Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Арендный блок
Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:
Первый тип - высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.
Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.
Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим. Рассмотрим налоговую политику в двух аспектах: с точки зрения, во-первых, ее действительного единства и последовательности при реализации целей экономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющих рычагов и инструментов, а во-вторых, действенности рычагов и инструментов реализации налоговой политики в нынешних конкретно-экономических условиях.
Налоговая реформа представляет собой совокупность средств и методов, направленных на оптимизацию налоговой политики и налоговой системы.классификацию налоговых реформ
1.1. Системная реформа - реформа, вследствие которой изменяются концепции и механизмы действия налоговой системы. В результате системных реформ преобразуются принципы налогообложения в целом, а также спектр существующих налогов, объем налоговой нагрузки и т.д.
1.2. Структурная реформа - реформа, ориентированная на оптимизацию структуры налогообложения и налогового администрирования. В результате структурных реформ преобразуются налоговые ставки, налогооблагаемая база, налоговые льготы.
По целям проведения .
2.1. Многоцелевая реформа - реформа, направленная на достижение совокупности целей, связанных между собой. Результат многоцелевых реформ проявляется в изменении трактовки ключевых функций, исполняемых налогами в экономике страны
2.2. Ограниченная целевая реформа - реформа, ставящая перед собой одну базовую цель по изменению отдельных элементов налоговой системы. Результатом ограниченных целевых реформ выступает преобразование стимулирующих налоговых функций.
По срокам проведения .
3.1. Краткосрочная реформа - реформа, длящаяся около трех лет. Как правило, краткосрочные реформы проводятся в рамках достижения ограниченных целей.
3.2. Среднесрочная реформа - реформа, длящаяся от трех до восьми лет. Среднесрочные реформы могут позволить себе провести более принципиальные изменения в системе налогообложения.
3.3. Долгосрочная реформа - реформа, длящаяся более восьми лет. Долгосрочные реформы, как правило, проводятся для серьезных преобразований в налоговой системе и налоговой политике государства.
У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы
Эта тема принадлежит разделу:
Определение налогов, роль налоговых доходов бюджетной системы РФ. Налоговая система, НК - налоговый кодекс. Налогообложение. Готовые ответы на экзамен
Правила проведения основного государственного экзамена в 2015 году. Общие сведения
Развитие и разнообразие жанров и форм в хоровой музыке Западной Европы (Средневековье и Возрождение). Жанры культовой музыки. ТЕРМИНЫ по жанрам светской музыки. Хоровая музыка эпохи барокко. Хоровая музыка композиторов-романтиков.
Положение о проведении областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области» (далее Положение) регламентирует статус и порядок проведения областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области» (далее - Конкурс)
Определение молярного и удельного коэффициентов светопоглощения. Определение открываемого минимума фотометрических реакций. Расчет концентрации и массы определяемого вещества при фотометрическом анализе. Расчет концентрации и массы определяемого вещества при флуориметрическом анализе.
В этом разделе проведена оценка разработанного проекта с точки зрения его безопасности и экологичности. Оценка безопасности означает перечисление опасных и вредных факторов, возможных на различных участках производства и технических, организационных и т.д. решений, предусмотренных проектом для уменьшения их воздействия на человека.
Война постоянно требовала больших средств. А это вело к увели-чению налогов с населения. При Петре I налоги возросли в пять раз. Увеличилось не только количество налогов, но и их размер. Повин-ности государству несли горожане и крестьяне. Состоятельные го-рожане должны были поставлять подводы и лошадей , провиант для армии; в их домах располагались солдаты на постой (иногда это про-должалось годами). Эти повинности уменьшали капитал купцов и не способствовали развитию торговли.
Крестьяне тоже должны были нести подводные, постойные по-винности. Тяжёлым бременем на них ложилась рекрутская повин-ность. Вместе с тем они обязаны были платить натуральный и де-нежный оброки.
В начале правления Петра налоги, как раньше, взимались «со дво-ра». Но этого царю было мало. Он приблизил к себе специальных изобретателей налогов — «прибыльщиков». Налоги вводились на соль, на дым (с каждой топящейся избы), на бороды, на гробы.
В 1718 г. была осуществлена податная реформа. Налог стал взи-маться не со двора, а с «души мужского полу». Поэтому он и назывался «подушная подать» . С женщин налог не брали. Поэтому семья, в ко-торой были отец, мать и семь дочерей, платили меньше, чем семья, в которой, кроме родителей, имелось четверо взрослых сыновей.
В облике россиянина-мужчины борода издревле была символом солидности и добропорядочности. Мода на бритье бо-род при дворе Алексея Михайловича бы-ла скоротечной. В первое десятилетие царствования Петра I аристократы носили коротко стриженные, как у мушкетёров, бороды-эспаньолки. Пётр I велел на гол-ландский манер сбрить мужчинам боро-ды, а непокорным ножницами отстригал клок бороды сам. Был издан специальный указ о необходимости брить бороды. Од-нако там оговаривалось, что можно и ку-пить право на ношение бороды и полу-чить специальный жетон, который под-тверждает, что пошлина за бороду уплачена. Но пошлина была чрезмерно велика. Так, купцы должны были заплатить 100 рублей, дворяне — 60 руб. Кре-стьянам разрешалось носить бороды, но при въезде в город они обязаны были каж-дый раз платить за неё по копейке. Мно-гие сделать это были не в состоянии, им пришлось с бородой расстаться. Лишь ду-ховенство имело право носить длинную одежду и бороды бесплатно.
Социальная политика Петра I вызвали волну недовольства населения. Тяжёлое бремя налогов вызывало сопротивление. Оно выража-лось в разных формах: бегство на окраины страны, бунты и вос-стания. Материал с сайта
В 1705-1706 гг. произошло восстание в Астрахани. Его участни-ками были сосланные стрельцы, посадские люди. Восстание приня-ло такие крупные размеры, что царь направил армейские полки, ко-торые пришлось снять со шведского театра военных действий.
Волновались и работные люди на мануфактурах. В 1705-1711 гг. были значительные выступления в Башкирии.
комплекс преобразований системы налогообложения, основным результатом которых стало введение нового основного налога — подушной подати .
Подушная подать (оклад, налог) — введена в 1724 году, после повторной «подушной» переписи населения 1718-1722 годов.
Первая перепись 1710 года показала, что крестьяне уклоняются от выплат налогов обнося рядом стоящие дома одним забором и выплачивая «подворный» налог вместе с соседями.
Следует отметить, что первые 20-ть лет правления Петра I, который взошёл на престол вместе с братом в возрасте 10 лет, не сопровождались какими-либо существенными реформами, ни в налоговой, ни в каких-либо других сферах.
Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.
Начиная с 1704 года один за другим вводились самые разные, порой абсурдные налоги: посаженный, поземельный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, на покос сена, трубный, с печей, налог на причал и отправку плавучих судов, с мостов и переправ, с клеймения платья, шапок и сапог, с варки пива, с производства воска, с квасных и сусляных напитков, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, и т.д. Всего появилось около 40 новых налогов.
Одним из средств Петра I по борьбе с культурой сложившейскя в русском обществе был налог на бороды (для всех кроме духовенства). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» .
Каждый, кто отказывался брить бороду был обязан платить от 100 до 30 рублей ежегодно, в зависимости от чина и положения. Была установлена дополнительная система сбора данного налога с крестьян — налог на въезд и выезд в крупные города по 2 коп.с бороды.
Знак выдаваемый заплатившему налог на бороду
Внутри страны организовывались частные и государственные монополии - аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные - для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.
Важным налогом Петра I был введённый указом 23 января 1699 г. гербовый сбор (пошлин). Т.е. все официальные документы (купля-продажа, займы и т.д.) необходимо было оформлять на гербовой бумаге, монополистом по выпуску которой было государство.
В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, целью которого была защита отечественных товаров неспособных конкурировать по качеству с иностранными аналогами. Тариф был откровенно протекционистским — пошлины были настолько высоки, что торговцы просто отказывались привозить товар на продажу.
Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.
Перепись 1710 г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Крестьяне обносили несколько домов одним забором, получался один «двор» — таким образом народ старался выжить и уменьшить огромное налоговое бремя. Но Петру I нужна была промышленность, нужна была победа в Северной войне со Швецией — а без денег, большую часть которых государство получало именно в виде налогов, достижение каких-либо результатов было невозможно.
Первым шагом налоговой реформы стало проведение повторной переписи населения — теперь приказано было записывать всех, кто был мужского пола и принадлежал к податным сословиям.
Весной 1724 г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, подушная подать определена в 74 коп.с души . Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.
До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.
Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (Ратуша) - центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.
18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Все военные части были распределены по соответствующим губерниям, откуда поступали провиант и деньги на содержание.
Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается Сенат - в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В этом же году учреждаются должности фискалов, обязанностями которых было преследование казнокрадства и взяточничества.
В 1717-1722 гг., в рамках создания системы коллегий были сформированы новые финансовые институты: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия.
Камер-коллегия осуществляла надзор за государственными доходами, следила за окладными и неокладными поступлениями. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.
Сбором доходов от монетной и горной регалий заведовала Берг-коллегия .
Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.
Ревизион-коллегия , учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств.
В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода , своего рода первый государственный бюджет.
Однако, при оценке этих цифр необходимо учитывать, что возрастание ценности государственных доходов не вполне соответствует возрастанию их численной величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти вдвое, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680 г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.
О роли и значении налогов знает, наверное, каждый человек. Именно эти средства используются для выполнения государством своих важнейших функций: охраны прав и свобод граждан, обеспечения безопасности, развития экономики и социальной сферы. Без налогов - важнейшего источника доходной части госбюджета - стало бы невозможным само его существование. Платить налоги на Руси начали довольно рано. Однако сама система претерпела существенные перемены. Многие монархи пытались провести налоговые реформы, с сутью и значением которых мы предлагаем ознакомиться.
Налоговая система на Руси появилась намного позднее, чем в Греции или Риме. Как полагают исследователи, произошло это к концу IX века. Сначала сбор дани носил нерегулярный характер (князья со своей дружиной посещали побежденные народы и взыскивали с них средства в свою пользу по мере необходимости, например, перед запланированным очередным походом). Постепенно такая форма налога становится прямой и получает характер одного из основных источников княжеского дохода. Так, князь Олег обложил данью несколько племен:
Способов взимания дани было два:
Суть налога на данном раннем этапе состояла в том, что племена, покорившиеся Киевской Руси, находились под защитой князя и были обязаны платить ему своеобразное вознаграждение.
Во времена первых князей размер дани был не регламентирован, чем они нередко злоупотребляли. Так, князь Игорь со своей дружиной собрал налоги с племени древлян дважды, за что был ими убит.
Его вдова жестоко отомстила убийцам мужа, велев убить представителей знати своенравного племени, а позднее - даже сожгла столицу, Искоростень. Рассмотрим налоговую реформу княгини Ольги:
Согласно древнейшим источникам, такое преобразование произошло в 946 году. После уплаты налога каждое племя получало княжескую печать из глины, что защищало его от повторной уплаты дани. Такова была первая налоговая реформа в Древней Руси, которая, несомненно, была важна: она стала шагом на пути упорядочения системы налогов. Теперь каждое племя понимало, что определенный объем дани выплатить ему придется, но было уверено в своей защищенности от своеволия князей. Вместе с тем это преобразование способствовало укреплению централизованной княжеской власти.
Рассмотрим, по какому пути пошли последующие налоговые реформы в Древней Руси:
Были и косвенные налоги, которые оплачивались купцами. Таких пошлин было несколько:
Все эти виды налогов способствовали пополнению княжеской казны.
Нашествие монголо-татар существенно изменило саму систему налогов. В период ига основным видом подати стал так называемый выход, особенности которого следующие:
Кроме выхода, жители Руси были обязаны выполнять другие действия принудительного характера:
Из-за тяжелой ситуации сбор налогов с населения в пользу княжеской казны стал практически невозможным. Однако большую роль продолжали играть пошлины, торговые сборы:
Древние источники говорят нам о том, что в этот период пошлинами облагались и некоторые виды деятельности:
Уплачивалась также и пошлина с браков.
В XII столетии появляется профессия сборщика податей, осьменника. С XIII века в ходу уже знакомое нам слово «таможник», именно так именовали главного сборщика пошлин за занятие торговой деятельностью. Его помощник носил название мытника.
Налоговая реформа Ивана III в 1480 году прекратила уплату выхода татарам и положила начало новому этапу развития системы податей и сборов внутри Руси. Власть ордынских ханов осталась в прошлом, все земли сконцентрировались вокруг нового центра, коим стала Москва. И теперь государству необходимы были средства для восстановления, развития и укрепления. Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы Ивана III.
Посадские люди и черносошные крестьяне обязались уплачивать прямой налог, получивший название «данные деньги». Черносошные крестьяне, в отличие от крепостных, сами зависимыми не были, тягло они оплачивали в пользу государства, а не помещика. Посадские люди также относились к тягловым.
Появились и иные виды целевых налогов:
Чтобы собирать налоги со всего населения, Иван III приказал провести первую на Руси перепись населения. Были подробно описаны все населенные пункты: их наименование, число жителей, род деятельности, угодья, количество хлебных посевов и скота. Все это помогало определить порядок уплаты налогов.
Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы в России времен Ивана III в части уплаты податей и пошлин. Развитие получили винные и таможенные откупы:
Оба вида налогов в дальнейшем получили развитие.
Рассматривая налоговые реформы, следует обязательно уделить внимание Сошному письму, именно так называется самая первая на Руси налоговая декларация. Оно представляло собой описание земель в городах и селах, используемое для поземельного налогообложения. Именно это письмо помогло появиться посошной подати, взимаемой с каждой сохи - единицы измерения земельного участка, так и появился земельный налог. Интересно, что для его определения использовалось не только количество земли, но и ее плодородие. Земли делились на категории:
При этом земли двух последних категорий могли быть приравнены к «доброй», если участки были велики по размеру. Составлением документа занимался писец, а также подьячий.
К периоду его правления остро ощущалась необходимость преобразований в финансовой системе страны, поэтому изменения в сфере налогов стали особенно своевременны и актуальны. В чем заключалась суть налоговой реформы Ивана Грозного:
Отметим, что налоговая реформа Ивана Грозного совпадает по срокам с ведением Казанской войны, поэтому становится очевидным, что преобразованиями царь изыскивал всевозможные способы пополнения казны, ведь на содержание нормальной армии требовалось немало средств.
Реформы Ивана Грозного в области налогов позволили добиться единообразия в данном вопросе, поскольку до преобразований в связи с царившей ранее феодальной раздробленностью существовали различные налоги и повинности. Новое централизованное государство нуждалось в обновлении, что и было сделано при данном царе.
Также Ивану Грозному удалось создать сильную армию, лишить церковь части основных доходов. Продолжило развиваться таможенное законодательство, косвенные налоги стали боле значимы. При этом, несмотря на то, что налоговое бремя крестьян было увеличено, военные люди стали платить гораздо меньше, в отношении к ним применялись льготы. Итогом реформаторской деятельности Ивана IV в области налогов стал рост государственных доходов.
Рассмотрим еще одну важнейшую веху в становлении налоговой системы, суть налоговой реформы Петра 1. Она носила комплексный характер. Необходимость совершенствования аппарата налогов была обусловлена тем, что уже первые годы правления молодого амбициозного императора ознаменовались серьезными финансовыми проблемами. Именно поэтому было принято решение о преобразовании системы косвенных налогов:
Какие же налоги появились в этот период? Их довольно много:
Налоги платили с кузниц, с сусляных и квасных напитков, с мыльного и кожевенного промыслов, с лавок, воскобоен, с продажи свечей. Всего в начале петровских преобразований появилось 40 новых налогов. Была усовершенствована и система таможенных сборов.
Говоря о сути налоговой реформы императора, который «прорубил окно в Европу», отметим самые странные и нелепые налоги и сборы:
Налогообложению подергались также различные религиозные убеждения. Сборами облагались похороны, свадьбы, рождение детей.
Рассмотрим, какова суть налоговой реформы Петра 1. Целью таких преобразований было увеличение доходной части бюджета, именно поэтому новый налог получил название «поголовщины», он взимался с каждого человека. Сначала была проведена перепись населения, данные которой позволили определить число налогоплательщиков. Далее была рассчитана сумма налога: Петр 1 поделил необходимую для содержания армии сумму на число плательщиков. При этом размер выплат зависел от сословия: государственные крестьяне платили больше, чем владельческие. Таковы реформы в налоговой системе эпохи петровских преобразований. При всей своей жесткости (многим семьям попросту нечем было платить огромное число податей), они выполнили свое прямое назначение - позволили казне пополниться, а Петру - воплотить в жизнь идеи грандиозных преобразований.
Налоговая система прошла длительный путь, ее развитие продолжается и в наше время. Мы рассмотрели ключевые вехи проведения налоговой реформы. В завершение отметим, что с глубокой древности именно на плечи населения ложится необходимость содержания армии, оплата проведения военных кампаний и прочих преобразований.
Налоговая реформа Петра І. Ее значение для России.
Роль Петра І в истории России велика и неоднозначна. Будучи великим реформатором, он расширил географические, экономические и культурные границы государства, создал великую империю. Но для простого народа эти же реформы стали тяжелым бременем.