Системный кризис наступает когда безнадежные активы достигают. Кризис банковской системы россии

В России начался системный банковский кризис, и в ближайший год высока вероятность его усугубления, пишет РБК со ссылкой на экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в своем отчете. Они полагают, что вскоре доля проблемных активов в активах банковской системы превысит 10%, а как минимум одному из системообразующих банков потребуется докапитализация за счет средств государства

Высокий риск возникновения системного банковского кризиса до сентября 2015 года эксперты ЦМАКП описали в обзоре, опубликованном в среду, 15 октября. По мнению авторов отчета, уже сейчас вероятность возникновения банковского кризиса в России превышает критический порог.

Системным банковским кризисом эксперты ЦМАКП называют ситуацию, при которой реализуется, по крайней мере, одно из трех условий: во-первых, изъятие клиентами значительной доли средств со счетов и депозитов; во-вторых, доля проблемных активов в общих активах банковской системы превышает 10%; в-третьих, проводится реорганизация или национализация значительной части (более 10 банков или масштабная (в объеме более 2% ВВП) единовременная рекапитализация банков государством. Третья мера является вынужденной: ее цель – сгладить последствия оттока клиентских средств из банков и роста проблемных банковских активов.

Одно из этих условий было выполнено в первом квартале 2014 года, указывают эксперты ЦМАКП: средства всех категорий банковских клиентов на счетах и депозитах сократились на 1,4%, в том числе средства физических лиц – на 3,9%. «Формально с этого момента можно говорить об идущем системном кризисе банковского сектора», – указано в обзоре.

Эксперты ожидают, что в ближайшее время доля проблемных активов банковской системы превысит 10% (сейчас – чуть выше 8%). Кроме того, в отчете ЦМАКП отмечается, что минимум один из системообразующих банков потеряет устойчивость и ему потребуется поддержка государства. «Этот вывод основан на анализе динамики просроченных кредитов и показателей достаточности капитала российских банков», – говорится в документе.

Однако специалисты не считают ситуацию катастрофической и уверены, что помочь выбраться из банковского кризиса могут три фактора. Во-первых, косвенное положительное влияние на банковскую систему оказывает снижение реального эффективного курса рубля. В обзоре указано, что пока снижение не является обвальным, оно способствует восстановлению прибыльности предприятий, конкурирующих с импортом, и экспортеров. Кроме того, процесс роста безработицы приостановился, что снижает риск увеличения числа неплатежеспособных заемщиков – физических лиц. Также эксперты ЦМАКП отмечают, что важна доля кредитов предприятиям и населению в ВВП: «Прирост этого показателя прекратился из-за охлаждения рынка кредитования физических лиц. Это создает предпосылки для стабилизации уровня долговой нагрузки».

Помимо проблем с падением темпов роста мировой экономики, а также политическим и финансовым хаосом в Европе, оказывающим давление на все финансовые рынки, текущий кризис выявил одну серьезную проблему для частных и институциональных инвесторов: активы, выполняющие роль «спасательного круга» в период нестабильности, по разным причинам перестали выполнять свои «защитные» функции.

За последние десятилетия мировая экономика не раз переживала различной степени потрясения. И каждый раз у инвестора были запасные «пути к отступлению» - активы, показывающие стабильный умеренный (а порой, и бурный) рост, вне зависимости от внешних факторов.

К их числу можно отнести национальные валюты, активы, обязательства экономически развитых стран со сбалансированной бюджетной и внешнеторговой политикой. Так, швейцарский франк и облигации правительства США до сих пор были главными «прибежищами» для строптивых инвесторов.

Среди активов товарно-сырьевой группы в качестве «безопасной гавани» можно привести пример золота, цена на которое не испытала практически ни единого серьезного падения за последние 20 лет (вплоть до конца 2008 года).

Также популярным активом для тех, кто боится рисковать, но хочет заработать, можно назвать недвижимость (в большей степени, туристическую).

Тем не менее, кризис 2008-го «намекнул», а спад 2011 года подтвердил, что стоимость любых, даже самых «надежных» активов, определяется рядом факторов, которые тоже подвержены давлению. И в определенных условиях любой актив может престать приносить не только большую прибыль в длительной перспективе, но и небольшой стабильный доход в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Швейцарский франк

По заявлениям ряда авторитетных западных СМИ, Швейцария готовится к окончанию «евроэксперимента», который может привести к резкому росту швейцарского франка. Для предотвращения такого сценария могут быть использованы достаточно радикальные меры по прямому ограничению притока капитала в страну, чего правительство и руководство ЦБ не делали в последние 40 лет.

Помимо «небольшой» проблемной Греции, которая может выступить в роли детонатора, долговой кризис может затронуть ряд крупных европейских государств. На этом фоне швейцарский франк традиционно укрепляется, выступая в роли прибежища в период экономической и политической нестабильности.

Швейцария территориально находится в эпицентре «шторма», не являясь фактически членом ЕС, но оставаясь его крупнейшим торговым партнером, сильно зависящим от европейского рынка сбыта своих товаров. И сильный франк режет на корню все конкурентные преимущества швейцарских товаров.

Томас Джордан, директор Центрального Банка Швейцарии, сказал в интервью, что SNB будет «до последнего бороться за уровень 1,20 франка за 1 евро ».

В 1970 году Швейцария использовала крайние меры, чтобы обуздать чрезмерный спрос на ее валюту. В стране были запрещены иностранные инвестиции в швейцарские ценные бумаги и недвижимость и действовали отрицательные процентные ставки по банковским депозитам в иностранной валюте.

Сейчас же Швейцарские политики при поддержке представителей МВФ склоняются к валютным интервенциям. Однако ограничения для иностранных инвесторов не снимаются из списка возможных мер воздействия на курс франка.

Золото

Показав прошлой осенью максимум в районе $1918 за унцию, золото вот уже третий раз приближается к ключевой зоне поддержки на уровне $1520. Похоже такое падение на «обычные движения» в защитных активах? Очень сомнительно.

Однако даже не 20%-ое снижение цены является переломным моментом. Более наглядной демонстрацией того, что золото не воспринимается большинством инвесторов как «защитный актив», является факт синхронной динамики фондового и товарного (золота, в частности) рынков.

Раньше при любом негативе в мировой экономике люди выводили средства из рискованных активов (акций) и перекладывали их в защитные активы (золото).

Однако сейчас золото исчерпало свой потенциал безудержного спекулятивного роста и встало в один ряд с прочими рискованными активами. Так как этот актив не обладает никакой внутренней ценностью (воспроизводство капитала), нет никаких оснований полагать, что инвесторы по-прежнему будут перекладывать свои сбережения в слитки металла, цена на который исключительно из-за спекуляций выросла на 500% за последние 10 лет.

Недвижимость

Еще одна «потонувшая» инвестиционная идея - недвижимость. Близкий любому российскому инвестору пример - курортная недвижимость в Испании. Ценность актива росла быстрыми темпами из-за роста туристического сектора (рост стоимости цены аренды), а также из-за повышенного спроса со стороны иностранных граждан (россиян, в том числе).

Достаточно высокий «порог входа» и трудности с проведением сделок за рубежом компенсировались ростом цены.

Однако с пика 2007-го года стоимость недвижимости в той же Испании снизилась уже на 30%. И, по предварительным оценкам экспертов, это еще не придел. На фоне сильных проблем с испанскими банками, которые держат на балансах огромные объемы нереализованных объектов недвижимости, можно предположить, что этот пузырь лопнет, и тогда чтобы рассчитываться с кредиторами, банкам придется распродавать свои активы. И без снижения ценника вряд ли удастся хоть что-то продать.

Облигации правительства США

Как показывают результаты последних аукционов по размещению правительством США своих долгосрочных облигаций, инвесторы предпочитают именно этот актив всем прочим в период спада мировой экономики и кредитных проблем Еврозоны.

Однако обратной стороной медали является рекордно низкая доходность этих облигаций, которая по факту не покроет инфляции и в долгосрочной перспективе губительна. Если при этом учесть, что в отличие, например, от Швейцарии, американская экономика далека от понятия «баланса» (текущий уровень расходов не сможет покрыть никакая экономика, а есть еще и растущий многотриллионный долг) – даже такой параметр, как «надежность», вызывает сомнения.

Заключение

Если объективно смотреть на вещи, то пока что невидно предпосылок для скоро выхода мировой экономики на докризисные рельсы. Как и не видно готовых решений для терпящих бедствие еврофинансов. Поэтому 1-2 года «в боковике» - вполне реальная картина для финансовых рынков.

На этот период (да и на все последующие) пора искать «защитные» активы. Возможно, среди пока еще не раздутых металлов, возможно - среди новых товарных групп (например, алмазы) или иностранных валют тех стран, которые оказались не вовлечены в долговую вакханалию.

Как бы парадоксально это ни звучало, но сейчас самое время для того, чтобы рискнуть ради дальнейшей безопасности .

Формы проявления системного банковского кризиса в соответствии с их особенностями можно рассматривать на двух уровнях – более глубоком и поверхностном.

В первом случае указанные формы не всегда очевидны (не видны "невооруженным взглядом") и для их идентификации необходимо в определенной мере уметь анализировать ситуацию в банковской сфере. Такими формами проявления кризисной ситуации в данной сфере можно считать вышеперечисленные пункты, которые принято называть обстоятельствами, или факторами, делающими кризис реальностью (было выделено девять таких пунктов, но, видимо, их может быть названо и больше). Как правило, они относятся к начальной фазе кризиса, когда он только разворачивается, почти незаметно, скрытно набирает силу.

Поверхностные же формы проявления системного кризиса обычно очевидны для всех, кто интересуется данной проблематикой. К их числу можно отнести, например, следующие:

  • резкое сокращение объемов деятельности либо фактическое прекращение большим числом банков проведения базовых операций (существенные задержки или полное приостановление клиентских платежей, "замораживание" кредитных операций, невозвраты клиентам их вкладов и депозитов и т.п.) или вообще любых операций.
  • необычно большое количество отзывов у банков лицензий центральным банком;
  • практически мгновенное исчезновение межбанковского рынка (его потом приходится создавать заново);
  • появление сравнительно большого числа предложений со стороны банков о готовности проводить операции на условиях, явно отличающихся от среднерыночных;
  • широкое распространение в обществе панических настроений в отношении всех банков и вообще всяческих финансовых организаций;
  • активизация процедур ликвидации нежизнеспособных КО.

Поверхностные формы проявления системного шока характерны для "вершинной" фазы кризиса и в меньшей мере – для фазы завершающей.

Основные последствия системного кризиса

Последствия системного банковского кризиса достаточно многообразны, однако они разные для тех или иных сторон, имеющих отношение к банковскому делу.

Для общества в целом наступление системного банковского кризиса и его преодоление означают:

  • уменьшение совокупного общественного капитала, размера национального богатства, спад производства, уменьшение валового внутреннего продукта (далее – ВВП);
  • бюджетно-финансовая дестабилизация, высокая инфляция и демонетизация экономики;
  • общее ухудшение ситуации в экономике, оценок такой ситуации (в том числе со стороны иностранных предпринимательских кругов) и перспектив ее улучшения;
  • обострение в сфере социальных отношений и необходимость быстро снять возникшее напряжение;
  • необходимость разработки новых подходов к организации и управлению не только банковским сектором, но и всей экономикой и реализации основанного на таких подходах комплекса практических мероприятий;
  • необходимость понесения более или менее значительных непредвиденных расходов.

Для клиентов банков тот же самый процесс будет означать:

  • потерю большей или меньшей части денег, доверенных ими банкам, которые не смогли пережить кризис;
  • ухудшение условий ведения бизнеса (для предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей), условий банковского обслуживания физических лиц;
  • подрыв финансового положения заемщиков из-за ухудшения экономической ситуации в стране, нарастание их просроченных и безнадежных долгов банкам;
  • необходимость поиска других (надежных) банков, если прежние потерпели крах;
  • возможно, необходимость пересмотра отношений с банками, сумевшими пережить волну кризиса и сохранить свою работоспособность.

Для банковского сообщества в целом последствия могут быть следующими:

  • уменьшение совокупного банковского капитала;
  • понижение стоимости активов банковского сектора;
  • изъятие частью клиентов своих средств даже из надежных банков (сокращение ресурсной базы банковской системы);
  • ухудшение качества кредитных портфелей банков;
  • возникновение или усиление несоответствия между пассивами и активами банков по объемам и срокам;
  • более или менее полная утрата банками платежеспособности и ликвидности;
  • падение доверия к банкам в целом;
  • уменьшение объемов операций и прибылей;
  • перераспределение клиентуры между банками, оставшимися "на плаву";
  • необходимость уточнения характера отношений с клиентами;
  • возникновение напряженности в отношениях с обществом, регулирующими банковскую сферу органами, вообще с властями, со вспомогательными организациями;
  • сокращение сети банковских учреждений (территориально удаленных подразделений банков).
  • появление негативных тенденций на рынке труда банковских специалистов;
  • необходимость как минимум корректировки стратегии развития, политики применительно к разным направлениям деятельности и всем процессам организации управления в банках;
  • необходимость участия, в том числе своими финансами, в мероприятиях, призванных оздоровить ситуацию.

При этом каждый из перечисленных пунктов допускает и даже предполагает более детальную расшифровку.

Таким образом, банковские кризисы – явления более чем нежелательные, приводящие к тяжелым общеэкономическим и социальным последствиям. Среди всех возможных непосредственных последствий системного банковского кризиса невозможно найти ни одного, которое можно было бы истолковать как позитивное или благотворное. Позитивными могут оказаться только более отдаленные последствия кризиса, точнее, не самого кризиса, а тех уроков, которые общество вынесет из него, реализации тех адекватных, правильных решений, которые будут приняты на основе трезвого анализа причин возникновения и картин протекания кризиса.

Вопросы практики

За 2011 г. отношение активов банковского сектора к ВВП возросло с 74,8 до 76,3%. На рис. 1.1 в виде диаграммы представлены сравнительные данные указанного показателя в России со странами BRICS и Европейского союза .

Рис. 1.1.

В 2011 г. отношение капитала банковского сектора к ВВП составило 9,6%, сократившись за год на 0,9 процентного пункта. Основным источником формирования ресурсной базы КО по итогам 2011 г. (как и в последние предыдущие годы) были вклады физических лиц: отношение их объема к ВВП не изменилось и составило 21,7%. Отношение депозитов нефинансовых организаций к ВВП повысилось на 2% и составило 15,3%. Отношение совокупного объема выданных кредитов к ВВП возросло на 3,6% и составило 52,6%, при этом их доля в совокупных активах банковского сектора увеличилась на 3,4% и составила 68,9%. Отношение кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам к ВВП возросло на 2,4% и составило 42,6%.

В 2011 г. количество действующих КО сократилось на 34 единицы – до 978 организаций. В течение 2011 г. были отозваны лицензии у 22 КО; в связи с реорганизацией в форме присоединения исключены из Книги государственной регистрации 18 КО; получили лицензию на осуществление банковских операций пять новых КО. Таким образом, в 2011 г. сохранилась тенденция последних лет уменьшения числа действующих КО (рис. 1.2).

Рис. 1.2.

В табл. 1.1 представлены данные о количестве ликвидированных КО за 2007–2011 гг. (для сравнения указаны данные о количестве ликвидированных за эти годы банков в США).

Таблица 1.1. Количество ликвидированных КО

Ликвидированные КО в РФ

Ликвидированные банки в США

В 2011 г. сокращение числа действующих КО было характерно для большинства российских регионов: число региональных банков уменьшилось с 487 до 466. Темпы роста активов региональных банков (7,8%) в 2011 г. были ниже темпов роста активов банковского сектора в целом (23,1%). В результате доля активов региональных банков в совокупных активах по итогам года снизилась с 13,7 до 12%. Капитал региональных банков за год увеличился на 5,5%, или на 33,4 млрд руб. (капитал банковского сектора – на 10,8%, или на 509,8 млрд руб.).

  • Отчет Центрального банка РФ о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2011 г. М.: Изд-во Банка России. 2012.
  • Данные ЦБ РФ и Федеральной корпорации страхования депозитов (FDIC).

Стремясь преодолеть кризис 2008 года, российский ЦБ запустил весьма сомнительную систему санации рухнувших банков, что во многом предопределило дальнейшее развитие банковской системы

События последних месяцев, когда в России регулярно рушатся крупные банки, породили много разговоров и прогнозов относительно случившегося или наступающего банковского кризиса. При всей важности событий в банковском секторе, на мой взгляд, ко всему происходящему нужно относиться сдержанно, применяя хорошо известный принцип: мухи отдельно, котлеты отдельно.

От ошибок к обвалу

Начнем с определений. Единого определения банковского кризиса в мире нет, однако МВФ, например, традиционно понимает под этим ситуацию, когда банки в массовом порядке оказываются неспособными исполнять свои обязательства перед клиентами, когда клиенты не могут получить наличные деньги или осуществить платежи, а для выхода из сложившейся ситуации государство должно затратить значительные суммы бюджетных средств или средств центрального банка. Обычно про банковский кризис начинают говорить, когда со сложностями сталкиваются несколько достаточно крупных банков, составляющих значительную часть банковской системы (или какую-то ее часть, например, в конце 1980-х годов в Америке был кризис ссудо-сберегательных ассоциаций, но кризисные явления не вышли за пределы этого сектора), которые зачастую попадают в кризисную ситуацию по принципу домино — увидев очереди у отделений одного банка, вкладчики других бегут к своему.

Чтобы говорить о наличии банковского кризиса, необходимо и наличие внешней «системной» причины, из-за которой банки столкнулись со сложностями. Это может быть девальвация национальной валюты, или резкий экономический спад и нарастание объема плохих кредитов на балансах банков, или резкое падение стоимости какого-то класса активов (ценные бумаги или земля), которые принимались банками в качестве залогов при выдаче кредитов. Ошибки в управлении одним конкретным, пусть и крупным, банком практически никогда не становятся причиной системного кризиса, достаточно вспомнить крах банка Barings, обанкротившегося в 1995 году из-за слабостей внутреннего контроля и системы управления рисками.

Очевидным примером банковского кризиса в России стали события 1998 года, когда многие крупные частные банки оказались неспособными исполнять свои обязательства перед клиентами. В июне—июле возникли проблемы у двух крупных банков — «СБС-Агро» и Инкомбанка, что поставило их на грань неплатежеспособности, однако никак не повлияло на работоспособность остальных банков. И только после 17 августа, когда правительство заявило о неспособности платить по своим долгам, а ЦБ перешел к плавающему курсу рубля, начались проблемы у остальных банков, а их вкладчики, хранившие свои сбережения в иностранной валюте, потеряли существенную часть накоплений, даже если соглашались воспользоваться системой квазигарантирования депозитов, придуманной в Банке России прямо на ходу. Для выхода из кризиса ЦБ тогда использовал и традиционные схемы поддержки банков (кредиты), и нетрадиционные — централизованный многосторонний клиринг; в результате к концу 1998-го российская банковская система восстановила свою работоспособность, а те банки, которые смогли удержаться в кризисные времена, продолжали свою деятельность.

Щедрость ЦБ

События 2008 года уже гораздо сложнее описывать, используя кризисную терминологию. С одной стороны, были очевидные внешние шоки (падение цен на нефть и фондового рынка, девальвация рубля, экономический спад); с другой — хотя отток вкладов населения из банков по своей интенсивности и масштабам был сопоставим с уровнем 1998 года (около 20% вкладов), активное кредитование банков со стороны ЦБ привело к тому, что большинство из них смогло не только нормально проводить платежи и выдавать деньги клиентам, но и быстро нарастить валютные активы в тот момент, когда Центробанк удерживал курс рубля, пытаясь создавать иллюзию стабильности, что за счет последующей девальвации позволило банкам хорошо заработать и компенсировать потери, понесенные на первой стадии кризиса.

Хотя кризисной волной с головой накрыло несколько банков — «Глобэкс», «КИТ-Финанс», Связьбанк, — ни один из них не являлся по-настоящему крупным и системным, способным вызвать «эффект домино». Стоит вспомнить, что уже в самых первых антикризисных мерах правительства присутствовала мощная поддержка двух крупнейших банков (Сбербанка и ВТБ), которые мгновенно получили сотни миллиардов рублей. Похоже, что в устойчивости этих двух банков существовали сомнения, которые материализовались — Сбербанк, достаточно быстро вернувший Банку России часть полученного кредита, весной 2015-го восстановил свой заем в полном объеме (500 млрд руб.), а ВТБ даже и не делал попытки погасить полученный заем. Очевидно, что действия государства в тот момент сыграли огромную стабилизирующую роль.

Проблема госконтроля

И здесь мы подходим к очень важному наблюдению: уже к 2008 году доля государства в банковской системе превышала 50% и по сумме активов, и по сумме вкладов населения. И решительная поддержка госбанков во время кризиса (бюджетные деньги получили еще и государственные ВЭБ и Россельхозбанк) показала, что государство намерено любой ценой удерживать их на плаву. Если вспомнить, что еще примерно 20% российской банковской системы в то время контролировалось банками с иностранным капиталом, которые, проводя сверхсдержанную политику, оказались крайне далеко от кризисной черты, то становится понятно, что в потенциальную зону риска попадало максимум 30% системы, принадлежавшие российскому частному бизнесу. Однако крайне тяжело представить себе, что все частные банки рухнут одновременно, и это сужает пространство потенциального кризиса еще больше.

Таким образом, нужно зафиксировать, что высокая доля государства в банковском капитале является в России своеобразным противовесом любым кризисным процессам. В какой-то мере такая картина напоминает китайский банковский сектор — о наличии огромного количества плохих активов на его балансах не знает только ленивый, эксперты уже несколько лет предсказывают масштабный кризис, но акционерный контроль государства за банками позволяет удерживать ситуацию с помощью то реальных денежных вливаний, то простых бухгалтерских проводок. К настоящему времени доля государства в российской банковской системе превысила 70% (доля банков с иностранным капиталом снизилась примерно вдвое), поэтому сила этого «противовеса», несомненно, возросла, однако и негативные последствия дали о себе знать.

Стоимость преодоления банковского кризиса 2008-го оказалась в России весьма значительной — по оценкам Центра развития, это примерно 7,6% ВВП, — но эффективность использования этих средств была крайне низка. С одной стороны, большая часть помощи сконцентрировалась у госбанков, система управления которыми после кризиса не стала лучше. С тех пор практически каждый год федеральный бюджет выделяет в той или иной форме деньги на поддержку госбанков.

С другой стороны, в кризис 2008 года Центральный банк запустил весьма сомнительную по своей сути систему санации рухнувших банков. Мировая практика показывает, что поддержку банку имеет смысл оказывать до момента его фактического банкротства — если оно случилось, то потеря банком репутации на рынке не подлежит восстановлению. Однако, как это часто бывает, мировой опыт России не указ, к тому же каждый раз при принятии решения о санации банка имелись веские причины: у одного банка был привлекательный портфель недвижимости, у другого — крупные пакеты акций телекоммуникационных компаний, у третьего банка нужно было спасать крупный депозит очень-очень важного клиента. Так что не надо удивляться, что ни один банк, попавший в руки санаторов (кто бы этим санатором ни был), не смог вновь стать нормально работающим, что, впрочем, не останавливало руководство Банка России от принятия все новых решений о начале санации. О том, к чему это привело, мы расскажем в следующей колонке.

Сергей Алексашенко, старший научный сотрудник Института Брукингса, первый зампред ЦБ в 1995–1998 годах

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.

Случайные статьи

Вверх