Какие налоги платит общественная организация. Нюансы перехода некоммерческой организации на усн

Упрощенная система налогообложения в НКО. Складывается впечатление, что у всех разное мнение на этот счет. Начнем с того, что для начала надо разделить его, на несколько главных вопросов, и каждый имеет свой ответ.

1. Законно ли применение УСН в НКО.

Ответ да, законно. Любая форма НКО имеет право применять Упрощенную систему налогообложения (УСН). Как УСН 6% (доходы), так и УСН 15% (доходы, за вычетом расходов). НКО является юридическим лицом, подчиняется налоговому кодексу и применяет стандартные правила при ведении учета на УСН.

Есть конечно и исключения: Инвестиционным фондам и Адвокатским образованиям (Адвокатский кабинет, Коллегия адвокатов, Адвокатское бюро), напрямую запрещено применение УСН согласно Налоговому кодексу статье 346.12.

Только вот в чем загвоздка, 90% "обычных" бухгалтеров не знают эти правила, т.к. в коммерческих организациях они почти никогда не возникают. Вот именно из-за этого НКО на УСН, сталкиваются с проблемами применяя УСН, а знать их надо.

Вот теперь перейдем к главному вопросу.

2. Мифы и заблуждения связанные с УСН в НКО.

Начнем с развенчания мифов, которые приписывают УСН вообще и УСН в НКО в частности. И потом подробно разберем каждый из ответов.



  • Перейдя на УСН вы все равно будете сдавать отчетность ежеквартально, а если есть сотрудники, то ежемесячно!

  • Если в некоммерческой организации нет выручки, УСН не сдается нулевая!

  • В НКО, в большинстве случаев УСН увеличивает налоги подлежащие к уплате, а не наоборот!

3.Преимущества применения УСН в Некоммерческой организации. Нужна ли она мне вообще?

Реальные преимущества для НКО от УСН:

  • Количество предоставляемых отчетов в течение года, уменьшается с 41 до 34.

  • Возможно сдать все отчеты без применения ЭЦП. Но с целыми тремя оговорками.

  • Существуют частные случаи, когда УСН очень выгодно НКО. Подробно разберем почти все эти случаи ниже.

Важно. Многие переходят на УСН, т.к. панически боятся НДС. Сразу замечу, что некоммерческие взносы и пожертвования не облагаются НДС И НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ. Раздел расчета налога у этих декларациях будут пустыми. И главное, есть альтернатива. Согласно 145 статье НК, если ваша выручка была менее 2млн рублей, за последние три месяца, вы имеете право, добровольно отказаться от обязанностей плательщика НДС. Т.е. фактически будете сдавать только декларацию по налогу на прибыль, а ваша выручка, так же как и на УСН, не облагается НДС. Тоже считаете доходы, за вычетом расходов, и никакого минимального налога от выручки в размере 1%. А так как цель НКО не получение прибыли, можете всегда работать в убыток, без уплаты налогов в бюджет вообще.

Практический совет: чтобы не раздражать автоматические выборки ИФНС, старайтесь начислить несколько рублей налога на прибыль к уплате, и все таки не показывать убытки.

4. Какой форме НКО, УСН действительно необходима.Когда УСН действительно выгодна.

Перечислю ситуации, когда УСН есть смысл применять.

  • Если НКО абсолютно нулевая, и будет нулевой более года, а отсутствие денежных средств не позволяет платить по 5000р ежегодно за ЭЦП. Тогда можно уйти в "заморозку" понимая, что когда придет время, будет необходимо провести двухмесячную процедуру реанимации НКО и сверки с фнс и фондами, по вопросам все ли отчеты отправленные почтой дошли.
  • НКО, которые формируют свои поступления за счет деятельности приносящей доход с выручкой более 2 млн в месяц. Ери этом прибыль от этой деятельности высокая. Выгодно использовать УСН 6%, и уплатив от прибыли 6%, чистую прибыль перевести на финансирование своих некоммерческих программ, как целевое поступление.
  • Если зарплаты занимают более 30% себестоимости. Применяя УСН 15% в определенных видах деятельности, организация получает льготу по страховым взносам за сотрудников. Например в IT сфере, или образовательных услугах по лицензии. В этом случае экономия по страховым взносам превышает минимальный налог 1% при УСН 15%.

5. Переход на УСН для НКО.

Действующие НКО могут подать заявление в ИФНС на применение УСН с октября по декабрь. И на следующий год, будут применять УСН.

С новыми НКО есть особенность. Обычно заявление на применения УСН подаётся в составе пакета документов на регистрацию организации. Но Минюст это заявление почти всегда не принимает. Необходимо подать отдельно в свою ФНС заявление на применение УСН, в течение 30 дней с даты регистрации в ФНС. Важно, не с даты получения документов в Минюсте, а именно с даты регистрации в ФНС. Т.к. получить в Минюсте документы может получиться только на 20-30 день. В итоге замешкаться и не успеть.

Фактически, необходимо следить за ЕГРЮЛ. Как только там появились, изготавливайте печать и подавайте заявление на УСН, еще до получения оригиналов уставных документов в Минюсте.

Некоммерческие организации на практике часто встречаются с вопросами по налогообложению их деятельности. Например, имеет ли право автономная некоммерческая организация применять УСН и оказывать платные образовательные услуги в области повышения квалификации руководящих кадров и специалистов предприятий и организаций и не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы.

Отметим, что автономная некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения. Переход организации на упрощенную систему налогообложения (УСН) осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Пунктами 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ установлен перечень видов деятельности и иных условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять УСН.

Так, например, в соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Однако данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, к которым в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относятся и автономные некоммерческие организации (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 № 3114/04, письмо ФНС России от 28.12.2004 № 22-0-10/1986@).

Положений, запрещающих автономным некоммерческим организациям применять упрощенную систему налогообложения, налоговое законодательство не содержит. Поэтому при соблюдении перечисленных в п.п. 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ условий автономная некоммерческая организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 346.13 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ для перехода на упрощенную систему налогообложения организации достаточно в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого она намерена перейти на УСН, подать в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@.

Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 19.05.2009 № 03-11-06/2/92). Такое заявление может быть подано и одновременно с , необходимыми для государственной регистрации юридического лица. В этом случае в заявлении о переходе на УСН не указываются ОГРН и ИНН/КПП (письмо МНС России от 27.05.2004 № 09-0-10/2190).

Что касается оказания платных образовательных услуг в области повышения квалификации руководящих кадров, и возможности не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы, то авторы отмечают, что д оходы, получаемые автономной некоммерческой организацией от реализации платных образовательных услуг, направляемые на обеспечение образовательного процесса, подлежат включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Согласно п. 1 ст. 46 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Об образовании) негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. При этом платная образовательная деятельность образовательного учреждения не рассматривается в качестве предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (п. 2 ст. 46 Закона Об образовании).

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при применении УСН должны включать в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются исходя из положений ст.ст. 249 и 250 НК РФ соответственно. Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

Согласно положениям ст. 249 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли относится, в частности, доход от реализации товаров, работ, услуг, которым признается выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Реализацией товаров, работ или услуг согласно ст. 39 НК РФ признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Перечень операций, которые в целях налогообложения не признаются реализацией товаров, работ или услуг, установленный п. 3 ст. 39 НК РФ, не включает операции по оказанию платных образовательных услуг.

Кроме того, исчерпывающий перечень доходов, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли у некоммерческих организаций, предусмотренный ст. 251 НК РФ, не содержит такого вида доходов, как доход от оказания платных услуг.

Таким образом, доход, полученный негосударственным образовательным учреждением от реализации платных образовательных услуг, признается в соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации и подлежит включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Аналогичная позиция (в отношении организаций-плательщиков налога на прибыль) приведена в письмах Минфина России от 24.06.2010 № 03-03-06/4/63, от 19.10.2006 № 03-03-04/1/701, УФНС России по г. Москве от 13.09.2006 № 20-12/81131.

Специалисты финансового и налогового ведомств поясняют, что средства, получаемые налогоплательщиками за оказание платных услуг, в том числе негосударственными образовательными учреждениями, направляемые на обеспечение образовательного процесса, являются доходами от реализации и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ. Следовательно, организации, применяющие УСН, доходы от оказания платных образовательных услуг должны включать в состав налоговой базы.

Если некоммерческая организация занимается коммерческой деятельностью, рассмотрим как принимается к вычету НДС по коммерческой и некоммерческой деятельности, как распределять НДС по косвенным и прямым расходам и надо ли заполнять в декларации по НДС раздел 7.

Согласно ст. 143 НК РФ некоммерческие организации (далее - НКО) относятся к плательщикам НДС.

Следовательно, вне зависимости от того, осуществляет НКО предпринимательскую деятельность или нет, оно имеет все права и обязанности плательщиков НДС в соответствии с порядком, предусмотренным главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.

При приобретении товаров (работ, услуг) за счет целевых средств и предполагаемых к использованию при осуществлении некоммерческой (уставной) деятельности, не связанной с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг), НДС, уплаченный поставщикам, к вычету не принимается. Суммы "входного" НДС в этом случае должны быть включены в стоимость таких товаров (работ, услуг) на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. Счет-фактура не вносится в книгу покупок, а регистрируется в журнале полученных счетов-фактур.

Однако по предпринимательской деятельности НКО должны формировать налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке. Объектом налогообложения будет выручка от реализации товаров (работ, услуг). "Входной" НДС, уплаченный при приобретении товаров, имущества, работ и услуг, которые будут использоваться в предпринимательской деятельности, можно принять к вычету при выполнении требований, установленных ст.ст. 171 и 172 НК РФ, а именно:

  • товары приняты на учет на основании соответствующих первичных документов;
  • товары приобретены для использования при осуществлении операций, облагаемых НДС;
  • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура.

Отметим также, что НК РФ не содержит условия о том, что право на вычет ставится в зависимость от источника средств, перечисленных поставщику (постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07).

Таким образом, по нашему мнению, НКО вправе принять к вычету НДС и по тем товарам (работам, услугам), приобретенным за счет целевых поступлений от учредителя, но подлежащих использованию в коммерческой деятельности (письмо Минфина России от 28.12.2006 № 03-03-04/4/194).

Порядок ведения раздельного учета

В том случае, если приобретенные товары (работы, услуги) будут использованы как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях, НКО обязаны вести раздельный учет данных расходов и НДС по ним (письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2007 № 19-11/12142).

Порядок ведения раздельного учета необходимо закрепить в учетной политике организации для целей налогообложения (письмо УФНС России по г. Москве от 20.10.2004 № 24-11/68949).

Сразу обращаем внимание, что в том случае, если можно установить факт прямого использования товаров (работ, услуг) при совершении необлагаемых или облагаемых операций, учет сумм входного НДС осуществляется в соответствии либо с абзацем вторым, либо с абзацем третьим п. 4 ст. 170 НК РФ, а именно:

  • учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;
  • принимается к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.

Если приобретаемые товары (работы, услуги) используются в деятельности, как облагаемой, так и освобожденной от обложения НДС, то в этом случае указанные расходы характеризуются тем, что их нельзя учесть каким-либо методом в составе затрат по определенному виду деятельности и точно распределить их (соответственно и входной НДС) между облагаемыми и освобожденными от обложения НДС операциями. Иначе говоря, изначально нельзя рассчитать, в каком размере "входной" НДС может быть предъявлен к вычету, а в каком - учтен в стоимости товаров (работ, услуг), в том числе по ОС и НМА. Как правило, основные трудности в этом случае возникают, когда необходимо распределить НДС по товарам (работам, услугам), входящим в состав общехозяйственных расходов, таким как приобретение канцтоваров, услуг, необходимых для функционирования организации в целом (услуги по обслуживанию справочно-правовых систем, аренда и т.п.).

В этом случае в соответствии с положениями п. 4 ст. 170 НК РФ распределение НДС должно осуществляться путем расчета пропорции исходя из определения доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Иными словами, указанная пропорция определяется исходя из всех доходов, являющихся выручкой от реализации товаров (работ, услуг), как подлежащих обложению НДС, так и не облагаемых данным налогом.

При этом не играет роли, на каких счетах бухгалтерского учета отражаются указанные доходы (на счете 90 "Продажи" или на счете 91 "Прочие доходы и расходы") (письмо Минфина России от 10.03.2005 № 03-06-01-04/133). Кроме того, при расчете указанной пропорции также не важно, на какой основе происходила передача права собственности (результатов работ) (на возмездной или безвозмездной).

Для определения пропорции берутся данные текущего налогового периода (письма Минфина России от 26.06.2008 № 03-07-11/237, от 20.06.2008 № 03-07-11/232, ФНС РФ от 24.06.2008 № ШС-6-3/450@). В соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период для целей исчисления НДС - квартал. Следовательно, определение пропорции для расчета сумм НДС следует производить по итогам текущего квартала. Данная позиция высказана налоговым органом и согласована с Минфином России (письмо ФНС России от 01.07.2008 № 3-1-11/150).

Для обеспечения сопоставимости показателей при определении указанной пропорции стоимость отгруженных за налоговый период товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению, следует учитывать без НДС (письмо Минфина России от 18.08.2009 № 03-07-11/208).

Отметим, что универсального способа ведения раздельного учета НК РФ не содержит, поэтому организации нужно самостоятельно разработать и отразить в учетной политике свой способ ведения учета входящего НДС.

Например, к счету 19 "НДС по приобретенным ценностям" могут быть открыты отдельные субсчета:

  • 19-1 "НДС по облагаемым НДС операциям";
  • 19-2 "НДС по не облагаемым НДС операциям";
  • 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям".

Суммы, учтенные на субсчете 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям", по итогам квартала подлежат распределению исходя из рассчитанной пропорции доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Заполнение налоговой декларации

В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденным приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н (далее - Порядок), Раздел 7 включается в состав налоговой декларации только при осуществлении налогоплательщиком соответствующих операций. При этом операции, которые подлежат включению в Раздел 7, содержатся в самом его наименовании, а также в п. 44.3 Порядка.

Перечень кодов и наименований операций, подлежащих отражению в декларации, содержится в Приложении 1 к Порядку.

Таким образом, Раздел 7 подлежит заполнению в том случае, если организация осуществляет следующие операции:

  • операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ;
  • операции, не признаваемые объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;
  • операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 147-148 НК РФ;
  • суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев"

Если некоммерческая организация не осуществляет какую-либо из операций, перечисленных в вышеуказанных статьях, Раздел 7 заполнению не подлежит и в составе налоговой декларации не представляется.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая).
  2. Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
  3. Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев".
  4. Приказ Минфина России от 15.10.2009 № 104н.
  5. Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".

Е. Титова,
О. Монако,
В. Пименов,
М. Миллиард,
А. Александров,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ваша организация приняла решение со следующего года перейти на упрощенную систему налогообложения. Существуют ли ограничения или наоборот преференции для НКО? Читайте в статье, какие особенности нужно учесть таким организациям, чтобы грамотно перейти на "упрощенку".

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Упрощенная система налогообложения применяется согласно главе 26.2 НК РФ. Правила, установленные этой главой распространяются на все организации, включая НКО.

Для того, чтобы применить УСН организация должна соответствовать определенным критериям:

  1. Отсутствие филиалов . Применять УСН могут те организации, которые имеют и представительства и обособленные подразделения. Не могут применять УСН только те, кто имеет филиалы. Для того, чтобы определиться с понятием филиала вам нужно обратиться к ст. 55 ГК РФ, в которой говорится, что филиал — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его места нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Наделение статусом филиала или представительства — это прерогатива самой организации. Поэтому отличия между ними бывают очень условные. Учитывая то, что НКО не ведет предпринимательскую деятельность, то можно своему обособленному подразделению придать статус представительства. Если вы им придаете такой статус, то имеете полное право перейти на упрощенную систему. Но, если, после перехода, вы создадите филиал, то лишитесь права применения УСН.
  2. Лимит по выручке от реализации . С 2017 года увеличивается лимит выручки для перехода на УСН. Он будет составлять 120 млн. рублей. Переходить с 2017 года можно с выручкой за 9 месяцев 2016 года не более 90 млн. рублей. Т.к. мы говорим о некоммерческой организации, у которой чаще всего происходит сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности, то в составе доходов, которые являются предельной величиной для перехода и в течение года, участвуют именно доходы от реализации и внереализационные доходы. Целевые средства не участвуют. Поэтому, если вы получили целевые средства, членские, вступительные взносы, различные пожертвования, пожертвования от учредителей и т.д., превышающие лимит, то это не основание не применять упрощенную систему.
  3. Лимит по остаточной стоимости ОС. Есть ещё один нюанс, который следует учитывать НКО в рамках перехода, — это показатель остаточной стоимости основных средств. Когда мы переходим на упрощенную систему налогообложения, то остаточная стоимость ОС не должна превышать 100 млн. рублей по состоянию на 1 октября года, предшествующему переходу (ст. 346.12 НК РФ). К этой категории относятся только амортизируемые основные средства. А если вы такие ОС приобретаете только за счет целевых источников, средств учредителей, пожертвований, то их стоимость для перехода не учитывается. Допустим, вы купили какое-либо имущество и при этом оно не участвует в коммерческой деятельности, а участвует исключительно в целевой деятельности, тогда оно не относится к категории амортизируемого имущества, и вы имеете право применять УСН, даже если бы стоимость ОС превысила лимит.

Для главного бухгалтера предприятия на УСН программа профпереподготовки «

А.К.Толмасова,
юрист Центра развития демократии и прав человека В июле 2002 г. Налоговый кодекс Российской Федерации дополнился новой главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения". В отличие от действующего порядка, перейти на упрощенную систему с 1 января 2003 г. могут все организации, в том числе и некоммерческие, если их статус и деятельность отвечают заданному набору критериев.
Что собою представляет упрощенная система налогообложения (УСН), какие из НКО могут на нее перейти и нужно ли им это делать?
Суть упрощенной системы налогообложения

Организации, перешедшие на УСН, платят единый налог в размере 6 процентов с дохода или 15 процентов с дохода, уменьшенного на величину расходов. При этом единый налог заменяет собой налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог с продаж , налог на имущество организаций и единый социальный налог. Иные налоги уплачиваются организациями в соответствии с общим режимом налогообложения. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование , а также страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в общем порядке.
Организации, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, т.е. они обязаны исчислять и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц, а в случае, например, аренды муниципального или государственного имущества - налог на добавленную стоимость.
Переход на УСН происходит добровольно путем подачи в налоговую инспекцию соответствующего заявления. Срок подачи заявления - с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет перейти на УСН. Какие НКО могут перейти на упрощенную систему налогообложения?

Остановимся лишь на тех критериях, которые имеют непосредственное отношение к абсолютному большинству НКО.

Остальные критерии вообще не приложимы к НКО либо приложимы лишь теоретически (трудно найти НКО, которая являлась бы участником соглашения о разделе продукции). Некоторые сложности в понимании могут вызвать два следующих критерия. Какой объект налогообложения выбрать?

Налогоплательщик самостоятельно может выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. В первом случае налог составляет 6 процентов, во втором - 15. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
Некоммерческие организации, доходы которых состоят преимущественно (или полностью) из выручки, например образовательные организации, которые оказывают платные образовательные услуги, должны сделать выбор на основании экономических расчетов. Если же НКО значительную часть своих доходов получает в виде безвозмездных поступлений, то имеет смысл выбрать в качестве объекта доходы (и, соответственно, ставку 6 процентов), поскольку для такой НКО весьма проблематично зачесть свои так называемые целевые затраты в качестве расходов, на сумму которых могут быть уменьшены доходы.
Начиная с 1 января 2005 года для всех налогоплательщиков, применяющих УСН, объектом налогообложения будет признаваться только доход, уменьшенный на величину расходов (и, соответственно, ставка 15 процентов). Поэтому использовать ставку 6 процентов можно лишь в 2003-2004 годах. В чем преимущества перехода на УСН?

1. УСН как способ выживания.
Ныне действующий порядок налогообложения прибыли таков, что значительная часть некоммерческих организаций фактически лишена возможности получать безналоговые поступления. Например, автономные некоммерческие организации, не занимающиеся благотворительной деятельностью, образованием, наукой, культурой или охраной окружающей среды, обязаны практически все безвозмездные поступления включать в налоговую базу по налогу на прибыль (см. статью 251 Налогового кодекса РФ). Эти поступления признаются внереализационным доходом и из-за отсутствия внереализационных расходов (целевые расходы на уставную деятельность таковыми не признаются) облагаются налогом на прибыль в размере 24 процентов всех безвозмездно полученных средств. В аналогичной ситуации находятся некоммерческие партнерства, союзы и ассоциации и ряд других организаций. Для таких организаций переход на УСН - единственный путь продолжить свое существование. Кроме того, это может быть экономически выгодно.

2. Экономическая выгода.
Поскольку УСН заменяет собой единый социальный налог, применение этой системы может дать экономию на налогах даже тем организациям, которые не осуществляют никакой предпринимательской деятельности. Расчеты показывают, что, если в затратах НКО составляет не менее 20 процентов, то совокупное бремя налогов при переходе на УСН уменьшается.
Рассмотрим пример . Предположим, НКО, применяющая общий порядок налогообложения, получила и израсходовала 100 рублей безвозмездных поступлений. При этом 20 рублей было израсходовано на заработную плату сотрудников. Начисления на заработную плату составили: 2,8 руб. - взносы на обязательное пенсионное страхование, как правило 1 , 0,04 руб. - взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, 4,32 руб. - единый социальный налог (в том числе 2,8 руб. в федеральный бюджет, 0,8 руб. в Фонд социального страхования, 0,72 руб. в фонды обязательного медицинского страхования). Всего отчислений 7 руб. 16 коп., или 7,16 процентов от поступивших и израсходованных средств.
Та же организация, перешедшая на УСН, должна заплатить 2,8 руб. в качестве взносов на обязательное пенсионное страхование, 0,04 руб. - взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и 6 руб. в качестве единого налога. Необходимо к тому же учесть, что сумму единого налога можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов. Таким образом, НКО может уменьшить сумму единого налога (6 руб.) на 2,8 руб., что в итоге дает размер единого налога - 3,2 руб. Совокупное налоговое бремя составит 6,04 процентов (2,8 + 0,04 + 3,2).
Чем выше процент заработной платы в структуре расходов организации, тем больше экономия. Если, например, заработная плата составляет 70 процентов, то сумма всех платежей, связанных с выплатой заработной платы составит 25,06 процентов. При переходе на УСН в тех же условиях организация заплатит государству 12,94 процента от всех поступивших и израсходованных средств.
Если НКО не освобождена от налога на имущество предприятий, экономия будет еще больше.

3. Снижение уровня неопределенности в налогообложении.
Отнесение некоторых безвозмездно полученных доходов НКО к категории целевых, наверное, вызовет претензии налоговых органов. Практика налоговых проверок в условиях действия главы 25 Налогового кодекса РФ (Налог на прибыль организаций) пока отсутствует, но уже сейчас можно предсказать несовпадение взглядов НКО и налоговых органов по некоторым вопросам. Например, есть сигналы, что налоговые органы не склонны рассматривать как пожертвования поступления от иностранных физических или юридических лиц. Легко предсказать, что множество споров вызовет такое безвозмездное поступление, как средства, полученные на осуществление благотворительной деятельности. Является ли социальной поддержкой деятельность правозащитных организаций? Что такое улучшение морально-психологического состояния граждан? Издание и бесплатное распространение книги по проблемам расизма и ксенофобии - это благотворительная деятельность или нет? Подобных вопросов не счесть.
Некоммерческим организациям, которые планируют безвозмездные поступления такого "спорного" характера и хотят обойтись без судебных разбирательств, лучше перейти на упрощенную систему налогообложения и, заплатив не более 6 процентов единого налога, не тревожиться за судьбу организации и ее руководителей.
Важно учитывать, что переход на УСН не препятствует организациям получать и целевые поступления, которые, как и при общем режиме налогообложения, не будут включаться в налоговую базу. Согласно ст. 346.15 НК РФ организации, перешедшие на УСН, при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ .
Пункт 8 ст. 250, в свою очередь, относит к внереализационным доходам доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. Таким образом, техническая и гуманитарная помощь, средства целевого финансирования в виду грантов, членские взносы, пожертвования и прочие целевые поступления не включаются в налоговую базу и у тех организаций, которые перешли на УСН.

4. Упрощение учета и отчетности.
Если некоммерческая организация перешла на УСН и включает в налоговую базу все безвозмездные поступления, она тем самым решает многие сложные вопросы своей деятельности. Исчезает необходимость отчитываться перед налоговыми органами о целевом использовании безвозмездных поступлений, следовательно, вопрос целевого (нецелевого) использования будет обсуждаться только с донором. Можно без опасения разместить временно свободные средства на депозите, можно направить их на создание консультационного пункта, в котором, наряду с бесплатными консультациями, будут оказывать и платные услуги.
Исчезает необходимость вести раздельный учет и вместе с ней становятся неактуальными вопросы, за счет каких средств платить зарплату директору и бухгалтеру, как разделить в учете арендную плату за единственную комнату, в которой ведется вся деятельность.
Организации, у которых при общем режиме налогообложения возникают проблемы с исчислением и (или) уплатой налога на добавленную стоимость, при переходе на УСН перестают искать пути ее решения.
Организации, которые сознательно воздерживались от оказания платных услуг или продажи произведенной продукции, могут смело развивать это направление деятельности. У каких организаций нет интереса переходить на УСН?

Случайные статьи

Вверх