Как разработать систему внутреннего контроля. Создание и реформирование службы внутреннего контроля (66599)

Система внутреннего контроля организуется руководством предприятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля.
Система внутреннего контроля совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического субъекта его силами надзор и проверку соблюдения требований законодательства, точности и полноты документации бухгалтерского учета, своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности, предотвращения ошибок и искажений, исполнения приказов и распоряжений, обеспечения сохранности имущества организации.

Цель системы внутреннего контроля − своевременно предотвратить нерациональные или неправильные действия, а также ошибки при обработке информации.

Ограничения, свойственные системе внутреннего контроля:

человеческий фактор, который может включать в себя системные ошибки или ошибки при использовании автоматизированных средств контроля;

− преднамеренный сговор лиц, осуществляющих контроль;

− неприятие средств контроля руководством;

− влияния фактора затраты-выгоды.

Внутренний контроль - система мер, организованных руководством предприятия и направленных на повышение эффективности выполнения ‑­
всеми работниками своих обязанностей. Внутренний контроль определяет законность и целесообразность хозяйственных операций.
Целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются:
1) осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия;
2) обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;
3) обеспечение сохранности имущества предприятия.
Задачи системы внутреннего контроля:
- должна обеспечивать включение в бухгалтерскую отчетность все, что должно быть в нее включено, причем, то, что включено должно быть правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано. В отчетность не должно быть включено то, что не должно быть включено;
- должна обеспечить правильное и объективное представление о предприятии в целом в бухгалтерской отчетности;
- должна обеспечить невозможность с фальсифицирования компьютерных программ, контролирующих функционирование учетной системы;
- должна обеспечивать сохранность активов предприятия и эффективность их использования;
- политика управления в области планирования, долгосрочного прогнозирования и т.д. была согласована;
- должна своевременно выявлять и анализировать все отклонения от планов, а виновные несли ответственность;
- должна обеспечивать оперативную передачу информации управленческому персоналу;
- финансовая отчетность должна давать верное и объективное представление.
Функции внутреннего контроля:
1) Контроль полномочий - контроль, обеспечивающий выполнение только тех операций, которые действительно способствуют развитию организации. Такой контроль должен предотвращать злоупотребления и отсеивать операции, в которых нет необходимости. Здесь также отслеживаются изменения и исправления учетных записей на предмет обязательного наличия соответствующих разрешений.
2)Контроль документального оформления - контроль, обеспечивающий отражение всех разрешенных операций в учетных регистрах. Этот вид контроля создает такие условия, чтобы операции правильно оформлялись учетными записями (в правильной сумме, на правильном счете, на правильную дату и т.д.) и не удалялись или исправлялись без соответствующего разрешения.
3) Контроль сохранности - контроль, способствующий тому, чтобы принятое к учету имущество не могло быть неправильно использовано (незаконно присвоено, украдено, оставлено без присмотра и т.д.).
Функцией внутреннего контроля является обеспечение соблюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей.
Методы, используемые при осуществлении внутреннего контроля:
- Бухгалтерского финансового учета (счета, двойная запись, инвентаризация, документация, балансовое обобщение);
- Бухгалтерского управленческого учета (нормирование издержек, выделение центров ответственности);
- Ревизии, контроля, аудита (проверка документов, проверка арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос, подтверждение, прослеживание).

Для интерпретации понятия СВК следует исходить из того, что функционирование любой системы предполагает наличие входа и выхода системы; механизма-устройства, приводящего систему в действие; работы механизма, переводящей вход системы в ее выход; условий (обстановки) работы механизма. Это и есть основные элементы функционирующей системы. Входом СВК является информационное обеспечение контрольной деятельности, которое представляет собой совокупность реализованных решений по объему, размещению и формам организации информации, необходимой для осуществления контроля. Оно включает оперативную, плановую, учетную, отчетную, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации, системы документации (унифицированные и специальные).

Формально установленные процедуры внутреннего контроля должны включать:

а) формальное определение и документальное закрепление (на основе детально разработанных должностных инструкций) порядка деятельности (действий) и взаимоотношений определенного круга работников организации по поводу планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа в процессе реализации конкретных финансовых и хозяйственных операций, а также оценки наличия и состояния ресурсов (потенциалов) организации;

б) определение круга первичных документов или других носителей информации, где отражаются данные, свидетельствующие об исполнении соответствующими работниками своих функций и реализации этапов соответствующих финансовых или хозяйственных операций; определение порядка движения документов (носителей информации) от момента их возникновения до архивирования;

в) определение "точек контроля" для оценки различных аспектов реализации конкретных финансовых (хозяйственных) операций и оценки состояния (наличия) ресурсов (потенциалов) организации; установление контролируемых параметров объектов контроля; установление "критических" точек контроля, где риск возникновения ошибок, искажений и других нежелательных явлений особенно велик;

г) выбор типов и методов проведения контроля.

Принципы системы внутреннего контроля

Критерием эффективности СВК служит соблюдение принципов внутреннего контроля организации.

1. Принцип ответственности: каждый субъект, работающий в организации, должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность за ненадлежащее выполнение контрольных функций. Ответственность должна быть формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и формально закрепленной за конкретным субъектом. В противном случае субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.

2. Принцип сбалансированности: этот принцип неразрывно связан с предыдущим. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно так же не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей и наоборот.

3. Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации: в должностных инструкциях необходимо предусматривать следующее условие: выполнение контрольных функций каждого субъекта должно быть подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля без какого бы то ни было дублирования. Очевидно, что в надлежащем исполнении контрольных функций такими субъектами внутреннего контроля, как председатель правления, президент, вице-президент, главный исполнительный директор, неисполнительный директор, главный аудитор, главный контроллер, председатель ревизионной комиссии, заинтересованы прежде всего владельцы организации. Поэтому деятельность перечисленных субъектов должна контролироваться собственниками организации посредством услуг независимых экспертов различного профиля, в том числе внешних аудиторов.

4. Принцип своевременного сообщения об отклонениях: информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, то нежелательные последствия отклонений усугубляются, кроме того, объект переходит уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонений также лишает смысла проведенный контроль.

5. Принцип ущемления интересов: необходимо создавать специальные условия, при которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение организации в невыгодное положение и побуждают их к урегулированию проблем. Необходимость таких условий обусловливается возможностью появления отклонений, в которых заинтересованы определенные работники или коллектив.

6. Принцип интеграции: любой элемент управления не может существовать обособленно. Контроль необходимо рассматривать в корреляции с другими элементами в едином контуре процесса управления. Иными словами, при решении задач, связанных с контролем, должны создаваться надлежащие условия для тесного взаимодействия работников различных функциональных направлений.

7. Принцип заинтересованности администрации: функционирование СВК не может быть эффективным без честности, должной заинтересованности и участия должностных лиц управления.

8. Принцип компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля: если персонал организации, в служебные функции которого входит осуществление контроля, не обладает этими характеристиками, то даже идеально организованная СВК не сможет быть эффективной.

9. Принцип соответствия: степень сложности СВК должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы. Необходимо, чтобы звенья СВК могли быстро реагировать на изменения соответствующих звеньев системы объектов внутреннего контроля организации.

10. Принцип постоянства: постоянное адекватное функционирование СВК позволит вовремя предупреждать о возможности возникновения отклонений, а также своевременно их выявлять.

11. Принцип приемлемости (пригодности) методологии внутреннего контроля: означает рациональность ставящихся перед ЦО контрольных целей и задач, целесообразное распределение контрольных функций, целесообразность программ внутреннего контроля, а также применяемых методов.

12. Принцип непрерывности развития и совершенствования: со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают. СВК должна быть построена таким образом, чтобы можно было гибко ее "настраивать" на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования организации, и обеспечить возможность ее расширения и модернизации.

13. Принцип приоритетности: абсолютный контроль над обычными незначительными операциями (например, мелкие расходы) не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных задач. Но если высшее руководство считает, что какие-либо области деятельности организации имеют стратегическое значение, то в каждой такой области обязательно должен быть налажен контроль, даже если эта область с трудом поддается измерению по принципу "затраты-эффект".

14. Принцип комплексности: объекты различного типа должны быть охвачены адекватным контролем, нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов.

15. Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев СВК: в различных сопряженных звеньях СВК должно обеспечиваться согласование передачи данных. Так, теряется смысл быстродействия компьютерной программы, например, контролирующей отпуск товаров на предмет соблюдения лимита, если "узким местом" оказывается скорость обмена информацией между отделом сбыта (коммерческим) и бухгалтерией или ввод данных, осуществляемый вручную сотрудником, не имеющим должной подготовки.

16. Принцип оптимальной централизации (или адекватности оргструктуры): динамичность, устойчивость, непрерывность функционирования СВК обусловливаются единством и оптимальным уровнем централизации оргструктуры организации. Оргструктура должна соответствовать размерам и степени сложности организации. Вместе с тем каждый тип оргструктур имеет свои недостатки (например, медленное движение информации и принятие решений в линейно-функциональной структуре или несовпадение интересов "верхов" и "низов" в многоуровневой иерархии дивизиональной структуры), поэтому необходимо оценивать сильные и слабые стороны каждого варианта.

17. Принцип единичной ответственности: во избежание безответственности недопустимо закрепление отдельной функции за двумя или несколькими ЦО. Каждая отдельная контрольная функция должна быть закреплена только за одним ЦО. Однако за одним ЦО может быть закреплено также несколько контрольных функций. Например, отдельной контрольной функцией главного бухгалтера является контроль осуществляемых хозяйственных операций на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации. Он также должен нести ответственность за недоведение до руководства информации о нарушениях. Контрольной функцией внутреннего аудитора в этом случае должно являться осуществление проверки на предмет качества исполнения бухгалтером своей контрольной функции. Аудитор также оценивает законность отраженных операций, но ответственность он должен нести за необнаружение негативных операций, отраженных бухгалтером.

18. Принцип потенциальных функциональных имитаций: временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не должно прерывать контрольных процессов. Для этого каждый работник (субъект внутреннего контроля) должен уметь имитировать контрольную работу вышестоящего, нижестоящего и одного-двух работников своего уровня во избежание потери адекватной связи с объектом контроля на время их выбытия. Стоит отметить, что данный принцип распространяется и на ЦО.

19. Принцип регламента: эффективность функционирования СВК прямо связана с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деятельность в организации. Следует отметить, что это относится не только к контрольной сфере, но и ко всему управлению организацией, так как в случае отсутствия готового решения приходится импровизировать, что требует дополнительных затрат. Кроме того, интуитивно-импровизированный способ решения срабатывает только при определенном масштабе бизнеса.

20. Принцип разделения обязанностей: функции между сотрудниками распределяются таким образом, чтобы за одним человеком не были закреплены одновременно следующие функции: санкционирование операций с определенными активами, регистрация данных операций, обеспечение сохранности данных активов, осуществление их инвентаризации. Во избежание злоупотреблений эти функции должны быть распределены между несколькими лицами.

21. Принцип разрешения и одобрения: в пределах полномочий ответственных официальных лиц должно быть обеспечено их формальное разрешение и одобрение всех финансово-хозяйственных операций. (Формальное одобрение - это конкретный случай использования общего разрешения, выданного администрацией.) Без наличия формально установленных процедур санкционирования невозможно считать СВК организации эффективной.

22. Принцип взаимодействия и координации: контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации.

Совокупность указанных принципов является основанием эффективности СВК, т.е. функционирование СВК при соблюдении данных принципов эффективно независимо от организационно-правовой формы, размера, видов и масштаба деятельности организации.

2? Требования, предъявляемые к системе внутреннего контроля
Для большинства предприятий общими являются следующие требования к системе внутреннего контроля:
1. Должна существовать четко определенная организационная структура, показывающая, кто и за что конкретно отвечает.
2. Необходим такой Совет директоров, который включает в себя как исполнительных директоров с большим опытом работы, так и неисполнительных директоров, дабы предупредить возникновение вероятности того, что контроль может быть обойден кем-либо из администрации высшего ранга.
3. Необходимо создание на уровне предприятия аудиторского комитета для анализа деятельности администрации, внутренних и внешних аудиторов.
4. Должен существовать независимый отдел внутреннего аудита, оказывающий помощь администрации в контроле за деятельностью организации и в достижении общих целей.
5. Необходимо создание информационной системы управления, обеспечивающей своевременное управление требуемой точной информацией ей. Эта система должна включать в себя эффективные возможности составления внутренней отчетности, калькуляции затрат на производстве контроля за исполнением планов, анализа альтернативных решений прогнозирования.
6. Необходимы описания работ с детализацией обязанностей и ответственности каждого работника, служащего и обслуживающего персонала.
7. Должны существовать лимиты полномочий, особенно при заказе товаров и услуг, подписании чеков, хранении денег, найме на работу и т.д.|
8. Необходимы описания систем любых производственных, административных или обслуживающих подразделений организации, выполненные стандартным образом (часто такие описания представляются в форме руководства или схемы).
9. Должны разрабатываться программы обучения персонала, которые бы обеспечили осведомленность всех работников об их должностных обязанностях, способах применения на практике полученных знаний и имеющихся навыков, а также программы повышения квалификации.
10. Не должно быть ни одного лица, которое бы совмещало три основополагающие функции внутреннего контроля - санкционирование, учет, хранение (принцип разделения обязанностей).
11. Во избежание злоупотреблений необходимо проводить периодическое перераспределение обязанностей, обучать и поощрять работников, имеющих необходимую квалификацию и допуск к определенным видам работ (принцип ротации обязанностей).
12. Должны проводиться внутренние проверки, с тем, чтобы работа одного сотрудника контролировалась другими.
13. Должен осуществляться контроль за сохранностью имущества, основанный главным образом на «системе доступа», т.е. препятствующий несанкционированному проникновению в помещения, где находится товар, перемещению товаров из мест хранения, доступу к секретной информации (либо компьютерной системы, либо ручной).
14. Должен осуществляться контроль за полнотой и точностью первичных документов, обеспечивающий исполнение только санкционированных операций, их правильное отражение и исправление в учетных регистрах, (последовательную нумерацию документов накладных, заказов, приходных ордеров на складе и пометок на них, показывающих, что документы составлены на основании соответствующих распоряжении).
15. Должен быть организован надзор за управленческой деятельностью и ее анализ. Эти операции выполняются последовательно и регулярно работниками, в чьи обязанности входит контроль за деятельностью других работников.

3? Составляющие системы внутреннего контроля
Система внутреннего контроля включает в себя ряд элементов.
1. Контрольная среда
− осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.

Факторы, включаемые в контрольную среду:

− честность и этические качества людей;

− компетентность руководства;

− участие совета директоров или комитета по внутреннему аудиту, включая оценку их знаний, опыта, ранг и независимость от руководства, а также степень вовлеченности в процесс;

− философия и стиль управления руководства в отношении подхода к рисковым ситуациям, его действия в отношении представления финансовой отчетности и обработки информации, а также желание достигать финансовых и операционных целей;

− организационная структура, в рамках которой экономический субъект планирует, осуществляет, контролирует и проверяет свою деятельность, включая установление ключевых сфер полномочий и ответственности, а также подотчетности;

− назначение полномочий, ответственности и учета;

− политика по подбору и работе с персоналом, ориентирование, учеба, оценка, продвижение по службе, компенсации и социальные мероприятия.

Контрольная среда включает позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля аудируемого лица, а также понимание значения такой системы для деятельности аудируемого лица. Контрольная среда аудируемого лица оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка. Контрольная среда включает следующие элементы:
а) доведение до всеобщего сведения и поддержание принципа честности и других этических ценностей.
б) профессионализм (компетентность сотрудников) - это профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения задач, которые определяют суть деятельности конкретного работника.
в) участие собственника или его представителей. Представители собственника в значительной степени оказывают влияние на сознательность сотрудников аудируемого лица в отношении контроля. Характерными особенностями, которые должны быть присущи представителям собственника, являются:
- независимость от руководства;
- их опыт и статус;
- масштабы их вовлечения в деятельность и надзор за ней;
- уместность (надлежащий характер) их действий;

Особенности информации, которую они получают;
-уровень сложности поднимаемых и обсуждаемых с руководством аудируемого лица вопросов;
- их взаимодействие с внутренними и внешними аудиторами.
г) компетентность и стиль работы руководства. Компетентность и стиль работы руководителей имеют широкий диапазон характеристик. К таким характеристикам могут относиться следующие:
- подход руководства к выявлению рисков хозяйственной деятельности и управлению ими;
- позиция и действия руководства в отношении составления финансовой (бухгалтерской) отчетности (осмотрительность при выборе принципов учета и разумный подход к подготовке оценочных показателей);
- подходы руководства к обработке информации, учетным функциям и кадровой политике;
д) организационная структура – это система в рамках которой планируется, осуществляется, контролируется и отслеживается деятельность аудируемого лица для достижения стоящих перед ним целей. Аудируемое лицо разрабатывает организационную структуру, соответствующую его потребностям. Надлежащий характер организационной структуры аудируемого лица зависит, в том числе, от характера и масштабов его деятельности;
е) наделение ответственностью и полномочиями - предполагает разделение ответственности и полномочий в ходе осуществления деятельности и установление иерархии подотчетности сотрудников, а также охватывает политику в отношении надлежащей деловой практики, знаний и опыта ключевого персонала и предоставляемые для выполнения обязанностей возможности. Он включает систему информирования персонала о целях аудируемого лица, взаимосвязи индивидуальных действий каждого сотрудника с действиями других сотрудников, участии каждого сотрудника в достижении целей аудируемого лица;
ж) кадровая политика и практика – подразумевают набор, адаптацию (инструктаж при приеме на работу), подготовку, обучение, оценку, консультирование, продвижение по службе, вознаграждение сотрудников.
2. Информационная система , связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивается:
а) техническими средствами;
б) программным обеспечением;
в) персоналом;
г) соответствующими процедурами;
д) базами данных.
Компьютерные сетиобеспечивают идентификацию, хранение и обмен информацией в современной и подходящей форме, а также понимание каждой роли и обязанностей, имеющих отношение к системе внутреннего контроля при подготовке финансовой отчетности.

Информационная система охватывает систему бухгалтерского учета, а также другие методы и записи, которые:

− идентифицируют и отражают все действительные операции;

− описывают операции в современной манере и с достаточной детализацией для целей правильной классификации;

− оценивают и учитывают реальную денежную стоимость операций;

− определяют и гарантируют надлежащий учет операций и событий за соответствующий период времени;

− представляют операции и соответствующие раскрытия в финансовой отчетности.

Информационные системы, связанные с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, состоят из процедур:
а) инициирования (хозяйственные операции могут быть инициированы вручную или автоматически с помощью запрограммированных процедур);
б) отражения (регистрации) в учете (регистрация включает выявление и сбор надлежащей информации об операциях или событиях);
в) обработки данных и ведения учета соответствующих активов, обязательств и капитала (обработка включает функции редактирования и проверки, произведения расчетов, измерений, оценки, группировки и согласования, осуществляемых автоматически либо вручную);
г) включения в отчетность информации об операциях аудируемого лица, а также о событиях и условиях (отчетные функции подразумевают подготовку на бумажных носителях или в электронном виде финансовой ‑­
(бухгалтерской) отчетности либо обобщение другой полезной информации, которая может быть использована при оценке хозяйственной деятельности аудируемого лица в управленческих или иных целях. Качество информации влияет на способность руководства принимать надлежащие управленческие решения и осуществлять контроль за деятельностью аудируемого лица, а также на возможность подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности).
3. Оценка рисков . Для достижения своих целей организации должны идентифицировать и анализировать риски,связанные с их деятельностью:

− оценка риска организацией для целей подготовки финансовой отчетности включает определение, анализ и управление рисками, уместными для подготовки достоверной финансовой отчетности в соответствии с общепринятыми стандартами;

− соответствующие бухгалтерские риски включают в себя, например, возникновение внутренних и внешних событий и обстоятельств, которые могут неблагоприятно повлиять на возможность организации инициировать, учитывать, обрабатывать и представлять в отчетности финансовую информацию.

4. Мониторинг − это процесс, который оценивает организацию системы внутреннего контроля, структуру и своевременную работу средств контроля, а также принятие решений по осуществлению необходимых исправлений.

Процесс мониторинга включает:

− средства текущего мониторинга, встроенные в нормальные повторяющиеся операции, включая регулярное вовлечение руководства и контролеров;

− работу комитета по внутреннему аудиту, которая предполагает как оценку системы внутреннего контроля, так и рекомендации по ее улучшению;

− оценку средств коммуникации внешними сторонами.

Мониторинг средств контроля - включает наблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости, и может включать такие мероприятия, как наблюдение руководства за тем, своевременно ли подготавливаются выверки расчетов с банками, оценка внутренними аудиторами соответствия действий персонала, занимающегося продажами, политике аудируемого лица в отношении определенных условий договоров с покупателями, осуществление надзора за соответствием действий персонала политике аудируемого лица в области этики или деловой практики.

5. Контрольные мероприятия − это политика и процедуры, которые помогают гарантировать, что распоряжения руководства выполняются, и необходимые шаги для предотвращения рисковых ситуаций сделаны.

Контрольные мероприятия включают:

− своевременные и соответствующие проверки по выполнению;

− сравнения фактических данных с бюджетами, прогнозами и предыдущими периодами;

− сопоставления финансовой и нефинансовой информации

− проверки и оценки функций и видов деятельности;

− обработку информации по общим и определенным средствам контроля для гарантии того, что операции правомерны, соответствующим образом санкционированы, в полной мере и аккуратно отражены.

Физические средства контроля по сохранности активов включают:

− физическое разделение и охрану активов, средств защиты, связанные и независимые хранители (банки, депозитные ячейки, сейфы, независимые склады);

− периодическую инвентаризацию и сравнение фактических активов с суммами, отраженными в бухгалтерском учете (т.е. физический подсчет и проверка активов, сверка и проверка пользователем отчетов, подготовленных компьютером);

− распределение обязанностей по санкционированию операций, их учету и поддержание сохранности соответствующих активов для целей сокращения возможностей у определенного служащего, на определенной должности, совершать или скрывать ошибки или мошенничать при нормальном ходе дел.

Применение и необходимость компонентов системы внутреннего контроля зависят от размера экономического субъекта, сложности методологии информационной обработки данных, характеристик руководства.

  • I.2.2.Заболевания почек и мочевыделительной системы у детей.
  • I.3. Основные заболевания органов пищеварения, эндокринной системы. Глистные заболевания у детей дошкольного возраста.
  • III. Изучение нового материала. Личностные УУД:осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.
  • III. КРИТЕРИИ ДОПУСКА К СДАЧЕ ИТОГОВОГО МОДУЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.

  • Поиск на сайте:

  • Глава 6 освещает права, обязанности и ответственность аудируемого субъекта.
  • 6.Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» и другие нормативно- правовые акты, регулирующие деятельность аудиторов в рк.
  • 7. Система профессиональной аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности в рк. Права, обязанности и ответственность аудиторов. Стандарты аудита и профессиональное поведение.
  • 8.Международные стандарты аудита (мса). Кодекс профессиональной этики. Международный опыт аудиторской деятельности.
  • 9.Экономический контроль и его место в системе управления компанией.
  • 10. Роль независимого аудита в системе финансово- экономического контроля.
  • 11. Цели контроля и их взаимосвязь с общими целями аудиторской проверки.
  • 12. Внутренний контроль. Элементы структуры внутреннего контроля.
  • 13. Особенности системы внутреннего контроля. Функции внутреннего контроля.
  • 14. Условия проведения контроля.
  • 15. Аудит электронной обработки данных. Контрольная среда.
  • 16)Ограничения внутреннего контроля. Оценка системы внутреннего контроля.
  • 17)Документальное оформление системы.
  • 18)Понятие существенности.
  • 19)Ошибки и мошенничество действия.
  • 20)Действия аудитора при выявлении искажений.
  • 21)Определение уровня существенности в мировой практике.
  • 22)Применение принципа существенности при анализе результатов аудита.
  • 23)Оценка существенности в аудите.
  • Существенность
  • Взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском
  • Существенность и аудиторский риск при оценке аудиторского доказательства
  • Оценка влияния искажений
  • Информирование об ошибках
  • 31. Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском.
  • 32. Страхование ответственности аудиторов.
  • 33. Аудиторские доказательства и их виды.
  • 35. Рассмотрение использования отдельных аудиторских процедур (способы) получения доказательств при аудите.
  • 36. Виды выборки и учет рисков при выборке.
  • 37. Выбор статей для тестирования
  • 38. Определение структуры выборки.
  • 39.Определение размера, отбор статей и выполнение аудиторской процедуры
  • 40. Методы отбора элементов выборки (случайный и систематический).
  • 41.Оценка результатов выборки
  • 42.Аудиторская документация и их виды
  • 43.Разработка отдельных рабочих документов аудита
  • 44.Рассмотрение принципов, процедуры системы контроля качества работы аудитора.
  • 45.Внешний и внутренний контроль.
  • 46.Разработка внутрифирменного стандарта (бланк) предварительного планирования
  • 48. Подготовка общего плана аудита.
  • 49. Формирование тестов средств контроля и программы аудиторских процедур по существу.
  • 50. Система внутреннего контроля (свк) и его элементы.
  • 51. Оценка системы бухгалтерского учета (сбу).
  • 52. Оценка элементов контрольной среды.
  • 54. Оценки надежности системы внутреннего контроля.
  • 55. Тестирование средств контроля.
  • 56. Составление письменной информации аудитора руководству хозяйствующего субъекта по результатам проведенного аудита.
  • 57. Аудиторское мнение и порядок его подготовки.
  • 58 Составление различных форм аудиторского отчета по структуре и форме предложенной в мсак
  • 59. Основные требования к информационной базе аудита.
  • 60. Аудиторский отчет специального назначения.
  • 12. Внутренний контроль. Элементы структуры внутреннего контроля.

    Внутренний контроль имеет широкое определение как процесс, осуществляемый органом управления организации или другими сотрудниками, с целью получить информацию относительно выполнения следующих задач:

      Эффективностьи рациональность деятельности.

      Достоверностьфинансовой отчетности.

      Соблюдение законовинормативных актов.

    Одной из основных функций бухгалтерского учётаявляется егозащитная функция, заключающаяся в обеспечении охраны интересов собственника путём создания базы для осуществленияфинансового контроля. Однако реализация защитной функции требует наличия средств по осуществлению контроля. В первую очередь, это - внутренний контроль.Под внутренним контролем понимают систему мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих должностных обязанностей при совершениихозяйственных операций. При этом подразумевается не только и не столько функционирование контрольно-ревизионного подразделения организации, а создание системы всеобъемлющегоконтроля, когда он является делом не только ревизора, а всего аппарата управления предприятия.

    При разработке эффективной системы внутреннего контроля администрация предприятия ставит следующие цели:

      обеспечение бизнесанадёжнойинформацией,

      обеспечение сохранности активов,

      обеспечение защиты информации,

      обеспечение эффективности хозяйственной деятельности,

      обеспечение соответствия учётапринятойучётной политике,

      обеспечение соблюдения правил составления и представления бухгалтерской финансовой отчётности.

    Внутренний контроль на предприятии состоит из трёх элементов:

      контрольная среда,

      учётная система,

      контрольные процедуры.

    Система внутреннего контроля включает следующие элементы:1. контрольная среда; 2. процесс оценки рисков аудируемым лицом; 3. информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности; 4. контрольные действия; 5. мониторинг средств контроля. Контрольная среда включает следующие элементы: а) доведение до всеобщего сведения и поддержание принципа честности и других этических ценностей. б) профессионализм (компетентность сотрудников). Профессионализм - это профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения задач, которые определяют суть деятельности конкретного работника. в) участие собственника или его представителей.

    13. Особенности системы внутреннего контроля. Функции внутреннего контроля.

    Определения и цели системы внутреннего контроля, организация системы внутреннего контроля.

    Внутренний контроль определяется как процесс, осуществляемый совместно Советом директоров, Правлением, подразделениями и работниками Общества и их действия, призванные обеспечить разумную гарантию выполнения целей Общества, в том числе достижения:

      эффективности деятельности Общества;

      сохранности активов и эффективного использования ресурсов Общества;

      полноты, надежности и достоверности финансовой и управленческой отчетности Общества;

      соблюдения требований законодательства Республики Казахстан и внутренних документов Общества;

      снижения вероятности и размера возможных потерь (в том числе, сокращение доходов, убытки, снижение рейтинга корпоративного управления и др.);

      содействие в построении оптимальной организационной структуры.

    Система внутреннего контроля определяется как совокупность политик, процессов и процедур, норм поведения и действий, способствующих эффективной и рациональной деятельности, позволяющей Обществу соответствующим образом реагировать на существенные риски в части достижения целей Общества.

    Система внутреннего контроля включает следующие взаимосвязанные компоненты:

      контрольную среду;

      процедуры внутреннего контроля;

      систему информационного обеспечения и обмена информацией;

      оценку эффективности самой системы внутреннего контроля.

    Система внутреннего контроля должна быть способна быстро реагировать на риски, встраивается в процессы и ежедневные операции Общества, включает процедуры для немедленного информирования соответствующего уровня управления о любых существенных недостатках и слабых местах контроля, которые были обнаружены, вместе с деталями корректирующих мероприятий, которые были предприняты или которые следует предпринять. В Обществе разграничивается компетенция органов, входящих в систему внутреннего контроля, в зависимости от их отношения к процессам разработки, утверждения, применения и оценки системы внутреннего контроля.

    Принципы функционирования системы внутреннего контроля

    Система внутреннего контроля в Обществе строится на следующих принципах:

      неизменно бесперебойное функционирование - постоянное и надлежащее функционирование системы внутреннего кон¬троля позво¬ляет Обществу своевременно выявлять любые отклонения от нормы и предупреждать их возникновение в будущем;

      подотчетность всех субъектов системы внутреннего контроля - качество выполнения контрольных функций каждым лицом контролируется другим субъектом системы внутреннего контроля;

      разделение обязанностей - Общество стремится не допустить дублирования контрольных функций, и эти функции должны распределяться между должностными лицами и работниками Общества таким образом, чтобы одно и то же лицо не объединяло функций, связанных с утверждением операций с определенными активами, учетом операций, обеспечением сохранности активов и проведением их инвентаризации;

      надлежащее одобрение и утверждение операций - Общество стремится установить порядок утверждения всех финансово-хозяйственных операций уполномоченными органами и лицами в пределах их соответствующих полномочий;

      ответственность всех субъектов внутреннего контроля, работающих в Обществе, за надлежащее выполнение контрольных функций;

      осуществление внутреннего контроля на основе четкого взаимодействия всех органов и подразделений Общества;

      постоянное развитие и совершенствование - Общество стремится обеспечить условия для гибкой настройки системы внутреннего контроля, чтобы она могла быть адаптирована с учетом необходимости решать новые задачи и расширять и совершенствовать саму такую систему;

      своевременность передачи сообщений о любых существенных недостатках и слабых местах контроля - в Обществе должны быть установлены максимально короткие сроки передачи соответствующей информации органам и/или лицам, уполномоченным принимать решения об устранении любых существенных недостатков и слабых мест контроля;

      соответствие между уровнем сложности системы внутреннего контроля и уровнем сложности контролируемого объекта;

      определение приоритетности областей деятельности Общества, в которых налаживается контроль - выделяются стратегические направления, охватываемые системой внутреннего контроля, даже если эффективность их функционирования (соотношение «затраты - экономический эффект») трудно измерить;

      комплексный и системный характер внутреннего контроля.

    Бухгалтерский учет в ближайшие два года – одна из наиболее кардинально реформируемых областей. Так, с 1 января 2013 года вступил в силу новый закон о бухгалтерском учете. Помимо этого, начиная с этого года существенные преобразования ждут ПБУ, а к 2016 году планируется окончательный переход на МСФО.

    В 2013 году впервые в системе организации бухгалтерского учета компании появилось понятие внутреннего контроля. Этому роду деятельности посвящена отдельная ст. 19 нового Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ).

    Каждый экономический субъект должен осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если бухгалтерская (финансовая) отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания обязана проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением тех случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя.

    • открытые акционерные общества;
    • компании, ценные бумаги которой обращаются на организованных торгах;
    • кредитные организации, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли на рынке ценных бумаг, негосударственные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевые инвестиционные фонды или негосударственные пенсионные фонды (за исключением государственных внебюджетных фондов);
    • компании, объем выручки которых от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей за предшествовавший отчетному год (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, а также сельскохозяйственных кооперативов и их союзов);
    • организации, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность);
    • другие компании в случаях, установленных законодательством РФ.

    Новый Закон № 402-ФЗ выводит этот вопрос из разряда рекомендуемых на уровень обязательных .
    Некоторые организации должны были организовать службу внутреннего контроля в рамках других законодательных актов. Например, компании, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а именно: кредитные организации, страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды и т.п. (ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ с изменениями). С 2003 года указанные организации должны были разработать правила внутреннего контроля при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом. А на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667 указанные правила должны были быть приведены в соответствии с новыми требованиями в течение одного месяца.

    Давно существуют другие нормативные документы, которые компании должны учесть в процессе организации работы службы внутреннего контроля. Одним из них является Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 "Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" с изменениями. В стандарте № 8 говорится, что система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из поставленных целей.

    Организация службы внутреннего контроля в компании
    На практике может быть несколько вариантов структуры самой службы внутреннего контроля. Может быть организовано отдельное структурное подразделение или выделено должностное лицо для выполнения процедур внутреннего контроля. Перечень функций и задач, возлагаемых на службу, определяется в локально-нормативном документе – например, в положении или внутренней процедуре. Также обязанности по осуществлению функций внутреннего контролера должны быть указаны в трудовых договорах и должностных инструкциях работников подразделения.

    Но есть и другая возможность – заключить соответствующий договор с контрагентом, который специализируется на оказании услуг внутреннего контроля. Вполне вероятно, что с учетом новых требований аутсорсинговые компании будут предлагать услугу по внутреннему контролю. Какие это будут функции, и в каком объеме они могут осуществляться, определяет договор оказания услуги между контрагентами.

    Основные функции службы внутреннего контроля
    Функции службы внутреннего контроля:
    1. Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля . Постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего контроля обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию.
    2. Исследование финансовой и управленческой информации . Эта функция включает в себя обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур.
    3. Контроль экономности, эффективности и результативности , включая нефинансовые средства контроля проверяемого лица.
    4. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований , а также внутренних требований руководства.
    Цели службы внутреннего контроля
    Главной целью службы внутреннего контроля в отношении работы бухгалтерского подразделения является координация по вопросам постановки бухгалтерского учета, налогового учета и, в отдельных случаях, управленческого учета, обеспечение единого подхода при отражении на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета хозяйственных операций . Проведение внутрисистемного аудита по вопросам соблюдения положений по учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, исполнения норм законодательства Российской Федерации и внутренних локально-нормативных актов. Осуществление полного контроля за конечными результатами деятельности при соблюдении установленной методологии бухгалтерского и налогового учета. Именно внутренний контроль должен способствовать объединению всей совокупности финансово-хозяйственной деятельности организации в единую систему и обеспечивать ее бесперебойное функционирование.
    Объем и задачи внутреннего контроля могут различаться в зависимости от структуры проверяемого лица и требований его руководства, а также особенностей деятельности организации.

    Краеугольным мероприятием внутреннего контроля является внутренний аудит. Нормативные документы в отношении внешнего обязательного аудита мы можем применить и к организации внутренних контрольных мероприятий. Более того, в стандарте № 29 "Рассмотрение работы внутреннего аудита", утвержденным от 23 сентября 2002 г. № 696 описаны основы внутреннего аудита. Под ним понимается контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением – службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

    Внутренний контроль должен рассматриваться не как однократные или периодические мероприятия, а чтобы иметь представление о состоянии дел на каждом участке работы, как постоянные процедуры. Частота проведения повторных аудитов зависит от масштабов организации и количества сотрудников в службе внутреннего контроля. Можно выделить предварительный, текущий и последующий виды контроля, что означает соблюдение непрерывности процесса аудита.
    Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он предполагает экспертизу будущих результатов, которые ожидаются от свершения таких операций, предупреждение нарушений.

    При текущем контроле происходит отслеживание совершаемых хозяйственных операций. Он осуществляется на всех стадиях движения денежных средств компании.

    Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем проверки бухгалтерских документов, регистров и отчетности. При текущем и последующем контроле выявляются допущенные нарушения и принимаются меры к их устранению.

    Во время проведения внутреннего контроля проверяемые обязательно уделяют внимание следующим моментам:

    • Соблюдается ли действующее законодательство РФ, локально-нормативные акты, организационно-распорядительные документы, учетные политики по бухгалтерскому и налоговому учету.
    • Правильно и своевременно ли отражены все хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета и в налоговых регистрах.
    • В полном размере и правильно ли документально оформлены хозяйственные операции.
    • Правильно ли отражены в бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы.
    • Обеспечена ли сохранность всех активов организации.
    • Правильно ли составлена бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность организации.

    По результатам проведения внутреннего контроля оформляется отчет. В нем по каждому объекту проверки приводится описание выявленных недочетов и нарушений в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, даются рекомендации по порядку исправления ошибок и устранению недочетов, указывают сроки, в течение которых эти ошибки должны быть исправлены. Отчет, составленный по результатам внутреннего аудита, может быть использован при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, если внешний аудитор будет уверен в эффективной организации системы внутреннего контроля.

    Различают плановый и внеплановый контроль. При плановых проверках составляется график их проведения. В него включаются участки учета, подлежащие проверке, начальные и конечные даты ее проведения, срок написания отчета по проверке, ответственные лица за ее проведение, методы проверки. График доводится до всех заинтересованных лиц. При внеплановых проверках контролируются участки учета, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях. Инициируется такая проверка, как правило, Приказом руководителя организации, с указанием предпосылок проведения внеплановой проверки.

    А уже на основании отчета разрабатывается график мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, назначаются сроки и ответственные лица. Причем проверка соблюдения данного графика также возлагается на службу внутреннего контроля.

    Для организации эффективного внутреннего контроля крайне важно обеспечить его проведение методологически. Все инструменты, сроки, документация, особенности выборки должны быть отражены во внутреннем регламентирующем документе – стандарте проведения аудиторской проверки.

    Результаты контроля служат предпосылкой для проведения других мероприятий внутреннего контроля: обучения сотрудников, консультационной поддержке и т.п.

    Консультация и тренинг – инструменты службы внутреннего контроля
    Оказание методологической и консультационной помощи сотрудникам бухгалтерской службы по разным направлениям учета, по вопросам постановки бухгалтерского и налогового учета, обеспечение единого подхода к отражению хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета является одним из инструментов контроля, ведь сотрудник службы внутреннего контроля анализирует ситуацию и предоставляет готовое решение по спорному вопросу. Консультационная поддержка сотрудников требует определенной регламентации. Поступающие от бухгалтеров запросы необходимо фиксировать и анализировать для принятия дальнейших решений. При проведении аудиторских мероприятий в первую очередь стоит обратить внимание на запросы из разряда рисковых и сложных, также они послужат материалом для проведения обучающих мероприятий.

    Таким образом, еще одним инструментом службы внутреннего контроля является обучение сотрудников бухгалтерской службы . Целью проведения обучающих мероприятий является своевременное ознакомление сотрудников с изменениями в законодательстве, с новыми процедурами работы, обсуждение систематических ошибок или проблем, возникших в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, разрешение спорных вопросов.

    К еще одному инструменту контроля можно отнести участие сотрудников службы внутреннего контроля в проведении инвентаризации имущества и прочих активов организации, в качестве членов инвентаризационной комиссии. Целью такого мероприятия является осуществление контроля за рациональным использованием и сохранностью имущества организации, выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактических данных с данными бухгалтерского учета, определения порядка отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете.

    Служба внутреннего контроля может привлекаться к участию в налоговых проверках для предоставления устных и письменных пояснений в ходе проверки, а по ее окончании принимать непосредственное участие в подготовке возражений по акту проверки.

    Из всего вышесказанного становится понятно, что сотрудники службы внутреннего контроля должны обладать обширными знаниями и хорошо ориентироваться в бухгалтерском, налоговом, гражданском и трудовом законодательствах. Они должны постоянно поддерживать высокий уровень своих профессиональных знаний и умений. И это тоже должна учитывать компании при организации работы сотрудников службы внутреннего контроля.

    Термин «система внутреннего контроля » означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица для упо­рядоченного и эффективного ведения финансово-хозяй­ственной деятельности. То есть цель системы внутренне­го контроля - предупреждение возникновения ошибок в процессе ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

    Система внутреннего контроля организована эффек­тивно , если позволяет:обеспечивать сохранность активов;выявлять, исправлять и предотвращать ошибки и искажения информации; точно и полно оформлять документы бухгалтер­ского учета; своевременно подготавливать достоверную финан­совую (бухгалтерскую) отчетность; соблюдать прочие требования законодательства.

    Система внутреннего контроля должна включать в себя: надлежащую систему бухгалтерского учета;отдельные средства (методы) контроля; контрольную среду.При знакомстве с системой бухгалтерского учета аудитор прежде всего изучает учетную политику орга­низации, дает оценку ее сложности и делает вывод о ее соответствии нормативным требованиям и специфическим характеристикам аудируемого объекта. Для успешной работы весьма важно, чтобы мнение аудитора об основ­ных положениях учетной политики совпадало с мнени­ем руководства проверяемого объекта.Аудитор знакомится с системой организации бухгал­терского учета экономического субъекта. Особую роль в оценке системы бухгалтерского учета играет знакомство с первичными документами, планом счетов и регистра­ми бухгалтерского учета. Степень детализации учета в большой мере влияет на объем аудиторской работы и может либо способствовать, либо затруднять ход ауди­торской проверки.

    Важное место в оценке внутреннего контроля зани­мает знакомство со средствами (методами) контроля , которые используются в организации, в частности: порядок и систематичность проведения инвентари­заций; сверка документов;состояние организационно-распорядительной доку­ментации; наличие внутренних регламентов, регулирующих права и ответственность должностных лиц и поря­док их взаимодействия с бухгалтерией. Для получения представления о методах контроля аудитор часто использует тестирование специалистов аудируемого объекта. Тестирование позволяет оценить не только состояние документов, регламентирующих внутренний контроль на предприятии, но и их исполне­ние.

    Наиболее трудоемкой при оценке внутреннего конт­роля является оценка контрольной среды , которая на­прямую связана с анализом системы управления (в частности структуры управления на всех уровнях), распре­делением прав, обязанностей и ответственности, уровнем регламентации подразделений и наличием должностных инструкций, порядком обоснования и принятия управ­ленческих решений (в частности коллегиальностью это­го процесса), структурой документооборота и порядком оформления основных плановых, отчетных, финансовых документов.

    Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства аудируемого лица, направлен­ные на установление и поддержание системы внутрен­него контроля, а также понимание важности такой сис­темы. Контрольная среда влияет на эффективность кон­кретных средств контроля и включает в себя следующие составляющие:Стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом. Организационная структура аудируемоголица.Распределение ответственности и полномочий. Осуществляемая кадровая политика. Порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей.Порядок осуществления внутреннего управленче­ского учета и подготовки отчетности для внутренних целей. Обеспечение соответствия хозяйственной деятель­ности аудируемого лица требованиям законодательства.Наличие и особенности организации работы реви­зионной комиссии, службы внутреннего аудита в соста­ве органа управления аудируемого лица.

    Порядок изучения и оценки систем внутреннего кон­троля аудитором изложены в федеральном правиле (стан­дарте) № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемые аудируемым лицом». ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 8. ПОНИМАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА, СРЕДЫ,В КОТОРОЙ ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ, И ОЦЕНКА РИСКОВ СУЩЕСТВЕННОГО ИСКАЖЕНИЯ АУДИРУЕМОЙ ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

    Руководство предприятия несет ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля. От него зависит, чтобы система внутреннего контроля отвечала размерам и специфике деятельности предприятия, функционировала регулярно и эффективно. На предприятии, в соответствии с его учредительными документами или правилами внутреннего распорядка, может быть назначен ревизор, создана ревизионная комиссия или организован отдел внутреннего аудита, которым может быть передана часть функций по поддержанию системы внутреннего контроля. Эффективная организационная структура предполагает оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников. Она должна по возможности препятствовать нарушениям требований контроля и обеспечивать разделение несовместимых функций. Функции сотрудника являются несовместимыми, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений и затруднять обнаружение таких ошибок и нарушений. Обычно подлежат распределению между различными лицами такие функции, как:непосредственный доступ к активам предприятия; разрешение на осуществление операций с активами;непосредственное осуществление хозяйственных операций;отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

    Надлежащее функционирование системы внутреннего контроля зависит также от сотрудников, которым поручена соответствующая деятельность. Система отбора, найма, продвижения по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честность соответствующего персонала. Аудитор должен убедиться в том, что средства контроля проверяемого предприятия достигают следующих целей:хозяйственные операции выполняются с одобрения руководства как в целом, так и в конкретных случаях все операции фиксируются в бухгалтерском учете в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени, в соответствии с принятой учетной политикой и обеспечивают возможность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности; доступ к активам возможен только с разрешения соответствующего руководства; соответствие зафиксированных в бухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличии активов определяется руководством с установленной периодичностью, и в случае расхождений руководством предпринимаются надлежащие действия.Аудитору следует убедиться в применении на проверяемом им экономическом субъекте таких процедур внутреннего контроля, как: арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей; проведение сверок расчетов; проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала; проведение в соответствии с установленным порядком периодических плановых и внезапных инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и товарно-материальных ценностей на предмет выяснения соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию; использование для целей контроля информации из источников, расположенных вне предприятия;осуществление мер, направленных на физическое ограничение доступа несанкционированных лиц к активам предприятия, к системе ведения документации и записей по бухгалтерским счетам; исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных хозяйственных показателей с фактически имевшими место и выяснение причин существенных расхождений.

    Аудитор оценивает систему внутреннего контроля в три этапа: общее знакомство с системой внутреннего контроля;первичная оценка надежности системы внутреннего контроля; подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля.

    При общем знакомстве с системой внутреннего контроля на предприятии аудитор выясняет следующее:

    а) В начале проверки он получает общее представление о специфике и масштабе деятельности предприятия и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства аудитор должен принять решение о том, может ли он в своей работе вообще полагаться на систему внутреннего контроля.

    б) Если аудитор принимает решение о том, что он не может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля предприятия, он должен планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Это может быть сделано, когда надежность системы внутреннего контроля оценивается аудитором как "низкая" или когда аудитору более удобно или экономически оправданно не полагаться на эту систему.

    в) В том случае, если по итогам общего знакомства с системой внутреннего контроля аудитор примет решение о том, что она может сделать попытку полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля, ему следует осуществить первичную оценку надежности системы внутреннего контроля.

    При выполнении второго этапа проверки системы внутреннего контроля на предприятии производятся следующие шаги. Процедура первичной оценки надежности системы внутреннего контроля осуществляется на основе методики и приемов, которые аудиторы разрабатывают самостоятельно, но с учетом требований стандарта аудиторской деятельности.При выполнении процедуры первичной оценки надежности системы внутреннего контроля аудитор обязан принимать во внимание, что:

    а) следует проверять на предмет надежности средств контроля бухгалтерскую и хозяйственную документацию предприятия всего отчетного периода, а не только избранных периодов времени;

    б) при проверке необходимо уделить большее внимание тем периодам, деятельность в которых имела особенности или различия по сравнению с деятельностью, типичной для всего периода в целом;

    в) оценка надежности всей системы внутреннего контроля и отдельных средств

    контроля как "низкой" не исключает возможности оценки надежности других отдельных

    средств контроля как "средней" или "высокой".

    Третий этап заключается в подтверждении достоверности оценки системывнутреннего контроля. Аудитор, принявший по итогам процедуры первичной оценки решение о доверии системе внутреннего контроля и отдельным средствам контроля, обязан в ходе аудиторской проверки осуществлять процедуры подтверждения достоверности этой системы. Процедуры подтверждения достоверности системы внутреннего контроля и отдельных средств контроля осуществляются на основе методики и приемов, которые разрабатываются аудиторской фирмой самостоятельно, но с учетом требований стандарта аудиторской деятельности. Если аудитор в ходе процедур подтверждения надежности придет к выводу о том, что оценка надежности системы внутреннего контроля окажется ниже той, которая была получена в ходе первичной оценки, он обязана соответствующим образом скорректировать порядок осуществления аудиторских процедур, чтобы в целом повысить достоверность своих выводов по результатам проведения аудита. Аудиторские процедуры, проводимые для проверки работоспособности и надежности системы внутреннего контроля и отдельных средств контроля, называются тестами средств контроля.Все этапы оценки системы внутреннего контроля должны документироваться с указанием аргументов.

    Множество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов - людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля. Какова же роль и значимость внутреннего контроля?

    Любая деятельность в организации происходит в рамках двух систем. Одна - это операционная (организационная) система, построенная для достижения заданных целей. Другая система - это система контроля, пронизывающая операционную систему. Она состоит, в общем виде, из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности. Эта система направлена, в конечном итоге, на создание необходимых предпосылок и повышение вероятности того, что компания в целом и менеджеры в частности достигнут поставленных целей.

    Внутренний контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений. Менеджеры компании должны, во-первых, поставить цели и определить задачи компании и отдельных подразделений и построить соответствующую этому структуру организации. И, во-вторых, обеспечить функционирование эффективной системы документирования и отчетности, разделения полномочий, авторизации, мониторинга для достижения поставленных целей и решения стоящих задач.

    Внутренний контроль - это контроль изнутри компании, в противоположность внешним видам контроля, таким как законодательное регулирование, контроль со стороны внешних контролирующих организаций и т.п. в данном контексте понятие внутреннего контроля синонимично понятиям управленческого контроля, операционного контроля.

    Необходимо также отметить такую важную деталь, что внутренний контроль полезен только в том случае, если направлен на достижение конкретных целей и, прежде чем оценивать результаты контроля, необходимо определить эти цели.

    внутренний контроль акт

    1. Объекты внутреннего контроля

    Система внутреннего контроля организуется руководством предприятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля.

    Независимый аудит проводится независимым аудитором, формы, и виды контрольных действий также определяются аудитором (п.9 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации и п. Закона “Об аудиторской деятельности”). Ревизия проводится штатным ревизором какого-либо ведомства, формы, и виды контрольных действий также определяются этим ведомством.

    Внутренний контроль - это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.

    Целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются:

    1) осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия;

    2) обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;

    3) обеспечение сохранности имущества предприятия.

    Для достижения вышеперечисленных целей необходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета (более широко - Учета) и системы внутреннего контроля, так как система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе автоматизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий контроль.

    Для достижения целей организации системы внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннею контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:

    * в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все, что должно быть в нее включено, и не включено ничего из того, что не должно быть в нее включено, а то, что включено в отчетность, было бы правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;

    * бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объективное представление о предприятии в целом;

    * компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;

    * средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;

    * все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли ответственность;

    * внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования. Из перечисленных выше задач руководства предприятия по организации внутреннего контроля видна неразрывная связь системы внутреннего контроля с двумя видами бухгалтерского учета; бухгалтерским финансовым и бухгалтерским управленческим учетом.

    Первые три задачи обеспечиваются связью системы внутреннего контроля с системой бухгалтерского финансового учета, а три последние с системой бухгалтерского управленческого учета.

    Именно поэтому в дальнейшем мы будем различать две системы:

    * систему внутреннего финансового контроля;

    * систему внутреннего управленческого контроля.

    Как видно из содержания поставленных задач, создание системы внутреннего контроля - это достаточно сложный процесс, а сама система внутреннего контроля - это очень сложный и тонкий организм, неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделения предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника-предприятия. Система внутреннего контроля - это своеобразная организация внутри организации (предприятия).

    Степень сложности внутреннего контроля должна соответствовать организационной структуре предприятия, численности персонала, разветвленности сети филиалов и подразделений, степени централизации бухгалтерского учета и другим характеристикам предприятия в целом.

    Объектами внутреннего контроля являются циклы деятельности организации - циклы снабжения, производства и реализации. Важнейшей функцией внутреннего контроля является обеспечение соблюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей,

    Методы, используемые при осуществлении внутреннего контроля, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:

    * бухгалтерский финансовый учет (счета и двойная запись, инвентаризация

    и документация, балансовое обобщение);

    * бухгалтерский управленческий учет (выделение центров ответственности,

    нормирование издержек);

    * ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание);

    * теория управления.

    Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием.

    В современных условиях в жизнь предприятий постепенно входит новое понятие, называемое “эккаунтингом" (accounting). Это чрезвычайно емкое экономическое понятие, в основе которого лежит счетоводство - ведение бухгалтерского учета в соответствии с общепринятыми нормами. Однако счетоводство - это лишь основополагающий элемент эккаунтинга. Посредством счетоводства создается информационная база, необходимая для управления предприятием.

    Профессиональная деятельность, связанная с формированием этой информационной

    базы, и называется эккаунтингом.

    В это понятие входит работа:

    * плановая;

    * по составлению отчетности;

    * контрольная;

    * аналитическая.

    Таким образом, контроль является неотъемлемой частью эккаунтинга.

    В некоторых случаях акты не только фиксируют установленные факты и события, но и содержат выводы, рекомендации и предложения (акты проверок, обследований, ревизий и т.п.).

    Акты отличаются широким разнообразием по своему назначению и содержанию:

    · сдачи-приемки (работ, материальных ценностей, документов);

    · обследования (состояния техники безопасности, противопожарной безопасности; условий труда; результатов деятельности);

    · испытаний (образцов, систем, технологий);

    · выделения к уничтожению (материальных ценностей, документов);

    · передачи (структурного подразделения из одной организации в другую);

    · нарушения установленных правил;

    · ревизии, инвентаризации;

    · расследования аварий, несчастных случаев;

    · ликвидации организации и т.д.

    Акты составляются коллегиально (не менее двух составителей). Нередко акты составляются комиссиями, специально создаваемыми, состав которых утверждается распорядительным документом руководителя организации. Акты могут составляться и постоянно действующими комиссиями на регулярной основе.

    Главное при составлении акта - установление фактического состояния дел и объективное отражение в акте. Акт составляется на основе черновых записей, которые ведутся во время работы комиссии или группы лиц и содержат фактические данные, количественные показатели и другие сведения.

    Случайные статьи

    Вверх