Строительные приметы на Руси - Деревянные дома из бруса. Отличный выбор домов по оптимальным ценам

Строительные приметы на Руси

Деревянное строительство на Руси всегда сопровождалось массой суеверий и традиций, предлагаем Вашему вниманию самые интересные из них.

Выбору места для строительства уделялось особое внимание . По народным поверьям, благоприятным местом для постройки дома являлось то, место, где любит отдыхать домашний скот, на котором животные часто лежат, а также место, уже кем-либо обжитое. Считалось, что нельзя ставить дом там, где прежде стояла баня, была дорога либо находились ворота (хозяйство будет скрипеть так же, как и ворота). Так же плохим для строительства деревянного дома местом считался спорный участок земли.

Для того, чтобы узнать насколько удачно место для постройки дома, проводили ряд нехитрых манипуляций. После разметки места для дома, вязали первый венец и копали ямы для столбов. Затем, в эти самые ямы, хозяин высыпал рожь, «чтоб Бог дал житье и жизнь» а потом на ночь клал в каждый из четырех углов по хлебу и ставил по стаканчику воды. И если на другой день хлеб и воду находили в том же виде, в каком они были оставлены, или если вода еще прибывала и переливалась через край стаканчика, это считали весьма хорошим предзнаменованием, а если хлеб и вода оказывались опрокинутыми, то это принимали за дурной признак. Был и другой способ: в месте предполагаемом для постройки рыли небольшую яму и ставили туда посудину с медом: если к утру в ней появились муравьи, выбранное место можно считать вполне удачным.

Некоторые строительные приметы наши предки связывали с православной верой: удача будет способствовать во всем, если начать строить дом в Великий пост (ранней весной) и в новолуние, хорошо также, если строительство по срокам захватит Троицу. Так же считали, что если начинать строительство дома в день, посвященный мученику, то не доведешь постройки до конца, а если начинать строительство в день, посвященный памяти преподобных, все будет благополучно.

Помимо этого, относительно начала строительства было множество различных поверий:

- начинать строительство надо только во вторник или в четверг ,

Печи нужно класть под новолуние - теплее будут, но ни в коем случае на убывающей луне,

Если в строящемся доме первое основание заложит девица - в этом доме, зимой всегда будет тепло;

- первые два бревна оклада нужно класть вдоль дома , а потом поперек, иначе жизнь поперечная будет;

В основание дома нужно положить хвойные ветки , чтобы предохранить его от молнии;

В передний угол, на первую кладку, нужно положить деньги - для богатства в новом доме, шерсть - для тепла, ладан - для святости и чтобы домовой не шутил;

Пока не положен первый венец, мастера не должны отлучаться с места работы, не должны втыкать топор в бревно или бить по нему обухом;

В первый рабочий день мастера срубали только один венец, а уходя клали на каждый угол по небольшому ломтику хлеба. Если к утру весь хлеб оставался целым, то в строящемся доме всегда будет достаток, а сам дом благополучно простоит долгие годы.

Если при рубке зачаточного венца первая щепка полетит внутрь четырехугольника, то в дом будет приходить всякая прибыль, удача и благополучие.

Все щепки, полученные при рубке первого венца, нужно собрать в середину четырехугольника, чтобы происходящее вовне известно было в доме, но чтобы не известно было на улице, что делается дома.

При строительстве запрещалось ставить столбы комлем вверх - счастья не будет, скот будет плохо вестись. Пол в доме клали только вдоль, по направлению к порогу, считалось, что если положить иначе — в доме счастья не будет.

Если плотников и печника плохо угостили , то в доме жить будет плохо - «то поет, то стучит, то в трубе домовой визжит».

Дом не ставили окнами или воротами «на ночь», то есть на север.

А, когда ставили матицу (так называли центральную балку, на которую настилается потолок), то пекли пироги и угощали плотников выпивкой.

После завершения строительства дома , хозяин перебрасывал через него освященное яйцо, которое нужно было тут же зарыть на месте падения, считалось, что после этого ритуала, ветер не будет срывать крышу.

Новый дом обязательно освящал батюшка или, по крайне мере, каждый угол дома обрызгивали святой водой из церкви.

Относительно переезда в новый дом так же существовало множество традиций и примет. Прежде чем заселиться в новый дом, в него пускали переночевать кота или петуха. Предохраняя дом от входа нечистой силы, животное поутру своим видом покажет, как здесь заживут хозяева: если кот или петух бодры - заживут хорошо, если нет - плохо.

Считалось, что в новый дом лучше всего переселяться на какой-нибудь праздник , и лучше всего на рассвете – тогда ангелы переселяются вместе с хозяевами. А вот переезжать на закате категорически запрещалось. Так же принципиальным моментом при переезде была фаза луны и день недели. Неудачными для переезда считались среда, пятница и суббота. Заходить в новый дом лучше всего в период полнолуния. Традиционно, в первый раз в дом заходили с хлебом и солью. Помимо этого, считалось, что всяческому преуспеванию в новом доме много помогает то, если в день переезда туда будут помещены именно те предметы, ради которых здание выстроено, и не допущены предметы сторонние, как, например, свиньи - в овчарню, коровы - в конюшню, сено - в овин и т.д.

Согласно народным поверьям, сам праздник новоселья не стоит устраивать собственно в день переселения , необходимо выждать минимум три дня.

Вот такие русские народные приметы дошли до наших дней. Некоторые из них кажутся совсем нелепыми, а некоторые — соблюдаются при строительстве и по сей день. Верить или не верить – вот в чем вопрос….

Строительство дома - акт творения, созидания. А плотники на Руси уподоблялись жрецам, считались причастными к сакральной сфере и наделенными сверхъестественной силой и особым знанием о внешнем мире.

Чтобы узаконить новую модель мира, мира, преобразованного совершившимся творением, строительство сопровождалось определенными обрядами…

Определение центра

Строительство начиналось с определения ритуального центра. Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось или втыкалось молодое деревце (березка, рябина, дубок, кедр, елка с иконой) или сделанный плотниками крест, который стоял до окончания строительства. Деревце или крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос. Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.

Жертва

В центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из жертвы. На ранних этапах у славян не исключались человеческие жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом человеческой жертвы стали домашний скот(чаще всего конь) и мелкие животные (петух, курица). Отрывок из христианского номоканона гласит: «при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент - тому наказание - 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козла». Позже строительная жертва стала бескровной. Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги, которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого.

Укладка первого венца

Обряд жертвоприношения совмещался с укладкой первого венца. Этой операции уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным венцам, из которых состоит сруб. С укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и внешнее. Обычно в этот день плотники кладут только один венец, после чего следует «окладное» («обложейное», «закладочное») угощение, во время которого мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет». Если же плотники желают хозяевам будущего дома зла, то и в таком случае укладка первого венца - наиболее подходящий момент: ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную порчу, мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» - и что он задумал, то и сбудется.

Укладка матицы

Центральный момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью которых было обеспечить тепло и достаток в доме. Один из плотников обходил самое верхнее бревно («черепной венец»), рассеивал по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяева все это время молились богу. Мастер-жрец переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в карманах ее положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу, содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.

После установки матицы и «матичного» угощения катались на лошадях с песнями, чтобы все селение видело, что матицу положили. И только через день продолжали достраивать дом.

Прорубание окон и дверей

Пристальное внимание уделялось процессу изготовления дверных и оконных проемов, дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего мира (дома) с внешним. Когда вставляли дверную раму, говорили: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови», - и делали топором знак креста. То же происходило, когда устанавливали притолоки и подоконники для окон, и так же обращались к окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых духов.

Покрытие дома

Небо – крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония, ведь все, что имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине мира, становится «своим», жилым и безопасным, только будучи покрытым. С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось «замочка» крыши. На Севере устраивали«саламатник» - торжественный семейный обед для плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких сортов - густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной), замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из поджаренной на масле крупы.

Окончание строительства

Странными представляются обряды, завершающие строительство дома. В течение определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов семьи. Например, могли оставить непобеленным кусок стены над иконами или год не делали крышу над сенями, чтобы «всякие беды вылетали в это отверстие». Так незавершенность, незаконченность связывалась с идеями поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия, продолжения жизни.

Народные приметы о строительстве дома: Деревянное строительство на Руси всегда сопровождалось массой суеверий и традиций, предлагаем Вашему вниманию самые интересные из них. Выбору места для строительства уделялось особое внимание. По народным поверьям, благоприятным местом для постройки дома являлось то, место, где любит отдыхать домашний скот, на котором животные часто лежат, а также место, уже кем-либо обжитое. Считалось, что нельзя ставить дом там, где прежде стояла баня, была дорога либо находились ворота (хозяйство будет скрипеть так же, как и ворота). Так же плохим для строительства деревянного дома местом считался спорный участок земли. Для того, чтобы узнать насколько удачно место для постройки дома, проводили ряд нехитрых манипуляций. После разметки места для дома, вязали первый венец и копали ямы для столбов. Затем, в эти самые ямы, хозяин высыпал рожь, «чтоб Бог дал житье и жизнь» а потом на ночь клал в каждый из четырех углов по хлебу и ставил по стаканчику воды. И если на другой день хлеб и воду находили в том же виде, в каком они были оставлены, или если вода еще прибывала и переливалась через край стаканчика, это считали весьма хорошим предзнаменованием, а если хлеб и вода оказывались опрокинутыми, то это принимали за дурной признак. Был и другой способ: в месте предполагаемом для постройки рыли небольшую яму и ставили туда посудину с медом: если к утру в ней появились муравьи, выбранное место можно считать вполне удачным. Относительно начала строительства было множество различных поверий: начинать строительство надо только во вторник или в четверг, печи нужно класть под новолуние - теплее будут, но ни в коем случае на убывающей луне, если в строящемся доме первое основание заложит девица - в этом доме, зимой всегда будет тепло; первые два бревна оклада нужно класть вдоль дома, а потом поперек, иначе жизнь поперечная будет; в основание дома нужно положить хвойные ветки, чтобы предохранить его от молнии; в передний угол, на первую кладку, нужно положить деньги - для богатства в новом доме, шерсть - для тепла, ладан - для святости и чтобы домовой не шутил; пока не положен первый венец, мастера не должны отлучаться с места работы, не должны втыкать топор в бревно или бить по нему обухом; В первый рабочий день мастера срубали только один венец, а уходя клали на каждый угол по небольшому ломтику хлеба. Если к утру весь хлеб оставался целым, то в строящемся доме всегда будет достаток, а сам дом благополучно простоит долгие годы. Если при рубке зачаточного венца первая щепка полетит внутрь четырехугольника, то в дом будет приходить всякая прибыль, удача и благополучие. Все щепки, полученные при рубке первого венца, нужно собрать в середину четырехугольника, чтобы происходящее вовне известно было в доме, но чтобы не известно было на улице, что делается дома. При строительстве запрещалось ставить столбы комлем вверх - счастья не будет, скот будет плохо вестись. Пол в доме клали только вдоль, по направлению к порогу, считалось, что если положить иначе - в доме счастья не будет. Если плотников и печника плохо угостили, то в доме жить будет плохо - «то поет, то стучит, то в трубе домовой визжит». Дом не ставили окнами или воротами «на ночь», то есть на север. А, когда ставили матицу (так называли центральную балку, на которую настилается потолок), то пекли пироги и угощали плотников выпивкой. После завершения строительства дома, хозяин перебрасывал через него освященное яйцо, которое нужно было тут же зарыть на месте падения, считалось, что после этого ритуала, ветер не будет срывать крышу. Новый дом обязательно освящал батюшка или, по крайне мере, каждый угол дома обрызгивали святой водой из церкви. Относительно переезда в новый дом так же существовало множество традиций и примет. Прежде чем заселиться в новый дом, в него пускали переночевать кота или петуха. Предохраняя дом от входа нечистой силы, животное поутру своим видом покажет, как здесь заживут хозяева: если кот или петух бодры - заживут хорошо, если нет - плохо. Считалось, что в новый дом лучше всего переселяться на какой-нибудь праздник, и лучше всего на рассвете – тогда ангелы переселяются вместе с хозяевами. А вот переезжать на закате категорически запрещалось. Так же принципиальным моментом при переезде была фаза луны и день недели. Неудачными для переезда считались среда, пятница и суббота. Заходить в новый дом лучше всего в период полнолуния. Традиционно, в первый раз в дом заходили с хлебом и солью. Помимо этого, считалось, что всяческому преуспеванию в новом доме много помогает то, если в день переезда туда будут помещены именно те предметы, ради которых здание выстроено, и не допущены предметы сторонние, как, например, свиньи - в овчарню, коровы - в конюшню, сено - в овин и т.д. Согласно народным поверьям, сам праздник новоселья не стоит устраивать собственно в день переселения, необходимо выждать минимум три дня. Вот такие русские народные приметы дошли до наших дней.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Где строить дом

Избу нельзя строить на дороге или даже тропинке, на заброшенном кладбище или забытой могиле. Если дом стоит не на месте, в нем все время будет что-то чудиться, а жильцы будут умирать.
Размерив для дома место, вяжут первый венец и затем копают ямы дл! столбов. В эти ямы хозяин высыпает рожь, «чтоб Бог дал житье и жизнь» а потом на ночь кладут в каждый из четырех углов по хлебу и ставят по стаканчику воды. Это делается для того, чтобы узнать, счастливо ли то место, где закладывается новый дом. И если на другой день хлеб и воду находят в том же виде, в каком они были оставлены, или если вода еще прибудет и переливается через край стаканчика, это считают весьма хорошим предзнаменованием, а если хлеб и вода окажутся опрокинутыми, то это дурной признак.
Чтобы испытать, пригодно или нет данное место для постройки дома, в небольшую вырытую яму на ночь ставят посудину с медом: если к утру в ней появились муравьи, выбранное место можно считать вполне удачным.
Дом нельзя строить там, где была дорога или стояла баня, а также там, где были найдены кости животных, тем более, если это человеческие кости.
Несчастливым местом для строительства дома считается спорный участок земли.
Если дом поставить на том месте, где раньше была печь, в этом доме будет печаль.
Не следует ставить дом на пожарище, иначе он может снова сгореть.
Нельзя ставить дом там, где прежде когда-то были ворота - хозяй¬ство будет скрипеть так же, как и ворота.
Благоприятным местом для постройки дома является то, где любит отдыхать домашний скот, на котором животные часто лежат, а также место, уже кем-либо обжитое.

Когда строить дом

Под старость не строй дом, не то скоро умрешь.
Рубить лес для дома надо на полный месяц, тогда бревна не будут трескаться.
Самым благоприятным временем для заготовки деревьев на строи¬тельство дома считается март и апрель, так как в это время сок укреп¬ляет древесину.
Удача будет способствовать во всем, если начать строить дом в Вели¬кий пост (ранней весной) и в новолуние, хорошо также, если строитель¬ство по срокам захватит Троицу.
Если начинать строительство дома в день, посвященный мученику, то не доведешь постройки до конца, а если начинать строительство в день, посвященный памяти преподобных, все будет благополучно.
Начинать строительство надо только во вторник или в четверг.
Печи нужно класть под новолуние - теплее будут, но ни в коем случае на убывающей луне.
Строительство, начатое на убывающей луне либо не закончится, либо дом впоследствии будет одолевать нечистая сила.

Начало строительства

Если при рубке леса для строительства дома первая срубленная ле¬сина при падении зацепится за другое дерево и не упадет на землю, больше рубить лес не следует, иначе дом будет несчастливым.
Если в строящемся доме первое основание заложит девица - в этом доме, зимой всегда будет тепло.
Первые два бревна оклада нужно класть вдоль дома, а потом поперек, иначе жизнь поперечная будет.
В передний угол, на первую кладку, нужно положить деньги - для богатства в новом доме.
Во время закладки избы никто не должен присутствовать, иначе слу¬чится большое несчастье. Мастер может «заложить дом на свою голо¬ву» и непременно умрет.
В первый рабочий день мастера срубают только один венец, а уходя кладут на каждый угол по небольшому ломтику хлеба. Если к утру весь хлеб останется целым, то в строящемся доме всегда будет достаток, а сам дом благополучно простоит долгие годы.
Пока не положен первый венец, мастера не должны отлучаться с мес¬та работы, не должны втыкать топор в бревно или бить по нему обухом, иначе во всех этих случаях на новый дом можно навести невольную пор¬чу.

Другие приметы и поверья, связанные со строительством

При строительстве нельзя ставить столбы комлем вверх - счастья не будет, скот будет плохо вестись.
Пол в доме нужно настилать вдоль, по направлению к порогу, иначе в доме счастья не будет.
Если плотников и печника плохо угостили, то в доме жить будет пло¬хо - то поет, то стучит, то в трубе домовой визжит.
Нельзя при строительстве дома использовать деревья, выросшие на месте разрушенной церкви, часовни или на могиле, иначе в доме никогда не будет счастья.
В строительстве дома нельзя использовать проклятые деревья, к ка¬ковым относятся ель и осина.
Тяжко грешит тот, кто решается срубить для дома всякое старое де¬рево, отнимая у него тем самым заслуженное право на ветровал, то есть на естественную, стихийную смерть.
Нельзя строить дом из сухих деревьев, иначе впоследствии жильцы та¬кого дома будут страдать от сухотки.
Использование в строительных делах бревна с пасынком (то есть суч¬ком, идущим из глубины ствола) приводит к скорой смерти хозяина до¬ма.
Если под дом во время его закладки положить грушу, то в нем будет грусть.
Дом не строят окнами или воротами «на ночь», то есть на север, ина¬че черти выживут хозяина.
Если при рубке зачаточного венца первая щепка полетит внутрь четы¬рехугольника, то в дом будет приходить всякая прибыль, удача и благополучие.
Все щепки, полученные при рубке первого венца, нужно собрать в се¬редину четырехугольника, чтобы происходящее вовне известно было в доме, но чтобы не известно было на улице, что делается дома.
В основание дома нужно положить хвойные ветки, чтобы предохранить его от молнии.
При постройке дома жито кладут под угол, а деньги - под заклад- ное бревно.
При постройке дома, после того как обложат ряд, под передний угол кладут серебряные монеты, потом медные, для того, чтобы в доме всегда водились деньги.
Во время закладки нового дома под его угол кладут деньги для богатства. Шерсть - для тепла, ладан - для святости и чтобы домовой не шути-
Когда рубят дом, не следует оставлять топор в стене, иначе в этом доме будет чудиться разное.
При подъеме в новом доме матицы к ней привязывают завернутые в платок медную икону и каравай ржаного хлеба. В то время, когда ма¬тицу опускают на место, топором обрубают узел веревки. Если при падении икона окажется вниз головой, то хозяйка дома умрет прежде хо¬зяина, и наоборот.
Когда ставят матицу (центральную балку, на которую настилается потолок), то пекут пирог и угощают плотников выпивкой.
При постройке нового дома нельзя вкладывать в стену бревно, об¬тертое об другое, иначе вымрет вся семья, которая будет жить в этом доме.
Если с высоты строящегося дома мастера увидят зайца, дом не будет счастливым для жильцов, а если волка - дому предстоит всяческое бла¬гополучие.
Когда завершается строительство дома, хозяин перебрасывает через него освященное яйцо, которое тут же зарывает на месте падения - ве¬тер не будет срывать крышу.
Когда завершится строительство, дом обязательно должен освятить батюшка или, по крайне мере, каждый угол дома нужно обрызгать святой водой из церкви.

Деревянное строительство на Руси всегда сопровождалось массой суеверий и традиций, предлагаем Вашему вниманию самые интересные из них. Выбору места для строительства уделялось особое внимание.

По народным поверьям, благоприятным местом для постройки дома являлось то, место, где любит отдыхать домашний скот, на котором животные часто лежат, а также место, уже кем-либо обжитое. Считалось, что нельзя ставить дом там, где прежде стояла баня, была дорога либо находились ворота (хозяйство будет скрипеть так же, как и ворота). Так же плохим для строительства дома местом считался спорный участок земли.

Для того, чтобы узнать насколько удачно место для постройки дома, проводили ряд нехитрых манипуляций. После разметки места для дома, вязали первый венец и копали ямы для столбов. Затем, в эти самые ямы, хозяин высыпал рожь, «чтоб Бог дал житье и жизнь» а потом на ночь клал в каждый из четырех углов по хлебу и ставил по стаканчику воды. И если на другой день хлеб и воду находили в том же виде, в каком они были оставлены, или если вода еще прибывала и переливалась через край стаканчика, это считали весьма хорошим предзнаменованием, а если хлеб и вода оказывались опрокинутыми, то это принимали за дурной признак. Был и другой способ: в месте предполагаемом для постройки рыли небольшую яму и ставили туда посудину с медом: если к утру в ней появились муравьи, выбранное место можно считать вполне удачным.

Некоторые строительные приметы наши предки связывали с православной верой: удача будет способствовать во всем, если начать строить дом в Великий пост (ранней весной) и в новолуние, хорошо также, если строительство по срокам захватит Троицу. Так же считали, что если начинать строительство дома в день, посвященный мученику, то не доведешь постройки до конца, а если начинать строительство в день, посвященный памяти преподобных, все будет благополучно.
Помимо этого, относительно начала строительства было множество различных поверий:

  • начинать строительство надо только во вторник или в четверг,
  • печи нужно класть под новолуние - теплее будут, но ни в коем случае на убывающей луне,
  • если в строящемся доме первое основание заложит девица - в этом доме, зимой всегда будет тепло;
  • первые два бревна оклада нужно класть вдоль дома, а потом поперек, иначе жизнь поперечная будет;
  • в основание дома нужно положить хвойные ветки, чтобы предохранить его от молнии;
  • в передний угол, на первую кладку, нужно положить деньги - для богатства в новом доме, шерсть - для тепла, ладан - для святости и чтобы домовой не шутил;
  • пока не положен первый венец, мастера не должны отлучаться с места работы, не должны втыкать топор в бревно или бить по нему обухом;
В первый рабочий день мастера срубали только один венец, а уходя клали на каждый угол по небольшому ломтику хлеба. Если к утру весь хлеб оставался целым, то в строящемся доме всегда будет достаток, а сам дом благополучно простоит долгие годы. Если при рубке зачаточного венца первая щепка полетит внутрь четырехугольника, то в дом будет приходить всякая прибыль, удача и благополучие. Все щепки, полученные при рубке первого венца, нужно собрать в середину четырехугольника, чтобы происходящее вовне известно было в доме, но чтобы не известно было на улице, что делается дома. При строительстве запрещалось ставить столбы комлем вверх - счастья не будет, скот будет плохо вестись. Пол в доме клали только вдоль, по направлению к порогу, считалось, что если положить иначе - в доме счастья не будет. Если плотников и печника плохо угостили, то в доме жить будет плохо - «то поет, то стучит, то в трубе домовой визжит». Дом не ставили окнами или воротами «на ночь», то есть на север. А, когда ставили матицу (так называли центральную балку, на которую настилается потолок), то пекли пироги и угощали плотников выпивкой.

После завершения строительства дома, хозяин перебрасывал через него освященное яйцо, которое нужно было тут же зарыть на месте падения, считалось, что после этого ритуала, ветер не будет срывать крышу. Новый дом обязательно освящал батюшка или, по крайне мере, каждый угол дома обрызгивали святой водой из церкви. Относительно переезда в новый дом так же существовало множество традиций и примет.

Прежде чем заселиться в новый дом, в него пускали переночевать кота или петуха. Предохраняя дом от входа нечистой силы, животное поутру своим видом покажет, как здесь заживут хозяева: если кот или петух бодры - заживут хорошо, если нет - плохо. Считалось, что в новый дом лучше всего переселяться на какой-нибудь праздник, и лучше всего на рассвете – тогда ангелы переселяются вместе с хозяевами. А вот переезжать на закате категорически запрещалось. Так же принципиальным моментом при переезде была фаза луны и день недели. Неудачными для переезда считались среда, пятница и суббота. Заходить в новый дом лучше всего в период полнолуния. Традиционно, в первый раз в дом заходили с хлебом и солью. Помимо этого, считалось, что всяческому преуспеванию в новом доме много помогает то, если в день переезда туда будут помещены именно те предметы, ради которых здание выстроено, и не допущены предметы сторонние, как, например, свиньи - в овчарню, коровы - в конюшню, сено - в овин и т.д.

Согласно народным поверьям, сам праздник новоселья не стоит устраивать собственно в день переселения, необходимо выждать минимум три дня. Вот такие русские народные приметы дошли до наших дней. Некоторые из них кажутся совсем нелепыми, а некоторые - соблюдаются при строительстве и по сей день. Верить или не верить – вот в чем вопрос….

Случайные статьи

Вверх