Государственное регулирование экономического роста. Экономический рост и его государственное регулирование

Экономический рост зависит от инвестиционных планов предпринимателей. Однако, поскольку, согласно кейнсианским воззрениям, инвестиционный спрос нестабилен, постольку для обеспечения динамичного развития экономики необходимо государственное вмешательство.

Рыночный механизм, работающий в автоматическом режиме, не может обеспечить стабильный экономический рост, поэтому экономический рост – зона высокой активности государства. Государство может влиять на экономический рост, используя такие методы непосредственного регулирования, как финансирование НТП, образования, создание рабочих мест и поддержание полной занятости, охрана окружающей среды и т.п.

К косвенным методам , используемым государством для стимулирования экономического роста, можно отнести все экономические методы воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение. В частности, такие, как:

1) создание для инвесторов стимулов для вложения капитала;

2) проведение в период спада стимулирующей фискальной политики (снижая налоги и увеличивая государственные расходы) и политики «дешевых» денег (увеличивая денежную массу и снижая процентные ставки);

3) стимулирование экспорта;

4) создание благоприятного инвестиционного климата;

5) борьба с инфляцией, которая негативно отражается на инвести­ци­он­ном спросе и т.п.

Ускорение темпов научно-техническо­го прогресса, произошедшее во второй половине XX в., обуслови­ло появление в развитых западных странах нового качества эконо­мического роста , которое характеризуется следующими чертами.

Во-первых, интенсивный тип развития становится господствую­щим, а значение экстенсивного типа – минимальным.

Во-вторых, в общей структуре производимых товаров и услуг приоритет принадлежит продукции передовых наукоемких отраслей.

В-третьих, уровень производства в развитых странах достиг та­кого состояния, при котором все большее значение получает не количественное увеличение потребляемых товаров, а повышение качества жизни в целом. Общество осознает необходимость защи­ты окружающей среды от производственной деятельности человека и сохранения невосстановимых природных ресурсов. Государство принимает законы по охране экологии, и в результате появляются дополнительные факторы, ограничивающие рост.



Государство вынуждено учитывать новые особенности экономи­ческого роста при выборе политики развития народного хозяйства, которая может выполнять стимулирующую или сдерживающую роль.

Политика стимулирования основывается на следующих теорети­ческих положениях:

§ экономический рост в условиях постоянного увеличения насе­ления является главным и единственным источником повышения уровня жизни. Он решает проблему несоответствия имеющихся ре­сурсов потребностям общества;

§ экономический рост позволяет снизить противоречия в распре­делении доходов, улучшить положение бедных слоев населения;

§ экономический рост, повышая благосостояние общества в це­лом, обеспечивает совершенствование качества жизни, предоставляя больше возможностей для отдыха и удовлетворения нематериаль­ных потребностей.

Политика стимулирования роста может осуществляться с помо­щью стимулирования совокупного спроса, то есть так называемая политика «дешевых денег». В соответствии с кейнсианской док­триной применяются низкие ставки ссудного процента, которые обеспечивают постоянный приток инвестиций. Активно осуществ­ляется стимулирование производства с помощью налоговых льгот, практики ускоренной амортизации и тому подобных мер. Государ­ство стимулирует также спрос с помощью увеличения своих рас­ходов, особенно на военные нужды и милитаризацию экономики.

Увеличению производственного потенциала экономики способствует также проводимая государством промышленная политика : государство берет на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Эта политика, во-первых , включает меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных в высокопроизводительные отрасли. Во-вторых , государство берет на себя расходы на фундаментальные исследования, стимулируя научно-технический прогресс. И, наконец, в-третьих , государство увеличивает расходы на образование, повышая качество рабочей силы и рост производительности труда.

Политика сдерживания экономического роста основывается на следующих положениях:

§ растущее производство ускоряет уничтожение природных ресур­сов, которые ограниченны и невосполнимы, наносит непоправимый ущерб окружающей среде;

§ развитие технологий порождает дополнительные социальные проблемы из-за быстрого изменения применяемой техники, ускоре­ния процесса устаревания знаний. Работники могут не найти себе работу из-за постоянно возрастающих требований. Кроме того, в новых технологиях работник все больше становится придатком ма­шины, что также порождает социальные проблемы;

§ рост сопровождается чрезмерной урбанизацией общества, нега­тивно сказываясь на качестве жизни.

Политика «нулевого роста» предполагает поддержание темпов экономического роста в соответствии с темпами роста населения. Это позволяет сохранить существующий высокий уровень жизни и одновременно поддерживать сложившееся равновесие между уров­нем занятости и уровнем инфляции. Эта политика в последние десятилетия трансформировалась в природоохранную политику, позволяющую существенно ограничить негативное влияние на ок­ружающую среду. Для этого устанавливаются жесткие экологиче­ские стандарты и применяются крупные штрафные санкции за их нарушение, повышаются налоги на вредные производства.

Выводы по 3 вопросу

Экономический рост – это увеличение производственных возможностей общества. Он измеряется темпом роста реального объема ВНП в абсолютном выражении или в расчете на душу населения. В зависимости от источников роста различают экстенсивный и интенсивный рост. Основные факторы экономического роста – это ресурсный потенциал страны, факторы спроса (совокупные расходы) и факторы распределения ограниченных ресурсов общества. Роль факторов предложения анализируется на основе производственной функции. Среди факторов спроса первостепенное значение имеет инвестиционный спрос, от масштабов, динамики, структуры которого во многом зависит экономический рост. Связь между инвестициями и динамикой экономического роста характеризует механизм мультипликатора-акселератора.

Заключение

Выводы по лекции:

1. Ограниченность ресурсов, цикличность развития оказывают непосредственное воздействие на экономический рост страны, обеспечение которого является важнейшей целью экономической политики государства.

2. Экономический рост – это увеличение объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (обычно за год), который рассчитывается как прирост реального ВВП.

3. Качество и темпы экономического роста непосредственно зависят от его типа. Выделяют экстенсивный и интенсивный типы. Оба типа роста существуют одновременно, доминируя друг над другом на разных временных этапах. Преобладание того или иного типа обусловливается существованием различных комбинаций факторов производства.

4. Экономический рост зависит не только от общих тенденций, связанных со средне- и долгосрочными циклами, но и от уровня развития экономики страны, формы политической системы, характера проводимой экономической политики и т.п.

5. Государственная политика экономического роста может носить стимулирующий или сдерживающий характер.

Задание на самостоятельную подготовку:

1. Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.

2. Выписать основные экономические категории и понятия в словарь и выучить их.

Следующее занятие –

Учебно-материальное обеспечение следующего занятия:

1. Конспекты лекций.

2. Словари основных терминов и понятий.

3. «Лектор-2000».

Ответы на вопросы студентов.

Разработчик – кандидат экономических наук

Доцент Н. Рощина


Капиталовооруженность труда – количество машин и оборудования, приходящееся на одного работника.

Капиталоемкость продукции – показатель, характеризующий, какой основной капитал необходим для выпуска продукции, товаров, услуг стоимостью в 1 рубль (или в расчете на другую денежную единицу).

Капиталоемкость определяется путем деления стоимости основных средств на объем продукции в денежном выражении, выпускаемой за один год. Например , если стоимость основных средств предприятия составляет 3 млн. рублей и в год оно выпускает продукцию стоимостью 1,5 млн. рублей, то капиталоемкость продукции равна 3/1,5=2, то есть 2 рубля основного капитала на рубль выпускаемой продукции.

6.4 Регулирование экономического роста и его последствия

Экономический рост является важнейшей целью любой социально-экономической системы. Он содержит как ряд преимуществ, так и недостатков. К преимуществам можно отнести то, что экономический рост расширяет перспективы развития общества, создает условия для решения проблемы ограниченности ресурсов. Растущая экономика способна удовлетворять новые потребности общества и решать социально-экономические проблемы. Одновременно экономический рост позволяет осуществлять программы по борьбе с загрязнением окружающей среды и восполнению природных ресурсов без сокращения производства экономических благ.

Однако помимо выгод экономический рост несет серьезные негативные последствия для отдельного человека и общества в целом. К издержкам экономического роста следует отнести: загрязнение окружающей среды, мусор, шумы, исчерпание невосполнимых ресурсов и т.п. Важной проблемой, особенно при интенсивном экономическом росте, является увеличение численности безработных вследствие вытеснения работников новой техникой. Так, например, в начале 1990-х гт. в России, особенно в Москве, было сокращено большое число работниц предпенсионного возраста, имевших профессии машинисток или техников и работавших в машинописных бюро, существовавших в каждой организации. Это произошло в связи с введением почти во всех организациях компьютеризированных рабочих мест. Несколько позднее, с введением графопостроителей (плоттеров), лишились рабочих мест многие конструкторы в многочисленных проектно-конструкторских бюро, так как с той работой, которую раньше за кульманами выполнял целый отдел, теперь справлялся один или два хорошо обученных специалиста. Конечно, производительность труда при этом повышается, а затраты на фонд оплаты труда сокращаются. Однако нарастает социальная напряженность в обществе, снижается уровень жизни населения , что в свою очередь приводит к другим экономическим проблемам, в частности, к необходимости выделения средств на переобучение высвободившихся таким образом граждан и выплату им пособий по безработице. Кроме того, профессиональные навыки быстро устаревают.

Сам по себе экономический рост не решает социально-экономических проблем, если, как в России, чрезвычайно высока дифференциация в социально-экономическом положении различных слоев населения. Поэтому необходимо государственное регулирование как темпов экономического роста, так и его последствий.

Среди экономистов нет единого мнения относительно роли государства в обеспечении экономического роста. В качестве примера государственного регулирования экономического роста будем рассматривать экономическую политику США в разные периоды XX в.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. При этом низкие темпы роста объясняются недостаточным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВВП. Поэтому они предлагают в качестве стимулирования капиталовложений использовать низкие ставки процента (политика «дешевых денег»). При необходимости можно воспользоваться также и фискальными методами. Последние ограничат правительственные расходы и потребление, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции. Так, сложившаяся в США после Великой депрессии 1929-1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом в основном денежно-кредитными инструментами. Стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение - путем их повышения.

Сторонники «экономики предложения» отдают предпочтение факторам, повышающим производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов. Последние являются средством, стимулирующим сбережения и капиталовложения. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыль корпораций, предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. В 1980-х гг. в США была провозглашена экономическая политика, опиравшаяся на методы сторонников описанного направления, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, а также в перспективные технологии.

Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:

1) государственные расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулирование НТП и развитие научных исследований;

2) увеличение расходов на человеческие ресурсы, т.е. на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в общегосударственном масштабе, так как оно способствует повышению качества рабочей силы и росту производительности труда;

Главными целями этой экономической политики, называемой «рей-ганомика», по имени тогдашнего президента США Р. Рейгана, стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: сокращение безработицы, бедности, повышение уровня занятости и доходов.

В 1990-х гг. в США были значительно увеличены государственные расходы на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени обусловлено возрастающей ролью «человеческого капитала» и доминирующей в стране концепцией управления человеческими ресурсами. В их основе лежит предпринимательская деятельность человека, связанная с инновациями, творческой активностью и инициативностью, служащая важнейшим фактором экономического роста и накопления национального богатства. Сегодня такая политика характерна не только для развитых, но и развивающихся стран.

Еще одно направление государственной политики регулирования экономического роста заключается в поддержании конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и других преимуществ или льгот, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета . Особенно это относится к сфере транспорта и коммуникаций. Такое направление государственного регулирования экономического роста уже во многом осуществляется и в современной России.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Некрашевич Анна Викторовна

Прохоренко Вероника Сергеевна

студенты 3 курса, экономического факультета ПолесГУ, г. Пинск

Германович Наталья Евгеньевна

научный руководитель, ассистент кафедры финансов ПолесГУ, г. Пинск

Основной институтом структуры общества с точки зрения политической сферы является государство.

Основной задачей для каждого государства является обеспечение устойчивого экономического роста и Республика Беларусь также не исключение. Спорными являются проблемы экономического роста в Республике Беларусь, так как согласно официальным данным Беларусь показывает положительную динамику экономического роста, но этот факт вызывает сомнения, так как снижаются реальные доходов населения и повышаются цены. Из этого можно сделать вывод, что одной из основных задач государственной политики в сфере экономики является поддержание стабильности экономического роста, а также применение мер для его положительного изменения.

Как цель работы можно определить следующее: необходимо рассмотреть особенности экономического роста в Республике Беларусь в настоящее время, определить его основные факторы, методы государственного регулирования экономического роста. А также необходимо сформировать предложения по совершенствованию политики государства в области стимулировании экономического развития страны.

Выделим также объекты исследования : ими являются экономический рост и его регулирование с помощью государства в Республике Беларусь.

Факторы, которые влияют на изменение экономического роста, а также методы государственного регулирования, которые воздействуют на экономический рост, являются предметом исследования .

Также были выделены задачи исследования:

· необходимо раскрыть содержание понятия, выделить типы и факторы экономического роста;

· очень важно рассмотреть государственное регулирование экономического роста;

· определить пути и механизмы совершенствования государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.

В качестве методов были выбраны общенаучные методы и метод сравнительной статистики.

У величение производства товаров и услуг в масштабе всего национального хозяйства есть ни что иное как, экономический рост . Структуру экономического роста можно представить следующими направлениями: повышение показателя уровня занятости населения, увеличение производства товаров и услуг на душу населения и улучшение ряда других макроэкономических показателей экономики любой страны.

Экономический рост представляет собой тенденцию на длительный срок, которая приведет к увеличению потенциального выпуска, соответствующего состоянию полной занятости в стране.

Показатель темпов роста ВВП используется для характеристики динамики объемов выпуска - это выраженное в процентах отношение величины изменения реального ВВП (ВНД, ЧНД), происшедшего за какой-либо период, к его первоначальному значению

Например, темп роста ВВП вычисляется по формуле:

Темп роста ВВП = * 100% [ 2](1.1)

ВВП предыдущего года

Естественно, что темп экономического роста и количество товаров и услуг, поступающих в распоряжение людей, находятся в прямой зависимости. Это приводит все к тому, что повышается уровня. Также расширяется круг проблем в сфере общества, экономики, которые можно решить. Вследствие чего, складываются благоприятные условия для дальнейшего роста экономики страны .

Чтобы оценить достигнутый уровень жизни в стране чаще всего используются такие показатели как величина национального дохода в расчете на душу населения и рост ВВП в расчете на душу населения:

(на душу населения) (на душу населения)

Темп роста ВВП = ВВП отчетного года – ВВП предыдущего года * 100%(1.2)

ВВП предыдущего года (на душу населения)

Разные группы факторов влияют на экономический рост.

По способу воздействия факторы можно подразделить на:

1. Прямые

2. Косвенные

К прямым факторам относят: увеличение числа рабочих и контроль качества трудовых ресурсов, улучшение качественного состава основного капитала, а также рост его объема, модернизация и внедрение инноваций в производство, и др.

К косвенным факторам относят: снижение количества субъектов монополистов на рынке, понижение цен на ресурсы, используемые в производстве, снижение суммы налогов выплачиваемых из прибыли, увеличение возможностей для получения кредитов и др.

Будет происходить сдерживание экономического роста, когда косвенные факторы изменяются в обратном направлении. Наличие природных и трудовых ресурсов нельзя назвать решающим фактором экономического роста в настоящее время. Например, в Японии почти отсутствуют природные ресурсы, но, несмотря на это в период после Второй мировой войны страна могла похвастаться высокими темпами экономического роста .

В настоящее время западные исследователи выделяют 3 группы факторов, влияющих на экономический рост: факторы предложения, спроса и распределения .

Наличие природных ресурсов; наличие трудовых ресурсов; наличие основного капитала; уровень технологий можно отнести к факторам предложения .

К факторам спроса относятся: уровень цен; потребительские расходы; инвестиционные расходы; государственные расходы; чистый экспорт.

Рациональность и полноту вовлечения ресурсов в экономический оборот; эффективность утилизации вовлекаемых в экономический оборот ресурсов считают главными из факторов распределения .

Также выделяют факторы экономического роста, которые часто группируют в соответствии с типами экономического роста. Экстенсивные факторы : рост затрат капитала, труда. Интенсивные факторы: технологический прогресс, рост квалификации работников, повышение мобильности и улучшение распределения ре­сурсов, совершенствование управления процессом производства, улучшение законодательства и др., т. е. всё, что позволяет качественно совершенствовать факторы производства и процесс их использования.

Можно также выделить типы экономического роста, которые впервые были сформулированы К. Марксом: экстенсивный и интенсивный экономический рост. Они различаются соотношением результатов и факторов производства.

Приэкстенсивном экономическом росте происходит увеличение экономических ресурсов, при условии, что средняя производительность труда в обществе остается неизменной. Исторически сложилось, что экстенсивный рост идет перед интенсивным ростом. Экстенсивный рост можно выразить следующей формулой:

V i /K i =const или V i =K i (1.3)

где: V i -объем ВВП за период i;

K i -количество используемых ресурсов .

Приинтенсивном экономическом росте внедряются в производство более совершенные факторы и новые технологии. Т. е. интенсивный экономический рост существует, когда происходит опережение роста занятых экономических ресурсов ростом ВВП:

V i > K i (1.4)

Основой повышения благосостояния населения может служить экономический рост.

Также можно выделить основные модели экономического роста: кейнсианские (Е. Домара и Р. Харрода), неоклассическая модель роста Р. Солоу и теорию нулевого экономического роста.

Модель Харрода-Домара в литературе часто представляют как объединение обеих кейнсианских моделей, потому что модели Е. Домара и Р. Харрода являются схожими по содержанию. Но можно также выделить и различия: для определения нормы роста инвестиций в модели Е. Домара используется мультипликатор, а модель Р. Харрода включает в себя в себя заданную изнутри функцию инвестиций. Также в модели Р. Харрода на основе принципа акселератора и ожиданий предпринимателей определяется норму сбалансированного роста

Р.Солоу в своей неоклассической модели объяснил механизм непрерывного экономического роста, когда можно наблюдать равновесие при полной занятости ресурсов. Известно, что в кейнсианских моделях норма сбережения была задана извне, также она определяла величину равновесного темпа роста дохода. По мнению Р. Солоу, при любой норме сбережения рыночная экономика всегда стремится к соответствующему устойчивому уровню вооруженности основными фондами и сбалансированному росту (доход и капитал растут с темпом). Норма накопления является объектом экономической политики, и является важным показателем для оценки экономического роста в стране. Можно выделить также недостатки неоклассической модели Р. Солоу. Данная модель анализирует состояние устойчивого равновесия, которое рассматривается в долгосрочном периоде, в то время как для экономиче­ской политики более важным является проведение анализа состояния развития производства и уровня жизни в краткосрочном периоде. Более удобным было бы многие переменные модели Р. Солоу заданные извне определять внутри модели, так как они являются тесно связанными с другими ее параметрами и могут преобразовывать конечный результат. Необходимо отметить, что в модели экономического роста Р. Солоу отсутствует целый ряд факторов, которые являются ограничителями для роста и являются довольно существенными в современных условиях - это ресурсные, экологические и социальные факторы. Функция Кобба-Дугласа, которую Р. Солоу использует в своей модели, описывает лишь определенный тип взаимодействия факторов производства и не всегда отражает реальную ситуацию в экономике страны. Сторонниками современных теорий экономического роста делаются попытки преодолеть эти и многие другие недостатки .

По мнению сторонников «нулевого экономического роста», должно происходить сдерживание экономического роста. Также они признают, что экономический рост обеспечивает увеличение объема товаров и услуг. Но, несмотря на это согласно теории «нулевого экономического роста» высокое качество жизни не всегда может создаваться экономическим ростом. Сторонники этой теории также считают, что загрязнение окружающей среды не является следствием экономического роста, а является результатом неправильного ценообразования. Чтобы решить эту проблему необходимо ввести ограничения посредством законов и провести формирование рынка прав на загрязнение .

Государственным регулированием называется система мер, которые осуществляют государственные учреждениями и общественные организации для стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям .

В государственном регулировании можно выделить две основные функции: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы.

Большинство исследователей классифицируют методы государственного регулирования следующим образом:

· прямые: включают в себя административное воздействие на то, как происходит функционирование субъектов. Прямое воздействие на экономику государство осуществляет путем инвестирования в определенные отрасли хозяйства.

· косвенные: их осуществление происходит с помощью фискальной и денежной политик, социальной политикой и политикой регулирования доходов и политикой в сфере внешней экономики .

Для того чтобы измерить количественно-качественное соотношение экономического роста используется система индикаторов качества экономического роста . Показатели, характеризующие изменение состояния экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени называются индикаторами устойчивого развития. Данные показатели количественно и качественно оценивают проблемы экономики в стране и с помощью них можно оценить ситуацию, проследить произошедшие изменения за отчетный период. Устойчивое развитие определяется как такое развитие, при котором не происходит истощение как природного, так и ресурсного потенциала, происходит приумножение физического капитала и ресурсы присутствуют в достаточном количестве для развития роста как нынешнего, так и будущих поколений в государстве.

Система индикаторов качества экономического роста включает в себя: показатели, которые показывают изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации и др.

Особого внимания требуют системы показателей, которые отражают качество экономического роста и проблемы использования природных ресурсов. Основными проблемами являются устойчивый экономический рост, проведение реструктуризации экономики, связь окружающей среды и экономики, состояние человеческих ресурсов или здоровье населения и т. д. Совокупность проблем и индикаторов, которые их отражаю, может изменяться со временем и в зависимости от задач. Основными являются индикаторы показывающие качество экономического роста.

Для Республики Беларусь это следующие показатели:

· доход на душу населения;

· структура инвестиционных вложений;

· производство основных видов продукции;

· развитие малого бизнеса;

· объемы загрязнений и площади нарушенных земель;

· уровень бедности;

· природоохранные затраты;

· состояние общественного здоровья и др. .

Развитие Беларуси происходит в непростых как природных, так и экономических условиях. Свидетельством этому является прошлый 2011 год. Произошел рост ВВП на 5,3 %, увеличились объемы выпуска промышленной продукции на 9,1 %, а объемы выпуска сельскохозяйственной продукции на 54, 1 %.

Объем промышленного производства в текущих ценах составил в январе-сентябре 2012 г. 473,9 трлн. рублей. Индекс промышленного производства к январю-сентябрю 2011 г. составил 107,7 %.

Производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в январе-сентябре 2012 года по сравнению с январем-сентябрем 2011 г. в текущих ценах составило 79,8 трлн. рублей и значит, повысилось в сопоставимых ценах на 5 %. Особое внимание в Республике Беларусь в 2011 году уделялось развитию строительного комплекса, преодолению негативных процессов в жилищном строительстве. В 2011 году введено в эксплуатацию 5 480,1 тыс. кв. м. жилья. В январе-сентябре 2012 года было введено в эксплуатацию 3409,7 тыс. кв. м. жилья.

В результате, по последним данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю - индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 68–е место из 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала .

В 2011 году розничный товарооборот повысился на 107,5 % по сравнению с 2009 годом, а платные услуги населению увеличились на 7,3 трлн. рублей по сравнению с 2009 годом. Рост внутреннего спроса обусловлен повышением реальных денежных доходов населения, которые возросли на 19,3 % по сравнению с 2009 годом. Был обеспечен существенный рост общего объема иностранных инвестиций, привлеченных в экономику республики (без банков). За 2011 год из-за рубежа поступило более 13432,9 млрд. долларов США. Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за январь-август 2012 г. составили 956,5 млн. долларов США.

Произошло повышение розничного товарооборота в 2011 году на 107,5 % по сравнению с 2009 годом, а также на 7,3 трлн. рублей по сравнению с 2009 годом увеличилась стоимость платных услуг населению. Вырос внутренний спрос, что было вызвано повышением реальных денежных доходов населения, сумма которых увеличилась по сравнению с 2009 годом на 19,3 %. Увеличился объем иностранных инвестиций, которые были привлечены в экономику республики (без банков). Поступление иностранных инвестиций за 2011 составило более 13432,9 млрд. долларов США. Поступление прямые иностранных инвестиции на чистой основе за январь-август 2012 г. составило 956,5 млн. долларов США.

Таблица 1.

Основные социально-экономические показатели развития Республики Беларусь за 2009 -2011 годы

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Денежные доходы населения в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

Реальные денежные доходы населения,

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

Реальная начисленная заработная плата,
в процентах к предыдущему году

Валовой внутренний продукт в текущих ценах, млрд. руб.

в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

Продукция промышленности, млрд. руб.

в процентах к предыдущему году

Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.

в процентах к предыдущему году

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

в процентах к предыдущему году

  • V. Цена экономического продукта. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.
  • X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  • Макроэкономическая стратегия стимулирования экономического роста в разных странах и регионах мирового сообщества на различных этапах ее развития имела свою специфику, при этом использовались раз­личные теоретические концепции при умелом сочета­нии рекомендаций неоклассического и посткейнсиан-ского направлений.

    Сложившаяся после «великой депрессии» 1929 - 1933 гг. система государственного регулирования в США была ориентирована преимущественно на управление факторами совокупного спроса. Стимулирование ка­питаловложений происходило на основе низких про­центных ставок, а через общественные работы регули­ровалась занятость населения. Однако в послевоенный период страны Западной Европы и Япония, развивав­шиеся более высокими темпами, существенно потесни­ли экономические позиции США. Так, в середине XX в. доля США в ВВП капиталистического мира состав­ляла 47 %, в промышленном производстве - 51, во внешнеторговом обороте - 16,5%. США опережают своих конкурентов на ключевых направлениях науч­но технического прогресса, определяющих перспекти­вы развития экономики, в частности в производстве средств автоматизации, электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и информационных систем, лазерной техники и полупроводников, атомной энергетике и авиакосмической промышленности. Ускоренное разви­тие этих отраслей привело к глубоким качественным изменениям современных производительных сил США.


    Изменилась структура экономики (появились новые отрасли), произошли перевороты в научных концеп­циях, технике и технологии. Вместе с тем в 70-е гг. (1969 - 1971 и 1974 - 1975) страна пережила два тяжелых промышленных кризиса, которые сопровож­дались ростом цен, резкими диспропорциями в топ­ливно-энергетическом балансе страны, расстройством внешнеторговых и валютно-финансовых операций и общим кризисом государственных методов регулиро­вания экономического роста. К 80-м гг. снизились тем­пы прироста ВНП до 2,8 %. Общее замедление темпов экономического роста было обусловлено прежде всего вялостью инвестиционных процессов в сфере матери­ального производства. Валовые частные инвестиции увеличились за 10 лет в среднем только на 27 %. Одна­ко замедление темпов экономического развития было связано не только с вялостью инвестиционных процес­сов, но и с сокращением прироста потребительских и государственных расходов, что обусловило значитель­ную недогруженность производственных мощностей, а значит, и низкие темпы прироста промышленного про­изводства.

    Четырехкратный рост цен на нефть на мировом рынке также создал экономические проблемы в стране и поставил перед США задачу структурной перестрой­ки топливно-энергетического комплекса. Решить ее предполагалось путем увеличения добычи угля и пе­ревода промышленных и коммунальных предприятий на использование угля вместо нефти и газа, ускорен­ного производства жидкого горючего из угля и слан­цев, развития атомной, солнечной и геотермальной энер­гетики. Большое значение придается рациональной структуре использования энергии, ужесточению стан­дартов ее потребления и стимулированию экономного расходования. В этой ситуации назрела необходимость новых теоретических и практических подходов к го­сударственному регулированию экономического роста с учетом факторов совокупного предложения.

    С приходом к политической власти неоконсервато­ров во главе с Р. Рейганом были реализованы новые модели экономического роста. Суть их заключалась в


    переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике совокупного предложения на ос­нове стимулирования инвестиций в машины, оборудо­вание и перспективные технологии. Сторонники «кон­цепции предложения» (А. Леффер, П.Роберте, Дж. Ва-ницки и др.) ориентируют на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы, которые сводятся к трем основным направлениям воз­действия государства на экономический рост:

    стимулирование НТП и развитие наукоемких от­раслей;

    увеличение государственных расходов на образо­вание, подготовку и переподготовку квалифицирован­ных кадров в масштабе страны;

    перестройку налоговой системы путем повсемест­ного уменьшения предельных налоговых ставок как для отдельных индивидов, так и для деловых пред­приятий. Уменьшение налогов в 1981 г. сократило, во-первых, предельные налоговые ставки с конкретного индивида с 70 до 50 %, во-вторых, снижение налогооб­ложения усилило инвестиционные мотивы в деловых сферах. Налоговая реформа 1986 г. в США вызвала дальнейшее уменьшение предельных налоговых ста­вок, но сопровождалась она повышением налогообло­жения прироста и увеличения рыночной стоимости капитала, что не способствовало развитию инвестици­онных процессов. Предполагалось, что сокращение"на­логовых ставок должно способствовать личной заинте­ресованности каждого к высокопроизводительному труду, а также поощрять процессы сбережения и ин­вестирования. Дальнейшее повышение роста естествен­ного уровня реального объема производства требовало реформирования структуры управления, системы соци­ального обеспечения и использования достижений НТП.

    Такая экономическая концепция вошла в противо­речие не только с кейнсианской моделью, ориентиро­вавшейся на активизацию факторов совокупного спро­са, но и с монетаристской. Основные претензии к сто­ронникам монетаристского подхода состояли в следу­ющем: по мнению авторов изложенной экономической программы, медленный рост количества денег, находя-


    щихся в обращении (на уровне 3 % в год), ограничи­вал возможности экономического роста. Отрицая жес­ткий 3% ный контроль за увеличением денежной мас­сы, они слишком большое внимание уделяли уровню цен как промежуточной цели денежно-кредитной по­литики. Снижение уровня цен на основные товары широкого потребления в начале 80-х гг. утвердило мно­гих сторонников «концепции предложения» во мне­нии, что проводимая в тот период денежно-кредитная политика характеризовалась рядом искусственных ог­раничений. Однако главными целями макроэкономи­ческого регулирования экономического роста современ­ных теории США являются высокие темпы роста про­изводства, решение социальных проблем, проблем за­нятости, безработицы, инфляции, бедности и повыше­ния благосостояния населения, которые успешно ре­шаются с помощью привлечения иностранных инвес тиций и экспорта капитала в другие страны с целью более эффективного их приложения и использования.

    Государственное регулирование экономического роста Японии осуществлялось с учетом активизации факторов совокупного предложения, характерной осо­бенностью которого является значительное превыше­ние уровня роста производительности труда над уров­нем заработной платы. Совокупный спрос государство сдерживает путем незначительного ежегодного увеличе­ния ассигнований на общественные работы и снижения учетной ставки центрального банка (банка Японии).

    Кризисы, охватившие многие развитые капиталис­тические страны, в разные годы усугубляли положе­ние Японии, так как она в значительно большей сте­пени, чем другие страны, зависела от внешних рын­ков, где она реализовала большую половину своей промышленной продукции. Повышение цен на энер­горесурсы на мировых рынках вызвало бурные ин фляционные процессы, усугубленные спекулятивны­ми операциями международных нефтяных и дру­гих монополий. Это привело к совершенно необычно­му явлению для кризисного периода: в условиях низ­кого спроса наблюдалось резкое повышение оптовых и розничных цен.


    Кризис повлиял и на инвестиционную активность частных предприятий: резко сократились расходы на приобретение машин и оборудования. Даже в период оживления прирост инвестиций осуществлялся медлен­но, что тормозило развитие экономики. Это было связа­но прежде всего с относительным перенасыщением основного капитала, ослаблением спроса и ухудшени­ем финансового положения фирм. Многие отрасли материального производства (сталелитейная, судостро­ительная, химическая, нефтехимическая и др.) резко сократили свои капиталовложения, а государство не могло им компенсировать такое сокращение.

    Сложившаяся экономическая ситуация вызвала повышение уровня безработицы, который увеличивал­ся даже в условиях оживления и подъема экономики.

    Япония относится к числу стран с высокой концен трацией и централизацией производства и капитала. В результате послевоенных преобразований прежние японские «дзайбацу» были распущены, но они вновь возродились, превратившись в мощные финансово-мо­нополистические группы, такие как «Мицубиси», «Ми цуи», «Сумитомо» и др.

    Процессы концентрации и централизации соб­ственного капитала, а также привлечение иностранных инвестиций дали возможность Японии реализовать крупные инвестиционные проекты в промышленнос­ти и уже в 80-е гг. выйти на передовые позиции в мире по производству теле- и радиотехники, авто­мобилей, в электронике, тяжелом машиностроении и др.

    Япония участвует в инвестиционных проектах по созданию различных комплексов по добыче и перера­ботке руд черных и цветных металлов, выпуску това­ров химической и нефтехимической промышленнос­ти и производству товаров электронной промышлен­ности на Ближнем Востоке, в Юго Восточной Азии, Латинской Америке, Китае и других странах мирового сообщества.

    Характерной особенностью стран Западной Европы является то, что в послевоенный период их экономика развивалась высокими темпами, особенно в 50-е гг.


    Высокие темпы экономического роста большинства западноевропейских стран были достигнуты благода­ря их ориентации на факторы совокупного предложе­ния. В частности, примерно до середины 50-х гг. важ­ную роль играл такой фактор, как массовое обновление основного капитала. Это относится прежде всего к тем странам, которые наиболее тяжело пострадали от вой­ны. Необходимо отметить, что обновление основного капитала происходило в условиях бурного развития НТР. Кроме того, в 50-е гг. в этих странах была весьма высокой норма накопления, превышавшая, как прави­ло, 20 %. Исключение составляла лишь Англия.

    Обилие квалифицированной, относительно дешевой рабочей силы и совокупный спрос населения на това­ры длительного пользования бытового назначения (ав­томобили, телевизоры и т.д.) способствовали поддер­жанию высоких темпов экономического роста.

    Причины регулирования и его виды

    Экономический рост является одним из важнейших звеньев социально-экономической системы страны. Необходимость регулирования темпов экономического роста обусловлена растущими потребностями экономики. Экономическое регулирование являются универсальным инструментом поддержки экономики страны. В условиях трансформации российской экономики, данный метод регулирования требует постоянных изменений и совершенствования.

    Экономический рост содержит как ряд преимуществ, так и недостатков. К преимуществам можно отнести расширение перспектив общества и создание благоприятных условий для решения проблемы ограничения ресурсов страны. Помимо достоинств экономического роста существуют и недостатки. К ним относятся негативные воздействия на окружающую среду и невосполнимость потребляемых ресурсов, а также к одной из самых острых проблем относится увеличение безработицы в стране и вытеснение работников техникой.

    Регулирование темпов экономического роста позволяет осуществлять программы борьбы с загрязнением окружающей среды, а также решать социально-экономические проблемы общества. К основным видам регулирования темпов экономического роста относят:

    • увеличение расходов, связанных с человеческими ресурсами (образование, профессиональное повышение квалификации, переподготовка кадров). Это позволяет повысить рост производительности и качество рабочей силы;
    • перестройка налоговой системы;
    • увеличение расходов на научные исследования, стимулирование научно-технического прогресса, поощрение грантами научных достижений.

    Еще одним из основных направлений регулирования темпов экономического роста является в поддержании государством конкурентоспособности и оптимальной структуры производства за счет нормативного регулирования, стабилизации налогообложения, предоставления преимуществ и льгот, прямое или косвенное субсидирование за счет государственного бюджета. В частности, это касается развития транспорта и коммуникаций.

    Особенности регулирования на современном этапе

    Современное регулирование темпов экономического роста носит глобальный характер, которое зависит от конкурентоспособности определенных национальных экономик и определяется сложной системой детерминант, связанных между собой. Многолетний опыт регулирования не обеспечивает на современном этапе необходимого равновесия. Из-за этого возникают так называемые «побочные эффекты». Государству необходимо наращивать потенциал возможных факторов экономического роста инвестируя в производство и в каждого работника, в частности.

    Еще одним из основных факторов регулирования является обеспечение динамики экономического роста путем антициклического регулирования или политики краткосрочной стабилизации. Большинство экономистов в условиях мирового кризиса рекомендуют использовать различные методы стимулирования темпов экономического роста. В частности, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой государство взяло бы на себя активную роль в регулировании темпов экономического роста.

    Современному экономическому росту присущ неравномерный процесс и системообразование. При развитии его регулирования необходимо учитывать стратегические первоисточники и саморазвитие мировых национальных экономик. Это ядро является особым интегративно-инновационным образованием, единым и противоречивым сплавом наиболее активных составляющих технологических, экономических и социальных укладов общества.

    Несмотря на то, что регулирование темпов экономического роста призвано развивать экономическую систему, в ее регламентировании имеются серьезные недостатки. Отсутствует комплексный подход в сфере реформ. Отсутствие комплексного подхода привело ко множеству противоречий в методики регулирования, что осложняет развитие экономического сектора.

    Замечание 1

    Регулирование темпов экономического роста создало хорошие макроэкономические предпосылки для роста конкурентоспособности государства в мировом сообществе. На современном этапе развития необходим кратный рост объемов финансовой поддержки сфер регулирования.

    Случайные статьи

    Вверх