Закрытие ип. Снятие с учета индивидуального предпринимателя в налоговой инспекции и внебюджетных фондах

Снять с учета кассовый аппарат в налоговой - значит получить от нее карточку о снятии ККМ с регистрационного учета. Но перед этим налоговой инспекции необходимо внести в журнал учета контрольно-кассовой техники сведения о том, что пользователем прекращено применение ККМ. Снятие с учета кассового аппарата может происходить как добровольно, так и вынужденно. К примеру, до 01.07.2017 нужно снять с учета те кассовые аппараты, которые не смогут обеспечить онлайн передачу данных в налоговые органы. Расскажем в нашей консультации о снятии кассы с учета в налоговой.

Как снять с учета ККМ в налоговой: новый порядок

Для снятия ККТ с учета в налоговой организация или ИП должны подать заявление. Подать его можно на бумажном носителе в любую налоговую инспекцию или в электронном виде через кабинет контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Форма заявления утверждена Приказом ФНС РФ от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ . Это «Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники», которое применяется при регистрации, перерегистрации и снятии ККМ с учета. При снятии на титульном листе заявления указывается код вида документа 3 — «Заявление о снятии с регистрации контрольно-кассовой техники».

Заявление о снятии с учета ККМ:

Подать заявление о снятии с учета ККТ необходимо не позднее 1 рабочего дня со дня передачи аппарата другому пользователю, а в случае факта хищения или потери — не позднее 1 рабочего дня со дня обнаружения такого факта (п. 5 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Чтобы снять кассу с учета в налоговой, в заявлении необходимо указать (п. 6 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ):

  • полное наименование организации (или Ф.И.О. ИП), ИНН;
  • наименование модели ККМ и ее заводской номер;
  • сведения о случаях хищения или потери ККТ (при наличии таких фактов).

Перед подачей заявления пользователь ККТ должен сформировать отчет о закрытии фискального накопителя. Сведения, содержащиеся в этом отчете, нужно передать в налоговую инспекцию вместе с заявлением о снятии. Естественно, отчет не сдается, если ККМ была утрачена или похищена и снимается с учета в связи с этим (п. 8 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

В течение 5 рабочих дней после подачи заявления налоговая инспекция выдает (направляет) бывшему пользователю ККТ карточку о снятии ККМ с учета. Дата формирования этой карточки и будет являться датой снятия аппарата с учета в налоговой.

Обращаем внимание, что указанный выше порядок снятия ККТ с учета в налоговой применяется с 01.07.2017 года ко всем ККТ, а до этой даты к кассовым аппаратам, поставленным на учет после 01.02.2017 (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

Временный порядок снятия с учета ККМ

До 01.07.2017 снятие с учета кассовых аппаратов, зарегистрированных в налоговой не позднее 01.02.2017, производится в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 .

ККТ снимается с учета по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в тот налоговый орган, в котором ККТ была зарегистрирована. К заявлению необходимо приложить паспорт ККТ и карточку регистрации.

В паспорте ККТ делается отметка о снятии аппарата с регистрации и заверяется печатью налогового органа. Такая же отметка делается в книге учета и карточке регистрации, которая остается в налоговом органе.

Форма заявления о снятии была приведена выше.

Внимание! Этот материал о том, как снять кассу с учёта в налоговой . Если вас интересует как снять у кассы Z отчёт (регулярное снятие кассы), нажмите !

Предпринимательская деятельность далеко не всегда проста и безоблачна. Иногда случается и так, что приходится сворачивать бизнес, а все рабочее оборудование складировать в дальний угол. Но если прилавки, мебель, компьютеры и прочее можно просто спрятать подальше или попытаться перепродать, то с контрольно-кассовой техникой поступать нужно иначе.

Прежде чем окончательно убрать ее на полку или выставить на продажу, необходимо провести ее снятие с учета в налоговой инспекции.

Причем поступать так нужно не только в случае закрытия бизнеса, но и в некоторых других ситуациях. Разберем эту тему подробнее.

Снимаем контрольно-кассовую технику с учета: причины

Необходимость полного снятия контрольно-кассовых машин с учета в налоговых органах или их перерегистрация может возникнуть при самых разных обстоятельствах. Это может быть:

  • ликвидация юридического лица (предприятия или организации) а также закрытие ИП;
  • добровольная замена кассовой машины на более функциональную и новую модель;
  • вынужденная замена устаревшей кассовой техники вследствие того, что она была вычеркнута из перечня государственного реестра. Эксплуатировать контрольно-кассовый аппарат можно не более 7 лет с момента его выпуска ;
  • кража контрольно-кассовой техники. В данном случае, к специалисту налоговой надо будет обязательно предъявить справку из полиции;
  • предоставление в аренду, передача в дар, а также продажа другой компании или индивидуальному предпринимателю;
  • форс-мажорные обстоятельства (пожары, наводнения, разрушения зданий и т.д.);
  • изменения в соответствующей части законодательства;
  • в случаях, если кассовая машина по каким-либо причинам не применяется в работе. Особенно это важно, если дальнейшее ее использование также не запланировано, но, при этом, доступ к ней имеют как сотрудники компании, так и посторонние лица. Чтобы избежать несанкционированного и бесконтрольного использования кассы, ее надо дезактивировать.

Для чего снимать контрольно-кассовые машины с учета в налоговой

Снимать кассы с учета в налоговых органах необходимо независимо от того, что послужило причиной прекращения их применения. Нужно помнить о том, что данные о каждом используемом фискальном регистраторе или кассовом аппарате есть в базе налоговой службы. А раз так, то значит они в обязательно порядке должны подвергаться регулярному техническому обслуживанию и своевременной .

Если касса не снята с учета, представители налоговой инспекции могут в любой момент заглянуть с проверкой на предмет правильной выдачи кассовых чеков покупателям или потребителям услуг.

Особенно это касается индивидуальных предпринимателей, поскольку именно их в случае чего проще всего найти (по месту жительства, указываемом при постановке ИП на учет в ИФНС). Самое неприятное будет, если представитель организации или индивидуальный предприниматель не сможет ответить на вопрос о том, где находится контрольно-кассовая техника, зарегистрированная на его компанию.

Ну и конечно, стоит помнит о том, что не сняв кассу с учета в налоговой службе, ее не удастся продать или подарить.

Порядок снятия контрольно-кассовой техники с регистрации

Если говорить коротко, то процесс снятия ККМ с налогового учета происходит в несколько этапов:

  1. подготовка комплекта документов;
  2. консультирование и привлечение к процедуре сотрудника сервисного центра;
  3. визит в налоговую.

Если все сделано по порядку и правильно, то сам процесс снятия кассы с учета займет не более получаса.

Что важно при снятии кассы с учета

Основной смысл операции по снятию кассы с регистрации в налоговых органах заключается в том, чтобы они могли проверить, насколько соответствует информация в кассовом журнале по отношению к сведениям фискальной памяти, а также последующей дезактивации аппарата, и передачи данных ЭКЛЗ на хранение. Здесь необходимо отметить, что строгой регламентации этой процедуры нет, поэтому каждый регион РФ по-своему регулирует данный процесс.

Прежде чем отправляться в территориальный отдел налоговой службы, нужно уточнить, какие именно требования предъявляет к процедуре снятия кассы с учета именно тот отдел ИФНС, в котором она была зарегистрирована.

Внимание! Иногда налоговики требуют, чтобы снятие фискальных отчетов с контрольно-кассовой техники проводилось только в присутствии их представителя. В этом случае нужно заранее договариваться с инженером из центра технического обслуживания о том, чтобы он мог в определенное время подъехать в налоговую. ИП или сотруднику компании, подающей заявление на снятие ККМ с регистрации, надо иметь с собой все необходимые документы и саму кассу.

Следует отметить, что не все территориальные инспекции так строго относятся к данному процессу. Некоторые не требуют привозить к ним кассовые машины и приглашать технического специалиста, они ограничиваются проверкой документов, главное в которых – корректное оформление и резолюция сертифицированного технического центра.

В еще более упрощенных схемах работники обслуживающих центров самостоятельно снимают блок ЭКЗЛ и собирают все документы для снятия кассы с учета в налоговой. При этом собственнику кассовой машины нужно всего лишь лично подъехать в налоговую с заявлением или отправить туда представителя с доверенностью. Сделать это надо либо в тот же день, либо, если это установлено в правилах местной территориальной налоговой инспекции – в трехдневный срок.

Перед тем, как снимать кассовый аппарат с налогового учета, необходимо убедиться в том, что вся налоговая отчетность на текущее время сдана своевременно, никаких долгов перед налоговиками нет, все счета со стороны обслуживающей технику организации оплачены.

Кроме того, не лишним будет еще раз проверить правильность занесения информации в журнал кассира-операциониста, и проверить журнал технического обслуживания.

Документы по снятию ККМ для налоговой

После того, как все необходимые предварительные проверки и операции проведены, пора приступать к формированию пакета документов для налоговой. В него входит несколько важных документов, без которых снятие кассы с регистрации невозможно. Вот перечень этих документов:

  • карточка, выданная при регистрации кассовой машины в налоговой;
  • личный паспорт заявителя или представителя по доверенности;
  • технический паспорт контрольно-кассовой техники и отдельно паспорт блока ЭКЛЗ;
  • журнал кассира-операциониста;
  • журнал регистрации вызовов технических специалистов;
  • копия заверенного налоговой инспекцией баланса за последний отчётный период;
  • от ООО;
  • книга доходов и расходов от ИП.

Последние два документа не обязательны, но в некоторых случаях инспектор налоговой службы может попросить их для полноценного анализа сведений по ККМ.

От сотрудника обслуживающего центра, налоговики потребуют:

  • чек с фискальным отчётом за всё время использования кассы;
  • акт о снятии показаний кассовых счётчиков;
  • по одному чеку-отчёту за каждые последние три года эксплуатации кассы;
  • помесячные фискальные отчеты также за трехгодовой период;
  • чек о закрытии архива памяти аппарата;
  • отчёт по блоку памяти ЭКЛЗ;
  • акт о передаче ЭКЛЗ на хранение. Кстати говоря, храниться он должен не менее пяти лет с момента снятия кассы с учета на случай возможной налоговой проверки.

После того, как все вышеперечисленные документы будут отданы специалисту налоговой инспекции, и процедура снятия кассы с учета будет завершена, с кассовым аппаратом можно делать все, что заблагорассудиться: продать, сдать в аренду, отдать в комиссионный отдел технического центра, подарить, просто поставить в угол. Однако стоит помнить, что если модель кассы вычеркнута из госреестра, дальнейшее её использование будет невозможно. В этом случае кассу можно только выбросить.

Не является отдельной структурой, имеющей свои обособленные права, обязанности и имущество. Индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, получившее право на предпринимательскую деятельность, поэтому правильнее говорить о снятии с регистрационного учета . И все же, это понятие используется довольно часто, поэтому далее мы так и будем говорить о закрытии ИП.

Основания закрытия ИП

Все основания, по которым физическое лицо может прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, приводятся в статье 22.3 :

  • Снятие с регистрационного учета по заявлению ИП;
  • Смерть физического лица. В этом случае снятие с учета происходит на основании справки из загса;
  • Принятие судом решения о признании физического лица несостоятельным (банкротом);
  • В принудительном порядке по решению суда. Такое решение может быть принято при обращении регистрирующей налоговой инспекции в суд в случае неоднократных или грубых нарушений законодательства со стороны индивидуального предпринимателя;
  • В связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок. Такой приговор выносится в рамках ответственности по уголовно-правовым нарушениям по ст. 45 УК РФ;
  • В связи с аннулированием или окончанием срока действия документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в РФ. Здесь имеются в виду документы, разрешающие иностранному гражданину или лицу без гражданства временное проживание или вид на жительство в России.

В этой статье мы рассмотрим закрытие ИП по его заявлению, и ситуацию, когда индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом.

Добровольное закрытие ИП

На первый взгляд, пошаговое закрытие ИП по его заявлению выглядит очень простым:

  • подать в регистрирующую налоговую инспекцию (там, где ИП становился на учет) заявление о прекращении деятельности по форме ;
  • заплатить госпошлину 160 рублей;
  • получить через пять рабочих дней уведомление о снятии с учета по форме № 2-4-Учет и выписку из ЕГРИП.

На деле же при закрытии ИП возникает достаточно много вопросов, особенно в части исполнения бывшим предпринимателем обязательств перед бюджетом, фондами, работниками и партнерами. Давайте разберемся, как можно освободиться от статуса ИП с минимальными потерями времени и денег.

В идеале ситуация выглядит так: вы просто решили отойти от дел, и у вас полный порядок - что с отчетностью, что с партнерами, что с выплатами в бюджет и фонды. Все, что в этом случае необходимо - это сняться с учета во всех органах, куда вы на него вставали при регистрации ИП.

Такой вариант называют еще закрытием ИП без долгов, и начинать его надо с решения кадровых вопросов, если у вас были работники. Если ваши работники были приняты , то, по сути, они являются партнерами, оказывающими вам услуги, и прекращение отношений с ними оформляется так же, как и с другими контрагентами. Желательно провести акт сверки расчетов и убедиться, что на момент закрытия ИП все выполненные сотрудникам работы и услуги были приняты и оплачены вами.

Если же работники были приняты , то вы должны уведомить их о том, что планируете прекратить предпринимательскую деятельность. Основанием для расторжения трудового договора будет «прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем» (ст. 81(1) ТК РФ). О том, что вы прекращаете предпринимательскую деятельность, надо письменно сообщить не только работникам, но и в территориальную службу занятости за две недели до закрытия ИП. Что касается компенсаций работникам в виде выходного пособия, то ИП выплачивает их добровольно, и только если такое условие было прописано в договоре с работником.

Если вы применяли в своей деятельности кассовый аппарат, то его нужно снять с учета. Эта процедура прописана в пп. 81-88 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина от 29.06.2012 № 94 н. Регламент позволяет ФНС самостоятельно снимать ККТ с учета после исключения предпринимателя из ЕГРИП, но лучше уточнить этот вопрос в вашей налоговой инспекции .

Далее, нужно закрыть расчетный счет, если он был у вас открыт. Хотя у ИП нет обязанности закрывать расчетный счет при снятии с учета, вы все равно не сможете им пользоваться в целях, не имеющим отношения к предпринимательской деятельности. Кроме того, приходится платить, поэтому в ваших же интересах обратиться в свой банк с заявлением о расторжении договора на банковское обслуживание. Банк выдаст оставшуюся на счете сумму или переведет ее по указанным вами реквизитам. Самостоятельно сообщать о закрытии расчетного счета в ПФР, ФСС и налоговую инспекцию с мая 2014 года уже не требуется, эта функция возложена на банки.

Осталось только свериться с контрагентами, налоговой и фондами, то есть подтвердить, что на момент закрытия ИП у вас не осталось непогашенных задолженностей. На самом деле, проводить такую сверку вы не обязаны ни с бюджетом, ни с партнерами, но сделать это рекомендуем, чтобы избежать каких-либо ошибок в учете, которые потом могут довести до судебных разбирательств.

После того, как вы получите документы, подтверждающие снятие вас с регистрационного учета, надо будет в течение пяти дней сдать налоговую декларацию, соответствующую выбранному режиму.

Закрытие ИП с долгами

Закрытие ИП в ситуации, когда бизнес не пошел, и предприниматель не может оплатить страховые взносы даже за себя, можно назвать вынужденным. Сняться с регистрационного учета имеет смысл, хотя бы ради того, чтобы прекратилось дальнейшее начисление взносов. Что касается любых задолженностей физического лица, полученных в результате неэффективной предпринимательской деятельности, то здесь есть два важных момента:

  1. Налоговая инспекция не имеет права отказать в закрытии ИП при наличии задолженностей по налогам или взносам. В Информации ФНС «О снятии индивидуальных предпринимателей с учета» от 27.06.2014 говорится, что «Задолженность по уплате страховых взносов, если таковая имеется у предпринимателя, причиной для отказа в снятии с учета не является». До 2011 года закрытие ИП без справки по уплате страховых взносов было невозможно, чем фонды и пользовались. Сейчас статья 22.3 закона "О государственной регистрации" требует при снятии предпринимателя с учета только документа, подтверждающего представление им в ПФР сведений о персонифицированном учете. Если ИП этот документ не представит, то ФНС запросит его из фондов самостоятельно.
  2. Долги физического лица при закрытии ИП никуда не деваются. В этом и заключается полная имущественная ответственность индивидуального предпринимателя.

Действовать при закрытии ИП с долгами надо так же, как мы рассмотрели выше: уволить работников; закрыть расчетный счет; снять с учета кассовый аппарат; подать в налоговую инспекцию заявление по форме № Р26001 и квитанцию об уплате пошлины; сдать отчетность; получить уведомление о снятии с учета и выписку из ЕГРИП.

Что делать с долгами? Хорошо бы, конечно, погасить их как можно раньше, потому что по вступившему в силу судебному решению взыскание будет распространяться на все имущество предпринимателя, в том числе и то, которое не применялось им в бизнесе, или было приобретено до его начала. В случае, когда сумма долга превышает 10 000 рублей, может быть применена и мера, запрещающая должнику выезд за границу РФ.

Обратите внимание - существует перечень имущества, забрать которое за долги физического лица невозможно. Приводится он в статье 446 ГПК РФ, и в нем указаны: единственное жилье должника и земельный участок, на котором оно находится (за исключением предмета ипотеки); предметы обычной домашней обстановки и обихода; вещи индивидуального пользования; домашний скот и постройки и др.

Если ваш контрагент настроен решительно, то судебные разбирательства могут длиться в пределах обычного срока исковой давности в три года. По взносам и налогам ситуация следующая:

  • Согласно статье 45 закона № 212-ФЗ "О страховых взносах", лицо не может быть привлечено к ответственности, если со дня вынесения такого решения истекло три года. Требование о погашении задолженности фонды могут выставить не сразу после закрытия ИП, а значит, срок исковой давности будет составлять более трех лет.
  • Задолженность по налогам тоже может быть обнаружена не сразу, при этом срок давности ее выявления не установлен. Налоговая инспекция вполне может заявить в 2018 году требование об уплате недоимки по налогу за 2013 год. Далее процедура взыскания зависит от того, в каком порядке она будет проходить - судебном или внесудебном.

Так что долги, оставшиеся от предпринимательской деятельности, могут напоминать о себе после закрытия ИП дольше трех лет. Кстати, все документы, касающиеся бизнеса, надо хранить 4 года, а налоговая инспекция может устроить проверку вашей деятельности за период трех лет, предшествующих снятию с учета.

Закрытие ИП через процедуру банкротства

Банкротство ИП может стать выходом в ситуации, когда долгов очень много, и отдавать их в данный момент нечем. Сама эта процедура потребует значительных средств (от 200 тыс. руб. для вознаграждения услуг конкурсного управляющего) и не менее шести месяцев по времени.

Имущество предпринимателя, которым он владел на момент банкротства (за исключением указанного в ст. 446 ГПК РФ), будет распродано для погашения имеющихся обязательств в порядке очередности: долги по зарплате, по налогам и сборам, прочие кредиторы. Если на погашение всех долгов имущества не хватило, то банкротство прекращает все оставшиеся требования кредиторов, кроме требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и о взыскании алиментов. Бывший индивидуальный предприниматель может через год после признания его банкротом снова пройти регистрацию в качестве ИП и начать новый бизнес.

Начать процедуру банкротства можно, имея долги уже от 10 тыс. рублей, которые ИП не в состоянии погасить дольше трех месяцев (ст. 33 закона № 127-ФЗ «О несостоятельности), но вести процесс самостоятельно не получится. Чтобы узнать специфику банкротства в конкретном случае, надо обращаться к узкоспециализированным юристам, т.к. здесь есть много важных нюансов.

Главное - начинать процесс банкротства надо, будучи еще в статусе ИП, иначе в иске будет отказано, а взыскание долгов будет проходить как с обычного физического лица (с возможностью преследования кредиторами сроком более трех лет).

Что надо запомнить о прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем

  1. Закрытие ИП возможно добровольно (по заявлению или иску о признании ИП банкротом) или в принудительном порядке.
  2. Наличие задолженностей (по зарплате, налогам, взносам, перед другими кредиторами) не является основанием для снятия ИП с учета.
  3. Имущественная ответственность бывшего предпринимателя переходит на его имущество, как физического лица (кроме перечня, указанного в статье 446 ГПК РФ).
  4. Перед закрытием ИП надо: уволить работников; сдать отчетность за работников; сняться с учета в фондах; закрыть расчетный счет; снять с учета ККТ; провести сверку расчетов с ФНС, фондами и контрагентами (рекомендуется).
  5. При наличии значительных долгов стоит оценить целесообразность инициирования банкротства (для этого не надо сниматься с учета как ИП).
  6. Хранить документы по предпринимательской деятельности надо минимум 4 года, и быть готовыми к тому, что налоговая инспекция может провести проверку и после прекращения статуса ИП.

Предприниматели вправе по собственной инициативе аннулировать статус, присвоенный им налоговой инспекцией. Данный процесс предусмотрен в ГК РФ. Функционирование ИП предусматривает обязанность вставать на учет в налоговой службе и внебюджетных фондах (ПФР, ФСС). Утрата статуса влечет необходимость сниматься с него.

Прекращение деятельности ИП

ИП может прекратить деятельность в каждый момент. Прекращение работы не влечет автоматическую ликвидацию обязательств перед государством и контрагентами. Предприниматель официально расстается со статусом и обязанностями после прохождения процедуры.

Этапы закрытия ИП:

  1. оформление заявления;
  2. формирование пакета документов;
  3. передача собранных данных в инспекцию по месту постоянной прописки;
  4. получение свидетельства через 5 рабочих дней.

Такой порядок действует для каждого бизнесмена. Но это первый шаг на пути к ликвидации статуса.

Важно! Обязанности бизнесмена не аннулируются после ликвидации ИП. Легальное прекращение деятельности подразумевает передачу заключительных отчетов и деклараций, а также расчет по обязательным платежам и сборам.

После получения свидетельства предприниматель обязан выполнить следующие действия:

  1. рассчитаться с внебюджетными фондами (ПФР, ФСС) и представить необходимые отчеты;
  2. сняться с учета в качестве работодателя в ФСС;
  3. передать декларацию в налоговую инспекцию по месту регистрации;
  4. произвести расчет по обязательным платежам (УСН, ОСНО и т.д.);
  5. снять с регистрационного учета кассу.

Существуют специальные учеты, например, в пробирной палате. Соответственно некоторые бизнесмены выполняют дополнительные операции при завершении деятельности.

В налоговой инспекции

Рекомендуется обратиться в налоговую службу до момента формирования заявления о закрытии ИП. Законодатель дозволяет сделать это для бизнесменов на УСН после ликвидации. Обязанности перед государством не будут считаться исполненными до момента возмещения обязательных платежей.

Процесс снятия с учета в налоговой начинается с подачи декларации УСН, ОСНО за отчетный период. Если такая документация не была подготовлена за прошлые этапы, то сотрудники государственной службы потребуют и ее.

Отсутствие прибыли по УСН не является основанием для освобождения от обязанности. В данном случае предприниматель предъявляет нулевые налоговые декларации и не вносит денежные средства в счет обязательных платежей.

Сотрудники инспекции проверяют наличие штрафов, пени, задолженности по УСН и т.д. Заявитель должен возместить установленную денежную сумму для снятия с учета.

Во внебюджетных фондах

С 2011 года предприниматели освобождены от обязанности представлять для закрытия ИП справку из внебюджетных фондов. Сегодня можно сначала ликвидировать статус, а затем оплатить платежи в ПФР, ФСС и ФФОМС. Сотрудники налоговой инспекции иногда требуют представления справки, что не соответствует требованиям законодателя. Отказ в приеме документированных данных в этом случае неправомерен.

Также в настоящее время предприниматели не уведомляют ПФР, ФСС о регистрации. У них отсутствует обязанность вставать на учет самостоятельно. Информацию по вновь созданным ИП передают налоговики. Бизнесмену направляется письмо о постановке на учет.

Аналогичным образом производится снятие. ИП не заявляет о решении в ПФР, ФСС или ФФОМС. Информацию о закрытии передает налоговая служба. Затем внебюджетные фонды самостоятельно производят снятие с учета ИП.

Если бизнесмен был работодателем, то погасить задолженность надо до момента получения свидетельства о закрытии. В противном случае – это можно сделать и после ликвидации.

Обязательство по уплате взносов не прекращается после закрытия ИП. Предъявить требования ПФР, ФСС могут к физическому лицу. Задолженность должна быть погашена в течение 15 дней. Затем на правонарушителя накладываются санкции в виде штрафа.

Необходимые действия в ФСС

В ФСС ИП обращается для снятия записи, если у него есть работники.

Для реализации процедуры бизнесмен представляет следующие акты:

  • заявление;
  • копии документированных данных о ликвидации трудовых отношений работодателя и сотрудника (соглашение о расторжении трудового договора, приказ об увольнении).

ФСС рассматривает полученные сведения в течение 14 дней. Затем в адрес ИП направляется копия вердикта о снятии с учета.

Важно! Производить этот процесс необязательно, если предприниматель оформлял гражданско-правовые соглашения с физическими лицами с уплатой взносов «на травматизм».

Снимаем с учета ККТ

Если ИП работал с ККТ (контрольно-кассовой техникой) на УСН и ОСНО, то нужно ликвидировать регистрационную запись о кассе. Процедура начинается с вызова представителя ЦТО (центра технического обслуживания) для получения фискального отчета.

Предприниматель должен подготовить следующие документы:

  1. заявление по форме, утвержденной ФНС;
  2. карточку регистрации;
  3. паспорт ККТ;
  4. фискальный отчет;
  5. журнал кассира.

Эти сведения могут быть переданы одним из следующих способов:

  • лично в ИФНС по месту регистрации;
  • через представителя, действующего по нотариальной доверенности;
  • почтовым отправлением;
  • через сервис на сайте ФНС (при наличии ЭЦП с действующим сертификатом ключа).

Факт снятия ККТ подтверждается отметками налоговой инспекции в паспорте кассового аппарата и журнале кассира. При удаленной передаче документов готовые акты будут представлены, как электронный файл или в бумажном виде по почте.

Снятие с учета во внебюджетных фондах (ПФР, ФСС) производится автоматически. Исключение – предприниматель был работодателем. Для снятия с учета в налоговой инспекции необходимо представить декларацию УСН, ОСНО и документы на закрытие ИП. Правильное проведение процедуры гарантирует отсутствие у бизнесмена проблем с законом. Следует понимать, что обязанности предпринимателя не прекращаются после закрытия статуса.

При снятии с регистрации онлайн-кассы следует учитывать требования ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники…" (далее - Закон № 54-ФЗ).

Онлайн-кассу можно снять с учета по заявлению пользователя и без такого заявления - по решению налогового органа.

В первом случае онлайн-кассу снять с регистрации придется, если кассовый аппарат (п. 5 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • передан другому пользователю;
  • утерян или похищен;
  • неисправен.

Во втором случае налоговая инспекция самостоятельно снимет с учета ККТ, если (п. 15 , , 18 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • обнаружено несоответствие экземпляра ККТ требованиям законодательства РФ. При этом необходимо в течение 30 дней с даты снятия ККТ с регистрации представить в налоговую инспекцию фискальный накопитель (абз. 4 п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). Повторная регистрация такого экземпляра ККТ возможна при устранении выявленных нарушений;
  • по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе. В течение 60 календарных дней с даты снятия ККТ с учета следует представить в инспекцию все фискальные данные, которые хранятся в фискальном накопителе на момент снятия с учета и не переданы в налоговую инспекцию (за исключением случая поломки фискального накопителя);
  • в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) внесена запись о прекращении деятельности организации (предпринимателя).

Этап 1. Подача заявления

Заявление о снятии с регистрации онлайн-кассы необходимо подать в налоговую инспекцию не позднее одного рабочего дня со дня передачи ККТ другому пользователю или обнаружения утери (хищения), а при поломке ФН – не позднее 5 рабочих дней со дня его поломки.

Такое заявление можно подать (п. 1 , 10 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • в любую налоговую инспекцию - в бумажном виде (форма заявления и порядок его заполнения утв. приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@);
  • в электронной форме через кабинет ККТ. Датой подачи заявления будет дата его размещения в кабинете ККТ.

В заявлении следует указать (п. 6 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • ИНН налогоплательщика;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра ККТ, зарегистрированного в налоговом органе;
  • сведения о случаях хищения или потери ККТ (при наличии таких фактов).

Вместе с заявлением о снятии с регистрации ККТ необходимо представить в инспекцию отчет о закрытии фискального накопителя (п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Отчет о закрытии фискального накопителя можно не передавать в налоговую инспекцию в случае (абз. 3 п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • утраты ККТ вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
  • хищения ККТ;
  • поломки ККТ по причине заводского брака, если производитель подтвердит, что нельзя считать фискальные данные и сформировать отчет.

Пользователь, который обнаружил поломку ФН, должен направить его производителю на экспертизу. Она должна быть проведена в течение 30 календарных дней со дня получения ФН. По результатам экспертизы составляется заключение, которое производитель направляет пользователю и через кабинет ККТ в налоговые органы. В нем должны быть ответы на вопросы о заводском браке и о возможности считывания всех фискальных данных с ФН. Если заключение подтверждает, что из сломанного ФН можно считать данные, пользователь обязан направить их в налоговую не позднее 60 дней с даты подачи заявления о перерегистрации (снятия с учета) ККТ (п. 8.1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Если инспекция снимает с учета ККТ в одностороннем порядке по истечении срока действия ФН и имеется факт его поломки, то пользователь должен отдать ФН изготовителю для проведения экспертизы. Если по результатам экспертизы производитель подтвердит, что невозможно считать фискальные данные, то в налоговую можно не представлять отчет о закрытии фискального накопителя. Этот отчет следует представить в налоговую, если производитель сочтет, что данные ФН можно считать. Сделать это нужно в течении 60 календарных дней с даты снятия ККТ с учета (п. 16 и п. 8.1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

ККТ можно применять в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы, например, если деятельность происходит в удаленных от услуг связи местностях. В случае снятия с учета такой ККТ следует считать фискальные данные всех фискальных документов, содержащихся в фискальном накопителе, и представить данные в инспекцию в электронной форме вместе с заявлением о снятии с регистрации. Датой подачи отчета в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ (п. 14 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Этап 2. Формирование карточки о снятии ККТ с учета

Датой снятия с регистрации ККТ является дата формирования карточки о снятии ККТ с регистрационного учета. Такая карточка формируется налоговым органом и выдается (направляется) в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления.

Если налоговая инспекция сняла ККТ с учета в одностороннем порядке, датой снятия с учета является дата формирования карточки о снятии с ККТ регистрационного учета. Она выдается (направляется) в течение 5 рабочих дней с даты снятия ККТ с учета (п. 7 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

В карточке налоговая инспекция должна указать (п. 9 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • полное наименование организации или Ф.И.О. (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • ИНН налогоплательщика;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра ККТ;
  • дату снятия ККТ с регистрационного учета.

Карточку контролеры должны направить пользователю. Инспекция вправе это делать (п. 11 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • через кабинет ККТ;
  • через оператора фискальных данных.

Также карточку о снятии ККТ с регистрации можно получить в налоговом органе в бумажном виде (

Случайные статьи

Вверх