Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей – бланк унифицированной формы документации, оформляемый при проведении процедур по учету ценного имущества на конкретном предприятии либо в организации. Порядок заполнения описи учета, обязанность по ее использованию, необходимые реквизиты бланка – основные моменты, знать которые обязательно с целью правильной фиксации результатов инвентаризации.
Инвентаризационная опись ТМЦ, форма ИНВ-3 утверждена постановлением Госкомстата от 18.08.1998 №88. Оформление ИНВ-3 необходимо для цели фиксации фактического наличия товарно-материальных ценностей в конкретной организации. При этом под ТМЦ понимаются:
Ценности могут подлежать хранению в специально отведенных для этого местах (складские помещения, боксы, ангары и др.) либо находиться на любом этапе движения в связи с осуществлением деятельности юридического лица. Таким образом, сведения, вносимые в бланк ИНВ-3, определяются в ходе проводимых процедур пересчета, взвешивания, измерения исключительно по месту нахождения ТМЦ.
При использовании в ходе проведения инвентаризации унифицированной формы описи, сотрудникам проверяющей комиссии необходимо знать, какие обязательные реквизиты подлежат заполнению. Инвентаризационная опись ИНВ-3 должна содержать:
Заполнение описи начинается с внесения обязательных реквизитов в расписку:
Если штатным расписанием деление на структурные отделы фирмы не предусмотрено, соответствующее поле остается незаполненным.
Периодичность проведения инвентаризаций определяется руководством конкретного юрлица. Проверка может быть плановой либо осуществляемой в срочном порядке. Инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей при плановой инвентаризации по своей форме и содержанию ничем не отличаются от составляемых в ходе незапланированной проверки.
Инвентарная опись товарно-материальных ценностей (страницы 2, 3, 4) представлена в форме таблицы, включающей в себя следующие сведения:
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей в итоговой строке заполняется, по всем сведениям, цифрам и суммам исключительно прописью.
Подписывают бланк инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей все члены специально созданной для проведения инвентаризации комиссии. Кроме того, опись заверяется подписью либо подписями материально ответственных за сохранность ценностей работников, а также визируется главным бухгалтером, подтверждающим проведение сличительной операции.
Применение унифицированной формы описи, начиная с начала 2013 года, не является обязанностью субъектов хозяйственной деятельности. С целью исполнения норм закона о ведении бухгалтерского учета организации могут использовать самостоятельно разработанный бланк инвентаризации товарно-материальных ценностей. Образец самостоятельно разработанного бланка должен содержать обязательные реквизиты, которые указаны выше. Исключение составляют бюджетные организации, обязанность использования которыми унифицированной формы описи закреплена на законодательном уровне.
Перед началом проведения инвентаризации ТМЦ, инициатором проверки создается специальная комиссия из сотрудников организации. Сама инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей составляется на бумажном носителе в 2-х экземплярах: 1 сдается в бухгалтерию для оформления сличительной ведомости, 2 остается в распоряжении лиц, являющихся материально ответственными.
В случае выявления комиссией товаров, не учтенных бухгалтерией, все данные о таких ТМЦ подлежат обязательному отражению в инвентаризационной описи материально производственных запасов.
На материалы, относящиеся к материальным ценностям, но потерявшие свои свойства для дальнейшего применения (испорченные либо негодные для производства), составляются соответствующие акты.
Первичные документы по учету результатов инвентаризации применяются для проверки полноты и достоверности бухгалтерского учета в ходе полной или частичной инвентаризации имущества и финансовых активов предприятия. На основании этих документов инвентаризационная комиссия устанавливает, насколько содержание учетных данных и первичных документов соответствует фактической стоимости имущества.
Основными нормативными актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации, являются:
Закон о бухгалтерском учете;
Положение по ведению бухгалтерского учета;
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические рекомендации по инвентаризации).
В соответствии с этими документами, а также Постановлением N 835 для оформления первичных документов, составляемых в ходе инвентаризации, необходимо использовать типовые межведомственные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России.
Постановлением N 88 для документирования результатов инвентаризации введены следующие формы:
N ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств";
N ИНВ-1а "Инвентаризационная опись нематериальных активов";
N ИНВ-2 "Инвентаризационный ярлык";
N ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей";
N ИНВ-4 "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных";
N ИНВ-5 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение";
N ИНВ-6 "Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути";
N ИНВ-8 "Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них";
N ИНВ-8а "Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях";
N ИНВ-9 "Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них";
N ИНВ-10 "Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств";
N ИНВ-11 "Акт инвентаризации расходов будущих периодов";
N ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств";
N ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности";
N ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";
Приложение к форме N ИНВ-17 "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";
N ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов";
N ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей";
N ИНВ-22 "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации";
N ИНВ-23 "Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации";
N ИНВ-24 "Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей";
N ИНВ-25 "Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации";
N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией".
С 1 января 2001 года унифицированная форма N ИНВ-26 несколько видоизменена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. N 26.
Формы N ИНВ-1-ИНВ-19 являются необходимыми первичными документами. На их основании осуществляется отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Порядок и особенности заполнения каждой из этих форм мы подробно рассмотрим далее. Формы N ИНВ-22-ИНВ-26 применяются для надлежащей организации самого процесса инвентаризации и для контроля правильности ее проведения. Они достаточно просты в оформлении, поэтому мы не будем описывать каждую из них подробно.
В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации инвентаризация проводится в несколько этапов. На каждом этапе составляются соответствующие первичные документы. При этом сначала издается приказ о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22), который регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-23). Затем заполняются инвентаризационные описи или акты, в которые заносятся сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств (формы N ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-2, ИНВ-3 и т.д.). Следующим этапом в ходе инвентаризации является сравнение результатов, выявленных при проверке, с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета. При этом для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей составляются сличительные ведомости (формы N ИНВ-18, ИНВ-19). Для оформления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности могут использоваться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей (формы N ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15, ИНВ-16). По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты таких проверок оформляются актом (форма N ИНВ-24) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (форма N ИНВ-25). На последнем этапе результаты инвентаризаций, проведенных в отчетном году, обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26).
Проводить инвентаризацию обязаны не только коммерческие компании, но и государственные учреждения и организации. Органы государственной власти, местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, государственные и муниципальные учреждения, а также некоторые иные юридические лица, осуществляющие бюджетные полномочия получателей бюджетных средств, для оформления результатов инвентаризации применяют специальные формы бухгалтерских документов. Они утверждены Приказом Минфина № 52н от 30.03.2015 .
Перечисленные выше организации и органы власти используют специальные формы инвентаризационных описей, составляют ведомость расхождений и акт о результатах инвентаризации. Образец заполнения последнего приведен ниже.
Бланк акта о результатах инвентаризации
Порядок проведения инвентаризации в органах власти и учреждениях во многом схож с порядком проведения инвентаризации в коммерческих организациях. Издается приказ, которым назначается комиссия по инвентаризации, осуществляются подготовительные мероприятия, ответственные лица дают расписки о том, что закрепленное за ними имущество списано или оприходовано, в назначенный день проводится инвентаризация в присутствии всех членов комиссии и ответственных лиц.
Но результаты инвентаризации оформляются другими документами.
Вид документа | Объект инвентаризации | Код формы |
---|---|---|
Инвентаризационная опись | ценные бумаги | 0504081 |
остатки на счетах учета денежных средств | 0504082 | |
задолженности по кредитам, займам (ссудам) | 0504083 | |
БСО и денежные документы | 0504086 | |
наличные денежные средства | 0504088 | |
расчеты с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами | 0504089 | |
расчеты по поступлениям | 0504091 | |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) | объекты нефинансовых активов | 0504087 |
бланки строгой отчетности и денежные документы | 0504086 | |
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации | 0504092 | |
Акт о результатах инвентаризации | 0504835 |
Согласно методическим указаниям, утвержденным приказом 52н, форма № 0504835 «Акт о результатах инвентаризации» составляется на основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей). Этот документ включает три части:
Акт составляется комиссией по инвентаризации и подписывается всеми ее членами, после чего передается на утверждение руководителю соответствующего учреждения или органа.
Если в результате проверки были установлены расхождения между данными учета и фактическим состоянием имущества, расчетов, то акт о результатах инвентаризации должен содержать приложение в форме ведомости расхождений (форма 0504092). В данной ведомости показывают выявленные по соответствующему объекту учета излишки и недостачи в их стоимостном и количественном выражении.
В качестве примера мы подготовили акт по результатам инвентаризации.
Образец заполнения акта о результатах инвентаризации
Чтобы узнать, соответствует ли реальное количество товарно-материальных ценностей, внеоборотных активов, денег или ценных бумаг заявленному в бухгалтерском учете организации, фирмы с установленной ими периодичностью инициируют пересчеты. Для проведения ревизий назначается специальная комиссия, которая по результатам проделанной работы составляет особый документ – акт инвентаризации. В нем систематизируются итоги и выводы проверки. На его основании при необходимости вносятся правки в учетную программу.
Инвентаризация – это процесс пересчета ценностей организации на предмет соответствия фактического наличия и данных бухучета. Одновременно с этой целью выполняются дополнительные задачи: выясняются условия хранения запасов, соблюдение техники эксплуатации, выявляются устаревшие, ненужные ТМЦ.
Процесс проведения ревизии требует жесткой регламентации. Вначале издается постановление, распоряжение о проведении инвентаризации (ИНВ-22), в котором прописывается тип ценностей, подлежащих пересчету, состав комиссии, сроки контрольного мероприятия. Руководствуясь положениями этой бумаги, сотрудники начинают работу, а ее результаты закрепляют в документах, бланки которых утверждены законодательно.
Формы первичной учетной документации для бухгалтерского учета утверждены постановлением Госкомстата №88. Существует множество бланков, выбор которых определяется типом пересчитываемых активов. Возможны, например, такие формы ИНВ:
Всего формы ИНВ включают 21 позицию, из которых компании необходимо выбрать одну, наиболее подходящую к конкретному случаю. Например, инвентаризационный ярлык ИНВ-2 используется организациями, у которых так много запасов, что их невозможно пересчитать за день. Это промежуточный документ, фиксирующий результаты одного цикла работы.
Если данные проверки и сведения, забитые в учетной программе, не сошлись, составляется акт инвентаризации ИНВ-19 – сличительная ведомость. В ней фиксируются те позиции, по которым наблюдаются расхождения.
Компании вправе выбирать, какой бланк использовать: унифицированный или собственный, разработанный с учетом законодательных требований. Практика показывает, что предпочтение второму пути отдается реже, т.к. типовые варианты удобны и просты для практического использования.
На практике наиболее востребованным бланком из представленных в приказе Госкомстата является ИНВ-3. Он посвящен итогам подсчета ТМЦ, физически находящихся в организации: на складе и других местах движения ценностей.
Форма акта состоит из двух элементов: титульника и основной части. Готовый бланк инвентаризации можно найти в интернете. При необходимости можно переделать его «под себя», сохранив все обязательные поля.
Титульник содержит следующие данные:
Основная часть документа – таблица, где содержатся следующие сведения:
Если организация прибегает к контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей, внизу документа ставится подпись пост-контролера, его ФИО, должность и дата пересчета.
Документ составляется в двух равноценных копиях: 1-й экземпляр передается в подразделение бухгалтерии для сверки, 2-й – кладовщикам фирмы.
Востребованные первичные документы, используемые в ходе проведения инвентаризации, – формы ИНВ-1 и ИНВ-1а. Они посвящены ревизии внеоборотных активов: материальных и нематериальных. Пересчет обычно производится перед составлением годового баланса, перед предстоящей реорганизацией компании или продажей бизнеса. Найти пример заполнения этих бланков можно в свободном доступе на сайтах информационно-правовых систем.
Действующие правила требуют, что документы готовятся отдельно по собственному и арендованному (привлеченному в лизинг) имуществу организации.
Правила заполнения документа по инвентаризации аналогичны принципам подготовки формы ИНВ-3. В описи указывается:
Если речь идет об арендованном имуществе, таблица заполняется аналогично, но прописываются данные в трех дополнительных колонках: наименование, дата и номер документа, на основании которого ценности находятся у организации.
Скачать форму для основных средств можно в интернете, допускается разработка собственного образца, не противоречащего требованиям законодательства. Инвентаризационный документ обязательно подписывается ревизорами и материально ответственными лицами.
Если ревизия не укладывается в один день, для фиксации промежуточных итогов составляется специальный акт инвентаризации – ИНВ-2. Он необходим для организаций с большим количеством товаров на складе. В документе прописывается:
Скачать бланки ИНВ-2 можно на бухгалтерских сайтах. Документ готовится в одном экземпляре, подписывается членом комиссии и ответственным за хранение, оставляется там, где физически располагаются поименованные в нем ТМЦ.
Особый акт инвентаризации – сличительная ведомость. Инструкция по заполнению, бланк – все это отыщется на сайтах информационно-правовых систем. Это логическое продолжение формы ИНВ-3 и ИНВ-1, если эти бумаги продемонстрировали расхождения бухучета с реальным положением дел.
Сличительная ведомость составляется по следующей схеме:
Ведомость формируется в двух равноценных копиях. Она используется при проверке правильности проведения инвентаризации ценностей и устранении ошибок в текущем учете.
Акт инвентаризации – это документ, составленный в соответствии с положениями законодательства и закрепляющий итоги проведенной проверки. Его форма меняется в зависимости от типа пересчитываемых ценностей и особенностей ситуации, но обязанность по его составлению остается у компании всегда.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Согласно Приказу Минфина от 30 марта 2015 года №52н инвентаризационный процесс происходит во всех организациях по определенному алгоритму. Результатом этой деятельности становится ряд документов. Главный из них, завершающий и подводящий итоги, – акт о результатах инвентаризации.
ФАЙЛЫ
2 файла
Начинается все с приказа руководителя (формы ) о начале прохождения этой процедуры. Выбирается комиссия. Она может состоять как из руководителей учреждения, так и из привлеченных аудиторов или простых сотрудников компании, специалистов по измерениям чего-либо и пр.
Каждое материально ответственное лицо предварительно составляет расписку в том, что материальные ценности, находящиеся под его контролем, классифицированы, а затем списаны либо оприходованы (и переданы для инвентаризации). Сотрудники делают это согласно п. 2.4 Приказа Минфина от 13.06.1995 г. №49.
Комиссия приступает к процессу в назначенный день. Все лица, которые перечислены в приказе, должны при этом присутствовать, иначе всё мероприятие может быть признано недействительным со всеми вытекающими последствиями.
Бумага основывается на данных сличительных ведомостей (описей) и состоит их трех частей:
Важный момент! Ведомость расхождений формы 0504835 составляется только при том варианте развития событий, если были обнаружены какие-либо излишки или недостача. При полном соответствии нужды в составлении ведомости нет.
Каждая разновидность ценностей предполагает составление акта соответствующей формы. Это описано в пункте 1.2 Постановления Госкомстата от 18.08.98. Итак, выделяют:
За каждую единицу, подлежащую проверке, отвечает назначенное материально ответственное лицо (МОЛ). Обычно сотрудник берет на себя обязательства материальной ответственности, устраиваясь на работу и заключая соответствующий договор.
Принципиально важно! Информация о фактическом состоянии материальных и других средств заносится в акт минимум в 2 экземплярах.
Члены комиссии могут использовать все доступные способы (оговоренные в Методических рекомендациях), которые дают информацию о проверяемых объектах, их количестве и качестве.
Если фактическое наличие объектов при подсчете не совпадает с документально зафиксированным, то причиной этому может быть:
В каждом конкретном случае при расхождении следует составлять ведомость расхождений и принимать меры по приведению в соответствие реальной и документальной информации.
Бумага не будет иметь силу без:
Помимо подписи состава комиссии, акт обязательно должен «закрепить» своей подписью руководитель организации. Приказ, который содержит список членов комиссии, обязательно заносится в специальную книгу контроля за выполнением приказов учреждения.
Если в учреждении маленький штат и небольшое количество материальных и других ценностей, участвующих в деятельности, то допускается использование присутствующей ревизионной комиссии.
Исправления в уже составленной бумаге допустимы, но они производятся особым образом. Неверные данные зачеркиваются, а над ними пишутся верные. Потом каждый из членов комиссии и материально ответственное лицо должны поставить рядом с этим исправлением свою подпись в знак того, что они в курсе и согласны с исправлением.
Недопустимо оставлять какие-либо строки документа пустыми. Если бумага содержит больше строк, чем нужно, то лишние после завершения процесса зачеркиваются.
Если комиссия работает с перерывами (ночь, обед и пр.), то вся документация во время ее отсутствия должна быть заперта в сейф или шкаф без возможности постороннего доступа. Помещение, в котором проходил процесс и должен продолжаться, обычно опечатывают на ночное время суток.
Инвентаризация сама по себе – форма контроля. Но после её окончания возможно проведение контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. Состав участников при этом может лишь расшириться.
Начинать такую проверку можно строго до срыва печатей с помещения, где проводился первичный учёт ресурсов.
Итоги специальных контрольных проверок бывают оформлены в виде акта о контрольной проверке правильности проведения (ф ИНВ-24) и подлежат регистрации в книге учета контрольных проверок правильности проведения процесса.
Также в больших учреждениях могут проводиться внеплановые мероприятия, связанные с выборочным учетом материальных ценностей. Что касается сроков, то проверка реализуется в любой период по усмотрению руководителя.
Бухучет обязан содержать данные обо всех видах проверок. Причем отчетный период должен включать дату (или даты) инвентаризации, проходившей в это время.
Помимо составления , понадобится ещё занесение документа в общий бухучет в программе 1С.