Государственное регулирование экономики. Необходимость государственного регулирования экономики страны

Макроэкономическая нестабильность обуславливают государственное регулирование экономики. Решение ряда социально-экономических проблем рынку не подвластно (массовая безработица, инфляция, монополизм и т.д.). Государство “сглаживает” неравномерность экономического развития и стремится обеспечить умеренный экономический рост.

Необходимость государственного регулирования экономики обусловлено также и несовершенством самого рынка. Ситуацию, когда рынок не в состоянии эффективно распределять ресурсы, экономисты определяют как “провалы рынка”, т.е. рынок не в состоянии регулировать и координировать весь спектр экономических явлений и процессов. Институционально-правовую основу деятельности экономических агентов, правила рыночной игры устанавливает государство. Это же касается определения прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников, а также общих основ внешнеэкономической деятельности и т.д.

Функции государства в рыночной экономике :

Регулирование внешних эффектов;

Удовлетворение потребностей общества в общественных благах и услугах;

Перераспределение доходов;

Активизация конкуренции;

Стабилизация экономики.

Устанавливая правовые нормы, покупая на рынках товары и услуги, производя некоторые виды благ и услуг, осуществляя трансфертные платежи, государство влияет на функционирование современной экономики. Финансируя себя посредством налогов и займов, государственные структуры оказывают огромное воздействие на цены, процентные ставки, экономическую активность, производство. Нет ни одной страны, экономика которой функционировала бы только на основе рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом современная экономика использует механизм государственного регулирования экономики.

Государство в политике регулирования экономики ставит ряд целей. Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства.

Кроме того, в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени целями государственной экономической политики могут быть:

Поддержание сбалансированности общественного производства;

Стимулирование роста производства;

Обеспечение полной занятости;


Повышение эффективности общественного производства;

Справедливое распределение дохода;

Стабильность цен, недопущение инфляции ;

Сохранение природной и окружающей среды и т.д.

Для достижения поставленных целей государство должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, а также инструментами или регуляторами воздействия на экономику.

Современному государству приходится решать комплекс проблем: обеспечивать функционирование базовых отраслей - энергетических, топливных, металлургии и т.д., поощрять развитие новых отраслей, прогнозировать долгосрочную динамику науки и техники, всего народного хозяйства, оценивать последствия научно-технического прогресса с позиций национальных интересов, заниматься оздоровлением окружающей среды, создавать и обслуживать производственную и социальную инфраструктуру - транспорт, связь, культуру, здравоохранение, образование и т.д.

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от задач, конкретно-экономических обстоятельств, национальных условий, материальных возможностей, накопленного опыта регулирования. Условно выделяются три группы регуляторов (рис.1.).

1. Правовые регуляторы - законы и институты, определяющие и защищающие права собственности, гарантирующие соблюдение контрактов и регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка. Правовая основа предпринимательства является важнейшей частью современной инфраструктуры рынка. Там, где закон не существует или он бездействует, неизменно происходит криминализация экономики, вступает в действие право “силы”, а не закона.

2. Административные регуляторы - директивное регулирование цен, заработной платы, условий труда, валютное и антимонопольное регулирование, - то есть инструменты, связанные с принуждением, прямым подчинением хозяйствующих субъектов решениям государственных органов. Применение административных регуляторов в экономике необходимо, но они носят подчиненный характер по сравнению с экономическими регуляторами.

Рис. 1. Способы и методы государственного регулирования экономики

3. Экономические регуляторы - основные инструменты регулирования рыночной экономики, не предполагают прямого вмешательства государства в деятельность субъектов рынка. Цели, которые ставит перед собой государство, достигаются не принуждением, а созданием (посредством определенной экономической политики) такой экономической среды, которая заставляет субъектов экономики действовать в желательном для государства русле.

Экономические регуляторы используются государством с целью прямого и косвенного воздействия на экономику. Методы прямого воздействия на экономику: различные формы целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм, в виде субвенций или субсидий, дотаций, пособий из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов; система государственных закупок и заказов, т.е. государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах либо на уникальную, особо дефицитную продукцию.

В рыночной экономике предприятия конкурируют за получение государственных заказов, поскольку госзаказ гарантирует сбыт продукции; развитие государственного предпринимательства в капиталоемких и малорентабельных отраслях, таких как угольная промышленность, водный и железнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог и т.д.

Методы косвенного воздействия на экономику - это бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, социальная, внешнеэкономическая политика государства.

Государственное вмешательство в экономику предполагает наличие некоторых ресурсов. Основным источником денежных средств служит налогообложение . Государство обязывает лиц, на которых распространяется его юрисдикция, участвовать в финансировании его расходов. Мобилизуя ресурсы, государство затем их целенаправленно использует посредством общественных (государственных) расходов . Это означает, что оно выступает в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективному использованию своих ресурсов.

Бюджетно-налоговая политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией.

Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:

Сглаживание колебаний экономического цикла;

Повышение уровня экономической активности;

Стимулирование развития отдельных сфер экономики, структурная перестройка экономики;

Стабилизация темпов экономического роста;

Достижение высокого уровня занятости;

Снижение темпов инфляции.

Современная бюджетно-налоговая политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. Осуществляется фискальная политика с помощью таких инструментов, как государственные расходы и налоги. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем во всех странах используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Из средств государственного бюджета финансируются: затраты на расширенное воспроизводство; непроизводственные расходы государства; развитие инфраструктуры, научных исследований; проведение структурной политики; содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль при этом играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов, государство стремится добиться более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких падений производства.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства:

Дискреционная фискальная политика;

Недискреционная фискальная политика (система встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика - это политика, при которой применяется сознательное манипулирование налогами и государственными расходами в целях изменения реального объема производства, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основные инструменты дискреционной фискальной политики:

Изменение объема государственных расходов (G);

Изменение суммы подоходного налогообложения (Т ).

В период экономического спада с целью увеличения объема производства и занятости производится увеличение государственных закупок товаров и услуг. Величина государственных расходов возрастает на величину прироста государственных закупок товаров и услуг увеличивается совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

Недискреционная фискальная политика (система встроенных стабилизаторов) - налоговое законодательство, сформулированное таким образом, чтобы автоматически смягчать колебания совокупного выпуска и занятости: Его цель - встроить в экономику механизмы, которые ослабляют колебания производства и занятости, и без специальных правительственных решений оказывают при наступлении спада стимулирующее фискальное воздействие на экономическую конъюнктуру (путем увеличения бюджетного дефицита), а во время подъема - сдерживающее (путем увеличения бюджетного излишка).

Задача недискреционной политики - ослабить колебания совокупного спроса и дохода (тогда как задача дискреционной политики - устранить негативные последствия этих колебаний).

Инструменты недискреционной фискальной политики (встроенные стабилизаторы).

Система налогообложения доходов;

Система государственных трансфертов;

Система участия в прибылях.

На фазе подъема доходы фирм и населения растут. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и другие социальные расходы государства. Совокупный спрос снижается, и это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что способствует преодолению экономического спада.

По мере увеличения национального дохода в период подъема налоги автоматически возрастают и сдерживают экономический подъем, формируя тенденцию к ликвидации дефицита государственного бюджета и созданию бюджетного излишка. И наоборот, в период спада налоги автоматически сокращаются, что смягчает экономический спад и подталкивает государственный бюджет от бюджетного излишка к бюджетному дефициту.

Для смягчения последствий шоков проводится стабилизационная политика государства .

Например, рост цен на нефть и энергоносители вызывает рост общего уровня цен и падение объема выпуска. Если правительство и ЦБ не предпринимают никаких шагов, то экономика будет приспосабливаться к новой ситуации, при более низком уровне производства и занятости, что чревато социальными потрясениями.

Меры стабилизационной политики позволяют нейтрализовать негативные последствия шока посредством увеличения предложения денег или государственных расходов. Однако в результате поднимается общий уровень цен в экономике. Таким образом, экономическая политика государства сталкивается с дилеммой: либо длительный спад и безработица, либо рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска.

Особое место среди направлений экономической деятельности занимает экономическое программирование (или индикативное планирование) и прогнозирование экономики. При программировании ранжируются приоритеты и выбранные цели увязываются с системой регуляторов. Задачей прогнозирования является объективное, достоверное представление о том, что произойдет в экономике при тех или иных условиях.

Выделяют два вида денежно-кредитной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая денежно-кредитная политика (политика дешевых денег) - денежно-кредитная политика направленная на увеличение денежной массы. Проводится в период экономического спада и высокого уровня безработицы.

Сдерживающая денежно-кредитная политика (политика дорогих денег) - денежно-кредитная политика, направленная на сокращение денежного предложения во время инфляции для ограничения совокупных расходов.

Денежно-кредитная политика проводится Центральным банком.

Воздействие Центрального банка на денежно-кредитную сферу может осуществляться при помощи трех главных инструментов:

1) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования) - дисконтная политика;

2) изменение нормы обязательных резервов (обязательные резервы - часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в ЦБ). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов);

3) операции на открытом рынке (купля-продажа ЦБ государственных ценных бумаг).

Три основных инструмента денежно-кредитной политики дополняются второстепенными, менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования.

Рассмотрим основные инструменты денежно-кредитного регулирования подробнее:

1. Изменение учетной ставки Центрального банка. Учетная ставка - это ставка, по которой Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам. Коммерческий банк, берущий ссуду у ЦБ, увеличивает свои резервы, расширяя тем самым возможность предоставления кредита. Снижение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ЦБ, что увеличивает денежное предложение. Рост учетной ставки имеет обратный эффект.

2. Изменение нормы обязательных резервов. Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, так как процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента значительна.

3. Операции на открытом рынке. Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные денежные средства и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги , процесс протекает в обратном направлении.Иными словами, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Однако эффективность использования этого метода зависит от уровня развития фондового рынка.

Выполняя функцию банкира правительства, центральный банк выдает правительству ссуды и потому является крупнейшим держателем государственных облигаций. Краткосрочные облигации используются им для проведения операций на открытом рынке, представляющем собой вторичный рынок государственных долговых обязательств. При покупке и продаже ценных бумаг центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков, т.е. управлять их кредитной эмиссией.

Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков, способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг центральным банком приводит к обратным последствиям. Операции на открытом рынке позволяют быстро изменить объем денежной массы, в отличие от прочих инструментов, которые носят среднесрочный характер. Проведение таких операций опирается на мощную инфраструктуру, и объем сделок центрального банка на открытом рынке значителен.

В качестве дополнительного инструмента денежно-кредитной политики выделяют денежную эмиссию. Эмиссия наличных денег приводит к расширению денежной базы и мультипликационному расширению денежной массы. Принудительное изъятие денег из обращения проводится центральным банком при помощи деноминации денежных знаков, замены денежных знаков в ограниченных масштабах, прекращения хождения денежных знаков с ограниченным обменом их на новые. Приводит к сокращению денежной базы и денежной массы. Эти инструменты редко используются центральными банками.

При макроэкономической нестабильности, при росте безработицы, проводится политика дешевых денег . Она нацелена на формирование дешевого и легкодоступного кредита, с тем, чтобы увеличить совокупные расходы и занятость.

Для стимулирования роста совокупных расходов необходимо увеличить денежное предложение, следовательно, увеличить избыточные резервы коммерческих банков, что возможно путем:

Покупки ценных бумаг на открытом рынке;

Снижения нормы обязательных резервов;

Снижения учетной ставки.

Цель политики дорогих денег — ограничение денежного предложения, чтобы сократить совокупные расходы и снизить инфляцию. Это можно сделать путем снижения денежного предложения.

Для этого необходимы:

Продажа ценных бумаг на открытом рынке;

Увеличение резервной нормы;

Увеличение учетной ставки.

Если равновесному объему производства сопутствует безработица, то следует прибегнуть к политике дешевых денег. Для увеличения денежного предложения необходимо выкупить государственные ценные бумаги, понизить резервную норму или учетную ставку, что увеличит избыточные резервы коммерческих банков, а следовательно, и денежное предложение. Рост денежного предложения снизит процентную ставку, увеличит инвестиции и равновесный объем производства.

Политика дорогих денег понижает доступность кредита, увеличивает его издержки. Она включает продажу государственных ценных бумаг, увеличение резервной нормы, рост процентной ставки, что в конечном счете сократит денежное предложение, повысит процентную ставку, снизит инвестиции, совокупные расходы, а значит, и инфляцию.

Таким образом, политика дешевых денег понижает процентную ставку, увеличивает инвестиции и равновесный объем производства, а политика дорогих денег увеличивает процентную ставку, снижает инвестиции и уменьшает номинальный ВВП.

Основными причинами, обусловливающими необходимость вмешательства государства в экономику, являются провалы рынка - экономическая неэффективность и неравенство (несправедливость, социальная неэффективность) при рыночном распределении доходов.

Признавая неоспоримые преимущества рыночной экономики перед командной экономикой, необходимо отметить, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их достаточно неэффективно. Провалы (фиаско) рынка - это такая ситуация, в которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль государства заключается в том, чтобы скорректировать подобные рыночные провалы. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип государственного вмешательства.

К провалам рынка традиционно относят: несовершенство конкуренции (монополии, в том числе естественные); необходимость производства общественных благ, которые не в состоянии обеспечить рынок; игнорирование рынком проблем внешних эффектов (экстерналий); асимметрия информации, препятствующая свободной конкуренции.

Важной причиной вмешательства государства в рыночную систему является характерная для рынка тенденция к монополизации, имеющая неоднозначные последствия. С одной стороны, рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость к научно-техническому прогрессу; с другой стороны, снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних, способность прорыва на мировые рынки. В целях снижения негативных последствий государство через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), поощрение конкуренции и содействие созданию новых предприятий проводит антимонопольное регулирование экономики.

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ (национальная оборона, услуги маяков, уличное освещение и др.). Общественные блага - это блага, обладающие неисключаемостью (не могуг быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей) и неконкурентоспособностью (будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек). Производство и предложение таких благ частными компаниями оказывается невыгодным. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентоспособности - это квазиобщесгвенные блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и т.п. Иногда к таким благам относят также организации системы образования, медицины, культуры, хотя это скорее частные блага с высокими положительными внешними эффектами. Производство общественных благ занимается либо государство, либо фирмы -подрядчики государства. Наиболее сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов. При этом традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает.

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий) - ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Например, загрязнение окружающей среды - отрицательные внешние эффекты; выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей - положительные внешние эффекты.

Несостоятельность рынка связана также с несовершенством информации. Проблема асимметрии информации в некоторой степени может быть решена на основе учета репутации. Однако в наиболее сложных ситуациях полезным является вмешательство государства. Одна из его форм -лицензирование как обязательное условие занятия тем или иным видом деятельности. Возможно также прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. В ряде случаев действенным инструментом, позволяющим нейтрализовать последствия информационной асимметрии, являются разнообразные виды государственного контроля за производством и сбытом товаров и услуг. Не только асимметричное распределение, но и недостаток информации у потенциальных участников сделок порождает неэффективность. Отсутствие достаточной информации может блокировать взаимодействие, результатом чего становится неполнота рынков, которая непосредственного проявляется в финансовой сфере. Обычно государство не в состоянии полностью преодолеть общий недостаток информации. Однако оно способно распределять риск между гражданами в такой степени, которая недоступна частным инвесторам. Поэтому государство может финансировать и осуществлять долгосрочные проекты, страховать банковские депозиты и предпринимать другие действия, которые, в принципе, способны улучшать положение в экономике, но зачастую слишком рискованны с точки зрения частных предпринимателей.

Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и макроэкономические провалы рынка - безработица и инфляция, макроэкономическая нестабильность.

Борьба с инфляцией является важнейшей задачей экономической политики государства. Поддержание допустимого уровня инфляции нередко сопровождается большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями.

Требует государственного вмешательства и существование безработицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, приводит к негативным социально-экономическим последствиям: потери ВНП, низкие доходы населения, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность. В свою очередь политика, направленная на обеспечение и поддержание естественного уровня безработицы сопряжена с возможным дефицитом бюджета, инфляцией, так как требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.

Таким образом, провалы рынка ведут к тому, что экономика функционирует неэффективно, не достигая границы своих производственных возможностей, и поэтому вмешательство государства теоретически может улучшить ситуацию для общества в целом (в смысле достижения Парето-эффективности).

Другой важный аргумент в пользу государственного вмешательства -социальная несправедливость. Рыночный механизм, как известно, не способен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

На основании вышеизложенного можно констатировать, что государству принадлежит важная роль в сохранении и поддержании самой рыночной среды.

Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение «правил игры» основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, офа-ничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле, принуждение оказывается способом снижения трансакционных издержек - издержек ведения переговоров, получения достоверной информации, издержек рискованных действий частных структур, которые были бы исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий. Такое принуждение осуществляется государством в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом. Но, в свою очередь, если издержки государственного управления оказываются выше трансакционных издержек, - это повод для ухода государства из соответствующих сфер. Мы согласны с Л.И. Якобсоном, что «государственное вмешательство уместно уподобить лекарству, которое следует применять только при наличии болезни, сообразно конкретному диагнозу, и избегая избыточных доз» .

Таким образом, рынок и государство - важнейшие общественные институты, дополняющие друг друга. Государство исправляет провалы рынка, а последний существенно влияет на деятельность государства и корректирует ее.

Проведенный анализ свидетельствует, что среди авторов, уделявших внимание вопросам государственного участия в экономике не сформировалось единого и универсального определения государственного регулирования экономики. В частности. В.И. Кушлин рассматривает государственное регулирование как одну из основных форм участия государства в экономике, состоящую в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития, благосостояние населения страны; составной элемент системы регулирования национальной экономики, дополняющий рыночное и корпоративное регулирование и взаимодействующий с ними .

Ряд авторов считает, что государственное регулирование - неотъемлемый элемент механизма функционирования экономики. В этом контексте под государственным регулированием они понимают воздействие (прямое или косвенное) государственных органов управления на экономику в обществе с целью достижения макроэкономического равновесия и обеспечения в целом нормального функционирования экономики .

При этом предполагается, что прямое, или непосредственное воздействие (поддержка) государственных органов распространяется лишь на хозяйствующие субъекты государственного сектора экономики, тогда как косвенное, или опосредственное) воздействие государства относится как к экономике в целом, так и прежде всего к ее частному сектору.

Некоторые экономисты трактуют государственное регулирование экономики как систему типовых мер законодательного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям .

Иначе интерпретирует государственное регулирование профессор В.И. Орешин: «государственное регулирование экономики - воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, включающий процедуру разработки экономической политики, обоснование ее положений, выбора средств и методов ее проведения» .

В.Л. Тамбовцев под государственным регулированием понимает использование юридических инструментов для реализации целей социально-экономической политики государства. При этом он подчеркивает, что содержанием соответствующих юридических инструментов - законов, указов президента, распоряжений и постановлений правительства, предписаний и инструкций, принимаемых отдельными органами исполнительной власти, а также нормативных актов региональных и муниципальных органов - являются преимущественно правила поведения или осуществления отдельный действий экономическими агентами .

Л.Г. Ходов отмечает, что государственное регулирование экономики в современных условиях является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и социальной сфере: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержание внешнеэкономического равновесия .

Также встречается определение государственного регулирования экономики, как системы институтов и мероприятий в рамках государства, служащей устойчивому функционированию и развитию экономической системы страны в соответствии с социально-экономическими целями, одобренными обществом .

Таким образом, обобщив и проанализировав существующие подходы, можно сделать вывод, что государственное регулирование экономики -это система экономических рычагов и инструментов целенаправленного воздействия государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности и устойчивости или изменения в нужном обществу направлении. Оно призвано создать правовые, экономические, организационные и другие условия для достижения максимального благосостояния общества в тех случаях, когда рыночный механизм недостаточно эффективно решает задачи распределения производственных или потребительских благ.

Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих экономических целей (табл. 1.1).

Основные экономические цели государственного регулирования экономики

Цель

Экономический

Предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни

Экономическая эффективность

Предусматривает получение наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов

Полная занятость трудоспособного населения

Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией

Стабильный уровень цен

Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжения, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать

Справедливое распределение доходов

Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который бы способствовал выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой

Сбалансированность торгового баланса

Предполагается поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок

Достижение указанных целей государственного регулирования экономики означает относительное макроэкономическое равновесие в рамках национального хозяйства и создание благоприятных условий для внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

на тему: "Необходимость государственного регулирования"


Экономическое состояние нашей страны всегда находится двух разных фазах. Это или подъем или спад. В связи с этим государство применяет политику различных видов. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране. В связи с этим я бы хотел выдвинуть свою точку зрения по поводу необходимости государственного регулирования, опираясь на общеизвестные факты и научную литературу.

Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики подразделяются на:

·Бюджетно-налоговую (фискальную) политику - деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена данная политика на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.

·Денежно-кредитную (монетарную) политику - контроль над денежной массой в экономике. Её цель - поддержка стабильного развития экономики.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование также являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Помимо механизмов существуют методы. Государственное воздействие на экономику осуществляется двумя видами методов: косвенными и прямыми.

К косвенным методам относят: фискальную политику, кредитно-денежную политику, таможенную политику, амортизационную политику.

К прямым методам относят: распределение бюджетных инвестиций, регулирование материальных потоков и производственной деятельности, государственное предпринимательство.

Хотелось бы также упомянуть о том, что переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в сформировавшемся рыночном хозяйстве. Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. Можно выделить много фактов о переходной экономике в России, но они, к сожалению, в полной мере не доказывают необходимость государственного регулирования и тем самым не обосновывают мою точку зрения.

Так как рыночная система несовершенна, некоторые факты доказывают, что государственное регулирование необходимо на данном этапе общественной жизни и уровня экономики страны в целом.

Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

Внешние эффекты- загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.

Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для "социальной компенсации" малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.государственный экономика рыночный фискальный

Для данных ситуаций выше мной были изложены государственные механизмы и методы регулирования экономики.

Делая вывод, хотелось бы отметить, а точнее напомнить, что в руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. На данном этапе общественной жизни и экономической системы России, население не способно адекватно реагировать на все экономические ситуации в стране, если они будут происходить без вмешательства государства. В свою очередь вмешательство государства вызывает у граждан волну эмоций, которые связаны, с какими либо не удовлетворенными потребностями, зависящими от государства. Поэтому вопрос о необходимости государственного регулирования экономики до сих пор остается открытым.

Рассмотрим предпосылки:

1. По мере усложнения развития общества, хозяйственных связей усиливают интеграционные процессы в экономике, в этих условиях возрастает роль общенациональных потребностей, которые формируются в процессе интеграции общества и государство управляет процессом их реализации как единственно возможный субъект их удовлетворения;

2. Развитие производства, углубление общественного разделения труда, усложнение хозяйственных связей.

Промышленная революция, научно-технический прогресс, который активно развивается в XX веке, приводят к тому, что возрастает технологичность производства, усложняется производимые продукты, в производстве одного конечного продукта принимают участи десятки, сотни, а иногда и тысячи различных товаропроизводителей, которые выстраиваются в определённую замкнутую технологическую цепочку и передают части этого товара друг другу как на конвейере. Если раньше один производитель от начала до конца производил товар, то теперь один товар производят десятки, сотни производителей. Из этого следует необходимость интеграции их деятельности. Ведь каждый из производителей в отдельности самостоятелен и действует на свой страх и риск. Но здесь, когда огромные цепочки, когда множество участников, возрастает опасность принятия неправильного решения отдельным участником этих связей. Поэтому необходимо каким-то образом интегрировать хозяйствующих субъектов в рамках этих сложных технологических процессов. Можно на корпоративном уровне, создавая крупные объединения, корпорации, но постепенно возникает потребность в какой-то более крупномасштабной интеграции на уровне всей национальной экономики. И вот здесь в роли активного регулятора начинает выступать государство, которое приводит в соответствие взаимодействие всех участников сложных цепочек, регулирует связи между цепочками, между различными отраслями, регионами. Чем сложнее экономика, чем глубже разделение труда и специализация, тем острее необходимость использования единого центра для регулирования хозяйственных процессов.



3. Связана со второй – возрастающая неспособность рынка осуществлять эффективное антикризисное регулирование экономикой. До определённого этапа рынок нормально осуществлял свои регулирующие функции, позволял устанавливать баланс между производством и потреблением, спросом и предложением. Но, начиная с середины XIX века, стали происходить постоянные, циклические сбои в работе рыночного механизма. Выражением этих сбоев стали циклически повторяющиеся кризисы (кризисы перепроизводства). И чем сложнее экономика, тем труднее рынку выполнять регулирующие функции, поскольку рынок основан на саморегулировании, на мотивации отдельных, обособленных частных собственников, которым всё сложнее принять правильное решение, когда усложняется их взаимодействие. Из-за того, что взаимодействие между частными собственниками в условиях рынка становится всё более сложным, отдельному рыночному субъекту руководствуясь рыночной информацией всё сложнее принимать правильное хозяйственное решение, возникает риск управленческой ошибки. Этот риск приводит к возникновению различных диспропорций, сбоев в работе рыночного механизма. Как раз государственное регулирование появляется и активизируется во многом для того, чтобы преодолеть эти провалы (фиаско) рынка, связанные с его неспособностью поддерживать оптимальные пропорции, темпы и структуру народного хозяйства.

4. Связана с монополизацией. Не случайно в США разговоры о необходимости государственного регулирования экономики значительно оживились после завершения Великой депрессии (1929-1934 гг.). Появляется кейнсеанство, Кейнс пишет свой труд «Общая теория занятости, процента и денег», который разрабатывает основы государственного регулирования экономикой. Даже тупые америкосы осознали необходимость замены чисто рыночного механизма системой государственного регулирования встроенного в рыночную экономику. Затем это произошло и в других странах.

Главная причина заключалась в том, что по мере развития рыночной экономики, если её эффективно не регулировать из центра, неизбежно нарастают процессы монополизации. Монополия разрушает нормальные пропорции, связи между производством и потреблением, стимулирует инфляцию и другие экономические трудности, деформирует систему инвестиционного обеспечения экономики. И для того, чтобы ограничить монополию нужна какая-то высшая сила. Государство активизирует своё участие в экономическом регулировании во многом из-за необходимости ограничения монополий.

5. Нарастающая неспособность рынка решать социальные проблемы общества, значение которых постоянно возрастает. По мере того, как развивается общество, как повышается уровень благосостояния граждан, возрастает социальная активность граждан, возникает необходимость более полного удовлетворения социальных потребностей. Рынок не проявляет интереса к развитию социальной сферы, он занимается бизнесом, рыночные субъекты это предприниматели озабоченные повышением прибыли, что касается социальной сферы, то предприниматели, в принципе, готовы туда пойти, но только если это принесёт им доход. Это возможно тогда, когда социальная сфера коммерциализируется, когда она становится рыночным сегментом общества. Такое превращение социальной сферы в коммерческий сегмент – очень опасная тенденция, т.к. в данном случае социальная сфера утрачивает свою способность выполнять жизнеобеспечивающую функцию, функции социальной защиты, социальной поддержки, социального обеспечения граждан. В этом случае социальную сферу часто превращают в объект для спекуляции здоровьем человека, его карьерой, да и саму жизнь, те вещи, которые нельзя измерять в деньгах.

Сказанное не означает, что нужно вообще исключить из социальной сферы коммерческую деятельность. В какой-то мере коммерциализация возможна и целесообразна, но только в той мере в какой речь идёт об удовлетворении так называемых «сверх нормативных социальных потребностей». Всё что в рамках некой социальной нормы, в рамках которой обеспечивается жизнедеятельность граждан должно быть на нерыночной основе за счёт государства.

6. Интернационализация хозяйственной жизни общества. Интернационализация это объективный процесс и он связан с тем, что каждая национальная экономика развивается и на определённом этапе разрывает национальные границы, поскольку они мешают её дальнейшему развитию. Государство призвано сыграть активную роль в процессе интернационализации национальной экономики. Эта роль двоякого рода – прежде всего роль государства заключается в том, что оно помогает национальным предприятиям, национальным экономическим субъектам выйти на мировой рынок. Помощь выражается в том, что государство за счёт бюджетных ресурсов поддерживает предприятия, которые выходят на мировой рынок, предоставляет этим предприятиям какие-то налоговые льготы, льготные кредиты, во многих странах, например, Юго-Восточной Азии государство, кредитуя экспортёров (даёт им экспортные кредиты), принимает на себя обязательство по погашению процентов по кредиту и даже части этого кредита.

Кроме того, государство кроме поддержки собственных экспортёров занимается также и защитой национального рынка от проникновения на этот рынок агрессивных товаропроизводителей и инвесторов из других стран. Это очень важно для стран с развивающейся и не очень высоко развитой экономикой. Если снять все ограничения по проникновению капиталов и особенно товаров это может негативным образом отразиться на состоянии национальной экономики.

7. Необходимо контролировать деятельность экономических субъектов в связи с тем, что масштабы их экономической деятельности постоянно увеличиваются. Следовательно, возрастает степень вмешательства хозяйствующих субъектов в развитие многих социальных процессов и природную среду. И государство призвано защитить общество от агрессивного вмешательства в социальные процессы и процессы природного воспроизводства со стороны агрессивных участников рыночной деятельности прежде всего монополий и прежде всего естественных монополий. В связи с этим во многих странах наблюдается тенденция к огосударствлению естественных монополий, к активизации государственного участия в деятельности естественных монополий. Этот процесс прослеживается и в России, но он не связан с национализацией естественных монополий. Речь идёт о создании государственных концернов, об увеличении долевого участия государства в деятельности компаний из сфер естественных монополий, но о национализации (полной или частичной) никто не говорит. Хотя в отдельных случаях можно ставить вопрос и таким образом по отношению к агрессивным естественным монополистам, которые незаконно перекачивают капиталы за рубеж, присваивают природную ренту, проявляют себя как неэффективные собственники. Однако в массовом порядке проведение национализации после завершения приватизации неуместна, поскольку она подорвёт российские рынки, особенно фондовый и финансовый. Кризис отразится не только на состоянии российских рынков, но и мировых, поскольку Россия довольно плотно интегрирована в мировую экономику. Поэтому надо быть ответственным и знать общемировую цену принимаемым решениям.

8. Связано с тем, что государство призвано установить гармонию между всеми существующими в обществе интересами. Чем сложнее общество, тем больше интересов, тем острее противоречия между ними и тем сложнее деятельность государства по гармонизации этих интересов. Речь идёт об интересах индивида, коллектива, общества и мирового сообщества. Задача каждого государства максимально согласовать эти интересы между собой. Встроить интересы индивида в интересы коллектива, интересы коллектива в интересы общества, интересы индивида в интересы общества, согласовать это всё с мировым вектором экономического развития, с международным экономическим интересом.

Необходимость государственного регулирования экономики проявляется в различных странах, но степень государственного регулирования, масштабы государственного регулирования различны не только в зависимости от объективных факторов, но и субъективных, которые связаны со спецификой развития данного общества. О чём сказано выше объективные, глубинные факторы, которые в той или иной степени действуют в любой стране. Но существуют ещё субъективные, ситуативные факторы:

1. Степень государственного регулирования во многом зависит от того, какой тип экономической системы в данной стране. Если это рыночная экономика, то государственное регулирование занимает важную, но не господствующую роль. Государственное регулирование существует по крайне мере на равных правах с рыночным управлением хозяйствующих субъектов. Они взаимодополняют друг друга – государство регулирует рынок, а рынок даёт импульс для развития системы государственного управления. Основу составляет рыночное регулирование, а государственное надстраивается над рыночным с целью преодоления противоречий рыночного хозяйства.

Если говорить о странах с командной, центрально управляемой экономикой, например, как раньше СССР, то здесь государственное регулирование является господствующей формой хозяйственного регулирования. Саморегулирование, рыночное регулирование если и существует, то носит во многом формальный, поверхностный характер. Господствующая роль государственного регулирования, например, в СССР выражалась в том, что в нашей стране существовало жёсткое централизованное директивное планирование. Сверху спускались планы, план приобретал силу закона обязательным для исполнения всеми хозяйствующими субъектами. Планировало всё, начиная от макроэкономических показателей развития государственного бюджета, ВНП, национального дохода, до каких-то мелких индивидуальных нормативов, расценок, внутри предприятия, на уровне бригад и отдельных работников. Даже отдельному работнику, например, слесарю устанавливались нормативы сверху – норма выработки и т.д. Централизованное регулирование выражалась ещё и в том, что существовала система жёсткого централизованного финансирования, господство госбюджетного финансирования, вертикальных финансовых потоков (восходящих и нисходящих). Горизонтальные финансовые связи и отношения либо отсутствовали, либо носили формальный характер и в любом случае задавались сверху через какие-то централизованные нормативы. Самофинансирование и кредитное финансирование если и существовали, то носили номинальный, формальный характер.

Создание централизованной системы материально-технического снабжения. Предприятия получали необходимые ресурсы для своей деятельности в адресном, централизованном порядке. Сверху государство расписывало кто, какое предприятие, откуда, какие ресурсы по каким ценам возьмёт. Принудительно поставщик ресурсов закреплялся за потребителем, цены фиксировались централизованно, номенклатура, объём, структура поставок, всё это определялось сверху. То же самое можно сказать и в отношении торговли готовой продукции – централизация всей торговой деятельности, производитель чётко знал кому, когда по каким ценам он будет продавать свою продукцию. Ему централизованно определялась номенклатура, ассортимент производимой продукции, не сам решал. Планы составлялись на уровне Госплана, отраслевых министерств, ведомств и доводились до отдельных производителей и даже до отдельных работников.

Также существовала централизованная система ценообразования. Все цены на все товары, на все операции, на все работы, устанавливались централизованно. Существовал государственный прейскурант цен, в котором фиксировались цены на все товары, услуги, расценки на работы, тарифы.

Централизованное управление в СССР и других социалистических стран выражалось ещё и в том, что централизованно устанавливались ставки оплаты труда (так называемые тарифные ставки), должностные оклады. Всё это формировалось централизованно и работник получал заработную плату не в зависимости от результатов своего труда, а в зависимости от того, сколько ему назначили сверху. Это, конечно, определялось опытом, профессионализмом, знаниями, но тем не менее конкретные результаты труда очень слабо влияли на заработную плату работника. Основу составляла фиксированная тарифная ставка, правда, существовали разряды, которые учитывали сложность, квалификацию работника, но привязка к результатам труда была очень слабой. Т.к. фонд заработной платы также устанавливался централизованно и доводился до предприятия. И предприятие не могло выйти за пределы этого фонда. Даже если работник работал очень хорошо, показывал высокую производительность, он не мог получить более высокую заработную плату, поскольку фонд заработной платы был ограничен.

Интенсивность государственного регулирования экономикой зависит не только от типа экономической системы, но и от того, какую стадию экономического цикла переживает та или иная экономика. Экономические циклы разделены на 4 основные стадии – оживление, подъём, спад и кризис. Это касается не только стран с командной экономикой, и не столько их, сколько стран с рыночной экономикой. Поскольку в командной экономике государство всегда вмешивается в экономику, в рыночной экономике связь несколько иная. Если, например, в экономике наблюдаются кризисные явления, то государство, как правило, активизирует своё участие в экономическом регулировании и стремиться вывести экономику из кризиса. И наоборот, если экономика развивается динамично, то здесь государство, как правило, «отдаляется» от экономики и менее активно вмешивается в её регулирование. В частности об отмеченной тенденции можно судить по доле бюджетного финансирования. Чем труднее положение в экономике и ниже темпы экономического роста, тем выше доля бюджетных расходов в общефинансовой системе. И чем активнее развивается экономика, тем доля государтсвенных бюджетных ресурсов в общей структуре финансирования меньше.

Масштабы государственного регулирования зависят ещё от того, каким образом развивается научно-технический прогресс в данном государстве. Дело в том, что в начальный этап развития научно-технического прогресса, бурное, массовое развитие каких-то новых технологий, инновационных процессов обычно сопряжены с возрастанием доли государства в экономике по понятным причинам. Функции инвестора, функции регулирующего субъекта принимает на себя государство. Это стартовый период инновационного процесса всегда связан с повышенными затратами, когда в эту сферу необходимо инвестировать. Бизнес далеко не всегда идёт в эту сферу, поскольку ему нужны деньги. Здесь неизвестно, будут они или нет, а если будут, то не скоро и инвестиционные затраты при внедрении инноваций окупаются не сразу, а постепенно. Только после того, как эти новые отрасли, новые технологии выходят в режим коммерческого функционирования, начинают приностить доход, к данным технологиям проявляют интерес частные инвесторы.

Какие политические силы в той или иной стране находятся у власти. Например, в Скандинавии традиционно высоким оказывается государственное вмешательство в экономику, высокий вес государственных расходов в финансовой системе. Это связано с тем, что северные страны всегда как-то сбивались в группы население, централизация образа жизни была достаточно высокая. То же самое можно сказать о странах Юго-Восточной Азии, там также тенденции к огосударственности традиционно сильны.

В США преобладают рыночные отношения, в структуре финансирования преобладают кредитные ресурсы или средства самофинансирования. Государство не имеет устойчивых традиций глубинного вмешательства в экономику.

Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затор­мозить или ускорить эти процессы.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положитель­ные черты, не способна автоматически регулировать все эко­номические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справе­дливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддержива­ет незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточ­но высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Прерогативой государства является и обеспечение надле­жащего правопорядка в стране и ее национальной безопас­ности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соот­ветствующие условия для этого.

Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, харак­теризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавший по времени с пере­ходом на рыночную экономику, во многом обусловлен сла­бым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы, тем самым государ­ство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.

На государство возлагаются следующие основные функции:

1. Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпри­нимательскую деятельность, обеспечивающие качество продук­ции и т.д. При помощи правовой основы государство обес­печивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на пред­принимательскую деятельность и экономику в целом.

3. Стабилизация экономики. Под стабилизацией понимает­ся устойчивое развитие экономики, т.е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макро­экономические показатели: объем ВНП и национальный до­ход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обяза­но использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, фи­нансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной по­литики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негатив­ном плане может повлиять на предпринимательскую деятель­ность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция вызывает такие негативные последствия:

Снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промы­шленного производства, росту безработицы;

Отток денег из страны, особенно иностранной валюты, что может положить начало валютной спекуляции;

Девальвация валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий рост цен;

Обесценение сбережений граждан;

Снижение инвестиционной активности и др.

Даже из одного этого перечня можно сделать вывод о важности вмешательства государства для стабилизации эконо­мики страны.

4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную поли­тику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старо­сти и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минималь­ный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкурен­ция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издерж­ки на ее производство. Поэтому государство всей своей мо­щью должно стоять на защите конкуренции. При конкуренции покупатели - это хозяева; рынок - их агент, а предприя­тие - их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменя­ется, и покупатель вместо хозяина превращается в слугу.

Для России проблема создания конкурентной среды и ее защиты является важной на современном этапе. Это связано с тем, что среда для настоящей конкуренции в нашей стране еще не создана, так как экономика в значительной степени является монополизированной. Выход из создавшегося положения оче­виден. Демонополизация экономики - создание конкурентной среды - защита конкуренции. И первую скрипку в решении этой триединой задачи должно сыграть государство.

6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяй­ственного законодательства, т.е. правовой основы предприни­мательства, налогообложения, банковской системы и т.д. Для выполнения этих и других функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

Случайные статьи

Вверх