Основа пенсионного возраста: виды пенсий и возрастные рамки в РФ

Премьер Дмитрий Медведев проведет с министрами совещание по бюджету. Правительство уже отказалось от трехлетнего планирования и готовит бюджет только на 2016 г., однако Минфин просчитывает возможности бюджета на три года. Задача – сохранить к концу 2018 г. не менее 2 трлн руб. резервов суммарно в резервном фонде и фонде национального благосостояния (ФНБ), заявил вчера министр финансов Антон Силуанов: «Несмотря на все сложности».

Речь о средствах ФНБ, уточнил его заместитель Максим Орешкин: резервный фонд будет исчерпан. «Идея – использовать резервный фонд, чтобы привести расходы в соответствие с реальными возможностями государства при консервативном уровне цены нефти и перейти к нулевому использованию резервов», – сказал он. Еще летом Минфин планировал, что к концу 2018 г. в резервном фонде останется 0,5 трлн руб.

В одном из последних вариантов проектировок бюджета есть расчеты, что чуть более 0,5 трлн руб. в резервном фонде останется уже к началу 2017 г. и в расход пойдут средства ФНБ. В 2018 г. будут исчерпаны и они. Прибегать к финансированию дефицита бюджета средствами ФНБ очень бы не хотелось, говорят два чиновника Минфина. «Если выбор между исчерпанием фондов, в том числе ФНБ, и эмиссионным финансированием – конечно, лучше первое», – отмечает высокопоставленный чиновник.

Но даже это не решит проблему дефицита: при $50/барр. он за 2016–2018 гг. превысит 8 трлн руб., если не сокращать расходы, следует из расчетов Минфина, в том числе в 2018 г. – 2,2 трлн.

При этом к концу 2015 г. в резервном фонде останется 3,2 трлн руб., сообщил Орешкин (на 1 сентября – 4,7 трлн). В ФНБ на 1 сентября – 4,9 трлн руб., но Минфин учитывает, что до 60% его средств может быть направлено на финансирование инфраструктуры. Порядка четверти средств уже использовано (депозиты в ВЭБе, покупка евробондов Украины, 11 инвестпроектов).

В качестве мер экономии Минфин предлагает повышение пенсионного возраста уже с 2016 г. Экономия от этого – от 620 млрд до 1,3 трлн руб. за три года в зависимости от скорости повышения: по 6 месяцев или по 1 году в год, до 65 лет для мужчин и женщин.

«Предложение Минфина о повышении пенсионного возраста с 2016 г. – это не просто пожелание Минфина, оно серьезно обсуждалось на совещаниях, было поддержано многими чиновниками», – говорит высокопоставленный федеральный чиновник. Другие предложения – индексация пенсий лишь на 4% в 2016–2018 гг. (до сих пор Минфин настаивал на 4,5%), отказ от выплат пенсий работающим пенсионерам с годовым доходом от 500 000 руб. (пока рассматривается вариант от 1 млн руб.), сокращение индексации зарплат бюджетников и военнослужащих (в 2016 г. – до нуля).

Из-за более низкой цены нефти недобор доходов за 2016–2017 гг. – 2,2 трлн руб., следует из расчетов Минфина, дефицит – 2,9 трлн и 3 трлн руб. соответственно: это уже с учетом частичного сокращения расходов, предусмотренных Основными направлениями бюджетной политики (ОНБП), против заложенных в «докризисном» законе о бюджете на 2015–2017 гг. Переход к однолетнему бюджету был, вероятно, с тем и связан, что сейчас правительство понятия не имеет, ни как резать расходы, ни где взять деньги, полагает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Отказ от трехлетнего бюджета приведет к обнулению бюджетного цикла, говорит она: нет закона – нет обещаний, нечего и секвестировать, бюджет-2018 будет формироваться уже с нуля. А в отношении однолетнего бюджета, который резать пока не очень получается, перспектива быстрого обнуления резервов дает еще одну возможность поторговаться – что резать и сколько, рассуждает она.

На последних правительственных совещаниях Минфин предлагал сократить расходы 2016 г. еще на 700 млрд руб. (в дополнение к уже сокращенным на 400 млрд), говорит высокопоставленный чиновник. В основном – за счет гособоронзаказа и социальных расходов, примерно по 250 млрд руб., остальное – понемногу по каждой статье. Но окончательных бюджетных проектировок пока нет, поэтому эта сумма может измениться, замечает чиновник.

Другая альтернатива – увеличение госдолга, на этот компромисс согласны все ведомства, говорят два высокопоставленных чиновника и два чиновника из Минфина и Минэкономразвития.

Можно обойтись вообще без сокращения расходов, заявил сайт министр экономического развития Алексей Улюкаев: надо увеличить госдолг. По его оценкам, в 2016 г. вполне реально увеличить займы на 1 трлн руб. – т. е. почти вдвое против 1,1 трлн руб., предусмотренных ОНБП. В них скорректированы параметры бюджета 2015–2017 гг., утвержденные законом, в том числе более чем на треть увеличен прежний план займов на 2016 г. и чуть менее чем на треть – на 2017 г.

«Сейчас идут дебаты об этом, чем они закончатся – посмотрим», – ответил замминистра финансов Сергей Сторчак на вопрос о возможности повышения госдолга, напомнив, что до сих пор Минфин придерживался консервативной политики заимствований.

Банки уже пообещали, что готовы дополнительно купить ОФЗ как раз где-то на 1 трлн руб., говорит высокопоставленный чиновник: корпоративное кредитование снизилось, у банков много ликвидности. Вытеснение частных заемщиков, конечно, будет и общее повышение ставок заимствований в экономике – тоже, поэтому увеличение госдолга возможно только при условии сохранения взносов в накопительную часть, подчеркивает чиновник Минфина.

Вытеснение частных заемщиков государством еще больше ухудшит состояние экономики, рост госдолга – это не решение проблемы, это ее откладывание на перспективу, указывает Суслина. Но приходится выбирать между плохим и очень плохим: еще хуже будет повышение налогов, рассуждает она.

Идут жаркие дебаты на тему увеличения возраста для выхода пенсию, но единого решения принять так и не удалось. На стадии разговоров также находятся и прочие вопросы относительно пенсионной реформы.

Недавно Дмитрий Медведев проводил совещание, на котором обсуждались длительные планы развития и усовершенствования пенсионной системы. Правительство ищет всевозможные пути по выходу из экономического кризиса, стараясь всячески снизить статьи расходов. Именно поэтому, была затронута и тема пенсионной реформы.

На совещании Минтруд выдвинуло предложение запретить образование накопительной части . В свою очередь Министерство финансов намерено постепенно увеличивать пенсионный возраст (начиная с 2016 года), для женщин и мужчин до 63 лет на шесть месяцев за год.

Что ожидает пенсионеров в 2016 году

Увеличение пенсионного возраста – это, довольно-таки, острая тема, по которой окончательного решения пока не вынесено. Это заявление сделал Максим Топилин, министр труда и социальной защиты РФ. После совещания, Топилин поделился информацией о том, что на данном этапе обсуждений, министерства выдвигают свои варианты дальнейших изменений в пенсионной системе. Конкретных сроков пока никто дать не может, даже, несмотря на то, что к работе подключили соответствующих экспертов.

Глава Минтруда уверен, что в расчете пенсионного возраста, нужно отталкиваться от средней продолжительности жизни россиян, а не просто устанавливать сроки «из воздуха». Еще тяжело делать какие-то прогнозы, кто выиграет, а кто проиграет в этой реформе, ведь пока не ясно, смогут ли найти работу граждане этой возрастной категории.

На данном этапе от министерства поступило предложение о постепенном увеличении стажа, требуемого для выхода на пенсию у медицинских и творческих работников, а также учителей. Сейчас, чтобы выйти на пенсию учитель должен проработать 25 лет, врач – 25 лет (в деревне) и 30 лет (в городе). С 2016 года хотят повышать стаж с шагом по три месяца. Топилин подчеркнул, что это очень выгодная позиция. Если оно найдет поддержку, то это позволит затронуть приблизительно 20 тыс. чел. в год. Но поскольку сам по себе вопрос — это очень чувствительная материя, окончательное решение еще не успели принять.

Но все-таки другие предложения, выдвигаемые министерствами и ведомствами, были согласованы, а именно с 2016 года (2017) возможна приостановка выплат пенсии работающим пенсионерам, если их доход за год достигнет 1 миллиона рублей. Как отметил Топилин, данную инициативу поддержало министерство финансов и министерство экономразвития, а также представители обоих палат парламента.

Глава минтруда заверил, что подобная реформа коснется около 220 тысячи человек, которые на самом деле являются высокооплачиваемыми работниками.

Зато всех пенсионеров, без исключения, коснется предложение о будущем накопительной составляющей пенсии. Многим известно, что может быть два развития событий: перевестись на добровольные начала или отказаться от нее. Как поведал Топилин, во время совещания вопрос, касаемо этой темы, поднимался не раз, но пока еще не был согласован. Премьер попросил аргументировано объяснить позицию каждого депутата, чтобы уже определяться, а не замораживать ли проект еще на год.

Для тех граждан, которые получают пенсию, не прошло бесследно. Подорожание товаров в магазине привело к возникновению актуального вопроса относительно покупательной способности пенсии. Правительство в феврале произвело индексацию пенсионных выплат на прошлогоднюю инфляцию. В ходе этого средняя пенсия стала 12,9 тыс. рублей. Кроме того, кабинет министров имеет полномочия провести дополнительную индексацию, начиная с 1 апреля. Во время ее осуществления будет учитываться стремительный рост прожиточного минимума пенсионеров в России.

В тоже время Топилин настаивает отказаться от индексации в 2015 и 2016 годах зарплат бюджетников и социальных выплат. Этого же мнения придерживается и министерство финансов, которое различными путями старается снизить статьи расходов бюджета. Но данная инициатива все еще на стадии обсуждения, заявил представитель министерства.

На сегодняшний момент в Российской Федерации существуют возрастные рамки по пенсионному возрасту, которые остались в наследство после раскола Советского Союза. Среди всех стран, которые образовались после распада СССР, лишь в двух остался пенсионный возраст на предыдущем уровне без каких либо колебаний в сторону увеличения / уменьшения — это Беларусь и Россия.

2016 — пенсионный возраст женщин, мужчин

Основа пенсионного возраста: виды пенсий и возрастные рамки в РФ

Впервые на территории современной России, пенсионные выплаты по возрасту появилось в 1932 году в Советском Союзе и касалось мужчин 60-ти лет и женщин 55-ти лет.

При этом под пенсионным подразумевается возраст гражданина страны, при достижении которого, он может получить право на денежные выплаты — пенсии. На сегодняшний момент на пенсионные выплаты в РФ могут претендовать такие категории граждан:

  • граждане по старости – это мужчины в возрасте 60-ти лет и женщины, которым исполнилось 55 лет;
  • работники, которые были заняты в тяжелых условиях труда — мужчины в возрасте 55-ти лет при условии стажа в тяжелых условиях труда не менее 25-ти лет и женщины достигшие 50-ти летнего возраста при стаже в таких условиях не менее 20-ти лет;
  • работники, занятые во вредных условиях труда на подземных работах и в «горячих» цехах — это мужчины в возрасте 50-ти лет при условии стажа работы в таких условиях не менее 20-ти лет и женщины, достигшие 45-ти летнего возраста при наличии стажа не менее 15-ти лет;
  • работницы, которые были задействованы в текстильной промышленности, достигнувшие 50 летнего возраста при условии наличия стажа не менее 20-ти лет;
  • военнослужащие и сотрудники силовых структур, а так же МЧС в возрасте, который определяется в зависимости от льготного исчисления стажа

Пенсионный возраст военнослужащих

Расчет пенсионного возраста военнослужащих и сотрудников силовых ведомств и министерства чрезвычайных ситуаций, осуществляется на основании закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…», принятого от 12.02.1993 № 4468-1. Исходя из этого законодательного акта, существует возможность определить так называемый предельный возраст нахождения на службе. Само по себе такое понятие не дает возможности задать определенный точный пенсионный возраст для данной категории граждан, но позволяет его рассчитать, исходя из конкретных данных про трудовую деятельность. При этом в пенсионные выплаты для военнослужащих входят такие как:

  • пенсия, достигаемая при определенной выслуге лет;
  • пенсия, начисляемая в следствии инвалидности;
  • пенсия, определяемая при потери кормильца

Пенсия, получаемая по выслуге лет, может быть определена исходя из того, что военнослужащий должен иметь на момент выхода на пенсию 20-ть и более лет трудового стажа. Причем не менее половины его должна приходиться на воинскую службу. При этом в такой стаж входит время службы с учетом льготных коэффициентов, которые в каждом из отдельных случаев могут быть различными и определяются согласно специального списка.

Каких либо изменений, касающихся повышения пенсионного возраста военнослужащих , в ближайшее время (2015-2016 ) точно не предвидится.

Предпосылки возможности повышения пенсионного возраста в РФ

Сейчас в России, как в прочем и во всем мире, количество лиц достигших определенного пенсионного возраста для различных категорий граждан, стремительно опережает темпы роста трудоспособного населения. Отечественные социологи и экономисты предполагают, что уже к 2016 году в России каждый четвертый будут пенсионером, при этом так же каждый четвертый будет трудоспособным пенсионером. Этот факт очевидно и является основополагающей предпосылкой к увеличению пенсионного возраста как для мужчин так и для женщин.

К тому же следует отметить, что даже среди высокоразвитых и финансово обеспеченных стран, пенсионный возраст больше чем в России. Таким примером может послужить Япония, где он составляет 70-лет, а США 65 лет и планируется повышение до 69.

Как сообщают популярные издания, по самым последним новостям, в правительстве уже существуют планы по повышению пенсионного возраста. В своем выступлении от 20 июня этого года М. Топилин – министра труда РФ отметил, что сейчас производиться анализ возможного увеличения средней продолжительности жизни среди граждан РФ. При этом по предварительным расчетом до 2020 года он будет составлять 74-75 лет и в связи с этим аналитики допускают возможность пересмотра пенсионного возраста в сторону увеличения.

Механизм проведения подобной реформы (увеличения пенсионного возраста ) может предусматривать поэтапное повышение граничного пенсионного возраста от трех месяцев раз в год. При этом, как отметил чиновник, такая реформа возможна, но в ближайшей перспективе 2015-2016 годов не рассматривается, поскольку в бюджет текущего года внесения изменений невозможны.

В подтверждения намерений правительства касательно пенсионной реформы, уже 22 июня на совещании в правительстве, был предложен проект повышения пенсионного возраста для государственных служащих с 2016 года до 65 лет при стаже работы 3-ти и 20-ти лет для мужчин и женщин соответственно. Предложение исходило от министерства финансов, в рамках мероприятий по снижению дефицита бюджета.

Немногим позднее, на одном из совещаний Правительства, посвященным обсуждению бюджета на следующий год, министр финансов А.Силунов предложил увеличить выслугу лет для военнослужащих на 10 лет, поскольку льготное исчисление стажа по его мнению дает возможность на получение пенсии некоторым гражданам уже в 40 летнем возрасте.

Будет ли повышение (увеличение) пенсионного возраста в Российской Федерации в 2016 году?

Исходя из тенденций, которые наблюдаются как в риторике высокопоставленных государственных служащих, которые на прямую связаны с пенсиями так и основываясь на анализе текущей экономической ситуации, многие аналитики отмечают, что возможность повышения пенсионного возраста становиться все реальнее. Ранее правительство неоднократно подчеркивало, что подобные изменения в ближайшей перспективе — не планируется, мало того, по заявлению пресс-секретаря президента — Д.Пескова, еще не утверждены механизмы изменения проведения индексации пенсий.

Но на последних совещаниях правительства, все чаще поднимался вопрос про сокращения бюджетных расходов на пенсионное обеспечение. Такую неприятную роль на себя взяло министерство финансов. Про возможные изменения на 2016 год речь пока что не идет, но финансисты уже сейчас предлагают изменить механизм расчета и предлагают индексировать ниже рыночных – фактических темпов инфляции.

Еще одним тревожным знаком по поводу возможного повышения пенсионного возраста послужило последнее предложение Министерства труда про изменение требований к стажу «Ветеранов труда».

И, наконец, последним доводом про реальную возможность в ближайшей перспективе на увеличение диапазона пенсионного возраста, послужило заявление главы Министерства труда А. Топилина. Который, выступая 18 июля на Петербургском международном экономическом форуме, сообщил про неизбежность увеличения, как следствие стремительного сокращения трудоспособного населения на более полумиллиона человек ежегодно. При этом в его выступлении подчеркивалась необходимость реформ пенсионной системы в целом. Поскольку эффективность существующей системы вызывает большие сомнения.

Исходя из мнения большинства аналитиков, можно сделать выводы про то, что увеличения в 2016 году пенсионного возраста , скорее всего не произойдет, хотя связано это не с финансовыми, а скорее с политическими факторами. Поскольку изменение существующих возрастных рамок, может привести к эксплуатации таких действий со стороны соперников теперешнего политического режима. Что в условиях существующего напряжения, не может быть допущено со стороны руководства страны. Но, в средней перспективе, подобную реформу провести все же придется, поскольку затягивание решения этого вопроса может существенно повлиять на экономику страны.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - задайте вопрос в форме ниже:

Случайные статьи

Вверх