Сущность и особенности переходной экономики. Сущность переходной экономики

Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей ак­цент на развитии как поступательном процессе. В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального об­щества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология - теория экономической трансфор­мации. Транзитология (экономика переходного периода) - эконо­мическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом - экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к каче­ственно иному состоянию.

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представ­ляет собой преобразование всей системы экономических отно­шений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это пере­ходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Экономика переходного периода обладает рядом специфиче­ских характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйст­ва, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих эко­номических систем - и уходящей и формирующейся. Во-вто­рых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эво­люции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. По­этому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчи­ва. Переходная экономика предполагает поиск новых более эф­фективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное дви­жение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуа­цию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития пе­реходной экономики могут быть вариантны. Экономические ре­формы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожида­ний. Многие экономические преобразования либо не дали поло­жительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяй­ственного уклада, которые представляют разные варианты раз­вития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер про­тиворечий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (меж­ду новыми и старыми элементами производственных отноше­ний), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длитель­ность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро из­менить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобра­зование одной экономической системы и формирование другой.

Переходная экономика – это состояние экономики, когда происходит переход от одного типа экономической системы к другому. Следует подчеркнуть, что переходная экономика не является типом экономической системы.

В период перехода к новому типу экономической системы происходит преобразование основ существующей экономической системы: 1) изменяется господствующая форма собственности на средства производства, т. е. меняется характер социально-экономических отношений; 2) изменяется хозяйственный механизм, т. е. способы координации хозяйственных связей: методы и формы организации производства, управления, принципы распределения и т. д.; 3) изменяются организационно-правовые формы хозяйственной жизни (изменяется конституция, законы, учреждения).

Сущность переходной экономики раскрывается в ее основных чертах.

1. Основополагающая черта переходной экономики заключается в том, что для нее характерен переход к новому типу экономической системы, а не переход к новому способу регулирования экономики в рамках той же экономической системы. Подобное изменение способа регулирования экономики имело место в середине XX в. в США и странах Западной Европы, когда ряд стран переходил на кейнсианский тип регулирования экономики в рамках капиталистической экономической системы.

Однако если использовать технократический подход к классификации экономических систем, то можно утверждать, что период перехода на кейнсианский тип регулирования экономики – это вид переходной экономики, к постиндустривальному обществу. При анализе социально-эконо- мических процессов важно определить подход к анализу.

Вторая черта переходной экономики заключается в том, что для нее характерно сочетание элементов предыдущей экономической системы и вновь возникающей. К примеру, в Республике Беларусь наблюдается сочетание элементов командно-административной системы и рыночной (на некоторые товары цены «отпущены», а на некоторые – регулируются правительством).

Третья черта – неустойчивость, состояние неравновесия экономики, что продолжается до тех пор, пока не завершится переход к новой экономической системе. Выражением этой неустойчивости являются кризисные явления в производстве, торговле, финансах, денежной системе и т. д.

Четвертая черта – качественные изменения производственных отношений, т. е. отношений в производстве, распределении, обмене и потреблении. Это выражается в изменении господствующей формы собственности, отношений между хозяйствующими субъектами, между производителями и потребителями и т. д.

Пятая черта – многоукладность. Экономический уклад – это сектор экономики, который характеризуется особым типом экономических отношений, определяемым формой собственности на средства производства. Переходная экономика может иметь разные уклады: мелкотоварный (частная трудовая собственность), капиталистический (с использованием наемного труда), государственный, муниципальный и т. д.

Такая многоукладность характерна и для смешанной экономической системы стран Запада.

Напрашивается вопрос: чем отличается многоукладность переходной экономики от многоукладности смешанной экономической системы?

Смешанная экономика – это тип экономической системы, где существует господствующая форма собственности с присущим ей принципом координации хозяйственных связей и на этом фоне существуют различные другие уклады.

Переходная экономика – это промежуточное состояние между одной экономической системой и другой, и еще не ясно, какой тип экономической системы победит. Здесь еще нет (или почти нет) одной господствующей формы собственности (частной или государственной) происходит ее становление, и многоукладность существует в условиях отсутствия одной общей основы. Происходит борьба, столкновение старых и новых экономических интересов, постоянно обостряются экономические, политические, социальные отношения, что является внутренним свойством переходной экономики.

Шестая черта – относительная длительность периода преобразований старой экономической системы в новую (не менее 10 – 15 лет). Это вызвано сложностью процесса перехода. Нельзя мгновенно изменить технологический базис, заменить кадры и сложившиеся взгляды, изменить структуру народного хозяйства, создать новые экономические и политические институты (законы, учреждения, организации). Необходимо создать для всего периода переходной экономики особый механизм согласования интересов.

Исходя из всего вышеизложенного следует вывод, что для перехода к новой экономической системе необходимо время, которое называется переходным периодом.

Переходный период – это время, в течение которого происходит переход от одной экономической системы к другой. А наука, которая изучает реформы переходного периода, т. е. наука о переходном периоде, называется транзитологией.

Разновидности переходной экономики

Первым видом переходной экономики в XX в. была экономика перехода от капитализма к социализму в связи с Великой Октябрьской Социалистической революцией 1917 г., завершившегося в 30-х гг.

Основные черты переходной экономики от капитализма к социализму:

– революционная замена капиталистических производственных отношений социалистическими;

– многоукладность экономики при постепенном переходе к одному укладу, основанному на общественном типе собственности;

– установление диктатуры пролетариата, как орудия подавления сопротивления идеям социализма;

– стремление сократить переходный период.

Задачами переходного периода являлись:

– установление господства общественной собственности в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной;

– переход к распределению общественного продукта по труду;

– проведение индустриализации и коллективизации;

– создание материально-технической базы (МТБ) социализма;

– ограничение сферы действия рыночного механизма и переход к плановому ведению хозяйства.

Вторым видом переходной экономики (если стоять на позициях технократического подхода к классификации экономических систем) можно назвать переход к новому кейнсианскому типу регулирования экономики в странах Запада в середине XX в., что в результате привело к появлению постиндустриального типа экономической системы.

В этот переходный период происходили коренные изменения в способах координации экономической деятельности, а именно, отказ от идеи Смита о «невидимой руке», регулирующей экономику, и признание идеи Кейнса о необходимости государственного регулирования экономики.

Страны начали разрабатывать специальную бюджетно-налоговую, кредитно-денежную политику, т. е. систему мер, регулирующую поведение субъектов экономики. Все это обеспечивало стабильное развитие стран Запада довольно долго, до 70-х гг. XX в.

Третий вид переходной экономики – переход развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки к новой независимой экономике после освобождения от колониальной зависимости в середине XX в.

Основные задачи переходного периода в этих странах:

1) ликвидация деформаций в экономике: изменение структуры народного хозяйства; создание базиса для независимости;

2) переход к новой экономической системе – смешанной экономике.

Четвертый вид переходной экономики – переход от административно-командной экономики к рыночной.

Основными чертами переходного периода являются:

– переход к многоукладной экономике с господством частной формы собственности – основы рыночных отношений;

– сочетание элементов старой и новой экономических систем;

– неустойчивость, состояние неравновесия (кризисные явления в производстве, торговле, финансах и т. д.);

– качественные изменения производственных отношений: замена административных методов хозяйствования рыночными;

– переход осуществляется в условиях разрушения СССР – единого мощного государства, когда разорвались сложившиеся хозяйственные связи;

– переход осуществляется в условиях формирования новых международных отношений.

Необходимость перехода к рыночной экономике обусловлена ее эффективностью. Исторический опыт показал, что наиболее эффективным, обеспечивающим наиболее высокий жизненный уровень населения, типом экономической системы является рыночная экономика, основанная на частной собственности и личном интересе, где ниже трансакционные издержки, и где возникают «общественные выгоды», т. е. выгоды для потребителя и производителя при условии, что товары продаются по равновесной (конкурентной) цене.

Цель и задачи переходного периода к рыночной экономике

Основная цель переходного периода – переход к новой экономической системе – рыночной экономике смешанного типа.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Путем реформирования отношений собственности, создать новую, характерную для рыночной экономики основу.

2. Осуществить переход от плановой системы хозяйствования к рыночной. Сформировать рыночные отношения, создать инфраструктуру рынка.

3. Преодолеть кризисные явления в экономике.

4. Создать развитую систему социальной защиты населения.

Эти задачи решаются разными способами.

Первая задача – реформирование отношений собственности осуществляется путем разгосударствления и приватизации, сущность и способы осуществления которых рассмотрены в теме «Социально-экономическая сущность отношений собственности».

Вторая задача – формирование рыночных отношений решается тремя способами: 1) путем либерализации экономики; 2) структурных преобразований экономики; 3) институциональных преобразований.

Либерализация экономики – это система мер, с помощью которых устраняются государственные ограничения в предпринимательской деятельности субъектов экономики в таких процессах, как: 1) движение цен (они должны складываться под влиянием спроса и предложения, т. е. устанавливаться рынком, а не государством); 2) движение товаров и услуг, особенно ресурсов; 3) налогообложение, квотирование, лицензирование и т. д.; 4) государственная монополия на осуществление хозяйственной деятельности.

Структурные преобразования, как способ решения второй задачи – это изменение структуры народного хозяйства: ликвидация отживших отраслей и производств, создание новых с учетом имеющихся ресурсов, переход на новые технологии и т. д. Все это может осуществляться с помощью государства (правительства), которое способно разработать и реализовать промышленную политику, т. е. систему мер для быстрого роста экономики.

Институциональные преобразования – это процесс возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения субъектов экономики, создание рыночных организаций и учреждений и замена ими старых, командно-административных. Это создание условий для действия рыночной системы, т. е. создание рыночной инфраструктуры.

Рыночные институты – это рыночные правила, законы и учреждения, которые разрабатывают эти правила, контролируют их выполнение. Без контроля рыночные институты разрушаются и возникают криминальные структуры.

В переходный период необходимо создать новые законы о собственности, налогах, ценах, предпринимательстве, конкуренции, банках, биржах, о новой системе государственного регулирования экономики. Надо создать рынки потребительских товаров, капитала, земли, труда, денег, валюты.

Рыночные отношения будут созданы тогда, когда все субъекты экономики будут обладать рыночным поведением, т. е. обладать экономической свободой, экономической обособленностью, а в экономике будет господствовать конкурентная среда.

Третья задача – преодоление кризисных явлений, решается путем разработки эффективной экономической политики (бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, социальной).

При решении этой задачи возникают большие трудности. Прежде всего не ясно, какими методами воздействовать на экономику. От административно-командных надо отказываться, а рыночные еще не действуют, т. к. еще не созданы рыночные отношения. Такое промежуточное состояние, особенно если оно продолжается долго, влечет за собой появление кризисных явлений. Необходимо как можно быстрее создавать рыночные отношения и придать им господствующий характер.

Четвертая задача – создание развитой системы социальной защиты, обусловлена необходимостью оградить население от тяжелых последствий реформирования экономики. При этом надо разработать систему мер с адресной социальной поддержкой нуждающимся слоям населения: выплата вовремя пенсий, пособий, зарплаты, дотирование оплаты коммунальных услуг и др.

Социальная политика государства включает в себя систему мер, направленных на повышение жизненного уровня и улучшение качества жизни населения.

В порядке самостоятельной работы студенты подготовят рефераты-доклады о способах решения основных задач переходного периода в Республике Беларусь.

Еще по теме 1. Переходная экономика: сущность, основные черты, разновидности, необходимость. Цель и задачи переходного периода:

  1. 1. Характеристика состояния национальной экономики до перехода к рынку. Необходимость перехода к рынку. Сущность, основные черты переходной экономики. Особенности перехода РБ к рынку
  2. 1. Причины краха командно-административной экономики. Основные черты и закономерности переходной экономики
  3. Развитие рыночных отношений - необходимый элемент переходной экономики
  4. 3. УЧЕТ УСЛОВИЙ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
  5. Глава 7 СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ: ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ БЛАГОПОЖЕЛАНИЕ
  6. Основные условия социально-ориентированная переходная экономика
  7. §3. Развитие административного права в переходный период.
  8. § 3. Количественная теория не является строго справедливой во время переходных периодов
  9. Глава 3 СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕРЕХОДНОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -

Особенности переходной экономики

В настоящее время в экономической литературе выделяют два основных пути развития экономических систем: эволюционный и переходный.

Эволюционный путь представляет собой процесс естественной эволюции, характерный для развитых стран (США, Англия, Франция, Япония. Германия и ряд др.), которые двигались в своем развитии путем постепенных преобразований систем рынка свободной конкуренции в системы смешанной экономики. Эволюционный путь был присущ и для стран, где интеграция рыночных и государственно регулируемых элементов проходила путем эволюционного перехода в рамках административно-командной системы. Все это относится к ряду бывших социалистических стран, для которых была характерна система централизованного планирования как главного координирующего механизма и которые пошли по пути расширения рыночных отношений в рамках административно-командной системы. Эти страны можно отнести к модели рыночного социализма (Югославия, Венгрия, позднее Китай). В данном случае эволюция осуществлялась не столько естественным путем, сколько субъективными методами, т.е. с согласия руководящих лиц и органов, осознавших важность этого процесса и обеспечивающих ему соответствующие условия. Здесь прослеживается механизм подчинения рыночных отношений, государственным органам регулирования не смотря на то, что рыночные отношения завоевывают все более широкие позиции и пространство.

Переходный путь. Характерен для стран, которые осуществляют переход от одной альтернативной экономической системы к другой. Этот переход требует серьезных преобразований системного типа, затрагивающих все сферы жизнедеятельности общества. Прежде всего, это страны с характерно выраженной традиционной экономикой или ее остатками. К ним относятся страны Тропической Африки, Южной Азии, где еще не сложилась система рыночных отношений. В данном случае в качестве альтернативных экономических систем выступают традиционная и рыночная экономика или же ее более развитый тип – смешанная экономика.

Другую группу стран составляют в основном бывшие социалистические страны Восточной Европы. В настоящее время они находятся в состоянии перехода от административно-командной системы к рыночной. Особенность такого перехода состоит в том, что он выходит за рамки известных экономических систем, протекает в довольно острой форме борьбы между элементами старой и новой систем и занимает определенное время.

Таким образом, переходную экономику можно определить как особую самостоятельно существующую модель (тип экономики), для которой характерно состояние борьбы между процессами свертывания элементов старой (обычно менее прогрессивной системы) и создания новой, более прогрессивной системы. Главная особенность такой модели состоит именно в сочетании борющихся между собой элементов старой и новой систем.

Эта особенность проявляется в следующих специфических чертах.

Во-первых, в наличии двойственности цели макроэкономического развития. Наряду с общеизвестными макроэкономическими целями (экономический рост, стабильность и т.д.) в переходной экономике возникают особые цели, определяющие направление ее движения, поскольку это движение связано с переходом от одной системы, являющейся «старой», к другой, выступающей в качестве «новой». При осуществлении переходных реформ особенно болезненной проблемой становится правильная формулировка программных целей движения. В России, например, это проявилось в виде неясных, общих формулировок и высказываний президента и правительства о так называемом воссоздании капиталистической модели, или же в общих рассуждениях о переходе к рынку без четкого определения его модели. Известно, что капиталистическая модель (модель свободной конкуренции) – это модель прошлого в эволюции рыночных систем. Итогом этой эволюции является модель смешанной экономики, где особую активную роль играет государство как органически присущий этой модели механизм координации, действующий наряду с рыночным.

В России при нечетко сформулированной цели движения обозначился прямо противоположный процесс – отход государства от активной регулирующей роли. Это привело к явной деградации рыночной реформы в форме криминализации экономики и к отрицательным тенденциям в экономической и социальной жизни страны.

Во-вторых, для переходной экономики объективно присуще состояние сочетания кризиса (трансформационного или системного) и созидательных процессов, направленных на переход к новой модели экономики. Кризис является по своему характеру объективным, он органически присущ переходной экономике. Это проявляется в падении объемов производства, в разрушении существующих ранее экономических связей между предприятиями, в наращивании инфляции, росте безработицы, падении уровня жизни населения. Кризисные явления могут носить и субъективный характер, если они возникают в результате просчетов и ошибок правительства. Для переходной экономики характерны и созидательные процессы, связанные с формированием фундаментальных элементов новой экономической системы. Прежде всего, речь идет о создании основ смешанной экономической системы. Таким образом, в переходной экономике сочетаются антикризисные и реформаторские мероприятия.

В-третьих, изменяется и становится противоречивой экономическая роль государства, выступающего и разрушителем (по отношению к старой модели) и созидателем (с точки зрения новой модели).

В связи с этой двойственностью значительно возрастает «цена» субъективного фактора (экономической политики государства, правительства и других руководящих органов власти), от возможностей которого во многом зависят успехи или провалы в осуществлении перестроечных явлений. Решающими могут стать не только компетентность, решительность, ответственность лиц, принимающих решения, но и их ошибки. В этом случае говорят об усилении роли экономической политики как фактора формирования экономических процессов и механизмов. Опыт переходной экономики в России достаточно наглядно иллюстрирует цену болезненных ошибок и провалов в политике осуществления рыночных реформ.

В-четвертых, в переходной экономике изменяется восприятие категории исторического времени. Потребность максимально сократить во времени состояние «переходности» диктует правительству необходимость более четкого определения перспективных и текущих задач рыночной реформы, особой ответственности и взвешенности принимаемых решений. В переходной экономике за более короткие сроки должны быть решены глобальные задачи, что при обычном эволюционном развитии растягивается на многие столетия.



В-пятых, особенностью переходной экономики является состояние нестабильности всех экономических процессов. Связано это с тем, что в переходной1 экономике не образуются точки равновесия по законам обычной сбалансированной рыночной экономики. В силу этого рыночный механизм саморегулирования не может выправить сложившуюся ситуацию, эта проблема переходит в разряд важнейших государственных задач. Исторический опыт показывает, что в условиях не сложившихся рыночных механизмов, обеспечивающих равновесие экономической системы, эту роль берет на себя государство.

Таким образом, отмеченные особенности переходной экономики имеют не только теоретическое, но и практическое значение для всех стран, имеющих переходную экономику с учетом их национальных особенностей.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем сущность экономической системы?

2. Перечислите черты экономической системы.

3. Какие функции выполняет экономическая система?

4. Что такое рыночная экономика?

5. Что является ядром административно-командной системы?

6. Перечислите важнейшие черты традиционной экономики.

7. В чем состоят достоинства и недостатки рыночной и административно-командной системы?

8. Назовите предпосылки становления экономики смешанного типа.

9. Охарактеризуйте пути развития экономических систем.

10. Перечислите черты переходной экономики.

Литература:

1.Камаев В.Д., Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.,1999. – 635 с.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – 2-е изд.,изм. – М., 2001. – 572 с.

3. Вводный курс по экономической теории / под. ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Инфра-М,1997

4. Экономическая теория / под. ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос,1998

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Вопросы-ответы. – М.: Инфра – М – Контакт, 2002

6. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: Высшая школа, 2002

Лекция № 3. Потребности, интересы и экономические цели

1.Человеческие потребности: сущность и формы

2.. Факторы развития и удовлетворения потребностей

3. Экономические блага: сущность и классификация

4. Экономические интересы и их классификация

5. Экономические цели

1. Человеческие потребности: сущность и формы

Повседневная жизнь человека – это удовлетворение присущих ему потребностей посредством различных форм деятельности. Потребности человека являются продуктом его естественного и общественного развития. Они не только результат многообразия условий жизни человека, но и их отражения в сознании людей. Свое начало потребности берут в деятельности человека, в ней находится источник их возникновения, удовлетворения и развития.

Из всех форм деятельности человека важнейшей для человека является хозяйственная деятельность, производство. Производство основано на необходимости удовлетворять потребности людей в различных товарах и услугах, которые человек производит с использованием экономических ресурсов, имеющихся в распоряжении общества и его членов.

Изменяясь вместе с развитием человека в его производственной деятельности, потребности становятся историческими. Изменение производства происходит как в его материально-вещественном, так и в его общественном или экономическом проявлении. Такие же изменения претерпевают потребности человека.

Деятельностная природа человеческих потребностей предопределяет расширение их перечня и способы удовлетворения. Всякая человеческая деятельность, в частности производство, проходит в условиях естественных и общественных ограничений. Поэтому аналогичные ограничения накладываются на потребности, что делает их экономическими.

Потребность – это необходимость пребывания человека в условиях его нормальной жизнедеятельности. Многообразие условий жизнедеятельности человека – это набор средств, с помощью которых удовлетворяется и поддерживается потребность как необходимость. Все многообразие условий жизнедеятельности и соответствующих потребностей принято делить по уровню их фундаментальности или критической значимости для человека на следующие формы:

1. Потребности как физиологическая необходимость в еде, сне и иных физиологических отправлениях, служащих сохранению физического существа человека.

2. Потребность в физической и общественной безопасности как выражение необходимости иметь кров, одежду, социальный и общественный порядок, рабочее место, условия труда, гарантия удовлетворения физических потребностей.

3. Потребности в контактах, общении, принадлежности (включенность в социальную среду), которые приобретают форму особых видов пищевых продуктов, развлечений, мест отдыха, вида и места получения образования и др.

4. Потребности статусного характера в признании, самоуважении, которые представлены особой одеждой, транспортными средствами, увлечениями, напитками и др.

5. Потребности самоутверждения, саморазвития, самореализации с целью выражения своей индивидуальности посредством определенных увлечений и интересов в способах использования свободного времени, эстетического и иного творчества, занятий спортом, особого отношения к пище и др.

В основе существования потребностей в таких формах лежат следующие предпосылки:

· потребности физического сохранения человека являются фундаментальными по отношению к прочим;

· наиболее базовые потребности должны быть удовлетворены до некоторого минимума, прежде чем станут актуальными потребностями, основанными на материальном и ином благополучии;

· на основе удовлетворения базовых потребностей начинают действовать более продвинутые потребности;

· системный характер потребностей, когда изменения в одной из них влияют на прочие.

Потребность как необходимость в условиях нормальной жизнедеятельности человека удовлетворяется при ограниченности ресурсных возможностей производства. Ресурсная ограниченность производства делает потребности человека экономическими. Все предметно-вещественное многообразие средств удовлетворения потребностей имеет экономическую форму.

Без использования экономических форм производства невозможно удовлетворение подавляющего большинства потребностей современного человека. Поэтому не только предметно-вещественная, но и экономическая форма потребности являются условием ее удовлетворения.

Структура или состав потребностей и структура производства тесно взаимосвязаны так, что пределы развития производства определяют способ, границы и состав удовлетворяемых потребностей. По способу удовлетворения потребностей можно выделить индивидуально организованную и общественно организованную форму удовлетворения потребностей. Примером первой может служить удовлетворение потребностей обособленно существующего в обществе человека. Это относится к большинству потребностей в товарах и услугах. Вместе с тем удовлетворение ряда потребностей происходит совместно: пользование дорожной, транспортной сетью, библиотеками и др.

Границы удовлетворения потребностей – это их уровень и характер распределения средств удовлетворения среди членов общества. По своему составу удовлетворяемые потребности зависят от структуры производства в его вещественном проявлении и экономической форме. Мера соответствия структуры производства структуре потребностей предопределена непосредственной целью производства – получением дохода. Если его получение способствует развитию производства, то между потребностями и производством устанавливается наибольшее соответствие.

Среди множества проблем мирового экономического развития выделяется одна относительно молодая проблема: замена планово-централизованной экономики на рыночную в странах, которые до определенного момента считались социалистическими. Процесс этот в явном виде начался на рубеже 1980-х-1990-х годов прошлого столетия, и до сих пор описывается несколькими терминами: «переход», «трансформация», «транзит», «смена системы» и т.д. Страны, осуществляющие этот процесс, стали именоваться странами с переходной экономикой, с транзитной экономикой, трансформирующимися и т.п. Наибольшее распространение получил первый из этих терминов, хотя не исключено, что в будущем могут появиться и другие.

Международные экономические организации к этой категории относят только государства, образовавшиеся после распада СССР (т.е. страны Балтии и СНГ), Монголию и восточно-европейские государства (или их преемников). Остальные бывшие соцстраны (Китай, Вьетнам, Лаос, КНДР, Куба) отнесены к группе развивающихся. Считается, что эти страны продолжают «строить коммунизм» и, следовательно, никакого перехода не осуществляют. К тому же происходящие в Китае и Вьетнаме изменения преподносятся местными властями просто как реформирование существующей системы (хотя многие иностранные аналитики в последнее время все больше сомневаются в этом). Кроме того, Китай сознательно позиционирует себя как развивающуюся страну.

Сущность переходной экономики представляет собой смешанный тип хозяйствования, объединяющий черты планового и рыночного хозяйств. При этом предполагается, что с течением времени рыночные элементы будут постепенно заменять рудименты плановой экономики. Этот процесс в мировой истории происходит впервые, поэтому столь велико и внимание к нему.

Переходный период в обществе и экономике - это период сложной системной трансформации, единый и комплексный процесс, в котором все органично взаимосвязано. В экономике в этот период идет формирование качественно новых субъектов хозяйствования, правил и практики делового поведения. Преобладающей основой организации и функционирования бизнеса становится частная собственность на капитал (средства производства) и свобода цивилизованной конкуренции.

Вместе с тем системный переход является не самоцелью, а инструментом для достижения более важной цели: формирования рыночного хозяйства. Процесс перехода продолжается до сих пор, но конечная цель этого перехода все еще не достигнута. По всей видимости, сокращение разрыва между передовыми рыночными странами и постсоциалистическими государствами требует значительно большего времени, чем это считалось в начале трансформации. То, что развитые государства признали отдельные страны с переходной экономикой (например, Польшу, Венгрию, Чехию, Словению, страны Балтии, Россию и некоторые другие) странами с рыночной экономикой еще не означает, что все они стали таковыми в полной мере и в равной степени. Во многих случаях статус страны с рыночной экономикой давался не столько за достижение каких-либо показателей, характеризующих ту или иную сферу экономики, а сколько за стремление и постоянное продвижение по пути рыночных преобразований.

Введение

1.Переходная экономика: понятие, черты, разновидности, особенности, функции

2. Трансформационный спад как феномен переходной экономики

Заключение

Список использованной литературы


Введение

С 1992 года Россия переживает глубокие перемены. В некоторых других странах, главным образом в Восточной Европе, перемены начались даже немного раньше.

Переходный период в экономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени еще часто называют периодом постсоциалистической трансформации.

Естественно, что экономическая трансформация является частью глубоких, обычно принципиальных изменений в обществе – в политических и государственно- административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике.

Смена строя может протекать по-разному. В нашей стране смена власти в 1991 году произошла после драматических событий – подавления августовского путча, распад СССР, самороспуска Верховного Совета и вынужденного отказа от власти президента СССР.

Рассмотрим подробнее, что же такое переходная экономика?


1.Переходная экономика: понятие, черты, разновидности, особенности, функции

Переходная экономика - переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В результате этого перехода осуществляется принципиальное преобразование основ данной системы, которые обусловливают генезис и развитие, как новых черт переходной экономики, так и ее особенности .

Выделяют следующие основные черты переходной экономики.

1. Переходной экономике предстоит создать базис новой экономической системы, в то время как прошлая экономика воспроизводилась на своем базисе. Термин «базис» в экономической теории является ключевым и включает в себя: тип собственности на средства и продукты производства; формы хозяйственных связей; тип координации деятельности между субъектами экономики.

С созданием базиса новой экономики завершается переходное состояние экономической системы и она обретает новое качество.

2. Важной чертой переходной экономики является ее многоукладность. Под экономическим укладом понимается тип экономических отношений, допускающий одновременное сосуществование в данной стране не только различных форм, но и типов собственности. Таким образом, переходная экономика характеризуется наличием старого и нового базиса, а также сосуществованием различных типов регулирования хозяйственных связей между субъектами экономики.

3. Переходной экономике свойственно неустойчивое развитие, поскольку совершается постоянная трансформация старых отношений в условиях отсутствия новых институтов и правил, в результате чего! происходит конфликт старых и новых экономических интересов.

4. Преобразования в переходной экономике занимают достаточно продолжительный период, что объясняется рядом факторов:

Сложностью и противоречивостью преобразований;

Естественными факторами;

Невозможностью единовременно осуществить переворот технологического базиса, модификацию экономики, сформировать новые экономические институты.

Переходной экономике и смешанной экономике свойственны общие черты:

Сочетание рынка и государственного регулирования;

Совмещение капиталистических форм и социальной ориентации развития экономики и т. д.

Вместе с тем названным типам экономики присущи и качественные отличия. Отметим некоторые из них.

Во-первых, смешанная экономика представляет собой современную экономическую систему, сочетающую рыночное и государственное регулирование.

Во-вторых, смешанная экономика как современная экономическая система является доминирующей в большинстве развитых стран ми

Что касается переходной экономики, то она:

Не воспроизводится на собственном экономическом базисе, а является переходящей от одной экономической системы к другой;

В отличие от смешанной экономики характеризуется неустойчивостью;

Охватывает сравнительно незначительный временной период, в то время как смешанной экономике свойственно неизменное состояние экономической системы.

Переходная экономика имеет несколько разновидностей:

1. Экономика переходного периода от капитализма к социализму (в нашей стране он охватывал период от Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. до 30-х гг. XX в.).

2. Принципиальное изменение в методах согласования в пределах одной и той же экономической системы, но они касаются ее базиса и экономической политики. Эта разновидность переходной экономики предполагает неизбежную замену старых институтов, разработку новых методов регулирования и выбор новых теорий социально-экономического развития.

3.Экономическая система отдельных стран требует изменения в связи с изменением места конкретной страны в системе международных экономических и политических связей. Эти изменения обусловлены необходимостью устранения деформаций в экономике бывших колониальных стран.

4.Преодоление продолжительного периода нестабильного экономического развития государств. Примером подобной разновидности являются, например, страны Латинской Америки, в которых в течение более двух десятилетий наблюдались низкие темпы роста экономики, нарастающий внешний долг, резкий контраст доходов населения, высокая инфляция и т. д.

5. Переходная экономика бывших союзных республик СССР и других постсоциалистических стран. Она носит межсистемный переход. Особенность этой переходной экономики заключается в том, что происходит переход от социалистической экономической системы к капиталистической экономической системе, т. е. движение вспять, или точнее - переход от «чистой» экономической системы к смешанной .

В современной смешанной экономике государство должно выполнять следующие функции:

1.Обеспечение институционально-правовой основы деятельности хозяйствующих субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, общих основ внешнеэкономической деятельности и т. д.).

2.Устранение либо компенсация отрицательных эффектов рыночного поведения и удовлетворение потребностей людей в общественных благах, которые рынок произвести не может: решение вопросов национальной обороны, экологии, образования, науки, здравоохранения и т. п.

3. Проведение экономической политики, направленной на:

Поддержание нормального функционирования рыночного механизма;

Сглаживание циклических колебаний;

Преодоление последствий экономических шоков;

Обеспечение предпосылок для долговременного экономического роста (особенно при помощи бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и структурной политики).

4.Осуществление активной и принципиальной антимонопольной политики.

5.Поддержание устойчивого социального климата в обществе посредством перераспределения имеющегося дохода.

6. Проведение стабилизационной политики государства, нацеленной на восстановление и поддержание макроэкономическим) равновесия (в частности, полной занятости, стабильного уровня цен). Различают формальную и реальную стабилизацию. Формальная стабилизация - достижение устойчивого состояния по одному макроэкономическом индикатору (инфляция, безработица, и изменение валового внутреннего дохода). Реальная стабилизация означает не только, например, снижение безработицы, ной наличие условий экономического роста. Переход к реальной стабилизации предполагает необходимость в нарастании государственного спроса, инвестиций, жесткого контроля за ценами и доходами.


2. Трансформационный спад как феномен переходной экономики

На протяжении 90-х годов, вплоть до 1999 г. российская экономика находилась в состоянии затяжного экономического спада, достигшего наивысшей точки в кризисном 1998г. Экономическому спаду предшествовала стагнация советской экономики в 80-е годы, на преодоление которой и была направлена в свое время концепция ускорения развития, разработанная в годы перестройки. Однако потенциал развития социализма был к тому времени полностью исчерпан, что выразилось в его неспособности обеспечивать дальнейший экономический рост. Безысходность ситуации обрекла на неудачу предпринятую попытку реанимации социализма, закончившуюся его летальным исходом. С 1990 г. экономический рост прекратился даже по официальным данным. Начался затяжной трансформационный спад.

Термин «трансформационный спад» введен в научный оборот венгерским ученым Я.Корнаи. Он утверждал, что при переходе от административно-командной системы к рынку экономика переживает глубокий кризис, вызванный переходным, трансформационным состоянием экономической сиг темы. Оно выражается в том, что прежние, плановые механизмы организации экономической координации уже разрушены, а новые рыночные механизмы еще слабы или отсутствуют вообще .

Переходная экономика - уже не плановая, но еще и не рыночная экономика. Между различными типами хозяйства, между различными экономическими системами лежит длительная полоса переходного периода, который по определению не способен обеспечить немедленный экономический подъем уже вследствие коренного преобразования всей системы экономических и других отношений. А потому это неизбежно в любой переходной экономике. Переходных периодов было немало в многовековой истории человечества, когда происходила смена экономических, а следовательно, и всех прочих общественных отношений .

Не составляет исключения и переходный период от плановой к рыночной экономике, от социализма к капитализму. Трансформационного спада не удалось избежать ни одной из постсоциалистических стран, хотя масштабы спада производства были разными.

Случайные статьи

Вверх