Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Как почти всегда в экономике, в данных государственного долга важны не абсолютные, а относительные значения. К примеру, в случае абсолютного показателя ВВП, Китай находится на втором месте. Однако, стоит разделить его на количество человек (1,371 млрд.), производящих этот ВВП, чтобы оценить эффективность, и КНР уже на 71-ом месте - рядом с Россией.
Да, долг действительно большой, cейчас он приближается к $20 трлн. Однако при этом и экономика США не маленькая. Размер годового ВВП немногим меньше - $19,3 трлн. Если переводить на человеческий язык - это долг, размером с годовую зарплату, что вполне приемлемо.
По аналогии с зарплатой, долг в 100 тысяч для человека с доходом в 15 тыс. - огромная сумма, а 500 тысяч для человека с доходом в 100 лишь неудобство. Поэтому, для того чтобы оценить долговую нагрузку, экономисты рассматривают отношение государственного долга к ВВП - доходу той или иной страны. Которое, впрочем, тоже ничего не значит.
Небольшой долг может означать, например, как в случае с Венесуэлой, не то, что вы не хотите брать взаймы, а то, что вам не хотят давать.
Место | Страна | % ВВП |
---|---|---|
1 | Япония | 250.91 |
2 | Ливан | 147.62 |
3 | Италия | 131.71 |
4 | Эритрея | 127.5 |
5 | Португалия | 127.33 |
6 | Кабо-Верде | 122.25 |
7 | Бутан | 122.12 |
8 | Ямайка | 116.07 |
9 | США | 107.48 |
10 | Барбадос | 106.58 |
11 | Бельгия | 106.52 |
12 | Гамбия | 99.24 |
13 | Ливия | 98.94 |
14 | Франция | 98.84 |
15 | Испания | 98.47 |
16 | Сингапур | 97.93 |
17 | Мальдивы | 95.84 |
18 | Кипр | 95.32 |
19 | Ирак | 95.22 |
20 | Мавритания | 94.58 |
21 | Сан-Томе и Принсипи | 93.77 |
22 | Украина | 92.31 |
23 | Белиз | 92.04 |
24 | Бахрейн | 92.01 |
25 | Канада | 90.56 |
26 | Хорватия | 88.99 |
27 | Египет | 88.82 |
28 | Антигуа и Барбуда | 88.08 |
29 | Великобритания | 87.92 |
30 | Сент-Люсия | 87.87 |
31 | Иордания | 87.45 |
32 | Ирландия | 84.6 |
33 | Австрия | 83.85 |
34 | Мозамбик | 82.02 |
35 | Словения | 81.78 |
36 | Сент-Винсент и Гренадины | 81.73 |
37 | Доминика | 81.28 |
38 | Бразилия | 80.49 |
39 | Гренада | 78.26 |
40 | Сербия | 77.94 |
41 | Черногория | 76.99 |
42 | Шри-Ланка | 74.83 |
43 | Венгрия | 74.46 |
44 | Киргизия | 73.52 |
45 | Гана | 72.21 |
46 | Тринидад и Тобаго | 69.4 |
47 | Республика Конго | 68.99 |
48 | Беларусь | 68.89 |
49 | Ангола | 68.65 |
50 | Албания | 67.77 |
51 | Израиль | 67.69 |
52 | Багамские Острова | 67.56 |
53 | Малави | 67.45 |
54 | Финляндия | 66.25 |
55 | Лаос | 66.11 |
56 | Германия | 65.88 |
57 | Индия | 65.56 |
58 | Нидерланды | 64.89 |
59 | Вьетнам | 64.82 |
60 | Уругвай | 64.01 |
61 | Марокко | 63.97 |
62 | Пакистан | 63.66 |
63 | Того | 63.13 |
64 | Сальвадор | 61.79 |
65 | Джибути | 61.33 |
66 | Аргентина | 60.87 |
67 | Мальта | 60.78 |
68 | Тунис | 59.27 |
69 | Эфиопия | 59.03 |
70 | Замбия | 58.61 |
71 | Лесото | 58.5 |
72 | Сейшельские Острова | 58.49 |
73 | Йемен | 58.15 |
74 | Пуэрто-Рико | 57.7 |
75 | Маврикий | 57.56 |
76 | Самоа | 57.01 |
77 | Катар | 56.38 |
78 | Сенегал | 56.22 |
79 | Сент-Китс и Невис | 55.98 |
80 | Малайзия | 54.96 |
81 | Кения | 54.96 |
82 | Мексика | 54.89 |
83 | Зимбабве | 54.89 |
84 | Таджикистан | 54.43 |
85 | Гайана | 54.1 |
86 | Польша | 52.85 |
87 | Исландия | 52.63 |
88 | Судан | 52.43 |
89 | Сьерра-Леоне | 52.14 |
90 | Центральноафриканская республика | 52.11 |
91 | Южно-Африканская Республика | 52.11 |
92 | Словакия | 51.89 |
93 | Гондурас | 49.76 |
94 | Габон | 49.52 |
95 | Китай | 49.32 |
96 | Армения | 48.93 |
97 | Боливия | 48.28 |
98 | Колумбия | 47.99 |
99 | Нигер | 47.85 |
100 | Дания | 47.73 |
101 | Либерия | 47.65 |
102 | Коста-Рика | 47.34 |
103 | Гвинея-Бисау | 45.83 |
104 | Молдова | 45.02 |
105 | Гвинея | 44.71 |
106 | Босния и Герцеговина | 44.5 |
107 | Таиланд | 44.49 |
108 | Фиджи | 44.18 |
109 | Швейцария | 44.12 |
110 | Азербайджан | 43.8 |
111 | Руанда | 43.27 |
112 | Суринам | 43.07 |
113 | Папуа – Новая Гвинея | 42.71 |
114 | Танзания | 42.58 |
115 | Швеция | 41.9 |
116 | Оман | 41.7 |
117 | Литва | 41.42 |
118 | Камерун | 41.33 |
119 | Чехия | 40.97 |
120 | Бенин | 40.63 |
121 | Румыния | 40.21 |
122 | Уганда | 40.16 |
123 | Австралия | 39.96 |
124 | Македония | 39.67 |
125 | Грузия | 38.77 |
126 | Чад | 38.46 |
127 | Мадагаскар | 38.11 |
128 | Эквадор | 37.89 |
129 | Вануату | 37.79 |
130 | Южная Корея | 37.45 |
131 | Панама | 37.41 |
132 | Тайвань | 37.3 |
133 | Бурунди | 36.96 |
134 | Республика Гаити | 36.21 |
135 | Мали | 36.07 |
136 | Доминиканская Республика | 35.85 |
137 | Латвия | 34.67 |
138 | Бангладеш | 34.18 |
139 | Филиппины | 33.79 |
140 | Тувалу | 33.32 |
141 | Буркина-Фасо | 33.01 |
142 | Камбоджа | 33.01 |
143 | Маршалловы Острова | 32.5 |
144 | Мьянма | 32.24 |
145 | Никарагуа | 32.16 |
146 | Намибия | 31.82 |
147 | Кот-д’Ивуар | 31.47 |
148 | Болгария | 30.62 |
149 | Южный Судан | 30.47 |
150 | Коморские Острова | 29.59 |
151 | Непал | 29.45 |
152 | Турция | 29.2 |
153 | Новая Зеландия | 29.02 |
154 | Индонезия | 28.4 |
155 | Норвегия | 27.94 |
156 | Парагвай | 27.28 |
157 | Экваториальная Гвинея | 27.25 |
158 | Венесуэла | 27.13 |
159 | Саудовская Аравия | 25.77 |
160 | Перу | 25.48 |
161 | Микронезия | 25.25 |
162 | Туркменистан | 24.54 |
163 | Алжир | 24.45 |
164 | Kosovo | 24.36 |
165 | Гватемала | 24.28 |
166 | Свазиленд | 22.77 |
167 | Чили | 22.51 |
168 | Демократическая Республика Конго | 22.18 |
169 | Люксембург | 22.13 |
170 | Кувейт | 22.08 |
171 | Сан-Марино | 21.57 |
172 | Кирибати | 20.77 |
173 | Казахстан | 20.46 |
174 | Объединённые Арабские Эмираты | 19.71 |
175 | Россия | 19.43 |
176 | Иран | 17.71 |
177 | Узбекистан | 15.19 |
178 | Нигерия | 13.98 |
179 | Ботсвана | 11.83 |
180 | Соломоновы Острова | 10.07 |
181 | Эстония | 9.16 |
182 | Афганистан | 8.01 |
183 | Бруней | 3.52 |
184 | Гонконг | 0.06 |
185 | Макао |
По данным МВФ. Обновлено 10.09.2017
Россия имеет относительно небольшой госдолг. По данным ЦБ чуть более $254 млрд. Однако вместе с долгами предприятий (они в качестве гос.долга не учитывается, хотя предприятия в основном государственные) сумма уже существенна - $513 млрд. Это уже 40% от номинального ВВП.
Пока нельзя с уверенность говорить о перспективах внешнего кредитования Республики в текущем году.Известно, что ведется определенная предварительная работа для получения кредита от МВФ. Беларусь обсуждает с МВФ возможность реализации программы сотрудничества, рассчитанной на 3 года, с выделением кредита на3 миллиарда долларов под 2,28% годовых сроком на 10 лет. Международный валютный фонд призывает Беларусь к реализации комплексной стратегии экономических реформ в отношении госпредприятий с целью повышения эффективности и производительности, а также уменьшения бюджетных рисков. МВФ рекомендовано также определить и предпринять последовательные меры по достижению полного возмещения издержек в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вероятно, этим можно объяснить резкое подорожание коммунальных услуг и общее ужесточение бюджетной политики в конце 2015 – начале 2017 года.
По данным Министерства финансов Республики Беларусь, внешний государственный долг Беларуси по состоянию на 1 января 2017 года составил 13,6 млрд долларов и увеличился за год на 1 198,8 млн. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 9,6%.
Внешний госдолг Беларуси по данным Минфина увеличился с начала 2017 года на 1,9 миллиардов долларов, или на 14,2% (с учетом курсовых разниц) и составил на 1 июля 15,6 миллиардов долларов США.
по состоянию | млрд. долларов США |
---|---|
на 1 июля 2016 г. | 13,1 |
на 1 августа 2016 г. | 13,3 |
на 1 сентября 2016 г. | 13,3 |
на 1 октября 2016 г. | 13,4 |
на 1 ноября 2016 г. | 13,5 |
на 1 декабря 2016 г. | 13,5 |
на 1 января 2017 г. | 13,6 |
на 1 февраля 2017 г. | 13,5 |
на 1 марта 2017 г. | 13,6 |
на 1 апреля 2017 г. | 13,6 |
на 1 мая 2017 г. | 13,9 |
на 1 июня 2017 г. | 13,9 |
на 1 июля 2017 г. | 15,6 |
Напомним, что в 2016 году была подписана программа о привлечении кредита ЕФСР на сумму 2 млрд долларов, из них 800 миллионов было выдано двумя траншами в 2016 году. ЕФСР выделил очередной транш в размере 300 миллионов долларов в 2017 году. ЕФСР в полном объеме планирует перечислить кредитные средства в течение 2016-2018 годов при условии реализовать комплекса мер по реформированию экономики Беларуси.
Ниже приведено соотношение государственного долга каждой из стран к ВВП
Топ-15 стран с самым большим внешним долгом. Фото: penge.dk
Начиная с 1979 года Всемирный экономический форум (World Economic Forum, WEF) ежегодно составляет рейтинг стран на основе 12 показателей конкурентоспособности. Один из показателей — это уровень государственного долга, который показывает насколько хорошо та или иная страна способна справиться с долгами без существенного вреда для финансовой системы. Чем ниже соотношение госдолга к ВВП, тем лучше.
Ниже приведены 15 стран мира с самым крупным внешним долгом.
15. Франция
Госдолг: 96,8%.
В связи с низкой производительностью труда и низкими зарплатами в этом году государственный долг Франции по отношению к ВВП существенно вырос.
14. Сингапур
Госдолг: 98,2%.
Несмотря на то, что Сингапур — одна из самых богатых стран мира, ее госдолг по отношению к ВВП составляет 98,2%. И это при том, что показатель удалось снизить с 103,8% в прошлом году.
13. Испания
Госдолг: 99%.
Испания уже несколько лет подряд пытается побороть безработицу, увеличить продуктивность и стимулировать рост экономики после того, как страна получила миллиардные кредиты от ЕС на поддержание экономики.
12. Барбадос
Госдолг: 103%.
Барбадос — самая богатая и развитая страна на востоке Карибского региона. Также она является налоговым убежищем. Тем не менее, страна все никак не может прийти в себя после кредитного кризиса 8-летней давности, а ее жители вынуждены жить в условиях жесткой экономии.
11. США
Госдолг: 105,8%.
США находятся в преддверии президентских выборов, которые состоятся 8 ноября, где американцы выберут нового главу государства, которым станет либо Хиллари Клинтон от демократической партии либо Дональд Трамп — кандидат от республиканцев. Также стоит отметить, что в стране ожидают повышения процентной ставки ФРС уже в конце 2016 года.
10. Бельгия
Госдолг: 106,3%.
Несмотря на статус столицы Европейского Союза, которым обладает столица Бельгии, Брюссель, в стране достаточно высокий государственный долг, а также существуют трудности с трудовым и налоговым законодательством, отмечают в ВЭФ.
9. Кипр
Госдолг: 108,7%.
Несмотря на то, что Кипру удалось сократить госдолг по отношению к ВВП с прошлогоднего значения в 112%, страна до сих пор находится в процессе восстановления от банковского кризиса.
8. Бутан
Госдолг: 115,7%.
Небольшая азиатская страна Бутан серьезно зависит от Индии в том, что касается финансовой помощи и специалистов в строительстве инфраструктуры.
7. Кабо-Верде
Госдолг: 119,3%.
Около 82% продуктов питания в Кабо-Верде — импортированные, что делает экономику страны зависимой от рыночных колебаний.
Госдолг: 124,3%.
Сектор услуг обеспечивает около 80% ВВП Ямайки. Среди самых серьезных проблем в стране можно назвать высокий уровень преступности, коррупции и безработицы.
5. Португалия
Госдолг: 128,8%.
Страна уже несколько раз получала миллиардные кредитные транши на поддержание экономики.
4. Италия
Госдолг: 132,6%.
Государственный долг по отношению к ВВП Италии второй по размеру в еврозоне. К томе же, скоро итальянцы будут решать на референдуме, принимать ли им пакет реформ, предложенный премьер-министром.
3. Ливан
Госдолг: 139,1%.
На стране крайне негативно отразилась война в Сирии. К этому прибавились и внутренние политические противоречия. Совокупность этих негативных факторов негативно отразилась на Ливане, как на туристическом направлении и, как результат, на экономике страны в целом.
2. Греция
Госдолг: 178,4%.
Греции продолжают выделять все новые пакеты помощи, а правительство страны продолжает вгонять население во все более жесткие рамки экономии. Тем не менее, международные кредиты не оказывают положительного эффекта на экономику страны.
1. Япония
Госдолг: 248,1%.
Экономика страны растет настолько медленными темпами, что недавно Центробанк ввел отрицательные процентные ставки.
Государственный долг Украины по отношению к ВВП уже достиг 80%. Эксперты прогнозируют рост показателя до 90%.
Совокупный объем достиг $53 трлн. Доля США в общемировых обязательствах составляет $17,3 трлн. или 33%.
По данным ООН в настоящее время в мире существует 195 государственных образований, который ведут самостоятельную экономическую политику. Из них только 5 живут совсем без долгов. В следующем обзоре представлены страны, которым удалось выжить без кредитов.
Интересный пример неразвитой экономики, которая прекрасно себя чувствует без внешних заимствований. В пересчете на душу населения ВВП этого архипелага составляет всего $8,1 тыс. Основными отраслями экономики Палау являются сельское хозяйство, рыбная ловля и туризм.
В этом карликовом государстве в пределах 62 кв. миль проживает всего 35 тыс. человек. Однако это не помешало создать одну из самых крепких экономик в мире: ВВП страны составляет почти $100 тыс. на душу населения. В Лихтенштейне больше зарегистрировано компаний, чем проживает граждан, поскольку здесь созданы исключительно благоприятные условия для ведения бизнеса. 2/3 рабочей силы в стране – это иностранцы из вполне благополучных стран Западной Европы.
Эта страна обрела государственность только в 1984 году, но сегодня является одной из самых благополучных в Юго-Восточной Азии. Все это благодаря запасам углеводородов, которые дают 90% ВВП (порядка $48 тыс. на душу населения). Исламская религия, жесткое законодательство и повсеместная дисциплина позволили Брунею жить без долгов.
4. Британские Виргинские острова
Этот архипелаг входит в состав Соединенного Королевства, но самостоятельно управляет своей экономикой. Важными статьями доходов этого государства являются туризм (ежегодно местные курорты посещают более 800 тыс. человек) и оффшорный статус юрисдикции. При этом население страны всего 25 тыс. человек.
Макао имеет статус автономии в составе Китая, что позволяет вести достаточно самостоятельную экономическую политику. Это также мировой центр игорного бизнеса, давно обогнавший по объему выручки (более $45 млрд. в год) американский Лас-Вегас. Несмотря на то, что в Макао проживает почти 560 тыс. человек, здесь очень высокий уровень и продолжительность жизни.
Средства массовой информации регулярно оперируют суммами, которые те или иные страны задолжали по своим внешним счетам. Речь идет, конечно же, о миллиардах долларов. Но на общем фоне мировой статистики становится понятно, что такая задолженность есть у большей части держав. Что такое внешний долг стран мира, попробуем для себя прояснить.
Сама по себе задолженность перед мировым сообществом представляет собой разницу между суммой займов и выплатам по ним. Как правило, это государственные займы, приобретенные с целью погашения дефицита бюджета. Расчитывается такой показатель обычно в национальной валюте, но чаще в долларах, для большей наглядности они всегда представлены как доля заимствования от ВВП.
Если принять во внимание целостную картину мира, то было установлено, что на момент начала 2014 года общая сумма таких долгов приближалась к 50 триллионам американских долларов.
Не стоит, однако, путать долг государственный и внешний.
Все невыплаты по обязательствам внутри самой страны рассматриваются как государственные, а вот все, что было заимствовано и не выплачено вовне — внешняя задолженность.
Государственный долг стран мира находится в ведомстве Международного Валютного Фонда. Именно он ежегодно оглашает рейтинги и суммы непогашенных займов.
Среди основных причин роста задолженности специалисты выделяют следующие:
Но, вопреки всем попыткам уменьшить дефицит бюджета, суммы долгов продолжают неустанно расти. Чтобы увидеть целостную картину, мы объединили долги стран мира в 2015 году в таблицу. Такую картину аналитики ожидают увидеть к концу года.
Для удобства в этой же таблице приводим данные, отражающие результаты прошлого года.
Прогнозируют, что к концу года общий долг первой десятки государств превысит 55 триллионов долларов. И эта сумма имеет тенденцию к росту. Так, по прогнозам, США уже через три года преодолеет отметку в 25 триллиона долларов.
Исходя из перечисленных данных, можно сделать вывод, как может выглядеть внешний долг на душу населения в каждом государстве. Прошедший год показал, что на каждого японца приходилось по 99,7 тысяч долларов долга, а на каждого американца — 58,6 тысяч. Как увеличатся данные показатели к концу нынешнего года, пока можно только делать прогнозы.
Среди самых распространенных мер предотвращения роста задолженности можно выделить следующие:
Как показывает опыт, единственно верный путь, который поможет значительно снизить долг стран мира, — это стремление к росту и благополучному функционированию экономики каждого отдельного государства.
Но осуществить это можно только посредством экономии на бюджетных издержках внутри державы. Такой путь, конечно же, не даст немедленного и кардинального результата, но сможет значительно снизить задолженность в мировом масштабе. Пока единственная страна, которая добилась успеха в оптимизации бюджетных расходов, — Ирландия.
В заключение следует отметить, что залогом процветающей экономики является успешно работающие производство и бизнес, которые платят налоги, тем самым поднимая благополучие всей страны. Пока данный сегмент рынка будет находиться «в тени», ни о какой стабилизации экономики не может быть и речи.
На середину 2016 семь государств (среди крупнейших стран) имеют долг выше 100% к ВВП- Япония (211%), Италия (136%), Испания (100%), Бельгия (109%), Сингапур (108%), Греция (176%) и Португалия (129%) и две страны под 100% - США и Франция. Среди развитых стран лишь Германия и Швейцария имеют тенденцию на снижение долговой нагрузки. Что касается развивающихся стран, то у большинства госдолг балансирует возле 50%, исключением являются Бразилия и Венгрия с долгом около 75%.
В таблице по горизонтали цветная кодировка тенденции изменения госдолга в % к ВВП за 15 лет, где переход от зеленого к красному означает увеличение. В последнем столбце цветная кодировка по вертикали, показывающая переходы от наименьшего госдолга к наибольшему.
Нет универсального мерила предела госдолга, потому что для одних стран 100% и выше может быть нормальным уровнем, при котором государство может без проблем обслуживать текущие обязательства и производить новые заимствования, а для других 50% является красной чертой, критическим уровнем.
С точки зрения государства и способности привлечения влияние оказывают следующие факторы:
В США наоборот. Имея дефицит национальных чистых денежных потоков, способных абсорбироваться в госдолге, США обладают методами силового принуждения в трежерис международных инвесторов (если потребуется, то с помощью авианесущей группы, госпереворотом и паникой на внутренних рынках). Если же и этого не хватает, то скупают долг без каких-либо последствий через ФРС, подкрепляя все это пропагандой в абсолютную устойчивость трежерис.
Япония не может принуждать международных инвесторов, как США, но обладает исключительным, близким к абсолютному контролю на национальные финансовые институты, емкий внутренний рынок и умение монетизировать без последствий.
Испания не обладает по сути ничем и существует в модели стрежневого распределения евро потоков ликвидности при котором в первой очереди стоят Германия, Великобритания и Франция, а то, что останется в рамках лояльности и солидарности достается второй, третьей группе и так по звеньям пищевой цепи. Поэтому если конъюнктура позволяет и существует избыток ликвидности, то Испании, Греции и Португалии что нибудь достается. Если нет, то как в 2010-2012.
Динамика госдолга к ВВП в %
В этом отношении, говоря об избыточности госдолга необходимо представлять себе потенциал государства и структуру национальной финансовой системы и способность, как привлечения, так и обслуживания госдолга.
По последнему:
Величина госдолга в млрд долл
Совокупный долг развитых стран около 44 трлн долл, рост за 15 лет почти на 29 трлн, с кризиса 2008 рост на 15 трлн, однако в долларах рост госдолга развитых стран прекратился в 2013, что связано в первую очередь с падением национальных валют относительно доллара. 44-45 трлн - это около 82% для всех выбранных стран. В группе развивающихся стран Китай занимает ровно половину, а без учета роста госдолга Китая, остальные развивающиеся страны практически не нарастили долларовый долг с 2011-2012.
В целом общая долговая ситуация нормализуется, как через снижение потребности в новых заимствования, так и снижением средневзвешенных ставок, что позволяет вывести сумму обслуживания долга на докризисный уровень. США сейчас по долгу платят меньше, чем в 2007, хотя сам долг вырос с 8 до 18 трлн!
Во всех случаях речь идет о долге для федерального и муниципального правительства.