в нем формулировке понятия «владелец лифта» уже не актуально. Решением Комис-сии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 был принят технический регламент Таможен-ного союза «Безопасность лифтов», в кото-ром понятие «владелец» или «собственник» лифта не раскрывается.
В некоторых регионах были случаи об-ращения в суд контролирующих органов об обязывании управляющих организаций про-извести страхование лифтов в многоквар-тирном доме, приравняв понятие «управле-ние многоквартирным домом» к понятиям «право хозяйственного ведения» или «право оперативного управления» либо к понятию «на ином законном основании и осуществля-ющие эксплуатацию опасного объекта». С этим по формальным основаниям нельзя согласиться.
В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ (ст. 162 и 164) и Правил содер-жания общего имущества в многоквартир-ном доме, утв. постановлением Правитель-ства РФ от 13.08.2006 № 491, управляющая организация имеет перед собственниками помещений в многоквартирном доме в от-ношении лифтов только обязательства по содержанию и ремонту их как элементов общего имущества в многоквартирном доме. Ни многоквартирный дом, ни общее имуще-ство в многоквартирном доме, ни лифт не передаются в соответствии с нормами гражданского и жилищного законодатель-ства во владение управляющей организации ни на одном установленном гражданским законодательством основании.
Ростехнадзор принял решение отменить свой приказ о перегруппировке опасных производственных объектов (ОПО), которая могла обойтись предпринимателям в 2 млрд руб. дополнительных расходов и создать сложности с исполнением закона об обязательном страховании. Как стало известно “Ъ”, в Минюсте проходит регистрацию приказ службы, возвращающий классификацию ОПО на состояние до января 2018 года.
Техническая реформа ОПО может вернуться в исходное положение спустя три месяца с момента своего старта. Как стало известно “Ъ”, в Минюст на регистрацию поступил приказ Ростехнадзора о распределении по классам опасности ОПО. Напомним, последнее изменение требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных объектов вступило в силу с 1 января 2018 года. Оно предполагает сокращение классификации ОПО с 203 до 87 наименований. Существует четыре класса объектов по степени их опасности. От класса зависит частота проверок ОПО. Четвертый класс объектов не проверяется, третий - проверяют раз в три года, второй - раз в год, объекты первого класса мониторят постоянно.
Перегруппировка, которую Ростехнадзор запустил с 1 января 2018 года, оставила без изменений только 21 их типовое наименование, 120 были изменены, из них 11 исключены (примерно 500 относящихся к ним объектов должны были перестать считаться опасными). При этом еще 51 вид объектов должен будет присоединиться к другим категориям - это должно было затронуть более 8 тыс. объектов, их владельцам пришлось бы заниматься планированием локализации и ликвидации последствий аварий, созданием систем управления промбезопасностью, разработкой деклараций промышленной безопасности и проведением экспертиз.
По оценкам РСПП, реформа стоила бы бизнесу 2 млрд руб. дополнительных расходов.
Кроме того, из-за отсутствия новых тарифов по страхованию ответственности владельцев ОПО перегруппированных категорий собственники объектов могли столкнуться с запретом на эксплуатацию. РСПП обращался к главе «Открытого правительства» Михаилу Абызову и руководству Ростехнадзора с просьбой отменить перегруппировку и дать время на подготовку к реформе (см. “Ъ” от 19 февраля).
Как разъяснила “Ъ” вице-президент НССО Светлана Гусар, приказ, который должен быть зарегистрирован в Минюсте, по сути, возвращает прежние типовые наименования опасных объектов, действовавшие до января 2018 года. «Часть объектов, которые в соответствие с законодательством о промышленной безопасности перестали считаться опасными объектами - исключены из приказа. Это участки отвала горных пород и по добыче торфа. Лифты, платформы подъемные для инвалидов и эскалаторы также исключены из перечня опасных объектов, но ответственность владельцев указанных объектов подлежит страхованию по закону,- говорит Светлана Гусар. По указанным объектом у страхового сообществ возражений нет, однако по остальным объектам предстоят дискуссии». По ее словам, страховое сообщество совместно с РСПП планируют участвовать в обсуждении при подготовки новой версии приказа Ростехнадзора.
Татьяна Гришина, Дмитрий Козлов