Как ехать если нет системы платон

Перевозчики, выступающие против сборов за проезд по федеральным трассам, рассказывают, как они пережили год с «Платоном». Система взимания платы с грузовых машин массой свыше 12 тонн действует в России с 15 ноября 2015 года.

Сергей Владимиров, частный перевозчик, Санкт-Петербург:
– Я этот сбор не плачу, и не платят у нас за «Платон», наверное, 50% перевозчиков. Если бы я зарегистрировался в системе и платил, я работал бы в минус. Заработная плата у перевозчика сильно колеблется, но в среднем – в районе 50 тысяч рублей в месяц. При полном тарифе перевозчику нужно будет отдавать больше 300 тысяч рублей в год, а для многих это половина или практически весь заработок.
Система ещё не заработала и на 30%, поэтому люди сейчас просто катаются. Кто-то совсем не платит, кто-то – на 60%. Штрафы приходят, но их очень мало. По региональным дорогам нет смысла ездить, потому что у нас не много федеральных дорог, которые можно объехать по региональным. Процентов семьдесят объехать нельзя.
Крупные компании зарегистрировались в системе, у них висят бортовые устройства, но мы видим, что у многих они отключены – большинство из них так же не платят сбор.
Грузов из-за кризиса стало меньше, но из-за «Платона» процентов тридцать перевозчиков с рынка ушли, поэтому рынок немного урегулировался.

Михаил Окунев, частный перевозчик, Нижний Новгород:
– По моему карману этот сбор ударил – так же, как и по вашему. Цены на продукты питания и товары ощутимо выросли, в том числе и из-за этого.
Я пересчитал себестоимость перевозки, и когда клиент мне не готов заплатить мою цену, я заказ не беру, чтобы не работать в убыток. Количество заказов в итоге снизилось где-то вдвое. Конечно, это не только заслуга «Платона». Из-за экономического кризиса, из-за снижения покупательской способности населения производство и объём торговли сократились – и возить стало нечего. Всё это последствия валютного кризиса, который начался осенью 2014 года.
Я этот налог не платил, не плачу и платить не буду. И значительная часть перевозчиков не платят данный оброк. У всех разные способы обхода. Кто-то переходит на такие маршруты, где не установлены контрольные рамки «Платона», считывающие номера, кто-то едет по дорогам районного и регионального значения – там эта система пока не действует.
Если система фиксирует нарушение (нет бортового устройства, маршрутного листа или денег на счету), то в ГИБДД выписывают штраф: первый – в размере 5 тысяч рублей, второй и последующие – уже 10 тысяч рублей.
Среди тех, кто платит «Платон», затраты чаще делятся пополам. За «туда» заказчик компенсирует затраты, а за «обратно» – нет, перевозчик платит сам.
При этом перевозчик на обратной загрузке находится на положении раба: не хочешь ехать пустым – тогда бери, что дают.
По моим наблюдениям, половина частников этот сбор либо не платят, либо платят не везде и не всегда. Проезжая мимо рамки, включают прибор, какие-то деньги у них со счёта списываются, а потом всё выключают и едут без оплаты. Компании – так же. Часто отключают бортовые устройства, выбирают дороги, где рамок нет или они не работают и так далее.

Мария Пазухина, частный перевозчик, Мурманск:
– Мы бойкотируем эту систему, потому что считаем её нелогичной и несправедливой. Наш автомобиль в среднем проходит 10 тысяч километров в месяц, тысяч сто – в год. Из расчёта 1,53 рубля за километр получается 153 тысячи рублей в год – таких денег у нас попросту нет. Рентабельность отрасли настолько мала, что перекладывать на свои плечи рентабельность «РТ-Инвест» нет возможности. Если мы примем этот сбор и переложим на транспортную составляющую, вся эта рентабельность частной структуры, приближённой к власти, ляжет на плечи потребителей, что тоже неприемлемо, с нашей точки зрения как граждан.
В следующем году планируется повышение тарифа: 350-400 тысяч рублей в год – нам неоткуда взять такие деньги. 150-200 тысяч в год мы должны откладывать на обновление своего парка. Автомобиль изживёт свой производственный ресурс, и я буду вынуждена закончить своё существование в этой отрасли, а у нас это является семейным бизнесом: за рулём ездит муж и брат, а я загружаю машину как логист.
Мы мурмончане, у нас в регионе из больших грузоотправителей – Кондратьевский алюминиевый завод, он возит катанку на Пермь, Саранск, Санкт-Петербург, Москву. Направление на Пермь я никогда не беру, потому что уже десятилетие дорог там нет. Другие перевозчики, которую берут эту загрузку, после рейса на неделю минимум оставляют машину на техобслуживание: ущерб значительный от такого состояния дорожного полотна.
Нас выручает то, что нам не нужно нанимать водителей: если бы нанимали сторонних водителей, мы бы ничего не зарабатывали – около 30 тысяч в месяц, которых не хватило бы даже на покрытие налогов и ремонт.
С грузами есть проблемы: многие предприятия не выдерживают экономических условий и вынуждены сократить производство или сократить вообще. Многие перевозчики уходят с рынка.
Мы просто бойкотируем систему, никакие особенные маршруты не выбираем, штрафы уже приходили, но пока нет никаких мероприятий по насильному взысканию. Штрафы в базе ГИБДД висят по 5 тысяч рублей, а что делать, по-другому никак.
По наблюдением мужа и брата, которые перемещаются по всей стране, 80% частных перевозчиков не оборудованы контрольными устройствами. Мы предполагаем, что многие из них не зарегистрированы в системе. Впрочем, многие из тех, кто зарегистрирован, тоже не платят, потому что это нерентабельно.
Юрий Якушов, частный перевозчик, Санкт-Петербург:
– 10 тысяч километров на 1,53 рубля, получается 15 тысяч рублей в месяц, в год – 180-200 тысяч рублей. Когда повысят тариф, будет в два раза больше. Стабильности в доходах у нас нет, и уже не будет: в стране кризис, ставки падают, дизельное топливо дорожает. Сейчас частнику, каким я являюсь, не на что купить даже колесо. Если раньше могли покупать запчасти без проблем, то сейчас нет. Заказов стало меньше на 60-70%.

Ничего не изменилось за год: как был ямочный ремонт по всем федеральным трассам, так и остался.
Я недавно вернулся из Тобольска, там, на Севере, дороги идеальные. Но ни Киров, ни Екатеринбург не отремонтировали. Если уходишь из Челябинской области в Кропачёво, на Красноуфимск, то там просто нет дороги. Это кто ещё кому должен платить: может быть, они нам?
Напомним, сейчас плата за проезд составляет 1,53 рубля за километр. С 1 февраля 2017 года её обещают увеличить до 2,61 рубля за 1 километр, с 1 июня 2017 года – до 3,06 рубля.

В минувшую пятницу, в годовщину протеста против «Платона», перевозчики по всей России устроили акции и автопробеги. Встреча в Химках, как и в прошлом году, закончилась для дальнобойщиков задержанием: многим из них выписали штраф на тысячу рублей.

Я с тестем тоже зарегистрирован и устройства у нас есть. Но перестали мы платить уже как пол года. Штрафы есть, но платить я их не собираюсь.

15 ноября 2015 года начала работать система Платон (сокр. «плата за тонны») – тарифный механизм взимания платы с большегрузных автомобилей, массой более 12 тонн. Она обязывает перевозчиков оплачивать каждый километр пройденного по федеральным трассам пути.

Система действует уже больше двух лет, но у многих дальнобойщиков и собственников транспортных компаний по-прежнему возникают вопросы вроде «Зачем она нужна?», «Сколько за неё платить?», «Куда идут деньги?», «Как за неё платить?» и, конечно же, «Можно ли её обойти?»

Так вот, настало время расставить все точки над i и ответить на эти вопросы.

Зачем нужна система «Платон»?

Главная и единственная цель системы «Платон»: сбор дополнительных налогов в государственный бюджет в качестве компенсации за причинённый урон дорогам большегрузами. В дальнейшем эти деньги распределяются для ремонта трасс по всей стране. Первые 10 миллиардов рублей уже были выделены 17 субъектам РФ и 16 муниципальным образованиям в 2015 году для реконструкции дорожного полотна.

Самый известный пример использования этих бюджетных средств – строительство автомобильного моста через реку Белая в Уфе. Кстати, объект был сдан в октябре 2016 года.

«Платон»: система платы

Согласно постановлению Правительства РФ (18.05.2015 №474), каждый пройденный километр стоил водителям грузовиков 3.73 рубля. Но в итоге другое постановление (24.03.2017 №330) установило корректировочный коэффициент 0.51, на который умножаются 3.73 руб/км. Срок действия этого коэффициента пока не ограничен, никаких дополнительных поправок не вносилось, значит, 1 км пути по федеральной трассе для большегрузных автомобилей по тарифу «Платон» в 2017 году стоит 1.9 рублей.

Интересно, что изначальный прогнозируемый тариф был в разы больше. Министерство транспорта, прежде чем запускать «Платон», даже провело научно-исследовательскую работу, чтобы выявить оптимальную цену за километр пути. Что учитывалось при расчётах? Сумма компенсации ущерба, который наносили 12-тонники федеральным трассам, затраты на техническое обслуживание системы «Платон». Из этих данных вычитался размер акцизных сборов с транспортных средств. В итоге получилась цифра 8.2 руб/км. Правда, потом её скорректировали до 5.38 руб/км., но в любом случае это было намного больше, чем сейчас.

Как производится оплата?

Система взимания платы за «Платон» строится на двух вещах:

  • - Маршрутная карта;
  • - Бортовое устройство.
  • Маршрутная карта подразумевает, что маршрут, по которому будет ехать водитель, уже заранее проложен и должен быть предварительно оплачен.
  • Куда проще обстоят дела с бортовым устройством: если на счету перевозчика, который создаётся автоматически при регистрации на официальном сайте , есть необходимая сумма денег, то оплата производится автоматически по мере движения грузовика.
  • Как пополнить деньги на личном счете системы «Платон»? Это можно сделать как минимум четырьмя способами:

    1. Банковский перевод. Достаточно распечатать необходимые реквизиты в форме квитанции, заполнить её и оплатить в кассе того банка, который принимает взносы для системы платы «Платон».

    2. Интернет-банкинг. Чтобы пополнить счёт через интернет-банкинг нужно установить приложение банка, услугами которого вы хотите воспользоваться, прикрепить карту и совершить оплату.

    3. Личный кабинет «Платон». Сперва нужно авторизоваться в личном кабинете на официальном сайте тарифной системы. Затем необходимо прикрепить к профилю все данные карты. Тогда можно будет пополнять счет через официальный сайт в кабинете «Платон» или мобильное приложение, которое доступно для iOS и Android OS .

    4. Терминал. Многие платежные системы, имеющие свои терминалы, типа QIWI, принимают платежи для пополнения счета системы «Платон», правда, само собой, взимают с этого дополнительную комиссию, которую устанавливают сами.

    Можно ли обойти систему «Платон»?

    Естественно, никому не хочется оплачивать дополнительные сборы, и возникает навязчивая идея найти какую-нибудь лазейку в законе, которая позволит избежать уплату налога. Сразу стоит отметить, что её нет. Вдоль всего маршрута стоят контрольные посты: так называемые «рамки контроля». Они представляют из себя конструкции, закрепленные над дорогой с видеокамерами наверху, которые фиксируют все проезжающие 12-тонные автомобили и по защищённым каналам связи передают данные о нарушителях, которые не оплатили проезд по трассе в системе «Платон», в местный Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в Госавтоинспекции. Всё по аналогии с контролем за превышением скорости.

    Да, можно объехать один, второй пост, но поставлены они так, что на третьем рано или поздно точно попадёшься.

    Водители, которые решили не платить за проезд по федеральной трассе, рискуют получить штраф за «Платон» в размере 5 000 рублей. При повторном правонарушении эта сумма увеличивается до 10 000. Причём штрафные санкции применяются не только к самому водителю, но и к собственнику транспортного средства, будь то юридическое лицо или ИП.

    Дороги в нашей стране (а особенно их отсутствие) давно стали притчей во языцех. Кого винят в ямах и рытвинах и с кого требовать компенсацию за ежегодный ремонт подвески?

    Прежде, чем искать виноватых, стоит обратить внимание на стоимость дорожного покрытия и количество автомобилей — два фактора, которые растут в геометрической прогрессии. Большой процент износа дают большегрузы, поэтому ремонт и строительство дорог частично стал ответственностью тех, кто их разбивает.

    В течение 2014-2015 г. была разработана система «Платон», по которой ущерб, причиняемый дорожному полотну многотонниками, оплачивается владельцами грузовых автомобилей.

    Уже около года владельцы тяжелогрузов (разрешенная масса которых превышает 12 тонн) обязаны регистрироваться в «Платоне» и совершать платежи в систему, чтобы компенсировать вред, причиненный дорогам. Система, в свою очередь, перечисляет средства в федеральный и региональный бюджеты.

    Нашумевший «Платон» вызвал бурю эмоций у водителей большегрузов. Даже те, кто далек от вождения автомобилей, наверняка слышали о системе, носящей имя древнегреческого философа.

    Согласно Федеральному Закону № 257 «Об автомобильных дорогах» , большегрузам с массой выше 12 тонн ездить, не оплачивая износ дорожного полотна, запрещено . Разумеется, оплата износа дорог никак не входит в планы дальнобойщиков, тем более, она идет плюсом к транспортному налогу.

    Владельцы большегрузов должны зарегистрироваться, установить специальное устройство (либо оформить транспортную карту) и вносить авансовые платежи в систему, после чего могут смело накатывать километры по дорогам страны. Суды, акции протеста и пикеты привели лишь к отсрочке ввода в действие «Платона» и незначительному снижению тарифов от первоначально предложенных.

    У несогласных два пути: бросать «баранку» и переквалифицироваться либо нарушать закон и нести ответственность. Она, к слову, регламентирована статьей 12.21.3 КоАП России .

    За что взимаются штрафы?

    Самая главная возможность понести административное наказание – это выехать на дорогу, не совершив обязательный платеж в системе . Под данное понятие попадает отсутствие «Платона», а также его неисправность, отклонения от маршрута без предупреждения оператора и продолжение движения при израсходовании внесенных денежных средств.

    Собственнику или владельцу транспортного средства придется расстаться с 5000 рублей . Сразу стоит оговориться, что это касается только отечественных перевозчиков. В случае с проштрафившимися иностранными компаниями ответственность несет водитель транспортного средства. Кстати, иностранные фирмы платят штрафы с конца 2015 года, а не с февраля 2016г., как отечественные перевозчики.

    Повторное нарушение унесет из кармана вышеперечисленных лиц уже 10 000 рублей.

    Важный момент: повторным нарушение будет считаться на следующие сутки . Если один и тот же автомобиль-нарушитель был зафиксирован устройствами слежения в нескольких местах в течение суток, штраф будет выписан только за первое нарушение. Если у одного собственника имеется несколько машин, которые одновременно передвигаются по дорогам, не заплатив взнос, то штраф наложат на каждую.

    Изначально планировалось, что размер штрафов будет больше в десять раз. Это вызвало бурю недовольства, и цифры уменьшились. Как это часто бывает, стать нарушителем можно не только умышленно, но и по невнимательности.

    Всю подробную информацию о тарифах и штрафах вы можете почерпнуть из следующего видео:

    Как проверить наличие штрафов?

    Напомним: чтобы осуществлять перевозки по дорогам страны в рамках законодательства и Конституции РФ, водители большегрузов должны своевременно вносить обязательный платеж в систему. Установленные бортовые устройства помогают контролировать их передвижение и выяснять, не проштрафились ли перевозчики.

    Альтернативный вариант – получение маршрутной карты. Она подходит тем, кто передвигается по дорогам от случая к случаю.

    Автоматические средства фото и видео-фиксации действуют на дорогах около года. При этом до середины февраля 2016 года у владельцев большегрузов было время на установку приборов и регистрацию в системе, на изучение информации. Те, кому не хватило времени, получили первые штрафы за неоплаченные взносы еще до начала календарной весны.

    Система «Платон» собирает информацию со средств фото и видео-фиксации и передает ее в ГИБДД, и уже Госавтоинспекция выписывает штрафы нарушителям.

    Если нарушитель попадется в ходе проверки (рейдовые мероприятия проходят совместно сотрудниками ГИБДД, Ространснадзора и мобильного контроля), ему предложат устранить нарушение на месте. В противном случае автомобиль отправится на штрафстоянку . А это еще один удар по кошельку.

    Чтобы не копить штрафы, можно проверить их наличие и отсутствие, не выходя из дома:

    • на официальном сайте ГИБДД МВД РФ ;
    • на портале государственных услуг , если вы зарегистрированы в системе;
    • на региональных порталах.

    Варианты оплаты

    Оплатить штрафы, полученные за езду без «Платона» и прочие нарушения, можно точно так же, как и другие платежи в ГИБДД, на официальном сайте, используя платежный терминал или в банковском отделении. Пополнить счет в системе можно несколькими способами:

    • с помощью мобильного приложения;
    • посредством терминала;
    • банковским переводом.

    Важный момент: если штраф был выписан неправомерно, а также в форс-мажорных обстоятельствах водители могут оспорить его в суде. Кроме того, на официальном сайте системы в разделе «Не согласен со штрафом» можно оставить обращение и обрисовать сложившуюся ситуацию.

    Случайные статьи

    Вверх