Глобальные проблемы мировой экономики. Экономические проблемы и пути их решения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Международная академия бизнеса и управления

Реферат

По дисциплине: «Экономика»

Тема: «Глобальные экономические проблемы »

Выполнил студент 1 курса группы 101

Специальность «Право и ОСО»

Очной формы обучения

Дмитриев Андрей Дмитриевич

Проверил: Понамарева Инна Александровна

Евпатория 2015

Вступление

1. Причины возникновения глобальных проблем

2. Проблема ресурсов

3.Разоружение ради решения экономических проблем

3.1 Конверсия

3.2 .Проблемы конверсии

3.3 .Конверсия в России

4. Проблема продовольствия и пути и пути её решения

4.1 Сокращение зон нищеты, голода и болезней

5.Взаимосвязанный характер решения глобальных проблем

Заключение

Источники

Вступление

Перед современным человечеством встал целый ряд проблем, которые благодаря масштабности и важности для жизнедеятельности людей получили название глобальных. Это проблемы предотвращения ядерной войны, охраны окружающей среды и т.д.

При этом по ряду позиций они настолько обострены, что любое промедление их решения грозит неминуемой деградацией условий жизни людей. Следует учитывать, что глобальные проблемы для своего решения требуют громадных усилий всех государств, объединения воедино прогрессивных сил и народов, тесного взаимодействия политических, экономических и научно-технических возможностей.

К анализу глобальных проблем на международном уровне сложились разные подходы, впитавшие достижения философской и экономической мысли. Это технологический подход, который опирается на универсальность науки как силы, изменяющей общество прямо и непосредственно, вне зависимости от социальных факторов, и так называемый социально-этический, рассматривающий современный этап существования и хозяйственной деятельности человека как угрозу для гармонии и равновесия. Оба они оказывают влияние на проводимые разработки и хозяйственную политику, формируют общественное мнение по этим вопросам.

В рамках глобального мышления сформировались основные выводы о:

Необходимости международного подхода к повышению роли международных органов;

Повышение роли и ответственности всех субъектов хозяйствования и политической жизни перед всем миром;

Выработке и реализации на национальном и международном уровне правовых и общеэкономических условий природопользования;

Координации усилий по достижению строго определенных целей на планетарном уровне;

Страница 1

Переход в течение следующих трех десятилетий мировой социально-экономической системы к качественно новому способу развития;

Качественно новый способ развития предполагает создание условий для глобального равновесия. Равновесие заставит отказаться от бесконтрольного потребления ресурсов, расточительства в материально и духовной сферах, затрат на вооружение. Оно освободит человечество от загрязнения среды и угрозы катастрофы мировой системы, установит новый цивилизованный мировой порядок.

экономический конверсия нищета глобальный

1. Причины возникновения глобальных проблем

глобальные проблемы - результат качественных изменений в развитии производительных сил в сфере экономики, политики, культуры и т.д.

Важнейшей причиной, которая привела человечество к глобальным противоречиям, является в первую очередь накопление громадной производственной мощности. Оно оказывало давление на природу, способствовало истощению ее ресурсов. С начала века население Земли возросло в 3 раза, а объем хозяйственной деятельности - в 20. Переход к постиндустриализму изменил целевые установки общественного производства. Погоня за максимальной выгодой, переход к интенсивному развитию производства сопровождались структурными кризисами, неравномерностью развития, ростом конфликтности.

Особое место в обострении глобальных проблем занимает научно-технический прогресс. Масштабы его воздействия на окружающую среду не имеют подобия в истории развития человечества. Природная среда насыщается не только отходами производства, но и совершенно новыми веществами производственной деятельности, которые не разлагаются под воздействием естественных процессов. Проблема загрязнения окружающей среды и утилизации отходов приобрела планетарный характер.

При всем различии глобальные проблемы имеют ряд общих черт, позволяющих объединить их в единое, хотя и внутренне противоречивое целое. Прежде всего каждая из них и все они, вместе взятые, принципиально важны для судеб человечества, а задержка с их разрешением грозит гибелью цивилизации или ухудшением условий жизни и производственной деятельности на Земле. Они характеризуются глубокой связью между собой и взаимозависимостью своих экономических, политических, научно-технических и других аспектов. В глобальных проблемах отражаются углубление и усложнение мирохозяйственных связей и интернационализация других сторон общественной жизни.

Особенность глобальных проблем в том, что они могут быть решены лишь на основе усилий всех государств мира, ибо абсолютно все народы заинтересованы в спасении человечества от уничтожения в ядерной катастрофе, от болезней, вызванных загрязнением окружающей среды и др. Найти совместное решение этих проблем - значит обеспечить условия выживания всех народов и возможности дальнейшего поступательного развития цивилизации.

Глобальные проблемы составляют особый ряд социальных процессов и явлений в современном мире, которые отличаются общепланетарным по своим масштабам и значению характером, связаны с жизненными интересами народов всех стран независимо от их социального строя, уровня экономического развития и географического положения.

2. Проблема ресурсов

В сегодняшнем мире неуклонно расширяется потребление природных ресурсов. Растут также отходы производства и потребления. Увеличиваются затраты на борьбу с загрязнением окружающей среды. В итоге общество должно постоянно увеличивать ту долю национального дохода, которая компенсирует затраты на извлечение природных ресурсов и охрану среды обитания человека. Это вызывает ограничение темпов экономического роста и ухудшает качество жизни населения. Можно ли переломить подобную тенденцию? Ответ требует рассмотрения ряда проблем и, в первую очередь, вопроса о том, насколько дефицитны природные ресурсы.

В мире действительно существует ряд природных ограничений. Так, если брать оценку количества топлива по трем категориям: разведанные, возможные, вероятные, то угля хватит на 600 лет, нефти - на 90, природного газа - на 50 лет, урана - на 27 лет. Иными словами, все виды топлива по всем категориям будут сожжены за 800 лет. Уже сейчас в

ряде стран богатые месторождения выработаны до конца или близки к истощению. Аналогичное положение наблюдается и по другим полезным ископаемым. Если энергопроизводство будет расти сегодняшними темпами, то все виды используемого сейчас топлива будут истрачены через 130 лет, то есть в начале ХХII в.

Кроме энергетических ресурсов, крайне актуальными является обеспечение человечества продовольствием. Прав ли был Томас Мальтус, утверждавший, что Земля не в состоянии прокормить быстро растущее население планеты? Для ответа на этот вопрос требуется проанализировать ряд статистических и фактических данных. По некоторым подсчетам в ближайшие 40 лет население Земли увеличится до 10 млрд. человек.

Между тем из 149 млн. кв. км суши пригодными для сельскохозяйственной обработки считаются только 45 млн. кв. км (Рис 1), при этом обрабатывается менее одной трети этих земель.

Согласно расчетам английского географа Л.Стэмпа даже при нынешних методах обработки земли можно обеспечить продовольствием 10 млрд. человек. Но человечество крайне непроизводительно использует обрабатываемые земли. Достаточно сказать, что средний мировой урожай различных культур обычно в 3 раза меньше максимально достигнутого урожая в том же году, а максимально достигаемые урожаи, как считают специалисты, могут быть в 5 - 10 раз выше. И все же вряд ли правомерно говорить о дефиците природных ресурсов на нашей планете. Человечество вовлекло в хозяйственный оборот меньшую часть ресурсов Земли: глубина разрезов не превышает 700 м, шахт - 2,5 км, скважин - 10 тыс. м. Наконец, основные резервы сбережения ресурсов содержатся в отсталой технологии, из-за которой не используется значительная часть природных ресурсов. Так, используемая ныне технология извлекает не более 30 - 40% потенциальных запасов нефти, а коэффициент полезного использования добытых энергетических ресурсов ограничен 30 - 35%. В СССР до 70% воды, используемой в орошаемом земледелии, терялось безвозвратно.

Существуют также и неисчерпаемые ресурсы - такие, как энергия ветра и солнца, морских приливов и др. Почему же человечество использует преимущественно традиционные, ограниченные ресурсы и не обращается к новым, безграничным возможностям? Определим несколько основных причин сложившейся ситуации. Во-первых, недостаточный уровень развития науки и техники не позволяет, например, утилизировать энергию морских течений и приливов. Во-вторых, огромны затраты по организации новых технологий. Многие проекты, технически реализуемые уже сейчас, тем не менее, не реализуются из-за недостатка средств у каждой отдельной страны. Так, существующий сейчас проект орошения Африки и Австралии посредством транспортировки айсбергов, технически осуществимый уже сейчас, требует объединения усилий мирового сообщества. Наконец, слабая

экономическая заинтересованность в применении новых технологий консервирует старые методы. Подобное положение характерно, например, для добывающих отраслей СССР, где из-за низкого энергетического КПД многих технологий теряется более 50% добываемого топлива и две трети вырабатываемой электроэнергии. Можно утверждать, таким образом, что дефицит природных ресурсов связан в значительной степени с неэффективной добычей и переработкой этих источников.

Человечество имеет, таким образом, реальную возможность преодоления «дефицита ресурсов» на основе новейших достижений науки и техники, рационального их использования.

3. Разоружение ради решения экономических проблем

Человечество тратит на вооружение огромные средства. Так, с 1950 по 1987 гг. общемировые военные расходы составили около 19 трлн. долларов (в постоянных ценах). Реальная цифра военных расходов СССР составила в 1989 году 77,3 млрд. руб., но Международный институт стратегических исследований в Лондоне привел другую цифру - 200 - 220 млрд. руб., или 43 - 48% всех расходов (459 млрд. руб.) госбюджета 1989 года. США ежегодно расходуют на эти цели около 300 млрд. долл.

Доля военных расходов в валовом национальном продукте составляет: в США - менее 6%, в ФРГ - около 3%, в Японии - 1%, в СНГ - до 17% (Рис 2). Число занятых в военной промышленности достигает: в США - 3,35 млн. человек, в ФРГ- 290 тыс. человек, в Швеции - 28 тыс. человек, в СНГ - 4,8 млн. человек (Рис 3).

3.1 Конверсия

Новое политическое мышление, утвердившееся на мировой арене, остро поставило проблему перехода от экономики вооружения к экономике разоружения, или проблему конверсии военного производства.

Уже два столетия специалисты спорят, является ли военное производство движущей силой или тормозом развития экономики. Долгие годы создавалось мнение о том, что средства, вложенные в военно-промышленный комплекс, стимулируют экономику, поскольку являются стабилизатором рыночного спроса, обеспечивают загруженность производственных мощностей, создают рабочие места, стимулируют научно-технический прогресс. Однако в последние годы появляется все больше исследований, подтверждающих, что военные расходы тормозят экономическое и технологическое развитие. По мнению американских ученых, такие расходы носят инфляционный характер, так как заработная плата работников оборонных предприятий, ведя к росту потребительского спроса, не способствует расширению предложения товаров и услуг, военное производство отвлекает сырье и технических специалистов от гражданских отраслей. Существование же монополизма военно-промышленного комплекса и гарантированный рынок сбыта снижают производительность труда, повышают издержки производства по сравнению с гражданскими отраслями. Опровергается сегодня и утверждение, что конверсия вызовет рост безработицы, что крайне важно, поскольку в США, например, около 6,5 млн. человек имеют работу и доходы благодаря заказам Пентагона. Вместе с членами семей это составит почти 20 млн. человек. Между тем многочисленные исследования экономистов показывают: на создание одного рабочего места в военном производстве требуется больше (по некоторым подсчетам в 4 раза) капитальных вложений, чем в гражданском производстве.

Безусловно, нельзя отрицать, что разработка военной техники привела к появлению технологических новшеств в авиации и других областях жизни общества. Однако, по данным ООН, в мирных целях используется не более 1/5 исследований в военной технике. Если же учесть, что этими разработками, дающими эффективность лишь на 20%, занято 40% всех ученых и инженеров, то становится очевидным, что военные программы становятся тормозом научно-технического прогресса человечества. Переключение ресурсов на мирные цели отвечает жизненным интересам всех государств. Достаточно сказать, что использование лишь 1/10 части мировых военных расходов на решение глобальных проблем, организация совместных международных действий в этой сфере положили бы конец массовому голоду, неграмотности, болезням, позволили бы преодолеть нищету и отсталость сотен миллионов людей, предотвратить экологическую катастрофу на Земле. Средств, которые сегодня расходуются в мире на военные цели лишь в течение одного дня, хватило бы для финансирования десятилетней программы обеспечения чистой питьевой водой большей части населения планеты.

3.2 Проблемы конверсии

Проведение конверсии вызывает необходимость решения ряда проблем. Конверсия связана со структурной перестройкой экономики. Со сложностями структурной перестройки экономики многие страны сталкиваются постоянно, меняя устаревшую продукцию на выпуск новых товаров. Перевод же предприятий на выпуск гражданской продукции потребует, как считают специалисты многих стран, правительственной помощи по типу помощи фирмам, где происходит крупная модернизация производства. В России предлагается создать государственный инвестиционный банк конверсии и соответствующие инновационные банки, которые бы финансировали перепрофилирование предприятий и социальные программы для работников данных предприятий, Не менее важной является

проблема повышения экономической эффективности военной промышленности. Привилегии в снабжении сырьем и материалами, завышенные издержки производства, гарантированный сбыт продукции, высокий уровень монополизации приводят к получению неоправданно высокой прибыли в этих отраслях и к снижению конкурентоспособности на коммерческом рынке. Снижение уровня привилегий оборонных предприятий, которое началось в ряде западных стран, является важным условием их выживания в рыночной экономике. Подготовке конверсии способствует и процесс диверсификации, увеличение доли гражданского производства в деятельности оборонных предприятий. Это достигается посредством приобретения новых компаний, имеющих опыт работы в гражданских отраслях, и направлением расходов на НИОКР в невоенные области.

3. 3 Конверсия в России

В России предполагается формирование в районах с высокой концентрацией конверсируемых военных производств технополисов и технологических парков с привлечением специалистов и капиталов из других стран.

Крайне важен экономический аспект разоружения. Так, по взаимному соглашению, Россия должна уничтожить 2,5 тыс. ядерных боеголовок, США - 500; Пентагону придется избавиться от 8 тыс. ядерных боезапасов тактического оружия, нам - от 16 тыс. и т. д. Американцам для уничтожения только около 4 тыс. боеголовок в течение семи лет потребуется израсходовать примерно 300 млн. долл. в год. Для нас это бремя будет намного тяжелее. Перспектива «решительного разоружения вскрыла проблему, которую не готовы решать сегодня ни США, ни Россия. Речь идет о дорогостоящих материалах, которые в перспективе могут стать неисчерпаемыми источниками энергии. В настоящее время нет технологии превращения высокообогащенного урана в топливо для АЭС, термоядерный же синтез - это далекое будущее. Значит, потребуются хранилища этого материала. По экспертным оценкам, России необходимо иметь пять специальных складов для хранения расщепляющихся материалов. Ориентировочная стоимость каждого - 500 млн. долл. Программа ликвидации отравляющих веществ предполагает расход в несколько миллиардов рублей (по ценам 1991 г.). Для уничтожения тысяч танков, орудий, бронетехники потребуется не менее 80 млрд. руб.

4. Проблема продовольствия и пути и пути её решения

Одной из важнейших проблем всего человечества является голод в мире. Он в первую очередь связан с наличием и распределением продовольствия. В мире голодает 800 млн.человек, или 15% населения Земли. От голода ежегодно умирает около 18 млн.человек, особенно в развивающихся странах, сотни миллионов недоедают.

Голод является в первую очередь спутником бедности, т.е. зависит от уровня экономического и социального развития. Многие страны держатся только благодаря донорской помощи международных организаций и благотворительности населения развитых государств.

В слаборазвитых странах голодают в первую очередь крестьяне. В Африке большинство сельского населения не имеет технических и финансовых средств для увеличения производительности земель. В Латинской Америке и Азии основной причиной голода является недостаток земель. Земельные наделы слишком малы, чтобы прокормить семью. Темпы роста в индустриально развитых странах. Огромным бедствием для этих стран является то, что большинство голодающих - это женщины и дети (40% недоедающих - дети до 10 лет). По данным международной статистики, несмотря на улучшение за последние 20 лет некоторых относительных показателей, число недоедающих в абсолютном выражении продолжает расти и через 10 лет их будет 1 млрд. Однако статистика свидетельствует и о другом. В мире производится (и может производиться) достаточное количество продовольствия, чтобы обеспечить им каждого жителя Земли.

Основная причина голода - региональные, социальные, экономические и другие виды неравенства, которые проявляются не только в распределении продовольствия, но и в доступе к средствам производства и занятости. Поэтому данная проблема, как считает большинство ученых, должна решаться не с помощью поставок продовольствия по низким ценам (эти попытки имели место последние 40 лет), а путем устранения основных факторов бедности. Одним из них является экономическая маржинализация наиболее слабых стран.

Для решения данной проблемы предлагаются следующие меры:

Восстановление традиционного крестьянского хозяйства, оптимально сложившегося.в.данной.стране;

Увеличение производства продовольствия на основе интенсификации производства и с помощью защиты региональных рынков от международной конкуренции;

Развитие биотехнологии и доступ всех стран к результатам исследований достижений.в.этой.области;

Проведение политики, обеспечивающей доступ к земле как средству производства;

Обеспечение стабильных доходов всех слоев населения.

4.1 Сокращение зон нищеты, голода и болезней

Зоны нищеты и голода в системе «человек - общество - природа» возникли и развились давно. Они особенно обострились в эпоху, когда усилилась неравномерность экономического и политического развития государств. Данная проблема наиболее злободневна для развивающихся стран. На Земле теперь голодающих больше, чем когда-либо в истории человечества. Согласно прогнозу секретариата Конференции ООН по торговле и развитию соотношение между развитыми и слаборазвитыми странами составляет примерно 1:60, т.е. на каждую развитую страну приходится примерно 60 слаборазвитых государств.

Основным направлением борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает:

Утверждение в международных отношениях, демократических принципов равенства и справедливости;

Безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов;

Международное регулирование процессов развития отсталых стран;

5. Взаимосвязанный хара ктер решения глобальных проблем

Глобальные проблемы развития человечества не обособлены друг от друга, а действуют в единстве и во взаимосвязи, что требует кардинально новых, концептуальных подходов к их решению. На пути глобальных проблем возникает ряд преград. Предпринимаемые народами мира меры по решению глобальных проблем часто блокируются экономически и политически гонкой вооружений, региональными, политическими и военными конфликтами. Осуществление некоторых глобальных проблем в ряде случаев упирается в ресурсное обеспечение намечаемых программ. Отдельные глобальные проблемы порождены противоречиями, заключенными в социально-экономических условиях жизни народов мира.

Необходимые предпосылки и возможности подлинно гуманистического разрешения противоречий глобального характера создаются мировым сообществом. Глобальные проблемы должны решаться на путях развития сотрудничества между всеми государствами, образующими систему всемирного хозяйства.

В современном мире есть две реальные позиции на решение глобальных проблем:

1) это позиция высокоразвитых государств. Она сводится к следующим моментам:

а) решение глобальных проблем должно проходить в таких формах, которые не ущемляли бы интересы развитых стран, а способствовали извлечению из этого максимальной прибыли;

б) решение проблем обеспечения ресурсами надо проводить за счет запасов сырья и энергоносителей других стран, поддерживая таким образом их одностороннее развитие как придатков аграрно-сырьевых комплексов для экономик развитых стран;

в)решение продовольственной проблемы в развивающихся странах должно опираться на определенную помощь в таком объеме и формах, которые позволяли бы оказывать давление на их политические структуры;

г) экологические проблемы должны решаться всем человечеством, включая и слаборазвитые страны.

2) позиция основывается на реалиях нового политического мышления, которое предусматривает направление технических и интеллектуальных возможностей человечества на решение проблем жизнеобеспечения. Учет интересов всех народов, их желаний и воли на справедливых и гуманных началах, потребностей нынешних и грядущих поколений - вот тот критерий, которым должны руководствоваться все народы нашей планеты. Единство земной природы требует общечеловеческого подхода к разумному использованию ее ресурсов, исключающему экологическую катастрофу. Главным условием для достижения этой цели является прекращение гонки вооружений, направление военных затрат в гражданское производство, на оздоровление природной среды в планетарном масштабе.

Закл ючение

Все мы, ныне живущие на планете, обязаны по-новому осмыслить свою роль в системе «человек - общество - природа» и перспективы дальнейшего жизнеобеспечения. Это возможно на основе расширения международного сотрудничества на самых разных уровнях.

Единство земной природы требует общечеловеческого подхода к разумному использованию ее ресурсов, исключающему экологическую и экономическую катастрофы. Главным условием для достижения этой цели является прекращение гонки вооружений, направление военных затрат в гражданское производство а также оздоровление природной среды в планетарном масштабе.

Источники

1. http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/globalnye-problemy.html

2. http://www.grandars.ru/college/filosofiya/problemy-sovremennosti.html

3. http://www.pishemdiplom.ru/referat.php?category_id=13&article_id=120

4. http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/strany-s-perehodnoy-ekonomikoy.html

5. http://egeteka.ru/learning/intensive_work/societyknowledge/778/

6. http://schools.keldysh.ru/school1413/eco1/war.htm

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Демографическая проблема. Проблема нищеты, голода и болезней в мире. Проблема здравоохранения. Сохранение мира, разоружения и конверсия военного производства. Экологический кризис. Топливо – энергетическая и сырьевая проблемы. Пути решений проблем.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2007

    Причины возникновения глобальных проблем. Глобальные проблемы экономики. Управление природопользованием. Проблема продовольствия и пути ее разрешения. Проблемы НТП и проблемы образования в мире. Характер решения глобальных проблем.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2007

    Экологические проблемы в современном мире. Предприятие как экологическая подсистема. Анализ экологических проблем ОАО "Каустик". Разработка предложений для решения эколого-экономических проблем и улучшения природоохранных мероприятий организации.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2015

    Классификация стран и глобальных проблем современного мира: проблема экономической отсталости, проблема негативных эффектов глобализации, проблема ресурсов, экологии и общества, разоружения и конверсии. Терроризм как фактор дестабилизирующий экономику.

    реферат , добавлен 08.12.2008

    Факторы, влияющие на продовольственную ситуацию в мире. Содержание и масштабы продовольственной проблемы, экстенсивный и интенсивный пути борьбы с ней, перспективы решения. Подведение итогов саммитов, связанных с решением продовольственной проблемы.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2014

    Проблемы природной среды и ее воспроизводства. Проблема ресурсов. Рационального использования природных ресурсов. Экология и общество. Истощение почвы. Истребление леса. Разоружение и конверсия. Третье тысячелетие: новые рубежи.

    реферат , добавлен 08.02.2007

    Реформы для решения проблем в сфере электроэнергетики, создание целевой структуры рыночного функционирования энергетики, запуск оптовых и розничных рынков электроэнергии, либерализация торговли. Повышение цен на энергоносители, инвестиционные программы.

    реферат , добавлен 17.12.2009

    Понятие, формы, причины и последствия безработицы. Анализ занятости и безработицы в России. Государственная политика борьбы с безработицей. Состояние рынка труда, механизмы обеспечения и пути решения проблем занятости населения в Красноярском крае.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2010

    Сущность безработицы, ее экономические и социальные последствия. Проблема старения населения, спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы. Основные направления решения проблемы безработицы в Российской Федерации и в республике Дагестан.

    дипломная работа , добавлен 04.07.2015

    Сущность и значение инновационного потенциала региона в современных условиях. Оценка современного состояния и проблем формирования инновационного потенциала Гомельской области, оценка эффективности использования, пути решения существующих проблем.

Мировая экономика может быть определена как совокупность национальных экономик отдельных стран, участвующих в международном разделении труда (МРТ) и связанных системой международных экономических отношений. Сложившиеся тенденции в мировой экономики скрывает в себе и опасности. Они по-разному затрагивает жизненные интересы различных государств, социальных слоев и групп.

Особенностями глобальных проблем являются:

    стратегический характер, решающее влияние на будущее положение мирового сообщества и дальнейшее развитие производительных сил или даже гибель цивилизации;

    обусловленность множеством слабо контролируемых факторов - технических, экономических, социальных, природных;

    масштабность. Они прямо или косвенно касаются всего или большей части населения планеты, каждого из шести с лишним миллиардов ее жителей, т. е. носят общемировой характер;

    срочность, т. е. настоятельность решения. В одном случае речь идет о незамедлительных действиях, ибо ежегодно миллионы людей на планете гибнут от голода в другом случае история отводит для этого несколько лет или даже десятилетий, однако достаточно продолжительное время мириться с их существованием нельзя;

    тесная взаимосвязанность, например, решение демографической проблемы уже само по себе снижает остроту проблемы голода;

Возможность решения проблем совместными действиями всего мирового сообщества.

Глобальные проблемы делятся на 3 основные группы:

    интерсоциальные (безопасность, гонка вооружений, отсталость развивающихся стран, предотвращение ядерной войны, борьба с терроризмом, соблюдение прав человека и проч.);

На протяжении современной (после окончания второй мировой войны) истории человечество затратило на вооружение гигантские средства. Следствием накопления конфликтного потенциала в развивающейся зоне (резкая поляризация доходов различных слоёв населения, рост нищеты, социальной несправедливости, безработицы и т.д.) явился рост военных расходов, который мог принимать характер и масштабы гонки вооружений.

социально-демографическая (рост населения, бедность и отсталость развивающихся стран, нехватка продовольствия, болезни)

в этой сфере, прежде всего, связывается с так называемым «демографическим взрывом», достаточно чётко проявляющимся уже с середины 20 века и ставшим одной из характерных черт современной эпохи. Так, число жителей планеты лишь к середине прошлого века впервые достигло миллиардной отметки, а согласно новым оценкам в 2000г. население стран мира увеличилось до 6,03 млрд. человек (к 2015г. – до 7,47 млрд. человек) При этом следует учитывать, что свыше 80% современного и ещё большая доля перспектив-ного прироста мирового населения (в отличие от прошлых периодов) приходится на развивающиеся страны. Не вызывает сомнений, что важнейшим фактором, обусловившим такой «демографический взрыв», является взаимодействие и переплетение прогресса и отсталости в развивающихся странах.

В настоящее время на Земле больше голодающих, чем когда-либо в истории человечества. Увеличивается число людей, живущих в лачугах и трущобах. Отсталость слабо развитых стран осложняется демографическими процессам Растёт несоответствие между численностью населения планеты и ресурсами. Возникло противоречие между развитыми и слаборазвитыми странами. Перестройка мировой экономики станет реальной только в том случае, если бедные страны станут полноправными участниками мирового сообщества

    социально-экологические (загрязнение окружающей среды, нехватка энергии, сырья, необходимость освоения космическою пространства и ресурсов Мирового океана).

Экологические проблемы. Начиная с 60-х гг. 20 века специалисты рассматривают экологическое состояние нашей планеты как катастрофическое. Среди основных проявлений кризисных ситуаций, охвативших, прежде всего, развитую зону, а затем и развивающиеся страны, выделяется деградация почв, обезлесение, нехватка воды для ирригации и бытовых нужд, загрязнение воздушного пространства.

Топливно-сырьевая ситуация в мире. Современная цивилизация постоянно расширяет потребление природных ресурсов на фоне роста отходов производства и потребления.

На современном этапе развития в мире существует ряд природных ограничений. Так, на основе оценки количества топлива по 3 базовым категориям: разведанные, возможные, вероятные – следует предположить, что мировых запасов угля «хватит» примерно на 600 лет, нефти – на 90, природного газа – на 50 и урана – на 27 лет.

В последнее время в мировом сообществе стали называть новую проблему,которая касается уже всех стран, а именно: Защита интеллектуальной собственности. По оценкам ряда экспертов, 7-8% объема мировой торговли приходится на контрафакт. Это касается не только киноиндустрии, но и производства компьютерного обеспечения, аудиовизуальной, фармацевтической, пищевой промышленности, предметов роскоши, спортивных товаров и т.д., - сказал Медведев. - Масштабы пиратства напрямую угрожают стабильности национальной экономики каждого государства.

К инструментам регулирования международных экономических отношений при решении глобальных проблем относятся международные организации, координирующие их развитие с наднациональных позиций, двусторонние и многосторонние соглашения и нормы международного экономического права.

Последнее обеспечивает:

    юридические условия функционирования и развития системы международных i экономических отношений, ее корректировку в интересах достижения их справедливости | и сбалансированности;

    применение принудительных мер экономического характера в рамках института международной ответственности;

    формирование цивилизованных принципов осуществления международных экономических отношений.

ТЕМА УРОКА: Глобальные проблемы экономики

Цель урока: Охарактеризовать сущность понятия «глобальные проблемы экономики», проанализировать причины возникновения проблем и раскрыть основные пути их решения.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  1. Раскрыть основные подходы к понятию «глобальные проблемы экономики» и сформулировать их характерные особенности.
  2. Охарактеризовать причины возникновения глобальных проблем.
  3. Дать представление о возможных направлениях их решения.

Развивающие задачи:

  1. Развить логическое мышление на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей и сравнительного анализа.
  2. Развить критическое мышление через осмысление новой информации и последующую рефлексию.
  3. Развить навыки межличностного общения в процессе групповой работы.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитать дух толерантности на основе благожелательного отношения к мнению других людей, умения внимательно слушать и слышать.
  2. Воспитать экологическую нравственность и ответственное отношение к собственному здоровью за счет формирования экологического и нравственного мировоззрения.

Тип урока: комбинированный. Рассчитан на 40мин .

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная, парная.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft PowerPoint «Глобальные проблемы экономики», разноуровневые карточки-задания.

Предполагаемые результаты:

1. Учащиеся могут охарактеризовать понятие «глобальные проблемы экономики» и определить основные группы проблем.

2. Учащиеся могут сформулировать основные причины возникновения глобальных проблем.

3. Учащиеся могут определить пути разрешения глобальных проблем.

План урока:

  1. Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды
  2. Причины возникновения глобальных проблем
  3. Характерные особенности глобальных проблем
  4. Основные направления разрешения глобальных проблем

Основные понятия урока:

Экономика,

Глобализация,

Глобальные проблемы экономики.

ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово учителя, организационный момент, проверка готовности к уроку (2 мин).

Сообщение темы урока и целей урока.

Тема урока: «Глобальные проблемы экономики».

В результаты изучения темы вы должны

Знать:

Понятие экономики,

Проблемы экономики,

Современные пути решения проблем экономики

Уметь:

Определять глобальность проблем,

Формировать проблемы экономики по группам,

Предлагать пути решения проблем экономики,

Использовать Интернет - технологии для достижения поставленных целей.

Учащиеся в тетрадь записывают дату, тему урока, цель и задачи урока.

2. Проверка домашнего задания (5 мин).

Работа по карточкам – заданиям по вопросам:

- Мировая экономика.

Государственная политика РФ в области международной торговли.

Компьютерное тестирование.

  1. Получение новых знаний (объяснение нового материала) (20 мин).

Ребята. Мы с вами на протяжении 26 уроков изучаем тему «Экономика». Практически все стороны экономики нами изучены. Сегодняшняя тема тесно связана с предыдущими. Для лучшего уяснения давайте выясним что же такое «глобальные проблемы».

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (от лат. globus (terrae) - земной шар) - совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом и неразрешимых в рамках отдельных государств и даже географических регионов. Глобальные проблемы вышли на первый план в 20 в. в результате существенного роста численности населения и резкой интенсификации процесса производства в индустриальном обществе. Попытки решить глобальные проблемы являются показателем постепенного формирования единого человечества и становления подлинно всемирной истории. К числу глобальных проблем относятся: предотвращение термоядерной войны; сокращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах); предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в первую очередь атмосферы и Мирового океана; обеспечение дальнейшего экономического развития необходимыми природными ресурсами, особенно невозобновимыми; преодоление разрыва в уровне жизни между развитыми и развивающимися странами; устранение голода, нищеты и неграмотности и др. Круг глобальных проблем не очерчен резко, их особенность в том, что они не могут решаться изолированно одна от другой и от их решения во многом зависит само существование человечества.

Как видите, глобальных проблем много. А сейчас мы определим, какие относятся к глобальным проблемам экономики, и рассмотрим их. Все это будет сопровождаться показом презентации.

Выделяют пять основных глобальных проблем экономики:

·экологическую;

·демографическую;

·продовольственную;

·разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны;

·борьбу с терроризмом

  1. Экологическая

ХХ век принес человечеству уничтожение более 1/4 обрабатываемых земель и 2/3 лесов. По оценкам специалистов, в 2000 г. объем промышленных отходов превысил 10 млрд т, увеличившись за 30 лет в 2,5 раза. Загрязнение воды возросло за это же время более, чем в 10 раз. Изменение климата из-за накопления в атмосфере углекислого газа, крайне неблагоприятно сказывается на природохозяйственной деятельности, жизни и здоровье людей. Исчерпание запасов органического топлива затрагивает многие страны мира. Так, например, Мексика, являющаяся одним из крупнейших мировых производителей нефти, может к 2030 г. превратиться в ее импортера.

  1. Демографическая

Численность населения планеты на протяжении существования человечества постоянно возрастает.

Современный демографический взрыв начался в 1950 -1960-е гг. В 1959 г. население планеты составило 3 млрд; в 1974 г. - 4 млрд; в 1987 г. 5 млрд человек, и в 1999 г. человечество преодолело шестимиллиардный рубеж численности.

Таким образом, в области рождаемости и роста численности населения в современном мире сложились две противоположные тенденции: стабилизация или снижение их в развитых странах; резкий рост в развивающихся странах.

  1. Продовольственная

Рост народонаселения опережает рост сельскохозяйственного производства, что во многих развивающихся странах приводит к продовольственной проблеме.

В перспективе как неизбежная проблема голода не стоит в силу использования современных методов интенсификации сельскохозяйственного производства, современных биотехнологий и других достижений научно-технического прогресса.

  1. Разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны

Проблема необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны в настоящее время утратила прежнюю остроту. Это нашло свое отражение в заключении целой серии договоров и соглашений в военно-политических областях, сократился объем торговли оружием. Во многих развитых странах и странах с переходной экономикой активно идет процесс конверсии военного производства. Однако, конверсия оказалась делом экономически и социально дорогим.

Война не исчезла из арсеналов способов решения конфликтов. Глобальное противостояние сменилось увеличением и усилением конфликтов локального характера по поводу этнических, религиозных, территориальных разногласий. Эти конфликты грозят перейти в региональные и глобальные. Увеличение числа локальных конфликтов влечет за собой рост числа военных беженцев.

5. Борьба с терроризмом

Существует 2 стратегии решения проблемы:

«Консервативная» стратегия подразумевает частичные уступки требованиям террористов - выплату выкупа, территориальные и моральные уступки (например, признание ценностей, поддерживаемых террористами, признание лидеров террористов равноправными партнёрами по переговорам и т. д.).

«Прогрессивная» стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин.) Выполняем упражнения для глаз: вращение, моргание с открытыми и закрытыми глазами. Пока выполняются упражнения, заполняется пауза: «Мы должны в буквальном смысле смотреть шире во всём: и на уроке видеть не только узкую тему задачи, а выводы, которые можем использовать. Итак, все закрывайте глаза, а я Вам расскажу интересный научный факт: человека положили на горизонтальную доску, уравновесили, затем предложили решить простейшую математическую задачу! Часть тела до пояса опускалась на «весах» вниз. Почему? А потому что мыслительный процесс усиливает кровоток в мозг и происходит перевешивание».

Отдохнули? Замечательно! А теперь продолжим урок.

Дома вы подготовили сообщения по теме «Глобальные проблемы экономики». Вам были предложены 4 проблемы – экология, безработица, продовольственный кризис, народонаселение.

Давайте послушаем сообщения по предложенным темам. Учащиеся выступают с сообщениями – по 1 человеку по теме.

Кто самостоятельно определил проблему и подготовил сообщение?

2 учащихся подготовили сообщения по темам «Проблема международного терроризма», «Продовольственный кризис».

1 учащийся подготовил презентацию на тему «Глобальные проблемы экономики».

Все учащиеся работали с Интернет-ресурсами.

Показ презентации и ученика «Глобальные проблемы экономики» (3 мин).

Основные тезисы работы:

Основные глобальные проблемы, особенности глобальных проблем, основные направления борьбы с проблемами.

Дискуссия (3 мин). Давайте обсудим работы и оценим их.

  1. Итог урока (2,5 мин).

Сегодня мы с вами изучили тему «Глобальные проблемы экономики». В процессе изучения темы мы узнали, что проблемы, стоящие перед современной экономикой носят общемировой характер и решить ее на уровне одной страны – России невозможно. Глобальные проблемы взаимосвязаны. Так, решение экологических проблем невозможно без решения экономических вопросов, экономическое отставание стран третьего мира тесно связано с резким ростом народонаселения в них, не менее очевидно и то, что на обострение экологических и экономических проблем влияла гонка вооружений и т.д. Из предложенной презентации и ваших сообщений мы узнали о возможных путях решения глобальных проблем экономики.

  1. Выставление оценок за урок (2 мин).

Подведение итогов проверки домашнего задания.

Оценивание работы учащихся в течение урока.

7. Домашнее задание (0,5 мин).

Изучить параграф 10 учебника и письменно ответить на вопрос 1,2.

Список источников:

  • Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И., - М.: Просвещение, 2011 г.
  • Антонов А.И. Демография в эру депопуляции /А.И. Антонов. // Демографические исследования, 2009, № 6
  • Баранник А. Глобализация как основа формирования глобальных рисков международной и национальной безопасности / Баранник, А., И. Возьнюк // Зарубежное военное обозрение, 2008, № 4(733)
  • Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – Уфа: ГАТУ, 2009.
  • http://yandex.ru/ - фото для презентации
  • https://ru.wikipedia.org/wiki - терроризм

Глобальные проблемы мировой экономики - это проблемы, касающиеся всех стран мира и требующие разрешения путем объединения усилий всех членов мирового сообщества. Эксперты выделяют порядка 20 глобальных проблем. Наиболее значимыми являются следующие:

1. Проблема преодоления бедности и отсталости.

В современном мире бедность и отсталость характерны прежде всего для развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран.

Для большинства развивающихся стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость, если судить по уровню их социально-экономического развития. Так, 1/4 населения Бразилии, 1/3 жителей Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 долл. в день (по паритету покупательной способности). Для сравнения, в России таковых в первой половине 90-х гг. было менее 2%.

Причин нищеты и голода в развивающихся государствах множество. Среди них следует назвать неравноправное положение этих стран в системе международного разделения труда; господство системы неоколониализма, ставящей своей основной целью закрепление и по возможности расширение позиции сильных государств в освободившихся странах.

В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн человек. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения старше 15 лет составляет в Бразилии 17%, в Нигерии -- около 43% и в Индии -- примерно 48%.

Нарастание социальной напряженности из-за обострения проблемы отсталости подталкивает различные группы населения и правящие круги развивающихся стран к поиску внутренних и внешних виновников такой бедственной ситуации, что проявляется в увеличении числа и глубины конфликтов в развивающемся шире, в том числе этнических, религиозных, территориальных.

Основным направлением борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает:

  • - утверждение в международных отношениях, демократических принципов равенства и справедливости;
  • - безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов;
  • - международное регулирование процессов развития отсталых стран.
  • 2. Проблема мира и демилитаризации.

Наиболее острой проблемой современности является проблема войны и мира, милитаризации и демилитаризации экономики. Длительное военно-политическое противостояние, в основе которого лежат экономические, идеологические и политические причины, было связано со структурой международных отношений. Оно привело к накоплению огромного количества боеприпасов, поглотило и продолжает поглощать огромные материальные, финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы. Только военные конфликты, имевшие место с 1945 г. до конца 20 -го столетия, обернулись потерями 10 млн. человек, огромным ущербом. Общие расходы на военные нужды в мире превысили 1 трлн. дол. в год. Это примерно 6-7% от мирового ВНП. Так, например, в США они составили 8%, в бывшем СССР - до 18% ВНП и 60% продукции машиностроения.

Военным производством заняты 60 млн. человек. Выражением сверхмилитаризованности мира является наличие у 6-ти стран ядерного оружия в количестве, достаточном для уничтожения жизни на Земле несколько десятков раз.

К настоящему времени сложились следующие критерии определения степени милитаризации общества:

  • - доля военных расходов по отношению к ВНП;
  • - количество и научно-технический уровень вооружений и вооруженных сил;
  • - объем мобилизованных ресурсов и подготовленных к войне людских резервов, степень военизации жизни, быта, семьи;
  • - интенсивность использования военного насилия во внутренней и внешней политике.

Отход от конфронтации и сокращение вооружений началось в 70-е гг. как следствие определенного военного паритета между СССР и США. Распад блока стран Варшавского договора, а затем СССР привел к дальнейшему ослаблению атмосферы конфронтации. НАТО сохранился как военный и политический блок, пересмотрев некоторые из своих стратегических установок. Есть ряд стран, которые довели расходы до минимума (Австрия, Швеция, Швейцария).

Война не исчезла из арсенала способов решения конфликтов. Глобальное противостояние сменилось усилением и увеличением числа различного рода конфликтов локального характера по поводу территориальных, этнических, религиозных разногласий, грозящих превратится в региональные или глобальные конфликты с соответствующим вовлечением новых участников (конфликты в Африке, Юго-Восточной Азии, Афганистане, бывшей Югославии и т.п.).

3. Продовольственная проблема.

Мировую продовольственную проблему называют одной из главных нерешенных проблем XX в. За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс -- численность недоедающих и голодающих сократилась почти вдвое. В то же время немалая часть населения планеты до сих пор ощущает дефицит продуктов питания. Численность нуждающихся в них превышает 800 млн. человек. От голода ежегодно умирает около 18 млн. человек, особенно в развивающихся странах.

Наиболее остро проблема дефицита продуктов питания стоит во многих развивающихся странах (к ним по статистике ООН относится и ряд постсоциалистических государств).

В то же время в ряде развивающихся стран уровень потребления на душу населения в настоящее время превышает 3000 ккал в день, т.е. находится на вполне приемлемом уровне. К данной категории относятся, в частности, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Марокко, Мексика, Сирия и Турция.

Однако статистика свидетельствует и о другом. В мире производится (и может производиться) достаточное количество продовольствия, чтобы обеспечить им каждого жителя Земли.

Многие международные эксперты сходятся в том, что производство продовольствия в мире в ближайшие 20 лет будет способно в целом удовлетворить спрос населения на продукты питания, даже если население планеты будет ежегодно возрастать на 80 млн. человек. При этом спрос на продовольствие в развитых странах, где он и так достаточно высок, останется примерно на современном уровне (изменения коснутся главным образом структуры потребления и качества продуктов). В то же время усилия мирового сообщества по решению продовольственной проблемы приведут, как предполагается, к реальному росту потребления продовольствия в странах, где наблюдается его нехватка, т.е. в ряде государств Азии, Африки и Латинской Америки, а также Восточной Европы.

4. Проблема природных ресурсов.

В последней трети XX в. среди проблем мирового развития обозначилась проблема исчерпаемости и нехватки природных ресурсов, особенно энергетических и минерального сырья.

В сущности, глобальная энергосырьевая проблема представляет собой две очень близкие по характеру происхождения проблемы -- энергетическую и сырьевую. При этом проблема обеспечения энергией является в значительной мере производной от проблемы сырьевой, поскольку практически большая часть используемых в настоящее время способов получения энергии по сути является переработкой специфического энергетического сырья.

Об энергосырьевой проблеме как глобальной заговорили после энергетического (нефтяного) кризиса 1973 г., когда в результате скоординированных действий государства -- члены ОПЕК практически одномоментно повысили в 10 раз цены на продаваемую ими сырую нефть. Подобный шаг, но в более скромных масштабах был предпринят в самом начале 80-х гг. Это позволило говорить о второй волне мирового энергетического кризиса. В результате за 1972--1981 гг. цены на нефть выросли в 14,5 раза. В литературе это было названо «мировым нефтяным шоком», который ознаменовал конец эры дешевой нефти и вызвал цепную реакцию подорожания различных других видов сырья. Некоторые аналитики расценивали подобные события как свидетельство истощения мировых невозобновляемых природных ресурсов и вступления человечества в эпоху длительного энергетического и сырьевого «голода».

В настоящее время решение проблемы ресурсо- и энергообеспечения зависит, во-первых, от динамики спроса, ценовой эластичности на уже известные запасы и ресурсы; во-вторых, от изменяющихся под влиянием НТП потребностей в энергетических и минеральных ресурсах; в-третьих, от возможностей их замены альтернативными источниками сырья и энергии и уровня цен на заменители; в-четвертых, от возможных новых технологических подходов к решению глобальной энергосырьевой проблемы, обеспечить которые может непрерывный НТП.

5. Экологическая проблема.

Условно всю проблему деградации мировой экологической системы можно разделить на две составные части: деградация окружающей природной среды в результате нерационального природопользования и загрязнение ее отходами человеческой деятельности.

В качестве примеров деградации окружающей природной среды в результате нерационального природопользования можно привести обезлесение и истощение земельных ресурсов. Процесс обезлесения выражается в сокращении площади под естественной растительностью и прежде всего лесной. По некоторым оценкам, за последние 10 лет площадь лесов сократилась на 35%, а средняя лесистость -- на 47%.

Деградация земельных ресурсов в результате расширения земледелия и животноводства происходила на протяжении всей истории человечества. По подсчетам ученых, в результате нерационального землепользования человечество в ходе неолитической революции уже потеряло 2 млрд. га некогда продуктивных земель. И в настоящем, в результате процессов деградации почвы ежегодно из мирового сельскохозяйственного оборота выбывает около 7 млн. га плодородных земель, которые теряют свое плодородие. 1/2 всех этих потерь в конце 80-х гг. приходилось на четыре страны: Индию (6 млрд. т), Китай (3,3 млрд. т), США (млрд. т) и СССР (3 млрд. т).

За последние 25-30 лет в мире использовано сырья столько, сколько за всю историю цивилизации. При этом менее 10% сырья превращается в готовую продукцию, остальное - в отходы, загрязняющие биосферу. К тому же растет число предприятий, технологическая основа которых была заложена еще в то время, когда возможности природы как естественного абсорбента казались неограниченными.

Показательным примером страны с непродуманной технологией может служить Россия. Так, в СССР ежегодно образовывалось около 15 млрд. т твердых отходов, а сейчас в России - 7 млрд. т. Общее количество твердых отходов производства и потребления, находящихся в отвалах, полигонах, хранилищах и свалках, достигает ныне 80 млрд. т.

Проблемой является уменьшение озонового слоя. Было подсчитано, что за последние 20--25 лет в связи с ростом выброса фреонов защитный слой атмосферы уменьшился на 2--5%. Согласно расчетам, уменьшение озонового слоя на 1% приводит к усилению ультрафиолетового излучения на. 2%. В Северном полушарии содержание озона в атмосфере, уменьшилось уже на 3%. Особую подверженность Северного полушария воздействию фреонов можно объяснить следующим: 31 % фреонов производят в США, 30% -- в Западной Европе, 12% -- в Японии, 10% --в СНГ.

Одно из главных последствий экологического кризиса на планете -- оскудение ее генофонда, т.е. уменьшение биологического разнообразия на Земле, которое оценивается в 10--20 млн. видов, в том числе на территории бывшего СССР -- 10--12% от общего количества. Урон в данной сфере уже достаточно ощутим. Это происходит из-за разрушения среды обитания растений и животных, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды. По подсчетам американских ученых, за последние 200 лет на Земле исчезло около 900 тыс. видов растений и животных. Во второй половине XX в. процесс сокращения генофонда резко ускорился.

Все эти факты свидетельствуют о деградации глобальной экологической системы и нарастании глобального экологического кризиса. Социальные последствия их уже проявляются в недостатке продовольствия, росте заболеваемости, расширении экологических миграций.

6. Демографическая проблема.

Численность населения мира на протяжении всей истории человечества неуклонно возрастает. Многие века она прирастала чрезвычайно медленно (к началу нашей эры -- 256 млн. человек, к 1000 г. -- 280 млн. человек, к 1500 г. -- 427 млн. человек). В XX в. темпы прироста населения резко ускорились. Если своего первого миллиарда население мира достигло примерно в 1820 г., то уже второго миллиарда оно достигает через 107 лет (в 1927 г.), третьего -- 32 года спустя (в 1959 г.), четвертого -- через 15 лет (в 1974 г.), пятого -- по прошествии уже всего 13 лет (в 1987 г.) и шестого -- через 12 лет (в 1999 г.). В 2012 г. население мира составило 7 млрд. чел.

Среднегодовые темпы прироста мирового населения постепенно замедляются. Это обусловлено тем, что страны Северной Америки, Европы (включая Россию) и Япония перешли к простому воспроизводству населения, для которого характерен незначительной прирост или относительно небольшая естественная убыль населения. Одновременно существенно уменьшился естественный прирост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Однако замедление темпов практически не означает смягчения остроты мировой демографической ситуации в первые десятилетия XXI в., так как отмеченное снижение темпов оказывается пока недостаточным, чтобы существенно уменьшить абсолютный прирост.

Особая острота глобальной демографической проблемы проистекает от того, что свыше 80% прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. Зоной демографического взрыва в настоящее время являются страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока и в несколько меньшей степени -- Южной Азии.

Главное последствие быстрого роста населения заключается в том, что если в Европе демографический взрыв следовал за экономическим ростом и изменениями в социальной сфере, то в развивающихся странах резкое ускорение темпов роста населения опередило модернизацию производства и социальной сферы.

Демографический взрыв привел к усиливающейся концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах, где численность рабочей силы росла в пять-шесть раз быстрее, чем в промышленно развитых. При этом 2/3 мировых ресурсов рабочей силы сосредоточено в странах с самым низким уровнем социально-экономического развития.

В связи с этим одним из важнейших аспектов глобальной демографической проблемы в современных условиях является обеспечение занятости и эффективного использования трудовых ресурсов развивающихся стран. Решение проблемы занятости в этих странах возможно путем как создания новых рабочих мест в современных отраслях их экономики, так и увеличения трудовой миграции в промышленно развитые и более богатые страны.

Основные демографические показатели -- рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) -- зависят от уровня развития общества (экономического, социального, культурного и т.д.). Отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения (2,2% по сравнению с 0,8% в развитых и постсоциалистических странах). В то же время в развивающихся странах, как и прежде в развитых, усиливается тенденция возрастания социально-психологических факторов демографического поведения при относительном снижении роли естественно-биологических факторов. Поэтому в странах, достигших более высокого уровня развития (Юго-Восточной и Восточной Азии, Латинской Америки), проявляется довольно устойчивая тенденция к снижению рождаемости (18% --в Восточной Азии против 29% -- в Южной Азии и 44% -- в Тропической Африке.). В то же время по уровню смертности развивающиеся страны мало отличаются от развитых (соответственно 9 и 10%). Все это дает основание предполагать, что по мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства, что будет способствовать решению демографической проблемы.

7. Проблема развития человеческого потенциала.

Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное -- их качеством.

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой -- необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии -- 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки -- менее трех лет, в Восточной Африке -- около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования -- это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.

Современное человечество в последнее время обращает внимание на ряд проблем, которые получили название глобальных по причине своей масштабности и важности для жизни людей. Основными глобальными проблемами являются ядерная война, загрязнение окружающей среды и космического пространства.

Глобальные экономические проблемы характеризуются общим планетарным характером, поскольку могут затронуть важнейшие вопросы всех государств и народностей. По этой причине они находятся в критическом состоянии, и промедление в их решении может грозить неминуемой гибелью всех цивилизаций или деградацией условий человеческой жизни. Необходимо учесть, что глобальные экономические проблемы при их разрешении требуют громадных усилий тех стран, которые должны объединиться вместе для прогрессивного и тесного взаимодействия, используя экономические, политические и научно-технические возможности.

Глобальные проблемы

Глобальные экономические проблемы характеризуются противоречивостью и многообразием. В целом их объединяют в три основные группы. Первая группа включает в себя складывающиеся в мире взаимосвязи и взаимоотношения в системе хозяйствования. Сюда можно включить проблему взаимоотношений по вопросам мира и войны, разоружения, экономического развития.

Во вторую группу включены экономические проблемы современного народа, связанные с болезнью и голодом. Третья группа включает отношения, которые складываются между обществом и природой. Здесь необходимо отметить проблемы, которые имеют отношение к охране окружающей среды, использованию природных ресурсов, заготовке и потреблению даров природы, развитию энергетического потенциала.

Решение глобальных экономических проблем =

Решение глобальных проблем в современных условиях не может происходить за счет одной страны. Человечество из тупиковой ситуации могут вывести только совместные усилия народа всей планеты, способного предотвратить подобные экономические процессы.

Сотрудничество государств должно быть сконцентрировано на охране окружающей среды, кардинальном улучшении экологии. В этих целях необходимо рассмотреть проблему разоружения, оздоровления условий жизни и развития человеческих возможностей. Существует большое количество направлений возможного сотрудничества государств при решении глобальных экономических проблем.

Глобальные экономические проблемы в целом рассматривает и несет ответственность Организация Объединённых Наций. В ее ведении находятся несколько специализированных учреждений. Развитие и решение большинства глобальных экономических проблем находится в зависимости от позиции крупных стран мира, включая заинтересованность в достижении положительных результатов.

Классификация глобальных проблем

Основные глобальные проблемы в современном мире появились не так давно, примерно в середине XX века. Выделяют масштабные глобальные проблемы, включающие предотвращение мировой ядерной войны, установку равноправных и выгодных отношений между странами. Также можно рассмотреть общечеловеческие проблемы: ликвидация нищеты и социального неравенства, охрана здоровья людей, регулирование и планирование прироста населения, рост уровня и качества жизни общества.

Глобальные проблемы экономики

Проблемы планетарного масштаба порождаются глобализацией, которая представляет собой аспекты жизнедеятельности и развития, объединяющие население Земли с помощью тесных связей. Основными проблемами в этой сфере являются:

  1. сохранность мира,
  2. преодоление смертельных болезней,
  3. экологическое состояние природы,
  4. регулирование народонаселения,
  5. обеспечение производства ресурсами,
  6. освоение Мирового океана,
  7. преодоление отсталости некоторых государств и народов.

Многие отмеченные глобальные проблемы появились несколько веков назад, сопровождая человеческое общество на протяжении всей истории. Но в последнее время глобальные проблемы стали более острыми, что обусловлено прогрессом науки и техники.

До настоящего момента некоторые страны так и не избавились от проблемы нищеты и голода. Разрешить или ослабить глобальные проблемы можно только на основе международного сотрудничества масштабного и долговременного характера. Это сотрудничество может быть двусторонним, многосторонним, региональным и всемирным.

Случайные статьи

Вверх