Теория трех главных факторов производства. История теории факторов производства

Французскому экономисту Жану-Батисту Сэю (1766-1832) досталась слава основателя "вульгарной политэкономии". Так считал К. Маркс и его последователи. Для немарксистов идеи Сэя представляли интерес, их использовали такие экономисты, как Маршалл, Кейнс, Шумпетер, представители неоклассического направления.

Одной из основных заслуг Сэя историки экономической науки считают то, что он популяризировал и распространял идеи А. Смита. В 1803 г. Сэй написал работу под названием "Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства".

"Трактат" представлял собой упрощенное, очищенное (как считал автор) от ненужных абстракций и сложностей изложение учения Смита. Сэй назвал "Богатство народов" "беспредельным хаосом верных идей вперемешку с положительными знаниями".

В качестве комментатора Смита он "наводит порядок" на "территории" своего учителя, разбивая последнюю на 3 участка:

1) производство богатств; 2) распределение богатств; 3) потребление богатств. Такое деление общественного производства, дополненное позднее Д. Миллем еще потреблением, получило широкое распространение в науке.

Сам Сэй, конечно, смотрел на себя не как на популяризатора Смита, а претендовал сказать новое слово в науке, что ему во многом и удалось сделать. Одно из основных достижений Сэя - это создание нового варианта теории стоимости. Сэй в теории стоимости резко отклонился от Смита и Рикардо. Он смешивал стоимость с потребительной стоимостью. По его мнению, полезность предметов сообщает им стоимость, и величина субъективно признаваемой полезности предмета определяет величину его объективной меновой стоимости. "Цена предмета есть мерило его стоимости, а стоимость есть мерило его полезности". "Меновая стоимость или цена предмета служит лишь верным показателем полезности, признаваемой людьми за предметом".

Сэй отвергает трудовую теорию стоимости. Он считает, что продукты как потребительные стоимости могут быть созданы трудом только при содействии сил природы и средств производства (которые он называет капиталом). "Эти три элемента производства необходимы для создания продуктов", которое, по учению Сэя, означает "создание полезности". А так как полезность не отличается от стоимости, то ясно,

что последняя создается всеми тремя факторами производства, а не только трудом. "Стоимости продуктов обязаны своим происхождением совместному действию труда, капиталов и сил природы; только эти три фактора создают стоимость, новое богатство".

Итак, существуют три фактора производства: труд, капитал и природа (земля). Каждый из них оказывает в процессе производства "производительную услугу", за которую (за исключением услуг, оказываемых природою безвозмездно, владелец каждого фактора производства получает вознаграждение или доход (заработную плату, процент и ренту). Вознаграждение это берется из стоимости продукта: каждый из названных владельцев получает долю стоимости, созданную принадлежащим ему фактором производства. Труд создает заработную плату (т.е. долю стоимости продукта, равную заработной плате), капитал - процент и земля - ренту. Сумма всех этих трех доходов, сложенных вместе, определяет величину стоимости всего продукта.

Прибыль предстает в трактовке Сэя как естественное порождение капитала, а рента - естественное порождение земли. Эта концепция отрицает всякого рода эксплуатацию и изображает экономический процесс как гармоническое сотрудничество равноправных факторов производства.

Теория трех факторов производства сыграла в развитии науки большую роль: 1) были определены основные факторы производства (экономические ресурсы); 2) появилась еще одна оригинальная теория стоимости; 3) послужила основанием для развития так называемого факторного анализа.

Проблема соединения элементов природы, овеществленного и живого труда часто встречается в современных экономических исследованиях. Смысл факторного анализа - в отыскании наиболее выгодной комбинации капитала и труда (земля в расчет не принимается) для тех или иных конкретных случаев. Наиболее известным примером этого анализа является функция Кобба-Дугласа, названная по имени американских экономистов 20-х годов ХХ в.), имеющая вид:

Объем производства определяется двумя факторами:

K - количество капитала;

L - количество труда;

a, β - степенные показатели, которые показывают, на сколько % увеличится продукция, если увеличить на 1% соответственно количество капитала и труда;

А - коэффициент пропорциональности (величина, учитывающая все качественные, не выражающиеся в количестве капитала и труда факторы производства).

В дальнейшем многие ученые пытались развить и усовершенствовать функцию Кобба-Дугласа, ввести в нее динамические элементы (особенно технический прогресс). Исследованиями в этом направлении занимался голландский экономист Ян Тинберген, который первым в 1969 г. получил Нобелевскую премию по экономике.

Во многих развитых странах Европы и в США на всем протяжении XIX в. вплоть до смены классической политической экономии маржинализмом учение А.Смита было основополагающим для дальнейшего развития идей и концептуальных положений «классической школы» и главным образом тех из них, которые абсолютизировали политику экономического либерализма, стихию рыночного механизма хозяйствования. В этом смысле последовательным и значительным продолжателем творческого наследия А.Смита в первой трети XIX столетия во Франции явился Ж.Б.Сэй.

Одна из первых теоретических заслуг Ж.Б.Сэя на поприще экономической науки имеет преимущественно национальное значение. Как известно, во Франции в середине XVIII в. возникли и получили широкую популярность физиократические экономические теории, которые продолжали доминировать в экономической мысли страны, даже несмотря на появление в 1802 г. французского перевода «Богатства народов» А.Смита. Преодолеть сложившиеся стереотипы физиократизма соотечественников смог именно Ж.Б.Сэй благодаря одной из своих ранних) но значимых работ под названием «Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803).

Цель работы – определить сущность теории факторов производства Ж.Б. Сэя.

Задачи работы – изучить жизненный путь Ж.Б. Сэя как ученого экономиста; проанализировать основные характеристики теории факторов производства Ж.Б. Сэя; изучить закон «Сэя».


1. Жизненный путь Ж.Б. Сэя как ученого экономиста

Теория факторов производства Сэя была попыткой ответить на основной вопрос, разрешения которого мучительно искали и Смит и Рикардо. С развитием капитализма производство материальных благ все больше ведется с применением средств производства, принадлежащих особому общественному классу. Следовательно, стоимость товаров должна каким-то образом содержать в себе элемент, приходящийся на долю класса капиталистов. Как возникает эта доля и чем она определяется?

Жан Батист Сэй родился 5 января 1767 г. во французском городе Лионе в семье купца. Получив образование, достаточное по тем временам, чтобы продолжить семейные предпринимательские традиции, Ж.Б.Сэй решил заняться самообразованием, особенно изучением политической экономии. Для познания последней, как выяснилось впоследствии, решающее значение он придал «Богатству народов» А.Смита, идеи которого, на его взгляд, заслуживали популяризации на благо как Франции, так и всего человечества.

Жизненный путь Ж.Б.Сэя как ученого-экономиста, а не бизнесмена сложился в известной степени под влиянием политических событий, произошедших во Франции в конце XVIII - начале XIX вв., и отчасти под впечатлением от поездки в 1789 г. в Англию, где в отличие от его страны в хозяйстве и политической экономии на первый план выходили уже индустриальные, а не аграрные проблемы.

Итак, по возвращении из Англии в том же 1789 г. Ж.Б.Сэй вступил в одно из страховых обществ, став секретарем администратора Клавьера - будущего министра финансов (1792), изучавшего (судя по тому, что он обнаружил у него экземпляр книги А.Смита) знаменитое «Богатство народов». Спустя три года в 1792 г. Ж.Б.Сэй, примкнув к якобинцам, пошел волонтером о так называемую революционную армию. Затем в 1794 г. покинул ее, чтобы попробовать себя в качестве редактора парижского журнала и находиться на острие социально-политической жизни своей страны, пробыв в этом качестве до 1799 г. Независимость и неординарность позиций молодого Ж.Б.Сэя, критическая оценка экономической деятельности правительства содействовали и его чиновничьей карьере на посту члена Трибуната в комитете финансов, на который он был назначен в 1799 г. Поэтому несомненно, что практический опыт в высшей сфере государственной экономической службы и глубокие познания теоретических разработок в области экономической мысли в сочетании с убежденным восприятием смитовской концепции экономического либерализма помогли Ж.Б.Сэю в написании собственных работ об основах теории развития общественного хозяйства.

Это была книга, лишь на первый взгляд повторявшая и интерпретировавшая идеи А.Смита. После ее издания Ж.Б.Сэй, как и его английские коллеги, продолжал работать над совершенствованием своего труда, неоднократно дополняя и переделывая для обновленных изданий, которых при его жизни было пять, что превратило это сочинение в лучшее из всех остальных.

Примечательно, что между первым и вторым изданиями этой книги, несмотря на громадный успех после первого, разрыв составил более десяти лет. Причина здесь в том, что центральная идея «Трактата» Ж.Б.Сэя - идея об экономическом либерализме - была обозначена им настолько выпукло и недвусмысленно, что ее реализация, особенно в части невмешательства государства в экономику и перестройку хозяйственной жизни, лишила бы военно-промышленное руководство в правительстве Франции того времени реальной полноты власти. Ведь в знак непризнания нового режима Ж.Б.Сэй сознательно пошел на конфликт со своим руководством, отказавшись в готовящемся втором издании «Трактата» одобрить финансовые проекты первого консула Трибуната. Последний, явно обеспокоенный свободой духа Ж.Б.Сэя, не только запретил издание «Трактата», но и исключил его автора из Трибуната, дав ему более низкое назначение вне этой государственной структуры. Так Ж.Б.Сэй попал в многолетнюю опалу.

Но неуемный Ж.Б.Сэй решил открыть собственную бумагопрядильную фабрику и затем, в 1813 г., продав ее, возвратился в Париж, чтобы на вырученные средства опубликовать второе издание своего «Трактата». Оно появилось в 1814 г., а затем в короткие сроки последовали еще три других издания - соответственно в 1817, 1819 и 1826 гг. Эта работа была переведена вскоре на многие языки.

Перемены, произошедшие во Франции с падением режима Наполеона, реабилитировали имя Ж.Б.Сэя как ученого-экономиста и общественного деятеля. Он с воодушевлением продолжил работу над своими сочинениями по политической экономии, стал выступать с многочисленными лекциями, демонстрируя искусство систематизировать и популяризировать основные положения экономической теории. Уже в 1816 г. в Атене Ж.Б.Сэй открыл курс лекций по политической экономии. В 1817 г. выпустил в свет свой «Катехизис политической экономии». А с 1819 г. в Консерватории искусств и ремесел приступил к чтению лекций по специально введенному для него правительством Реставрации «Курсу индустриальной экономии».

С 1830 г. и в последние годы жизни Ж.Б.Сэй возглавил специально созданную для него кафедру политической экономии в Коллеж де Франс, став основателем собственной школы экономической мысли, которую впоследствии представляли Фредерик Бастиа, Мишель Шевалье, Шарль Дюнуайе и другие. За несколько лет до своей смерти (в 1828-1829 гг.) Ж.Б.Сэй издал как бы итоговую в своей жизни работу «Полный курс практической политической экономии». В ней он попытался отразить прежде всего практическую значимость экономической теории, базирующейся на принципах экономического либерализма, невмешательства в экономику извне.

Оценивая творческое наследие Ж.Б.Сэя, следует отметить, что, по словам К.Маркса, он якобы не более чем вульгаризировал смитовское учение и политическую экономию. Но если утопический социализм, а затем и марксизм «извлекли» из учения А.Смита прежде всего положение об эксплуатации рабочего класса капиталистами и землевладельцами (посредством вычета в свою пользу из полного продукта труда и его стоимости), то «школа Сэя» во Франции, также строившая свое «мышление» на трудах А.Смита, одним из главным извлечений сделала положение о взаимосвязи и взаимообусловленности труда, капитала и земли как основных факторов общественного производства и создания стоимости общественного продукта.

С уважением и симпатией к Ж.Б.Сэю относился и его современник Д.Рикардо, который продолжают с ним интенсивно переписываться вплоть до своей смерти. В своих «Началах политической экономии» Д.Рикардо подчеркивал, что политическую экономию как науку обогатили английские исследователи Дж.Стюарт, Дж.Милль и А.Смит и французские - А.Тюрго, С.Сисмонди и Ж.Б.Сэй. При этом Д.Рикардо, тем не менее, смело и открыто высказывал критические замечания не только в адрес здравствовавших своих коллег Т.Мальтуса, Ж.Б.Сэя и других, но и своего кумира А.Смита.

Необходимо отметить, что Ж.Б.Сэй аналогично другим классикам объяснял конструирование политической экономии по образцу точных наук, таких, например, как физика. В методологическом плане это означало признание законов, категорий и теорий, имеющих универсальное и первостепенное значение. Но нельзя не сказать также о том, что, по Сэю, назначение политической экономии всего лишь теоретическое и описательное.

Ж.Б.Сэй снискал себе несомненный авторитет смитианца, безоговорочно приняв принципы свободы рынков, ценообразования, внутренней и внешней торговли (фритредерство), неограниченной свободной конкуренции предпринимателей и недопустимости никаких проявлений протекционизма и возведя эти принципы в ранг абсолюта. В случае их принятия он предвещал человечеству объективную невозможность ни перепроизводства, ни недопот ребления общественного продукт а, т.е. экономических кризисов. Положение Ж.Б.Сэя о реализации общественного продукта позже получило название «закона рынков» или просто «закона Сэя», и разделяли этот «закон» не только столпы классической политической экономии Д.Рикардо, Т.Мальтус и др., но и экономисты многих других школ экономической мысли вплоть до начала XX в. Как образно выразился в данной связи Дж.К.Гэлбрейт, "принятие или непринятие человеком закона Сэя было до 30-х гг. основным признаком, по которому экономисты отличались от дураков.

Труды Ж.Б.Сэя достаточно легко воспринимались прогрессивной общественностью Франции, Англии, США и ряда других стран потому, что, как заметил один из предшественников маржинализма О.Курно, стиль изложения в сочинениях по политической экономии Ж. Б. Сэя был столь же литературно безупречен, что и у А.Смита. Кроме того, по словам того же О.Курно, и А.Смит, и Ж.Б.Сэй не прибегали для достижения наибольшей точности своих аргументов (в отличие от Д.Рикардо) к арифметическим и алгебраическим исчислениям «утомительного объема».

В истории экономических учений имя Ж.Б.Сэя ассоциируется, как правило, с образом ученого, беззаветно верившего в гармонию интересов классов общества в условиях рыночных экономических отношений и проповедовавшего для их утверждения принципы смитовской концепции экономического либерализма, саморегулируемости экономики. Критика основных идей Ж.Б.Сэя, в том числе и той, что принято называть «законом Сэя», по которой экономические кризисы не являются закономерными, несмотря на многочисленные в этой связи попытки опровержения социалистами-утопистами и марксистами, более чем 100 лет (т.е. до появления экономического учения Дж.М.Кейнса) оставалась для теории и практики мирового хозяйства недостаточно убедительной .

2. Основные характеристики теории факторов производства Ж.Б. Сэя

Политическая экономия как никакая наука требует от рассуждающего о ней присутствия здравого смысла. Если в других науках (математике, философии) иногда именно здравый смысл оказывается главным препятствием для правильного понимания того или иного вопроса, то в политической экономии наоборот: руководствуясь простым здравым смыслом можно дойти до всех ее главных выводов и последних истин. Объясняется это видимо тем, что сама экономическая деятельность человека целиком основывается на здравом смысле. Последний констатирует те связи и факты, которые человек нащупывает практически. Поэтому и теоретическое осмысление экономических отношений может сводится к чисто рассудочному анализу и последующей систематизации отношений уже существующих как практическая истина. Теория, построенная таким образом, не может быть глубокой, но ее выводы, тем не менее, вполне могут быть правильными. Примером подобной теории является теория факторов производства (или производительности капитала) Ж.Б.Сэя, которого Туган-Барановский называет самым поверхностным экономистом. Но может быть именно эта незатейливость и поверхностность теоретического подхода Сэя позволила ему сформулировать, точнее, наивно, по-детски угадать то направление в котором следует искать правильный ответ на вопрос о сущности процента.

Глубокомыслие Маркса завело последнего в тупик, Туган-Барановский, несмотря на свои остроумие и вдумчивость ушел не на много дальше Маркса, А.Смит и Рикардо даже и не ставили вопроса об отношениях между трудом и капиталом во всей его остроте, зато легкомысленный Сэй, не задумываясь, дает правильный, или, по крайней мере, достаточно близкий к истине, ответ на вопрос! Это по-своему замечательно.

Теория Сэя состоит в следующем. В производстве участвуют и одинаково необходимы три фактора: труд, земля и капитал (средства производства).

Если исключить любой из этих факторов, то производство окажется либо вообще невозможным, либо количество производимого продукта резко сократится. Следовательно, любой из этих факторов производителен.

Следовательно каждому из них должна принадлежать своя доля в произведенном продукте. Долей труда является заработная плата, долей земли - рента, которая и переходит к собственнику земли, долей капитала - процент, переходящий к собственнику средств производства. Таким образом можно считать, что если никто из агентов производства не претендует на чужую собственность, то каждый из факторов производства производит свою долю продукта, которая затем и переходит собственникам факторов в процессе распределения: труд производит заработную плату, капитал - процент, земля - ренту. Таким образом, получается полная гармония: вместо классовой борьбы перед нами взаимовыгодное сотрудничество классов.

Нельзя отрицать, что из всех рассмотренных выше теорий эта теория по-видимому наиболее «складная» и наименее уязвимая для критики. Вместе с тем, как говорит Туган-Барановский, она «причинила очень много вреда политической экономии и совершенно спутала многие ее учения». Рекомендация в своем роде любопытная, возбуждающая особый интерес к названной теории.

Туган-Барановский признает, что средства производства (капитал) обладают производительностью. Да и мудрено не признать этого: если в результате применения машины или какого-либо механизма производительность труда повышается в сотни и тысячи раз, если применение орудий труда открывает такие производственные возможности, которые в принципе недоступны ручному труду, то кто в здравом уме решится отрицать производительность средств производства? Остается единственный аргумент против теории Сэя - это то обстоятельство, что согласно трудовой теории стоимости стоимость производимого продукта в результате применения улучшенных приемов производства или (и) внедрения новых машин не изменяется.

Например, если производительность труда выросла в 10 раз и количество производимого продукта возросло, то стоимость всего этого возросшего количества не увеличится, останется прежней ибо количество труда осталось неизменным (при этом стоимость единицы продукта упадет в 10 раз). Но раз стоимость остается неизменной и создается, согласно трудовой теории, исключительно трудом рабочего, то повышение производительности труда не может иметь никакого принципиального значения в отношениях между рабочим и капиталистом. По этой причине Маркс не обращает особого внимания на рост производительности труда.

Изменения последней, по его мнению, могут несколько смягчить, или ухудшить положение рабочего, но не в состоянии качественно его изменить, т.е. в любом случае рабочий остается в положении эксплуатируемого. Туган-Барановский в отличие от Маркса допускает, и то, что с повышением производительности труда увеличивается количество производимого продукта, и то, что в результате этого может появиться прибавочная стоимость. Это означает, что появление прибавочной стоимости, хотя бы в некоторых случаях, обусловлено не эксплуатацией рабочего, но применением более совершенных средств производства, - таков единственный вывод к которому должен был бы прийти Туган-Барановский. Однако, не приходит, так как его точка зрения и рассуждения последовательностью не отличаются. Но, с другой стороны, ясно, что у него не осталось объективно ни одного аргумента против Сэя: производительность капитала он признал, то что капитал производит не только продукт, но и прибавочную стоимость, он фактически тоже признал.

Для политэкономии, как и для любой другой науки, «удобным» должно быть все, что истинно, а «неудобным» лишь то, что неистинно. Затем, что могут означать фразы о самоцельности человеческой личности? Мы должны рассматривать весь произведенный продукт как результат исключительно труда на том лишь основании, что рабочий есть цель производства, а не его средство? Что же, рабочему и заработную плату начислять за то, что он - самоцельная личность? Политэкономия вообще рассматривает рабочего не как личность, не как создание бога, высшую цель природы и т.п., т.е. не так, как его рассматривают философия, этика и другие науки, но лишь в той мере и в том отношении, в каком он проявляет себя в процессе производства. То, что рабочий, как личность выше любой своей производственной функции - это бесспорно, но все это существует вне производства, а потому, не существует для политэкономии. Впрочем, если труд рабочего уникален, индивидуален, требует от него высокого мастерства, большого опыта, значительных знаний, относительно высокого культурного уровня, то политэкономия не может не учитывать всего этого в той мере, в какой все это становится производственными факторами.

Труд такого рабочего, конечно выше функционирования любой машины и никому в голову не придет отождествлять в этом случае рабочего со средством производства. Но мы рассматриваем не исключения, но средний случай современного производства с развитым разделением труда, в котором умственный труд отделен от физического и существует тенденция максимального упрощения и нивелирования труда рабочего. Хорошо это или плохо, но это так. И если рабочий выполняет простейшую механическую операцию, которую может выполнить и машина, то непонятно, почему труд рабочего в этом случае мы должны ставить выше функционирования машины?

Почему рабочий в этом случае «производит», а машина - нет? Как мы должны относится к тому, что в подобных случаях труд рабочего не только теоретически приравнивается к функционированию средства производства, но и на деле рабочий заменяется машиной? Как мы должны относится к тенденции максимально вытеснить физический труд, к механизации труда?

Ведь во всех этих случаях происходит и теоретическое, и практическое приравнивание рабочего к средству производства? Не противоречит ли технический прогресс самоцельности личности рабочего? Насколько он (технический прогресс) удобен в связи с этим для политэкономии?

Здравомыслие явно изменяет Туган-Барановскому и он вместо экономического анализа угощает нас бессмысленными беллетристическими фразами.

Когда рабочий затрачивает в процессе труда свои интеллектуальные и физические силы, когда он овеществляет в производимом им продукте часть своей личности, то тем самым, он и физически, и технологически, и в каком угодно другом смысле является средством производства. Потому-то труд и тягостен, потому-то он и рассматривается как затрата. Человек - не бог, но существо материальное, поэтому он не может пребывать в абсолютном единстве с самим собой, но время от времени должен отказываться от самого себя, превращать себя в средство достижения той или иной цели, в частности - в средство производства. И это действительно противоречит его самоцельности, но лишь потому, что человек в сущности своей существо противоречивое. То противоречие, которое имеет в виду Туган-Барановский, проявляется в другом случае, именно, когда рабочий остается средством производства не только в процессе производства, но так же и в процессе потребления; когда, например, он не ест, но его кормят лишь затем, чтоб он завтра оказался в состоянии выполнять свою работу ради которой, единственно, существует. Но это есть не состояние наемного рабочего, но состояние раба. Поскольку капитализм предоставляет рабочему гражданскую и политическую независимость, постольку он предоставляет ему возможность жить для себя, осуществить себя как личность. Речь, следовательно, может идти только о том, чтоб эта возможность была не только политической декларацией, но также и экономической реальностью, - но это уже совсем другая история и совсем другой вопрос .

3. Закон «Сэя»

История «закона Сэя» слегка напоминает историю «закона народонаселения» Мальтуса. В первом издании «Трактата» (1803 г.) Сэй написал четыре странички о сбыте. На них в очень нечеткой форме была изложена мысль, что общее перепроизводство товаров в хозяйстве и экономические кризисы в принципе невозможны. Всякое производство само порождает доходы, на которые обязательно покупаются товары соответствующей стоимости. Совокупный спрос в экономике всегда равен совокупному предложению. Могут возникать лишь частичные диспропорции: одного товара производится слишком много, другого - слишком мало. Но это выправляется без всеобщего кризиса. Подобно основной идее Мальтуса, это простое положение отличается внешним подобием самоочевидности. Но с другой стороны, бросается в глаза его непомерная абстрактность, делающая мысль Сэя, по существу, бессодержательной.

Скоро вокруг «закона Сэя» (тогда он еще не носил этого громкого названия) развернулась бурная дискуссия. В ней приняли участие крупнейшие ученые-экономисты той эпохи, в том числе Рикардо, Сисмонди, Мальтус и Джемс Милль. Защищая и обосновывая свою идею, Сэй с каждым новым изданием «Трактата» раздувал изложение «закона», Однако так и не придал ему сколько-нибудь четкой формы .

В наше время дискуссия о «законе Сэя» в западной науке - это в основном дискуссия между сторонниками так называемого неоклассического и кейнсианского направлений в политической экономии. Первые, даже если они не ссылаются на «закон», фактически стоят на позициях, в общем и целом восходящих к Сэю. Они говорят, что через гибкость цен, заработной платы и других основных элементов экономика может стихийно, автоматически избегать серьезных кризисов. Поэтому они обычно выступают против большого вмешательства буржуазного государства в экономику. В смысле взглядов на экономическую политику неоклассическое направление часто склоняется, таким образом, к «неолиберализму».

Напротив, Кейнс и его последователи указывают на неизбежность кризисов в свободно развивающейся капиталистической экономике и критикуют «закон Сэя». Кейнс писал, что приверженность профессиональных экономистов к этому «закону», который опровергается жизнью, привела к тому, что со стороны рядового человека «стало заметно все меньше и меньше склонности относиться к экономистам с тем же уважением, как к другим группам ученых, у которых теоретические выводы, когда их применяют на практике, согласуются с наблюдениями». Кейн-сианское направление выступает за широкое вмешательство государства в экономику.

Некоторые ученые пытаются примирить оба эти направления, взяв из каждого определенные элементы. В этом, в частности, состоит суть «неоклассического синтеза» Самуэльсона, учебник которого, изданный в русском переводе, упоминался выше.

«Закон Сэя» подразумевает, что товары производятся непосредственно ради удовлетворения потребностей людей и обмениваются при совершенно пассивной роли денег в этом обмене. Это бесконечно далеко от действительности. Но в «законе Сэя» была и прогрессивная для своего времени сторона. Он был направлен против тезиса Сисмонди о невозможности поступательного развития капитализма.

Используя аргументы Сэя, буржуазия выдвигала прогрессивные требования сокращения бюрократического государственного аппарата, свободы предпринимательства и торговли. Все это отчасти объясняет и то, почему Рикардо принял теорию рынков Сэя .

Заключение

В теории Сэя прибыль предстает как естественное порождение капитала, а рента - как естественное порождение земли. И то и другое совершенно независимо от общественного строя, от классовой структуры, от формы собственности. Капитал приносит прибыль, как яблоня - яблоки, а смородинный куст - ягоды смородины.

Эта концепция в корне противоположна трудовой теории стоимости и теории прибавочной стоимости. Она отрицает эксплуатацию рабочих капиталистами и землевладельцами и изображает экономический процесс как гармоническое сотрудничество равноправных факторов производства. Главное сочинение Фредерика Бастиа, получившего из всех последователей Сэя наибольшую известность, так и называлось: «Экономические гармонии». Вот почему для Маркса, как уже говорилось, теория факторов производства была важнейшим воплощением вульгарной политической экономии.

Теория факторов производства в том виде, в каком ее излагали Сэй и его ученики, даже в буржуазной науке заслужила репутацию чрезмерно упрощенной и поверхностной. Шарль Жид, известный французский историк экономической мысли, писал, что «необходимость ясности в изложении иногда понуждала его скользить по поверхности важных проблем вместо того, чтобы проникать вглубь их. В его руках политическая экономия часто становится слишком простой. Некоторые трудности он заволакивает чисто словесным разрешением. Неясность Смита часто плодотворна для ума, а ясность Сэя не дает ему никакого стимула».

Действительно, ответы, которые давал Сэй на коренные вопросы экономической науки своего времени, в большой мере были уходом от этих вопросов .



1. Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник. М.: Юристъ, 2001.

2. История экономической мысли в России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Закон и право, 1996.

3. История экономической мысли. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 1998 г. - 248 с.

4. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита-Пресс, 2002.

5. Негиши Т. История экономической теории. – М.: Аспект-пресс, 2005.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Наиболее известным исследователем учений Смита во Франции был Жан Батист Сэй (1767-1832). Главными работами Ж.Б. Сэя являются «Трактат политической экономии или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803) и «Полный курс политической экономии» (1829). Его теория сосредоточена на анализе форм экономических отношений, проявлении экономических законов в конкретной хозяйственной практике функционирующей рыночной экономики. Основные теоретические положения заключались в следующем.

1. Богатство. По мнению Ж.Б. Сэя, понятие «богатство» не применимо к продуктам, которые люди могут получить бесплатно (вода, воздух), а только к продуктам, «которые имеют сто­имость и которые стали исключительной собственностью их владельцев».

2. Производительный труд. Производство определяет как деятельность человека, направленную на создание полезности, которая может воплощаться в материальных и нематериальных формах. Следовательно, критерием производительности служит полезность. Ж.Б. Сэй дает более широкую, чем А. Смит, трактовку сферы производительного труда, включая туда не только сферу материального производства, но и сферу услуг, так как здесь тоже создается полезность.

3. Стоимость. Стараясь всесторонне рассмотреть проблему стоимости, Ж.Б. Сэй рассуждал следующим образом: «Производство не создает материи, но создает полезность..., и так как эта полезность сообщает предметам ценность, то является производством богатства». Стоимость обязана своим происхождением соединенному действию труда человека, сил природы и капитала. И наконец, окончательно стоимость устанавливается на рынке под влиянием спроса и предложения.

4. Теория факторов производства. Ж.Б. Сэй исходил из того, что стоимость создается тремя факторами производства; трудом, капиталом и землей (природой). Каждый из этих факторов оказывает определенную услугу при создании стоимо­сти. Соответственно трем самостоятельным источникам стоимости Ж.Б. Сэй выделяет три основных дохода: заработную плату (плата за услугу труда), прибыль (плата за услугу капитала и предпринимателя) и ренту (плата за услугу земли). Каждый из собственников указанных факторов получает свой доход, т. е. ту часть стоимости, которую создал их фактор производства: рабочий - заработную плату, предприниматель - прибыль, земельный собственник - ренту. В отношении прибыли Ж.Б. Сэй полагал, что она складывается из ссудного про­цента, который капиталист имеет как собственник капитала, и предпринимательского дохода, который он получает как предприниматель за организаторскую деятельность, новаторство и риск. Трехфакторная теория ценности Ж.Б. Сэя основывается на принципе взаимосвязанности и взаимодополняемости производственных факторов. Цена каждого фактора олределяется ценой на производимый им товар, в конечном же счете - соотношением спроса на этот товар и предложением производственного фактора. Из теории трех факторов производства Ж.Б. Сэй делает вывод о том, что между классами существует гармония, так как каждый класс получает только свою долю стоимости.

5. Теория реализации. Другой, наиболее известной теорией Ж.Б. Сэя стала теория реализации, получившая название «закон Сэя» (или «закон рынков»), который гласит: «производство всегда равняется потреблению». Всякое производство само порождает доходы и создает спрос, благодаря чему покупаются все товары, стоимость которых соответствует предъявленным доходам. Деньги выступают лишь в качестве посредника, потому что они нужны для обмена своего продукта на продукты других производителей.

На основе данного закона вытекало, что при капитализме предложение всегда равно спросу, всегда существует полная реализация, так как в масштабах народного хозяйства реализация означает обмен одних продуктов на другие. Ж.Б. Сэй, правда, предполагал перепроизводство отдельных товаров. Но считал, что в этом случае просто недостает других товаров. Однако возникшее структурное несоответствие выравнивается в результате движения товаров и стимулирующего воздействия цен.

Таким образом, закон рынков Ж.Б. Сэя исключает общее перепроизводство товарной массы. Совокупный спрос должен соответствовать совокупному предложению. Кризисы перепроизводства в рыночной экономике не могут иметь места. Временно может возникнуть лишь структурное несоответствие, ко­торое затем в силу внутренних законов рынка будет быстро пре­одолено.

6. Роль государства в экономике. Ж.Б. Сэй активно поддерживал идею «экономического либерализма». Особенно он критиковал монополии, даваемые государством отдельным компаниям, и политику протекционизма во внешней торговле. Был также невысокого мнения о способности чиновников управлять государственными мануфактурами. В то же время он указывал на то, что государство может стимулировать экономику путем создания инфраструктуры, финансирования образования и науки для ускорения технического прогресса, а также путем юридического оформления правил свободной конкуренции.

Удивительно, но такое имя, как известно далеко не каждому экономисту. Это имя редко звучит на лекциях по экономической теории, тогда как именно этот ученый является автором таких важных экономических теорий, как «закон рынков Сэя » и «теория трех факторов производства ». Являясь во многом продолжателем идей А. Смита, Сэй смог рассказать о них в континентальной Европе простым и доступным языком. Можно сказать, что он был популяризатором смитианских идей, переработавшим их до столь четких и ясных объяснений, что их мог понять любой далекий от экономики человек. Можно долго спорить о том, насколько значителен вклад Жан-Батист Сэя в развитие экономической мысли, но несомненно, что он был неординарным и ярким экономистом рубежа XVIII-XIX вв.

Биография Жана-Батиста Сэя

Будущий французский экономист и представитель классической школы политэкономии (Jean-Baptiste Say ) родился 5 января 1767 года в городе Лион, в буржуазной семье. Его отец был протестантом и купцом, возможно именно от него Жан-Батист унаследовал деловую смекалку. В молодости Сэй получил хорошее образование и работу в конторе, но этого ему показалось мало, и он много времени уделял самообразованию, проявляя при этом особый интерес к политической экономии. При этом он неминуемо должен был познакомиться с самым известным трудом того времени в данной области – книгой «Богатство народа » Адама Смита. Так и произошло. Идеи Смита оказали на Сэя огромное влияние, и практически всю свою последующую жизнь он посвятил их развитию и популяризации во Франции.

В 1789 году Франция оказалась объята «пламенем» революции и юный Сэй (ему тогда было 22 года) с восторгом воспринял идее и о свержении монархии и переходу к республике равных и свободных граждан. Жан-Батист Сэй записывается в армию, которая в то время вела бои на западе Франции. Но постепенно Сэй разочаровывается в якобинцах, уходит из армии и возвращается на родину, в Париж.


This work is licensed under the Public domain license. Attribution: Echiner~commonswiki on commons.wikimedia.org

Портрет Жана-Батиста Сэя.

В Париже Сэй получает место редактора одного солидного журнала. Установление во Франции Консульства Бонапарта позволило Сэю получить пост члена трибунала в комитете финансов.

В 1803 году выходит самое значимое и известное сочинение Сэя - «», которое принесет ему впоследствии большую славу.

Книга Сэя была замечена самим Наполеоном, которому как раз требовалось экономическое обоснование его политики и военных кампаний. Жана-Батиста пригласили к Наполеону для беседы, в ходе которой тот дал ему понять, что хочет, чтобы Сэй переписал свой «Трактат политической экономии» в духе взглядов Наполеона. Сэй ответил отказом и был вынужден уйти в отставку. Впрочем, можно сказать, что он еще легко отделался.

После этого Сэй решает заняться предпринимательством и становится пайщиком текстильной фабрики. В 1812 году он продает свой пай и живет в Париже, ведя образ жизни рантье.

После свержения Наполеона и реставрации Бурбонов, снова возрастает интерес к труду Ж.Б. Сэя, благосклонно принятому новым правительством. Слава Сэя, как крупнейшего экономиста Франции гремит по всей стране.

Что касается самого Сэя, то он вновь пробует новую сферу деятельности и начинает читать лекции по политической экономии. В 1819 году она получает кафедру «Промышленной экономии» в Национальной консерватории искусств и ремесел. Оставаясь верен себе Сэй рассказывает о сложных вещах так просто и наглядно, что скоро политическая экономия становится во Франции популярна не менее, чем на ее родине – в Англии.

В период 1828-1830 гг. Жан-Батист Сэй издает «Полный курс практической политической экономии» в 6-ти томах. Но в этом курсе он не излагает ничего принципиально нового. Теперь он занимает уже кафедру «Политической экономии» в Коллеж де Франс.

Трактат политической экономии Сэя

Самый главный труд всей жизни Жана-Батиста Сэя, его opus magnum – без сомнения «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства», вышедший в печать в 1803 г. и состоящий из 9 глав.

Это самая значимая работа Сэя. Впоследствии он будет ее неоднократно дорабатывать и дописывать, подготавливая к переизданиям. Всего при жизни автора его трактат переиздавался 5 раз! И в наше время не всякий учебник или монография могут таким похвастаться, а уж в те времена это говорило вообще о многом.

Что представляет собой «Трактат политической экономии » Сэя? По сути, это изложение трудных для понимания идей А. Смита гораздо более живым, простым и понятным языком. Нельзя сказать, что Ж.Б. Сэй копировал Смита. Скорее он творчески переработал его учение (и здесь прослеживается влияние физиократической традиции и экономического либерализма, близких Сэю) и сделал его доступным для широкого круга читателей.

Закон рынков Сэя

Одна из наиболее важных экономических идей Жана-Батиста Сэя была сформулирована им в 1803 году. Впоследствии в его честь она была названа «закон рынков Сэя» или кратко «закон Сэя».

Закон Сэя (Say’s law ) гласит, что в условиях свободной экономики с гибкими ценами автоматически устанавливается такое положение, при котором вся произведенная в условиях существующих технологий и имеющихся ресурсов продукция потребляется совокупным спросом.

Да, это то самое рыночное равновесие, при котором спрос и предложение уравновешивают друг друга известное нам сегодня в рамках современной экономической теории.

Сэй полагал (исходя из открытого им закона), что кризисы перепроизводства, как и кризисы недопотребления попросту невозможны.

Теория трех факторов производства Сэя

Большая заслуга Сэя и в том, что он изучал вопрос источников общественного богатства и пришел к выводу, что в основе создания всевозможных благ лежат три фактора производства :

  • труд;
  • земля;
  • капитал.

Если К. Маркс полагал основным труд, а физиократы – землю, то Сэй заявлял, что лишь совместное использование труда, земли и капитала позволяют создавать продукты и получать доходы.

Большое внимание Сэй уделял и предпринимательскому доходу , рассматривая его как вознаграждение за важнейшую функцию – объединение предпринимателем всех трех факторов производства для достижения общей цели (производства продукта и получение дохода).

Другие идеи Жана-Батиста Сэя

Кроме «закона рынков Сэя» и «теории трех факторов производства», Сэя высказывал и другие интересные (хотя и не всегда верные идеи). Перечислим их:

  • Сэй был иностранным членом Петербургской академии наук;
  • Д. Риккардо симпатизировал Сэю, уважительно о нем отзывался и вел с ним активную переписку;
  • в пожилом возрасте Сэя обуяла гордыня, он стал хвастливым и грубым;
  • идеи Сэя легли в основу популярной в XX в. теории издержек производства Т. Мальтуса;
  • Карл Маркс назвал теории Сэя и Мальтуса «вульгарной политической экономией».

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

В начале XIX века получили распространение разработки школы экономистов, которую возглавлял Жан Батист Сэй (1767-1832), представляющий классическую политическую эко-номию.
Теория Сэя, в отличие от теорий его предшественников, со-средоточена на анализе форм экономических отношений, прояв-лении экономических законов в конкретной хозяйственной прак-тике функционирующей рыночной экономики.
Главными работами Сэя являются: «Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образу-ются, распределяются и потребляются богатства» (1803) и «Полный курс политической экономии» (1829). По мнению Сэя, его работы представляют собой упрощенное и очищенное от ненужных абстракций и сложностей изложение теории Сми-та.
Сэй принял принципы свободы рынков, ценообразования, фритрейдерства, экономического либерализма, разделял пред-ставления о вечности и незыблемости рыночной экономики.
Он считал, что политическую экономию необходимо строить также, как и точные науки, что в методологическом плане означало признание законов, категорий и теорий, которые имеют универсальное значение. Сэй рассматривал политическую эконо-мию как теоретическую и описательную науку.
Определяя задачи и цели политической экономии, Сэй под-черкивал, что она не должна задаваться вопросами практики. По-литэкономия, по его мнению, - это чистая абстрактная наука исключительно об экономических законах.
Специфика методологии теории Сэя связана с его классифи-кацией политэкономии, которая делилась на три самостоятельные части: производство, распределение и потребление. Все со-ставные части политэкономии рассматривались Сэем с точки зрения их функциональной роли, причем распределение и по-требление как самостоятельные сферы ставились в один ряд с производством.
В концепции производства Сэй показывал, что произво- дить – это не значит создавать материальные предметы. Произ-водить – значит просто создавать полезность, увеличивать спо-собности вещей отвечать нашим потребностям и удовлетворять наши желания. Он писал, что «производство не создает материи, но создает полезность». Полезность сообщает предметам цен-ность, которая является мерилом полезности. На основании этого, в отличие от физиократов и Смита, Сэй утверждал, что производителен всякий труд, даже создающий нематериальные продукты.
В теории распределения Сэя центральное место отводится предпринимателям, к которым он относит «индустриальных предпринимателей», землевладельцев, деловых людей, ведущих производство и распределение богатства.
Вокруг фигуры предпринимателя, по мнению Сэя, происхо-дит распределение, механизм которого состоит в следующем: ра-бочий предоставляет услуги в виде затраченного непосредствен-ного труда; услуги землевладельцев – в виде продуктов земли и услуг предпринимателей; услуги промышленников – в виде вло-жения капитала. Вынесенные на рынок эти услуги обмениваются в форме заработной платы, процента или ренты. На услуги суще-ствует спрос со стороны промышленных предпринимателей, ко-торые являются «посредниками, ищущими производственные услуги для изготовления продукта».
Человек, земля, капитал предоставляют услуги, а спрос и предложение регулируют цену услуг, т.е. размер ренты, зар-платы, процента, а также цену продуктов: с помощью предпри-нимателя ценность продуктов распределяется между «произво-дительными услугами», а услуги – в соответствии с потребно-стями между производствами.
Сэй справедливо полагал, что обмен двух равных стоимостей не увеличивает и не уменьшает общей массы стоимостей, имеющихся в обществе. На вопрос о том, как определить величину стоимости, созданную каждым фактором производства, Сэй отвечает ссылкой на рынок. Он считал, что части стоимости, со-зданные различными факторами, определяет рынок. Так, часть стоимости, созданная трудом, равна заработной плате; часть, со-зданная капиталом – прибыли; часть, созданная природой – рен-те.
Таким образом, стоимость или ценность каждого предмета, пока она не установлена на рынке, совершенно произвольна, не-определенна. Основанием же ценности является полезность товара. Поскольку в процессе производства участвует не только труд, но капитал и земля оказывают определенные услуги, они также создают стоимость (ценность). Это и составляет содержание тео-рии трех факторов производства.
Сэй привел определение каждого вида дохода, но, в отличие от Смита, разделил прибыль на предпринимательский доход и процент.
В результате заработная плата рассматривалась им как воз-награждение за труд рабочего; предпринимательский доход – как вознаграждение за особую важную общественную функцию, «за промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководства», процент – как результат услуги капитала. Предпринимателя–землевладельца Сэй ставит рядом с фермером, поэтому ренту сводит к стараниям землевладельцев.
При объяснении сущности процента он развил новый вариант теории производительности капитала. По его мнению, необходимо разделить субстанции капитала (материальное бытие средств производства) и производительную услугу капитала, свя-занную с использованием средств производства.
Сэй делит на две части стоимость, созданную капиталом: одна – возмещает затраты его субстанции (амортизация и т.д.), другая – возмещает или вознаграждает его производительные услуги.
На основании теории факторов производства Сэй сделал вывод об относительном изменении доходов. Он отмечал, что раз стоимость, а значит, и цена, слагается из доходов, то, следова-тельно, изменение каждого вида доходов не затрагивает другие доходы, а отражается только на цене, обуславливая ее измене-ние.
Сэй применил свой вариант теории стоимости для обосно-вания теории реализации, которая получила название «Закона рынка».
В теории реализации он доказал, что в условиях рыночной экономики отсутствуют основы для всеобщего кризиса перепро-изводства. Для обоснования Сэй формулирует ряд положений, характеризующих функционирование рынка:
обмен товаров покоится на разделении труда, так как производитель товара в поиске потребителя выносит товары на рынок;
ценность продуктов, которые выносятся на рынок, од-новременно определяют ценность покупаемых производителями продуктов;
цена сдерживает потребление, так как, если бы продук-ты, выносимые на рынок, не имели бы цены, то потребление их было бы безгранично;
чем выше цена, тем меньше спрос на товар;
деньги нужны для обмена товаров, поэтому обменива-ются не денежные эквиваленты, а продукты;
для осуществления обмена каждый товар, каждая цен-ность должны быть противопоставлены другой ценности;
в процессе обмена происходит замена одних предметов потребления на другие;
обмен приводит к тому, что «каждый заинтересован в благополучии всех и что процветание одной отрасли промыш-ленности всегда благоприятно для процветания всех дру-гих»;
товары не продаются или продаются с убытком, если их количество превышает потребность в них, или если другие производства поставили меньше товаров и их не хватает;
ввоз иностранных товаров благоприятствует продаже внутренних продуктов, потому что мы не можем купить ино-странные товары иначе, как за продукт нашей промышленности, наших земель и наших капиталов, сбыт которых организует тор-говля.
Следовательно, всеобщее перепроизводство невозможно, но Сэй допускал возможность частичных кризисов перепроизводства в результате возникающих диспропорций.
Теоретические положения Сэя явились основой для разра-ботки рекомендаций для экономической политики. Он выступил против преград для развития рыночной экономики, против чрез-мерных расходов на чиновников и так называемых «третьих лиц», но за развитие производства, которое способствует расширению рынка.

Случайные статьи

Вверх