Какие виды налогов существуют в рф. Какие бывают виды налога

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

А сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

  • либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
  • либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.

Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.

Чем отличается налог от сбора

Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги - прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы,

В нашей стране, как и во всём мире, является обязательством уплата налогов.

Налог – это обязательный платёж, который люди безвозмездно платят в государственные органы. Своевременная оплата налогов обеспечивает деятельность государства и других учреждений.

Что такое налог? Существует множество определений этого понятия различных авторов. Все они считают, что налоги – это такие денежные платежи, которые обязаны платить люди своего государства в определённое время.

Виды

Налоги можно разделить на:

  • Прямые.
  • Косвенные.
  • Подоходные.
  • Аккордные.

Прямой налог

Это такой платёж, который налогоплательщик платит с какого-либо дохода или имущества. К прямым налогам можно отнести, например, налог на прибыль. Он платится с прибыли различных организаций, банков, компаний. В России действует с 1995 года и составляет 20% от общей суммы прибыли.

Также жители Российской Федерации, имеющие в собственности зарегистрированное транспортное средство, обязаны платить транспортный налог. К транспортным средствам относятся: автомобили, автобусы, самолёты, мотоциклы, моторные лодки и другие виды.

Величина налога определяется субъектом Российской Федерации, поэтому в разных областях она может быть различной. Его оплачивают один раз в год. За неуплату налога вовремя к его сумме начинают прибавлять пени. Тем самым сумма становится больше.

Косвенные налоги

Сумма определяется надбавкой к цене товара. Напрямую зависит от дохода. Косвенные налоги можно разделить на несколько видов. Это акцизы, таможенные пошлины и другие.

Подоходные налоги

Является основным видом прямого налога. Подоходный налог можно разделить на: прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги. В России такой налог составляет 13%. Однако, эта ставка может быть и другой. Например, она может составлять 35%, 9%, 15%, 30%. Подоходный налог платится с любых денежных доходов, в том числе с любых выигрышей в лотереи.

Аккордные налоги

Такой вид не зависит от размера доходов и покупок. В качестве примера можно привести подушный налог.

Учёт налогов – это такая система, которая определяет налоговую ставку. В этой системе регистрируются все налогоплательщики. Все сведения, которые включает в себя учётная система налогов, является налоговой тайной.

Налоговый учёт делится на два вида:

  • Для организаций.
  • Для физических лиц.

Учёт налогов производится специальными органами. Целью его является — контроль налогов. За нарушение порядка проведения учёта следует ответственность по законодательству.

Ещё одним региональным налогом является налог на имущество. Ставка его может быть различна в регионах России. Однако, она не должна превышать 2,2%.

Уплата налогов является обязательным действием каждого гражданина любой страны. Неуплата налогов влечёт за собой присоединение штрафов, а в дальнейшем, злостный неплательщик может нести ответственность как административную, так и уголовную.

Жители Российской Федерации и других стран, имеющие в собственности квартиры, дома, дачные постройки, нежилые помещения, земельные участки и другие объекты обязаны платить налог на недвижимость.

Он включает в себя три других налога:

  1. Налог на землю.
  2. Налог на имущество предприятий.
  3. Налог на недвижимость физических лиц.

С недвижимостью можно производить различные действия. Такие как продажа, обмен, покупка и дарение. Поэтому существуют соответствующие налоги, например, налог на дарение недвижимости.

Освобождаются от уплаты этого налога близкие родственники, между которыми состоялось дарение. Близкими родственниками будут считаться супруги, дети, усыновлённые дети, бабушки, дедушки, братья, сёстры. Если человек имеет российское гражданство и проживает на территории Российской Федерации, то ставка равна 13%. Налог при покупке недвижимости уплачивается новым собственником.

В нашей стране, как и в других странах мира, существует большое количество различных налогов. Ставки их могут быть различными и с течением времени меняются. Все оплаченные налоговые платежи улучшают деятельность субъектов страны и всего государства в целом.

Уважающий себя гражданин должен знать свои права и обязанности. Строго соблюдать все необходимые правила оплаты налогов. Делая это своевременно, вы сможете облегчить себе жизнь, сохранив нервы и денежные средства.

Налоги, их виды и функции

Налоги играют решающую роль в доходах государственного бюджета. Налоги представляют собой инструмент перераспределения национального дохода.

Налог (сбор, пошлина) – обязательный денежный взнос, взимаемый государством с физических и юридических лиц, и перечисляемый в государственный бюджет или во внебюджетные фонды.

Объект налога – то, с чего взимается налог (прибыль, доход, транспортное средство, фонд оплаты труда и т.д.).

Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое уплачивает налог.

Налоговая база – объект налога, измеренный в денежных, либо в физических единицах.

Налоговая ставка – величина налога, которая устанавливается в процентах от налоговой базы либо в абсолютной денежной форме с единицы налоговой базы.

Предельная ставка – ставка налога, взимаемая в определенном диапазоне налоговой шкалы.

Средняя (эффективная) ставка – ставка налога, представляющая собой отношение суммы налога к размеру налоговой базы (долю налоговых отчислений в налоговой базе).

Сумма налога – сумма денежных средств, уплачиваемая по данному налогу с определенной налоговой базы.

Существуют три основных формы налогообложения:

Прогрессивный налог – налог, средняя ставка которого увеличивается при увеличении налоговой базы.

Налогоплательщики с более высокими доходами платят не только большую абсолютную сумму, но и большую долю дохода.

В подавляющем большинстве стран подоходный налог, взимаемый с доходов граждан страны, является прогрессивным. Только РФ, Казахстане, Беларуси (с 2009 г.), Словакии и может быть некоторых других странах подоходный налог является пропорциональным.

Регрессивный налог – налог, средняя ставка которого уменьшается при увеличении налоговой базы (например, ЕСН в РФ с 2001 по 2009).

Пропорциональный налог – налог, средняя ставка которого не изменяется при изменении налоговой базы.

Твердый (аккордный) налог фиксируется в абсолютной сумме или в сумме, кратной, например, размеру минимальной оплаты труда.

Некоторые виды налогов с установленной единой ставкой, например, 5-процеитный налог с продаж, являются фактически регрессивными, посколь­ку затрагивают значительно большую часть доходов бедняков, чем богачей.

В со­временных условиях налоги выполняют три важнейшие функции:

    Фискальная функция налогообложения.

Сбор денежных средств в казну государства или во внебюджетные фонды. С помощью фискальной функции формируются финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства, ее задача – обеспечение устойчивой доходной базы для бюджетов всех уровней.

    Стимулирующая функция налогообложения.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, инвестиции в расширение производства. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что прибыль, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других товаров, освобождается от налогообложения.

    Перераспределительная функция налогообложения.

Смысл данной функции в том, что государство использует систему прогрессивного подоходного налогообложения в качестве одного из инструментов перераспределения доходов граждан. Как известно, целью перераспределения является уменьшение дифференциации уровней благосостояния индивидуумов для достижения большей социальной справедливости.

Существуют различные классификации налогов. Основными кри­териями таких классификаций являются объект обложения налогом, динамика налоговой ставки, органы, взимающие налог и распоряжа­ющиеся им, методы взимания налога. Так, по объекту обложения выделяют подоходные, поимуществен­ные и потоварные налоги. При этом нужно особо подчерк­нуть различие между прямыми и косвенными налогами. Критерием такого деления служит возможность переложить фактическую уплату налога на потребителя.

Прямые налоги являются прямыми вычетами из доходов домашних хозяйств и фирм.

Прямые налоги взимаются непосредственно с платель­щика налога; объектом обложения являются доходы или имущество налого­плательщика - дома, земли, транспортные средства и т. п.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг; объектом налогообложе­ния признаются операции по реализации (продаже) товаров и услуг. Налогоплательщиками выступают продавцы, при этом бремя налогов несут, как правило, покупатели продукции. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины.

В зависимости от органа, который взимает и распоряжается налогом, вы­деляют федеральные, региональные (республиканские), местные и межгосу­дарственные налоги.

Налоги различаются также по методам исчисления и взимания. Выделя­ют три основных метода исчисления налогов:

    исчисление налога как разницы в оптовой и розничной ценах на товары. Классическим примером является налог с оборота;

    исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта - 1 га земли, 1 т нефти и т. п.;

    исчисление налога путем умножения ставки на стоимость объекта. Выделяют шесть основных методов взимания налогов:

    у источника - при получении дохода, например при выплате заработ­ной платы, при получении процентов по вкладам;

    в момент расходования дохода - при покупке товаров и услуг;

    в процессе потребления - налогоплательщик самостоятельно определя­ет время уплаты налога в течение налогового периода, например транспорт­ного налога;

Кадастровый - при начислении налога используется кадастр, т. е. ре­естр, который содержит классификацию объектов налогообложения, напри­мер земельный кадастр;

    административный - налоговые власти определяют примерный размер ожидаемого дохода и начисляют на него налог, например налог на вмененный доход;

    декларационный - предусматривает уплату налога при налоговой де­кларации дохода налогоплательщика.

Появление налогов связано с возникновением государства и необходимо­стью финансировать его расходы. С помощью налогов пополнялась государ­ственная казна. Назначение налогов как важнейшего источника финансиро­вания государства принято называть фискальной функцией налогов. Фис­кальная функция объясняет, почему налогами можно обложить все, что име­ет стоимостную, количественную или физическую характеристики - сделку, прибыль, доход, имущество, любой объект, входящий в состав имущества. Выражение «деньги не пахнут» возникло из слов римского императора Веспасиана (69-79 гг. н.э.), когда сын упрекнул его в том, что он ввел налог на общественные уборные.

Рассмотрим, как налоги воздействуют на экономику в целом. Предполо­жим, что правительство вводит единовременно выплачиваемый аккордный, паушальный (взятый в целом, без дифференцирования общей суммы на со­ставляющие ее части) налог. Введение налога сократит располагаемый доход домашних хозяйств, что в свою очередь вызовет снижение объемов потребле­ния и сбережений. Насколько уменьшится потребление и сбережение, будет зависеть от того, в какой пропорции каждый дополнительный рубль дохода распадается на потребление и сбережения. Потребление домашних хозяйств является составной частью совокупных расходов в экономике. Изменение ис­ходной величины совокупных расходов порождает цепную реакцию, которая приводит к многократному изменению национального дохода в том же на­правлении. Таким образом, рост налогов приведет к сокращению совокуп­ного спроса и национального дохода, причем на величину, превышающую сокращение потребления. И наоборот, результатом снижения налогов будет расширение совокупного спроса и кратное увеличение национального дохо­да. Однако последствия снижения налогов не столь очевидны, как может показаться на первый взгляд. Если налоги оказывают гораздо большее воз­действие на спрос, чем на предложение, то расширение совокупного спроса превзойдет прирост совокупного предложения, что вызовет бюджетный де­фицит и ускорение инфляции. Если же налоги создают стимулы к труду, сти­мулируют сбережения и инвестиции, то снижение налогов приведет к росту производства, расширению предложения, сокращению дефицита бюджета и замедлению инфляции.

Стимулирующая и антиинфляционная функция налогов рассматривает­ся в рамках так называемой «теории экономики предложения». С точки зре­ния кейнсианский теории, налоги наряду со сбережениями и импортом пред­ставляют собой утечку покупательной способности из экономики и, следова­тельно, оказывают сдерживающий или антиинфляционный эффект. Теория экономики предложения доказывает прямо противоположное: налоги увеличивают издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен. Налоги вызывают ускорение инфляции издержек, сдвигая влево/вверх кривую совокупного предложения. Доказательство стро­ится на основе предельных ставок налога. Предельная ставка налога - это на­лог с каждой дополнительной единицы дохода. Предельные ставки налогов имеют значение для принятия решений о дополнительных затратах труда, дополнительном сбережении и дополнительном инвестировании. Чтобы сти­мулировать труд, необходимо снизить предельные ставки налогов на заработ­ную плату. Иначе говоря, более низкие предельные ставки увеличивают при­влекательность труда и одновременно повышают альтернативную стоимость свободного времени. Следовательно, работники будут предпочитать труд от­дыху и развлечениям. Более низкие предельные ставки налогов на доходы от сбережений и инвестиций стимулируют вложение капитала, увеличение выпуска продукции. Рост производительности труда в результате оснащения работников большим количеством техники и оборудования будет сдерживать повышение цен.

Американский экономист Артур Лаффер - сторонник теории предложе­ния, обратил внимание политиков на то, что снижение налогов не долж­но вызывать дефицит государственного бюджета и оказывать инфляцион­ное давление. Он заявил, что более низкие ставки налогов вполне совме­стимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями. Зави­симость между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями в бюд­жет известна теперь как «кривая Лаффера». По мере роста став­ки налога от 0 до 100% налоговые поступления будут расти до некото­рого уровня (М), а затем снижаться до 0 в результате спада экономи­ческой активности и сокращения налоговой базы. Если экономика нахо­дится на направленном вниз отрезке, кривой, то снижение ставок может привести к увеличению доходов бюджета. Сокращение бюджетного дефи­цита будет обеспечиваться еще двумя обстоятельствами. Во-первых, со­кратятся масштабы уклонения от налогов. Во-вторых, рост производства и сокращение безработицы обеспечат сокращение социальных трансфертов. Предположение Лаффера было критически встречено экономистами. То, что уменьшение ставок налогов может увеличить налоговые поступления, не вызывает сомнений с точки зрения логики и экономической теории, но его фактический эффект труднопредсказуем. Прежде всего, потому, что неизвестно, в каком диапазоне налоговых ставок кривая изменяет наклон. Но самое главное - влияние снижения налогов на стимулы оказывается незна­чительным, неясным по своей направленности или очень замедленным. Одни работают больше, если давление налогов ослабляется, другие - меньше, так как располагаемый доход увеличивается. Поэтому во взглядах экономистов преобладает кейнсианский подход - налоги оказывают большее воздействие на совокупный спрос, чем на совокупное предложение.

Теперь посмотрим, как налоги влияют на экономическое благополучие участников рынка. На первый взгляд, негативное влияние налогов на бла­госостояние очевидно. Все налоги, независимо от того, взимаются ли они с дохода, с продукции или с участка земли, в конечном счете выплачивают­ся из чьего-либо дохода. Бремя налогов измеряется процентным отношением общей суммы налогов к ВВП. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран, в которых нет мощной системы социального обеспечения, характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых - относительно высокая. В РФ налоговая нагрузка составляет около 42%, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже, чем в Германии).

Однако не менее важен вопрос о распределении налогового бремени - как распределяется налоговая нагрузка на различные группы населения. Нало­ги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложе­нию согласно государственному законодательству. Например, врачи, юристы, консультанты могут поднять цены на свои услуги, чтобы переложить часть своих подоходных налогов на клиентов. Профсоюзы могут рассматривать по­доходный налог как составную часть стоимости жизни и вести переговоры о повышении заработной платы. В случае успеха появляется возможность переложить часть налога на работодателей, которые путем последующего повышения цен перекладывают повышение заработной платы на покупате­лей. Налоги на имущество могут быть переложены частично или полностью с собственника на арендатора путем повышения арендной платы. Законода­тели могут предписать, кому, продавцу или покупателю, следует уплачивать налог, однако они ограничены в своих возможностях распределять налоговое бремя фундаментальными, экономическими силами - силами спроса и пред­ложения.

Примером товаров, спрос, на которые неэластичен, являются алкогольные напитки и сигареты, поэтому бремя акцизного налога несут главным образом потребители. Примером товара, предложение которого неэластично, служит золото и другие предметы роскоши, поэтому бремя акцизного налога скорее всего ляжет на производителей, а не на потребителей.

Введение налогов негативно сказывается на уровне жизни покупателей и продавцов, при этом доходы правительства повышаются. Разумеется, прави­тельство использует эти налоговые поступления на производство обществен­ных благ, социальную поддержку той части населения, которая не обладает платежеспособностью и не участвует в рынке. Однако все налоговое бремя, которое несет общество, превышает полученные государством доходы в виде налогов. Величина этого превышения (площадь треугольника abe на рис.) составляет избыточное налоговое бремя, или безвозвратную потерю эффек­тивности для общества, которая является результатом введения налога. Эта потеря возникает вследствие сужения рынка, падения производства и по­требления облагаемого налогом товара ниже их оптимальных уровней. При повышении налога величина избыточного налогового бремени увеличится в большей степени. Если налог повысить в два раза, то безвозвратная потеря вырастет в четыре, если налог увеличить в три раза, то безвозвратная поте­ря возрастет в девять раз и т. д. При очень большом налоге рынок покидают последние задержавшиеся на нем участники.

Большинство налогов создает избыточное налоговое бремя. Его размер определяется эластичностью спроса и предложения. Чем выше эластичность спроса и предложения, тем больше безвозвратная потеря, связанная с нало­гообложением.

Таким образом, «налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Налоги дорого обходятся участникам рыночной экономики не только потому, что перемещают ресурсы, доходы к правительству, но и потому, что изменяют мотивы людей и искажают резуль­таты функционирования рынка.

Налоговая система РФ

Налоговая система - это совокупность действующих на территории страны налогов и принципов их взимания.

Правовую базу налоговой системы РФ составляет Налоговый кодекс РФ.

Фундаментальные принципы налогообложения, действующие до сих пор, сформулировал Адам Смит в 1776 году в работе «Исследование о приро­де и причинах богатства народов». Основным положением налоговой теории А. Смита было рассмотрение налогов как признака свободы, а не рабства. Ис­ходя из этого положения, он сформулировал четыре принципа, известные как «максимы А.Смита»: равенство, определенность, удобство и экономичность.

Современная теория налогов построена на развитии принципов А. Смита, их адаптации к изменившимся экономическим реалиям. К принципам постро­ения налоговой системы относятся:

Принцип способности заплатить налог - налоги должны взиматься в со­ответствии со способностью индивида нести налоговое бремя. Этот принцип предполагает горизонтальную и вертикальную справедливость. Горизонталь­ная справедливость означает, что налогоплательщики с равной способностью платить налоги должны вносить одинаковые суммы. Вертикальная справедливость означает, что богатые должны платить пропорционально больше на­логов, чем бедные;

    определенность - плательщикам необходимо четко знать, когда, сколь­ко и как они должны платить. При установлении налогов должны быть опре­делены все элементы налогообложения: объект налога, налоговая база, нало­говый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности зако­нов о налогах толкуются в пользу налогоплательщика;

    правовой характер налогообложения, стабильность действующей нало­говой системы - налоги устанавливаются, изменяются или отменяются зако­нами. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации граждана­ми своих конституционных прав;

    пропорциональность - установление лимита налогов по отношению к ВВП. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

    экономичность и эффективность системы налогообложения - издерж­ки, связанные с взиманием и уплатой налогов, должны быть минимальными. Эффективная налоговая система обеспечивает небольшие безвозвратные по­тери и незначительное административное бремя налогов. Административное бремя налоговой системы можно облегчить, упростив налоговое законода­тельство. Однако сложность налогового законодательства есть результат по­литического процесса, согласования интересов различных групп налогопла­тельщиков;

    неотвратимость - трудности уклонения от уплаты налога;

    удобство - налогоплательщикам должно быть максимально удобно платить налоги;

    единство - действие налоговой системы на всей территории страны и для всех лиц. Налоги не могут иметь дискриминационный характер и различ­но применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Сформулированные выше принципы характеризуют «идеальную» нало­говую систему, некий эталон, к которому необходимо стремиться. Принципов недостаточно, чтобы определить лучший способ уравновешивания эффектив­ности и справедливости налоговой системы. Реальная действительность вно­сит определенные коррективы в эту модель и представляет собой компромисс принципов и интересов конкретных политических сил, находящихся у власти.

Действующая в РФ налоговая система является трехуровневой. Пер­вый уровень - федеральные налоги, второй - налоги субъектов РФ, третий - местные налоги. Трехуровневая система налогообложения дает возможность формирования доходной части бюджета органов управления в центре, в ре­гионах, на местах.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, налог па добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, транспортный налог, на­лог на игорный бизнес. Местные налоги включают земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Действующая в РФ налоговая система обладает рядом особенностей. Наи­более существенное отличие отечественной системы от зарубежных состо­ит в преобладании косвенных налогов над прямыми. Вторая особенность - ориентация в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов, организаций, а не физических лиц. Основные виды налогов, уплачиваемых гражданами РФ, представлены подоходным налогом, налогом на имущество, транспортным налогом. Доля личного подоходного налога составляет при­мерно десятую часть налоговых поступлений. Для сравнения, в США на до­лю личного подоходного налога приходится более 40% доходов федерального бюджета.

Третьей особенностью налоговой системы РФ является слабое развитие имущественного обложения. Доля поимущественных налогов в общих нало­говых поступлениях в местные бюджеты невелика, тогда как в США она со­ставляет почти три четверти налоговых поступлений в местные бюджеты. В отличие от других видов налогов, имущественный налог менее всего воздей­ствует на стимулы, не несет безвозвратных потерь и может быть использован как относительно стабильный источник бюджетных доходов.

Существуют различные виды налогов, которые оплачивают и физлица, и компании, и ИП. Какие нужно оплачивать, их сроки, особенности уплаты? В нашей статье мы разберем основные особенности и рассмотрим все нюансы всех видов налогов.

Сущность и функции налогов

Простыми словами, налоги являются доходом государства, которые собираются на регулярной основе – это безвозмездные и безвозвратные платежи, которые взыскиваются с юридических и физических лиц для удовлетворения финансовых потребностей страны.

К основным их функциям относят:

  • Фискальную, то есть обеспечение государства финансовыми ресурсами для осуществления деятельности.
  • Регулирующую, когда налоги сдерживают либо стимулируют какую-либо хоздеятельность.

В Российской Федерации установлены такие виды сборов и налогов:

  • Косвенного и прямого характера.
  • Регионального, местного, федерального и муниципального значения.
  • Только для физлиц.
  • Толька для юрлиц.
  • В отношении товаров, услуг, доходов, прибыли и т.д.

Главной целью общих налоговых платежей является пополнение бюджета в зависимости от вида расходов. Если речь идет о специальных налогах, то их взимают для обеспечения определенной области, например, для пополнения дорожного фонда, оплата транспортного налога и т.д.

Какие налоги взимаются с физических лиц?

Давайте максимально подробно рассмотрим виды налогов, которые оплачивают только физические лица.

НДФЛ

Все отчисления, взимаемые с частных лиц, попадают в Федеральный бюджет. Такой сбор можно смело назвать основным, поскольку его нужно отчислять с любых видов полученных доходов. Так, например, заработную плату сотрудник компании получает уже за минусом НДФЛ – обязанности по выплате налога ложатся на работодателей. Если частное лицо в течение отчетного года выполняло иные трудовые отношения, он должен сам обратится в налоговую, составить декларацию и оплатить налог.

Плательщики НДФЛ: граждане РФ, иностранные лица и лица без гражданства. Если в течение 183 и более дней человек проживал на территории РФ, ему необходимо оплатить сбор с любых источников своего дохода, если менее – то только из дохода, который был получен на территории России.

Объект налогообложения – сумма дохода, полученная человеком в течение года, при этом выраженная не только в денежной, но и натуральной форме.

Вносятся авансовые платежи по НДФЛ не позднее 15 чисел в мае, августе и ноябре – не более 75 % от общей суммы дохода. Доплату за прошедший календарный год нужно внести не позднее 30 дней с момента получения извещения от налоговой службы.

Налог на имущество

Его относят к местным сборам. Объектом налогообложения считаются:

  • Квартира, дом или иное жилье.
  • Постройки.
  • Транспортные средства кроме авто, мотоциклов (например, моторные лодки, самолеты).

Оплату по налогу проводят раз в год в соответствии с данными бюро, которое проводит техническую инвентаризацию. Начисляется сбор по следующей формуле: инвентаризационная стоимость * 0,1 %. Если же не проводилась оценка имущества, то для расчетов нужно использовать сумму госстраховки. Оплачивается до 15 сентября и ноября в равных долях.

Транспортный налог

Его плательщиками являются владельцы транспорта (не только авто и мотоциклы, но и любой транспорт «обутый» в шины). Оплачивают налог каждый год перед прохождением ТО, для расчета нужно знать мощность автомобиля и МРОТ в отношении единицы мощности.

Налоги на дарение

Если вам подарили имущество или вы его унаследовали, нужно оплатить налог на дарение. Правда, лишь в том случае, если стоимость наследуемого объекта составила более 850 МРОТ, и более 80 МРОТ при подаренном имуществе. Обязанность по уплате сбора и ответственность за неуплату лежат на частном лице.

Земельный налог

К объектам налогообложения относят сельскохозяйстенные угодья или участок, который получило частное лицо для заведения подсобного хозяйства, строительства жилья. На сумму влияет ставка и площадь участка:

  • 0,1 – 2 % для земель под сельскохозяйственные угодья.
  • 3 % для земли, где будет строится жилье (минимум – 60 рублей за квадратный метр).

Можно внести всю сумму одним платежом или разделить ее на два раза, оплатив 15 сентября и ноября.

Какие налоги платит ИП?

Индивидуальные предприниматели могут оплачивать несколько видов налогов, к которым относят УСН, ПСН, ОСНО, ЕНВД и ЕСХН. Наиболее популярны ЕНВД и УСН, поскольку с их помощью намного проще вести бухгалтерский учет. Но и у других систем есть преимущества. Для выбора стоит более подробно изучить особенности налогообложения, сроков оплаты, формы отчетности и т.д.

УСН

Чтобы работать по УСН, ИП должен соблюдать ограничения по численности занятых лиц. Кроме того, есть требования по остаточной стоимости ОС и величине дохода. В качестве объектов может использоваться либо доход (налоговая ставка составляет 6 %), разница между расходами и доходами (ставка составляет 15 %). Если вы попадаете под указанные требования, то на УСН можно перейти с 1 января следующего года. Нужно подать заявление в течение месяца.

ЕНВД

В данном случае расчет отталкивается не от реальных доходов ИП, а от предполагаемых. В НК РФ есть полный список типов деятельности, когда предприниматель может работать по ЕНВД. В случае, если бизнесмен занимается несколькими видами бизнеса, то ему нужно вести раздельный учет по обязательства и имуществу.

ОСНО

Если у ИП большой оборот, то ему следует работать по ОСНО. Большая часть предпринимателей, которые работают по данной системе, должны дополнительно уплачивать НДС, страховые взносы.

ПСН

В случае, если ИП занимаются теми видами деятельности, которые попадают под патентную систему налогообложения, могут либо перейти на нее, либо использовать параллельно. Налоговая ставка равна 6 % от дохода.

Кроме того, ИП должен оплачивать страховые взносы. В случае, если доход за год составил менее 300 тысяч рублей, то применяется следующая форма расчета:

ПФР = МРОТ * КМ * СТ, где:

Уплата в ФФОМС высчитывается по следующей формуле:

ФФОМС = МРОТ * КМ * СТ (ставка составляет 5,1 %).

Сумма общего взноса (ОФВ) рассчитывается по формуле: ПФР + ФФОМС при доходе менее 300 тысяч рублей. Если сумма дохода превышает этот показатель, то кроме ОФВ плательщику нужно оплатить взнос в ПФР в размере 1 % от суммы, которая превысила доход в 300 тысяч рублей.

Виды налогов для ООО

Основные налоговые режимы для обществ с ограниченной ответственностью это ЕВНД, ЕСХН, ОСНО и УСН. Вообще, общая система предполагает для ООО следующее оплату:

  • 20 % на прибыль.
  • Налог на имущество компании.
  • Выплата налогов и сборов с заработной платы.

Но в некоторых случаях ООО могут перейти на другие системы. Давайте рассмотрим их подробнее.

ЕНВД

Данный вид сбора имеет некоторые преимущества, поскольку позволяет освободить организацию от некоторых допсборов. Правда, при расчете нужно учитывать предполагаемый, а не реальный доход, который устанавливается для определенного вида деятельности. Оплачивать сбор нужно в конце квартала, при этом обязанности по оплате всех сборов с заработной платы не снимается с компании.

УСН

Такой налоговый «режим» относится к организациям, занятым в малом бизнесе. Данный вид сборов имеет ряд важных преимуществ:

  • Нет нужды оплачивать налог на прибыль.
  • Налоги на имущество.
  • Уменьшена отчетность.
  • Есть возможность воспользоваться льготами.

Чтобы перейти на данный режим, вам необходимо подать соответствующее заявление до 31 декабря.

ЕСХН

Чтобы перейти на данный режим, вам нужно подать заявление с 20 октября по 20 декабря. Главное, чтобы доход компании, которая занимается сельхоздеятельностью при использовании собственных сил, должен составлять минимум 70 %. Для расчета суммы налога используется формула:

ЕСХН = (разница между доходов и расходом) * 6 %. Авансовые платежи оплачиваются до 25 июля, а окончательный расчет до конца марта следующего года за отчетным.

Иные сборы с ООО

Кроме вышеперечисленных налогов необходимо уплачивать и другие. Это и экологические сборы, лицензия.

Прежде всего, к экологическим налогам относят средства за пользования водными ресурсами, землей. Любые организации, использующие воду, должны оплачивать сборы. Вносятся средства раз в квартал, а вот налоговая ставка зависит от нахождения водного ресурса, экономического региона РФ.

Если речь идет о налоге на землю, то объектом является земельный участок, который относится к составной частью муниципального образования. Налоговая база – кадастровая цена участка, оплата проводится один раз в год. Размеры налоговых ставок варьируются в размере от 0,3 до 1,5 %.

Вконтакте

Случайные статьи

Вверх