Ставка налога на доходы для нерезидентов. Полный бухгалтерский справочник по ндфл у нерезидентов

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ .

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым .

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым .

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится . И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

Заключение трудового договора предполагает, что работодатель, помимо выплаты самой заработной платы, обязан будет нести дополнительные расходы по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию своего работника. В обычных случаях, когда речи идет о сотруднике – гражданине РФ, общая ставка на страховые взносы определяется, как 30% от заработной платы, не считая взносов на травматизм. Сам сотрудник в этом случае является плательщиком НДФЛ по ставке 13%. Но отвечает за этот налог, опять же, работодатель – именно он удерживает и перечисляет соответствующую сумму в бюджет. Если же трудовое соглашение подписывает иностранный работник, налогообложение в данной ситуации будет иметь свои особенности, касающиеся как расчета взносов, так и уплаты НДФЛ. Зависеть они будут от миграционного и налогового статуса лица, с которым заключается трудовой договор.

Правовое положение иностранной рабочей силы

Правовое положение иностранной рабочей силы в РФ определяется миграционным статусом конкретного млица.

Статус постоянно проживающего в РФ имеет лицо, получившее вид на жительство в нашей стране сроком на 5 лет.

Временно проживающий – тот, кто имеет разрешение на временное проживание сроком на 3 года. Такое разрешение представляет собой отметку в документе, удостоверяющем личность иностранца. И только лицу без гражданства это разрешение выдается в виде отдельного документа.

Следующий статус - временно пребывающий в Российской Федерации. Такой статус присваивается на основании визы или же миграционной карты. Временно пребывающие в РФ не имеют вида на жительство и разрешения на временное проживание. Отдельно среди временно пребывающих можно выделить граждан государств-членов ЕАЭС, то есть из Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Граждане этих стран имеют право работать на территории РФ без получения патента на работу.

Отдельно выделяются статусы беженцев и лица с временным убежищем на территории РФ, получившие соответствующие удостоверения, а также высококвалифицированные специалисты (ВКС), то есть иностранные граждане, у которых имеется опыт работы или навыки в конкретной специальности, и которые привлекаются к трудовой деятельности в России с высокой заработной платой (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Налогообложение иностранных работников в 2017 году: взносы

Именно от миграционного статуса иностранного работника зависит порядок начисления страховых взносов, которые обязан уплачивать работодатель.

Так, по обычной схеме (22% от зарплаты на пенсионные, 5,1% - на медицинские и 2,9% - на социальные взносы) рассчитываются платежи по работникам со статусом постоянно или временно проживающего в РФ, беженцы, а также граждане государств ЕАЭС. Уплата взносов по таким иностранным работникам не будет отличаться от расчетов по сотрудникам с российским паспортом. Лица с временным убежищем обеспечат своему работодателю экономию по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,8% вместо обычных 2,9%. Ставка 1,8% также актуальна и для временно пребывающих в РФ, но помимо этого по таким работникам не уплачиваются взносы на медицинское страхование.

И, наконец, если к работе привлекаются высококвалифицированные специалисты со статусом постоянно или временно проживающего в РФ, то пенсионные и социальные взносы по ним уплачиваются по обычным ставкам, а отчисления на медицину работодатель не производит. По временно пребывающему в России ВКС взносы не уплачиваются вовсе.

Отдельный вопрос - взносы на травматизм. Вне зависимости от статуса или гражданства работника данные взносы уплачиваются на общих основаниях. Ставка по ним зависит от вида осуществляемой деятельности и варьируется от 0,2 до 8,5%. Какого-либо освобождения от уплаты этих взносов по иностранцам не предусмотрено.

НДФЛ с дохода иностранца

А вот ставка, по которой необходимо удерживать налог на доходы физлиц при расчете по зарплате с иностранцем, зависит не от миграционного, а от налогового статуса последнего. В данном случае важно, является ли такой сотрудник налоговым резидентом Российской Федерации или нет.

Если иностранец находится в РФ менее 183 дней, он считается нерезидентом. С его зарплаты НДФЛ нужно удерживать по ставке 30%. С 183-го дня пребывания в России в течение 12 месяцев подряд иностранец становится резидентом РФ. Его доходы будут облагаться уже по обычной ставке 13%. Причем интересно, что налоговый статус определяется на дату каждой конкретной выплаты. То есть, прибывший в Россию иностранец заключает свой первый трудовой договор со статусом нерезидента. Со временем он становится резидентом, и после этого момента работодатель должен пересчитать НДФЛ со ставки 30% на 13% с начала календарного года, в котором произошло такое изменение.

В то же время из этого правила есть исключение: граждане стран ЕАЭС в целях уплаты НДФЛ с трудовых доходов признаются резидентами с первого дня работы на территории России. То есть в отношении их заработной платы всегда применяется ставка налога 13%.

НДФЛ для ВКС также удерживается по ставке 13%.

Что дает патент на работу для иностранцев

Ставка 13% НДФЛ применяется и для иностранцев, работающих по патенту. Данное правило было введено с 2015 года. Для применения этой ставки работодатель обязан проверить срок действия патента иностранного гражданина. Собственно, в данном случае патент будет являться одним из документов, который работник обязательно должен будет предоставить при трудоустройстве.

Условия выдачи патента прописаны в статье ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ. В ней говорится, что патент выдается иностранным гражданам, достигшим 18-летнего возраста и прибывшим в РФ без визы из страны, с которой у РФ установлен безвизовый режим.

Трудовой патент предполагает уплату иностранцем фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физлиц за каждый месяц действия патента. Но если такой платеж не внесен, патент признается аннулированным, а иностранец в принципе теряет право осуществлять трудовую деятельность в РФ.

Соответственно перед работодателем ставится вопрос о том, как проверить срок действия патента на работу у сотрудника-иностранца.

В этой связи нужно понимать, что срок действия патента не может быть больше 1 календарного года. Минимум за 10 рабочих дней до окончания действия данного разрешения иностранный гражданин может переоформить патент на новый срок. Повторная выдача патента возможна лишь единожды.

Проверить актуальность выданного патента работодатель может по уплаченным авансовым платежам по НДФЛ. Сделать это можно на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России гувм.мвд.рф. При проверке нужно учитывать установленный размер платежа – он варьируется в зависимости от региона, для работы в котором выдается патент. Так, в Москве в 2017 году он составляет 4200 рублей, в Московской области – 4000 рублей, Санкт-Петербурге и Ленинградской области – 3000 рублей. Данные платежи, если они были перечислены в бюджет самим трудовым мигрантом, работодатель вправе вычесть из суммы НДФЛ, начисленного с выплат данному иностранному сотруднику.

Что касается взносов по зарплате иностранного сотрудника с патентом, то уплачиваются они в стандартном размере для граждан со статусом временно пребывающих в РФ, то есть по ставкам 22% по пенсионным взносам и 1,8% по взносам на случай временной нетрудоспособности.

Доходы резидентов и нерезидентов РФ облагаются разными налогами. В частности, нерезиденты находятся в менее выигрышной ситуации: большая ставка по НДФЛ, а также невозможность получить вычет. Рассмотрим подробнее налогообложение доходов нерезидентов.

Кто такие нерезиденты РФ

Статус нерезидента устанавливается на основании критериев, приведенных в статье 207 НК РФ. В частности, это пребывание в стране на протяжении менее 183 дней в течение 12 месяцев. При этом месяцы должны идти друг за другом. Если лицо находится вне РФ по ряду причин, эти периоды не будут включены в исчисляемый срок. Рассмотрим эти причины:

  • Обучение или лечение за границей длительностью не более полугода.
  • Выезд на морские месторождения углеводорода.
  • Командировки (данный пункт касается военнослужащих, работников органов власти).

Рассматриваемый перечень причин оговорен пунктами 2.1 и 3 статьи 207 НК РФ. Пребывание лица в Крыму с 18 марта по 31 декабря 2014 года также будет считаться нахождением в РФ. Краткосрочные выезды (до 6 месяцев) из государства также не принимаются во внимание при расчетах.

Налоговые ставки для нерезидентов

Порядок налогообложения нерезидентов установлен статьей 224 НК РФ. Ставка составляет 30% от размера дохода. Для резидентов эта ставка равна 13%. Однако существуют исключения:

  • Высококвалифицированные сотрудники. Это работники, обладающие определенной специальностью. К этой категории относятся лица, участвующие в проекте «Сколково». В данном случае зарплата специалистов будет облагаться по ставке 13%. Если сотрудник получает от фирмы другие формы доходов, они будут облагаться по ставке 30%.
  • Иностранные лица, работающие на основании патента. С 2015 года резиденты стран, с которыми у России заключен безвизовый режим, не обязаны получать разрешение на работу. Им нужно оформить патент. При его наличии подоходный налог уплачивается авансом. Если у лица есть патент, он уплачивает налог по ставке 13%. Патент действует на протяжении ограниченного времени. Сроки действия прописаны в справке ИФНС.
  • Иностранные граждане со статусом беженцев. В этом случае ставка также снизится до 13%.
  • Лица, приехавшие из стран ЕАЭС. Эти граждане также получают льготы: упрощенное трудоустройство и льготную ставку.

В перечень исключений также входят эти сотрудники:

  • Участники программы переселения в РФ, ранее являющиеся резидентами.
  • Люди, которым дано временное убежище.
  • Участники экипажей судов, относящихся к портам РФ.

В 2017 году лица не должны уплачивать НДФЛ со средств, которые получены из зарубежных источников.

ВНИМАНИЕ! Ставка по доходам от долевого владения компанией для нерезидентов составит 15%.

Оплата НДФЛ с нерезидентов

НДФЛ за своих сотрудников оплачивает работодатель. Имеются в виду только те компании, с которыми специалист заключил трудовой договор. Если сотрудник работает неофициально, работодатель не выплачивает за него никаких налогов. Однако есть исключение: специалисты, которые трудятся на основании патента. При приобретении патента часть налогов уплачивается заранее.

Если рассчитывается налог для нерезидентов, работающих на основании , бухгалтеру следует отправить запрос в фискальные структуры. Нужно это для установления размера уже уплаченного сотрудником аванса. Размер налоговых отчислений может быть снижен на эту сумму. Ответ будет получен в течение 10 суток после отправки запроса.

Если специалист служит сразу в нескольких местах, аванс может быть зачтен только в одной компании.

Как правило, воспользоваться скидкой может та фирма, которая первой подала запрос. Порядок уплаты НДФЛ нерезидента такой же, как и в случае резидента. Расчет и перечисление налога выполняется работодателем. То есть он исполняет роль фискального агента.

Сроки перечисления налога определяется формой получаемого дохода:

  • Оклад – в дату безналичного платежа или дату снятия наличных.
  • Отпускные и справки о нетрудоспособности – не позже завершения месяца совершения платежей.
  • Доход в натуральном виде – на следующие сутки после передачи.

Информация об уплаченном налоге передается в ИФНС. Для передачи сведений используется справка 2-НДФЛ.

НДФЛ по доходам от договора найма

Пункт 2 статьи 223 НК РФ свидетельствует о том, что зарплата считается полученной в завершающий день отчетного месяца. Если сотрудник увольняется, доход приобретает статус полученного в последний день работы. На основании этой даты можно определить количество дней, в течение которых лицо находилось в стране. Если человек пребывал в РФ меньше 183 дней, налоги начисляются по каждому виду дохода. Если лицо желает получить статус резидента, потребуются подтверждающие бумаги.

Пример расчетов НДФЛ с доходов резидента

Рассмотрим размер НДФЛ с месячного дохода. Сотрудник в месяц получает зарплату 90 000 рублей. Больше никакого дохода от компании он не получает. 1% будет равен 900 рублей (90 000: 100). 30% НДФЛ составит 27 000 рублей (900 * 30).

ВАЖНО! Перед проведением расчетов бухгалтер должен убедиться, что сотрудник является именно нерезидентом и не входит в перечень исключений.

Особенности уплаты страховых взносов

При начислении взносов лица не разделяются на резидентов и нерезидентов. Взносы начисляются в том числе на заработок сотрудников, которые находятся в стране на временной основе. Однако стандартные выплаты не должны делать лица, относящиеся к высококвалифицированным специалистам. Тариф по взносам для них составит 1,8%.

Может ли нерезидент рассчитывать на налоговый вычет?

Если лицо наделено статусом нерезидента, налоговые вычеты по отношению к нему не принимаются. Данное ограничение установлено статьей 210 НК РФ, пунктом 1 статьи 220 и пунктом 3 статьи 224 НК РФ. Кроме того, нерезиденты не могут пользоваться методом снижения дохода, полученного от реализации собственности, на сумму покупки этой собственности. Этим лицам не положена и льгота, установленная подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ. То есть они не могут вычитать траты из доходов. Данное ограничение установлено рядом писем Минфина. Объясняется это тем, что снижение доходов на расходы – это, по сути, налоговый вычет, а он недоступен нерезидентам.

Существует ли возможность уменьшения дохода?

Реально ли снижение дохода с целью уменьшения налогообложения? Однозначной судебной практики на этот счет не существует. Однако некоторые специалисты приводят аргументы в пользу возможности сокращения объема. В частности, в пункте 4 статьи 210 прописано, что вычеты, установленные статьей 218-221 НК РФ, не актуальны для нерезидентов. Одновременно это не свидетельствует, что база не может уменьшаться на сумму трат. То есть никаких прямых запретов в НК РФ нет. Вычет трат из доходов не именуется налоговым вычетом, а потому однозначных ограничений здесь быть не может.

К СВЕДЕНИЮ! Даже если человек убежден, что он может уменьшить сумму дохода, не стоит делать это без предварительного согласования с налоговой инспекцией. Получать согласие нужно до подачи декларации.

1. Какие страховые взносы нужно начислять с оплаты труда иностранных работников, и какие социальные пособия им полагаются.

3. Каковы особенности начисления страховых взносов и исчисления НДФЛ с заработной платы иностранцев, имеющих статус беженца в РФ.

Если среди ваших работников есть граждане других стран, лучше выделить их в отдельную категорию и держать на «особом счету». Особенными для иностранных граждан являются правила осуществления трудовой деятельности в РФ, а также порядок приема и увольнения, о которых подробно рассказано в предыдущих статьях. Кроме того, в отношении выплат работникам-иностранцам законодательством предусмотрен специальный порядок обложения НДФЛ и страховыми взносами. В тонкостях налогообложения и исчисления страховых взносов с оплаты труда иностранных граждан будем разбираться в этой статье.

Страховые взносы

Начисление страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование с оплаты труда иностранных работников регулируется теми же законами, которые действуют в отношении российских работников:

  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Однако для иностранных граждан, законодательством предусмотрены «исключительные положения», отдельные пункты и подпункты – поэтому читаем внимательнее! Главное, на что стоит обратить внимание: не все иностранные работники признаются застрахованными лицами по отдельным видам страхования, и, в зависимости от этого, страховые взносы с оплаты труда иностранца могут начисляться, а могут не начисляться. Основной критерий, по которому иностранные граждане включаются или не включаются в число застрахованных лиц – . Чтобы Вам было проще разобраться в порядке начисления страховых взносов с выплат иностранцам, посмотрите табличку ниже, из которой сразу понятно, какие виды страховых взносов нужно начислять для конкретной категории иностранных граждан.

Статус иностранного работника

Взносы в ПФР
(ст. 7 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ)
Взносы в ФФОМС
(ст. 10 Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ)

Взносы в ФСС
(ст. 2 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ)

Постоянно проживающий на территории РФ Начисляются Начисляются Начисляются
Временно проживающий на территории РФ Начисляются Начисляются Начисляются
Временно пребывающий на территории РФ До 01.01.2015 взносы начисляются при условии:
  • трудовой договор заключен на неопределенный срок;
  • если заключен срочный трудовой договор, то общая продолжительность таких договоров должна составлять не менее 6 месяцев в течение календарного года

! С 01.01.2015 взносы начисляются независимо от длительности трудового договора (Федеральный закон от 28.06.2014 № 188-ФЗ).

Не начисляются До 01.01.2015 не начисляются! С 01.01.2015
Иностранные граждане, получившие статус беженца в РФ Начисляются До 01.01.2015 не начисляются! С 01.01.2015 начисляются (Федеральный закон от 01.12.2014 № 407-ФЗ)
Высококвалифи-
цированные специалисты
(условия отнесения иностранного работника к ВКС перечислены в п. 1 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ)
Не начисляются
(независимо от статуса)
Не начисляются
(независимо от статуса)
До 01.01.2015 начисляются, только если ВКС является постоянно или временно проживающим в РФС 01.01.2015 начисляются в любом случае

Взносы в ФСС РФ на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются с оплаты труда всех работников, включая иностранных, независимо от их статуса (ст. 5 Закона № 125-ФЗ)

! Обратите внимание: В определенных случаях страховые взносы с оплаты труда иностранного гражданина не начисляются, независимо от правового статуса(ст. 7 п. 4 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»):

  • если он является работником обособленного подразделения российской организации, которое расположено на территории иностранного государства;
  • если он выполняет работы, оказывает услуги по договору гражданско-правового характера за пределами РФ.

Ставки, порядок расчета и уплаты страховых взносов с заработной платы иностранных работников точно такой же, как и для всех остальных работников, так же нужно учитывать предельную величину базы для начисления страховых взносов. В общем случае в отношении всех сотрудников, включая иностранцев, установлены ст. 58.2 Федерального закона №212-ФЗ:

Сумма выплат иностранному работнику , входящих в базу для начисления страховых взносов ПФР ФФОМС РФ ФСС РФ
на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
ФСС РФ на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Не более предельной величины базы для начисления страховых взносов 22 % 5,1 % 2,9 %1,8 % — в отношении выплат временно пребывающим иностранцам с 01.01.2015 В зависимости от класса профессионального риска организации
Свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов 10 % 0 % до 01.01.2015 5,1 % с 01.01.2015 (Предельная база по взносам в ФФОМС отменена) 0 %

Если организация (ИП) исчисляет страховые взносы по пониженным ставкам, то и в отношении выплат иностранным работникам также должны применяться соответствующие пониженные тарифы. Какие организации и ИП имеют право применять пониженные тарифы страховых взносов, их конкретные значения, Вы можете посмотреть в разделе . Подробнее об особенностях применения и подтверждения пониженных тарифов страховых взносов написано в .

Пособия иностранным работникам

Как видно из первой таблички, с оплаты труда иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, страховые взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начислялись до 2015 года. В связи с этим временно пребывающим в РФ иностранцам не выплачивались пособия за счет ФСС по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, и не оформлялся листок нетрудоспособности. Исключение по выплате пособий предусмотрено только для временно пребывающих иностранных работников, признанных беженцами.

! Обратите внимание: Иностранные работники, имеющие статус беженцев, имеют право на получение социальных пособий, связанных с рождением детей: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком и др. (пп. «в» п. 3 Порядка и условий назначения и выплаты пособий, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н).

С 01.01.2015 года с выплат в пользу временно пребывающих иностранных работников необходимо начислять страховые взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Федеральный закон от 01.12.2014 № 407-ФЗ). При этом, если период начисления страховых взносов в ФСС по таким работникам превысит шесть месяцев, они могут рассчитывать на получение пособия по временной нетрудоспособности .

Все без исключения иностранные работники являются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поэтому пособия по временной нетрудоспособности в связи с производственными травмами и заболеваниями выплачивается им в общем порядке.

НДФЛ

Если с порядком начисления страховых взносов с оплаты труда иностранным работникам все довольно-таки прозрачно, он напрямую зависит от правового статуса, то исчисление и удержание НДФЛ с выплат работникам-иностранцам потребует от бухгалтера более пристального внимания. Дело в том, что ставка НДФЛ зависит не от гражданства работника, а от его налогового статуса – резидент или нерезидент РФ. Кто же такие налоговые резиденты и нерезиденты? Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Соответственно, если в отношении физического лица данные условия не выполняются, он является налоговым нерезидентом РФ.

Поскольку вопрос налогового резидентства является определяющим для расчета НДФЛ с доходов сотрудника, нужно четко понимать критерии признания физического лица налоговым резидентом , указанные в НК РФ. Давайте подробнее остановимся на них:

  • для определения налогового статуса берется период, равный 12-ти следующим подряд месяцам, которые могут относиться к разным календарным годам и не обязательно должны являться календарными месяцами с 1-го по 30(31)-е число (Письма Минфина России от 26.04.2012 № 03-04-06/6-123, от 05.04.2012 № 03-04-05/6-444, от 26.03.2010 № 03-04-06/51, от 29.10.2009).
  • для расчета периода нахождения на территории РФ необходимо суммировать все дни, когда работник фактически находился в РФ, дни въезда в РФ и выезда (Письма Минфина России от 20.04.2012 № 03-04-05/6-534, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157, от 29.12.2010 № 03-04-06/6-324), а также дни краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения и обучения за границей. Дни пребывания в РФ не обязательно должны последовательно идти друг за другом (Письма Минфина России от 06.04.2011 № 03-04-05/6-228, от 01.04.2009 № 03-04-06-01/72).
  • физическое лицо признается налоговым резидентом в том месяце, в котором период его непрерывного нахождения в РФ превысит 183 дня в течение 12 месяцев.

Очевидно, что для того, чтобы корректно определить период нахождения сотрудника в РФ и соответствующую налоговую ставку НДФЛ, нужны подтверждающие документы . Однако законодательно перечень таких документов не установлен, поэтому в зависимости от ситуации, например, является сотрудник новым или уже давно работает у конкретного работодателя, подтверждающие документы могут быть разными:

  • Для нового иностранного сотрудника в качестве подтверждения периода пребывания в РФ могут служить отметки пропускного контроля в удостоверяющем личность документе, свидетельство о регистрации по месту временного пребывания, оригинал (заверенная копия) вкладного талона о регистрации и выписка из журнала регистрации паспортно-визового отдела (Письмо от 22.07.2008 № 28-11/070040).
  • Если иностранный гражданин работает у вас уже длительное время (более полугода), то определить его налоговый статус проще, для этого можно использовать следующие документы: трудовой договор, табель учета рабочего времени, командировочные удостоверения, квитанции о проживании в гостинице, проездные билеты, приказы о командировках, путевые листы и т.д. (если работник часто направляется в загранкомандировки).

! Обратите внимание: налоговый статус иностранного работника является объектом повышенного внимания со стороны налоговых органов, так как влияет на размер НДФЛ, поэтому запросить подтверждающие документы у сотрудника лучше сразу при приеме на работу и в письменном виде.

Итак, мы разобрались с тем, что такое налоговый статус и как он подтверждается, теперь самое время перейти непосредственно к расчету НДФЛ с доходов иностранных сотрудников. В первую очередь, нужно определиться с налоговой ставкой НДФЛ :

! Обратите внимание: с 06.10.2014 доходы от трудовой деятельности иностранных работников, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории РФ, облагаются НДФЛ по ставке 13% (Федеральный закон от 04.10.2014 № 285-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»). Ранее доходы таких работников, облагались по общему правилу, то есть по ставке 30%, если иностранный гражданин не признавался налоговым резидентом РФ, и по ставке 13 %, если признавался. Указанное изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014 года, то есть, если НДФЛ с доходов иностранного работника, являющегося беженцем или получившим временное убежище в РФ, исчислялись по ставке 30% в течение 2014 года, то по окончании налогового периода у такого работника возникнет переплата по НДФЛ.

Рассчитывая НДФЛ с оплаты труда иностранных работников важно учитывать, что стандартные налоговые вычеты применяются только в отношении доходов налоговых резидентов. То есть, если работник не является налоговым резидентом, то указанные вычеты ему не положены.

Перерасчет НДФЛ с доходов иностранного работника

Налоговый статус иностранного работника и, соответственно, налоговая ставка НДФЛ определяются каждый месяц на дату выплаты дохода. Неудивительно, что в течение налогового периода (календарного года) статус работника может изменяться. Соответственно, изменяться может и ставка НДФЛ – 13% или 30%. Порядок пересчета НДФЛ в данном случае зависит от конкретной ситуации. Давайте рассмотрим самые распространенные.

  1. Налоговый статус иностранного работника изменился в течение календарного года, однако в последующих месяцах он также может измениться.

В этом случае каждый месяц пересчитывать НДФЛ, удержанный налоговым агентом с начала года, не нужно (Письмо Минфина России от 28.10.2011 № 03-04-06/6-293). Это связано с тем, что окончательный статус физического лица определяется по итогам налогового периода, то есть на конец года. При этом обязанность по перерасчету НДФЛ и возврату излишне удержанного налога ложиться на налоговый орган, а не на работодателя как налогового агента (п. 1.1 ст. 231 НК РФ, Письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-04-05/6-353). Для возврата НДФЛ работнику нужно обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства (пребывания) с декларацией 3-НДФЛ, заявлением и документами, подтверждающими его налоговый статус.

  1. Налоговый статус работника изменился в течение календарного года (нерезидент стал резидентом) и до конца года приобретенный статус останется неизменным.

Такая ситуация возможна, когда период нахождения иностранца в РФ с начала календарного года превысил 183 дня, то есть независимо от местонахождения в последующие месяцы на конец года иностранный гражданин будет являться налоговым резидентом РФ. В данном случае, начиная с месяца, в котором иностранный работник приобрел статус резидента РФ, работодатель должен исчислять НДФЛ с его доходов по ставке 13% с зачетом переплаты по НДФЛ за предыдущие месяцы, исчисленного по ставке 30% (Письма Минфина России от 03.10.2013 № 03-04-05/41061, от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301, от 16.04.2012 № 03-04-06/6-113). Этот случай предлагаю рассмотреть подробнее на примере.

Пример перерасчета НДФЛ при изменении налогового статуса иностранного работника

Гражданин Таджикистана Алиев Т.А. прибыл в Россию 20.02.2014, все последующее время он не выезжал из страны. 01.03.2014 Алиев Т.А. устроился на работу в ООО «Дельта» с ежемесячной заработной платой 20 000 руб. Рассчитаем НДФЛ с заработной платы иностранца за 2014 год.

За период с 01.03.2014 по 31.07.2014 НДФЛ с доходов Алиева рассчитывался по ставке 30%, поскольку он являлся нерезидентом РФ.

Сумма НДФЛ, удержанная за период 01.03.2014-31.07.2014, составила: 20 000 х 30% х 5 мес = 30 000 руб.

С 22.08.2014 общий срок нахождения Алиева Т.А. в РФ превысил 183 дня (21.08.2014 – 183-й день). Таким образом, в августе сотрудник приобрел статус налогового резидента РФ, причем этот статус сохранится у него на конец налогового периода, даже если он уедет из России до конца года (так как он уже находится в РФ более 183 дней с начала года). Это означает, что начиная с августа доходы Алиева Т.А. подлежат обложению НДФЛ по ставке 13%, кроме того, необходимо пересчитать удержанный ранее НДФЛ по ставке 30%.

Пересчитанный НДФЛ за период 01.03.2014-31.07.2014 составит: 20 000 х 13% х 5 мес = 13 000 руб.

Разница между НДФЛ, рассчитанным по ставке 13%, и НДФЛ, удержанным по ставке 30%, за период 01.03.2014-31.07.2014 составит: 30 000 – 13 000 = 17 000 руб.

То есть 17 000 руб. – излишне удержанный НДФЛ, который подлежит зачету в оставшихся до конца 2014 года месяцах получения дохода. Зачет НДФЛ происходит в следующем порядке:

  • НДФЛ, удержанный за август 0 руб. (20 000 х 13% — 17 000 = — 14 400 руб.)
  • НДФЛ, удержанный за сентябрь 0 руб. (20 000 х 13% — 14 400 = — 11 800 руб.)
  • НДФЛ, удержанный за октябрь 0 руб. (20 000 х 13% — 11 800 = — 9 200 руб.)
  • НДФЛ, удержанный за ноябрь 0 руб. (20 000 х 13% — 9 200 = — 6 600 руб.)
  • НДФЛ, удержанный за декабрь 0 руб. (20 000 х 13% — 6 600 = — 4000 руб.)

Таким образом, на конец 2014 года у Алиева Т.А. имеется излишне удержанная, не зачтенная, сумма НДФЛ в размере 4 000 руб., за возвратом которой ему необходимо обратиться в налоговый орган (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).

Итак, мы рассмотрели, как правильно начислить страховые взносы с оплаты труда иностранным работникам, а также как рассчитать НДФЛ с этих выплат. Эта статья в совокупности с двумя предыдущими практически являются пособием по трудовым отношениям с иностранными гражданами. Я постаралась раскрыть наиболее важные моменты: что такое и как он подтверждается, в чем , как облагаются НДФЛ и страховыми взносами суммы заработной платы иностранных работников. Надеюсь, эта информация будет Вам полезной.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Нормативная база

  1. Налоговый кодекс РФ
  2. Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
  5. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
  6. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  7. Федеральный закон от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»
  8. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
  9. Письма Минфина РФ

Кодексы и Федеральные законы представлены на http://pravo.gov.ru/

Письма Минфина РФ можно найти на официальном http://mfportal.garant.ru/

О налогообложении физических лиц, являющихся нерезидентами Российской Федерации 1. Определение статуса физического лица
Для целей уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся - нерезидентов. К доходам резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки - 13 процентов и 30 процентов (п.п. 1 и 3 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговыми резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории нашей страны не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Данный период не прерывается даже тогда, когда физическое лицо выезжает за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Подтвердить нахождение за границей в целях лечения или обучения можно следующими документами:
- договором (либо справкой) с образовательным (медицинским) учреждением;
- копией паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).
Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

2. Как считать 183 дня?
Статьей 6.1 НК РФ установлено, что течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
В связи с этим течение срока фактического нахождения работника на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем его прибытия на территорию РФ. День отъезда за рубеж считается днем нахождения в РФ.
При определении налогового статуса имеет значение только фактическое, документально подтвержденное время нахождения физического лица в РФ. Намерения физического лица относительно времени нахождения в Российской Федерации при определении его налогового статуса в расчет не принимаются. Определение налогового статуса исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в Российской Федерации Кодексом не предусмотрено (Письма Минфина России от 07.11.2007 N 03-04-06-01/377, от 25.06.2007 N 03-04-06-01/200, от 13.06.2007 N 03-04-06-01/185).
Исключение составляют случаи приема на работу граждан Белоруссии, которые признаются налоговыми резидентами РФ с момента заключения трудового договора с работодателем - российской организацией на срок не менее 183 дней в календарном году (см. Письма Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94, от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396, от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82).

3. Какими документами подтвердить нахождение на территории РФ?
Даты прибытия на территорию России и отъезда из России устанавливаются по отметкам пограничного контроля в загранпаспорте.
Если физическое лицо является гражданином иностранного государства, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение о безвизовом режиме, то для целей получения подтверждения за указанный в заявлении период представляются дополнительные документы, подтверждающие фактическое нахождение этого лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Такими документами могут быть, например, справка с места работы в Российской Федерации, копия табеля учета рабочего времени из других организаций, копии договоров возмездного оказания услуг, копии авиа- и железнодорожных билетов и др. (Письмо Минфина России от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31).
Следует иметь ввиду, что вид на жительство не является документом, свидетельствующим о фактическом времени нахождения гражданина на территории страны, а лишь подтверждает право физического лица на проживание в ней, а также его право на свободный выезд и въезд в страну (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Налоговый кодекс не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Ответственность за правильность его определения у физического лица - получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом (Письмо Минфина России от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362).

4. Ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ)
Налоговые ставки устанавливаются также в зависимости от того, является ли физическое лицо резидентом:
- для резидентов - 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей;
- для нерезидентов - 30% (за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка равна 15%).
В случае изменения налогового статуса работника перерасчет сумм НДФЛ производится с момента, когда его статус за налоговый период более изменяться не может, либо по окончании налогового периода.
Если по итогам налогового периода сотрудник будет являться налоговым резидентом, то по его доходам от источников в РФ сумму налога, ранее рассчитанную по ставке 30%, следует пересчитать по ставке 13% как с резидента (Письмо Минфина России от 22.11.2007 N 03-04-06-01/406).
Если по итогам какого-либо налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом (например, в случае окончательного отъезда из РФ до достижения 183 дней нахождения в РФ в данном календарном году), а налог с доходов, выплаченных до отъезда, удерживался исходя из наличия на каждую дату фактического получения дохода (с учетом предшествующего каждой такой дате 12-месячного периода) статуса налогового резидента по ставке 13%, то сумма налога, подлежащая уплате, должна быть пересчитана по ставке 30% (Письмо Минфина России от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210).
Данный перерасчет осуществляется с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса.

5. Устранение двойного налогообложения
В соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ налоговая ставка в размере 30 процентов устанавливается в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 232 НК РФ для получения налоговых привилегий, предусмотренных международным договором, налогоплательщик должен представить в налоговые органы Российской Федерации официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Подтверждение может быть представлено как до уплаты, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение налоговых привилегий.
В случае отсутствия такого подтверждения налогообложение доходов, полученных лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, производится по ставке 30 процентов.

6. Налогообложение единым социальным налогом (ЕСН)
По общему правилу выплаты работникам-иностранцам облагаются ЕСН в том же порядке, что и выплаты работникам-россиянам. Начислять ЕСН нужно на выплаты и вознаграждения, которые производятся иностранцам по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) или авторским договорам, согласно п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ.
Несмотря на то, что по общему правилу выплаты иностранцам облагаются ЕСН так же, как и выплаты россиянам, одна особенность здесь все-таки есть. И заключается она в том, что на порядок исчисления суммы ЕСН к уплате в федеральный бюджет оказывает влияние статус иностранца в России. В частности, является иностранец постоянно проживающим, временно проживающим или временно пребывающим на территории РФ.
Это связано с тем, что сумма ЕСН определяется отдельно по федеральному бюджету, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (п. 1 ст. 243 НК РФ). При этом налог, исчисленный для уплаты в федеральный бюджет по каждому физическому лицу, подлежит уменьшению на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на ОПС (налоговый вычет). Это установлено абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ.
В свою очередь, взносы на ОПС начисляются только на выплаты тем иностранцам, которые постоянно или временно проживают в РФ (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), т.е. застрахованным. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства
Таким образом, если работник-иностранец находится на территории РФ в статусе временно пребывающего, то налоговый вычет по ЕСН в отношении этого работника не применяется.

7. Об уведомлении налоговых органов
В соответствии с пп.4 п.8 ст.18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
Работодатель обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из перечисленных оснований, но в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан.
За неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства на основании ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях работодатель - юридическое лицо может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо в виде приостановления деятельности на срок до девяноста суток. На должностных лиц за указанное правонарушение налагается штраф в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Отдел налогообложения физических лиц
Управления Федеральной налоговой службы
по Камчатскому краю

Случайные статьи

Вверх