Государственный бюджет из чего состоит. Государственный бюджет

Государственный бюджет – один из инструментов государственного регулирования экономики, основной финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Основными элементами государственного бюджета являются доходы и расходы. К доходам относятся налоги и сборы; к расходам – финансирование экономики, социально-культурных программ, обороны и управления.

Баланс доходов бюджета означает равенство его доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то имеет место дефицит, а в случае превышения доходов над расходами – профицит, или излишек.

Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Социальные выплаты (трансферты) – это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг.

Принципы построения госбюджета:

1. Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).

4. Сбалансированность бюджета (нет дефицита.).

5. Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

6. Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).

7. Полнота отражения доходов и расходов бюджета.

8. Гласность.

9. Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения государства денежными средствами для выполнения возложенных на него функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи , которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

· концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

· снижение налоговой нагрузки на экономику;

· упорядочение государственных обязательств;

· создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

    Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

    Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

    Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

    Неэффективность финансовой системы государства.

    Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

    Коррупция в государственном секторе.

    Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения случайным либо действительным . Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности , бюджетный дефицит может быть хроническим или временным . Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга , бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным . Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

    Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

    Легально контролирует действия правительства

    Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

    Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:

Доходы государственного бюджета:

    Налоги на доходы юридических и физических лиц

    Поступления от реального сектора (налог на прибыль)

    Поступление косвенных налогов и акцизов

    Пошлины и неналоговые сборы

    Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

    Промышленность

    Социальная политика

    Сельское хозяйство

    Государственного управление

    Международная деятельность

  • Правоохранительная деятельность

    А сейчас хочу рассмотреть ее главный финансовый документгосударственный бюджет . Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое бюджет государства, как и зачем он формируется, из чего складываются доходы и расходы государственного бюджета и много другой полезной информации на эту тему. Обо всем этом далее по порядку.

    Суть государственного бюджета.

    У государства, как и у любого субъекта хозяйствования, есть свой бюджет. Причем, ввиду масштабов его деятельности, бюджет государства тоже можно назвать наиболее серьезным и масштабным финансовым документом.

    Государственный бюджет – это финансовый план доходов и расходов страны на последующий период (как правило – календарный год), который принимается на законодательном уровне, а в дальнейшем исполняется, но может подлежать корректировкам.

    В каждой стране перед началом нового календарного года принимают бюджет на следующий год, который подробно расписывается в Законе о бюджете. Этот Закон, как и другие нормативные акты страны, является обязательным для исполнения, но при невозможности его исполнить к Закону о бюджете принимают разного рода дополнения (поправки).

    В государстве могут сосуществовать бюджеты разных уровней, например, бюджет страны, бюджеты областей/регионов, бюджеты городов и т.д.

    Функции государственного бюджета.

    Рассмотрим основные функции государственного бюджета, то есть, для чего вообще его принимают.

    1. Планирование доходов и расходов на предстоящий год;
    2. Регулирование финансовых потоков в государстве;
    3. Информирование населения и субъектов хозяйствования об экономической политике на предстоящий год.

    Фактически, государственный бюджет является показателем осуществления государством своих функций: именно при помощи бюджета решаются вопросы макроэкономического регулирования в стране. Благодаря бюджету, формируются доходы и расходы хозяйствующих субъектов в государстве, включая население, регулируются объемы производства и торговли, формируются различные резервные фонды. Государственный бюджет самым прямым образом влияет на формирование важнейших страны.

    Вот только самые ключевые моменты, на которые влияет бюджет государства:

    • Инвестиции (приток и отток капитала);
    • Реальные доходы граждан;
    • Уровень цен;
    • Уровень денежной массы в обращении;
    • Уровень инфляции;
    • Ставки по кредитам;
    • Валютный курс;
    • Объемы экспорта и импорта.

    Дефицит и профицит государственного бюджета.

    Доходы и расходы государственного бюджета всегда стараются планировать так, чтобы они совпадали. Если получается такое равенство, то это сбалансированный бюджет. Однако, на практике идеального равенства достичь практически не удается, поэтому бюджет может приниматься с дефицитом или профицитом.

    Дефицит государственного бюджета – это превышение расходной части над доходной. Образовавшаяся разница и является размером дефицита.

    Профицит государственного бюджета – это превышение доходной части над расходной. Образовавшаяся разница и является размером профицита.

    Конечно, дефицит бюджета – это более негативное явление, чем профицит, ведь его надо за счет чего-то покрывать: это может быть дополнительная денежная эмиссия, внешние или внутренние займы, расходование средств резервных фондов и т.д. Но и слишком большая величина профицита бюджета тоже нежелательна – это будет свидетельствовать о неумении грамотно распределить поступившие доходы.

    Теперь давайте вкратце рассмотрим структуру доходов и расходов государственного бюджета.

    Доходы государственного бюджета.

    Доходы госбюджета – это денежные средства, которые планируется получить в бюджет на протяжении планируемого периода.

    Прежде всего, доходы государственного бюджета можно разделить на 3 категории:

    1. Налоговые поступления – все, предусмотренные законодательством налоговые платежи: налоги, сборы разных уровней, пени, штрафы.
    2. Неналоговые поступления – платежи, в бюджет, не связанные с налогами и сборами: арендная плата, доходы от приватизации госимущества, прибыль государственных предприятий, выручка от оказания платных услуг, перераспределение средств из бюджетов других уровней, финансовая помощь, проценты по вкладам, доходы от ценных бумаг и т.д.
    3. Доходы целевых бюджетных фондов .

    Как правило, существенно преобладающей является первая категория.

    Кроме того, доходы государственного бюджета можно разделить на:

    • Собственные – доходы, закрепленные именно за бюджетом государства;
    • Регулирующие – доходы, поступающие в бюджеты других уровней с обязательным перечислением части средств в общий бюджет страны.

    Расходы государственного бюджета.

    Расходы госбюджета – это денежные средства, которые планируется выплатить из бюджета на протяжении планируемого периода. Расходы оплачиваются за счет доходов.

    Все расходы государственного бюджета можно разделить на 2 большие группы:

    1. Капитальные расходы – это фактически инвестиции – вложения средств в разные активы, проекты, с целью их развития и дальнейшего извлечения прибыли. В частности, в эту категорию затрат входят расходы на научную деятельность, инновации.
    2. Текущие расходы – расходы на текущую деятельность, обеспечение функционирования государственного аппарата, государственных и бюджетных учреждений разных уровней.

    Чем выше доля первой категории в структуре бюджета государства, тем выше перспективы развития страны.

    Также расходы государственного бюджета можно классифицировать по направлениям расходования средств:

    • Расходы на образование;
    • Расходы на здравоохранение;
    • Расходы на оборону;
    • Социальные расходы;
    • Расходы на погашение и обслуживание внутренних и внешних долгов;
    • Расходы на формирование государственных резервов;
    • Расходы на государственную поддержку отраслей народного хозяйства;
    • И т.д.

    Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое бюджет государства, как он формируется, из чего состоит, какие функции обеспечивает. Думаю, что информация всегда будет полезной для более грамотного толкования экономических новостей и понимания сути многих процессов, происходящих в экономике государства.

    На этом все. Увидимся в других публикациях на – сайте, где вы можете повысить свой уровень финансовой грамотности и узнать много интересной и полезной информации в области финансов и экономики.

    Бюджет — полная схема доходов и расходов определенного объекта. Это касается не только государства, но и бизнеса, определенной организации, семьи и других сфер, где учитываются финансовые средства. Бюджет является одним из наиболее важных аспектов как в микроэкономике, так и в макроэкономике, то есть государственном планировании. Наука, изучающая, что такое бюджет, называется финансами.

    Государственный бюджет

    Государственный бюджет — один из наиболее важных документов страны. В нем содержатся финансовые сметы любых ведомств, служб, имеющих широкое значение, программ, реализующих дела, касающиеся правительства и управления страной. В нем обозначается полный спектр потребностей всех структур общества, которые должны реализоваться за счет казны. Также в данном документе вписаны все источники, от которых приходят регулярные выплаты с точными размерами денежных сумм, что также регулирует федеральный бюджет.

    Бюджетный процесс

    Бюджетный процесс — многозначный термин, который отражает деятельность государств, направленную на рассмотрение, формирование, утверждение и исполнение расчетов по бюджету. Вместе с этим данный широкий термин отражает то, что во время деятельности по распределению финансовых средств составляются полные отчеты и утверждается информация об исполнении всех поставленных задач. Данная формулировка охватывает все аспекты, касающиеся бюджетов всех уровней, причисляющихся к РФ.

    Бюджетная система

    К бюджетной системе РФ причисляются такие разновидности финансового планирования:

    1. Федеральный бюджет.
    2. Множество региональных бюджетов, которые относятся к субъектам РФ.
    3. Местный бюджет, то есть финансовые вопросы, относящиеся к муниципальным формированиям.

    Статья 215.1 БК РФ определяет Федеральное казначейство ответственным за исполнение и кассовое обслуживание, что влияет на бюджет РФ. Существует термин под названием "бюджетный профицит". Это касается тех вопросов, при которых запланированные расходы бюджета меньше, чем полученные доходы бюджета. Когда расходы превышают доходы, данный процесс характеризуется термином "бюджетный дефицит".

    Если запланированный уровень дефицита бюджета при его планировании становится неактуальным, и расходы превышают этот показатель, а также в случаях, при которых расходы слишком высокие, то отвечающий за данные процессы орган власти может принять решение о сокращении расходов на собственное усмотрение. Когда расходы уже запланированы, а их уменьшают по приведенным выше причинам, данный процесс называется секвестром.

    Бюджетное право

    Когда есть вопрос: "Что такое бюджет с позиции права?" - нужно помнить, что так называется весь спектр законодательных норм, участвующих в регулировании отношений, которые определяют порядок формирования, распределения и использования различных бюджетов, имеющих общегосударственное или муниципальное значение.

    Парламентское бюджетное право имеет такую концепцию, что все делается после получения согласия от парламента. Без этого невозможно совершить перемену или даже небольшую правку в старых налогах, нельзя взять займ у государства, также не получится произвести финансирование государственной программы.

    Когда происходит осуществление бюджетного права, большие полномочия получает народное представительство. Данные лица могут не только принимать непосредственное участие в процессе государственного управления, но и осуществлять надзор за всеми действиями правительства, касающимися планирования и распределения финансовых средств. Так формируется и бюджет Москвы.

    В обязанности и полномочия Министерства финансов РФ входит составление законопроектов, в составе которых содержится предварительная смета, отражающая как доходы государственного бюджета, так и расходы. Бюджетным планированием кратко называют процесс, при котором происходит разработка бюджета. После одобрения законопроект поступает на рассмотрение к Правительству РФ, где специалисты его дорабатывают, а при необходимости уточняют некоторые детали. Правительство предоставляет проект в Государственную Думу. Там он должен пройти рассмотрение в период трех чтений. От первого до последнего этапа проверка и осмысление проекта производятся все более детально.

    Если полученный законопроект отклоняется большинством голосов Государственной Думы, иногда создается согласительная комиссия, в которую входит множество членов государственных структур. Присутствуют представители Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы. Чтобы выбранный всеми государственными структурами законопроект, касающийся бюджета, был одобрен и перешел в исполнение, все необходимые бумаги должен подписать Президент РФ.

    Иногда бывают случаи, когда правительство не успевает вовремя утвердить все положения, касающиеся бюджета страны, также президент может наложить вето на бюджет. Определение такой ситуации предполагает наличие бюджетного кризиса, так как необходимые действия не могут исполниться вовремя, то есть страдает множество организаций и частных лиц. Обычно весь бюджет государства заранее рассчитывается, а полученные данные оформляются на год вперед. Также создается плановая документация, которая охватывает 2 последующих года, однако часто впоследствии корректируется. Бюджет РФ каждый новый финансовый год начинает с 1 января, однако не все страны придерживаются данной даты.

    Структура

    Чтобы статьи бюджета легко подчинялись определенной иерархии, создается сложная и подробная структура бюджета. Существуют положения, которые регулируют данный процесс:

    1. Ответственность в различной степени распределяется между структурными подразделениями. Все предъявляемые статьи подлежат регулярному уточнению и модернизации. Все подразделения могут работать как с информацией, касающейся бюджета страны, так и с конкретной уточняющей статьей, которая предназначена специально для их ведомства.
    2. Осмысление и запись доходов и расходов в совокупности. С помощью этих действий создается действительно нужная и значимая иерархия статей, которой пользуются при любых действиях, касающихся бюджета государства.
    3. Расчет и назначение бюджетных денежных средств производятся для того, чтобы обеспечить должный порядок и контроль за движением денежных средств.

    Бюджет организации

    В данном случае бюджет является документом, в котором разъясняется деятельность ЦФО или конкретной функциональной области, обычно отвечающей за определенные сделки или процессы. Вся информация оценивается в количественном смысле, то есть либо в показателях стоимости, либо количества. Иногда данную информацию суммируют, и составляется полный отчет.

    Функциональный бюджет составляется лично сотрудниками ЦФО по определенному направлению, за которое на них возлагается непосредственная ответственность. В планировании ЦФО ограничивает только лимитирующий фактор. Для производственных ЦФО данный фактором является объем продаж. Объем производства считается лимитирующим фактором для тех предприятий, которые осуществляют закупки продукции.

    Особенности бюджета ЦФО

    Если возникает вопрос о том, что такое бюджет ЦФО, нужно помнить: он является функциональным аспектом, который формируется из разрозненных деталей, однако всегда превращается в законченную форму. Он характеризует работу ЦФО на весь срок периода планирования, при этом выражается в трех разновидностях финансовой деятельности: финансовой, инвестиционной, операционной.

    Управленческий бюджет

    Управленческим бюджет становится тогда, когда достигает верхнего уровня. Обычно специалисты данным термином называют совокупность трех разновидностей бюджетов. Это касается одновременно как доходов и расходов, так и всего процесса передвижения финансовых средств совместно с бюджетом по балансному листу. Три данных разновидности бюджета собираются из информации, обработанной и предоставленной ЦФО.

    Когда есть вопрос что такое бюджет, следует помнить: он является важным аспектом в финансовом планировании, поэтому на него обращают особое внимание и не жалеют кадров в любой сфере бизнеса или даже структуры государственного масштаба. Если бюджет рассчитывается правильно, в любой сфере обеспечивается порядок и точное соответствие любым предъявляемым требованиям.

    Форматирование бюджета

    В любой структуре, даже когда речь идет про семейный бюджет, всегда наличествует формирование бюджета. Особенно важно составлять бюджет доходов и расходов, так как данный аспект влияет на хозяйственную часть всего предприятия. Чтобы составить грамотную структуру бюджета, необходимо определить принципы группировки статей, обозначить состав и степень детализации всех финансовых движений.

    Формат бюджета является произвольной формой, которая утверждена в системе определенного предприятия. Определяется шкала, на которой вырисовывается четкое соотношение доходов и расходов, а по полученным данным составляется планировка дальнейшего функционирования системы.

    Как происходит бюджетный процесс?

    Принципы бюджетного процесса формируются по определенной структуре:

    1. Проверка соответствия всем операционным бюджетам и показателям, которые получены по последним расчетам.
    2. Определение приоритетных и обозначение лимитирующих статей, чтобы окончательно провести контроль движения всех денежных средств, даже касательно вопроса, который открывает семейный бюджет.
    3. Установка и обоснование основных ориентиров, а совместно с этим и обозначение целевых показателей, обсуждение плана их достижения.

    При группировке статей бюджета, определяющих доход и расход предприятия, специалисты пользуются установленным бюджетным классификатором. Он помогает четко определить задачи управления, а также обозначить бизнес-процессы, происходящие в настоящем времени.

    Доходная часть бюджета

    Когда происходит формирование доходной части бюджета, учитываются такие аспекты:

    1. Объем продаж основного вида продукции или тех товаров, которые производят в наибольшем количестве.
    2. Полная сумма доходов от остальной деятельности.
    3. Прогноз доходов, которые должны реализоваться в будущем, а также расчет разницы по курсу национальной валюты. Данная величина определяется в зависимости от информации по ее изменению во время продажи валовой продукции.
    4. Расчет процентов за займы и кредиты.

    Все доходные и расходные статьи при необходимости детализируются до любых уровней, включая не только товарно-материальную сторону, но и услуги, договоры, проекты и остальные аспекты бюджетного планирования. Учитывается узкая специфика деятельности, направленной на производство и сбыт определенных элементов. Чтобы определить правильность поставленных задач и проведенных анализов, прибегают к понятиям экономической целесообразности, руководствуясь предыдущими подсчетами.

    Бюджет - категория финансов. Финансы представляют собой совокупность
    стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных
    ресурсов. Финансовую систему можно определить как совокупность всех взаи-
    мосвязанных финансовых структурных элементов:

    Совокупность бюджетов всех уровней;

    Внебюджетные фонды;

    Валютные резервы государства;

    Денежные фонды предприятий и организаций.

    Финансовую систему можно определить и как взаимосвязь других эле-
    ментов:

    Государственные финансы;

    Финансы хозяйственных субъектов;

    Финансы населения.

    Государственные финансы состоят из государственного бюджета и вне-
    бюджетных фондов. Через государственные финансы перераспределяется значи-
    тельная часть валового внутреннего продукта (ВВП) различных стран: от 1/3 до
    1/2 Больше всего в Швеции - около 2/3. В России этот показатель составляет
    примерно 1/2 ВВП.

    Государственный бюджет - основное звено государственных финансов,
    включает в себя бюджеты центрального правительства и местных властей. В го-
    сударственном бюджете обосабливается часть национального дохода, используе-
    мого в общественных целях, в первую очередь для расширенного воспроиз-
    водства.

    К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды (средства), которые
    создаются и используются для вполне определенных нужд: выплаты пенсий, ме-
    дицинского страхования и т.п. Эти фонды расширяют возможности вмешательст-
    ва государства в экономику.


    Формирование и использование бюджетов образуют бюджетные отноше-
    ния
    между различными хозяйствующими субъектами. Они создают финансовые
    связи между секторами, сферами и отраслями хозяйства, территориями страны,
    центральными и местными органами государства и т.д. Вокруг бюджетных ресур-
    сов в обществе разворачивается политическая борьба между различными соци-
    альными группами и партиями. В итоге складывается компромисс между интере-
    сами этих групп и партий.

    Структура государственного бюджета. Государственный бюджет пред-
    ставляет собой финансовый план образования и использования централизованно-
    го фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления.
    Бюджет содержит в себе расходы и доходы, образующие баланс.

    Бюджетные расходы. В экономической теории под государственными
    расходами понимают затраты государства на приобретение материальных благ и
    услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей.

    Государственные расходы могут быть разделены на четыре категории.
    1. Потребление в государственном секторе, включающее в себя зарплату работ-
    никам госсектора, а также его платежи за товары, закупаемые для текущего по-
    требления. 2. Государственные инвестиции, т.е. разнообразные капитальные
    расходы (затраты на строительство дорог, портов и т.д.). 3. Трансферты частно-
    му сектору: пенсии, страхование по безработице, льготы ветеранам и др. 4. Про-
    центы
    по государственным долгам.


    Финансовые расходы делятся иногда только на две группы: текущие рас-
    ходы
    (платежи по зарплате и закупки товаров и услуг, оплата процентов и транс-
    ферты) и капиталовложения, или инвестиции,

    В странах с рыночной экономикой подавляющая доля приходится на теку-
    щие расходы (85-95%), в то время как инвестиции составляют небольшую часть
    расходов (15-10, а в высокоразвитых странах - около 5%).

    В текущих расходах на зарплату приходится в среднем 15-18%, на покупку
    товаров и услуг - 16-20%, субсидии и трансферты составляют в развитых странах
    50-65%, обслуживание долга - 5-15% в развитых странах и 30-50% в разви-
    вающихся.

    В XX в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем ми-
    ре увеличивались. Во многих промышленно развитых странах по сравнению с
    1938 г. произошло удвоение доли государственных расходов в ВВП. В США эта
    доля равна 34%, в России - около 30%.

    Увеличение доли государственных расходов в ВВП получило название
    "закона Вагнера". Объяснением его является то, что государственные услуги ста-
    ли "высококачественным благом", т.е. эластичность спроса на государственные
    расходы со стороны домашних хозяйств стала больше единицы Другими слова-
    ми, каждый процент увеличения в домашних хозяйствах ведет к большему, чем
    1%, увеличению спроса домашних хозяйств на G. Поэтому при увеличении дохо-
    да на душу населения доля G в Y также имеет тенденцию к росту.

    Бюджетные доходы. Под государственными доходами нужно понимать
    текущие денежные и имущественные переводы (трансферт) от частного сектора
    государству.


    Существуют следующие источники государственных доходов:

    Частные домашние хозяйства и предприятия;

    Административно-территориальные единицы (территориальные корпо-
    рации);

    Прочие общественные институты;

    Заграничные источники.

    Существуют различные формы и методы аккумуляции государственных
    доходов. В самом общем виде их можно разделить на налоговые, дающие основ-
    ную часть бюджетных поступлений (до 85%), и неналоговые. Кроме того, разли-
    чают обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные) доходы. Во втором
    случае речь идет о кредитах, получаемых государством.

    С учетом экономических сфер создания доходов различают два вида посту-
    пления в бюджет:

    1) от частного сектора,

    2) от государственного сектора.

    Первый вид доходов обусловлен прямым и косвенным участием государст-
    ва в рыночных процессах. Прямое участие связано с получением доходов от про-*
    дажи услуг, производимых государственными предприятиями (транспортных,
    электроэнергетических и др.) или от сдачи в аренду объектов государственной
    собственности. Косвенное участие в рыночных процессах государства принесш-
    ему доходы в виде налогов, сборов, взносов, пошлин, штрафов и т.д.

    Второй вид доходов делится на средства, получаемые от национального го-
    сударства; средства, поступающие из-за рубежа (помощь, кредиты, репарации);
    поступления на основе обменных операций (проценты за кредит); доходы от при-
    ватизации государственной собственности.

    Проблема сбалансированности госбюджета. Идеальное исполнение гос-
    бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка
    средств, т.е. превышение доходов над расходами.

    Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного де-
    фицита,
    который покрывается государственными займами - внутренними и
    внешними. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг,
    займов у внебюджетных фондов, получения кредитов у банков.

    В критических ситуациях правительство осуществляет покрытие бюджет-
    ного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Последствия такой эмиссии
    весьма опасны для экономики - развивается неконтролируемая инфляция, подры-
    ваются стимулы для долгосрочных инвестиций, падают объемы производства и
    воспроизводится бюджетный дефицит.

    В России в 1992-1994 гг. дефицит федерального бюджета вырос
    с 1 трлн руб. до 65 трлн руб., покрывался он преимущественно денежной эмисси-
    ей. В 1995-1996 гг он увеличился до 74 трлн руб., но покрывался уже за счет про-
    даж государственных обязательств и внешних кредитов, что позволило остано-
    вить и снизить инфляцию в стране.

    Однако бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о чрезвычай-
    ном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необхо-
    димостью осуществления крупных государственных вложений в развитие эконо-


    мики, что приведет к экономическому росту. Временно возникший бюджетный
    дефицит не опасен для хозяйства, но когда он глубок и долговременен, отражает
    кризисные явления в экономике, тогда это явление наносит огромный ущерб об-
    ществу и необходимо принимать кардинальные меры для устранения дефицита.
    Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, то-
    гда как дефицит более 20% - критическим В России дефицит бюджета в 1996 г.
    составил более 27%.

    Задолженность правительства накапливается и превращается в государст-
    венный долг.
    Его приходится выплачивать с процентами. Это грозит обществу
    повышением налогов. Рост государственного долга сокращает запас капитала в
    экономике, так как домохозяйства вместо инвестирования своих сбережений в
    экономику посредством покупки акций деловых фирм или кредитования приобре-
    тают облигации, финансируя государство. Снижение инвестиций вызовет сниже-
    ние уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем.

    Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на
    краткосрочный (до I года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный
    (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. Государст-
    венные органы стараются превратить краткосрочную и среднесрочную задолжен-
    ность в долгосрочные долги, отложив на длительное время выплату основной
    суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процента.

    Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на раз-
    витие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хо-
    зяйства, на активизацию предпринимательства, а значит, и рост поступлений до-
    ходов в бюджет.

    Другой путь - сокращение нерациональных расходов бюджетных средств.
    сокращение избыточных военных затрат, сокращение субсидий нерентабельным
    производствам, уменьшение финансовых льгот, пресечение бюджетных хищений,
    снижение затрат на работу государственного аппарата и т.д.

    В случаях превышения предельного уровня дефицита и значительного сни-
    жения поступления доходных источников вводится механизм секвестра расхо-
    дов.
    Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение
    расходов на 5, 10, 15% и т.д. Правда, секвестру не подлежат так называемые за-
    щищенные статьи: расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты и т.д.

    Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Госбюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов государства.

    Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено: бюджеты штатов (США), земель (Германия), республик (Россия).

    В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств государства, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования экономики.

    Средства местных бюджетов предназначены для решения задач, отнесенных к компетенции местных органов власти. Значительная доля их, как правило, направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры региона.

    Важнейшим принципом построения бюджета является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все государственные расходы и доходы. В последнее время от этого принципа все чаще отказываются, что проявляется в создании государственных внебюджетных фондов, формировании в некоторых случаях внутри госбюджета особого, чрезвычайного бюджета. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении.

    Бюджет выполняет следующие функции:

    • распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода)
    • контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать)
    • регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику)

    Обычно бюджет государства составляется на год. В ряде стран сроки бюджетного года не совпадают с календарными. В Великобритании, Японии, Канаде он начинается с 1 апреля, в США - с 1 октября.

    Расходы и доходы бюджета.

    Бюджет состоит из расходной и доходной частей и в каждой стране имеет свои особенности. Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы:

    • финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления
    • расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обслуживанием государственного долга

    Каждая группа состоит из конкретных видов затрат, которые классифицируются по целевому назначению. Так, первая группа включает затраты на государственные капитальные вложения, дотации и т.д. До недавнего времени расходы на финансирование народного хозяйства были наиболее значимыми. Однако по мере перехода к рыночной экономике их доля уменьшается и на первый план выдвигаются затраты, связанные с финансированием социально-культурных мероприятий. В составе расходов на социально-культурные мероприятия выделяют затраты на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и т.д. Классификация расходов по целевому назначению помогает контролировать использование бюджетных средств. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются:

    • поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.)
    • национальная оборона
    • образование и здравоохранение
    • выплата процентов по государственному долгу
    • и т.д.

    Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.

    Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за правительством, местными органами власти. Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях - во внебюджетные фонды.

    Во многих странах при составлении бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов. Размер займов, как и налогов, может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета.

    В условиях перехода к рыночной экономике источником дохода могут стать поступления от продажи государственной собственности.

Случайные статьи

Вверх