Профицит бюджета–это как правило временное явление, им надо уметь воспользоваться! Бюджетный профицит и дефицит.

Один из главных элементов формирования государственного плана доходов и расходов – сбалансированность бюджета. В идеальной экономической ситуации суммы затрат и поступлений должны быть равными. В реальности же показатели редко бывают одинаковыми. Отсюда возникают два понятия: дефицит и профицит бюджета. Это характеристика сложившегося результата экономической деятельности государства. Каждое из понятий двояко: долги не всегда пагубно влияют на страну, а выгоды порой достигаются не лучшим способом. Сбалансированность – главный залог успеха. Для того чтобы понять и осмыслить общую картину экономики страны, рассмотрим основные понятия: дефицит бюджета, расходы, доходы, профицит бюджета.

Характеристика бюджетной системы РФ

Как известно, система – это совокупность элементов, ее составляющих. Рассматривая бюджет государства, стоит задуматься: какие субъекты РФ участвуют в его формировании и использовании. Наименьшая единица рассматриваемой системы – местное финансирование. Средства, направляемые в этот бюджет, используются внутри одного города, района, поселка.

Региональный уровень составляют областные, окружные и автономные бюджеты и внебюджетные фонды, относящиеся к данным территориям. Совокупность федеральных средств и государственных внебюджетных фондов формирует первый уровень системы.

Кроме того, отмечают консолидированный бюджет, который включает в себя все уровни бюджетной системы государства. Например, для РФ это будет совокупность местных, республиканских и федеральных средств.

Результат консолидированного бюджета может отличаться от показателей отдельных субъектов. Например, в 2000 году на федеральном уровне наблюдался профицит бюджета. Экономика вроде бы как расцветала, а средств хватило бы на покрытие долгов. Однако показатели консолидированного бюджета говорили об обратном процессе – дефиците. Ситуацию оценили двояко. Кто-то придерживался мнения, что федеральный профицит государственного бюджета – это достижение правительства. Некоторые же считали произошедшее упущением.

Основные статьи расходов государства

Расходы – это сумма затрат, которые необходимо осуществить для достижения каких-то благ. Пожалуй, каждый знаком с этим понятием. Каков масштаб расходов государства? Огромен. Экономисты старательно просчитывают все статьи возможных расходов, чтобы максимально правильно составить план, добиться равновесности и избежать такого явления, как дефицит и профицит бюджета. Какие расходы могут быть у страны? Условно их можно разделить на группы затрат:

  • военных;
  • экономических;
  • социальных;
  • внешнеполитических;
  • управленческих;
  • чрезвычайных.

В современном темпе деятельности государства величина затрат опережает выгоды. Об этом говорил еще немецкий экономист А. Вагнер: «В странах с развитой промышленностью расходы образуются гораздо быстрее, чем национальный доход».

Доходы страны

Проблема роста материальных выгод государства кроется в том, что основная их часть приходится на налоговые сборы. Около 84% от всей величины федерального бюджета составляют именно обязательные платежи граждан и юридических лиц. Остальная часть приходится на прибыль от внешнеэкономической деятельности, собственности, сдаваемой в аренду и средства, вырученные целевыми бюджетными фондами. Таким образом, дефицит и профицит государственного бюджета напрямую зависят от своевременности налоговых поступлений и их сумм.

Понятие дефицита бюджета

Дефицит – это отрицательная разница между доходами и расходами. Большинство современных государств существуют в условиях превышения допустимых затрат. Несмотря на явные недостатки дефицита бюджета, многие экономисты считают его своеобразным «лекарством». Недостаток средств стимулирует правительство пересмотреть план развития государства. Начинает развиваться сельское хозяйство, промышленность, увеличиваются объемы экспорта.

Но чрезмерно быстрый рост внешних долгов не сможет принести стране выгоды. Несоразмерная величина обязательств по сравнению со средствами порождает подъем уровня инфляции и даже может привести к дефолту.

Причины образования дефицита

На возникновение нежелательной экономической ситуации влияет множество факторов, причем как объективных, так и субъективных. Чаще всего превышение доходов над расходами происходит в следующих ситуациях:

  • упадок производства и его низкая производительность;
  • рост безработицы в стране;
  • неконтролируемый рост расходов;
  • большие затраты на содержание вооруженных сил, администрации.

Не всегда возникновение дефицита бюджета связано с отсутствием дальновидности и качественного планирования экономического положения государства. Нередко ситуацию подрывают чрезвычайные обстоятельства, военные действия, природные катаклизмы. Стоит также уделять внимание тому, на что именно тратятся дефицитные средства.

Методы покрытия расходов

Если непредвиденная ситуация все-таки случилась, государство должно максимально правильно и безболезненно решить проблему. К сожалению, отсутствие контроля местных органов управления чаще всего приводит к тому, что возникает дефицит местного бюджета, который в итоге отражается и на показателях консолидированного бюджета.

Мировая практика выработала несколько методов устранения кризисной ситуации:

  • государственные займы у стран-партнеров;
  • усиление налогового режима;
  • формирование резервов банков второго уровня.

Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Последние два метода выливаются в недовольство граждан и компаний внутри страны и могут лишь на некоторое время улучшить положение.

Увеличение налоговых платежей обычно приводит к росту безработицы и вовсе «уходу» от обязательств перед государством. В конечном итоге страна рискует получить даже меньше средств, чем поступало до внесения изменений.

Займы у других государств чаще всего становятся наиболее рациональным способом выйти из затруднительного положения. Особенно если ухудшения возникли в связи с чрезвычайной ситуацией и в скором времени прогнозируется восстановление баланса доходов и расходов.

Профицит государственного бюджета – это хорошо?

Когда разница между доходами и расходами остается положительной, можно говорить об остатке средств, своеобразной «прибыли». Все же увеличивающиеся деньги лучше, чем растущие долги. Так, наверное, рассудит практически каждый гражданин. Но экономисты так не считают. Да, профицит бюджета – это сэкономленные средства, которые обычно направляют на погашение государственных займов. При этом нельзя забывать о том, каким способом образовался положительный остаток. Если в связи с умышленным отсутствием финансирования отдельных субъектов экономики страны, то ничем хорошим в итоге это не закончится. Начнет хромать та отрасль, на которую пожалели денег, чтобы в общей картине выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

Другой вопрос, если средства были направлены в нужном объеме, но их с умом использовали. Сэкономленная часть не нанесла ущерба деятельности субъекта и в то же время принесла дополнительную пользу государству. Получается двойная выгода. В таком случае профицит бюджета – это положительное явление.

Бездефицитность бюджетов разных уровней

Показатели экономической деятельности государства и административных подразделений могут различаться. Например, на местном уровне средств не хватает, образуются долги. А на общегосударственном уровне все хорошо: даже положительный остаток сформировался. Получается, профицит федерального бюджета еще не говорит о безупречном состоянии экономики.

Для качественного анализа все же необходимо рассматривать показатели местного, регионального, федерального и консолидированного бюджета. Разница конечных результатов зависит от множества факторов: достаточности финансирования, рационального использования, коррупции. В последние годы наиболее остро проблема сбалансированности бюджета стоит именно на местном и региональном уровне.

Значимость сбалансированности экономики

Достигнуть стабильности и процветания возможно лишь соблюдая принцип сбалансированности бюджета. При грамотном распределении средств удается не только избежать дефицита и профицита, но и выправить неудачную ситуацию прошлого периода. Необходим трезвый взгляд на вещи: нельзя заведомо завышать и занижать планку там, где это касается экономики. Допущение дефицита в принципе противоречит идеям положительного планирования. Зная, что профицит бюджета – это палка о двух концах, лучше обойти стороной и его. Баланс доходов и расходов – единственная цель и смысл составления плана по распределению бюджета.

Дефицит и профицит бюджета – понятия, с которыми сталкивается любое государство. Только качественный анализ ситуации, строгий контроль местных и региональных органов, подкрепленные законодательными актами, способны уравновесить два противоположных состояния экономики. Немаловажна и развитая налоговая система, которая не давала бы уходить в «тень» многим предприятиям и гражданам.

Одной из главных целей государственной финансовой политики является макроэкономическая стабилизация. Она может достигаться использованием таких бюджетных инструментов, как налоги, государственные расходы, бюджетный дефицит. Бюджет может быть в трех состояниях: сбалансированном, дефицитном и профицитном.

«Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами».

Причинами бюджетного дефицита могут быть:

  • 1) Осуществление крупными государственными программами развития экономики, например, её структурной перестройкой. В этом случае появление дефицита будет оправдано, так как значительные государственные расходы в будущем будут способствовать подъёму экономики и росту доходов бюджета.
  • 2) Спад экономики, так как сокращение объёма производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами.
  • 3) Рост теневого сектора экономики, который приводит к уменьшению налоговой базы.

Классификации дефицита бюджета:

  • 1) По отношению к плану выделяют плановый и фактический дефициты бюджета.
  • 2) По степени учета конъюнктурных доходов бывают скрытый (латентный) и реальный дефициты бюджета.
  • 3) По отношению к уровню бюджета могут быть дефициты федерального, региональных и местных бюджетов.
  • 4) По характеру возникновения разделяют случайный и действительный дефициты.
  • 5) В зависимости от периодичности возникновения различают постоянный, циклический и временный дефициты.
  • 6) По способу воздействия на социально-экономические процессы различают активный и пассивный дефициты бюджета.

Последствия бюджетного дефицита:

«Бюджетный профицит - это превышение доходов бюджета над его расходами». государственный долг бюджетный дефицит

В БК РФ статья, регламентирующая профицит бюджета, отсутствует. В то же время в БК есть статья 232, касающаяся использования доходов, утвержденных законом о бюджете. В соответствии с этой статье доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденного федеральным законом объема доходов без учета нефтегазовых доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, могут направляться Министерством финансов РФ без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на:

  • - замещение государственных заимствований;
  • - погашение государственного долга РФ;
  • - исполнение публичных нормативных обязательств РФ в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном п. 3 ст. 217 БК РФ.

Основной причиной появления профицита государственного бюджета может стать рост цен на различные виды энергоносителей (в том числе и на нефть) на мировых рынках (рост цен на нефть привел к профициту бюджета России в 207,4 млн. руб. в 2000 г., что составило 2,9 % от ВВП, это первый год с профицитом после 1990-х гг., в течение которых наблюдался только дефицит). Следовательно, мировые изменения цен на некоторые виды товаров и услуг могут дать стране дополнительную прибыль, благодаря которой образуется бюджетный профицит. Однако самой благоприятной причиной возникновения профицита

бюджета является экономический рост. Происходит активизация хозяйственной деятельности, увеличение объемов продаж и рост доходов всех субъектов экономики. Рост доходов предприятия и населения приводит к увеличению суммы собранных налогов, а улучшение работы государственных унитарных предприятий приносит чистый доход. Все это в совокупности приводит к увеличению доходов государственного бюджета. Если данный экономический рост не был спрогнозирован, то происходит возникновение профицита.

Профицит бюджета - явление положительное. Однако опыт крупнейших стран мира показывает, что значительная профицитность бюджета имеет свои негативные последствия: часть денежных средств изымается из национального оборота, и влечет за собой снижение уровня их естественной конкурентоспособности, рост кредитной нагрузки на страну, большая налоговая нагрузка, вследствие которой предприниматели вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.

В ходе изучения параграфа изучены определения понятий бюджетного дефицита и бюджетного профицита и классификации. Выявлены причины: спад экономики, рост теневого сектора, рост цен на различные виды энергоносителей, а также такие последствия, как высокие процентные ставки в стране, снижение внутренних инвестиций и чистого экспорта и др.

Центральной частью финансовой системы являются государственные финансы с их ведущим звеном - государственным (федеральным) бюджетом как сводным балансом доходов и расходов государства.

Государственный бюджет - это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX в.

Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты - учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета.

Принцип реальности - правдивое отражение доходов и расходов государства.

Принцип гласности - обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

Перераспределение национального дохода;

Государственное регулирование и стимулирование экономики;

Стимулирование научно-технического прогресса;

Финансовое обеспечение социальной политики;

Контроль за образованием и использованием централизо­ванного фонда денежных средств.

Одна из важнейших функций государственного бюджета -стимулирование научно-технического прогресса. Этой цели от­вечает прямое бюджетное финансирование приоритетных программ.

Структура расходов и доходов госбюджета в развитых странах представлена в таблице

Основные статьи бюджета

В отличие от бюджетов развитых стран в России па первом месте в расходах государственного бюджета стоят расходы на оборону (18%), на втором - финансирование государственных программ и инвестиций (около 18%), на третьем - вложения в народное хозяйство (15%). Затраты на социально-культурные нужды составляют менее 7% всех расходов, что почти в 4 раза меньше, чем в бюджете СССР. На обслуживание государственного внутреннего долга тратится более 15% всех расходов.

Государственные закупки - это спрос правительства на товары и услуги. Этот вид экономической деятельности правительства представлен закупками военного и гражданского назначения, последние могут предназначаться для собственных нужд госу­дарственных предприятий и учреждений или носить регули­рующий характер.

Трансфертные платежи - это:

Пособия по безработице;

Пособия многодетным семьям и т. п.

Трансфертные платежи - непроизводительные расходы госу­дарства, их доля в государственных расходах зависит от:

Социально-политической ориентации государства;

Границ государственного вмешательства в экономику;

Проводимой социальной политики.

Расходы на образование, науку, здравоохранение, культуру в сумме не превышают 10%. Этого явно недостаточно для покрытия нужд общества, однако все упирается в доходы.

Государственный бюджет - смета (роспись) государственных до­ходов и расходов по источникам поступления и основным каналам рас­пределения. Государственный бюджет может быть сведен с излишком или недостатком.

Если расходы правительства равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Однако в большинстве стран, в том числе и в России, расходы правительства намного превышают его доходы.

Бюджетный профицит (излишек) - превышение доходов над рас­ходами.

Бюджетный дефицит (недостаток) - превышение расходов над доходами.

Бюджетный дефицит может быть заранее запланирован, что должно быть отражено в проекте подготовленного бюджета, или по тем или иным причинам может возникнуть в ходе его реализации. И эту разницу, как правило, необходимо покрывать за счет дополнительных ресурсов.

Способы финансирования бюджетных дефицитов представлены на схеме:

В экономике развитых стран бюджетный профицит встречается зна­чительно реже, чем бюджетный дефицит. Отметим, что государственный бюджет РФ на 2002 год был сведен с профицитом в размере 127 млрд. руб. Это излишек может быть получен за счет высоких мировых цен за баррель нефти. Если «нефтяная» цена упадет ниже заложенной при расчете доходов государственного бюджета, то профицита может и не быть. В этой связи сосредоточим внимание на проблемах, связанных с бюджетным дефицитом.

Крупные дефициты подталкивают вверх ставки процента, что:

а) вызывает вытеснение частного инвестирования;

б) увеличивает спрос на ценные бумаги со стороны иностранцев, так как более высокий уровень процента по правительственным и частным ценным бумагам делает фи­нансовые инвестиции более привлекательными для иностранцев;

в) вызы­вает рост международной стоимости национальной валюты вслед за воз­росшим спросом на ценные бумаги, что обусловливает сокращение экс­порта и рост импорта;

г) сдерживает развитие внутренней экономики вследствие сокращения чистого экспорта.

Стимулирующее воздействие дефицита может быть сглажено за счет, как эффекта вытеснения, так и отрицательного эффекта чистого экспорта, вызванного дефицитом. Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт и сдерживать экспорт и нередко ведут к распродаже национального богатства. Эта цепочка причин-следствий длин­на, но она дает возможность понять внутренний ход развития явлений, связанных с бюджетным дефицитом.

Государственный долг

Устойчивый бюджетный дефицит, финансируемый за счет кредита, приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков, это то, что государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит бюджета.

Государственные займы существенно отличаются от частных займов. Последние используются, как правило, для целей про­изводственного назначения. Выплата процентов по такому кредиту производится за счет прироста дохода. Государствен­ный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, в основном не связан с производственной деятельностью. Государство погашает свою задолженность, а также проценты по обязательствам за счет налогов.

Уровень государственной задолженности в целом, как правило, определяется в процентном отношении к ее валовому внутреннему продукту.

Поскольку для большинства стран рыночной экономики типи­чен бюджетный дефицит, государственный долг существует практически во всех странах. С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют :

На внутренний;

И внешний.

Внутренний долг образуется обычно за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (ГЦБ).

Основными держателями ГЦБ являются:

- правительственные учреждения и фонды;

- центральные и коммерческие банки;

- небанковские финансовые институты;

- население.

На долю ГЦБ приходится до 90% всей суммы государственно­го долга развитых стран.

По сроку погашения ГЦБ подразделяются:

на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года) казначей­ские обязательства (векселя);

среднесрочные - со сроком погашения до 5 лет;

- долгосрочные облигации со сроком погашения до 30 лет.

Вопрос о соотношении между различными видами задолжен­ности по их срочности имеет большое значение для управления государственным долгом. В условиях инфляции возрастает удельный вес краткосрочной задолженности, поскольку инве­сторы избегают вкладывать средства в долгосрочные прави­тельственные обязательства.

Внутренний государственный долг влияет на денежное обра­щение страны и состояние экономики в целом.

Основные последствия накопления внутреннего долга:

государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения;

все граждане страны как налогоплательщики оплачивают про­центы по государственному долгу, но эти проценты в свой до­ход получают лишь кредиторы государства (те, кто купил ГЦБ), а это, как правило, наиболее имущие слои населения;

возможно переложение долгового бремени на будущие поко­ления с сокращением объема потребления будущих налогопла­тельщиков в случае, если рост государственного долга и про­центов по нему не сопровождается соответствующим ростом инвестиций;

быстро растущие издержки по процентам все более затрудняют сокращение бюджетного дефицита: выплаты процентов по го­сударственному долгу оборачиваются новыми расходами госу­дарственного бюджета, новыми займами для выплаты процен­тов по старым долгам;

наблюдается "эффект вытеснения".

Внешний долг - это долг в иностранной валюте. Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга (кредиторами) выступают.

Компании;

Государственные учреждения различных стран;

Международные экономические организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.).

Бремя внешнего долга отличается от бремени внутреннего долга. Внутренний долг - это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг. Внешний же долг - это долг в иностранной валюте, и его по­гашение происходит фактически путем передачи товаров дру­гой стране. Для того чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт това­ров, при этом валютная выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.

Кризис внешней задолженности - невозможность государством выполнить в установленные сроки и полном объеме свои дол­говые обязательства.

Однако даже в случае наступления такого кризиса государства стремятся как минимум сокращать внешнюю задолженность.

Механизмы сокращения внешней задолженности:

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом:

Сбалансированный бюджет -- равенство доходов и расходов бюджета.

Дефицит бюджета - это превышение расходов госбюджета над его доходами.

Профицит бюджета -- превышение бюджетных доходов над расходами.

Бездефицитность бюджета еще не означает "здоровья" экономики. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, -- явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований.

Дефицит бюджета.

Бюджетный дефицит -- состояние бюджета, характеризующее превышение объема расходов над доходами. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования.

Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.

Существует несколько видов дефицита бюджета:

Бюджетный дефицит (D).Сумма превышения расходов государства над его доходами в пределах финансового года: D = G-T = G-T y y, где D -- бюджетный дефицит, G -- государственные расходы, T-- налоги, Т у -- ставка подоходного налога

Бюджетный дефицит есть отрицательная величина, бюджетный избыток -- положительная.

Структурный дефицит. Разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения: D cmp = G-T F

Циклический дефицит. Представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом: D цикп = Т у F -у), где у F -- национальный доход при полной занятости.

Общий дефицит (Реальный). Фактический дефицит госбюджета.

Первичный дефицит. Фактический дефицит за минусом выплат по государственному долгу.

Огромное воздействие на состояние бюджета оказывает темп роста инфляции.

1. Так как дефицит - это превышение расходов над доходами, то можно его сократить путем сокращения расходов бюджета. Это имеет место в практике, но этот метод нежелателен, так как сокращение расходного бюджета влечет за собой сокращение совокупного спроса, а следовательно и сокращение ВВП. Однако этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономики, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.

2. Повышение расходной части достигается путем повышения налогов. Это нежелательно, так как повышение налогов влечет сокращение домохозяйств и стимулов развития бизнеса, снижение инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП, поскольку сужает емкость рынка.

3. Еще одним способом покрытия бюджетного дефицита является эмиссия денег (увеличение денежной массы в обращении).

Эмиссия денег сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как это прямо и непосредственно способствует росту инфляции.

В настоящее время эмиссия реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. становятся основой многократного увеличения количества денег в обращении. Это самый опасный путь погашению бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники, но естественно в ущерб населению и всему государству.

4. Так же покрытие бюджетного дефицита возможно через формирование государственного долга. Это происходит разными способами.

Прежде всего формируется государственный внешний долг, как правило в иностранной валюте, путем заимствования во внешнем мире. Бюджетный кодекс РФ выделяет следующие источники формирования внешнего долга:

Займы у правительств других стран;

Займы у международных финансовых институтов (банков);

Займы у банковских структур зарубежных стран (в виде кредитов);

Выпуск государственных ценных бумаг, т.е. облигаций, и продажа их на мировых фондовых рынках.

Для погашения дефицита государства также формируется внутренний долг, т.е. государство осуществляет свои займы внутри страны. По кодексу РФ выделяют следующие займы:

Кредитные заимствования у кредитных организаций (у банков);

Межбюджетные заимствования (у других субъектов федерации);

Продажа государственный ценных бумаг (облигаций) на фондовых рынках внутри страны.

Жизнь страны, обремененная внешним и внутренним долгами, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития.

Управление государственным долгом включает следующие меры:

Эффектное использование средств заимствования;

Поиск средств для выплаты долга;

Нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Профицит бюджета.

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние -- его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Профицит может возникнуть следующим образом:

Если бюджет составляется сбалансированным или дефицитным, однако доходы, фактически полученные в процессе исполнения бюджета, превысили запланированную законом о бюджете сумму доходов или сумму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита;

Если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, при том, что расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны;

Если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам;

Если в целях получения профицита запланированная сумму доходов изначально превышает сумму расходов, при том расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга. Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ -- К > РБ -- ОГД,

ДБ -- доходы госбюджета;

К -- кредиты и займы;

РБ -- расходы госбюджета;

ОГД -- обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статье 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

1. сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

2. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

3. увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

Дефицит федерального бюджета и его финансирование

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП. В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1. Внутренние источники, а именно:

Кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2. Внешние источники следующих видов:

Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Финансирование бюджетного дефицита -- покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

Разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

Иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на выплаты на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.).

В составе источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

1. разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

2. разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных банков и организаций, международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты;

3. разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

4. прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (например, объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте).

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

(млрд.рублей)

Январь-август

Справочно

январь-август

Общее финансирование 1)

в том числе:

источники внутреннего финансирования 2)

государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость

которых указана в валюте Российской Федерации

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета 2)

увеличение остатков денежных средств Резервного фонда

увеличение остатков денежных средств Фонда национального благосостояния

уменьшение остатков денежных средств Резервного фонда

уменьшение остатков денежных средств Фонда национального благосостояния

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

акции и иные формы участия в капитале, находящиеся

в государственной и муниципальной собственности

государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней

курсовая разница

бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны

в валюте Российской Федерации

прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

источники внешнего финансирования

в том числе:

государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых

указана в иностранной валюте

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты

(заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов

международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте

иные источники внешнего финансирования

1) С учетом погашения основной суммы задолженности (долга).

Величина превышения доходов над расходами (профицит) имеет положительный знак, а величина дефицита - отрицательный знак. Профицит или дефицит покрываются за счет финансирования такой же величины, но с противоположным знаком.

2) Включая остатки денежных средств бюджетов.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в январе-августе 2010г. составило 2421,4 млрд.рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - 879,6 млрд.рублей, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти - 1541,8 млрд.рублей.

Совокупный объем средств Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 сентября 2010г. составил 1228,9 млрд.рублей и увеличился по сравнению с 1 августа 2010г. на 0,3%, Фонда национального благосостояния - соответственно 2671,5 млрд.рублей и на 0,3%.

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА. (млрд.рублей)

Профицит, дефицит(-)

Январь-февраль

I квартал

Январь-апрель

Январь-май

I полугодие

Январь-июль

Январь-август

Январь-сентябрь

Январь-октябрь

Январь-ноябрь

Январь-февраль

I квартал

Январь-апрель

Январь-май

I полугодие

Январь-июль

Январь-август

Объем доходов федерального бюджета в январе-августе 2010г. составил 68,1% от прогнозируемого на 2010г. объема, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (с учетом Федерального закона от 23.07.2010г. № 185-ФЗ).

Мультипликатор Кейнса в экономике это -- численный коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастает национальный доход при увеличении инвестиций.

Существует такое понятие как мультипликатор сбалансированного бюджета. Его суть состоит в следующем: прирост государственных расходов, обусловленный равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению равновесного ЧНП (чистый национальный продукт) на сумму прироста государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета обозначается так: К сбалансированный бюджет.

Кс.б.= ^?ЧНП / ^?G; ^?TAX,

где ^?ЧНП - прирост ЧНП, ^?G - повышение государственных расходов, ^?TAX - увеличение налогов. Можно записать так:

G = ?TAX = ?ЧНП

Если госрасходы и налоги растут на одну и ту же величину, то и равновесный ЧНП увеличивается на ту же самую величину.

Так, через изменение налогов и государственных расходов правительство воздействует на развитие производства и динамику ЧНП, Выбор сочетания указанных регуляторов определяет эффективность корректировки экономического развития.

По данным РИА новостей: Профицит консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования) в 2011 году сложился на уровне 848,8 миллиарда рублей против дефицита в 1,585 триллиона рублей в 2010 году, говорится в докладе Росстата.

Доходы консолидированного бюджета за 2011 год составили 20,854 триллиона рублей против 16,032 триллиона рублей за 2010 год, расходы - 20,005 триллиона рублей против 17,617 триллиона рублей годом ранее.

Росстат уточнил, что профицит федерального бюджета в 2011 году сложился на уровне 430,8 миллиарда рублей. Ранее Минфин сообщал, что профицит-2011 составил 427,8 миллиарда рублей.

Доходы федерального бюджета за прошлый год составили 11,366 триллиона рублей, госфондов - 5,82 триллиона рублей, субъектов РФ - 7,644 триллиона рублей, территориальных внебюджетных фондов - 904,6 миллиарда рублей. Расходы федерального бюджета сложились на уровне 10,935 триллиона рублей, госфондов - 5,387 триллиона рублей, субъектов РФ - 7,679 триллиона рублей, территориальных внебюджетных фондов - 883,7 миллиарда рублей.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в 2011 году составило 5,642 триллиона рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 1,989 триллиона рублей, вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, природный газ и нефтепродукты - 3,653 триллиона рублей.

В консолидированный бюджет России в 2011 году поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС, на сумму 9,72 триллиона рублей, что на 26,8% больше, чем в 2010 году. В декабре поступления в консолидированный бюджет выросли по сравнению с предыдущим месяцем на 32,3% - до 931,7 миллиарда рублей.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2011 году обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 23,4%, налога на добычу полезных ископаемых - 21,0%, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - 20,5%, НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России и ввозимые из Белоруссии и Казахстана, - 19,0%.

1.
2.
3.
4.

Здравствуйте, дорогие друзья, снова с вами Владимир Ветров, один из авторов раздела « » на портале «PAMMTrade». Профицит бюджета - это противоположность дефицита, но так ли это хорошо? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Профицит -это цель, но что же дальше?

В одной из своих статей я подробно рассматривал понятие государственного бюджета и там же упоминал о профиците. Напомню - если доходы бюджета выше расходов, то бюджет считается профицитным, а разность между доходами и расходами и есть профицит бюджета. Казалось бы, все очень просто – если запланировано доходов больше чем расходов, то это замечательно и прекрасно, вперед к светлому будущему. Давайте рассмотрим профицит бюджета 2000-2008 года в России.

В России до 1999 года, выход на бюджет с профицитом казался чем-то сказочным, но потом, поднявшиеся цены на нефть эту сказку сделали былью, и бюджет страны стал наконец профицитным.

Однако это породило другую проблему. Когда деньги остаются это конечно неплохо, но предлагаю вам задуматься о расходах государственного бюджета, о военных иэкономических расходах, о расходах на социальные нужды. Если деньги в бюджете оставались, не значит ли это, что важные сферы были недофинансированными? Не лучше было бы пустить оставшиеся средства на различные инвестиционные программы? Улучшить и перевооружить на всякий случай армию, или позаботится о пенсионерах. Эти вопросы поднимались неоднократно и, возникали каждый раз, когда в Государственной думе обсуждали проект очередного закона о бюджете.

Куда уходили доходы?

Стабилизационный фонд - специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики, стратегический финансовый резерв страны. Туда и направлялись все избыточные деньги бюджета.

Причем деньги находящиеся в стабилизационном фонде надо было уберечь от обесценивания и сохранить без высоких рисков, и так как от рубля высокой стабильности ожидать не приходится, то средства эти были размещены в американских долларах, евро, и британских фунтах, а также на них приобретались долговые обязательства других государств. Такая деятельность проводилась конечно же для придания государственной экономике большей стабильности. После 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд Российской федерации был разделен на два – Резервный фонд (аварийные средства на всякий случай) и Фонд национального благосостояния (является важным механизмом пенсионного обеспечения граждан страны). Несмотря на раздававшуюся критику, сейчас, в условиях экономических санкций, создание этих фондов и усиленное накачивание их деньгами в былые годы, кажется не самым плохим методом распорядиться сверхдоходами от экспорта нефти.

Профицит бюджета–это как правило временное явление, им надо уметь воспользоваться!

К чему приведет, критикуемая оппозицией, политика правительства использования профицита бюджета для создания Стабилизационного фонда, мы точно узнаем в наступающем 2016 году, а теперь от высоких материй и гигантских объемов, давайте перейдем к более близкому нам– работе на финансовых рынках. Если вы читали мою предыдущую статью, посвященную бюджету - « », то там я давал четкие советы, как следует распоряжаться средствами, полученными от работы на валютных рынках. Сегодня расскажу вам, что следует делать, если возникает личный профицит бюджета. Это тоже не так просто, когда серия удачных сделок вдруг выводит из «бедного студента» в «удачливые инвесторы». Если вы недавно пришли в эту сферу, а со времени начала работы по торговле бинарными опционами или на рынке forexне прошло и года, и у вас, совершенно внезапно для себя, получилось за короткий срок многократно увеличить депозит, не спешите радоваться.

Позвольте рассказать случай из личной практики. Когда я только начинал свою деятельность в бинарных опционах, рвения было очень много, а опытеще отсутствовал, то мне часто приходилось прибегать к работе по стратегии мартингейла, подробнее о ней можете прочесть в статье « », материал я конечно же не изучал, и так получилось, что несколько неудачных покупок опционов подряд, подняли размер моей ставки ставку до критических величин.

Грубо говоря, первая ставка в 1000р. была неудачной, пришлось поднять до 2200р. чтобы окупить предыдущую, это тоже не сработало, я поднял до 4400р., тут уже видно начали сдавать нервы, ипошел тильт во всей своей красе (тильт-состояние игрока в покер, вызванное сильными эмоциями от выигрышей или проигрышей, при котором он играет в несвойственном ему стиле и начинает допускать много ошибок в игре. Тильт считается главным врагом игрока, поэтому существует много психо-тренингов и упражнений, целью которых является улучшение самоконтроля и психологическая борьба с тильтом). Ставка поднялась до 8800р. а потом и до 15000р., что составляло остатки всего моего депозита.

Если кому-то это кажется слишком рискованным и странным, прошу учесть, что опыта в то время у меня было очень мало, и работал я тогда на турбо-опционах с экспирацией в одну минуту.Вы не можете представить себе мое состояние, когда ставка в 15 000р. все же сработала, и депозит вернулся практически к исходным размерам. Это было как вынырнуть со дна черного омута. В тот день я больше не торговал, но на следующий, находясь в офисе, где тогда трудился на основной своей работе, решил зайти на торговую платформу,тут как-то очень быстро увидел подходящую для себя ситуацию, нажал кнопку приобрести опцион, и только потом заметил, что размер ставки остался вписан в платформе со вчерашнего дня и составил опять 15000р - больше половины моего оставшегося депозита на одну ставку.

Ощущение было такое, как будто на голову кто-то вылил ведро ледяной воды. Но я угадал с направлением, опцион был закрыт в прибыли, размер депозита сразу увеличился на четверть, что конечно опять привело к тильту – размер следующей ставки был никак не меньше, и она тоже закрылась в плюсе. Представляете себе состояние человека, который за несколько минут, путем простого нажатия кнопки, увеличил содержимое кошелька больше чем на размер своей месячной зарплаты? Это даже не счастье, это кажется нечто большее. В тот день кажется, я даже хотел уволиться со своей основной работы, раз смог заработать 30 000р. за пару ставок.

А дальше идет отрицательный пример большого профицита бюджета у новичка трейдера – огромные доходы, не подкрепленные усиленной работой, трудом и шлифовкой торговой системы никогда не задерживаются на счетах. Думаю, не стоит и говорить, что так нелепо доставшиеся деньги так же и ушли, из-за горячности, продержавшись на моем счету дня три или четыре. Не зная о психологии трейдинга, не имея личного стабилизационного фонда, я оказался не готов к двукратному увеличению депозита за две случайные сделки. Поэтому, дорогие друзья, дам вам совет – торговля бинарными опционами, особенно работа по стратегии «Точный вход», соответствующее видео о которой можете посмотреть на нашем канале:

Настало время сделать выбор!

При строгом соблюдении системы, может внезапно вывести вас на ситуацию, когда бюджет начнет быстро увеличиваться. Настолько быстро, что вы тут же можете возомнить себя великим инвестором, который кликом мыши зарабатывает суммы, равные средней зарплате вашего региона. Если это произойдет – сохраняйте хладнокровие и не теряйте головы, постарайтесь остановиться на время, как тяжело бы не давалось это решение. Проведите несколько дней вдали от торгового терминала, финансовые рынки от вас никуда не скроются (первые биржи появлялись еще в тринадцатом веке, и будут функционировать, пока существует человечество).
Не позволяйте внезапно увеличившемуся бюджету захватить ваш рассудок и усыпить осторожность и сразувыводите излишки средств из платформы. Как только человек начинает считать себя великим инвестором, тонко чувствующим направление движения рынка, этот рынок обычно больно щелкает по носу. Так бывает и с действительно великими людьми, такими как Джордж Сорос, когда он купил ОАО «Связьинвест», что же говорить о нас с вами.

Излишки средств хороши, только если ими правильно распоряжаться!

Дорогие друзья, сегодня мы разобрали, что профицит бюджета - это не всегда так хорошо, как кажется. Возникающие в процессе макроэкономической ли деятельности, или нашей с вами работе на финансовых рынках излишние средства необходимо уметь, прежде всего, сохранить и приумножить. А для этого надо иметь четкий план действий, сохранять трезвость рассудка и не надеяться на одну лишь удачу. Желаю успешного трейдинга друзья!

Случайные статьи

Вверх