Современной развивающейся страны с уникальным. Страны третьего мира

Развивающиеся страны, список которых включает в себя государства Латинской Америки, Африки, Азии и Европы, являются особым объединением государств, отличающихся историей своего развития, имеющие особую спецификацию в ведении экономики.

Развивающиеся страны подходят к новому этапу своего развития, выполняя роль одного из главных субъектов в мировых взаимоотношениях.

Развитию молодых государств способствовало поднятие показателей в мировой экономике. Также они настаивают на том, чтобы велись равноправные условия между участниками международного бизнеса. На сегодняшний день их экономика направлена на наращивание показателей товарооборота, роль в мировом товарообороте постоянно возрастает.

Вконтакте

Страны третьего мира, кто попадает в этот список?

Государства в Латинской Америке, Азии и Африке, относятся к этой классификации.

Надо сказать, что это большее количество представителей данных континентов.

Общая численность населения составляет около семидесяти пяти процентов и проживает на большей части земного полушария.

Основные признаки развивающихся стран

Постараемся назвать их все:

  • их характеризует относительно невысокий уровень жизни;
  • отсутствует «средний класс»;
  • финансовые инвестиции богатых людей во множество раз превышают доходы обычных граждан;
  • не привлекаются заграничные инвесторы, так как нет законодательной базы;
  • не усовершенствована налоговая реформа;
  • не развита банковская система;
  • не создан эффективный аппарат управления;
  • в связи с небольшой заработной платой, большая часть граждан не может позволить себе полноценной рацион питания и необходимый уровень медицины;
  • высокий уровень безработицы — более тридцати пяти процентов населения не имеют постоянного дохода;
  • в странах третьего мира очень высокий уровень рождаемости – от двадцати до пятидесяти родившихся на одну тысячу населения;
  • несовершеннолетние молодые люди (а это более 40% от общего количества), не имеют работы, подработки или какого-либо дела, приносящее хоть какой-то заработок;
  • очень высокий показатель смертности.

Развивающиеся страны - определение

К развивающимся странам относятся:

  1. Те государства, у которых низкий уровень показателя ВВП на одного человека. Сравнение идёт с западными государствами и странами второго мира (более развитыми социалистическими).
  2. Государства, у которых слаборазвиты экономика и научно-технический потенциал. При этом имеются достаточные запасы природных ресурсов.
  3. Некоторые из их представителей являются бывшими колониями. В Азии - , Непал, Бутани и Йемен. В Латинской Америке - Гаити, представители африканского континента - Нигер, Судан, Чад, Буркина-Фасо, Гвинея, Мавритания и прочие.

Перечень развивающихся стран

Итак, мы дали основное определение и перечислили характерные признаки развивающихся стран мира.

Список их подразделяется на:

  • страны первого мира;
  • государства второго мира (многие социалистические, и наша Россия);
  • страны 3-го мира, либо развивающиеся.

Дадим перечень развивающихся или классических развивающихся стран мира (это одно и то же).

Список следующий:

  1. Представителями классического третьего мира в Европе является: Пакистан, Монголия, Индия, Египет и страны, находящиеся на юге от них, многие арабские: Сирия, Албания, Иран. Характерно: источники накопления ресурсов внутри страны присутствуют, они разнообразны, но население на грани голода.
  2. Следующие представители - нефтеперерабатывающие государства: , Саудовская Аравия, . Характерно: развита только одна экономическая отрасль – добыча и экспорт нефти. На территориях есть большие залежи нефтепродуктов. Правительство не заботится о развитии других отраслей, которые даже не отображаются на статистических показателях.
  3. К списку стран Африки относятся: Танзания, Того, Чад, Экваториальная Гвинея, Западная Сахара; Азия: Лаос и Кампучия; Латинская Америка: Гондурас, Гватемала, Таити, Гвиана. Характерно: есть нужное количество ресурсов, но его не хватает для полного обеспечения населения. Отсутствие внешних инвестиций и неразвитое производство. Правительство сосредоточено на импорте продуктов и нет заинтересованности в развитии собственной промышленности. Большой прирост численности населения не улучшает уровень дохода, а является причиной голодания людей и повышенной смертности. Эта группа поставляет недорогое сырье, жители часто ездят на низкооплачиваемые заработки в другие страны (1-го и 2-го мира).
  4. Средняя Азия — , Киргизия, Таджикистан, . Характерно: имеются признаки государств 2-го мира, оставшиеся от нахождения в составе советской республики. Эти элементы уменьшаются, не развиваются.

Страны с развивающейся экономикой — список


Рейтинг представителей следующий:

  1. Лидирующую позицию занимает Китай с 1978 года. Его экономику принято считать одной из быстрорастущих. Средний доход на одного человека составляет 3700 долларов.
  2. На втором месте расположилась Индия, ее ВВП составило 1,3 трлн. долларов. Развит аграрный сектор (рис, хлопок, чай, картофель) и промышленность (производство текстиля, нефтеперерабатывающая отрасль).
  3. Россия – главным доходом является экспорт нефти и газа.
  4. , Турция, Мексика, Индонезия,

Разделение мирового хозяйства на сферы экономической деятельности и определение основных экономических взаимосвязей между ними позволяют не только проанализировать тенденции развития отдельных стран, но и сравнить их между собой. Однако в мире в целом примерно 200 стран, которые очень различны по уровню экономического развития. И знание классификаций чрезвычайно важно для взаимного изучения и обмена опытом экономического развития.

В качестве экономически развитых стран Международный валютный фонд выделяет государства: 1. Страны, квалифицирующиеся ВБ и МВФ как страны с развитой экономикой в конце XX - начале XXI вв.: Австралия, Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Швейцария, .

2. В более полную группу развитых стран включаются также Андорра, Бермудские острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг, Тайвань, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино.

Среди основных признаков развитых стран целесообразно выделить следующие:

5. Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. Лидерство в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.

Страны с переходной экономикой

К странам с переходной экономикой обычно относят 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно – планируемой к рыночной экономике, а также, в ряде случаев, Монголию, Китай и Вьетнам. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВВП и 1% экспорта). Отдельной группой выделяются некогда входившие в социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны».

К странам с переходной экономикой относятся:

1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии - Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

2. Бывшие советские республики - ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

3. Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

Особую сложность представляет классификация , поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры - Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 года объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год.

Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Если говорить о термине «переходная экономика», то он используется для характеристики преобразований экономики социалистических стран в рыночную. Переход к рынку требовал проведения ряда существенных преобразований, к которым относятся:

1) разгосударствление экономики, требующее приватизации и стимулирования развития негосударственных предприятий;

2) развитие негосударственных форм собственности, в том числе частной собственности на средства производства; 3) формирование потребительского рынка и насыщение его товарами.

Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер и приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию и восстановить финансовое равновесие, а либерализация внешних связей – привнести на внутренний рынок необходимую конкуренцию.

Экономические и социальные издержки перехода оказались выше, чем ожидалось. Затянувшийся экономический спад, высокий уровень безработицы, упадок системы социального обеспечения, углубление дифференциации доходов и снижение благосостояния населения стали первыми результатами реформ.

Практика реформирования в различных странах может быть сведена к двум основным альтернативным путям:

1) пути быстрых радикальных реформ («шоковая терапия»), принятому за основу во многих странах, в том числе и в России. Стратегия исторически была сформирована еще в 1980-е годы МВФ для стран-должников. Ее чертами стала обвальная либерализация цен, доходов и хозяйственной деятельности. Макроэкономическая стабилизация достигалась за счет сокращения денежной массы и огромной инфляции как следствия.

Срочные системные преобразования включали приватизацию. Во внешнеэкономической деятельности целью стало вовлечение национальной экономики в мировое хозяйство. Результаты «шоковой терапии» скорее негативные, чем позитивные;

2) пути постепенного эволюционного преобразования экономики, взятому за основу в Китае.

Уже с середины 1990-х годов и с началом стадии оживления страны с переходной экономикой демонстрировали неплохие в целом показатели хозяйственного развития и рыночной экономики. Показатели ВВП постепенно пошли вверх. Однако высоким остается пока уровень безработицы. С учетом неодинаковых стартовых условий разного времени начала преобразований их результаты получились разные. Наибольших успехов добились Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Словакия.

Во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) велика доля государственных расходов в ВВП: не менее 30–50 %. В процессе рыночного реформирования снизился уровень жизни населения и увеличилось неравенство в распределении доходов: примерно 1/5 часть населения смогла поднять уровень жизни, а около 30% превратились в неимущих. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в СНГ. Их экономики демонстрируют различную скорость рыночных преобразований.

Развивающиеся страны

Развивающиеся страны – 132 государства Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся низким и средним уровнем доходов. В силу большого разнообразия развивающихся стран международной экономике их принято классифицировать как по географическим признакам, так и по различным аналитическим критериям.

Существуют определенные основания для выделения вчерашних зависимых и колониальных стран, отставших в своем экономическом и социальном развитии и условно объединенных термином «развивающиеся», в особую группу государств. В этих странах проживает 80% населения мира, и судьба этого региона всегда будет в существенной степени влиять на мировые процессы.

Важнейшие критерии выделения развивающихся стран – это особое место в системе экономических и политических связей, уровень экономического развития и специфические черты воспроизводства и особенности социально-экономической структуры.

Первой и наиболее существенной чертой развивающихся стран является их место в мировой экономике и политике. Сегодня они являются частью мировой капиталистической системы и в большей или меньшей степени подвержены действию господствующих экономических законов и мировых хозяйственных тенденций. Оставаясь звеном мировой экономики, в этих странах продолжает действовать тенденция к углублению экономической и политической зависимости от экономик развитых стран.

Развивающиеся страны по-прежнему являются крупными поставщиками сырья и топлива на мировой рынок, несмотря на то, что доля развивающихся стран в импорте странами Запада топлива за последние годы несколько уменьшилась. Являясь поставщиками сырья, они зависят от импорта готовой продукции, поэтому сегодня удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте составляет только около 30%, в том числе в поставках промышленных изделий – 21,4%.

Велика зависимость экономики этой группы стран от ТНК, а также финансовая зависимость. ТНК с самой передовой технологией не идут на ее передачу при создании в развивающихся странах совместных предприятий, предпочитая размещать там свои филиалы. В развивающихся странах сосредоточено не менее 1/4 зарубежных вложений ТНК. Частный капитал сегодня стал главным элементом иностранных поступлений в развивающиеся страны. На долю прямых иностранных инвестиций сегодня приходится более половины всех средств, поступающих из частных источников.

Уровень экономического развития развивающихся стран можно охарактеризовать как экономическую отсталость от наиболее развитой части мира. Низкий уровень развития производительных сил, отсталость технической оснащенности промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры – основные черты экономики этих стран в целом. Наиболее характерный признак отсталости – аграрный профиль экономики и доля населения, занятого в сельском хозяйстве. Индустриально-аграрный профиль экономики не типичен для развивающихся стран. Он сложился лишь в наиболее развитых странах Латинской Америки и нескольких азиатских государствах. В подавляющем большинстве стран сельскохозяйственная занятость и поныне в 2,5 раза, а иногда и в 10 раз превышает индустриальную. В этом отношении многие нефтедобывающие страны стоят ближе к развивающимся странам, чем к развитым.

Особенности социально-экономической структуры развивающихся стран связаны с многоукладностью экономики. Развивающимся странам присущ значительный набор форм производства: от патриархально-общинной и мелкотоварной до монополистической и кооперативной. Хозяйственные связи между укладами ограничены. Уклады характеризуются своей системой ценностей и образом жизни населения. Патриархальный уклад характерен для сельского хозяйства. Частнокапиталистический уклад включает различные формы собственности и существует в торговле, сфере услуг.

Возникновение капиталистического уклада имеет здесь свои особенности. Во-первых, часто он связан с экспортом капитала из более развитых стран, и в условиях неподготовленной экономики носит «анклавный» характер.

Во-вторых, капиталистический уклад, развиваясь как зависимый, не может ликвидировать многоукладность и даже ведет к ее расширению. В-третьих, не наблюдается последовательного развития одной формы собственности из другой. Например, монополистическая собственность, чаще всего представленная филиалами ТНК, не является продуктом развития акционерной собственности и т.п.

Социальная структура общества отражает многоукладность экономики. Общинный тип доминирует в общественных отношениях, гражданское общество только формируется. Для развивающихся стран характерны бедность, перенаселение, высокий уровень безработицы.

Экономическая роль государства в развивающихся странах весьма велика и наряду с традиционными функциями включает: осуществление национального суверенитета над природными ресурсами; контроль над иностранной финансовой помощью, чтобы ее использовать для осуществления проектов, предусмотренных в программах социального и экономического развития государства; аграрные преобразования, связанные с увеличением производства сельскохозяйственной продукции, созданием кооперативов и т.п.; подготовку национальных кадров.

Существует классификация развивающихся стран в зависимости от уровня экономического развития, измеряемая показателем ВВП на душу населения:

1) cтраны с высокими доходами на душу населения, сопоставимыми с доходами в развитых странах (Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур);

2) cтраны со средними показателями ВВП на душу населения (Ливия, Уругвай, Тунис и т.п.);

3) бедные страны мира. В эту группу входит большинство стран тропической Африки, страны Южной Азии и Океании, ряд стран Латинской Америки.

Другая классификация развивающихся стран связана с уровнем развития капитализма как хозяйственного уклада. С этой точки зрения можно выделить следующие группы развивающихся стран:

1) это государства, где государственный, иностранный и местный капитал преобладает. Экономическая активность государства является госкапиталистической по содержанию. В этих странах высока включенность иностранного капитала в местный. К таким странам относятся Мексика, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, а также ряд небольших государств Азиатско-Тихоокенского региона.

2) вторая группа государств – самая большая. Их особенность в том, что здесь капитализм представлен «анклавами», причем иногда весьма изолированными. К данной группе относятся такие страны как Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока, Персидского залива, Северной Африки, нескоторые страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Тайланд, Индонезия).

3) третья группа – наименее развитые государства мира, примерно 30 стран с населением около 15% населения развивающегося мира. Капиталистический уклад в них существует в виде фрагментов. Эти капиталистические «анклавы», в основном, представлены иностранным капиталом. 2/3 наименее развитых стран находится в Африке. В докапиталистическом секторе преобладают натуральные связи. Почти все сфер занятости населения – традиционные уклады. Единственная моторная сила развития в большинстве из них – государство. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП не более 10%, ВВП на душу населения не более 300 долл., а уровень грамотности – не более 20% взрослого населения. У этих стран мало шансов улучшить свое положение самостоятельно, опираясь лишь на внутренние силы.

Источник - Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.

Дисциплина "Основы страноведения" Лекция 3

Типология стран

Типология стран – выделение групп стран со сходным типом и уровнем социально-экономического развития. Тип страны складывается объективно, это относительно устойчивый комплекс присущих ей особенностей развития, характеризующий ее роль и место в мировом сообществе на данном этапе всемирной истории. Определить тип государства – значит отнести его к той или иной социально-экономической категории.

Для выделения типов стран показателем является внутренний валовый продукт (ВВП) – стоимость всей конечной продукции материального производства и непроизводственной сферы, выпущенной на территории данной страны за один год в расчете на душу населения. Критериями выделения типов стран являются уровень экономического развития, доля страны в мировом производстве, структура экономики, степень участия в МГРТ.

В ООН в настоящее время приняты две классификации стран. В первой все страны мира делятся на три типа – 1) экономически высокоразвитые страны ; 2) развивающиеся страны ; 3) (от плановой к рыночной). При этом к третьему типу фактически относятся бывшие социалистические страны, которые осуществляют экономические преобразования по строительству рыночной экономики. Согласно второй классификации ООН выделяют две большие группы стран: 1) экономические развитые страны и 2) развивающиеся . При таком делении в одну группу стран объединяются чрезвычайно разные государства. Поэтому внутри каждого типа стран выделяют более мелкие группы – подтипы.

Экономически развитые страны

К экономически развитым странам ООН относит около 60 государств: вся Европа, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль. Для этих стран, как правило, характерен высокий уровень развития экономики, преобладание в ВВП отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг, высокий уровень жизни населения. Но в эту же группу входят Россия, Беларусь, Чехия и пр. Вследствие неоднородности экономически развитые страны разделяют на несколько подтипов:

Экономически развитые страны:

  1. главные страны – США, Япония, Франция, Германия, Италия, Великобритания, Канада. Они дают более 50% производства всей промышленной и более 25% сельскохозяйственной продукции мира. Главные страны и Канаду (за исключением Китая) часто называют «странами Большой семерки». (В 1997 г. Россия была принята в Большую семерку, которая превратилась в «Большую восьмерку».)
  2. экономически развитые страны Европы – Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Скандинавские страны и др. Для этих стран характерна политическая стабильность, высокий уровень жизни населения, высокий ВВП и самые высокие показатели экспорта и импорта из расчета на душу населения. В отличие от главных стран, они имеют значительно более узкую специализацию в международном разделении труда. Их экономика в большей мере зависит от доходов, полученных от банковского дела, туризма, посреднической торговли и т.п.;
  3. страны «переселенческого капитализма» – Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие колонии Великобритании – и государство Израиль, образованное в 1948 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Характерной чертой этих стран (кроме Израиля) является сохранение международной специализации на экспорте сырья и сельскохозяйственной продукции. В отличие от развивающихся стран эта аграрно-сырьевая специализация базируется на высокой производительности труда и сочетается с развитой внутренней экономикой.

Страны со средним уровнем развития:

  1. среднеразвитые страны Европы: Греция, Испания, Португалия, Ирландия. По уровню развития производительных сил они несколько отстают от современного технического прогресса. Испания и Португалия в прошлом были крупнейшими колониальными империями, играли большую роль в мировой истории. Но потеря колоний привела к утрате политического влияния и ослаблению экономики, которая до этого держалась на богатствах колоний;
  2. страны с переходной экономикой – страны СНГ, страны Восточной Европы. Они проводят преобразования, направленные на развитие рыночных отношений в экономике вместо централизованного планирования. Эта подгруппа стран выделилась в 1990-е годы в связи с крушением мировой социалистической системы. В состав подгруппы входят страны, значительно различающиеся между собой (см. Примечание).

Развивающиеся страны

К развивающимся странам классификация ООН относит все остальные страны мира. Почти все они расположены в Азии, Африке и Латинской Америке. В них проживает более ¾ населения мира, они занимают больше ½ площади суши, но на их долю приходится менее 20% обрабатывающей промышленности и только 30% продукции сельского хозяйства зарубежного мира (данные 1995 г.). Для развивающихся стран характерна ориентированность хозяйства на экспорт, что ставит национальную экономику стран в зависимость от мирового рынка; многоукладность экономики; особая территориальная структура хозяйства, научно-технологическая зависимость от развитых стран, резкие социальные контрасты. Развивающиеся страны очень разнообразны. Существует несколько подходов для выделения подтипов внутри этой группы стран.

Место любой страны в типологии не постоянно и может изменяться со временем.

Проблемы выделения развитых и развивающихся стран

Границу между развитыми и развивающимися странами эксперты ООН обычно определяют по критерию в 6000 долл. на душу населения в год по стране. Однако этот показатель не всегда позволяет объективно классифицировать страны. Некоторые государства, относящиеся по классификации ООН к развивающимся, по ряду показателей (ВВП на душу населения, уровню развития передовых высокотехнологичных отраслей промышленности) вплотную приблизились к экономически развитым странам или уже превзошли их. Так, в 1997 г. Сингапур, Тайвань и Республика Корея были официально переведены из группы развивающихся стран в группу развитых. Но при этом другие показатели социально-экономического и политического развития стран – отраслевая и территориальная структура хозяйства, зависимость от иностранного капитала – все же остаются более характерными для развивающихся государств. Россия же при данной классификации, имея показатель душевого ВВП около 2500 дол. в год, формально попадает в группу развивающихся стран.

Учитывая такие сложности с классификацией стран мира по ВВП, сейчас пытаются выделить другие, более объективные критерии для определения уровня социально-экономического развития стран. Например, на основе средней продолжительности жизни, уровня образования, реальной величины средних доходов населения определяют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Применяя этот критерий, эксперты ООН разделают страны мира на три группы – с высоким, средним и низким ИРЧП. Тогда первая десятка наиболее развитых стран мира получается другой, чем при учете ВВП на душу населения в год, а Россия и страны СНГ попадают во вторую группу, Россия при этом оказывается на 67 месте между Суринамом и Бразилией.

Примечание

Включение в двучленную типологию бывших социалистических стран довольно сложно. Уровень их социально-экономического развития различен: большинство стран, например Восточной Европы, Балтии, Россия, Украина, относятся к экономически развитым, однако другие страны занимают промежуточное положение между развитыми и развивающимися. Китай также по разным критериям может быть отнесен и к развитым, и к развивающимся государствам.

Современные государства принято подразделять на развитые и развивающиеся. Первые традиционно рассматриваются как лидеры мировой экономики, вторые — как те, что, возможно, будут когда-то претендовать на соответствующий статус. Но каковы же критерии разграничения государств на развитые и развивающиеся? За счет чего возможно сокращение отставания одних стран от других?

Принципы экономической классификации стран

Итак, современные экономисты выделяют и развивающиеся страны. Исходя из каких критериев допустима данная классификация? Подобная схема была введена в оборот экономическим и социальным советом ООН. Основной критерий, предложенный экспертами данной организации, — степень соответствия национальной экономики того или иного государства рыночным критериям и финансовым показателям: ВВП на душу населения, уровень технологичности отраслей, качество социальных институтов и т. д. Есть методология МВф, в соответствии с которой рассматриваемая классификация стран ("развитые и развивающиеся") не используется, вместо нее практикуется отнесение государств к передовым и тем, что не подпадают под данную категорию.

Есть сферы, характеристики которых не позволяют отдать каким-либо государствам лидерство. Например, многие демографические проблемы развитых и развивающихся стран совпадают. Схожим образом дело обстоит также с климатическими ресурсами, экологией — далеко не всегда в развитых государствах положение дел в данных сферах лучше, чем в развивающихся.

Развитые страны

Сейчас к развитым принято относить государства США, Канаду, Израиль, азиатские страны — Японию, Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Австралию и Новую Зеландию. Данные государства имеют не менее 30 тыс. долларов, устойчивую экономику, высокий уровень развитости социальных институтов. Лидирующими в экономическом и политическом плане принято называть страны «Большой семерки» - США, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Канаду и Японию. На долю государств G7 приходится около 50% мирового ВВП.

Специфика развитых экономик

Развитые страны и развивающиеся страны различаются, прежде всего, За счет чего государствам первого типа удается быть лидерами? По одной из распространенных версий, показатели ВВП в развитых государствах выше, чем в развивающихся, в силу двух основных причин: доступности капитала (который можно инвестировать в различные отрасли и тем самым способствовать росту экономики), а также открытости рынка (благодаря чему тот или иной хозяйственный сегмент имеет необходимый потребительский спрос).

Фактическая структура экономик развитых стран, как отмечают некоторые исследователи, вовсе не обязательно может предполагать диверсифицированность. Так, например, в структуре ВВП Норвегии прослеживается сильная зависимость от экспорта нефти. Однако чрезмерный акцент в развитии экономики на соответствующем секторе в Норвегии — не проблема в связи с постоянством рынков сбыта, а также по причине наличия у страны очень больших резервов.

Роль транснациональных корпораций

Значимое отличие развитых стран от развивающихся в том, что в государствах первого типа ведущую роль играют транснациональные корпорации. Собственно, во многом именно их активность предопределяет открытость внешних рынков для стран соответствующей категории. Развивающиеся государства не всегда обладают данным ресурсом. Другое отличие развитых стран от развивающихся — в важности роли малых и средних предприятий. Небольшие компании — это, во-первых, снижение социальной нагрузки на государство (граждане трудоустраивают сами себя посредством открытия бизнеса, а также берут на работу других), во-вторых, это дополнительный ресурс для сбора налогов.

Значимость социальных институтов

Развитые страны и развивающиеся страны различаются также на уровне социальных институтов — права, государственного управления, образования. В государствах первого типа, как правило, внедрена в достаточной мере эффективная система законодательства, оптимально сочетающая в себе необходимые бюрократические механизмы и свободу бизнесов от лишних формальностей. В системе государственного управления большое внимание уделяется внедрению демократических институтов — причем акцент делается на развитии соответствующих инициатив на местном, локальном уровне, а не на общенациональном. Важнейшее условие для поддержания государством статуса развитого — конкурентоспособная система образования. Ее наличие предопределяет формирование лучших кадров, которые смогут принимать непосредственное участие в модернизации экономики и поддержании ее высокоразвитого статуса.

Роль государства в развитых экономиках

Выше мы отметили, что развитые страны и развивающиеся страны различаются тем, что в первых — большой процент частных бизнесов. Вместе с тем в большинстве стран соответствующего типа крайне значимую роль играют правительственные институты, осуществляющие необходимое хозяйственное регулирование. Основная цель подобных активностей властей — формирование оптимальных условий для товарно-денежных коммуникаций бизнесов как внутри государства, так и с его торговыми партнерами. Правительство может регулировать экономику посредством собственного участия в хозяйственных процессах посредством госпредприятий либо реализовывать те или иные законотворческие инициативы.

Либерализация развитых экономик

Важнейший признак хозяйственной системы развитого государства — открытость внешним рынкам. В этом прослеживается либеральный подход к организации экономической системы в большинстве стран соответствующего типа. Однако страна должна быть готовой к активным коммуникациям на внешних рынках, особенно в аспекте конкурентоспособности товаров, выпускаемых национальными предприятиями.

Влияние глобализации на развитые и развивающиеся страны в этом смысле может быть несхожим. Государства первого типа, как правило, адаптированы к конкурентным условиям глобального рынка, и потому могут чувствовать себя достаточно комфортно в условиях, когда экономика должна постоянно совершенствоваться с тем, чтобы предлагать лучшие продукты и сервисы. Развивающиеся страны в силу возможного дефицита капитала и - как результат — уровня технологичности производств не всегда способны выдерживать конкуренцию на внешних рынках.

Развивающиеся страны

Специалисты выделяют порядка 100 государств, которые можно отнести к соответствующей категории. Есть большое количество критериев, по которым та или иная страна может быть определена как развивающаяся. Отметим, что данный термин может предполагать дополнительные основания для классификации. Например, среди развивающихся выделяют страны с переходной экономикой — те, в которых долгое время хозяйственная система развивалась по принципам социализма. К таким государствам относится Россия. Достаточно сложно классифицировать в соответствии с отмеченным критерием Китай. Дело в том, что в КНР — коммунистическом государстве - соседствуют элементы как рыночной экономики, так и командно-административной.

Одним из критериев отнесения страны к развивающимся можно отнести тот же уровень ВВП на душу населения. Однако не все экономисты считают его корректным. Дело в том, что в некоторых ближневосточных странах — например, в Катаре, Саудовской Аравии, Бахрейне — ВВП на душу населения даже больше, чем в самых развитых европейских государствах. Однако данные страны, тем не менее, классифицируются как развивающиеся. Поэтому многие эксперты предпочитают иные критерии, позволяющие разграничивать экономически развитые и развивающиеся страны.

В числе распространенных оснований — уровень развитости социальных институтов. Данный фактор, полагают экономисты, может предопределять устойчивость, в свою очередь, экономической системы государства. То есть, например, при неэффективном политическом управлении страной и низком качестве законодательного регулирования высокий ВВП государства вполне может снизиться в силу влияния тех или иных факторов (противодействовать которым вполне можно было бы в случае выстраивания сильных социальных институтов).

Некоторые экономисты считают, что хозяйственная система государства должна пусть и не быть диверсифицированной, но все же - весьма желательно — базироваться хотя бы на нескольких ведущих отраслях. Например, в экономике некоторых ближневосточных стран до сих пор играет важнейшую роль нефтяной сектор, что дает повод исследователям не относить их к категории развитых.

Критерии отнесения России к развивающимся странам

Исходя из каких критериев к развивающимся государствам относится РФ? В данном случае можно говорить о недостаточном соответствии нашей страны развитым по уровню ВВП на душу населения. Сейчас он составляет порядка 24 тыс. долларов — по паритету покупательной способности. Необходимо хотя бы 30 тыс. для соответствия статусу развитой страны по данному критерию.

Что касается социальных институтов, подходы к оценке их российского варианта сильно разнятся. Есть исследователи, которые считают, что государственная и правовая системы РФ нуждаются в скорейшей модернизации. Другие эксперты полагают, что российская схема законодательного регулирования экономики оптимальна для государства — с учетом его исторических и культурных особенностей. То есть простое копирование образцов правовых систем развитых стран может быть неэффективным.

С точки зрения роли в экономике малых и средних предприятий показатели РФ объективно также менее выдающиеся, чем те, которые характеризуют многие развитые и развивающиеся страны мира. Возможно, это связано с долгим периодом при СССР, когда частный бизнес был запрещен. За годы строительства свободного рынка в РФ попросту не сформировалось пока что большого класса предпринимателей.

Касательно доступа РФ к мировым рынкам — недавние политические события свидетельствуют о том, что таковой может быть искусственно ограничен западными государствами. В результате перед Россией встает задача — формировать для себя новые рынки. Чем наше государство, по всей видимости, и занимается, заключая все новые контракты с государствами БРИКС, развивая совместно с Беларусью, Казахстаном, Арменией и Киргизией сотрудничество в рамках ЕАЭС.

Россия обладает рядом уникальных технологий — особенно это можно пронаблюдать на примере военной сферы. Многие из соответствующих решений имеют крайне мало аналогов на Западе — например, это касается самолетов 5 поколения. По этому критерию РФ к категории развивающихся государств отнести, конечно, сложно. В России производятся многие другие образцы высокотехнологичной продукции — например, процессоры «Эльбрус», по ряду параметров ничем не уступающие микросхемам от Intel и AMD.

Поиск новых рынков актуален для всех

Отметим, однако, что в последнее время свободный доступ к рынкам — общая проблема развитых и развивающихся стран. Каким бы ни был потенциал того или иного сегмента, рано или поздно он исчерпывается. Даже самым развитым государствам приходится искать новые рынки. Определенное преимущество могут иметь те, которые обладают развитым индустриальным сектором. В промышленно развитых и развивающихся странах со значимой долей производственных предприятий в ВВП, как правило, всегда находятся игроки бизнеса, способные предложить мировому рынку тот или иной конкурентоспособный продукт. Таким образом, наличие соответствующего ресурса — критерий, который важен для развития стран обоих рассматриваемых типов, если говорить о решении такой проблемы, как поиск новых рынков.

Итак, в соответствии с распространенной в среде современных экономистов классификацией, есть развитые, развивающиеся, переходные страны. В ряде случаев границу между ними найти непросто — например, если речь идет о государствах с большим ВВП, но недостаточно совершенными, по западным критериям, социальными институтами. В ряде случаев экономика развитых и развивающихся стран может быть, в целом, сопоставимой с точки зрения наличия у вторых неких уникальных технологий.

Однако реальность современной мировой хозяйственной системы такова, что в уровне экономического развития многих государств наблюдается существенная разница. В большинстве случаев можно выделить причины, обусловившие в тех или иных хозяйственных аспектах. Их преодоление станет ключевым условием повышения динамики экономического роста страны и возможного включения в элитную категорию развитых.

В этот тип входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем социально-экономического развития. Некоторые государства, относящиеся по принятой на сегодняшний день классификации к категории развивающихся, по ряду показателей (ВВП на душу населения, развитию пионерных отраслей промышленности) не только приближаются к развитым странам, но порой и превосходят их. Тем не менее основные характеристики социально-экономического развития развивающихся стран - зависимость от иностранного капитала, размеры внешней задолженности, территориальная структура хозяйства - позволяют отнести их к типу развивающихся стран.

В границах территории развивающихся стран, как правило, сосуществуют ареалы с различными социально-экономическими укладами - от примитивной присваивающей экономики, натурального хозяйства до современных индустриальных.

3.1. Ключевые страны (страны крупного потенциала)

К этой группе относятся Китай, Индия, Бразилия, Мексика, занимающие соответственно 2-е, 4-е, 9-е и 14-е места в мире по объему ВВП. Они обладают самым значительным в развивающемся мире людским потенциалом, дешевой рабочей силой, разнообразными запасами полезных ископаемых мирового значения; ряд отраслей обрабатывающей промышленности производит высокотехнологичную и качественную продукцию. Индия и Китай - мировые лидеры по численности населения; одновременно эти страны характеризуются низкими душевыми показателями ВИД, низкой долей городского населения, низкими показателями качества жизни.

  • 3.2. Высокоурбанизированные переселенческие страны с богатыми агроресурсами и высоким уровнем жизни - Аргентина и Уругвай - выделяются в отдельную группу стран. Отсутствие серьезных запасов полезных ископаемых препятствовало развитию тех отраслей промышленности, с которых обычно начиналась индустриализация, а запреты Европейского Союза на импорт дешевой сельскохозяйственной продукции с целью поддержки фермеров, введенные в 1970-е гг., стали сдерживать развитие их аграрного сектора.
  • 3.3. Страны анклавного развития

Главной отличительной чертой экономики многих стран этого типа является существование ориентированных на экспорт анклавов горнодобывающей промышленности, которые контролируются иностранным капиталом и слабо связаны с национальной экономикой. Венесуэла, Чили, Иран, Ирак получают основные доходы от разработки месторождений и экспорта полезных ископаемых (нефти в Венесуэле, Иране и Ираке; меди и селитры - в Чили).

3.4. Страны внешнеориентированного развития

К этому типу относятся средние по численности населения и ресурсному потенциалы страны - Колумбия, Эквадор, Перу,

Боливия, Парагвай (в Латинской Америке), Египет, Марокко, Тунис (в Африке), Турция, Сирия, Иордания, Малайзия, Филиппины, Таиланд (в Азии).

Экономика этих стран ориентирована на экспорт полезных ископаемых, продукции легкой промышленности, сельскохозяйственной продукции земледелия. Для некоторых стран - Колумбии и Боливии - важное значение имеет производство и нелегальные операции с наркотиками, нелегальные политические движения и трудовая иммиграция в более богатые страны.

В этой группе выделяются новые индустриальные страны (НИС), экономика которых в последние десятилетия развивалась исключительно высокими темпами за счет иностранных инвестиций, импортных технологий и наличия дешевой и относительно квалифицированной рабочей силы. Развитие наукоемких отраслей промышленности (электроники, электротехники) вывело эти страны в число мировых лидеров в экспорте потребительских товаров (одежды, бытовой электроники) в развитые страны. НИС первой волны - Республика Корея, Сингапур; Гонконг и Тайвань (территории Китая) - смогли сократить свое отставание от экономически развитых стран. Классификация Международного валютного фонда с 1997 г. относит их к числу экономически развитых стран.

К числу новых индустриальных стран относят также Малайзию, Таиланд, Индонезию, Филиппины (НИС второй волны). Новые индустриальные страны играют все возрастающую роль в экспорте наукоемких промышленных товаров в развитые страны.

  • 3.5. Страны-нефтежспортеры своим современным развитием обязаны доходам от добычи нефти, которые позволили преобразовать экономику этих стран, создать современные города, развивать образование и здравоохранение, социальную инфраструктуру. Характерно, что экономический рост мало изменил традиционные общественные институты государств-нефтеэк- спортеров: в большинстве их сохранился монархический строй, нормы повседневной жизни и даже законы основываются на заповедях ислама. К этому типу относятся нефтедобывающие страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн), за последние десятилетия превратившиеся из отсталой кочевой периферии арабского мира в крупнейших нефтеэкспортеров. Некоторые из этих стран начали за счет нефтедолларов формирование «фондов будущих поколений», средства которых расходуются на создание отраслей обрабатывающей промышленности и орошаемого земледелия. В наиболее развитых из них (ОАЭ) роль экспорта нефти в экономике неуклонно снижается, уступая место сфере услуг, растут доходы от торговли, финансовой деятельности, туризма.
  • 3.6. Страны плантационного хозяйства («банановые республики») не отличаются крупным людским и ресурсным потенциалом. К этому типу относятся Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Гаити, Куба (в Латинской Америке), Шри-Ланка (в Азии), Кот д’Ивуар и Кения (в Африке).

Политическая жизнь всех стран, за исключением Коста-Рики, характеризуется нестабильностью. Низкий уровень жизни населения, господство иностранного капитала, зависимая национальная политика способствуют росту социальных контрастов, которые в свою очередь порождают военные перевороты и революции.

  • 3.7. Страны концессионного развития - это Ямайка, Тринидад и Тобаго, Суринам, Габон, Ботсвана, Папуа-Новая Гвинея. Эти страны недавно получили политическую независимость, обладают запасами полезных ископаемых мирового значения. Добыча и экспорт полезных ископаемых, с одной стороны, обеспечивают основную часть валютных поступлений, с другой - ставят экономику этих стран в зависимость от колебаний цен на мировых рынках.
  • 3.8. Страны-«квартиросдатчики» - небольшие по размеру островные и приморские независимые государства и колониальные владения, расположенные на перекрестке важнейших международных транспортных путей. Выгодность географического положения, льготная налоговая политика превратили их территорию в места размещения штаб-квартир крупнейших транснациональных корпораций, банков. Некоторые страны благодаря чрезвычайно выгодным условиям фрахта и страхования судов стали «портами приписки» огромных флотов, собравших торговые суда со всех стран мира (Каймановы Острова, Бермудские острова, Панама, Багамы, Либерия). Мальта, Кипр, Барбадос превратились в мировые центры туристского бизнеса.
  • 3.9. Крупные с низкими доходами страны

К этой группе относятся Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Вьетнам. Эти страны занимают лидирующие места в мире по численности населения (за исключением Вьетнама). В структуре экономически активного населения преобладают сельские жители.

3.10. К наименее развитым странам мира ООН была отнесена большая группа стран Африки, Азии и Латинской Америки: Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Гамбия, Гвинея, Гвинея- Бисау, Конго, Джибути, Замбия, Кабо-Верде, Коморские острова, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Нигер, Руанда, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Уганда, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Афганистан, Бангладеш, Бутан, Йемен, Лаос, Камбоджа, Мьянма, Непал, Гаити.

Созданные в определенный период классификации и типологии являются динамичными образованиями, отражающими экономическое и социальное развитие государств. С течением времени отдельные страны перемещаются из одного типа в другой, появляются новые их группы, меняется социально-экономическая и политическая сущность государственных образований, что находит свое отражение в новых теоретических разработках.

Случайные статьи

Вверх