Налоговый учет. Порядок и способы ведения налогового учета

  • 7.Налоговый контроль: виды, цель проведения, сущность.
  • 8. Налоговая система рф, ее структура.
  • 9. Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, ответственность за налоговые правонарушения.
  • 10. Налоговая декларация, ее сущность и область применения.
  • 11. Налог на прибыль организации: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговый период.
  • 12. Доходы учитываемые при налогообложении прибыли, их классификация и порядок определения.
  • 13. Внереализационные расходы и доходы: состав и содержание.
  • 14. Расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, их группировка.
  • 15. Материальные расходы, учитываемые при налогообложении прибыли
  • 16. Порядок учета расходов на оплату труда при определении налогооблагаемой прибыли.
  • 17. Особенности учета амортизации при исчислении налогооблагаемой прибыли.
  • 18. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
  • 19. Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе
  • 20. Порядок признания доходов и расходов методом начисления.
  • 21. Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей. Перенос убытков на будущее.
  • 22. Организация налогового учета, способы его ведения
  • 23. Налог на добавленную стоимость: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период.
  • 24. Порядок определения места реализации товаров, работ, услуг.
  • 25. Налоговые ставки ндс и порядок их применения.
  • 26. Освобождение от уплаты ндс. Операции, не подлежащие налогообложению.
  • 27. Порядок исчисления и сроки уплаты ндс. Налоговые вычеты по ндс и условия их применения.
  • 28. Акцизы: состав подакцизных товаров, плательщики акциза, налоговый период.
  • 29. Объект налогообложения акцизами и налоговая база. Виды налоговых ставок.
  • 30. Порядок исчисления акциза, подлежащего уплате в бюджет. Налоговый вычет по акцизам.
  • 31. Сроки и порядок уплаты акцизов в бюджет.
  • 32. Особенности исчисления и уплаты ндс и акцизов при ввозе товаров на территорию рф.
  • 33. Налог на доходы физических лиц: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период.
  • 34. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц: виды и порядок их получения.
  • 35. Исчисление налога с дохода, получаемого в виде материальной выгоды.
  • 36. Налоговые ставки и порядок исчисления налога на доходы физических лиц.
  • 37. Единый социальный налог: плательщики налога, объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период.
  • 38. Ставки есн для организаций - работодателей. Льготы по есн.
  • 39. Налог на добычу полезных ископаемых
  • 40. Водный налог.
  • 41. Государственная пошлина.
  • 42. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
  • 43. Налог на игорный бизнес
  • 44. Транспортный налог: плательщики, объект налогообложения, принцип исчисления, порядок уплаты.
  • 45. Налог на имущество организаций.
  • 46. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  • 47. Упрощенная система налогообложения.
  • 48. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
  • 49. Налогообложение имущества физических лиц.
  • 50. Земельный налог: плательщики, объект налогообложения, налоговая база порядок ее расчета.
  • 22. Организация налогового учета, способы его ведения

    Порядок ведения налогового учета в каждом конкретном случае во многом определяется способом организации самого процесса налогового учета. Можно выделить два основных варианта ведения учета: 1) налоговый и бухгалтерский учет ведутся в рамках одного подразделения (бухгалтерской службы); 2) налоговый и бухгалтерский учет ведутся параллельно (практически независимо) различными службами. Первый вариант ведения налогового учета предполагает максимальное использование для целей исчисления налоговой базы данных бухгалтерского учета. Ведение отдельных регистров налогового учета в этом случае необходимо только там, где налоговым законодательством предусмотрены иные, по сравнению с бухгалтерским законодательством, правила учета доходов, расходов и финансовых результатов. При втором варианте ведения налогового учета организуется отдельное подразделение, занимающееся исключительно вопросами налогового учета. В этом случае налоговый учет ведется обособленно от бухгалтерского исключительно на основании первичных документов (включая справки бухгалтера). Этот вариант ведения налогового учета могут себе позволить только крупные предприятия, поскольку организация обособленного подразделения для ведения налогового учета требует существенных финансовых вложений. Ведение налогового учета в этом случае осуществляется с использованием средств вычислительной техники на базе специально созданного для целей ведения налогового учета программного обеспечения.

    23. Налог на добавленную стоимость: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период.

    Налог не добавленную стоимость - многоступенчатый косвенныйналог , которымоблагаются операции по продаже (поставке, передаче, сдаче в аренду) товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

    Объектом налогообложения признаются следующие операции:

    реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;

    передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

    выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

    ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

    Плательщиками налога являются:

    организации

    индивидуальные предприниматели

    лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РФ.

    Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

    В рамках налогового периода (календарный месяц) для расчета налогового обязательства применяются три вида ставок: ноль процентов, 10 и 20 %.

    24. Порядок определения места реализации товаров, работ, услуг.

    Одновременно Кодексом введено определение места реализации товаров и услуг. Таковым признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

      товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется

      товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ

    Место реализации – ключевое понятие, используемое при исчислении НДС, поскольку объектом обложения НДС является реализация товаров только на территории России. На этом принципе базируется система косвенного налогообложения, т.е. товары должны облагаться налогом в месте их потребления.

    Поэтому местом реализации услуг по передаче неисключительного права на использование товарного знака, оказываемых иностранной организацией, осуществляющей деятельность за пределами территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, при приобретении у иностранного лица таких прав налог на добавленную стоимость на территории Российской Федерации не уплачивается.

    Организация системы налогового учета включает в себя следующие компоненты:

    Определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы;

    Определение критериев их систематизации в регистрах налогового учета;

    Определение порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

    Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

    1) обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;

    2) объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;

    3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных 8 бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль». Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок

    МОДЕЛИ ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

    В настоящее время выделено три модели ведения налогового учета. Рас-

    смотрим каждую из них.

    Модель 1. Данная модель предусматривает использование самостоя- тельных аналитических регистров налогового учета, при этом налоговый учет

    ведется параллельно с бухгалтерским (рис.1).

    Рис. 1. Схема заполнения налоговой декларации (модель 1)

    Модель 2. В основу этой модели положены данные, формируемые в сис- теме бухгалтерского учета. При этом регистры бухгалтерского учета дополня- ются реквизитами, необходимыми для определения налоговой базы. Тем самым формируются комбинированные регистры, используемые для налогового учета (рис. 2).

    Модель 3. В данной модели используются регистры и бухгалтерского, и налогового учета. В том случае, если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета, целесообразно применять бухгалтерские регистры. Налоговые регистры вообще можно не вести.

    При различных правилах учета целесообразно наряду с бухгалтерскими регистрами применять аналитические регистры налогового учета (рис. 3).

    Рис. 3. Схема заполнения налоговой декларации (модель 3)

    3. Понятие и виды аналитических регистров налогового учета

    Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового кодекса, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

    Это разработочные таблицы, ведомости, журналы, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

    Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров (Методические рекомендации МНС России от 27 декабря 2001 г). Использовать эти образцы необязательно, но на их основе можно разработать собственные формы регистров, которые должны обязательно включать:

    · наименование регистра;

    · период (дату) составления;

    · измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

    · наименование хозяйственных операций;

    · подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров (ст. 313 Налогового кодекса РФ).

    Правила ведения регистров:

    · заполняются в хронологическом порядке;

    · ведутся в виде форм (самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов), на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде;

    · исправление ошибок допускается только сотрудником, ответственным за ведение регистра, заверяется подписью последнего (с указанием даты) и письменно обосновывается

    Группа регистров промежуточных расчетов наиболее обширна по количеству регистров и регистров-расчетов. Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, которые необходимы для формирования налогооблагаемой прибыли. Для того чтобы объяснить функцию регистров промежуточных расчетов, разработчикам системы налогового учета потребовалось ввести еще одно понятие. Промежуточными показателями названы те, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в налоговой декларации, то есть их значения участвуют в формировании отчетных данных либо не в полном объеме (через специальные расчеты) либо в составе иного, обобщающего, показателя. То есть, промежуточные показатели являются рабочим материалом и используются в разработочных таблицах исключительно в качестве дополнительных данных, для удобства расчетов.

    1. Регистр-расчет Формирование стоимости объекта учета.

    2. Регистр-расчет Учет амортизации нематериальных активов.

    3. Регистр-расчет стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).

    4. Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).

    5. Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде.

    6. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

    7. Регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.

    8. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

    9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.

    10. Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.

    11. Регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.

    12. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.

    13. Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.

    14. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.

    15. Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.

    16. Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

    В регистрах учета состояния единицы налогового учета систематизируется информация о состоянии показателей объектов учета, которые используются более одного отчетного (налогового) периода. Регистры должны вестись таким образом, чтобы можно было обеспечить отражение данных о состоянии объектов учета на каждую текущую дату и их изменении во времени. Содержащаяся в регистрах информация используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

    Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые влияют на величину налоговой базы в конкретных периодах. В отношении этих объектов разработчики предложили налогопла- тельщикам самостоятельно сформировать дополнительные налоговые регистры. В то же время, хозяйственные операции в предлагаемой системе налогового учета непосредственно связаны только с фактом изменения права собственности (его утратой или получением) на объекты гражданских прав.

    Группа регистров учета целевых средств некоммерческими организациями содержит регистры: - регистр поступлений; - регистр учета их использования; - регистр нецелевого использования. Регистры формирования отчетных данных, как следует из названия группы, содержат информацию и служат инструментом получения значений, непосредственно заносимых в конкретные строки налоговой декларации.

    Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам)

    К разглашению налоговой тайны относится использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа налоговой полиции, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

    За причинение убытков налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям в результате совершения неправомерных действий, а также утрату документов, содержащих налоговую тайну, налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами. Статья 183 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. В соответствии с ч. 2 данной статьи незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказывается: - штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; - лишением свободы на срок до трех лет.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

    Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

    Налог на прибыль организаций

    Налог на добавленную стоимость (НДС)

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

    Водный налог

    РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

    Налог на имущество организаций

    Налог на игорный бизнес

    Транспортный налог

    МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

    Земельный налог

    Торговый сбор

    Налог на имущество физических лиц
    Налог на имущество
    физических лиц 2016

    ОТРАСЛЕВЫЕ НАЛОГОВЫЕ СБОРЫ И ПЛАТЕЖИ

    Сборы за пользование объектами животного мира

    Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов

    Налоговый учёт – это система сбора, обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации (ст. 313 НК РФ). Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают систему налогового учёта в учётной политике для целей налогообложения.

    Цель налогового учёта определяется интересами пользователей информации. Пользователи информации, формируемые в системе налогового учёта, делятся на две основные группы:

    1) внешние;

    2) внутренние.

    Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учёта внутренние пользователи могут проанализировать непроизводственные расходы, которые, согласно требованиям налогового законодательства, не учитываются для целей налогообложения (например, расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемые руководству или работникам; помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, расходы в виде сумм материальной помощи и другие). Уменьшая такого рода расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.

    Внешними пользователями информации являются, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, определяют направление налоговой политики организации.

    С учётом потребностей пользователей информации целями налогового учёта являются:

    1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

    2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

    3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

    Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

    Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

    Данные налогового учёта должны отражать:

    1) порядок формирования сумм доходов и расходов;

    2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчётном (налоговом) периоде;

    3) сумму остатка расходов, подлежащих отнесению на расходы в следующем отчётном (налоговом) периоде;

    4) порядок формирования суммы создаваемых резервов;

    5) сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу.

    Данные налогового учёта не отражаются на счетах бухгалтерского учёта (ст. 314 НК РФ).

    Согласно ст. 313 НК РФ данные налогового учёта подтверждаются:

    Первичными учётными документами, включая справку бухгалтера;

    Аналитическими регистрами налогового учёта;

    Расчётом налоговой базы.

    Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, учитываемые для целей налогообложения. Путём сопоставления доходов и расходов определяется прибыль или убыток. Согласно ст. 247 НК РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов. При этом расходы для целей налогообложения подразделяются на расходы, учитываемые в текущем отчётном периоде и расходы, которые учитываются в будущих периодах. Задачей налогового учёта является определение доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде.

    Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определённую дату.

    Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

    Принципы налогового учета

    В главе. 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы ведения налогового учёта:

    Принцип денежного измерения;

    Принцип имущественной обособленности;

    Принцип непрерывности деятельности организации;

    Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности;

    Принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта;

    Принцип равномерности признания доходов и расходов.

    Принцип денежного измерения сформирован в ст. 249 и 252 НК РФ. Согласно ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары или имущественные права, выраженные в денежных и/или натуральных формах. Как следует из ст. 252 НК РФ, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким образом, в налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении. Доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитывается в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Доходы, выраженные в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБРФ. В соответствии с принципом имущественной обособленности, имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества.

    Амортизируемым признаётся имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности.

    Согласно принципу непрерывности деятельности организации, учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации. Этот принцип используется при определении порядка начисления амортизации имущества. Амортизация имущества начисляется только в период функционирования организации и прекращается при её ликвидации или реорганизации.

    Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Согласно ст. 271 НК РФ, доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). В соответствии со ст. 272 НК РФ, расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.

    Ст. 313 НК РФ установлен принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта, согласно которому нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта.

    Принцип равномерности признания доходов и расходов отражён в ст. 271 и 272 НК РФ. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

    Организация налогового учета на предприятии

    В соответствии со ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком к учётной политике для целей налогообложения.

    Налоговый учёт следует организовать так, чтобы данные обеспечивали возможность:

    • непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности;
    • систематизации указанных фактов (учёт доходов и расходов);
    • формирования показателей налоговой декларации по налогу на прибыль.

    В отличие от бухгалтерского учёта, где правила ведения учёта регламентированы ПБУ и Планом счетов бухгалтерского учёта, для ведения налогового учёта не установлены жёсткие стандарты. Поэтому система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, и налоговые органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учёта.

    Возможны два варианта ведения налогового учёта:

    1. Создание автономной системы налогового учёта, не связанной с бухгалтерским учётом. При этом каждая хозяйственная операция отражается в регистре налогового учёта.

    2. Создание системы налогового учёта на основе данных бухгалтерского учёта. Этот способ ведения учёта менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения. Он согласуется с нормами ст. 313 НК РФ.

    Данная статья устанавливает, что исчисление налоговой базы по итогам каждого отчётного (налогового) периода производится на основе данных налогового учёта, если гл. 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учёта. Таким образом, когда правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, исчисление налоговой базы можно производить на основе данных бухгалтерского учёта. При разработке системы налогового учёта, основанной на данных бухгалтерского учёта, необходимо:

    1. Определить объекты учёта, по которым правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, и объекты учёта, по которым правила учёта различны, выделив объекты налогового учёта.

    2. Разработать порядок использования данных бухгалтерского учёта для целей налогообложения.

    3. Разработать формы аналитических регистров налогового учёта для выделенных объектов налогового учёта.

    4) Определить объекты раздельно налогового учёта (для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).

    Источник - Налоговый учёт: учебное пособие / М.Н. Смагина. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 80 с.

    Предприниматель, как и обычный гражданин, является налогоплательщиком и на собственном производстве должен самостоятельно формировать порядок ведения налогового учета.

    Вся суть заключается в правильном следовании нормам и правилам законодательства. Важно, к тому же, соблюдать периоды во избежание просрочки по сдаче отчетности и выплатам.

    Налоговый учет необходим для:

    • Поддержания в надлежащем порядке документации, содержащей достоверные данные о доходах и расходах;
    • Доступ к информации как внешних (государственные органы), так и внутренних (руководство) пользователей;
    • Доступ внутренних пользователей к необходимой информации, позволяющей обезопасить по налогу.

    Структура налогового учета

    Согласно законодательству РФ, порядок ведения налогового учета должен утверждаться на базе учетной политики компании. Весь процесс необходимо подкрепить приказом руководителя организации. Учетная политика может быть преобразована только в случае внесения изменений в законодательство страны, перехода предприятия на иной вид деятельности и пр.

    Данные должны включать в себя:

    • Порядок формирования данных о доходах и расходах;
    • Определение объема доходов, облагаемых налогом в данном отчетном периоде;
    • Объем убытков, которые будут включены в статью расходов на следующий отчетный период;
    • Система формирования финансов для создания резервов;
    • Задолженности по налогу.

    Способы ведения налогового учета

    Все процессы напрямую зависят от выбранного режима и способов налогообложения. Например ведение ИП на УСН подразумевает только подачу декларации и ведение доходно-расходной книги, а на ОСН всё несколько серьезней.

    1. Самостоятельный.

      Лучше всего подходит для крупных предприятий, у которых есть возможность содержать специализированный отдел.

    2. На базе бухучета.

      Комплексный подход, в результате которого ведение специальных регистров производится только в случае применения иных правил.

    3. С помощью корректировки бухучета.

      В случае возникновения отклонений при совместном ведении учетов разница отображается в особых регистрах.

    4. Совместно с налоговым планом счетов.

      Прекрасно подходит для небольших организаций, включает в себя создание и сопровождение счетов налогового учета, дополняющих рабочий план.

    5. Если не уделить должного внимания учетной политике, то может значительно повыситься сама сумма налога. Но в наше время больше не нужно совершать финансовые ошибки и самостоятельно пытаться настроить документооборот своего бизнеса. Для этого существуют специализированные компании.

      «Бухгалтерия ПРОФ» — компания с многолетним опытом

      Сервис «Бухгалтерия ПРОФ» предлагает услуги по ведению налогового учета, которые сэкономят вам деньги, время и силы. Вместе одного бухгалтера, занимающего целый кабинет, у вас есть возможность воспользоваться помощью целого штата высококвалифицированных специалистов с огромным опытом в финансовой сфере.

      Документооборот вашей компании будет в надежных руках. Весь процесс будет в полной безопасности, а риски максимально снизятся. Приятная стоимость и различные варианты сотрудничества будут удобны представителям бизнеса любого объема. Звоните нашим операторам для ответа на все интересующие вас вопросы.

    50. Налоговая документация, ее состав. Сроки хранения налоговой документации. Налоговая тайна.

    НАЛОГОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ - совокупность документов установленной формы, используемых в процессе налогообложения, где фиксируется последовательность начисления налога, сумма налога, а также размер налогового обязательства. К Н.д. относятся четыре разновидности документов: отчетно-расчетная Н.д.; сопутствующая Н.д.; учетно-налоговые регистры; извещения. Особенность Н.д. в отсутствии специальных первичных налоговых документов: основанием для ведения Н.д. являются, как правило, первичные бухгалтерско-учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Отчетно-расчетная документация (налоговые расчеты и декларации) - документация, в которой фиксируется сумма налогового

    обязательства. Документация подписывается руководителем и главным бухгалтером (декларация о совокупном годовом доходе - физическим лицом) и сдается в налоговую инспекцию поместу нахождения (или жительства) налогоплательщика. За непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган расчетных документов предусмотрен штраф. Сопутствующая документация - документы, содержащие не основные данные, необходимые для исчисления налога, которые обосновывают и расшифровывают данные налоговых расчетов За некоторыми исключениями ответственность за непредставление сопутствующих документов налоговым законодательством не предусматривается. Учетно-налоговые регистры представляют собой сводные формы Н.д. на предприятии. Информация, содержащаяся в первичных документах бухгалтерского учета и необходимая для отражения в Н.д., должна накапливаться и систематизироваться в регистрах Н.д., разрабатываемых и утверждаемых МНС РФ, затем она обобщается за определенный налоговый период и переносится в налоговые расчеты. Примером налогового регистра может служить налоговая карточка физического лица, которую ведут в организациях в соответствии с Приложением № 7 к Инструкции МНС РФ № 35 от 29.06.95 г. по применению закона о подоходном налоге с физических лиц; книга доходов и расходов, которую ведут субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Извещения налоговых органов (требования об уплате налога, уведомление) - документы, вручаемые (высылаемые) налоговыми органами налогоплательщикам и содержащие сведения о сроке и размере налога, который необходимо уплатить. Как правило, такие извещения направляются физическим лица. Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет. К ним относятся данные бухгалтерского и налогового учета, а также документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов и уплату (удержание) налогов. Аналогичное требование установлено для налоговых агентов (подп. 5 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ). Налоговая тайна — право налогоплательщика на неразглашение информации, предоставленной налоговым органам, гарантированное ст. 102 НК. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно МНС, органами государственных внебюджетных фондов и ГТК. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

    Случайные статьи

    Вверх