Борьба с безработицей - какие меры могут принести долгожданный эффект? Королёв А.А. Безработица в России и методы борьбы с ней


Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра «Экономика»

«Средства борьбы государства с безработицей »

Санкт-Петербург

1. Занятость и безработица: вопросы теории и практики…………………….2

2. Активная политика занятости на рынке труда ………………………...…...7

3.Основные пути содействия занятости населения……………………….......10

4.Программа социальных реформ о занятости и о безработице………..........12

5.Выводы………………………………………………………………………....15

6.Приложение……………………………………………………………………17

7.Литература……………………………………………………………………..20

Занятость и безработица:

вопросы теории и практики

К важнейшим макроэкономических показателям и условиям, характеризующим уровень и качество жизни, относится занятость. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу.

Проблема занятости населения - это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы. То есть безработными считаются трудоспособные граждане, не достигшие пенсионного возраста, по независящим от них причинам лишившиеся заработка. Причем, лишь те из них, кому служба занятости не предоставила работу.

Безработица (будь то фрикционная, структурная или циклическая) характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, которое не имеет работы и находится в поисках ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу. В рабочую силу включают всех, кто может трудиться и трудится, кто занимается домашним хозяйством, кто ведет самостоятельное дело, кто ищет работу.

Сюда не входят, разумеется, те лица, которые не вошли в производство (или в трудовую деятельность) по возрасту - дети, или уже вышли из него по возрасту - пенсионеры, а также обучающаяся молодежь (школьники, студенты), инвалиды и военнослужащие. Одним словом, те, кто не мог и не должен был работать, а также те, кто не искал работу.

Отсюда следует вывод: добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. В США например, 1/5 всей рабочей силы меняет работу каждый год. Занятость остается полной при отсутствии циклической безработицы: для достижения полной занятости в расчет не принимается фрикционная и структурная безработица. Итак, полная занятость не означает отсутствия безработицы.

Не случайно, как принято в западной литературе, естественный уровень безработицы при полной занятости равен сумме фрикционной и структурной безработицы.

Для исчисления безработицы используются различные показатели, но общепринятым, в том числе и в Международной организации труда, является норма безработицы. Она определяется как отношение общего количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах. Экономисты Запада считают вполне нормальным и неизбежным явлением естественный уровень безработицы в пределах до 5-6 %. Если занятость рабочей силы составляет 94-95 %, то это и есть достижение полной занятости трудоспособного населения.

Что касается проблемы занятости в нашей стране, то государство сняло с себя обязанность каждому гарантировать рабочее место. В порядке компенсации определен статус безработного, открыта регистрация безработных, начата выплата пособий, организуется переобучение.

Законодательством о занятости в РФ предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы, т.е. провозглашается демократический принцип добровольности труда. Запрещается административное принуждение людей к труду. В настоящее время легализованы как законные общественно признанные формы трудовой деятельности: работы на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми людьми и инвалидами и т.д.

Индивидуальный труд и предпринимательская деятельность приобретают статус столь же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве. Законом предусмотрена профессиональная деятельность российских граждан за рубежом.

На принципах равнодоступности должны иметь место работы по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику. Принципиальное значение различных форм организации труда состоит в том, что их раскрепощенность, свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики.

Законодательство о занятости населения предусматривает целый комплекс гарантий права на труд и мер по предложению (предоставлению) людям подходящей работы с учетом профессии, стажа, возраста, места жительства.

Остановимся на мировом опыте государственного регулирования занятости. В промышленно развитых странах широко используются различные виды социальной помощи безработным, а также различного рода субсидии.

Воздействие государственного регулирования в сфере занятости идет по следующим основным направлениям:

1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в госсекторе;

2) программы по подготовке и переподготовке рабочей силы;

3) программы содействия найму рабочей силы.

Государственными субсидиями поощряется частичная занятость или работа неполную рабочую неделю.

Для уменьшения безработицы практикуется "досрочный" выход на пенсию. В США, например, в 80-е гг. период трудовой активности был сокращен для 23 % лиц предпенсионного возраста. В Англии было создано 750 тыс. рабочих мест за счет досрочного ухода на пенсию. Что касается социальной помощи, то она осуществляется несколькими путями: пособие по безработице, денежная поддержка и материальная помощь.

1. Пособие по безработице. Это наиболее крупное материальное вспомоществование. Его получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие определенный стаж работы и вносившие взносы в фонд по безработице. Кстати, фонд страхования по безработице формируется из трех источников: обязательные взносы предпринимателей; взносы самих работников; дотации бюджета. И тем не менее, пособие по безработице не обеспечивает прожиточного минимума. В силу целого ряда причин пособие получают, как правило, не более половины безработных. К тому же срок получения пособия по безработице ограничен: в ФРГ - 100 недель, Япония - 40, США - 30.

2. Денежная поддержка. Это второй этап финансовой помощи не имеющим работы. В одних странах она составляет твердую ставку (например, во Франции), в других, как и пособие по безработице, составляет определенную долю заработка (например, в ФРГ - это примерно 60 %). В некоторых странах, в частности, в США и Японии, денежная поддержка не осуществляется. В отличие от пособия по безработице денежная поддержка носит частичный, разовый характер.

3. Материальная помощь. Если тот или иной человек не работает и не может по какой-либо причине:

а) найти работу;

б) получать пособие и денежную поддержку;

в) срок получения пособия истек, государство выделяет безработному и его семье: некоторые денежные средства; оплачивает некоторые коммунальные услуги: частично погашает квартплату; выдаются талоны на питание и т.д. Все это делается, чтобы поддержать безработного хотя бы на уровне прожиточного минимума.

Активная политика занятости на рынке труда

Регулирование занятости - совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с целью достижения поставленных целей. Цели регулирования занятости отражают нормативное состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая актуальные проблемы.

Регулирование занятости имеет несколько уровней:

Общегосударственный уровень, где решаются кардинальные социально-экономические задачи общества, причем большинство принимаемых решений в той или иной степени отражаются на занятости;

Региональный уровень, находящийся в пределах компетенции местных властей и возможностей соответствующих бюджетов, где принимаются решения по вопросам регулирования рынка труда, включая вопросы сдерживания массового высвобождения работников, расширения социальной помощи безработным и другое;

Локальный уровень, где осуществляются взаимоотношения субъектов рынка труда, конкретного человека с работодателем, Центром занятости, местными органами исполнительной власти.

На всех уровнях регулирование должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально ориентированной рыночной экономики. С этой целью необходимо решить две наиболее важные задачи регулирования занятости.

Первая задача заключается в определении долгосрочной перспективы, предусматривающей стабилизацию общего спроса на труд, и уровней скрытой, частичной безработицы с их последующим снижением, при эффективном использовании занятых и более гибком спросе населения на рабочие места.

Вторая задача, ориентированная на краткосрочную и среднесрочную перспективы, предусматривает воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных безработных и резкому увеличению реальной (открытой), в том числе застойной (длительной) безработицы. Здесь также предполагается взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью ограничения полного заблокирования процессов рационализации занятости.

Меры государственного воздействия на рынок труда должны быть оценены с позиции учета интересов работников и предпринимателей. Государственное регулирование занятости должно осуществляться по следующим основным направлениям:

1. Поддержка индивидуальных частных предпринимателей - ремесленничество, надомный труд и т.д., т.е. занятость, не требующая крупных затрат.

2. Создание в регионах частных бюро содействия занятости (без права признания ищущих работу в качестве безработных) для оказания содействия в трудоустройстве и самостоятельной занятости элитарным клиентам (т.е. той профессионально подготовленной части населения, которая никогда не обратится в бюро по трудоустройству или за пособием). Создание таких бюро должно быть исключительным правом органов государственной власти субъектов Федерации.

3. Создание специальных предприятий для организации общественных работ (средства на оплату труда резервируются за счет регионального фонда занятости, средства на материальные затраты - из региональных и местных бюджетов).

4. Организация переобучения работников, подлежащих сокращению, - без прекращения с ними трудового договора.

5. Использование администрациями регионов права на передачу части земельного фонда всем желающих инвесторам (в том числе иностранным) под обязательство создать новые предприятия (новые рабочие места), материальная и финансовая поддержка их создания.

6. Принятие в особых случаях мер по развитию частной индивидуальной деятельности.

7. Создание специальных предприятий для обеспечения надомного труда.

8. Создание предприятий для организации общественных работ по благоустройству, обслуживанию престарелых и т.д.

9. Создание новых казенных предприятий на базе определенных федеральными органами несостоятельных предприятий.

10. Обеспечение специальных программ внутренней миграции населения из кризисных районов.

  1. Безработица как социальная проблема (1)

    Реферат >> Экономика

    Влияние последствий безработицы на людей 3.2 Необходимость сокращения безработицы 3.3 Способы борьбы государства с безработицей Заключение Список... а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены...

  2. Безработица как социально-экономическое явление (2)

    Реферат >> Экономическая теория

    В тюрьму. Поэтому не случайно в любом государстве безработица считается центральной проблемой современного общества... частным службам такого типа. Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются: -проведение антициклической (стабилизационной...

  3. Пути решения проблемы безработицы в современных условиях

    Курсовая работа >> Экономика

    И трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности... частным службам такого типа. Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются: проведение антициклической (стабилизационной...

Разные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения яруса безработицы.

Скажем, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может одолеть безработицу. Ярус занятости зависит от так называемого "результативного потребности" (упрощенно - яруса потребления и инвестиций).

Дж.М. Кейнс писал: "Хроническая склонность к неполной занятости, характерная для современного социума, имеет свои корни в недопотреблении...".

Недопотребление выражается в том, что по мере возрастания прибылей у покупателя у него в силу психологических факторов "наклонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность коллапса саморегулирующейся экономики, указывали на надобность государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

Раньше каждого, следует повысить результативный потребность, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

Монетаристы выступили вопреки кейнсианских способов.

В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "натурального яруса безработицы", тот, что жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство усердствует поддержать занятость выше ее "натурального яруса" с подмогой традиционных бюджетных и кредитных способов увеличения потребности, то эти меры будут иметь кратковременный результат и приведут лишь к росту цен.

Среди доводов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился ударение на непредвиденность итогов государственного вмешательства из-за крупных задержек в проявлении результата этих мер.

Монетаристские способы регулирования занятости довольно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсель рекомендации отменить эти пособия, дабы принудить людей трудиться. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения потребности. Впрочем политика ограничения потребности может вызвать крутое ухудшение жизненного яруса населения, что скажется на общественной атмосфере.

Сейчас разглядим, какие же настоящие шаги может использовать государство для уменьшения яруса безработицы.

Разнообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения исключительно трудной. От того что цельного метода борьбы с безработицей не существует, всякий стране для решения этой задачи доводится применять разные способы.

Ярус фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  • 1) совершенствования информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию исполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и уведомляют ее безработным;
  • 2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого нужно, раньше каждого:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в иной.

Сокращению структурной безработицы больше каждого содействуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы обязаны привести к тому, дабы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в особых учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Особенно сложно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи особенно результативными являются следующие меры:

Создание условий для роста потребности на товары. Потому что потребность на рынке труда - производный и зависит от обстановки на рынках товаров и служб, то занятость усилится, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший потребность и для его удовлетворения нужно будет нанять дополнительных работников.

Методами увеличения потребности являются:

стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

поддержка и вознаграждение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью возрастания конкурентоспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Видимо, что чем поменьше людей претендуют на рабочие места, тем легче обнаружить работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, больше того высвободить добавочные вакансии для безработных абсолютно реально.

Некоторое упрощение может принести, скажем, предоставление вероятности досрочного выхода на пенсионную выплату работникам, еще не достигшим пенсионного усилиться. В России, скажем, при упразднении органов управления союзного яруса работавшим в их штатам мужчинам разрешали уйти на пенсионную выплату в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А от того что шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немножко. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсионная выплата дозволила недопустить такое становление событий. Совместно с тем данный метод может применяться только в дюже ограниченных масштабах, потому что он влечет значительное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Толк такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, дабы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не получается обнаружить работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее каждого безработица ударяет по пожилым (их теснее никто не хочет брать на работу из-за падающей эффективности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия навыка).

Для помощи молодежи могут применяться разные способы:

Список программ сокращения безработицы дозволено продолжать еще длинно, но значимо понимать, что все эти программы не могут всецело ликвидировать либо значительно сократить циклическую безработицу. Такой итог достигается лишь при всеобщем совершенствовании экономической обстановки в стране.

Различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.

Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).

Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении..." .Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.Прежде всего, следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

Монетаристы выступали против кейнсианских методов. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен. Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке. Теперь рассмотрим, какие же реальные шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы.Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным.



2)устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры: Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

1.стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

2.поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

1)экономическое стимулирование молодежной занятости;

2)создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

3)создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Борьба с безработицей - комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны. Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы. Описанные ниже меры рассматриваются применительно к рыночной экономике, но некоторые могут применяться в рамках командной экономики или только в ней, о чём будет особо отмечено.

Общие для всех типов безработицы меры: [Примечание 2] создание новых рабочих мест;создание бирж труда и иных видов служб занятости.

Меры для борьбы с фрикционной безработицей:усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;создание специальных служб для этого.

Меры для борьбы со структурной безработицей:создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются.

С маргинальной безработицей:социальная защита слабозащищённых слоёв населения;борьба с преступностью.

С технологической безработицей:повышение квалификации работников;сдерживание технологического прогресса и/или замедление темпов внедрения его результатов.

С циклической безработицей:проведение стабилизационной политики; [Примечание 3] создание дополнительных рабочих мест государством.

В качестве экономической категории воспринимался как явление, которое присуще лишь капиталистическим странам. Безработица же рассматривалась как следствие специфических взаимоотношений, которые осуществлялись в его рамках и появлялись из-за нескончаемых противоречий труда и капитала.

Переход к рыночной экономике в нашей стране оголил старые проблемы занятости. А также добавил ряд новых, связанных со структурной перестройкой нашей экономики, появлением нового вида трудовых отношений, которые обусловлены различными формами собственности. Следствием чего стало высвобождение сотрудников с крупных предприятий в период перехода к рыночным отношениям и пополнение ими рядов безработных. Однако воспринимать данную социально-экономическую категорию в качестве явления именно переходного периода, бесспорно, ошибочно. Она взаимосвязана с экономической эволюцией, с изменением спроса на труд и соцстатусом самого работника. А также с недостатками правового регулирования рынка труда и соответствующих отношений.

В полной мере избавиться от безработицы невозможно, однако доступно ее минимизировать, одновременно сглаживая политические, общественные и этические последствия ненадлежащего обеспечения занятостью трудоспособного слоя населения.

Занятость и безработица: теоретические аспекты

Вторая категория выступает неотъемлемой характеристикой рыночной экономики нашей страны. Безработица – явление социально-экономическое, в рамках которого часть трудоспособного населения не занята в сфере производства. Она является следствием превышения предложения труда над спросом на него.

Доля безработных пребывает в зависимости от существующих на конкретный период времени темпов роста экономики и эффективности труда, а также от степени соответствия классификационных, профессиональных навыков трудящихся текущему спросу, существующей демографической ситуации, проводимой государством политики занятости.

Концепции трактовки феномена безработицы

Полностью противоположные точки зрения у сторонников кейнсианской концепции и классической. Последние интерпретируют данное понятие как несовершенство рынка труда (микроэкономическими причинами), а первые – с позиции макроэкономики, как дефицит агрегированного экономического спроса.

Согласно кейнсианцам, безработица появляется по причине «жесткости» заработной платы. При сдвиге кривой трудового спроса, который вызван падением всего агрегированного спроса в экономике, зарплатный порог остается неизменным. В связи с этим наблюдается разрыв уровня спроса и предложения при условии фиксированной зарплаты.

Существует 2 формы безработицы:

  1. Вынужденная (есть желание и возможность работать, но нет предложения, может быть связана с уменьшением объемов производства).
  2. Добровольная, или безработица ожидания (результат «жесткости» заработка и, как следствие, нехватки рабочих мест).

Это именно формы безработицы, а существуют еще и ее типы. Они представлены в таблице ниже.

  • Функциональный тип проявляется в результате перемещения сотрудников с одного рабочего места на другое. Это следствие кратковременной динамики на рынке труда. Данный тип существует из-за растянутости во времени процедуры подбора персонала и рабочих мест. Функциональная безработица принципиально неустранима. Она присутствует в каждой экономической системе.
  • Сезонный тип безработицы возникает вследствие колебаний уровня экономической активности на протяжении года, которые характерны для некоторых отраслей.
  • Институциональный тип проявляется из-за недостаточной эффективности организации рынка труда. К примеру, из-за неполной информации о наличии текущих вакансий.
  • Структурная безработица , по сути, выступает углубленной формой фрикционной. Данный тип возникает в результате продолжительной динамики в экономической структуре, которая приводит к существенному несоответствию имеющейся квалификации либо профессии трудящихся квалификационным или профессиональным требованиям, необходимым для конкретного рабочего места. Также могут прослеживаться и территориальные структурные несоответствия.(Фрикционный тип и структурный достаточно схожи на первый взгляд. В первом случае у безработных имеются навыки, которые можно продать, а во втором - они сразу не могут получить работу ввиду недостаточности квалификационной подготовки. Итак, можно говорить о том, что функциональная безработица носит краткосрочный характер, структурная же более продолжительна во времени, ввиду чего она считается более серьезной проблемой.)
  • Безработица избыточного предложения – следствие нарушения баланса на рынке труда (к примеру, в ситуации, когда уровень зарплаты оказывается выше существующего равновесного). Данный тип считается вынужденным, неравновесным.
  • Также можно выделить и такую разновидность рассматриваемого явления, как скрытая (латентная) безработица . Если кратко, то это люди, не относящиеся к экономически активному населению на конкретный момент времени. Однако они хотели бы войти в данную категорию при условии предоставления им подходящей работы.

Типология рассматриваемой категории по К. Марксу

Ее основа – способность безработных по-новому включиться в трудовую обстановку из-за растянутости данного явления во времени. Итак, согласно К. Марксу, безработица бывает:

  • Текучая (периодическое «отталкивание» и «протягивание» рабочей силы на трудовом рынке).
  • Застойная (длительная безработица, которая чередуется с кратковременной случайной занятостью). Она охватывает чаще всего ту долю рабочей силы, которая наименее профессионально подготовлена (неквалифицированные слои населения, бывшие домохозяйки и др.) и может продолжаться не один год.

Естественный уровень безработицы – это особый идеальный уровень данного социально-экономического явления. В его пределах она поставлена в конкретные рамки, в границах которых достигаются состояние требуемой экономической стабильности и режим существенного эффективного роста.

Естественный уровень безработицы должен соответствовать потенциальному ВНП (максимально возможный реальный объем валового национального продукта при полной занятости как трудовых, так и остальных ресурсов, которые пригодны для производства).

Интерпретация понятия занятости

Данную категорию можно расшифровать как совокупность определенных экономических отношений, которые связаны с обеспечением рабочими местами, а также с участием в обширной хозяйственной деятельности.

Принято разграничивать все население на экономически неактивное и активное. Занятость очерчивает очень важный аспект социальной эволюции человека, который связан с удовлетворением его существующих трудовых потребностей. В качестве социально-экономической категории она характеризует деятельность, которая связана с удовлетворением общественных и личных потребностей, не противоречит законодательству и приносит человеку заработок (трудовой доход).

В соответствии с МОТ безработным признается гражданин, который не осуществляет трудовую деятельность, однако способен к работе и находится в активном ее поиске на протяжении последних 4 недель.

Что касается занятых, то это люди в возрасте старше 16 лет, которые трудятся по найму за определенную плату либо на себя (самозанятость), пребывают в отпуске либо временно не осуществляют никакой деятельности из-за болезни.

Классификация рассматриваемой категории

Исходя из качественных и количественных характеристик, выделяют занятость:

  • полную (все желающие обеспечены работой);
  • свободно избранную (право на занятость либо незанятость);
  • скрытую (неофициальные подработки);
  • маятниковую (занятость и безработица постоянно чередуются);
  • продуктивную или эффективную (приносит трудящимся доход);
  • неполную (работает лишь часть всего экономически активного населения);
  • сезонную (работа в определенное время года);
  • периодическую (чередование трудовой деятельности и равномерных периодов отдыха).

Согласно МОТ рассматриваемое явление бывает трех категорий:

  • занятые (рабочая сила);
  • безработные (активная часть населения в определенный период времени);
  • вне рабочей силы (остальная часть населения, не имеющая занятости, не осуществляющая ее поиск, не изъявляющая желания работать, а также лица, не достигшие трудоспособного возраста).

Таким образом, любая государственная политика борьбы с безработицей должна проводиться по двум направлениям:

  1. Разработка мер стимуляции роста уровня трудоустройства.
  2. Реализация мероприятий, способствующих сокращению увольнений.

Безработица и инфляция: кривая Филлипса

В соответствии с официальными данными опроса (январь 2009 г.) приблизительно 61% россиян уверены, что именно эти два явления – главные проблемы России. Их взаимосвязь выражена кривой Филлипса и представляет собой проявление цикличности экономической стороны развития нашей страны.

Так, на рисунке ниже можно увидеть, что фаза спада (начало падения цен) отражает рост безработицы, а фаза подъема (рост инфляции) – ее сокращение. Пик экономической активности сопровождается ускоренным обесцениванием денежной массы и наименьшим уровнем незанятости. Видно, что безработица и инфляция достигают своего предельного уровня в самой нижней и самой верхней точках экономического цикла соответственно. А вот в точке, где образуется «дно» цикла, наоборот, показатель рассматриваемого негативного социально-экономического явления будет наивысшим, а темпы обесценивания денег – наименьшими.

О. Филлипс исследовал зависимость динамики уровня инфляции (темпа прироста з/пл.) и безработицы. На оси абсцисс он отложил в процентном выражении темп прироста незанятости (U), а на оси ординат – заработной платы (W). Фаза подъема: темп прироста инфляции высокий, а безработицы - низкий (W₃; U₃). Фаза спада: темп прироста зарплаты низкий, а незанятости - высокий (W₁; U₁). Среднее положение (W₂; U₂) отображает такое состояние, которое характеризуется устойчивым экономическим развитием (оптимальное соотношение темпов прироста зарплаты и безработицы).

Госрегулирование занятости

Государственная борьба с безработицей осуществляется посредством системы социальных амортизаторов (устройств защиты), применяемые в целях обеспечения безопасности трудящихся (ее экономической стороны). Первый элемент системы – регулирование уровня занятости.

Борьба государства с безработицей сводится к решению задачи достижения полной занятости в рамках макроэкономики: обеспечение сбалансированности трудоспособной части населения и необходимого количества рабочих мест для него. Для этого требуется сформулировать и реализовать комплекс соответствующих мер, направленных на сокращение уровня рассматриваемого социально-экономического явления.

Меры борьбы с безработицей многообразны. Они различаются в зависимости от типа данного социально-экономического явления.

Макроэкономические меры способствуют снижению уровня безработицы, которая вызвана дефицитом спроса (агрегированного). Целенаправленная, четко фиксированная политика позволит увеличить данный спрос через рост госрасходов, снижение налоговых ставок, ввиду чего начнет увеличиваться спрос на труд, а соответственно - и занятость.

В рамках монетарной политики посредством увеличения предложения денег можно снизить банковский процент, вследствие чего будет наблюдаться рост потребительского спроса, а значит, и агрегированного. В конечном итоге это приведет и к увеличению показателя занятости.

Микроэкономические меры – госмероприятия, касающиеся напрямую рынка труда, с помощью которых можно снизить уровень и циклического, и естественного типа данного явления.

Государственная борьба с безработицей выливается в применение активных и пассивных мер. Первые нацелены на уменьшение уровня безработицы, а вторые – на смягчение ее отрицательных последствий.

Как побороть данное негативное явление с точки зрения государства?

Госрегулирование – многоуровневый процесс, который обобщенно представляет собой 3 уровня. На каждом из них используются соответствующие методы борьбы с безработицей:

  • макроуровень;
  • региональный;
  • микроуровень.

Высшие органы исполнительной и законодательной власти в рамках макроуровня призваны решать основные задачи, такие как:

  1. Политика соцподдержки и трудоустройства незанятого населения. Сюда можно отнести такие текущие задачи, как совершенствование Министерства труда и соцразвития, включая службу занятости и иные структуры. Разработка их грамотной политики.
  2. Согласование демографической, миграционной, социальной политики с приоритетами и целями регулирования трудового рынка. Это достигается посредством минимизации оттока классифицированных кадров за границу, ограничения нелегальных и нежелательных форм иммиграции, регулирования доходов (цены на труд), содействия занятости такой категории населения, как зарегистрированные беженцы и вынужденные переселенцы.
  3. Согласование структурной, внешнеэкономической, финансово-кредитной, инвестиционной политики в целях регулирования трудового рынка. Здесь должны рассматриваться решения по поводу осуществления госзаказов и госзакупок продукции, прежде всего, инфраструктурного, социального, оборонного и экологического назначения, а также госпрограмм инвестиционной направленности, государственных дотаций, кредитов, субсидий и налоговых льгот, которые должны быть направлены на поддержку, развитие производства (в первую очередь, в приоритетных отраслях). Задача исключительной важности – регулирование связей внешнеэкономической ориентированности в интересах повышения занятости.

Госрегулирование на региональном уровне должно осуществляться по тем же самым направлениям, что и на макроуровне, и применять те же методы борьбы с безработицей. На данном уровне также должны разрабатываться и реализовываться программы транспортного, производственного и жилищного строительства, госзакупок продукции предприятий любой формы собственности, предоставления компаниям кредитов, налоговых льгот, дотаций, направленных на поддержку и развитие производства также в приоритетных отраслях. Именно на региональном уровне более эффективны такие способы борьбы с безработицей, которые реализуются посредством стимулирования фермерства, малого и индивидуального бизнеса.

Как борются с данным явлением в России?

К общим для всех форм безработицы мерам относятся:

  • выплата соответствующих пособий;
  • формирование действенных служб занятости.

К специфическим мерам борьбы исключительно с фрикционным типом безработицы относятся:

  • совершенствование системы сбора, предоставления информации касаемо наличия свободных вакансий (не только в рамках данного населенного пункта, но и в других городах, регионах);
  • формирование узкоспециализированных служб по данной направленности.

Борьба с безработицей структурного типа подразумевает применение следующих мер:

  • формирование госслужб и учреждений, ориентированных на переподготовку и переквалификацию кадров;
  • стимулирование деятельности частных служб данной направленности.

Средства борьбы с циклическим типом данного явления следующие:

  • разработка и реализация стабилизационной политики, ориентированной на предотвращение серьезных спадов производства и, как следствие, массовой безработицы;
  • проведение мероприятий по созданию дополнительных рабочих мест государственного сектора экономики.

Борьба с безработицей в России осуществляется в соответствии с принятой в 2009 г. президентской антикризисной программой, которая направлена на устранение негативных последствий кризиса, а также напряженности на трудовом рынке, на сокращение уровня безработицы. Общая сумма, выделенная из бюджета на поддержку региональных рынков труда в 2010 г., составила 36,4 млрд руб. Существенная часть выделенных средств направлена на реализацию мер пассивного характера, а именно на выплату положенных пособий.

Борьба с безработицей в нашей стране осуществляется в рамках вышеуказанной программы, которая включает ряд пунктов:

  1. Организация общественных работ. Так, в регионах в них были заняты те, кто лишился постоянной зарплаты. Наиболее распространенные виды общественных работ: благоустройство территорий, ремонт и реставрация культурных памятников, уборка улиц, обслуживание общественного транспорта.
  2. Формирование дополнительных рабочих мест (стимулирование малого бизнеса).
  3. Господдержка посредством выдачи кредита на собственное дело.
  4. Выплата пособий. Минимальный размер пособия по безработице в нашей стране составляет 850 руб., максимальный – 4900 руб. Среднее значение данного пособия – 2700 руб.
  5. Мероприятия по оказанию помощи студентам (организация стажировки для выпускников вузов).
  6. Предоставление возможности переобучения.

Несмотря на то что вышеперечисленные меры имеют ряд недостатков и требуют усовершенствования, борьба с безработицей уже к концу 2010 г. принесла свои плоды в виде сокращения незанятости на 2,8%.

Состояние российской экономики на сегодняшний день поставило вопрос безработицы и занятости населения в число наиболее актуальных.

Мы уже называли основные причины безработицы и специфику российского рынка труда, поэтому охарактеризуем государственную политику борьбы с безработицей в Российской Федерации. Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

  • - выплата пособий по безработице;
  • - создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

  • - усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • - создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

  • - создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • - помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

  • - проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • - создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Цель государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности. В узком смысле понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для получения имеющихся мест работы .

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства.

Рынок труда имеет свои учреждения купли-продажи труда - биржи труда - учреждение, осуществляющее посредничество между работниками и предпринимателями при осуществлении сделки купли-продажи труда и регистрации безработных. Современные биржи труда могут быть государственными, частными и общественными.

Особую роль в решении проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным звеном государственной службы занятости.

Государственное регулирование рынка труда ведется по следующим направлениям:

  • - разрабатывается трудовое законодательство, в котором определена правовая сторона рынка труда (условия найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, охрана труда и пр.);
  • - разрабатываются и реализуются социальные программы, помощь малоимущим, пособия по безработице, пенсионное обеспечение;
  • - осуществляются посредническо-вспомогательные функции: частично поиск рабочих мест, создание общенациональной информационной сети по трудоустройству, организация курсов профессионального обучения и переквалификации.

С целью выработки согласованных решений из представителей этих органов создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения :

  • - федеральный или общегосударственный,
  • - субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);
  • - местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Долгосрочная политика государства на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.

Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

Дмитрий Медведев объявил 2010 год - годом борьбы с безработицей. Из семи пунктов антикризисной программы президента пять уже реализовывались в прошлом году .

В регионах службы занятости с осени 2009 года начали кредитование безработных для открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; до 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Хотя, как отмечают исследователи данной проблемы, эффективность этих мер спорна.

Так, общественные работы вместо серьезных проектов по строительству дорог и других объектов инфраструктуры свелись к уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые могут помочь людям получить новую специальность, а государству - решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.

Самые популярные виды социального труда - уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.

Одной из наиболее востребованных среди безработных стала программа самозанятости населения. В 2010 году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58800 рублей.

Одной из мер снижения напряженности на рынке труда должна стать организация стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет выделяться единовременно по 30 тысяч рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую безработицу.

В 2009 году около 200 тысяч человек получили новую профессию. Планируется развивать это направление и в 2010-м.

Хотя темпы регистрируемой безработицы снижаются, прогноз по безработице на конец года остается прежним, и правительство продолжит финансировать региональные программы по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году. На эти цели бюджет 2010 года выделяет более 35 млрд руб. однако теперь акцент с финансирования организации временных рабочих мест смещается на программы самозанятости и профессионального переобучения.

Службы занятости также большое внимание уделяют ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов.

Случайные статьи

Вверх