Ребенок инвалид обучение на дому обеспечение. Надомное и индивидуальное обучение. Возмещение затрат родителей на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому

Комиссия дает заключение, на основании которого ребенок-инвалид направляется в специальное коррекционное учебное заведение или в специальный класс, группу п.10 ст. 50 Закона об образовании. Федеральных нормативных актов, подробно регулирующих деятельность ПМПК нет. Есть Инструктивное письмо Министерства образования от 14.07.2003 № 27/2967-6 “О психолого-медико-педагогической комиссии”. В основном деятельность ПМПК регулируется местными нормативными актами, которые часто противоречат Закону об образовании.

Написанные специально для удовлетворения индивидуальных потребностей, эти юридические документы являются запутанными и сложными. Урок 04 - Понимание местоположений службы. Будь они в основном остаются в своем классе или проводят некоторое время в специальной комнате, они будут учиться немного иначе, чем другие ученики.

Порядок обучения ребенка-инвалида на дому

Урок 05 - Изучение правильных стратегий обучения. Мы все помним, что один учитель, который действительно изменил нашу жизнь. Правильные стратегии обучения раскрывают разницу между творческим, привлекательным классом и тем, что застаивается, не доходя до большинства его учеников.

Например, в Москве существуют окружные и городская комиссии. Положение о городской комиссии по комплектованию специальных (коррекционных) школ VIIIвида утвержденное Приказом Комитета здравоохранения Правительства Москвы и Московского комитета образования от 19,21 декабря 1998 г. №574/579 противоречит Закону об образовании, поскольку исключают детей с определенными диагнозами из системы образования. Данное Положение предусматривает, что комиссия имеет право направлять детей в учреждения системы соц. Защиты, а учреждения соц. Защиты лицензии на образовательную деятельность не имеют, и соответственно получается, что часть детей лишается права на образование. На федеральном уровне не установлены противопоказания для зачисления в специальные (коррекционные) школы, более того, федеральное законодательство предусматривает открытие специальных классов для детей со сложной структурой дефекта, для детей с глубокой умственной отсталостью. Министерство образования не раз обращало внимание органов образования субъектов федерации на недопустимость нарушения прав детей-инвалидов при освидетельствовании психолого-медико-педагогической комиссией, однако до сих пор в большинстве регионов ПМПК выносит заключение о «необучаемости» ребенка, что противоречит пп.1 и 6 ст. 5 Закона Об образовании, в соответствии с которым, государство гарантирует гражданам получение образования “независимо от их состояния здоровья” и “создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов”.

Занятие 06 - Помощь студентам в проблемах с распознаванием слов. Представьте себе, как трудно было бы прочитать все неправильные слова во всех правильных местах. В этом уроке вы найдете умные стратегии, помогающие студенту найти свои слова. Урок 07 - Помощь ученикам с проблемами понимания чтения.

Для студентов, у которых проблемы с чтением, достаточно сложно просто правильно понять слова, но соединить эти слова с их значением - это, казалось бы, непреодолимая задача. На сегодняшнем уроке мы перейдем к тому, как раздавать информацию, чтобы ученики могут понять, что они читают и влюбляются в тексты.

Родители, детей которых признают «необучаемыми», привыкли получать отказы от различных государственных учреждений, часто они не знают, что права их детей грубо нарушаются. Для изменения сложившейся ситуации необходимо изменить либо признать противоречащими закону нормативные акты субъектов, которые регулируют деятельность ПМПК.

Стратегия индивидуального обучения на дому

Урок 08 - Помощь студентам с проблемами письменного выражения. Некоторые из них испытывают трудности с их карандашами, а другие затрудняются сообщить, что именно они пытаются сказать. Сегодня мы проведем экскурсию по стратегиям, которые приносят жизнь для студентов, которые часто даже не осознают все опрятные вещи, которые они должны сказать.

Урок 09 - Помощь студентам в решении проблем математики и расчета. Но математика не должна быть такой страшной. Урок 10 - Изменение класса. Урок 11 - Управление студенческим поведением. У всех нас были дни, когда ходить в школу было перетаскиванием. Потому что школа вынуждает их решать большие задачи, часто это их наименее любимая вещь. Это может привести к большим поведенческим проблемам, которые вам придется обезвредить творчески. В этом уроке мы рассмотрим некоторые большие стратегии.

Обучение на дому

Ст. 18 Закона о социальной защите инвалидов предусматривает, что при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели утвержден Постановлением Правительством Российской Федерации от 18.17.1998 г.

Урок 12 - Связывание дома и школы. Работа с особыми потребностями студентов стала страстью к Саре Хардин в седьмом классе, когда она вызвалась в летний лагерь для детей с физическими недостатками. Их готовность продолжать пробовать новые вещи, несмотря на серьезные препятствия, произвела на нее впечатление и вдохновила ее стать специальным педагогом. Она преподавала специальное образование в течение девяти лет, главным образом на начальном уровне.

Какие виды обучения на дому бывают?

Будучи сертифицированным преподавателем, который уже много лет выходит из класса и теперь вернулся на поле, это было именно то, что мне нужно для изучения сертификации в специальном образовании. Советы по обучению можно использовать для опытного или нового инструктора. Дополнительные ресурсы, которые она рекомендовала, были отличными.

Основанием для организации надомного обучения является заключение лечебно-профилактического учреждения (перечень заболеваний дающих право на надомное обучения утвержден совместным письмом Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 8/28.07.1980 г.).

Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы, как правило, ближайшее к их месту жительства. Также, обучение на дому могут осуществлять и педагоги специальных (коррекционных) школ по программе этих школ. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные учреждения.

Мне хотелось бы взять с собой еще несколько занятий. Инструктор был очень организован и основателен. Мне нравится, что она начинала с основ и не предполагала того, что мы уже знали. У Сары большой стиль письма, и это сделало уроки забавными и удобными для чтения. Спасибо за замечательный онлайн-класс!

Образование на дому: не только по необходимости

Этот класс был очень полезен, особенно для новых учителей. Наш инструктор был замечательным, очень интерактивным, и все уроки были полезными и полезными! Инструктор сохранил мой интерес и оставил меня желать большего! Замечательный курс - любил практические предложения!

Детям-инвалидам, обучающимся на дому образовательное учреждение бесплатно предоставляет на время обучения учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Условия обучения и воспитания ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении

Хорошая информация с множеством практических предложений, чтобы попробовать сразу. Курс и инструктор были превосходны. Список дополнительных материалов был очень тщательным и полезным при поиске дополнительной информации по конкретным темам. Инструктор сделал интересным и интересным изучение.

Опыт работы с детьми-инвалидами

Очевидно, что она очень хорошо ее знает. Спасибо, Сара, за предоставление такого ценного и информативного класса в Интернете. Формат был четким, хорошо организованным и простым в навигации. Это было безусловное удовольствие от вашего класса. При этом эти устройства уменьшают разочарование, укрепляют доверие и, ну, просто работают в обучении студентов навыкам, необходимым им, чтобы научиться процветать. В отличие от многих других устройств и предыдущих технологий сенсорная технология интуитивно понятна в использовании.

Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.

Аналогичным образом, для студентов с двигательными нарушениями технология сенсорных экранов намного больше синхронизируется с тем, как двигаются их тела. Также легче держать глаза в одном месте, а не визуально перемещаться между экраном и клавиатурой.

Они препятствуют тому, чтобы студенты перегружались

Приклеиваясь к экрану и пишу пальцем, Винсент разработал те же тонкие моторные навыки, которые ему понадобится для удерживания карандаша. Все учащиеся имеют свои сильные и слабые стороны обучения; это просто, что они произносятся у студентов с ограниченными возможностями обучения. Таким образом, то, что может показаться простой задачей для одного ученика, может быть подавляющим для другого. Это потрясающе для учащихся с ограниченными возможностями обучения и может привести к разочарованию и неэффективности.

Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 №17-253-6 устанавливает следующее количество часов для занятий с обучающимся на дому:

    I-III(IV) до 8 часов

    IV(V)-VII классах до 10 часов

    VIII(IX) классах до 11 часов

    IX(X)-X(XI) классах до 12 часов

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому четко не предусматривает возможности обучения по индивидуальному плану, хотя такая возможность установлена Законом о социальной защите инвалидов. Из положений закона о социальной защите следует, что надомное обучение организуется для детей, которые по состоянию здоровья не могут обучаться в общих или специальных учреждениях. Понятие «невозможность обучаться по состоянию здоровья» сейчас не включает в себя невозможность освоить общеобразовательную программу. Получается, что порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому регулирует обучение на дому тех детей, которым в силу заболевания трудно ходить в школу, но их обучение не требует специальных методик. На наш взгляд, Закон, предусмотрев возможность обучения по индивидуальному плану, включил в понятие «невозможность обучаться в общем или специальном учреждении» и невозможность освоить общеобразовательную программу, необходимость применения специальных педагогических методик. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому должен быть дополнен положением о возможности обучаться по индивидуальному плану.

Они настраивают среду обучения

Итак, если студент борется с одним навыком, необходимым для выполнения большего задания, он может рассмотреть и развить это умение в приложении, прежде чем решать большую задачу. Это также мешает ученикам отвлекаться на подходы, которые не имеют решающего значения для обучения под рукой, а вместо этого предназначены для того, чтобы быть маршрутом к нему.

В каких случаях ребенка переводят на надомное обучение?

Если этот конкретный маршрут не говорит с ними, им не нужно следить за ним и сосредоточиться на том, что действительно важно. Например, студент, который обрабатывает мир на слуховой манере, может записывать лекции и преобразовывать их в заметки позже, чтобы они могли уделять больше внимания классу, вместо того, чтобы скремблировать, чтобы записывать все, когда это делается, будет только отвлекать.

П.8 Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому предусматривает, что родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Они помогают учащимся с ограниченными возможностями общения общаться

Для визуальных мыслителей, таких как ученики с аутизмом, учителя могут предоставить фото-тяжелую версию для своей лекции, чтобы ученик мог читать, когда они учат. Соответственно, эти приложения дают учащимся голос через контакт, предсказывают завершение предложения или просто позволяют студентам быстро отвечать на вопросы «да» или «нет».

Они могут строить социальную осведомленность

Такие приложения не только обеспечивают слушателей с ограниченными возможностями обучения, но также оказывают на них давление, чтобы сказать что-то «правильно», в свою очередь помогая им быть более выразительными в целом. Они также предоставляют доступ к приложениям, которые специалисты по обучению могут использовать для совместной работы над созданием очень специфических навыков. Технология часто рассматривается как важный источник социального отключения. Эти приложения обеспечивают необходимое обучение и практику.

Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями). Данная норма вызывает некоторую путаницу, не совсем понятно, что законодатель имеет в виду, говоря о родителях, осуществляющих обучение своих детей самостоятельно, имеется ли в виду семейное образование или что-то другое. Если в п. 8 Положении говорится о семейном образовании, непонятно, почему вводится дополнительное определение, форма семейного образования достаточно подробно урегулирована законом об образовании. Например, во Владимирской области в Положении о порядке выплаты и размерах компенсации затрат родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание детей-инвалидов на дому» утв. Решением Владимирского городского совета народных депутатов от 17.04.2003 №82 данная норма трактуется именно как семейное образование, и компенсации выплачиваются родителям, осуществляющим обучение своих детей в семье.

Конечно, важно отслеживать поведение всех учеников, чтобы вы знали, кто следит за их домашним заданием и где слабые стороны лежат. Тем не менее, это еще более актуально для студентов с ограниченными возможностями обучения не только для отслеживания их очень специфических улучшений, но и в точном определении того, где их трудности лежат. Это полезно сначала в достижении диагноза, а затем в его хонинговании. В конце концов, многие ученики с ограниченными умственными способностями обучения не попадают в одну категорию, и чем точнее данные о том, как они учатся, тем легче будет точно определить, что происходит.

Существующая практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями. Дети, обучающиеся на дому находятся в более невыгодном положении, чем дети, обучающиеся в спец. школах, поскольку спец. школа кроме образования оказывает услуги по социальной и медицинской реабилитации. Дети, обучающиеся на дому могут получить такие услуги с помощью ИПР, но, поскольку механизм ИПР действует неудовлетворительно, дети, обучающиеся на дому фактически не получают таких услуг. Министерство образования для преодоления данных недостатков надомного обучения рекомендует создавать образовательные учреждения надомного обучения (школы надомного обучения) 10 .

Они отлично подходят для организации

Многие студенты с ограниченными возможностями обучения борются с организацией. Представьте, сколько часов вы вернетесь, когда вы не сидите там, ожидая, когда ваш ученик выкопает груды страниц в своем рюкзаке! Студенты с ограниченными возможностями обучения уже чувствуют, что они находятся на краю социальной сферы класса, и вмешательства, которые полностью отличаются от методов, которые использует остальная часть класса, только подчеркивают это чувство.

Они могут успокоить студентов, которые борются с эмоциями

Как вы видели, как их лучше всего использовать? Если чтение медленно идет для вашего ребенка, рассмотрите следующие понятия. Ваш ребенок готов прочитать, когда формы букв легко распознаются; звуки букв легко различаются с помощью рифм и подражания; и они указывают на желание читать через замещающие слова на упаковках, знаках и книгах. Если ваш ребенок еще не готов читать, расслабьтесь! Однако, подобно растению, дети нуждаются в благодатной почве для роста и зрелости.

  • Чтение вслух каждый день.
  • Играя в игры и делая слова с магнитными буквами на холодильнике.
  • Преподавание детских рифм и составление собственных рифм.
  • Преподавание стихов Библии.
  • Игра с карандашом и бумагой.
Это очень важный фактор для чтения.

В этом смысле интересен опыт Москвы . Закон об общем образовании в городе Москве перечисляет школу надомного обучения среди учебных заведений, реализующих общеобразовательные программы. Положение об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения) утверждено Распоряжением премьера Правительства Москвы от 25.07.1995 г. №726-РП.

Пожалуйста, помните, что дети дальновидные до 11 лет. Зрение вашего ребенка может быть превосходным, но его видение может быть плохим. После шести лет дети начинают более эффективно фокусировать свои глаза. Это время, когда трудности с изображением могут действительно возникать. Если дети читают только одним глазом за раз, они часто будут скреститься или прочесть письма. Если один глаз доминирует над другим глазом, буквы будут легко меняться, и буквы и слова могут показаться перемещающимися на странице.

Чтение будет очень сложным, если глаза двигаются короткими рывками и прыжками и не могут нормально отслеживать или следовать объекту. Когда эти проблемы присутствуют, ребенок должен очень сосредоточиться, чтобы сохранить буквы на странице. Дети с проблемами зрения сильно шевелятся во время обучения чтению. Они также жалуются на головные боли, что чтение «скучно» и легко отвлекается. Если вы подозреваете проблему зрения, отвезите своего ребенка к окулисту, который также является видением терапевта.

Школа надомного обучения, реализуя цели и задачи государственного образовательного учреждения, одновременно решает и специальные задачи коррекционного характера, обеспечивающие обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе больных детей, которые по состоянию здоровья не могут систематически посещать занятия в школе, в возрасте до 16 лет (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым дети выводятся на индивидуальное обучение на дому - письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 8/28 июля 1980 г. N 281-М/17-13-186. Формы обучения могут быть различными: классно-урочная (при наличии 8 человек одного класса), групповая (до 4 человек), индивидуальная. Формы определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с медицинскими показаниями. Занятия могут организовываться как в условиях помещений школы, так и на дому у ребенка. На данный момент органы образования Москвы считают школы надомного обучения средством интеграции детей-инвалидов.

· Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861.

· Письмо Министерства Народного образования РСФСР от 14.11.1987 №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»

· Письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 08/28.07. 1980 №281-М/17-13-186

· Положение об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения), утверждено Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 25 июля 1995 г. N 726-РП;

Вопросы получение инвалидами начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования регулируются следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", с изменениями на 23.12.2003, (п.3 ст.11 и п.3 ст.16);
  • Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", с изменениями на 25 июля 2002 г., (п. 15 ст. 14);
  • Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с изменениями на 25.07.2002 г., (п. 18 ст. 14);
  • Порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации (утв. приказом Минобразования РФ от 9 декабря 2002 г. N 4304)
  • Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 24 февраля 1998 г. N 500, с изменениями на 14.01.2003, (п. 21);
  • Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1999 г. N 27/502-6 "Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования";
  • Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 г. N 487 (п. 24);
  • Письмо Минтруда РФ от 21 января 2002 г. N 365-ГК "О справке для получения государственной социальной стипендии";
  • Письмо Госкомвуза РФ от 18 августа 1994 г. N 19-36-93ин/19-10 "О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги" (п. 2)

Положение детей-инвалидов в России: право на образование, социальную интеграцию и реабилитацию .

Специальный доклад российских неправительственных организаций для Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам (CESCR)

(Доклад представлен в связи с рассмотрением Комитетом ООН в ноябре 2003 г. Четвертого периодического доклада Российской Федерации)

Исполнители:

1) Борис Альтшулер,РОО «Право ребенка»,

Москва, 119019, ул. Новый Арбат, оф. 19-18, 19-20, тел.: (7-095) 291-58-72; тел./факс: 291-9176;e-mail: [email protected] & [email protected] Веб-страница: www.pravorebenka.narod.ru

2) Сергей Колосков и Марина Царькова,«Ассоциация Даун синдром»\МООИ «Общество Даун Синдром», Москва, 101000, ул. Мясницкая, 13-3; тел./факс: (7-095) 925-6476;

e-mail: [email protected] Веб-страницы: www.mdrr.org.ru & www.notabene.ru

3) Роман Дименштейн и Ирина Ларикова,Региональная благотворительная общественная организация (РБОО) «Центр лечебной педагогики»,

Москва, 119311, ул. Строителей, 17 «Б»; тел./факс: (7-095) 131-0683, (7-095) 133-8447;

e-mail: [email protected] & [email protected]

1. На конец 2001 г. численность детей-инвалидов (до 18 лет), получающих социальные пенсии, назначаемые службами медико-социальной экспертизы, составляла 658,1 тыс. человек, из них 71% (т.е. 467 тыс.) дети-инвалиды школьного возраста 7-17 (полных) лет. Вместе с тем, как сообщила профессор Лариса Балева: «По расчетам специалистов, показатели детской инвалидности должны быть выше – не меньше 1 миллиона, потому что очень многим детям-инвалидам инвалидность не оформляют, механизм ее установления на практике работает очень плохо». Из общего числа официально зарегистрированных инвалидов 91% живут в семье, 60,9 тыс. (9%) – в интернатных учреждениях Минздрава, Минобразования и Минтруда России. Основными заболеваниями, приводящими к инвалидности (60% всех детей-инвалидов, т.е. около 400 тыс. человек) являются болезни нервной системы, психические расстройства и расстройства поведения и врожденные аномалии. 96,3 тысячи детей-инвалидов (14,6% от общего числа детей-инвалидов) страдают интеллектуальной недостаточностью. 29 тысяч детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 4 до 18 лет, проживают в интернатах Минтруда (что составляет 30,1% детей-инвалидов с таким диагнозом).

2. Ни один из государственных докладов не сообщает о том, сколько детей-инвалидов получают образование . (В ежегодных Государственных докладах всегда приводятся данные об обучении «детей с ограниченными возможностями» - понятие очень широкое, включающее и множество детей, не являющихся официально признанными инвалидами). Однако, проведенное Ассоциацией Даун Синдром исследование первичных данных, предоставленных Госкомстату РФ в 2000 г. Минобразованием России (Формы государственной статистической отчетности 76-РИК и Д-9) и данных Минтруда, позволило установить число учащихся детей-инвалидов – 184,6 тыс.. Сопоставление этой цифры с вышеприведенным числом детей-инвалидов школьного возраста показывает, что из них почти 300 тыс. лишены конституционного права на образование. В основной массе это дети с психоневрологическими нарушениями, в отношении которых даже в официальных документах зачастую употребляется, в сущности, варварская формула «не подлежащие обучению» (использовало эту не предусмотренную никакими законами формулу и Правительство РФ в своем Ответе на вопрос № 34 Комитета ООН, указав при этом примерно в 10 раз заниженное число таких детей). Мониторинг, проведенный Ассоциацией Даун Синдром летом 2003 г. по 41 региону России показал, что дети-инвалиды с интеллектуальной недостаточностью получают образование лишьв редких случаях . «Центр лечебной педагогики» обладает множеством документальных свидетельств официальных отказов родителям детей-инвалидов в предоставлении предусмотренных законом услуг по развитию и образованию ребенка-инвалида.

3. Исходя из международного опыта образования детей-инвалидов, сформулированного в Саламанкской декларации ЮНЕСКО, принятой 92 странами членами ООН, реализация права на образование всех детей-инвалидов может быть обеспечена посредством интегративного обучения, т.е. посредством создания условий для их обучения в системе общего образования. Такой подход, составляющий во многих странах основу мер по осуществлению важнейшего права инвалидов на социальную интеграцию и закрепленный в ст.18, 19 ФЗ 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181 (далее Закон №181), на практике не реализуется . По данному вопросу отсутствуют нормативные правовые акты органов исполнительной власти, которые требуются для применения Закона №181 и не определяется финансирование.

4. Практически полностью отсутствует инфраструктура реабилитационной помощи детям с серьезными нарушениями развития. Крайне важно отметить отсутствие важнейшей для реабилитации детей-инвалидов службы по оказанию психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста (0-3 года).

5. В такой ситуации особое значение приобретает реализация механизмов, предусмотренных Законом №181 (ст. 11, 18) и Законом «Об образовании» (ст. 40, п. 8), согласно которым государство компенсирует семье затраты на реабилитационно-образовательные услуги, полученные вне рамок государственной системы образования и реабилитации (в денежном виде), если не может предоставить такие услуги непосредственно (в «натуральной» форме). И то, и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду реабилитацию и образование за счет целевых бюджетных средств. Однако сегодня выполнение этих норм законов встречает следующие основные препятствия:

(1) - в массовом порядке, в нарушение ст. 11 Закона №181, не составляются индивидуальные программы реабилитации инвалида (ИПР): «В 2001 г. для 122,5 тыс. детей-инвалидов разработаны ИПР», откуда следует, что 535,6 тыс. (из общего числа 658,1 тыс.) детей-инвалидов России лишены права на реабилитацию. Эти выводы подтверждаются и резко негативным заключением Генерального Прокурора по результатам проверки исполнения Закона № 181 во всех регионах России, осуществленной по поручению Президента РФ (об этом поручении сказано в ст. 20 комментируемого Четвертого госдоклада в Комитет ООН):«законодательство о социальной защите детей-инвалидов выполняется неудовлетворительно»; ИПР «…разрабатываются лишь в единичных случаях». В том же письме Генерального прокурора отмечается: «В соответствии со ст. 11 Закона №181 основанием для реабилитации инвалида и предоставления ему предусмотренных законодательством льгот и гарантий является индивидуальная программа реабилитации», то есть указанные в Письме Генпрокурора факты являются прямым нарушением действующего законодательства. Даже самые крупные города не являются исключением, что подтверждают, например, результаты проверки, проведенной московской прокуратурой (Письмо Прокуратуры г. Москвы от 10.07.2003 № 21-116-03): «…обращение о нарушении государственной службой медико-социальной экспертизы Москвы прав детей-инвалидов в части составления индивидуальных программ реабилитации признано обоснованным…».

(2) - в тех редких случаях, когда индивидуальная программа реабилитации (ИПР) все же составлена, и родители смогли получить услуги в негосударственном секторе, компенсация средств на реабилитационные услуги органами социальной защиты не производится (вопреки требованиям ст. 11 Закона № 181 - о возмещении семье средств, потраченных ею на реализацию ИПР ребенка-инвалида), добиться ее получения можно только по решению суда (родителям удалось выиграть несколько таких судебных процессов – см. об этом в вышеназванных изданиях «Центра лечебной педагогики»). Как свидетельствуют результаты уже упомянутой проверки Генеральной прокуратурой, «одной из причин создавшегося положения является то, что Правительство РФ в нарушение требований ст. 10 Закона № 181-ФЗ, принятого в 1995 г., до настоящего времени не утвердило «Федеральную базовую программу реабилитации инвалидов и порядок ее реализации». Тем самым, в условиях тотальной несостоятельности государства в сфере реабилитации детей с серьезными нарушениями развития, родителям перекрывается и финансовая возможность альтернативного выбора.

6. В отсутствии инфраструктуры помощи детям-инвалидам с интеллектуальной недостаточностью по месту жительства, его семья стоит перед выбором: одному из родителей отказаться от работы и получать пособие по уходу за ребенком 75 руб. (2,5 доллара) в месяц или поместить ребенка в интернат. При этом социальное пособие («пенсия») на ребенка инвалида составляет 681,1 руб. (22,7 доллара) в месяц и не обеспечивает прожиточного минимума даже для здорового ребенка - 1500 руб. (50 долларов) в месяц. «У нас совершенно не развита система временного содержания инвалидов и помощи таким семьям», - Лариса Балева в вышеназванном интервью «Новым Известиям». Это приводит к тому, что, несмотря на рекомендации Комитет ООН по правам ребенка сократить количество детей-инвалидов в интернатах, за последние годы государство так и не сделало значимых практических шагов в этом направлении.

7. Дети-инвалиды с интеллектуальной недостаточностью (см. п.1), проживающие в интернатах Минтруда, более 50% из них - социальные сироты, не получают образования, поскольку подавляющее большинство данных интернатов не имеет статуса образовательных учреждений, условий и ресурсов, которые предусмотрены законодательством об образовании. При этом свыше 40% этих детей признаются не подлежащими никакому обучению. Для этих детей не предусматривается какой-либо педагогический персонал, что приводит к нарушению их права на воспитание, тем самым дети подвергаются «психологическому насилию, отсутствию заботы и небрежному обращению», «бесчеловечному и унижающему достоинство обращению», подпадающему под соответствующее определение Конвенции о Правах Ребенка (ст.19 п.1 и ст. 39), на что многократно указывалось российской и международной общественностью в течение нескольких лет.

В 2000г. умерло 767 детей из списочного количества 28546 детей, находящихся в детских домах-интернатах для детей с глубокой умственной отсталостью (ДДИ) в возрасте от 4 до 18лет . К сожалению, статистические сведенья о смертности детей-инвалидов в РФ не собираются, что не дает нам возможности сравнить эти данные со смертностью детей с таким же диагнозом, проживающим в семьях. Однако смертность в ДДИ представляется нам слишком высокой. Приведем данные о смертности детей в РФ: Всего умерших от всех причин 57,1 на 100000 человек соответствующего возраста. В том числе от несчастных случаев, травм и отравлений 29,1 на 100000. От болезней по России умерло 28 детей на 100000. Младенческая смертность 1530 детей на 100000.

8. В 2002-2003 гг. по инициативе Ассоциации Даун Синдром в Правительство РФ по вопросам защиты социальных прав детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью обратились Комиссия по правам человека Президента РФ, Уполномоченный по правам человека РФ и профильный комитет Госдумы. Позитивным результатом этих усилий стали письма Минтруда и Минобразования, направленные зимой 2003 г. во все регионы России – с рекомендацией провести лицензирование и аккредитацию в качестве образовательных учреждений ДДИ, провести учет детей-инвалидов и обеспечить их образовательными услугами. Однако, вышеуказанный мониторинг, проведенный Ассоциацией Даун Синдром летом 2003 г. в 41 регионе России, показал, что эти рекомендации выполняются неудовлетворительно (в частности штат воспитателей и учителей ДДИ почти повсеместно в 5-15 раз меньше предусмотренного образовательными стандартами).

Случайные статьи

Вверх