Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Переход к постиндустриальному типу общества произошел в последней трети двадцатого века. На данный момент в постиндустриальную стадию развития перешли наиболее развитые страны Америки, Западной Европы, Японии. Такое новое общество характеризуется максимальным вынесением производства за пределы государства и упором на развитие информационных технологий. Американский социолог и футуролог Даниел Белл сформулировал главные признаки такого общества: создание экономики услуг, доминирование слоя научно-технических специалистов, центральная роль теоретического научного знания как источника нововведений и политических решений в обществе, возможность самоподдерживающегося технологического роста, создание новой «интеллектуальной» техники .Изучая и анализируя новые черты в экономике, Белл сделал вывод о том, что в обществе наметился переход от индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной стадии, с преобладанием в экономике сектора услуг.
Современная мировая экономика начала складываться с конца 40-х гг., когда многие страны были вовлечены в мировую систему индустриального хозяйства. Последующие десятилетия характеризовались нарастающей экономической стратификацией. Прогресс высоких технологий и превращение науки в главную производительную силу разрешило великим державам отказаться от развития прежними темпами собственного индустриального изготовления. В результате этого к началу 90-х годов мир разбился на три части:
первая часть представлена развитыми постиндустриальными государствами, которые доминируют в области высоких технологий и контролируют основные инвестиционные потоки;
вторая - новые индустриальные страны, которые импортируют технологии и капитал, и экспортируют продукты массового производства;
к третьей части относятся регионы, которые специализируются на добыче сырья и поставках сельскохозяйственных товаров, полностью зависят от спроса на их продукцию.
Общество уже снабжено продовольствием и товарами, выдвигаются различные услуги, которые в основном связанные с накоплением и распространением знаний. В результате НТР произошло превращение науки в производительную силу, именно она стала главным фактором и развития общества. К завершению всего у человека появилось больше свободного времени и возможностей для самореализации и образования. Технические разработки становятся все более наукоемкими, теоретические знания приобретают большее и большее значение. Распространение этого знания обеспечивает суперразвитая сеть коммуникаций.
Значительное поднятие благосостояния населения западных стран и резкое повышение роли науки и технологий во всех сферах общественной жизни стали результатом становления постиндустриальной системы. Успехи научно-технического прогресса изменили структуру производства и занятости. Рост благосостояния потребовал пересмотр традиционных материалистических ценностей, а также возросла роль науки и образования, которые выдвинули цели развития личности. Все эти обстоятельства чётко прослеживаются на протяжении первых послевоенных десятилетий.
В этот период в большинстве постиндустриальных стран было закреплено фактическое устранение первичного сектора из числа значимых компонент национальной экономики. К началу 80-х гг. доля добывающей промышленности в ВВП США и Канады составляла около 2, 6%, тогда как в Германии - 1, 1%, а во Франции и Японии - 0, 8 и 0, 6% соответственно. В аграрном секторе создавалось менее 3% американского ВВП и находило себе применение не более 2, 7% совокупной рабочей силы .
Фундаментальной основой отмеченных перемен стал прогресс в области науки и технологий. Занятость в информационном секторе в США возросла с 30, 6% в 1950 году до 48, 3% в 1991-м, а ее отношение к занятости в промышленности - с 0, 44 до 0, 93. Резко сократилось число работников, занятых непосредственно материальной производственной деятельностью: данные по США для начала 80-х годов составляют около 12%, а для начала 90-х - менее 10 процентов .
Таким образом, все обязательные предпосылки для быстрого формирования постиндустриальной системы имелись в наличии.Кризисные явления серьезно нарушили внутреннюю сбалансированность как экономик западных стран, так и мирового хозяйства вообще. Именно поэтому приоритеты хозяйственной политики оказались сконцентрированы вокруг решения существенных экономических проблем в большинстве постиндустриальных держав.
Результаты рейгановской реформы стали значительными для американской постиндустриальной экономики. Важнейшим из них оказался рост производственных инвестиций. В основном его источниками былисредства самих американских предпринимателей, сохраненные в результате налоговой реформы, а также банковские кредиты, вновь устремившиеся в промышленный сектор, и иностранные инвестиции, пришедшие в страну.
Другим немалозначимым следствием стал резкий рост производительности во всех отраслях американской экономики. Деиндустриализация американской экономики стала тенденцией, которая определила ее позиции в последующем десятилетии. Значительно сократилась доля рабочей силы, занятой в промышленности. Большинство высоких технологий, которые применялись ранее только в оборонной промышленности или оставались слишком дорогими для их коммерческого использования, воплотилось в предложенных рынку продуктах.
Большинство положительных сдвигов, которые возникли в 80-е гг., стало более ощутимым для большей части американских граждан лишь в 90-е гг.
Между серединой 80-х, когда западные страны, и прежде всего США, предпринимали особые усилия, обеспечившие их нынешнее процветание, и серединой 90-х, когда оно стало реальностью, находится кризис 1987 г. в результате которого большинство экспертов, рассматривавших сложившееся положение, предрекали глубокую депрессию и окончательный переход роли мирового экономического лидера к Японии, которая в это время испытывала небывалый подъём в совершенствовании высоких технологий. Однако существенную роль сыграло широкое и эффективное использование в постиндустриальных странах достижений информационной революции. Сравнения показывают, что кабельными сетями к середине 90-х годов были связаны 80% американских домов и только 12% японских; в США на 1000 человек использовались 233 персональных компьютера, в Германии и Англии около 150, тогда как в Японии - всего 80; электронной почтой регулярно пользовались 64% американцев, от 31 до 38% жителей Западной Европы и лишь 21% японцев, и т.д. .
Радикальное изменение значения технологического фактора относится именно к началу 80-х, когда постиндустриальные тенденции стали оформляться в некое единое целое. Согласно данным, приводимым Дж. Гэлбрейтом, между 1980 и 1989 гг. роль технологического фактора в обеспечении хозяйственного прогресса выросла более чем на четверть, тогда как значение потребительского спроса снизилось почти на такую же величину, а действенность протекционистских мер осталась практически неизменной. Это лишний раз подчеркивает, что США в гораздо большей степени, нежели любая иная страна, сумели правильно определить ориентиры своего развития и вошли в 90-е годы в эпоху, в рамках которой они были обречены на успех.
Таким образом, в 80-е гг. проявились первые признаки того, что постиндустриальный мир обрел ранее неведомую ему целостность и гармоничность. Начало десятилетия было отмечено радикальным изменением основных тенденций в потреблении важнейших ресурсов, что создало предпосылки для постепенного возвращения сырьевых цен к докризисному уровню и существенно снизило масштабы хозяйственных притязаний развивающихся стран.
Постиндустриальная цивилизация стала самостоятельной системой и на данный момент способна решить судьбы всего человечества и определять планы на будущее хозяйственного развития.
90-е гг. - период триумфа постиндустриальной модели. В последнее десятилетие XX века западный мир вступил в условия внешней и внутренней стабильности, обладая всеми необходимыми предпосылками для быстрого и устойчивого хозяйственного роста. Подъем, обозначившийся в США с 1992 г., а в Западной Европе - с 1994 г., стал первым проявлением успехов информационной экономики, триумфом «четвертичного» сектора хозяйства. В новых условиях ведущая роль информационной составляющей должна была снизить интенсивность потребности западного общества в максимизации материального богатства и сократить долю продукта, предлагаемого к реализации на мировых рынках новыми индустриальными экономиками, подобно тому, как развитие сферы услуг за десятилетие до этого снизило потребности формирующейся постиндустриальной цивилизации в естественных ресурсах .
Интеллектуальный капитал или способность людей к нововведениями и инновациям стал главным ресурсом в новой хозяйственной системе.Его действенное использование привело к тому, что в 90-е гг. в первую очередь в США и во многих западных странахбыл преодолен ряд неблагоприятных тенденций, которые казались очень опасными в прошлом. В первый раз за последние тридцать лет федеральный бюджет США был сведен в 1998 году с профицитом, а европейские страны жестко ограничили параметры государственного долга перед введением евро. Показатели безработицы в США вернулись к цифрам сорокалетней давности, почти полностью была преодолена инфляция .
Нынешний хозяйственный прогресс определяется, в первую очередь, формированием информационных технологий и связанных с ними отраслей промышленности.
В таком секторе экономики производится ресурс, для которого не характерна традиционно понимаемая использование. Сегодня Западные страны получают объективную возможность вывозить за пределы национальных границ товары и услуги, которых объемы экспорта не сокращают масштабов их использования внутри страны. Таким образом формируется фактически неограниченный источник сокращения отрицательного сальдо, столь характерного для торговли постиндустриальных стран с индустриальным миром в 80-е гг. При этом развитие информационного сектора практически не наталкивается на ограниченность спроса, так как, с одной стороны, его продукция остается относительно дешевой, а с другой, потребности в ней по самой их природе растут экспоненциально .
Информационный сектор гарантирует экономический рост без пропорционального подъёма затрат энергии и материалов. Правительствами постиндустриальных стран, таких как США, Япония и другие страны Запада, уже принята стратегия десятикратного снижения ресурсоемкости единицы национального дохода на протяжении ближайших трех десятилетий.
В новых условиях на первый план выходят проблемы стимулирования инвестиционной активности и выработки корпоративной стратегии, способной обеспечить активное проникновение компании на новые рынки. В этих вопросах как нельзя лучше прослеживается радикальное отличие современных хозяйственных принципов от общепринятых несколько десятилетий назад; оно во многом объясняет то качество экономического роста, благодаря которому постиндустриальная цивилизация заняла уникальное положение в системе мирового хозяйства. Новая инвестиционная стратегия и новое качество современных корпораций сделали возможными последние успехи западного мира.
Между лидером постиндустриального развития - США и странами с запаздывающим на 3-6 лет развитием постиндустриального общества одно время возрастал некоторый разрыв. На протяжении 90-х годов индустриальная экономика Японии отставала, пережив тяжёлый кризис, несостоятельных инвестиций в основные фонды и недвижимость, которая падала в цене в несколько раз. В Европе кризис, похожий на Японский, не был в силу сначала более соответствующей стратегии инвестиций, но экономическое медленное развитие по образцу американских 80-х во второй половине 90-х годов показался во весь рост. За всё это время европейские валюты потеряли 40% стоимости касательно доллара.
Переход главных западноевропейских стран к постиндустриальной стадии экономики был связан с созданием и развитием Европейского союза в 1957 г., в который вошли Германия, Италия, Бельгия, Франция, Люксембург и Нидерланды. Это была в некоторой степени предыстория западноевропейской интеграции. В состав общества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет и переходом их к постиндустриализму.
Развитие местного Евразийского экономического сообщества как одного из интеграционных формирований предопределенный общими закономерностями процесса, который предполагает создание информационного производства с важной новой системой всемирного разделения труда и кооперации.
Основных предпосылок перехода к постиндустриальному развитию много, но главной является одна, которая прошла доверие в высокоразвитых странах Запада в начале 1960-х гг. Научно-технический и технологический прогресс там привел к сокращению числа людей, занятых в сельском хозяйстве и промышленности, снижению себестоимости соответствующей продукции при одновременном росте -- это следует подчеркнуть -- благосостояния народа. Все это вызвало огромный спрос на различного рода услуги -- медицинские, образовательные, научно-технологические, торговые, финансовые, бытовые, транспортные, дало мощный толчок креативности, переквалификации людей с учетом новых предпринимательских интересов, стимулированию инновационных решений. Именно по этим тенденциям социально-культурной и интеллектуальной динамики и были зафиксированы первые признаки перехода к постиндустриальному развитию. Нельзя не сказать о новых инновационных механизмах трансформаций, которые появились в связи с активным развитием информационных технологий и интенсивной социализацией на этой основе информации и знаний. Отсюда, кстати, и происходит новая идеологема постиндустриального вектора развития современной цивилизации -- становление информационного общества или общества знания. Классический постиндустриализм и теория информационного общества -- разные сценарии общественного развития. Постиндустриальная концепция строится на основе широкой реализации возможностей третичного сектора хозяйственной и социально-культурной деятельности. Информационное же общество следует рассматривать через призму активизации так называемого четвертичного сектора -- информационного, имея в виду новую технологическую природу производства, функционирования и социализации информации и научных знаний, а также сферу развития рынка информационных и телекоммуникационных услуг и технологий, соответствующих программных продуктов, компьютерных новаций и т.д. То есть, данный сектор выступает основой развития так называемых конвергентных и вообще высоких технологий. Во многих развитых постиндустриальных государствах он приносит сегодня основной доход в структуре ВВП. К примеру, в США экспорт высокотехнологичных производств и наукоемких технологий составляет до 95% от общего объема экспорта, а поступления в бюджет от прогрессивных технологий и продажи наукоемких продуктов на внутренних и внешних рынках -- около 90% . Это чисто экономический подход к определению постиндустриального общества, оно характеризуется системой других показателей, например, политикой информатизации, которая связывается с комплексом организационных мероприятий государства и институтов гражданского общества по созданию условий генерации интеллектуально-информационного ресурса и обеспечению заинтересованных субъектов достоверными и своевременными сведениями во всех видах человеческой деятельности. Помимо того, нужно принимать и другие особенности информационной цивилизации -- высокую степень коммуникационной активности и культурной интеграции, но особенно следует подчеркнуть высокую наукоемкость как социальной, так и экономической сферы. В информационном обществе информация и знания рассматриваются в качестве важнейшего фактора инновационного развития. При этом во внимание принимается не любое знание, а теоретическое, что особым образом актуализирует роль и значение фундаментальной науки. С развитием компьютерных технологий и совершенствованием механизмов социальной коммуникации оказалось возможным по-иному оценить целостность и единство человеческой цивилизации, принципы самоорганизации людей на основе широкого доступа к информации, деструктуризацию традиционных систем управления в зависимости от рассредоточения информационных ресурсов в локальных подсистемах общества, наконец, организацию власти, которая ориентирована на профессиональные и интеллектуальные ценности. В информационном обществе не теряет своего значения важнейший тезис постиндустриальной доктрины о том, что информация и знания выступают не только главной ценностью, но и особым товаром со всеми его производственно-экономическими характеристиками. Последнее обстоятельство особенно ярко демонстрируют современные тенденции развития рынка информационных услуг и ресурсов.
Несомненный интерес представляет решение проблемы построения информационного общества в странах с так называемой переходной экономикой. Сочетание в большинстве из них элементов первичного и вторичного секторов экономики, естественно, накладывает ограничения на этот процесс. Поэтому один из возможных вариантов их дальнейшего развития -- это сохранение подобного сочетания экономических укладов с постепенным отставанием от наиболее развитых государств. Худшее, что может здесь произойти, -- возвращение в первичный сектор экономики и превращение в обыкновенный сырьевой источник, если имеются природные ресурсы. Второй вариант -- повторение путей развития, которые прошли страны Запада, и таким образом достижение достаточно приемлемого уровня жизни (малоперспективное догоняющее развитие). Надежды на существование третьего сценария могут быть обусловлены современными тенденциями интеграции и универсализации социально-политических, общественно-экономических, научно-технических процессов, естественно, в их лучших проявлениях. Суть этого пути заключается в сочетании второго и третьего секторов экономики с устойчивой ориентацией при этом на инновационное постиндустриальное информационно-технологическое развитие. Механизмы перехода к новому типу организации общества неразрывно связаны с интенсивной кристаллизацией научно-инновационной среды. Именно поэтому понятие «инновации» является ключевым в рассмотрении вопросов трансформации индустриального общества в постиндустриальное и информационное. При этом важно заметить, что данное понятие имеет смысл применительно лишь к вполне конкретным сферам деятельности. Инновации, в принципе, возможны везде и в такой своей универсальности всегда будут приветствоваться. Постиндустриальное и информационное общества основываются на развитии пятого и шестого технологических укладов. Поэтому все инновационные сдвиги в экономике, технике и технологиях, социальной и гуманитарной сфере, которые приближают или формируют названные уклады, могут считаться инновациями постиндустриального типа. Важнейшее же значение здесь принадлежит, естественно, науке. Для сравнения вспомним, что уже в индустриальную эпоху она впервые стала объектом инновационной политики, то есть получила внешнее управление через социальный заказ, который мог исходить не только от государства, но и от частного бизнеса. Однако при этом возникла проблема когнитивной сопротивляемости науки, когда различные исследовательские учреждения осуществляют плохо скоординированную между собой деятельность. В условиях сетевой организации информационного общества возникает задача преодоления данной сложности путем внедрения механизма рефлексивной дифференциации -- различные центры, работая над схожими проблемами, вырабатывают свои установки в рамках общих рефлексивных сверхустановок, определяемых из более общего центра. Это значит, что наиболее вероятная координационная задача в сфере современной науки -- переход к глобальным открытым системам и структурам, функционирующим в соответствии с предзаданной системой векторов. Выполнение ее особенно актуально при реализации сетевых моделей общества с сильной векторной направленностью, то есть с увеличением рефлексивной дифференциации. Последняя должна стать динамическим каналом как управления, так и самоуправления исследовательскими центрами. Приходящие на смену индустриальному типу развития новые постиндустриальные модели делают ставку на науку. Если индустриальное общество основывается главным образом на машинной технологии, то ценности постиндустриального мира связываются с технологией интеллектуальной. И если капитал и труд -- важнейшие структурные элементы индустриального социума, то информация и знания -- основа общества постиндустриального. При этом информация выступает главным производственным ресурсом, тогда как знание остается внутренним источником прогресса. Осознание науки в качестве важнейшей производительной силы возникло, естественно, не сегодня. Но если в период индустриализма ее социально-производственная ценность проявляется опосредованно, через преимущественное воплощение в технологиях и соответствующих материальных объектах, то в постиндустриальном мире кроме этого значения знания открываются по меньшей мере две его исключительно нетрадиционные функции: способности непосредственно выступать самостоятельным товаром, имеющим собственную стоимость, а также кардинально трансформировать структуру социальной стратификации и управления из-за возрастающего участия в этих процессах производителей и носителей знания. Следует подчеркнуть принципиально иной характер научно-инновационной стратегии постиндустриального мира. Речь идет, во-первых, об ориентациях экономики общества на такие технологии, которые являются результатом прогрессирующего теоретического знания и интенсивного развития фундаментальной науки в целом. Во-вторых, постиндустриальная технология и теоретическое знание представляют собой единое целое -- нематериальный интеллектуальный продукт, демонстрирующий свою неисчерпаемость (многократность) как в условиях внутреннего, так и экспортного потребления. Инновационный путь постиндустриального развития ориентирован на постоянное возобновление растущих социально значимых качеств производимых товаров и услуг. Сделать это вне активно развивающегося фундаментального научного знания невозможно. Логика в данном случае достаточно проста: сначала инновации в науке, затем -- в экономике. Если говорить другими словами, приоритет в любом случае должна иметь фундаментальная наука. Таков закон социального прогресса. При этом научная деятельность не может быть неким автономным процессом производства знаний, ценность которых задана исключительно их внутренней организацией, а начинает выступать в такой форме человеческой практики, в рамках которой оценивается эффективность не только действий, но и целей. Современные тенденции гуманизации и гуманитаризации социальной деятельности, в том числе и научной, направлены на решение этой задачи. Не случайно в поле зрения общественного мнения все чаще попадают вопросы этики науки, нравственной ответственности ученого за произведенное знание и возможность его безопасного функционирования в обществе, вопросы практической значимости науки, ее роли в интеллектуализации социума и выработке перспективных моделей социального развития.
Таким образом, мы рассмотрели развитие переход к постиндустриальному обществу в странах Запада, который произошел в последней трети двадцатого века. На данный момент в постиндустриальную стадию развития перешли наиболее развитые страны Америки, Западной Европы, Японии. Такое новое общество характеризуется максимальным вынесением производства за пределы государства и упором на развитие информационных технологий.
Постиндустриальное общество - что это такое? Мы очень часто сталкиваемся с этим понятием в повседневной жизни. Однако определения его зачастую неконкретны и расплывчаты. Попробуем разобраться, чем характерно Что это такое и каковы его проявления в различных сферах человеческой
жизнедеятельности.
Типология обществ
Собственно, современные исследователи выделяют три этапа социального развития в истории людей.
Характеристика постиндустриального общества (или информационного)
Переход к этому этапу характеризуется постоянным нарастанием удельного веса населения, которое занято в образования и науки. Параллельно происходит снижение количества населения, занятого в материальном производстве. Достигается это за счет крайне высокого развития производственных сил и технологических достижений, что позволяет небольшому количеству людей обеспечить питанием и материальными ресурсами подавляющее большинство населения. К примеру, во многих современных передовых государствах основные сферы рабочей деятельности выглядят примерно следующим образом: на сферу услуг приходится нередко более 60% трудоспособного населения; в сельском хозяйстве заняты лишь 5%; а в промышленности - менее 35%. Современное постиндустриальное общество по-разному проявляет себя в разных сферах. Выделим основные его проявления.
В экономике
Постиндустриальное общество - что это такое в
Социальная сфера
И, наконец, в духовной сфере постиндустриальное общество - что это такое?
Прочитаем информацию.
Характерные черты постиндустриального общества
Сфера общественной жизни |
Характерные черты |
Экономическая |
1.Высокий уровень использования информации для развития экономики. 2.Господство сферы услуг. 3.Индивидуализация производства и потребления. 4.Автоматизация и роботизация всех сфер производства и управления. 5.Осуществление сотрудничества с природой. 6.Развитие ресурсосберегающих, экологически чистых технологий. |
Политическая |
1.Сильное гражданское общество, где господствует право и закон. 2.Политический плюрализм (множество политических партий). 3.Возникновение новой формы демократии - «демократия консенсуса», основанной на взаимных уступках. |
Социальная |
1.Стирание классовых различий. 2.Рост численности среднего класса. 3. Дифференциация уровня знаний. |
Духовная |
1.Особая роль науки и образования. 2.Развитие индивидуализированного сознания. 3.Непрерывное образование. |
Рассмотрим примеры.
Постиндустриальное общество |
Пример |
1.Государство на юго-западе Европы (Испания). Входит в первую десятку мировых производителей автомобилей, судов, кузнечно-прессового оборудования и газовых компрессоров, станков, нефтепродуктов и химических товаров. Банковская система является одной из самых стабильных в Европе. Официально зарегистрировано более 500 политических партий и общественных организаций. Считается музеем под открытым небом. Бережно хранят культурные и исторические памятники, которые имеют мировую славу. Ведущее место занимает воздушный транспорт. Из 42 аэропортов 34 осуществляют регулярные перевозки. Испания располагает хорошо развитой сетью средств массовой информации. |
|
2.Страна в Северной Европе (Швеция). Стабильно входит в число 20 наиболее развитых стран мира, а по качеству жизни в первую десятку. Основная доля в ВВП создается сферой услуг куда включается и туризм (6 млн. туристов в год). Отличается высоким уровнем социальной защиты населения. |
|
3.Страна в Западной Европе (Франция). По общему объему экономики страна занимает ведущие места в Европейском Союзе, по ВВП на душу населения (31 100 долларов, 2006) стабильно входит в первую мировую двадцатку. Располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. Примерно 30% ВВП расходуется на социальные нужды. Официально установлена 39-часовая рабочая неделя (самая короткая в Европе). |
Выполним онлайн-задания.
Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.
Интеллектуальные игры «Обществознание»
Интеллектуальные игры на форуме «Познай общество»
Используемая литература:
1.Обществознание: Учебник для 10 класса. Ч.1 – 3-е изд. / А.И.Кравченко. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.
2.Обществознание: Учебник для 11 класса. – 5-е изд. / А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.
3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.
4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М. : АСТ: Астрель, 2008.
5.ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, М.Ю.Брандт и др. – М. : Эксмо, 2010.
6. Обществознание. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / О.А.Чернышёва, Р.П.Пазин. – Ростов н/Д: Легион, 2009.
7. Обществознание. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания. 8 класс / С.В.Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.
Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.) .
Индустриальное общество - это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:
1)развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;
2)механизация и автоматизация производства и управления;
3)массовое производство товаров на широкий рынок;
4)высокая развитость средств коммуникации и транспорта;
5)рост урбанизации и социальной мобильности;
6)увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;
7)формирование гражданского общества.
В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного ) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран.Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств . Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.
Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.
Отличительные черты постиндустриального общества:
переход от производства товаров к экономике услуг;
возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.
11. Понятие социальной структуры и различные теоретические подходы к проблеме социального структурирования.
Общество, его признаки Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов; базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. Таким образом, общество - совокупность исторически сложившихся и развивающихся форм совместной деятельности и отношений людей. Социологи по-разному формулируют и определяют признаки общества. Однако наиболее известной в этом плане является концепция, предложенная французским социологом-классиком Эмилем Дюркгеймом. С его точки зрения, общество характеризуется следующими признаками. 1. Общность территории, как правило, совпадающей с государственными границами, поскольку территория - основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между индивидами. 2. Целостность и устойчивость, т. е. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей. 3. Автономность и высокий уровень саморегуляции, что выражается в способности создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей индивидов, т. е. общество без вмешательства извне может осуществлять свое основное предназначение - предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. 4. Интегративность. Каждое новое поколение людей в процессе социализации включается в сложившуюся систему социальных отношений, подчиняется сложившимся нормам и правилам. Это обеспечивается посредством культуры, которая является одной из основных подсистем, составляющих общество. К основным элементам социальной структуры общества принято относить: социальные индивиды (личность); социальные общности; социальные институты; социальные связи; социальные отношения; социальную культуру. Некоторые социологи считают, что структуру социальной системы общества можно представить в следующем виде: Социальные группы, слои, классы, нации, социальные организации, индивиды. Социальные учреждения, общественные институты, организации. Отношения классов, наций, социальных общностей, личностей. Идеология, мораль, традиции, нормы, мотивации и т. п. Кроме того, существует подход к рассмотрению структуры общества с выделением в нем сфер. Обычно выделяют следующие: экономическая сфера; политическая сфера; социальная сфера - общество и его элементы; духовная сфера - культура, наука, образование, религия. Основные элементы социальной структуры общества 1. Личность - это субъект социальных отношений, устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. 2. Социальная общность - это объединение людей, в котором создана и сохраняется определенная социальная связь. Основные виды социальных общностей: социальные группы: профессиональные; трудовые коллективы; социальнодемографические; половозрастные; классы и страты; социально-территориальные общности; этнические общности. Кроме того, социальные общности можно подразделить по количественному признаку, по масштабу. Большие социальные общности - совокупности людей, существующие в масштабах общества (страны): классы; социальные слои (страты); профессиональные группы; этнические общности; половозрастные группы. Средние или локальные общности: жители одного города или деревни; производственные коллективы одного предприятия. Малые общности, группы: семья; трудовой коллектив; школьный класс, студенческая группа. 3. Социальный институт - определенная организация общественной деятельности и общественных отношений, совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения. В зависимости от сфер общественных отношений выделяют следующие типы социальных институтов: экономические: производство, частная собственность, разделение труда, заработная плата и др.; политико-правовые: государство, суд, армия, партия и др.; институты родства, брака и семьи; воспитательные институты: семья, школа, высшие образовательные учреждения, средства массовой информации, церковь и др.; культурные институты: язык, искусство, культура труда, церковь и др. 4. Социальная связь - это социальный процесс сочленения как минимум двух социальных элементов, в результате чего образуется единая социальная система. 5. Социальные отношения - взаимозависимость и связи между элементами социальной системы, складывающиеся на различных уровнях жизнедеятельности общества. В отношениях проявляются социальные законы и закономерности функционирования и развития общества. Основными видами социальных отношений являются: Отношения власти - отношения, связанные с использованием власти. Социальная зависимость - отношения, в основе которых лежат возможности влияния на удовлетворение потребностей посредством ценностей. Они складываются между субъектами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении. 6. Культура - совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также процесс их созидания и воспроизводства. Культура включает в себя материальную и духовную составляющие: ценности и нормы; верования и обряды; знания и умения; обычаи и установления; язык и искусство; технику и технологию и т. д. Культура является основой социального, общественного поведения индивидов и социальных групп, так как является системой коллективно и индивидуально разделяемых норм, правил, образцов деятельности. Таким образом, общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из различных, но взаимосвязанных друг с другом элементов.
С.С-относительно тустойчивая,упорядоченная и иерархическая взаимосвязь элементов соц системы,отражающая её сущностные характеристики.Часть -системы не делимая в рамках данной системы.(сам человек выбирает).Элемент-это сущность данной системы.(их чего основывается «начало»).1).а)сферы соц жизни-экономическая политическая духовная.б).соц субъекты-историч общности и устойчивые объединения людей(соц институты)-это основные принципы.Социальный статус как элемент структурирования-процесс и результат деления людей на неравнозначные группы,образующ иерархическую послед на основе одного или множества признаков.Сущ 23 признака:собственность,власть и соц статус(гл идея открытость слоя).С(РАЗМЕР ИМУЩ ДОХОДА)в(полит принадлежность).1815-Т КЛАССОВ И Т СОЗД ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.Т стратификации было созданно в противовес т классовой структуры общ-ва(марксизме лененизме) в идеолог револлюционной борьбы.т.е соц стратифик продв Сорокин(америк социолог Р происхождение)он не разделял идеология этой власти)-марксизма.3 базовых вида соц стратификации современного общ-ва-экономич полит социально-профессиональную выд сл критерии:1)доход 2)власть 3)статус.Социальная страта(слой)-обладает определ качественной однороностью,cовокупность людей в иерархии близкое положение и сходный образ жизни.Принадлежность к страте имеет 2 сост-объективная,субъективная(с опред слоем идентиф себя)-для анного слоя.
(1800-1960) | Постиндустриальное (информационное) общество (после 1960 года)
Постиндустриа́льное о́бщество - это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, доминирующим производственным ресурсом является информация и знания, научные разработки становятся главной движущей силой экономики, наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины . Сейчас к постиндустриальным странам относят (на сферу услуг приходится 80% США, 2002 год), страны (сфера услуг - 69,4% ВВП, 2004 год), (67,7% ВВП, 2001 год).
Близкими к постиндустриальной теории являются концепции информационного общества, постэкономического общества, «третьей волны». Некоторые считают, что постиндустриализм - это лишь пролог перехода к «постчеловеческой» фазе развития земной цивилизации.
Термин «постиндустриализм» был введен в научный оборот в начале ученым А.Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применен в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в г. его книги «Грядущее постиндустриальное общество».
Постиндустриальная теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства.
В постиндустриальной экономике наибольший вклад в материальных благ вносит конечная составляющая производства - , то есть сфера услуг, а также информационная составляющая в виде патентов, НИОКР и т. д.
Кроме того, всё бо́льшую роль играет производство информации. Этот сектор экономически эффективнее материального производства, так как достаточно изготовить первоначальный образец, а затраты на копирование несущественны.
Индустриальная экономика основывалась на аккумулировании (в виде сбережений населения либо через деятельность государства) и последующем их вложении в производственные мощности. В постиндустриальной экономике накопление капитала резко падает (например, в объем сбережений меньше объема долгов населения), а потребление - возрастает. Данная тенденция объясняется тем, что основной производственный ресурс - квалификацию людей - невозможно увеличить через рост инвестиций в производство. Этого можно добиться только через увеличение инвестиций в человека и усиление потребления - в том числе потребления образовательных услуг, вложений в здоровье человека и т. д. Кроме того, рост потребления позволяет удовлетворить насущные потребности человека, в результате чего у людей появляется время на личностный рост, развитие творческих способностей и т. п., то есть те качества, которые наиболее важны для постиндустриальной экономики.
В индустриальном обществе, имея капитал, практически всегда можно было организовать массовое какого-либо и занять соответствующую нишу на рынке. В постиндустриальных секторах экономики капитал не может автоматически обеспечить появление , необходимых для экономического успеха. И наоборот, наличие ноу-хау позволяет легко привлечь капитал.
Снижается значение массового производства, усиливается роль малого бизнеса, производится всё больше мелкосерийных товаров со множеством модификаций и вариантов услуг с целью удовлетворить потребности разных групп потребителей.
В постиндустриальном обществе получает развитие новый тип инвестиционного бизнеса - венчурный. Его суть заключается в том, что одновременно финансируется множество разработок и перспективных проектов, причем сверхприбыльность небольшого количества удачных проектов покрывает неуспех остальных.
Технологический прогресс в индустриальном обществе достигался, в основном, благодаря работе изобретателей-практиков, часто не имевших научной подготовки (например ). В постиндустриальном обществе резко возрастает прикладная роль исследований, в том числе фундаментальных. Основным двигателем технологических изменений стало внедрение в производство научных достижений.
В постиндустриальном обществе наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие и информационные технологии («высокие технологии»). Это, в частности, производство материалов с заранее заданными свойствами, и др. Информатизация пронизывает все сферы жизни общества: не только производство благ и услуг, но и домашнее хозяйство, а также культуру и искусство.
К особенностям современного научно-технического прогресса теоретики постиндустриального общества относят замену механических взаимодействий электронными технологиями; миниатюризацию, проникающую во все сферы производства; изменение биологических организмов на генном уровне.
Главный тренд изменения технологических процессов - возрастание автоматизации, замена неквалифицированного труда работой машин и компьютеров.
Важная черта постиндустриального общества - усиление роли и значения человеческого фактора. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного и творческого труда. Увеличиваются инвестиции в человека: расходы на обучение и образование, повышение квалификации и переквалификации работников.
По данным ведущего российского специалиста по постиндустриальному обществу , в «экономике знаний» занято около 70% всей рабочей силы в США.
Ряд исследователей характеризуют постиндустриальное обществе, как «общество профессионалов», где основным классом является «класс интеллектуалов», а власть принадлежит меритократии - интеллектуальной элите. Как писал основоположник постиндустриализма Д. Белл, «постиндустриальное общество… предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов». При этом уже сейчас отчетливо проявляются тенденции «имущественного расслоения по признаку образования».
В постиндустриальном обществе основным «средством производства» является квалификация сотрудников. В этом смысле средства производства принадлежат самому работнику, поэтому ценность сотрудников для компании резко возрастает. В результате отношения между компанией и интеллектуальными работниками становятся более партнерскими, резко снижается зависимость от работодателя. При этом корпорации переходят от централизованной иерархической к иерархическо-сетевой структуре с повышением самостоятельности сотрудников.
По мнению некоторых исследователей (в частности, В.Иноземцева), постиндустриальное общество переходит в постэкономическую фазу, поскольку в перспективе в нём преодолевается господство экономики (производство материальных благ) над людьми и основной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей. Уже сейчас в развитых странах материальная мотивация частично уступает место самовыражению в деятельности.
С другой стороны, постиндустриальная экономика испытывает всё меньше потребности в неквалифицированном труде, что создает трудности для населения с низким образовательным уровнем. Впервые в истории возникает ситуация, когда рост населения (в его неквалифицированной части) снижает, а не увеличивает экономическую мощь страны.
Согласно концепции постиндустриального общества, история цивилизации делится на три большие эпохи: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. При переходе от одной стадии к другой новый общества не вытесняет предшествующие формы, но делает их второстепенными.
Доиндустриальный способ организации общества основан на
Индустриальный способ основан на
Постиндустриальный способ основан на
Основой могущества в доиндустриальную эпоху были земля и количество зависимых людей, в индустриальную - капитал и источники энергии, в постиндустриальную - знания, технологии и квалификация людей.
Слабостью постиндустриальной теории называют то, что она рассматривает переход от одной стадии к другой как объективный (и даже неизбежный) процесс, но мало анализирует необходимые для этого общественные условия, сопутствующие противоречия, культурные факторы и т. д.
Постиндустриальная теория оперирует, в основном, терминами, характерными для социологии и экономики. Соответствующий «культурологический аналог» получил название концепции постмодернизма (в соответствии с которым историческое развитие идет от к современному и далее - к «постмодернити».
В результате относительного снижения значения материального производства экономика постиндустриальных стран стала меньше зависеть от поставок . Например, беспрецедентный рост цен на в 2004-2005 гг. не вызвал кризиса, подобному нефтяным кризисам в 1970-х годах.
За последние десятилетия доля постиндустриальных и новых индустриальных стран в мировой торговле, инвестициях, инновациях выросла, а остальных стран - снизилась. Идет замыкание товарных, денежных, а главное информационных потоков внутри развитого мира (в смысле сокращения удельной доли потоков, приходящихся на остальные страны).
По мнению В.Иноземцева, «постиндустриальный мир входит в XXI век вполне автономным социальным образованием, контролирующим мировое производство технологий и сложных высокотехнологичных товаров, вполне обеспечивающим себя промышленной и сельскохозяйственной продукцией, относительно независимым от поставок энергоносителей и сырья, а также самодостаточным с точки зрения торговли и инвестиций».